Установление критериев оценки заявок, окончательных предложений при предъявлении дополнительных требований к участникам закупок по 44

Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085 “Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (с изменениями и дополнениями)

Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085
“Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

С изменениями и дополнениями от:

17 марта, 20 октября, 14 ноября 2016 г., 25 января, 28 февраля, 21 марта, 27 июля 2019 г.

В соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 722 “Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 38, ст. 4477);

пункт 31 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1045 “Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 52, ст. 7104);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 265 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 722” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 14, ст. 1659).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации

28 ноября 2013 г.

Правила
оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(утв. постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085)

С изменениями и дополнениями от:

20 октября, 14 ноября 2016 г., 25 января, 28 февраля, 21 марта, 27 июля 2019 г.

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – закупка) в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (далее – заявка, предложение).

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 6 февраля 2019 г. – Постановление Правительства России от 25 января 2019 г. N 41

2. Настоящие Правила применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

3. В настоящих Правилах применяются следующие термины:

“оценка” – процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены;

“значимость критерия оценки” – вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, выраженный в процентах;

“коэффициент значимости критерия оценки” – вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, деленный на 100;

“рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки” – оценка в баллах, получаемая участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки.

4. В целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:

Информация об изменениях:

Подпункт “а” изменен с 7 августа 2019 г. – Постановление Правительства России от 27 июля 2019 г. N 973

Изменения применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 7 августа 2019 г.

а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:

цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;

расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;

стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее – стоимость жизненного цикла);

предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;

б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

5. В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий закупку товара (выполнение работы), последующее обслуживание (эксплуатацию) в течение срока службы, ремонт, утилизацию (при необходимости) поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла), а также в иных установленных Правительством Российской Федерации случаях для оценки заявок (предложений) заказчик вправе в документации о закупке устанавливать вместо стоимостных критериев критерий оценки “стоимость жизненного цикла”.

6. Использование критерия оценки “расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ” возможно только в том случае, если контрактом помимо поставки товара (выполнения работы) предусмотрены дальнейшая эксплуатация, ремонт товара (использование созданного в результате выполнения работы объекта), в том числе поставка расходных материалов.

7. Оценка в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил в части товаров осуществляется по критерию оценки “расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), а в части работ – по критерию оценки “расходы на использование созданного в результате выполнения работы объекта”.

Информация об изменениях:

Пункт 8 изменен с 7 августа 2019 г. – Постановление Правительства России от 27 июля 2019 г. N 973

Изменения применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 7 августа 2019 г.

8. В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки “цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги”, а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, – критерий оценки “стоимость жизненного цикла”.

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 7 августа 2019 г. – Постановление Правительства России от 27 июля 2019 г. N 973

Изменения применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 7 августа 2019 г.

9. Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком, должна составлять 100 процентов. Величина значимости критерия оценки “расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ” не должна превышать величину значимости критерия оценки “цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги”.

10. В документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 7 августа 2019 г. – Постановление Правительства России от 27 июля 2019 г. N 973

Изменения применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 7 августа 2019 г.

11. Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.

Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.

В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, заказчик обязан установить следующие величины значимости критериев оценки: значимость стоимостных критериев оценки – 40 процентов, значимость нестоимостных критериев оценки – 60 процентов.

В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, допускается установление в документации о закупке в качестве нестоимостных критериев оценки исключительно критерия оценки “квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации”, показателей такого критерия, указанных в пункте 27.2 настоящих Правил.

В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте “б” пункта 27 настоящих Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 45 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.

12. Утратил силу с 6 февраля 2019 г. – Постановление Правительства России от 25 января 2019 г. N 41

Какие критерии заказчик может установить для оценки заявок на участие в конкурсе по положениям 44-ФЗ?

При проведении закупки в форме конкурса заказчик должен разработать критерии оценки участников. Они должны быть размещены в закупочной документации и доступны для ознакомления участниками. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе – это признаки, по которым заказчики оценивают заявки и присваивают им рейтинг. Участник, который по результатам оценки получил наивысший рейтинг, становится победителем закупки.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Законодательное регулирование

Для разных тендеров применяют различные критерии оценки заявок. Например, в электронном аукционе или запросе котировок используют единственный критерий – это предложенная цена. В конкурсе же заявку на участие не могут оценить по одному ценовому критерию из-за специфики закупки, поэтому разрабатывают комплекс оценки заявок на участие.

Учреждения самостоятельно не устанавливают правила оценки заявок на участие. Они должны придерживаться правил из ст. 32 44-ФЗ и Постановления Правительства №1085 от 2013 года. В указанном Постановлении Правительства приводится указание и на предельные значения каждого из критериев. Нужно учитывать, что данные правила не применяются к таким формам закупок, как аукцион, запрос предложений, неконкурентные закупки у единственного поставщика.

Под оценкой заявок понимается определение наилучшего предложения из поступивших на основе заданных критериев. Заказчики в обязательном порядке прописывают, какие именно критерии им предстоит использовать, а также величину их значимости. Минимальное количество критериев – два, один из которых – цена и стоимость жизненного цикла (если это применимо).

Критерии оценки заявок на участие не стоит путать с основаниями для допуска участника к закупке. Заявки от участников первоначально рассматриваются на правильность оформления документов и соответствия их установленным требованиям, а только потом заказчик переходит к оценке заявок. При отсутствии какого-либо документа участника могут отклонить.

На этапе оценки заявок, если поставщик не приложит документы, которые подтверждают соответствие требованиям и критериям оценки заявок, его не отстраняют от участия. Но баллы за определенные действия начисляться не будут.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе

Все критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ делятся на две большие группы. Это стоимостные характеристики и нестоимостные. К стоимостным характеристикам относят:

  1. Цену контракта.
  2. Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ и оказания услуг.
  3. Стоимость жизненного цикла, стоимость товара, услуги, работы, эксплуатации, ремонта, утилизации. Такой критерий учитывается, если предполагается не только поставка товаров, но и расходных материалов и пр.
  4. Предложение относительно суммы расходов заказчика по энергосервисному контракту.
Читайте также:  Банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ

Нередко заказчик ограничивается только ценой товара для оценки заявок на участие. Но иногда ему необходимо закупить оборудование. От предложенной поставщиком модели оборудования во многом будет зависеть стоимость ремонта и приобретения расходников.

В целях бюджетной экономии заказчик указывает, что более высокий рейтинг присваивается поставщику, который сможет предложить наименьшую стоимость с позиции расходов на эксплуатацию.

Для выявления самого выгодного предложения заказчик может установить такие параметры оценки, как перечень эксплуатационных расходов (ремонт оборудования и поставка расходных материалов и пр.), единица измерения эксплуатационных расходов и сроки службы товара.

Нестоимостные характеристики – это:

  1. Качественные, функциональные, экологические характеристики товара, услуги и работы.
  2. Уровень квалификации участника закупки.
  3. Наличие у участника оборудования.
  4. Положительная репутация.
  5. Соответствие товара экологическим нормам.

При этом, согласно Постановлению Правительства №1085, устанавливаются предельные величины по каждому из критериев. Это:

  • 70% для стоимостных критериев при поставках товаров;
  • 60% – при заказе работ и услуг.

Для нестоимостных критериев эти предельные значения составляют 30% для товаров и 40% – для работ и услуг. Конкретные максимальные значения стоимостных и нестоимостных критериев приведены в таблице.

Предмет заключаемого договораМаксимальная значимость цены, %Предельная величина нестоимостных критериев, %
Все товары, не перечисленные в списках7030
Работы и услуги не из перечня6040
Спасательные работы4060
Реставрационные работы на объектах со статусом культурного наследия4060
Юридические, образовательные, медицинские услуги4060
Нормативные документы в области образования (разработка)4060
Экспертные услуги3070
Работы по техподдержке информсистем3070
Услуги по кинопрокату2080
НИОКР2080
Услуги артистов и режиссеров2080
Создание произведений искусства, архитектуры, литературы100

В исключительных случаях заказчик может прописать в требованиях дополнительные критерии оценки заявок, которые не являются стоимостными или нестоимостными. Они могут потребоваться при проведении закупок технически сложных товаров и услуг.

Оценка заявок по стоимостным критериям

Для оценки заявок по критерию цены применяют следующую формулу:

  • минимальное предложение из всех / предложение участника * 100%.

Пример: цена услуг (удельный вес – 60%) и квалификация исполнителя (удельный вес – 40%). На участие в конкурсе поступило три заявки:

  • Заявка №1. Цена – 1000 р.
  • Заявка №2. Цена – 1500 р.
  • Заявка №3. Цена – 1200 р.

Заявке №1 присваивается 1000 / 1000 * 100 = 100 балла.

Заявке №2 присваивается 1000 / 1500 * 100 = 66,7 балла.

Заявке №3 присваивается 1000 / 1200 * 100 = 83,3 балла.

Получается, что по результатам оценки цены контракта участники получат:

  • Участник №1 – 100 * 0,6 = 60 баллов.
  • Участник №2 – 66,7 * 0,6 = 40,02 балла.
  • Участник №3 – 83,3 * 0,6 = 49,98 балла.

Если минимальная стоимость равна нулю или принимает отрицательное значение, то применяется такая формула:

  • (максимальная стоимость – цена, предложенная участником) / цена, предложенная участником * 100.

На практике контракты с нулевой стоимостью встречаются редко. Примером может служить услуга по открытию расчетного счета в банке.

В случае если все заявки на участие содержат одинаковые предложения по критерию цены, то они по нему не оцениваются.

Оценка заявок по нестоимостным критериям

Заказчику следует самостоятельно сформулировать, что конкретно понимается под качеством работ или квалификацией участника. Нередко в рамках одного критерия в документацию включают сразу несколько показателей. К нестоимостным критериям оценки заявок относят, например:

  1. Наличие системы контроля качества.
  2. Экологические мероприятия.
  3. Технология выполнения работ.
  4. Мероприятия по охране труда и технике безопасности.

Квалификация участника закупки может оцениваться по следующей группе показателей:

  1. Квалификации персонала: наличие у него сертификатов и допусков, портфолио и научной степени.
  2. Опыт участника: количество подписанных контрактов на аналогичные работы.
  3. Наличие необходимого оборудования.
  4. Деловая репутация компании на рынке: количество положительных отзывов, наличие благодарственных писем, участие в различных рейтингах и пр.
  5. Наличие финансовых ресурсов: оценка финансовой устойчивости поставщика по данным бухгалтерской отчетности.

Критерии оценки нестоимостных параметров должны иметь числовое выражение. То есть важен факт не просто наличия оборудования, а количество единиц инструмента и транспортного средства. Важен не просто опыт работы, но и количество контрактов с аналогичным предметом закупки.

Каждому нестоимостному критерию заказчик присваивает свой коэффициент значимости. Сумма всех критериев должна равняться единице.

Например, критерий квалификация включает в себя такие показатели, как «опыт работы» (критерий значимости – 0,6), «деловая репутация» (критерий – 0,2), «наличие финансовых ресурсов» (критерий – 0,2). В сумме данные критерии дают единицу.

Как оцениваются нестоимостные критерии

Например, заказчик оценивает заявки по «кредиторской задолженности». В данном случае чем ниже значение, тем более высокий балл получает участник. На участие в конкурсе поступило две заявки:

  • Заявка №1 – величина кредиторской задолженности – 100 тыс. р.
  • Заявка №2 – величина кредиторской задолженности – 150 тыс. р.

Первый участник получит 100000 / 100000 * 100 = 100 баллов.

Второй – 100000 / 150000 * 100 = 66,7 балла.

Критерий значимости данного параметра установлен, как 0,4. Значит, участники получат:

  • Первый участник – 40 баллов (100 * 0,4).
  • Второй участник – 26,7 балла (66,7 * 0,4).

Заявки в части нестоимостных критериев могут оцениваться и по-другому. Например, заказчик установил требование о наличии опыта реализации как минимум 10 аналогичных контрактов. Тогда все участники, которые реализовали 10, 20, 40 аналогичных контрактов, получат одинаковое количество баллов.

Также заказчик может ввести шкалу оценки при проведении открытого конкурса. В них заказчик устанавливает диапазоны возможных значений и количество баллов, которые начисляются за попадание в определенный диапазон.

Например, если заказчик учитывает численность персонала, шкала может быть следующей:

  1. До 10 сотрудников – 0 баллов.
  2. От 10-50 сотрудников – 30 баллов.
  3. От 50-100 сотрудников – 60 баллов.
  4. Более 100 сотрудников – 100 баллов.

Кто оценивает заявки на участие в конкурсе и в каком порядке

Оценкой заявок на участие в конкурсе занимается конкурсная комиссия. Ее состав и перечень полномочий утверждается заказчиком в приказе о формировании конкурсной комиссии для проведения закупки.

Процесс рассмотрения заявок на участие в конкурсе состоит из следующих этапов:

  1. Конкурсная комиссия рассматривает первые части заявок на участие в электронном конкурсе. При НМЦК до 1 млн р. на рассмотрение уходит 1 рабочий день, при НМЦК более 1 млн р. – до 5 рабочих дней.
  2. По результатам рассмотрения первой части заявки на участие все допущенные к процедуре электронного конкурса лица могут подать окончательное предложение. Такие окончательные предложения передаются в день, который указан, как дата проведения конкурса в электронном формате. На подачу предложений участникам отводится 3 часа. Участник закупки может не участвовать в дозапросе, тогда его предложение в первой части заявки будет считаться окончательным. Один участник вправе подать только одно предложение, и оно не может ухудшать предложенные условия на первом этапе. Это значит, что участник конкурса может только снизить цену, но не повысить ее.
  3. После этого наступает этап оценки второй части заявок. На данном этапе определяется победитель закупки.

Сроки оценки

На основании ч. 2 ст. 54.7 44-ФЗ сроки рассмотрения и оценки второй части заявок в электронном виде не должны превышать три рабочих дня, если НМЦК составляет более 1 млн р. При закупках на меньшую сумму заказчику отводится не более одного рабочего дня после отправки второй части заявок на участие в конкурсе.

Если закупка предполагает поставку товара, выполнение работ и оказание услуг в сфере науки, культуры и искусства, то указанный срок не должен превышать пяти рабочих дней с даты отправки заказчику второй части заявок на участие в открытом конкурсе. При этом указанные сроки не зависят от НМЦК.

Окончательная оценка

При оценке комиссия учитывает только те заявки, которые были допущены до данного этапа и не были отклонены из-за отсутствия необходимых документов или несоответствия поставщика требованиям закупки.

Заявка от участника на конкурс может быть признана не соответствующей требованиям, которые установлены в конкурсной документации, в следующих случаях:

  • если не были предоставлены обязательные документы и информация;
  • при наличии недостоверной информации в документах (если такая информация становится известной уже после допуска и оценки заявки, то участник все равно отклоняется);
  • при несоответствии участника требованиям конкурсной документации по ст. 31 44-ФЗ (например, участник находится в РНП или в состоянии банкротства);
  • если отклонение заявки предусмотрено в правительственных актах, принятых в рамках национального режима закупок по ст. 14 44-ФЗ (например, на участие в конкурсе поступили две заявки с товарами российского производства, и в отношении иностранного товара допускается применить правило «третий лишний», или в отношении поставки иностранных товаров введен запрет).

Порядок оценки заявок заказчику следует прописать в закупочной документации. Если закупка была признана несостоявшейся (в случае, если на нее поступила только одна заявка, не поступило ни одной, была допущена одна заявка, либо все они были отклонены), то этап оценки заявок не проводится.

Первоначально конкурсная комиссия рассчитывает количество баллов по каждому критерию. Затем все баллы суммируются. В зависимости от количества набранных баллов все заявки участников ранжируются в порядке убывания значимости. Первый номер присваивается участнику, который набрал наибольшее количество баллов. Он и становится победителем конкурса.

Регламент оценки заявок на участие в конкурсе зависит от типа закупки: проводится ли она в электронном виде или стандартном бумажном виде. Заявки на участие в конкурсе в электронном виде оцениваются на основании ст. 54.7 44-ФЗ. В течение часа после формирования протокола оператор ЭТП должен направить заказчику вторую часть заявок на участие, которые позволяют заказчику оценить участников по заданным критериям оценки.

Если несколько заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме содержали одинаковые условия исполнения контракта, то меньший порядковый номер присваивается заявке, поступившей раньше.

Итоги открытого конкурса в электронном виде оформляются в виде протокола. Такой протокол содержит сведения:

  • об участниках открытого конкурса;
  • о допуске участника закупки;
  • о принятых решениях в отношении каждого участника конкурса в электронном виде относительно его соответствия требованиям закупки и нормам 44-ФЗ;
  • решение каждого члена конкурсной комиссии по заявкам на участие;
  • о порядке оценки данных заявок;
  • о присвоенных значениях по каждому из установленных критериев;
  • о принятом по итогам оценки заявок решении о присвоении порядковых номеров;
  • указание на наименование юрлица или ФИО физлица, которые стали победителем закупки, и участника, которому был присвоен второй номер.

Указанный протокол должен быть размещен в ЕИС непосредственно в день его подписания.

Любой участник открытого конкурса после размещения итогового протокола вправе:

  1. Отозвать свою заявку на участие (этим правом наделены все участники, кроме победителя закупки).
  2. Обратиться к заказчику за разъяснениями по результатам открытого конкурса.
  3. Обжаловать выбор заказчиком победителя в установленном порядке.

Процесс выбора победителя конкурса является весьма сложным, поэтому заказчики применяют форму конкурса в отношении сложных закупок, где цена не является основополагающим фактором выбора.

Таким образом, под оценкой заявок понимается процесс начисления баллов по каждому из критериев, а затем они суммируются. Победителем закупки становится участник, заявка которого получила наибольшее количество баллов. Различные факторы имеют разный удельный вес по значимости для заказчика. Заказчик устанавливает еще и значимость критериев, а именно их вес в общей совокупности. По результатам определения баллов к ним применяется определенный коэффициент, указывающий на удельную значимость фактора. Сумма удельного веса всех критериев устанавливается всегда как 100%. Удельный вес разных параметров устанавливается не произвольно, а на основании Постановления Правительства №1085 от 2013 года.


Письмо Минфина России от 16.02.2018 № 24-02-08/10012 “Об установлении критериев оценки заявок, окончательных предложений при предъявлении дополнительных требований к участникам закупок”

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 7.7 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н (зарегистрирован в Минюсте России 12.07.2012 N 24894), министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению организации. Кроме того, в министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

При этом Минфин России сообщает, что в соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Читайте также:  Закупка услуг по предоставлению кредитов финансовыми организациями путем проведения электронного аукциона по 44 ФЗ

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 “Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям” (далее – Постановление N 99).

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе устанавливается заказчиком в конкурсной документации в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложении участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее – Правила оценки заявок).

В пункте 3 Правил оценки заявок определено, что оценка – процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки заявок, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.

Минфин России обращает внимание, что заказчик самостоятельно устанавливает показатели, раскрывающие содержание соответствующего критерия оценки в соответствии с Правилами оценки заявок.

При этом согласно пункту 30 Правил оценки заявок, в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).

Таким образом, применение дополнительных требований в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в качестве критериев оценки заявок, окончательных предложений в случае предъявления таких дополнительных требований в отношении участников закупки не соответствует Правилам оценки заявок.

Дополнительно Минфин России сообщает, что вопрос о наличии либо об отсутствии признаков нарушения Закона о контрактной системе рассматривается органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в каждом конкретном случае исходя из всех обстоятельств дела.

КРИТЕРИИ СОПОСТАВИМОСТИ В ГОСЗАКУПКАХ

– Свойства товаров (работ, услуг) – предметов сдачи;

– Функции сторон сделки (распределение ответственности);

– количество товаров, объем работ (услуг);

– условия оплаты заказчиком.

Если участник представит для подтверждения опыта договор, где он выступил субподрядчиком, тогда сопоставимым его уже считать нельзя, поскольку распределение ответственности при исполнении данного договора было иным.

Если же участник представит исполненный договор с авансом, а конкурс, на который он хочет его представить для подтверждения опыта без аванса, то их тоже нельзя считать сопоставимыми, ведь условия оплаты разные. Заказчик может рассудить так: не было бы аванса в исполненном договоре – участник мог бы его сорвать из-за нехватки средств – условия оплаты были более мягкими.

Принцип сопоставимости

Что касается сопоставимости по количеству товаров, объему работ (услуг) то заказчик сам указывает пороги сопоставимости в КД, а если вы их там не обнаружите, подайте запрос разъяснений и обращайтесь в ФАС при отсутствии конкретного ответа,

Однородными (сопоставимыми), согласно НК РФ, являются товары со сходными свойствами, состоящие из схожих частей, выполняющие одинаковые функции и являющиеся взаимозаменяемыми. Сказанное выше касается также и однородных работ (услуг).

Сопоставимыми являются, например, лекарства с одним действующим веществом, стиральные порошки сходного состава, и т.д. Касательно совместимых работ это, например, установка деревянных и пластиковых окон, касательно совместимых услуг: услуги по вывозу опавшей листвы и скошенной травы.

Что касается требований к характеристикам товара (качественным и количественным), то хотя объем форм 2 в конкурсах обычно невелик, но заказчик может потребовать аргументацию представления того или иного показателя, а при отсутствии аргументации – не дать баллов. Здесь, скорее всего, обжалование в ФАСе будет бесполезным, если заказчик четко прописал в КД за какие недочеты сколько баллов он будет снижать.

Если хотя бы по одному критерию вы явно не проходите, участвовать не стоит – проиграете по сумме баллов. Если вам кажется, что критерии указаны заказчиком с целью ограничения конкуренции пробуйте жаловаться. Шансы, конечно, есть. Результат будет зависеть от того, нарушил ли заказчик при составлении документации законодательство или нет. Если заказчик закон не нарушил, результат, скорее всего, будет отрицательным.

Ниже приведено несколько примеров обжалования в ФАСе конкурсных критериев.

Пример о весовых значениях конкурсных критериев

Участник конкурса на право заключения договора обязательного аудита подал жалобу на установленные заказчиком критерии, считая, что они ограничивают конкуренцию. Заказчик установил значимость ценового критерия 30%, а критерия квалификация – 70%. ФАС признал жалобу участника необоснованной на основании того, что закон 44-ФЗ не ограничивает весовые значения конкурсных критериев, а для заказчика важнее не цена договора, а исполнение его наиболее участником, в организации которого работают более квалифицированные специалисты.

Пример о критерии “Квалификация участника”

Участник конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по сопровождению закупок попытался оспорить в ФАСе содержание критерия «квалификация участника». Заказчик указал, что у участника должны быть в штате специалисты, прошедшие курсовую подготовку в объеме не менее 250 часов. Участник счел это требование завышенным. Заказчик пояснил на заседании комиссии ФАС, что такой объём курсовой подготовки был затребован в результате анализа длительности ряда образовательных программ. Комиссия пришла к выводу, что заказчик законодательство не нарушил: закон 44-ФЗ не ограничивает длительность курсовой подготовки специалистов, так что заказчик имел право рассчитать его самостоятельно. Жалоба признана необоснованной.

Ещё примеры попыток обжалования критерия квалификация участника в ФАС

Участник конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по обязательному страхованию жизни и здоровья сотрудников силового ведомства попытался оспорить в ФАСе содержание критерия «квалификация участника». Заказчик запросил в документации подтверждение опыта представлением договоров на сопоставимые услуги, исполненных в период с 01.01.2017 года. Участник счел временные рамки исполнения договоров дискриминационными. Комиссия ФАС, рассмотрев жалобу не согласилась с доводами заказчика. Поскольку на конкурс было подано семь заявок, она сочла это убедительным аргументом в пользу того, что данное требование не ограничивает круг участников конкурса. Жалоба была отклонена.

Пример необоснованной жалобы по критерию: Квалификация

Участник конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по охране школьных учреждений попытался оспорить в ФАСе содержание критерия «квалификация участника». Заказчик запросил в документации наличие у охранников: двухлетнего опыта работы в учреждениях дошкольного образования. За наличие в штате охранников с таким опытом полагалось 20 баллов. Комиссия ФАС сочла содержание критерия правомерным, поскольку заказчик не требовал наличия опыта работы в своем регионе, а дошкольных учреждений в РФ десятки тысяч. Жалоба была признана необоснованной.

Другой пример необоснованной жалобы по тому же критерию

Участник конкурса на право заключения контракта на оказание услуг по ОСАГО оспорил в ФАСе содержание критерия квалификация сотрудников, которое заказчик наполнил необычным содержанием, введя туда показатели убыточности, платежеспособности, рентабельности. Участник счел эти показатели вообще не относящимися к квалификации сотрудников, а также предположил, что они ограничивают конкуренцию. Однако комиссия ФАС пришла к выводу, что именно благодаря этим показателям заказчик может выявить наиболее квалифицированного исполнителя конкурса, к тому же показатели взяты не с потолка, а используются экспертными агентствами. Жалоба участника была отклонена.

Расчет целесообразности участия в конкурсе ( маржинальность )

Перед тем как приступить к расчету конкурса, рассчитайте среднее снижение на нескольких конкурсах, проведенных ранее этим же заказчиком, по 44-ФЗ, по тому же предмету закупки. Если оно невелико, есть смысл участвовать. Конечно, по среднему снижению об исходе выбранного вами конкурса можно судить только приблизительно, тем не менее, если, например, на пяти конкурсах у того же заказчика оно колебалось около 20%, то можно ожидать на текущем конкурсе снижения не более 25% и не менее 15%.

Приступайте к расчету конкурса, чтобы прикинуть маржинальность.

Теперь готовьте заявку. Перечень документов указывается в конкурсной документации (КД). Укажите страну происхождения предлагаемых товаров, а также представьте соответствующую декларацию, если в КД указаны ограничения на поставку зарубежных товаров или приоритет российских товаров (работ, услуг).

Обеспечение заявки на участие в конкурсе по 44 ФЗ

Внесите (на спецсчет) обеспечение заявки, если оно требуется.

Банки стали выдавать банковские гарантии (БГ) на обеспечение заявок. Начинающим участникам БГ на крупную сумму не светит, так что по возможности старайтесь обойтись без нее.

Подав заявку, ждите ее рассмотрения. Если ее не отклонили за несоответствие каким-либо требованиям, для вас будет актуален итоговый протокол.

Если же заявку отклонили, посмотрите, имеет ли смысл обжаловать отклонение в ФАС.

В случае победы, заключайте контракт и приступайте к его исполнению.

ПРАВИЛА ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ

В результате изучения главы студент должен: знать

  • • критерии оценки заявок;
  • • ограничения в установлении критериев; уметь
  • • применять величины значимости критериев оценки;
  • • рассчитывать балльную оценку заявок участников;
  • • определять необходимость заключения контракта жизненного цикла; владеть
  • • навыком определения и расчета критериев оценки;
  • • навыком оценки заявок участников при процедуре рассмотрения и оценки заявок;
  • • навыком разработки и заполнения документов процедуры оценки заявок участников.

Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки. Критерии оценки заявок

Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки установлен в ст. 32 Закона о контрактной системе. Оценка представляет собой процесс выявления участника закупки, предложившего лучшие условия исполнения контракта. Процедуре оценки подвергаются только те заявки, окончательные предложения, которые не были отклонены по результатам рассмотрения заявок.

При проведении оценки комиссия руководствуется критериями оценки. Критерии выражаются в баллах, что позволяет ранжировать заявки (окончательные предложения).

Заказчик указывает в документации о закупке критерии (не менее двух, один из которых цена, за исключением случаев проведения аукциона) и их величины значимости. Для целей оценки заявок (окончательных предложений) могут использовать только критерии и их величины значимости, которые указаны в документации. На основании оценки заявки (окончательного предложения) участника по каждому из критериев определяется итоговый рейтинг (оценка в баллах) заявки участника. Победителем признается участник, заявке (окончательному предложению) которого присвоен самый высокий рейтинг (наибольшее количество баллов).

Оценка заявок осуществляется при проведении:

  • — открытого конкурса;
  • — закрытого конкурса;
  • – открытого конкурса с ограниченным участием;
  • – закрытого конкурса с ограниченным участием;
  • – открытого двухэтапного конкурса;
  • – закрытого двухэтапного конкурса;
  • – запроса предложений.

Минэкономразвития России и ФАС России в совместном письме от 11.12.2014 № 31047-ЕЕ/Д28и, № АЦ/50997/14 разъяснили, что в целях выявления лучшего условия исполнения контракта документация о закупке должна содержать:

  • — предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
  • — зависимость (формулу расчета количества баллов или шкалу оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (показатели критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
  • — пропорциональную зависимость (формулу расчета количества баллов или шкалу оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «квалификация участников закупки» (показатели критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка;
  • — инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией.

В письме также сообщается, что в случае установления в документации о закупке показателя «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» и критерия «квалификация участников закупки» заказчик должен раскрыть содержание, определяющее сопоставимость имеющегося у участников закупки опыта но поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг с предметом осуществляемой закупки, в том числе указать единицу измерения объема.

Критерии оценки заявок, окончательных предложений, предусмотренные ст. 32 Закона о контрактной системе, можно разделить на две группы (в соответствии с Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085):

  • 1) характеризующиеся как стоимостные:
    • — цена контракта;
    • — расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
    • – стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта;
    • – предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
  • 2) характеризующиеся как нестоимостные:
    • — качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
    • — квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на нраве собственности или ином законном основании, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Читайте также:  Извещение о неторговой закупке размещено менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок

Заказчик имеет право использовать критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» только в случае, если контрактом помимо поставки товара (выполнения работы) предусмотрены дальнейшая эксплуатация, ремонт товара (использование созданного в результате выполнения работы объекта), в том числе поставка расходных материалов. Оценка в части товаров осуществляется по критерию оценки «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов)», а в части работ — по критерию оценки «расходы на использование созданного в результате выполнения работы объекта».

При проведении конкурса заказчик обязан руководствоваться критериями, установленными в ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе. Если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования, установленные Правительством РФ (ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе), такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).

При проведении запроса предложений заказчик вправе самостоятельно устанавливать критерии оценки заявок, окончательных предложений и величины значимости критериев. При этом заказчик обосновывает установление критериев, которые позволят заказчику выявить лучшие условия исполнения контракта. Заказчик вправе не использовать стоимостные критерии «цена контракта» и «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ», если в соответствии с законодательством РФ установлены регулируемые государством цены (тарифы) на продукцию (ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе).

В случае проведения закупки на право заключения контракта жизненного цикла в соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе, а также в иных установленных Правительством РФ случаях заказчиком в документации о закупке вместо критериев «цена контракта» и «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» может быть установлен критерий «стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта». Замена критерия является правом заказчика.

Критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы:

  • 1) на закупку товара или выполнение работы;
  • 2) последующее обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы;
  • 3) ремонт;
  • 4) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.

Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), установленных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567. В настоящее время постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 определен перечень случаев, когда могут заключаться контракты жизненного цикла.

Значимость критерия оценки — это вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, выраженный в процентах. Коэффициент значимости критерия оценки — вес критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, деленный на 100. Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемой продукции в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению к Правилам оценки.

В отношении нестоимостных критериев заказчик может предусмотреть показатели, раскрывающие критерий, и указать соответственно значимость каждого показателя внутри критерия. Заказчик вправе определить минимальные или максимальные значения оцениваемых нестоимостных характеристик объекта закупки. В ст. 32 Закона о контрактной системе установлены общие правила определения величины значимости критериев оценки:

  • 1) сумма величин значимости всех критериев, установленных в документации о закупке, составляет 100%;
  • 2) сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100%;
  • 3) величина значимости показателя «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» должна составлять не менее 50% значимости всех нестоимостных критериев оценки для закупки на выполнение строительных работ;
  • 4) величина значимости критерия «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» не должна превышать величину значимости критерия «цена контракта»;
  • 5) сумма величин значимости критериев «цена контракта» и «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» должна составлять не менее чем 20% суммы величин значимости всех критериев, предусмотренных документацией о закупке при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в целях заключения контрактов:
    • — на исполнения (как результат интеллектуальной деятельности) и на финансирование проката или показа национального фильма;
    • – на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ.

В случае если при заключении контрактов из вышеуказанного перечня критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» не используется, величина значимости критерия «цена контракта» должна составлять не менее чем 20% суммы величин значимости всех критериев. Величина значимости критерия «цена контракта» при определении исполнителей в целях заключения контракта на создание произведения литературы или искусства может быть снижена до 0% суммы величин значимости всех критериев.

В качестве произведений литературы и искусства для целей Закона о контрактной системе учитываются:

  • • литературные произведения;
  • • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • • хореографические произведения и пантомимы;
  • • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • • аудиовизуальные произведения;
  • • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графических рассказов, комиксов и других произведений изобразительного искусства;
  • • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации);
  • • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • • производные произведения;
  • • составные произведения (кроме баз данных), представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Какие критерии применяются для оценки заявок от поставщиков на участие в конкурсе?

При проведении государственных закупок заказчики обязаны оценивать поступающие заявки по различным критериям. Среди них различают группу стоимостных и нестоимостных критериев.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Законодательное регулирование оценки заявок

Порядок оценки поступивших заявок содержится в ФЗ-44 статье 32. Здесь указано, что для оценки поступивших на конкурс заявок заказчик должен предварительно определиться с критериями и прописать их в конкурсной документации. В их числе могут быть цена контракта, расходы на эксплуатацию товара и на использование результатов работ, характеристики объекта закупки и квалификация участников.

Более подробно система оценки поступивших заявок прописана в Правилах оценки заявок, утвержденных постановлением Правительства РФ в 2013 г. №1085 (кратко – Правила №1085).

Оценка поступивших от участников заявок по комплексу критериев производится при закупке товаров через процедуру конкурса. Это одна из наиболее сложных закупочных процедур в рамках 44-ФЗ, поэтому применяется сравнительно редко. Проведение такой процедуры имеет смысл, если цена не является единственным значимым критерием выбора поставщика или исполнителя для заказчика.

Виды критериев оценки заявок: стоимостные и нестоимостные

Все критерии оценки поступивших заявок подразделяются на нестоимостные и стоимостные. Для оценки заявок по каждому критерию применяется 100-бальная шкала.

При закупке технически сложных товаров могут применяться дополнительные критерии оценки.

В число стоимостных критериев оценки поступивших предложений входят:

  1. Цена товара.
  2. Общая стоимость заключаемого контракта (также именуется «стоимость жизненного цикла»). Нередко при заключении контракта расходы не ограничиваются только закупкой определенного товара, но также требует затрат на гарантийное обслуживание, ремонт и пр.
  3. Стоимость расходов на ремонт и применение товаров, включенных в поставку.
  4. Расходы, которые понесет заказчик в энергосервисном контракте.

В группу нестоимостных критериев оценки входят те, которые относятся к покупаемому объекту недвижимости или к самому участнику. В их числе:

  1. Качество товаров, предполагаемых к поставке.
  2. Потребительские характеристики поставляемых товаров.
  3. Квалификация руководителя компании, а также сотрудников, которые будут задействованы в реализации контракта.
  4. Соответствие объекта закупки требованиям экологической безопасности.
  5. Наличие у участника успешного опыта в реализации аналогичных контрактов.
  6. Наличие у участника достаточной численности трудовых ресурсов.
  7. Обеспеченность материально-техническими ресурсами, которые нужны для исполнения обязательств.
  8. Деловая репутация участника закупки.

Заказчик не должен прописывать все критерии оценки, он может отобрать только значимые для себя.

Сумма значимости двух и более критериев должна составлять 100%, при этом их удельный вес определяется заказчиком исходя из индивидуальных особенностей закупок.

Правила №1085 содержат предельные величины значимости различных критериев в зависимости от того, что закупается. При этом по стоимостным критериям установлено минимальное значение, ниже которого заказчик прописывать не вправе, по нестоимостным – максимальное. То есть заказчик при формировании конкурсной документации может изменять распределение между двумя значениями, но только путем увеличения значимости стоимостного критерия и уменьшения значения неценовых факторов.

Максимальная и минимальная величины значимости критериев содержатся в следующей таблице.

Объект закупкиМинимальное значение стоимостных критериевМаксимальное значение нестоимостных критериев
Аварийно-спасательные услуги4060
Юридические услуги, а также медицинские и образовательные4060
НИОКР2080
Прокат нац. фильмов2080
Написание литературных произведений, создание объектов искусства или архитектурных проектов100
Услуги артистов, режиссеров2080
Создание документов, которые регламентируют качество образования4060
Реставрация культурных объектов4060
Экспертные услуги3070
Работы по техподдержке информсистем3070
Товары, не входящие в специфические списки7030
Работы и услуги, не входящие в отдельные перечни6040

Каждому нестоимостному критерию также присваивается свой коэффициент значимости в процентах (в сумме они также должны составлять 100%); если он один, то коэффициент имеет значение «1».

В отношении некоторых видов работ законодательством предусмотрены дополнительные требования к распределению значимости критериев. Например, по отношению к строительным работам на «опыт участника в выполнении аналогичных работ» должно приходиться не менее 50% среди нестоимостных критериев.

Порядок оценки

Этап оценки поступивших заявок наступает после того, как истекли сроки для подачи предложений от участников конкурса.

Каждому из поступивших предложений присваивается свой порядковый номер. Номер «1» получает победитель, остальные предложения ранжируются в порядке уменьшения степени выгоды для участника.

Для оценки поступивших заявок заказчик создает конкурсную комиссию. Ее обязанности и порядок работы прописываются в утвержденном заказчиком положении.

При оценке заявок комиссия рассматривает и оценивает все заявки, которые не были отклонены в процессе их рассмотрения, а при необходимости направляет дозапросы по полученным сведениям и для получения скорректированных от участников после изменения конкурсной документации.

Кратко процедура оценки предложений состоит из следующих этапов:

  1. Рассчитывается количество баллов по каждому критерию.
  2. Они суммируются с учетом значимости критериев.
  3. Побеждает участник с самым высоким рассчитанным рейтингом.

Важно учесть, что комиссия не может применять критерии для оценки поступивших заявок, которые не прописаны в конкурсной документации (согласно ч. 4 ст. 32 ФЗ-44).

В отношении эксплуатационных расходов применяется то же правило: чем они ниже, тем выше балл, который присваивается предложению участника.

Согласно требованиям 2 раздела Постановления №1085, баллы участнику выставляются по следующей формуле: «(Максимальная предложенная цена/Цену, предложенную данным участником)*100». Полученное значение умножается на величину значимости критерия, прописанное в конкурсной документации.

Указанная методика оценки применяется, только если цена предложения больше нуля. При нулевой минимальной стоимости (или даже при отрицательном ценовом предложении) формула немного видоизменяется: «(Ценовой максимум – Цена, предложенная участником)/Цена, которая предложена участником *100».

Нулевая цена может быть предложена по контрактам по открытию банковского счета. ФАС считает сделки с нулевой ценой правомерными и не нарушающим антимонопольное законодательство, но на практике они встречаются редко.

Приведем пример расчета баллов по стоимостным критериям. Критерию «цена контракта» была присвоена величина значимости 0,7. Предварительный отбор прошли два участника: один из них предложил цену 6 млн. р., второй – 5,1 млн. р.

Расчет для участника с предложением 6 млн. р. будет выглядеть так: 0,7* (5100000/6000000*100)=59,5 баллов. Участник, предложивший минимальную цену, получит 70 баллов: (0,7*1*100).

Формула для оценки по нестоимостным критериям выглядит так: значимость показателя*100*(предложение данного участника/максимальное значение из предложенных).

Например, заказчик включил в конкурсную документацию такие критерии, как численность работников и опыт работы на рынке. Для опыта была установлена значимость в 60%, обеспеченности персоналом – 40%.

Компания с наибольшим опытом среди всех участников проработала на рынке 10 лет. Оценивается предложение участника с опытом 5 лет так: 0,6*100*(5/10)=30.

Компания получает 30 баллов по данному показателю. Тогда как самый опытный поставщик – 60 баллов: (0,6*100*1).

Если во всех заявках одинаковое значение по определенному критерию, то он не учитывается при определении победителя.

Таким образом, при проведении государственной закупки через конкурс заказчик должен определиться с применяемой им системой оценки и разработать критерии оценки предложений от участников. При этом необходимо ориентироваться не только на нормы 44-ФЗ, но и на Постановление Правительства №1085 от 2013 года.

Различают две группы критериев: стоимостные и нестоимостные. Первые включают цену товара и прочие затраты, которые предполагает закупка данного товара в ходе его эксплуатации. Нестоимостные критерии связаны с качественными характеристиками поставки и с поставщиком. Каждому критерию присваивается свой коэффициент значимости. Цена всегда имеет значимый вес при оценке заявки участника и должна присутствовать во всех оценках предложений. Все критерии оценки конкурса, используемые заказчиком, должны обязательно отображаться в конкурсной документации. При выборе поставщика-победителя заказчику нужно использовать не менее 2 критериев. Сумма значимости всех используемых критериев составляет 100%.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Ссылка на основную публикацию