Учет налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет при осуществлении закупок у физического лица

Учет налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет при осуществлении закупок у физического лица

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Обзор документа

Письмо Минфина России от 23 января 2018 г. N 24-03-08/3322 “О рассмотрении обращения”

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращение ГУП по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в части заключения контракта с исполнителем, применяющим упрощенную систему налогообложения, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, любой участник закупки, в том числе, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупках.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона N 44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования.

В соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ при проведении закупок в конкурсной документации (документации о проведении конкурса с ограниченным участием, документации о проведении двухэтапного конкурса), документации об аукционе в электронной форме устанавливается начальная (максимальная) цена контракта.

При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).

Помимо начальной (максимальной) цены контракта, заказчик устанавливает требование к формированию цены контракта, а именно указывает, что в составе заявки участник закупки должен установить цену с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей.

Согласно части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 70 и частью 14 статьи 78 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона, запроса котировок и документации о таком аукционе, по цене, предложенной победителем.

Согласно части 1 статьи 54 и части 17 статьи 83 Закона N 44-ФЗ по результатам конкурса, запроса предложений контракт заключается на условиях, указанных в заявке, окончательном предложении участника конкурса, запроса предложений, признанного победителем конкурса, запроса предложений.

Таким образом, с учетом положений Закона N 44-ФЗ контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.

Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю закупок в установленном контрактом размере.

Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрена.

Подпунктом “а” пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность снижения цены контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, при условии, что возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.

При этом необходимо отметить, что 31.12.2017 принят Федеральный закон N 504-ФЗ, которым предусмотрено, что в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Директор ДепартаментаТ.П. Демидова

Обзор документа

Сообщается, что государственный (муниципальный) контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.

Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юрлицом, применяющим УСН, не предусмотрена.

Снижение цены контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, разрешается при условии, что возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – контрактом.

В контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в т. ч. зарегистрированному в качестве ИП, на размер обязательных платежей в бюджет, связанных с оплатой контракта, если такие платежи подлежат внесению в бюджет заказчиком.

Уменьшить цену контракта на размер уплаченных налогов и сборов Заказчиком

С 01.07.2018 вступил пункт 2 ч. 13 44-ФЗ: 13. В контракт включаются обязательные условия: 2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком. В целях реализации данного было пункта был найден ряд разъяснений: – Не уменьшайте цену государственного контракта на сумму НДС, когда заключаете его с участником, который применяет упрощенную систему налогообложения. Указывайте цену так, как участник указал ее в заявке (см. Письмо Минфина России от 21.09.2017 N 24-01-10/61203). – Учтите, что, если в связи с оплатой контракта вам нужно будет еще оплатить какие-либо налоги и сборы, вы сможете уменьшить сумму платежей вашему исполнителю на размер таких налогов. Но только при условии, что вы предусмотрели такую возможность в проекте контракта (п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона 44-ФЗ). С учетом вышеуказанных разъяснений Заказчику все равно нужно будет уменьшить цену контракта на размер уплаченных налогов и сборов Заказчиком? Так ли это?

По нашему мнению, с учетом внесенных изменений применение нового контрактного условия об уменьшении суммы платежей по контракту на размер налоговых платежей по-прежнему, несмотря на предусмотренные изменения, возможно только в отношении исполнителей-физических лиц, в части удержания НДФЛ. В связи с чем, рекомендуем продолжать руководствоваться разъяснениями Минфина России, приведенными в Письме от 21.09.2017 N 24-01-10/61203, в соответствии с которым в случае заключения контракта с участником, применяющем упрощенную систему налогообложения, не надо уменьшать цену государственного контракта на сумму НДС, а указывать цену отраженную участником в заявке.

С 01.07.2018 года в часть 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ было внесено изменение, в соответствии с которым, в качестве обязательных условий в контракты должна включаться оговорка об уменьшении суммы оплаты на размер налоговых платежей физическим и юридическим лицам, если такие платежи подлежат оплате в бюджет заказчиком (пункт 2 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ). Необходимость указанного изменения была обусловлена включением в перечень исполнителей по контрактам юридических лиц, которые не были включены в ранее действующую редакцию, части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ. В связи с чем в Письме Минэкономразвития России от 08.10.2014 N Д28и-1965 разъяснялось, что речь идет об удержании именно и только НДФЛ. Причем сумма НДФЛ в этих случаях удерживается налоговым агентом из доходов налогоплательщика, то есть, в частности, из сумм оплаты работ (услуг) по гражданско-правовым договорам (пп. 6 п. 1 ст. 208, п. 4 ст. 226 НК РФ). Аналогичные разъяснения даны так же в письме Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, письмах Минфина России от 25.04.2011 N 03-04-05/3-292, от 29.08.2014 N 02-02-09/43300.

Читайте также:  Закупка малого объема (до 100 тыс. руб. или 500 тыс. руб.) по 223-ФЗ

Однако если по отношению к физическому лицу – исполнителю по контракту заказчик выступает в качестве налогового агента в рамках удержания 13% налога на доходы физических лиц, то удержание заказчиком суммы налога из цены контракта в отношении юридического лица – исполнителя по контракту действующим налоговым законодательством предусмотрено только в отношении ограниченного круга операций.

Так, теоретически указанная норма может применяться по отношению к иностранным юридическим лицам, не образовавшим постоянного представительства в России и получающим доходы от реализации недвижимого имущества, расположенного на территории Российской Федерации (пп. 6 п. 1 ст. 309 НК РФ). В отношении таких поставщиков заказчик будет выступать налоговым агентом в части налога на прибыль организаций.

Однако указанное положение НК РФ не будет применяться в силу того, что иностранные компании не могут выступать участниками закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Поскольку операции (сделки) с такими лицами не могут осуществляться в режиме закупок, предусмотренном Законом о контрактной системе, то не возникает и объекта налогообложения, а следовательно, и налога к удержанию.

Таким образом, применение нового контрактного условия об уменьшении суммы платежей по контракту на размер налоговых платежей по-прежнему, несмотря на предусмотренные изменения, возможно только в отношении физических лиц.

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Вправе ли организация включить в цену контракта страховые взносы (в ПФР, в ФОМС) и относятся ли эти взносы к иным платежам, подлежащим уплате в бюджеты бюджетной системы российской федерации?

Согласно п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

В связи с заключением договора по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на оказание экспертных услуг (участие эксперта в качестве члена в деятельности следующих комиссий заказчика: конкурсной комиссии для проведения конкурса на замещение вакантной должности Федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, аттестационной квалификационной комиссии) с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, у заказчика при оплате оказанных услуг возникает обязанность уплаты налога (НДФЛ), страховых взносов (в ПФР, ФОМС).

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10 БК РФ) относятся федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Статьей 1 НК РФ определено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

Частью 3 ст. 8 НК РФ определено, что под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

Размер страховых взносов и порядок уплаты страховых взносов определены положениями главы 34 НК РФ.

Имеет ли право организация при указании цены контракта (с учетом ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) включить в нее страховые взносы (в ПФР, ФОМС)?

Относятся ли страховые взносы к иным обязательным платежам, подлежащим уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации?

В соответствии с п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком. До 1 июля 2018 года указанной нормой была предусмотрена лишь обязанность включения в контракт условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

В контексте п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ (как в редакции, действовавшей до 1 июля 2018 года, так и в нынешней редакции) под налоговыми платежами, связанными с оплатой контракта, заключаемого с физическим лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, на наш взгляд, понимается исключительно налог на доходы физических лиц (НДФЛ), поскольку при выплате вознаграждения физическому лицу заказчик исполняет обязанности налогового агента по этому налогу (ст. 226 НК РФ). Плательщиком же НДФЛ является само физическое лицо (ст. 207 НК РФ). Следовательно, цена контракта с физическим лицом определяется с учетом НДФЛ, при этом в контракт необходимо включить условие о том, что при исполнении контракта сумма, подлежащая уплате исполнителю, уменьшается на сумму НДФЛ.

Изложенное согласуется с требованиями п. 9 ст. 226 НК РФ, согласно которому уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Учитывая буквальный смысл положений п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, на наш взгляд, требования данного пункта состоят в исключении из общего правила (в соответствии с которым предусмотренная контрактом цена подлежит уплате заказчиком непосредственно контрагенту в полном размере, предусмотренном контрактом) тех случаев, когда с учетом требований законодательства (в том числе налогового) заказчик обязан удерживать и уплачивать в бюджеты бюджетной системы РФ налоги, сборы и иные обязательные платежи вместо контрагента, например, выступая в роли налогового агента (ст. ст. 226, 161, 309 НК РФ).

В связи с этим отметим, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся в том числе и организации, осуществляющие выплаты физическим лицам, не занимающимся частной практикой (п. 1 ст. 419 НК РФ). Положениями налогового законодательства не предусмотрена возможность уплаты страховых взносов лицами, не указанными в п. 1 ст. 419 НК РФ, а физическими лицами, получающими выплаты или вознаграждения. Не предусмотрена и возможность удержания страхователями суммы страховых взносов из вознаграждения, причитающегося физическому лицу (ст. ст. 19, 431 НК РФ). Соответственно, расходы по уплате страховых взносов обязан нести страхователь, в данном случае — заказчик.

Отметим, что базой для исчисления страховых взносов является сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 2 ст. 420 НК РФ, начисленных в течение месяца в отношении физического лица (за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ). В отличие от НДФЛ суммы страховых взносов не удерживаются из выплат по гражданско-правовым договорам, а начисляются на суммы этих выплат и уплачиваются из средств страхователей. Таким образом, страховые взносы не относятся к числу обязательных платежей, связанных с оплатой контракта, упомянутых в ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, они не включаются в цену контракта, и сумма оплаты услуг (работ) по контракту не уменьшается на страховые взносы. Аналогичные разъяснения даны в п. 1 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889. Описанный порядок формирования цены контракта не зависит ни от способа осуществления закупки, ни от оснований, по которым заключается контракт.

Отметим, что представители Минфина России придерживаются противоположной позиции (см., например, письмо от 16.02.2018 № 24-01-07/9833, письмо от 16.06.2017 № 24-01-10/37705). В ряде случаев эту позицию поддерживают контролирующие органы. Наличие подобных разъяснений и практики не позволяет нам исключить вероятность признания контролирующими органами правомерным включение в контракт условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком физическому лицу, на размер страховых взносов. Окончательное решение по данному вопросу может принять только суд. Однако, на наш взгляд, приведенная позиция сформулирована без учета требований налогового законодательства в части порядка уплаты страховых взносов и не основана на законе.

В заключение отметим, что в силу ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ требования ч. 13 этой статьи могут не применяться к контракту, заключенному в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Поэтому в любом случае не должно рассматриваться как нарушение отсутствие в таком контракте условия об уплате заказчиком страховых взносов.

Читайте также:  Закупка у единственного поставщика услуг охраны объектов по 44 ФЗ

Налогообложение для различных категорий победителей в гос закупках

Уважаемые юристы, добрый день.Изучив 44 ФЗ и посмотрев кучу роликов на ютубе по этой теме пришел к следующему. Если в каком-то пункте ошибусь – прошу поправить. В конце каждого пункта будет вопрос.1. ООО или ИП на УСН (как я понимаю, с годовой выручкой до 300 т.р.) в обязательном порядке платят 6% налога с выигранного контракта. Сумма контракта может указываться без НДС. Но если заказчик указал с НДС – победитель конкурса может попросить убрать формулировку “включая НДС/с НДС”, либо написать письмо с разъяснением о такой возможности при заключении контракта. Вопрос: если заказчик настаивает на своем/отказывается убирать формулировку “в т.ч. НДС”, как быть в это ситуации? Не выставлять счет фактуру или как-то иначе?Вот ссылка на письмо из налоговой по этому поводу – http://www.klerk.ru/doc/453561, в т.ч. где указано, что поставщик не обязан платить НДС при нахождении в УСН.Также есть некое письмо из минфина по этому поводу.2. Если участвую в гос закупке как ФЛ, то заказчик сам платит за меня 13% НДФЛ. Вопросы такие. Если в документах/тексте контракта не указана формулировка (или что-либо ещё) “в т.ч. НДС” – буду ли я, как налогоплательщик, обязан заплатить что-то ещё? Если указаны (в той или ной форме) формулировки “в т.ч. НДС”, я обязан буду уплатить 18%? И имеются ли какие-то способы у ФЛ не платить НДС, если он указан в тексте контракта?Спасибо

Ответы юристов ( 1 )

Тема конечно достаточно актуальна и сложна, вполне тянет на научную статью.

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.

В Письме Минфина России от 26.09.2017 N 24-03-07/62238 указано следующее:

«В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компания), илилюбое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, любой участник закупки, в том числе который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупках.

При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).

Помимо начальной (максимальной) цены контракта заказчик устанавливает требование к формированию цены контракта, а именно указывает, что в составе заявки участник закупки должен установить цену с учетом или без учета налогов и других обязательных платежей.

При заключении контракта указывается, чтоцена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта

Таким образом, с учетом положений Закона о контрактной системе контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.

Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю закупок в установленном контрактом размере.

Письмо Минфина России от 21.09.2017 N 24-03-08/61212

»… с любым участником закупки, в том числе с освобожденным от уплаты НДС и применяющим УСНО, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.

1. Но если заказчик указал с НДС — победитель конкурса может попросить убрать формулировку «включая НДС/с НДС», либо написать письмо с разъяснением о такой возможности при заключении контракта. Вопрос: если заказчик настаивает на своем/отказывается убирать формулировку «в т.ч. НДС», как быть в это ситуации? Вот ссылка на письмо из налоговой по этому поводу — http://www.klerk.ru/doc/453561, в т.ч. где указано, что поставщик не обязан платить НДС при нахождении в УСН”

Определение Верховного Суда РФ от 25.08.2016 N 310-КГ16-10142 по делу N А14-14925/2015:

Заказчиком через оператора электронной площадки ИП Бучневой Н.К. направлен проект контракта, с указанием впункте 2.1 цены контракта — 83 000 рублей, в том числе НДС — 12 661 рубль 02 копейки.

Не согласившись с пунктом 2.1 контракта в части выставления требования об уплате НДС, в связи с тем, что она не является плательщиком указанного налога, находится на упрощенной системе налогообложения, ИП Бучнева Н.К. неоднократно направляла заказчику протоколы разногласий, которые были отклонены.

По итогам рассмотрения жалобы ИП Бучневой Н.К. на действия заказчика, антимонопольный орган принял решение от 06.10.2015 о признании жалобы обоснованной, действия заказчика признаны нарушившими часть 1 статьи 34, часть 2 статьи 70 Закона N 44-ФЗ. На основании решения управлению Пенсионного фонда выдано предписание об устранении нарушений путем заключения контракта по цене, предложенной участником закупки, с учетом особенностей системы налогообложения ИП Бучневой Н.К.

Считая свои права нарушенными, управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
связи с тем, что в проекте договора, размещенного управлением Пенсионного фонда при проведении аукциона было указано, что стоимость работ включает в себя НДС, суды установили, что государственный контракт должен быть заключен на соответствующих условиях, и пришли к выводу о незаконности ненормативных актов антимонопольного органа.

И есть вот такое старое:

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 24.12.2014 N Ф09-8814/14 по делу N А76-11597/2014:

«Пункт 3.1 проекта государственного контракта, разработанного заказчиком, содержит следующую формулировку: „Общая стоимость работ по настоящему контракту составляет ___ (прописью) руб., в том числе НДС 18% ____ руб.“.
Антимонопольный орган посчитал, что в п. 3.1 проекта государственного контракта заказчиком предусмотрено заключение контракта исключительно на условиях применения к участнику закупки НДС.

Как верно отметил суд первой инстанции, применительно к данной ситуации сумма НДС является прибылью победителя торгов, не являющегося плательщиком такого налога, и он самостоятельно несет ответственность за осуществляемые действия, в том числе за соответствие ценового предложения требованиям нормативных актов».

«2. Если участвую в гос закупке как ФЛ, то заказчик сам платит за меня 13% НДФЛ. Вопросы такие. Если в документах/тексте контракта не указана формулировка (или что-либо ещё) „в т.ч. НДС“ — буду ли я, как налогоплательщик, обязан заплатить что-то ещё? Если указаны (в той или ной форме) формулировки „в т.ч. НДС“, я обязан буду уплатить 18%? И имеются ли какие-то способы у ФЛ не платить НДС, если он указан в тексте контракта?».

Полагаю что нет.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в случае если контракт будет заключен с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или лица, занимающегося частной практикой, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой Контракта).

Решение ФАС России от 06.07.2016 по делу N К-1071/16:

«На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что действующее законодательство Российской Федерации не запрещает оформление счет-фактур при расчетах с лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от уплаты данного налога, применяющими упрощенную систему налогообложения, в том числе с указанием в счет-фактуре „Без НДС“. В указанном случае подрядчик в соответствии с правилами заполнения счет-фактуры, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, должен будет оформить счет-фактуру с внесением в графы 7 и 8 записи: „Без НДС“.

Читайте также:  Оплата по государственному (муниципальному) контракту

Решение ФАС России от 29.09.2017 по делу N ВП-494/17

»На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанная графа заполняется при заключении государственного контракта, что не ограничивает возможность участия участников закупки, применяющих упрощенную форму налогообложения. При этом представитель Заказчика выразил мнение о возможности указания НДС в размере 0% в случае заключения контракта с участником, применяющим упрощенную форму налогообложения.”.

Закупка товаров у граждан: оформляем и считаем налоги

Иногда организации и предприниматели покупают товары у граждан-непредпринимателей. Какие документы нужно оформить, чтобы включить стоимость покупки в расходы? Как при последующей продаже этого товара рассчитать НДС? И надо ли удерживать НДФЛ и начислять страховые взносы с дохода гражданина при оплате ему товаров?

Оформляем первичные документы

Организации нужно заключить договор купли-продажи в письменной форме в любом случае , а предпринимателю – при сумме сделки более 1000 руб.

Примечание. Ограничений по сумме наличных расчетов с физическими лицами нет. Ведь лимит в размере 100 000 руб. распространяется только на расчеты наличными между организациями, организациями и предпринимателем, а также между предпринимателями .

Но совсем не обязательно у вас должен быть объемный документ с названием “Договор”. Это может быть закупочный акт, в котором стороны укажут, что продавец передал покупателю конкретный товар, а покупатель, в свою очередь, уплатил продавцу деньги. Этот акт одновременно будет и первичным документом товара для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

Унифицированная форма закупочного акта – N ОП-5 (далее – акт ОП-5) – есть только для организаций общепита, закупающих сельхозпродукцию. Также установлена обязанность торговых организаций оформлять закупочным актом приобретение у населения сельхозпродуктов, дикорастущих ягод, грибов, орехов , но для этой ситуации унифицированной формы акта нет.

Таким образом, если у вас не общепит, то вы можете :

воспользоваться актом ОП-5;

разработать свою форму акта. Причем оптимальный вариант – взять за основу акт ОП-5, убрав из него ненужные вам строки. Например, имеет смысл исключить, как утратившие актуальность, следующие данные на оборотной стороне этого акта:

– о государственной регистрации продавца в качестве предпринимателя;

– о наличии подсобного хозяйства продавца;

– об удержании подоходного налога.

При этом организации в учетной политике следует указать, какую форму акта она будет использовать .

Определяемся с налогами

Затраты на приобретение у физлица товаров можно учесть в расходах в общем порядке и при расчете налога на прибыль , и при расчете налога при “доходно-расходной” УСНО , и при расчете НДФЛ предпринимателями . Только помните, что если вы купили имущество, которое принимаете к учету как основное средство, то уменьшить срок его полезного использования на период его фактической эксплуатации продавцом можно, только если продавец сможет такой срок документально подтвердить .

Что касается НДС, то важно помнить о некоторых нюансах.

Поскольку продавец – физлицо, не зарегистрированное в качестве предпринимателя, входного НДС у вас не будет .

Если вы – плательщик НДС и будете перепродавать купленный у физлица товар, то базу по НДС в большинстве случаев нужно считать по обычным правилам. То есть начислять НДС по ставке 18% или 10% исходя из цены реализации . Исключением является реализация :

– сельхозпродукции и продуктов ее переработки, которые включены в специальный правительственный перечень и не являются подакцизными.

Примечание. Если вы купили сельхозпродукцию и переработали ее, то база по НДС по переработанной продаваемой продукции считается исходя из полной цены реализации без вычета цены приобретения . Хотя некоторые суды с этим не согласны и считают, что база по НДС определяется как межценовая разница ;

– автомобилей, приобретенных для перепродажи.

В этих двух случаях база по НДС рассчитывается как разница между ценой реализации (с учетом НДС) и ценой приобретения. При этом в счете-фактуре надо указать :

– в графе 7 – ставку налога (10/110 или 18/118) с пометкой “с межценовой разницы”;

– в графе 8 – сумму налога, исчисленную с межценовой разницы;

– в графе 9 – стоимость товара с учетом НДС.

Удерживать с дохода, выплачиваемого продавцу-физлицу, НДФЛ и начислять на этот доход страховые взносы не нужно. Ведь в такой ситуации по НДФЛ вы не являетесь налоговым агентом , а по страховым взносам у вас нет выплаты в рамках трудового и гражданско-правового договоров .

подп. 1 п. 1 ст. 161 ГК РФ

подп. 2 п. 1 ст. 161 ГК РФ; ст. 5 Закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ

п. 1 Указаний ЦБ от 20.06.2007 N 1843-У

утв. Постановлением Госкомстата от 25.12.98 N 132

п. 7.6 Методических рекомендаций, утв. Письмом Роскомторга от 10.07.96 N 1-794/32-5

п. 2 ст. 9 Закона от 21.11.96 N 129-ФЗ; п. 1 ст. 252, п. 1 ст. 221 НК РФ; п. 9 Порядка, утв. Приказом Минфина N 86н, МНС N БГ-3-04/430 от 13.08.2002

п. 1 ст. 252 НК РФ

п. 1 ст. 221 НК РФ

п. 7 ст. 258 НК РФ; Письмо Минфина от 06.10.2010 N 03-03-06/2/172

п. 1 ст. 143 НК РФ

п. 1 ст. 154 НК РФ

пп. 4, 5.1 ст. 154 НК РФ; Письмо Минфина от 27.04.2002 N 04-03-11/18

утв. Постановлением Правительства от 16.05.2001 N 383

Письмо Минфина от 26.01.2005 N 03-04-04/01

Постановления ФАС УО от 08.05.2009 N Ф09-2751/09-С2; ФАС ЗСО от 31.07.2007 N Ф04-5101/2007(36750-А03-19)

Письмо ФНС от 28.06.2005 N 03-1-03/1114/13@

п. 2 ст. 226, подп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ

ч. 1 ст. 7 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ

Полный текст статьи опубликован в журнале “Главная книга” N08, 2012

Учет налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет при осуществлении закупок у физического лица

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

С принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее – Закон № 44-ФЗ) видоизменились многие привычные для учреждения процедуры. Не стала исключением и закупка товаров и услуг у физических лиц.

Поставщики и подрядчики

Федеральный закон № 44-ФЗ распространяется на закупки органов власти, казенных (пункты 5, 6 ст. 3) и бюджетных учреждений (пункты 1 и 2 ст. 15).
Согласно Закону № 44-ФЗ закупки должны осуществляться, как правило, путем проведения конкурентных процедур, к которым относятся конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также – электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (ч. 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
Закупки у единственного поставщика (или бесконкурентные закупки) в практике закупок для государственных (муниципальных) нужд были предусмотрены в законодательстве в качестве исключения из общего правила конкурентных закупок. Такие закупки необходимы в том числе для удовлетворения срочных, непрогнозируемых потребностей, а также небольших закупок, для которых проведение длительных и организационно сложных конкурсных процедур просто не имело смысла.
В том числе в виде закупок у единственного поставщика зачастую осуществлялись закупки товаров и услуг у физических лиц, такие как:
– услуги сезонных кочегаров и истопников;
– транспортные услуги (например, услуги по доставке);
– преподавательские услуги, услуги гида;
– закупка продуктов питания, выращенных в личных подсобных хозяйствах;
– аренда имущества, принадлежащего физическому лицу,
и др.
Согласно п. 4 ст. 3 Закона № 44-ФЗ участником закупки может выступать любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях осуществления закупок может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 27 Закона № 44-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ к участникам закупки предъявляются следующие единые требования:
– соответствие требованиям, установленным согласно законодательству РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
– непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
– неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
– отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ;
– отсутствие у участника закупки – физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица – участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Ссылка на основную публикацию