Увеличение цены контракта более чем на 10% и изменении вида работ, установленного в смете по

Увеличение цены контракта более чем на 10% и изменении вида работ, установленного в смете по

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Можно ли в соответствии с пп. “б” п. 1 части 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ увеличить на 10% объем одного из видов выполняемых по контракту работ, или необходимо увеличивать каждый вид работ по контракту?
Как определить возможный к увеличению дополнительный объем работ: в пределах 10% от цены контракта либо 10% от стоимости данного вида работ, планируемого к увеличению?

К сожалению, однозначно ответить на Ваш вопрос мы не можем. Поясним подробнее.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В силу ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, определенных в этой норме. В частности, если возможность изменения условий контракта на выполнение работ была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного подрядчика – контрактом, по предложению заказчика предусмотренный контрактом объем работ может быть увеличен не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% цены контракта (пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
В силу того, что понятие объема работ, выполняемых по договору (контракту), не раскрывается ни в Гражданском кодексе РФ, на нормах которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), ни в самом Законе N 44-ФЗ, правило пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно понимать в двух значениях.
С одной стороны, из формального прочтения фразы “увеличиваются (уменьшаются) предусмотренные контрактом количество товара, объем работы” и “изменение цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги” может следовать, что речь идет об изменении количества, объема всех товаров, работ, услуг по контракту, поскольку контрактом устанавливается единая цена всех приобретаемых товаров, работ, услуг. Отсюда можно сделать вывод, что изменение количества товара, объема работ или услуг и цены контракта, предусмотренное пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, возможно только при одновременном одинаковом изменении количества всех товаров, объема всех работ или всех услуг и общей стоимости, а следовательно, стороны контракта не вправе изменить объем и цену только части видов товаров, работ, услуг, а остальные позиции оставить теми же. Кроме того, следует обратить внимание на то, что пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ дает указание об определении цены единицы только товаров, поставляемых по контракту – не единицы работ, услуг. В отсутствие оговорок об ином можно предположить, что эта норма должна касаться всех видов контрактов.
В то же время применение пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в вышеизложенном толковании в отношении, например, контрактов на выполнение строительных работ представляется затруднительным, поскольку по таким контрактам, как правило, выполняются заведомо разнородные работы. При том норма содержит формулировку определения единицы товара как “частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара”. В связи с этим заметим, что Минэкономразвития России в разъяснениях о применении пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ высказывает позицию о возможности изменения в том числе объема отдельных видов работ, указывая при этом, что общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10% (письмо этого органа от 04.12.2015 N Д28и-3634, от 01.03.2016 N Д28и-524, от 10.04.2017 N Д28и-1591, от 22.02.2017 N Д28и-1227, от 23.09.2016 N Д28и-2529, от 16.11.2015 N Д28и-3363). Более того, в письме Минэкономразвития России от 27.11.2015 N Д28и-3532 высказывается позиция, согласно которой положениями Закона N 44-ФЗ не запрещено одновременное увеличение и уменьшение количества разных видов товаров, работ, услуг в рамках одного контракта.
Также отметим, что из пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что в любом случае речь идет о тех видах работ, которые предусмотрены контрактом, о чем свидетельствует положение указанной нормы, которое допускает возможность при согласовании сторонами дополнительного объема работ по контракту пропорционально увеличить цену контракта исходя из установленной в контракте цены единицы работы (смотрите об этом подробнее разъяснения в письмах Минэкономразвития от 07.12.2016 N Д28и-3208, от 16.09.2016 N Д28и-2465, от 27.07.2016 N Д28и-1898).
Таким образом, учитывая вышеописанную точку зрения, основанную на “неформальном” подходе, в случае необходимости увеличения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10% от цены контракта (смотрите также письмо Минфина России от 26.09.2017 N 24-03-08/62479).
Официальных разъяснений и материалов правоприменительной практики, дающих прямой ответ на вопрос, в каком же смысле допускается изменение объемов работ в Законе N 44-ФЗ, нам найти не удалось. Заметим, что правомерность увеличения объемов работ, в том числе вследствие изменения тех или иных характеристик их результата, в том или ином случае должна определяться исходя из конкретных обстоятельств.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
– Энциклопедия решений. Изменение объемов и (или) содержания работ и цены по контракту по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

21 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Перераспределение работ по смете. И можно и нельзя…

Перераспределение работ по смете. И можно и нельзя…

Перераспределение работ по смете. И можно и нельзя… А Вы хотели однозначный ответ?

Вопрос: Каким образом при исполнении контракта на выполнение любых строительно-монтажных работ по локальным сметным расчетам корректировать объемы? Зачастую фактическое выполнение работ отличается от объемов работ, заложенных при составлении сметных расчетов и проектировании выполнения работ на объекте в силу различных объективных причин.

При корректировке сметных расчетов может выйти следующая ситуация: цена контракта остается неизменной, а виды работ внутри сметного расчета будут перераспределены по отдельным строкам, какие-то работы будут исключены. Но еще раз отметим, что в целом цена контракта не изменится. Главная проблема в указанной ситуации состоит в том, что основания для внесения изменений в части корректировки сметного расчета не предусмотрено ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ.
По данной проблеме существует ряд неоднозначных мнений Минэкономразвития России, изложенных в письмах от 16.09.2014 № Д28и-1866, от 22.01.2015 № Д28и-101, от 06.03.2015 № Д28и-561, от 17.03.2015 № Д28и-736, от 22.06.2015 № Д28и-1813, от 20.07.2015 № Д28и-2057, от 10.09.2015 № ОГ-Д28-11913, от 27.11.2015 № Д28и-3532, от 17.02.2016 № Д28и-359 и т.п. Но, как известно, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, к тому же согласно изменениям, внесенными Федеральным конституционным законом от 15.02.2016 №2-ФКЗ в статью 43.4 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и статью 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» теперь акты федерального органа исполнительной власти, которые содержат разъяснения законодательства и обладают нормативными свойствами, разрешено обжаловать в Верховном суде РФ.

СПОРНАЯ ПРАВОВАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПОЗИЦИЯМ СМЕТЫ ПРИ СОХРАНЕНИИ ОБЩЕЙ ЦЕНЫ КОНТРАКТА

В соответствии с п. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, положения Закона № 44-ФЗ предусматривают, что корректировке (за исключением случаев, установленных законодательством) не подлежит именно общая цена контракта.
Кроме того, согласно пп «а» п.1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ возможно снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.

Ввиду изложенного, Закон № 44-ФЗ не предусматривает ограничений на изменение стоимости выполняемых работ по отдельным позициям сметы при условии непревышения общей цены контракта.
Согласно Письму Госстроя от 29.08.2013 № 9286-БМ/12/ГС «О повторном направлении на государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий», учитывая, что твердые цены государственных контрактов, заключаемых по результатам торгов (аукционов), как правило, ниже начальной (предельной) стоимости объекта капитального строительства, содержащейся в проектной документации, в пределах определенной государственным контрактом твердой цены могут составляться сметы, определяющие цену работ.

Читайте также:  Заказчики и участники закупок

Порядок составления таких смет, в том числе порядок проведения взаиморасчетов между подрядчиком и государственным заказчиком работ определяются исключительно условиями заключенных государственных контрактов.
Таким образом, если иное не установлено государственным контрактом, допускаются изменения сметной документации, а также перераспределение стоимости отдельных статей сметного расчета, в соответствии с рабочей документацией в пределах твердой договорной цены государственного контракта, не снижающие конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства.

На основании при расчете за выполненные работы, по решению заказчика, также допускается корректировка стоимости отдельных конструктивных элементов в случае использования новых технологий или способов производства работ, при условии, что это не снижает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства.

В соответствии с Письмом Минрегиона РФ от 03.05.2011 № 8629-08/ИП-ОГ «Об определении цены государственного или муниципального контракта» взаиморасчеты за выполненные работы (затраты) рекомендуется осуществлять в порядке, предусмотренном государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены, в том числе и на основании проектно-сметной документации, разработанной на стадии рабочая документация. При этом внесение изменений (переутверждение) в сводный сметный расчет стоимости строительства в пределах твердой договорной цены является прерогативой заказчика строительства.
Указанные Письма были изданы в отношении ранее действующего Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», однако Закон № 44-ФЗ содержит аналогичные положения, касающиеся твердой цены контракта
Указанная позиция подтверждается также материалами судебной практики, в частности, Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.03.2017 по делу № А53-6816/2016.

ВАЖНАЯ ОГОВОРКА:
Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность заменять один вид работ на другой, который не предусмотрен контрактом, а в части замены материалов (оборудования) на другие только в случае, когда их качество, а также технические и функциональные характеристики улучшены по сравнению с указанными в контракте.

Письмо Министерства экономического развития РФ от 22 июня 2016 г. N Д28и-1705 «О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ»

Заказчики имеют право предусмотреть в документации о закупке и контракте возможность перераспределить стоимость, указанную в отдельных статьях сметного расчета, при оплате выполненных работ. Такая корректировка допустима в пределах цены контракта. Однако в процессе внесения изменений смету нельзя дополнить изначально не предусмотренными в ней элементами.
В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом N 44-ФЗ, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ. Возможность заменять один вид работ на другой вид работы, который не предусмотрен контрактом, Законом N 44-ФЗ не установлена.

С другой стороны, Президиум ВАС РФ постановлением от 13.05.2014 № 19371/13 признал ошибочной позицию о том, что цена контракта является твердой и подлежит оплате в изначально согласованном размере независимо от объема оказанных услуг. По мнению Президиума, поскольку цена контракта определяется применительно к согласованному в нем объему услуг, уменьшение объема услуг влечет соразмерное уменьшение цены контракта.
Президиум ВАС РФ пришел к выводу о том, что требование о взыскании платы за не оказанные услуги удовлетворению не подлежало как необоснованное, незаконное, недобросовестное.
Иной подход, по мнению Президиума ВАС РФ, противоречит принципам возмездности гражданско-правовых договоров и возмездного оказания услуг, нарушая баланс прав и интересов сторон, и нарушает публичные интересы при оплате услуг на основании государственного контракта ввиду необоснованного расходования бюджетных (публичных) денежных средств.
Таким образом, Президиум ВАС РФ фактически приравнял твердую договорную цену, значение которой раскрыто в пункте 6 статьи 709 ГК РФ, к иногда используемой в предпринимательской практике максимальной гарантированной цене, когда расчет за выполненные подрядчиком работы осуществляется исходя из их фактических объемов, но не выше предусмотренного договором максимального предела.

Получается, что, принимая на себя риски возможного удорожания строительства при заключении договора на условиях твердой цены, подрядчик не получает адекватной компенсации, а сами риски существенно увеличиваются, поскольку при таком подходе подрядчик уже не может перераспределить свои затраты внутри твердой сметы, покрыв издержки, связанные с выполнением в большем объеме одних работ, за счет того, что объем других работ оказался меньше.

По данному вопросу можно сформировать следующую позицию:
Условия о видах и объемах работ по контракту являются его существенными условиями. Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможности изменять такие условия заключенного контракта — может измениться только условие контракта об объеме работ путем пропорционального изменения объема всех предусмотренных контрактом видов работ (но не более чем на 10%) и только, если возможность такого изменения была предусмотрена в документации о закупке и контракте.

Если в ходе исполнения контракта выяснилось, что потребность в выполнении отдельных видов работ отсутствует, при этом есть потребность в выполнении других работ, заказчик может заключить с подрядчиком соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически выполненный объем работ.

По общему правилу виды работ и объем работ по контракту являются существенными условиями контракта, которые не могут изменяться. При этом норма пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ позволяет изменять только условие об объеме работ по подписанному контракту по соглашению сторон (по предложению заказчика) в пределах 10% и только, если это было предусмотрено в документации о закупке и контракте. Изменять содержание, виды работ данная норма не позволяет.

Увеличение цены контракта более чем на 10% и изменении вида работ, установленного в смете по

Ответ актуален в декабре 2017 г.

Контракт на ремонт упал в цене более чем на 30 %. В контракте предусмотрена возможность увеличить объем работ до 10%. Может ли заказчик предложить увеличить только отдельные позиции в смете (кладку парапета) в объеме до 10% от стоимости позиции? Или он имеет право увеличивать только всю смету целиком?

Можно ли вносить в измененную (увеличенную) смету работы, которые изначально не были предусмотрены, но появилась необходимость их выполнения, если общая сумма для увеличения контракта не превышает начальную максимальную цену контракта (НМЦК) и имеются лимиты на выполнение дополнительных работ?

По общему правилу, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Законом № 44-ФЗ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 95 Закону № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта возможно по соглашению сторон, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена контрактом, в том числе если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10%. При этом допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта.

Случаев, при которых положения ст. 95 Закона № 44-ФЗ не применяются, в том числе при осуществлении закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, не предусмотрено.

По предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги, которые не только не должны превышать десять процентов цены контракта, но и не должны превышать лимиты бюджетных обязательств, доведенных до заказчика (Письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-05-08/38833).

В случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы.

При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10% (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-03-08/62479, Письмо Минэкономразвития России от 10.09.2015 N ОГ-Д28-11913).

Положениями Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность увеличения стоимости контракта при его заключении (ч. 18 ст. 34 44-ФЗ), а также предусмотрена возможность внесения изменений в заключенный контракт при его исполнении (ч. 1 ст. 95) (Письмо Минэкономразвития России от 06.04.2015 № Д28и-955).

Следовательно, при изменении контракта при его исполнении правила ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не применяются. В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом № 44-ФЗ (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-03-08/62479).

Вывод

Таким образом, в рассматриваемой ситуации возможно увеличение объема работ, не смотря на падение цены при заключении контракта, но не более чем на 10% цены контракта, при этом увеличиваемый объем не должен превышать лимиты бюджетных обязательств, доведенных до заказчика. Кроме того, можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10%. Если возникла необходимость в видах работ, не предусмотренных контрактом, рекомендуется провести новую закупку, а не вносить такие работы в смету.

Ответ предоставлен на основе документов из справочной правовой системы КонсультантПлюс:

  • «Консультация в форме «вопрос-ответ»: Об изменении цены контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на закупку товара (работы, услуги) на сумму менее 100 тыс. руб. (Письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-05-08/38833);
  • Консультация в форме «вопрос-ответ»: Об увеличении цены контракта более чем на 10% и изменении вида работ, установленного в смете (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-03-08/62479);
  • Консультация в форме «вопрос-ответ»: Об изменении предусмотренного контрактом объема работ и закупке работ, не предусмотренных контрактом; о расторжении контракта, если у заказчика отпала необходимость в проведении ряда работ (Письмо Минэкономразвития России от 10.09.2015 № ОГ-Д28-11913);
  • Консультация в форме «вопрос-ответ»: Об увеличении заказчиком количества поставляемого товара при заключении контракта; (Письмо Минэкономразвития России от 06.04.2015 № Д28и-955).
Читайте также:  Заказчик изменил условия проекта договора после выбора победителя

В каких случаях можно изменять цену госконтракта после его подписания и как оформить соглашение об изменении цены?

Цена госконтракта по 44-ФЗ является существенным условием, изменение которого допустимо только в случаях, определенных в ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Региональные и муниципальные власти вправе принимать локальные акты об изменении (уменьшении) цены контрактов с исполнителями, если:

  • цена превышает значения, определенные отраслевыми ведомствами;
  • исполнение контракта по данной цене невозможно в установленный срок.

Постановление Правительства №1186 устанавливает предельные значения цен федеральных контрактов, превышение которых может являться основанием для снижения цены, если выполнение контракта по прежней высокой цене невозможно.

Процедуру изменения цены контракта после его подписания определяют внутренние нормативные акты заказчика в соответствии с нормами гражданского законодательства об условиях договора и с законодательством о закупках.

Условия изменения цены

Изменение цены после подписания госконтракта допустимо, если:

  • внесение корректировок в контракт допускается по условиям закупки;
  • цена контракта превышает значение, устанавливаемое Постановлением №1186 при невозможности исполнить обязательства на текущих условиях;
  • изменились регулируемые тарифы;
  • уменьшилось финансирование госзаказчика из бюджета.

Изменение тарифов на энергоносители и коммунальные услуги является достаточным основанием для изменения цены контракта, если для его надлежащего исполнения требуется электричество, постоянное водоснабжение и т. д. Урезание закупочного бюджета госзаказчика происходит независимо от его воли, поэтому также является основанием для изменения цены.

Обычно стороны изменяют цену контракта при изменении объема поставляемых товаров, выполняемых работ или услуг, при этом максимальный предел изменения цены составляет 10% от действующей цены контракта.

Если заказчику требуются другие товары от данного поставщика или нужно увеличить объем поставок более, чем на 10%, то необходимо организовывать новую закупку.

Важно учесть, что если контракт подписан с единственным поставщиком, то изменение цены в сторону уменьшения допустимо без уменьшения объема поставок товаров.

Алгоритм изменения цены

Порядок изменения цены вследствие невозможности исполнить контракт на прежних условиях включает следующие шаги:

  1. Исполнитель направляет заказчику письмо с предложением уменьшить цену контракта.
  2. Заказчик рассматривает предложение и формирует запрос в вышестоящий орган исполнительной власти о снижении цены закупки.
  3. Орган исполнительной власти созывает комиссию для рассмотрения вопроса о снижении цены закупки.
  4. Комиссия принимает решение о снижении цены или об отказе.

В письме к заказчику исполнитель приводит расчеты, указывающие на невозможность выполнить обязательства в связи с ростом тарифов, повышением стоимости сырья и т. д.

Комиссия изучает изложенные исполнителем аргументы, при необходимости проводит аудит уже исполненной части контракта и осуществляет анализ рынка. После установления правомочности аргументов исполнителя комиссия анализирует, на какую сумму можно увеличить бюджет закупки.

Итоговое решение оформляется в виде Постановления местных или федеральных властей, документ должен содержать сумму, на которую увеличена цена контракта, аргументацию и дату принятия решения.

При уменьшении финансирования закупки из бюджета заявление в исполнительную власть направляет заказчик. Орган исполнительной власти проверяет данные заявления и выпускает постановление об изменении цены конкретной закупки без созыва комиссии на основании:

  • заявления заказчика;
  • нормативного акта об урезании бюджета;
  • расчетов суммы снижения цены закупки.

Закупка у единственного поставщика

Уменьшение цены контракта при закупке у единственного поставщика осуществляется без созыва комиссии, а путем заключения дополнительного соглашения, при этом в орган исполнительной власти муниципалитета направляется извещение об уменьшении цены контракта с приведением обоснований в течение одного рабочего дня после подписания соглашения. Исполнительный орган власти может оспорить уменьшение цены в течение 3 дней после получения извещения.

Дополнительное соглашение

Если заказчику потребовалось увеличить объем работ или приобрести дополнительное количество товара, то стороны могут изменить цену контракта путем заключения дополнительного соглашения, которое становится частью договора.

В документе приводится следующая информация:

  • реквизиты сторон;
  • предмет соглашения;
  • основание для изменения цены со ссылкой на законы;
  • перечень пунктов и частей контракта, которые подлежат отмене или излагаются в новой редакции;
  • дата и подписи сторон.

В реквизитах указываются наименования и адреса организаций сторон, а также номер контракта в ЕИС. Предметом соглашения является изменение цены госконтракта.

С помощью дополнительного соглашения можно также уменьшить цену контракта, если заказчик решил снизить количество поставляемых товаров в пределах 10% от заявленного.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Увеличение цены контракта в пределах десяти процентов по 44-ФЗ

При формировании документации о закупке или составлении/подписании контракта не всегда можно предсказать ход исполнения такого контракта. Зачастую возникают ситуации, когда необходимо допоставить ещё одну коробку товара или доклеить ещё небольшую полосу обоев в процессе ремонта. В таких момента заказчик задаётся вопросом как правильно документально оформить увеличение объёмов, чтобы потом не было мучительно больно при проверке.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ЦЕНЫ КОНТРАКТА

Закон о контрактной системе указывает нам ряд случаев, когда ВОЗМОЖНО изменить существенные условия контракта. Если в документации о закупке и контракте не предусмотрена такая возможность, то изменять существенные условия контракта категорически нельзя. При ближайшей проверке заказчика будет ждать штраф. Итак, изменений условий контракта возможно:

  1. Возможность внесения изменений в контракт предусмотрено документацией о закупке и самим контрактом. Обратите внимание “И”: если заказчик проводит конкурентную закупку, то возможность внесения изменений должна быть предусмотрена И в документации о закупке, И в проекте контракта. Можно ещё такое условие прописать и в Извещении об осуществлении закупке – для пущей верности.
  2. При исполнении долгосрочного контракта Правительством РФ был изменён предельный размер цены такого контракта. Либо изменились существенные условия исполнения контракта, которые в свою очередь влияют на цену исполнения контракта.
  3. Изменились регулируемые государством тарифы на приобретаемые товары, работы, услуги.
  4. Изменился лимит бюджетных обязательств, доведённых до заказчика, для исполнения контракта.
  5. При лечении российского гражданина за рубежом может измениться цена контракта по медицинским показаниям.

Если какое-либо из этих условий предусмотрено в закупочной документации (в двух, а лучше трёх её местах) или в контракте (при закупке у единственного поставщика) тогда увеличение стоимости контракта при его исполнении возможно.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.

КАК УВЕЛИЧИТЬ СТОИМОСТЬ КОНТРАКТА ПРИ:

1. ПОСТАВКЕ ТОВАРА

Условиями контракта предусмотрена поставка 1500 пачек бумаги стоимостью 300 рублей каждая и 200 рулонов бумаги для факса по 100 рублей за рулон. Цена контракта составляет: 1500*300 + 200*100 = 450 000 + 20 000 = 470 000 рублей. В ходе исполнения контракта заказчик захотел увеличить количество поставляемого товара. В денежном выражении можно увеличить количество поставляемого товара на сумму не больше 47 000 рублей. Как правильно рассчитать количество товара? Также пропорционально каждому наименованию увеличиваем на 10 процентов от изначального объёма.

1500 + 1500 * 10% = 1500 + 150 = 1650 – количество пачек бумаги для поставки;

1650 * 300 = 495 000 рублей.

200 + 200*10% = 200 + 20 = 220 – количество рулонов бумаги для факса для поставки;

220 * 100 = 22 000 рублей.

495000 + 22000 = 517 000 рублей – цена контракта после увеличения.

Для правильного оформления документов достаточно подписания с двух сторон дополнительного соглашения на увеличение стоимости контракта. Универсальный передаточный документ в этом случае удобнее оформить один на увеличенную партию товара. Но никто не запрещает заказчику и поставщику оформить и два – один на 470 000 рублей, другой на 47 000 рублей. Даты в них, соответственно, в этом случае лучше проставить разные.

2. ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ

Наиболее часто такой вопрос возникает у заказчиков при выполнении строительных работ. Чтобы увеличить количество выполненных работ не нарушив действующего законодательства необходимо учесть два важных момента: объём работ и сметная стоимость этих работ. Например, сметным расчётом предусмотрено выполнение работ по укладке 30 м2 линолеума.

Также в стоимость сметы заложена и стоимость самого линолеума. А при выполнении работ была обнаружена ошибка при замере помещения и необходимо уложить не 30 м2, а 32 м2. Мы понимаем, что 10% от 30 м2 это 3 м2. Таким образом увеличение стоимости контракта на 10 % в данном случае допустимо.

Для правильного оформления документов необходимо составить дополнительное соглашение к контракту и локальный сметный расчёт на приобретение и укладку 2 м2 линолеума.

3. ОКАЗАНИИ УСЛУГ

Предположим, что в ходе исполнения контракта на клининговые услуги в течение одного календарного года у заказчика увеличилась площадь помещений, подлежащих уборке. В пределах одного здания, в котором уже осуществляется уборка, добавился один кабинет. Площадь здания составляет 1000 м2, добавленная площадь уборки – 20 м2.

Необходимо отметить, что увеличение площади не превышает 10% от общей площади здания, а кабинет находится внутри уже обслуживаемого здания. Таким образом никто не запрещает нам увеличить стоимость контракта в пределах 10% соответственно увеличению количества оказываемых услуг.

Для этого необходимо будет оформить дополнительное соглашение в котором стороны пропишут увеличение стоимости контракта и объёма оказываемых по нему услуг.

Дата публикации: 17.06.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Дополнительные работы по государственному контракту

Закупки для государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 (далее – Закон № 44). В соответствии с указанным законом производятся закупки, в том числе, на выполнение каких-либо работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Содержание статьи:

Не всегда представляется возможным точно определить, проверить виды и объемы работ по контракту. В ходе исполнения контракта подрядчик обнаруживает, что какие-то виды работ следует исключить, заменить, возникает необходимость в выполнении дополнительных работ, изменении объемов работ по контракту, возникают взаимные претензии по госконтракту между сторонами. Вот почему часто стороны решают вопрос с помощью нашего адвоката. Какие возможности нам предоставляет Закон № 44, что говорит судебная практика, разберемся в настоящей статье.

Читайте также:  Привлечение специализированной организации для закупок по 44-ФЗ

Изменение видов работ по государственным (муниципальным) контрактам

В ходе исполнения контракта может выясниться, что какие-то работы не предусмотрены сметой, или выполнение каких-то видов работ не требуется.

Изменение видов работ по контракту довольно спорный вопрос. Закон № 44 не закрепляет возможность изменения видов работ, отсюда вытекает вывод, что изменять виды работы по контракту нельзя. В разъясняющих письмах органов, также указывается, что изменять виды работ нельзя, а если требуется выполнить виды работ не предусмотренные контрактом, то необходимо проводить новую закупку. При этом в конце таких разъяснений, как правило, указано, что тот или иной орган не имеет полномочий по разъяснению законодательства.

В то же время, надзорные органы в ходе проверок применяют разъяснения органов, фактически не имеющих юридическую силу, так как разъяснения это не закон.

При анализе статей Закона № 44 вытекает, что виды работ определяются проектно-сметной документацией, иной технической документацией, это является существенным условием контракта, и Законом № 44 прямо закреплено общее правило о недопустимости изменения существенных условий.

При этом стоит отметить, что Градостроительный кодекс РФ говорит о возможности отклонения от проектной документации только после внесения в нее изменений в установленном порядке. Следовательно, если потребуется изменение видов работ, тогда необходимо внесение изменений в проектно-сметную документацию, которая должна пройти государственную экспертизу. При этом цена контракта не подлежит изменению, а изменение видов работ должно быть обоснованным.

Однако, заказчик в этом случаи несет риски признания контролирующими органами незаконным изменение видов работ и, как следствие, незаконным оплату данных работ. В каждой конкретной ситуации необходимо доказывать обоснованность изменения видов работ для получения того результата, который требовался по контракту, согласовывать все изменения госконтракта по закону с соответствующими органами или расторгать контракт. Что и делает наш адвокат в рамках оказания юридической помощи обратившемуся.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО и пишите свой вопрос в комментариях ролика

Письмо о необходимости выполнения дополнительных работ и изменение объема работ по заключенному контракту

Что делать, если в ходе выполнения работ возникла необходимость в дополнительных работах?

Для начала следует определить, что работы действительно являются дополнительными, которые не предусмотрены контрактом, но выполнение которых необходимо в рамках заключенного контракта, поскольку они влияют на прочность и годность объекта и их выполнение необходимо для достижения результата по контракту; данные дополнительные работы должны быть обнаружены в ходе выполнения работ.

Действия подрядчика при обнаружении необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных технической документацией, заключаются, прежде всего, в уведомлении об этом заказчика.

ВНИМАНИЕ: дополнительные работы должны быть именно дополнительными, а не самостоятельными видами работ.

Далее, если в течении 10 дней от заказчика не поступает ответ на уведомление о необходимости выполнения дополнительных работ, подрядчик обязан приостановить работы. НО! Если приостановление работ повлечет гибель или повреждение объекта строительства, в этом случае подрядчик не имеет права приостанавливать работы. В последующем он должен доказать, что была необходимость немедленно действовать в интересах заказчика.

Действия заказчика при получении сообщения от подрядчика об обнаружении дополнительных работ, заключаются в решении вопроса, необходимо ли выполнение дополнительных работ. Если такая необходимость есть, встает вопрос, что делать? Если дополнительные работы связаны с дополнительным объемом работ, предусмотренных муниципальным контрактом, то Закон № 44 предусматривает возможность изменения объема работ по общему правилу не более чем на 10% по предложению заказчика. А если это дополнительные работы, не предусмотренные контрактом, в этом случае, с учетом неофициальных разъяснений Закона № 44, следует проводить отдельные закупочные процедуры. В то же время судебная практика говорит, что к дополнительным работам могут быть отнесены те работы, которые объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены и данные работы подлежат оплате.

Кроме того, чтобы увеличить объем работ в размере 10% и цену контракта, такая возможность должна быть предусмотрено непосредственно в контракте.

На указанные требования Закона № 44 особенно следует обратить внимание подрядных организаций, поскольку при не соблюдении положений законодательства об уведомлении, о получении от заказчика предложения об увеличении объема работ по контракту, и соответственно об увеличении цены контракта не более чем на 10%, в случае, если такая возможность предусмотрена контрактом, подрядчик лишается возможности получить соответствующую оплату за выполненные дополнительные работы.

Суды при рассмотрении дел о взыскании стоимости за дополнительные работы проверяют выполнение требований законодательства по соблюдению порядка, и в случае, если порядок не был соблюден, во взыскании денежных средств за дополнительные работы подрядным организациям отказывают.

Следует не забывать про размер увеличения, а именно, не более 10% от цены контракта. Факт заключения дополнительного соглашения об увеличении цены контракта более чем на 10% не гарантирует оплату в полном объеме. В одном из обзоров судебной практики Верховный суд РФ указал на ограничения в размере изменения цены контракта, которые установлены не только для подрядчика, но и для заказчика. Условие об увеличении цены контракта более чем на 10% в данной части ничтожно. В то же время, увеличение цены контракт и объема более чем на 10% допустимо только в случае, если не выполнение дополнительных работ грозит годности и прочности результата работ.

Объем работ может быть уменьшен в пределах 10% и соответственно уменьшена цена контракта.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО и пишите свой вопрос в комментариях ролика

Взыскание неосновательного обогащения, в связи с увеличением объема работ по государственному или муниципальному контракту

Бывают случаи, когда подрядная организация, выполнив работы по строительству, в ходе выполнения работ или даже не приступив к работе, понимает, что объемы работ больше, чем требует заказчик, например, больше площадь квартир, подлежащих передачи заказчику во исполнение контракта.

В этой ситуации подрядчик обращается к заказчику, чтобы он оплатил лишние квадратные метры, которые фактически им приняты по контракту, а не принять их заказчик не мог, потому что это квадратные метры в квартирах, которые передавались подрядчиком во исполнение контракта.

НО! заказчик обозначает свои требования по площади квартир и иные требования изначально в контракте, а точнее в приложениях к нему, в том числе в техническом задании, и требовать от него оплаты за превышение квадратных метров подрядчик не имеет права, если цена контракта твердая. Конечно, многое зависит и от положений непосредственно государственного или муниципального контракту.

Не стоит обходить Закон № 44, выполняя работы без заключения государственного или муниципального контракта в установленном порядке, в надежде в дальнейшем в судебном порядке, после выполнения работ, взыскать неосновательное обогащение (подробнее о процедуре по ссылке). Судебная практика на этот случай говорит о возможности недобросовестных подрядчиков и заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды, что влечет за собой отказ в удовлетворении иска.

Есть случаи, когда невозможно заключить государственный или муниципальный контракт в конкретной ситуации в порядке определенным Законом № 44, но для исполнителя выполнение тех или иных работ, оказание услуг является обязательным, и он не может отказаться от выполнения соответствующих работ, поскольку они являются социально-значимыми и объективно необходимыми.

Также может возникнуть какая-то экстренная ситуация, требующая немедленного выполнения работ, поставки товара или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в связи с аварией или иной чрезвычайной ситуацией

В этих случаях суды приходят к выводу о том, что работы, услуги подлежат оплате, несмотря на то, что оказаны вне рамок Закона № 44, а точнее при отсутствии заключенного контракта.

Иски в суд о внесении изменений в государственный или муниципальный контракт, об обязании заключить дополнительное соглашение к контракту

В ходе исполнения контракта у подрядчика может возникнуть необходимость в увеличении сроков работ, во внесении иных изменений в контракт. Обратившись к заказчику с соответствующим предложением заключить дополнительное соглашение, скорее всего подрядчик получит отказ, поскольку для заказчика предусмотрена как минимум административная ответственность за изменение условий контракта, если такая возможность не предусмотрена, прежде всего законодательством о контрактной системе.

При предъявлении исковых заявлений подрядчиком к заказчику о внесении изменений в контракт или об обязании заключить дополнительное соглашение, суды, как правило, встают на сторону заказчика, указывая в решении на то, что Закон № 44 по общему правилу устанавливает запрет на изменение существенных условий контракта, в том числе по срокам исполнения контракта. Также суды приходят к выводу, что подрядчик обратился в суд с иском, например, об обязании заключить дополнительное соглашение об изменении сроков работ, в целях избежать финансовых санкций за нарушение сроков по контракту. Иногда суды встают на сторону подрядчика и выносят решения об удовлетворении исковых требований.

Не стоит забывать, что последняя инстанция по рассмотрению споров является Верховный суд РФ, и принятие решения нижестоящими судами не гарантирует, что оно не будет отменено верховным судом.

Есть шанс, что суд встанет на сторону подрядчика только при существенном изменении обстоятельств, в результате которых возникла необходимости по внесению изменений в контракт.

Ситуации могут быть разные и в одних случаях требования той или иной стороны скорее всего не будут удовлетворены судом, а в других — будут признаны судом законными и обоснованными. Все зависит от конкретных обстоятельств дела.

Помощь адвоката в споре между заказчиком и исполнителем госконтракта

Настоящая статья не является руководством к действию, в ней всего лишь проанализирована малая часть судебной практики по спорным правоотношениям, которая является неоднозначной. Разобраться в ситуации, проанализировав все обстоятельства, могут помочь наши адвокаты, в том числе:

  • выстроить тактику действий подрядчика или заказчика при возникновении спорных вопросов в ходе исполнения государственного или муниципального контракта;
  • оценить риски при принятии того или иного решения заказчиком или подрядчиком в рамках правового анализа государственного анализа и обстоятельств дела;
  • с учетом обстоятельств дела, смогут дать прогноз, насколько положительным возможен исход дела при рассмотрении судом;
  • составить документы по государственному или муниципальному контракту, процессуальные документы по судебному делу;
  • осуществить представительство интересов доверителя в ходе рассмотрения дела судом;
  • окажет иную юридическую помощь по проблеме Доверителя

Стоит отметить, что нормы Закона № 44 в основном носят императивный характер, но контролирующие органы и судебные органы довольно часто по-разному их трактуют, вот почему лучше обратиться к профессионалу — нашему адвокату, а не пытаться решить проблему самостоятельно.

Ссылка на основную публикацию