В каких случаях заключается контракт жизненного цикла по 44-ФЗ

Энциклопедия решений. Особенности закупок по Закону N 44-ФЗ для заключения контрактов жизненного цикла

Особенности закупок по Закону N 44-ФЗ для заключения контрактов жизненного цикла

В соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случаях, установленных Правительством РФ, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла). Перечень таких случаев определен постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1087 (далее – Постановление N 1087).

Следует обратить внимание, что Постановлением N 1087 перечислены именно случаи, когда предмет контракта объединяет закупку или изготовление вещи и ее дальнейшее обслуживание, и (или) ремонт, и (или) эксплуатацию. Однако ни данное Постановление, ни ч. 16 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, ни какая-либо иная норма этого Закона не говорит о том, что приобретение или заказ на создание вещей, упомянутых в Постановлении N 1087, обязательно должны осуществляться в рамках контракта жизненного цикла. Закон N 44-ФЗ в принципе не регулирует формирование предмета контракта. Определенные ограничения на формирование предмета закупки вытекают только из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок или запроса предложений. Однако из этого не следует обязательности объединения технологически и функционально связанных товаров. работ, услуг в предмет одного контракта. По общему правилу формирование предмета контракта определяется потребностями заказчика.

Соответственно, перечень, утвержденный Постановлением N 1087, следует понимать, как перечень случаев, когда объединение в предмете контракта обязанностей поставщика или подрядчика (далее – контрагент), образующих предмет контракта жизненного цикла, возможно (следует учесть, что по общему правилу объединение в предмете одного контракта проектирования и строительства объекта представляется недопустимым, что рассмотрено в отдельном материале). Заключение контрактов жизненного цикла в случаях, не упомянутых в Постановлении N 1087, недопустимо (см. также письмо Минэкономразвития России от 25.04.2016 N Д28и-1110). Однако само по себе объединение указанных обязанностей контрагента в предмет одного контракта определяется потребностями заказчика. Аналогичный вывод следуют из разъяснений, данных в письмах Минэкономразвития России от 25.12.2015 N Д28и-3744, от 20.01.2014 N Д28и-30. Из этих писем, а равно письма Минэкономразвития России от 26.02.2016 N Д28и-441, разъяснений по вопросу 2 письма Минэкономразвития России от 10.12.2014 N Д28и-2797, можно также сделать вывод, что контрактом жизненного цикла считается только тот контракт, который предусматривает сочетание всех обязательных элементов контракта жизненного цикла соответствующего вида, предусмотренного Постановлением N 1087.

В соответствии с ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ в случае заключения контрактов жизненного цикла, а также в иных установленных Правительством РФ случаях заказчик вправе устанавливать в документации о закупке для оценки заявок участников закупки критерий “стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта” (далее – СЖЦ) вместо “цены контракта” и “величины расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ”. Информация о применении такого критерия должна быть отражена в плане-графике (п. 7 ч. 3 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

Критерий СЖЦ в силу ч. 3 ст. 32 Закона N 44-ФЗ включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет СЖЦ производится с учетом Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 на основании ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ. Согласно п. 8.3 указанных Методических рекомендаций расчет СЖЦ рекомендуется производить с применением методов определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Иными словами, какого-либо отдельного способа расчета СЖЦ не предусмотрено, заказчик осуществляет такой расчет одним из методов определения начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренных ст. 22 Закона N 44-ФЗ, или сочетая несколько из них, либо, если применение таких методов невозможно, непредусмотренным законом методом (ч.ч. 1, 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

Контракты жизненного цикла, очевидно, должны относится к контрактам, сроки действия которых могут превышать плановый период, на который определяются лимиты бюджетных обязательств (п. 2 ст. 72, п. 5. ст. 161 БК РФ). Однако поскольку данный случай как исключение законом не выделен, установление такого срока должно оправдываться применением других оснований (п. 3 ст. 72 БК РФ). Такие основания рассмотрены в отдельном материале.

Контракты жизненного цикла для федеральных нужд относятся к контрактам, в отношении которых обязательно установление условия об их банковском сопровождении в виде мониторинга расчетов (пп. “а” п. 3 постановления Правительства РФ от 20.09.2014 N 963). Подробнее вопрос о банковском сопровождении контрактов рассмотрен в отдельном материале.

Применение каких-либо определенных способов закупки для определения контрагента с целью заключения контракта жизненного цикла законом не установлено. Применение для оценки заявок на участие в закупке критерия СЖЦ нельзя однозначно расценивать как указание на необходимость выбора конкурса или запроса предложений, когда применяются все критерии оценки для сравнения заявок в целом. Поскольку данный критерий применяется вместо, в том числе, критерия цены, возможно и проведение электронного аукциона или запроса котировок. Ряд случаев заключения контрактов жизненного цикла может (в зависимости от стоимости) включать и случаи необходимости проведения конкурса с ограниченным участием – ср. позицию 5 Приложения N 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, устанавливающего такие случаи, и практически все подпункты, кроме “з” и “и” п. 1 Постановления N 1087. Однако и в этих случаях возможно проведение электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также закупка у единственного контрагента (ч. 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, те же работы (в зависимости от стоимости) могут подпадать под случаи обязательного проведения электронного аукциона (см. также отдельный материал по этому вопросу), что, впрочем, также не исключает возможности проведения запроса котировок, запроса предложений, закупки у единственного контрагента (ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).

Соответственно, способ закупки для заключения контракта жизненного цикла определяется заказчиком самостоятельно в рамках, определенных законом.

Каких-либо особенностей непосредственно процедур определения контрагента с целью заключения контракта жизненного цикла законом не установлено, они проводятся в общеустановленном порядке.

Когда и как заключать контракт жизненного цикла

Скачать бланк госконтракта жизненного цикла на ремонт автодороги
Скачать образец госконтракта жизненного цикла 2020 года на ремонт автодороги

Последние изменения

На сайте проектов нормативных актов Минтранс и Минфин опубликовали 2 Постановления, которые изменяют Постановление Правительства № 1087 от 28.11.2013 об определении случаев заключения контракта жизненного цикла (КЖЦ). Собрали эти изменения в таблицу.

Добавят новое основание. Такие госконтракты разрешат подписывать в закупках медицинской техники по таким кодам ОКПД2:

  • 26.60.11;
  • 26.60.12;
  • 26.60.13.130;
  • 26.70.22.150;
  • 32.50.12.000;
  • 32.50.21.121;
  • 32.50.21.122.

Изменят пп. «а» п. 1 ПП 1087. Дополнят перечень случаев, при которых заключают госконтракт жизненного цикла в области дорожного хозяйства. Разрешат подписывать такие госконтракты еще на выполнение работ по проектированию и реконструкции, по проектированию и капитальному ремонту автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, которые являются их технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Сейчас контракт по этому пункту заключают только на выполнение работ по проектированию и строительству автодорог (участков автодорог), включая сооружения на дороге, которые являются их технологической частью, — защитные и искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автодорог.

Когда разработали проектЧто меняетсяСкачать
18.11.2019Скачать проект Постановления о госконтракте жизненного цикла в закупках медтехники
30.09.2019Скачать проект Постановления о новых основаниях заключения госконтрактов жизненного цикла в области дорожного хозяйства

Как регулируется

Помимо ч. 16 ст. 34 44-ФЗ, контракт жизненного цикла подпадает под действие Постановления Правительства № 1087 от 28.11.2013, где определены случаи, при которых заключают подобные соглашения. К ним относят работы по проектированию и строительству:

  • автодорог и их участков;
  • инфраструктуры морских и речных портов;
  • аэродромов;
  • объектов коммунального хозяйства;
  • инфраструктуры городского транспорта, метрополитена;
  • инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • уникальных объектов капитального строительства;
  • объектов капстроительства для сферы здравоохранения (в т. ч. реконструкция);
  • зданий и сооружений для различных нужд военнослужащих (в т. ч. реконструкция);
  • зданий для социальных нужд (в т. ч. эксплуатация);
  • зданий для сферы культуры;
  • объектов культурного наследия (в т. ч. реставрация).

С 09.11.2018 это соглашение заключают для закупки на выполнение работ по созданию автоматизированных информационно-измерительных систем учета энергетических и коммунальных ресурсов (включая работы по установке приборов (узлов) учета, устройств сбора и передачи данных учета и по созданию программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета).

А с 11.07.2019 госконтракты жизненного цикла используют в закупках у единственного поставщика по п. 47 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Когда приобретают товар, производство которого создано, модернизировано или освоено на территории России в рамках специального инвестиционного контракта, у организации оборонно-промышленного комплекса, включенной в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (формируется по Постановлению Правительства № 96 от 20.02.2004 о сводном реестре таких организаций), которая является стороной — инвестором такого специнвестконтракта.

Особенности

Контракт жизненного цикла представляет собой обычную сделку, которую совершают в общем порядке, с учетом процедур и ограничений, прописанных в 44-ФЗ, но с определенными особенностями. Перечислим их:

  1. Есть условие о его банковском сопровождении, если заключают контракт для федеральных нужд. Это указано в п. 3 Постановления Правительства № 963 от 20.09.2014.
  2. В качестве критерия оценки заявок участников берут не цену контракта и последующие эксплуатацию и ремонт, а общий критерий — стоимость жизненного цикла по ч. 3 ст. 32 44-ФЗ.
  3. Стоимость жизненного цикла формируют, используя рекомендации, которые прописаны в ч. 3 ст. 32 44-ФЗ, и национальный стандарт ГОСТ Р 27.202-2012.
  4. Есть ограничения по бюджетному кодексу для долгосрочных контрактов, если срок выходит за пределы финансового года. Такие ограничения прописаны в ч. 2 ст. 72 БК.

Не забудьте про особенности контрактов, которые, помимо обслуживания и эксплуатации, одновременно содержат работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капстроительства, т. е. «под ключ», в рамках ч. 16.1 ст. 34 44-ФЗ. Для заключения таких контрактов Постановлением Правительства № 563 от 12.05.2017 установлен особый порядок. Помимо соблюдения общих требований закона о контрактной системе, для заключения таких контрактов жизненного цикла придется:

  • получить решение Правительства или ГРБС для объектов федеральной собственности или решение губернатора (главы муниципалитета) для объектов госсобственности субъекта (муниципальной собственности);
  • получить заключение технологического и ценового аудита обоснования инвестиций в объект капстроительства;
  • предусмотреть в контракте специальные условия. Они прописаны в ч. 4 ПП № 563.

Примеры

На официальном сайте ЕИС есть информация о контракте жизненного цикла по 44-ФЗ по результатам закупки работ по проектированию, строительству и техобслуживанию объектов наружного освещения (№ 0162300000814001059 от 22.08.2014).

Заказчик — Администрация г. Нижний Тагил. НМЦК — 12 497 660 670 рублей. Договор заключили с АО «ПО «УОМЗ» ИМЕНИ Э.С. ЯЛАМОВА» на сумму 9 373 245 502,50 рублей. Сумма обеспечения сделки составила 15% от НМЦК. Соглашение действует до конца 2042 года.

В контракте жизненного цикла есть таблица максимальных выплат за каждый год.

А в разделе 3 прописан срок выполнения каждого этапа работ.

Что такое контракт жизненного цикла и его оформление по 44-ФЗ

Контракт жизненного цикла — это сделка, включающая комплекс работ, начиная от проекта объекта и заканчивая его последующим обслуживанием, включая утилизацию. Законодательство устанавливает случаи, когда разрешено подписывать такие договоры. Например, при строительстве аэродромов, дорог или закупке поездов, самолетов, кораблей. В 2020 году вступят в силу несколько поправок.

Скачать пустой бланк госконтракта жизненного цикла
Скачать заполненный образец госконтракта жизненного цикла на ремонт автодороги

Какие изменения вступят в силу в 2020 году

На портале проектов НПА Минфин и Минтранс выложили два постановления, вносящих изменения в ПП № 1087 от 28.11.2013. Эти поправки, касающиеся заключения контрактов жизненного цикла, мы собрали в таблицу.

Дата опубликованияИзмененияСкачать
18.11.2019Добавится новое основание. Госконтракты этого вида разрешат заключать при закупках медицинской техники по кодам ОКПД2:

  • 26.60.11; 26.60.12; 26.60.13.130; 26.70.22.150;
  • 32.50.12.000; 32.50.21.121; 32.50.21.122.
30.09.2019Поменяется пп. «а» п. 1 постановления правительства № 1087. Список случаев, когда допускается заключение контрактов жизненного цикла в сфере дорожного хозяйства, расширится контрактами на выполнение работ по реконструкции, проектированию и капитальному ремонту автодорог (и отдельных участков). Сюда же включаются дорожные сооружения, выступающие их технологической частью: элементы обустройства автодорог, защитные и искусственные дорожные сооружения, производственные объекты.Скачать проект постановления о контрактах жизненного цикла в области дорожного хозяйства
(новые основания)

Регулирование

Кроме ч. 16 ст. 34 закона о контрактной системе, заключение госконтрактов жизненного цикла подпадает под действие ПП № 1087 от 28.11.2013, в котором описаны случаи, когда заключение подобных соглашений возможно. А именно при проектировании и строительстве:

  • автомобильных дорог и их участков;
  • объектов коммунального хозяйства;
  • инфраструктуры портов (морских и речных), аэродромов;
  • уникальных объектов капстроительства;
  • инфраструктуры ж/д транспорта;
  • инфраструктуры метрополитена, городского транспорта;
  • зданий для сферы культуры;
  • зданий для соцнужд (в том числе их эксплуатация);
  • объектов культурного наследия (в том числе их реставрация);
  • зданий и сооружений для нужд военнослужащих (в том числе реконструкция);
  • объектов капитального строительства для здравоохранения (в том числе реконструкция).

Эти нормы применяются и при закупке морских, речных и воздушных судов, транспорта для общественного пользования (автобусов, вагонов метро и т. д.).

С 09.11.2018 такие соглашения заключают при создании автоматизированных информационно-измерительных систем для учета энергетических и коммунальных ресурсов, в том числе:

  • на установку приборов (узлов) учета;
  • на установку устройств для сбора и передачи учетных данных;
  • на создание ПО для сбора, хранения и передачи данных учета.

С 01.07.2019 госконтракты жизненного цикла применяют для закупок у единственного поставщика (п. 47 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ) при приобретении товара, производство которого организовано, модернизировано или освоено на пространстве РФ по специальному инвестиционному контракту у компании оборонно-промышленного комплекса, информация о которой содержится в сводном реестре организаций ОПК. Этот реестр формируется по ПП № 96 от 20.02.2004. Причем организация должна выступать как сторона-инвестор спецконтракта.

В чем особенности

Контракт жизненного цикла представляет собой соглашение, которое заключается в обычном порядке, учитывая процедуры и ограничения, прописанные в 44-ФЗ, но имеются некоторые особенности. А именно:

  1. Прописано условие о банковском сопровождении контракта, если сделка заключается для федеральных нужд (п. 3 ПП № 963 от 20.09.2014).
  2. Критерием оценки заявок участников выступает не цена договора и последующие эксплуатация и ремонт, а один общий критерий «стоимость жизненного цикла» (ч. 3 ст. 32 44-ФЗ).
  3. Стоимость жизненного цикла формируется, используя рекомендации, прописанные в ч. 3 ст. 32 44-ФЗ и в национальном стандарте ГОСТ Р 27.202-2012.
  4. Для долгосрочных госконтрактов жизненного цикла (когда срок сделки находится за пределами финансового кода) в БК прописаны ограничения (ч. 2 ст. 72 БК).

Есть особенности заключения сделок, в которых, помимо обслуживания и эксплуатации, содержатся работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства, то есть «под ключ» (ч. 16.1 ст. 34 44-ФЗ). Для подписания таких договоров ПП № 563 от 12.05.2017 устанавливает особый порядок. Кроме исполнения общих требований 44-ФЗ, для заключения подобных контрактов жизненного цикла придется получить:

  • решение правительства или ГРБС (если объект относится к федеральной собственности) либо решение губернатора (главы муниципалитета) в отношении объектов государственной собственности субъекта РФ (муниципальной собственности);
  • заключение технологического и ценового аудита, в котором приводится обоснование инвестиций в конкретный объект капитального строительства;
  • и заложить в контракт специальные условия, прописанные в ч. 4 ПП № 563.

Пример контракта жизненного цикла

На портале ЕИС есть данные о контракте жизненного цикла по 44-ФЗ, зарегистрированном под номером 0162300000814001059 от 22.08.2014 по закупке работ по проектированию, строительству и техническому обслуживанию объектов наружного освещения.

Заказчиком является Администрация города Нижний Тагил. В качестве НМЦК заявлена сумма 12 497 660 670 рублей. Другая сторона сделки — АО «ПО «УОМЗ» имени Э.С. Ямалова», сумма договора — 9 373 245 502,50 рублей, а сумма обеспечения контракта — 15% от НМЦК. Срок действия сделки — до конца 2042 года.

Расчет максимальных выплат за каждый год.

В разделе 3 приведены сроки выполнения каждого этапа работ.

Контракт жизненного цикла (44-ФЗ)

КЖЦ: разработка проектов, процедура заключения, применение 44-фз, сферы

Контракт жизненного цикла (сервисный контракт) – относительное новшество законодательства в сфере госзакупок. Новшество для России. В практике многих стран данный институт успешно и обширно применяется длительное время. О сущности, особенностях и проблемах КЖЦ – в сегодняшнем материале.

Зарубежный опыт по контракт жизненного цикла

В опыте других стран контракты жизненного цикла (КЖЦ) являют собой разновидность взаимовыгодного партнерства публичных субъектов (государство или муниципалитет) и предпринимательских субъектов, в рамках которого компания проектирует, строит, реконструирует, обеспечивает обслуживание какого-либо объекта, а государство ему за это платит.

Такие контракты, как правило, заключаются в отношении автомобильных, железнодорожных дорог/магистралей, тоннелей, больниц и других важных объектов общественной инфраструктуры.

Чаще всего речь идет о платежах после начала эксплуатации объекта. Условия платежей зависят от конкретных обстоятельств – качества оказываемых услуг и качества самого объекта. Таким образом, предмет такого договора составляет обеспечение сервиса в течение «срока жизни» объекта – отсюда становится понятна и логика названия контракта. Другое применимое наименование – сервисный контракт.

Сущность КЖЦ у нас в России

Нормативное регулирование данный термин получил в России в 2014 году – благодаря № 44-ФЗ: КЖЦ – контракт на приобретение товара или работы, их дальнейшее обслуживание, ремонт, эксплуатацию, уничтожение товара (объекта). Предусмотрены оговорки, что данные действия могут при необходимости включать создание проекта, конструкции объекта.

Из комплексного толкования норм указанного закона (в совокупности с конкурентным законодательством) следует, что, если контракт предполагает действие на весь период существования объекта, это можно сделать только в рамках КЖЦ. Внесение в другой контракт нескольких видов работ из тех, что должны регулироваться КЖЦ, может повлечь ответственность за нарушение норм о защите конкуренции.

Правительство РФ в Постановлении № 1087 «Об определении случаев заключения КЖЦ» определило исчерпывающее количество объектов инфраструктуры, которые могут создаваться и обслуживаться с помощью КЖЦ. В перечень вошли объекты транспортной инфраструктуры: автодорожные объекты, порты, аэродромы, метро, железнодорожный, внеуличный и электрический транспорт на земле, водные и воздушные суда, а также уникальные объекты капитальной постройки и объекты коммунального хозяйства

Специалисты считают, что данный список было бы неплохо расширить и включить в него ряд других объектов, нуждающихся в комплексном обслуживании: например, стадионы, больницы и другие объекты социального назначения.

Тем самым законодатель ясно дал понять, что в России КЖЦ будет представлять собой не способ совместного сотрудничества государства и частного сектора, а одну из форм госзакупок. Этот фактор негативно сказывается на заинтересованности частной стороны контракта, поскольку сфера закупок в России строго регламентирована и требует большей подготовки для участия в ней, нежели для заключения другого вида контракта.

Кроме того, сфера закупок лишена гибкости регулирования в зависимости от складывающихся обстоятельств. Для госконтрактов невозможно участие нескольких исполнителей, изменение цены договора, нет четких механизмов компенсации при расторжении.

Проблемным для КЖЦ является и момент применения бюджетного законодательства о финансировании на длительный срок: БК РФ ограничивает оплату государственных контрактов трехлетними сроками. КЖЦ не исключение. Положения о контрактах с долгим производственным циклом на КЖЦ пока не распространены. Таким образом, до текущего времени вопрос с финансированием КЖЦ внятно не решен, что, несомненно, не может не быть еще одной причиной его незначительного распространения.

Все это в условиях текущего регулирования КЖЦ делает КЖЦ малопривлекательным для современных инвесторов.

Содержание КЖЦ и соотношение с концессией (концессионными соглашениями)

Что же входит в содержание КЖЦ? Можем ли мы считать, что заключение КЖЦ предполагает включение в него определенного набора обязанностей подрядчика. Однозначного ответа на данный вопрос нет.

В Постановлении Правительства РФ № 1087 указаны работы по проектированию и строительству. Тогда возникает вопрос относительно обслуживания – подразумевается ли оно автоматически или должно быть озвучено отдельно. Данный вопрос не решен ни нормативно ни в правоприменении, которое в случае с КЖЦ практически отсутствует. Минэкономразвития России считает, что обслуживание подразумевается, даже если об этом нет специального указания в контракте. Однако единого мнения специалистов нет.

В ряде случаев возникает вопрос о соотношении КЖЦ с концессионными соглашениями (которые, аналогично КЖЦ, включают в себя не одну стадию периода жизни объекта и эксплуатируются негосударственной компанией).

Концессия как раз является разновидностью партнерства государства с частными лицами, располагает инструментами регулирования отношений сторон по договору. Основное отличие концессии от КЖЦ заключается в том, что она в обязательном порядке включает целевую эксплуатацию объекта. Кроме того, использование концессии не всегда возможно. Некоторые аналитики считают, что отнесение КЖЦ к регулированию концессии было бы рациональным шагом в популяризации и повышении привлекательности данного вида контрактов. С этим нельзя не согласиться с учетом обозначенных проблем в регулировании КЖЦ как инструмента госзакупок.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данной или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас, в том числе в целях подготовки контракта жизненного цикла, его анализа, оспаривания и/или расторжения.

Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или напишите на адрес info@vitvet.com .

Алена Полякова, юрист-аналитик. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook .

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.

Иные наши полезные и интересные материалы:

В каких случаях заключается контракт жизненного цикла по 44-ФЗ

В каких случаях государственный (муниципальный) заказчик обязан заключать контракт жизненного цикла?

Контракты жизненного цикла (также называются концессионные соглашения) являются формой сотрудничества заказчика и подрядчика по проектированию, строительству и последующей эксплуатации сложных инфраструктурных объектов. Функции подрядчика не ограничиваются выполнением работ и сдачей объекта. Подрядчик несет расходы по эксплуатации и тоже получает плату за содержание объекта. Следовательно, при создании объекта на протяжении всего срока использования (жизненного цикла) подрядчик должен быть максимально заинтересован в качественном проектировании и строительстве, для снижения своих издержек и увеличения прибыли.

Согласно ч.16 ст.44-ФЗ в установленных Правительством Российской Федерации случаях, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

Даже до изучения перечня, появляется ключевой вопрос. Если закупка попадает в перечень, обязательно заключать КЖЦ и предусматривать последующую эксплуатацию и обслуживание объекта подрядчиком? Это право или обязанность государственного (муниципального) заказчика?

Вопрос: В каких случаях заказчик ОБЯЗАН заключать контракт жизненного цикла?

Ответ в разделе Вопросы и ответы официального сайта zakupki.gov.ru:

“В соответствии с ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла). Случаи заключения контракта жизненного цикла определены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 “Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла”.

Ответ неполный. Непонятно, обязательно предусматривать при заключении контрактов из перечня последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.

Правовая позиция 44-online:

Согласно части 16 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заключается контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

Случаи заключения контракта жизненного цикла определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1087 «Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла» (далее – постановление №1087).

Таким образом, в случаях определенных постановлением № 1087, заказчик обязан заключать контракт жизненного цикла только в том случае, если контрактом предусмотрена закупка товара или работы, а также последующие обслуживание, ремонт поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. При этом эксплуатация и (или) утилизация поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта, включаются в контракт при необходимости.

Если контракт предусматривает закупку товара или работы, указанных в постановлении № 1087, но не включает в себя последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта, то такой контракт не является контрактом жизненного цикла и заключается по общим правилам в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ.

Полный перечень случаев заключения КЖЦ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1480)

а) выполнение работ по проектированию и строительству автомобильных дорог (участков автомобильных дорог), включая дорожные сооружения, являющиеся их технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;

(пп. “а” в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 N 1480)

б) выполнение работ по проектированию и строительству инфраструктуры морских и речных портов, в том числе искусственных земельных участков, гидротехнических сооружений портов;

в) выполнение работ по проектированию и строительству аэродромов;

г) выполнение работ по проектированию и строительству объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов;

д) выполнение работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

е) выполнение работ по проектированию и строительству объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

ж) выполнение работ по проектированию и строительству уникальных объектов капитального строительства;

з) закупка железнодорожного подвижного состава, транспортных средств метрополитена, внеуличного транспорта и городского наземного электрического транспорта;

и) закупка воздушных судов, морских и речных судов;

к) выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере здравоохранения (в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения), включая закупку медицинского оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов капитального строительства;

(пп. “к” введен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1480)

л) выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов, предназначенных для проживания военнослужащих и членов их семей, а также объектов хозяйственного, технического, тылового, медицинского назначения, учебно-материальной базы боевой подготовки, воспитательной работы и службы войск, включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов;

(пп. “л” введен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1480)

м) выполнение работ по проектированию, строительству и эксплуатации объектов капитального строительства, предназначенных для социального обслуживания граждан, в том числе для стационарного и полустационарного социального обслуживания граждан (домов-интернатов (пансионатов) для детей, престарелых, инвалидов, ветеранов войны, труда и милосердия, психоневрологических интернатов, социально-оздоровительных центров, геронтологических центров, геронтопсихиатрических центров, социально-реабилитационных центров, реабилитационных центров, кризисных центров помощи женщинам, центров психолого-педагогической помощи населению, центров социального обслуживания населения, центров социальной адаптации (помощи), домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц), включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов ;

(пп. “м” введен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1480)

н) выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере культуры (театров и амфитеатров, памятников и мемориальных сооружений, музеев, выставочных центров и выставочных комплексов, библиотек, цирков, кинотеатров, концертных залов), включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов;

(пп. “н” введен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1480)

о) выполнение работ по проектированию, реконструкции с элементами реставрации и (или) приспособлению для современного использования (при необходимости) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включая закупку оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов, в случае признания таких объектов аварийными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (о памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации или нахождения таких объектов в руинированном состоянии.

(пп. “о” введен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1480)

В каких случаях заключается контракт жизненного цикла по 44-ФЗ

Контракты жизненного цикла (далее КЖЦ) – достаточно востребованный за рубежом механизм государственно-частного партнерства, позволяющий выстраивать долгосрочные договорные отношения между органом власти и частным инвестором по предоставлению со стороны последнего услуг государству. Термин «контракт жизненного цикла» пришел из Скандинавии, но является калькой английского словосочетания «Life Cicle Contract». Во Франции, к примеру, принят термин «партнерский контракт», в других европейских странах – «Design, Building, Finance – and Operate», являясь разновидностью комиссий.

Особенностью КЖЦ является вложение частных инвестиций в строительство и организацию последующей эксплуатации объекта на протяжении его нормативного срока службы. Государство принимает на себя определенные обязательства осуществления закупки услуг у инвестора по использованию данного объекта. Среди наиболее значимых зарубежных контрактов жизненного цикла интерес представляют следующие:

  • Великобритания – аэропорт Blackpool Airport; высокоскоростное соединение между Лондоном и Парижем;
  • Канада – линии метрополитена Canada Line;
  • Мексика – аэропорт Tolica International;
  • Нидерланды – железная дорога HSL-Zuid Амстердам – Брюссель – Париж;
  • Португалия – железнодорожные линии Лиссабон – Порто, Лиссабон – Мадрид, Порто – Виго;
  • США – строительство истребителя F-16;
  • Финляндия – трасса Е-18 Турку – Хельсинки.

На примере строительства высокоскоростных железнодорожных магистралей в Великобритании и Нидерландах рассмотрим опыт применения КЖЦ более подробно.

КЖЦ в Великобритании в основном выстраиваются в соответствии с моделью «Private Finance Initiative» – «Частная финансовая инициатива». Данная модель является разновидностью более распространенной схемы, о которой уже упоминалось, «Design, Building, Finance and Operate» – «Планирование. Строительство, финансирование и эксплуатация».

Высокоскоростное соединение между Лондоном и Брюсселем признано одним из самых значимых проектов в железнодорожной отрасли Великобритании. В соответствии с контрактом частный партнер выполняет проектирование, строительство, финансирование, эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание железнодорожной магистрали. Министерство транспорта Великобритании взяло на себя обязательства в отношении финансирования проекта через предоставление денежных грантов. Часть финансирования была обеспечена гарантией правительства после начала реализации проекта. Анализ системы государственно-частного партнерства в Великобритании позволяет сделать вывод, что до 90% строительства и ремонта дорог в стране осуществляется на основе контрактов жизненного цикла. Подрядчик выполняет всю работу по разработке проектно-системной документации, строительству, ремонту, обслуживанию и эксплуатации объекта на протяжении всего жизненного цикла. Финансирование всех этих работ осуществляет подрядчик. Государство, как заказчик, гарантирует оплату «сервиса работающей дороги» равными частями на протяжении всего срока службы объекта. Деньги перечисляют после сдачи объекта в эксплуатацию. Что касается размера оплаты, то она зависит от уровня соответствия объекта заявленным в контракте требованиям (в частности, качество дороги; уровень безопасности движения по ней и др.).

КЖЦ правительства Нидерландов в области высокоскоростных железнодорожных магистралей – железная дорога Амстердам – Брюссель – Париж. Реализацию проекта осуществляла специально созданная HSL, осуществляющая управление консорциумом компаний, предоставляющих частного партнера в рамках данного контракта жизненного цикла. В консорциум входят организации по таким направлениям деятельности:

  • строительство (консорциум Infra rail);
  • инфраструктурный провайдер (консорциум Infraspeed);
  • управление движением транспорта по магистрали (консорциум High Speed Alliance).

Государственный партнер – министерство транспорта, общественных работ и управления водными ресурсами Нидерландов.

В соответствии с рассматриваемым КЖЦ правительство Нидерландов перечисляет провайдеру ежегодный платеж за обеспечение доступности инфраструктуры железнодорожной магистрали. Это позволяет провайдеру инфраструктуры компенсировать расходы на содержание объекта, что обеспечивает возврат инвестиций. Фактическая доступность объекта является критерием размера предусмотренного платежа за доступность инфраструктуры.

В России нет опыта практического применения КЖЦ, хотя возможность их применения рассматривается с 2008 года. Привлечение внебюджетных инвестиций при общем снижении доходов бюджета, отсутствие у органов публичной власти реальной возможности вкладывать финансы – эти и другие проблемы способствовали попытке совместных действий власти и бизнеса. Но вплоть до 2013 года единственной законодательно закрепленной формой привлечения внебюджетных инвестиций в инфраструктурные объекты государственной собственности рассматривались концессии. Контракт жизненного цикла аналогично концессионному соглашению является смешанным договором, включающим элементы договора строительного подряда, договора возмездного оказания услуг и др. (ст.421 ГК РФ). При этом в КЖЦ могут быть включены элементы других видов договоров. В соответствии со ст. 421, ч. 3 ГК РФ к смешанным договорам подлежат применению правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре.

Учитывая, что с 1 января 2014 года все закупки за счет бюджетных средств осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ, контракты жизненного цикла получили законодательное определение. Ст. 34, п. 16 44-ФЗ гласит, что КЖЦ – это контракт, предусматривающий закупку товаров или работ, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работ объекта.

Постановлением Правительства РФ «Об определении случаев заключения контрактов жизненного цикла и случаев применения для оценки заявок участников закупки критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта» утверждены Перечень случаев заключения контрактов жизненного цикла и Перечень случаев, когда заказчик вправе применять для оценки заявок участников закупки критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта.

Остановимся подробнее на перечне случаев заключения контрактов жизненного цикла. Необходимо отметить, что к закупкам работ по проектированию, строительству (реконструкции, капитальному ремонту), содержанию либо строительству (реконструкции, капитальному ремонту), содержанию объектов капитального строительства и (или) линейных объектов относятся:

  • автомобильные дороги федерального, регионального, межмуниципального, местного значения, включая защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, элементы обустройства автомобильных дорог, а также объекты дорожного сервиса;
  • объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных отходов);
  • гидротехнические сооружения;
  • объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии;
  • объекты системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо-, и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения;
  • объекты космической инфраструктуры;
  • объекты авиационной инфраструктуры;
  • объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • метрополитены и инфраструктура для другого транспорта общего пользования;
  • морские и речные порты, объекты их производственной и инженерной инфраструктуры;
  • опасные производственные объекты;
  • объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения;
  • объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения;
  • объекты капитального строительства, относящиеся в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации к уникальным.

Закупка товаров или работ для нужд оборонного заказа в соответствии с утвержденным перечнем товаров и работ для нужд оборонного заказа, закупка которых осуществляется на основании заключения контракта жизненного цикла.

Закупка подвижного состава и технически сложных систем железнодорожного транспорта, метрополитена и другого транспорта общего пользования.

Закупка морских и речных судов, судов смешанного (река – море) плавания, а также судов, осуществляющих ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, плавучих и сухих доков.

Закупка воздушных судов государственной авиации.

Закупка автомобилей, в том числе автомобильных прицепов, а также работ по их содержанию и (или) работ по их содержанию, последующей утилизации.

Примером КЖЦ рассмотрим Государственный контракт на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимся в многоквартирных домах, расположенных на территории Юго-Западного административного округа города Москвы.

Предметом контракта со стороны исполнителя является обязательство по заданию Государственного заказчика оказать услуги по обращению с отходами (вывоз и транспортировка твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, образующегося в многоквартирных домах Юго-Западного административного округа города Москвы, от мест их сбора (контейнерных площадок) до объекта обезвреживания/размещения, обезвреживание/размещение твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора с обеспечением отбора вторичных материальных ресурсов, в объеме, на условиях и в соответствии с требованиями Технической части).

Среди целого комплекса требований к исполнителю необходимо выделить требования к экологическому обеспечению оказываемых услуг.

1. Исключить попадание перевозимых отходов в окружающую среду при транспортировке.

2. Обеспечить организацию сортировки отходов с выделением вторичного сырья:

  • в 2013 году не менее 10%;
  • в 2014 году не менее 15%;
  • в 2015 году не менее 20%

от общего объема образуемых отходов.

3. Обеспечить сбор вторичного сырья от населения мобильными пунктами приема из расчета – 1 приемный пункт на 12,5 тыс. чел. с охватом в % (процентном) соотношении от общей численности обслуживаемого населения:

  • 2013 год – 30%;
  • 2014 год – 60%;
  • 2015 год – 100%.

Необходимо отметить, что Государственный заказчик вправе требовать от Исполнителя в соответствии с Технической частью надлежащего исполнения обязательств по настоящему Контракту в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, а также требовать незамедлительного и/или своевременного устранения выявленных недостатков.

Запрашивать у Исполнителя информацию о ходе и состоянии оказания услуг.

Осуществлять контроль за выполнением Исполнителем объема и сроков оказания услуг. Не оплачивать оказанные Исполнителем услуги в случае:

  • не предоставления Исполнителем надлежаще оформленных документов, являющихся основанием для оплаты оказанных услуг;
  • представления Исполнителем подтверждающих документов не в полном объеме или не соответствующих требованиям Технической части.

Проводить выездные проверки с целью контроля за соблюдением Исполнителем требований, предъявляемых к качеству и объему оказания им услуг, предусмотренных Технической частью, иными положениями настоящего Контракта и действующего законодательства.

Привлекать независимых экспертов для проверки соответствия качества оказанных Исполнителем услуг требованиям, установленным настоящим Контрактом.

Государственный заказчик обязан:

  • Сообщать в письменной форме Исполнителю о недостатках, обнаруженных в ходе оказания услуг, в течение 3 (трех) рабочих дней после обнаружения таких недостатков.
  • Своевременно принять и оплатить надлежащим образом оказанные Исполнителем услуги в соответствии с настоящим Контрактом.
  • В случае досрочного расторжения настоящего Контракта принять и оплатить фактически и надлежащим образом оказанные Исполнителем услуги.
  • При обнаружении уполномоченными контрольными органами несоответствия объема и стоимости, оказанных Исполнителем услуг Расчету Стоимости Контракта и Акту оказанных услуг требовать от уполномоченных представителей Исполнителя разъяснения в отношении не надлежаще оказанных услуг.
  • Осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных средств в процессе оказания Исполнителем услуг.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, установленных настоящим Контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, интерес инвестиционного сообщества к контрактам жизненного цикла, принятие ряда нормативных правовых актов свидетельствуют о необходимости внедрения контрактов жизненного цикла в практику.

Рецензенты:

Гладилина И.П., д.п.н., доцент, профессор кафедры управления государственными и муниципальными заказами, Московский городской университет управления правительства Москвы, г. Москва.

Банников П.А., д.и.н., доцент, доцент кафедры управления государственными и муниципальными заказами, Московский городской университет управления правительства Москвы, г. Москва.

Читайте также:  Размещение в единой информационной системе отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта по 44 ФЗ после
Ссылка на основную публикацию