Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при закупках по 44 ФЗ МУП в короткий срок

Энциклопедия решений. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по Закону N 44-ФЗ, условия их применения

Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по Закону N 44-ФЗ, условия их применения

См. алгоритм выбора способа закупки

Закон N 44-ФЗ разделяет способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – контрагенты) на две неравные категории: закупка у единственного контрагента противопоставляется всем остальным – конкурентным – способам (ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

Конкурентными способами являются (ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ):

– конкурс с ограниченным участием,

– закрытый конкурс с ограниченным участием,

– закрытый двухэтапный конкурс;

– аукцион в электронной форме (электронный аукцион),

В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 этого Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. А согласно ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона N 44-ФЗ. Иными словами, все иные способы определения контрагента формально могут применяться только в случаях, установленных специальными нормами Закона N 44-ФЗ.

Конкурс – это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта (ч. 3 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Информация о проведении “простого” открытого конкурса, а также открытого конкурса с ограниченным участием и двухэтапного конкурса сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц (ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 57 Закона N 44-ФЗ).

Отличием конкурса с ограниченным участием является то, что к участникам закупки предъявляются как единые требования (единые для всех способов закупки), так и дополнительные требования, и его победитель определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор (ч. 1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ). Конкурс с ограниченным участием проводится в случаях, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ, однако в соответствии с ч. 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе в этих же случаях осуществить закупку также путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, у единственного контрагента.

При проведении двухэтапного конкурса к участникам закупки могут быть предъявлены как единые, так и дополнительные требования, по итогам первого этапа заказчик уточняет характеристики объекта закупки и критерии оценки заявок, а победителем признается участник, прошедший предквалификационный отбор на первом этапе и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа (ч.ч. 1, 3 ст. 57 Закона N 44-ФЗ). Заказчик вправе (но не обязан) проводить двухэтапный конкурс при выполнении условий, установленных ч. 2 ст. 57 Закона N 44-ФЗ.

Аукцион – это способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (ч. 4 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

Заказчик обязан проводить электронный аукцион , то есть аукцион на электронной площадке – сайте в сети “Интернет”, для закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ, и вправе проводить такой аукцион для закупки любых иных товаров, работ, услуг (ч.ч. 2, 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ). Закупка товаров, работ, услуг, включенных в вышеуказанные перечни, путем проведения конкурса исключена, однако заказчик вправе осуществлять закупку таких товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, у единственного контрагента с учетом требований Закона N 44-ФЗ (ч.ч. 2, 3 ст. 59 этого Закона).

Определение контрагента закрытыми способами – закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион – проводятся только в случаях, установленных ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ. Информация о проведении такого определения контрагента сообщается заказчиком ограниченному кругу лиц (ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ). Причем по смыслу данных норм в большинстве установленных случаев закупка путем проведения закрытых способов определения контрагента для заказчика обязательна .

Запрос котировок можно назвать “упрощенным аукционом”: информация о нем сообщается неопределенному кругу лиц, а победителем признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона N 44-ФЗ). Разница состоит в том, что на аукционе цена контракта предлагается участниками закупки “в текущем режиме”, а в рамках запроса котировок – сразу в заявках на участие (ср. ч.ч. 7-12 ст. 68 и ч.ч. 1, 6 ст. 78 Закона N 44-ФЗ). По общему правилу заказчик вправе проводить запрос котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тысяч рублей, при этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 миллионов рублей (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ).

Запрос предложений , в свою очередь, можно назвать “упрощенным (двухэтапным) конкурсом”: информация о нем сообщается неопределенному кругу лиц, а победителем признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения контракта (ч.ч. 1, 11 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Заказчик вправе проводить запрос предложений только в случаях, установленных ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ.

Закупка у единственного контрагента осуществляется заказчиком только в случаях, установленных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Большинство пунктов этой части требуют наличия особых обстоятельств, делающих закупку иным способом фактически невозможной или очевидно нецелесообразной (ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Только п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускают выбор этого способа определения контрагента в зависимости только от суммы закупки (цены заключаемого контракта) – 100 тысяч рублей по общему правилу и 400 тысяч рублей для заказчиков, перечисленных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ – и доли закупки на основании данных пунктов в совокупном годовом объеме закупок.

Как видим, возможность выбора в качестве способа определения контрагента конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых способов определения контрагента, запроса предложений действительно строго ограничена перечнями случаев, установленных законом или на его основании подзаконными актами. Однако выбор открытого конкурса, хотя он и определяется ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ преимущественным способом, также ограничен невозможностью его проведения в случаях, когда торги могут проводиться только в форме электронного аукциона и когда конкурс может быть проведен только с ограниченным участием. Фактически относительно свободно, точнее – в зависимости только от суммы, заказчик может выбирать между электронным аукционом, запросом котировок и закупкой у единственного контрагента на основании п. 4 или (для некоторых категорий заказчиков) п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Подробное рассмотрение механизма такого свободного выбора, а также особенности определения условий применения отдельных способов определения контрагента, помимо открытого конкурса, который, как сказано выше, применяется “по умолчанию”, проводится в отдельных материалах.

Отметим, что выбор именно открытого конкурса для заключения контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности обязателен для государственных и муниципальных унитарных предприятий в силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”.

Принятие решения о способе определения контрагента, в том числе решения о закупке у единственного контрагента, с нарушением требований, установленных Законом N 44-ФЗ, влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 1, 2, 2.1 ст. 7.30 КоАП РФ.

Способы определения поставщиков по 44-ФЗ

Новый законодательно-нормативный акт – Федеральный Закон №44 «О контрактной системе» принес с собой не только множество важных перемен в системе государственных закупок РФ, но и большие изменения в терминологии. Таким образом, «размещение государственного заказа» сменилось формулировкой «определение поставщика».

Вместе с тем, суть самой процедуры реализации государственного контракта осталась прежней, поменялось лишь название и расширились возможности, то есть способов определения поставщиков стало куда больше, чем ранее.

На сегодняшний день, основными среди них являются:

Помимо расширения способов определения поставщика, ФЗ№44 вводит детальную регламентацию и подробно рассматривает каждый из них.

Открытый конкурс

Открытый конкурс – это основной способ определения поставщика, который используется по умолчанию во всех ситуациях, когда нет указаний на иное. Все требования к составлению документов, правила и сроки их подачи, и многие другие аспекты проведения открытого конкурса регламентируются со стороны Правительства РФ.

Организуя открытый конкурс, заказчик обязан разместить информацию о нем на едином информационном портале и начать прием заявок от всех удовлетворяющих условиям участников в обозначенный срок.

По правилам заказчик может изменять тендерную документацию не позднее, чем за пять дней до последнего дня конкурса. При этом изменениям не подлежат такие параметры, как величина обеспечения и предмет контракта.

Стоит отметить, что пакет документов, сопровождающий конкурсную заявку, стал более объемным, что, в первую очередь, способствует наибольшей экономической эффективности и безопасности государственных закупок.

Скажем, теперь при выставлении цены на четверть меньшей, чем начальная цена контракта, участник тендера обязан предоставить документальное подтверждение серьезности своих намерений и возможности исполнить контрактные обязательства должным образом по сниженной цене.

Правила рассмотрения заявок

По сравнению с прежним законом, ФЗ №44 сократил сроки рассмотрения и оценки конкурсных заявок с 30 до 20 дней. Единственный случай, в котором срок возможно продлить еще на десять дополнительных дней – это закупка товаров и услуг в сфере науки, культуры и искусства. Согласно нормам ФЗ-94, срок на рассмотрение заявок в этой сфере равнялся 60-ти дням, т.е. практически двум месяцам.

После того, как все заявки рассмотрены и оценены, формируется протокол, в который включается полная информация по проведенной работе.

Заключение контракта

Новый закон более четко обозначает сроки, в которые необходимо заключить контракт. Если ранее говорилось лишь о том, что он заключается не раньше, чем через десять дней, то теперь оказалась очерчена и другая граница – не ранее 10 и не позднее 20 дней.

Кроме того, согласно ФЗ-44, заказчик больше не имеет права принудить победителя к подписанию контракта. Единственное, что он может сделать в случае отказа исполнителя – это подать на возмещение ущерба.

Когда открытый конкурс признается несостоявшимся

В данном отношении законодательные изменения коснулись, прежде всего, оснований, на которых принимается решение о дальнейшем механизме проведения закупки. Предыдущий Федеральный Закон – №94 предоставлял заказчику право самостоятельно выбирать – осуществить ли закупку у единственного поставщика или провести тендер заново.

Согласно текущему ФЗ-44, именно причина, по которой конкурс не состоялся и обуславливает направление дальнейшей деятельности организатора. Если на конкурс была подана только одна заявка и подавший ее участник полностью отвечает всем требованиям, то именно он становится единственным поставщиком. А вот когда на конкурс совсем не поступило заявок, либо ни одна из них не оказалась соответствующей требованиям заказчика, то в такой ситуации тендер проводится заново.

В любом случае, свои действия каждый госзаказчик обязан производить только после их согласования с соответствующими контролирующими инстанциями.

Конкурс с ограниченным участием

3 ч. 56 ст. ФЗ №44 гласит, что конкурс с ограниченным участием проводится в случаях, когда речь идет о закупке товаров, работ или услуг, имеющих сложный специфический характер и поставляемых ограниченным числом компаний. Кроме того, данная форма применяется тогда, когда на конкурс выставляется контракт:

  • по отношению к объектам культурного наследия;
  • на проведение работ в музеях и других национальных объектах;
  • когда необходим доступ к музейным библиотекам и иным архивам государственной важности.

Помимо всего прочего, конкурс с ограниченным участием предоставляет заказчику возможность предъявления дополнительных требований к поставщикам.

Конкурс в два этапа

Двухэтапный конкурс – новая для практики российских госзакупок процедура. Его особенностью является повышенная возможность уточнения важных факторов, нюансов и критериев в ходе формирования конкурсной документации. На первом этапе подаются технические заявки, без обозначения цены, а вот те участники, которые проходят во второй этап уже составляют свои коммерческие.

Конкурс в два этапа проводится таких сферах, как:

  • проектирование, архитектура, строительство;
  • научные изыскания;
  • электроэнергетика;
  • литература и искусство.

Электронный аукцион

По действующим законодательным нормам аукцион открытого типа следует проводить исключительно в электронной форме, и никак иначе. Именно так на сегодняшний день проходят все закупки из правительственного перечня РФ.

Среди общих тенденций в современном состоянии закупочного законодательства – уменьшение сроков аукционов, также для контрактов дороже 3 млн рублей.

Когда электронный аукцион признается несостоявшимся

В соответствии с Федеральным Законом «О контрактной службе» электронный аукцион признают несостоявшимся в следующих случаях:

  • предоставление одной – несоответствующей условиям – аукционной заявки;
  • в течение десяти минут с начала аукциона не было выдвинуто ни одного ценового предложения;
  • не подано ни одной аукционной заявки на участие;
  • аукционная комиссия вынесла решение, согласно которому все заявки с содержанием цены признаны несоответствующими требованиям, либо соответствующей признана только одна из них;
  • победитель аукциона отказался от подписания государственного контракта.

Запрос предложений и ценовых котировок

Если такая форма, как запрос ценовых котировок существовала ранее, то запрос предложений – это инновация, введенная после вступления ФЗ-44 в свои законные права.

Эти две формы имеют много схожего, в частности, это необходимость размещения информации в рамках единой информационной системы. В тоже время, между ними есть и ряд существенных основообразующих различий. Запрос котировок предусматривает выставление участниками своих ценовых предложений, и побеждает тот, чья цена – ниже. Тогда как запрос предложений предполагает всестороннее рассмотрение и оценку заявок со стороны конкурсной комиссии. Контракт достается тому, кто выставил наиболее выгодное со всех сторон предложение, включая не только цену, но и сроки, технические параметры и многие другие основания.

Закупка у единственного поставщика

Согласно ФЗ-44, закупка у единственного поставщика является легитимной в случаях, когда:

  • цена контракта не превышает 100 тыс. руб., притом, что общее количество годовых закупок организации в данной форме не должно превышать 5% от общего числа, и не дороже 50 млн в год в общей сложности;
  • выполнение работ необходимо предпринять со стороны государственных органов исполнительной власти;
  • закупку проводят организации из сферы культуры и образования – цена контракта в данном случае не может превышать 400 тысяч рублей за один договор, 50% в год от общего количества тендеров и 20 млн. рублей в денежном эквиваленте;
  • закупка в целях получения услуг адвоката в обязательном порядке в соответствии с ГК РФ.
Читайте также:  Заключение с органом по сертификации контракта по 44 ФЗ на проведение работ по обязательной сертификации

В любом случае заказчик, осуществляющий закупку у единственного поставщика, обязан подтвердить ее необходимость документально и своевременно предоставить всю информацию, касающуюся цены и ее обоснования, в соответствующие органы.

Закрытые формы закупок

Закрытые формы закупок – это такие, при которых информация, касающаяся самого факта, сроков, цены и содержания контракта сообщается ограниченному кругу поставщиков, причем таких, которые способны выполнить работы или поставки соответствующим образом.
В число закрытых форм закупок, в соответствии с 44-ФЗ, входят:

  • закрытые конкурсы;
  • закрытые аукционы;
  • закрытые конкурсы в два этапа;
  • закрытые конкурсы с ограничением участия.

Притом на проведение любой из этих форм должны быть законные основания:

  • федеральные потребности, связанные с понятием государственной тайны;
  • закупки в сфере страхования, перевозки и хранения драгоценных металлов, камней и музейных ценностей государства, в том числе, переданных во временное ведомство частных физических или юридических лиц;
  • уборка и услуги водителей для представителей судебной власти.

Как выбрать способ закупки по 44‑ФЗ

Законом 44-ФЗ предусмотрено несколько способов проведения государственных закупок. Некоторые пользуются большей популярностью и применяются в качестве основных, в то время как другие используются гораздо реже. Но все они имеют свои особенности, нюансы и ограничения в применении и это нужно учитывать, выбирая способ закупки. В статье расскажем о наиболее популярных способах закупок и разберемся, какой способ выбрать в том или ином случае.

Наиболее популярные способы закупок

Как показывает практика, часто применимыми и востребованными способами закупок являются:

  • электронный аукцион;
  • закупки у единственного поставщика;
  • запрос котировок;
  • открытый конкурс.

Кроме того, они наиболее прозрачные, конкурентные и выгодные для заказчика. В свою очередь, закрытые способы закупок, запрос предложений, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс допустимы только в установленных для них случаях, если это не противоречит Закону № 44-ФЗ. Однако при выборе способа закупок, заказчик должен ориентироваться не только на популярность и доступность того или иного способа, его преимущества или собственные пожелания, но также на ограничения и требования, обозначенные в Законе № 44-ФЗ. Все указанные способы предъявляют определенные требования к заказчику и условиям контракта и используются в определенных случаях.

Обратите внимание, что за выбор неправомерного способа закупки предусмотрена административная ответственность.

В каких случаях можно выбрать закупку у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика наиболее удобна для заказчиков в том случае, если цена контракта незначительна. Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 100 000 рублей. Правда, в п. 4 ч. 1 ст. 93 есть ряд условий и их не стоит игнорировать.

Основные достоинства процедуры закупки у единственного поставщика:

  • можно заключить контракт с известным заказчику поставщиком;
  • не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры заключения контракта;
  • минимальные риски нарушений при проведении процедуры закупки, не зависящие от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • меньшая длительность и простота процедуры по сравнению с конкурентными способами определения поставщика.

В то же время, закупка у единственного поставщика имеет несколько недостатков:

  • высокий риск возникновения претензий со стороны проверяющих. в связи с тем, что данный способ закупки связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств и рисков сговора с поставщиком;
  • ограниченные возможности снизить цену контракта или обеспечить наилучшие условия его выполнения в связи с отсутствием конкурентных процедур выбора поставщика.

Перечень случаев, в которых заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика, содержится в ч. 1 ст. 93. В случаях, не указанных в перечне, закупать товары (работы, услуги) у единственного поставщика заказчик не имеет права.

Если заказчик не обязан использовать какой-либо конкретный способ, но закупка у единственного поставщика невозможна, тогда проводится открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). А в ряде случаев, можно провести запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или запрос предложений (ч. 2 ст. 83).

Оксана Шипунова на вебинаре « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации» рассказала об особенностях закупки у единственного поставщика.

Электронный аукцион

Максимальная прозрачность и объективность в выборе победителя — основная причина популярности электронных аукционов.

Достоинства электронного аукциона:

  • минимальный риск предъявления претензий относительно процедуры проведения закупки: приема и регистрации заявок, возврата обеспечения заявок, хранения электронных документов, поскольку эти функции обеспечиваются оператором электронной площадки.
  • незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона. В этом случае снижается вероятность проверки правильности выбора способа определения поставщика;
  • сохраняется конфиденциальность участников и, следовательно, снижается вероятность сговора или подлога;
  • возможность привлечь к организации и проведению электронного аукциона специализированную организацию.

Однако, электронный аукцион имеет ряд недостатков, которые тоже нужно учитывать:

  • невозможно оценить качество поставляемых товаров (работы, услуги), так как заявки участников оцениваются только по цене;
  • более длительная процедура определения поставщика по сравнению с запросом котировок, запросом предложений и закупкой у единственного поставщика;
  • риск срыва сроков и нарушения процедуры проведения электронного аукциона по причине технических сбоев на электронной площадке;
  • риск возникновения претензий к заказчику из-за возможных ошибок в ходе процедуры, так как она сложна и многоэтапна;
  • невозможно выделить несколько лотов, как это предусмотрено при проведении конкурса и закрытого аукциона.

Формат электронного аукциона используется в двух случаях: когда этот способ прямо предписан нормами закона или, когда применить другие, более удобные для заказчика, способы невозможно из-за существующих ограничений.

1) если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — заказчик обязан провести электронный аукцион.

2) заказчик вправе самостоятельно выбрать электронный аукцион:

  • если закон не позволяет закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок,
  • если оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и другим нестоимостным критериям) не нужно.

Запрос котировок

Запрос котировок — наиболее удобный для заказчика способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по стоимости закупку.

Запрос котировок также проводится для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Ограничения проведения заказчиком запроса котировок содержатся в ч. 2 ст. 72. Но в некоторых случаях ограничения, наложенные п. 2 ст. 72 на размер НМЦ контракта, можно не учитывать (ст. 75 и ст. 76).

Запрос котировок не может проводиться в случаях, если заказчик обязан применять закрытые способы определения поставщика (ч. 1 ст. 84) или путем проведения конкурса с ограниченным участием (ст. 56). Других ограничений на проведение запроса котировок нет.

Основными достоинствами процедуры запроса котировок являются:

  • определение поставщика происходит быстрее по сравнению с электронным аукционом и конкурсом;
  • минимальные риски возникновения претензий, связанных с ошибками в ходе процедуры, благодаря ее доступности, малому объему документации и четкой регламентации проведения;
  • минимальные риски нарушений, не зависящих от заказчика, например, технический сбой на электронной площадке;
  • возможность использовать для оценки заявок помимо критерия цены контракта иные (нестоимостные) критерии (ч. 1,4 ст. 32).

Запрос котировок имеет ряд недостатков:

  • высокая вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика связи с установлением в ч. 2 ст. 72 ограничений на проведение запроса котировок;
  • более широкая зона ответственности заказчика по сравнению с электронными способами определения поставщика (прием и регистрация заявок, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, хранение документов);
  • высокие риски участия в запросе котировок недобросовестных участников закупки в связи с отсутствием возможности установить обеспечение заявки;
  • отсутствие возможности выделять лоты при осуществлении закупки.

Таким образом, запрос котировок рекомендуется проводить в случае закупок товаров, работ, услуг, незначительного объема и не относящихся категории сложных, не требующих повышенного внимания к качеству и высокой квалификации поставщика.

Открытый конкурс

Проведение открытого конкурса позволяет:

  • получить больший объем сведений о потенциальных поставщиках, в частности, узнать не только предлагаемую цену, но также квалификацию поставщика, возможные гарантии и т.д.
  • часть функций по проведению открытого конкурса передать сторонней организации, что очень помогает при сложных закупках.

Конкурс с ограниченным участием

Проведение открытого конкурса с ограниченным участием возможно в конкретных случаях:

  • При закупке товаров, работ, услуг, осуществление которых является технологически сложным по причине их специфического характера, и реализация таких товаров, работ, услуг может быть выполнена исключительно специалистами, имеющими необходимый уровень квалификации и подготовки (Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089);
  • При выполнении работ:
    • Для сохранения объектов культурного наследия;
    • Для реставрации музейных коллекций Музейного фонда РФ, документов Архивного фонда РФ и особо ценных и редких документов библиотечных фондов;
    • При которых необходим допуск подрядчика (исполнителя) к библиотечным, архивным и музейным учетным базам данных и системам безопасности.

Двухэтапный конкурс

Заказчик имеет право провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении двух условий:

  1. конкурс проводится для заключения:
    • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
    • энергосервисного контракта;
    • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  2. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57).

Закрытый конкурс

Закрытый конкурс считается достаточно длительной и сложной процедурой, поэтому он не популярен.

Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются только в четырех случаях:

1. закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

2. закупок товаров, работ, услуг, составляющих государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке;

3. заключение контрактов:

  • по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ,
  • по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций,
  • по страхованию редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение;

4. закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).

Запрос предложений

Главное достоинство запроса предложений — более короткие сроки его проведения, чем конкурс. При этом, важным недостатком является невозможность отмены проведения и внесения изменений в извещение и документацию.

Организовать закупку путем проведения запроса предложений возможно:

  1. при закупке спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, для участия и подготовки спортивных сборных команд РФ в Олимпийских и Параолимпийских играх (п. 2 ч. 2 ст. 83);
  2. При заключении контракта с иностранной организацией для лечения граждан РФ за пределами РФ;
  3. При проведении закупки дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ и иными заказчиками для обеспечения своей деятельности за пределами РФ в случае, если цена контракта не превышает 15 000 000 рублей;
  4. При закупке товаров, работ, услуг в случае расторжения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
  5. При закупке лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента (при наличии решения врачебной комиссии);
  6. После признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися;
  7. При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами (в соответствии с Постановлением РФ от 18.01.2001 № 35);
  8. При закупке услуг по защите интересов РФ, осуществляемых за ее пределами с привлечением экспертов и адвокатов (в случае подачи исков к РФ в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи).

Вебинары и программы обучения и повышения квалификации в Школе электронных торгов:

  • Вебинары по торгам, где эксперты и практики делятся опытом участия в закупках, комментируют изменения в законодательстве, позицию ФАС и судов.
  • Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Организуйте закупки правильно с первого раза в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44-ФЗ.

Способы закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Способы закупок по 44-ФЗ

Для начала разберем способы закупок по 44-ФЗ, таблица наглядно показывает все возможные варианты.

КонкурентныеНеконкурентные
Конкурс (в т. ч. и электронный)Закупка у единственного поставщика
Аукцион
Запрос котировок (в т. ч. и электронный)
Запрос предложений (в т. ч. и электронный)
Закрытые способы (в т. ч и электронные)

Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ

Как и все другие конкурсы, проводится в «живом» виде, ограничения по цене отсутствуют. Самый распространенный вариант. Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.

Отличаются тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна или необходимо транспортировать средства госфонда, или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.

С 01.07.2018 список дополнился закупками федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности, а также подведомственных им гос. учреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден постановлением правительства № 223 от 28.02.2019. В список попали Минобороны, ФСБ и СВР.

Аналогично «бумажным» процедурам. Заказчик вправе использовать этот способ с 01.07.2018. А в обязательном порядке госзаказчики начнут проводить электронные конкурсные процедуры с 01.01.2019.

С 01.07.2018 госзаказчики вправе проводить электронный запрос котировок, а с 01.01.2019 их обязаны проводить в цифровой форме.
Основания выбора электронного запроса котировок аналогичны «бумажному».

При этом в текущем году годовой объем закупок «бумажного», электронного запроса котировок или того и другого одновременно не должен в совокупности превышать 10 % СГОЗ и не должен составлять более ста миллионов рублей (ч. 45 ст. 112 44-ФЗ).

Используется для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Паралимпийских игр при признании повторного конкурса несостоявшимся.

Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос предложений еще называют мини-конкурс. Также это единственный сценарий отбора исполнителя по контракту, при котором допускается переторжка (возможность изменить предложение, например, цену, после вскрытия конвертов).

14.08.2018 вступил в силу Федеральный закон № 311-ФЗ от 03.08.2018. Он изменил порядок рассмотрения заявок в процессе проведения запроса предложений. Заказчику запретили устанавливать свои критерии и признали ч. 2 ст. 32 утратившей силу.

01.01.2019 начал действовать Федеральный закон № 267-ФЗ от 29.07.2018. Он пополнил список оснований для запроса предложений в электронной форме: проведение госзакупок жилых помещений для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, у физических лиц. При этом физлица должны владеть этими жилыми помещениями на праве собственности

Начиная с июля 2020 года, госзаказчики могут проводить, а с 01.01.2018 должен произойти окончательный переход на дистанционный способ определения победителя.

Проводится по основаниям, закрепленным для бумажного запроса. При этом, наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений можно выбрать также после признания:

  • электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
    • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.
ВидПодвидОписаниеПобедитель
КонкурсОткрытыйТот, кто предложит лучшие условия.
С ограниченным участиемИспользуется при заказах сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Адресаты — неограниченный круг лиц, требования ко всем едины.
ДвухэтапныйКроме основных требований, могут добавляться дополнительные. Побеждает тот, кто предложит лучшие условия по итогам второго этапа. Проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, экспериментов, изысканий и т. д., а также если необходимо обсудить с участниками характеристики объекта. Адресован для неопределенного круга лиц.
Закрытый с ограниченным участием
Закрытый двухэтапный
Электронные конкурсные процедурыАналогичны «бумажным»
АукционОткрытый в электронной формеСамая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. При этом перечень закупок, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством. Проводится на электронных площадках. В настоящее время их восемь.Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением.
ЗакрытыйМожет устанавливаться плата за получение документации о таком аукционе. Плату устанавливает заказчик, также информация о ней указывается в приглашении принять участие в процедуре. Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена специализированная торговая площадка для проведения торгов — АСТ «ГОЗ».
Запрос котировокИспользуется при условии, что НМЦК менее 500 000 рублей. Проводится путем непосредственной передачи конвертов с ценой заказчику. Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС.Тот, кто предложит самую низкую цену.
Электронный запрос котировок
Запрос предложенийТот, чье окончательное предложение будет отражать самые идеальные условия.
Электронный запрос предложений

Неконкурентные способы закупок

Есть только один подвид — закупка у единственного поставщика. В этом случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечень случаев закрытый, по состоянию на 2020 год есть 55 оснований.

Примерами могут служить:

  • приобретения услуг в компаниях-монополиях;
  • «прямые» контракты;
  • ликвидации аварий;
  • покупки лекарств;
  • признания конкурентных процедур не состоявшимися.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

Используются разнообразные конкурентные способы закупки по 223-ФЗ. До 01.07.2018 законодательно было закреплено только два вида процедур: электронный аукцион и конкурс, которые обязательно закрепляются в Положении о проведении закупок. После вступления в силу изменений в положении заказчик обязательно должен прописать алгоритм проведения аукциона, конкурса, а также запроса предложений и запроса котировок по 223-ФЗ.

При этом заказчик имеет право установить в положении иные способы выбора исполнителя. Примерами могут быть редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. При этом заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.

Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.

СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) В КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

В отличие от закона № 94-ФЗ, делившего все способы размещения заказа на безусловно разрешенные торги и иные (не торги), использовать которые можно было лишь при определенных, предусмотренных условиях, в законе № 44-ФЗ способы делятся на конкурентные и закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — поставщик) (рис. 3.5).

Несмотря на международный опыт закупочной деятельности и мнение российского экспертного сообщества, уже в самом тексте базового закона был заложен механизм, не позволяющий конкурсу стать приоритетным способом закупок в Российской Федерации. С одной стороны, согласно ч. 2 ст. 48 закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением предусмотренных данным законом ситуаций ограниченного применения остальных способов закупок 1 . С другой стороны, не были четко ограничены случаи использования электронного аукциона, который должен был проводиться заказчиком в случае включения объекта закупки в перечни, установленные Правительством РФ и, возможно (при наличии нормативных актов субъектов), исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 59 закона № 44-ФЗ заказчик получил право путем проведения электронного аукциона осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в вышеуказанные перечни. После этого де-юре конкурс перестает быть единственным приоритетным способом. Если принять во внимание исчерпывающий перечень продукции, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р (в настоящее время утратило силу), то становится очевидно, что основной способ закупок уже не конкурс, а электронный аукцион. В качестве базового критерия эффективности

Рис. 3.5. Способы определения поставщиков при осуществлении общественных закупок согласно закону № 44-ФЗ (ст. 24)

при этом подразумевается обеспечение максимальной экономии бюджетных средств и, вполне естественно, в ущерб качеству приобретаемой продукции.

Выбор альтернативных способов закупок, как и в законе № 94- ФЗ, определялся преимущественно с использованием ограничительного ценового критерия (табл. 3.1) [36J.

Стоимостные характеристики применимости способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках закона № 44-ФЗ, тыс. руб.

Способ определения поставщика

Н М Ц контракта

на статьи закона

Закупка у единственного поставщика [1]

Закупка у единственного поставщика [2]

Закупка у единственного поставщика

Прочие пункты ст. 93 (ч. 1 ст. 93, за исключением п. 4, 5)

Обратим внимание, что относительно закона № 44-ФЗ некорректно говорить о завершении определения поставщика после подписания контракта с поставщиком. В дальнейшем речь преимущественно пойдет о способах определения поставщика как части тех процессов, которые попадают под действие базового закона.

Прежде всего отметим, что законодатель по-прежнему не позволил конкурсу по аналогии с мировой практикой стать приоритетным способом закупки.

Законом № 44-ФЗ предусматривалась следующая последовательность мероприятий, связанных с определением поставщика, путем проведения открытого конкурса (§ 2, ст. 48—55):

  • 1) своевременное отражение заказчиком информации о закупаемой продукции, а также возможных изменений в плане закупок и плане-графике;
  • 2) принятие решения заказчиком о проведении конкурса;
  • 3) создание конкурсной комиссии;
  • 4) размещение извещения о проведении открытого конкурса, конкурсной документации, проекта контракта в ЕИС;
  • 5) выдача (продажа) конкурсной документации;
  • 6) ответы на запросы на разъяснение конкурсной документации; внесение изменений в конкурсную документацию (или отмена конкурса) и размещение их в ЕИС;
  • 7) направление изменений зарегистрированным участникам открытого конкурса;
  • 8) прием и регистрация заявок на участие в конкурсе;
  • 9) проведение публичной процедуры вскрытия заявок; составление протокола вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе (далее — протокол вскрытия заявок), размещение протокола вскрытия заявок в ЕИС;
  • 10) рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе на основании указанных в конкурсной документации критериев (рис. 3.6), подготовка протокола рассмотрения и оценки заявок и размещение его в ЕИС;
  • 11) направление победителю проекта контракта, заключение контракта;
  • 12) направление заказчиком сведений о заключенном контракте в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, который размещает эти сведения в ЕИС (ч. 3 ст. 103 закона № 44-ФЗ).

Из рис. 3.7 видно, что порядок проведения открытого конкурса стал удобнее по сравнению с открытым конкурсом (закон № 94- ФЗ). Сократился важнейший для заказчика показатель: минимальный срок подачи заявок на участие в конкурсе. Для ряда случаев появилась возможность установления дополнительных требований

Рис. 3.6. Критерии оценки заявок, устанавливаемые заказчиком в документации, в соответствии с законом № 44-ФЗ (ст. 32)

Рис. 3.7. Этапы и сроки проведения открытого конкурса в соответствии с законом № 44-ФЗ

в целях проведения процедуры предварительного квалификационного отбора. Вместе с тем нет ответа на вопрос: действительно ли законодателю имело смысл устанавливать жесткую продолжительность сроков, ведь продукция, закупаемая на конкурсе, может быть очень сложна, а подготовка заявок и их оценка — продолжительна?

Процедура электронного аукциона, проводимого в соответствии с законом № 44-ФЗ, в основном повторяет нормы открытого аукциона в электронной форме по гл. 3.1 закона № 94-ФЗ. Основой для выбора заказчиком данной технологии закупки остается аукционный перечень, установленный Правительством РФ. Как уже упоминалось, заказчик имеет право использовать данный способ закупки и для другой продукции по своему усмотрению.

Далее приведем краткое описание технологии электронного аукциона.

  • 1. Своевременное отражение заказчиком информации о закупаемой продукции, а также возможных изменений в плане закупок и плане-графике.
  • 2. Принятие решения о размещении заказа путем проведения ЭА.
  • 3. Формирование аукционной комиссии.
  • 4. Разработка извещения о проведении ЭА, разработка и утверждение документации. Размещение извещения о проведении ЭА, документации в ЕИС, а также публикация или размещение в других СМИ по усмотрению заказчика.
  • 5. Направление и предоставление документации об ЭА.
  • 6. Ответы на запросы о разъяснении документации об аукционе и размещение их в ЕИС.
  • 7. Прием заявок на участие в ЭА (осуществляет оператор электронной площадки).
  • 8. Регистрация заявок и блокирование денежных средств в качестве обеспечения (осуществляет оператор электронной площадки).
  • 9. Рассмотрение первых частей заявок (характеристика поставляемой продукции), формирование протокола № 1 и размещение его на электронной площадке и в ЕИС.
  • 10. Проведение аукциона в электронной форме (осуществляется оператором электронной площадки).
  • 11. Размещение протокола аукциона (протокол № 2) на электронной площадке.
  • 12. Рассмотрение вторых частей заявок (информация об участниках) и размещение протокола подведения итогов ЭА (протокол № 3) на электронной площадке и в ЕИС.
  • 13. Подписание контракта на электронной площадке:
    • • направление проекта контракта победителю;
    • • направление подписанного победителем контракта заказчику с предоставлением документа об обеспечении контракта;
    • • подписание контракта заказчиком и направление его победителю.
  • 14. Направление сведений о контракте в орган (соответствующего уровня), уполномоченный на ведение реестров контрактов.

Временная схема, отражающая основные сроки указанных мероприятий, представлена на рис. 3.8.

Предполагается, что главной задачей аукциона, проводимого при закупках товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд, является максимальное снижение цены контракта. Собственно, цена контракта и является единственным критерием определения победителя. Вместе с тем в законе № 44-ФЗ введена норма, которая на первый взгляд обескураживает. Речь идет о ст. 37 «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона». Если участник конкурентных способов определения поставщика захочет снизить цену контракта на 25% и более, то при прочих равных условиях он должен предоставить обеспечение контракта в полуторакратном размере [4] .

Рис. 3.8. Этапы и сроки проведения электронного аукциона в соответствии с законом № 44-ФЗ

С одной стороны, в ЭА заказчик предлагает участнику максимально снизить цену, а с другой — подумать о последствиях. Мера является очевидным результатом недоработки концепции закона, когда применяемая наиболее распространенная закупочная технология априори вызывает опасения законодателя в поставке некачественной продукции или невозможности исполнения контракта в принципе.

Несмотря на активное продвижение короткого электронного аукциона (с НМЦ до 3 млн руб. включительно) в попытке создать реального конкурента запросу котировок, последний способ закупки был сохранен и в законе о контрактной системе, что является абсолютно логичным при наличии в стране большого количества заказчиков с незначительным годовым объемом расходуемых средств и неинтересными для большинства участников этого рынка суммами контрактов.

Пытаясь снизить коррупционную емкость запроса котировок, законодатель сделал технологию его проведения более громоздкой, добавив в нее конкурсную процедуру вскрытия конвертов с заявками. Кроме того, у участника появилась возможность внесения изменений или отзыва своей заявки до окончания срока подачи в случае внесения изменений в извещение со стороны заказчика.

Краткое описание технологии запроса котировок (рис. 3.9):

  • 1) своевременное отражение заказчиком информации о закупаемой продукции, а также возможных изменений в плане закупок и плане-графике;
  • 2) принятие решения о размещении заказа путем проведения запроса котировок;
  • 3) формирование котировочной комиссии;
  • 4) размещение в ЕИС извещения о проведении запроса котировок и проекта контракта; заказчик вправе в дополнение направить извещения о запросе котировок не менее чем трем лицам;
  • 5) прием и регистрация котировочных заявок;
  • 6) проведение публичной процедуры вскрытия конвертов с заявками;
  • 7) рассмотрение и оценка котировочных заявок;
  • 8) информирование о результатах проведения запроса котировок путем размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок;
  • 9) передача победителю в проведении запроса котировок экземпляра протокола и проекта контракта. Подписание контракта;
  • 10) направление сведений о контракте в орган (соответствующего уровня), уполномоченный на ведение реестров контрактов.

Рис. 3.9. Этапы и сроки проведения запроса котировок в соответствии с законом № 44-ФЗ

Новым механизмом определения поставщика в рамках закона № 44-ФЗ стал запрос предложений — способ закупки с элементами переторжки. Перечислим его основные этапы (рис. 3.10):

  • 1) своевременное отражение заказчиком информации о закупаемой продукции, а также возможных изменений в плане закупок и плане-графике;
  • 2) принятие решения о размещении заказа путем проведения запроса предложений;
  • 3) формирование комиссии;
  • 4) подготовка документации о проведении запроса предложений и проекта контракта;
  • 5) подготовка извещения и его размещение в ЕИС вместе с документацией;
  • 6) прием и регистрация заявок на участие в запросе предложений;
  • 7) проведение публичной процедуры вскрытия конвертов с заявками;
  • 8) рассмотрение заявок относительно соответствия, оценка заявок, формирование протокола проведения запроса предложений;
  • 9) оглашение условий заявки, признанной лучшей; участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее следующего рабочего дня;
  • 10) размещение выписки из протокола со списком отстраненных от участия компаний и условий заявки, признанной лучшей;
  • 11) получение и регистрация окончательных предложений;
  • 12) вскрытие конвертов с окончательными предложениями, определение наилучшего окончательного предложения, формирование итогового протокола;
  • 13) размещение в ЕИС итогового протокола и протокола проведения запроса предложений;
  • 14) передача победителю в проведении запроса предложений проекта контракта;
  • 15) подписание контракта;
  • 16) направление сведений о контракте в орган (соответствующего уровня), уполномоченный на ведение реестров контрактов.

Основным барьером на пути проведения данного способа закупки, удобного для заказчика, равно как и ограничителем роста его популярности, является право использования запроса предложений в строго оговоренном в законе № 44-ФЗ перечне ситуаций.

В табл. 3.2—3.4 приводится сравнительный анализ по основным способам закупок в соответствии с базовыми нормативными документами, регулирующими сферу государственных закупок с 1997 г.

Рис. ЗЛО. Этапы и сроки проведения запроса предложений в соответствии с законом № 44-ФЗ

Сравнительный анализ процедур проведения конкурса

Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

1. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также – электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также – закрытые электронные процедуры).

(часть 2 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

3. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

4. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

5. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

6. При осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки установлено заказчиком), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта. В этих случаях участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

Статья 24.1. Особенности проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур

(введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

1. Проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, в том числе направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление предложений о цене контракта участников закупки, формирование протоколов, заключение контракта с победителем закупки, обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки, а при проведении закрытых электронных процедур на специализированной электронной площадке оператором специализированной электронной площадки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. При этом оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки не вправе отказаться от проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры на такой электронной площадке, специализированной электронной площадке соответственно.

2. Правительством Российской Федерации устанавливаются:

1) единые требования к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок. Такие единые требования предусматривают в том числе:

а) требования к уставному капиталу оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, в том числе к его размеру;

б) требования к раскрытию операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок информации о юридических и физических лицах, которые прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) владеют более чем одним процентом голосующих акций (долей) оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки;

в) требования к раскрытию бухгалтерской (финансовой) отчетности оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки;

г) требования к взаимодействию электронной площадки, специализированной электронной площадки с единой информационной системой, иными государственными информационными системами, осуществляемому с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;

д) технические требования к программно-аппаратным средствам электронной площадки, специализированной электронной площадки, включая требования к обеспечению защиты информации. При этом программно-аппаратные средства электронной площадки, специализированной электронной площадки должны находиться на территории Российской Федерации;

е) требования к сохранности информации, в том числе электронных документов;

ж) требования к соглашению о функционировании электронной площадки, специализированной электронной площадки, заключаемому федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, и оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки (далее – соглашение), а также требования к обеспечению исполнения обязательств по соглашению;

2) дополнительные требования к оператору электронной площадки и функционированию электронной площадки в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Такие дополнительные требования предусматривают в том числе:

а) порядок взаимодействия оператора электронной площадки и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок;

б) требования к проведению на электронной площадке электронных процедур в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в) порядок прекращения блокирования денежных средств на специальном счете участника закупок, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в электронных процедурах;

3) дополнительные требования к оператору специализированной электронной площадки и функционированию специализированной электронной площадки в рамках отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Такие дополнительные требования предусматривают в том числе:

а) порядок взаимодействия оператора специализированной электронной площадки и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, и (или) контрольного органа в сфере государственного оборонного заказа;

б) требования к проведению на специализированной электронной площадке закрытых электронных процедур в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в) порядок прекращения блокирования денежных средств на специальном счете участника закупок, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в закрытых электронных процедурах;

4) порядок подтверждения соответствия электронной площадки, специализированной электронной площадки, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки единым требованиям к операторам электронных площадок, специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, а также дополнительным требованиям к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) другими федеральными законами;

5) порядок утраты юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки для целей настоящего Федерального закона.

3. Правительство Российской Федерации утверждает перечень операторов электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 2 настоящей статьи, а также перечень операторов специализированных электронных площадок, которые соответствуют требованиям, установленным пунктам 1 и 3 части 2 настоящей статьи. Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки в случае несоответствия одному или нескольким требованиям, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 или пунктами 1 и 3 части 2 настоящей статьи, а также в случае обращения оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки об исключении его из соответствующего перечня исключаются в порядке, предусмотренном пунктом 5 части 2 настоящей статьи из соответствующего перечня. На электронной площадке, специализированной электронной площадке, оператор которой исключен из перечня операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, допускается проведение электронных процедур, закрытых электронных процедур, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в которых направлены не позднее десяти рабочих дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения об исключении оператора из перечня операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок.

4. Допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры, и (или) лица, с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату, в том числе порядок ее взимания, а также определены предельные размеры такой платы.

5. Обмен информацией, связанной с аккредитацией на электронной площадке, специализированной электронной площадке и проведением электронных процедур, закрытых электронных процедур, между участником закупки, заказчиком, оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки осуществляется на электронной площадке, специализированной электронной площадке в форме электронных документов. Правительство Российской Федерации вправе определить типовую форму заявки на участие в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, а также вправе установить требования к содержанию, составу, порядку разработки типовой документации о закупке. Такие типовая заявка, типовая документация обязательны для применения заказчиками и (или) участниками закупки.

6. Электронные документы участника закупки, заказчика, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника закупки, заказчика, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки.

7. В течение одного часа с момента размещения информации, связанной с проведением электронной процедуры, в единой информационной системе и на электронной площадке указанная информация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе и на электронной площадке. Не допускается взимание платы за предоставление доступа к такой информации.

8. В течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об отмене закупки, изменений, внесенных в извещение о проведении такой закупки и (или) документацию о закупке, разъяснений положений документации о закупке оператор электронной площадки размещает указанную информацию на электронной площадке, а также направляет уведомление об указанных извещениях, изменениях, разъяснениях всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в ней, в том числе участнику закупки, направившему запрос о даче разъяснений положений документации о закупке, по адресам электронной почты, указанным этими участниками при регистрации в единой информационной системе.

9. При направлении оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки заказчику информации и электронных документов, полученных от участника закупки, до подведения итогов такой закупки оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить конфиденциальность информации об участнике такой закупки, направившем указанные информацию и электронные документы, и их содержания, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

10. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направление информации и электронных документов заказчиком участнику закупки или участником закупки заказчику при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур осуществляется через электронную площадку, специализированную электронную площадку.

11. Оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, в соответствии с требованиями, установленными частью 2 настоящей статьи, обеспечивает предоставление заказчику в сроки и случаях, установленных настоящим Федеральным законом, следующих документов и информации:

1) копии учредительных документов участника закупки (для юридического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык учредительных документов юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

2) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

3) идентификационный номер налогоплательщика этого участника закупки или в соответствии с законодательством соответствующего государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника закупки (для иностранного лица);

4) решение (копия решения) о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки – юридического лица с указанием максимальных параметров условий одной сделки;

5) копия документа, удостоверяющего личность участника закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем);

6) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

7) выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя).

12. Информация и документы, связанные с проведением электронных процедур, закрытых электронных процедур и полученные или направленные оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в соответствии с настоящим Федеральным законом, хранятся оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

13. Оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки обязаны обеспечить непрерывность проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, надежность функционирования программно-аппаратных средств, используемых для их проведения, равный доступ участников закупок к участию в электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, неизменность подписанных усиленной электронной подписью документов.

Читайте также:  Требования к участникам закупки при проведении запроса котировок по 44 ФЗ
Ссылка на основную публикацию