Уплата цены контракта поставщику (подрядчику, исполнителю), применяющему упрощенную систему налогообложения

К вопросу об оплате цены контракта подрядчикам, применяющим упрощенную систему налогообложения

К вопросу об оплате цены контракта подрядчикам, применяющим упрощенную систему налогообложения

resistin » 06 апр 2015, 10:48

Проблемы, с которыми сталкиваются стороны контракта в случае, когда исполнитель не является плательщиком НДС, возникают часто. Заказчики обычно справедливо полагают, что лица, которые не платят НДС, не имеют права и на получение денежных средств в части 18 % цены контракта. Исполнители контракта, которые освобождены от обязанности уплаты НДС, не менее справедливо полагают, что лишены права на получение вычета по НДС, которым обладают лица, применяющие ОСНО (основная система налогообложения), а потому находятся в менее выгодном положении, которое отчасти компенсируется правом на получение 18% от цены контракта.
Думается, что верный вектор в разрешении поставленного вопроса содержится в ч. 13 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту также – «Закон N 44-ФЗ»). Указанная норма права содержит описание единственного случая, когда Заказчик вправе уменьшить сумму, под- лежащую уплате стороне по контракту, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, а именно: если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица. В иных случаях в силу положений ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ цена не может быть уменьшена заказчиком без согласия исполнителя. Кроме того, Законом № 44-ФЗ установлено, что контракт заключается по цене, предложенной победителем, при этом в силу положений ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Вероятно, законодатель также намеренно не перенес в Закон о контракт- ной системе действовавшие прежде положения, которые требовали включения в документацию о закупке порядка формирования цены контракта, включая информацию о включении или невключении в нее налоговых платежей. Таким образом, законодатель предо- ставил право заказчику не выделять в тексте документации о закупке (в том числе в тексте проекта контракта) сведения о включении в цену НДС.
В целом в пользу точки зрения, в соответствии с которой заказчик не имеет права уменьшать цену контракта, заключаемого с лицом, не являющимся плательщиком НДС, говорят и те разъяснения, которые были опубликованы в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон N 94-ФЗ).
Так, в соответствии с Письмом Минфина РФ от 02.07.2012 N 02-11- 08/2467 законодательство РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд не позволяет проводить торги по составным частям структуры цены (в том числе по цене, которая в дальнейшем будет увеличена или уменьшена на сумму НДС). Письмо ФАС России от 06.10.2011 N АЦ/39173 прямо указывает на то, что сумма НДС является прибылью победителя, не являющегося плательщиком такого налога. Аналогичная точка зрения содержится также в следующих разъяснениях: Письмо Минфина России от 26.01.2012 N 03- 07-11/21, Письмо Минрегионразвития России от 07.07.2009 N 20943-ИП/08, Письмо Минэкономразвития России от 12.10.2011 N Д28-452, Письмо Мин- эконом развития России от 30.08.2011 N ОГ-Д28-1140, Письмо Мин эконом- развития России от 05.08.2011 N Д28- 212, Письмо Мин эконом развития России от 21.06.2011 N Д28-80, Письмо Минэкономразвития России от 10.11.2009 N Д22-1255, п. 94 приложения к Письму Федерального казначейства от 19.04.2013 N 42-7.4-05/6.3-432, п. 10 приложения к Письму Федерального казначейства от 02.07.2012 N 42-7.4- 05/6.3-354).
В период же действия Закона № 44-ФЗ было опубликовано единственное Письмо Минфина РФ (от 29 ав- густа 2014 г. N 02-02-09/43300), которое было посвящено вопросу снижения цены контракта в связи с применением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) упрощенной системы налогообложения. В Письме в частности отмечается, что «норма части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ направлена на устранение неоднозначности в правоприменении норм указанного Федерального закона и положений гла- вы 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), регламентирующих уплату на- лога на доходы физических лиц. Норма части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ позволяет заказчику в случае заключения контракта с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем или иным лицом, занимающимся част- ной практикой, уплатить ему сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей, которые будут перечислены заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физическому лицу. Таким образом, Федеральным законом N 44-ФЗ устанавливается запрет на изменение цены контракта, за исключением положений частей 1–4 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ. В указанных случаях при наличии предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ оснований цена контракта может быть изменена по соглашению сторон.
Кроме того, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие отношения по поводу исполнения контрактов, должны соответствовать Закону № 44-ФЗ.
Таким образом, по мнению автора статьи, уменьшение заказчиком в одностороннем порядке цены контракта в связи с применением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) упрощенной системы налогообложения противоречит Закону 44-ФЗ, нормы которого являются специальными по отношению к нормам, содержащимся в иных законах, к которым в частности относится Налоговый кодекс России.
Исходя из изложенного, при расчетах с подрядчиком в случае, если подрядчик не является плательщиком НДС, а в цену контракта НДС включен, заказчикам следует выделять НДС в актах по формам КС-2, КС-3, и иных документах, составляемых при исполнении контракта. При этом я исходил из следующего: Освобожденный от уплаты НДС участник размещения заказа, подписывая контракт, в котором цена указана с учетом НДС, принимает на себя обязательство уплачивать НДС, выставляя соответствующие счета-фактуры.
При этом, если такой подрядчик не уплачивает НДС, то соответствующая сумма не подлежит возмещению со стороны заказчика (аналогичная точка зрения содержится в Постановлении 3-го Арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 N 03АП-4174/11, Постановлении 3-го Арбитражного апелляционного суда от 27.10.2009 N 03АП-4194/2009, Постановлении 18-го Арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 N 18АП-470/2011, Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.04.2012 N Ф07-1272/12, Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.09.2011 N Ф05-9275/11, Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.02.2012 N Ф05-14026/11, Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.03.2013 N Ф01-7323/13, Постановлении Федерального арбитражного суда Западно- Сибирского округа от 07.12.2012 N Ф04- 5997/12 и пр.).
Подобный подход страхует заказчика в случаях, когда контракт заключается с лицом, которое использует общую систему налогообложения, но в процессе исполнения контракта переходит на упрощенную систему.
Встречаются также ситуации, когда, например, победителем в торгах признана организация, которая работает по УСН и которая в процессе выполнения строительно-монтажных работ привлекла субподрядные организации, являющиеся плательщиками НДС, а цена контракта по соглашению сторон была уменьшена на 18 %. На стадии рас- чета за выполненные работы заказчик не обязан и не вправе компенсировать подрядчику затраты по уплате НДС, начисленного субподрядной организации. При этом следует иметь в виду, что подрядчик вправе привлечь любого со- исполнителя, и при реализации указанного права должен исходить из обще- го правила, в соответствии с которым предпринимательская деятельность осуществляется лицом самостоятельно и на свой риск.
Отметим также, что действующее законодательство о контрактной системе, как и действовавшее до этого законодательство о размещении заказов не позволяет проводить сравнение ценовых предложений участников торгов дифференцированно, в зависимости от применяемой участником системы налогообложения. Вместе с тем, сравнение цен без учета НДС является широко распространенной практикой среди лиц, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В указанной ситуации плательщик НДС может выиграть у участника на УСНО, при этом итоговая цена такого победителя может составить сумму, которая превышала бы цену, предложенную «упрощенцем». Указанный вариант оценки ценовых предложений участников, однако, имеет и существенный недостаток, поскольку не предусматривает ситуацию, когда победитель, подписав контракт, переходит на УСНО.

Уплата цены контракта поставщику (подрядчику, исполнителю), применяющему упрощенную систему налогообложения

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

С одним из поставщиков был заключен контракт на оказание услуг на три года в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (открытый запрос цен). Цена контракта включает НДС и по условиям контракта является твердой. С 2020 года поставщик планирует поменять режим налогообложения с общей системы налогообложения на УСН.
Какие обязательства необходимо исполнить (заключить дополнительное соглашение или расторгнуть контракт)? Цена должна быть уменьшена на сумму НДС с 2020 года, или поставщик должен продолжать выделять в акте НДС?

Ни Гражданский кодекс РФ, ни основывающийся на его положениях Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) не определяют порядок формирования цены договора в зависимости от режима налогообложения, применяемого контрагентом, и не предписывают указывать в договоре, что стоимость товаров, работ или услуг налогом на добавленную стоимость (НДС) не облагается или, напротив, определена с учетом этого налога. Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон, независимо от того, из каких составляющих (включая налоговые) эта сумма складывается.
В силу ст. 2 НК РФ, п.п. 1, 3 ст. 2 ГК РФ к налоговым отношениям гражданское законодательство по общему правилу не применяется, а гражданские правоотношения, в свою очередь, не регулируются налоговым законодательством. Уплата тех или иных налогов, в том числе НДС, осуществляется в соответствии с правилами, установленными налоговым законодательством, тогда как отношения между сторонами гражданско-правового договора определяются в соответствии с гражданским законодательством.
Налогоплательщик налога на добавленную стоимость обязан при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога (п. 1 ст. 168 НК РФ). Сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, указывается в счете-фактуре, который продавец обязан выставить покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав (п. 3 ст. 168, пп. 11 п. 5 ст. 169 НК РФ). В судебной практике выработана правовая позиция, в соответствии с которой в гражданско-правовых отношениях сторон договора сумма НДС является частью цены связывающего их договора, которая вычленяется из этой цены для целей налогообложения (смотрите, например, определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 23.11.2017 N 308-ЭС17-9467, определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1856-О-О, постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5451/09). Это правило действует, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора (п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Это правило применяется и к обязательствам, возникшим из договоров (п. 2 ст. 307, п. 1 ст. 307.1 ГК РФ). Закон не предусматривает, что изменение ставки НДС или прекращение у исполнителя (продавца, подрядчика) обязанностей по уплате НДС влечет изменение условия договора о цене. На этом основан подход, предполагающий, что цена договора в случае перехода контрагента на УСН может быть изменена лишь по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если это предусмотрено договором (п. 1 ст. 450, ст. 310, ст. 450.1 ГК РФ)*(1), сами же по себе приведенные в вопросе обстоятельства на цену договора не влияют (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2016 г. N 13АП-24574/16, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 августа 2019 г. N 15АП-9814/19, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2018 г. N 13АП-22855/18, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2016 г. N 08АП-10887/16). Обязанность выделять сумму НДС в периодически оформляемых сторонами актах об оказанных услугах у исполнителя, перешедшего на УСН, отсутствует*(2). Разумеется, цена договора при описанных в вопросе обстоятельствах может быть уменьшена по соглашению сторон, поскольку Закон N 223-ФЗ этого не запрещает*(3). Кроме того, нельзя не отметить, что перешедший на применение УСН контрагент, хотя и не обязан выставлять заказчику счета-фактуры с выделением в них сумм НДС, но вправе это делать*(4). В этом случае, очевидно, вопрос о необходимости корректировки цены договора снимается.
В правоприменительной практике встречается и иной подход, в соответствии с которым заказчик может требовать уменьшения цены договора на сумму, соответствующую включенной в цену договора сумме НДС, поскольку получение этой части цены лицом, не являющимся плательщиком НДС, приведет к неосновательному обогащению последнего. Этот подход встречается, в основном, при рассмотрении споров из договоров аренды (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2019 г. N 03АП-7601/18, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 марта 2017 г. N 16АП-57/17, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2018 г. N 20АП-952/18, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 января 2018 г. N 09АП-59923/17).
В целом можно констатировать, что единообразный подход к решению рассматриваемого вопроса в правоприменительной практике на сегодняшний день не выработан. Сами по себе описанные обстоятельства не свидетельствуют о необходимости корректировки цены, договор с 2020 года может исполняться и на прежних условиях. Если же заказчик не согласен на продолжение договорных отношений по ранее согласованной цене, однако уже не включающей НДС, соглашения об изменении условия договора о цене (или о расторжении договора) стороны не достигнут, а с момента перехода исполнителя на УСН он откажется выставлять в адрес заказчика счета-фактуры с выделением в них суммы НДС, у заказчика, как мы полагаем, останется два основных варианта поведения: либо внесение платы в обусловленном договором размере и последующее обращение в суд с требованием о взыскании с исполнителя неосновательного обогащения в размере, соответствующем сумме НДС, либо внесение платы в размере, уменьшенном на сумму НДС. В последнем случае, разумеется, велик риск предъявления исполнителем требования об уплате всей предусмотренной договором цены. Однако, учитывая приведенную практику, оценить перспективу рассмотрения судом указанных требований в рамках этой консультации не представляется возможным.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества

9 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Если условие о цене определено в договоре как “цена составляет N без учета НДС, начисляемого сверх этой суммы по ставке, действующей в соответствующий период”, то освобождение арендодателя от обязанности уплачивать НДС, очевидно, должно повлиять на размер причитающейся ему суммы (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 сентября 2016 г. N Ф01-3479/16 по делу N А82-8469/2015).
*(2) Смотрите, в частности, ответ на Вопрос: Организация применяет общую систему налогообложения, в 2017 году заключила договоры на выполнение работ. Один договор был заключен в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее – Закон 223-ФЗ), другой договор – в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Цена контрактов включала в себя НДС. С 2018 года организация перешла на упрощенную систему налогообложения. Заказчик не требует уменьшать цены этих контрактов на сумму НДС. Заказчик требует от исполнителя оформлять документы в рамках исполнения указанных контракта и договора с указанием цены, в которой выделена сумма НДС. Правомерно ли такое требование заказчика? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2018 г.)
*(3) Смотрите об этом, например, в ответе на Вопрос: Имеет ли право заказчик, заключающий договоры в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, уменьшать стоимость договора на сумму НДС в связи тем, что победитель и впоследствии поставщик товара работает по упрощенной системе налогообложения? Существует ли возможность указания условий изменения цены контракта в зависимости от того, является ли контрагент плательщиком НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2019 г.)
Здесь же отметим, что само по себе обозначение в договоре цены как “твердой” не препятствует ее изменению по соглашению сторон.
*(4) Смотрите, в частности, ответ на:
– Вопрос: ООО (УСН) для того, чтобы не потерять клиента, выставила счет-фактуру с выделенным НДС, уплатила НДС в бюджет и сдала декларацию по НДС. Вправе ли организация не включать в состав дохода сумму НДС? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2015 г.)
– Вопрос: Муниципальное унитарное предприятие осуществляет закупки по ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ, применяет общую систему налогообложения. Оно разместило извещение на закупку товара. В проекте контракта указана цена с НДС. Была подана одна заявка от участника (УСН). В заявке на участие не указана система налогообложения, и контракт был заключен по цене с НДС. Поставщик выставил счет-фактуру без НДС. Возникает ли у поставщика в связи с заключением контракта по цене с учетом НДС обязанность уплатить НДС в бюджет и выставить счет-фактуру с НДС? Имеет ли право муниципальное унитарное предприятие возместить НДС? Какие документы необходимо представить в налоговый орган? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2018 г.)

Читайте также:  Определение заказчиком поставщика услуг по лекарственному обеспечению по 44 ФЗ

Уплата цены контракта поставщику (подрядчику, исполнителю), применяющему упрощенную систему налогообложения

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО СПОРАМ В СФЕРЕ ГОСЗАКАЗА

Примечание. В 2014 г. размещение заказов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, если до 1 января 2014 г. на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещения о заказах или направлены приглашения принять участие в них (Письмо Минэкономразвития России от 27.12.2013 N 29401-ЕЕ/Д28и, ФАС России от 30.12.2013 N АД/53811/13).

Уплата цены контракта поставщику (подрядчику, исполнителю), применяющему упрощенную систему налогообложения

Подробнее о правовой проблеме

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ) устанавливает, что контракт по результатам размещения заказа заключается по цене, предложенной победителем торгов, запроса котировок. Изменение этой цены не допускается. Таким образом, заказчик обязан заключить контракт по цене, предложенной победителем, независимо от используемой им системы налогообложения.

Вместе с тем, если контракт заключен с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН), заказчик может столкнуться с проблемой при оплате стоимости такого контракта. Это связано с тем, что начальная (максимальная) цена контракта определяется с учетом в том числе НДС, а лица, применяющие УСН, не являются плательщиками данного налога (п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ).

В одних случаях на этапе приемки и оплаты выполненных работ заказчики удерживают денежные средства в размере НДС, считая, что основания для его уплаты контрагенту отсутствуют. В других случаях заказчики, полностью уплатив цену контракта, обращаются в арбитражный суд с требованием о взыскании с контрагента неосновательного обогащения в размере уплаченного НДС.

1. Правомерно ли удержание заказчиком денежных средств в размере НДС при уплате лицу, применяющему УСН, цены контракта, если налог в ней не выделен? >>>Подход арбитражных судовДействия неправомерны >>>Возможные последствия признания действий заказчика неправомерными >>>2. Правомерно ли удержание заказчиком денежных средств в размере НДС при уплате лицу, применяющему УСН, цены контракта, если в акте сдачи-приемки товаров (работ, услуг) указана их стоимость, равная цене контракта за вычетом налога? >>>Подход арбитражных судов 1Действия правомерны >>>Подход арбитражных судов 2Действия неправомерны >>>Возможные последствия признания действий заказчика неправомерными >>>3. Правомерно ли удержание денежных средств в размере НДС при уплате лицу, применяющему УСН, цены контракта, если в ней выделена сумма налога? >>>Подход арбитражных судовДействия правомерны >>>Возможные последствия признания действий заказчика неправомерными >>>4. Подлежат ли удовлетворению требования заказчика о взыскании с лица, применяющего УСН, суммы НДС, если заказчик полностью уплатил такому лицу цену контракта, в котором НДС не выделен? >>>Подход арбитражных судовТребования заказчика не подлежат удовлетворению >>>Возможные последствия признания действий заказчика неправомерными >>>

1. Правомерно ли удержание заказчиком денежных средств в размере НДС при уплате лицу, применяющему УСН, цены контракта, если налог в ней не выделен?

Внимание! В отношении порядка оплаты цены контракта существуют разъяснения ФАС России (Письмо ФАС России от 06.10.2011 N АЦ/39173) и Минэкономразвития России (Письмо Минэкономразвития России от 27.09.2010 N Д22-1740), согласно которым заказчик обязан заключить и оплатить контракт по цене победителя торгов независимо от применяемой им системы налогообложения.

В свою очередь, Минфин России в Письмах от 28.12.2011 N 02-11-00/6027 и от 26.01.2012 N 03-07-11/21 указал на то, что при оплате товаров (работ, услуг) в рамках контракта, который заключен с победителем торгов, применяющим УСН, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится. Поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, установленной в контракте.

Подход арбитражных судов: Действия неправомерны.

Постановления ФАС Волго-Вятского округа >>>

Постановления ФАС Северо-Кавказского округа >>>

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.07.2012 по делу N А38-4507/2011

Требование подрядчика: взыскать с заказчика денежные средства, удержанные при оплате работ.

Обстоятельства дела: После выполнения работ в полном объеме подрядчик, применяющий УСН, представил заказчику акты сдачи-приемки работ на сумму, равную цене контракта. Такая цена определена без выделения в ней суммы НДС. Заказчик, ссылаясь на необоснованное использование подрядчиком повышающих коэффициентов, перечислил ему сумму, равную цене контракта за вычетом НДС.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика неправомерны. Требования подрядчика удовлетворены.

Контракт заключается и исполняется по цене, предусмотренной заявкой на участие в торгах. Такая цена является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. В Законе N 94-ФЗ отсутствуют нормы о ее корректировке в зависимости от используемой системы налогообложения. Если участник торгов применяет УСН, то при оплате выполненных работ стоимость контракта не уменьшается на сумму НДС, работы оплачиваются по цене, указанной в контракте. Стоимость выполненных работ не превышает цену контракта, поэтому заказчик обязан оплатить их в полном объеме. Кроме того, между сторонами не заключалось соглашение об уменьшении стоимости работ.

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 07.03.2012 по делу N А28-4981/2011 (в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано (Определение ВАС РФ от 29.06.2012 N ВАС-8559/12))

Требование подрядчика: взыскать с заказчика денежные средства, удержанные при оплате работ.

Обстоятельства дела: После выполнения работ в полном объеме подрядчик, применяющий УСН, представил заказчику акты сдачи-приемки работ на сумму, равную цене контракта. Такая цена определена без выделения в ней суммы НДС. Заказчик, ссылаясь на необоснованное использование подрядчиком повышающих коэффициентов, перечислил ему сумму, равную цене контракта за вычетом НДС.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика неправомерны. Требования подрядчика удовлетворены.

При буквальном толковании условий контракта суды установили, что цена контракта определена без учета НДС. В соответствии с Законом N 94-ФЗ цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Доказательств того, что работы выполнены в меньшем объеме, заказчик не представил. Их стоимость не превышает цены контракта.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2011 по делу N А53-10523/2010

Требование подрядчика: взыскать с заказчика денежные средства, удержанные при оплате работ.

Обстоятельства дела: Подрядчик перешел на УСН после заключения контракта до сдачи заказчику результатов работ. Работы по контракту выполнены им в полном объеме. Заказчик уплатил подрядчику сумму, равную цене контракта за вычетом НДС.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика неправомерны. Требования подрядчика удовлетворены.

Основанием для оплаты работ является их выполнение подрядчиком и принятие заказчиком. Подписание сторонами актов приемки работ без замечаний влечет возникновение у заказчика обязательства оплатить полную стоимость работ. Судами принято во внимание то, что в контрактах не указано, каким образом рассчитана их стоимость: с НДС или без него. Суд апелляционной инстанции также учел, что в Законе N 94-ФЗ отсутствуют нормы о корректировке цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения.

См. также: Возможные последствия действий заказчика в зависимости от их квалификации >>>

2. Правомерно ли удержание заказчиком денежных средств в размере НДС при уплате лицу, применяющему УСН, цены контракта, если в акте сдачи-приемки товаров (работ, услуг) указана их стоимость, равная цене контракта за вычетом налога?

Подход арбитражных судов 1: Действия правомерны.

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.12.2012 по делу N А74-741/2012

Требование подрядчика: взыскать с заказчика денежные средства, удержанные при оплате работ.

Обстоятельства дела: Работы по контракту выполнены подрядчиком, применяющим УСН. Заказчик уплатил ему сумму, указанную в акте сдачи-приемки работ (цена контракта за вычетом НДС).

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны. Подрядчику в удовлетворении требований отказано.

Судом апелляционной инстанции установлено, что контрактом определен порядок расчетов между сторонами — за фактически выполненные работы на основании актов сдачи-приемки работ. Оплата работ в размере, указанном в акте, заказчиком произведена. С учетом того, что подрядчик применяет УСН, стоимость работ правомерно не увеличена на сумму НДС. Ссылка подрядчика на то, что разница между ценой контракта и сметной стоимостью работ считается экономией, необоснованна, поскольку НДС не является материальным ресурсом, затрачиваемым при проведении работ.

Подход арбитражных судов 2: Действия неправомерны.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.08.2010 по делу N А05-20849/2009

Требование исполнителя: взыскать с заказчика денежные средства, удержанные при оплате работ.

Обстоятельства дела: На основании акта сдачи-приемки работ и счета-фактуры заказчик уплатил исполнителю сумму, равную цене контракта за вычетом НДС. Также стороны заключили соглашение о расторжении контракта «в части уплаты НДС».

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика неправомерны. Требования исполнителя удовлетворены.

Контракт заключается и исполняется по цене, предусмотренной заявкой на участие в торгах и документацией о торгах. В Законе N 94-ФЗ отсутствуют нормы об изменении цены контракта в зависимости от применяемой системы налогообложения. Если участник торгов не является плательщиком НДС, при оплате выполненных работ цена контракта не уменьшается на сумму налога, работы оплачиваются по цене, указанной в контракте. Соглашение о расторжении контракта не учтено судами, поскольку не предусматривает изменения его цены.

См. также: Возможные последствия действий заказчика в зависимости от их квалификации >>>

3. Правомерно ли удержание денежных средств в размере НДС при уплате лицу, применяющему УСН, цены контракта, если в ней выделена сумма налога?

Подход арбитражных судов: Действия правомерны.

Постановление ФАС Московского округа от 20.09.2011 по делу N А40-477/11-67-4

Требование поставщика: взыскать с заказчика денежные средства, удержанные при оплате поставленного товара.

Обстоятельства дела: Контракт исполнен поставщиком, применяющим УСН, в полном объеме. Заказчик уплатил поставщику сумму, равную цене контракта за вычетом НДС.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны. Поставщику в удовлетворении требований отказано.

Поставщик был надлежащим образом осведомлен о порядке формирования цены контракта, в том числе о включении в нее НДС. Судами установлено, что в результате преддоговорного спора поставщик согласился заключить контракт, в котором выделен НДС. При таких условиях требование поставщика противоречит условиям контракта.

Судами принято во внимание то, что заказчик является государственным учреждением, финансируемым за счет средств федерального бюджета. В связи с этим не выплаченная поставщику сумма НДС остается в федеральном бюджете, в который и должна была поступить, если бы была уплачена поставщику.

См. также: Возможные последствия действий заказчика в зависимости от их квалификации >>>

4. Подлежат ли удовлетворению требования заказчика о взыскании с лица, применяющего УСН, суммы НДС, если заказчик полностью уплатил такому лицу цену контракта, в котором НДС не выделен?

Подход арбитражных судов: Требования заказчика не подлежат удовлетворению.

Примечание. Арбитражные суды могут не принимать во внимание специфику правового регулирования определения цены контракта в соответствии с Законом N 94-ФЗ. В связи с этим уплата заказчиком цены контракта полностью (без удержания НДС) может быть признана нарушением бюджетного законодательства (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 19.04.2011 N Ф09-1804/11-С1).

Если по условиям контракта в его цену включен НДС, расходование заказчиком денежных средств на уплату поставщику (подрядчику, исполнителю), применяющему УСН, суммы НДС может быть признано арбитражными судами нарушением бюджетного законодательства (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 03.05.2011 N А10-3002/2010, Постановление ФАС Московского округа от 02.11.2011 по делу N А40-131937/10-59-1153).

Постановления ФАС Северо-Кавказского округа >>>

Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда >>>

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2012 по делу N А53-17385/2011

Требование заказчика: взыскать с подрядчика сумму неосновательного обогащения в связи с завышением стоимости контракта на сумму НДС.

Обстоятельства дела: Между заказчиком и подрядчиком, применяющим УСН, заключен контракт, в цене которого НДС не выделен. Выполненные работы оплачены заказчиком в полном объеме. На основании решения органа финансового контроля о завышении стоимости контракта на величину НДС заказчик обратился в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения.

Вывод и обоснование суда: Заказчику в удовлетворении требований отказано.

Контракт заключается по цене, предложенной победителем торгов, независимо от применяемой им системы налогообложения. Документацией о торгах не предусмотрена зависимость цены контракта от системы налогообложения, используемой подрядчиком. Корректировка заказчиком цены контракта, которая предложена участником торгов, применяющим УСН, не допускается.

Оплата выполненных работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой (п. 1 ст. 746 ГК РФ). Если фактические расходы подрядчика оказались меньше тех, которые учитывались при определении стоимости работ, подрядчик сохраняет право на оплату работ по цене, установленной контрактом, при условии, что полученная экономия не повлияла на качество выполненных работ (ст. 710 ГК РФ).

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 28.04.2012 по делу N А53-17304/2011

Требование заказчика: взыскать с подрядчика сумму неосновательного обогащения в связи с завышением стоимости контракта на сумму НДС.

Обстоятельства дела: Между заказчиком и подрядчиком, применяющим УСН, заключен контракт. Выполненные работы заказчиком оплачены. На основании решения органа финансового контроля о завышении стоимости контракта на величину НДС заказчик обратился в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения.

Вывод и обоснование суда: Заказчику в удовлетворении требований отказано.

Контракт по результатам торгов заключается на условиях, указанных в заявке победителя и в документации о торгах. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Поскольку НДС не включен в стоимость, указанную в актах приемки работ, ссылка заказчика на неосновательное обогащение отклонена. Указание в документации о торгах на НДС не является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Читайте также:  Внесение изменений в контракт по соглашению сторон по 44 ФЗ

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 N 09АП-2556/2011-ГК

Требование заказчика: взыскать с поставщика сумму неосновательного обогащения в связи с завышением стоимости контракта на сумму НДС.

Обстоятельства дела: Между заказчиком и поставщиком, применяющим УСН, заключен контракт. Товар поставлен в полном объеме и оплачен заказчиком.

Вывод и обоснование суда: Заказчику в удовлетворении требований отказано.

Контракт заключается по цене победителя торгов независимо от применяемой им системы налогообложения. Обязанность по оплате поставленной продукции в соответствии с условиями контракта не поставлена в зависимость от того, является ли поставщик плательщиком НДС.

В заявке поставщика указано, что он применяет УСН. Следовательно, заказчик, заключая контракт, должен был знать об отсутствии у поставщика обязанности по уплате НДС. Оформляя платежные документы, в которых было указано «НДС не облагается», заказчик согласился с тем, что в состав цены контракта не включена сумма налога.

См. также: Возможные последствия действий заказчика в зависимости от их квалификации >>>

Возможные последствия действий заказчика

в зависимости от их квалификации

Квалификация действий заказчика

Возможные последствия при установлении нарушения арбитражным судом

Удержание заказчиком НДС при уплате поставщику (подрядчику, исполнителю), применяющему УСН, цены контракта может быть признано нарушением условий контрактаВзыскание с заказчика суммы долга в пользу поставщика (подрядчика, исполнителя), а также применение штрафных санкций в соответствии с условиями контракта

Сводную информацию о размерах административных штрафов за нарушения в сфере госзакупок см. в Практическом пособии по размещению госзаказа.

Подготовлен специалистами АО «Консультант Плюс»

Путеводитель по спорам в сфере госзаказа. Уплата цены контракта поставщику (подрядчику, исполнителю), применяющему упрощенную систему налогообложения

Как отражать НДС в контракте: 4 типичные ошибки заказчика по 44-ФЗ

В закупке могут принять участие организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы. Такие компании не платят НДС. Заказчик должен правильно прописать условия контракта, чтобы не нарушить права участников. Представьте, что победила компания на УСН. Как быть с НДС? Разберем на примерах судебной практики по 44-ФЗ.

В Школе электронных торгов прошел вебинар «НДС в контракте и договоре в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Эксперт Станислав Грузин, заместитель директора департамента обучения и правовой экспертизы OTC.RU, прокомментировал один из самых актуальных вопросов — учет НДС в стоимости контракта. Эксперт в том числе рассказал, какие ошибки допускают заказчики при учете НДС в проекте контракта и в документации о закупке. Подробности — в нашем материале.

НДС в контракте по 44-ФЗ: разбор ошибок

Закон 44-ФЗ предусматривает равные условия участия в закупках вне зависимости от организационно-правовой формы и системы налогообложения участников.

Участником государственных торгов может стать:

  • любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, Закон № 44-ФЗ);
  • любой участник, в том числе освобожденный от уплаты НДС и применяющий специальный налоговый режим (например, УСН, ЕНВД).

Спорные ситуации возникают из-за того, что заказчик стандартно подходит к разработке документации и проекта контракта, не учитывает вероятную возможность подачи заявки участником, который не является плательщиком НДС.

Разберем четыре типичные ошибки заказчика по применению НДС на этапе заключения и исполнения контракта с такими участниками.

Ошибка 1. Заказчик установил требование, что контракт независимо от того, кто станет победителем, будет заключаться по цене с НДС

Пример: решение УФАС по Омской области от 29.08.2016 № 03-10.1/220-2016.

Заказчик установил в контракте (раздел III. Информационная карта электронного аукциона, п. 14) требование:

«Участников, применяющих упрощенную систему налогообложения, просим учитывать следующее»:

  1. Начальная (максимальная) цена контракта сформирована с учетом НДС.
  2. В проекте контракта редакция раздела «Цена контракта» изменению не подлежит».

УФАС посчитала, что действия заказчика противоречат нормам ч. 2 ст. 34 и ч. 2 ст. 70 Закона № 44-ФЗ. Заказчику выдали предписание об исключении этого пункта из состава документации.

Эксперт Станислав Грузин комментирует приведенную выше типовую формулировку контракта:

«Если бы заказчик прямо не прописывал все эти особенности заключения контракта с участником, который применяет УСН, это могло бы снизить его риски. Но такая формулировка говорит о том, что независимо от того, какую систему налогообложения применяет поставщик, контракт будет заключен только на таких условиях. По такому подходу к составлению проекта контракта есть сложившаяся судебная практика: ФАС и суды считают его неверным».

Ошибка 2. Заказчик установил в документации о закупке требование снизить цену контракта, предложенную участником, на сумму НДС, если победитель не является плательщиком этого налога

Пример: решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия — Алания от 18.11.2014 № А61-2186/14.

Суд отметил, что заказчик заключает и оплачивает контракт по цене, предложенной̆ победителем, независимо от того, какую систему налогообложения применяет последний̆. В ходе исполнения контракта его цена может быть снижена по соглашению сторон без изменения количества товаров, объема работ, услуг и иных условий. Действия заказчика по снижению цены контракта на сумму НДС до заключения самого контракта являются нарушением Закона № 44-ФЗ.

Антимонопольный̆ орган признал действия заказчика нарушающими ч. 10 ст. 70 Закона № 44-ФЗ.

Комментирует Станислав Грузин:

«Теоретически снизить цену контракта на сумму НДС до заключения самого контракта можно, если заказчик и поставщик договорятся и подпишут допсоглашение. Но при заключении контракта снижать его цену на размер НДС неправильно. Такие действия — прямое нарушение законодательства о закупках. Если по соглашению сторон поставщик не согласится на снижение цены, контракт заключается без изменений».

Ошибка 3. Заказчик удержал денежные средства в размере НДС при уплате цены контракта «упрощенцу»

Пример: Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2016 № 07АП-1505/2016 по делу № А67-7718/2015 и Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24.04.2015 по делу № А58-182/2015.

Исполнитель контракта, применяющий̆ УСН, предоставил заказчику счета на оплату оказанных услуг на сумму, равную цене контракта без выделения НДС. Заказчик оплатил контракт без учета НДС, ссылаясь на то, что исполнитель не является плательщиком такого налога.

Как указали суды, заказчик должен оплатить работы по цене, установленной̆ контрактом, согласно аукционной̆ документации, независимо от того, является поставщик плательщиком НДС или нет.

Лицо, не признаваемое плательщиком НДС, обязано самостоятельно перечислить в бюджет сумму налога, уплаченную в составе цены товаров (работ, услуг) (п. 5 ст. 173 НК РФ). Перечислить НДС в бюджет — задача поставщика. Если он это не сделает, ему грозят претензии налоговых органов. А вот к заказчику их не будет.

Ошибка 4. Заказчик полностью уплатил «упрощенцу» цену контракта, в которой НДС не выделен. А потом взыскал НДС (часть суммы)

Пример: Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 № 15АП-12729/2015 по делу № А53-10584/2015

Заказчик и подрядчик на УСН заключили контракт, в цене которого НДС не выделен. Выполненные работы оплачены в полном объеме. На основании решения органа финансового контроля о том, что стоимость работ завышена, заказчик потребовал взыскать неосновательное обогащение. Заказчику было отказано в удовлетворении требования. Дело в том, что цена контракта является твердой, определяется на весь срок его исполнения. Изменять цену разрешено только в случаях, предусмотренных ст. 34 и 95 Закона № 44-ФЗ.

Если условия контракта исполнены надлежащим образом, заказчик обязан оплатить стоимость работ в размере, который̆ установлен победителем, независимо от применяемой̆ последним системы налогообложения. Сумма НДС признается прибылью победителя, не являющегося плательщиком такого налога. Соглашение об изменении цены спорного контракта сторонами не заключалось. Заказчик должен оплатить работы в размере, который был предусмотрен сметой.

Выводы и рекомендации

Как заказчику правильно предусмотреть участие в закупке участников на УСН?

Заказчики должны учитывать, что в закупке могут принять участие организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы.

Заказчику следует включить в проект контракта условие о том, что НДС учитывается, только если подрядчик является его плательщиком. При таком условии победитель получает возможность заключить контракт без НДС.

Пример из проекта контракта одного из дисциплинированного заказчика по 44-ФЗ:

  • В пункте 2.1 Проекта контракта документации об аукционе Заказчиком указано:
    Цена настоящего государственного контракта составляет ____ (_____________) рублей, в том числе НДС (если Подрядчик облагается НДС).
  • Пунктом 2.2 Проекта контракта документации об аукционе установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Цена включает в себя стоимость всех расходов Подрядчика, стоимость всех работ, материалов, оборудования, затраты связанные с оформлением работ, заработную плату, транспортные и командировочные расходы, питание, проживание страхование, таможенное оформление, в том числе и уплата таможенных платежей, налогов и сборов на ввоз на территорию РФ в соответствии с существующими расценками на момент совершения таможенного оформления, транспортные расходы и получение разрешений на транспортировку грузов, доставляемых Подрядчиком, вывоз мусора, накладные расходы, лимитированные затраты, а также все налоги (в том числе и НДС, если Подрядчик облагается НДС), действующие на момент заключения Контракта, иные расходы, связанные с выполнением работ по Контракту.

Эти фразы исключают споры и возможные претензии со стороны поставщиков.

НДС в госзакупках: Может ли Заказчик уменьшить цену контракта на сумму НДС, если вы на “упрощенке”?

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В последнее время в мою службу поддержки приходит достаточно большое количество вопросов связанных с уменьшением цены госконтракта на сумму НДС, если участник закупки является “упрощенцем”. Как выяснилось это очень болезненный вопрос для многих поставщиков, которые принимают участие в государственных закупках. И чтобы разом ответить на все поступившие вопросы, я решил написать на эту тему развернутую и подробную статью. ( Примечание: настоящая статья актуализирована 22.02.2019 г.).

Содержание:

1. Что такое НДС?

НДС — это налог на добавленную стоимость, чаще всего его размер составляет 20%. Этим налогом облагаются предприятия, находящиеся на общей системе налогообложения и создающие дополнительную рыночную стоимость. Простым языком это предприятия, которые реализуют товар (работы, услуги) по более высокой цене, нежели их себестоимость. Налог вычисляется из разницы между себестоимостью товара и последующей ценой его продажи, то есть выручкой.

В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ.

Для лучшего понимания того, как рассчитывается НДС, предлагаю вам посмотреть небольшое видео:

Для удобства расчета НДС также можно воспользоваться онлайн-калькулятором НДС — http://www.ndscalc.ru/ .

2. НДС при заключении госконтракта

При заключении контракта в рамках 44-ФЗ в лице государственного (муниципального) Заказчика выступает наше с вами Государство.

Согласно ч.1 ст.34 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке , заявкой , окончательным предложением участника закупки , с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. А согласно ч.2 ст.34 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

При этом в извещении об осуществлении закупки в обязательном порядке должна содержаться информация о начальной (максимальной) цене контракта (п.2 ст.42 44-ФЗ). По мнению Минфина, представленному в Письме от 29.08.2014 г. № 02‑02‑09/43300, Заказчиком, составляющим обоснование цены, могут устанавливаться условия формирования цены контракта (цены лота), например, с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Согласно п.4 ст.3 44-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо , в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя .

Из выше приведенных норм следует, что организации и ИП, применяющие специальные режимы налогообложения (ЕСХН, ЕНВД, УСН, ПСН), вправе участвовать в госзакупках наравне с участниками, применяющими основную систему налогообложения (ОСНО). То есть 44-ФЗ не установлено никаких ограничений для участников закупок в зависимости от применяемого ими налогового режима. Соответственно и требовать пересчета предложенной участником цены Заказчик не вправе. Согласно положений содержащихся в ч.1 ст.95 44-ФЗ цена не может быть уменьшена Заказчиком без согласия исполнителя.

Таким образом, запреты или ограничения, установленные со стороны Заказчика, являются основанием для привлечения его к административной ответственности на основании ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.

Только в случае согласия участника закупок Заказчик может подготовить допсоглашение об уменьшении цены контракта на размер НДС, тем самым сохранив данную экономию в своем бюджете.

3. Госконтракт с поставщиком на УСН

Фактически государственный (муниципальный) Заказчик всегда должен указывать начальную (максимальную) цену контракта уже с учетом налога на добавленную стоимость.

Если поставщик не является плательщиком НДС (например, он находится на УСН), то при заключении контракта при указании цены контракта вместо суммы НДС ставится прочерк, либо указывается “НДС не облагается”.

Ведь по общему правилу организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не признаются плательщиками НДС. Поэтому, заключая контракт с Заказчиком, они не выставляют ему НДС (не выписывают счета-фактуры).

В такой ситуации сумма налога на добавленную стоимость, которая учтена Заказчиком при определении НМЦК, будет являться дополнительным доходом участника закупки. Этого мнения придерживается Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 06.10.2011 г. №АЦ/39173, Минфин России в письме от 02.02.2011 г. № 03-07-07/02, Минэкономразвития России в письмах от 27.09.2010 г. № Д22-1740, № Д22-1741, а также ФНС в письме № СД-4-3/21119@ от 08.11.2016 г.

Письмо ФАС

“…Установленная в контракте стоимость оплаты выполнения работ является обязательством Заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Контракт заключается и оплачивается Заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость является прибылью победителя торгов , не являющегося плательщиком такого налога…”

Исходя из содержания данного письма следует, что организации или ИП, применяющие УСН, находятся в более выгодном положении, нежели участники на ОСНО.

Пример:

Представьте себе такую ситуацию, поданы две заявки на участие в запросе котировок. Одна заявка подана участником, находящимся на УСН с ценой 110 000 рублей, а вторая подана участником на ОСНО с ценой 120 000 рублей. включая НДС.

Победителем запроса котировок признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, то есть участник на УСН с ценой контракта — 110 000 рублей.

Однако если бы не НДС, то цена второго участника была бы ниже, чем цена, предложенная первым участником. Без учета НДС цена второго участника составляет 100 000 рублей.

Стоит отметить, что сравнение цен без учета НДС является широко распространенной практикой среди Заказчиков, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.

Читайте также:  Удержание и возврат денежных средств, внесенных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в качестве обеспечения исполнения контракта по

Письмо Минфина

“…при заключении контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения и, соответственно, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, цену контракта следует рассчитывать без налога на добавленную стоимость…”.

Письма Минэкономразвития

“…контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя. Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю торгов в установленном контрактом размере…”

Письмо ФНС

«В связи с этим организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) не должны составлять и выставлять покупателям счета-фактуры.

В случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса подлежит уплате в бюджет.

Изложенная позиция соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в пункте 4.1 постановления от 03.06.2014 N 17-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Камснаб».

В связи с этим в случае, если в государственном контракте на поставку товаров (работ, услуг) их стоимость указана «с НДС» и при оплате этих товаров (работ, услуг) заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС при невыставлении счета-фактуры у продавца, применяющего упрощенную систему налогообложения, обязанность уплатить НДС в бюджет в соответствии с положениями главы 21 Кодекса не возникает.»

Мнение судей по вопросу НДС

Однако мнения судей с вышеприведенными решениями не совпадают. Так, например, в Постановлении АС ВВО от 18.08.2014 г. №А82-3316/2013, Постановлении ФАС ВВО от 15.05.2014 г. по делу №А29-6032/2012, Постановлении АС СЗО от 06.08.2014 г. по делу №А21-9158/2013, Постановление ФАС СЗО от 20.02.2014 г. по делу №А21-2287/2013, Постановление ФАС ЗСО от 25.09.2013 по делу №А67-294/2013 были приняты решения в пользу Заказчика, оплатившего поставщику (подрядчику, исполнителю) работы в размере стоимости контракта за вычетом НДС.

В решении Арбитражного суда Краснодарского края по Делу № А32-32818/2015 суд также встал на сторону Заказчика, который в проекте контракта указал сумму победителя электронного аукциона с учетом НДС, не смотря на то, что победитель находился на УСН.

Вот небольшая выдержка из этого решения:

“…Постановлением Высшего арбитражного суда РФ от 21.02.2012 № ВАС — 1045/12 и п.5 ст. 173 НК РФ, установлено, что сумма НДС обязательна к уплате в соответствующий бюджет Российской Федерации в независимости от применяемой системы налогообложения. Недопустимость исключения НДС из условий контракта при его наличии в аукционной документации также поддержана Верховным судом Российской Федерации (в определении от 26.06.2015 по делу № 306-КГ-7929). Включение НДС в аукционную документацию является правом Заказчика, которое он реализовал при составлении аукционной документации…”

Помимо этого есть решения и в пользу поставщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения — Постановление ФАС ДВО от 13.08.2013 №Ф03-3381/2013.

4. Госконтракт с физическим лицом

Согласно п.2 ч.13 ст.34 44-ФЗ в контракт включаются обязательные условия: об уменьшении суммы, подлежащей уплате Заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы РФ заказчиком.

Если контракт заключается с физическим лицом в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей (НДФЛ — 13%), связанных с оплатой контракта.

Таким образом, Заказчик оплачивает физическому лицу сумму, уменьшенную на величину налоговых платежей. Этот налог перечисляется Заказчиком в соответствующий бюджет во исполнение обязанности налогового агента при выплате вознаграждения физическому лицу (ст. 226 НК РФ).

Хочу обратить ваше внимание, что речь идет именно о размере выплат физическому лицу, а не уменьшении цены контракта.

5. Выводы

  • любой участник закупки, в том числе, применяющий налоговый “спецрежим”, вправе участвовать в закупках на общих основаниях;
  • контракт заключается и оплачивается Заказчиком по цене победителя вне зависимости от применяемой последним системы налогообложения;
  • применение победителем аукциона “спецрежима” не влечет изменения условий контракта;
  • корректировка Заказчиком в одностороннем порядке цены контракта, предложенной победителем, не допускается.

Но вот мнения судей по данному вопросу диаметрально противоположные. Часть судей следуют вышеперечисленным выводам и выносят решения в пользу поставщиков на УСН. А другая часть становится на сторону Заказчика.

Какие действия нужно предпринять участнику закупок?

  1. Изучите документацию и проект контракта ДО подачи заявки. Если Заказчик прямо не указал в документации возможность заключения контракта «Без НДС», то направьте ему запрос на разъяснение положений документации, попросите уточнить этот момент и внести соответствующие изменения. Важный момент! Если закупка осуществляется Заказчиком за счет собственных, а НЕ бюджетных средств, и это прописано в проекте контракта, то требование Заказчика о заключения контракта с НДС законно. В настоящее время суды придерживаются именно этой точки зрения.
  2. Если закупка уже состоялась и Заказчик прислал вам проект контракта с НДС, направьте ему протокол разногласий и попросите указать цену «Без НДС», т.к. вы находитесь на УСН.
  3. Если контракт подписан с НДС, не направляйте Заказчику счет-фактуру.
  4. Указывайте в своей заявке, что вы находитесь на УСН и не являетесь плательщиком НДС. Дополнительно можно прикладывать к заявке Уведомление о переходе на УСН (форма № 26.2-1) с отметкой ФНС.
  5. Если Заказчик проводит закупку на собственные средства и указывает цену с НДС, то хорошо взвесьте все «за» и «против» участия в ней. Чаще всего для упрощенцев участие в такой закупке будет невыгодно.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что выше изложенный материал был для вас полезен. Желаю вам удачи и до встречи в следующих выпусках.

44-ФЗ: необходимо ли изменять сумму контракта при переходе на УСН?

ВОПРОС

До января 2019 года у компании заключены государственные контракты на оказание услуг по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Стоимость контрактов сформирована с учетом НДС 18%. С 2019 года компания перешла на УСН.

Возможно ли оставить сумму контрактов неизменной, без понижения на сумму НДС?

ОТВЕТ

Да, оставить сумму контрактов неизменной возможно (без понижения на сумму НДС), в том числе в случае, если исполнитель контракта перешел на УСН.

ОБОСНОВАНИЕ

Как разъяснил Минфин в Письме от 21.12.2018 N 03-07-11/93342: «…Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Законом о контрактной системе) в сфере закупок не определен порядок действий заказчика в случае, если победитель конкурентной процедуры использует или переходит на упрощенную систему налогообложения.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

На основании части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.

Таким образом, с учетом положений Закона о контрактной системе контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применения системы налогообложения у победителя.

Сумма, предусмотренная контрактом за выполненный объем работ, должна быть оплачена победителю закупок в установленном контрактом размере.

Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки действующими нормами Закона о контрактной системе не предусмотрена.

При этом необходимо отметить, что 31 декабря 2017 года принят Федеральный закон N 504-ФЗ, в соответствии с которым в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика уменьшить сумму, подлежащую уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, только в случае, если заказчик является в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта.

Также необходимо отметить, что подпунктом “а” пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность снижения цены контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта при условии возможности изменения условий контракта, которая была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом».

Отметим, что Минфин России и ранее высказывало аналогичное мнение по данному вопросу. Например, в Письме от 13.03.2018 N 24-03-07/15341 указал, что Законом N 44-ФЗ не предусмотрена возможность корректировки, то есть уменьшения, заказчиком цены контракта, предложенной победителем закупки, применяющим УСНО, на размер НДС (см. также Письмо от 20.11.2017 N 24-01-10/76771).

Что касается Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закона N 223-ФЗ), то положения данного закона также не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики (Письмо Минэкономразвития России от 13.07.2016 N Д28и-1834).

Минфин в информационном письме от 29.11.2018 N 24-01-07/86352 “По вопросу изменения цены контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, после повышения ставки налога на добавленную стоимость” разъяснил вопрос об изменении цены контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 223-ФЗ, после повышения ставки НДС – она может быть изменена по соглашению сторон, поскольку Закон N 223-ФЗ не содержит запрета на изменение цены договора при его исполнении. Внесение изменений в договор осуществляется в порядке, предусмотренном положением о закупке.

Вместе с тем следует отметить, что ни Закон N 223-ФЗ, ни Закон о контрактной системе не регулирует порядок уплаты обязательных взносов, сборов и платежей в бюджеты бюджетной системы РФ. Согласно п. 2 ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе при исполнении условий контракта Заказчик должен руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с пунктом 1 и 2 статьи 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

В силу п. 8 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также макулатуры налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога.

Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой, или нет.

При реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку “Без налога (НДС)”.

Таким образом, при исполнении контракта, заключенного с юридическим лицом, заказчик выступает налоговым агентом (т.е. обязан уплатить налог в бюджет, и соответственно уменьшить сумму, подлежащую оплате контрагенту) в следующих случаях:

– контракт заключен с иностранным лицом, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика;

– контракт заключен с органом государственной власти и управления, органом местного самоуправления на аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества;

– контракт заключен на закупку сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Ссылка на основную публикацию