Установлен срок подачи заявок на участие в неторговой процедуре менее 20 дней

Решение по жалобе № Т-11/18

по результатам рассмотрения жалобы

на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров

Дата принятия решения: 08.02.2018 г. Москва

Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров № 8 в составе: ,

при участии представителей: ,

рассмотрев жалобу на действия организатора торгов —
АО «РАД» при проведении торгов по продаже посредством публичного предложения акций АО «Красноярский трест инженерно-строительных изысканий» (извещение № 081217/0530477/03) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба
(далее — Заявитель) на действия организатора торгов —
АО «РАД» (далее — Организатор торгов) при проведении торгов по продаже посредством публичного предложения акций АО «Красноярский трест инженерно-строительных изысканий» (извещение № 081217/0530477/03)
(далее — Торги, Жалоба).

Из Жалобы следует, Организатор торгов при продлении срока приема заявок нарушил права и законные интересы Заявителя.

Организатор торгов с доводами Жалобы не согласился, указав,
что при продлении срока приема заявок на участие в Торгах действовал
в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ
«О приватизации государственного и муниципального имущества»
(далее — Закон о приватизации) и Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 № 549 (далее — Положение) .

Рассмотрев все представленные документы, а также выслушав пояснения представителей Заявителя и Организатора торгов, Комиссия ФАС России установила следующее.

08.12.2017 на официальном сайте Российской Федерации
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru (далее также — официальный сайт) Организатором торгов было размещено извещение
о проведении Торгов (далее — Извещение), согласно которому дата начала подачи заявок на участие в Торгах – 08.12.2017; дата и время окончания подачи заявок на участие в Торгах — 31.01.2018 в 17:00; задаток для участия в Торгах должен быть перечислен не позднее последнего дня приема заявок 31.01.2018
и поступить на счет не позднее 01.02.2018; дата определения участников — 05.02.2018; дата и время продажи — 06.12.2018 в 11:00.

31.01.2018 в 11:48 на официальном сайте Организатором торгов были размещены изменения в Извещение, согласно которым дата и время окончания подачи заявок на участие в Торгах — 14.02.2018 в 17:00; задаток для участия
в Торгах должен быть перечислен не позднее последнего дня приема заявок 14.02.2018 и поступить на счет не позднее 15.02.2018; дата определения участников — 19.02.2018; дата и время продажи — 20.12.2017 в 11:00.

Согласно Жалобе 25.01.2018 Заявителем была подана заявка на участие
в Торгах, 26.01.2018 оплачен задаток.

Заявитель считает, что принятое решение о переносе срока проведения Торгов, срока внесения задатка на 14 дней ставит Заявителя в неравные условия по сравнению с другими участниками Торгов, которые имеют возможность перечислить свой задаток в более поздние сроки. Кроме того, необоснованное изменение сроков проведения Торгов причиняет Заявителю убытки, лишая Заявителя возможности распоряжаться денежными средствами в размере
37 560 000 рублей.

На заседании Комиссии ФАС России, представитель Организатора торгов пояснил, что Организатор торгов внес изменения в Извещение
для обеспечения возможности подачи дополнительных заявок на участие
в Торгах.

При этом, в ходе заседания Комиссии ФАС России представитель Организатора торгов отметил, что на 31.01.2018 было подано две заявки
на участие в Торгах, на счет, указанный в Извещении, поступили задатки
от двух претендентов на участие в Торгах.

Согласно пункту 2 статьи 15 Закона о приватизации и нформационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит размещению на официальном сайте не менее чем за тридцать дней
до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное
не предусмотрено Законом о приватизации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Закона о приватизации пр одолжительность приема заявок должна быть не менее чем двадцать пять дней. Одно лицо имеет право подать только одну заявку. Признание претендентов участниками продажи посредством публичного предложения осуществляется в течение пяти рабочих дней с даты окончания срока приема заявок. Продажа посредством публичного предложения проводится не позднее третьего рабочего дня со дня признания претендентов участниками продажи посредством публичного предложения.

Согласно пункту 8 Положения прием заявок начинается с даты, объявленной в информационном сообщении о проведении продажи имущества, осуществляется в течение не менее 25 календарных дней и заканчивается
не позднее чем за 3 рабочих дня до даты рассмотрения продавцом заявок
и документов претендентов.

В соответствии с пунктом 12(1) Положения решение продавца
о признании претендентов участниками аукциона принимается в течение 5 рабочих дней с даты окончания срока приема заявок.

При этом Законом о приватизации и Положением не установлена возможность продления срока приема заявок на участие в торгах.

Учитывая вышеизложенное, поскольку Организатором торгов в ходе рассмотрения Жалобы не представлено объективного обоснования, послужившего причиной принятия Организатором торгов решения о продлении срока приема заявок на участие в Торгах, а также принимая во внимание первоначально установленный Организатором торгов срок приема заявок
(а именно 55 дней), Комиссия ФАС России приходит к выводу,
что Организатором торгов при продлении срока приема заявок были нарушены положения Закона о приватизации и Положения.

На основании изложенного в соответствии с часть ю 20 статьи 18.1 Закона
о защите конкуренции Комиссия ФАС России.

1. Признать жалобу на действия организатора торгов –
на действия организатора торгов — АО «РАД» при проведении торгов
по продаже посредством публичного предложения акций АО «Красноярский трест инженерно-строительных изысканий» (извещение № 081217/0530477/03) обоснованной.

2. Выдать организатору торгов – АО «РАД» обязательное для исполнения предписание.

Решение или предписание комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течении трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Изменения в 44-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2019 года

В мае начал действовать Федеральный закон от 1.05.2019 № 71-ФЗ, который вносит масштабные изменения в закон о контрактной системе в сфере закупок. Эти новшества направлены не только на ускорение процедур, но и повышение их конкурентности, а также упрощение участия в закупках субъектов малого предпринимательства.

Серьезная основа для реализации целого комплекса изменений в закон 44-ФЗ была заложена еще в прошлом году. Благодаря тому, что все закупки были переведены в электронные форматы, сама по себе процедура закупок упростилась и ускорилась. В результате реформы были отобраны 8 электронных торговых площадок (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Национальная электронная площадка, Zakaz RF, Российский аукционный дом (РАД), Электронная торговая площадка ГПБ, ТЭК-Торг. Все они взаимодействуют с 22 коммерческими банками и Единой информационной системой (ЕИС).

Контрактная система развивается согласно принятой Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, в которой обеспечение конкурентной и прозрачной системы закупок для обеспечения государственных (муниципальных) нужд определяется в числе ключевых направлений в рамках реформирования системы управления финансами.

Нововведения, которые ускорят проведение закупок

1. Сокращен срок для размещения извещения о закупке

С 1 июля 2019 года извещение можно размещать на следующий день после изменения плана-графика. А пока действует значительно более длинный срок — не ранее чем через 10 дней после внесения изменений в план-график.

2. Повышаются границы начальной (максимальной) цены (НМЦ) короткого аукциона — со сроком размещения извещения 7 дней

Раньше для подобных аукционов действовало ограничение — они могли проводиться только для закупок менее 3 млн руб. С 1 июля планка увеличивается до 300 млн руб., а для строительных работ — до 2 млрд руб. Тем самым будет в разы увеличено количество закупок по ускоренной процедуре.

3. Сокращаются сроки рассмотрения заявок и проведения торгов

Сроки в аукционе меняются и у заказчика. На рассмотрение первых частей заявок в коротком аукционе остается 1 рабочий день. А сроки для длинного аукциона заметно сократились: если НМЦ более 300 млн руб. или 2 млрд для работ по строительству, время сокращается с 7 до 3 рабочих дней.

4. Изменился день начала торгов

С 1 июля это первый рабочий день, следующий за датой рассмотрения первых частей заявок. А для строительных работ — через 4 часа после опубликования протокола по первым частям. При этом время назначает площадка, и это местное время заказчика.

Чем обусловлены 4 часа для строительных работ? Прежде всего тем, что теперь в аукционную документацию обязательно входит проектная документация. Таким образом, участнику совсем необязательно в первую часть заявки вставлять длинный список того, что он согласен сделать. Он просто может поставить свое согласие без какой-либо дополнительной информации. Заказчик не будет составлять протокол по первым частям заяки.

Рассмотрение протокола первых частей совпадает с временем окончания подачи заявок. Поскольку протокола нет, аукцион по стройке начинается через 4 часа после срока окончания подачи заявок.

5. Меняется шаг аукциона

Исчез не так давно введенный нижний лимит — 100 руб. Теперь его нет. Однако при переходе через «0» шаг аукциона меняется. Фактически можно предлагать от 0 до 5 % от МЦК при переходе через «0», а это 100 млн руб.

Таким образом, шаг аукциона может быть от 0 до 5 млн руб.

6. Появляется право заключить контракт с любым поставщиком, удовлетворяющим требования, если в рамках одной процедуры два раза не поступают заявки

Сейчас закон обязывает в этом случае инициировать новую процедуру, в результате растягиваются сроки торгов. Поправки в 44-ФЗ, вступающие в силу с 1 июля 2019 года, позволят заключать контракт с любым поставщиком, который удовлетворяет требованиям, обозначенным в проектной документации. Однако это будет возможно только по итогам предварительной проверки такой закупки контролирующими органами.

7. Упрощается и сокращается повторная процедура при одностороннем расторжении контракта

Если расторжение контракта происходит по инициативе заказчика, то сейчас необходимо реализовывать новую процедура, что сильно затягивает сроки реализации проектов.

Изменения в 44-ФЗ дадут заказчику право заключить контракт со вторым победителем той же самой процедуры, но при условии, что предыдущий участник действительно нарушил условия контракта, не справился со взятыми на себя обязательствами и попал в реестр недобросовестных поставщиков. У заказчика появляется не обязанность, а возможность воспользоваться этим правом.

При этом поставщик должен быть согласен на заключение контракта, завершение работ или допоставку предмета закупки.

8. Сокращается время на подачу жалоб на действия заказчика или оператора ЭТП

Сейчас любой участник закупки, который не был отобран в течение 10 дней, может написать жалобу. По регламенту ФАС эта жалоба рассматривается 8 дней.

С июля срок сокращается до 5 дней с момента опубликования протокола. Исключения составляют жалобы на документацию / извещение и на завершающий протокол перед подписанием контракта.

Несмотря на сокращение срока подачи жалоб, за участником, который определен победителем, по-прежнему останется право обжаловать те или иные действия заказчика до момента заключения контрактов.

Такой подход позволяет пресечь злоупотребление необоснованным обжалованием процедур и в то же время гарантировать, что победитель заключит контракт строго в соответствии с законодательством.

9. Для контрактов на выполнение строительных работ появилась возможность изменить объем и срок работ не более чем на 30 %

Сейчас увеличить стоимость контракта можно только в пределах 10 % от заключенного контракта.

Это законодательное новшество учитывает специфику строительной сферы, где нередко возникают непредвиденные обстоятельства. В таких случаях заказчикам приходится расторгать контракт по согласию сторон, чтобы заново инициировать процедуру.

С 1 июля, если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене, а орган исполнительной власти соответствующего уровня согласует увеличение цены, то тогда цена контракта может быть увеличена, но не более чем на 30 %.

Читайте также:  Закупка услуг по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств по 44 ФЗ

Также возможно однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального, если контракт не был исполнен по виде подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию.

Как повысится конкуренция в закупках

Сейчас низкая конкуренция в большей степени объясняется слишком сложной проектной документацией. Участники вынуждены переписывать огромное количество страниц, при этом всегда есть риск быть исключенным из процедуры из-за какой-либо ошибки.

Поправки в 44-ФЗ с 1 июля будут направлены в том числе и на решение этой проблемы. В частности, для строительных работ будет требоваться только выражение согласия с опубликованной проектной документацией (без рассмотрения первой части заявки). Необходимости что-либо переписывать не возникнет. Надо лишь подтвердить, что все описанное в технической документации будет выполнено в установленные сроки.

Чтобы исключить случаи демпинга, предлагается:

1. Проверять наличие опыта реализации аналогичных строительных работ до подачи ценовых предложений и в объеме не менее 20 % контракта.

Сейчас проверка производится после подачи ценовых предложений. Нововведения приведут к тому, что торг будет идти между квалифицированными и опытными участниками, которые способны выполнить контракт.

2. Запретить в случае падения цены более чем на 25 % предоставлять авансы.

В настоящее время не существует ограничений в отношении предоставления авансов.

  • Операторы ЭТП должны вести свой реестр участников закупки

Предполагается, что участники должны аккредитоваться в таком реестре. Он содержит наименование, фирменное наименование — юрлицо; ФИО или физлицо/ИП; ИНН; дату аккредитации на ЭТП; иные сведения и документы в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

При наличии дополнительных требований к участникам закупок (Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99) документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, нужно разместить и сохранить в личном кабинете. Оператор ЭТП рассматривает эти заявки на предмет правильности документов (всё ли в наличии, подписаны ли документы соответствующей электронной подписью и т.д.). В противном случае оператор возвращает документы, и участник не сможет подать заявку.

Подать заявку на закупку с дополнительным требованием может только тот участник, у которого в личном кабинете есть соответствующие документы. И это исключает необходимость такие документы включать во вторую часть заявки.

  • Обеспечение гарантийных обязательств

Заказчик вправе установить требования к гарантийным обязательствам. И в этом случае участник обязательно предоставляет обеспечение гарантийных обязательств. Цена этого обеспечения должна быть не более чем 10 % от НМЦК. Способы предоставления — либо деньгами, либо банковской гарантией.

Есть один важный нюанс — документ о приемке ТРУ может предоставляться поставщику только после предоставления обеспечения гарантийных обязательств.

  • Устранены законодательные рассогласования по сумме обеспечения заявки

Если НМЦК до 20 млн руб., то размер обеспечения заявки от 0,5 до 1 % от НМЦК. При этом заказчик обязан установить обеспечение заявки, если НМЦК составляет 5 млн и более.

Важные изменения в 44-ФЗ для малого бизнеса

Для предпринимателей важно прежде всего снижение финансовой нагрузки. И ряд изменений с 1 июля позволят это сделать.

  • Некоторые субъекты малого бизнеса будут освобождены от обеспечения исполнения контрактов

Сейчас обеспечение исполнения контракта для таких субъектов делается в общем порядке. С июля оно отменяется для тех субъектов, которые обладают опытом реализации контрактов (за последние 3 года) в размере текущего контракта.

  • Изменится размер и порядок расчета размера обеспечения

Сейчас размер обеспечения считается в процентах от НМЦК. Если в процессе торгов она существенно снижается, то расчет ведется от цены, заявленной победителем. Такой принцип будет действовать в отношении малого бизнеса.

  • Обязательства по контракту будут разделены

Если сейчас общее обеспечение поставки и гарантийного обслуживания, то с 1 июля предполагается отдельное обеспечение. То есть обязательства по контракту будут разделены на основную часть (поставка товара) и гарантийное обслуживание товаров.

Изменения, упрощающие процесс закупок

  • Совершенствуется порядок планирования закупок

Сейчас заказчикам приходится погружаться в сложный процесс и составлять такие документы, как план закупок, план-график закупок и обоснования к ним.

В результате реформы по планированию закупок с 1 октября 2019 года количество этих документов сократится — останется только план-график. И он будет содержать в целом меньше информации, поэтому его будет проще составлять и отслеживать.

Также станет невостребованным обоснование закупок. От этого документа останется лишь одна позиция — обоснование НМЦК.

  • Узаконены закупки без определенного объема

Заказчик не всегда может сказать, какой объем товаров и услуг ему нужен. Но товары и услуги могут быть разбиты на какие-то элементы, и у этих элементов может быть цена. Например, цена единицы товара или цена единицы услуги.

Если точного объема заказчик не имеет, то он вправе определить начальную цену единицы ТРУ или суммы цен ТРУ. Но контракт будет заключен по максимальному значению цены контракта.

По сути, это та же самая НМЦК, и она не меняется. Но по той цене, которая образуется в результате торгов, заказчик получит больший объем. Это очень важно, в частности, при строительных работах.

  • В малых закупках у единственного поставщика меняется верхний лимит

Сейчас это сумма 100 000 руб. На нее могут осуществить закупку у единственного контрагента заказчики, перечисленные в п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Теперь эта сумма утроится до 300 000 руб. При этом общие лимиты расходов на такие закупки — 2 млн руб. или 5 % от общего объема закупок — продолжают действовать.

  • Увеличивается лимит закупок лекарств по медицинским показаниям

Закупка лекарственных средств у единственного поставщика по решениям врачебной комиссии увеличена с 200 000 руб. до 1 млн руб.

  • Меняется лимит по закупкам у единственного поставщика

Новшества начнут действовать с 31 июля 2019 года. И они коснутся не только увеличения лимита и годового ограничения, но и расширения перечня заказчиков. Список организаций, которые вправе воспользоваться этой возможностью, пополнится домами ремесел и домами народного творчества.

Верхний предел на такую закупку учреждениями культуры пока составляет 400 000 руб., но с 31 июля он увеличится до 600 000 руб.

Меняются также годовые ограничения на такие закупки. Вместо одного варианта
(50 % СГОЗ и до 20 млн руб.) появились два: годовой объем таких закупок не должен превышать 5 млн руб.; годовой объем не больше 50 % СГОЗ и не больше 30 млн руб.

Сроки проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

Под сроком электронного аукциона по 44-ФЗ подразумевают период времени, отведенный на каждый этап закупки. Рассмотрим подробнее, сколько всего этапов существует и в какие сроки согласно закону они должны проходить.

Электронный аукцион по 44-ФЗ – сроки в таблице

Если НМЦК менее и равна 300 млн руб (а в случае с работами по строительству, реконструкции, кап. ремонту объектов капитального строительства менее или равна 2 млрд рублей), то минимальное время проведения закупки и заключения контракта 19 дней.

Если НМЦК более 300 млн руб (а в случае с работами по строительству, реконструкции, кап. ремонту объектов капитального строительства более 2 млрд рублей), то минимальное время проведения закупки и заключения контракта 26 дней.

Сроки подачи заявок на электронный аукцион по 44-ФЗ

1. Самый первый шаг в организации электронного аукциона — это размещение извещения о его проведении и тендерной документации. Срок подачи заявок на электронный аукцион варьируются в зависимости от суммы НМЦК: если она превышает 300 млн. руб. (а в случае с работами по строительству, реконструкции, кап. ремонту объектов капитального строительства превышает 2 млрд рублей), то извещение должно быть размещено за 15 дней (или более) до дня окончания приема заявок. Если сумма начальной цены 300 млн. руб. и меньше (или менее 2 млрд руб в случае с работами по строительству) — то за 7 дней (или более).

2. Бывают случаи, когда необходимо внести изменения в само извещение или документацию. Для этого в электронных аукционах по 44-ФЗ предусмотрены следующие сроки: не позже, чем за 2 дня до окончания приема заявок.

А если будут внесены изменения, то время на подачу должно быть увеличено соответственно пункту 1 нашей статьи, т.е. до 15 дней и до 7 дней соответственно.

3. Если заказчик решил отказаться от проведения аукциона, то он может это сделать не позже 5 дней до окончания приема заявок.

4. Участник может отправить запрос на разъяснение аукционной документации, но не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок. Ответ заказчик обязан опубликовать в течение 2-х дней с момента поступления этого запроса.

5. Изменить или отозвать свою заявку участник электронного аукциона может в любой момент до окончания срока приема. Если он не успеет этого сделать в установленный период, его первая часть заявки будет рассмотрена и, в случае ее соответствия, участник будет допущен до аукциона, однако он вправе не подавать ценовых предложений.

6. Следующим этапом является рассмотрение первых частей заявок, поданных участниками. Он составляет 1 рабочий день после окончания срока подачи, если цена контракта меньше или равна 300 000 000 руб. (в случае с работами по строительству 2 млрд рублей и меньше).

Во всех остальных случаях срок рассмотрения первых частей заявок – 3 рабочих дня. В этот период отсеиваются заявки, которые не подходят под требования к составу первой части заявки, указанные в документации.

В это же время отправляется протокол рассмотрения первых частей заявки оператору ЭТП, на которой проходят закупки, и размещаются данные в ЕИС.

Однако, если в составе документации имеется проектная документация, то срок окончания подачи заявок является и сроком рассмотрения первых частей заявок. Иными словами, если участник подал заявку на участие в таком аукционе, она автоматически считается принятой.

7. Затем наступает срок проведения аукциона по 44-ФЗ, это рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей.

Например, если рассмотрели заявки в пятницу, то электронный аукцион будет в понедельник, т.к. после пятницы следующий рабочий день – понедельник.

Если в составе документации приложена проектная документация, то аукцион проходит через 4 часа после окончания подачи заявок.

8. После этого необходимо огласить протокол проведения аукциона. На электронной площадке закупки эта информация размещается в течение 30 минут после завершения последней фазы торгов, а заказчику протокол направляется в течение 1 часа, вместе со вторыми частями заявок, после публикации на ЭТП.

9. Рассмотрение 2-х частей заявки должно проходить в срок не более 3-х рабочих дней, с момента размещения протокола о проведении электронного аукциона на площадке. Итоговый протокол, оформляемый после рассмотрения вторых частей заявок, будет определять победителя закупки.

10. В течение 5 календарных дней, с даты размещения итогового протокола, в котором определяется победитель, заказчик в личном кабинете победителя направляет ему проект контракта.

Сроки подписания контракта по 44-ФЗ в электронном аукционе

11. В течение 5 календарных дней после получения проекта контракта от заказчика, победитель должен подписать контракт со своей стороны, приложив документ об обеспечении исполнения контракта, либо направить заказчику протокол разногласий.

12. Если был направлен протокол разногласий, то заказчику дается 3 дня на его изучение и публикацию измененной версии контракта. Если договор будет размещаться без изменений, то заказчику необходимо обосновать отказ от предложенных изменений участника.

13. В течение следующих 3-х рабочих дней, после публикации доработанной (или той же) версии контракта, победитель обязан подписать контракт со своей стороны, приложив документ об обеспечении исполнения контракта.

14. Заказчик же должен подписать контракт в течение 3-х рабочих дней после того, как это сделает победитель. С этого момента контракт считается заключенным.

Читайте также:  Заключение контракта по 44 ФЗ с организацией — единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой

Обращаем внимание, что контракт не может быть заключен ранее 10 дней с даты определения победителя, т.е. размещения итогового протокола.

15. В случае, если заявку участника отклонили по первой / второй части или в процессе аукциона были выявлены нарушения со стороны заказчика или оператора электронной площадки, у участника есть 5 дней с даты итогового протокола (т.е. с момента определения победителя), чтобы направить жалобу в ФАС.

Обо всех сроках проведения электронного аукциона и его особенностях Вы можете узнать в нашем обучающем курсе “Госзаказ”. Сотрудники РусТендер специально собрали всю необходимую информацию, подкрепленную собственным опытом участия, благодаря которой Вы сможете успешно участвовать в госзакупках и получать контракты.

Обучающий онлайн-курс по участию в госзакупках

Это основные этапы и сроки аукциона по 44-ФЗ, проходящего в электронной форме на ЭТП федеральных операторов. Все временные характеристики, приведенные в тексте, актуальны на момент написания статьи. Чтобы всегда быть в курсе последних изменений следите за нормами законодательства РФ.

Это основные этапы и сроки аукциона по 44-ФЗ, проходящего в электронной форме на ЭТП федерального оператора. Все временные характеристики, приведенные в тексте, актуальны на момент написания статьи. Чтобы всегда быть в курсе последних изменений

Сроки

Что написано в законе

Частью 4 ст. 447 и ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов (конкурса или аукциона) должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Это общая норма, специальными законами могут быть установлены иные сроки.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» является специальным законом, и для его субъектов установлены сокращенные сроки проведения торгов. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, извещение о проведении конкурса или аукциона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. На неторговые способы закупок требование о двадцатидневном сроке не распространяется, однако даже в случае проведения неторговой закупки такой срок должен быть достаточным для того, чтобы заказчик физически успел сформировать и подать заявку.
Кроме того, при проведении каждой неторговой закупки срок её объявления не может быть меньше предусмотренного положением о закупках заказчика для данного способа закупки.
За нарушение сроков публикации информации о закупке ФАС может аннулировать результаты закупки (напр., решение Ростовского УФАС по делу № 1844/05 от 06.02.2013).

Распространяются ли требования о сроках проведения торгов на иные способы закупок?

Нет, не распространяются. Требования о сроках проведения торгов относятся только к закупкам, проводимым способом конкурса или аукциона.

Жалоба ООО «Инновационные системы» на действия ОАО «Ростелеком» при проведении запроса предложений в электронной форме в части нарушения сроков размещения извещения о проведении запроса предложений, предусмотренных частью 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с момента размещения извещения – 30.11.2012 – до момента окончания подачи заявок на участие в закупке – 07.12.2012 – прошло менее двадцати дней). Жалоба признана необоснованной.
Согласно позиции ОАО «Ростелеком» запрос предложений не относится к торговой процедуре в соответствии с утвержденным Обществом Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Ростелеком», поэтому норма части 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на которую ссылается заявитель, не подлежит применению. При этом организация и проведение рассматриваемого запроса предложений, в том числе в части соблюдения сроков размещения извещения, документации о закупке, произведены в полном соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Ростелеком». ООО «Инновационные системы» не являлось участником закупки; заявка от него на участие в искомом запросе предложений не поступала.
УФАС установлено, что на действия ОАО «Ростелеком» распространяются требования Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона № 223 и части 2 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», жалоба ООО «Инновационные системы», не являвшимся участником закупки, о нарушении сроков размещения извещения о закупке подлежит рассмотрению антимонопольным органом по существу. Согласно положению о закупках ОАО «Ростелеком» под запросом предложений понимается способ осуществления закупок без проведения торгов, при котором информация о потребностях общества в товарах, работах, услугах доводится до неограниченного круга поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса предложений, и победителем признается лицо, которое по заключению закупочной комиссии предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с установленными критериями и Порядком оценки заявок на участие в закупке. Извещение о проведении запроса предложений, документация о запросе предложений и проект договора публикуются на официальном сайте не менее чем за 5 (пять) дней до истечения срока представления заявок для участия в запросе предложений, а при проведении закупок товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 1 000 000 (один миллион) рублей, – не менее чем за 3 (три) дня до дня истечения указанного срока.
Заявитель ссылается на несоблюдение нормы права, закрепленной в части 2 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
Однако комиссия приходит к выводу, что из буквального толкования указанной нормы права следует, что закрепленное в ней правило о сроках размещения извещения относится исключительно к процедурам торгов – конкурсам и аукционам. В рассматриваемом случае ОАО «Ростелеком» проводило запрос предложений, представляющий собой форму закупки без проведения торгов. Положения документации о закупках соблюдены.

Решение Нижегородского УФАС № 1597-ФАС52-03/12 (ж) от 21.12.2012

Можно ли подвести результаты закупки раньше срока, указанного в закупочной документации?

Нет, нельзя.

Жалоба ООО «Универсал-Спецтехника» на нарушение ОАО «МРСК Урала» – «Пермэнерго» порядка организации и проведения торгов, выразившемся в том, что заявитель, предложивший самую низкую цену, самый короткий срок поставки, гарантийный срок на товар равный 2 годам, имеющий больший опыт поставки и хорошую репутацию на рынке товара, не был признан победителем. Жалоба признана обоснованной.
УФАС подчеркнул, что конкурсная документация является приложением к извещению о проведении торгов и должно полностью совпадать с извещением. В извещении заказчик установил дату и время рассмотрения заявок 21.01.2013г и дату и время подведения итогов 11.02.2013. Однако, в п. 2.12.1.конкурсной документации заказчик установил, что подписание протокола о результатах конкурса назначается (ориентировочно) на 21.01.2013г. Кроме того на заседание комиссии Свердловского УФАС России был представлен протокол заседания конкурсной комиссии по оценке заявок и проведению переторжки открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора от 11.01.2013 в котором члены комиссии заказчика признали победителем ООО «Предприятие «Стройкомплект». То есть результативный протокол был составлен раньше установленного срока на один месяц.
Также заказчик в нарушение требований положения о закупках не проинформировал участников конкурса о результатах проведенных торгов.
Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «МРСК Урала» устанавливается, что победителем конкурса признается участник, представивший конкурсную заявку, которая решением конкурсной комиссии признана наилучшим предложением по результатам оценочной стадии и заняла первое место в итоговой ранжировке заявок по степени предпочтительности. Участник в лице ООО «Предприятие «Стройкомплект» не представил в составе заявке акты сверки, подтверждающие опыт поставки, а представили счета-фактуры. Тем не менее, члены конкурсной комиссии не отклонили заявку и присвоили данному участнику максимальный балл. Также в заявке ООО «Предприятие «Стройкомплект» нет отзывов, установленных конкурсной документацией, а представлены рекомендательное письмо и благодарственное письмо. Следовательно, члены комиссии заказчика в нарушение Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «МРСК Урала» допустили до участия, рассмотрели заявку и признали победителем ООО «Предприятие «Стройкомплект».
Жалоба признана УФАС обоснованной, ОАО «МРСК Урала» – нарушившим положение о порядке проведения закупок. Предписание не выдано в связи с заключенным контрактом, материалы дела переданы должностному лицу Свердловского УФАС для принятия решения о возбуждения дела по признакам нарушения ст. 13 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение Свердловского УФАС № 39-А от 22.03.2013

Можно ли вносить изменения в документацию о закупке после истечения срока приёма заявок?

Нет, нельзя.

Жалоба ЗАО «Барс груп» на действия заказчика ООО «Газпром трансгаз Казань» в части необоснованного продления срока рассмотрения итогов открытого запроса предложений. Жалоба признана обоснованной, выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Заказчиком 06.08.2013 года на официальном сайте было опубликовано извещение, согласно которому:

  • Дата и время окончания подачи заявок 21.08.2013 года 10-00.
  • Дата и время рассмотрения заявок 28.08.2013 года 14-00.
  • Дата и время подведения итогов 04.09.2013 года 16-00.

Между тем, заказчиком 03.10.2013 года на официальном сайте повторно опубликовано извещение о проведении открытого запроса предложений с внесенными изменениями в части даты и времени подведения итогов, согласно которому:

  • Дата и время окончания подачи заявок 21.08.2013 года 10-00.
  • Дата и время рассмотрения заявок 28.08.2013 года 14-00.
  • Дата и время подведения итогов – 25.10.2013 года 16-00.

В соответствии с положением о закупках ООО «Газпром трансгаз Казань» установлено, что внесение изменений в документацию и извещение открытого запроса предложений допустимо в любое время до истечения срока подачи заявок на участие в запросе предложений, а именно до 21.08.2013 года. Внесение изменений в документацию и извещение открытого запроса предложений после истечения указанной даты недопустимо.
В ходе изучения положения о закупках ООО «Газпром трансгаз Казань» также установлено, что допущено нарушение пункта 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления возможности необоснованного отказа от подписания договора с участником запроса предложений.
Заказчику выдано предписание о внесении изменения в положения о закупках и проведении процедуры подведения итогов в соответствии с требованиям законодательства.

Решение УФАС Республики Татарстан по жалобе Т04-172/2013

Необходимо ли публиковать информацию о продлении сроков приема заявок участников при проведении запроса предложений как на ЭТП, так и на Официальном сайте?

Да, необходимо, так как это в соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» нарушает принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Жалоба в Московское УФАС России от ООО «Столичное питание» (Заявитель) на действия заказчика – ОАО «Компания «Сухой» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации питания. По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в нарушении срока размещения извещения и в не опубликовании информации о продлении срока приема заявок. На заседании Комиссия Московского УФАС России установила, что по причине технического сбоя полная информация была представлена только на сайте ЭТП, в то время как на Официальном сайте была опубликована только документация о Закупке второго этапа. При этом, измененные извещения были опубликованы Заказчиком за четыре дня, до даты окончания срока приема заявок на участие в Закупке, что в свою очередь противоречит требованию Положения о закупках. На основании, изложенного, Комиссия Московского УФАС России признает довод Заявителя о нарушении срока размещения извещения и не опубликовании информации о продлении сроков приема заявок обоснованным.

Новый порядок проведения электронного аукциона

    On 31.07.2019 0 Комментарии 44-ФЗ, Электронный аукцион
Читайте также:  Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения конкурса по 44 ФЗ -

С 2019 года изменились правила проведения закупочных процедур. Конкурсы и запросы теперь нужно проводить в электронном виде. Но изменения затронули и электронный аукцион — самый популярный способ определения поставщика по 44-ФЗ. Рассмотрим, что изменилось в этой процедуре.

Требования

Извещение об аукционе составляется в соответствии с требованиями, которое условно можно поделить на 2 группы.

  1. Первая группа — требования общего характера, которые применяются ко всем типам закупок. Частности, это дата параметры заказчика, индивидуальный код закупки, указание на преимущества и ограничения, размер обеспечения, и другие, которые прописаны в статье 42 закона о госзакупках.
  2. Вторая группа — требования, которые устанавливаются только в рамках аукциона. Они прописаны статье 63. К таким требованиям относятся срок подачи заявок, дата проведения аукциона, указание на адрес ЭТП. Составляя извещение, важно учитывать требования обеих упомянутых статей закона.

В извещении заказчик устанавливает среди прочего требования, которые предъявляются к поставщикам — единые, дополнительные и факультативные. Все они прописаны в статье 31. Среди них появилось новое единое требование — оно содержится в пункте 11 части 1 указанной статьи. Суть его в том, что участник аукциона должен подтвердить, что закон не запрещает ему участвовать в закупках. Что это означает? Законы РФ могут предусматривать запрет на участие в госторгах для отдельных категорий поставщиков. Такие примеры уже есть: закон № 127-ФЗ запрещает исполнителям из недружественных стран участвовать в закупках на выполнение работ или оказание услуг в рамках госзаказа. Так вот, участник должен подтвердить, что в его отношении такие ограничения не введены.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

В части требования к поставщикам есть и другие новшества:

  1. Принадлежность к СМП теперь можно задекларировать через функционал площадки.
  2. Сведения из Реестра недобросовестных поставщиков поступят автоматически (если заказчик устанавливал такое требование, а поставщик есть в РНП).

Изменения в обеспечении заявок

По закону заказчик обязан установить обеспечение, если НМЦК превышает 5 млн рублей. В то же время правительству даны полномочия эту сумму изменить, что оно и сделало постановлением № 439. И теперь устанавливать обеспечение нужно при НМЦК от 1 млн рублей, а в более дешевых закупках — по желанию заказчика. Специалисты рекомендуют не устанавливать обеспечение в таких закупках.

Изменены положения по льготам:

  • для СМП и СОНО льготы отменили;
  • действуют льготы для казенных учреждений — они не предоставляют обеспечение заявки;
  • есть льготы для организаций уголовно-исправительной системы и инвалидов: максимальное обеспечение составляет 2% от НМЦК, если она 20 млн рублей и выше (но при том условии, что в закупке заявлены преимущества для УИС и ОИ).

Способ обеспечения заявки выбирается участником. Это положение работает с 2019 года. Об этом сказано в части 52 статьи 112 закона 44-ФЗ.

Обратите внимание! Новый механизм обеспечения заявок заработал. Теперь участники должны открывать в уполномоченных банках специальные счета и переводить денежные средства туда, а не на ЭТП.

Сроки этапов аукциона

Длительность этапа сбора заявок зависит от того, какая НМЦК у аукциона:

  1. Если до 3 млн рублей включительно, то срок составляет не менее 7 дней с даты размещения извещения.
  2. Если более 3 млн — не менее 15 дней.

В течение этого срока заказчик может изменять документацию или отменить закупку. У поставщиков в тот же период есть право подавать заявки и отзывать их. А также, как и раньше, подавать запросы на разъяснения. Делать это могут любые пользователи ЭТП, на которой проходит аукцион. Запросы подаются через функционал ЭТП. Заказчик по-прежнему обязан отвечать на них по существу в течение 2 дней.

Заявка участника

Состав заявки остался прежним — она состоит из двух частей. Но есть изменение. Раньше участник обязан быть всегда указывать в первой части страну происхождения товара. Теперь же это нужно делать лишь в том случае, когда заказчик установил в документации соответствующее ограничение в связи с требованиями нацрежима.

Во второй части заявки должны быть документы, которые требуется приложить в связи с установленными ограничениями. Однако при их отсутствии заявки не отклоняется, а приравнивается к импортной. Но если на закупку иностранного товара установлен запрет, комиссия должна ее отклонить.

Унифицированные формы

ЭТП внедрили формы, которые в рамках закупки должны подаваться участниками. Это упростит подачу таких документов и снизит риск ошибок. В число унифицированных форм вошли:

  • согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги;
  • документы, подтверждающие опыт, наличие ресурсов, правоспособность;
  • декларация о соответствии единым требованиям;
  • декларация о принадлежности к СМП и СОНО.

Порядок проведения аукциона

ЭтапСрок и иные пояснения
Заказчик публикует извещение
Участники подают заявкиОбе части подаются оператору одновременно, подписанные КЭП. Срок — 7 / 15 дней в зависимости от НМЦК
Заказчик принимает или отклоняет заявкуВ течение часа заявке присваивается номер, участник уведомляется о ее приеме. На этом этапе заявку отклонят, если она:
  • не подписана или подписана не тем лицом;
  • опоздала;
  • подана повторно (при этом предыдущая не отозвана);
  • участник в РНП (если есть условие о его отсутствии там);
  • до конца регистрации участника осталось меньше 3 месяцев
При необходимости участник отзывает заявкуПодается уведомление об отзыве не позже даты окончания приема заявокОператор направляет заказчику первые части заявок, заказчик их рассматриваетСрок рассмотрения — 1 день, если НМЦК не более 3 млн, 7 дней — если НМЦК более 3 млн. Сведения о поставщиках не передаются.Заказчик подписывает протокол, направляет его оператору и размещает в ЕИСНе позже последнего дня срока рассмотрения заявокЭТП проводит аукционСрок — первый рабочий день через 2 дня после окончания срока приема заявок. Дата указывается в извещении, время назначает операторЗаказчик рассматривает вторые части заявок, подписывает и публикует протоколПротокол размещается в ЕИС позже следующего дня после подписанияЗаказчик публикует проект контракта (без подписи)Не позже чем через 5 дней после подведения итога аукциона. Контракт включает цену победителя, данные о нем и об объекте закупкиПобедитель направляет протокол разногласийПротокол может быть направлен только 1 раз. Заказчик рассматривает его в течение 3 дней и в результате:

исправляет ошибки (если они в реквизитах, параметрах сделки) и размещает новый проект;

размещает старый проект повторно и поясняет причинуПобедитель подписывает контрактПеред подписанием вносится обеспечение контракта. Подписанный контракт размещается в течение 5 днейЗаказчик подписывает контрактВ течение 3 дней

Если победитель не подписал контракт или не внес обеспечение в срок, он считается уклонившимся от подписания. Заказчик вправе подать на него в суд в целях возместить убытки.

Также заказчик может заключить контракт со вторым участником в итоговом протоколе. Для этого ему направляется проект контракта в течение 5 дней после того, как первый участник признан уклонившимся.

Если срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе приходится на выходной день

При проведении электронного аукциона заказчик указал срок окончания подачи заявок, который совпал с выходным днем. Окончание подачи заявок выпало на выходной день – субботу. В извещении о проведении электронного аукциона последним днем срока подачи заявок указана именно суббота. При этом извещение размещено в соответствии с требованиями ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ), полных 7 дней до окончания срока подачи заявок, при цене контракта менее 3 млн. Рублей.
Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Будет ли такая ситуация считаться нарушением норм Закона № 44-ФЗ?

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) документация об электронном аукционе (далее также – аукцион) наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (далее – заявки).

Порядок публикации извещения о проведении аукциона, включая минимальные временные интервалы от нее до окончания срока подачи заявок, установлен ч.ч. 1, 2 ст. 63 Закона № 44-ФЗ. В соответствии с ними заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона не менее чем за 7 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 миллиона рублей.

Участник электронного аукциона вправе подать заявку в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок (ч. 7 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

При этом Закон № 44-ФЗ не регулирует вопросов исчисления сроков, в том числе не устанавливает последствия совпадения последнего дня предусмотренного им срока с днем, который в соответствии с законодательством является нерабочим. Поэтому по данному вопросу следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, на которых в том числе основывается Закон № 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона) и которые применяются к отношениям по контрактам, заключенным в соответствии с ним, если самим Законом № 44-ФЗ не предусмотрено иное (смотрите ответ на вопрос № 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28И-1889).

Правила исчисления сроков предусмотрены главой 11 ГК РФ. Ее нормы не затрагивают вопрос о возможности совершения юридически значимых действий, с которыми связано начало течения сроков. Однако ст. 193 ГК РФ устанавливает, что в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. При этом если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока (п. 1 ст. 194 ГК РФ).

Минэкономразвития России в письме от 07.12.2015 № Д28и-3561 указывает на необходимость устанавливать срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ и Гражданского кодекса РФ. Разъяснения, признающие применение правил, установленных ст. 193 ГК РФ, к отношениям по закупкам в соответствии с Законом № 44-ФЗ, даются также в письмах Минэкономразвития России от 16.12.2016 № Д28и-3518, от 22.01.2016 № Д28и-88 и др.

Таким образом, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе не должны приходиться на нерабочие (выходные, праздничные нерабочие) дни, поскольку такое установление срока не обеспечивает участникам размещения заказа реальную возможность подачи заявок и, тем самым, сокращает количество участников аукциона (решение ФАС России от 17.01.2017 № К-38/17, решение ФАС России от 07.06.2017 № К-699/17).

Следовательно, действия заказчика, изложенные в вопросе, нарушают требования ч. 2 ст. 63 Закона № 44-ФЗ.

За сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлена административная ответственность в соответствии с ч. 8 ст. 7.30 КоАП РФ.

Ответ подготовил: Жгулева Ольга, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Серков Аркадий, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Ссылка на основную публикацию