Требования к обеспечению заявки на участие в закупке по 44-ФЗ

Новые требования к обеспечению заявок

Изменения Закона 44-ФЗ и 223-ФЗ затронули и правила обеспечения заявки. Чтобы заявка не была отклонена по формальным основаниям, эти новые правила нужно изучить в контексте обоих законов. Особое внимание участнику закупки стоит обратить на использование спецсчетов.

Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 № 439 установлено обязательное обеспечение заявки при одновременном выполнения двух условий:

  • закупка проводится посредством конкурса или аукциона;
  • НМЦК более 1 млн. рублей.

Обеспечение заявки может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки осуществляется участником закупки.

Размер обеспечения заявки указывается заказчиком в закупочной документации, и должен составлять:

  1. от 0,5% до 1% НМЦК, если её размер составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей;
  2. от 0,5% до 5% НМЦК, если её размер составляет более 20 млн. рублей.

Ограничений на размер обеспечения заявки при НМЦК от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей законодательством не предусмотрено. Минфин в письме от 23.05.2018 № 24-02-05/34911 рекомендует ограничить размер обеспечения до 1% НМЦК.

Несколько сложнее обстоит дело с Законом № 223-ФЗ. Согласно ч. 25 ст.3.2 Закона № 223-ФЗ, обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным ГК РФ. Выбор способа обеспечения заявки из числа предусмотренных заказчиком в закупочной документации осуществляется участником закупки. При этом, согласно ч. 27 той же статьи, заказчик имеет право установить требование об обеспечение заявки лишь при начальной (максимальной) цене договора более 5 млн. рублей, и сам размер обеспечения при этом не должен превышать 5% начальной (максимальной) цены.

Из этой нормы Закона № 223-ФЗ сделано исключение для закупок, участниками которых являются исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства.

Во-первых, у участников таких закупок выбор способа обеспечения ограничен внесением денежных средств либо банковской гарантией.

Во-вторых, Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 предельный размер обеспечения заявки ограничен 2% начальной (максимальной) цены договора.

В-третьих, для внесения денежных средств участниками таких закупок используются только спецсчета.

Что изменилось в банковских гарантиях?

Для банковских гарантий установлены особые требования.

Из новой редакции постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 следует, что электронная банковская гарантия теперь оформляется с обязательным использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Кроме того, в банковской гарантии теперь необходимо закреплять право заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения обязательств, представлять требование об уплате денежной суммы в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком.

Согласно новой редакции ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, банковскую гарантию можно получить лишь в банке, соответствующем требованиям Постановления Правительства РФ от 12.04.2018 № 440. Перечень таких банков есть на сайте Минфина.

Наконец, согласно новой редакции ч. 19 ст. 44 Закона № 44-ФЗ в случае наличия в реестрах банковских гарантий информации о банковской гарантии, выданной участнику для обеспечения заявки на участие в соответствующей закупке, денежные средства на его спецсчете не блокируются.

Спецсчета

Спецсчёт предназначен для обеспечения заявки теми участниками конкурсов и аукционов, проводимых по правилам Закона № 44-ФЗ, и закупок у МСП, проводимых по правилам ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ, которые не предоставили банковскую гарантию в качестве обеспечения заявки. На таком спецсчёте в качестве обеспечения блокируются средства участника закупки, и с этого счёта они перечисляются заказчику в случае невыполнения участником своих обязательств.

Каждый участник закупки самостоятельно заключает договор с банком об открытии спецсчёта. Распоряжением Правительства РФ от 13 июля 2018 года № 1451-р утверждён перечень из восемнадцати банков, соответствующих этим требованиям, и в этот перечень входят:

  1. Сбербанк России.
  2. Банк ВТБ.
  3. Газпромбанк.
  4. Российский Сельскохозяйственный банк.
  5. АЛЬФА-БАНК.
  6. МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК.
  7. Финансовая Корпорация Открытие.
  8. Райффайзенбанк.
  9. РОСБАНК.
  10. Всероссийский банк развития регионов.
  11. Промсвязьбанк.
  12. Банк «РОССИЯ».
  13. БАНК «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ».
  14. Совкомбанк.
  15. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК.
  16. РосЕвроБанк.
  17. ОТП Банк.
  18. ЮниКредит Банк.

Требования к договору спецсчета установлены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2018 № 626. До 1 января 2019 года договор специального счета заключается банком и участником закупки, информация и документы которого включены в реестр участников электронного аукциона, предусмотренный ст. 62 Закона № 44-ФЗ.

Порядок прекращения блокирования денег на спецсчёте при участии в госзакупке установлен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 656. Для закупок по правилам ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ аналогичный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 08.06.2018 № 657. Схематично говоря, по правилам ст. 44 Закона № 44-ФЗ средства участника закупки разблокируются в течение одного рабочего дня с того момента, как этот участник выбыл из борьбы за контракт.

Обеспечение заявок по 44-ФЗ: когда устанавливать, а когда нет?

Прошло больше полугода с тех пор, как Законом о контрактной системе был установлен предел Н(М)ЦК, при котором установление обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах становится обязательным.

Закон гласит, что обязанность устанавливать обеспечение заявок появляется у заказчиков только в случае если Н(М)ЦК превышает 5 млн. руб. Но как всегда, чтобы жизнь заказчикам не казалась «малиной», законотворцы внесли оговорку о том, что Правительство Российской Федерации может установить «иной» лимит. И Правительство РФ, конечно, не удержалось и опустило планку до 1 млн. руб., тем самым вызвав у заказчиков ряд вопросов…

Какой размер обеспечения заявок устанавливать при Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб., но ниже 5?

Вопрос, кстати, резонный, потому что в ч. 16 ст. 44 Закона № 44-ФЗ совершенно однозначно сказано:

  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 5 млн. руб. до 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 1 %;
  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 5 %;
  • при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК свыше 20 млн. руб. с предоставлением преимуществ учреждениям УИС и ОИ размер обеспечения заявки устанавливается в диапазоне от 0,5 до 2 %.

Правительство РФ, утвердив в постановлении от 12.04.2018 г. № 439 новый порог Н(М)ЦК, при превышении которого у заказчика появляется ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявки, совершенно забыло сообщить, в каком же размере его устанавливать.

После того, как Минфин России «завалило» обращениями с просьбой разъяснить этот вопрос, Минфин отталкиваясь от Гражданского кодекса РФ и возможностью использования аналогии права РЕКОМЕНДОВАЛО устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК от 1 млн. руб. до 5 млн. руб. в размере от 0,5 до 1 %.

На этом вопросы у заказчиков не только не кончились, а наоборот было спровоцировало появление новых.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.

Обеспечение заявок в закупках до 1 млн. руб.

Следует ли устанавливать обеспечение заявок при аукционах и конкурсах с Н(М)ЦК до 1 млн. руб.? А если следует, то какой устанавливать размер?

Вопрос на первый взгляд выглядит абсурдным: ведь сказано же, что ОБЯЗАННОСТЬ устанавливать обеспечение заявок возникает у заказчика при конкурсах и аукционах с Н(М)ЦК свыше 1 млн. руб…

Например, на официальных сайтах администраций некоторых муниципальных районов можно увидеть информацию о том, что если Н(М)ЦК не превышает 1 млн. руб. требовать обеспечение заявок нельзя (якобы такого права заказчику не предоставлено).

Но тут сработал либо «горький» опыт многих заказчиков, либо отсутствие уверенности в здравомыслии законотворцев, но заказчики решили этот вопрос уточнить. И Минфин, как всегда, не «упал в грязь лицом», ответив следующее (выдержка из письма о рассмотрении обращения):

«…редакция Закона о контрактной системе, вступившая в силу с 1 июля 2018 года, не содержит ограничений в отношении установления требования к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при значении начальной (максимальной) цены контракта до 1 млн. рублей. В случае установления вышеуказанного требования полагаем необходимым руководствоваться порядком … установленным для контрактов, размер начальной (максимальной) цены в которых составляет от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей».

Отсюда следующий вопрос…

Устанавливать ли требование об обеспечении заявок при проведении конкурсов и аукционов при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. или нет?

Ответ на этот вопрос каждый из заказчиков будет отвечать себе сам, руководствуясь принципом целесообразности.

С одной стороны, отсутствие требования о предоставлении обеспечения заявок на участие в аукционах и конкурсах привлечет большее количество участников, тем самым обеспечив максимальную конкуренцию и «экономию» бюджетных средств.

С другой стороны, все мы знаем, что «много» – это не всегда хорошо. Хотелось бы надеяться, что все участники являются ответственными и добросовестными, но как показывает практика, это не всегда так. И установление требования об обеспечении заявок является для заказчиков своеобразной защитой их интересов.

P.S. Практика антимонопольных органов пока, увы, тоже неоднозначна. Есть случаи, когда установление требования об обеспечении заявок при Н(М)ЦК до 1 млн. руб. признано неправомерным.

Важно! В конце декабря 2018 года Федеральным законом от 27.12.2018 № 502-ФЗ в ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ была внесена поправка, освободившая от предоставления обеспечения подаваемых ими заявок не только казенные учреждения, но и любые государственные (муниципальные) учреждения, не зависимо от их типа (бюджетные, автономные или казенные).

Дата публикации: 16.01.2019

Автор статьи: Аноним

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Обеспечение заявки — это установленное в закупке количество денежных средств, которое участник вносит в качестве гарантии его участия и достоверности предоставляемой информации.

Обеспечение заявки на участие в торгах необходимо заказчику, как гарантия того, что участник является благонадежным и не отзовет свое предложение в процессе проведения закупки, а также не откажется от подписания контракта в случае победы.

Согласно 44-ФЗ внесение обеспечения заявки на участие является обязательным только в таких видах закупки, как аукцион и конкурс.

Также, данное требование может быть выставлено при проведении запроса предложений, но только в случае, когда данный метод закупки применяется после несостоявшегося аукциона или конкурса.

Наши специалисты помогут Вам получить обеспечение в форме тендерного займа или банковской гарантии.

Всю информацию о предстоящей закупке заказчик публикует в тендерной документации:

срок приема заявок участников;

дата и время проведения закупки;

размер обеспечения заявки, соответственно законодательству.

Существует несколько вариантов обеспечения заявки по 44-ФЗ, это:

  1. денежные средства , которые могут быть собственными средствами подрядчика, тендерный займ или тендерный кредит;
  2. банковская гарантия .

Но в отличие от денежных средств, банковскую гарантию можно применять не всегда, а только в отдельных видах тендера. Рассмотрим подробнее, какие они бывают и какое обеспечение заявки требуется в каждом случае.

Важно: согласно новым правкам 44 Федерального Закона, с 1 июля 2019 года участник закупки сможет по собственному желанию вносить обеспечение участия банковской гарантией или денежными средствами, не зависимо от вида закупочной процедуры.

Обеспечение заявки на участие в аукционе

Внесение обеспечения заявки на участие в электронном аукционе регламентируется ч. 2, ст. 44 ФЗ-44.

Данный вид закупок является самым распространенным и имеет свои особенности, что касается обеспечения, то оно может быть только в денежной форме и должно вноситься на специальный счет в банке, который открывает участник закупок. Денежные средства должны находиться на этом счете на момент подачи заявки, затем они будут заблокированы в размере, установленном тендерной документацией.

Тендерный займ на обеспечение заявки по 44-ФЗ за 2 часа

единоразовая комиссия без годовых процентов и переплат

Обеспечение заявки в конкурсе

Обеспечение заявки на участие в конкурсе по 44-ФЗ или закрытом аукционе предусматривается как в виде денежных средств, так и в виде банковской гарантии — ч.2, ст. 44 ФЗ-44.

Финансовые средства переводятся на специальный счет, а банковская гарантия предоставляется непосредственно ему. Какой из способов выбрать — определяет сам подрядчик.

Размер обеспечения заявки

Он зависит от начальной максимальной цены контракта, а именно процентная ставка, которая применяется для расчета – ч.14, ст.44 ФЗ-44

    В случае, если НМЦК составляет от 5 до 20 млн руб., то ставка составляет от 0,5% до 1% от стоимости контракта.

Если начальная цена более 20 млн руб., то заказчик в праве установить обеспечение конкурсной заявки от 0,5% до 5% от стоимости.

Примечание: размер обеспечения заявок на участие в конкурсах и аукционах, НМЦК в которых составляет от 1 до 5 млн. руб., определяется в пределах, установленных для контрактов, НМЦК в которых составляет от 5 до 20 млн. руб. (Письмо Минфина России от 23.05.2018 N 24-02-05/34911).

Читайте также:  Последствия непредоставления победителем электронного аукциона обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ

Но 44 Федеральным Законом также предусмотрена ставка 2%. Данное правило применяется относительно следующих организаций:

– учреждений уголовно-исправительной системы;

– субъектов малого предпринимательства;

– социально ориентированных некоммерческих организаций.

Обеспечение заявки банковской гарантией

Как уже говорилось выше, при проведении некоторых видов закупок обеспечение заявки по 44-ФЗ возможно вносить не денежными средствами, а банковской гарантией. К данному документу предъявляется ряд требований.

Во-первых, стоит отметить, что каждая гарантия выдается под определенную закупку.

Во-вторых, она должна быть безотзывной и срок ее действия должен быть не менее 2-х месяцев после окончания приема заявок.

Также, есть ряд требований к информации, которая должна быть отражена в данном документе:

срок действия гарантии;

обязательства принципала, гарантом исполнения которых выступает банк;

условие о том, что гарант считается исполнившим свои обязательства при перечислении денежных средств на счет заказчика;

список документов (установленных Правительством РФ), которые заказчик должен предоставить банку вместе с запросом выплатить возмещение, согласно условиям банковской гарантии;

обязанность гаранта в уплаты неустойки, в случае просрочки выплаты по договору;

Каждая выданная гарантия должна вноситься банками в официальный реестр банковских гарантий, тем самым подтверждая свой правовой статус.

Совет: выбирая способом обеспечения заявки в конкурсе банковскую гарантию, стоит убедиться, что банк, выдавший документ, находится в списке МинФина и является реестровым банком на право выдачи данного документа.

Если все эти условия соблюдены, то можно быть уверенным, что заказчик примет документ в качестве обеспечения участия.

Возврат обеспечения заявки

Рассмотрим случаи, при которых возвращается обеспечение заявки.

Событий, при которых будет осуществляться возврат обеспечения участия, несколько:

подрядчик отозвал заявку до окончания срока их приема;

подрядчика отклонили после рассмотрения заявок. Это может быть после оценки первой, второй части или заявки на конкурс;

закупка была отменена;

заявка была подана после окончания срока приема, указанного в извещении;

поставщик не выиграл закупку;

если контрольный орган в сфере закупок отказал заказчику в праве заключения контракта с единственным поставщиком.

Возврат обеспечения заявки на тендер победителю закупки производится только после того, как выигравший подрядчик и заказчик заключат контракт.

В случает внесения собственных средств в конкурсе или закрытом аукционе возврат осуществляется на счет подрядчика. Если же проводился электронный аукцион, то деньги разблокируются на счете участника на площадке оператора ЭТП и снова станут доступны для участия в других торгах на данной площадке. В случае, когда подрядчик хочет вывести средства с электронной площадки, он должен направить запрос оператору и получить деньги на свой счет в течение трех дней.

Если подрядчик предоставлял банковскую гарантию на обеспечение заявки, она не возвращается принципалу — по ней не производятся выплаты.

Т.к. обеспечение заявки по 44-ФЗ на участие в закупке гарантия того, что подрядчик является благонадежным партнером и выполнит все условия участия в установленные сроки, то в ФЗ-44 определены случаи, при наступлении которых заказчик не осуществляет возврат, оставляя обеспечение участия в закупке себе.

Возврат обеспечения не происходит в следующих случаях:

Сроки возврата обеспечения заявки на участие по 44-ФЗ

Срок возврата обеспечения участия в торгах зависит от того, в каком именно виде закупки участвовал поставщик:

  1. Если речь идет об электронном аукционе, то при наступлении одного из случаев возврата — денежные средства должны быть зачислены на счет подрядчика на электронной площадке в течение одного рабочего дня. После он может или вывести их с площадки или использовать для участия в другой закупке.
  2. Если речь идет о конкурсе или закрытом аукционе, то деньги возвращаются в течение 5 рабочих дней. В зависимости от того, своими денежными средствами или заемными подрядчик вносил обеспечение заявки на участие, они перечисляются на счет участника или счет организации, предоставившей займ.
  3. Победителю закупки деньги возвращается только после подписания контракта.

Если у вас остались какие-либо вопросы по получению и внесению обеспечения для участия, вы можете оставить заявку на нашем сайте, и специалисты компании РусТендер проконсультируют по всем возникшим вопросам.

©ООО МКК “РусТендер”

Обеспечение заявки: виды обеспечения, размеры, сроки возврата, калькулятор расчета

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодня я хочу рассказать вам о таком распространенном инструменте, как обеспечение заявки. Этот инструмент используется для защиты заказчиков от недобросовестных поставщиков. Суть этого инструмента заключается в следующем. Поставщик (участник закупки), который намеревается принять участие в той или иной закупке, перечисляет на специальный счет в банке денежные средства в размере обеспечения заявки, либо предоставляет заказчику банковскую гарантию. Тем самым поставщик подтверждает всю серьезность своего намерения принять участие в закупке. Если он не выполнит данного требования, то его заявка на участие будет отклонена. Как правило, обеспечение заявки возвращается (разблокируется) участникам после проведения закупки за исключением отдельных случаев, например, при уклонении победителя от заключения контракта. Обо всех нюансах использования этого инструмента в рамках 44-ФЗ, а также в рамках 223-ФЗ мы и поговорим в этой статье. И так, давайте приступим к изучению… ( Примечание: настоящая статья актуализирована 07.08.2018 г.).

Содержание:

1. Обеспечение заявки по 44-ФЗ

Вопросы обеспечения заявки в рамках 44-ФЗ регулируются статьями 44 и 45.

Согласно ч.1 ст. 44 44-ФЗ заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах при условии, что НМЦК превышает 5 млн. рублей , если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

А вот Постановлением Правительства РФ № 439 от 12.04.2018 г. утверждено значение НМЦК, при превышении которого заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, в размере 1 млн. рублей.

Таким образом в закупках до 1 млн. рублей требование к обеспечению заявок заказчиками не устанавливается.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств (свои средства, тендерный кредит, тендерный займ) или банковской гарантии . Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе осуществляется самим участником закупок. До 1 июля 2019 года участники электронных конкурсов и аукционов могут обеспечить свои заявки только деньгами.

Более подробно о банковской гарантии по 44-ФЗ рассказано здесь .

Согласно ч. 10 ст. 44 44-ФЗ при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета ( Примечание: этот порядок заработает с 1 октября 2018 года), открытые ими в банках, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13.07.2018 года. По состоянию на 06.08.2018 года в этот перечень вошло всего 18 банков.

Если вам необходим кредит на обеспечение заявки для участия в торгах, то можете оставить свою заявку здесь.

При проведении запросов котировок и запросов котировок в электронном виде обеспечение заявок не требуется. При проведении запроса предложений требование к обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ закупки используется вместо несостоявшегося повторного конкурса ( п. 1 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ ). А вот при проведении запроса предложений в электронной форме требование к обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ закупки используется вместо несостоявшихся электронных конкурсов и аукционов (п. 2 ч. 4 ст. 83.1 44-ФЗ).

Требование об обеспечении заявки в равной мере относится ко всем участникам закупки, за исключением казенных учреждений, которые не предоставляют обеспечение подаваемых ими заявок на участие в закупках.

Важно: В случае, если участником закупки в составе заявки представлены документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, и до даты рассмотрения и оценки заявок денежные средства не поступили на счет, указанный заказчиком в документации о закупке, такой участник признается не предоставившим обеспечение заявки . Это правило не применяется при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме и электронного аукциона.

1.1 Виды обеспечения заявок

Ниже в табличной форме представлена информация о видах обеспечения заявок:

1.2 Размеры обеспечения заявок по 44-ФЗ

В расположенной ниже таблице представлена информация о размерах обеспечения заявок:

1.3 Калькулятор расчета размера обеспечения заявки

Для автоматического расчета размера обеспечения заявки существует online калькулятор от Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ). Данный калькулятор находится здесь .

Ниже я разместил скриншот страницы с сайта НАИЗ, на которой находится данный инструмент.

Настоящий калькулятор позволяет производить расчет обеспечения заявки для участия в аукционах и конкурсах. Помимо этого, калькулятор также позволяет рассчитать и размер обеспечения исполнения контракта и сформировать по итогам расчета служебную записку для встраивания в документацию о проводимой закупке. Данный инструмент в большей степени предназначен для заказчиков, однако будет полезен и поставщикам.

1.4 Сроки возврата обеспечения заявок по 44-ФЗ

Случаи и сроки возврата обеспечения заявки при участии в конкурсах (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс) и закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) представлены в таблице ниже:

Случаи и сроки возврата обеспечения заявки при участии в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе представлены ниже.

Блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки прекращается банком в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

  1. В ЕИС и на электронной площадке размещен протокол подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона;
  2. Закупка отменена;
  3. Заявка участника отклонена заказчиком;
  4. Участник отозвал свою заявку до окончания срока подачи заявок;
  5. Заявка участника получена позже окончания срока подачи заявок;
  6. Участника отстранили от закупки или отказались от заключения контракта с победителем в соответствии с ч. 9 и 10 ст. 31 44-ФЗ;
  7. Заказчик получил решение контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Основанием для блокировки и разблокировки банком будет информация, полученная от оператора площадки.

  • Банком начисляются проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер таких процентов определяется договором специального банковского счета, заключаемым участником закупки с банком.
  • Денежные средства, которые находятся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупки.
  • В случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей 3-х заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе, поданных одним участником таких закупок, комиссией по осуществлению закупок приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таких закупках, по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 4 ст. 54.7 , п. 1 ч. 6 ст. 69 44-ФЗ (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с 44-ФЗ и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), банк на основании соответствующей информации, полученной от оператора электронной площадки, по истечении 30-ти дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ денежные средства, в отношении которых осуществлено блокирование, в целях обеспечения последней заявки на специальном счете участника закупки. ( Пояснение: если участник был отклонен по второй части заявки в третий раз за квартал на одной и той же электронной площадке, то банк на основании информации, полученной от оператора электронной площадки, переводит обеспечение его последней заявки в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ).

1.5 Образец письма на возврат обеспечения заявки

Хотя Федеральным законом № 44-ФЗ и установлены точные сроки возврата денежных средств или прекращения их блокирования, нередки случаи, когда заказчик или банк эти сроки нарушает. Поэтому считаю, что не будет лишним напомнить заказчику (банку) о необходимости вернуть (разблокировать) ваши деньги. Для этого вам нужно направить в адрес заказчика (банка) соответствующее письмо. Образец такого письма вы можете скачать здесь.

1.6 Ответственность заказчика (банка) за несвоевременный возврат обеспечения заявки

В случае просрочки исполнения заказчиком или банком обязательств по своевременному возврату денежных средств или прекращению их блокирования участник закупки, в том числе признанный поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вправе потребовать уплаты пеней.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного в соответствии со ст. 44 44-ФЗ срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено (ч. 28 ст. 44 44-ФЗ).

Читайте также:  Внесение изменений в планы закупок по Закону N 223-ФЗ

1.7 Случаи невозврата обеспечения заявки по 44-ФЗ

Согласно ч.15 ст. 44 44-ФЗ возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете участника закупки денежных средств на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, в течение 1 рабочего дня со дня включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) в соответствии со ст. 104 44-ФЗ в следующих случаях:

  1. уклонение или отказ участника закупки заключить контракт;
  2. непредоставление или предоставление с нарушением условий, установленных 44-ФЗ, до заключения контракта заказчику обеспечения исполнения контракта.

2. Обеспечение заявки по 223-ФЗ

Многие поставщики задаются вопросом: существуют ли требования к обеспечению заявок при участии в закупках по 223-ФЗ?

Согласно ч. 25 ст. 3.2 223-ФЗ з аказчик ВПРАВЕ предусмотреть в Положении о закупке требование обеспечения заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения.

При этом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер такого обеспечения и иные требования к такому обеспечению, в том числе условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен Положением о закупке заказчика в соответствии с 223-ФЗ).

Обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником конкурентной закупки путем внесения денежных средств , предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным ГК РФ, за исключением проведения закупки в соответствии с о ст. 3.4 223-ФЗ (закупки в электронной форме на ЭТП среди СМСП).

Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке из числа предусмотренных заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке осуществляется участником закупки самостоятельно .

3. Кредит на обеспечение тендерной заявки

Как мы уже рассмотрели с вами ранее, размеры обеспечения заявки колеблются в пределах от 0,5% до 5% НМЦК. Цены контрактов бывают разные, соответственно и размеры обеспечения могут быть, как маленькими, так и достаточно большими. Поэтому организации, часто участвующие в торгах, сталкиваются с одной и той же проблемой — отсутствием свободных оборотных средств. Если в качестве обеспечения заявок использовать лишь денежные средства, то количество закупок, в которых поставщик одновременно может принять участие, будет лимитировано размером его свободных средств. Изъять деньги из оборота организации на срок от нескольких дней до нескольких месяцев для большинства участников бывает весьма затруднительным.

В такой ситуации поставщик стоит перед сложным выбором, либо изъять из оборота необходимую сумму для обеспечения, либо отказаться от участия в закупке. Но существует и альтернативный вариант – взять тендерный займ или тендерный кредит на обеспечение заявки.

Однако тендерный займ имеет ряд преимуществ перед кредитом. Если предоставление тендерного кредита осуществляется только кредитной компанией (банком), то тендерный займ может выдать любая микрофинансовая организация.

Взять тендерный кредит можно, как непосредственно в самом банке, так и обратившись за помощью к брокеру. Брокер, как правило, получает за свои услуги такой же процент, что и банк. Однако получение кредита на обеспечение тендерной заявки через брокера занимает значительно меньше времени, нежели через банк. По сути брокер является посредником между участником и банком, и берет на себя часть работы (проверка документов, оформление кредита и т.д.), за что и получает свое вознаграждение от банка.

Еще один немаловажный момент — получить кредит на обеспечение заявки у брокера можно без внесения залога. В банках же внесение залога чаще всего является обязательным условием получения тендерного кредита, а также может потребоваться и открытие расчетного счета в этом банке.

По сроку договоренностей с банком тендерные кредиты могут быть двух видов:

  1. С возобновляемой кредитной линией. Такой кредит позволяет поставщику принимать участие сразу в нескольких закупках на протяжении установленного периода. Оформляя такой кредит, сроки и величина платежей оговариваются сразу, новые платежи будут предоставлены лишь после того, как предыдущие будут погашены.
  2. Единоразовые. Этот вид тендерного кредита дает возможность поставщику принять участие только в одной закупочной процедуре, заранее обговоренной. В случае соблюдения всех установленных обязательств перед банком, получение последующих кредитов для поставщика будет происходить значительное быстрее (в течение 3-4-х дней) и на более выгодных условиях.

Решение банка о выдаче кредита занимает 1-3 дня. Ставка по тендерным кредитам варьируется в пределах 14-21% годовых. Срок кредита — до 90 дней. Пакет документов необходимых для получения кредита включает в себя финансовую отчетность за год, справку об отсутствии задолженностей, анкету-заявку и реквизиты тендера, в котором планируется участие (или ссылку на него). Перечень необходимых документов, а также остальные условия выдачи кредита в различных банках могут отличаться.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что кредит (займ) на обеспечение тендерной заявки является отличным инструментом, позволяющим одновременно принимать участие в нескольких тендерах без ущерба для основной деятельности поставщика.

На этом моя обзорная статья подошла к концу. Если материал был вам полезен, то ставьте лайки и делитесь им со своими друзьями и коллегами в социальных сетях. Ну а я желаю вам удачи и новых побед! До встречи в следующих выпусках.

Требования к обеспечению заявки на участие в закупке по 44-ФЗ

Эксперты Кредитно-Страхового Агентства «Аркада Плюс Финансы» постоянно отслеживают финансовые новости, чтобы быть в курсе изменений, произошедших в финансовой сфере. В этом разделе сайта мы обеспечиваем наших клиентов самой актуальной информацией о госзакупках, банковских гарантиях, правовой информацией. Будьте и Вы в курсе финансовых новостей!

Обеспечение заявок по 44-ФЗ

В настоящей статье мы рассмотрим вопрос об обеспечении тендерных заявок на участие в закупочных процедурах, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Так что же такое обеспечение тендерных заявок, в каких случаях оно необходимо, а когда можно без него обойтись. Попробуем ответить на эти вопросы.

Обеспечение заявки – это предоставляемый при подаче заявки задаток, который служит для заказчика гарантией добросовестности участия поставщика в закупке и его заинтересованности в заключении контракта.

Для получения более подробной информации обратимся к статье 44 Федерального закона № 44-ФЗ. О чем же говориться в указанной статье?

Прежде всего, о том, что при проведении конкурсов и аукционов заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 5 млн. рублей. Но только в том случае, если Правительством РФ не установлено иное. Однако Постановление Правительства от 12.04.2018г. № 439 устанавливает значение НТЦК, при превышении которого заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, в размере 1 млн. рублей.

А как быть, если НМЦК меньше 1 млн. рублей? В этом случае установление требования об обеспечении заявок ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВОМ, а не обязанностью поставщика. Такие разъяснения дало Министерство финансов в письме от 02.10.2018г. № 24-06-08/70718.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор конкретного способа за участником закупки.

Необходимо учитывать, что в настоящее время обеспечение заявок на участие в конкурсах или аукционах, проводимых в электронной форме, может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств. Но уже с 1 июля 2019 года вступают в силу изменения в закон 44-ФЗ, отменяющие это положение.

Конкретный размер обеспечения заявки и условия банковской гарантии (если такой вид обеспечения применим), указываются в конкурсной документации. При этом банковская гарантия для целей обеспечения заявки должна соответствовать требованиям статьи 45 закона 44-ФЗ. Срок действия банковской гарантии должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.

Законом установлено, что требования об обеспечении заявки на участие не распространяются на государственные и муниципальные учреждения, которые такое обеспечение предоставлять не обязаны.

Участники закупок должны учитывать, что денежные средства, вносимые в качестве обеспечения заявки, должны поступить на указанный заказчиком счет до даты рассмотрения и оценки заявок. В противном случае участник будет признан не представившим обеспечение, его заявка рассматриваться не будет.

Это положение не относится к аукционам и конкурсам, проводимым в электронной форме. Для них установлен особый порядок обеспечения заявок в виде блокировки денежных средств на специальном счете.

При проведении конкурсов или аукционов в электронной форме денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые в уполномоченных банках. Перечень банков определяет Правительство РФ. Оно же устанавливает требования к этим банкам.

По состоянию на апрель 2019 года в Перечень банков для открытия спецсчетов включена 21 кредитная организация. Первоначально распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13 июля 2018 года был утвержден Перечень из 18 банков для открытия спецсчетов по закону 44-ФЗ. Однако 13.02.2019 года распоряжениями Правительства РФ № 213-р и № 214-р в этот список были внесены изменения – были добавлены еще 4 банка (СМП, Возрождение, Тинькофф банк, АК БАРС), а РосЕвроБанк был исключен из списка в связи с объединением этого банка с Совкомбанком.

1. Публичное акционерное общество «Сбербанк России»;

2. Банк ВТБ (публичное акционерное общество);

3. «Газпромбанк» (Акционерное общество);

4. Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк»;

5. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АЛЬФА-БАНК»;

6. «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» (публичное акционерное общество);

7. Публичное акционерное общество Банк «Финансовая Корпорация Открытие»;

8. Акционерное общество «Райффайзенбанк»;

9. Публичное акционерное общество РОСБАНК;

10. Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов»;

11. Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк»;

12. Акционерное общество «Акционерный Банк «РОССИЯ»;

13. ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «БАНК «САНКТПЕТЕРБУРГ»;

14. Публичное акционерное общество «Совкомбанк»;

15. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество);

16. Акционерное общество «ОТП Банк»;

17. Акционерное общество «ЮниКредит Банк»;

18. Акционерное общество Банк “Северный морской путь”;

19. Публичное акционерное общество Банк “Возрождение”;

20. Акционерное общество “Тинькофф Банк”;

21. Акционерный коммерческий банк “АК БАРС”.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе, проводимых в электронной форме, производится путем блокирования денежных средств на специальном счете участника закупки при наличии необходимой суммы незаблокированных денежных средств в размере, определенном документацией о закупке. Банк производит блокирование средств в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на основании информации, полученной от оператора электронной площадки. Если же на специальном счете участника недостаточно свободных денежных средств для обеспечения заявки, блокирование не производится. Заявка возвращается подавшему ее участнику оператором электронной площадки в течение 1 часа с даты и времени окончания срока подачи заявок.

Денежные средства, которые находятся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупок. Блокирование средств на специальном счете в качестве обеспечения участия в закупках третьих лиц не допускается.

Банки обязаны начислять проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер процентов определяется договором специального банковского счета, заключаемым банком с участниками. На практике, размер процентной ставки, начисляемой банками на остаток денежных средств на специальном счете, крайне незначителен. В большинстве банков он составляет от 0,01 до 0,1 процентов годовых и не может рассматриваться как дополнительный источник дохода.

Законом предусмотрены штрафные санкции в отношении неаккуратных и недобросовестных участников закупок. Если в течение одного квартала вторые части заявок одного и того же участника на участие в конкурсах или аукционах, проводимых в электронной форме, трижды отклонялись конкурсной комиссией по причине несоответствия заявок предъявляемым требованиям или в связи с предоставлением недостоверной информации, в бюджет РФ удерживаются денежные средства, заблокированные на специальном счете в качестве обеспечения последней заявки.

Закон «О контрактной системе в сфере закупок» № 44-ФЗ (ч. 16 ст. 44) устанавливает следующий размер обеспечения заявок на участие в конкурсе или аукционе:

0,5 – 1,0 процент от НМЦК, если размер НМЦК составляет от 5 до 20 млн. рублей;

0,5 – 5,0 процентов от НМЦК, при НМЦК более 20 млн. рублей.

А как же быть, если размер НМЦК составляет до 5 млн. рублей. Как мы уже писали выше, Правительство обязало устанавливать обеспечение заявок для закупок с НМЦК от 1 до 5 млн. рублей. Ответ прост. В этом случае размер обеспечения должен составлять от 0,5 до 1,0 процента от размера НМЦК. Основание – указание Министерства финансов от 23.05.2018г. № 24-02-05/34911. При НМЦК менее 1 млн. рублей, как мы уже говорили, заказчик не обязан устанавливать обеспечение заявки.

Читайте также:  Вопросы, связанные с электронными площадками и осуществлением конкурентных закупок в электронной форме по 44 ФЗ

Законом предусмотрены льготы для организаций уголовно-исправительной системы (УИС) и инвалидов (ОИ): если НМЦК превышает 20 млн. рублей, то размер обеспечения не может превышать 2 % от НМЦК. Но при этом в закупке должны быть заявлены преимущества для УИС и ОИ. В то же время, в действующей редакции закона отменены льготы по обеспечению заявок для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

А сейчас поговорим о том, что же происходит с денежными средствами, внесенными в качестве обеспечения. Все достаточно просто. Денежные средства возвращаются на счет участника закупки в течение 5 рабочих дней. При проведении конкурсов или аукционов в электронной форме прекращается блокирование денежных средств участника закупки на специальном счете в течение 1 рабочего дня. Возврат средств или их разблокирование на спецсчете происходят при наступлении одного из следующих случаев:

1. Подведены итоги закупки, и участник не признан победителем.

2. Отменено определение победителя закупки.

3. Заявка участника отклонена.

4. Заявка участника отозвана до окончания срока подачи заявок.

5. Заявка на участие получена после окончания срока подачи заявок.

6. Участник отстранен от участия в закупки или заказчик отказался от заключения контракта с победителем закупки на основании ч. 9 статьи 31 (участник не соответствует требованиям или предоставил недостоверную информацию) или ч. 10 статьи 31 (при закупке лекарств поставщиком не зарегистрирована предельная отпускная цена или цена превышает предельно допустимую цену, определенную государством) закона 44-ФЗ.

7. Заказчик получил решение контрольного органа об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

А в каких случаях обеспечение не возвращается участнику? На этот вопрос дает ответ п. 15 статьи 44 закона «О контрактной системе». Согласно действующей редакции закона возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, не осуществляется, либо предъявляется требование об уплате денежных сумм по банковской гарантии или осуществляется перечисление заблокированных на специальном счете денежных средств на счет заказчика в случае включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). На все эти процедуры законом установлен срок в 1 рабочий день со дня включения поставщика в РНП. Перечень оснований для включения в РНП приведен статье 104 закона 44-ФЗ. Наиболее распространенная причина – уклонение участника закупки от заключения контракта.

А теперь попробуем дать ответ еще на один важный вопрос – как правильно спланировать свое участие в закупочных процедурах. Специалисты Кредитно-Страхового агентства советуют использовать банковские гарантии для обеспечения заявок в тех случаях, когда это допускается законом и тендерной документацией. Это несомненно обойдется Вам гораздо дешевле, чем обеспечение денежными средствами, ведь стоимость заемных средств в несколько раз выше, чем комиссия банка за выдачу банковской гарантии. При этом в большинстве случаев банковские гарантии выдаются без имущественного обеспечения и без открытия расчетного счета.

Если же речь идет об электронных процедурах, то пока возможно вносить обеспечение заявок только денежными средствами. Можно использовать заемные средства – тендерный кредит от банка или тендерный заем от микрофинансовой компании. Привлечение заемных средств на короткий период в 1,5 -2 месяца не станет тяжким бременем для Вашей компании. К тому же, рассматривая вопрос о банковской гарантии или кредите на обеспечение заявки, банк одновременно будет рассматривать возможность предоставления банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта, которая понадобится в случае Вашей победы в тендере. И при положительном решении, у Вас уже не будет болеть голова о том, как обеспечить исполнение контракта.

Банковские гарантии и тендерные займы для участников госзакупок

по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ

Минимум документов, высокий процент одобрения

Разумеется, Вы всегда можете обеспечить свои заявки на участие в закупочных процедурах собственными денежными средствами, если они у Вас имеются в достаточном количестве, и Вы не можете найти им лучшего применения. Решение всегда за Вами.

И последнее о чем мы хотим рассказать в этой статье – как получить банковскую гарантию или тендерный заем.

Да очень просто! Если Вам требуется банковская гарантия для обеспечения тендерной заявки надо просто заглянуть в соответствующий перечень банков и начинать подавать заявки. Система выбора банков может быть любой, на Ваше усмотрение. Рано или поздно Вы обязательно найдете «свой» банк, который предоставить Вам банковскую гарантию. Иначе и быть не может, поскольку по состоянию на апрель 2019 года в перечне присутствуют 206 банков. Так же следует поступать с тендерными кредитами или займами.

Конечно же, это шутка! Эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют для получения банковской гарантии обращаться в первую очередь в свой обслуживающий банк. Банки всегда знают своих клиентов, контролируют их деятельность в части, устанавливаемой действующим законодательством, и достаточно легко могут проверить подлинность представленной финансовой отчетности. Кроме того, обращение за получением кредитных продуктов в свой банк существенно экономит время на подготовку документов, т.к. все юридические документы Вашей компании уже имеются в банковском досье.

Если же по какой-то причине обслуживающий банк отказывает Вашей компании в предоставлении банковской гарантии или сам банк не отвечает требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, мы советуем Вам обратиться к специалистам, работающим на рынке госзакупок. Вам всегда помогут подобрать банки, предоставляющие банковские гарантии на наиболее выгодных условиях. Сейчас на рынке работает большое число банков, предоставляющих банковские гарантии для участников госзакупок без обеспечения и открытия расчетного счета, используя электронный документооборот.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства смогут подобрать для Вас банки с учетом финансового состояния Вашей компании, ее места нахождения и сферы деятельности, кредитной истории, имеющегося опыта участия в госзакупках и других факторов, учитываемых банками при принятии решения. Одновременно мы сразу прорабатываем возможность получения банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта на случай возможной победы Вашей компании в проводимой закупочной процедуре. В целях исключения возможных проблем с получением гарантии, по согласованию с клиентом заявки направляются сразу в несколько банков. При этом большую часть работы по подготовке кредитных заявок возьмут на себя наши эксперты.

В случае необходимости обеспечения заявки денежными средствами, мы всегда сможем подобрать для Вас банк или микрофинансовую организацию.

Отдельно обращаем Ваше внимание, что услуги специалистов Кредитно-Страхового агентства по организации тендерного обеспечения являются для наших клиентов бесплатными.

Удачных Вам торгов!

Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор – все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

Кредитно-Страховое агентство – успешные компании доверяют профессионалам!

Требования к обеспечению заявки на участие в закупке по 44-ФЗ

Ответить наташа 405
Ответ написан 16.07.2019 в 01:36

Добрый день! заказчик по 44-ФЗ.

Подскажите, пожалуйста, вот такой вопрос: 16.07.2019 буду размещать извещения о аукционах. Не могу понять изменения закона в части обеспечения заявок на участие в аукционе:

ч.1. ст.44 Закона -Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок если НМЦК превышает 5 млн.руб., если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Во всех статьях сайтов и журналов пишут , что теперь с вводом новшевства с 01.07.19 обеспечение заявки надо устанавливать для НМЦК, которое ниже 1 млн. руб.

Постановление Медведева 439 от 12.04.2018 уже во внимание не берется редакторами статей.

Планирую размещать закупки на 10 500 руб, 197 200руб., 5 900руб., 127 700руб. -теперь к ним мне надо устанавливать требование о обеспечении заявки?

Заранее спасибо за помощь!

Оценка ответа: 0

Ответить Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт 4745
Ответ написан 16.07.2019 в 06:21

Добрый день! заказчик по 44-ФЗ.

Подскажите, пожалуйста, вот такой вопрос: 16.07.2019 буду размещать извещения о аукционах. Не могу понять изменения закона в части обеспечения заявок на участие в аукционе:

ч.1. ст.44 Закона -Заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок если НМЦК превышает 5 млн.руб., если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

Во всех статьях сайтов и журналов пишут , что теперь с вводом новшевства с 01.07.19 обеспечение заявки надо устанавливать для НМЦК, которое ниже 1 млн. руб.

Постановление Медведева 439 от 12.04.2018 уже во внимание не берется редакторами статей.

Планирую размещать закупки на 10 500 руб, 197 200руб., 5 900руб., 127 700руб. -теперь к ним мне надо устанавливать требование о обеспечении заявки?

Заранее спасибо за помощь!

Приведите хоть один пример такой статьи. Просто скопируйте текст, где указано, что заказчики обязаны устанавливать обеспечение заявки при НМЦК менее 1 млн. рублей.

Корректировки внесенные Законом №71-ФЗ в части размера обеспечения заявки для закупок менее 1 млн. рублей лишь узаконили сложившуюся практику, когда заказчики по своему усмотрению устанавливают требование об обеспечении заявки.

Оценка ответа: 5

Ответить наташа 405
Ответ написан 16.07.2019 в 09:13

Борисов Дмитрий Юрьевич

Приведите хоть один пример такой статьи. Просто скопируйте текст, где указано, что заказчики обязаны устанавливать обеспечение заявки при НМЦК менее 1 млн. рублей.

Корректировки внесенные Законом №71-ФЗ в части размера обеспечения заявки для закупок менее 1 млн. рублей лишь узаконили сложившуюся практику, когда заказчики по своему усмотрению устанавливают требование об обеспечении заявки.

Дмитрий Юрьевич, спасибо Вам! Значит обеспечение заявки при НМЦК до 1 млн. руб не нужно устанавливать?

Читала статью от 01.07.2019 «Обеспечение заявки по 44-ФЗ с 1 июля 2019 года: комментарии к изменениям ст.44» на сайте ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ

После прочтения которой у меня и возник вопрос – при НМЦК до 1 млн. надо устанавливать обеспечение заявки?

Привожу выдержку статьи (выделали красным цветом утверждения, которые не поняла) :

В эту статью ФЗ-71 внес целый ряд новшеств, большая часть которых не вносит каких-либо значимых изменений в работу заказчика и его контрагентов. Однако одно из изменений интересно и его отметить стоит. Это изменения в п. 1 ч. 16.

Сейчас в ней указывается, что обеспечение заявки устанавливается в размере от 0,5 до 1% НМЦК при закупках с НМЦК в размере 5 – 20 млн. руб. В середине прошлого года Правительство снизило начальный предел, при котором заказчик должен установить обеспечение заявки, с 5 до 1 млн. руб. Однако в Закон о КС соответствующие изменения внесены не были, и не было понятно стоит ли устанавливать обеспечение заявки заказчику при НМЦК менее 1 млн. руб.

Теперь данную норму из одной крайности кинули в другую. Из п. 1 ч. 16 нижний порог в 5 млн. руб. исключили, указав, что размер обеспечения заявки составляет 0,5 – 1% и устанавливается в конкурсах и аукционах при НМЦК до 20 млн. руб.

Однако теперь перед заказчиком встает вопрос: обязан ли он устанавливать обеспечение заявки при НМЦК менее 1 млн. руб. Ведь в ПП РФ № 439 указано, что обязанность появляется только с 1 млн. руб. Сейчас (до 1 июля 2019 года) заказчикам не рекомендуется устанавливать обеспечение заявки в конкурсах и аукционах с НМЦК до 1 млн. руб., так как законодательно этот вопрос не урегулирован, а практика ФАС по этому вопросу неоднозначна и есть риск нарваться на штраф за требования, непредусмотренные Законом. Но что делать после 1 июля?

Решение ситуации видится следующим:

ч. 2 ст. 11 ГПК РФ говорит о том, что если один НПА не соответствует другому, имеющему большую юридическую силу, применять необходимо тот, что обладает большей юридической силой;

ст. 120 Конституции РФ также говорит, что при несоответствии акта госоргана закону суды должны принимать решение так, как установлено законом.

Таким образом, исходить нужно из того, какой из НПА имеет высшую юридическую силу и руководствоваться им. Безусловно, ФЗ-44 обладает большей юридической силой нежели ПП РФ 439. Соответственно, заказчику необходимо исходить из норм ФЗ-44 и устанавливать обеспечение заявки даже при НМЦК менее 1 млн. руб.

Комментарии к изменениям

Изменения с 1 июля 2019 года в части обеспечения заявок сводятся к следующим:

1. Согласно ч. 2 ст. 44 ФЗ-44 участник закупки сам выбирает, как ему обеспечивать заявку – деньгами или банковской гарантией. Однако это право у него ограничивается ч. 52 ст. 112 ФЗ-44, по которой по 30 июня 2019 года в качестве обеспечения заявок могут приниматься только денежные средства. Соответственно, с 1 июля участники смогут предоставлять БГ.

2. Заказчик обязан устанавливать обеспечение заявки на участие в аукционе или конкурсе даже если НМЦК менее 1 млн. руб., как это велит измененный п. 1 ч. 16 ст. 44 ФЗ-44.”

Ссылка на основную публикацию