Решение об отмене открытого конкурса

Открытый конкурс по 44‑ФЗ: как заказчик определяет победителя?

Открытый конкурс — это способ закупки, в котором имеет значение цена, опыт и квалификация участников. Побеждает тот, кто предложил лучшие условия исполнения контракта. По каким правилам проводят конкурс и по каким критериям оценивают заявки?

Можно объявить закупку в любом случае, за исключением этих:

  • Объект закупки входит в аукционный перечень,
  • Закупают технически сложные, инновационные, высокотехнологичные или другие специализированные товары,
  • Объект закупки — гостайна.

Процедура в среднем занимает 1–1,5 месяца. Но с 1 октября 2018 можно провести конкурс и в электронном виде — это немного быстрее.

ЭтапСроки
Публикация закупки в ЕИСНе меньше, чем за 20 дней до вскрытия конверта с заявками
Прием, регистрация заявокУчастник подает только одну заявку. Если нужно внести изменения, то старую заявку отзывают.
Вскрытие конвертов с заявками и составление протоколаВремя и место заказчик прописывает в конкурсной документации. Процедуру нужно провести в 1 рабочий день.
Оценка заявокЗаказчик рассматривает заявки не дольше 20 дней со дня вскрытия конвертов. Если закупка на выполнение работ в сфере культуры, науки или искусства, то заказчик может рассматривать заявки до 30 дней. После этого публикует в ЕИС итоговый протокол.
Подведение итоговПобедителем открытого конкурса становится участник, который предложил лучшие условия для исполнения контракта по критериям заказчика.
Заключение контракта с победителемНе раньше, чем через 10 дней, но и не позже чем через 20 дней со дня размещения протокола рассмотрения заявок в ЕИС.

Что заказчик публикует в извещении?

Заказчик обязан прописать в документах:

  • Сведения о своей организации, условия контракта, идентификационный код закупки, размер обеспечения заявки и контракта.
  • Требования к участникам и исчерпывающий перечень документов, которые они предоставляют.
  • Способы получения конкурсной документации (курьером, почтой, по электронной почте), срок, место и порядок предоставления конкурсной документации.
  • Место, дату и время вскрытия конвертов с заявками.
  • Преимущества. Например, для предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
  • Запреты и ограничения допуска товаров.
  • Реквизиты счета для обеспечения заявок и исполнения контракта.

Изменения в закупке и запрос разъяснений

Заказчик может вносить изменения столько раз, сколько потребуется, но не имеет права менять объект закупки или увеличивать размер обеспечения заявки. Последнее изменение он может внести не позже пяти дней до окончания подачи заявок.

В тот же день, когда заказчик внес изменения, он размещает обновления в ЕИС и продлевает срок подачи заявок. С даты размещения изменений до окончания срока подачи заявок должно быть не меньше 10 рабочих дней.

Любой участник открытого конкурса может направить запрос разъяснений заказчику в письменной форме. Он должен прийти заказчику не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок. У заказчика есть 2 рабочих дня, чтобы ответить.

В течение одного рабочего дня заказчик размещает такие разъяснения в ЕИС с указанием предмета запроса, но не указывая автора запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.

Как готовить и оформлять заявку?

Общие требования ко всем участникам закупок установлены в ст. 31, 44-ФЗ. Требовать от участника другие документы и информацию, кроме указанных в статье, заказчику нельзя. Посмотрим, какие документы нужно готовить, чтобы участвовать в конкурсе:

  • Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (оригинал или нотариально заверенная копия) не старше 6 месяцев.
  • Документ, который подтверждает полномочия руководителя юрлица (копия решения о назначении или об избрании, копия приказа о назначении физического лица на должность).
  • Решение об одобрении крупной сделки.
  • Копии учредительных документов.
  • Декларация соответствия.
  • Документы, которые подтверждают добросовестность участника открытого конкурса, если он снизил НМЦ на 25% и ниже.
  • Документы, которые подтверждают, что внесено обеспечения заявки: платежное поручение банка или включенная в реестр банковская гарантия.
  • Предложение участника открытого конкурса по критерию «Квалификация участников» и «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».
  • Другие документы, который поставщик может приложить по своему усмотрению.
  • Опись документов. Все листы «бумажной» заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы.

Подписанную заявку запечатывают в конверт, через который нельзя увидеть его содержание. На самом конверте можно не указывать сведения о своей компании — заказчик примет и зарегистрирует конверт и без этой информации.

Как заказчик оценивает заявки?

Общий порядок оценки есть в ст. 32, 44-ФЗ, а подробные критерии описаны в правилах из постановления правительства № 1085. Критерии делятся на две группы:

  • Стоимостные. К ним относятся цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт, стоимость жизненного цикла товара и расходы, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту.
  • Нестоимостные. Это качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация и опыт участника.

При выборе победителя заказчик обязан использовать не меньше двух критериев. Один из них — цена. Сумма значимости всех критериев — 100 процентов. Заказчик может сам указывать значимость критериев, но должен учитывать их максимальную и минимальную величину из постановления №1085.

Например, в постановлении прописан особый порядок оценки заявок при закупке строительных работ. Заказчик обязан предусмотреть показатель «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема». Доля этого показателя должна быть не меньше 50% от всех остальных нестоимостных критериев.

Комиссия не может применять критерии оценки заявок, которых нет в документах закупки (ч. 4 ст. 32 44-ФЗ).

Посмотрим пример конкурса, в котором выбрали оператора ЕИС на первую половину 2017 года с НМЦ закупки 82 500 000 рублей.

В постановлении №1085 указана предельная значимость критериев в закупках на обслуживание государственных информационных систем:

  • Цена контракта имеет «вес» 30%,
  • Квалификация участника — 70%.

Нестоимостный критерий, или квалификацию, заказчик разбил на две части:

  • «Качественные характеристики объекта закупки» — 25%,
  • «Квалификация специалистов и деловая репутация участников закупки» — 45%.

Требованиям соответствовали заявки от 5 компаний. Подробные параметры, по которым заказчик оценивал участников, можно посмотреть в протоколе рассмотрения и оценки заявок. Итог получился таким:

УчастникЦена в рубляхБаллы за цену (max 30)Качество услуги (max 25)Квалификация (max 45)Итоговый балл
1. Телемаркет78 345 00015,51251858,51
2. Систематика66 000 00018,412510,4453,85
3. Сбербанк-АСТ80 000 00015,19251858,19
4. МЦФЭР80 000 00015,19254585,19
5. Инфоколл40 500 0003030

Из подробных параметров в протоколе видно, что решающую роль в победе МЦФЭР сыграл опыт выполнения подобных работ за последние три года. Так как у других поставщиков такого опыта нет, выиграть закупку кому-то другому получится, только если заказчик расставит другие приоритеты.

Принимая участие в конкурсах, смотрите, не перевесит ли один критерий, в котором вы не очень сильны, все остальные преимущества.

Когда открытый конкурс признают несостоявшимся?

Есть две такие ситуации:

  • Не подали ни одной заявки,
  • Есть только один участник, заявка которого соответствует всем требованиям.

Если нет ни одной заявки, заказчик проводит повторный конкурс. Если и он не состоится, то запрос извещений. Если подана одна заявка, которая соответствует всем требованиям, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком.

Может ли заказчик отменить открытый конкурс?

Это можно сделать не позже, чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок. Заказчик размещает извещение об отмене процедуры в ЕИС на следующий день или в день, когда он принял решение об отмене конкурса.

Если заказчик пропустил этот срок, то отменить процедуру можно, только если возникли обстоятельства непреодолимой силы (п. 3, ч. 401 ГК РФ). Закрытого списка нет, поэтому заказчик прописывает их в документах закупки — например, закрытие границ, военные действия, объявление карантина, природные катаклизмы и т.д.

Когда заключат контракт?

Контракт заключается не раньше 10 дней и не позже 20 дней с даты публикации в ЕИС итогового протокола. Контракт заключается только после того, как победитель обеспечит исполнение контракта.

Другие способы закупок, о которых мы уже писали:

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Отмена проведения аукциона

Отмена проведения аукциона: причины, сроки, порядок

Основные моменты отмены проведения аукциона по решению заказчика. Причины отмены проведения электронного аукциона по 44-ФЗ. Последствия и сроки отмены проведения аукциона. Нюансы отмены проведения аукциона через ФАС и суд.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Основные моменты отмены проведения аукциона по решению заказчика
  • Причины отмены проведения электронного аукциона по 44-ФЗ
  • Последствия и сроки отмены проведения аукциона
  • Нюансы отмены проведения аукциона через ФАС и суд

Отмена проведения аукциона – электронного или обычного – зачастую производится при появлении определенных причин со стороны заказчика. Текущее законодательство относительно государственных закупок допускает такое развитие событий, однако в контексте соблюдения всех процессуальных нюансов, которые для этого установлены.

Если не знать все эти правовые нормы и мелкие детали, то можно элементарно упустить из виду ключевые моменты при осуществлении данной процедуры. Чтобы заполнить пробелы в этом вопросе, читайте нашу статью.

Основные моменты отмены проведения аукциона по решению заказчика

На сегодняшний день товары, работы или услуги закупаются в основном через электронный аукцион. Покупатель по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок» от 05.04.2013 № 44-ФЗ вправе отменить закупку, которая была размещена в Единой информационной системе. Однако необходимость этой процедуры должна быть серьезно обоснована. Кроме того, важно следовать определенному алгоритму.

    Понятие

Отмена предполагает остановку закупочной процедуры. При этом все участники, которые уже подали свои заявки, должны в обязательном порядке быть уведомлены о прекращении закупки. Для открытых процедур необходимым является размещение в Единой информационной системе извещения об отказе от проведения закупки.

Отмена электронного аукциона возможна, если возникли следующие обстоятельства:

  • Были изменены условия договора, и, чтобы их скорректировать, необходимо достаточно много времени. За счет этого подать заявку в установленный срок невозможно.
  • Лимиты бюджетных обязательств были уменьшены, из-за чего нет достаточных финансовых средств, чтобы оплатить приобретаемые товары, работы или услуги.
  • Больше нет потребности в объекте закупки.
  • Было получено предписание антимонопольной службы.
  • Решение об отмене было принято в ходе общественных слушаний.
  • Возник форс-мажор.

Стоит отметить, что вышеуказанные причины не являются исчерпывающими. В ФЗ № 44 четко не прописаны основания, по которым можно отменить закупку. Покупатель вправе самостоятельно принимать решение о целесообразности продолжения закупочной процедуры и при необходимости отказываться от дальнейшего ее проведения.

Порядок и сроки

Отменить закупочную процедуру заказчик может не менее чем за 5 дней до момента завершения приема заявок от поставщиков.

Однако в п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ указано, что отмена проведения аукциона возможна и после вышеуказанной даты. Основанием для этого могут быть возникновение обстоятельств непреодолимой силы.

Кроме того, отменить закупочную процедуру можно, даже если причиной этого является не чрезвычайная ситуация. Для этого необходимо не менее чем за 2 дня до момента окончания приема заявок продлить срок, в течение которого поставщики могут направлять свои предложения. Для внесения изменений необходимо указать вескую причину. По такой процедуре срок приема заявок продлевается минимум на 7 дней, в течение которых можно остановить закупочную процедуру.

  • Порядок проведения процедуры
    • Шаг 1. Выясняем, необходима ли отмена процедуры закупки, и устанавливаем причину, по которой проводить аукцион не имеет смысла.
    • Шаг 2. Убеждаемся, что соблюдаются необходимые сроки, то есть до окончания подачи заявок осталось не менее 5 дней. Если времени недостаточно, следует внести изменения в порядок закупки.
    • Шаг 3. Выносим решение об отмене проведения аукциона и оформляем соответствующий документ, образец которого доступен для скачивания ниже.
    • Шаг 4. Публикуем решение в Единой информационной системе в тот же день, когда оно было принято. Кроме того, обязательно необходимо известить об отмене процедуры всех участников, подавших предложения. Стоит отметить, что покупатель не имеет права вскрывать конверты с заявками поставщиков после того, как в ЕИС была опубликована информация об отмене процедуры. При проведении электронной процедуры возврат заявок обеспечивается оператором площадки на протяжении часа после публикации извещения об отмене.
    • Шаг 5. Исправляем данные в плане-графике. Это необходимо сделать или в день, когда была отменена процедура, или на следующий рабочий день.
  • Причины отмены проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

    Использование для проведения закупки электронного аукциона значительно упрощает процесс приобретения товаров, работ или услуг. Поэтому он широко применяется на практике.

    Отмена закупочной процедуры покупателем возможна при соблюдении определенных законом сроков. Во избежание нарушения закона необходимо наличие определенных обстоятельств, таких как:

    • Отсутствие возможности уплатить предусмотренную заявкой сумму за приобретение товаров, работ или услуг.
    • Нецелесообразность проведения электронного аукциона.
    • Внесение изменений в утвержденную государством или органами местного самоуправления программу, для выполнения которой необходимо было проведение аукциона.
    • Изменение рыночной ситуации, из-за чего приобретаемый товар может оказаться недостаточно качественным и слишком дорогим.
    • Возникновение форс-мажорных обстоятельств (ст. 401 Гражданского кодекса РФ).

    Вышеуказанные ситуации могут быть основанием для отмены проведения аукциона. Последствием такого решения заказчика является аннулирование всех предложений участников и возврат им денежных средств, которые были зарезервированы как обеспечение заявки.

    Последствия и сроки отмены проведения аукциона

    Для того чтобы правильно оформить отмену закупочной процедуры, необходимо руководствоваться положениями ст. 36 ФЗ № 44. Покупатель должен принять соответствующее решение не менее чем за 5 дней до завершения подачи заявок от участников. Также обязательным условием является публикация в день принятия решения информации о том, что процедура отменена, в Единой информационной системе. После этого покупателю будет закрыт доступ к сведениям о предложениях участников.

    В ч. 2 ст. 36 ФЗ № 44 указано, что при несоблюдении минимального 5-дневного срока для отмены проведения аукциона данная процедура возможна только при наступлении обстоятельств непреодолимой силы. После публикации в ЕИС официальной информации о принятом решении закупка признается отмененной.

    Далее ресурс, который занимался организацией проведения закупки, извещает участников об отмене процедуры. Оповещения с указанием причины принятия данного решения отправляются в личный кабинет на сайте электронной торговой площадки и на email участника. Также им возвращаются денежные средства, которые были предоставлены как обеспечение заявки.

    Согласно ч. 4 ст. 36 ФЗ № 44 отменивший проведение аукциона покупатель не ответственен перед участниками процедуры закупки, которые направляли предложения. Нести ответственность заказчику придется только в случае возникновения по его вине ущерба у потенциального поставщика или подрядчика. Участник может требовать возмещения убытков в судебном порядке.

    Заказчик имеет право на отмену проведения аукциона исключительно при соблюдении установленных временных рамок. Иначе для подобных действий будут необходимы достаточно серьезные причины. Участник аукциона не имеет никакой законной возможности повлиять на решение заказчика.

    Нюансы отмены проведения аукциона через ФАС и суд

    Достаточно часто в процессе осуществления закупки серьезно нарушаются права участников. Например, возможно снятие потенциального поставщика с участия в аукционе или отказ принимать его предложение.

      Рассмотрение ошибок в ходе торгов

    По исковому заявлению заинтересованного лица суд может признать недействительность закупки, в ходе проведения которой нарушаются законодательные нормы. Это регламентируется ст. 449 Гражданского кодекса РФ. Поэтому первоочередной задачей является правильная с юридической точки зрения расстановка приоритетов. Так можно будет определить основные ошибки в процедуре закупки.

    Формально отмена проведения торгов возможна на следующих основаниях:

    • Не был соблюден срок приема предложений в случае продажи госимущества.
    • Участнику было незаконно отказано в подаче предложения.
    • Неправильно определен победитель и др.

    Любая сторона закупочной процедуры, объединения юридических лиц и общественные организации, которые выполняют общественный контроль, согласно законодательным нормам РФ, вправе оспорить решение заказчика. Такая возможность прописана в ч. 1 ст. 105 ФЗ № 44. Обжалование происходит либо в установленном этим законом порядке, либо посредством обращения в суд или контролирующий закупочную деятельность орган.

    Обжаловать можно нарушающие права участника аукциона действия или бездействие покупателя или уполномоченного им органа, комитета по закупкам и его членов, должностных лиц заказчика, оператора электронной торговой площадки.

    О том, куда именно подавать жалобу, упоминается в ст. 99 ФЗ № 44. Контролирующим органом в подобных вопросах является Управление Федеральной антимонопольной службы в регионе. В случае если решение УФАС не устроит заинтересованное лицо, то следующим шагом должно быть обращение в суд.

    Обжаловать проведение аукциона можно в течение 10 дней

    Оспорить принятое при выборе победителя торгов решение покупателя или уполномоченного им органа, комитета по закупкам и его членов, должностных лиц заказчика, оператора электронной торговой площадки допускается в течение 10 дней. Срок подачи жалобы определяется с момента публикации на электронной торговой площадке одного из следующих документов: протокол подведения итогов торгов, протокол рассмотрения предложений по закупке, протокол проведения аукциона, в случае если он признан несостоявшимся.

    Обжаловать пункты документов о проведении торгов участник может до момента завершения срока, отведенного на прием предложений от поставщиков, подрядчиков или исполнителей. Иногда возможны ситуации, когда подлежащие обжалованию действия заказчика были предприняты после того, как начали рассматриваться предложения от участников (то же касается бездействия организатора процедуры). В этом случае обжаловать данные действия имеют право исключительно субъекты, которые подали предложения на участие в торгах.

    Если подлежащие обжалованию действия произошли в момент рассмотрения вторых частей предложений по торгам либо в момент заключения договора, то обжаловать эти действия можно до того, как будет подписан договор. В противном случае оспорить решения покупателя или уполномоченного им органа, комитета по закупкам и его членов, должностных лиц заказчика, оператора электронной торговой площадки можно исключительно посредством обращения в суд.

    Отмена проведения аукциона в судебном порядке

    При несогласии заинтересованного лица с принятым Управлением ФАС решением оно имеет право не позднее чем через 3 месяца подать исковое заявление в арбитражный суд на общих основаниях. Мотивировать необходимость отмены решения ФАС надо той же формулировкой, которая была указана в жалобе в контролирующий орган. То есть в судебном порядке обжалованию подлежат не действия заказчика в процессе проведения аукциона, а принятое ФАС решение по жалобе заявителя.

    Законодательные требования, условия и порядок проведения открытого конкурса по 44-ФЗ

    Открытый конкурс – это конкурентная торговая процедура, при которой сведения о закупке передаются неограниченному числу лиц через размещение извещения и документации в ЕИС. К участникам конкурса предъявляются единые требования по ч. 1 ст. 48 44-ФЗ.

    • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
    • +7 (499) 110-86-72 –Москва
    • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

    Открытый конкурс по 44-ФЗ: законодательное регулирование

    Согласно ч. 3 ст. 24 44-ФЗ, победителем открытого конкурса признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения контракта. Закупку в форме конкурса целесообразно проводить в том случае, если заказчику важна не только стоимость закупаемых товаров и услуг, но и их качественные, экологические и функциональные характеристики.

    Именно открытый конкурс выступает в качестве приоритетного способа определения поставщиков по 44-ФЗ.

    В иных случаях заказчик вправе самостоятельно определиться со способом закупки и выбрать открытый конкурс или иную процедуру на основании присущим им преимуществам и недостаткам.

    Проведение открытого конкурса не допускается в следующих случаях:

    1. Объект закупки представлен в аукционном перечне, утвержденном распоряжением Правительства от 21 марта 2016 года №471-р. Если товар представлен в перечне, то заказчик обязан закупить его через электронный аукцион.
    2. Если предстоит закупка инновационных, технически сложных, специализированных товаров и услуг, или когда предполагается заключение контракта по реставрации культурных ценностей и музейных экспонатов. В данном варианте применяется конкурс с ограниченным участием.
    3. Если информация о товаре является предметом государственной тайны, либо требуются услуги по страхованию и перевозке ценностей. При такой закупке используются закрытые способы проведения торгов.

    Правила оценки заявок и предложений от участников приведены в Постановлении Правительства от 2013 года №1085. В частности, здесь указаны критерии, которые могут применяться заказчиком при закупке, предельное значение их удельного веса, а также порядок оценивания.

    Различают две крупные группы критериев: стоимостные и нестоимостные. К стоимостным относят прежде всего цену контракта, связанные с эксплуатацией товара расходы. К нестоимостным: характеристики объекта закупки, функциональность и качество, характеристики исполнителя.

    К преимуществам открытого конкурса как формы закупки можно отнести:

    1. Возможность учета при выборе победителя не только предложенной им стоимости, но и иных критериев (например, опыта работы поставщика и пр.).
    2. Возможность передачи ряда полномочий по организации и проведению закупки к специализированной организации (согласно ч. 1 ст. 40 44-ФЗ).

    При этом процедура выбора поставщика через открытый конкурс является достаточно длительной и трудоемкой. Высоки риски того, что к заказчику и конкурсной комиссии возникнут претензии из-за ошибок в проведении конкурса.

    Порядку проведения открытого конкурса в 44-ФЗ посвящена целая группа статей.

    Порядок проведения

    Проведение открытого конкурса предполагает прохождение следующих этапов.

    Этап 1. Подготовительный этап.

    На данном этапе заказчиком принимается решение о необходимости проведения закупки и ее форме. Затем он приступает к ее организации и планированию, формирует конкурсную комиссию и определяет порядок ее функционирования.

    Этап 2. Подготовка документации для проведения конкурса.

    Заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию по ч. 3 ст. 48 44-ФЗ. Правительство РФ может установить требования к содержанию, порядку и составу конкурсной документации.

    Этап 3. Публикация извещения о проведении открытого конкурса в ЕИС.

    Извещение о проведении открытого конкурса должно быть опубликовано в ЕИС, но заказчик также вправе опубликовать его на других сайтах в сети Интернет на свое усмотрение.

    В извещении о закупке необходимо прописать:

    1. Условия контракта.
    2. Количественные и иные характеристики объекта закупки.
    3. НМЦК.
    4. Условия получения доступа к конкурсной документации.
    5. Способы передачи заявки на участие в конкурсе.
    6. Перечень документов, который запрашивается у участников.
    7. Сроки окончания приема заявок.
    8. Место распечатки конвертов.
    9. Способ внесения обеспечения на участие.
    10. Наличие законодательных запретов и ограничений на участие в закупке.
    11. Приоритеты и преференции на данную закупку для отдельных конкурсантов.
    12. Порядок внесения изменений в извещение.

    В конкурсной документации должна содержаться такая же информация, что и в извещении, но также дополнительно стоит включить в нее:

    1. Название и описание предмета закупки.
    2. НМЦК и ее обоснование.
    3. Валюта контракта.
    4. Требования к заявке, инструкция по ее заполнению.
    5. Сведения о порядке внесения изменений в закупку.
    6. Порядок и сроки для разъяснения конкурсной документации.
    7. Сведения о критериях, по которым будут оцениваться заявки.
    8. Размеры вносимого обеспечения.
    9. Размер банковской гарантии.
    10. Сведения о возможности отказа от исполнения контракта.

    Этап 4. Внесение изменений в закупочную документацию.

    За заказчиком закреплено право на внесение изменений в извещение об открытом конкурсе. Но вносить их допускается не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок. При этом изменения не должны предполагать изменение объекта закупки или величины обеспечения.

    Этап 5. Получение заявок от участников.

    Заявки на участие в открытом конкурсе передаются в запечатанных конвертах или в электронном формате. При этом учитываются правила оформления заявок, которые были указаны в конкурсной документации.

    Если в ходе конкурса была подана только одна заявка или не подано не одной, то он признается несостоявшимся (по ч. 13 ст. 51 44-ФЗ).

    Этап 6. Вскрытие конверта с заявками.

    Вскрытие конвертов с заявками и обеспечение доступа к электронным заявкам производится после наступления срока, указанного в конкурсной документации (с учетом норм ч. 1 ст. 52 44-ФЗ).

    Этап 7. Подготовка протокола вскрытия конвертов с заявками.

    Протокол составляется и подписывается членами конкурсной комиссии. В течение рабочего дня он подлежит размещению в ЕИС.

    Этап 8. Рассмотрение поступивших заявок на участие в конкурсе.

    В ходе рассмотрения поступивших заявок победителем конкурса признается участник, который предложил наилучшие условия исполнения контракта.

    Критерии, которые ложатся в основу оценки заявок, определяются на усмотрение заказчика с учетом требований закона. Одним из таких критериев в обязательном порядке выступает цена контракта, другим могут быть качественные, функциональные характеристики товара, опыт реализации подобных проектов и пр.

    При этом в составе требований не допускается предъявлять ограничения с позиции деловой репутации, финансовых ресурсов участника либо его производственных, трудовых ресурсов (т. е. тех оснований, которые не предусмотрены 44-ФЗ).

    Решение о допуске или отклонении заявки принимается конкурсной комиссией по результатам общего голосования на основании оценки ее соответствия требованиям конкурсной документации, достоверности сведений, добросовестности участника, обоснования предложенной цены контракта (для недопущения демпинга).

    Каждой заявке присваивается номер, первый номер получает победитель открытого конкурса.

    Этап 9. Подготовка и публикация протокола по результатам рассмотрения заявок.

    Результаты рассмотрения заявок конкурсной комиссией оформляются в виде протокола. Он составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю конкурса. Протокол размещается заказчиком в ЕИС не позднее следующего рабочего дня после подписания протокола (по ч. 12 ст. 53 44-ФЗ).

    Этап 10. Заключение контракта с победителем открытого конкурса.

    По результатам конкурса победитель и заказчик подписывают контракт по ч. 1 ст. 54 44-ФЗ (не ранее, чем через 10 дней после публикации итогового протокола). На указанном этапе заказчик вправе отказаться от подписания контракта при наступлении определенных условий.

    В случае уклонения победителя от подписания договора, контракт заключается с участником, которому присвоен номер 2.

    Если конкурс не состоялся, то при повторном конкурсе заказчик имеет право увеличить НМЦК, но в пределах 10%. Также заказчику не следует забывать о необходимости пролонгирования сроков исполнения контракта. Повторный конкурс проводится в том же порядке, что и первичный. Заказчик также вправе воспользоваться запросом предложений как альтернативой конкурсу.

    Документы для участия в конкурсе

    Для участия в открытом конкурсе поставщику или исполнителю нужно подготовить определенный комплект документов:

    1. Заявка на участие в конкурсе. В типовой конкурсной документации обычно содержится примерная форма заявки.
    2. Наименование и полные реквизиты всех участников.
    3. ИНН учредителей.
    4. Копии выписок из ЕГРЮЛ/ЕГРИП со сроком давности не более полугода.
    5. Копии учредительных документов.
    6. Документы, которые подтверждают полномочия руководителя компании.
    7. Решение об одобрении крупной сделки.
    8. Документы, которые подтверждают членство компании в СРО или наличие у нее допусков/разрешений (при необходимости).
    9. Декларация о том, что участник относится к субъектам малого предпринимательства либо обладает преимуществами.
    10. Описание предполагаемого к поставке товара или услуги.
    11. Документ, который подтверждает наличие обеспечения.
    12. Опись всех документов по заявке.

    Если участник предоставил недостоверные сведения, то заказчик вправе на любом этапе отстранить его от конкурса (согласно ч. 3.1 ст. 53 44-ФЗ).

    Сроки

    В отношении открытого конкурса предусмотрены следующие временные рамки.

    ЭтапыСрокСсылка на 44-ФЗ
    Публикация извещения в ЕИС20 дней до окончания приема заявокст. 49 ч. 1
    Предоставление разъяснений участнику по конкурсной документации, ответ на запросв течение 2 рабочих дней после получения запросаст. 50 ч. 4, 7
    Возможность подачи запроса на разъяснениеминимум за 5 дней до прекращения приема заявокст. 50 ч. 7
    Размещение в ЕИС ответа на поступивший запрос от участникав течение 1 рабочего дняст. 50 ч. 8
    Внесение изменений в закупочную документациюза 5 дней до окончания приема заявокст. 49 ч. 4
    Размещение в ЕИС конкурсной документации с изменениямив течение 1 рабочего дня с момента внесения измененийст. 49 ч. 4
    Вынесение решения об отмене конкурсаза 5 дней до окончания подачи предложенийст. 36 ч. 1
    Вскрытие конвертов и оформление протоколапо окончании подачи предложенийст. 52 ч. 1
    Размещение протокола вскрытия конвертовне более 1 рабочего дня с момента подписанияст. 51 ч. 7
    Рассмотрение заявок и формирование итогового протокола20 и менее дней с момента вскрытия заявокст. 53 ч. 1
    Размещение итогового протокола в ЕИСв течение 1 рабочего дня после формированияст. 53 ч. 1
    Подписание контракта победителем конкурсане позднее, чем 10 дней с даты полученияст. 54 ч. 3
    Общая продолжительность процедуры подписания контракта10-20 дней после публикации финального протоколаст. 54 ч. 3

    Основания для отмены

    44-ФЗ допускает возможность отмены открытого конкурса при необходимости. Порядок данной процедуры отличается в зависимости от того, было ли на текущий момент опубликовано сообщение о закупке в ЕИС.

    Если такая информация еще не появилась в ЕИС, то отменить закупку гораздо проще. Заказчику достаточно внести изменения в планы закупок с учетом требований Постановления Правительства №554.

    Нарушение указанных временных рамок допускается только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы. В самом 44-ФЗ не расшифровывается перечень таких ситуаций, но с опорой на нормы Гражданского кодекса можно определить их как исключительные обстоятельства, наступление которых нельзя считать обычным, либо непредотвратимые. Это, например, масштабные забастовки, военные действия, эпидемии и пр.

    Согласно судебной практике, к обстоятельствам непреодолимой силы не относят потерю целесообразности в закупке, обнаружение в технической документации неучтенных услуг, отсутствие финансирование контракта и пр.

    Для того чтобы придать отмене открытого конкурса юридическую силу, требуется опубликовать решение об этом в ЕИС. Причем заказчик должен лично сообщить всем участникам закупки о принятом решении при наличии у него контактных данных конкурсантов.

    После того как решение об отмене открытого конкурса было размещено в ЕИС, заказчик должен внести поправки в план-график.

    Когда проводимый конкурс предусматривал обеспечение заявок, то заказчик должен вернуть участникам внесенные им денежные средства в течение 5 рабочих дней, по электронному конкурсу – обеспечить разблокировку средств в течение рабочего дня. По п. 7 ст. 44 44-ФЗ банковская гарантия при отмене закупки не подлежит возврату.

    Заказчика могут привлечь к ответственности за срыв закупки, но только если он своими действиями причинил участникам вред.

    Таким образом, открытый конкурс по 44-ФЗ является приоритетной формой закупки. Заказчик должен отдавать предпочтение в ее пользу, если закон не обязывает его выбрать иной способ закупки. При открытом конкурсе численность участников не ограничивается, а сведения о проводимой закупке размещается для всеобщего ознакомления в ЕИС. Особенностью конкурса является то, что при выборе победителя конкурсная комиссия учитывает комплекс факторов, включая ценовые и неценовые параметры.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Отмена результатов закупки: правоприменительная практика

    Штраф, предписание об устранении нарушений и отмена результатов закупки –возможные последствия нарушений при проведении закупки. Если штраф связан с фактом нарушения и при этом прямо не связан с предписаниями о его устранении, то отмена закупки и предписание об устранении нарушения, ставшего причиной такой отмены, могут сочетаться в одном документе. Отмена результатов закупки является крайней мерой обеспечения законности её проведения.

    Казанцев Дмитрий Александрович, к.ю.н., начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center;

    Михалева Наталья Александровна, ведущий специалист-эксперт правового отдела Московского УФАС России.

    Специфика этой меры именно в крайней степени неблагоприятности, причём не только для заказчика, но и для участника закупки, первоначально объявленного победителем. Даже если та же самая закупка объявлена заново, в том числе на основании распоряжения ФАС России о возвращении закупки на стадию приёма заявок, то и заказчик, и бывший победитель теряют время, а сама поставка оказывается под угрозой срыва. А если в обеспечение заявок внесены денежные средства, то негативные последствия затрагивают уже всех участников.

    Именно по этой причине аннулирование результатов закупки должно использоваться в качестве исключительной, экстраординарной меры. Она уместна тогда, когда нарушения, можно сказать, извращают саму правовую суть закупочных отношений и не позволяют считать объявленную процедуру конкурентной закупкой, проводимой на основании действующего законодательства России. Нарушения такого рода можно условно разделить на две группы: нарушения в выборе способа закупки и нарушения честной конкуренции в ходе закупки.

    Грубые нарушения обеих категорий влекут отмену закупки. В статье в качестве подтверждения ключевых тезисов приведены дела об оспаривании госзакупок по Закону № 44-ФЗ, но сами регулятивные подходы имеют значение и для прогнозирования последствий аналогичных нарушений при проведении закупок, регулируемых Законом № 223-ФЗ.

    Какие же нарушения могут послужить, по мнению антимонопольных органов, достаточным основанием для отмены результатов закупки?

    Нарушение в выборе способа закупки

    Одним из оснований именно аннулирования закупочной процедуры с выдачей контрольным органом соответствующего предписания является неверный выбор способа проведения конкурентной процедуры, когда заказчик, скажем, вместо электронного аукциона проводит конкурс. Выбор способа закупки для государственных и муниципальных заказчиков жёстко регламентирован, и для каждой категории товаров, работ и услуг предусмотрен лишь один возможный способ либо, по выбору заказчика, электронный аукцион (электронный аукцион в силу прямого указания Закона «О контрактной системе» может использоваться заказчиком при закупки любой продукции). В отношениях, регулируемых Законом № 223-ФЗ, такими же императивными нормами, регулирующими определение способа и формы закупки, является требование Правительства РФ о проведении закупки определённых видов продукции в электронной форме, а также нормы положения о закупках.

    Согласно ч. 5 ст. 24 Закона «О контрактной системе закупок» заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями гл. 3 названного Закона. В качестве примера неблагоприятного для заказчика решения, ставшего следствием нарушения этих правил, можно привести Решение ФАС России от 15.11.2016 по делу № ВП-538/16, в котором оспаривалось избрание в качестве способа закупки конкурса вместо электронного аукциона, чем, по мнению потенциального поставщика, были нарушены его права и законные интересы.

    Согласно ч. 2 ст. 48 Закона «О контрактной системе», заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона. Приведенными нормами регламентируется проведение закупки путем иных способов определения поставщика (помимо открытого конкурса), установленных ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе, исходя из специфики предмета закупки. Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471 установлен перечень товаров, работ, услуг, для закупки которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).

    Таким образом, при избрании способа закупки определяющим фактором является предмет государственного контракта, который, в свою очередь должен соотносится с позициями Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее — код по ОКПД) ОК 029-2014, принятого и введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Ошибка в выборе способа закупки зачастую обусловлена неверным выбором кода по ОКПД: как показывает практика, именно данное нарушение чаще всего допускается заказчиками.

    Руководствуясь неверным кодом по ОКПД и устанавливая неверный способ определения поставщика, государственный заказчик ограничивает круг потенциальных участников закупки, поскольку участники, специализирующиеся на предоставлении услуг, входящих в предмет государственного контракта, лишены возможности владеть информацией о проведении процедуры закупки (так как любой потенциальный участник закупки находит информацию о процедуре, запрашивая код ОКПД либо состав работ, входящих в такие услуги).

    Таким образом, неверное избрание способа осуществления закупки (например, конкурс вместо аукциона) влечет возможность дополнительного влияния заказчика на конкурентность данной процедуры. Установление способа закупки с нарушением императивных требований законодательства о контрактной системе свидетельствует о нелегитимности её результатов в силу того, что такое нарушение, по мнению антимонопольных органов, приводит к ограничению количества потенциальных участников такой закупочной процедуры. В связи с этим антимонопольным органом выносится предписание об аннулировании проведения закупочной процедуры.

    Для правильного определения соответствующего кода ОКПД заказчикам следует не только исходить из названия предмета закупки, но в первую очередь из работ, предусмотренных Техническим заданием. Услуги же, имеющие комплексный (многокомпонентный) характер, классификация которых не может быть осуществлена в строгом соответствии с одним кодом ОКДП, должны классифицироваться по той их составной части, которая характеризует наиболее полным образом большую либо наиболее специфическую часть их компонентов.

    Также заказчикам следует внимательно оценивать группы и подгруппы выбранного кода по ОКПД, поскольку, как показывает практика, не всегда выбранный код соответствует требуемому классу и разряду. Так в Арбитражном суде г. Москвы рассматривалось дело № А40-52067/15 от 21.07.2015 об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа, которым заказчику предписано аннулировать закупку в связи с неверным выбором кода по ОКПД. Решение антимонопольного органа было признан законным, а доводы заказчика о том, что функционал торговой площадки не подстроен под новый ОКПД, был отклонен судом, поскольку, как указал суд, данное обстоятельство не освобождает заказчика от обязанности избрания правильного, более подходящего кода по ОКПД из предыдущего классификатора. Аналогичная практика также подтверждается следующими решениями Арбитражного суда г. Москвы, а также вышестоящими судебными актами по делу № А40-7884/16 от 06.07.2016.

    Нарушение честной конкуренции в ходе закупки

    Если рассмотренное выше нарушение связано с оформлением закупки, то нарушение честной конкуренции относится уже к её содержанию. С содержательной точки зрения такое нарушение может заключаться в установлении излишних, необоснованных требований к участникам закупки (что влечёт искусственное ограничение круга потенциальных поставщиков), либо в нарушении правил выбора победителя, установленных в закупочной документации. Необходимо подчеркнуть, что правила выбора победителя в рамках конкурса и запроса котировок определяются самим способом закупки, но в рамках конкурса и запроса предложений критерии определения наиболее предпочтительных условий задаёт в закупочной документации сам заказчик. Точно так же в сфере действия Закона № 223-ФЗ сам заказчик, на основании предусмотренных в положении о закупках требований, может определять параметры соответствия поставщиков нуждам данной конкретной закупки. При этом, разумеется, требования к участникам должны быть обусловлены именно обеспечением качества поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг. Для государственных и муниципальных заказчиков перечень требований, предъявляемых ими к участникам закупки, установлен на законодательном уровне.

    Так, в Арбитражном суде г. Москвы по делу № А40-171178/16 от 05.10.2016 оспаривались решение и предписание Московского УФАС, которыми в действиях заказчика установлено нарушение положений Закона «О контрактной системе», выразившееся в установлении необоснованного требования, ограничивающего конкуренцию при проведении закупки. Документация обязывала участников предоставить документы, не предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

    Заказчику Управлением было предписано привести закупочную документацию в соответствие с требованиями Закона и вновь опубликовать извещение о проведении электронного аукциона. Судебный процесс же был инициирован не самим заказчиком, а участником закупки, который претендовал на заключение государственного контракта. В обоснование требования о признании незаконным предписания антимонопольного органа заявитель ссылался на отсутствие отклоненных заявок в связи с непредоставлением неправомерно установленных в документации документов. Данное обстоятельство, по мнению общества, свидетельствовало об отсутствии правового основания для выдачи предписания, поскольку выявленное органом нарушение не повлияло ни на порядок проведения закупочной процедуры, ни на ее итоги.

    Действительно, вопрос о необходимости выдачи предписания, отменяющего результаты закупочной процедуры, в правоприменительной практике рассматривается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

    Так в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.12.2012 по делу N А05-4450/2012 (правильность выводов и законность которого была подтверждена ВАС России Определением № ВАС-1827/13 от 06.03.2013) указал, что контроль в сфере размещения заказов призван в каждом конкретном случае гарантировать достижение значимых целей посредством полного, объективного и всестороннего выяснения соответствующих обстоятельств и решения вопроса о придании незавершенной процедуре торгов законного начала и (или) дальнейшего развития и конечного результата. Именно в связи с этим контролирующий орган реализует полномочия, опираясь не на абстрактное право (полномочие), а на выявленные обстоятельства дела. При этом формальная констатация нарушения процедуры торгов не может служить конечной целью проверки. Необходимо сопоставить нарушение с действительными либо возможными негативными последствиями (ввиду целей торгов) для выбора адекватной меры контрольного реагирования.

    Таким образом, повлияло ли выявленное нарушение на права и законные интересы других участников закупки, а также на права тех лиц, которые возможно отказались от участия в конкурентной процедуре в силу невозможности соответствовать всем требованиям документации, следует оценивать контрольным органом в каждом конкретном деле. В связи с чем вопрос о балансе частных и публичных интересов неминуемо будет дискутироваться и становиться предметом судебных разбирательств.

    В упомянутом же нами выше решении по делу № А40-171178/16 от 05.10.2016 акты Московского УФАС были признаны законными, а права и интересы заявителя ненарушенными, поскольку суд исходил из возможного ограничения количества участников закупки выявленным нарушением. Аналогичный правовой подход также был применен Арбитражным судом г. Москвы по делу № А40-176132/16 от 14.11.2016.

    Схожие последствия в виде возможного ограничения количества участников закупки усмотрела комиссия ФАС России, рассматривая распространённую ситуацию с необоснованным требованием к участнику об обязательном предоставлении свидетельства СРО несмотря на отсутствие соответствующего указания в законодательстве. Необоснованность этого требования зафиксирована, например, в решении ФАС России от 14.12.2016 по делу № К-1984/16.

    Чуть более сложной можно назвать ситуацию с характерным описанием объекта закупки, в обиходе называемой «заточкой» документации под конкретного поставщика. Разумеется, в этих условиях закупку нельзя признать конкурентной в собственном смысле слова, а потому такая закупка должна быть аннулирована. Например, решением Нижегородского УФАС от 24.11.2016 N 2196-ФАС52-КТ-33-09/11-16(780-ДР) было подтверждено, что требования к товарам, установленные в аукционной документации, влекут за собой ограничение количества участников закупки в условиях, когда описание объекта закупки носит необъективный характер и исключает возможность поставки товара с близкими значениями характеристик. При этом важно подчеркнуть, что такого рода нарушение может считаться ограничением конкуренции лишь в том случае, если товары с близкими значениями характеристик действительно позволяют заказчик удовлетворить свою потребность, ставшую основанием для закупки, с тем же успехом, что и указанные им в аукционной документации товары. Если заказчик сможет объяснить, почему для данной конкретной ситуации необходимо указание именно специфических характеристик, то те же самые условия закупочной документации необходимо будет признать не «заточкой», а стремлением к обеспечению качества поставки.

    Схожая правовая позиция зафиксирована в решении Краснодарского УФАС от 05.12.2016 по делу N ЭА-1921/2016. Специфика этого дела заключалась лишь в том, что установленные заказчиком показатели можно было определить только по результатам испытаний. Это является очевидным нарушением Закона «О контрактной системе», и комиссия УФАС констатировала, что установленные заказчиком требования к товарам, используемым при выполнении работ, носят необъективный характер. Однако производственные процессы заказчиков, регулируемых Законом № 223-ФЗ, много сложнее, а потому легко вообразить ситуацию, в которой подобные испытания и в самом деле необходимы – вот только в этом случае в закупочной документации необходимо предусмотреть равный для всех участников закупки доступ к таким испытаниям, причём проводимым до выбора победителя.

    Другим примером нарушения, ограничивающего конкуренцию, было признано требование заказчика, согласно которому к участию в закупке не допускались юридических лица, зарегистрированные в ЕГРЮЛ менее трех лет назад. Антимонопольным органом данное требование было признано незаконным, а заказчику было выдано предписание об отмене протоколов и внесении изменений в закупочную документацию.

    При обжаловании указанного предписания, Арбитражный суд г. Москвы по делу № А40-100624/2015 от 28.10.2015 пришел к выводу о законности оспариваемого ненормативного правового акта антимонопольного органа. Как указал суд, установление требования о давности регистрации участника торгов в качестве юридического лица не менее трех лет ограничивает конкуренцию, поскольку предусматривает участие в конкурентной процедуре лиц, существующих на рынке продолжительное время, исключая вновь созданные организации, способные выполнить работы/оказать услуги по договору. Такое требование не позволяет выявить участника закупки, исполнение договора которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, не способно обеспечить равноправие, справедливость, отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, что свидетельствует о нарушении положений ч. 1 ст. 17 Закона «О защите конкуренции».

    Все возможные категории нарушений, создающих риск ограничения конкуренции перечислить, разумеется, невозможно. Однако в контексте темы аннулирования результатов закупки важно помнить о том, что и перечень антиконкурентных нарушений, установленный в ст. 17 Закона «О защите конкуренции», не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению закупки как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.

    Применение крайней меры обусловлено как правило крайней же степенью нарушений, допущенных при проведении закупки. Иными словами, закупка отменяется в том случае, если допущенные нарушения привели к ошибке в выборе победителя или создали высокий риск такой ошибки. Столь же весомым основанием для отмены итогов закупочной процедуры является установление антимонопольным органом в действиях заказчика нарушения, ограничивающее конкуренцию при проведении закупки путём отстранения от участия в закупке тех потенциальных поставщиков, которые могли бы удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах и услугах не хуже лиц, признанных участниками закупки.

    Антимонопольный орган отслеживает и соблюдение заказчиком правил выбора способа закупки. Это невинное в единичных случаях нарушение при систематическом повторении способно создать хаос в закупочной деятельности заказчика, при котором ни о какой честной конкуренции в рамках его закупок говорить будет невозможно.

    В заключение важно подчеркнуть, что предписание об отмене результатов закупки, выдаётся Антимонопольной службой лишь в том случае, если договор ещё не подписан. После заключения контракта закупочные отношения переходят в принципиально новую стадию, на которой уже неуместно говорить о конкуренции между несколькими потенциальными поставщиками и корректности способа выбора победителя, а оспорить соответствующие нарушения и доказать то, что их следствием стала нелегальность подписания договора, можно лишь в судебном порядке.

    Глава администрации муниципального района не обладает полномочиями по отмене результатов открытого конкурса

    По результатам проведенного администрацией муниципального образования конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок.

    После чего главой администрации муниципального образования издано постановление об отмене результатов открытого конкурса, которым результаты конкурса отменены; аннулированы протокол заседания комиссии и протокол заседания конкурсной комиссии по рассмотрению документов, направленных участниками конкурса и определению победителя.

    Одновременно организации, осуществляющей пассажирские перевозки, вручено уведомление о досрочном расторжении договора на осуществление перевозок.

    Победитель полагает, что постановление главы администрации противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы.

    Обоснованна ли позиция победителя?

    Ответ: Оспариваемое постановление принято главой администрации муниципального образования с превышением полномочий в нарушение требований действующего законодательства.

    Обоснование: В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ (Далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

    В соответствии со статьей 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

    В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.

    В соответствии с пунктами 1,2,4 статьи 447ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

    В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.

    Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

    Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

    Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

    В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 449 торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

    Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

    В пункте 44 Постановления Пленума ВС РФ N 10 от 22 от 29.04.2010 разъясняется, что в силу пункта 1 статьи 449 ГК РФ публичные торги, проведенные в порядке, установленном для исполнения судебных актов, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил, установленных законом . Споры о признании таких торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку.

    Согласно статье 13 ГК РФ, пункту 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации” ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным в том случае, если он не соответствует закону или иным правовым актам и одновременно указанным актом нарушены гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

    На основании пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закона № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Закону № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

    В силу пункта 1 статьи 48 Закона № 131-ФЗ орган местного самоуправления обладает полномочиями по устранению нарушений законодательства путем отмены ненормативных правовых актов, ранее принятых им. В то же время, если такое решение направлено в итоге на возникновение и прекращение гражданских прав, то возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается. Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2010 N 15951/09.

    Таким образом, реализация органом местного самоуправления полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. По общему правилу, предусмотренному частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления должен доказать наличие правовых оснований для принятия им оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия). Принятый органом местного самоуправления акт должен соответствовать закону и не нарушать права и законные интересы граждан и организаций.

    Следовательно, глава администрации муниципального района не обладает полномочиями по отмене результатов открытого конкурса.

    Данная точка зрения разделяется правоприменителями (например, см.: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 N 17АП-9830/2011-АК N А60-11966/2011).

    Исходя из вышеизложенных норм, оспариваемое постановление принято главой администрации муниципального образования с превышением полномочий в нарушение требований действующего законодательства.

    Об отмене проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами

    283 от 30.10.2017

    «Синдор» кар овмöдчöминса Администрации
    администрация городского поселения «Синдор»

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    От «30» октября 2017г. № 283
    пгт. Синдор Республика Коми

    Об отмене проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами

    В связи с представленным протоколом решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом входящим в открытый конкурс и в соответствии с п. 39 Правил проведения орга-ном местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75

    1. Отменить проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением администрации городского поселения «Синдор» от 27.09.2017г. №234 «Об утверждении конкурсной документации на право заключения договоров управления многоквартирными домами»;
    2. Признать утратившим силу постановление администрации городского поселения «Синдор» от 27.09.2017 № 234 «Об утверждении конкурсной документации на право заключения договоров управления многоквартирными домами»;
    3. Администрации городского поселения «Синдор» информировать население городского поселения «Синдор» через официальный сайт об отмене конкурса;
    4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

    И.о. руководителя администрации
    городского поселения «Синдор» О.А. Молчанова

    Выдержка из Закона N 124-ФЗ

    Классификация информационной продукции

    Глава 2. Классификация информационной продукции

    Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

    1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

    2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

    1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

    2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

    3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

    3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

    1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

    2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

    3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

    4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

    5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

    ГАРАНТ:

    Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений “бегущей строки” см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

    4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

    5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

    6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

    Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

    К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

    Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

    К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

    1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

    2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

    3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

    Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

    К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

    1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

    2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

    3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

    Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

    К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

    1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

    2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

    3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

    4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

    5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

    Читайте также:  Указание в документации о закупке конкретных параметров поставляемых товаров по 44 ФЗ
    Ссылка на основную публикацию