Требование о представлении в заявке на участие в торгах копий сертификатов соответствия на поставляемый товар

Требование о представлении в заявке на участие в торгах копий сертификатов соответствия на поставляемый товар

Ниже можно познакомиться с фрагментом «Путеводителя по спорам в сфере госзаказа. Требование о предоставлении в заявке на участие в торгах копий сертификатов соответствия на поставляемый товар и отказ в допуске к торгам в связи с несоответствием такому требованию»:

Правомерно ли устанавливать в документации о торгах требование о представлении в заявке на участие в торгах копий сертификатов (деклараций) соответствия, паспортов на поставляемый товар и отказывать в допуске к торгам в связи с несоответствием такому требованию?

Подход Минэкономразвития России и ФАС России: Установление требования неправомерно.

Подробнее см. документы:

Письмо Минэкономразвития России от 15.07.2010 N Д22-1110

Подход арбитражных судов 1: Установление требования и отказ в допуске неправомерны.

Подробнее см. документы:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2011 по делу N А19-10031/10

Подход арбитражных судов 2: Установление требования и отказ в допуске правомерны.

Подробнее см. документы:

Постановление ФАС Московского округа от 10.08.2010 N КА-А40/8294-10

Подход Минэкономразвития России и ФАС России: Установление требования неправомерно.

Письмо Минэкономразвития России от 15.07.2010 N Д22-1110

Согласно положениям Закона N 94-ФЗ заявка на участие в торгах должна содержать в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям законодательства РФ, если они предусмотрены. При этом не допускается требовать представления указанных документов, в случае если в соответствии с законодательством РФ такие документы передаются вместе с товаром. Требовать от участника размещения заказа иное не допускается.

Продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором (ст. 456 ГК РФ). Из этого следует, что сертификаты соответствия на поставляемый товар должны представляться одновременно с передачей товара в случае, если это требование предусмотрено условиями исполнения государственного контракта и законодательством РФ.

Таким образом, требование заказчика о представлении в заявке копий сертификатов соответствия на поставляемый товар, а также отказ в допуске к участию в торгах участника размещения заказа по той причине, что в заявке отсутствуют указанные сертификаты, являются неправомерными.

Аналогичные выводы содержат:

  • Письмо Минэкономразвития России от 11.03.2009 N Д05-1188
  • Письмо Минэкономразвития России от 20.05.2008 N Д05-1886
  • Письмо ФАС России от 05.12.2011 N ИА/45240
  • Письмо ФАС России от 20.10.2008 N АЦ/26950
  • Решение ФАС России от 24.10.2011 по делу N К-2332/11
  • Постановление ФАС России от 19.05.2010 по делу N К-1076/09/АК156-10

Подход арбитражных судов 1: Установление требования и отказ в допуске неправомерны.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2011 по делу N А19-10031/10

Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: В документации об аукционе на поставку угля установлено требование о том, что участник размещения заказа должен представить в заявке копии сертификата соответствия на поставляемый товар. Нарушение данного требования явилось основанием для отклонения заявки участника. Антимонопольный орган признал действия заказчика и комиссии заказчика неправомерными.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика, комиссии заказчика неправомерны. Решение антимонопольного органа оставлено в силе.

Руководствуясь положениями ст. ст. 454 и 456 ГК РФ, в силу которых сертификат соответствия относится к документу, передаваемому одновременно с товаром, и принимая во внимание то, что законодательством не предусмотрено получение сертификатов соответствия на уголь, суды признали требование заказчика нарушающим п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ, а отказ в допуске к торгам — неправомерным.

Аналогичные выводы содержат:

  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2011 по делу N А19-10030/10
  • Постановление ФАС Московского округа от 20.07.2010 N КА-А40/7308-10
  • Постановление ФАС Московского округа от 12.07.2010 N КА-А40/6803-10
  • Постановление ФАС Уральского округа от 14.04.2010 N Ф09-1888/10-С1
  • Постановление ФАС Уральского округа от 19.02.2010 N Ф09-666/10-С1
  • Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2009 по делу N А41-10786/08 (настоящее Постановление оставлено без изменения в соответствии с Постановлением ФАС Московского округа от 10.07.2009 N КГ-А41/6119-09. В передаче указанного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано (Определение ВАС РФ от 29.02.2012 N ВАС-1699/12))

Подход арбитражных судов 2: Установление требования и отказ в допуске правомерны.

Постановление ФАС Московского округа от 10.08.2010 N КА-А40/8294-10

Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: В документацию об аукционе включено требование о том, что заявка должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара (электрошоковое оборудование) требованиям, установленным законодательством РФ, если согласно законодательству РФ установлены требования к такому оборудованию. Участнику размещения заказа отказано в допуске к торгам, поскольку он не представил копию сертификата соответствия на оборудование, являющееся предметом торгов. Антимонопольный орган указанное требование и отказ в допуске признал неправомерными.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика, комиссии заказчика правомерны. Решение антимонопольного органа признано утратившим силу.

Согласно законодательству об оружии электрошоковые устройства должны отвечать требованиям государственных стандартов РФ. Сертификат является документом, удостоверяющим соответствие товара требованиям таких стандартов.

  • Постановление ФАС Московского округа от 25.03.2010 N КА-А40/1595-10
  • Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.02.2012 по делу N А05-4443/2011
  • Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2010 по делу N А15-389/2009
  • Постановление ФАС Уральского округа от 19.12.2013 N Ф09-13487/13 по делу N А07-19959/2012

Аналогичные выводы содержат:

  • Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2013 N Ф09-13361/13 по делу N А07-20140/2012
  • Постановление ФАС Уральского округа от 18.12.2013 N Ф09-13255/13 по делу N А07-19933/2012
  • Постановление ФАС Уральского округа от 13.12.2013 N Ф09-13335/13 по делу N А07-19957/2012
  • Постановление ФАС Уральского округа от 21.09.2010 N Ф09-7387/10-С1 (в передаче указанного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано (Определение ВАС РФ от 16.03.2011 N 16784/10 по делу N А76-42642/2009-58-839/132))

См. также: Возможные последствия действий заказчика, комиссии заказчика в зависимости от их квалификации…

Госзаказчик может потребовать включить в заявку сертификаты на товар

Письмо Минэкономразвития России от 22.06.2016 N Д28и-1710

Минэкономразвития указывает следующее. Правомерно требовать от участников электронного аукциона представить сертификаты, декларации и иные документы, если по законодательству товар подлежит обязательной сертификации, декларированию. Вывод основан на положениях Закона N 44-ФЗ.

По этому вопросу есть и иная позиция.

Правомерно ли устанавливать в документации о торгах требование о представлении в заявке на участие в торгах копий сертификатов (деклараций) соответствия, паспортов на поставляемый товар и отказывать в допуске к торгам в связи с несоответствием такому требованию?

Подход Минэкономразвития России и ФАС России: Установление требования неправомерно.

Письмо Минэкономразвития России от 15.07.2010 N Д22-1110

Согласно положениям Закона N 94-ФЗ заявка на участие в торгах должна содержать в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям законодательства РФ, если они предусмотрены. При этом не допускается требовать представления указанных документов, в случае если в соответствии с законодательством РФ такие документы передаются вместе с товаром. Требовать от участника размещения заказа иное не допускается.

Продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором (ст. 456 ГК РФ). Из этого следует, что сертификаты соответствия на поставляемый товар должны представляться одновременно с передачей товара в случае, если это требование предусмотрено условиями исполнения государственного контракта и законодательством РФ.

Таким образом, требование заказчика о представлении в заявке копий сертификатов соответствия на поставляемый товар, а также отказ в допуске к участию в торгах участника размещения заказа по той причине, что в заявке отсутствуют указанные сертификаты, являются неправомерными.

Аналогичные выводы содержат:

Письмо Минэкономразвития России от 11.03.2009 N Д05-1188
Письмо Минэкономразвития России от 20.05.2008 N Д05-1886
Письмо ФАС России от 05.12.2011 N ИА/45240
Письмо ФАС России от 20.10.2008 N АЦ/26950
Решение ФАС России от 24.10.2011 по делу N К-2332/11
Постановление ФАС России от 19.05.2010 по делу N К-1076/09/АК156-10
Подход арбитражных судов 1: Установление требования и отказ в допуске неправомерны.

Читайте также:  Привлечение ГУП (МУП) поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для исполнения заключенного контракта по 44 ФЗ

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2011 по делу N А19-10031/10

Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: В документации об аукционе на поставку угля установлено требование о том, что участник размещения заказа должен представить в заявке копии сертификата соответствия на поставляемый товар. Нарушение данного требования явилось основанием для отклонения заявки участника. Антимонопольный орган признал действия заказчика и комиссии заказчика неправомерными.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика, комиссии заказчика неправомерны. Решение антимонопольного органа оставлено в силе.

Руководствуясь положениями ст. ст. 454 и 456 ГК РФ, в силу которых сертификат соответствия относится к документу, передаваемому одновременно с товаром, и принимая во внимание то, что законодательством не предусмотрено получение сертификатов соответствия на уголь, суды признали требование заказчика нарушающим п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 35 Закона N 94-ФЗ, а отказ в допуске к торгам — неправомерным.

Аналогичные выводы содержат:

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.02.2011 по делу N А19-10030/10
Постановление ФАС Московского округа от 20.07.2010 N КА-А40/7308-10
Постановление ФАС Московского округа от 12.07.2010 N КА-А40/6803-10
Постановление ФАС Уральского округа от 14.04.2010 N Ф09-1888/10-С1
Постановление ФАС Уральского округа от 19.02.2010 N Ф09-666/10-С1
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2009 по делу N А41-10786/08 (настоящее Постановление оставлено без изменения в соответствии с Постановлением ФАС Московского округа от 10.07.2009 N КГ-А41/6119-09. В передаче указанного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано (Определение ВАС РФ от 29.02.2012 N ВАС-1699/12))
Подход арбитражных судов 2: Установление требования и отказ в допуске правомерны.

Постановление ФАС Московского округа от 10.08.2010 N КА-А40/8294-10

Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: В документацию об аукционе включено требование о том, что заявка должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара (электрошоковое оборудование) требованиям, установленным законодательством РФ, если согласно законодательству РФ установлены требования к такому оборудованию. Участнику размещения заказа отказано в допуске к торгам, поскольку он не представил копию сертификата соответствия на оборудование, являющееся предметом торгов. Антимонопольный орган указанное требование и отказ в допуске признал неправомерными.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика, комиссии заказчика правомерны. Решение антимонопольного органа признано утратившим силу.

Согласно законодательству об оружии электрошоковые устройства должны отвечать требованиям государственных стандартов РФ. Сертификат является документом, удостоверяющим соответствие товара требованиям таких стандартов.

Постановление ФАС Московского округа от 25.03.2010 N КА-А40/1595-10
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.02.2012 по делу N А05-4443/2011
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2010 по делу N А15-389/2009
Постановление ФАС Уральского округа от 19.12.2013 N Ф09-13487/13 по делу N А07-19959/2012
Аналогичные выводы содержат:

Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2013 N Ф09-13361/13 по делу N А07-20140/2012
Постановление ФАС Уральского округа от 18.12.2013 N Ф09-13255/13 по делу N А07-19933/2012
Постановление ФАС Уральского округа от 13.12.2013 N Ф09-13335/13 по делу N А07-19957/2012
Постановление ФАС Уральского округа от 21.09.2010 N Ф09-7387/10-С1 (в передаче указанного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано (Определение ВАС РФ от 16.03.2011 N 16784/10 по делу N А76-42642/2009-58-839/132))

Требование о представлении в заявке на участие в торгах копий сертификатов соответствия на поставляемый товар

andy119330 » 20 мар 2015, 15:52

Re: регистрационные удостоверения МинЗдрава

Sergey76 » 20 мар 2015, 15:58

Re: регистрационные удостоверения МинЗдрава

andy119330 » 20 мар 2015, 16:03

Требования

orangeduck » 10 май 2015, 13:31

Re: Требования

ДиМкА » 10 май 2015, 16:22

Возможно, какие сертификаты соответствия, лицензии?

Решение Магаданского УФАС России от 10.03.2015 по делу № 04-30/14-2015
Обстоятельства: Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужили результаты проведенной плановой проверки.
Решение: Заказчик признан нарушившим ч. ч. 2, 6 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как установление требования о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по перевозкам воздушным транспортом пассажиров и грузов привело к признанию заявки заявителя не соответствующей требованиям аукционной документации.

В следующем примере, вопрос касался открытого конкурса на поставку черного чая (для нужд муниципальных образовательных и медицинских учреждений).

Ответ: По нашему мнению, орган местного самоуправления в рассматриваемом случае не вправе требовать от участников обязательного приложения к заявкам копий сертификатов соответствия. Такой вывод подтверждается в том числе Минэкономразвития России и судебной практикой. Однако необходимо отметить, что в судебной практике существует и противоположная позиция по данному вопросу. Следовательно, заинтересованные лица должны быть готовы отстаивать вышеуказанный вывод в суде.

Обоснование: В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 94-ФЗ) конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На основании п. 2 ч. 3 ст. 25 Закона N 94-ФЗ заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения контракта. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, – также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, если в соответствии с законодательством РФ установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать представления указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством РФ такие документы передаются вместе с товаром.
Отмечаем, что продукция чайной промышленности (чай черный) включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (разд. 9191).
Из п. 2 ст. 25 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ “О техническом регулировании” следует, что соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Минэкономразвития России в Письме от 15.07.2010 N Д22-1110 отметило: в соответствии со ст. 456 Гражданского кодекса РФ продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Из этого следует, что сертификаты соответствия на поставляемый товар должны представляться одновременно с передачей товара, при условии, что это требование предусмотрено условиями исполнения государственного контракта и законодательством РФ. Таким образом, требование заказчика о представлении в составе заявки копий сертификатов соответствия на поставляемый товар, а также отказ в допуске к участию в торгах участникам размещения заказа по причине отсутствия в составе заявки указанных сертификатов являются неправомерными.
Аналогичный вывод содержится в Письме Минэкономразвития России от 11.03.2009 N Д05-1188, Постановлении ФАС Уральского округа от 14.04.2010 N Ф09-1888/10-С1 по делу N А50-30796/2009, Письме ФАС России от 20.10.2008 N АЦ/26950.
Таким образом, орган местного самоуправления в рассматриваемом случае не вправе требовать от участников обязательного приложения к заявкам копии сертификата соответствия.
Однако необходимо отметить, что в судебной практике существует и противоположная позиция по данному вопросу (например, Постановления ФАС Московского округа от 10.08.2010 N КА-А40/8294-10 по делу N А40-140047/09-17-1087, от 22.01.2009 N КА-А40/12998-08 по делу N А40-19463/08-32-133, ФАС Волго-Вятского округа от 19.04.2004 N А29-5517/2003-2э).
Следовательно, заинтересованным лицам следует быть готовыми отстаивать вышеуказанный вывод в суде.
Также необходимо учитывать, что Закон N 94-ФЗ утрачивает силу 01.01.2014 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ в конкурсной документации при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
На основании п. 3 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ (при наличии в соответствии с законодательством РФ данных требований к указанным товару, работе или услуге). При этом не допускается требовать представления таких документов, если в соответствии с законодательством РФ такие документы передаются вместе с товаром .
Таким образом, ввиду аналогичности положений норм Законов N N 94-ФЗ и 44-ФЗ, регулирующих рассматриваемый вопрос, считаем, что с 01.01.2014 орган местного самоуправления также не вправе требовать от участников обязательного приложения к заявкам копии сертификата соответствия.

Читайте также:  Осуществление закупок по 44 ФЗ унитарным предприятием при заключении договоров займа

П.С.Долгополов – Юридическая компания “Юново”

Правомерно ли требование заказчика о наличии в заявке сертификатов на продукцию?

Ольга Беляева

Является ли требование предоставления данных документов в составе второй части заявки законным? Может быть, достаточно их предоставить при поставке, а в заявке подтвердить соответствие мебели ГОСТам?

Ответ: Статьей 2 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе на положениях ГК РФ. Кроме того, государственные и муниципальные контракты представляются собой гражданско-правовые договоры (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ). С учетом этого ответ на Ваш вопрос должен быть основан не только на нормах специального законодательства, но и на общих требованиях ГК РФ, установленных для договора купли-продажи (§ 1 гл. 30 ГК РФ).

Пунктом 2 ст. 456 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Передача товара без необходимых документов является ненадлежащим исполнением продавцом обязанности по договору (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.04.2011 г. по делу № А45-14652/2010, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2012 по делу № А56-29603/2011).

Таким образом, документы на товар подлежат передаче покупателю именно в тот момент, когда ему передается сам товар (постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.10.2015 г. по делу № А40-6612/15). При этом следует подчеркнуть два важных следствия из приведенной нормы: − документы на товар передаются одним контрагентом (продавцом) другому контрагенту (покупателю); − иной момент передачи документов может быть установлен самим договором. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (ч. 4 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

Аукцион представляет со- бой одну из форм торгов, а торги, в свою очередь, являются способом заключения договора (п. 1, 4 ст. 447 ГК РФ).

Следовательно, на момент объявления аукциона заказчик не состоит в договорных отношениях с участниками закупки, нет таких отношений у него и с участниками аукциона. Договор купли-продажи (государственный или муниципальный контракт) в период приема заявок, а также в период проведения аукциона еще ни с кем не заключен.

Таким образом, правовых оснований требовать представления копии сертификатов в составе заявки на участие в электронном аукционе нет.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификат соответствия – это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме: 1) декларирования соответствия; 2) обязательной сертификации (ст. 20 Закона о техническом регулировании). В отношении мебели обязательное подтверждение соответствия в настоящее время не предусмотрено законодательством РФ. Следовательно, требование предоставить сертификат соответствия на товар, не подлежащий обязательной сертификации, неправомерно. Такая позиция сформирована в настоящее время и в судебной практике (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.09.2013 г. по делу № А45-25990/2012, постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.03.2015 г. № Ф05-2641/2015 по делу № А40-42196/14). Кроме того, нужно отметить, что международные обязательства Российской Федерации на сегодняшний день не позволяют установить обязательное подтверждение соответствия мебели ввиду следующего. Согласно п. 7 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (протокол № 9 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.) со дня вступления в силу технического регламента Союза продукция, в отношении которой государствами-членами установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений продукции при проведении обязательного подтверждения соответствия и которая включена в единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, допускается к обращению на территории Союза, если она прошла установленные процедуры подтверждения соответствия на территории государства- члена с соблюдением следующих условий:
– проведение сертификации органом по оценке соответствия, включенным в единый реестр органов по оценке соответствия Союза;
– проведение испытаний в испытательных лабораториях (центрах), включенных в единый реестр органов по оценке соответствия Союза;
– оформление сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме.

В настоящее время действует единый перечень, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 г. № 620, и мебель исключена из него по решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.05.2014 г. № 69.

Что касается добровольной сертификации, то установление подобных требований для участников аукциона – это очевидное нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ. Данная норма устанавливает запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.

Нужно ли прикреплять сертификаты к заявке?

Добрый день. Занимаемся ремонтам муниципальных помещений. Почти всегда в заявках используется более 100 позиций по используемым материалам. При подаче заявок на аукцион по 44 ФЗ мы всегда прикрепляем сертификаты на материалы, это занимает очень много времени. Обязательно ли во второй части заявки прикреплять сертификаты ?

Ответы юристов ( 2 )

В требованиях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязанности предоставлять сертификаты на материалы не содержится

В соответствии ч. 5. ст. 66 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ,

вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 – 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 29.06.2015 N 210-ФЗ)

Читайте также:  Приказ о создании комиссии по закупкам в соответствии с Законом 223-ФЗ - образец

3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 и 29настоящего Федерального закона, или копии этих документов;

6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;

7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Заявка участника аукциона: подача, отзыв, изменение, защита…

Если вы планируете принять участие в электронном аукционе и уже аккредитовались на электронной торговой площадке, вам необходимо составить заявку и направить ее оператору электронной площадки. И сделать это нужно с учетом требований законодательства о госзакупках и соблюдением установленных сроков. Разберем подробнее практику применения 44-ФЗ.

Заявка участника состоит из двух частей, в которых собраны все необходимые по 44-ФЗ документы и сведения. Обе части направляются оператору электронной площадки одновременно.

Обратите внимание, что подать заявку на участие в электронном аукционе можно в любое время с момента размещения извещения о проведении электронного аукциона до окончания срока подачи заявок, предусмотренного в аукционной документации.

Руководитель организации подписывает заявку своей электронной подписью не позднее окончания срока подачи заявок, определенного заказчиком в документации об аукционе, и в тот же день направляет ее оператору.

Изменение и отзыв заявки по 44-ФЗ

Если у участника возникла необходимость изменить свою заявку, то подать изменения заявки необходимо до даты и времени окончания срока подачи заявок, которые установлены аукционной документацией. Изменения, которые внесены участником в заявку после окончания срока подачи заявок, установленного аукционной документацией, считаются недействительными.

Также участник закупки вправе отозвать заявку на участие в аукционе до истечения срока подачи заявок. Для этого следует направить оператору электронной площадки уведомление об отзыве заявки.

Если участник опоздал отозвать заявку, то он обязан принять участие в электронном аукционе. В противном случае он рискует попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Если заказчик отклоняет заявку

Заявка участника должна соответствовать всем требованиям, установленным в извещении, документации и техническом задании заказчика.

Учтите, что комиссия заказчика отклоняет заявки из-за отсутствия требуемых в документации сведений или предоставление недостоверных сведений в заявке. Это относится как к техническим характеристикам подаваемого участником предложения, так и к сведениям об организации.

Практика по 44-ФЗ

Разберем распространенные вопросы, которые возникают у участников госзакупок при подаче заявки на участие в аукционе.

Ситуация 1. Нужны ли в заявке сертификаты соответствия?

На практике часто бывает, что заказчик требует предоставить в составе заявки копии сертификатов соответствия на поставляемый товар. Рассмотрим, имеет ли он на это право.

Сертификаты соответствия участник предоставляет уже вместе с товаром в том случае, если он уже выиграл тендер и стал поставщиком. В Гражданском кодексе РФ установлена обязанность продавца передавать покупателю одновременно с товаром относящиеся к нему документы, предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором, в частности, сертификат качества (п. 2 ст. 456 ГК РФ). А вот на стадии подачи заявки положения 44-ФЗ запрещают заказчику включать требование о представлении документов, подтверждающих соответствие товара требованиям законодательства.

Заказчик может возразить, что требование о представлении сертификатов не противоречит законодательству, так как подтверждает соответствие товара установленным критериям.

Но следует иметь в виду, что при возникновении споров между заказчиком и участником, ФАС и большинство арбитражных судов признают требование о представлении сертификатов неправомерным и встают на сторону участника.

Ситуация 2. Требование заказчика о предоставлении дополнительных сведений

Случается, что заказчик требует, чтобы заявка на участие в аукционе содержала сведения о применяемой участником системе налогообложения. Как быть в этой ситуации участнику?

Исходя из положений закона о контрактной системе, заказчик не вправе запрашивать сведения о системе налогообложения участника. Законом четко регламентируется перечень документов и сведений, которые должны представлять участники закупки в составе заявки на участие в электронном аукционе (ст. 66 44-ФЗ). Сведения о применяемой участниками системе налогообложения в него не включены.

В данной ситуации участник имеет право пожаловаться на действия заказчика в ФАС и (или) в суд. На практике Арбитражный суд и ФАС признают неправомерным требование заказчика о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе информации о применяемой участниками системе налогообложения.

Ситуация 3. Требование заказчика о соответствии ГОСТам и СНиПам

Как показывает практика, одной из самых частых причин отклонения заявок является несоответствие заявки требованиям технического задания. Что делать участнику, если заказчик установил в аукционной документации требование о соответствии товаров, работ или услуг ГОСТам, СНиПам и другим нормативно-техническим документам вместо конкретных технических характеристик?

Все дело в том, что ссылки на ГОСТы, СНиПы и другие нормативно-технические документы в документации об аукционе фактически не устанавливают показатели, позволяющие определить соответствие выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Согласно положениям 44-ФЗ нормативно-технические документы заказчика должны содержать все необходимые конкретные технические характеристики товаров, работ или услуг и показатели их качества, только в качестве дополнения к этим необходимым характеристикам заказчик может делать ссылку на ГОСТы, СНиПы.

На практике, если участник жалуется на это требование заказчика в ФАС, то контролирующий орган принимает сторону участника.

Ситуация 4. Участник не предоставил обеспечение заявки

Может ли заказчик отклонить заявку участника, если тот не внес денежные средства в качестве обеспечения заявки и не предоставил соответствующие документы об оплате?

На практике, к сожалению, такие случаи нередки. Это одна из самых распространенных причин отклонения заявок. Если участник не внес денежные средства в качестве обеспечения заявки или, как вариант, собирался внести, но не уложился в установленные сроки, то его заявка отклоняется.

В качестве документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе или конкурсе, участник представляет заказчику оригинал платежного поручения, а в случае если перевод денежных средств осуществлялся при помощи системы «Банк-клиент», — оригинальную выписку из банка, подтверждающую факт перевода денежных средств.

Обобщая сказанное…

Итак, при подаче заявки на участие в электронном аукционе участник должен:

  • соблюдать требования законодательства о госзакупках,
  • внимательно изучать документацию заказчика,
  • в обязательном порядке придерживаться установленных сроков для подачи, изменения и отзыва заявки, а также для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки.

Участнику необходимо знать свои права, чтобы в случае их нарушения заказчиком, суметь отстоять свою позицию в контролирующих или судебных органах.

Степанцева Ольга,
Эксперт проекта Контур.Школы
компании СКБ Контур

Ссылка на основную публикацию