Совместная закупка общего имущества совместно занимаемого здания по 44 ФЗ

Совместная закупка общего имущества совместно занимаемого здания по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

ГУП осуществляет закупку товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее – Закон).
Предприятие осуществляет закупки исключительно за счет собственных средств (бюджетное финансирование не осуществляется).
В хозяйственном ведении предприятия находится нежилое помещение, расположенное на 7 этаже в нежилом офисном здании.
Остальные помещения, расположенные в здании, принадлежат на праве собственности различным коммерческим организациям (ООО), на которые нормы Закона не распространяют свое действие.
В настоящее время возникла необходимость ремонта общего имущества в здании – замена лифта.
В целях проведения ремонта общего имущества здания планируется заключение между всеми собственниками помещений договора о совместной деятельности (договор простого товарищества), в соответствии с условиями которого обязанность по отбору поставщика лифта, заключению с ним договора, произведению расчетов за поставленный товар, приемке товара возлагается на одного из собственников помещений – ООО, а остальные собственники помещений компенсируют такому обществу часть затраченных средств пропорционально площади занимаемых помещений.
Подпадает ли договор о совместной деятельности (договор простого товарищества) под действие Закона?
Подпадают ли под действие Закона расчеты по компенсации затрат ООО в рамках договора о совместной деятельности (договора простого товарищества)?
Не противоречит ли законодательству РФ заключение договора о совместной деятельности (договора простого товарищества) в целях ремонта общего имущества нежилого здания?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Описанный в вопросе порядок не противоречит закону, а для заключения упомянутого в вопросе соглашения не требуется соблюдать процедуры, предусмотренные Законом N 44-ФЗ.

Обоснование позиции:
Вопрос о порядке содержания общего имущества нежилого здания, помещения в котором принадлежат нескольким лицам, законом прямо не урегулирован. В связи с этим Пленум ВАС РФ в п. 1 постановления от 23.07.2009 N 64 (далее – Постановление N 64) разъяснил, что в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности ст.ст. 289, 290, 249 ГК РФ, регулирующие отношения собственников помещений в многоквартирном доме по поводу общего имущества. Согласно приведенным нормам собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (в частности общие помещения, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее более одного помещения). При этом каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (смотрите также п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года N 25).
Отметим, что этот подход распространяется не только на собственников помещений, но и на лиц, которым соответствующие помещения принадлежат на ином вещном праве, в частности на праве хозяйственного ведения (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23.09.2014 N Ф10-3133/14 по делу N А68-1196/2014, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 N 10АП-4521/13, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 N 15АП-21399/13)*(1).
Таким образом, поскольку лифт, находящийся в здании, помещения в котором принадлежат нескольким лицам, относится к общему имуществу этого здания,*(2) и унитарное предприятие, и собственники иных помещений в нежилом здании должны нести расходы на содержание (ремонт) этого имущества соразмерно со своей долей в праве собственности на общее имущество здания.
Как указано в п. 4 Постановления N 64, соответствующие доли в праве общей собственности на общее имущество определяются пропорционально площади находящихся в собственности помещений. Изменение размера доли собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество здания по соглашению всех либо отдельных собственников помещений не допускается. Иной размер доли в праве общей собственности на общее имущество может быть определен судом, если объем помещения, приходящийся на единицу площади, существенно отличается от аналогичного показателя в иных помещениях в здании (п. 4, п. 5 Постановления N 64).
Само по себе заключение унитарным предприятием договора простого товарищества не противоречит требованиям законодательства, однако заключение такого договора возможно лишь с согласия собственника (п. 4 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”). Полагаем, не является нарушением и заключение договора простого товарищества в целях осуществления ремонта общего имущества нежилого здания, если при этом соблюдается требование о несении расходов соразмерно доле в праве собственности на общее имущество здания. Сказанное подтверждает судебная практика (смотрите, например, постановление АС Западно-Сибирского округа от 14.10.2016 N Ф04-4729/16 по делу N А27-22165/2015, постановление АС Северо-Кавказского округа от 22.01.2015 N Ф08-10115/14 по делу N А53-17933/2013).
Однако необходимо учитывать, что унитарное предприятие обязано осуществлять закупки товаров работ и услуг, в том числе услуг по содержанию имущества, переданного на праве хозяйственного ведения, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ).
Отдельными положениями указанного Закона предусмотрена возможность осуществления закупки услуг по содержанию и ремонту недвижимого имущества, принадлежащего заказчику, у единственного поставщика.
Так, согласно п. 23 ч. 1 ст. 93 Закон N 44-ФЗ допускается заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.
Однако положений, которые позволяли бы заказчику осуществлять закупку, направленную на ремонт общего имущества здания, часть помещений в котором принадлежит заказчику, Закон N 44-ФЗ не содержит. Заключение контракта на ремонт общего имущества здания на основании п. 23 ч. 1 ст. 93 Закон N 44-ФЗ неправомерно (письмо Министерства экономического развития РФ от 29.01.2016 N Д28и-272, письмо Министерства экономического развития РФ от 18.02.2016 N Д28и-384).
Не предусматривает этот Закон N 44-ФЗ и возможности заключения контракта со множественностью лиц на стороне заказчика. В свою очередь, неделимость общего имущества, на наш взгляд, не позволяет заключить контракт на ремонт лишь части общего имущества, соответствующей доле заказчика в праве общей собственности.
В связи с этим отметим, что заключение одним из иных собственников от своего имени договора в целях осуществления работ по ремонту общего имущества нежилого здания не позволит обеспечить эффективность и результативность бюджетных средств (ст. 34 БК РФ, п. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ), так как в этом случае бюджетные средства, выделенные на ремонт такого имущества, будут направлены на возмещение заказчику расходов, ранее им осуществленных без соблюдения требований Закона N 44-ФЗ. Специальных правил, которые регулировали бы порядок участия заказчиков, обязанных осуществлять закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в расходах на ремонт общего имущества в здании, нормативные акты не предусматривают. Полагаем, что рассматриваемый вопрос может быть решен следующим образом.
Как указано в п. 6 Постановления N 64, по решению собственников помещений, принимаемому в порядке, предусмотренном ст.ст. 44-48 ЖК РФ, может устанавливаться режим использования общего имущества здания, в частности отдельных общих помещений. В качестве особенностей режима могут быть установлены в том числе порядок проведения ремонтных работ в помещениях общего пользования, участие собственников помещений в расходах на содержание общего имущества. Согласно ч. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном этим кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании. Следовательно, поскольку общее собрание собственников помещений примет решение о проведении работ и возложении на собственников помещений в здании расходов на оплату таких работ, у заказчика возникнет обязанность оплатить работы в соответствующей доле. Причем такая обязанность возникнет на основании именно решения общего собрания собственников помещений, а не договора, стороной которого является унитарное предприятие. Исполнение решения общего собрания, на наш взгляд, не будет свидетельствовать об осуществлении закупки, поскольку обязанность по оплате, повторим, возникнет не из контракта, заключенного в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Именно такой подход сформирован в судебной практике применительно к расходам на содержание общего имущества в здании, которые несут заказчики, обязанные при закупках товаров, работ и услуг руководствоваться требованиями Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, п. 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, постановления АС Северо-Западного округа от 11.04.2017 N Ф07-2495/17, АС Центрального округа от 31.01.2017 N Ф10-5586/16, АС Поволжского округа от 09.11.2016 N Ф06-14262/16).

Читайте также:  Аккредитация на электронной площадке

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

5 октября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) Согласно ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Владение и пользование имуществом невозможно без принятия усилий по его сохранению и содержанию. По смыслу указанной нормы, с учетом положения ст. 210 ГК РФ, право хозяйственного ведения наравне с правом собственности возлагает на субъект, обладающий данным правом, бремя содержания соответствующего имущества.
*(2) Смотрите также п. 2 Постановления N 64.

Как организовать совместные торги по 44-ФЗ

Кто является организатором совместных закупок

Правила проведения совместного аукциона, конкурса устанавливаются статьей 25 Закона о контрактной системе, а также Постановлением Правительства от 28.11.2013 № 1088. Этими же нормативно-правовыми актами разъясняется, кто же все-таки выступает организатором такой закупки. В первую очередь, им может быть одна из организаций-заказчиков. Также, согласно ст. 26 44-ФЗ, совместно принятым решением заказчики могут возложить обязанности организатора на другие уполномоченные органы или учреждения. В многостороннем договоре вышеуказанные сторонние органы отмечены только в качестве организатора, а их главной задачей является прямое определение исполнителей контракта. После этого всем учреждениям необходимо внести изменения в план-график с указанием полного наименования организатора торгов.

Особенности совместных закупок

Чтобы сэкономить бюджетные средства и минимизировать расходы, заказчики, которые закупают одинаковые товары, работы или услуги, осуществляют закупки совместно в формате конкурса или аукциона. Обязательное условие состоит в том, что объединяющиеся организации заключают двустороннее или же, в зависимости от количества участников, многостороннее соглашение, которое опирается на правила ФЗ-44 и ГК РФ. Форму такого соглашения можно скачать в конце статьи.

Совместные конкурсы и аукционы по 44-ФЗ имеют ряд особенностей:

  • выведение начальной (максимальной) цены контракта, расчет количества и объемов товаров, работ или услуг, составление необходимых для тендера технических характеристик и конкурсной документации, обоснование объекта закупки производится каждой организацией-заказчиком самостоятельно и до момента подписания многостороннего соглашения;
  • расходы на проведение распределяются с учетом пропорциональных долевых соотношений НМЦК каждого участника в совокупной начальной (максимальной) цене контракта;
  • каждый участник заключает контракт самостоятельно по факту выявления победителя (или победителей) конкурентных процедур.

Как организовать

Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов устанавливается Правительством и действующим законодательством, а именно 44-ФЗ в части статьи 25, а также Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088, и представляет собой последовательность конкретных действий.

Таким образом, пошаговый алгоритм проведения торгов двумя и более заказчиками одновременно может быть представлен в виде таблицы.

Шаг 1Заключение сторонами-участниками соглашения о проведении
Шаг 2Выбирается организатор
Шаг 3Вносятся коррективы в планы-графики каждого из госзаказчиков
Шаг 4Организатор утверждает состав закупочной комиссии и регламент ее работы. Членство в комиссии определяется долей от общего объема закупок каждого из заказчиков
Шаг 5Участник-организатор составляет и размещает в ЕИС извещение
Шаг 6Организации-заказчики самостоятельно заключают контракт с победителем по итогам конкурсных процедур
Шаг 7Если закупку признают несостоявшейся, заказчики сами принимают решение о дальнейшем заключении контракта с единственным поставщиком

Требования к соглашению о проведении совместной закупки

Соглашение о проведении совместного конкурса должно содержать информацию следующего характера (ч. 2 ст. 25 44-ФЗ):

  • сообщение о сторонах-фигурантах договорных отношений;
  • код, идентифицирующий закупку (ч. 2 ст. 114 44-ФЗ);
  • материалы, характеризующие объект тендера, его количественные и объемные показатели, организационные условия закупки по каждому заказчику в частности;
  • НМЦК каждого участника с подробными расчетами и обоснованиями;
  • указание прав, обязанностей и мер ответственности каждой стороны;
  • справка об организаторе и о предоставляемых ему в отношении конкурсных процедур полномочий;
  • уведомление о закупочной комиссии, ее членах, сроках функционирования и рабочих положениях;
  • детальная информация об извещении, сроках его формирования, согласование возможности участия в закрытом конкурсе или закрытом аукционе, а также предельные даты разработки конкурсной или аукционной документации;
  • приблизительный период проведения;
  • распределение расходов на проведение и порядок их оплаты;
  • сроки действия данного договора;
  • регламент решения спорных ситуаций;
  • иные положения.

Совместные торги по 44-ФЗ: механизм проведения

Статьей 25 44-ФЗ для заказчиков предусмотрена возможность объединяться и осуществлять закупки одних и тех же товаров совместно, проведя не несколько, а одну процедуру торгов. Считается, что это приводит к увеличению объема поставляемой продукции, что, в свою очередь, привлекает крупные оптовые компании, готовые предложить более выгодные цены. Правила проведения совместных закупок определены Правительством РФ в Постановлении №1088 от 28.11.2013 года.

В каких случаях проводятся совместные закупки

Первое и главное условия проведения совместных торгов – это наличие необходимости в одинаковых товарах. Такая ситуация часто возникает в больницах, школах, детских садах и других организациях.

Еще один момент – совместными могут быть только аукционы и конкурсы. Организовать таким образом, например, запрос котировок, даже если итоговая цена не превышает 500 000 рублей, нельзя.

Механизм проведения совместных закупок

Первое, что должны сделать объединившиеся заказчики – выбрать организатора торгов. Им может быть как уполномоченная организация, так и один из заказчиков, готовый взять на себя большую долю ответственности и забот. В его обязанности в дальнейшем будет входить:

  • разработка документации и извещения на основании представленной каждым из заказчиков информации (обоснование НМЦ и проект контракта каждый составляет отдельно);
  • публикация всей необходимой информации в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru;
  • при необходимости – внесение изменений в извещение и документацию;
  • ответы на запросы (публикация разъяснений) и предоставление документации заинтересованным лицам;
  • оформление и публикация протоколов;
  • в некоторых случаях – публикация проекта контракта.

Официальная передача полномочий на осуществление всех этих действий от заказчиков к организатору оформляется путем заключения соответствующего соглашения. Согласно части 1 статьи 25 44-ФЗ оно должно содержать следующую информацию:

  • сведения о сторонах, заключающих соглашение;
  • сведения об организаторе, в том числе и рамки его полномочий;
  • идентификационный код закупки;
  • сведения о предмете закупки (описание объекта), предполагаемых объемах, а также месте, сроках и условиях поставки товара/оказания услуг/выполнения работ;
  • примерные сроки проведения аукциона или конкурса, а также период времени, в течение которого должны быть разработаны и согласованы извещение и документация;
  • порядок и срок формирования комиссии, а также регламент ее работы;
  • порядок оплаты расходов, связанных с процессом организации совместной закупки;
  • права, обязанности, ответственность сторон, срок действия соглашения, порядок рассмотрения споров и другие сведения на усмотрение заказчиков и организаторов.

После того как стороны пришли к соглашению и подписали его, важно внести изменения (если необходимо) в план-график и план закупок. Там в обязательном порядке должно быть указано, что закупка проводится совместно.

Далее организатор действует, в принципе, так же как и любой заказчик, вплоть до момента заключения договора.

Заключение контракта по результатам совместных торгов

На этапе заключения контракта заказчики, проводившие совместную закупку, «расходятся» в разные стороны. Максимум, что может сделать организатор – это опубликовать проекты контракта, а уже подписание победитель осуществляет с каждым заказчиком по отдельности.

Сложная ситуация – когда победитель по каком-либо причинам уклонился от подписания только одного контракта. В этом случае все остальные считаются действительными, а вот обеспечение заявки ему возвращается не в полном объеме – из него удерживается сумма, равная доле цены контракта данного заказчика в общей начальной максимальной цене контракта.

Для примера: НМЦ совместного аукциона – 1 000 000 рублей, из них 200 000 (то есть 1/5) приходится на долю заказчика, с которым контракт так и не был заключен. Обеспечение заявки – 1%, 10 000 рублей. Таким образом в итоге из него будет удержана 1/5 часть, 2 000 рублей, а остальное победителю будет возвращено.

Кроме того, уклонившаяся от подписания организация наверняка попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Преимущества и недостатки совместных закупок

Главное преимущество для уполномоченного органа, в случае если он выступает организатором торгов – это отсутствие необходимости проводить несколько одинаковых процедур для разных заказчиков.

Преимущество совместных закупок для заказчиков в первую очередь в том, что увеличение объемов ведет к более выгодным в плане цены предложениям. Правда, есть и недостаток: при отсутствии уполномоченного органа часто бывает непросто договориться об условиях, да и дополнительную долю ответственности брать на себя мало кто хочет.

И, наконец, для участников главное преимущество, оно же для некоторых оборачивается недостатком, совместных закупок – это большие объемы поставок. Крупные компании им всегда рады. А вот небольшие, как правило, отказываются от идеи участия в совместных аукционах и конкурсах.

Совместные закупки по 44-ФЗ: нюансы участия для поставщика

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы «Азбука тендеров»! В этой статье мы будем говорить о таком понятии, как «совместные закупки». Коснемся вопроса их проведения, и кто вправе их организовывать. Посмотрим на преимущества и недостатки этого процесса глазами заказчиков и поставщиков. А также, какие нюансы следует знать исполнителям для участия в таких тендерах.

Читайте также:  Состав заявки на участие в запросе котировок по 44 ФЗ

Что такое совместные закупки по 44-ФЗ, и как они проводятся?

В разных источниках встречаются разные названия этого понятия: «совместные закупки», «совместные торги», «коллективные закупки», «коллективные торги». Но термин «совместные закупки» закреплен в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Нам известно, что при осуществлении закупок заказчики применяют конкурентные способы определения поставщика.

К конкурентным способам относятся:

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Совместные торги проводятся только при аукционах и конкурсах.

Из названия понятно, что совместные закупки организовываются заказчиками совместно и проводятся не для одной организации, а для нескольких. Для чего это делается? Все очень просто: таким образом, заказчики экономят на приобретении товара, либо получении услуги, работы. Заказчики с одинаковыми потребностями объединяются для получения конкретной продукции.

Например, несколько детских лагерей могут объединить свои усилия для совместной организации питания в столовых.

Почему же только в виде аукционов и конкурсов могут проводиться совместные закупки? По 44-ФЗ аукционы и конкурсы не ограничены по сумме контрактов. А вот, например, при запросе котировок максимальный потолок – 500 тысяч рублей.

Вывод следующий: совместные конкурсы осуществляются двумя или более заказчиками, и только при закупке одних и тех же товаров, работ, услуг.

Кто является организатором совместных конкурсов и аукционов по 44-ФЗ?

Ответ на этот вопрос дает ст. 25 44-ФЗ. Организаторами данных торгов могут быть уполномоченный орган, уполномоченное учреждение. Такие полномочия даются ст. 26 44-ФЗ.

Обязанности организатора

Быть организатором коллективных торгов, значит, выполнять определенные функции, которые на него возложили. Они приведены ниже:

  • разработка тендерной документации и публикация ее на сайте ЕИС (документация заранее обсуждается со всеми заказчиками);
  • размещение в базе сведений о ходе торгов, вносимых в документы изменениях и т.д.;
  • работа с запросами участников, ответы на них;
  • публикация в ЕИС протоколов;
  • размещение проекта госконтракта.

Также организатором может быть один из заказчиков, если некоторые свои полномочия переданы другими заказчиками, или уполномоченным органом, уполномоченным учреждением на основании соглашения на проведение и организацию.

Разберем, из каких частей состоит такое соглашение.

Структура соглашения сторон

Соглашение должно содержать:

1) сведения о сторонах, указанных в соглашении;

1.1) идентификационный код закупки (введен № 396-ФЗ от 28.12.2013 г.);

2) сведения о примерном объеме и объекте закупки, а также место, условия, временные рамки работ, услуг, предоставления товаров для каждого из заказчиков;

3) НМЦК контрактов, начальная стоимость товаров, работ, услуг для каждого заказчика и обоснование цен заказчиком-организатором;

4) в соглашении должны быть указаны права, обязанности и ответственность сторон;

5) сведения об организаторе совместных конкурса или аукциона, а также список полномочий, полученных организатором от других сторон соглашения;

6) правила и сроки создания комиссии по проведению закупок, порядок работы такой комиссии;

7) информация об извещении о закупке (порядок и сроки); приглашения на участие в совместных закрытых конкурсе или аукционе, документации о закупке, а также утвержденная документация о торгах;

8) примерный временной промежуток совместных закупок;

9) алгоритм оплаты расходов, понесенных на с организацию и проведение совместных конкурса или аукциона;

10) период действия соглашения;

11) порядок рассмотрения споров;

12) другие сведения, касающиеся отношений сторон.

Следует отметить, что в комиссию входят представители сторон соглашения. Их количество от каждой из сторон может быть разной и пропорционально зависит от объема проводимой закупки.

Расходы также несутся сторонами пропорционально НМЦК контракта. Проще говоря, кто-то больше, кто-то меньше.

Особенности обоснования НМЦК для совместных конкурсов и аукционов

Начальная максимальная цена для каждого контракта – своя. Ее назначает и обосновывает каждый заказчик сам. Цены отражаются в соглашении сторон. Участники могут ознакомиться с ними в извещении, либо приглашении на участие. Сумма НМЦК, предложенная каждым заказчиком, является итоговой.

  1. Если выигравший участник уклонился от подписания контракта, то сумма обеспечения заявки делится между заказчиками также пропорционально доле НМЦК от общей суммы;
  2. Если обеспечение заявки вносилось на специальный счет в банке, то при внесении обеспечения исполнения контракта (ОИК), денежные средства или банковскую гарантию (БГ) победивший участник должен предоставить персонально каждому заказчику, руководствуясь НМЦК каждого.

Плюсы и минусы совместных торгов по 44-ФЗ

У каждой медали есть две стороны, у каждого явления есть преимущества и недостатки. Коллективные торги по 44-ФЗ не исключение, у них тоже есть свои плюсы и минусы.

К первому плюсу можно отнести экономию средств и трудовых ресурсов. Ускоряется сам процесс организации таких торгов и выполнения контрактов. Заказчик экономит свое время тем, что не проводит всю процедуру от начала до конца, а уполномочивает на это третье лицо.

Следующий плюс — сохранение качества товара при уменьшении цены. В этом проявляется конкурентность закупок.

Не будем умалчивать и о минусах совместных закупок по 44-ФЗ. В любых деловых взаимоотношениях присутствует человеческий фактор. Сторонам процедуры не всегда получается прийти к общему знаменателю в некоторых вопросах. Попросту говоря, они не могут договориться о ходе процесса, условиях. Да и не каждый соглашается брать на себя роль организатора из-за нежелания брать на себя огромную ответственность.

Мы посмотрели на совместные торги со стороны заказчиков. Но говоря об участниках, для них тоже есть плюсы и минусы.

К положительным моментам участия, является то, что исполнитель может заключить два и более контракта на большую партию товаров, либо на долгое сотрудничество. Но одновременно это плохо для мелких поставщиков, которые могут предоставить продукцию по низкой цене, но не могут похвалиться объемами и вступить в конкурентную борьбу с «акулами» бизнеса.

Также у участников могут быть спорные ситуации с кем-то из заказчиков. Это говорит о том, что контракт будет заключен только с одним из заказчиков. А значит участник получит свое обеспечение исполнения контракта (ОИК) не в полном объеме, т.к. будет считаться уклонившимся. Мало того, его могут занести в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Если в совместных торгах принял участие только один участник, то решение о заключении контракта принимает каждый заказчик, опираясь на нормы 44-ФЗ, и может заключить контракт с участником, как с единственным поставщиком (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1088).

Заключение

Итак, прочитав статью, вы, наверное, задались вопросом: а часто ли заказчики проводят совместные закупки по 44-ФЗ? Данный вид торгов можно не часто встретить при поиске тендеров на сайте ЕИС. Но, тем не менее, они проводятся. И заказчики, и участники отмечают целесообразность их проведения, участие большого количества исполнителей, оптимизацию расходов, сокращение сроков исполнения, максимальную выгоду по итогу.

В статье мы не говорили о совместных закупках по 223-ФЗ. Они проводятся, но еще реже, чем по 44-ФЗ. На законодательном уровне 223-ФЗ не регулирует такие торги, сам термин не закреплен в этом законе. Но если каким-то крупным корпорациям или компаниям все же необходимо провести совместные торги, то они руководствуются положениями 44-ФЗ.

Госзакупки

Как провести торги на ремонт крыши здания, если у здания несколько владельцев?

Нежилое здание принадлежит разным собственникам. Часть помещений принадлежит муниципальному образованию, часть закреплена на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием, а остальные принадлежат ИП. Как провести торги на ремонт крыши здания в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

В приведенной ситуации, на наш взгляд, лицо, действующее от имени муниципального образования, вправе с соблюдением порядка, предусмотренного Законом N 44-ФЗ, заключить контракт, предусматривающий ремонт крыши здания. До этого между всеми собственниками помещений в здании целесообразно заключить соглашение, предусматривающее такой способ ремонта общего имущества и последующее возмещение остальными сособственниками муниципальному образованию его расходов на ремонт.

Обоснование позиции:

Вопрос о порядке содержания общего имущества нежилого здания, помещения в котором принадлежат нескольким лицам, законом прямо не урегулирован. В связи с этим Пленум ВАС РФ в п. 1 постановления от 23.07.2009 N 64 (далее – Постановление N 64) разъяснил, что в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности ст.ст. 289, 290, 249 ГК РФ, регулирующие отношения собственников помещений в многоквартирном доме по поводу общего имущества. Согласно приведенным нормам собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (в частности общие помещения, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее более одного помещения). При этом каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Читайте также:  Можно ли заказчику по Закону N 223-ФЗ заключить рамочный договор

Отметим, что этот подход распространяется не только на собственников помещений, но и на лиц, которым соответствующие помещения принадлежат на ином вещном праве, в частности на праве хозяйственного ведения (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23.09.2014 N Ф10-3133/14 по делу N А68-1196/2014, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2013 N 10АП-4521/13, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 N 15АП-21399/13)*(1).

Таким образом, поскольку крыша здания, помещения в котором принадлежат нескольким лицам, относится к общему имуществу этого здания*(2) и субъект права хозяйственного ведения (унитарное предприятие), и собственники иных помещений в нежилом здании (муниципальное образование и индивидуальный предприниматель) должны нести расходы на содержание (ремонт) этого имущества соразмерно со своей долей в праве собственности на общее имущество здания.

Как указано в п. 4 Постановления N 64, соответствующие доли в праве общей собственности на общее имущество определяются пропорционально площади находящихся в собственности помещений. Изменение размера доли собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество здания по соглашению всех либо отдельных собственников помещений не допускается. Иной размер доли в праве общей собственности на общее имущество может быть определен судом, если объем помещения, приходящийся на единицу площади, существенно отличается от аналогичного показателя в иных помещениях в здании (п. 4, п. 5 Постановления N 64).

Отдельными положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) предусмотрена возможность осуществления закупки услуг по содержанию и ремонту недвижимого имущества, принадлежащего заказчику у единственного поставщика. Так, на основании п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ возможно заключение контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности. Кроме того, на основании п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ контракт может быть заключен на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.

Однако положений, которые позволяли бы заказчику осуществлять закупку, направленную на ремонт общего имущества здания, часть помещений в котором принадлежит заказчику, Закон N 44-ФЗ не содержит. Не предусматривает этот Закон и возможности заключения контракта со множественностью лиц на стороне заказчика. В свою очередь, неделимость общего имущества, на наш взгляд, не позволяет заключить контракт на ремонт лишь части общего имущества, соответствующей доле заказчика в праве общей собственности. Заключение договора на ремонт общего имущества остальными сособственниками, разумеется, возможно, однако в этом случае не вполне очевидным представляется механизм, с помощью которого заказчик впоследствии сможет возместить ту часть понесенных ими расходов, которая должна возлагаться на него. В такой ситуации единственным практически возможным вариантом нам представляется заключение заказчиком в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, контракта на ремонт всей крыши*(3).

Разумеется, в случае, если ремонт общего имущества будет оплачен исключительно за счет муниципального образования, оно будет вправе требовать от остальных участников долевой собственности компенсации стоимости затрат на ремонт крыши соразмерно их доле в праве общей собственности. Иное означало бы сбережение на стороне участников долевой собственности, не участвующих в несении расходов на ремонт крыши, денежных средств без оснований, установленных законом или договором (неосновательное обогащение), которые, в силу ст. 1102 ГК РФ, подлежат возврату (смотрите, например, постановления ФАС Центрального округа от 14.11.2013 N Ф10-3327/13, ФАС Уральского округа от 11.09.2013 N Ф09-8418/13, ФАС Западно-Сибирского округа от 17.06.2010 N А75-8846/2009, ФАС Поволжского округа от 16.08.2010 по делу N А55-11329/2009, определения ВАС РФ от 15.01.2010 N ВАС-17907/09 и от 11.10.2013 N ВАС-13636/13). Однако в целях достижения определенности по вопросу распределения соответствующих расходов, а также во избежание неблагоприятных последствий для заказчика, которые могут возникнуть в связи с квалификацией его действий по заключению такого контракта в качестве нерационального или нецелевого использования бюджетных средств, полагаем, что до начала осуществления закупки заказчику целесообразно заключить с остальными сособственниками соглашение о порядке возмещения ими расходов заказчика на ремонт крыши*(4). Подобное соглашение не подпадает под действие Закона N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Совместная закупка общего имущества совместно занимаемого здания по 44 ФЗ

Как провести торги на ремонт крыши нежилого здания, если у здания несколько владельцев?

Первый собственник торгует по 223-ФЗ, второй по 44-ФЗ?

Ответ:

Спасибо за вопрос!

Для развернутого ответа на Ваш вопрос нам недостаточно информации. Не зная, за счет каких средств будет осуществляться закупка, не понимая, к какой категории заказчиков по 44-ФЗ относится первый собственник, и не видя Положения о закупке товаров, работ услуг второго собственника, достаточно сложно ответить точно на Ваш вопрос.

Кроме того, необходимо отметить, что в настоящее время вопрос взаимоотношений собственников относительно содержания общего имущества в нежилых зданиях, законодательно не урегулирован, что усложняет решение задачи.

Вместе с тем, согласно постановлению Пленума, ВАС РФ от 23.07.2009 года №64, к правоотношениям сходным с Вашими, следует применять положения статей 249, 289, 290, Гражданского кодекса РФ, которые регулируют аналогичные правоотношения собственников помещений в многоквартирных домах по поводу общего имущества. Согласно вышеуказанным нормам собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с помещением принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (в частности, общие помещения, несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, обслуживающее более одного помещения). При этом каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Таким образом, поскольку крыша здания, помещения в котором принадлежат нескольким заказчикам, относится к общему имуществу этого здания, собственники помещений в таком нежилом здании должны нести расходы на содержание (ремонт) этого имущества соразмерно своей доле в праве собственности на общее имущество здания. При этом доли в праве общей собственности на общее имущество определяются пропорционально площади находящихся в собственности помещений. Однако, неделимость общего имущества, не позволяет заключить контракт или договор на ремонт лишь части общего имущества, соответствующей доле одного из заказчиков в праве собственности. Здесь и возникает проблема: как провести торги на выполнение ремонтных работ.

К сожалению, ни Федеральным законом от 18.07.2011 года №223-ФЗ (далее – Закон №223-ФЗ), ни Федеральным законом от 05.04.2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон №44) не предусмотрено возможности участия двух организаций в качестве заказчиков в рамках одного государственного (муниципального) контракта или договора (в отличие от участников закупок по Закону №223-ФЗ). в связи с чем, закупать указанные работы в любом случае придется кому-то одному из собственников.

Для того, чтобы это сделать необходимо в первую очередь заключить между собственниками помещений в здании соглашение о порядке возмещения расходов сторон на ремонт общего имущества. Оно не подпадает под действие ни Закона №223-ФЗ, ни Закона №44-ФЗ. Такое соглашения является своего рода договором поручения, по которому один собственник поручает другому провести процедуру закупки, заключить контракт (договор), принять выполненные работы и оплатить их, и при этом определяется порядок возмещения расходов одного заказчика другим.

Такое соглашение поможет достичь определенности в вопросе распределения соответствующих расходов собственников, а также избежать неблагоприятных последствий для заказчика, работающего по Закону №44-ФЗ, которые могут возникнуть в связи с квалификацией его действий по заключению контракта на ремонт чужого имущества как нерационального или нецелевого использования бюджетных средств. Ведь в настоящее время отсутствует установленный бюджетным законодательством порядок принятия расходных обязательств, связанных с содержанием имущества, находящегося в общей или долевой собственности. Более того, получатели бюджетных средств не имеют права принимать бюджетные обязательства, связанные с содержанием имущества, которое им не принадлежит на праве собственности, если иное не вытекает из положений действующего законодательства.

В виду изложенного, заключение предварительного соглашения является обязательным условием.

В таком соглашении помимо порядка компенсации расходов одного из заказчиков на ремонт общего имущества, необходимо определить, кем из собственников будет проводиться закупка, в рамках какого закона (44-ФЗ или 223-ФЗ), порядок контроля за ходом выполняемых работ, и прочие существенные условия будущего контракта (договора).

Также указанное соглашение перед заключением рекомендуем согласовать с органом финансового контроля со стороны заказчика, работающего по Закону №44-ФЗ, для исключения в дальнейшем каких-либо претензий с его стороны.

Ссылка на основную публикацию