Указание в плане-графике закупок по 44 ФЗ НМЦК энергосервисного контракта, заключенного на срок, превышающий срок,

Энергосервисный контракт по 44-ФЗ

Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

В ряде случаев такое госконтракт закрепляет договорные отношения на длительный период. За короткий срок меньше шансов получить реальную экономию. Заказчику нужно предвидеть результат, обеспечить условия выполнения принятых на себя сторонами обязательств, создать возможности для окупаемости оборудования. Иногда эти сроки превышают 10 лет. При таких долгосрочных планах сложнее предвидеть риски по расходам и точно рассчитать эффективность.

Заказчику необходимо четко представлять тот объем ресурсов, который он имеет без энергосбережения. На основании этого нужно уметь рассчитывать планируемый объем потребления. Заказчику потребуется заложить и учесть возможность непредвиденных факторов в виде изменений погодных условий или резкого увеличения числа потребителей. Потребуется ему думать и над правом собственности на оборудование.

Сэкономленные средства могут перераспределяться на увеличение заработной платы сотрудников (письмо Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Как заключить энергосервисный контракт

Закон дает заказчику право заключать ЭСК, это дополнительно подчеркнуто в письме Минэкономразвития от 09.09.2015 № Д28и-2618. При этом с 2010 года государственные и муниципальные учреждения обязаны минимизировать объем потребления воды, топлива, природного газа, тепловой энергии в течение пяти лет (ст. 24 № 261-ФЗ). С 2011 года требования распространились на все государственные (муниципальные) учреждения: казенные, бюджетные, автономные (подтверждено письмом Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Заказчики могут заключать энергосервисный контракт по результатам электронных способов определения поставщика (ст. 108 44-ФЗ). На основании ч. 2 ст. 108 он заключается отдельно от контрактов:

  • в области деятельности субъектов естественных монополий;
  • на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению;
  • по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам;
  • на поставки электроэнергии, мазута, угля, топлива в целях выработки энергии.

Одновременно условия энергосервисного контракта могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (ст. 20 261-ФЗ).

Основной объем деятельности приходится на энергосервисные контракты в бюджетной сфере (его образец представлен в конце статьи), в жилищном секторе и в промышленности.

Особенности заключения

В документации как к конкурсу, так и аукциону, а также в извещении о запросе котировок заказчику нужно указать начальную (максимальную) цену и привести расходы на поставку ресурсов каждого вида с указанием их количества (ч. 3 ст. 108 44-ФЗ).

НМЦК определяется по фактически подтверждаемым расходам на поставку энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанных расходов. Для энергосервисных контрактов сроком исполнения более одного календарного года НМЦК определяется умножением. Например имеем такие исходные данные:

  • фактический объем потребления энергетического ресурса за 2016 г. — 463 261 кВтч;
  • стоимость единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении закупки — 6,3 рубля;
  • минимальное целое количество лет, составляющих срок исполнения договора, — 5.

Получаем НМЦК 463 261 х 6,3 х 5 = 14 592 721,5 рубля.

Размер обеспечения исполнения ЭСК определяется заказчиком в размере от 5% до 30% (ч. 16 ст. 108 44-ФЗ).

Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде процента экономии расходов на поставку энергоресурсов в соответствии с предложением победителя закупки (ч. 13 ст. 108 44-ФЗ):

  • в соотношении с указанным в документации максимальным процентом на основании п. 1 ч. 3 ст. 108;
  • на основании подлежащего уплате исполнителю процента экономии с минимальным размером на основании п. 2 ч. 3 ст. 108;
  • в виде минимального размера экономии расходов заказчика, максимальный процент от которой может быть уплачен победителю в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 108.

При заключении указывается экономия в натуральном выражении расходов заказчика на поставку энергоресурсов по каждому виду таких ресурсов. Показатели рассчитываются в соответствии с пунктами 1, 2, 3 ч. 3 ст. 108.

Оплата энергосервисного контракта осуществляется на основании предусмотренного в нем размера экономии энергорасходов заказчика и процента такой экономии. Экономия определяется по ценам на действующие энергоресурсы за период исполнения договорных отношений.

Требования к содержанию

Действующим законодательством определено, кем устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта. Такими полномочиями наделили правительственные органы. Постановлением Правительства от 18.08.2010 № 636 установлены два приложения, которые содержат Требования к условиям и особенности определения НМЦК.

Требования к некоторым условиям ЭСК определены необходимостью:

  • наличия перечня мероприятий энергоэкономии с техническим описанием каждого мероприятия и сроками выполнения;
  • отсутствия компенсации участникам затрат при проведении подготовительных работ для подачи своей заявки;
  • определения размера экономии энергоресурса для стороны исполнителя;
  • наличия положения, по условиям которого обязательство исполнителя по экономии считается исполненным при достижении или превышении того размера экономии, который был закреплен в договорном документе;
  • учета факторов, которые влияют на размер экономии и исполнения договорных отношений, вплоть до изменения площади и объемов помещений;
  • обозначения механизма распределения между сторонами договора дополнительной экономии энергетического ресурса;
  • указания начального и конечного срока достижения предусмотренного договором размера экономии.

Письмо Минфина России от 29.09.2017 № 24-01-06/63706 “Об указании в плане-графике закупок НМЦК энергосервисного контракта, заключенного на срок, превышающий срок, на который утвержден план-график”

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе) в части заключения энергосервисных контрактов, сообщает следующее.

В силу положений пункта 4 части 2 статьи 17 Закона о контрактной системе, а также подпункта “е” пункта 1 Требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 N 552, в плане закупок указывается объем финансового обеспечения (планируемые платежи) для осуществления закупки на соответствующий финансовый год.

Согласно положениям пункта 2 части 3 статьи 21 Закона о контрактной системе, а также подпункта “ж” пункта 1 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2015 N 553, в план-график включается информация о начальной (максимальной) цене контракта, цене контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – НМЦК), сформированной в соответствии со статьей 22 указанного Федерального закона.

Особенности заключения энергосервисных контрактов установлены статьей 108 Закона о контрактной системе. Так, заключение энергосервисного контракта осуществляется в порядке, установленном Законом о контрактной системе, с учетом положений, предусмотренных статьей 108 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 108 Закона о контрактной системе НМЦК энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636 (далее – Особенности определения НМЦК).

Согласно пункту 1 Особенностей определения НМЦК установлено, что, в случае если срок исполнения энергосервисного контракта равен или меньше одного календарного года, НМЦК определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год и стоимости единицы энергетического ресурса

Для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых составляет более одного календарного года, НМЦК определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год, стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта (пункт 3 Особенностей определения НМЦК).

В силу положений части 9 статьи 21 Закона о контрактной системе предусмотрено, что, если установленный с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в план-график также включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные или муниципальные заказчики вправе заключать государственные или муниципальные энергосервисные договоры (контракты), в которых цена определена как процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку).

Таким образом, в случае наличия средств в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов заключение энергосервисных контрактов возможно на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

В таком случае НМЦК определяется в соответствии с положениями, установленными пунктом 3 Особенностей определения НМЦК.

При этом в плане-графике указывается НМЦК энергосервисного контракта, рассчитанная с учетом Особенностей определения НМЦК, а в случае, установленном частью 9 статьи 21 Закона о контрактной системе, включается сумма, необходимая для оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график.

Контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, осуществляется в соответствии с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 N 1367 Правилами осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе в отношении проверки информации об объеме финансового обеспечения, включенного в планы закупок, в части непревышения объема финансового обеспечения:

над лимитами бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год и плановый период, доведенными в установленном порядке до государственного (муниципального) заказчика как получателя бюджетных средств с учетом принятых и неисполненных обязательств субъектами контроля, а также объемами средств, содержащимися в нормативных правовых актах, предусматривающих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации возможность заключения государственного (муниципального) контракта на срок, превышающий срок действия доведенных лимитов бюджетных обязательств
показателями выплат на закупку товаров, работ, услуг на соответствующий финансовый год и плановый период, осуществляемых в соответствии с Законом о контрактной системе, включенными в планы финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, по году начала закупки.

Читайте также:  Обоснование цены контракта при закупке у единственного поставщика

Указание в плане-графике закупок по 44 ФЗ НМЦК энергосервисного контракта, заключенного на срок, превышающий срок,

О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками
Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

Закупка коммунальных услуг – это то, без чего не может обойтись любое учреждение. И за десятилетия существования системы регламентированных закупок заказчика уже трудно чем-либо удивить. Но 2019 год богат на закупочные новеллы, часть из которых вступила в силу летом текущего года, а часть еще только вступает в «свои права».
Рассмотрим отдельные вопросы закупок услуг коммунальной сферы с учетом актуальной редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и подзаконных актов.

Основания для закупки

В связи со спецификой функционирования рынка коммунальных услуг бюджетным учреждениям предоставлено право заключать контракты без проведения конкурентных процедур. В частности, ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусматривает большой набор оснований для заключения контракта с единственным поставщиком. В отношении коммунальных услуг предусмотрены следующие специальные пункты указанной нормы для заключения контракта:

пункт 1 – закупка услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ). Статьей 4 указанного закона перечислено 12 сфер деятельности естественных монополий. В отношении коммунальных услуг для заказчиков интерес представляют следующие:
– услуги по передаче электрической энергии;
– услуги по передаче тепловой энергии;
– водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;
пункт 8 – оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам);
пункт 29 – заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком электроэнергии.

И отметим еще одно основание, которое опосредованно можно отнести к основаниям закупки коммунальных услуг, – это пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Указанная норма предусматривает право заказчика заключать контракт на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.
В перечисленных случаях ограничения по цене контракта не установлены, но есть ограничения по предмету контракта – установлен перечень услуг, которые можно закупать. Обратите внимание, так называемые малобюджетные заказчики имеют право закупать коммунальные услуги по универсальному основанию – пункт 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Как заключить энергосервисный контракт по 44-ФЗ и какими правовыми нормами он регулируется?

Контракты, которые предполагают поставки энергосервисных услуг, носят название энергосервисных. Они имеют некоторые особенности, и порядок их заключения содержится в отдельной статье 44-ФЗ.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Какими правовыми нормами регулируется

Заключение энергосервисных контрактов регулируется двумя федеральными законами и несколькими подзаконными актами, что усложняет процедуру его подписания.

Особенностям заключения энергосервисных контрактов посвящена ч. 19 ст. 108 44-ФЗ. Здесь сказано, что Правительством РФ устанавливаются определенные требования к условиям подписываемого энергосервисного контракта. В частности, на уровне Правительства определяются требования к условиям исполнения контракта и его оплаты, особенности определения НМЦК и период, в который учитываются расходы заказчика на поставку энергоресурсов.

Указанные требования детализируются Правительством РФ от 18 августа 2010 года №636.

Понятия энергосбережения и энергоэффективности детализированы в ст. 2 261-ФЗ. В ч. 1 ст. 26 этого закона установлена обязанность государственных заказчиков закупать товары с учетом принципов энергоэффективности и учитывать класс энергопотребления при закупках.

Согласно последним правкам, к энергосервисным контрактам теперь относят и договоры на закупку услуг по реализации сжиженного газа, который используется как моторное топливо.

Понятие

Седьмая Глава законодательства о контрактной системе в закупочной отрасли определяет специфику закупки товаров, работ и услуг. Одной из указанных закупочных процедур выступает определение победителя для производства работ для роста энергоэффективности при использовании энергоресурсов. Например, водоснабжение, поставка топлива или угля.

Результатами торгов подобного рода становится подписание энергосервисного контракта.

Цель такого контракта состоит в получении экономии на энергоэффективных технологиях при оплате энергоресурсов.

Особенности заключения энергосервисных контрактов

Данные соглашения могут предполагать уменьшение расходов заказчика или увеличение эффективности потребления ресурса. Они заключаются на длительный срок.

Связано это с тем, что достигнуть за короткий период экономии бывает очень сложно. Достаточно часто сроки энергосберегающих контрактов превышают 10 лет. При подобных долгосрочных контрактах бывает весьма нелегко оценить эффективность его заключения и просчитать потенциальные риски. Заказчику необходимо четко спрогнозировать потребление энергоресурса без учета энергосбережения, а также заложить влияние непредвиденных факторов в виде изменения погоды или резкого роста численности потребителей.

При этом условия энергосервисного контракта могут быть включены в договоры купли-продажи и поставки энергоресурсов, согласно ст. 20 261-ФЗ.

Если контракт предполагает оказание энергоаудиторских услуг, то компания-поставщик должна состоять в специализированном СРО и подтвердить указанный факт документально. В качестве документального подтверждения выступает свидетельство о членстве в СРО. Для получения указанного свидетельства поставщик должен соответствовать всем законодательным требованиям №261-ФЗ. Так, в штате компании должно быть как минимум 4 лица с должным уровнем квалификации.

Порядок заключения: алгоритм действий

Для заключения энергосервисного контракта заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Выбрать способы определения поставщика.
  2. Сформировать закупочную документацию.
  3. Опубликовать извещение о закупке в ЕИС.
  4. Провести закупочную процедуру.
  5. Выбрать победителя закупки.
  6. Подготовить и направить ему проект контракта.
  7. Подписать контракт с победителем.
  8. Принять оказанные услуги и подписать итоговую документацию.
  9. Оплатить услуги поставщика.

Выбор способа определения поставщика

Для определения поставщика по энергосервисному контракту по ст. 108 44-ФЗ заказчик может использовать один из нижеупомянутых способов:

Согласно ст. 108 44-ФЗ, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты по результатам проведения электронных закупок.

По ч. 2 ст. 57 44-ФЗ у заказчика есть возможность проведения двухэтапного конкурса на право подписания энергосервисного контракта.

Требования к содержанию

Согласно Приложению №1 к ПП №636 к энергосервисному контракту, он должен содержать в своем составе перечень мероприятий, которые проводятся исполнителем и направленные на повышение энергоэффективности и энергосбережение.

При этом если самостоятельно заказчик не может подготовить данный перечень, то в контракт включается перечень из переданной заявки участника, с которым подписывается контракт. Но также здесь должно содержаться условие о том, что компенсация затрат на подготовку документации на участие в торгах участником не производится.

В отношении экономии должны быть указаны ее размер, возможности распределения дополнительной экономии и период, когда будут достигнуты показатели энергосбережения. Так, согласно письму Минфина от 2010 года №02-03-06/5448, сэкономленные на энергоресурсах средства могут перераспределяться на увеличение зарплаты сотрудников.

Также госконтракт содержит такие типовые условия, как:

  1. Сроки оплаты по договору.
  2. Штрафные санкции при недостижении исполнителем компенсации.
  3. Штрафные санкции при неисполнении обязательств по договору.
  4. Порядок перехода прав собственности на поставленное оборудование в пользу заказчика.
  5. Положение о том, что полная и частичная уступка права требования оплаты по энергосервисному контракту допускается (или наоборот).

По «Методическим рекомендациям …» по подготовке энергосервисных контрактов от 2017 года №15627-НП/Д07и, которые были составлены Минэкономразвития, предметом договора или госконтракта становится повышение энергоэффективности заказчика за счет оказания услуг поставщиком. Перечень мероприятий для достижения указанной цели прописывается в виде приложения к контракту в разделе «Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

Сроки действия договора определяются с учетом п. 11 Постановления Правительства от 2010 года №636. Они устанавливаются с учетом достижения размера экономии от действий подрядчика и не могут быть менее месяца.

С учетом п. 13 указанного постановления сроки оплаты заказчиком достижения целевого размера экономии должны составлять 5-30 дней с момента дня окончания указанного периода. Окончательные расчеты осуществляются по факту достижения размера энергосбережения.

Сроки выполнения энергосберегающих мероприятий выступают существенным условием контракта. При этом окончание срока контракта не освобождает стороны от гарантийных обязательств.

Заказчик также должен гарантировать соблюдение санитарно-гигиенических, технических и эксплуатационных требований к объектам.

В разделе с базовым уровнем потребления прописывается уровень потребления энергоресурсов за предыдущий период. Объективно указанный период должен быть не менее года с учетом климатических и природных особенностей. Разбивку потребления стоит указывать помесячно.

Уровень потребления энергоресурсов до энергосберегающих мероприятий указывается на основании показания приборов учета. Они фиксируются в акте об объеме потребления энергоресурсов, который прикладывается к госконтракту и становится его неотъемлемой частью.

Читайте также:  Проведение электронного аукциона на право заключить госконтракт по 44-ФЗ

В ходе исполнения контракта заказчик фиксирует изменения в энергопотреблении за установленный временной промежуток (месяц или день). Заказчик по требованию исполнителя в течение 3 дней предоставляет первичную документацию с объемом потребления энергоресурсов.

Размер достигнутой экономии определяется по каждому виду ресурса по отдельности: по газу, воде, углю и пр.

Процент экономии определяется путем сопоставления базового потребления и достигнутого после энергосберегающих мероприятий.

В разделе с энергосберегающими мероприятиями приводятся обязанности сторон по реализации определенных действий для повышения энергоэффективности в соответствии с планом-графиком их внедрения.

При выполнении данных мероприятий должны учитываться действующие на территории РФ строительные нормы, государственные стандарты, технические регламенты, санитарные нормы и правила. Все используемые материалы должны иметь сертификаты, которые предоставляются заказчику исполнителем в течение не более 3 дней после поступления запроса.

Исполнитель по договору имеет право оказать дополнительные услуги, но без увеличения цены контракта.

Расчет НМЦК

Кроме тех условий, которые указаны выше, особенностью контракта является то, что его цена рассчитывается в особом порядке.

В приложении №2 ПП №636 Правительством устанавливаются особые условия для расчета и формирования НМЦК. Так, для контрактов, которые заключаются на период один год (либо на более краткосрочный период) цена определяется путем умножения фактического объема энергопотребления за год со стороны заказчика и стоимости энергоресурса на дату публикации извещения.

Для контрактов, которые заключаются на долгосрочный период (на календарный год и дольше), для определения НМЦК заказчику нужно перемножить фактический объем потребления за прошлый год, стоимость энергоресурса на дату публикации и минимальное количество лет, которые прописаны в контракте. Если заказчик оплачивает энергоресурсы по разным тарифам, то следует учитывать средневзвешенную цену.

При этом оплата по энергосервисному контракту производится в виде определенного процента экономии исходя из цен, которые действовали на период исполнения договора на основании ч. 13 ст. 108 44-ФЗ.

Формирование документации и проведение процедуры

Согласно Постановлению Правительства №1618, которое вступило в силу с апреля 2019 года, энергосервисные контракты в плане закупок подлежат указанию отдельной строкой. В ЕИС они публикуются с пометкой «Энергосервисные торги».

Проведение закупочной процедуры будет варьироваться в зависимости от выбранного заказчиком способа определения поставщика.

Сама схема проведения процедуры оценки заявок и их рассмотрения отличается от классической схемы проведения конкурса или запроса котировок исходя из особенностей определения цены контракта. Если закупка проводится в формате аукциона, то при этом в ходе торгов происходит снижение не НМЦК, а ценовых предложений по сумме, цене контракта и проценте экономии.

Таким образом, энергосервисный контракт – это особенное соглашение, которое направлено на энергосбережение у заказчика и повышение его эффективности. В закупочной документации на проведение торгов на поставку энергосберегающих технологий заказчику необходимо прописать начальную цену контракта и привести расходы на поставку энергоресурсов каждого вида с указанием их количества. НМЦК по таким контрактам определяется исходя из фактически подтвержденных расходов на поставку энергоресурсов за прошлый год и не может превышать их.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

13 важных вопросов про план‑график закупок по 44‑ФЗ

С 1 января 2017 г. порядок осуществления закупок поменялся. В частности, закупки, не включенные в планы-графики, теперь запрещены. Наш эксперт по торгам Петр Воронцов ответил на ваши вопросы. Надеемся, что этот материал поможет разобраться в составлении плана-графика и пробелов по этой теме станет меньше.

План-график — это составленный заказчиком перечень закупаемых в течение всего календарного года товаров, работ, услуг (п. 2 Приложения № 1 к Приказу № 761/20н). Для его подготовки необходимо определить ответственное лицо, необходимые заказчику товары (работы, услуги) и объем денежных средств, которые выделены на их приобретение.

План-график заполняется по форме, приведенной в Приложении № к Приказу № 761/20н. В него включаются сведения о любых планируемых закупках (п. 4 Особенностей № 182/7н). Эту информацию следует указать в плане-графике того года, в котором начнется проведение закупки.

Статья «План-график закупок на 2017 год: на что обратить внимание заказчику» – кто составляет план-график, как его утвердить, как внести изменения и разместить план-график в ЕИС.

Как составить план — график

Вопрос 1:

С операторами котельной компания заключает договор оказания услуг с ноября по апрель. Как отразить сумму в плане графике и плане закупок? Рассчитать сумму по декабрь 2017 включительно, а с января по апрель заключать новый договор и включать в график 2018 года? Или по окончанию отопления по апрель? Но это ведь уже будет 2018 год, а план график только на 2017год?

Нет необходимости заключать два договора. Вы отразите Ваш контракт в плане-графике 2017 года (если заключение планируется в 2017 году). В плане-графике 2018 года указанный контракт указывать не требуется.

В план-график вносятся сведения о закупках, которые должны состояться в плановом периоде, а не об исполнении контрактов, которые заказчик будет исполнять в плановом периоде.

Вопрос 2:

Должны ли мы включать платежи, которые будут осуществляться в 2017 году по договорам, заключенным в 2016 году, в план закупок и план-график на 2017 год?

Нет, не должны. В план закупок и план-график вносятся сведения о закупках, которые должны состояться в плановом периоде, а не об исполнении контрактов, которые заказчик будет исполнять в плановом периоде.

Вопрос 3:

Я потратила на теплоэнергию 291 000 руб., вместо планируемых 231 000 руб. Мне нужно сначала внести корректировку в план-график, а затем выставить последний акт выполненных работ? И я не могу понять по срокам.

В рассматриваемой ситуации Вам не требуется вносить изменения в план-график.

Вопрос 4:

Организация находится в здании, которое принадлежит администрации района, заключен договор на безвозмездное пользование до 2025 года. Расходы ЖКУ возмещаем администрации. Нужно ли их размещать в плане графике и плане закупок?

Договор аренды заключен до 2025 года до вступления в силу для Вас Закона № 44-ФЗ. Как я понимаю, расходы на ЖКУ Вы возмещаете администрации по указанному договору. Таким образом, данные расходы — часть обязательств, которые возникли до того, как Ваше предприятие попало под действие Закона № 44-ФЗ. Данные расходы не следует включать в совокупный годовой объём закупок и рассматривать как закупку по Закону № 44-ФЗ.

Рекомендуем посмотреть запись вебинара План закупок. План-график по 44-ФЗ. Лектор расскажет: чем отличается план закупок от плана-графика, какие акты регулируют планирование помимо 44-ФЗ, что должно быть сделано, в какие сроки, кто отвечает за результат.

Вопрос 5:

1. Новые договоры на 2018 год по правилам Закона 44-ФЗ мы будем заключать в конце 2017 года. В плане-графике закупок в 7 графе надо указывать платежи на 2017 год по договору 2016 года, а в графе 8 планируемые платежи по договору, который будет заключен в конце 2017 года на 2018 год?

2. А в плане-графике размещения заказов в графе 9 мы должны указать сумму, на которую планируем заключить контракт в 2017 году на 2018 год?

3. В договоре, заключенном в 2016 году на 2017 год, не прописана сумма. Нужно ли заключать в декабре этого года дополнительное соглашение к договору на конкретную сумму на 2017 год, чтобы указывать её в плане закупок и в плане-графике?

4. В 2017 году мы заключим договор на 2018 год на поставку запасных частей для наших автомашин на сумму 200 тыс.рублей. Если в 2018 году нам потребуется больше запчастей, чем запланировано, можно ли будет заключить дополнительное соглашение к договору на ещё какую-то сумму? И какой метод определения поставщика лучше выбрать для приобретения запчастей?

1. В графе 7 плана-графика Вы должны будете отразить как платежи по договорам предыдущего года (2016) проведённые по Закону № 44-ФЗ, которые Вы должны будете осуществить в текущем году (2017), так и договоры текущего года со сроком оплаты в текущем году. В графе 8 плана-графика Вы должны отразить расходы по договорам текущего года, которые будут осуществляться в первом году планового периода.

2. В графе 9 плана-графика отражаются расходы, которые будут понесены Вами в 2019 году по договорам, заключенным в 2016-2017 годах.

3. Если Вы заключали договор в 2016 году по правилам Закона № 44-ФЗ, то это является нарушением. Как я понимаю, Вы являетесь МУП (ГУП) и переходите на Закон № 44-ФЗ с Закона № 223-ФЗ. Если я прав, то в таком случае закупки по Закону № 223-ФЗ, осуществлённые в 2016 году, Вам не требуется отражать плане-графике 2017 года для закупок по Закону № 44-ФЗ.

Вопрос 6:

Указывается ли в плане закупки и плане-графике идентификационный код закупки при закупке у единственного поставщика?

В плане закупок и плане-графике закупок не требуется отражение всех сведений по закупкам, проводимым на основании пунктов 4, 5, 26, 33 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Информация о таких закупках отражается в размере годового объема финансового обеспечения по этому основанию. В плане-графике информация по таким закупкам указывается в столбцах 1, 9 и 13 формы планов-графиков отдельной строкой (письмо Минэкономразвития РФ от 15 июня 2016 г. N ОГ-Д28-7315). Аналогично заполняется и план закупок.

В случае, если закупка проводится по другому основанию статьи 93 Закона № 44-ФЗ, например, услуги естественной монополии, то заполнять идентификационный код закупки Вам необходимо.

Читайте также:  Оплата по государственному (муниципальному) контракту

Как внести изменения в план — график

Вопрос 7:

В плане — графике сумма контракта на коммунальные услуги 109 тысяч, фактически выставлено счетов на 111 тысяч. Если оплатим фактически выставленные счета, то как правильно закрыть контракт на сайте? Какие изменения и куда мы должны внести?

В этом случае никаких изменений в план-график вносить не требуется. По завершении контракта внести в реестр контрактов данные, предусмотренные статьёй 103 Закона № 44-ФЗ.

Вопрос 8:

Мы муниципальное бюджетное учреждение, договор по коммуналке оплачиваем из муниципального задания, в конце года будем платить из доходов от платных услуг. Какие изменения внести в план-график? И как правильно закрыть договор на сайте?

В случае исчерпания бюджетных средств на оплату коммунальных услуг, я бы порекомендовал расторгнуть договор по соглашению сторон и заключить новый договор в соответствии с Законом № 223-ФЗ, оплачивая услуги доходами от платных услуг.

Вопрос 9:

На днях будет подписан бюджет на 2017 год, мне в течении 3 дней нужно выставить предварительный план-график на 2017 год. В 25 января примут бюджет окончательно, выдадут ПФХД, и мне нужно внести корректировки в план-график. Я все правильно делаю?

Согласно части 10 статьи 21 Закона 44-ФЗ бюджетным учреждениям план-график закупок необходимо утвердить не позднее 10 рабочих дней со дня утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности. И, соответственно, в течение 3 дней после утверждения разместить в ЕИС. Требование о формировании «предварительного плана-графика» Законом 44-ФЗ не предусмотрено.

Вопрос 10:

1. Можно ли заключать договоры раньше, чем опубликован план-график, ссылаясь на ст. 425 ГК РФ (правоотношения, возникшие до даты заключения договора), или правильно заключить в конце декабря?

2. Если в конце декабря 2016 г. в план-график внесена сумма на договор с исполнением в 2017 г.. В 2017 г. сумма договора увеличивается. Можно просто заключить доп.соглашение или нужно заключать новый договор на увеличенную сумму (заложенной суммы в плане-графике 2016 г. мало, но внесены изменения в 2017 г. в план-график)?

  1. Исходя из норм Закона № 44-ФЗ, проводить закупки возможно только после формирования и опубликования плана закупок и плана-графика.
  1. Изменение цены заключённого договора возможно только в пределах 10% (при пропорциональном увеличении объёма оказанных услуг, поставленных товаров, выполненных работ). В ином случае требуется заключение нового договора.

В какой срок разместить план — график

Вопрос 11:

Плановая проверка выявила нарушение: план-график утвержден приказом начальника финансового управления от 28.01.2015 г. и размещен на официальном сайте в сети «Интернет» 29.01.2015г. позднее одного календарного месяца после принятия решения о бюджете от 19.12.2014г. Одни ревизоры считают что срок размещения 31.01.2015 года, другие считают со след. дня принятия решения и бюджете. Бюджетные ассигнования были доведены 30.12.2014 года. Был ли на самом деле нарушен срок опубликования плана — графика?

Пунктом 2 Особенностей. утверждённых приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013г. N544/18н, установлено, что планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее 1 месяца после принятия закона (решения) о бюджете. Так как решение о бюджете принято 19.12.2014, то план-график должен был быть опубликован до 19.01.2015. В рассмотренной ситуации срок опубликования плана-графика был нарушен.

Вопрос 12:

Правильно ли я понимаю, что план закупок и план-график закупок я должна отдать на утверждение в течение 10 дней после того как будет утвержден бюджет на 2017 г. и плановый период 2018-2019 гг.? После этого в течение 3-х дней я должна разместить их в ЕИС. Совет по утверждению бюджета назначен на 22 декабря, получается я должна утвердить и разместить в ЕИС план закупок и план-график закупок до 31.12.2016 г.?

Вы правы, план закупок, план-график должны быть утверждены в течение 10 рабочих дней после принятия бюджета и в течение 3 рабочих дней после утверждения размещены в ЕИС.

Таким образом, если 22.12.2016 года будет утвержден бюджет, то максимальный срок опубликования плана закупок и плана-графика — 17.01.2017.

Вопрос 13:

Запутались со сроками составления Планов закупок и планов — графиков.
Учредитель довел до нас цифры для составления плана ПФХД 28.12.16. Если я правильно понимаю, то его мы должны составить и утвердить в течении 10 рабочих дней (до 17.01.2017), потом в течении 10 раб дней составить и утвердить план закупок и план график (до 30.01.2017).
Как быть тогда с договорами и извещениями, которые мы заключаем на коммунальные услуги в январе. Не будет нарушением, если извещение будет размещено раньше, чем план закупок?

В Вашем случае Вы не можете размещать извещения и заключать договоры до опубликования в ЕИС плана закупок и плана-графика закупок. Постарайтесь поскорее их утвердить и опубликовать, тогда успеете заключить договоры. К сожалению, иного пути Закон 44-ФЗ не даёт.

Как правильно заполнить и заключить энергосервисный госконтракт

Энергосервисные контракты в бюджетной сфере

Согласно ч. 1 ст. 108 44-ФЗ, ЭСК — соглашение, основным предметом которого является совершение сторонами действий, нацеленных на сбережение энергии и рост эффективности использования энергоресурсов. Понятия энергосбережения и энергетической эффективности закрепляются ст. 2 Федерального закона № 261.

ЭСК заключается в том случае, если у заказчика возникла потребность в закупке ТРУ, которые непосредственно относятся к сфере функционирования естественных монополий: водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению, поставке газа и проч. (ч. 1 ст. 108 44-ФЗ). Стоит учесть, что ЭСК — это отдельное соглашение, контрактные отношения устанавливаются параллельно с результатами закупок в вышеуказанных сферах (ч. 2 ст. 108). В соответствии с положениями ст. 108, организация-заказчик может заключать такой договор по факту проведения конкурентных процедур — аукционов, конкурсов, запросов котировок.

Подписание энергосервисного контракта является правом организации-заказчика, но не его обязанностью (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-2618 от 09.09.2015), однако учреждения государственного и муниципального уровня начиная с 2010 г. и в течение последующих 5 лет в обязательном порядке должны сокращать объем потребления водных, топливных, тепловых и газовых ресурсов. В 2011 году эта обязанность коснулась и бюджетников. Все бюджетные, казенные и автономные учреждения также должны снижать объемы потребления природных ресурсов (Письмо Минфина № 02-03-06/5448 от 30.12.2010).

На основании ч. 1 ст. 26 261-ФЗ, торги должны проводиться в полном соответствии с требованиями энергоэффективности и учитывать показатели классов энергоэффективности ТРУ и их ключевые характеристики.

Образец энергосервисного контракта по 44-ФЗ

Особенности заключения ЭСК

В закупочной документации, помимо технических характеристик и требований энергоэффективности, необходимо определить НМЦК, продемонстрировав при этом затраты на поставку энергоресурсов каждого отдельного вида и указав их количественные значения (ч. 3 ст. 108). Таким образом, начальная максимальная цена энергосервисного контракта определяется путем фактического подтверждения затрат на поставку энергоресурсов за прошлый отчетный период (год). НМЦК не может быть выше издержек заказчика на энергоресурсы. Обеспечение исполнения такого договора устанавливается в пределах 5-30 % (ч. 16 ст. 108).

Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется как процент от экономии затрат на поставку энергетических ресурсов согласно ценовому предложению, указанному в заявке победителя торгов (ч. 13 ст. 108):

  • в соотношении с максимальным процентом, установленным закупочной документацией (п. 1 ч. 3 ст. 108 44-ФЗ);
  • как минимальный размер экономии издержек организации-заказчика, максимальный процент которого перечисляется участнику-победителю (п. 3 ч. 3 ст. 108);
  • в соответствии с процентом экономии, который может быть перечислен поставщику в минимальном размере (п. 2 ч. 3 ст. 108).

В самом ЭСК образовавшаяся экономия указывается в натуральных величинах по каждому виду расходов заказчика на энергоресурсы.

Оплата энергосервисного контракта осуществляется согласно предусмотренной в нем величине экономии от затрат на энергетические ресурсы и ее процента. Величина такого сбережения рассчитывается по актуальным на момент исполнения контрактных обязательств ценам на энергоресурсы.

Требования к содержанию договора

Требования к содержательной части договоров ЭС регламентируются Правительством РФ, а именно ПП РФ № 636 от 18.08.2010.

В ЭСК обязательно должны быть включены следующие условия:

  • положения о размере экономии энергоресурсов и о долях образовавшихся сбережений;
  • возможность распределения образовавшейся величины экономии и механизмы ее перераспределения;
  • перечень мероприятий, которые направлены на сбережение энергии и рост эффективности использования энергоресурсов;
  • период достижения таких целей;
  • сроки взаиморасчетов по договору;
  • штрафы, уплачиваемые заказчиком в случае неисполнения им своих обязательств;
  • условие о невозможности компенсации издержек, которые понес участник при подготовке к участию в закупочных процедурах;
  • взыскания в случае недостижения поставщиком компенсации;
  • механизм перехода права собственности к организации-заказчику на то оборудование, которое было использовано поставщиком;
  • возможность полной или частичной уступки права требования оплаты по ЭСК.

Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

ЭСК заключается на длительный период, поэтому заказчик должен помнить, что в условиях договора необходимо четко и корректно сформулировать планируемые результаты деятельности по достижению энергоэффективности, а затем должным образом обеспечить исполнение своих обязательств. Детерминация расходов исполнителя и продуктивности его работы, а также объемов энергоресурсов является весьма затруднительной в таких условиях. В ЭСК необходимо грамотно установить объемы потребления ресурсов по их видам и включить возможность влияния на результат работы непредвиденных и форс-мажорных обстоятельств.

Несомненным плюсом ЭСК является допустимость перераспределения образовавшихся финансовых сбережений на заработную плату работников организации-заказчика (Письмо Минфина № 02-03-06/5448 от 30.12.2010).

Ссылка на основную публикацию