Установление требований к участникам закупки о наличии свидетельств и сертификатов на товары по 44 ФЗ

Установление требований к участникам закупки о наличии свидетельств и сертификатов на товары по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Обзор документа

Письмо Минфина России от 7 марта 2018 г. N 24-02-08/15057 “О рассмотрении обращения”

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе, Обращение) в части установления требования к участникам закупки о наличии свидетельств и сертификатов на товары, используемые при выполнении работ, оказании услуг, в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, а также о возможности отклонения заявки участника электронного аукциона в случае отсутствия в составе второй части заявки соответствующих документов, сообщает следующее.

Пунктом 7.7 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, установлено, что в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Вместе с тем Департамент считает возможным высказать позицию в отношении поставленных в Обращении вопросов.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.

Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.

Как следует из Обращения, предметом закупки являются услуги по дезинсекции, дератизации и дезинфекции, при оказании которых используются средства дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные, подлежащие обязательной сертификации.

Учитывая, что объектом закупки являются услуги, при оказании которых используется товар, то установление заказчиком требования о предоставлении документов (например, свидетельств и сертификатов), подтверждающих соответствие указанного товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, может повлечь нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, поскольку установление таких требований влечет необходимость наличия данного товара у участника закупки в момент подачи заявки и ограничивает доступ к участию в закупке.

В связи с изложенным отклонение заявки участника электронного аукциона по причине отсутствия в составе второй части заявки документов (например, свидетельств и сертификатов), подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в отношении товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг также может являться нарушением норм Закона о контрактной системе.

Дополнительно Департамент сообщает, что наличие либо отсутствие признаков нарушения Закона о контрактной системе, в том числе правомерность отклонения заявки на участие в аукционе, возможно установить при рассмотрении конкретной закупки, исходя из положений документации о закупке, заявки участника и всех обстоятельств дела.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с чем в случае если у заявителя имеются факты, свидетельствующие о признаках нарушения заказчиком Закона о контрактной системе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, заявитель вправе обратиться в соответствующий территориальный орган ФАС России по месту нахождения заказчика.

Директор ДепартаментаТ.П. Демидова

Обзор документа

Разъяснено, что отклонение заявки участника электронного аукциона по причине отсутствия в составе второй части заявки документов (например, свидетельств и сертификатов), подтверждающих соответствие требованиям, установленным в отношении товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг, может являться нарушением Закона о контрактной системе.

Антимонопольный орган не вправе отменить закупку из-за требования о наличии у участников закупки определенных сертификатов качества

Антимонопольный орган предписал госзаказчику аннулировать закупку, поскольку в закупочной документации содержалось требование о наличии сертификата качества, выданного в рамках одной из двух систем качества. При наличии такого сертификата участнику закупки предоставлялось 20% (баллов) по критерию «квалификация участника закупки», а при отсутствии — 0%. ВС РФ признал решение антимонопольного органа незаконным.

Реквизиты судебного акта

УФАС России по Санкт-Петербургу

Суть дела

СПб ГКУ «ФКСР» (далее — заказчик) разместило извещение о проведении запроса предложений на право заключения контракта на выполнение работ по завершению строительства поликлиники. ООО «НордСтрой 3» (компания, которая хотела участвовать в закупке) обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика в части установления в закупочной документации порядка оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки». Индекс деловой репутации исчислялся в соответствии с требованиями национального стандарта для строительных организаций — ГОСТ Р 66.1.03-2016, утвержденного приказом Росстандарта от 17.02.2016 № 54-ст (далее — ГОСТ Р 66.1.03-2016). Соответствие участника закупки этому ГОСТу можно было подтвердить в рамках одной из двух систем добровольной сертификации, указанных в закупочной документации. Если участник не подтверждал свою деловую репутацию сертификатом одной из этих систем сертификации, то он мог и дальше участвовать, но получал «0» за критерий «квалификация участников закупки» (вместо 20%).

УФАС России признала заказчика нарушившим п. 3 и 7 ч. 6 ст. 83 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Антимонопольный орган предписал устранить нарушение путем аннулирования закупки. ООО «СтройАктив», которое победило в закупке, с этим решением не согласилось и подало заявление о признании решения и предписания незаконными.

Позиция судов

Суды первой и апелляционной инстанций признали решение и предписание антимонопольного органа незаконными. Они исходили из того, что заказчик с учетом своих нужд и потребностей, а также объекта закупки имел право установить с целью оценки показателя «деловая репутация» требование о предоставлении сертификата качества одной из двух конкретных систем качества.

Суды сочли, что такое требование не препятствовало участию в конкурсе, не предрешало исхода закупки, не создавало преимуществ конкретному лицу. Оно было направлено на выбор победителем закупки лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика. При этом содержание показателя «деловая репутация участника закупки» по нестоимостному критерию «квалификация участников закупки» и порядок его оценки в документации о закупке были раскрыты полностью.

Суд кассационной инстанции отменил эти судебные акты и отказал победителю закупки в признании решения и предписания антимонопольного органа незаконными. Он решил, что установление в закупочной документации в качестве предмета оценки по показателю «деловая репутация» только «индекса деловой репутации» (рассчитанного органами двух конкретных систем добровольной сертификации) противоречит ч. 2 ст. 8 Закона № 44-ФЗ и п. 3 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Суд округа указал, что заказчик сформировал документацию о закупке таким образом, что участники закупки, имеющие опыт успешного выполнения работ по предмету закупки и высокую деловую репутацию, были лишены возможности представить документы, подтверждающие их квалификацию в производстве строительных работ, поскольку заявка такого участника была бы необоснованно оценена в «0» баллов. Данное обстоятельство поставило таких участников закупки в неравное положение с теми участниками закупки, которые хоть и могут обладать меньшим опытом работ, но имеют преимущество при оценке заявок лишь по основанию наличия сертификата соответствия, содержащего «индекс деловой репутации». Вместе с тем наличие сертификата соответствия само по себе не указывает на более высокий уровень квалификации такого участника закупки и не свидетельствует о предложении с его стороны лучших условий исполнения контракта.

Читайте также:  Отчет об исполнении контракта (о результатах отдельного этапа исполнения)

Позиция ВС РФ

СКЭС ВС РФ отменила постановление кассации и оставила в силе судебные акты первой и апелляционной инстанций, подтвердив, что решение антимонопольного органа незаконно.

ВС РФ указал, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб антимонопольным органом должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.

Суд отметил, что ГОСТ Р 66.1.03-2016 относится к общепринятым для строительной деятельности документам. Его соблюдение может разумно ожидаться от лиц, претендующих на заключение госконтракта. То обстоятельство, что заказчик определил две конкретные системы добровольной сертификации (разработанные двумя организациями), результаты оценки которых принимаются для оценки заявок участников закупки по указанному показателю, само по себе не свидетельствует об ограничении доступа к участию в закупке.

В данном случае установление в закупочной документации требования к участникам закупки о предоставлении сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.03-2016 было направлено на определение наиболее квалифицированного исполнителя по заключаемому контракту. Следовательно, как таковое отсутствие у организации сертификата соответствия на дату опубликования извещения о проведении запроса предложений не могло служить основанием для вывода о неправомерном включении такого требования в закупочную документацию, поскольку при установлении порядка оценки по нестоимостным критериям заказчик не обязан применять в качестве показателей оценки именно те показатели, которыми обладает конкретный потенциальный участник закупки.

В предписании антимонопольный орган не установил обстоятельства, которые бы свидетельствовали о том, что выбор заказчиком двух конкретных систем добровольной сертификации, результаты оценки которых принимаются для оценки заявок участников, направлен на предоставление преимуществ участникам закупки. Антимонопольный орган должен был представить доказательства, подтверждающие направленность действий заказчика на ограничение равного доступа к закупке, однако не представил.

Кроме того, компания, которая пожаловалась в антимонопольный орган, не участвовала в закупке. То есть отсутствовали основания полагать, что эта компания не стала победителем закупки вследствие угрозы применения к ней спорного критерия оценки, и, соответственно, говорить о нарушении ее прав и законных интересов действиями заказчика (положениями документации о закупке).

Таким образом, своими действиями антимонопольный орган создал основания для аннулирования закупки только для целей ее повторного проведения, что способно привести к тому, что госнужды длительное время останутся не удовлетворенными.

Сертификат соответствия на продукцию в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ

По нормам действующего законодательства товар, поставляемый в рамках заключенного государственного контракта, должен иметь надлежащее качество. Существует два вида документов, подтверждающих безопасность продукции и ее соответствие техническим регламентам: декларация о соответствии и сертификат соответствия. Для некоторых изделий получение таких бумаг является обязательным. Поэтому поставщикам важно понимать, попадает ли их продукция под требования обязательной сертификации и как получить сертификат.

Сертификатом называют документ, подтверждающий соответствие товара требованиям качества и безопасности. Он выдается специализированными сертификационными центами. Оформляется на стандартизированном бланке.

Специалисты проводят экспертизу продукции в условиях лаборатории, а также изучают техническую документацию. По результатам исследований и выдается сертификат.

Порядок проведения сертификации продукции регламентируется нормами 162-ФЗ от 29.06.2015 и 184-ФЗ от 27.12.2002г. Отдельные аспекты регулируются постановлениями Правительства России и ведомств, компетентных в этой сфере.

На что выдается сертификат

Существует несколько схем получения сертификатов соответствия:

  1. На серийную продукцию. Инициировать оформление документа в этом случае должен производитель.
  2. На конкретный контракт. В такой ситуации сертификацию проходят только изделия, предназначенные для исполнения договорных обязательств. Подать заявление на оформление сертификата может как производитель, так и продавец. Главное, чтобы компания являлась резидентом РФ.
  3. На партию. Проверке подлежит только конкретная партия выпускаемой продукции. Эту схему целесообразно применять в случае, когда дальнейшее изготовление изделий не планируется.

Данные обо всех оформленных сертификатах заносятся в единый реестр. Он размещен в открытом доступе на сайте Федеральной службы аккредитации. Приведена информация о товаре, сроке действия документа, проведенных испытаниях. Сведения могут появляться в перечне с задержкой до 10 суток.

Преимущества сертификации

Получение сертификата на продукцию обеспечивает производителю преимущества перед конкурентами. Они заключаются в следующем:

  1. Организация получает подтверждение полной безопасности своей продукции. Это означает, что она сможет реализовываться ее детским учреждениям и больницам.
  2. Повышается конкурентоспособность товара. Клиенты охотнее приобретают изделия, имеющие сертификаты соответствия, так как уверены в их качестве.
  3. Компания сможет поставлять свою продукцию за границу.
  4. Производитель получает возможность принимать участие в тендерах и поставлять продукцию в рамках государственных контрактов, что значительно расширит рынок сбыта.

Сертификация продукции также положительно сказывается на деловой репутации организации.

Виды сертификации

  • Обязательная. Она применяется к изделиям, перечень которых определен Правительством России. Такая сертификация проводится на основании лабораторных испытаний образцов товара. Если проверка не пройдена, то торговать продукцией запрещено.
  • Добровольная. Проводится по инициативе производителя. Если компания хочет доказать покупателям качество и безопасность своей продукции, она может получить на не сертификат соответствия. Это поможет также избежать возможных сложностей при участии в тендерах.

Государственный заказчик вправе требовать от поставщика предоставления сертификатов соответствия только на товар, подлежащий обязательной сертификации. Эта норма подтверждена письмом Минэкономразвития № Д28и-1710 от 22 июня 2016 года. Запрашивать документы, подтверждающие добровольную сертификацию заказчик вправе, только если это обосновано в описании закупаемого объекта. В противном случае такие действия могут быть расценены, как попытка ограничения конкуренции.

Порядок получения

  1. Сбор пакета документов. В него входят копии уставных документов заявителя, свидетельств о присвоении ИНН и ОГРН, техническая документация на продукцию. Оформляется заявление.
  2. Документы вместе с образцами товара передаются в центр сертификации.
  3. Специалисты проводят лабораторные испытания и выносят свое заключение.
  4. В случае положительного решения на бланке оформляется сертификат. Если выявляется несоответствие изделия требованиям, то в сертификации отказывают.
  5. Готовая бумага выдается заявителю.

Полученный таким способом документ действует от 1 до 5 лет, в зависимости от схемы его получения. Долгосрочные сертификаты целесообразно получать на продукцию, выпускаемую серийно.

Какую информацию содержит сертификат

  1. Наименование выдавшего документ органа.
  2. Данные о заявителе.
  3. Сведения о продукции с указанием названия, чтобы имелась возможность отличить ее от аналогов.
  4. Данные о техническом регламенте, согласно которому выпускается товар.
  5. Перечень документов, послуживших основанием для выдачи сертификата.
  6. Использованная схема сертификации.
  7. Сведения о результатах проведенных испытаний.
  8. Срок действия.

Документ заверяется подписью руководителя сертификационного центра и визируется печатью. После его оформления данные заносятся в единый реестр.

Как проверить сертификат соответствия

В последнее время все чаще на рынок стали поступать товары, сопровождающиеся поддельными сертификатами соответствия, в связи с чем для заказчиков актуален вопрос проверки их подлинности.

Поле того как сертификационный центр выдает заключение о соответствии предоставленного товара требованиям качества и безопасности, он обязан передать сведения об этом в Федеральную службу по аккредитации. Та в свою очередь заносит информацию о выданном сертификате в единую базу данных. Она представлена в открытом доступе на официальном сайте ведомства. Чтобы изучить ее нужно следовать следующему алгоритму:

  1. Перейти на сайт fsa.gov.ru.
  2. С главной страницы перейти во вкладку «Реестры».
  3. В открывшемся перечне выбрать пункт №2 Сертификаты соответствия.
  4. В окошко, расположенное под надписью «Номер сертификата», ввести номер документа, имеющегося на руках. Искать можно и по другим параметрам: заявитель, изготовитель, дата выдачи и так далее.
  5. После того, как нужный сертификат найден, изучают графу «Статус». Если в ней проставлен зеленый кружок – документ действителен, оранжевый – действие приостановлено, красный – аннулирован.

Если с момента выдачи сертификата прошло меньше 10 суток, то сведения о нем могут отсутствовать в реестре. Это связано с задержками передачи информации от сертификационного центра в Росаккредитацию. В этом случае достаточно проверить информацию позднее.

В ситуации, когда поисковый запрос введен верно, а сведений о выданном сертификате в реестре не нашлось, нужно обратиться в службу поддержи. Ее контактные данные указаны на сайте. Если отсутствие данные подтвердится, нужно составить жалобу в контролирующие органы.

Правомерно ли требование заказчиком

В пункте 3 части 5 статьи 66 44-ФЗ указано, что в составе второй части заявки участник обязан предоставить копии документов, удостоверяющих соответствие товара требованиям законодательства. Им как раз и может стать сертификат соответствия. Однако в этом же пункте сказано, что неправомерно требовать предъявления указанных документов, если они передаются вместе с товаром.

Из этого следует вывод, что для закупок, проводимых в рамках 44-ФЗ требование о наличии в заявке копий сертификатов незаконно. При этом в случае победы в тендере поставщик обязан предоставить вместе с товаром всю сопроводительную документацию.

Согласно части 2 статьи 2 223-ФЗ в документации о закупке могут содержаться требования к товару, порядок заключения и исполнение контрактов, а также иные положение. К разряду иных можно отнести и требования о предоставлении сертификатов соответствия на товар. При этом предъявлять к потенциальным поставщикам требования, не прописанные в положении о закупке, нельзя.

Читайте также:  В документации не указан порядок оценки и сопоставления заявок по каждому критерию

Из этого можно сделать вывод, что при проведении процедур в рамках 223-ФЗ заказчик может потребовать от участников предоставления в заявке сертификатов. Но такое требование должно быть обосновано и указано в закупочной документации.

Подтверждение качества и требования к сертификации продукции в закупках по 44-ФЗ

В статье обсудим: что такое обязательная и добровольная сертификация продукции, а так же каким стандартам должна соответствовать продукция в государственных и муниципальных закупках.

Обязательная сертификация продукции в Российской Федерации

Сертификация продукции — это форма подтверждения соответствия продукции установленным требованиям безопасности в соответствии с техническим регламентом, стандартом ГОСТ Р или международным стандартом.

Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации осуществляется:

  • Федеральным Законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»,
  • Федеральным Законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон « О техническом регулировании » ),
  • нормативными актами правительства и ведомств, отвечающих за эту сферу.

Международные стандарты, региональные стандарты и своды правил, стандарты и своды правил иностранных государств, иные документы по стандартизации иностранных государств применяются в соответствии с международными договорами РФ.

Государственные стандарты (ГОСТ) были разработаны еще в период СССР и в дальнейшем были закреплены и изменены, как национальные государственные стандарты (ГОСТ Р). С момента принятия Закона «О техническом регулировании» начат переход на сертификаты соответствия и декларациям о соответствии. Система стандартов ГОСТ Р все больше и больше применяется для добровольной оценки качества продукции.

Оценка соответствия продукции для целей реализации на территории ЕАЭС осуществляется по Техническим Регламентам Таможенного Союза (ТР ТС).

Продукция, подлежащая обязательной сертификации в России, описана в номенклатуре продукции, см. перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982. В системе сертификации России обязательной сертификации подлежат обычно товары и услуги, которые влияют на безопасность людей. В таких случаях оформляется обязательный сертификат соответствия или декларация соответствия, которые выдаются на бланке установленного образца.

Сертификаты выдаются аккредитованными органами по сертификации на основании проведенных сертификационных испытаний продукции, анализа состояния производства и других необходимых процедур.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Обязательные декларации соответствия

Декларирование — это альтернативный способ подтверждения качества продукции и услуг. Декларация соответствия — официальный документ, подтверждающий качество продукции. Номенклатура продукции, соответствие которой должно быть подтверждено декларацией о соответствии также определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982.

Кроме обязательных сертификатов соответствия системой стандартизации предусмотрены обязательные декларации соответствия. Декларирование соответствия также является формой обязательного подтверждения соответствия продукции установленным требованиям безопасности и наряду с обязательной сертификацией имеет такую же юридическую силу, как сертификат соответствия.

Декларацию о соответствии принимает юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на территории РФ на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям нормативных документов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям нормативных документов.

Форма сертификата соответствия ГОСТ Р и декларации соответствия ГОСТ Р утверждены Постановлением Госстандарта от 17 марта 1998 г. № 12.

Если продукция не подлежит обязательной сертификации, то для подтверждения качества можно оформить добровольный сертификат ГОСТ Р.

Добровольная сертификация продукции в Российской Федерации

Добровольный сертификат соответствия в системе ГОСТ Р оформляется производителем или поставщиком продукции для того, чтобы подтвердить документально качество продукции. Такая продукция может быть конкурентными преимуществами при реализации.

Сертификат соответствия ГОСТ Р или ТР ТС оформляется специально аккредитованными органами по сертификации.

Существует несколько вариантов сертификации продукции. Выбор варианта обусловлен видом продукции, ее количеством и целей сертификации. В целом, сертификат может быть оформлен на контракт, партию или на серийное производство.

В настоящее время при проведении процедур добровольной сертификации в системе ГОСТ Р следует руководствоваться следующими документами (см. разъяснения по вопросу добровольной сертификации в системе ГОСТ Р министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.12.2016):

  • Постановление Госстандарта России от 5 августа 1997 г. № 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации»;
  • Постановление Госстандарта России от 21сентября 1994 г. № 15 «Об утверждении «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации»;
  • Постановление Госстандарта России от 17 марта 1998 г. № 12 «Об утверждении правил по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе»;
  • Постановление Госстандарта России от 4 ноября 2000 г. № 76 «О введении в действие Системы добровольной сертификации продукции Госстандарта России (пункт 10).

Требование соответствия продукции стандартам в государственных и муниципальных закупках

Закон № 44-ФЗ предусматривает, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки обязан принимать во внимание правило использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами.

При этом, если заказчиком не используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Описание объекта закупки может включать в себя, в том числе, требования подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Это означает, что заказчик вправе требовать от участников представить сертификаты, декларации, если по законодательству товар подлежит обязательной сертификации, декларированию (см. письмо Минэкономразвития России от 22.06.2016 № Д28и-1710). В таком случае участник обязан будет предоставить заказчику соответствующий сертификат соответствия или декларацию соответствия.

Требование заказчика соответствия объекта закупки документам добровольной сертификации (ГОСТ Р) должно быть обязательно обосновано в описании закупки, иначе это может быть воспринято, как ограничение конкуренции. Если такое требование есть, участник обязан будет предоставить соответствующий сертификат.

Применение диапазонных значений (отклонений) ГОСТ в документах закупки

В соответствии с законом № 44-ФЗ при описании объекта закупки заказчик устанавливает значения характеристик объекта. При этом показатели могут быть указаны в виде диапазона. В то же время, участник в заявке обязан привести конкретные показатели. Однако, формулировки закона читаются неоднозначно, когда показатели имеют диапазон отклонений, допускаемый ГОСТ или техническими условиями. Поэтому Минэкономразвития выпустило несколько разъясняющих писем.

Например, Письмо Минэкономразвития России от 01.08.2016 № Д28и-2011. В аукционной документации можно указать ГОСТ, не раскрывая его содержание, поскольку такие действия не противоречат закону № 44-ФЗ. Однако если заказчик ссылается на технические условия, то в документации нужно привести их подробное описание. Это обосновано тем, что условия, в отличие от ГОСТа, утверждает изготовитель товара или исполнитель услуг, работ.

Или Письмо Минэкономразвития России от 17.08.2016 № Д28и-2118. В случае, когда заказчик не использует показатели, предусмотренные законодательством о техническом регулировании и стандартизации, он должен обосновать в документации применение других значений. Подготовить обоснование следует и заказчику, который сузил значения показателей из ГОСТ.

Если заказчик в документации сослался на ГОСТ и не привел более никаких показателей, участнику аукциона достаточно привести в первой части заявки только согласие на поставку товара. Если заказчик не ограничился ссылкой на ГОСТ и указал в документации об электронном аукционе параметры товара, соответствующие ему, участник должен указать в заявке характеристики товара. Ссылку на ГОСТ участник в первой части заявки приводить не должен, поскольку ГОСТ не является конкретным показателем товара и не позволяет понять его характеристики (Письмо Минэкономразвития России от 30.09.2016 № Д28и-2640).

Правомерно ли требование заказчика о наличии в заявке сертификатов на продукцию?

Ольга Беляева

Является ли требование предоставления данных документов в составе второй части заявки законным? Может быть, достаточно их предоставить при поставке, а в заявке подтвердить соответствие мебели ГОСТам?

Ответ: Статьей 2 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе на положениях ГК РФ. Кроме того, государственные и муниципальные контракты представляются собой гражданско-правовые договоры (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ). С учетом этого ответ на Ваш вопрос должен быть основан не только на нормах специального законодательства, но и на общих требованиях ГК РФ, установленных для договора купли-продажи (§ 1 гл. 30 ГК РФ).

Пунктом 2 ст. 456 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Передача товара без необходимых документов является ненадлежащим исполнением продавцом обязанности по договору (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.04.2011 г. по делу № А45-14652/2010, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2012 по делу № А56-29603/2011).

Читайте также:  Действия заказчика при выявлении несоответствия поставленного товара установленным требованиям по 44 ФЗ

Таким образом, документы на товар подлежат передаче покупателю именно в тот момент, когда ему передается сам товар (постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.10.2015 г. по делу № А40-6612/15). При этом следует подчеркнуть два важных следствия из приведенной нормы: − документы на товар передаются одним контрагентом (продавцом) другому контрагенту (покупателю); − иной момент передачи документов может быть установлен самим договором. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (ч. 4 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

Аукцион представляет со- бой одну из форм торгов, а торги, в свою очередь, являются способом заключения договора (п. 1, 4 ст. 447 ГК РФ).

Следовательно, на момент объявления аукциона заказчик не состоит в договорных отношениях с участниками закупки, нет таких отношений у него и с участниками аукциона. Договор купли-продажи (государственный или муниципальный контракт) в период приема заявок, а также в период проведения аукциона еще ни с кем не заключен.

Таким образом, правовых оснований требовать представления копии сертификатов в составе заявки на участие в электронном аукционе нет.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификат соответствия – это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме: 1) декларирования соответствия; 2) обязательной сертификации (ст. 20 Закона о техническом регулировании). В отношении мебели обязательное подтверждение соответствия в настоящее время не предусмотрено законодательством РФ. Следовательно, требование предоставить сертификат соответствия на товар, не подлежащий обязательной сертификации, неправомерно. Такая позиция сформирована в настоящее время и в судебной практике (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.09.2013 г. по делу № А45-25990/2012, постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.03.2015 г. № Ф05-2641/2015 по делу № А40-42196/14). Кроме того, нужно отметить, что международные обязательства Российской Федерации на сегодняшний день не позволяют установить обязательное подтверждение соответствия мебели ввиду следующего. Согласно п. 7 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (протокол № 9 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.) со дня вступления в силу технического регламента Союза продукция, в отношении которой государствами-членами установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений продукции при проведении обязательного подтверждения соответствия и которая включена в единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, допускается к обращению на территории Союза, если она прошла установленные процедуры подтверждения соответствия на территории государства- члена с соблюдением следующих условий:
– проведение сертификации органом по оценке соответствия, включенным в единый реестр органов по оценке соответствия Союза;
– проведение испытаний в испытательных лабораториях (центрах), включенных в единый реестр органов по оценке соответствия Союза;
– оформление сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме.

В настоящее время действует единый перечень, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 г. № 620, и мебель исключена из него по решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.05.2014 г. № 69.

Что касается добровольной сертификации, то установление подобных требований для участников аукциона – это очевидное нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ. Данная норма устанавливает запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.

С 01 июля 2019 года соответствие дополнительным требованиям участники закупок будут подтверждать по новым правилам

Согласно ч. 2 ст. 31 федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон №44-ФЗ) при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов в случаях установленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99 (далее – Постановление №99) заказчики обязаны устанавливать дополнительные требования к участникам закупок. В свою очередь участники закупок обязаны предоставлять документы подтверждающие согласно Постановления №99 их соответствие дополнительным требованиям. Если извещение о закупке с дополнительными требованиями будет объявлено до 01.07.2019г., участники закупки должны включить соответствующие документы в состав своей заявки. Если же извещение о такой закупке размещено будет после 01.07.2019г., участники закупок, аккредитованные на электронной площадке, должны заблаговременно направить документы, подтверждающие их соответствие дополнительным требованиям оператору электронной площадки (ч. 12 ст. 24.2 Закона №44-ФЗ). При этом участник закупки направляет такие документы в отношении каждого вида товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования.

Минфин России разместил проект (ID проекта 01/01/06-19/00091835) постановления Правительства РФ «О порядке взаимодействия участника закупки и оператора электронной площадки в целях обеспечения доступа к участию в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования и внесении изменений в Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок» (далее – Порядок) доступный по ссылке.

Порядок содержит подробный перечень документов, направляемых участником закупки оператору электронной площадки:

а) уникальный номер реестровой записи, присвоенный участнику закупки при регистрации в ЕИС;

б) наименование, фирменное наименование (при наличии) (если участником закупки является юридическое лицо), фамилия, имя, отчество (при наличии) (если участником закупки является физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель);

в) идентификационный номер налогоплательщика участника закупки или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника закупки (для иностранного лица);

г) номер позиции приложения № 1 или приложения № 2 к Постановлению №99;

д) копии документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением №99;

е) стоимость исполненного контракта (договора), представленного в составе документов. При этом участник закупки обеспечивает идентичность такой стоимости, с информацией, представленной в сканированной копии документов.

В соответствии с ч. 13 ст. 24.2. Закона №44-ФЗ оператор электронной площадке должен рассмотреть представленные участниками закупок документы в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения и принять одно из следующих решений:

1) о размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке;

2) об отказе в размещении таких документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в случае:

а) несоответствия перечня представленных документов (или их копий) перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона №44-ФЗ;

б) нарушения Порядка при направлении таких документов (или их копий).

Согласно пункта 5 Порядка оператор электронной площадки направляет участнику закупки уведомление о размещении или об отказе в размещении документов (или их копий) в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, в течение одного часа с момента принятия решения. В случае, если принято решение об отказе в размещении, такое уведомление должно содержать обоснование принятого решения. Участник закупки после устранения оснований для принятия решения об отказе в размещении вправе вновь направить документы.

Согласно ч. 8.2 ст. 66 Закона №44-ФЗ документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, не включаются в состав второй части заявки, а направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.

Комиссия по закупкам на основании представленных документов должна принять решение о соответствии участника закупки дополнительным требованиям. В случае несоответствия участник закупки признается несоответствующим дополнительным требованиям на основании п. 2 ч. 6 ст. 69 Закона №44-ФЗ.

Таким образом, несмотря на то, что оператор электронной площадки осуществляет рассмотрение документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, комиссия по закупкам должна провести повторную проверку. При этом комиссии по закупкам ни в коем случае не стоит полагаться на то, что оператор электронной площадки проверил документы участника закупки, поскольку речь идет лишь о соответствии перечню требуемых согласно Постановления №99 документов. А вот проверка соответствия участника закупки дополнительным требованиям останется в компетенции комиссии по закупкам.

Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт
25 июн. 2019 г.

Ссылка на основную публикацию