Указание фирменного наименования юрлица в заявке на участие в электронном аукционе

Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-01-10/62488

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 26 сентября 2017 г. № 24-01-10/62488

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы (далее – Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе) в части информации, содержащейся в заявке на участие в электронном аукционе, сообщает следующее.

В части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе указано о предоставлении в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе фирменного наименования (при наличии). Наряду с этим пункт 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе также содержит указание на необходимость предоставления фирменного наименования (при наличии) для юридического лица во второй части заявки на участие в электронном аукционе.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и наименование юридического лица.

Департамент считает, что в положениях части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе слова “фирменное наименование” поименованы при перечислении признаков предлагаемого участником закупки товара и не употребляются в значении фирменного наименования юридического лица.

Указанное также коррелирует с положениями части 15 статьи 66 Закона о контрактной системе, устанавливающей обязанность оператора электронной площадки обеспечить конфиденциальность информации об участниках электронного аукциона, подавших заявки на участие в таком аукционе, и информации, содержащейся в первой и второй частях данной заявки, до размещения на электронной площадке протокола проведения такого аукциона.

Таким образом, Департамент полагает, что фирменное наименование юридического лица, являющегося участником закупки, не подлежит указанию в первой части заявки, а указывается во второй части заявки в соответствии с требованиями пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.

В случаях, указанных в подпункте “б” пункта 1, подпунктах “а”, “б” пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать страну происхождения товара.

Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст принят Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ).

В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ общероссийский классификатор является обязательным для применения в государственных информационных системах и при межведомственном обмене информацией в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учитывая, что Закон о контрактной системе не содержит требования о применении ОКСМ, участник закупки вправе предоставить в заявке указание на страну происхождения товара, отличное от требований ОКСМ (но при этом позволяющее однозначно идентифицировать такую страну), за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, например, пунктом 13 приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155.

Директор Департамента бюджетной
политики в сфере контрактной системы
Т.П.ДЕМИДОВА

Практика правоприменения. Фирменное наименование в заявках закупок

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки должна содержать фирменное наименование (при наличии). При этом вопрос указания фирменного наименования в первой части заявок и, соответственно, возможности отклонения заявки комиссией заказчика за его неправомерное отсутствие однозначного ответа ни в законодательстве, ни в правоприменительной практике пока что не находит. А имеющиеся разъяснения государственных органов, как приходится констатировать, нисколько не проясняют ситуацию.

Несуществующая конструкция

В соответствии с ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» первая часть заявки должна содержать фирменное наименование, но только при его наличии. В соответствии со ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство о контрактной системе основывается на положениях ГК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Следовательно, фирменное наименование характеризует именно юридическое лицо.

В связи с этим становится непонятной позиция Министерства экономического развития РФ (далее – Министерство), изложенная в Письме от 10.09.2015 № Д28и-2754. В нем говорится: «Учитывая, что указанные в обращении нормы ГК РФ содержат определения понятия «фирменное наименование», не относящееся к случаям, указанным в части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, в первой части заявки на участие в электронном аукционе необходимо указывать фирменное наименование (при наличии) непосредственно самого товара, применяемого при исполнении обязательств по контракту». Таким образом, Министерство в своем письме предлагает конструкцию, не существующую в российском законодательстве, а именно «фирменное наименование товара».

Как известно, единственным обозначением, служащим для индивидуализации товаров, является товарный знак (ст. 1477 ГК РФ). Возможность указания фирменного наименования товара ГК РФ не предусмотрена. К сожалению, данный термин «ушел в массы» и активно используется региональными УФАС при правоприменении (Решение Архангельского УФАС от 30.09.2016 по делу № 04-05/4473).

При этом некоторые УФАС умудрялись отыскивать фирменное наименование товара даже в регистрационных удостоверениях на медицинские изделия. Так, Решением УФАС по Республике Калмыкия от 06.06.2017 № 08/10-87 была признана необоснованной жалоба участника закупки на отклонение его заявки за отсутствие в первой части заявки фирменного наименования шовного материала. Как указал Калмыцкий УФАС, наличие у участника закупки (заявителя) копий РУ (он вложил их в заявку) подразумевает и наличие сведений об индивидуализации товара, в том числе фирменного наименования. Действия комиссии были признаны правомерными.

Судебная практика

Не обошло стороной данное новшество и судебную практику. Рассмотрим Постановление Тринадцатого ААС от 17.05.2016 по делу № А56-83610/2015.

Фабула дела: заказчик объявил электронный аукцион на поставку картриджей к принтерам HP, имеющимся у заказчика. За отсутствие фирменного наименования в первой части заявки комиссия заказчика отклонила заявку одного из участников закупки. Последний обратился в антимонопольный орган с жалобой на неправомерные действия комиссии. Как выяснилось на заседании комиссии Санкт-Петербургского УФАС, комиссия ожидала увидеть в заявке фирменное наименование товара (картриджей). Антимонопольный орган разобрался в ситуации и принял решение о признании жалобы участника закупки обоснованной (Решение Санкт-Петербургского УФАС от 17.08.2015 № 44-2636/15). Заказчик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании решения Санкт-Петербургского УФАС незаконным. Суд первой инстанции поддержал заказчика и отменил решение антимонопольного органа. Апелляционная инстанция поддержала суд первой инстанции и оставила его решение в силе.

Суд отклонил довод антимонопольного органа о том, что фирменное наименование является средством индивидуализации исключительно юридического лица, а такой термин как «фирменное наименование товара» в законодательстве РФ отсутствует. Суд сослался на положения общей нормы ст. 1225 ГК РФ, в которой имеется указание на фирменное наименование, а также положения ст. 66 Закона № 44-ФЗ, в котором, как полагал суд, разграничены понятия «фирменное наименование» и «наименование производителя».

Такая мотивировка суда как минимум кажется нелогичной. Почему, например, суд решил, что правовой режим «фирменного наименования» должен каким бы то ни было образом разграничиваться законодательством о контрактной системе, а не правом интеллектуальной собственности, основой которого является ч. 4 ГК РФ. Также непонятно, почему суд использовал общую норму для всего права интеллектуальной собственности (ст. 1225 ГК РФ), а не специальную (ст. 1473 ГК РФ), решая вопрос о фирменном наименовании.

Более того, если допустить наличие такого средства индивидуализации, как фирменное наименование товара, остается непонятным, как он будет соотноситься с товарным знаком и что указывать участнику закупки в первой части заявки, если наименование товара является зарегистрированным товарным знаком. Один из участников закупки уже пострадал от подобной путаницы.

Обратимся к указанному выше Решению Архангельского УФАС от 30.09.2016 по делу № 04-05/4473. В нем антимонопольный орган указывает, что отклонение котировочной(!) заявки при указании товарного знака, а не фирменного наименования товара, правомерно. «В данном случае указан только товарный знак, а не фирменное наименование поставляемого товара» – указывает комиссия Архангельского УФАС. При этом согласно ст. 73 Закона № 44-ФЗ участник запроса котировок в заявке не обязан указывать ни товарный знак, ни фирменное наименование товара (чем бы оно ни было), ни даже фирменное наименование производителя. Как ясно видно на примере, рассмотренная выше позиция суда создает еще больше путаницы, а количество вопросов не уменьшается, а кратно увеличивается.

Необходимо заметить, что многие УФАС разделяют позицию автора по вопросу фирменного наименования и не восприняли «новшество» Министерства. Решения Санкт-Петербургского УФАС от 16.07.2015 № 44-2315/15, от 17.08.2015 г. № 44-23635/15, Решение Курганского УФАС от 22.06.2017 № 05-02/166-17 подтверждают это.

Позиции Министерства

Однако, восприняв понимание «фирменного наименования» как наименования юридического лица, опять же сталкиваемся с проблемой: чье именно наименование следует указывать в заявке участнику закупки. Обратимся опять же к разъяснениям Министерства, пересмотревшего свою позицию в отношении фирменного наименования. В ответ на вопрос об указании фирменного наименования при закупках лекарственных препаратов Министерство указывает следующее (Письмо от 08.06.2016 № Д28и-1555): «Частью 1 статьи 1474 ГК РФ установлено, что юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование).

В соответствии с п. 26.1 ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» держатель или владелец регистрационного удостоверения лекарственного препарата – это разработчик лекарственного средства, производитель лекарственных средств или иное юридическое лицо, обладающее правом владения регистрационным удостоверением, которые несут ответственность за качество, эффективность и безопасность лекарственного препарата.

Положениями Закона № 44-ФЗ установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указание на фирменное наименование в случае наличия такого наименования. Предприятие – производитель товара является юридическим лицом и, исходя из положений ст.1473 и 1474 ГК РФ, обладает фирменным наименованием и исключительным правом на его использование.

На основании вышеизложенного при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе фирменное наименование юридического лица (при наличии) – производителя лекарственного препарата».

И буквально неделю спустя (Письмо МЭР РФ от 15.06.2016 № ОГ-Д28-7330) Министерство кардинально меняет свое мнение: «Для использования понятия «фирменное наименование» в рамках Закона № 44-ФЗ необходимо руководствоваться положениями статьи 1473 ГК РФ. Также сообщаем, что подпунктами «а» и «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ не установлено требование о включении в первую часть заявки на участие в электронном аукционе «производителя(ей) товара».

Следовательно, нужно одновременно указать фирменное наименование производителя товара и не указывать его(!). Представляется, что подобные «разъяснения», скорее, запутывают субъектов контрактной системы, чем что-то им разъясняют.

Административная практика

Обратимся к административной практике. Представляется верным подход к данному вопросу Иркутского УФАС, который находит отражение в многочисленных решениях антимонопольного органа. Суть позиции Иркутского УФАС заключается в том, что если предполагаемый к поставке товар произведен юридическим лицом, в составе первой части заявки участники закупки должны указывать фирменное наименование производителя товара, а если предполагаемый к поставке товар был произведен физическим лицом, указание на фирменное наименование не требуется, в связи с чем законодателем в ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ и сделана оговорка «при наличии» (Решение Иркутского УФАС от 06.02.2017 № 68). Аналогичная позиция находит отражение в Решении Иркутского УФАС от 27.04.2016 № 233.

Таким образом, по мнению Иркутского УФАС, первая часть заявки должна содержать фирменное наименование (при наличии) производителя товара, несмотря на то что требование об указании производителя товара было удалено из формулировки ст. 66 Закона № 44-ФЗ. Причем данное требование касается не только отечественных производителей, но и иностранных компаний.

Рассмотрим в качестве примера Решение Иркутского УФАС от 11.07.2016 № 456. Заявитель обжалует действия аукционной комиссии по отклонению его заявки за отсутствие фирменного наименования в заявке. Заявитель указывает, что норма ст. 1473 ГК РФ распространяется только на российские юридические лица, соответственно, он не мог указать в заявке фирменное наименование товара, так как страной происхождения данного товара является Япония, где коммерческие организации не обязаны иметь фирменное наименование.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 33 Закона № 44-ФЗ не допускается включение в документацию требований к производителю товара, но в данном случае с учетом практики применения заказчиком документации в нее включено требование наличия у производителя фирменного наименования, что является незаконным.

Комиссия Иркутского УФАС указала, что в соответствии со ст. 8 Конвенции по охране промышленной собственности, заключенной в Париже 20 марта 1883 года и ратифицированной СССР 19 сентября 1968 года, фирменное наименование охраняется во всех странах Союза по охране промышленной собственности без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

В первой части заявки ООО «М» не было указано фирменное наименование производителя товара.

В Государственном реестре лекарственных средств Росздравнадзора РФ закреплено, что производителями лекарственных препаратов, предложенных к поставке заявителем в первой части заявки, являются юридические лица, обладающие фирменным наименованием. Таким образом, фирменное наименование производителя лекарственного средства заявитель должен был указать в первой части заявки в соответствии с требованиями законодательства. Жалоба признана необоснованной. Подобная позиция изложена в Решении Иркутского УФАС от 14.02.2017 № 82. Склоняются к такой позиции и УФАС других регионов. Так, аналогичный подход нашел отражение в Решении Курганского УФАС от 22.06.2017 № 05-02/166-17.

Читайте также:  Проводится ли переторжка при закупках по Закону N 44-ФЗ

Указанная выше позиция нашла поддержку и в судебной практике (Постановление Четвертого ААС от 09.02.2016 по делу № А19-13491/2015).

К сожалению, многие региональные УФАС все еще следуют запрету на указание наименования производителя товара в составе заявки участника закупки. В качестве примера рассмотрим Решение Омского УФАС от 22.03.2017 по делу № 03-10.1/56-2017. Комиссия Омского УФАС посчитала незаконным отклонение заявки за отсутствие фирменного наименования. Заказчик указал в отзыве на жалобу, что в РУ каждого из зарегистрированных в РФ медицинских изделий (удовлетворявших требованиям ТЗ) имеется указание на фирменное наименование производителя товара. Следовательно, полагал заказчик, отклонение правомерно. Однако комиссия УФАС, основываясь на положениях ст. 38 Закона № 323-ФЗ, ППРФ от 27.12.2012 № 1416, Приказа Росздравнадзора от 16.01.2013 № 40-ПР/13, не согласилась, что именно в РУ содержится информация о фирменном наименовании. Жалоба была признана обоснованной.

Согласиться с позицией Омского УФАС в данном случае нельзя, поскольку в соответствии с ч. 11 ст. 38 Закона № 44-ФЗ в РУ указывается наименование организации-производителя медицинского изделия, что в контексте ст. 54, 1473 ГК РФ указывает на наличие фирменного наименования производителя.

В заключение хотелось бы отметить, что рассмотренный в настоящей статье вопрос необходимо решать либо внесением изменений в Закон № 44-ФЗ (указав фирменное наименование (при наличии) производителя/изготовителя товара), либо обобщением правоприменительной практики по данному вопросу ФАС России. До этого момента отклонение заявки на участие в электронном аукционе за отсутствие указания на фирменное наименование является крайне рискованным.

Фирменное наименование в 1 части

Фирменное наименование в 1 части

АИХ » 26 май 2016, 12:35

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.08.2015 ООО «123 Солюшнс» не допущено к участию в электронном аукционе в связи с тем, что в заявке Общества не представлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно не указаны фирменные наименования товаров, предлагаемых к поставке.

В соответствии с подпунктом “б” пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.

Аналогичное требование установлено и в пункте 8.1.1 Технического задания.

Для проверки сведений, указанных Обществом в своей заявке, Комитетом направлены запросы производителям оборудования, предлагаемого к поставке – ООО «Самсунг Электронике РУС Компани», ЗАО «Хьюлетт-Паккард АО» Россия, ООО «Сиско Системе», ООО «Леново (Восточная Европа/Азия)», «Д-Линк Интернешнл ПТЕ Лтд».

Согласно полученным от указанных компаний ответам, вся производимая продукция в сфере информационных технологий имеет уникальные фирменные наименования и партномера, позволяющие однозначно ее идентифицировать.

Однако Обществом в нарушение подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и пункта 8.1.1 Технического задания в заявке не были указаны уникальные фирменные наименования каждого из товаров. Из заявки ООО «123 Солюшнс» невозможно установить, какой именно товар предлагается к поставке, следовательно, заказчик не может достоверно определить, соответствует ли предлагаемый товар заявленным характеристикам и отвечает ли поставка такого товара целям закупки и принципу эффективности осуществления закупок.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8.2.2 Технического задания поставляемый товар, подлежащий обязательной сертификации, должен иметь сертификат соответствия и знак соответствия, выданные уполномоченным органом. На каждом сертификате в соответствии с постановлениями Госстандарта России от 17.03.98 № 11 «Об утверждении положения о системе сертификации ГОСТ Р» и № 12 «Об утверждении правил по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе» указываются сведения об индивидуализации товара в разделе «Продукция», позволяющие идентифицировать товар.

Таким образом, наличие у Общества сертифицированного с учетом требований документации товара подразумевает наличие у него сертификатов соответствия на товары, а значит, и сведений об индивидуализации товара, в том числе фирменного наименования. Однако Общество, имея данные сведения в своем распоряжении, не указало их в первой части заявки.

Довод антимонопольного органа о том, что понятие «фирменное наименование» применяется только в отношении юридического лица, а термин «фирменное наименование товара» в Гражданском кодексе РФ и иных нормативно-правовых актах отсутствует, не принимается судом.

Статьей 1225 Гражданского кодекса РФ установлено, что результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью) являются, в том числе, фирменные наименования. Следовательно, фирменное наименование товара является средством его индивидуализации.

Статьей 66 Закона о контрактной системе также разграничены понятия фирменного наименования товара и наименования его производителя.

Таким образом, участник закупки должен был указать в заявке и наименование производителя, и фирменное наименование предлагаемого к поставке товара, однако этого не сделал. При этом, как следует из ответов самих производителей, товарам с указанными Обществом в первой части заявки характеристиками, соответствуют строго определенные модели оборудования, имеющие фирменные наименования.

При таких обстоятельствах, заказчик правомерно отказал ООО «123 Солюшнс» в допуске к участию в аукционе, а решение антимонопольного органа является необоснованным.

Более того, заявителем в материалы дела представлены решения Санкт-Петербургского УФАС России (от 26.06.2015 по делу №44-2023/15, от 26.06.2015 по делу №44-2024/15, от 26.06.2015 по делу №44-2025/15, от 26.06.2015 по делу №44-2023/15, от 26.06.2015 по делу №44-2023/15) согласно которым аналогичные жалобы иных лиц признавались антимонопольным органом необоснованными.

РЕШЕНИЕ по делу № ЭА – 34/2018 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 34/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

15 января 2018 года г. Краснодар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

рассмотрев жалобу ООО «ЮГ-СТРОЙ» (далее – Заявитель) на действия администрации МО г. Геленджик, управления строительства администрации МО г. Геленджик при проведении электронного аукциона: «Строительство объекта: «Спортивный зал расположенный по адресу: г. Геленджик, село Дивноморское, ул. Горная, 23» (извещение № 0118300003717000707 ) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует отказ в допуске к участию в электронном аукционе. В заявке представлена требуемая информация согласно документации электронного аукциона.

Представителем уполномоченного органа представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе, заявки участников, письменные пояснения по существу жалобы.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом – администрацией МО г. Геленджик проводился электронный аукцион: «Строительство объекта: «Спортивный зал расположенный по адресу: г. Геленджик, село Дивноморское, ул. Горная, 23» (извещение № 0118300003717000707 ). Заказчик – управление строительства администрации МО г. Геленджик.

Начальная (максимальная) цена контракта – 38 918 564,00 руб.

В соответствии с п.2) ч.6 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию: о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.

Согласно ч.1 ст.67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно протоколу №742/1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.12.2017 г. ООО «ЮГ-СТРОЙ» (Заявка №2) отказать участнику закупки с порядковым номером заявки № 2 в допуске на участие в электронном аукционе, на основании п.2) ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе. Согласно пп.б) п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара . Данное требование содержится в подпункте б) пункта 3 части 37 Раздела 9 Аукционной документации «Требования к содержанию и составу 1 и 2 частей заявки на участие в электронном аукционе». В заявке с порядковым номером № 2: – По позиции 36 указаны не все гвозди, требовавшиеся Заказчику. В п.46 заявки указано: «Ток мгно венного расцепления был С». Согласно Инструкции по заполнению заявки « предоставляемые участником закупки сведения , в том числе на изображениях товара, если иное не предусмотрено настоящей инструкцией, не должны сопровождаться словами эквивалент, аналог, не менее, не более, менее, более, минимальное значение, «в диапазоне», максимальное значение, меньше, больше, или, должен, должно (-а), (-ы) быть, должен быть, не должно быть, должно (-а), (-ы), допускается, не допускается, возможна (-о), (-ы), требуется (-ются), требования, необходимо (-ма), (-мы), выше, свыше, шире, уже, не шире, не уже, ранее, не ранее, ниже, не ниже, не выше, не должна (-ен), (-но) быть менее, чтобы был, был (-а), (-о), как минимум, минимум, лучше, хуже, не должна (-ен), (-но) быть более, нужно, нужен, нужна, нужны, товар должен соответствовать, может, может быть, допустимо, превышает, не превышает, max , min (далее – запрещенные слова), допускать разночтения или двусмысленное толкование. При использовании данных слов, если иное не предусмотрено настоящей инструкцией, заявка подлежит отклонению» . В п.105 заявки указано: « Условный диаметр стержня гвоздей (номинальное значение) 1,4 и 1,6 мм. Длина гвоздей (номинальное значение) 40 мм для гвоздей с условным диаметром стержня 1,4 мм, и 50 мм для гвоздей с условным диаметром стержня 1,6 мм ». В аукционной документации требовалось: «Условный диаметр стержня гвоздей (номинальное значение) требуется 1,4 и 1,6 мм. Длина гвоздей (номинальное значение) требуется ‘ не более 50 мм». Согласно Инструкции по заполнению заявки « В случае если описание товара предполагает необходимость представления характеристик одновременно по двум или более вариантам исполнения товаров, а заказчик определил для них общее минимальное (например, с использованием конструкции «Х и более», « не менее») или максимальное (например, с использованием конструкции «Х и менее», « не более») значение какого-либо показателя, то участник закупки при конкретизации указывает значения, соответствующие предлагаемым вариантам товаров (каждому варианту). Указываемые значения должны быть соотнесены с каждым вариантом предлагаемого товара и соответствовать тем, которые предусмотрены в качестве основных техническими регламентами, государственными стандартами. Например, требование Заказчика: «гвозди с диаметром стержня 3,5 и 4 мм. Длина ‘не более 100 мм». Согласно ГОСТ гвозди с диаметром стержня 3,5 мм выпускаются длиной 90 мм, а гвозди с диаметром стержня 4 мм – длиной 100 и 120 мм. Следовательно, предлагая гвозди диаметром стержня 3,5 и 4 мм, участник закупки указывает, что длина первого варианта гвоздей (3,5 мм) будет 90 мм, а второго варианта (4 мм) – 100 мм. Указание информации, что гвозди с диаметром стержня 3,5 мм будут длиной 100 мм будет противоречить ГОСТу и аукционной документации. В рамках конкретизации показателей в соответствии настоящим абзацем необходимо указывать все удовлетворяющие требованиям Заказчика значения, предусмотренные ГОСТом, т.е. в приведенном примере все значения длины, предусмотренные ГОСТом для соответствующего диаметра. При этом осуществляется добавление товарной позиции в перечне товаров для представления показателей по каждому варианту ». В аукционной документации было установлено требование о соответствии размеров гвоздей ГОСТ 4028-63. Согласно таблице 1 данного ГОСТ гвозди диаметром 1,4 мм имеют значения длины 25, 32 и 40 мм, а гвозди диаметром 1,6 мм – значения длины 25, 40 и 50 мм. Соответственно, требованиям Заказчика удовлетворяют шесть вариантов гвоздей, которые должны были быть предложены участниками закупки, в то время как в заявке предложены только два варианта гвоздей. Законность отклонения заявки по данному основанию подтверждена решениями Краснодарского УФАС от 18.12.2017 г. № ЭА – 4095/2017 и № ЭА – 4081/2017.

Читайте также:  Заключение контракта с физическим лицом по 44 ФЗ

Согласно пп.б) п.3) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Документация электронного аукциона содержит «Требования к товарам, используемым при выполнении работ», где Заказчиком установлены следующие требования к товарам.

Требования к характеристикам товаров, используемым при выполнении работ

Требуются гвозди толевые круглого сечения. Требуется, чтобы размеры гвоздей соответствовали следующим: Диаметр стержня должен быть 3,0 мм (номинальное значение). Длина гвоздя должна быть 40 мм (номинальное значение). Требуется соответствие гвоздей государственным стандартам, регламентирующим данный товар.

Требуется автоматический выключатель, предназначенный для защиты распределительных и групповых цепей. Количество полюсов требуется 2. Номинальный ток должен быть 16 А. Требуется, чтобы ток мгновенного расцепления был типа С.

Требуются гвозди строительные. Условный диаметр стержня гвоздей (номинальное значение) требуется 1,4 и 1,6 мм. Длина гвоздей (номинальное значение) требуется ‘не более 50 мм. Требуется соответствие гвоздей, в том числе их размеров, государственным стандартам, регламентирующим данный товар (ГОСТ 4028-63, ГОСТ 283-75)

В первой части заявки по поз.36 «Гвозди толевые» ООО «ЮГ-СТРОЙ» указаны сведения в соответствии с требованиями аукционной документации. В связи с чем, основание отклонения указанное в протоколе №742/1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.12.2017 г. по поз.36 «Гвозди толевые» не обоснованно.

Из пояснений представленных представителем уполномоченного органа следует, что в протоколе рассмотрения первых частей заявок № 742/1 от 26.12.2017 г. допущена техническая ошибка – в начале протокола сообщается, что участник закупки указал не все размеры гвоздей, требовавшиеся Заказчику по позиции 36. В действительности речь идет о позиции 105 (гвозди строительные).

Вышеуказанное нарушение Заказчиком Закона о контрактной системе содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчиком по поз.46 « Выключатели IEK или эквивалент » установлено требование «.. Требуется, чтобы ток мгновенного расцепления был типа С ». По поз.105 «Гвозди строительные» установлено требование « Условный диаметр стержня гвоздей (номинальное значение) требуется 1,4 и 1,6 мм. Длина гвоздей (номинальное значение) требуется ‘не более 50 мм. Требуется соответствие гвоздей, в том числе их размеров, государственным стандартам, регламентирующим данный товар (ГОСТ 4028-63, ГОСТ 283-75) ».

Документация электронного аукциона содержит Раздел 8.1 «Инструкция по заполнению первой части заявки», где Заказчиком установлено: « предоставляемые участником закупки сведения , в том числе на изображениях товара, если иное не предусмотрено настоящей инструкцией, не должны сопровождаться словами эквивалент, аналог, не менее, не более, менее, более, минимальное значение, «в диапазоне», максимальное значение, меньше, больше, или, должен, должно (-а), (-ы) быть, должен быть, не должно быть, должно (-а), (-ы), допускается, не допускается, возможна (-о), (-ы), требуется (-ются), требования, необходимо (-ма), (-мы), выше, свыше, шире, уже, не шире, не уже, ранее, не ранее, ниже, не ниже, не выше, не должна (-ен), (-но) быть менее, чтобы был, был (-а), (-о), как минимум, минимум, лучше, хуже, не должна (-ен), (-но) быть более, нужно, нужен, нужна, нужны, товар должен соответствовать, может, может быть, допустимо, превышает, не превышает, max , min (далее – запрещенные слова), допускать разночтения или двусмысленное толкование. При использовании данных слов, если иное не предусмотрено настоящей инструкцией, заявка подлежит отклонению » .

Таким образом, участник закупки был прямо и однозначно уведомлен о недопустимости использования в заявке слова «был», а также предупрежден о том, что при наличии этого слова в заявке она будет отклонена.

В первой части заявки ООО «ЮГ-СТРОЙ» по поз.46 «Выключатели IEK или эквивалент » указано «.. Ток мгновенного расцепления был С ».

Заявитель утверждает, что в первой части заявки «была допущена опечатка, а именно, не удалили «запрещенное» (как обозначил в инструкции Заказчик) слово «был». Считаем, что данная погрешность не может являться весомой причиной для отклонения заявки».

Представитель уполномоченного органа с указанным доводом не согласился, из пояснений следует, что « Инструкция по заполнению заявки» содержит указание, что «при использовании данных слов, если иное не предусмотрено настоящей инструкцией , заявка подлежит отклонению».

В качестве довода отклонения заявки по позиции 46, ООО «ЮГ-СТРОИ», по не понятным причинам ссылается на описание Заказчиком требований к товарам по позициям 79 и 98, которые не имеют никакого отношения к причинам отклонения его заявки. Закон о контрактной системе предоставляет участникам закупки право обжаловать положения аукционной документации до времени окончания срока подачи заявок на участие в аукционе. Однако, ООО «ЮГ-СТРОЙ» в установленный Законом срок жалоб на аукционную документацию не подавало.

ООО «ЮГ-СТРОЙ» в первой части заявки по поз.105 «Гвозди строительные» указано « Гвозди строительные. Условный диаметр стержня гвоздей (номинальное значение) 1,4 и 1,6 мм. Длина гвоздей (номинальное значение) 40 мм. для гвоздей с условным диаметром стержня 1,4 мм, и 50 мм для гвоздей с условным диаметром стержня 1,6 мм. Соответствие гвоздей, в том числе их размеров, государственным стандартам, регламентирующим данный товар (ГОСТ 4028-63, ГОСТ 283-75) ».

Также согласно Инструкции по заполнению заявки « В случае если описание товара предполагает необходимость представления характеристик одновременно по двум или более вариантам исполнения товаров, а заказчик определил для них общее минимальное (например, с использованием конструкции «Х и более», « не менее»,) или максимальное (например, с использованием конструкции «Х и менее», « не более») значение какого-либо показателя, то участник закупки при конкретизации указывает значения, соответствующие предлагаемым вариантам товаров (каждому варианту). Указываемые значения должны быть соотнесены с каждым вариантом предлагаемого товара и соответствовать тем, которые предусмотрены в качестве основных техническими регламентами, государственными стандартами. Например, требование Заказчика: «гвозди с диаметром стержня 3,5 и 4 мм. Длина ‘не более 100 мм». Согласно ГОСТ гвозди с диаметром стержня 3,5 мм выпускаются длиной 90 мм, а гвозди с диаметром стержня 4 мм – длиной 100 и 120 мм. Следовательно, предлагая гвозди диаметром стержня 3,5 и 4 мм, участник закупки указывает, что длина первого варианта гвоздей (3,5 мм) будет 90 мм, а второго варианта (4 мм) – 100 мм. Указание информации, что гвозди с диаметром стержня 3,5 мм будут длиной 100 мм будет противоречить ГОСТу и аукционной документации. В рамках конкретизации показателей в соответствии настоящим абзацем необходимо указывать все удовлетворяющие требованиям Заказчика значения, предусмотренные ГОСТом, т.е. в приведенном примере все значения длины, предусмотренные ГОСТом для соответствующего диаметра. При этом осуществляется добавление товарной позиции в перечне товаров для представления показателей по каждому варианту ».

Таким образом, инструкция по заполнению заявки содержит обязанность участников закупки указывать гвозди всех размеров, соответствующих требованиям ГОСТ и заказчика.

Заказчику требовались гвозди диаметром 1,4 и 1,6 мм. Для них было установлено общее максимальное значение длины «не более 50 мм».

В аукционной документации было установлено требование о соответствии размеров гвоздей ГОСТ 4028-63 «Гвозди строительные. Конструкция и размеры (с Изменениями N 1, 2, 3)» . Согласно таблице 1 данного ГОСТ гвозди диаметром 1,4 мм имеют значения длины 25, 32 и 40 мм, а гвозди диаметром 1,6 мм – значения длины 25, 40 и 50 мм.

Первая часть заявки по 44-ФЗ для участия в электронном аукционе: правила подготовки, сроки рассмотрения, типичные ошибки

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Грамотное заполнение первой части заявки для участия в электронном аукционе по 44-ФЗ является камнем преткновения для большинства участников закупок. Именно на этапе рассмотрения первых частей заявок многие из них отклоняются Заказчиками за несоответствие установленным требованиям. Поэтому в данной статье мы подробно рассмотрим, какие требования к подготовке заявки установлены Федеральным законом №44-ФЗ, а также какие ошибки совершают участники закупок при подготовке данного документа.

Содержание

1. Требования 44-ФЗ к подготовке первой части заявки

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей: первая часть (она же “Форма 2”) и вторая часть — стандартный набор информации и документов. Требования к аукционной заявке и порядок ее подачи установлены в ст.66 44-ФЗ.

Содержание первой части заявки напрямую зависит от предмета закупки, т.е. от того, что именно закупает Заказчик.

  • поставка товара;
  • выполнение работ или оказание услуг на условиях, указанных в документации;
  • выполнение работ (оказание услуг) с использованием товара.

Давайте теперь подробно рассмотрим, какую информацию необходимо указывать в первой части в каждом конкретном случае.

Содержание первой части заявки при поставке товара

Что нужно указать участнику в своей заявке:

  1. Согласие на поставку товара или его эквивалента на условиях, предусмотренных документацией ( Примечание: Такое согласие дается участником с использованием программно-аппаратных средств самой электронной площадки. Здесь не нужно прикладывать каких-либо дополнительных документов, достаточно просто подписать это согласие своей квалифицированной электронной подписью);
  2. Конкретные показатели товара , соответствующие значениям, установленным в техническом задании ( Примечание: Конкретные показатели товара необходимо указывать в нескольких случаях. Первый случай — в техническом задании отсутствует указание на товарный знак. Второй случай — участник предлагает к поставке эквивалентный товар с другим товарным знаком);
  3. Товарный знак ( Примечание: Товарный знак необходимо указывать при его наличии. У некоторых товаров товарного знака может и не быть, в этом случае в заявке можно написать следующую формулировку — “Товарный знак отсутствует”);
  4. Наименование страны происхождения товара ( Примечание: Закон №44-ФЗ требует указания наименования страны происхождения товара в случаях, когда Заказчиком установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства, в соответствии со ст.14 44-ФЗ. Я же рекомендую вам всегда указывать страну происхождения товара в заявке.)

Содержание первой части заявки при выполнении работ (оказании услуг) на условиях, указанных в документации

Если Заказчик проводит закупку на выполнение работ или оказание услуг, при выполнении которых не требуется использование товара, то участнику в первой части достаточно дать лишь свое согласие на выполнение этих работ (оказание услуг). Как было сказано выше, такое согласие дается с помощью технических средств электронной площадки. Никаких дополнительных документов прикладывать не нужно.

Содержание первой части заявки при выполнении работ (оказании услуг) с использованием товара

Что нужно указать участнику в своей заявке:

  1. Согласие на выполнение работ или оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией ( Примечание: Согласие дается участником с использованием технических средств электронной площадки);
  2. Конкретные показатели товара , которые будут использоваться участником при выполнении работ (оказании услуг) и которые соответствуют значениям, установленным в техническом задании ( Примечание: По отношению к конкретным показателям в данном случае применяются те же требования, что и при поставке товара) ;
  3. Товарный знак ;
  4. Наименование страны происхождения товара ( Примечание: По отношению к указанию страны происхождения товара в данном случае применяются те же требования, что и при поставке товара).

Согласно ч.4 ст.66 44-ФЗ первая часть заявки также может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт.

Часто участники закупок задают мне такой вопрос: “Заказчик в ТЗ разместил чертежи (фотографии) товара. Нужно ли нам указывать их в своей заявке?”.

Чаще всего Заказчики размещают графические изображения товара в дополнение к указанным техническим характеристикам. Это делается для того, чтобы участники лучше понимали, что именно нужно Заказчику. В любом случае заявка участника будет проверяться Заказчиком на соответствие указанным характеристикам, а не фотографии (см. решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15 января 2016 года № А63-9452/2015). Поэтому копировать чертежи (фотографии) товара в свою заявку не обязательно.

Чаще всего первая часть заявки (Форма 2) представляет собой таблицу с перечнем товаров (материалов) и их характеристиками. Образец заполнения первой части заявки по 44-ФЗ вы можете увидеть ниже.

Важный момент! По смыслу 44-ФЗ первая часть заявки должна быть анонимной для того, чтобы оценка заявок была максимально объективной. Соответственно, в заявке нельзя указывать наименование участника закупки и его контактные данные. Однако оформление Формы 2 на фирменном бланке участника не является поводом для отклонения такой заявки Заказчиком.

2. Причины отклонения по первым частям заявок?

Согласно ч.4 ст.67 44-ФЗ первая часть заявки участника отклоняется по следующим причинам:

  1. Непредоставление информации, предусмотренной ч.3 ст.66, или предоставление недостоверной информации;
  2. Несоответствие информации, предусмотренной ч.3 ст.66, требованиям документации о таком аукционе.

Если объяснить это более понятным языком, то это звучит так. Если вы не предоставили полную информацию (согласие, характеристики, товарный знак, страну), допустили ошибку в технических характеристиках товара или наименовании товарного знака (производителя), указали несуществующие характеристики товара или вовсе не указали конкретные показатели товара, то вашу заявку отклонят.

В случае отклонения заявки Заказчик обязательно должен сослаться на пункт закона на основании которого такая заявка отклонена.

Важный момент! Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по причинам, не предусмотренным ч.4 ст.67, не допускается. В случае отклонения заявки участника по основаниям не предусмотренным 44-ФЗ Заказчику грозит штраф в размере 5-30 тыс. рублей (ч.2 ст.7.30 КоАП РФ).

3. Порядок рассмотрения первых частей заявок

Порядок рассмотрения первых частей заявок выглядит следующим образом. Не позднее одного рабочего дня после окончания срока подачи заявок оператор площадки направляет Заказчику на рассмотрение первые части заявок участников.

Читайте также:  Решение об отмене открытого конкурса

Срок рассмотрения первых частей заявок Заказчиком не должен превышать 7-мь дней с даты окончания срока подачи заявок. А в том случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей, срок рассмотрения не должен превышать одного рабочего дня .

По итогам рассмотрения Заказчик формирует протокол рассмотрения первых частей заявок. Этот протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок направляется Заказчиком оператору площадки и размещается в ЕИС.

В течение одного часа после получения протокола от Заказчика оператор площадки уведомляет всех участников о результатах рассмотрения их заявок.

Содержание протокола рассмотрения первых частей заявок

  1. Идентификационные номера заявок участников;
  2. Информация о допуске или отказе в допуске к участию в аукционе по каждому участнику с обоснованием решения комиссии;
  3. Решение каждого члена комиссии в отношении каждого участника закупки;
  4. Информация о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами ( Примечание: В случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг были установлены Заказчиком в документации, в соответствии со ст.14 44-ФЗ).

Если по итогам рассмотрения 1-х частей ваша заявка допущена до аукциона, то в назначенный день и час вы должны зайти на площадку и принять участие в электронном аукционе.

Если же заявка не допущена, то нужно разобраться в причинах ее отклонения. В случае незаконного отклонения вашей заявки необходимо подготовить и подать жалобу в ФАС.

4. Типичные ошибки при составлении первой части заявки

Ошибка 1 — Указание согласия на выполнение работ (оказание услуг), для которых используется товар, без указания конкретных показателей такого товара

Некоторые участники невнимательно читают ТЗ и забывают указывать конкретные показатели товаров (материалов), которые необходимы для выполнения работ (оказания) услуг.

Ошибка 2 — Неверное указание показателей товара

В аукционной документации в обязательном порядке должна содержаться инструкция по заполнению заявки. Это тот “путеводитель” для участника, в котором должны быть указаны требования Заказчика к знакам препинания, союзам, математическим знакам, фразам “не более”, “не менее”, “должно быть” и так далее. На практике же Заказчики впадают в две крайности. Либо размещают в аукционной документации формальную инструкцию из 44-ФЗ, либо очень объемную и запутанную. Поэтому новичку не всегда понятно, как интерпретировать то или иное требование Заказчика.

Ошибка 3 — Бездумное копирование показателей товара из столбца “Требования Заказчика” в столбец “Предложение участника”

Многие участники, зная о том, что необходимо указывать конкретные показатели товаров, просто копируют указанные требования из одной колонки в другую, а затем убирают фразы “не более”, “не менее”, “от”, “до” и так далее. При этом не подбирают конкретный товар и не удосуживаются проверить реальное существование такого товара.

Ошибка 4 — Неверное указание товарного знака или наименования производителя

Часто банальная ошибка в названии товарного знака или наименования производителя может привести к отклонению заявки участника.

Ошибка 5 — Указание в заявке фразы “или эквивалент”

Если вы указываете в своей заявке конкретные показатели товара и его товарный знак, то фразу “или эквивалент” нужно убрать. В противном случае ваша заявка будет отклонена.

Ошибка 6 — Использование готовых шаблонов из Интернета

Некоторые участники находят в Интернете готовые шаблоны первых частей заявок и копируют из них показатели товаров или используют их в качестве образца для заполнения. Это полная утопия. Во-первых, вы не знаете, правильно ли указаны показатели товара и была ли допущена такая заявка до аукциона. Во-вторых, у Заказчиков могут быть разные инструкции по заполнению заявки. Например, в одном случае крайние значения диапазонов можно указывать в заявке, а в другом нет.

Ошибка 7 — Исправление требований Заказчика

Если вы не согласны с требованиями Заказчика, то не нужно самостоятельно вносить изменения в заявку. Для этого необходимо воспользоваться запросом на разъяснение документации. По одному аукциону можно направить не более 3-х запросов на разъяснение.

5. Как грамотно подготовить первую часть заявки на аукцион?

Как вы уже поняли, подготовка первой части заявки для участия в электронном аукционе по 44-ФЗ это очень важный и ответственный этап, так как от него зависит конечный результат вашего участия в данной процедуре.

Если вашу заявку отклонят на этапе рассмотрения, то все ваши усилия по поиску закупки, ее анализу и просчету будут напрасны. А это не только впустую потраченное время, но и упущенная прибыль.

Одни участники самостоятельно готовят свои заявки, другие обращаются за помощью к сторонним специалистам. Цены за подготовку “Формы 2” на рынке начинаются от 3000 рублей. Цена зависит не только от количества товаров (материалов), но и от сложности инструкции по заполнению такой заявки. Поэтому в Интернете вы можете встретить разные предложения. Кто-то будет указывать цену за количество знаков в заявке, кто-то за количество листов в ТЗ, а кто-то за количество товаров.

Если же вам понадобится моя помощь в подготовке “Формы 2”, то можете оставить свою заявку здесь .

На мой взгляд, постоянно зависеть от сторонних специалистов и тендерного сопровождения не самый лучший вариант, так как научиться грамотно готовить свои заявки по силам каждому. Для этого потребуется немного времени и желания. Если вы хотите самостоятельно разобраться в этом вопросе и сэкономить приличные деньги на оплату услуг сторонних экспертов, тогда вам сюда .

Здесь я дам лишь несколько ключевых рекомендаций, которые помогут вам в подготовке ваших заявок.

Во-первых , внимательно изучите всю аукционную документацию и приложения к ней.

Во-вторых , найдите и изучите инструкцию по подготовке заявки.

В-третьих , уточняйте у Заказчика все, что вызывает у вас вопросы. Научитесь грамотно готовить и направлять запросы на разъяснение положений документации.

В-четвертых , подбирайте реальный товар и указывайте реальные характеристики, чтобы не иметь проблем с приемкой на этапе исполнения контракта.

В-пятых , следите за изменениями и разъяснениями документации на сайте ЕИС.

В-шестых , перед тем, как отправить заявку, проверьте ее несколько раз.

В-седьмых , отстаивайте свои законные права и интересы в ФАС. Не бойтесь жаловаться на Заказчика, если он не прав.

6. Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1 Нужно ли указывать в первой части заявки наименование участника?

Ответ: Нет, указывать наименование и контактную информацию участника в первой части заявки не нужно. Однако указание такой информации не является поводом для отклонения заявки.

Вопрос №2 Нужно ли указывать товарный знак в первой части заявки, и как быть, если его нет?

Ответ: Товарный знак указывать нужно при его наличии. Если товарного знака нет, то в заявке необходимо указать “Товарный знак отсутствует”.

Вопрос №3 — Обязательно ли указывать страну происхождения товара в первой части заявки?

Ответ: Страну происхождения товара необходимо указывать в случаях, когда Заказчиком установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства, в соответствии со ст.14 44-ФЗ. В остальных случаях страну можно не указывать. Однако я своим ученикам и клиентам рекомендую указывать страну происхождения всегда.

Вопрос №4 Необходимо ли в первой части заявки указывать сведения о сертификации и прикладывать соответствующие документы?

Ответ: В первой части вы можете указать следующую информацию: “Товар сертифицирован” или “Товар не подлежит сертификации”. А вот сами сертификаты передаются Заказчику вместе с товаром. Если же это регистрационное удостоверение, то оно в обязательном порядке прикладывается участником ко второй части заявки.

Вопрос №5 Имеет ли право Заказчик отклонить заявку участника, если она будет выполнена не по форме Заказчика?

Ответ: Нет, не имеет. Образец первой части заявки (Формы 2), которую Заказчик прикладывает в составе аукционной документации носит сугубо рекомендательный характер. Поэтому участник может подготовить заявку по форме отличной от формы Заказчика. Однако я рекомендую вам все-таки придерживаться формы Заказчика.

Вопрос №6 — Имеет ли право Заказчик требовать в первой части заявки подтверждения опыта выполнения аналогичных работ?

Ответ: Нет. Перечень информации, указываемых участником в первой части заявки является закрытым. Устанавливать иные требования к участникам запрещено. За это нарушение для Заказчиков предусмотрен штраф в размере 3000 рублей (п.4.2 ст.7.30 КоАП РФ).

И напоследок, предлагаю вам посмотреть видео о том, почему не стоит подавать заявку на участие в электронном аукционе в самый последний момент.

На этом у меня все. Если статья была для вас полезной, поддержите ее лайком.

Электронный аукцион: все о первой части заявки

    On 22.03.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, ЕИС, Электронный аукцион, ЭТП

Речь в статье пойдет о том, какие сведения должны содержаться в первой части заявки на участие в электронном аукционе. Кроме того, разберем, как заказчики оценивают эту информацию и решают, допускать ли поставщика до процедуры.

Что должно быть в первой части заявки

Набор сведений зависит от того, что является объектом закупки:

  • товар;
  • услуга или работа;
  • услуга (работа), для оказания (исполнения) которой нужен товар.

Если закупается товар

В первой части заявки участник выражает свою готовность поставить товар, соответствующий приведенным характеристикам. Кроме того, подтверждается согласие участника с условиями поставки, оговоренными заказчиком в документации.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

В техническом задании могут фигурировать такие параметры предмета закупки, как товарный знак, фирменное название, патент, образец и так далее. В общем случае закон обязывает добавлять к этой фразе «или эквивалент», но есть исключения.

Если конкретное наименование товара указано, участник может просто дать свое согласие на его поставку. Если поставщик предлагает эквивалент, он должен прописать в первой части заявки показатели эквивалентности. Но бывает, что в документации не фигурирует упоминание товарного знака. В этом случае участник должен прописать конкретные показатели предложенного им товара, подтверждая тем самым, что они соответствуют параметрам, установленным в документации.

Также в первую часть заявки в обязательном порядке должна быть включена информация о стране происхождения товара.

Перечисляя характеристики товара, можно приложить его фото, эскиз, опытный образец либо любое другое наглядное изображение.

Кстати, если приложить фото товара, который не отвечает условиям заказчика, но при этом указать характеристики правильного товара, то отклонить заявку заказчик будет не вправе (решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15 января 2016 года № А63-9452/2015).

Если закупаются работы или услуги

Когда предметом закупки является выполнение работ либо оказание услуг, достаточно прописать свое согласие на исполнение всех требований, установленных в документации аукциона.

Если закупаются работы или услуги, для которых нужен товар

В этом случае поставщик в первой части заявки дает свое согласие на осуществление работ или оказание услуг, обязуясь при этом:

  • при указании в документации только товарного знака (когда это разрешено) — использовать конкретный товар;
  • при указании «или эквивалент» — применять конкретный товар либо его эквивалент (в заявке перечисляются параметры эквивалентности);
  • при отсутствии указания на товарный знак — использовать товар, соответствующий указанным в документации характеристикам (необходимо привести эти характеристики).

Чего нельзя требовать в первой части заявки

Заказчик не может требовать, а поставщик не должен указывать в заявке какую-либо иную информацию, помимо упомянутой выше. Заказчику этим правилом пренебрегать не стоит, ведь иначе ответственное должностное лицо будет оштрафовано по части 4.2 статьи 7.30 КоАП на 3000 рублей.

Кроме того, заказчик не должен требовать от участника заполнения заявки по определенной форме. Образец включается в аукционную документацию, но руководствоваться им и участник не обязан.

Рассмотрение первых частей заявок заказчиком

На рассмотрение первых частей заявок отводится не более 7 дней с даты, когда прекращено их принятие. Комиссия рассматривает заявки и оценивает их соответствие требованиям документации, после чего приходит к выводу — кого из участников допустить к процедуре, а чьи заявки отклонить.

Отклоняют заявки в таких случаях:

  • если представлены неполные сведения;
  • если заявка не соответствует требованиям, установленным в документации;
  • если участник заявил недостоверную информацию.

Что касается последнего обстоятельства, то при его выявлении заказчик обязан отстранить участника на любом этапе аукциона.

А вот если заказчик не примет заявку по каким-либо иным причинам, к нему будут применены меры ответственности. В соответствии с частью 2 статьи 7.30 КоАП, штраф для должностного лица заказчика составит 5-30 тыс. рублей.

Протокол рассмотрения заявок

Когда принято решение в отношении каждого заявителя, должен быть составлен итоговый протокол рассмотрения первых частей заявок. Протокол составляется в тот же день, когда заявки рассмотрены. Безотлагательно он направляется оператору ЭТП, а также публикуется в ЕИС.

Протокол должен содержать такие сведения:

  • порядковый номер заявки;
  • информацию о том, что претендент допущен к процедуре и признан участником аукциона;
  • сведения об отказе в допуске к аукциону (в этом случае нужно представить обоснование: данные заявки, которые нарушают документацию заказчика, а также само это нарушенное положение документации);
  • решение каждого члена комиссии относительно каждого подавшего заявку лица.

Бывает, что подана только одна заявка на участие в электронном аукционе, а иногда из всех поданных заявок допускается только одна либо ни одной. В этом случае аукцион должен быть признан несостоявшимся. Сведения об этом отражаются в протоколе.

Ссылка на основную публикацию