Создание комиссии по закупкам в рамках 44-ФЗ

Создание Комиссии по осуществлению закупок

1. СОЗДАНИЕ КОМИССИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРЯДКА ЕЕ РАБОТЫ

1.1. Определение вида комиссии по осуществлению закупок

1.2. Формирование состава комиссии по осуществлению закупок

1.3. Приказ о создании комиссии по осуществлению закупок

1.4. Положение о комиссии по осуществлению закупок

Комиссия по осуществлению закупок является коллегиальным органом, который создается заказчиком для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей; далее — поставщик), если закупки осуществляются конкурентными способами. Для осуществления закупки у единственного поставщика создавать комиссию не требуется (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее — Закон N 44-ФЗ).

Для создания и обеспечения деятельности комиссии по осуществлению закупок заказчику необходимо определить вид комиссии, сформировать и утвердить ее состав (в том числе назначить председателя), установить порядок работы (ч. 2, 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Срок: создать комиссию и определить порядок ее работы необходимо до начала проведения закупки, т.е. не позднее даты размещения извещения об осуществлении закупки (ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

1.1. Определение вида комиссии по осуществлению закупок

Виды комиссий по осуществлению закупок, которые могут быть созданы заказчиками, определены в ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ. Исходя из указанной нормы, заказчик вправе создать комиссию как для проведения конкретной закупки, так и для определения поставщика одним из способов, а также для осуществления всех закупок вне зависимости от способа определения поставщика.

В зависимости от способа определения поставщиков заказчик может формировать комиссии следующих видов.

1. Конкурсная комиссия — для проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса.

2. Аукционная комиссия — для проведения электронного аукциона, закрытого аукциона.

3. Котировочная комиссия — для проведения запроса котировок.

4. Комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений — для проведения запроса предложений.

5. Единая комиссия — независимо от способа.

Если закупки заказчика не отличаются спецификой и не требуется участие в работе комиссии специалистов в конкретных областях, целесообразно создать единую комиссию для осуществления всех закупок вне зависимости от объекта закупки и способа определения поставщика.

В то же время, когда осуществляется закупка специфического товара (работы, услуги), заказчик вправе создать комиссию по осуществлению конкретной закупки, в состав которой могут быть включены эксперты в соответствующих областях.

1.2. Формирование состава комиссии по осуществлению закупок

Перед принятием решения о создании комиссии по осуществлению закупок заказчику необходимо определить, кто будет входить в ее состав.

Законом установлен ряд требований и ограничений, которые следует учитывать при формировании комиссии.

1. Требования к числу членов комиссии.

Закон ограничивает только минимальное число членов комиссии, максимальное их число не ограничено.

Таблица. Требования к минимальному числу членов комиссии

КомиссияЧисло членовНорма
Единая комиссияНе менее пяти человекЧасть 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ
Конкурсная комиссия
Аукционная комиссия
Котировочная комиссия
Комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложенийНе менее трех человекЧасть 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ

Включение в состав комиссии значительного числа лиц может вызвать трудности с организацией ее работы. Если на заседании отсутствует более половины членов комиссии, выполнять свои функции она не вправе (ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

2. Требования к профессиональному составу комиссии.

Комиссия должна формироваться преимущественно из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Поскольку Законом N 44-ФЗ не установлены конкретные требования к числу членов комиссии, обладающих профессиональными знаниями в сфере закупок или знаниями об объекте закупок, целесообразно, чтобы комиссия на 50% или более состояла из лиц, обладающих указанными знаниями.

3. Ограничения на включение в состав комиссии.

Законом N 44-ФЗ установлен ряд запретов на привлечение определенных лиц к работе комиссии. В частности, членами комиссии не могут быть (ч. 6 ст. 39):

1) эксперты, привлекаемые при организации и проведении закупки;

2) лично заинтересованные в результатах определения поставщиков лица;

3) лица, подавшие заявки на участие в закупке;

4) лица, состоящие в штате организаций, подавших заявки на участие в закупке;

5) лица, на которых способны оказать влияние участники закупки и (или) их органы управления;

6) лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки либо являющиеся его близкими родственниками, усыновителями, усыновленными;

7) должностные лица, непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок.

В случае выявления в составе комиссии лиц, на привлечение которых установлен запрет, они подлежат замене (ч. 4 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

СИТУАЦИЯ: Заказчики проводят совместный конкурс (аукцион). В каком порядке формируется комиссия по осуществлению закупок?

Ответ: По общему правилу в состав комиссии включаются представители заказчиков — сторон соглашения. Число представителей от каждого заказчика определяется пропорционально объему его закупок в общем объеме совместных закупок. Состав комиссии утверждается заказчиком — организатором совместных торгов. В то же время заказчики могут установить в соглашении иной порядок формирования комиссии.

Обоснование: Такие правила установлены п. 9 ч. 2, ч. 3 ст. 25 Закона N 44-ФЗ.

СИТУАЦИЯ: Заказчик проводит конкурс на создание произведений литературы и искусства (исполнение, прокат или показ национального фильма). Обязан ли он включать в состав комиссии лиц творческих профессий из соответствующей области литературы или искусства?

Ответ: Да, обязан. При этом число таких лиц должно составлять не менее 50% от общего числа членов комиссии.

Обоснование: Данное требование прямо установлено ч. 4 ст. 39 Закона N 44-ФЗ.

1.3. Приказ о создании комиссии по осуществлению закупок

Необходимость принятия решения о создании комиссии по осуществлению закупок следует из ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ. На практике такое решение оформляется приказом.

Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).

1) вид комиссии по осуществлению закупки (единая, конкурсная, аукционная, котировочная или комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений);

2) фамилию, имя, отчество, должность председателя комиссии;

3) фамилии, имена, отчества, должности членов комиссии;

4) порядок работы комиссии.

Порядок работы комиссии целесообразно установить в отдельном документе (положении), на который можно сослаться при составлении приказа.

Кто составляет: работник контрактной службы (контрактный управляющий).

Кто утверждает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.

Дата утверждения: не позднее даты размещения извещения об осуществлении закупки, при проведении которой должна работать созданная комиссия (ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

1.4. Положение о комиссии по осуществлению закупок

При принятии решения о создании комиссии должен быть определен порядок ее работы (ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). При этом следует исходить из требований, предусмотренных ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ. На практике порядок работы комиссии устанавливается заказчиком в отдельном документе — положении о комиссии по осуществлению закупок. Вместе с тем наличие этого документа не является обязательным требованием Закона N 44-ФЗ. При отсутствии положения порядок работы комиссии может быть определен в приказе о ее создании.

При составлении положения целесообразно руководствоваться приведенными ниже рекомендациями.

Форма: произвольная, письменная (на бумажном носителе).

1) порядок и сроки уведомления членов комиссии о месте, дате и времени проведения заседания.

Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания. В связи с этим необходимо отразить в положении о комиссии условия, при которых уведомление членов комиссии о предстоящем заседании будет считаться надлежащим;

2) запрет на проведение заочного голосования при принятии решения.

Комиссия правомочна принимать решения исключительно на очном заседании;

3) условие о том, что комиссия правомочна принимать решения, если на заседании присутствует не менее 50% общего числа ее членов;

4) запрет на передачу (делегирование) членами комиссии своих полномочий третьим лицам;

5) порядок (регламент) проведения заседаний комиссии по осуществлению закупок;

6) права и обязанности председателя комиссии, членов комиссии, секретаря комиссии (при наличии) при определении поставщика каждым из предусмотренных способов закупки;

7) ответственность членов комиссии;

8) основания, сроки и порядок ротации членов комиссии.

Кто составляет: работник контрактной службы (контрактный управляющий).

Кто утверждает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.

Дата утверждения: не позднее даты размещения извещения об осуществлении закупки, при проведении которой должна работать созданная комиссия (ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

2. ЗАМЕНА ЧЛЕНА КОМИССИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК

2.1. Приказ о внесении изменений в состав комиссии по осуществлению закупок

Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, принявшего решение о ее создании (ч. 7 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Необходимость такой замены может возникнуть как по инициативе заказчика, так и в связи с выявлением факта несоответствия лица, входящего в состав комиссии, требованиям к членам комиссии, увольнением такого лица и другими обстоятельствами. Для замены члена комиссии необходимо подобрать подходящую кандидатуру из числа работников заказчика или привлеченных лиц и оформить замену.

Срок: заменить члена комиссии необходимо незамедлительно после выявления его несоответствия требованиям Закона N 44-ФЗ (ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Если замена вызвана другими обстоятельствами (увольнением, болезнью, длительным отпуском и т.п.), то произвести замену целесообразно сразу после обнаружения указанных обстоятельств, учитывая, что для работы комиссии необходимо присутствие не менее 50% ее членов (ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

2.1. Приказ о внесении изменений в состав комиссии по осуществлению закупок

См. форму приказа о замене члена комиссии по осуществлению закупок.

Для фиксации решения о замене члена комиссии целесообразно издать приказ. В то же время отсутствие приказа не является нарушением законодательства о контрактной системе и никаких последствий не влечет, поскольку его оформление не предусмотрено Законом N 44-ФЗ.

Форма: произвольная, письменная (на бумаге).

1) фамилии, имена, отчества, должности членов комиссии, подлежащих исключению из состава комиссии;

2) фамилии, имена, отчества, должности лиц, подлежащих включению в состав комиссии.

Кто составляет: работник контрактной службы (контрактный управляющий).

Кто утверждает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.

Дата утверждения: день выявления обстоятельств, препятствующих работе члена комиссии в ее составе (ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

3. СИТУАЦИИ ИЗ ПРАКТИКИ. КОМИССИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК

Читайте также:  Закупка у единственного поставщика услуг охраны объектов по 44 ФЗ

Заказчики проводят совместный конкурс (аукцион). В каком порядке формируется комиссия по осуществлению закупок?

Заказчик проводит конкурс на создание произведений литературы и искусства (исполнение, прокат или показ национального фильма). Обязан ли он включать в состав комиссии лиц творческих профессий из соответствующей области литературы или искусства?

4. ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТОВ. КОМИССИЯ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПОК

Приказ о создании единой комиссии по осуществлению закупок

Приказ о создании конкурсной комиссии

Приказ о создании аукционной комиссии

Приказ о создании котировочной комиссии

Положение о единой комиссии по осуществлению закупок

Положение о конкурсной комиссии

Положение об аукционной комиссии

Положение о котировочной комиссии

Приказ руководителя о замене члена комиссии по осуществлению закупок

Подготовлен специалистами АО «Консультант Плюс»

Путеводитель по контрактной системе в сфере госзакупок. Комиссия по осуществлению закупок

Закупочная комиссия по 44-ФЗ. Порядок формирования

Принципы создания закупочной комиссии перечислены в статье 39 закона 44-ФЗ от 05.04.13 года. Основанием формирования коллегиального органа является распоряжение. Руководитель организации-заказчика обязан издать приказ с указанием перечня ответственных лиц. Документ оформляют в порядке, утвержденном внутренними регламентами, с учетом требований к обязательным реквизитам. При этом следует помнить о некоторых правовых аспектах.

Юридическая характеристика

Обязанность создавать комиссию по закупке возникает при проведении любой из процедур, предусмотренной законом 44-ФЗ. Исключением является лишь заключение контракта с единственным поставщиком. Нарушение порядка формирования коллегиального органа может послужить основанием для признания недействительности сделок.

Важно! Если государственное учреждение делегировало полномочия по закупочной деятельности специализированной компании или управляющему, то формировать дополнительные органы не нужно. Комиссию будет создавать непосредственный исполнитель. Об этом ясно говорится в совместном письме Минстроя и Минфина РФ № 02-02-05/65137 – 26484-ЮР/08.

Количество комиссий определяет заказчик. Законом допускается формирование сразу нескольких структур:

Не запрещено формировать коллегиальный орган универсального типа. Статья 39 закона 44-ФЗ разрешает объединять полномочия по проведению разных закупочных процедур.

Основной регламент деятельности комиссии – положение. Локальный нормативный акт разрабатывают с учетом особенностей предстоящей работы. В документе предусматривают следующие обязанности:

  • регистрацию и обработку заявок от участников;
  • определение победителей;
  • принятие решений об отклонении предложений лиц, допустивших нарушения;
  • оформление протоколов по каждому этапу процедуры.

Объем полномочий юристы определяют на основе анализа статей 39, 52, 53, 67, 78, 83 закона 44-ФЗ. К общим задачам заказчик вправе добавить и специфические функции. Так, универсальная комиссия может самостоятельно избирать способ определения победителя закупки.

Требования к составу

Конкурсная, аукционная, либо единая комиссия должны включать не менее 5 должностных лиц. Если закупку проводят путем запроса предложений или котировок, достаточно всего 3 человек.

Включать в состав разрешено далеко не каждого. На федеральном уровне установлен ряд ограничений.

Не допускается привлекать в качестве члена закупочной комиссии:

  • экспертов, осуществляющих независимую оценку в рамках процедуры;
  • участников конкурсной гонки, либо граждан, претендующих на такой статус;
  • работников организаций, направивших заявку;
  • зависимых лиц (акционеры, кредиторы, члены исполнительного органа и прочие);
  • граждан, имеющих родственную или иную близкую связь с прямыми представителями участников закупки;
  • контролеров.

Попадание указанных лиц в состав комиссии делает орган нелегитимным. Заказчик обязан немедленно заменить их другими специалистами.

Не менее 50% членов должно обладать соответствующей квалификацией. Включать в перечень следует работников, прошедших дополнительную подготовку по направлению. Так, например, при закупке предметов искусства к сотрудничеству необходимо привлечь представителей творческих профессий.

Важно! Руководитель организации, осуществляющей закупку в рамках закона 44-ФЗ, вправе выступать в роли председателя. Разъяснения об отсутствии ограничений представители МЭР РФ дали в информационном письме № Д28и-703.

При формировании комиссии следует учитывать требования к кворуму. Принимать решения коллегиальный орган вправе, если на заседании присутствует не менее половины членов. При необходимости заказчик может провести замену, издав соответствующий приказ.

В заключение напомним о необходимости проработки регламента. Руководителю потребуется утвердить подробную инструкцию, выстроить механизмы материально-технического обеспечения. Особое внимание юристы рекомендуют уделить разделу об ответственности. Сотрудники обязаны исполнять возложенные на них задачи беспристрастно, гарантировать сохранение сведений в тайне, а также соблюдать иные правила.

Как создать закупочную комиссию по Закону № 44-ФЗ

Проведение любой из процедур, регламентированных Законом № 44-ФЗ, требует создания комиссии по закупке. Исключение – заключение контракта с единственным поставщиком. В статье расскажем, что входит в обязанности комиссии по осуществлению закупок, сколько комиссий может создать заказчик, кто не имеет права входить в ее состав.

«Управление государственными и муниципальными закупками» – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для заказчиков.

Деятельность комиссии по осуществлению закупок регулируется ст. 39 Закона № 44-ФЗ.

Главная задача комиссии — обеспечить соблюдение требований законодательства при осуществлении заказчиком процедуры определения поставщика и выбора победителя в целях закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

Важно! Комиссия обязана отказать участникам, заявки которых не соответствуют требованиям закона и требованиям заказчика, а также тем, кто не предоставил обеспечение своих заявок.

Как создать комиссию?

Комиссия должна быть создана до начала проведения торгов. Заказчик формирует комиссию по своему усмотрению — для каждой торговой процедуры отдельно или единую комиссию для всех своих закупок. Могут быть одновременно сформированы сразу несколько структур — аукционная, конкурсная и котировочная комиссии. Статья 39 Закона № 44-ФЗ разрешает и создание универсального коллегиального органа для различных способов закупок.

Пошагово создание комиссии выглядит следующим образом:

  • Заказчик издает Приказ о создании комиссии. В нем указывает состав комиссии, порядок ее работы, назначает председателя и его заместителя. Издается приказ в произвольной форме. За оформление приказа чаще всего несет ответственность работник контрактной службы. Документ визируется руководителем организации. Приказ выпускается не позднее даты размещения извещения о проведении закупки.
  • Утверждает Положение о комиссии не позднее дня, установленного для публикации извещения об осуществлении торговой процедуры. Это основной документом, регламентирующий деятельность закупочной комиссии. В положении указываются следующие обязанности коллегиального органа: регистрация и обработка заявок участников закупки; определение победителей; принятие решения об отклонении заявок, содержащих нарушения; оформление протоколов по каждому этапу работы.

Сколько человек нужно включить в состав комиссии? В ст. 39 Закона № 44-ФЗ указано, что:

  • не менее 5 чел. – в конкурсной, аукционной или единой комиссии;
  • не менее 3 чел. – в котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений

Кто должен входить в состав комиссии?

Есть несколько требований относительно профессиональной подготовки специалистов, которые войдут в комиссию. Согласно ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ в состав коллегиального органа заказчик должен включать преимущественно сотрудников, которые обладают специальным образованием или квалификацией в закупочной сфере. Поскольку Законом № 44-ФЗ не установлены конкретные требования к числу членов комиссии, обладающих профессиональными знаниями в сфере закупок или знаниями об объекте закупок, целесообразно, чтобы комиссия на 50% или более состояла из лиц, обладающих указанными знаниями.

Кроме того, специалисты комиссии могут и не обладать образованием в сфере закупок. Но могут владеть профессиональными знаниями, имеющими отношение к объекту проводимой закупки.

Важно! Заказчик может привлекать экспертов и экспертные организации для оценки заявок участников, но эксперты не могут быть членами аукционной, конкурсной, единой и других подобных комиссий заказчика.

Закон запрещает привлекать в качестве члена комиссии:

  • физических лиц, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям;
  • физических лиц, лично заинтересованных в результатах определения поставщиков;
  • физических лиц, подавших заявки на участие в таком определении или состоявших в штате организаций, подавших данные заявки
  • физических лиц, на которых способны оказать влияние участники закупки, акционеры этих организаций, члены органов управления, кредиторы
  • физических лиц, состоящих в браке с руководителем участника закупки, либо являющихся близкими родственниками — родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями или усыновленными руководителем участника закупки;
  • должностных лиц контрольного органа, непосредственно осуществляющих контроль в сфере закупок

Перечисленные лица имеют (или могут иметь) прямую или косвенную заинтересованность и поэтому не могут быть членами комиссии.

В случае выявления в составе комиссии указанных лиц, заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок.

Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, создавшего комиссию. Иное лицо или иной орган заменить члена комиссии не вправе. Также необходимо поступить в случае невозможности исполнения членом комиссии своих обязанностей — в случае смерти, по состоянию здоровья, по причине длительного отсутствия и т.д.

Права и обязанности членов комиссии:

  • знакомиться со всеми представленными на рассмотрение документами и сведениями, составляющими заявку;
  • готовить и направлять разъяснения по запросам участников;
  • выступать по вопросам повестки дня на заседаниях;
  • проверять правильность содержания протоколов, в том числе правильность отражения в этих протоколах своего выступления;
  • присутствовать на заседаниях, за исключением случаев, вызванных уважительными причинами (временная нетрудоспособность, командировка и другие уважительные причины);
  • принимать решения в пределах своей компетенции.

Председатель и секретарь закупочной комиссии

  • Руководит работой комиссии и обеспечивает выполнение регламента, установленного Положением о закупках;
  • Объявляет заседание правомочным или выносит решение о его переносе из-за отсутствия необходимого количества членов;
  • Открывает и ведет заседания комиссии, объявляет перерывы;
  • В случае необходимости выносит на обсуждение комиссии вопрос о привлечении к работе экспертов;
  • Подписывает протоколы, составленные в ходе работы комиссии.
  • Готовит заседания, включая оформление и рассылку необходимых документов, информирование членов комиссии по всем вопросам, относящимся к их функциям (в том числе извещение лиц, принимающих участие в работе комиссии, о времени и месте проведения заседаний и обеспечение членов комиссии необходимыми материалами).

Регламент работы комиссии

Как следует из ч. 8 ст. 39 Закона №44-ФЗ, комиссия может работать при одновременном выполнении следующих условий:

  1. Все члены комиссии своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Обратите внимание, ранее не было определено, кто обязан осуществлять такое информирование;
  2. На заседании комиссии присутствует не менее чем 50% состава комиссии. В случае отсутствия кворума, должен быть осуществлен повторный созыв заседания комиссии.
  • принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования. То есть, необходимо личное присутствия членов комиссии на ее заседании,
  • делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам (в силу данного запрета член комиссии не вправе передавать свои полномочия никому, в т.ч. и другому члену комиссии).
Читайте также:  Открытый конкурс в электронной форме по 44-ФЗ

Решения, которые принимаются в ходе заседания, оформляются в виде протокола.

Ответственность, возлагаемая на членов комиссии

Все члены закупочной комиссии несут персональную ответственность за нарушения в сфере контрактной системы (ст.ст. 39, 107 Закона № 44-ФЗ). При ненадлежащем исполнении членами комиссии обязательств, на них может быть наложено административное, дисциплинарное или уголовное взыскание.

Участникам комиссии запрещено общаться с потенциальными поставщиками, повреждать конверты с заявками до даты их распаковки, предъявлять к поставщикам требования, не прописанные в законодательстве. Все решения, принятые членами комиссии, являются обязательными для участников. В случае несогласия потенциальных поставщиков с решениями комиссии, они могут подать жалобу в УФАС.

«Управление государственными и муниципальными закупками» – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Энциклопедия решений. Комиссии по осуществлению закупок по Закону N 44-ФЗ

Комиссии по осуществлению закупок по Закону N 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Закона N 44-ФЗ для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – контрагент), за исключением осуществления закупки у единственного контрагента, заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее – комиссия). Иными словами, комиссия по осуществлению закупок создается для выполнения конкретной функции – определения контрагента в ходе закупки, осуществляемой конкурентным способом . Если заказчик не проводит закупок конкурентными способами, необходимость создания комиссии не возникает. Это отличает ее от контрактной службы, создаваемой для организационно-технического обеспечения закупок в целом в зависимости от совокупного годового объема закупок заказчика. Хотя закон не запрещает совмещение одними и теми же лицами, в частности, работниками заказчика, выполнения функций членов обоих органов (см. письмо Минэкономразвития России от 23.08.2013 N Д28и-974), и фактически они могут состоять из одних и тех же лиц.

Из ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчиком по его выбору могут создаваться следующие виды комиссий:

– комиссии по осуществлению закупок отдельными конкурентными способами (конкурсные, аукционные, котировочные комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений);

– единые комиссии, осуществляющие функции по осуществлению закупок всеми конкурентными способами.

Закон не дает прямых указаний о том, должна ли комиссия создаваться как постоянно действующий орган. Указание ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ, что решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала проведения закупки , в отдельности может толковаться так, что комиссия создается только для проведения одного конкретного конкурентного определения контрагента. Однако в отношении единой комиссии, которая по определению создается для определения контрагентов различными конкурентными способами, это очевидно невозможно. В этой связи заметим, что из ответа на вопрос 1, данного в приложении к письму Федерального казначейства от 25.03.2014 N 42-7.4-05/9.3-191, следует, что по мнению этого ведомства заказчик вправе по своему выбору создавать или постоянно действующую(-ие) комиссию(-и), так и комиссии для осуществления конкретных процедур определения контрагента.

Согласно ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ при принятии решения о создании комиссии по осуществлению закупок определяются состав комиссии и порядок ее работы, назначается председатель комиссии. Поскольку законом не предусмотрено каких-либо требований, заказчик самостоятельно своим приказом создает комиссию и утверждает положение о комиссии, в котором указывает цели создания и принципы работы комиссии, а также ее функции, порядок создания и работы в соответствии с выбранным видом создаваемой комиссии (см. также письмо Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2742).

Число членов конкурсной, аукционной или единой комиссии должно быть не менее чем 5 человек, число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем 3 человека (ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Требования о создании комиссии по осуществлению закупок исключительно из числа работников заказчика ни ст. 39 Закона N 44-ФЗ, ни иные нормативные акты не устанавливают. По общему правилу, установленному ч. 5 ст. 39 Закона N 44-ФЗ, заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки. Ограничения на включение в состав комиссии физических лиц установлены ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ применительно к конкретным ситуациям. Поэтому мы полагаем, что членом комиссии с учетом указанных ограничений может быть любое физическое лицо, в том числе привлеченное заказчиком на основании гражданско-правового договора (разумеется, заключенного с соблюдением порядка, предусмотренного Законом N 44-ФЗ). Такими лицами могут быть, например, работники указанной в ст. 40 Закона N 44-ФЗ специализированной организации (см. п. 1 письма Минэкономразвития России от 15.07.2015 N Д28и-2142). Подробнее требования к членам комиссий рассмотрены в отдельном материале.

Замена члена комиссии в силу ч. 7 ст. 39 Закона N 44-ФЗ допускается только по решению заказчика, принявшего решение о создании комиссии.

Закон не устанавливает каких-либо особенностей создания комиссий в случае централизации закупок в соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ. Соответственно, если заказчики, закупки для которых будет проводить уполномоченный орган или уполномоченное учреждение в рамках централизации закупок, планируют также проведение части закупок самостоятельно конкурентными способами, создание комиссии(-ий) для них обязательно. Обязательно оно и для уполномоченных органов, уполномоченных учреждений (см. также разъяснения по вопросу 2 в письме Минэкономразвития России от 08.11.2013 N ОГ-Д28-15539), которые, с учетом установленных законом требований и ограничений, вправе включить в состав комиссии(-ий) представителей заказчиков, для нужд которых будут проводиться закупки, в том числе членов комиссий этих заказчиков.

Комиссия правомочна осуществлять свои функции, если на ее заседании присутствует не менее чем 50% общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается (ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

Решение комиссии, принятое в нарушение требований Закона N 44-ФЗ, может быть обжаловано любым участником закупки в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, и признано недействительным по решению контрольного органа в сфере закупок (ч. 9 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 2.1 ст. 39 Закона N 44-ФЗ особенности создания конкурсной комиссии при осуществлении закупок на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений устанавливаются ст. 19 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”. Данные особенности в силу своей узкой специфики в настоящей Энциклопедии не рассматриваются.

Для чего требуется приемочная комиссия по нормам 44-ФЗ, и какие полномочия она выполняет?

Согласно действующему законодательству о государственных закупках, в обязанности заказчика входит обязательная приемка выполненных по контракту работ, предоставленных услуг или отгруженных товаров. Для этого заказчик может создать специальную приемочную комиссию. В состав такой комиссии должно входить не менее 5 человек.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Приемочная комиссия: функции и обязанности

Приемка товаров и работ является достаточно важным этапом, особенно если оказанная услуга или поставленные товары не соответствовали условиям заключенного контракта. От того, насколько мотивирован будет отказ от приемки работ, во многом будет зависеть возможность грамотной защиты интересов заказчика при возникновении разногласий.

Приемочная комиссия создается в целях приемки выполненных подрядчиком работ или поставленных по контракту товаров. В число базовых обязанностей приемочной комиссии входит:

  1. Обеспечение приемки результатов работ совместно с управляющим или контрактной службой.
  2. При проведении экспертизы учитывать экспертную оценку или провести экспертизу самостоятельно.

Участники комиссии делают выводы относительно соответствия продукции заявленным в составе контракта характеристикам. Решения комиссии должны быть прозрачны и объективны.

Приемочная комиссия также может заниматься организацией экспертиз, получением экспертных заключений и предложений.

Создание приемочной комиссии 44-ФЗ

Приемочная комиссия создается по решению заказчика в рамках 44-ФЗ. Для этого издается специальный приказ о создании комиссии, в котором указываются такие обязанности комиссии или управляющего:

  1. Состав комиссии: поименный перечень, должен включать в свой состав не менее 5 человек (согласно ч. 6 ст. 94 №44-ФЗ).
  2. Указать на необходимость доведения положений приказа до членов приемной комиссии и обеспечить приемку результатов контракта.
  3. Оформить документацию.
  4. Организовать проведение экспертизы.
  5. Наделение приемочной комиссии правом принятия результатов при своевременном устранении подрядчиком существенных недостатков.

Помимо приказа о создании приемочной комиссии, заказчик должен определить основные правила ее работы. Они прописываются в отдельном документе: положении о работе приемочной комиссии. В указанном документе стоит определить сроки работы комиссии, место проведения заседаний и порядок рассмотрения заявок, права и обязанности комиссии, а также ответственность членов комиссии за результаты работы.

Состав

В состав комиссии должно входить не менее 5 человек: это председатель и ее участники. Председатель комиссии выступает руководителем деятельности комиссии, проводит встречи и заседания, а также оформляет акты приема передачи.

К членам приемочной комиссии могут быть предъявлены определенные требования с точки зрения их образования, стажа работы по специальности, опыта проведения экспертиз, знания законодательства и пр. Перечень таких требований в ФЗ-44 не прописан.

Желательно, чтобы численность специалистов, обладающих необходимой профессиональной компетенцией, была не менее 50% от совокупного количества участников комиссии.

В частности, не допускается привлекать к работе в комиссии лиц, которые организуют и проводят государственные закупки, могут повлиять на результаты приемки, наделены полномочиями по контролю в сфере госзаказов и соответствуют иным критериями по нормам ч. 6 ст. 39 ФЗ-44.

Экспертиза приемки товара по 44-ФЗ

До принятия ФЗ-44 экспертизу необходимо было проводить по всем контрактам, сейчас это правило убрали. Сейчас приемочная комиссия обязана привлекать экспертов при закупке у единственного поставщика, кроме ряда исключений, предусмотренных законодательством. Исключениями являются, например, случаи закупки услуг экспертных организаций или разработки проектной документации объекта капитального строительства.

Читайте также:  Указание фирменного наименования юрлица и страны происхождения товара в заявке на участие в электронном аукционе

Она может проводить экспертизу самостоятельно или с привлечением экспертов. Этот вопрос остается на усмотрение приемочной комиссии. При привлечении внешних экспертов нужно подписать договор с экспертной организацией. Он должен содержать указание на функции и полномочия эксперта, условия о правах эксперта, ответственность эксперта за результаты работы и ее размер, сроки проведения экспертизы, утвержденные формы используемых документов (например, рекламации, акта приема-передачи и пр.).

Проверка может быть сплошная (когда проводится экспертиза всей продукции), так и выборочная (когда анализируется только определенная часть товаров, а полученные выводы распространяются на все товары и работы).

Для проведения экспертизы у поставщика запрашиваются все необходимые документы, включая накладные, счета, сертификаты, акты и пр. Некоторые товары и услуги можно оценить только в ходе их потребления (это бензин, продукты питания, проведенный ремонт оборудования и пр.). В этом случае при экспертизе оценивается мнение и оценка конечных потребителей.

Метод проведения экспертизы заказчик определяет самостоятельно. Привлечение сторонних экспертов допускается только через заключение контракта по ФЗ-44. Результаты экспертного заключения оформляются в письменном виде, они должны быть учтены комиссией при приемке результатов работ.

При самостоятельном проведении экспертизы приемочной комиссией создается отдельная экспертная комиссия из 5 и более человек. В документе, который оформляется по результатам работы экспертной комиссии, указывается перечень поставляемой продукции и претензии к ее характеристикам.

Данные внутренней экспертизы допускается оформить как в виде отдельного документа, так и включить полученные результаты в акт приема-передачи выполненных работ.

Акт о приемке товара, работ или услуг

По результатам выполненных работ комиссия заказчика должна составить документацию о приемке товаров или услуг. Она имеет форму акта о приемке товаров, работ или услуг или иного документа (но в большинстве случаев в практике заключения контрактов фигурируют именно передаточные акты). Его подписывают все члены приемочной комиссии, после чего акт утверждается заказчиком.

Заказчик вправе самостоятельно определить форму и состав акта выполненных работ, так как этот документ не регламентирован законодательно. Акт приемки товаров (работ или услуг) несмотря на отсутствие утвержденной формы должен содержать такую информацию, как:

  1. Номер контракта, по которому осуществляется приемка.
  2. Наименование поставляемой продукции.
  3. Подтверждение соответствия результатов работ (поставляемых товаров) перечню требований.
  4. Стоимость поставленной продукции по контракту.
  5. Заключение экспертной комиссии (если такая проводилась).
  6. Подписи председателя приемочной комиссии и ее участников.

Отдельно стоит остановиться на такой распространенной форме акта, как КС-14, который составляется по результатам выполненных строительных работ. Его целью является ввод зданий и сооружений в эксплуатацию.

На основании подписанного акта выполненных работ заказчик производит окончательную оплату по условиям контракта. Приемка результатов строительных работ производится на основании проверки, обследований, контрольных испытаний, переданных исполнителем документов о соответствии объекта проектной документации, нормам и стандартам.

При несогласии принять результаты работ в адрес исполнителя направляется документ в произвольной форме, который содержит перечень недостатков с точки зрения количества, комплектности, качества товаров и услуг, несоответствия их требованиям контракта. Он содержит в качестве приложения заключение приемочной комиссии, выводы экспертизы и должен содержать подписи всех членов приемочной комиссии.

Также в данном документе нужно указать требование о поставке товара надлежащего качества (или исправления результатов работ) в те сроки, которые предусмотрены контрактом. Если указанные требования заказчика не будут выполнены, то он имеет право на односторонний отказ от контракта (если подобная возможность была в нем прописана).

По истечении 10 дней после отправки уведомления поставщику контракт считается расторгнутым. Но если за 10 дней подрядчик исправит все недочеты, то заказчик должен отозвать свое решение.

За некорректное проведение приемки работ должностным лицам грозит ответственность по нормам ст. 8-10 КоАП. Так, за непредставление документов о приемке поставленных товаров или выполненной работы или ненаправление мотивированного отказа от подписания подобных документов на должностных лиц может быть наложен административный штраф в размере 20 тыс. р.

Аналогичные штрафные санкции грозят должностным лицам за несоблюдение требований о проведении экспертизы товаров и услуг.

Срок давности для привлечения к административной ответственности по указанным статьям КоАП составляет 1 год.

Таким образом, приемка результатов выполненных работ – один из обязательных этапов государственного контракта. В ходе приемки выполненных работ заказчик может создать специальную приемочную комиссию для организации процедуры. В ее задачи входит организация приемки работ, а также проведение экспертизы (при необходимости). Для начала работы комиссии издается приказ, а затем – постановление, регламентирующее перечень ее обязанностей. По результатам приемки работ составляется акт выполненных работ в произвольной форме.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Инструкция по созданию закупочной комиссии заказчика по 44-ФЗ

Закупочная комиссия заказчика — это коллективный орган, который формирует заказчик с целью изучения документов, анализа предложений и принятия решений в конкурентных закупочных процедурах.

Зачем создают

Комиссия необходима каждому заказчику, независимо от его уровня и степени подчиненности. Любая закупочная, в том числе и единая комиссия по осуществлению закупок, создается заказчиком при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в конкурентных заказах. Специалисты, входящие в коллегиальный орган, рассматривают заявки участников, допускают или отклоняют их, оценивают предложения, ранжируют участников и выявляют победителя. Рассказываем об основных правилах создания совета по государственным и муниципальным закупкам.

Не путайте закупочный орган с приемочной комиссией заказчика по 44 ФЗ. Подробнее о ней — в статье «Инструкция по оформлению акта приемочной комиссии по 44-ФЗ».

Порядок формирования

Коллегиальный закупочный орган создается до начала закупки. Организация-заказчик создает комиссию по осуществлению закупок для всех заказов учреждения, для каждого тендера по отдельности или даже по видам процедур — для аукциона, конкурса, запросов котировок и предложений. Если закупки, запланированные в организации, носят общий характер и не требуют от сотрудников специфических знаний и навыков об объектах торгов, создается единая закупочная группа.

Заказчик обязан учитывать все законодательные нормативы — о численности и составе, уровню квалификации и предметной подготовки всех ее членов (ст. 39 44-ФЗ). Если нарушить условия при создании закупочного органа, то все его решения в дальнейшем признаются недействительными.

Совещательная закупочная группа формируется только по распоряжению руководства организации-заказчика. Первоначальное решение о создании комиссии принимается заказчиком до начала закупок и оформляется в виде специального указа. Руководитель издает приказ, в котором назначаются все члены и перечисляются их обязанности.

Кто входит в состав

В любом закупочном совете есть председатель и его члены. Необходимо определить заместителя председателя (выполняет управленческую функцию в случае отсутствия председателя) и секретаря (ведет всю документацию).

По правилам, в состав комиссии по осуществлению закупок должны включаться:

  1. Сотрудники организации-заказчика независимо от должности. Директор, бухгалтеры, юристы, представители контрактной службы, административно-хозяйственные работники — включайте в совещательный орган любого сотрудника, никаких должностных ограничений не предусмотрено. Единственное уточнение — если в локальных документах о работе контрактной службы установлен запрет на членство ее сотрудников в закупочном органе, включить таких сотрудников в совет не получится (п. 8 Типового положения № 631).
  2. Работники любых учреждений. Это служащие, которые не имеют трудовых связей с организацией-заказчиком (письмо Минэкономразвития № Д28и-634 от 17.03.2016).

Ограничения

Есть и ограничения по членству. По закону о Федеральной контрактной системе, членами комиссии по осуществлению закупок не могут быть (ч. 6 ст. 39 44-ФЗ):

  • супруги и близкие родственники руководства участника закупки;
  • заинтересованные лица — сотрудники, состоящие в штате участника, или люди, подавшие заявку на участие в конкретном заказе;
  • лица, на которых влияют участники закупки;
  • должностные лица контрольного органа, которые осуществляют контроль закупочной деятельности;
  • эксперты, ранее оценивавшие документы конкурса: документацию, предквалификационные заявки участников, соответствие участников дополнительным требованиям.

Требования к членам комиссии

Есть обязательные требования к членам закупочного органа.

Во-первых, это число членов котировочной комиссии — не менее пяти человек (ч. 3 ст. 39 44-ФЗ). Для котировочного совета минимальное число специалистов — три.

Во-вторых, уровень квалификации сотрудников. Половина членов (минимум два человека) — это сотрудники, прошедшие профессиональную переподготовку и повышение квалификации в области государственного заказа (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ, письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28-10399 от 29.08.2016). Допускаются лица, обладающие профильными знаниями и специализацией по закупаемому объекту.

Изменение состава

Разрешается и изменение утвержденного состава закупочной группы. Внеплановая замена члена комиссии осуществляется по решению заказчика. Вот основные причины для корректировки состава:

  1. Сотрудники (половина участников) физически отсутствуют на заседании и не участвуют в принятии решений (ч. 8 ст. 39 44-ФЗ).
  2. Наличие обстоятельств, не допускающих участие работника в совете (ч. 6 ст. 39 44-ФЗ, решение Курского УФАС России № 180/2015 от 17.08.2015). Это и родственные связи, и заинтересованность, и возможное влияние.

Если есть причины для замены, но заказчик не внес коррективы в состав, решение членов и факт заключения контракта по такому решению признают недействительными (ч. 22 ст. 34, ч. 9 ст. 39 44-ФЗ). Замена оформляется документально (приказ, распоряжение).

Создание единой комиссии

Для всех конкурентных заказов необходим совещательный закупочный орган, принимающий итоговые решения. Единая комиссия по закупкам создается в тех процедурах, которые не требуют особых знаний и специфических навыков по предмету закупки.

Правила создания единого закупочного органа просты и не зависят от вида государственного заказа:

  • в составе — минимум пять человек (три — для запроса котировок);
  • все действия и функционал сотрудников регламентируются распорядительными документами (приказы);
  • структура и уровень подготовки членов соответствуют законодательным нормам;
  • замена члена комиссии допускается только по решению заказчика;
  • дополнительные указания по работе отражаются в приказах или положениях.

Создание для аукционов и других видов закупок

Орган для отдельных заказов — это необязательное условие. Особый совет требуется только в конкретных случаях. Аукционная, конкурсная или котировочная комиссия формируется заказчиком, когда предмет закупки специфичен. Это значит, что от членов совещательного органа требуются особые знания, экспертные мнения и профильные навыки.

Правила создания аналогичны. Руководитель издает приказ, назначает членов, определяет их функционал. Все работники знакомятся с распоряжением и ставят подписи, подтверждающие их согласие. Заказчик обязан соблюдать условия о численности и квалификации. При необходимости формируется положение о работе аукционной, конкурсной и котировочной закупочной группы.

Ссылка на основную публикацию