Размещение информации об открытом конкурсе по 44 ФЗ

Как проходит открытый конкурс в электронной форме: пошаговая инструкция

Скачать типовую документацию для открытого конкурса в электронной форме от 18.11.2019
Скачать типовую заявку на участие в конкурсе в электронной форме
Скачать шаблоны государственных контрактов на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг
Скачать образец протокола рассмотрения первых частей
Скачать образец протокола рассмотрения вторых частей
Скачать образец протокола подведения итогов

Краткая инструкция по проведению электронного конкурса

Вот краткая пошаговая инструкция по открытому конкурсу в электронной форме по 44 ФЗ:

  1. Подготовить и опубликовать извещение и остальную документацию по закупке.
  2. Собрать предложения от участников.
  3. Обработать их и отобрать участников.
  4. Рассмотреть первые части предложений.
  5. Рассмотреть вторые части предложений.
  6. Подвести итоги и опубликовать протокол.
  7. Разъяснить результаты закупки.

Рассмотрим подробно пошаговую инструкция для заказчика по электронному конкурсу по 44 ФЗ.

Шаг 1. Готовим извещение и документацию

В ст. 54.1-54.7 44-ФЗ прописано, что такое открытый конкурс в электронной форме и как его проводить. В такой процедуре сведения о госзакупке сообщаются неограниченному кругу лиц, и для всех участников устанавливаются единые требования.

Вот чем отличается открытый аукцион от открытого конкурса:

  1. Критерии оценки. В аукционных процедурах победителя определяют по цене. А в конкурсе оценивают как стоимостные, так и нестоимостные показатели (опыт, деловая репутация, наличие профессионалов).
  2. Переторжка. Вторые части предложений участников электронного конкурса и необходимую документацию (ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ) оператор направляет заказчику по истечении периода, предусмотренного на подачу окончательных ценовых предложений, после формирования протокола (ч. 7 ст. 54.6, ч. 1 ст. 54.7 44-ФЗ).

Эти положения и другие обязательные сведения, которые прописаны в ст. 54.3 44-ФЗ, специалист заказчика готовит и утверждает в документации о конкурсе.

Есть заказчики, которые привлекают сторонние специализированные организации для формирования документов для конкурса (ч. 3 ст. 54.1 44-ФЗ). Экспертная компания разрабатывает документацию для организации-заказчика, но не участвует в процедуре. Это указано в ч. 1, 5 ст. 40 44-ФЗ.

Помимо документации, готовят и размещают в ЕИС извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме и проект контракта (ч. 1, 2 ст. 54.1, ч. 3 ст. 54.3). Без этих трех документов не провести процедуру. Сроки, в которые их размещают в ЕИС, — не позднее 15 рабочих дней до истечения периода подачи заявок.

Порядок составления извещения прописан в ст. 54.2 закона о контрактной системе. При необходимости заказчик размещает извещение в любых открытых источниках информации. Изменяют извещение при условии, что коррективы производятся не позже 5 дней до момента окончания срока подачи заявок. Организации-заказчику запрещено менять объект закупки и увеличивать размер обеспечения заявок.

Шаг 2. Определяем участников

В п. 1 ч. 3 ст. 54.2 44-ФЗ указано,что в извещении прописывают, где открытый конкурс в электронной форме проводится, — на одной из 8 электронных площадок:

  1. ЕЭТП.
  2. «РТС-тендер».
  3. «Сбербанк-АСТ».
  4. «Электронные торговые системы».
  5. ГУП «Агентство по госзаказу РТ».
  6. «Российский аукционный дом».
  7. «ТЭК-Торг».
  8. ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Потенциальные поставщики одновременно направляют три документа — две части заявок на участие в торгах и предложение о цене (ч. 2, 3 ст. 54.4 закона о контрактной системе). Срок подачи предложений в электронном конкурсе составляет 15 рабочих дней с момента размещения извещения о процедуре.

Когда завершится период, отведенный на подачу заявок в конкурсе, оператор электронной площадки направляет заказчику их первые части. После этого начинает работу закупочная комиссия. Члены комиссии организации-заказчика рассматривают и оценивают первые части запросов от участников торгов. Итоги проведенного анализа протоколируются. Этот протокол передают оператору ЭП в положенный срок — в течение дня, отведенного на рассмотрение и оценку первых частей заявок (ч. 13 ст. 54.4, ч. 6, 7 ст. 54.5 44-ФЗ).

Если заказчик не получил вместе со второй частью заявки такую документацию, то ему необходимо проверять те документы, которые перечислены в Письме Минфина РФ № 24-05-08/69766 от 28.09.2018 для реестра участников аукционов в электронной форме.

Дальше закупочная комиссия изучает и анализирует вторые части предложений от потенциальных поставщиков. Затем члены комиссии составляют протокол и направляют его оператору ЭП непосредственно в день, отведенный на рассмотрение и оценку вторых частей заявочных предложений участников конкурса (ч. 7, 8 ст. 54.7 44-ФЗ).

После публикации протокола рассмотрения вторых частей оператор передает заказчику запротоколированные результаты с окончательными предложениями участников.

Закупочная комиссия еще раз внимательно изучает предложения и протоколы, а затем ранжирует участников. Результаты работы комиссия оформляет в протоколе подведения итогов электронной процедуры (ч. 10, 11 ст. 54.7 закона о контрактной системе).

Протоколы составляются по принятому решению о допуске или обоснованному выводу об отказе и о присвоении баллов в соответствии с установленными документацией критериями от каждого члена комиссии. Протоколирующие документы подписываются всеми присутствующими членами комиссии по закупкам.

Шаг 3. Рассматриваем первые части заявок

После изменений порядок проведения открытого конкурса в электронной форме по 44 ФЗ обязывает членов закупочной комиссии заказчика рассматривать и оценивать первые части заявок в течение 5 рабочих дней с момента окончания их подачи и не позднее 1 рабочего дня в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта — не более одного миллиона рублей (ч. 1 ст. 54.5 44-ФЗ).

После того как все первые части заявок будут проанализированы, комиссия формирует протокол, в который вносятся данные, указанные в ч. 6 ст. 54.5 44-ФЗ:

  • идентификационные номера, присвоенные каждой заявке;
  • дата, место и время их анализа;
  • правила, по которым оцениваются допущенные заявки, если в документации установлен критерий «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;
  • допуск или отказ в допуске потенциальному поставщику.

Проведение открытого конкурса в электронном виде допускает отказ потенциальным исполнителям в участии по ч. 3, 4 ст. 54.5 44-ФЗ.

Причины отказа такие:

  1. Непредоставление или предоставление недостоверных сведений, необходимых для участия в конкурсе в электронной форме на основании положений закона о Федеральной контрактной системе (п. 2 ч. 4 ст. 54.5).
  2. Несоответствие предоставленного запроса условиям и требованиям, предъявляемым организацией-заказчиком к первым частям предложений (пп. «б» п. 3 ч. 4 ст. 54.5).
  3. Указание конкретных данных о потенциальном поставщике, подавшем первую часть заявки, либо о его ценовом предложении.

Шаг 4. Рассматриваем вторые части заявок

Заявки от участников в электронном конкурсе содержат и вторые части заявок. Комиссия изучает и анализирует их в течение 1 рабочего дня, если НМЦК — не более одного миллиона рублей. И не позднее 3 рабочих дней в остальных случаях (ч. 2 ст. 54.7 44-ФЗ).

Далее члены комиссии составляют протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок (ч. 7 ст. 54.7 44-ФЗ), в который вносят данные:

  • обо всех участниках процедуры;
  • о дате, месте и времени рассмотрения вторых частей заявок, поданных на открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ;
  • о регламенте анализа предложений участников в соответствии с критериями оценки, установленными в закупочной документации;
  • о том, соответствует или нет потенциальный исполнитель требованиями и условиям, прописанным в документах о закупке (ч. 3 ст. 54.7).

Предложение участника признается несоответствующим закупочным требованиям только в соответствии с нарушениями, указанными в 44-ФЗ. Участник не соответствует условиям документации, если он:

  • не предоставляет или предоставляет недостоверные сведения и документы (п. 1-3, 7 ч. 6 ст. 54.4 44-ФЗ);
  • не соответствует требованиям, прописанным заказчиком в документах о закупке (ч. 1, 1.1 ст. 31 44-ФЗ);
  • не предоставляет заказчику документы по п. 5 ч. 6 ст. 54.4 в тех случаях, когда в документации указывается запрет на основании ст. 14 44-ФЗ.

Шаг 5. Подводим итоги

Конкурс в электронной форме завершается после публикации протокола подведения итогов. Комиссия формирует протокол на следующий день после получения от оператора ЭП окончательных предложений от участников процедуры (ч. 11, 12 44-ФЗ). В итоговом протоколе отражают сведения обо всех участниках, задействованных в торгах, о их допуске или отказе в допуске, о соответствии заявок установленным требованиям, о правилах проводимой оценки предложений потенциальных поставщиков и о порядковых номерах, которые определяют при анализе члены комиссии.

Допущенные заявки указывают с присвоенным им идентификационным номером.

Правила присвоения порядковых номеров таковы: предложения нумеруются по порядку в зависимости от их выгодности, то есть первый номер получает участник с самым выгодным предложением. Если несколько поставщиков предложили одинаковые условия, то заявки ранжируются исходя из срока их подачи. Первый номер получит то предложение, которое поступило раньше остальных.

Победителем открытого конкурса в электронной форме признается участник, который раньше направил заказчику самое выгодное предложение, соответствующее критериям и требованиям закупочной документации (ч. 14 ст. 54.7 44-ФЗ).

Шаг 6. Разъясняем результаты

После того как процедура завершена, есть поставщики, которые отправляют заказчику запрос на разъяснение его итогов. Если такой запрос поступит, то организация-заказчик предоставляет разъяснения, опубликовав их в Единой информационной системе. На это специалисту отводятся 2 рабочих дня (ч. 16 ст. 54.7 44-ФЗ).

Открытый конкурс: его особенности, правила участия, этапы проведения

Многие участники стараются избегать участия в открытых конкурсах, например, по причине сложности подготовки конкурсных заявок. Наши эксперты подготовили статью, в которой постарались дать ответы на самые распространенные вопросы по данному виду закупок. Надеемся, что статья будет полезна не только участникам закупок, но и заказчикам.

В связи с изменениями в 44-ФЗ и переходом открытого конкурса в электронную форму, статья потеряла актуальность. Смотрите вебинар « Электронные закупки по 44-ФЗ с 2019 года: открытый конкурс и запрос котировок» . Пётр Воронцов подробно расскажет о процедуре проведения и участия в электронном конкурсе.

Что такое открытый конкурс

Для начала определимся с термином «открытый конкурс» — это конкурс, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации. К участникам закупки предъявляются единые требования (ч. 1 ст. 48 Закона 44-ФЗ).

Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 Закона 44-ФЗ).

В каких случаях не проводится открытый конкурс

Открытый конкурс предпочтительно проводить в том случае, когда заказчику важна не только стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), но и их качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация участников закупки.

Вместе с тем Закон N 44-ФЗ устанавливает ряд ограничений для проведения открытого конкурса.

Открытый конкурс не проводится в следующих случаях:

  • конкурс с ограниченным участием,
  • двухэтапный конкурс,
  • электронный аукцион,
  • запрос котировок,
  • запрос предложений,
  • закрытые способы определения поставщиков,
  • закупки у единственного поставщика (ч. 2 ст. 48).

В иных случаях заказчик вправе самостоятельно выбрать способ определения поставщика, в том числе открытый конкурс, исходя из анализа преимуществ и недостатков рассматриваемого способа.

Взимание платы за участие в открытом конкурсе с участников такого конкурса не допускается, за исключением платы за предоставление конкурсной документации в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (ч. 6 ст. 48 Закона 44-ФЗ).

Преимущества и недостатки открытого конкурса

Преимущества данного способа:

  1. при выборе победителя помимо предложенной участниками цены учитываются и иные критерии, например качественные характеристики товара;
  2. часть функций по организации и проведению закупки (например, подготовка документации, размещение информации в единой информационной системе (ЕИС)) может быть передана специализированной организации (ч. 1 ст. 40 Закона N 44-ФЗ);
  3. отсутствуют риски возникновения технических сбоев на электронной площадке.

К недостаткам открытого конкурса относятся:

  1. высокая вероятность проверки на предмет правильности выбора способа определения поставщика (в связи с наличием ограничений на проведение открытого конкурса);
  2. длительность процедуры по сравнению с запросом котировок, запросом предложений, закупкой у единственного поставщика;
  3. высокий риск возникновения претензий к заказчику и конкурсной комиссии в связи с ошибками в ходе проведения открытого конкурса (из-за сложности и многоэтапности процедуры);
  4. расширенный (по сравнению с электронным аукционом) перечень обязанностей заказчика, например по приему и регистрации заявок, обеспечению их сохранности.

Порядок проведения открытого конкурса по Закону 44-ФЗ

Этап №1 — Предварительная подготовка к проведению открытого конкурса

На данном этапе заказчик:

  • принимает решение о проведении закупки и форме её проведения,
  • занимается организацией и планированием предстоящей закупки,
  • формирует конкурсную комиссию (единую комиссию),
  • определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).

Срок: не позднее чем за 20 календарных дней до предполагаемой даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Этап №2 — Подготовка документов для проведения конкурса

Для проведения открытого конкурса заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (ч. 3 ст. 48). Для разработки конкурсной документации заказчик вправе привлекать специализированную организацию. Типовая конкурсная документация обязательна для применения заказчиками (ч. 4 ст. 48).

Важно: Правительство РФ вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой конкурсной документации.

Этап №3 — Публикация извещения о проведении открытого конкурса

Извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов (ч. 1 ст. 49).

Заказчик вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в любых средствах массовой информации или разместить это извещение на сайтах в сети «Интернет» при условии, что такое опубликование или такое размещение осуществляется наряду (а не вместо) с размещением информации в ЕИС (ч. 2 ст. 49).

Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются.

Этап №4 — Прием и регистрация заявок

Заявки должны поступать в запечатанных конвертах либо в форме электронных документов (если такая форма предусмотрена конкурсной документацией) по тем правилам, которые изложены в конкурсной документации (ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

При получении заявки заказчику необходимо осуществить следующие действия:

  1. зарегистрировать заявку в журнале регистрации (ч. 6 ст. 51 Закона N 44-ФЗ);
  2. обеспечить сохранность, защищенность, неприкосновенность и конфиденциальность заявки (ч. 11 ст. 51 Закона N 44-ФЗ).

Важно: требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных ч. 2 ст.51 документов и информации, не допускается (ч. 5 ст. 51).

Если по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка или не подано ни одной такой заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся. В случае, если конкурсной документацией предусмотрено два и более лота, конкурс признается не состоявшимся только в отношении тех лотов, в отношении которых подана только одна заявка на участие или не подано ни одной такой заявки (ч. 13 ст. 51).

Этап №5 — Вскрытие конвертов с заявками (открытие доступа к заявкам, поданным в электронном виде)

Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к заявкам, поданным в форме электронного документа (далее — вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе), производятся публично после окончания указанного в конкурсной документации срока подачи заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 52 Закона № 44-ФЗ).

Читайте также:  Установление в документации об электронном аукционе или запросе котировок требования об уникальном составе препарата (дозировке,

По итогам этого мероприятия конкурс может быть признан несостоявшимся, если подана всего одна заявка либо не подано ни одной заявки.

Важно: заказчик обязан предоставить возможность всем участникам открытого конкурса, подавшим заявки, или их представителям присутствовать при вскрытии конвертов и (или) открытии доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов.

Протокол вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Протокол размещается в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола.

Этап №6 — Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе заявок и подведение итогов

Срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе не может превышать двадцати дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронных документов. Заказчик вправе продлить этот срок не более чем на 10 рабочих дней при осуществлении закупки в сфере науки, культуры или искусства. Заказчик должен направить соответствующее уведомление всем участникам конкурса, подавшим заявки, и разместить его в ЕИС в течение одного рабочего дня с даты принятия решения о продлении срока (ч. 1 ст. 53 Закона № 44-ФЗ).

В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения (ч. 3.1 ст. 53).

Важно: результаты рассмотрения заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (ч. 4 ст. 53).

Победителем конкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке которого присвоен первый номер (ч. 8 ст. 53).

Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, а также результаты рассмотрения единственной заявки, фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок. Протоколы составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. Один экземпляр каждого из этих протоколов хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса или участнику конкурса, подавшему единственную заявку, с приложением проекта контракта. Проект контракта составляется путем включения в данный проект условий контракта, предложенных победителем конкурса или участником конкурса, подавшим единственную заявку.

Протокол рассмотрения и оценки заявок, протокол рассмотрения единственной заявки с указанными приложениями размещаются заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов (ч. 12 ст.53).

Этап № 7 – заключение контракта с победителем открытого конкурса

По результатам проведения конкурса заключается контракт на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт (ч. 1 ст. 54 Закона N 44-ФЗ).

На данном этапе заказчик вправе отказаться от заключения контракта при наступлении определенных обстоятельств.

Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Энциклопедия решений. Извещение о проведении “бумажного” конкурса, приглашение принять участие в закрытом конкурсе по Закону N 44-ФЗ

Извещение о проведении конкурса, приглашение принять участие в закрытом конкурсе по Закону N 44-ФЗ

Требования к порядку размещения извещения о проведении конкурса (далее также – извещение) в единой информационной системе (далее – ЕИС), его содержанию, внесению в него изменений установлены ст. 49 Закона N 44-ФЗ. Напрямую данная статья говорит об извещении о проведении только открытого конкурса. Однако следует учесть, что проведение конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса осуществляется в том же порядке, с учетом особенностей, установленных для данных видов конкурсов (ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57 Закона N 44-ФЗ).

Проведение закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса осуществляется в том же порядке, что и аналогичные открытые конкурсы с учетом особенностей, вытекающих из закрытого характера таких конкурсов (ч.ч. 2, 11, 15 ст. 85 Закона N 44-ФЗ). При этом извещение о проведении закрытого конкурса размещается только в том случае, если конкурс является закрытым вследствие того, что конкурсная документация или проект контракта содержат сведения, которые составляют государственную тайну (ч. 3 ст. 85 Закона N 44-ФЗ). Во всех прочих случаях проведения закрытых конкурсов (подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельных материалах) вместо размещения в ЕИС извещения о проведении конкурса заказчик направляет приглашения в письменной форме принять участие в закрытом конкурсе лицам, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Законом N 44-ФЗ, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса, а в случае проведения закрытого конкурса на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, сведения о которых составляют государственную тайну, – также имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну. В указанных приглашениях должна содержаться информация, подлежащая включению в извещение о проведении открытого конкурса в соответствии с Законом N 44-ФЗ (ч. 4 ст. 85 этого Закона).

Извещение о проведении какого-либо из открытых конкурсов размещается заказчиком в ЕИС не менее чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе или открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов (ч. 1 ст. 49 Закона N 44-ФЗ). Заказчик также вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурса в любых средствах массовой информации или разместить его на сайтах в сети “Интернет” при условии, что это осуществляется наряду (но не вместо) с размещением извещения в ЕИС (ч. 2 ст. 49 Закона N 44-ФЗ).

Извещение о проведении закрытого конкурса, в том случае, когда оно предусмотрено, размещается в ЕИС за 30 дней до вскрытия конвертов с заявками (ч. 3 ст. 85 Закона N 44-ФЗ). Приглашения принять участие в закрытом конкурсе направляются за 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в закрытом конкурсе (ч. 4 ст. 85 Закона N 44-ФЗ).

Содержание извещения о проведении открытого конкурса должно отвечать общим требованиям к содержанию извещения об осуществлении закупки, установленным ст. 42 Закона N 44-ФЗ, а также требованиям, установленным ч. 3 ст. 49 Закона N 44-ФЗ. Подробнее эти требования рассмотрены в отдельном материале.

Решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса согласно ч. 4 ст. 49 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса. (Размещаются в ЕИС именно изменения, размещения сопутствующих документов положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрено (см. также письмо Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-112)). При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения указанных изменений он составлял не менее чем 10 рабочих дней. Если в извещение о проведении открытого конкурса изменения вносятся в отношении конкретного лота, срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе должен быть продлен в отношении конкретного лота.

Полагаем, что эти требования должны применяться и в отношении извещения о проведении закрытого конкурса, если извещение о таком конкурсе размещается в ЕИС в соответствии с Законом N 44-ФЗ. В том же случае, когда вместо размещения извещения в ЕИС направляются приглашения участвовать в закрытом конкурсе, эти правила могут быть применены к изменению содержания таких приглашений, безусловно, с поправками, вытекающими из характера такого направления: изменения в такое приглашение не размещается в ЕИС, а направляется участникам закупки, которым направлялись сами приглашения, срок продлевается исходя из даты направления изменений в приглашения.

Нарушение при проведении конкурсов сроков предусмотренного Законом N 44-ФЗ размещения в ЕИС информации и документов влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 1, 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ.

Госзакупки по 44-ФЗ: что нужно знать об открытом конкурсе

Открытый конкурс привлекателен для поставщиков тем, что победителя оценивают не только по цене контракта, но и по другим критериям: квалификации, опыту, качеству товара и проч. На практике победителями нередко становятся участники, предложившие не самую низкую цену, а опередившие конкурентов по другим параметрам. В нашей статье рассказано, какие правила федеральный закон от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» установил для проводения открытого конкурса и как оцениваются заявки участников.

Когда проводится открытый конкурс

Заказчик, который проводит госзакупку, вправе выбрать открытый конкурс, если выполняются три условия. Первое условие — объект закупки не входит в перечень товаров, работ и услуг, в отношении которых необходимо проводить аукцион. Второе условие — объектом закупки не являются технически сложные, инновационные, высокотехнологичные или другие специализированные товары. Третье условие — объект закупки не представляет собой государственную тайну

Сколько времени длится открытый конкурс

В общей сложности открытый конкурс продолжается в среднем от одного до полутора месяцев. Всю процедуру можно условно разделить на несколько этапов (см. табл.). Процедура начинается с публикации сведений о закупке в ЕИС (единой информационной системе).

Чтобы не пропустить размещение интересующей поставщика информации о конкурсах, аукционах и других видах торгов, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех конкурсах или других торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Этапы открытого конкурса

Этап открытого конкурса

Сроки проведения и действия участников

Публикация закупки в единой информационной системе (ЕИС)

Не позднее, чем за 20 дней до вскрытия конвертов с заявками

Прием и регистрация заявок

Участник вправе подать только одну заявку. При необходимости заявку можно отозвать, и вместо нее внести другую с изменениями

Вскрытие конвертов с заявками и оформление протокола

Время и место заказчик прописывает в конкурсной документации. Продолжительность этапа — 1 рабочий день

Не более 20 дней со дня вскрытия конвертов. Если объект закупки — работы в сфере культуры, науки или искусства, то заказчик вправе оценивать заявки до 30 дней. По окончании в ЕИС публикуется итоговый протокол

Победителем становится участник, предложивший лучшие условия поставки по критериям заказчика

Заключение контракта с победителем

Не ранее, чем через 10 дней и не позже, чем через 20 дней с момента размещения итогового протокола в ЕИС

Какие сведения должны быть в извещении о проведении открытого конкурса

В извещении и документации по закупке, которую заказчик размещает в ЕИС, должны быть следующие сведения:

  • данные о заказчике, условия контракта, идентификационный код закупки, размер обеспечения заявки и обеспечения контракта;
  • требования к участникам и исчерпывающий перечень документов, которые они обязаны предоставить;
  • способы получения документов (почтовая или курьерская доставка, электронная почта), сроки, место и порядок их предоставления;
  • место, дата и время вскрытия конвертов с заявками;
  • преимущества, предусмотренные для отдельных категорий участников (например, для субъектов малого предпринимательства, организаций инвалидов и проч.);
  • запреты и ограничения по допуску товаров;
  • реквизиты счета для перечисления обеспечительных платежей.

Какие изменения заказчик может вносить в условия закупки

Заказчик вправе неоднократно вносить изменения в условия закупки. Главное, чтобы последнее изменение было внесено не позднее пяти дней до даты окончания подачи заявок. Менять можно все, кроме объекта закупки и размера обеспечительного платежа. Правда, последнее ограничение действует лишь в случае, если платеж увеличивается. Что касается уменьшения, то оно не возбраняется.

Каждое изменение увеличивает срок подачи заявки. Происходит это так: в день, когда внесены изменения, заказчик размещает обновления в ЕИС и указывает новые сроки подачи заявок. С момента публикации изменений до окончания срока подачи заявок должно быть не менее десяти рабочих дней.

Как подготовить и подать заявку на участие

Участник должен оформить заявку в бумажном виде и запечатать в непрозрачный конверт, чтобы нельзя было увидеть его содержимое. Сведения о поставщике можно на конверте не указывать, так как заказчик обязан принять и зарегистрировать даже «безликий» конверт.

К заявке следует приложить ряд документов. Среди них выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, копии учредительных документов, декларация соответствия и проч. Добавим, что лучше всего подать заявку как можно раньше. Дело в том, что среди участников, набравших при оценке одинаковое количество баллов (о присуждении баллов мы расскажем чуть ниже) комиссия отдаст предпочтение тому, кто подал заявку раньше.

По каким критериям заказчик оценивает заявки

В отличие от большинства других способов проведения закупок, на открытом конкурсе заказчик имеет возможность выбрать победителя исходя не только из цены, но и из других критериев. Правила оценки заявок утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.13 № 1085 (далее — Правила оценки).

Основными критериями, по которым оцениваются заявки, являются:

  • цена контракта;
  • свойства или качественные характеристики товара;
  • качество работ, услуг или квалификация участника;
  • расходы на эксплуатацию товара;
  • расходы на техническое обслуживание товара;
  • любые другие разумные критерии, позволяющие оценить заявку.

Заказчик обязан использовать не меньше двух критериев, одним из которых обязательно должна быть цена контракта. В документации по закупке заказчик перечисляет критерии и указывает значимость каждого критерия. При этом минимально возможная значимость стоимостных критериев и максимально возможная значимость нестоимостных критериев приведена в Правилах оценки. Суммарная значимость всех критериев должна равняться 100%.

Оценивая каждую заявку по тому или иному критерию, заказчик определяет ее рейтинг, то есть выставляет оценку в баллах с учетом значимости данного критерия. Оценка в баллах рассчитывается по формулам, приведенным в Правилах оценки. В частности, оценка по критерию цены контракта определяется так: берется наименьшая из цен, предложенных всеми участниками, и делится на цену, предложенную данным участником. Полученное значение умножается на 100.

Далее оценка в баллах корректируется исходя из значимости критерия. Если значимость равна, например, 10%, то оценку необходимо умножить на 0,1, если значимость равна 20%, то оценку нужно умножить на 0,2 и т.д.

После того, как рейтинги участника по каждому критерию определены, их складывают и выводят итоговую сумму баллов. Участник, набравший больше всех баллов, становится победителем.

В открытом конкурсе на оказание аудиторских услуг два участника: Компания 1 и Компания 2. При оценке заявок использовались два критерия: цена контракта и квалификация участника.

Компания 1 предложила цену контракта 40 000 руб., а Компания 2 предложила цену контракта 55 000 руб. Значимость критерия цены контракта, указанная заказчиком — 60%. Заказчик составил рейтинг обеих компаний по данному критерию:
Компания 1 получила 60 баллов (40 000 руб./ 40 000 руб. з 100% х 0,6);
Компания 2 получила 43,64 балла (40 000 руб. / 55 000 руб. х 100% х 0,6).
По критерию квалификации участника Компания 1 получила 25 баллов, а Компания 2 получила 45 баллов.

Читайте также:  Срок размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона если НМЦК 3 млн. руб. по

Итоговый рейтинг выглядит так: Компания 1 набрала 85 баллов (60 + 25), Компания 2 набрала 88,64 балла (43,64 + 45).

Победителем открытого конкурса объявлена Компания 2.

Сроки заключения контракта

Контракт с победителем заключается не ранее десяти дней и не позднее двадцати дней с даты публикации в единой информационной системе (ЕИС) итогового протокола. Обратите внимание: для работы в ЕИС, а также для участия в отдельных видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Обязательным условием заключения контракта является внесение победителем платежа, обеспечивающего контракт.

В каких случаях открытый конкурс признают несостоявшимся

Открытый конкурс считается несостоявшимся в двух случаях. Первый случай — когда на торги не подано ни одной заявки. Тогда заказчик должен провести повторный конкурс, и если заявок снова не будет, проводят другой вид торгов — запрос котировок (предложений).

Второй случай — когда в конкурсе был всего один участник, заявка которого соответствовала всем требованиям. В такой ситуации конкурс признают несостоявшимся, а вместо него применяют другой способ — закупку у единственного поставщика.

Что должна содержать заявка на участие в открытом конкурсе, согласно положениям статьи 51 №44-ФЗ?

Конкурсом по 44-ФЗ называется конкурентный способ отбора поставщика товаров, работ и услуг. В рамках такой закупки побеждает лицо, которым были предложены наилучшие условия выполнения государственного контракта (по ч. 3 ст. 24 44-ФЗ). Конкурс является более сложной формой закупки, чем аукцион, и его проведение оправдано в случае, если заказчику необходимо учесть комплекс факторов при оценке заявки на участие в закупке, а не только ценовые параметры.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Общие сведения

Конкурсы в рамках 44-ФЗ бывают закрытые и открытые. При открытых конкурсах информация о закупочных мероприятиях сообщается неограниченному кругу лиц, а к участникам процедуры применяют единые требования по ч. 1 ст. 48 44-ФЗ. Стать участником конкурса в открытом формате может любое заинтересованное лицо, которое соответствует требованиям закупки.

Открытый конкурс заказчик может проводить при любых закупках за некоторыми исключениями, которые содержатся в 44-ФЗ. Это, например, товары, работы и услуги, которые допускается закупать только посредством аукциона; если закупаются технически сложные товары; закупаются объекты культурного наследия; если заказчик обязан применять закрытый способ отбора поставщика (например, сведения о закупке составляют государственную тайну).

Открытый конкурс, как закупочная процедура, имеет достоинства и недостатки. Преимуществами конкурса являются:

  1. Возможность учета качественных характеристик товара, помимо цены.
  2. Возможность передачи части функций по организации и проведению закупки в ЕИС специализированной организации по ч. 1 ст. 40 44-ФЗ.
  3. Отсутствие рисков нарушения порядка закупки из-за технических сбоев (при проведении конкурса в бумажном виде).

Недостатками конкурса являются высокая вероятность проверки на правильность выбора формы закупки; длительность процедуры закупки (по сравнению, например, с запросом котировок и предложений); высокая вероятность рисков возникновения претензий к заказчику; расширенные обязанности заказчика по приему и регистрации заявок на участие в закупке (так как заказчик учитывает большее количество критериев по сравнению с электронным аукционом).

Процедура проведения открытого конкурса

Процедура проведения открытого конкурса предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Подготовка к проведению конкурса и организация процедуры.
  2. Подготовка конкурсной документации и ее утверждение. В состав такой документации входят общие положения, информационная карта конкурса, инструкция по заполнению заявки, обоснование НМЦК, проект контракта и пр.
  3. Размещение сведений об открытом конкурсе. На этом этапе в ЕИС размещаются сведения о закупке.
  4. Прием и регистрация заявок на участие в конкурсе в специальном журнале.
  5. Вскрытие поступивших конвертов с заявками на участие в конкурсе или открытие доступа к заявкам, которые были поданы в электронном виде.
  6. Определение участников и победителя закупки в виде открытого конкурса. По результатам готовится протокол оценки заявок на участие. Он размещается в ЕИС, а копия протокола направляется победителю закупки.
  7. Заключение госконтракта с победителем конкурса в открытой форме.

После подачи заявок на участие в открытом конкурсе их рассматривает закупочная комиссия заказчика. По результатам рассмотрения заявок каждой присваивается порядковый номер в порядке уменьшении выгодности предложенных условий выполнения контракта. Побеждает лицо, чьей заявке был присвоен первый номер. Именно ему направляется проект контракта. При его уклонении от подписания контракта заказчик может предложить подписать контракт участнику, который стал вторым.

Перед подачей заявки на участие в конкурсе участнику следует обратить внимание на следующие условия проведения открытого конкурса:

  1. Требования к участнику конкурентной процедуры. Заказчики предъявляют к поставщикам различные требования и используют разные критерии оценки заявок. Наиболее распространенными критериями оценки заявок являются цена контракта, качественные, количественные, функциональные характеристики объекта. Каждому из критериев оценки заявок может присваиваться коэффициент значимости. В качестве требований к поставщикам могут выступать наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и материалов для выполнения обязательств, наличие дипломированных специалистов с опытом работы, положительная деловая репутация и прочие требования в зависимости от предмета закупки.
  2. Наличие ограничений для участия в закупке. Например, закупка может проводиться только среди субъектов малого предпринимательства, тогда другие категории бизнеса участвовать в ней не смогут.
  3. Сроки подачи заявок на участие. Перед участием в открытом конкурсе стоит оценить, успеет ли поставщик уложиться в отведенные ему сроки. По общему правилу с момента публикации извещения до вскрытия конвертов должно пройти не менее 20 дней.

Что регулирует статья 51 44-ФЗ

Статья 51 44-ФЗ содержит порядок передачи заявок на участие в открытом конкурсе. Она состоит из 13 частей.

В ч. 1 данной статье указывается на форму, сроки и порядок представления заявок на участие в конкурсе.

В ч. 4 указана обязанность участника прошить и пронумеровать предоставляемую документацию.

На основании ч. 5 заказчик не вправе запрашивать от участника дополнительные документы, которые не указаны в ч. 2.

В ч. 7 закреплено условие о том, что участник вправе передать только одну заявку на участие в конкурсе.

В ч. 10 указаны сроки подачи заявок на участие.

В ч. 13 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда открытый конкурс признается несостоявшимся.

Форма и порядок подачи заявки

Подача заявки на основании ч. 2 ст. 51 44-ФЗ может осуществляться в двух форматах:

  • на бумажном носителе;
  • в электронном формате.

При стандартной форме закупки заказчику передается непрозрачный конверт, содержащий заявку на участие. На конверте не содержатся контактные и персональные данные, но на нем указывается номер закупки, на участие в которой делается предложение участником. Участники закупки не могут указывать на конверте свое наименование, ФИО и адрес.

Все листы заявки на участие нумеруются и сшиваются в тома, а документы из одной заявки включаются в специальную опись. Если страницы не пронумерованы, то отклонить заявку на участие заказчик не вправе (по ч. 5 ст. 51 44-ФЗ).

Заявки на участие в конкурсе подписываются участником конкурса или уполномоченным лицом. Каждый участник может сделать только одно предложение. Если он хочет изменить ранее поданное предложение, то первоначально поставщику нужно отозвать старое предложение, а затем подать новое.

Заявка должна быть подготовлена на русском языке и исключать двоякие толкования закупочной документации. Форма предоставления заявки на участие обычно приведена в составе документации на открытый аукцион.

Обязанность заказчика включить в состав конкурсной документации требования к форме заявки на участие в конкурсе прописаны в п. 4 ч. 1 ст. 50 44-ФЗ.

Форма заявки произвольная, но в ней стоит прописать поля для отражения сведений об участнике закупке и для отражения предложения участника в отношении объекта закупки (его технических, функциональных, качественных и эксплуатационных характеристик). Форму заявки на участие утверждает специалист контрактной службы. Ее утверждает руководитель заказчика не позднее, чем за 20 дней до окончания приема заявок.

Также в состав закупочной документации входят инструкции по заполнению заявок на участие в открытом конкурсе. В эту инструкцию нужно включить требования к изложению сведений в заявке, требования к предоставленному предложению участника и сведениям, которые прилагает участник в составе заявки для оценки его предложения по нестоимостным критериям.

Доступ к заявкам на участие предоставляется заказчику только после истечения сроков на подачу заявок для участия в закупке. Лица, которые ответственны за сохранность заявок, не могут допустить повреждения конвертов.

На основании ч. 13 ст. 51 44-ФЗ открытый конкурс признается несостоявшимся, если на участие поступила только одна заявка, или только одна заявка была признана соответствующей требованиям документации. Заявки, которые поступили с нарушением сроков, возвращаются участникам.

Что входит в содержание

Заявка на участие, или предложение участника – это условия исполнения им контракта, которые предлагаются участником, сведения о технических, качественных и функциональных характеристиках объекта закупки.

В заявке на участие в открытом конкурсе указывается следующая информация:

  • наименование и реквизиты заказчика открытого конкурса;
  • название участника процедуры, его юридический адрес, ИНН учредителей и контактные сведения, ФИО, паспортные данные, адреса проживания и номер телефона для физлиц;
  • цена госконтракта: она указывается по усмотрению участника, но не может превышать НМЦК. По умолчанию стоимость контракта является твердой и не подлежит пересмотру. Все налоги, пошлины и обязательные сборы в обязательном порядке нужно предусмотреть в составе цены;
  • сведения о количественных, функциональных и качественных характеристиках предмета конкурентной процедуры. В составе закупочной документации предмет закупки обычно сопровождается словами «не более», «не менее» и пр., тогда как участнику следует прописать конкретные значения.

От участника может потребоваться указание сведений о наличии квалифицированных специалистов для выполнения работ, информация об опыте выполнения аналогичных работ, данные о деловой репутации участника конкурса и прочие сведения об открытых конкурсах.

Обязательные документы

Отдельного внимания заслуживает документация, которая подается в составе заявки на участие. Документы, которые нужно приложить участнику открытого конкурса, перечислены в ст. 51 44-ФЗ. Все они подразделяются на обязательные и дополнительные. Последние заказчик может потребовать от поставщика для участия в конкурсе, а может и не запрашивать их.

Всеми участниками открытых конкурсов к заявке на участие прилагаются (по ч. 2 ст. 51 44-ФЗ):

  1. Выписка из ЕГРЮЛ (для юрлиц) и из ЕГРИП (для ИП) со сроком действия до полугода.
  2. Сведения о регистрации по законодательству родной страны (для иностранных лиц), переведенные на русский язык.
  3. Документ, подтверждающий полномочия руководства юрлица, позволяющий действовать без доверенности (копия протокола общего собрания об избрании руководителя или приказа о назначении директора).
  4. Доверенность на представителя (оригинал или его нотариальная копия), если он действует по доверенности.
  5. Декларация о соответствии лица требованиям для участников закупок, прописанных по пп. 3-9 ч. 1 ст. 31.
  6. Копия устава предприятия и прочих учредительных документов (для юрлиц).
  7. Решение об одобрении крупной сделки (если по сумме контракта сделка относится к числу крупной).
  8. Документы, указывающие на право заказчика на преференции по 44-ФЗ. Такие преимущества предоставляются по ст. 28, 29 44-ФЗ для учреждений УИС и организаций инвалидов.
  9. Документы, подтверждающие соответствие товара установленным ограничениям: если закупка проводится в рамках национального режима по ст. 14 44-ФЗ и соответствующим Постановлениям Правительства. Предоставление данных документов не является обязательным, но если заказчик не приложил их в составе заявки, то поставляемая им продукция будет приравнена к иностранной (то есть данную заявку могут отклонить или не предоставить положенные преференции).
  10. Декларация о принадлежности к СМП и социально-ориентированным НКО.
  11. Документы, подтверждающие внесение обеспечение заявки на участие в конкурсе. В качестве таких документов выступает платежное поручение, которое подтверждает перевод обеспечения, либо оформленная должным образом банковская гарантия.
  12. Документы, подтверждающие добросовестность заказчика по требованиям антидемпингового законодательства по ст. 37 44-ФЗ.

В некоторых случаях заказчик устанавливает дополнительные требования в части документального сопровождения заявки на участие. Например, он может потребовать документы по наличию финансовых и рабочих ресурсов у поставщика для исполнения контракта.

Перечень дополнительных документов во многом зависит от специфики процедуры. В частности:

  • в строительных закупках от подрядчика запрашивают свидетельство СРО;
  • в закупках с гостайной – копию лицензии на работу с гостайной;
  • для аудиторских организаций – копию выписки из реестра аудиторских организаций;
  • копия лицензии ФСБ в закупках с грифом «секретно».

Отдельный комплект образуют документы, подтверждающие квалификацию участников открытых конкурсов. В состав такой документации можно включить:

  1. Копии исполненных договоров за последние 5 лет или выписка из реестра контрактов по 44-ФЗ.
  2. Акты сдачи-приемки выполненных работ, подтверждающие успешное исполнение условий контракта.
  3. Копии приказов о приеме на работу.
  4. Копии трудовых книжек.
  5. Копии гражданско-правовых договоров.
  6. Копии дипломов о высшем и средне-специальном образовании.
  7. Копия формы КНД 1110018 «Сведения о среднесписочной численности…».

Стоит отметить, что участник прилагает документы, которые подтверждают его должный уровень квалификации только по своему усмотрению, и их отсутствие не является основанием для отклонения заявки на участие.

Отдельного внимания заслуживает декларация о соответствии требованиям. Если конкурс проходит в электронном формате, то такая декларация подается с помощью функционала ЭТП. Лицо в составе предложения на участие в конкурсе в бумажной форме подает декларацию в подтверждение того, что оно не находится на стадиях банкротства или ликвидации, его деятельность не приостановлена по нормам КоАП; отсутствует конфликта интересов с представителем заказчика; у лица отсутствует задолженность по налогам и сборам, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов; руководство юрлица не имеет судимости в экономической сфере (незаконное предпринимательство, дата или получение взятки).

Нередко заказчик прописывает требование об отсутствии сведений об участнике в РНП. Данный факт также следует задекларировать.

Внесение обеспечения и требования к нему

В рассматриваемом 44-ФЗ указано, что заказчики в рамках открытых конкурсов вправе установить требование о необходимости внесения обеспечения заявки на участие. Такое обеспечение призвано подтвердить серьезность намерений поставщика и стимулирует его к подписанию контракта в случае победы: при уклонении от подписания контракта обеспечение не возвращается или переводится заказчику банком, выдавшим гарантию.

Обеспечение может быть внесено в виде денежных средств или банковской гарантии. К гарантии предъявляются дополнительные требования: она должна быть безотзывной, содержать сумму гарантии и предполагать уплату неустойки при просрочке исполнения обязательств перед заказчиком. Гарантия должны быть выдана в одном из банков, утвержденных Правительством (по нормам ст. 74.1 НК, ч. 1 ст. 45 44-ФЗ).

Банковская гарантия должна быть включена в реестр гарантий, которые были размещены в ЕИС по ч. 8 ст. 45 44-ФЗ. Сроки действия гарантии должны на два месяца превышать сроки подачи заявок на реализацию контракта.

Таким образом, заявка на участие в открытом конкурсе составляется с учетом требований, перечисленный в ст. 51 44-ФЗ. Данная статья регулирует состав сведений в заявке на участие и перечень документов, которые участник должен приложить к заявке на участие в конкурсе. Такая заявка может быть подана в запечатанном конверте или в электронном виде посредством функционала ЭТП. Сроки оформления и передачи заявки на участие содержатся в извещении о проведении закупки в форме конкурса в ЕИС. В большинстве закупок заказчик устанавливает требование о наличии обеспечения заявки на участие, которое должно гарантировать подписание участником государственного контракта по результатам закупки.

Читайте также:  Форма государственного (муниципального) контракта


Проведение открытого конкурса: основные положения 44-ФЗ

    On 12.03.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, СМП, Статьи, Электронная подпись

Открытый конкурс — способ закупки для неограниченного круга участников. Для заказчика такой способ закупки хорош тем, что позволяет оценивать заявки не только по цене, но и по прочим критериям. Например, это могут быть качественные характеристики объекта закупки. Поставщики же не слишком жалуют конкурсы, что связано с довольно сложной процедурой подготовки заявки.

Тем не менее закон определяет открытый конкурс как преимущественный метод выбора поставщика. Это значит, что если нет оснований для проведения других процедур, должен проводиться открытый конкурс. О нем и о его этапах расскажем далее.

Как происходит извещение о конкурсе

Размещение извещения об открытом конкурсе осуществляется заказчиком в ЕИС как минимум за 20 дней до процедуры вскрытия конвертов (открытия доступа к электронным заявкам). Заказчику также предоставляется возможность разместить сведения о конкурсе в СМИ. Извещение составляется с указанием:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • информации, которая обязательна для всех закупок;
  • требований к участникам и перечня документов, которые нужно направить заказчику;
  • способов получения участниками конкурсной документации с указанием сроков, места, оплаты (если она предусмотрена за снятие копий документов);
  • даты, места и времени открытия заявок, их рассмотрения и оценки;
  • конкурсных преимуществ, предоставляемых участникам;
  • требований с учетом национального режима закупки;
  • счета для внесения денежных средств в целях обеспечения заявки.

Документация открытого конкурса

Вместе с извещением заказчиком публикуется документация по конкурсу и проект контракта — в целом и по лотам. Все то же самое публикуется в ЕИС в электронно виде и бесплатно доступно неограниченному кругу лиц.

До момента публикации отправка конкурсных документов потенциальным участникам запрещена!

Кроме информации, предусмотренной в извещении, в конкурсной документации:

  • описывается объект закупки и условия контракта;
  • обосновывается НМЦК;
  • приводятся требования в отношении состава и содержания заявки, включая описание предложения поставщика;
  • приводится инструкция для правильного заполнения заявки;
  • содержится условие об изменении условий контракта (когда это предусмотрено законом);
  • разрешается заключение контрактов по НИОКР с несколькими участниками;
  • приводится порядок и срок отзыва опоздавших заявок, внесение в них изменений;
  • содержатся правила и сроки подачи запроса на разъяснения;
  • приведены критерии, по которым оцениваются заявки (включая величину их значимости) и порядок рассмотрения;
  • определяется размер обеспечения заявки и контракта, в том числе условия банковской гарантии;
  • представляется информация о сотрудниках контрактной службы, ответственных за эту закупку;
  • обозначен срок подписания контракта победителем открытого конкурса, условия признания участника уклоняющимся;
  • представлена информация о расторжении контракта в одностороннем порядке.

Требования, ограничивающие число участников или свободный доступ к открытому конкурсу, недопустимы.

Также в документации приводятся дополнительные требования для специфических закупок:

  1. Связанных с услугами депозитариев, управлением пенсионными накоплениями и ипотекой военнослужащих.
  2. Связанных с перевозкой пассажиров и багажа при помощи автомобильного и городского наземного электротранспорта.

Заказчик должен удовлетворить запрос по получению закупочных документов от любого потенциального участника не позднее 2 рабочих дней. За предоставление документации на бумажных или электронных носителях заказчик имеет право установить плату, не превышающую затрат на их изготовление.

Не менее чем за 5 дней до конца срока направления заявок заказчик имеет право изменить положения документации. При этом объект закупки и сумма обеспечения остаются неизменными.

На размещение изменений в ЕИС у заказчика есть 1 рабочий день. Для отправки новой информации участникам, которым представлена документация, предусмотрено 2 рабочих дня.

Между публикацией изменений и окончанием срока принятия заявок должно пройти не менее 10 дней. Если это условие не исполняется, прием заявок продлевается. При замене конкурсной документации только по отношению к одному лоту продление срока принятия заявок делается только для него.

Запрос на разъяснение положений документации

Участники могут направлять заказчику запросы относительно конкурсной документации. Это можно сделать в том случае, если до окончания подачи заявок осталось не менее 5 дней. Заказчик отвечает в течение 2 рабочих дней с момента получения запроса в бумажном или электронном виде. Для размещения разъяснений в ЕИС дается 1 рабочий день. Запрещается указывать адресата запроса о разъяснении. Данное по запросу разъяснение не должно менять сущность документации.
О подготовке конкурсной заявки пр 44-ФЗ:

Подача заявки на открытый конкурс участниками

Ознакомиться с порядком, местом и сроками подачи заявки можно в документации по закупке. В законе указаны две формы подачи заявок на конкурс:

  • запечатанный конверт, не позволяющий просматривать содержимое;
  • электронный документ, доступ к которому закрыт, пока не кончится срок подачи заявок.

На практике до 1 июля 2018 года заявки могут подаваться исключительно в бумажном виде. Далее все должно измениться — закупки переведут на электронные площадки, и появится такая процедура, как электронный конкурс.

Заказчиком в документации может быть предложен шаблон заявки, однако он необязателен для использования участником.

Содержание заявки

Заявка участника включает информацию о нем с приложением пакета необходимых документов.

  1. Основные сведения. Для организаций: название, контактные данные, адрес, ИНН учредителей, руководства. Для физических лиц: ФИО, данные паспорта, ИНН, адрес.
  2. Выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (оригинал или заверенная у нотариуса), полученной не ранее 6 месяцев с момента даты опубликования конкурса в ЕИС. Не все заказчики принимают электронную выписку с ЭЦП инспектора. Оптимальным выбором является бумажный вариант.
  3. Иностранные лица предоставляют:
    • копии удостоверяющих личность документов;
    • нотариально заверенный перевод документов о государственной регистрации юридического лица или ИП по правилам законодательства иностранного государства.
  4. Документ, подтверждающий полномочия представителя организации:
    • копия решения, в котором говорится о назначении или избрании руководителя;
    • копия приказа о назначении;
    • представителем организации может быть не только руководитель, но и иное лицо. К такой заявке нужно приложить доверенность. При подписании доверенности уполномоченным лицом, а не руководителем, к заявке прилагается документ, подтверждающий полномочия.
  5. Учредительные документы (копии) организации.
  6. Решение об одобрении крупной сделки (оригинал, копия) в случаях:
    • если обеспечение заявки или контракта для участника является крупной сделкой;
    • если сумма контракта является крупной сделкой (когда необходимость иметь решение предусмотрена учредительными документами организации или законодательством).
  7. Оригиналы (или копии, заверенные нотариально) документов, свидетельствующих о подтверждении преимуществ для уголовно-исправительных предприятий и организаций инвалидов.
  8. Если для объекта закупки установлен национальный режим — документы о соответствии участника и объекта закупки установленным условиям, запретам и ограничениям.
  9. Декларация о принадлежности к СМП или СОНКО при закупке, объявленной для данной категории участников.

Кроме перечисленных документов, в состав заявки включают:

  1. Предложение участника относительно предмета закупки, цена за его единицу, указание страны происхождения товара.
  2. При конкретных требованиях к объекту закупки — документы подтверждающие его соответствие этим требованиям.При этом заказчик не имеет права истребовать документацию, передаваемую на основе законодательства поставщиком вместе с товаром.
  3. При цене, сниженной в предложении участника более, чем на 25% от НМЦ (при стоимости закупки Правила оформления

Требований к оформлению немного:

  1. Каждый из листов заявки должен быть прошит и пронумерован. Непрошитая заявка будет отклонена, а вот непронумерованных листов это не касается.
  2. В качестве первого листа прикрепляется опись документов в составе заявки. Без описи заявка будет отклонена.
  3. Заявка скрепляется подписью руководителя и печатью (если она есть).

Иных требований заказчик к оформлению заявки устанавливать не должен!

Прием заявок

Заказчик регистрирует заявки, которые поступили в срок. Правила приема заявок таковы:

  1. Заявки не могут быть отклонены, если на конверте не содержится информация о подавшем ее лице. Этого также нельзя требовать в документации.
  2. Заявки принимаются вплоть до наступления сроков вскрытия конвертов (или заявок в электронном формате).
  3. Конфиденциальность обеспечивается заказчиком в обязательном порядке. Конверты до момента вскрытия не повреждаются и не открываются.
  4. При достижении крайнего срока подачи заявок их прием прекращается. Заявки более не подлежат регистрации заказчиком и отправляются обратно (при наличии адреса на конверте).

Если ни одной заявки на открытый конкурс так и не поступило, он будет считаться несостоявшимся. При наличии нескольких лотов в закупке несостоявшимся считается тот, на который не подано ни единой заявки.

Процедура рассмотрения и оценки заявок

Как вскрываются конверты

Комиссия одновременно вскрывает поступившие заявки в бумажном или электронном виде в то время и в том месте, которые указаны в информации о закупке. Каждый из участников, подавших заявку, может присутствовать при этом процессе. Заказчик, со своей стороны, обеспечивает ведение аудиозаписи процедуры.

Подать заявку допустимо непосредственно на вскрытии конвертов — об этом заказчик должен объявить заранее.

Заказчиком объявляются вслух и вносятся в протокол следующие сведения:

  • в отношении вскрытия конвертов: дата, место, время;
  • информация о компании или физическом лице, подавшем заявку;
  • сведения о наличии в составе заявки документов и информации об участнике;
  • условия исполнения контракта для оценки заявки.

При отсутствии заявок или подаче всего одной заявки признается, что открытый конкурс не состоялся. Это фиксируется в протоколе вскрытия конвертов всеми членами комиссии по окончании процедуры. До конца следующего рабочего дня протокол публикуется в ЕИС.

При подаче двух заявок от одного участника заказчик не производит рассмотрения ни одной из них.

Как производится оценка заявок

На оценку заказчику отводится до 20 дней с момента вскрытия конвертов. Продление на срок до 10 рабочих дней допускается при закупках в научной и культурной областях, в сфере искусства. При продлении срока информация об этом размещается в ЕИС.

Если оформление и содержание заявки, а также сам участник, отвечают требованиям 44-ФЗ и заказчика (согласно документации к конкурсу), то заявку признают соответствующей.

Отклонение заявки возможно в следующих случаях:

  • несоответствие участника или заявки указанным требованиям;
  • предоставление участником недостоверных сведений.

Оценка заявок производится комиссией согласно критериям, указанным в конкурсной документации. При соответствии требованиям лишь одной заявки или при отсутствии таковых конкурс признается несостоявшимся.

Подведение итогов

На основе результатов оценки каждой заявки комиссией присваивается порядковый номер по степени уменьшения выгодности условий. Заявка участника с наилучшими условиями становится № 1. При одинаковых условиях в нескольких заявках меньший порядковый номер присваивается предложению, поступившему ранее прочих. Конкурс на выполнение нескольких научно-исследовательских работ подразумевает выбор нескольких победителей.

Протокол рассмотрения и оценки заявок содержит:

  • сведения о дате, месте и времени оценки заявок;
  • сведения об участниках, чьи заявки были рассмотрены;
  • сведения об участниках, чьи заявки отклонили (с указанием причины, ссылки на законодательные нормы или закупочные документы);
  • решение каждого члена комиссии о том, что заявка на участие в конкурсе отклонена;
  • порядок, согласно которому происходит оценка заявок;
  • баллы, которые присвоены заявкам по критериям оценки;
  • порядковый номер, под которым зарегистрирована заявка;
  • наименования и контакты участников, чьи заявки получили номера «1» и «2».

Протокол рассмотрения единственной заявки содержит:

  • время, дату и место, где проводится оценка;
  • наименование и контакты юрлица или физлица, от которого поступила заявка;
  • решение каждого из членов комиссии относительно соответствия заявки 44-ФЗ и закупочной документации;
  • решение о заключении контракта с данным участником.

Составление протоколов происходит в двух экземплярах с подписями каждого из членов комиссии. Первый экземпляр заказчик оставляет у себя, а второй вместе с проектом контракта отправляется победителю конкурса в срок до 3 рабочих дней с момента подписания протокола. В течение 1 рабочего дня происходит публикация протокола в ЕИС.

Любому участнику предоставляется возможность отправки запроса для выяснения итогов конкурса. Ответить на него заказчик должен в течение 2 рабочих дней.

Хранение протокола и аудиозаписей вскрытия конвертов заказчиком осуществляется не менее 3 лет.

Заключение контракта

Заключение контракта происходит в срок от 10 до 20 дней с момента публикации протокола оценки. Условия берутся из проекта контракта, добавляются лишь сведения из заявки победителя. Стоимость контракта не должна превышать НМЦК.

Подписание контракта победителем происходит в срок до 10 дней с того момента, как опубликован итоговый протокол. Перед подписанием он обязан предоставить обеспечение исполнения контракта. При невыполнении данных условий считается, что победитель уклоняется от заключения контракта. При этом заказчика может:

  1. Подать судебный иск относительно возмещения убытков из-за уклонения, если их сумма больше обеспечения заявки.
  2. Заключить контракт с участником конкурса под номером «2», если тот согласен. Заказчик направляет ему проект контракта с обновленными условиями в срок до 10 дней со дня признания первого победителя уклонившимся. Участник № 2 предпринимает те же шаги, что и первый победитель (вносит обеспечение, подписывает контракт). Однако если даже он этого не сделает, «уклонистом» признан не будет.

После подписания контракта участником заказчику предоставляется 10 дней на внесение своей подписи, в противном случае уклонившимся будет признан уже он. Победитель, с которым не заключили контракт в срок, может обратиться в суд для возмещения убытков, вызванных отказом заказчика.

Денежные средства за обеспечение заявки должны быть выплачены победителю в течение 5 рабочих дней после того, как будет заключен контракт.

Если подписанию контракта в срок что-то препятствует (решение суда, непреодолимые обстоятельства), другая сторона уведомляется в течение 1 дня. Течение всех сроков приостанавливается до 30 дней. При отмене или изменении судебного решения либо недействительности обстоятельств непреодолимой силы второй стороне вновь направляется уведомление.
Небольшое видео о парктике признания победителя закупки уклонившимся от подписания контракта:

Когда открытый конкурс не состоялся

Заказчик прибегает к заключению контракта с единственным поставщиком в случае:

  • если на конкурс подается одна заявка, соответствующая требованиям;
  • если из всех присланных на конкурс заявок лишь одна соответствует полному списку требований.

Заказчик меняет план-график и проводит повторный конкурс в случаях:

  • когда не подано ни одной заявки на участие в конкурсе;
  • когда комиссией отклонены все заявки;
  • если последовал отказ участника, занявшего второе место.

Повторный конкурс

Публикация извещения заказчика о повторном конкурсе в ЕИС происходит как минимум за 10 дней до момента вскрытия заявок. В документации можно изменить срок исполнения контракта с добавлением времени на проведение повторного конкурса, а также увеличить цену на 10%. Объект закупки и его объем, равно как основные требования к участникам, остаются неизменными.

При невозможности проведения повторного конкурса заказчик меняет план-график и осуществляет закупку того же объекта путем запроса предложений.

Ссылка на основную публикацию