Снижение цены контракта без изменения количества товара, работ, услуг по 44 ФЗ

Снижение цены контракта без изменения количества товара, работ, услуг по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

При заключении и исполнении контракта согласно статье 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон 44-ФЗ) изменения существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
Согласно части 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ по предложению заказчика существует возможность увеличить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшить предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
В ходе выполнения работ по капитальному ремонту объекта были выявлены скрытые работы, которые не входят в ведомость объемов работ и сметный расчет аукционной документации. Выполнение скрытых работ необходимо для исполнения контракта (речь идет, например, о демонтаже потолочных конструкций, который необходим, чтобы установить новые потолочные плиты).
Можно ли увеличить объем выполняемых работ на 10% при условии, что документацией об аукционе и проектом контракта такая возможность предусмотрена?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Согласование внесения в контракт условия о выполнении подрядчиком дополнительных скрытых работ должно признаваться правомерным, если под дополнительными работами понимаются дополнительные объемы работ, предусмотренных контрактом.
Если же скрытые работы не относятся к предусмотренным контрактом видам работ, правомерность согласования их выполнения может быть поставлена под сомнение.

Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях в том числе Гражданского кодекса РФ. Контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Поэтому отношения по такому контракту регулируются нормами Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ. Так, к контрактам на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений применяются правила Гражданского кодекса РФ о договоре строительного подряда (п. 2 ст. 740 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия в том числе об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы (п. 1 ст. 766 ГК РФ).
Пунктом 2 ст. 767 ГК РФ определено, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с уменьшением средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, определенных в этой норме. В частности, если возможность изменения условий контракта на выполнение работ была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного подрядчика – контрактом, по предложению заказчика предусмотренный контрактом объем работ может быть увеличен не более чем на 10%. По соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ и цены контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% цены контракта (пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заметим, что понятие объема работ, выполняемых по договору (контракту), не раскрывается ни в Гражданском кодексе РФ, ни в Законе N 44-ФЗ, в связи с чем правило пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно понимать двояко: как допускающее только возможность одновременного увеличения в одинаковой пропорции всех видов работ по контракту либо как позволяющее увеличить не более чем на 10% в том числе объем конкретного вида работ, предусмотренного технической документацией, с пропорциональным увеличением цены этой работы исходя из сметной стоимости единицы работы. Второго из приведенных подходов придерживаются представители Минэкономразвития России, отмечая, что в случае необходимости увеличения предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта допускается увеличение объема по каждому виду работ, предусмотренных сметной документацией, либо по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. В случае увеличения предусмотренного контрактом объема работ заказчику необходимо изменить смету по тем позициям, которые нужно увеличить с соответствующим изменением общей цены контракта (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 10.04.2017 N Д28и-1591, от 22.02.2017 N Д28и-1227, от 23.09.2016 N Д28и-2529, от 01.03.2016 N Д28и-524, от 16.11.2015 N Д28и-3363).
Однако, как следует из пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в любом случае речь идет о тех видах работ, которые предусмотрены контрактом. Это подтверждается положением указанного подпункта, которое допускает возможность при согласовании сторонами дополнительного объема работ по контракту пропорционально увеличить цену контракта исходя из установленной в контракте цены единицы работы. Очевидно, что цены таких единиц устанавливаются контрактом (сметой, являющейся частью контракта) дифференцировано по видам работ. Поэтому в порядке, предусмотренном пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, цену контракта, а следовательно, и объем работ невозможно увеличить в случае, если заказчик и подрядчик согласуют выполнение вида работ, в отношении которого цена единицы работы в контракте отсутствует.
Этот вывод подтверждается разъяснениями Минэкономразвития России, в которых указывается, что положения пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ распространяются только на товары, работы, услуги, предусмотренные контрактом. В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом N 44-ФЗ, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (смотрите письма Минэкономразвития России от 07.12.2016 N Д28и-3208, от 16.09.2016 N Д28и-2465, от 27.07.2016 N Д28и-1898, от 22.06.2016 N Д28и-1675, от 18.04.2016 N Д28и-1055, от 17.03.2016 N Д28и-642, от 28.12.2015 N Д28и-3749, от 04.12.2015 N Д28и-3634, от 18.08.2015 N Д28и-2497). Такие же разъяснения дает Минфин России (смотрите письмо от 26.09.2017 N 24-03-08/62479). Суды также отмечают, что нормы ст. 95 Закона N 44-ФЗ не допускают изменения состава и видов работ по контракту (постановление Пятого ААС от 19.08.2016 N 05АП-5050/16).
Нельзя не отметить, что в судебной практике сформирован также и несколько иной правовой подход к оценке правомерности выполнения подрядчиком и оплаты заказчиком дополнительных работ по контракту на выполнение строительных работ в ситуации, когда при исполнении контракта подрядчиком обнаруживаются не учтенные в технической документации работы, без выполнения которых контракт не может быть исполнен. В связи с этим судьи обращают внимание на п. 3 ст. 743 ГК РФ, согласно которому подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам (п. 5 ст. 743 ГК РФ). При этом под дополнительными понимаются работы, необходимость проведения которых обнаруживается подрядчиком в ходе проведения строительных работ и которые отсутствуют в технической документации, то есть таких работ, без проведения которых продолжение строительства невозможно (постановление АС Дальневосточного округа от 27.02.2017 N Ф03-6571/16).
Исходя из приведенных норм, суды приходят к выводу о том, что увеличение объема работ по контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате, заказчиком также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата (п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом ВС РФ 28.06.2017), смотрите также постановления Пятого ААС от 26.10.2017 N 05АП-7195/17 и от 07.09.2017 N 05АП-5328/17, Четырнадцатого ААС от 19.10.2017 N 14АП-7594/17, Семнадцатого ААС от 06.10.2017 N 17АП-11517/17).
С вышеописанной точки зрения согласование сторонами контракта выполнения дополнительных работ, в том числе не предусмотренных технической документацией, является правомерным, если такие работы объективно не могли быть учтены в документации при заключении контакта и без выполнения этих работ исполнить обязательства по контракту невозможно.
Однако заметим, что эта позиция формулируется судами применительно к спорам по требованиям об оплате согласованных заказчиком и выполненных подрядчиком работ. Вопрос о правомерности действий заказчика по внесению в контракт изменений, связанных с выполнением дополнительных работ, с точки зрения ограничений, установленных ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в приведенных нами судебных актах специально не рассматривался. Поэтому нельзя исключить вероятности того, что антимонопольный орган в подобной ситуации придет к выводу о том, что заказчик нарушил законодательство о контрактной системе и имеются основания для применения к заказчику и его должностным лицам, виновным в правонарушении, соответствующих административных санкций (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, смотрите также решение Смоленского областного суда от 02.08.2016 по делу N 21-362/2016).
Поэтому мы полагаем, что, если упомянутые в вопросе скрытые работы контрактом (ведомостью объемов работ, иной технической документацией, являющейся частью контракта) не предусмотрены, их выполнение может быть квалифицировано не как увеличение объема работ по контракту, а как закупка новых работ, недопустимая в рамках того же контракта, что, вполне возможно, повлечет за собой негативные правовые последствия для заказчика и его должностных лиц.
Если в рассматриваемом случае заказчик примет решение не вносить в контракт изменения, связанные с выполнением скрытых работ, выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, может быть дополнительная закупка таких работ (в том числе у единственного подрядчика при соответствии критериям, указанным в п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) либо расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) и последующее осуществление новой закупки работ, не выполненных до момента расторжения контракта, включая упомянутые скрытые работы.

Читайте также:  Внесение сведений в реестр договоров по Закону N 223-ФЗ

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
– Энциклопедия решений. Изменение объемов и (или) содержания работ и цены по контракту по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

14 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Как уменьшить цену контракта

Когда можно уменьшить цену госконтракта

Ст. 95 44-ФЗ содержит конкретный перечень случаев, когда заказчик имеет возможность уменьшить цену договора:

  1. Неизменный объем поставляемых товаров, работ, услуг (ТРУ). Без уменьшения объема работ снизить цену контракта можно, но это наиболее редко встречаемая ситуация на практике. Ведь изначально поставщик предложил свой минимум на торгах. Однако следует учитывать этот случай при поставке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которые имеют свой предел стоимости. Победитель, указав в заявке конкретное торговое наименование, должен поставить ценник не выше того, который зафиксировало государство (п. 2 ч. 10 ст. 31 содержит обязанность заказчика отказаться от заключения контракта при отказе победителя снизить расценки).
  2. Изменение объема поставляемых ТРУ. Заказчик вправе предложить участнику уменьшить количество поставляемого товара не более чем на 10%. При этом и расценки будут снижены пропорционально объему. В этом случае необходимо учитывать, что уменьшение происходит исходя из стоимости единицы ТРУ, которая определяется как частное от деления первоначальной цены договора на предусмотренное количество.
  3. Наличие обстоятельств, не позволяющих сторонам выполнить условия договора по независящим от них причинам. Этот случай предусматривает соблюдение ряда условий, а именно: контракт заключен для федеральных нужд или нужд субъекта РФ со сроком исполнения не менее 3 лет или для муниципальных нужд со сроком исполнения не менее 1 года, и цена составляет или превышает размер, установленный Постановлением Правительства № 1186 от 19.12.2013. Для госконтрактов, которые обеспечивают федеральные нужды, такой размер составляет 10 млрд руб., региональные — 1 млрд руб., а для местных — 500 млн. Исключение — федеральный госконтракт, который включает выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения. Для такой сделки планку установили в размере 40 млн рублей.
    В перечисленных случаях на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации по договорам для обеспечения нужд соответствующего уровня возможно изменение стоимости контракта.
  4. Изменение регулируемых цен. Маловероятный случай, когда тарифы на электрическую, тепловую энергию, услуги связи и пр. снижены. Очевидно, что при данных обстоятельствах государство не должно переплачивать денежные средства. Пропорционально снижению тарифа стороны снижают стоимость контракта.
  5. Уменьшение ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств. Не редкий случай, когда у заказчика просто снижают объемы финансирования. Для сторон договора это можно назвать форс-мажорными обстоятельствами, ведь они происходят независимо от их воли и желания. Как и в вышеперечисленных ситуациях, расчет снижения должен осуществляться пропорционально уменьшенному объему, и заказчик обеспечивает согласование с поставщиком нового количества товара. Для этого используйте Методику сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта. Она утверждена Постановлением Правительства № 1090 от 28.11.2013.
  6. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ. Если пациент идет на поправку, то, возможно, ему больше не потребуются определенные лекарственные препараты. В таком случае перечень медицинских средств сокращается, и стоимость контракта снижается.

Постановление Правительства № 1090 от 28.11.2013

Что нужно сделать, чтобы уменьшить стоимость

Чтобы снизить цену контракта, заказчику следует придерживаться определенного алгоритма.

Шаг 1. Проверка положений документации и договора.

Необходимо уточнить условия объявленной закупки. К примеру, изначально при публикации заказчик может предусмотреть в документации и контракте раздел «Информация о возможности изменить условия» и использовать следующую формулировку, позволяющую уменьшать стоимость.

Шаг 2. Анализ причины изменения.

Заказчик должен проанализировать, подходит ли его случай под установленный законом о контрактной системе.

Шаг 3. Уведомление поставщика о планируемом снижении стоимости.

В целях оперативного разрешения вопроса о возможности изменения цены заказчику целесообразно направить поставщику сопроводительное письмо, указывающее на предложение изменить стоимость договора (уточним, что в некоторых случаях это не право поставщика снизить расценки, а его обязанность: предел стоимости лекарственных препаратов, уменьшение регулируемых тарифов и др.).

Как оформить сопроводительное письмо, какую информацию в него включать — приведено в отдельной статье «Как правильно написать сопроводительное письмо к документам при осуществлении закупок».

Шаг 4. Составить дополнительное соглашение.

Необходимо документально зафиксировать взаимное согласие сторон об уменьшении стоимости договора.

Форма соглашения нормативно-правовыми актами не урегулирована, можно указать следующие данные:

  • контактные данные заказчика и поставщика;
  • вывод о взаимном решении об уменьшении цены с указанием пункта документации и контракта;
  • указание на нормы договора, подлежащие изменению (цена, объем);
  • реквизиты и подписи.

Соглашение составляется в письменной форме в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для заказчика и поставщика.

Образец дополнительного соглашения об уменьшении цены контракта

В соответствии с ч. 3 ст. 103, если были внесены изменения в условия договора, заказчик публикует данные сведения в ЕИС в течение 5 рабочих дней с даты внесения таких изменений.

Уменьшение цены по 44-ФЗ

Уменьшение цены по 44-ФЗ: возможно ли это сделать без штрафов

В каких случаях возможно уменьшение цены контракта по 44-ФЗ? Как рассчитать коэффициент для снижения цены по 44-ФЗ? Алгоритм уменьшения цены по 44-ФЗ. Возможно ли уменьшение цены контракта на сумму НДС по 44-ФЗ?

Из этой статьи вы узнаете:

  • В каких случаях возможно уменьшение цены контракта по 44-ФЗ
  • Как рассчитать коэффициент для снижения цены по 44-ФЗ
  • Алгоритм уменьшения цены по 44-ФЗ
  • Возможно ли уменьшение цены контракта на сумму НДС по 44-ФЗ

Возможно ли уменьшение цены по 44-ФЗ? Нередко бывает и так, что установленная стоимость по госконтракту по факту оказывается больше, нежели конечная цена. К примеру, если при проведении капитального ремонта заказчику потребовалось меньше труб, чем было заложено в смету.

Как поступить в этом случае, не рискуя получить штраф? Расскажем, как правильно уменьшить цену по 44-ФЗ.

В каких случаях возможно уменьшение цены контракта по 44-ФЗ

Статья 95 44-ФЗ описывает ситуации, в которых допускается уменьшение цены договора по инициативе выгодоприобретателя:

    Сохранение поставки неизменного объема.

Уменьшение цены контракта без изменения объема по 44-ФЗ при заключении соглашения возможно, однако подобная ситуация встречается нечасто. Причина в том, что поставщик сразу предлагает минимальную стоимость.

Такое снижение цены контракта без изменения количества товара по 44-ФЗ допускается при закупке жизненно необходимых лекарств, обладающих фиксированной стоимостью. Победитель тендера изначально прописал в заявке определенное торговое наименование, поэтому должен отталкиваться от стоимости, установленной на государственном уровне. Согласно п. 2 ч. 10 ст. 31, заказчик обязан отказаться от подписания соглашения с поставщиком, если он не готов уменьшить расценки.

Корректировка объема ТРУ.

Уменьшение цены контракта без изменения объема по 44-ФЗ происходит редко, тогда как такая ситуация более распространена. Заказчик может предложить исполнителю произвести уменьшение цены контракта, но не более чем на 10 процентов от стоимости ТРУ (товаров, работ, услуг) по 44-ФЗ. В качестве разъяснения стоит отметить, что расценки сокращаются пропорционально объему, в соответствии со стоимостью единицы ТРУ. Чтобы вычислить данную сумму, делят изначальную стоимость договора на предусмотренное количество товаров.

Внешние обстоятельства, из-за которых участники соглашения не могут выполнить его условия.

Речь идет о контрактах для нужд федерального масштаба или субъекта РФ, срок исполнения которых не может быть менее 3 лет. Соглашения для муниципальных нужд рассчитываются не менее чем на год. Стоимость контракта должна быть равна либо превышать сумму, зафиксированную в постановлении Правительства № 1186 от 19.12.2013 г.

Для государственных контрактов, обеспечивающих федеральные нужды, максимальная сумма – 10 миллиардов рублей, для региональных нужд данная цифра находится на уровне миллиарда рублей и она в два раза меньше для местных. Исключение составляет федеральный госконтракт, цель которого состоит в проведении клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения. Для него максимальный порог – 40 миллионов рублей.

  • Изменение стоимости контракта допускается во всех названных случаях, если есть соответствующее решение Правительства, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации по договорам для обеспечения нужд соответствующего уровня.
  • Изменение регулируемых тарифов.

    Если происходит уменьшение тарифов на электрическую, тепловую энергию, услуги связи, государство не должно переплачивать за услуги исполнителя. Поэтому стоимость контракта снижается аналогично тарифу.

    Уменьшение ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.

    Достаточно часто случается, что заказчику снижают объемы финансирования. Для сторон договора такая ситуация становится форс-мажорным обстоятельством.

    Аналогично всем остальным примерам, расчет снижения производится пропорционально уменьшенному объему, при этом заказчик и поставщик утверждают новый объем закупки посредством принятой постановлением Правительства № 1090 от 28.11.2013 «Методики сокращения количества РУ при уменьшении стоимости контракта».

    Корректировка списка услуг в процессе лечения гражданина РФ за пределами страны.

    Если пациент начинает выздоравливать, список необходимых лекарств может сократиться, как и цена договора.

    Помните: стоимость соглашения снижается лишь в том случае, когда документация допускает соответствующую возможность (п. 1 ч. 1 ст. 95).

    Как рассчитать коэффициент для снижения цены по 44-ФЗ

    Понижающий коэффициент для госконтракта рассчитывают, чтобы провести уменьшение его стоимости либо принять решение о применении антидемпинговых мер по отношению к исполнителю. Понижающий коэффициент – это определенный процент, и для его вычисления необходимо знать начальную цену договора, обладать данными из закупочной документации, представлять себе итоговую стоимость.

    Читайте также:  Оператор электронной площадки не обеспечил непрерывность приема заявок

    Заказчик сравнивает изначально представленную и реальную стоимость контракта и может использовать по отношению к поставщику антидемпинговые меры либо отказаться от подобных действий. Соответствующие меры применяются в случае, когда потенциальный исполнитель предложил стоимость на четверть ниже НМЦК и победил в тендере. Тогда он обязан внести больший залог, а именно – в полтора раза превышающий стандартное обеспечение исполнения контракта.

    ФАС рекомендует не округлять полученную величину снижения до целого значения, так как есть четкие правила относительно снижения цены на 25 % и более по 44-ФЗ. Судебные органы придерживаются такого же мнения. По постановлению 18 арбитражного апелляционного суда от 2015 г. по делу №А07-13054/2015 заказчик не имел права применять антидемпинговые меры, поскольку НМЦК была снижена не на 25 %, а на 24,9973 %.

    Для расчета коэффициента уменьшения стоимости договора используют формулу:

    Коэффициент снижения = Окончательное ценовое предложение поставщика / НМЦК в извещении.

    Допустим, согласно документам, НМЦК составляет 1 000 000 рублей, а сумма госконтракта равна 850 000 рублей, тогда коэффициент рассчитывается как: 850 000 / 1 000 000 = 0,85.

    Алгоритм уменьшения цены по 44-ФЗ

    Чтобы произвести уменьшение стоимости контракта, заказчик должен сделать следующее:

    Шаг 1. Проверить положения всей документации.

    На данном этапе уточняются условия закупки. Заказчик изначально предусматривает в контракте раздел «Информация о возможности изменить условия», после чего использует следующую формулировку при необходимости уменьшить стоимость.

    Шаг 2. Проанализировать причины изменения.

    Заказчику необходимо понять, соответствует ли конкретный случай установленным законом нормам относительно контрактной системы.

    Шаг 3. Уведомить исполнителя о планируемом снижении стоимости.

    Чтобы максимально быстро решить вопрос об изменении цены, заказчик должен подготовить сопроводительное письмо исполнителю об уменьшении цены контракта – можно использовать образец, установленный по 44-ФЗ. В нем необходимо предложить уменьшение цены договора. Нужно понимать, что в ряде ситуаций поставщик не просто имеет право снизить расценки, а обязан это сделать. Так он должен поступить, когда речь идет о пределе стоимости лекарственных препаратов, уменьшении регулируемых тарифов, пр.

    Шаг 4. Подготовить дополнительное соглашение.

    Согласие сторон относительно уменьшения цены контракта необходимо зафиксировать документально.

    Нормативно-правовые акты не устанавливают определенную форму для данного документа, эксперты советуют внести в него такую информацию:

    • контактные данные сторон;
    • заключение относительно уменьшения цены с указанием пункта документации, контракта;
    • изменяемые нормы договора (цена, объем);
    • реквизиты и подписи.

    Соглашение подготавливают в письменной форме в двух экземплярах – по одному для заказчика, поставщика. Экземпляры имеют одинаковую юридическую силу.

    Шаг 5. Опубликовать измененные сведения в реестре контрактов Единой информационной системы.

    Часть 3 ст. 103 дает заказчику на публикацию сведений в ЕИС пять рабочих дней с даты внесения изменений в договор.

    Возможно ли уменьшение цены контракта на сумму НДС по 44-ФЗ

    В тендерах на госзакупки могут участвовать предприятия на УСН. В таких случаях обе стороны договора должны понимать, как будет определяться цена контракта и есть ли необходимость в том, чтобы вычитать НДС из основной цены?

    По закону 44-ФЗ, уменьшать цену договора на размер данного налога запрещено, если исполнитель использует УСН.

    В 44-ФЗ нет положений, позволяющих заказчику произвести уменьшение цены контракта на основе информации о системе налогообложения победителя тендера. При подписании контракта используется цена, заявленная победителем, о чем говорится в письме Федеральной антимонопольной службы РФ от 18.06.2019 № ИА/50880/19 «О разъяснении положений ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок ТРУ для государственных и муниципальных нужд» в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим УСН».

    Если исполнитель не платит НДС, используя УСН, и выставляет клиенту счет-фактуру с выделением суммы НДС, налог необходимо уплатить в бюджет, согласно п. 5 ст. 173 НК РФ.

    ФАС РФ обращает внимание на то, что в указанных случаях заказчики нередко не подписывают акт сдачи-приемки без счета-фактуры с выделением суммы НДС. При этом они ссылаются на пункт, по которому цена включает НДС. В результате чего договор может быть расторгнут в одностороннем порядке, а сам исполнитель окажется в реестре недобросовестных поставщиков. В итоге компаниям на УСН приходится подготавливать требуемый документ и уплачивать НДС. Иными словами, такие участники тендера подвергаются двойному обложению налогом.

    Уменьшение размера контракта на сумму данного налога представляет собой несоблюдение прав исполнителя на «упрощенке», так как он уплачивает НДС в составе единого платежа поставщикам и лишен возможности вернуть сумму из средств заказчика. Иными словами, исполнитель на УСН обязан уплатить НДС, но не имеет права его возместить. Такая обязанность – это повторная уплата налога.

    В некоторых случаях суды подтверждают, что НДС – прибыль исполнителя, так как цена контракта не должна быть сокращена на эту сумму при работе на УСН, ведь в данном случае поставщик не считается плательщиком НДС (Определение Верховного Суда РФ от 16.11.2018 № 308-ЭС18-18914 по делу № А53-29054/2017; Постановление Арбитражного суда ДФО от 18.12.2017 № Ф03-4850/2017; Постановление Арбитражного суда СКФО от 07.07.2017 по делу № А15-3160/2016).

    Уменьшение цены контракта на сумму НДС является незаконным при работе с поставщиком на УСН.

    В каких случаях можно поменять цену состоявшейся закупки по 44‑ФЗ?

    Цену состоявшейся закупки менять нельзя — это одна из аксиом 44-ФЗ. Но все же есть ситуации, когда контракт подписывают не по той цене, которую предложил победитель, или цену меняют во время исполнения контракта. Посмотрим, когда это возможно.

    При заключении контракта

    Заказчик хочет закупить больше товара на сумму экономии

    Если заказчик провел конкурс или аукцион на покупку товара и сэкономил, то по ч.18 ст.34 44-ФЗ он имеет право увеличить объем поставки на сумму экономии, соблюдая эти условия:

    1. Заказчик увеличивает только объем товара (не услуги и работы)
    2. Итоговая цена закупки должна остаться в рамках НМЦ.
    3. Эта возможность должна быть заранее прописана в документах закупки.
    4. Цену за единицу товара рассчитывают, разделив итоговую цену контракта на количество изначально купленного товара.

    Если эти условия соблюдены, заказчик отправляет победителю аукциона официальное письмо с просьбой увеличить объем поставляемого товара, не выходя за рамки НМЦ.

    Победитель может согласиться или отказаться увеличивать объем поставляемого товара:

    • Если он отказывается, контракт заключают на условиях, определенных результатами торгов и документацией.
    • Если соглашается, стороны подписывают контракт на новых условиях без допсоглашения. Заказчик публикует в ЕИС контракт, приложив документы, подтверждающие согласование новой цены с победителем.

    В этой закупке можно посмотреть, что победитель снизил цену закупки почти на 60% процентов, и в итоге заказчик купил на сумму экономии тринадцать сплит-систем одного из видов вместо запланированных четырех.

    Еще раз об НДС

    Может ли заказчик снизить цену контракта на сумму НДС, если в закупке победил поставщик на упрощенке? Однозначного правила, которого должен придерживаться заказчик, нет. Подписание контракта часто заканчивается спором, который ФАС в разных регионах может решить и в пользу заказчика, и в пользу победителя на УСН.

    Министерство финансов, которое регулирует рынок госзакупок, выпустило 2 ноября 2017 письмо № 03-07-11-72354, где сказано: “Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается”.

    Позиция Верховного суда

    Если заказчик указал цену с НДС, контракт нужно заключить на этом условии. При этом победитель сохраняет право получить полную сумму и не обязан платить НДС. Главное в такой ситуации — не выставлять заказчику счет-фактуру с НДС. Заказчик не может отказаться оплачивать контракт, если не получит такой документ. Минфин отмечал, что платить налог не нужно, даже если заказчик выделит НДС в платежном поручении. Документ: Определение ВС РФ от 23.09.2019 N 306-ЭС19-15999.

    Оптимально, когда заказчик заранее в документах закупки прописывает условия, на которых будет заключать контракт с победителем, применяющим УСН. Если такого условия нет, рекомендуем уточнить это в запросе на разъяснения.

    После заключения контракта

    Заказчик увеличивает или уменьшает количество товара

    Такое право предусмотрено 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ. Правила изменения цены мы оформили в таблицу:

    Уменьшить на 10%Увеличить на 10%
    Возможно в закупках у единственного поставщика и во всех конкурентных закупках, кроме запрос котировок
    Заказчик предусматривает возможность в документации о закупке, а при закупке у единственного поставщика — в контракте с ним
    Только на этапе исполнения контракта по соглашению сторон
    Если НМЦ закупки неделима, то изменить можно только все позиции закупки: например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно, то можно изменить объем отдельных позиций, например: 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей.
    Заказчик обязательно пропорционально снижает ценуСтороны могут увеличить цену, о чем договариваются дополнительно. Цену единицы товара рассчитывают делением цены всего контракта или отдельной позиции на количество товара

    Например, в закупке лечебной грязи видно, что заказчик изменил объем и цену товара на 10%. В карточке контракта есть соглашение об этом с победителем.

    Заказчику урезали бюджет

    Это условие распространяется только на казенные учреждения. Например, объявляя закупку, заказчик ориентировался на утвержденный бюджет, но на практике ему перечислили меньше денег. В этом случае он согласует с исполнителем уменьшение цены контракта или количества товара (постановление правительства № 1090 от 28.11.2013):

    • Если поставщик согласен, то снижает цену контракта до суммы доведенных на закупку денег.
    • Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.

    Изменение долгосрочных контрактов

    Если исполнение контракта невозможно по независящим от сторон обстоятельствам, их условия можно менять. Эти виды контрактов перечислены в постановлении правительства № 1186:

    • федеральные контракты от 10 млрд рублей (кроме клинических исследований лекарственных препаратов),
    • региональные контракты 1 млрд рублей,
    • муниципальные контракты 500 млн рублей,
    • федеральные контракты на 40 млн рублей на выполнение клинических исследований лекарственных препаратов.

    В крупных закупках на строительство

    Можно увеличить цену контракта до 30%. Это возможно при таких условиях:

    1. Срок исполнения контракта > 1 года.
    2. Цена равна или превышает предельный размер, установленный Правительством РФ.
    3. Возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых его невозможно исполнить.
    4. Получено письменное обоснование изменения цены от Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ или местной администрации.
    5. Срок исполнения контракта не изменится (в него не закладывается время на получение положительного заключения экспертизы проектной документации).
    Читайте также:  Приказ об утверждении плана-графика размещения заказов по 44 ФЗ - образец

    Изменились тарифы

    Если изменились цены на товары, работы, услуги в соответствии с законодательством России. По этому основанию, например, могут изменить цену контракта у единственного поставщика на коммунальные услуги или обслуживание многоквартирного дома (пп. 8 и 22 части 1 статьи 93 44-ФЗ).

    Лечение за рубежом

    Можно поменять цену контракта на лечение граждан РФ в иностранной организации, если по каким-то причинам меняется объем услуг или их стоимость.

    В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

    ФЗ-44. Изменение объемов в контракте без увеличения стоимости контракта

    Имеется муниципальный контракт по текущему ремонту дороги. В смете данного контракта имеются позиции “фрезерование” на сумму 1000 рублей и “устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси” на сумму 1100 рублей. Подрядчик заявляет, что для лучшего качества конечного результата работ следует работы по “фрезерованию” не выполнять, а на сумму, которая была заложена для данного вида работ (1000 рублей) сделать дополнительно работы по “устройству выравнивающего из асфальтобетонное смеси”, то есть последняя позиция будет стоить 2100 рублей, а первая позиция оплачиваться не будет.

    Лично я считаю, что данные манипуляции подпадают под существенное изменение условий контракта. В конечном счете позиции меняются местами, увеличения стоимости контракта нет.

    1) увеличение до 10% объемов распространяется на весь контракт в целом или на отдельные позиции сметы тоже?

    2) стоит ли делать так как просит подрядчик?

    Ответы юристов ( 1 )

    1) увеличение до 10% объемов распространяется на весь контракт в целом или на отдельные позиции сметы тоже?

    Какая именно формулировка указана в Вашем контракте? По общему правилу в ФЗ-44: ст. 95 1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. В ФЗ не указано, что именно увеличивать или уменьшать на 10% всю смету или позицию (на Ваше усмотрение)

    Лично я считаю, что данные манипуляции подпадают под существенное изменение условий

    Это возможно в части ст. 95 ФЗ-44

    2) стоит ли делать так как просит подрядчик?

    Это технический вопрос, по производству работ. Согласовывайте с подрядчиком, просите письменное разъяснение почему это необходимо. Без Вашего согласие, внести изменения у подрядчика не получится.Вам сами решать стоит ли это делать или нет. Только технический специалист может сказать (если в Вашем учреждении такой специалист имеется-проконсультируйтесь с ним)

    А разве может позиция изначально стоить 1100 рублей, а по окончании работ 2100 рублей? У проверок появяться вопросы почему в таком случае делали текущий ремонт, а не капитальный.

    А разве может позиция изначально стоить 1100 рублей, а по окончании работ 2100 рублей? У проверок появяться вопросы почему в таком случае делали текущий ремонт, а не капитальный.

    Если увеличился объем работ в одной позиции и уменьшился в другой позиции, то это возможно. Главное, чтобы в 10% уложиться. Но, что у Вас в договоре именно указано? 10% от договора или 1 позиции? Просто цена (если это товар, например, увеличиться не может) при неизменении количества шт. товара.

    В контракте сказано согласно ст. 95 фз-44 и все

    11. Изменение и расторжение Контракта

    11.1. Изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению Сторон в случаях, предусмотренных ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    11.2 Настоящий Контракт может быть расторгнут:

    – по соглашению Сторон;

    – в судебном порядке;

    – в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством и (или) настоящим Контрактом.

    11.3. Заказчик вправе обратиться в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке с требованием о расторжении настоящего Контракта в следующих случаях:

    11.3.1. При существенном нарушении условий Контракта Подрядчиком

    11.3.2.Нарушения Подрядчиком сроков окончания работ, более чем на пять рабочих дней.

    11.3.3.Установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных Исполнителем на этапе размещения заказа, указанного в преамбуле настоящего Контракта.

    11.3.4. Установления факта проведения ликвидации Подрядчика – юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства.

    11.3.5.Установления факта приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

    11.4.Сторона, которой направлено предложение о расторжении Контракта по соглашению сторон, должна дать письменный ответ по существу в срок не позднее 5 (пяти) календарных дней с даты его получения.

    11.5.Расторжение Контракта производится Сторонами путем подписания соответствующего соглашения о расторжении.

    11.6. Заказчик вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения Контракта и, соответственно, расторгнуть Контракт по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, а также в следующих случаях:

    – задержка Подрядчиком начала работ более чем на 3 (три) дня по причинам, не зависящим от Заказчика;

    – нарушение Подрядчиком условий настоящего Контракта, ведущих к снижению качества работ, предусмотренного действующего законодательства РФ.

    11.7. Подрядчик вправе потребовать расторжения настоящего Контракта в следующих случаях:

    – при остановке Заказчиком выполнения работ по причинам, не зависящим от Подрядчика, на срок, превышающий месяц;

    – при утрате Заказчиком возможности дальнейшего финансирования работ.

    11.8 Решение Заказчика об одностороннем внесудебном отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

    11.9 В случае расторжения настоящего Контракта по инициативе любой из Сторон, Стороны производят сверку расчетов, которой подтверждается объем фактически выполненных Подрядчиком работ.

    11.10 При исполнении контракта не допускается перемена Подрядчика, за исключением случая, если новый Подрядчик, является правопреемником Подрядчика по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

    11.11 В случае перемены Заказчика права и обязанности Заказчика, предусмотренные Контрактом, переходят к новому Заказчику.

    11.12. Заказчик вправе провести экспертизу выполненной работы (этапы исполнения Контракта) с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.

    Увеличение количества поставляемого товара по 44-ФЗ

    44-ФЗ предусматривает два случая, в которых стороны по согласованию могут изменить предусмотренное изначально количество поставляемого товара/объема выполняемых работ/объема оказываемых услуг (далее по тексту под словом товары будут пониматься и работы, и услуги, в зависимости от предмета закупки и конкретной ситуации) и, в прямой пропорции ему, цену, по которой заключается контракт.

    Статья 95 (подпункт б, пункт 1, часть 1) – увеличение или уменьшение объема закупаемых товаров не больше чем на десять процентов с изменением в прямой пропорции цены, по которой был заключен контракт.

    Статья 34 (часть 18) – увеличение объема закупаемого товара на сумму, не превосходящую разности между начальной максимальной и фактически сложившейся по результатам торгов ценой контракта, учитывая сформировавшуюся стоимость единицы товара.

    Увеличение до НМЦК

    Сразу же стоит отметить, что в части 18 статьи 34 44-ФЗ говорится только об увеличении объемов поставляемого товара. Уменьшение в рамках этого случая невозможно. Кроме того, такое право должно быть определено еще на начальном этапе, в документации. В этом случае количество товара и сумма контракта могут быть увеличены до начальной цены (НМЦК).

    Процедура осуществляется на этапе заключения контракта и не требует подписания дополнительного соглашения. Согласование проходит в следующем порядке:

    • при формировании проекта контракта заказчик направляет победителю торгов официальное ходатайство, с просьбой увеличить объем поставляемого товара на разрешенную законом сумму. При этом цена единицы рассчитывается по результатам торгов – как частное от деления итоговой цены контракта на количество закупаемого товара;
    • победитель дает свое согласие на увеличение количества поставляемого товара. В случае, если он отказывается – контракт заключается на определенных результатами торгов и документацией условиях. Также от предложения можно отказаться – согласие на дополнительную поставку это право, но никак не обязанность победителя!
    • проект контракта публикуется и подписывается сторонами с учетом вносимых изменений, с приложением документов, подтверждающих факт согласования (двусторонняя переписка).

    Сразу же стоит отметить несколько моментов. Во-первых, цена за единицу товара определяется исходя их результатов торгов, а не из начальных условий!

    Еще один момент, который интересует многих заказчиков и участников – что делать с закупками, где спецификация состоит из нескольких пунктов. 44-ФЗ не предусматривает каких-либо ограничений на этот случай, следовательно, вполне можно увеличить количество поставляемого товара по одной или нескольким позициям, если в приложенной спецификации четко определяется цена за единицу каждого из вида товаров.

    Увеличение или уменьшение количества закупаемого товара не более чем на десять процентов

    В этом случае возможность внести изменения также должна быть оговорена заранее, в документации. Все правки осуществляются только по согласованию сторон. Однако количество товара и, соответственно, цена изменяется уже после заключения контракта. Следовательно, требуется оформление дополнительного соглашения. Механизм в этом случае выглядит так:

    • ходатайство заказчика об изменении количества поставляемого товара (естественно, не более чем на десять процентов) и, соответственно, цены контракта (в прямой пропорции);
    • ответ победителя закупки;
    • в случае положительного ответа – заключение дополнительного соглашения и публикация изменений на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

    Вопрос об изменениях в рамках одной позиции в этом случае еще более сложен. Минэкономразвития в письме № Д28и-2476 от 21 сентября 2016 года дает официальные разъяснения по этому вопросу, где четко указано, что изменение количества возможно не только по всему контракту, но и по отдельной позиции, при этом итоговая цена не должны изменяться более чем на десять процентов.

    Ранее, в письме № ОГ-Д28-8176 от 20 июня 2016 года, этим же министерством был отмечен еще один интересный факт: “ограничения количества внесений необходимых изменений в контракт в случае увеличения или уменьшения количества товара не более чем на десять процентов законодательством не предусмотрено”. Таким образом, если следовать этому письму, то количество товара по отдельной позиции можно увеличивать/уменьшать несколько раз, составив несколько дополнительных соглашений (при этом, соответственно, оно увеличится или уменьшится более чем на десять процентов). Главное, чтобы цена в итоге не была увеличена или уменьшена более чем на десять процентов.

    В любом случае, главное на что нужно обращать внимание – чтобы возможность увеличения или уменьшения количества товара была прописана в документации, иначе это действие будет незаконным и повлечет за собой штрафные санкции!

  • Ссылка на основную публикацию