Увеличение дополнительного объема работы (услуги) и цены контракта в сфере закупок более чем на 10%

Увеличение дополнительного объема работы (услуги) и цены контракта в сфере закупок более чем на 10%

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Можно ли в соответствии с пп. “б” п. 1 части 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ увеличить на 10% объем одного из видов выполняемых по контракту работ, или необходимо увеличивать каждый вид работ по контракту?
Как определить возможный к увеличению дополнительный объем работ: в пределах 10% от цены контракта либо 10% от стоимости данного вида работ, планируемого к увеличению?

К сожалению, однозначно ответить на Ваш вопрос мы не можем. Поясним подробнее.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В силу ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, определенных в этой норме. В частности, если возможность изменения условий контракта на выполнение работ была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного подрядчика – контрактом, по предложению заказчика предусмотренный контрактом объем работ может быть увеличен не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% цены контракта (пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
В силу того, что понятие объема работ, выполняемых по договору (контракту), не раскрывается ни в Гражданском кодексе РФ, на нормах которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), ни в самом Законе N 44-ФЗ, правило пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно понимать в двух значениях.
С одной стороны, из формального прочтения фразы “увеличиваются (уменьшаются) предусмотренные контрактом количество товара, объем работы” и “изменение цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги” может следовать, что речь идет об изменении количества, объема всех товаров, работ, услуг по контракту, поскольку контрактом устанавливается единая цена всех приобретаемых товаров, работ, услуг. Отсюда можно сделать вывод, что изменение количества товара, объема работ или услуг и цены контракта, предусмотренное пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, возможно только при одновременном одинаковом изменении количества всех товаров, объема всех работ или всех услуг и общей стоимости, а следовательно, стороны контракта не вправе изменить объем и цену только части видов товаров, работ, услуг, а остальные позиции оставить теми же. Кроме того, следует обратить внимание на то, что пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ дает указание об определении цены единицы только товаров, поставляемых по контракту – не единицы работ, услуг. В отсутствие оговорок об ином можно предположить, что эта норма должна касаться всех видов контрактов.
В то же время применение пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в вышеизложенном толковании в отношении, например, контрактов на выполнение строительных работ представляется затруднительным, поскольку по таким контрактам, как правило, выполняются заведомо разнородные работы. При том норма содержит формулировку определения единицы товара как “частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара”. В связи с этим заметим, что Минэкономразвития России в разъяснениях о применении пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ высказывает позицию о возможности изменения в том числе объема отдельных видов работ, указывая при этом, что общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10% (письмо этого органа от 04.12.2015 N Д28и-3634, от 01.03.2016 N Д28и-524, от 10.04.2017 N Д28и-1591, от 22.02.2017 N Д28и-1227, от 23.09.2016 N Д28и-2529, от 16.11.2015 N Д28и-3363). Более того, в письме Минэкономразвития России от 27.11.2015 N Д28и-3532 высказывается позиция, согласно которой положениями Закона N 44-ФЗ не запрещено одновременное увеличение и уменьшение количества разных видов товаров, работ, услуг в рамках одного контракта.
Также отметим, что из пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что в любом случае речь идет о тех видах работ, которые предусмотрены контрактом, о чем свидетельствует положение указанной нормы, которое допускает возможность при согласовании сторонами дополнительного объема работ по контракту пропорционально увеличить цену контракта исходя из установленной в контракте цены единицы работы (смотрите об этом подробнее разъяснения в письмах Минэкономразвития от 07.12.2016 N Д28и-3208, от 16.09.2016 N Д28и-2465, от 27.07.2016 N Д28и-1898).
Таким образом, учитывая вышеописанную точку зрения, основанную на “неформальном” подходе, в случае необходимости увеличения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10% от цены контракта (смотрите также письмо Минфина России от 26.09.2017 N 24-03-08/62479).
Официальных разъяснений и материалов правоприменительной практики, дающих прямой ответ на вопрос, в каком же смысле допускается изменение объемов работ в Законе N 44-ФЗ, нам найти не удалось. Заметим, что правомерность увеличения объемов работ, в том числе вследствие изменения тех или иных характеристик их результата, в том или ином случае должна определяться исходя из конкретных обстоятельств.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
– Энциклопедия решений. Изменение объемов и (или) содержания работ и цены по контракту по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

21 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Увеличение цены контракта в пределах десяти процентов по 44-ФЗ

При формировании документации о закупке или составлении/подписании контракта не всегда можно предсказать ход исполнения такого контракта. Зачастую возникают ситуации, когда необходимо допоставить ещё одну коробку товара или доклеить ещё небольшую полосу обоев в процессе ремонта. В таких момента заказчик задаётся вопросом как правильно документально оформить увеличение объёмов, чтобы потом не было мучительно больно при проверке.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ЦЕНЫ КОНТРАКТА

Закон о контрактной системе указывает нам ряд случаев, когда ВОЗМОЖНО изменить существенные условия контракта. Если в документации о закупке и контракте не предусмотрена такая возможность, то изменять существенные условия контракта категорически нельзя. При ближайшей проверке заказчика будет ждать штраф. Итак, изменений условий контракта возможно:

  1. Возможность внесения изменений в контракт предусмотрено документацией о закупке и самим контрактом. Обратите внимание “И”: если заказчик проводит конкурентную закупку, то возможность внесения изменений должна быть предусмотрена И в документации о закупке, И в проекте контракта. Можно ещё такое условие прописать и в Извещении об осуществлении закупке – для пущей верности.
  2. При исполнении долгосрочного контракта Правительством РФ был изменён предельный размер цены такого контракта. Либо изменились существенные условия исполнения контракта, которые в свою очередь влияют на цену исполнения контракта.
  3. Изменились регулируемые государством тарифы на приобретаемые товары, работы, услуги.
  4. Изменился лимит бюджетных обязательств, доведённых до заказчика, для исполнения контракта.
  5. При лечении российского гражданина за рубежом может измениться цена контракта по медицинским показаниям.

Если какое-либо из этих условий предусмотрено в закупочной документации (в двух, а лучше трёх её местах) или в контракте (при закупке у единственного поставщика) тогда увеличение стоимости контракта при его исполнении возможно.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.

КАК УВЕЛИЧИТЬ СТОИМОСТЬ КОНТРАКТА ПРИ:

1. ПОСТАВКЕ ТОВАРА

Условиями контракта предусмотрена поставка 1500 пачек бумаги стоимостью 300 рублей каждая и 200 рулонов бумаги для факса по 100 рублей за рулон. Цена контракта составляет: 1500*300 + 200*100 = 450 000 + 20 000 = 470 000 рублей. В ходе исполнения контракта заказчик захотел увеличить количество поставляемого товара. В денежном выражении можно увеличить количество поставляемого товара на сумму не больше 47 000 рублей. Как правильно рассчитать количество товара? Также пропорционально каждому наименованию увеличиваем на 10 процентов от изначального объёма.

Читайте также:  Указание в плане закупок сроков (периодичности) закупки по 44 ФЗ

1500 + 1500 * 10% = 1500 + 150 = 1650 – количество пачек бумаги для поставки;

1650 * 300 = 495 000 рублей.

200 + 200*10% = 200 + 20 = 220 – количество рулонов бумаги для факса для поставки;

220 * 100 = 22 000 рублей.

495000 + 22000 = 517 000 рублей – цена контракта после увеличения.

Для правильного оформления документов достаточно подписания с двух сторон дополнительного соглашения на увеличение стоимости контракта. Универсальный передаточный документ в этом случае удобнее оформить один на увеличенную партию товара. Но никто не запрещает заказчику и поставщику оформить и два – один на 470 000 рублей, другой на 47 000 рублей. Даты в них, соответственно, в этом случае лучше проставить разные.

2. ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ

Наиболее часто такой вопрос возникает у заказчиков при выполнении строительных работ. Чтобы увеличить количество выполненных работ не нарушив действующего законодательства необходимо учесть два важных момента: объём работ и сметная стоимость этих работ. Например, сметным расчётом предусмотрено выполнение работ по укладке 30 м2 линолеума.

Также в стоимость сметы заложена и стоимость самого линолеума. А при выполнении работ была обнаружена ошибка при замере помещения и необходимо уложить не 30 м2, а 32 м2. Мы понимаем, что 10% от 30 м2 это 3 м2. Таким образом увеличение стоимости контракта на 10 % в данном случае допустимо.

Для правильного оформления документов необходимо составить дополнительное соглашение к контракту и локальный сметный расчёт на приобретение и укладку 2 м2 линолеума.

3. ОКАЗАНИИ УСЛУГ

Предположим, что в ходе исполнения контракта на клининговые услуги в течение одного календарного года у заказчика увеличилась площадь помещений, подлежащих уборке. В пределах одного здания, в котором уже осуществляется уборка, добавился один кабинет. Площадь здания составляет 1000 м2, добавленная площадь уборки – 20 м2.

Необходимо отметить, что увеличение площади не превышает 10% от общей площади здания, а кабинет находится внутри уже обслуживаемого здания. Таким образом никто не запрещает нам увеличить стоимость контракта в пределах 10% соответственно увеличению количества оказываемых услуг.

Для этого необходимо будет оформить дополнительное соглашение в котором стороны пропишут увеличение стоимости контракта и объёма оказываемых по нему услуг.

Дата публикации: 17.06.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

В каких случаях можно изменять цену госконтракта после его подписания и как оформить соглашение об изменении цены?

Цена госконтракта по 44-ФЗ является существенным условием, изменение которого допустимо только в случаях, определенных в ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Региональные и муниципальные власти вправе принимать локальные акты об изменении (уменьшении) цены контрактов с исполнителями, если:

  • цена превышает значения, определенные отраслевыми ведомствами;
  • исполнение контракта по данной цене невозможно в установленный срок.

Постановление Правительства №1186 устанавливает предельные значения цен федеральных контрактов, превышение которых может являться основанием для снижения цены, если выполнение контракта по прежней высокой цене невозможно.

Процедуру изменения цены контракта после его подписания определяют внутренние нормативные акты заказчика в соответствии с нормами гражданского законодательства об условиях договора и с законодательством о закупках.

Условия изменения цены

Изменение цены после подписания госконтракта допустимо, если:

  • внесение корректировок в контракт допускается по условиям закупки;
  • цена контракта превышает значение, устанавливаемое Постановлением №1186 при невозможности исполнить обязательства на текущих условиях;
  • изменились регулируемые тарифы;
  • уменьшилось финансирование госзаказчика из бюджета.

Изменение тарифов на энергоносители и коммунальные услуги является достаточным основанием для изменения цены контракта, если для его надлежащего исполнения требуется электричество, постоянное водоснабжение и т. д. Урезание закупочного бюджета госзаказчика происходит независимо от его воли, поэтому также является основанием для изменения цены.

Обычно стороны изменяют цену контракта при изменении объема поставляемых товаров, выполняемых работ или услуг, при этом максимальный предел изменения цены составляет 10% от действующей цены контракта.

Если заказчику требуются другие товары от данного поставщика или нужно увеличить объем поставок более, чем на 10%, то необходимо организовывать новую закупку.

Важно учесть, что если контракт подписан с единственным поставщиком, то изменение цены в сторону уменьшения допустимо без уменьшения объема поставок товаров.

Алгоритм изменения цены

Порядок изменения цены вследствие невозможности исполнить контракт на прежних условиях включает следующие шаги:

  1. Исполнитель направляет заказчику письмо с предложением уменьшить цену контракта.
  2. Заказчик рассматривает предложение и формирует запрос в вышестоящий орган исполнительной власти о снижении цены закупки.
  3. Орган исполнительной власти созывает комиссию для рассмотрения вопроса о снижении цены закупки.
  4. Комиссия принимает решение о снижении цены или об отказе.

В письме к заказчику исполнитель приводит расчеты, указывающие на невозможность выполнить обязательства в связи с ростом тарифов, повышением стоимости сырья и т. д.

Комиссия изучает изложенные исполнителем аргументы, при необходимости проводит аудит уже исполненной части контракта и осуществляет анализ рынка. После установления правомочности аргументов исполнителя комиссия анализирует, на какую сумму можно увеличить бюджет закупки.

Итоговое решение оформляется в виде Постановления местных или федеральных властей, документ должен содержать сумму, на которую увеличена цена контракта, аргументацию и дату принятия решения.

При уменьшении финансирования закупки из бюджета заявление в исполнительную власть направляет заказчик. Орган исполнительной власти проверяет данные заявления и выпускает постановление об изменении цены конкретной закупки без созыва комиссии на основании:

  • заявления заказчика;
  • нормативного акта об урезании бюджета;
  • расчетов суммы снижения цены закупки.

Закупка у единственного поставщика

Уменьшение цены контракта при закупке у единственного поставщика осуществляется без созыва комиссии, а путем заключения дополнительного соглашения, при этом в орган исполнительной власти муниципалитета направляется извещение об уменьшении цены контракта с приведением обоснований в течение одного рабочего дня после подписания соглашения. Исполнительный орган власти может оспорить уменьшение цены в течение 3 дней после получения извещения.

Дополнительное соглашение

Если заказчику потребовалось увеличить объем работ или приобрести дополнительное количество товара, то стороны могут изменить цену контракта путем заключения дополнительного соглашения, которое становится частью договора.

В документе приводится следующая информация:

  • реквизиты сторон;
  • предмет соглашения;
  • основание для изменения цены со ссылкой на законы;
  • перечень пунктов и частей контракта, которые подлежат отмене или излагаются в новой редакции;
  • дата и подписи сторон.

В реквизитах указываются наименования и адреса организаций сторон, а также номер контракта в ЕИС. Предметом соглашения является изменение цены госконтракта.

С помощью дополнительного соглашения можно также уменьшить цену контракта, если заказчик решил снизить количество поставляемых товаров в пределах 10% от заявленного.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Можно ли увеличить объем выполняемых работ на 10% при условии, что документацией об аукционе и проектом контракта такая возможность предусмотрена?

Можно ли увеличить объем выполняемых работ на 10% при условии, что документацией об аукционе и проектом контракта такая возможность предусмотрена?

resistin » 06 дек 2017, 16:49

При заключении и исполнении контракта согласно статье 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон 44-ФЗ) изменения существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
Согласно части 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ по предложению заказчика существует возможность увеличить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшить предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
В ходе выполнения работ по капитальному ремонту объекта были выявлены скрытые работы, которые не входят в ведомость объемов работ и сметный расчет аукционной документации. Выполнение скрытых работ необходимо для исполнения контракта (речь идет, например, о демонтаже потолочных конструкций, который необходим, чтобы установить новые потолочные плиты).
Можно ли увеличить объем выполняемых работ на 10% при условии, что документацией об аукционе и проектом контракта такая возможность предусмотрена?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Согласование внесения в контракт условия о выполнении подрядчиком дополнительных скрытых работ должно признаваться правомерным, если под дополнительными работами понимаются дополнительные объемы работ, предусмотренных контрактом.
Если же скрытые работы не относятся к предусмотренным контрактом видам работ, правомерность согласования их выполнения может быть поставлена под сомнение.

Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях в том числе Гражданского кодекса РФ. Контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Поэтому отношения по такому контракту регулируются нормами Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ. Так, к контрактам на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений применяются правила Гражданского кодекса РФ о договоре строительного подряда (п. 2 ст. 740 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия в том числе об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы (п. 1 ст. 766 ГК РФ).
Пунктом 2 ст. 767 ГК РФ определено, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с уменьшением средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, определенных в этой норме. В частности, если возможность изменения условий контракта на выполнение работ была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного подрядчика – контрактом, по предложению заказчика предусмотренный контрактом объем работ может быть увеличен не более чем на 10%. По соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ и цены контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% цены контракта (пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заметим, что понятие объема работ, выполняемых по договору (контракту), не раскрывается ни в Гражданском кодексе РФ, ни в Законе N 44-ФЗ, в связи с чем правило пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно понимать двояко: как допускающее только возможность одновременного увеличения в одинаковой пропорции всех видов работ по контракту либо как позволяющее увеличить не более чем на 10% в том числе объем конкретного вида работ, предусмотренного технической документацией, с пропорциональным увеличением цены этой работы исходя из сметной стоимости единицы работы. Второго из приведенных подходов придерживаются представители Минэкономразвития России, отмечая, что в случае необходимости увеличения предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта допускается увеличение объема по каждому виду работ, предусмотренных сметной документацией, либо по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. В случае увеличения предусмотренного контрактом объема работ заказчику необходимо изменить смету по тем позициям, которые нужно увеличить с соответствующим изменением общей цены контракта (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 10.04.2017 N Д28и-1591, от 22.02.2017 N Д28и-1227, от 23.09.2016 N Д28и-2529, от 01.03.2016 N Д28и-524, от 16.11.2015 N Д28и-3363).
Однако, как следует из пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в любом случае речь идет о тех видах работ, которые предусмотрены контрактом. Это подтверждается положением указанного подпункта, которое допускает возможность при согласовании сторонами дополнительного объема работ по контракту пропорционально увеличить цену контракта исходя из установленной в контракте цены единицы работы. Очевидно, что цены таких единиц устанавливаются контрактом (сметой, являющейся частью контракта) дифференцировано по видам работ. Поэтому в порядке, предусмотренном пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, цену контракта, а следовательно, и объем работ невозможно увеличить в случае, если заказчик и подрядчик согласуют выполнение вида работ, в отношении которого цена единицы работы в контракте отсутствует.
Этот вывод подтверждается разъяснениями Минэкономразвития России, в которых указывается, что положения пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ распространяются только на товары, работы, услуги, предусмотренные контрактом. В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом N 44-ФЗ, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (смотрите письма Минэкономразвития России от 07.12.2016 N Д28и-3208, от 16.09.2016 N Д28и-2465, от 27.07.2016 N Д28и-1898, от 22.06.2016 N Д28и-1675, от 18.04.2016 N Д28и-1055, от 17.03.2016 N Д28и-642, от 28.12.2015 N Д28и-3749, от 04.12.2015 N Д28и-3634, от 18.08.2015 N Д28и-2497). Такие же разъяснения дает Минфин России (смотрите письмо от 26.09.2017 N 24-03-08/62479). Суды также отмечают, что нормы ст. 95 Закона N 44-ФЗ не допускают изменения состава и видов работ по контракту (постановление Пятого ААС от 19.08.2016 N 05АП-5050/16).
Нельзя не отметить, что в судебной практике сформирован также и несколько иной правовой подход к оценке правомерности выполнения подрядчиком и оплаты заказчиком дополнительных работ по контракту на выполнение строительных работ в ситуации, когда при исполнении контракта подрядчиком обнаруживаются не учтенные в технической документации работы, без выполнения которых контракт не может быть исполнен. В связи с этим судьи обращают внимание на п. 3 ст. 743 ГК РФ, согласно которому подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам (п. 5 ст. 743 ГК РФ). При этом под дополнительными понимаются работы, необходимость проведения которых обнаруживается подрядчиком в ходе проведения строительных работ и которые отсутствуют в технической документации, то есть таких работ, без проведения которых продолжение строительства невозможно (постановление АС Дальневосточного округа от 27.02.2017 N Ф03-6571/16).
Исходя из приведенных норм, суды приходят к выводу о том, что увеличение объема работ по контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате, заказчиком также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата (п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом ВС РФ 28.06.2017), смотрите также постановления Пятого ААС от 26.10.2017 N 05АП-7195/17 и от 07.09.2017 N 05АП-5328/17, Четырнадцатого ААС от 19.10.2017 N 14АП-7594/17, Семнадцатого ААС от 06.10.2017 N 17АП-11517/17).
С вышеописанной точки зрения согласование сторонами контракта выполнения дополнительных работ, в том числе не предусмотренных технической документацией, является правомерным, если такие работы объективно не могли быть учтены в документации при заключении контакта и без выполнения этих работ исполнить обязательства по контракту невозможно.
Однако заметим, что эта позиция формулируется судами применительно к спорам по требованиям об оплате согласованных заказчиком и выполненных подрядчиком работ. Вопрос о правомерности действий заказчика по внесению в контракт изменений, связанных с выполнением дополнительных работ, с точки зрения ограничений, установленных ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в приведенных нами судебных актах специально не рассматривался. Поэтому нельзя исключить вероятности того, что антимонопольный орган в подобной ситуации придет к выводу о том, что заказчик нарушил законодательство о контрактной системе и имеются основания для применения к заказчику и его должностным лицам, виновным в правонарушении, соответствующих административных санкций (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, смотрите также решение Смоленского областного суда от 02.08.2016 по делу N 21-362/2016).
Поэтому мы полагаем, что, если упомянутые в вопросе скрытые работы контрактом (ведомостью объемов работ, иной технической документацией, являющейся частью контракта) не предусмотрены, их выполнение может быть квалифицировано не как увеличение объема работ по контракту, а как закупка новых работ, недопустимая в рамках того же контракта, что, вполне возможно, повлечет за собой негативные правовые последствия для заказчика и его должностных лиц.
Если в рассматриваемом случае заказчик примет решение не вносить в контракт изменения, связанные с выполнением скрытых работ, выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, может быть дополнительная закупка таких работ (в том числе у единственного подрядчика при соответствии критериям, указанным в п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) либо расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) и последующее осуществление новой закупки работ, не выполненных до момента расторжения контракта, включая упомянутые скрытые работы.

Читайте также:  Заказчик не указал в наименовании закупки конкретный предмет договора

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
– Энциклопедия решений. Изменение объемов и (или) содержания работ и цены по контракту по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

14 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Увеличение дополнительного объема работы (услуги) и цены контракта в сфере закупок более чем на 10%

Ответ актуален в декабре 2017 г.

Контракт на ремонт упал в цене более чем на 30 %. В контракте предусмотрена возможность увеличить объем работ до 10%. Может ли заказчик предложить увеличить только отдельные позиции в смете (кладку парапета) в объеме до 10% от стоимости позиции? Или он имеет право увеличивать только всю смету целиком?

Можно ли вносить в измененную (увеличенную) смету работы, которые изначально не были предусмотрены, но появилась необходимость их выполнения, если общая сумма для увеличения контракта не превышает начальную максимальную цену контракта (НМЦК) и имеются лимиты на выполнение дополнительных работ?

По общему правилу, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и ст. 95 Законом № 44-ФЗ.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 95 Закону № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта возможно по соглашению сторон, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена контрактом, в том числе если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10%. При этом допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта.

Читайте также:  Контрактная служба. контрактный управляющий

Случаев, при которых положения ст. 95 Закона № 44-ФЗ не применяются, в том числе при осуществлении закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе № 44-ФЗ, не предусмотрено.

По предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги, которые не только не должны превышать десять процентов цены контракта, но и не должны превышать лимиты бюджетных обязательств, доведенных до заказчика (Письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-05-08/38833).

В случае необходимости увеличения или уменьшения заказчиком предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы.

При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10% (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-03-08/62479, Письмо Минэкономразвития России от 10.09.2015 N ОГ-Д28-11913).

Положениями Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность увеличения стоимости контракта при его заключении (ч. 18 ст. 34 44-ФЗ), а также предусмотрена возможность внесения изменений в заключенный контракт при его исполнении (ч. 1 ст. 95) (Письмо Минэкономразвития России от 06.04.2015 № Д28и-955).

Следовательно, при изменении контракта при его исполнении правила ч. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не применяются. В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом № 44-ФЗ (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-03-08/62479).

Вывод

Таким образом, в рассматриваемой ситуации возможно увеличение объема работ, не смотря на падение цены при заключении контракта, но не более чем на 10% цены контракта, при этом увеличиваемый объем не должен превышать лимиты бюджетных обязательств, доведенных до заказчика. Кроме того, можно увеличить или уменьшить объем работ по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. При этом общая стоимость сметного расчета должна быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на 10%. Если возникла необходимость в видах работ, не предусмотренных контрактом, рекомендуется провести новую закупку, а не вносить такие работы в смету.

Ответ предоставлен на основе документов из справочной правовой системы КонсультантПлюс:

  • «Консультация в форме «вопрос-ответ»: Об изменении цены контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на закупку товара (работы, услуги) на сумму менее 100 тыс. руб. (Письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-05-08/38833);
  • Консультация в форме «вопрос-ответ»: Об увеличении цены контракта более чем на 10% и изменении вида работ, установленного в смете (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-03-08/62479);
  • Консультация в форме «вопрос-ответ»: Об изменении предусмотренного контрактом объема работ и закупке работ, не предусмотренных контрактом; о расторжении контракта, если у заказчика отпала необходимость в проведении ряда работ (Письмо Минэкономразвития России от 10.09.2015 № ОГ-Д28-11913);
  • Консультация в форме «вопрос-ответ»: Об увеличении заказчиком количества поставляемого товара при заключении контракта; (Письмо Минэкономразвития России от 06.04.2015 № Д28и-955).

Вопрос недели: Возможно ли увеличение цены контракта, заключенного по результатам электронного аукциона

Вопрос: Возможно ли увеличение цены контракта, заключенного по результатам электронного аукциона?

Сообщаю Вам следующее:

Изменить цену контракта можно в строго ограниченных случаях, например при изменении объема товаров (работ, услуг). Некоторые из этих случаев требуют соблюдения дополнительных условий, например, чтобы право изменить цену было установлено в контракте и документации о закупке.

Порядок расчета новой цены зависит от того, по какой причине она изменилась. Но в любом случае это оформляют дополнительным соглашением, которое подписывают стороны.

Информацию об изменении цены нужно внести в течение пяти рабочих дней в реестр контрактов в ЕИС.

С 01.07.2019 дополнен перечень оснований для изменения цены контрактов.

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

  1. В каких случаях и как можно увеличить цену контракта

Увеличить цену контракта вы можете по следующим причинам:

  • решили увеличить количество товаров, работ или услуг.

В этом случае вы можете увеличить цену контракта до 10%.

Чтобы рассчитать новую цену, нужно умножить цену за единицу товара (работы, услуги) на его новое количество.

Если у вас несколько позиций товаров (работ, услуг), вы можете увеличить только одну из них или сразу несколько (Письма Минэкономразвития России от 21.02.2017 N ОГ-Д28-1836, от 25.10.2016 N Д28и-2759).

Если цена контракта будет увеличена более чем на 10%, вас оштрафуют на 20 тыс. руб. или в двукратном размере дополнительно потраченных бюджетных средств (ч. 3 ст. 2.1, ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ, Решение Мурманского УФАС России от 16.02.2016 по делу N 23-01/16-02-01).

Обратите внимание: вы можете увеличить цену более чем на 10%, если при строительстве требуются дополнительные работы, которые было невозможно предвидеть и без которых нельзя дальше исполнять контракт. Однако делать это нужно в исключительных случаях и приготовиться отстаивать свою позицию в суде (п. 12 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

Увеличение цены контракта оформите допсоглашением;

См. также: Как составить дополнительное соглашение к государственному контракту об увеличении объема работ
  • принято решение об увеличении цены Правительством РФ, госорганом субъекта РФ или местной администрацией. Это относится к контрактам, которые подпадают под критерии Постановления N 1086 (п. п. 2 — 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

В этом случае могут увеличиться не только цена, но и другие условия контракта, например объемы работ или сроки их выполнения.

Чтобы изменить контракт, вам нужно составить допсоглашение и подписать его у контрагента;

  • выросли тарифы (п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Чтобы посчитать новую цену в этой ситуации, умножьте новый тариф на оставшееся количество товаров (работ, услуг). Подготовьте допсоглашение к контракту с новыми ценой и тарифами и подпишите у контрагента;

  • заключен контракт с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за границей и нужно увеличить перечень медуслуг (п. 7 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

В этом случае к старой цене контракта добавьте стоимость дополнительных услуг и оформите это соглашением к контракту;

Изменить цену контракта в связи с увеличением ставки НДС в отношении закупаемых товаров (работ, услуг) можно до 01.10.2019 в рамках сроков его исполнения, если:

— контракт заключен до 01.01.2019;

— условиями контракта не предусмотрена увеличенная ставка НДС (в том числе при обосновании НМЦК);

— цена контракта будет изменена только в пределах увеличения ставки НДС;

— приемка товаров (работ, услуг) осуществляется после 01.01.2019. Однако Минфин России указал, что после этой даты должна осуществляться оплата товаров (работ, услуг).

Обратите внимание: если вы государственный или муниципальный заказчик, увеличить цену можно только в рамках лимитов, доведенных на срок исполнения контракта. Если таких лимитов нет, изменить цену контракта в связи с увеличением ставки НДС вы можете только после доведения дополнительных лимитов (Информационное письмо Минфина России от 14.03.2019 N 24-04-02/16837).

Увеличить цену контракта можно только по соглашению сторон, для этого оформите допсоглашение.

КАКИХ СЛУЧАЯХ ЗАКАЗЧИК ПО ЗАКОНУ N 44-ФЗ

МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ ПО СОГЛАШЕНИЮ СТОРОН

ЦЕНУ ИСПОЛНЯЕМОГО КОНТРАКТА БОЛЕЕ ЧЕМ НА 10%

С 1 июля 2019 г. вступают в силу изменения в Закон N 44-ФЗ. См. Федеральный закон от 01.05.2019 N 71-ФЗ. Соответствующие изменения будут отражены в материале при его актуализации.

Заказчик может изменить по соглашению сторон цену более чем на 10%, если:

1) количество товара и иные условия остались прежними >>>

2) регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги изменились >>>

3) лимиты бюджетных обязательств были уменьшены >>>

Изменение цены более чем на 10% допустимо также в иных случаях, предусмотренных п. п. 2 — 4, 7 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 5 ст. 78.1, п. 5 ст. 78.2 БК РФ.

Верховный Суд РФ отметил, что дополнительное соглашение об увеличении цены контракта более чем на 10% ничтожно, если иное не следует из закона.

По соглашению сторон до 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта можно увеличить его цену в пределах измененной с 01.01.2019 ставки НДС (с 18% до 20%) в отношении закупаемых товаров (работ, услуг), если (ч. 54 ст. 112 Закона N 44-ФЗ):

— контракт заключен до 01.01.2019;

— условиями контракта не предусмотрена увеличенная ставка НДС. Такая ставка НДС, по мнению Минфина России, не должна быть предусмотрена в том числе при обосновании НМЦК;

— после 01.01.2019 осуществляется приемка товаров (работ, услуг) либо, как указал Минфин России, их оплата.

Увеличить цену государственные или муниципальные заказчики могут в рамках лимитов, доведенных на срок исполнения контракта. Если таких лимитов нет, изменить цену контракта в связи с увеличением ставки НДС вы можете только после доведения дополнительных лимитов (Информационное письмо Минфина России от 14.03.2019 N 24-04-02/16837).

Количество и иные условия остались прежними

Возможность уменьшить цену контракта более чем на 10% в этом случае предусмотрена пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Такая возможность должна быть отражена в документации и контракте, а при закупке у единственного поставщика только в контракте (п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Регулируемые цены изменились

Стороны могут изменить цену контракта более чем на 10% в данной ситуации согласно п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При этом возможность изменить количество товара (работ, услуг) по указанному основанию не предусмотрена.

Лимиты бюджетных обязательств были уменьшены

В такой ситуации возможность уменьшить цену контракта более чем на 10% определена в п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Ответ подготовил эксперт Систем КонсультантПлюс Четвертных Светлана Юрьевна

Ссылка на основную публикацию