Ведомственный контроль в сфере закупок по Закону 44-ФЗ

Различные виды контроля в области государственных, региональных и муниципальных закупок

Правоотношения в области государственных и муниципальных закупок регулируются федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

В данном нормативном акте есть целая глава, посвященная контролю в сфере закупок – это глава №5.

Контроль в сфере государственных и муниципальных закупок

Согласно статье 99 федерального закона 44-ФЗ, контролем процедуры закупок на государственном, региональном и муниципальном уровнях занимаются следующие органы:

  1. Исполнительный орган федерального уровня, имеющий полномочия на осуществление контроля в области закупок.
  2. Контролирующий орган в сфере государственного оборонного заказа.
  3. Исполнительные органы субъектов РФ.
  4. Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях, обладающие правами на осуществление контроля в области закупок.
  5. Исполнительный орган федерального уровня, реализующий функции по кассовому обслуживанию бюджетов всей бюджетной системы РФ.
  6. Различные финансовые структуры субъектов РФ и муниципальных образований.
  7. Органы управления федеральными внебюджетными фондами.
  8. Органы внутреннего финансового контроля, управомоченные на основании бюджетного кодекса РФ.

Подконтрольными лицами в данной правовой области являются следующие субъекты:

  • заказчики;
  • контрактные службы;
  • контрактные управляющие;
  • комиссии по закупкам и их члены;
  • уполномоченные органы;
  • уполномоченные учреждения;
  • специализированные организации;
  • операторы федеральных электронных и электронных площадок.

Всего выделяют пять основных видов контроля в сфере закупок:

  1. Государственный и муниципальный контроль.
  2. Контроль, осуществляемый заказчиком.
  3. Общественный контроль.
  4. Ведомственный контроль.
  5. Казначейский контроль.

Каждый проверяющий орган имеет свою четко ограниченную область проверки и свои полномочия для ее реализации.

Государственный и муниципальный контроль

К федеральным и муниципальным исполнительным органам, осуществляющим контроль закупок, относится ФАС РФ, а также региональные и муниципальные аналогичные ведомства. Данные органы могут осуществлять плановые и внеплановые проверки в отношении субъектов проверки.

Контроль в сфере государственного оборонного заказа, а также закупок, содержащих сведения государственной тайны, осуществляет Рособоронзаказ, при этом данный орган не может касаться вопросов финансового и казначейского контроля.

Казначейство Российской Федерации, а также финансовые органы регионального и муниципального уровня, а также органы управления государственными внебюджетными фондами осуществляют казначейский контроль следующих элементов закупки:

    информации финансового обеспечения;

Росфиннадзор и аналогичные учреждения субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют финансовый контроль следующих категорий:

  • требований к обоснованию и обоснованности закупок;
  • нормирования;
  • обоснования начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
  • применения ответственностипри нарушениях;
  • соответствия результата закупки его описанию в контракте;
  • надлежащего учета товара, работы или услуги;
  • соответствия использования товара, работы или оказанной услуги целям закупки.

Помимо государственного и муниципального контроля, существуют другие виды контроля, позволяющие охватить правоотношения в области закупок более полно.

Ведомственный контроль

Кроме контролирующих органов, закупки контролируют вышестоящие организации. На каждом уровне государственной власти порядок ведомственного контроля устанавливаются Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом субъекта РФ либо местной администрацией.

Внутренний контроль

Данный вид контроля осуществляется заказчиком закупки в области:

  • исполнения условий контракта исполнителем;
  • привлечения субподрядчиков от субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Общественный контроль

В порядке общественного контроля граждане и общественные объединения имеют право осуществлять следующие действия:

  • подготавливать предложения по совершенствованию нормативных актов в области закупок;
  • запрашивать информацию по закупкам и по исполнению контрактов;
  • осуществлять общественный мониторинг закупок для проверки их эффективности через ЕИС и общественную экспертизу закупок, результатов закупки;
  • обращаться в контрольные органы с запросом проверки действий (бездействия) заказчиков, а также в правоохранительные органы и суды.

Существует большое количество контролирующих инстанций в области осуществления закупок, при этом немаловажное значение имеет общественный надзор за закупочной деятельностью, что позволяет минимизировать злоупотребления и нарушения процедур, установленных законом.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Ведомственный контроль в сфере закупок

“Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2015, N 5

Закупки для обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений образования в зависимости от их статуса осуществляются согласно Федеральным законам N N 44-ФЗ и 223-ФЗ . Этими Законами установлено, что соответствующие органы должны контролировать соблюдение положений законодательства в сфере закупок. В статье рассмотрим, какими нормативными документами регулируется порядок проведения контрольного мероприятия, что подлежит контролю, как оформляются результаты проверки.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.

Нормативная база по проведению контрольных мероприятий

Прежде всего следует обратить внимание на то, что Федеральный закон N 223-ФЗ не содержит конкретных правил проведения контрольных мероприятий. В нем указано, что они должны осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

В отличие от данного Закона Федеральный закон N 44-ФЗ содержит положения, устанавливающие перечень уполномоченных органов по проведению контрольных мероприятий, их полномочия, объекты, подлежащие контролю. Ниже будет рассмотрен порядок осуществления контроля за проведением закупок в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ.

Из положений ст. 100 этого Закона следует, что в рамках контрольных мероприятий ведомственный контроль должен осуществляться согласно порядку, установленному соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

В силу требований указанной статьи Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 89 утверждены Правила осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд (далее – Правила N 89).

Порядок проведения ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд установлен нормативными актами субъектов РФ в отношении подведомственных им учреждений, например Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.03.2014 N 142, Постановлением Правительства Москвы от 27.08.2014 N 488-ПП, Постановлением Правительства Ленинградской области от 09.12.2014 N 574.

Ведомственный контроль должен осуществляться в соответствии с регламентом, утвержденным органом ведомственного контроля. Так, в отношении учреждений образования, подведомственных Минобрнауки, Приказом Минобрнауки России от 23.04.2014 N 398 утвержден Регламент проведения Министерством образования и науки Российской Федерации ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд (далее – Регламент), разработанный в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и Правилами N 89.

Рассмотрим, как в соответствии с Регламентом будет проводиться контроль учреждений-заказчиков в сфере осуществления закупок.

Объекты ведомственного контроля

В соответствии с п. 3 Регламента в настоящее время Минобрнауки в отношении подведомственных учреждений – заказчиков осуществляет контроль:

  • соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок;
  • соблюдения требований о нормировании в сфере закупок;
  • правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта;
  • соблюдения требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • соблюдения требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • обоснованности в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных существенных условий контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта;
  • применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
  • соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
  • своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
  • соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Начиная с 01.01.2016 министерство будет производить также проверку:

  1. соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;
  2. соответствия информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до сведения заказчика;
  3. соответствия информации об идентификационных кодах закупок и объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, имеющийся:
  • в планах-графиках, – информации, представленной в планах закупок;
  • в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), – информации, содержащейся в документации о закупках;
  • в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, – информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • в реестре контрактов, заключенных заказчиками, – условиям контрактов.

Порядок проведения ведомственного контроля

Ведомственный контроль может осуществляться путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Плановые проверки. Согласно п. 5 Регламента плановые проверки должны проводиться в соответствии с планом проверок, утвержденным Министром образования и науки РФ (далее – министр) или уполномоченным им должностным лицом. Такие проверки в отношении каждого заказчика происходят не чаще чем один раз в два года.

К сведению. План проверок, а также вносимые в него изменения размещаются на официальном сайте Минобрнауки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет не позднее пяти рабочих дней со дня их утверждения (п. 7 Регламента).

Внеплановые проверки. Согласно п. 8 Регламента такие проверки проводятся:

  • в случае обращения участника закупки, общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика в адрес министерства;
  • в случае поступления в установленном нормативными правовыми актами РФ порядке информации о нарушении заказчиком законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок;
  • по поручению (указанию) Президента РФ или Правительства РФ.

Способы проведения контрольных мероприятий. Контрольные мероприятия осуществляются Минобрнауки путем выездных или документарных проверок.

Документарные проверки проводятся, за исключением случаев, когда осуществляются только выездные проверки, а именно:

а) в ходе контроля соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта и соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки;

б) если сведения, подлежащие проверке, составляют государственную тайну;

в) по соответствующему поручению министра или уполномоченного им должностного лица министерства.

Проведение проверки. Проверка должна проводиться комиссией в составе не менее трех человек на основании приказа Минобрнауки (п. 11 Регламента). При этом комиссию должен возглавлять председатель комиссии, являющийся должностным лицом министерства.

До начала проведения проверочных мероприятий учреждение-заказчик должно быть уведомлено министерством. При этом уведомление о проведении плановой проверки и копия приказа направляются по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо с нарочным (с распиской о вручении) и телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение министерством подтверждения о его вручении заказчику, в следующие сроки (п. 13 Регламента):

  • при плановой проверке – не позднее пяти рабочих дней до даты начала проверки;
  • при внеплановой проверке – не позднее двух рабочих дней до даты начала проверки.

Уведомление о проведении проверки должно содержать следующую информацию (п. 14 Регламента):

  • наименование учреждения-заказчика;
  • предмет мероприятия ведомственного контроля (проверяемые вопросы), в том числе период времени, за который проверяется деятельность заказчика;
  • вид мероприятия ведомственного контроля (выездное или документарное);
  • дату начала и дату окончания проведения мероприятия ведомственного контроля;
  • перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление мероприятия ведомственного контроля;
  • запрос о предоставлении документов, информации, материальных средств, необходимых для осуществления мероприятия ведомственного контроля;
  • информацию о необходимости обеспечения условий для проведения выездного мероприятия ведомственного контроля, в том числе о предоставлении помещения для работы, средств связи и иных необходимых средств и оборудования для проведения такого мероприятия.
Читайте также:  Указание кода ОКПД2 при формировании информации об объекте закупки по 44 ФЗ

На проверку отводится срок, не превышающий 15 календарных дней, однако он может быть продлен только один раз, но не более чем на 15 календарных дней по решению министра или лица, его замещающего.

Члены комиссии, в соответствии с требованиями законодательства РФ, имеют право:

  • в случае осуществления выездной проверки – на беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания заказчика (в необходимых случаях на фотосъемку, видеозапись, копирование документов) при предъявлении ими служебных удостоверений и уведомления с учетом требований законодательства РФ о защите государственной тайны;
  • на истребование необходимых для проведения проверки документов с учетом требований законодательства РФ о защите государственной тайны (истребование осуществляется только на основании письменного запроса);
  • на получение необходимых объяснений в письменной форме, в форме электронного документа и (или) устной форме по вопросам проводимой проверки.

Оформление результатов проверки

В соответствии с п. 23 Регламента по результатам проверки в течение трех рабочих дней после окончания заседания комиссии оформляется акт проверки, который должен содержать:

  • наименование министерства;
  • информацию об основании проведения проверки и иную информацию, имеющуюся в приказе;
  • информацию о надлежащем уведомлении заказчика о проведении проверки;
  • сведения о запрошенных документах и информации у заказчика;
  • данные о предоставлении комиссии документов и информации;
  • информацию о выездных мероприятиях и проведенных осмотрах в ходе проверки;
  • сведения о результатах анализа полученных документов и информации;
  • информацию о выводах, сделанных по итогам проведенных контрольных мероприятий (о наличии и содержании нарушений законодательства или их отсутствии);
  • информацию о лицах, участвующих и присутствующих на заседании комиссии;
  • информацию о принятых комиссией решениях с указанием содержания таких решений и результатов голосования членов комиссии;
  • утвержденный комиссией план устранения выявленных нарушений в случае выявления нарушений;
  • дату составления акта.

Если по результатам проверки установлены допущенные учреждением-заказчиком нарушения законодательства РФ в сфере закупок, комиссия:

  • утверждает план устранения выявленных нарушений, разработанный в соответствии с Регламентом;
  • принимает решение об обращении в правоохранительные органы в случае выявления в действиях (бездействии) заказчика признаков состава преступления;
  • принимает решение о направлении в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг), материалов проверок для возбуждения дела об административном правонарушении.

План устранения выявленных нарушений разрабатывается комиссией и должен содержать указание на установленные комиссией нарушения, способы и сроки их устранения.

Акт проверки должен быть составлен в двух экземплярах, подписан членами комиссии, утвержден должностным лицом министерства, уполномоченным на осуществление мероприятий ведомственного контроля, и представлен на рассмотрение министру или уполномоченному им должностному лицу.

Акт проверки в течение трех рабочих дней со дня его оформления направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо нарочным (с распиской о вручении), а также по адресу электронной почты заказчика.

Учреждение-заказчик, в отношении которого по результатам проведения проверки утвержден план устранения выявленных нарушений, вправе направить в комиссию мотивированное ходатайство о продлении срока устранения нарушений. Комиссией данное ходатайство рассматривается в течение пяти рабочих дней с даты поступления.

Ответственность за нарушения в сфере закупок

О выявленных нарушениях, содержащих признаки состава административного правонарушения, сообщается и соответствующие материалы направляются в орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок и уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях. При выявлении признаков уголовного преступления сообщается в правоохранительные органы (п. 14 Правил N 89).

Меры административной ответственности, в соответствии с КоАП РФ, возлагаются на должностных лиц и на учреждения. Например, ст. 7.29 КоАП РФ установлено, что принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя):

  • с нарушением требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 000 руб.;
  • в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 руб.

В ст. 7.30 КоАП РФ перечислены виды нарушений порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и размеры административных штрафов. Например, нарушение должностным лицом заказчика сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, при проведении конкурса, аукциона:

  • не более чем на два рабочих дня – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб., на юридических лиц – 15 000 руб.;
  • более чем на два рабочих дня – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 000 руб., на юридических лиц – 100 000 руб.

Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) более чем на один рабочий день влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 15 000 руб., на юридических лиц – 50 000 руб.

Заключение

В статье перечислены объекты, подлежащие ведомственному контролю, рассмотрены способы и порядок его проведения. Названы отдельные виды нарушений, за которые предусмотрена административная ответственность, и приведены размеры административных штрафов.

Осуществление ведомственного контроля в сфере закупок по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе предусматривает сразу несколько видов контроля со стороны различных органов. Обилие контрольных функций и полномочий вызывает немало негативных отзывов со стороны участников контрактной системы и с ними сложно не согласиться – постоянные проверки существенно осложняют, а нередко и мешают нормальному рабочему процессу.

Вместе с тем, контрольные полномочия позволяют выстроить структуру межведомственного взаимодействия, способную повысить эффективность и качество контрактной системы на том или ином уровне.

Мы вновь сталкиваемся с тем случаем, когда в руки специалистов вложили инструмент, но как они им распорядятся – зависит от них самих.

Что такое ведомственный контроль в сфере закупок?

Ведомственный контроль в сфере закупок – это один из видов контроля, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. Его основным отличием является то, что осуществляют его по отношению к заказчику не контрольные органы, а вышестоящие организации.

Предметом ведомственного контроля являются этапы:

  • планирования;
  • осуществления закупок.

Зачем нужен ведомственный контроль?

Как уже было сказано, ведомственный контроль – это один из механизмов контрактной системы. В неумелых руках он будет как минимум бесполезен, а в худшем случае – затруднять выполнение и без того сложной работы контрактных управляющих. Иными словами, эффективность, а точнее «полезность» ведомственного контроля в этом случае будет крайне мала.

Совершенно иначе обстоят дела в том случае, когда между вышестоящей организацией и подведомственным ей заказчиком выстроена устойчивая вертикаль взаимодействия, благодаря которой осуществляется курирование, консультирование, возможно даже обучение и помощь в разрешении возникающих вопросов.

Ведомственный контроль в этом случае становится той призмой, благодаря которой вышестоящая организация осуществляет мониторинг закупочной деятельности подведомственного учреждения. Это позволяет выявлять проблемные вопросы, пробелы в знаниях, нарушения и ошибки на самом раннем этапе.

Таким образом, суть ведомственного контроля сводится не столько к выявлению нарушений и последующему наказанию, сколько к предупреждению и скорейшему устранению потенциальных нарушений.

Следствием такого подхода в перспективе явится целый ряд факторов:

  • постоянный контроль и курирование закупочной деятельности заказчика со стороны вышестоящей организации;
  • повышение эффективности закупочной деятельности и реализации норм законодательства о контрактной системе;
  • снижение количества нарушений.

Разумеется, все это возможно исключительно при выполнении двух важных условий:

  1. Наличия в вышестоящей организации компетентных сотрудников, обладающих высоким уровнем профессионализма в сфере закупок.
  2. Наличия отлаженной системы тесного взаимодействия между заказчиком и вышестоящей организацией.

Как осуществляется ведомственный контроль?

Практика ведомственного контроля основывается на общих принципах осуществления контроля в сфере контрактной системы и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 г. № 89 «Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд». Помимо данного документа вышестоящие организации утверждают собственные регламенты и порядки осуществления ведомственного контроля в сфере закупок.

При разработке собственных регламентов учреждения детально описывают виды и этапы проводимых ими контрольных мероприятий, их порядок, сроки, права и обязанности сторон и прочие детали.

Когда дело доходит до практики, многие сталкиваются с тем, что представители вышестоящей организации попросту не знают, что именно и как они должны проверять. Данная проблема решается довольно просто:

  • вы не первые и уж точно не единственные, кто сталкивается с этими трудностями – найдите и возьмите за основу чей-нибудь готовый и наиболее подходящий порядок, изучите его;
  • свяжитесь с коллегами из других ведомств, вышестоящих организаций или даже соседних населенных пунктов – не бойтесь общаться и консультироваться, это гораздо проще, чем самостоятельно «изобретать велосипед»;
  • откройте Закон № 44-ФЗ и выпишите на лист обязанности заказчика – это именно то, что вам нужно проверить, – затем подумайте, как это сделать и какие документы вам для этого понадобятся;
  • определите рамки своих полномочий – вы должны проверить все то, что предписывает Закон № 44-ФЗ и не выходит за рамки ваших полномочий.

Заключение

Ведомственный контроль – это крайне полезная вещь при наличии в вышестоящей организации специалистов, обладающих необходимым уровнем знаний. Вместе с тем, многое зависит от того, какую позицию займет вышестоящее учреждение по отношению к своим подведомственным заказчикам.

Осуществлять контроль можно по-разному: путем тесного взаимодействия, сотрудничества и поддержки в интересах снижения количества нарушений, либо формальным путем – когда взаимодействие в вопросах госзакупок минимально, а подведомственные заказчики брошены один на один со своими вопросами и проблемами.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее.

Что проверяет и какими полномочиями обладает контрольный орган в сфере госзакупок по статье 99 44-ФЗ?

Регулирование контроля в госзакупках осуществляется главой 5 закона 44-ФЗ.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Кто осуществляет контроль в закупках

Согласно положениям ст. 99, функции контроля выполняются:

  • федеральной и местной исполнительной властью;
  • казначейством;
  • Пенсионным фондом;
  • антимонопольным органом (ФАС).
Читайте также:  Порядок расчета цены контракта по 44 ФЗ с учетом предложения участника закупки о снижении НМЦК

Исполнительная власть организует контроль за исполнением законодательства при осуществлении закупок, Пенсионный фонд контролирует закупки, в которых участвуют средства, привлекаемые из фондов соцстрахования, а антимонопольная служба проверяет заказчиков и поставщиков на соблюдение антимонопольного законодательства и принципов свободной конкуренции среди потенциальных исполнителей госзакупок.

Постановление Правительства №315 определяет, что функции контроля, возложенные ранее на казначейство, теперь выполняет ФАС, а казначейство только контролирует соответствие планируемого и фактически предоставленного заказчику финансирования, а также наличие информации из итогового протокола в проекте контракта. Постановление №1367 регулирует порядок контроля, осуществляемого казначейством в соответствии с частью 5 ст. 99 44-ФЗ.

Задачи и полномочия контрольных органов

Задачей контрольных органов является осуществление контроля в отношении:

  • заказчиков;
  • контрактных служб;
  • закупочных комиссий;
  • операторов онлайн-площадок;
  • исполнителей контракта;
  • посреднических фирм, организующих проведение отборочных процедур.

Заказчики проверяются на соблюдение закупочного законодательства и на соответствие фактического использования заказанных товаров, работ или услуг целям закупки, указанным в документации.

Контрактная служба и закупочная комиссия проверяются на соблюдение регламентов и Постановлений Правительства, регулирующих деятельность данного заказчика, а также на обоснованность начальной цены.

Операторы площадки проверяются на предмет соблюдения технических регламентов и сроков рассылки уведомлений участникам закупочной процедуры. Кроме того, оценивается работоспособность и закупочных площадок (ЭТП), ответственность за которую несут операторы.

Специальных требований к посредническим фирмам, организующим конкурсы и аукционы, нет, но такие фирмы проверяют на соблюдение закупочного законодательства и соблюдение требований информационной безопасности, то есть неразглашения конфиденциальных сведений об участниках закупочного процесса.

Права контрольных органов

В целях реализации функций контроля уполномоченные органы имеют право:

  • собирать данные о проверяемых объектах;
  • затребовать у проверяемого лица все финансовые и отчетные документы;
  • опрашивать сотрудников заказчика и исполнителя;
  • проводить плановые и внеплановые проверки;
  • составлять протокол об административных правонарушениях в области закупок;
  • выносить предписания;
  • инициировать разбирательство в арбитражном суде;
  • приостанавливать закупочную процедуру до выяснения обстоятельств.

Предписание – это документ, содержащий обязательные для исполнения указания контрольного органа, а также рекомендации по их исполнению. Предписание имеет срок исполнения, по истечении которого проверяемое лицо должно направить в уполномоченный орган отчет об исполнении предписания.

Для проверки контрольный орган может запросить:

  • бухгалтерские документы;
  • документацию о закупках;
  • протоколы рассмотрения заявок;
  • копии заключенных контрактов;
  • регистрационные документы юрлица.

Закупочная процедура может быть приостановлена ФАС до объявления результатов конкурса или аукциона, если есть существенные основания полагать, что при подготовке к закупке были нарушены установленные нормы или законы.

Если обнаруженные нарушения влекут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность, контрольный орган может выписать протокол об административном правонарушении, а также инициировать судебное разбирательство в целях принуждения объекта проверки к возмещению ущерба и иным видам взыскания.

Виды контроля в закупках

Выделяют следующие виды контроля по осуществляющим его структурам:

  • ведомственный;
  • внутренний;
  • общественный.

Ведомственный

Ведомственный контроль, согласно ст. 100 44-ФЗ, осуществляется федеральными и местными органами власти в отношении подведомственных им госзаказчиков по правилам, приведенным в Постановлении Правительства №89. Регламент ведомственного контроля разрабатывается самими контролирующими ведомствами. Например, Минобрнауки осуществляет ведомственный контроль закупок, проводимых образовательными учреждениями.

Внутренний

Согласно ст. 101 44-ФЗ, заказчик обязан контролировать:

  • надлежащее исполнение контракта победившим в закупке участником;
  • предоставление льгот исполнителям, имеющим право на них.

Контроль над исполнением контракта осуществляется в виде мониторинга поставок или выполнения работ контрактной службой заказчика, а также оценки качества полученных товаров, работ или услуг.

Заказчик через контрактную службу и бухгалтерию должен следить за получением исполнителями всех положенных по закону преимуществ и льгот.

Общественный

Физические лица, а также некоммерческие объединения (НКО) граждан или юридических лиц имеют право:

  • предлагать новые редакции статей закупочного законодательства;
  • давать оценку эффективности закупочной деятельности заказчиков;
  • проводить независимый анализ закупок;
  • обращаться в ФАС и прокуратуру с заявлением о проведении внеплановой проверки;
  • выступать в суде от имени пострадавших от злоупотребления в закупках лиц.

Важно учесть, что частные лица и представители НКО при проведении расследований правонарушений в сфере закупок не должны разглашать сведения, составляющие гостайну или коммерческую тайну заказчика, а также личные данные физлиц (ч. 5 ст. 102 44-ФЗ).


Контроль в сфере закупок: контрольный орган, виды контроля и их особенности

В данной статье мы рассмотрим виды контроля в сфере закупок и их особенности, предусмотренные Законом о контрактной системе. Учитывая, что развитие сферы закупок прошло путь от регулирования одной процедуры до сложного, многокомплексного института общественных отношений, неудивительно, что на определенном этапе этого развития необходимым элементом данной системы явился контроль за происходящими процессами. При этом контроль закупок, наравне с аудитом и мониторингом осуществляется на каждом этапе закупок.

1. Контроль закупок

Несколько видов контроля в сфере закупок определяется многоэтапностью данного процесса, где каждый этап требует своего подхода к его контролю. Поскольку сфера закупок была и остается очень сложной и проблемной сферой общественных взаимоотношений, потребность в тщательном и даже жестком контроле возрастает с каждым годом. Ключевыми целями контроля в сфере закупок является нивелирование различных рисков, которые могут повлечь растрату средств бюджета, и повышение эффективности удовлетворения нужд государства и муниципалитетов. Объектами контроля в сфере закупок являются все субъекты закупочной деятельности — заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществления закупок, уполномоченные органы и учреждения, специализированные организации, операторы торговых площадок и другие. Глава 5 Закона № 44-ФЗ посвящена целиком контролю в сфере закупок и определяет контрольный орган в сфере закупок и различные виды такого контроля, а именно: ведомственный контроль в сфере закупок, общественный контроль в сфере закупок и внутренний контроль в сфере закупок.

2. Ведомственный контроль в сфере закупок

Часть 3 статьи 99 Закона о контрактной системе устанавливает, что ведомственный контроль закупок в отношении каждого типа заказчика осуществляет отдельный орган контроля в сфере закупок. Но не смотря на видимое разнообразие контрольных органов в сфере закупок, ведущую роль для всех типов заказчиков играет ФАС и Казначейство. Так, именно контрольный орган в сфере закупок — Казначейство России осуществляет контроль, предусмотренный частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, который так же неофициально называют как «финансовый контроль в сфере закупок». В рамках финансового контроля осуществляется сопоставление информации и сведений из различных документов, для определения соответствия закупки ее финансовому обеспечению. Именно этот механизм в первую очередь направлен на снижение рисков по нецелевому расходованию бюджетных средств. Основным инструментом финансового контроля является идентификационный код закупки (ИКЗ), который и позволяет проследить историю всей закупки, начиная от ее планирования до непосредственного исполнения. Данный контроль закупок носит форму текущего и осуществляется непосредственно при осуществлении закупочной деятельности, без его прохождения заказчик не сможет опубликовать требуемую информацию.

Антимонопольная служба и его территориальные органы являются основным контрольным орган в сфере закупок и осуществляют контроль закупок непосредственно при осуществлении процедур закупок, регистрируя жалобы от участников закупки и реагируя на них осуществляя проверку. К полномочиям ФАС относится контроль осуществления закупок и в случае обнаружения нарушений относится возможность выдачи предписаний, а также возможность остановить процедуру заключения контракта. Основные составы КоАП РФ в сфере закупок так же относятся к компетенции ФАСа, по которым могут быть оштрафованы субъекты закупочной деятельности. При этом законодательно установлено, что плановые проверки могут осуществляться не чаще одного раза в 6 месяцев. Из этого правила есть исключение для специализированных организаций, по которым проверка может быть осуществлена не более одного раза в процедуре конкретной закупки. Информация о плановых проверках публикуется и является общедоступной, но помимо плановых проверок контрольный орган в сфере закупок имеет право осуществлять также внеплановые проверки. Но для их осуществления требуются основания. Таковыми могут быть для контрольного орган в сфере закупок жалоба участника закупки или результат общественного контроля в сфере закупок.

3. Общественный контроль в сфере закупок

Принципы открытости и прозрачности в сфере закупок реализован, в том числе путем механизма общественного контроля в сфере закупок. Правом осуществлять такой контроль закупок обладают граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц. Это право корреспондирует к обязанности государственных органов и муниципалитетов способствовать им в осуществлении такого контроля. Им предоставлено право осуществлять публичное обсуждение государственных закупок и непосредственно у заказчиков запрашивать все необходимые документы. В случае такого запроса, заказчики с ними работают в общем порядке, как с обращениями граждан. При осуществлении общественного контроля в сфере закупок может проводиться независимый мониторинг и оцениваться эффективность закупок, а также условия исполнения контрактов. К полномочиям общественного контроля относится возможность подачи жалобы в орган контроля в сфере закупок, а также возможность судебной защиты, в случае необходимости.

4. Внутренний контроль в сфере закупок

Помимо всего выше обозначенного, непосредственный контроль закупок должен осуществлять и тот, кто осуществляет данные закупки. В соответствии со статьей 101 44-ФЗ заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением контракта поставщиком. Помимо этого, заказчик обязан контролировать привлечение субподрядчиков и соисполнителей из числа субъектом малого предпринимательства. Формы такого контроля законодательно не определены, поэтому заказчик вправе самостоятельно определить формы и методы такого контроля.

Регламент проверки деятельности учреждений в рамках исполнения 44-ФЗ

РЕГЛАМЕНТ

ПРОВЕДЕНИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент проведения ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд (далее – Регламент) разработан в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, Постановлением Администрации города Чебоксары от 27 мая 2014 г. N 1890 “Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд города Чебоксары”.

1.2. Регламент устанавливает цели, задачи и порядок проведения управлением культуры администрации города Чебоксары (далее – управление культуры) ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Чебоксары в отношении муниципальных учреждений подведомственных управлению культуры администрации города Чебоксары (далее – учреждения).

1.3. Предметом ведомственного контроля является соблюдение учреждениями, в том числе их контрактными службами, комиссиями по осуществлению закупок законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, обеспечения прозрачности осуществления закупок.

1.4. При проведении ведомственного контроля осуществляется проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:

а) соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

Подпункт “б” пункта 1.4 вступает в силу с 1 января 2016 года.

б) соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;

Подпункт “в” пункта 1.4 вступает в силу с 1 июля 2014 года

в) соблюдения требований о нормировании в сфере закупок;

г) правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

Читайте также:  Включение в контракт условия о признании контракта расторгнутым в одностороннем порядке, если поставщик просрочил на

Подпункт “д” пункта 1.4 вступает в силу с 1 января 2016 года.

д) соответствия информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до сведения заказчика;

Подпункт “е” пункта 1.4 вступает в силу с 1 января 2016 года.

е) соответствия информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

в планах-графиках (информации, содержащейся в планах закупок);

в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (информации, содержащейся в документации о закупках);

в проектах контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты (информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

в реестре контрактов, заключенных заказчиками (условиям контрактов);

ж) предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта;

з) соблюдения требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

и) соблюдения требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);

к) обоснованности в документально оформленном отчете (в произвольной, письменной форме (на бумажном носителе), утвержденном заказчиком, составленным работником контрактной службы, подписанным уполномоченным лицом заказчика, невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных существенных условий контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта;

л) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

м) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

н) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

о) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

2. Виды контроля и основания его проведения

2.1. Ведомственный контроль осуществляется путем проведения выездных или документарных проверок (далее – мероприятия ведомственного контроля).

2.2. Мероприятия ведомственного контроля проводятся по распоряжению начальника управления культуры не реже одного раза в год.

Мероприятия ведомственного контроля делятся на плановые и внеплановые проверки.

Плановые проверки проводятся на основании плана проверок в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок и иных нормативных правовых актов муниципальным заказчиком.

План проверок утверждается начальником управления культуры. При необходимости в План проверок могут вноситься изменения. Внесение изменений в план проверок допускается не позднее, чем за два месяца до начала проведения проверки, в отношении которой вносятся такие изменения.

План проверок должен содержать следующие сведения:

– наименование контрольного органа, осуществляющего проверку- управление культуры администрации города Чебоксары;

– наименование, ИНН, адрес местонахождения Субъекта проверки, в отношении которого принято решение о проведении проверки;

– цель и основания проведения проверки;

– месяц начала проведения проверки.

2.3. Проверка, не включенная в план проверок, является внеплановой. Внеплановая проверка проводится по распоряжению начальника управления культуры по следующим основаниям:

1) получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) муниципального заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Федерального закона № 44 – ФЗ от 05.04.2013 г. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;

2) поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

3) истечение срока исполнения ранее выданного предписания.

Внеплановые проверки включают исследование всех документов и сведений, необходимых для достижения цели проверки.

2.4. Способы проведения плановых и внеплановых проверок (сплошная или выборочная проверка) определяются распоряжением начальника управления культуры.

3. Организация проверок и подготовка к ним

3.1. Муниципальное учреждение информируется о проведении мероприятия ведомственного контроля путем направления уведомления о проведении такого мероприятия (далее – уведомление).

3.2. Уведомление должно содержать следующую информацию:

а) наименование учреждения, которому адресовано уведомление;

б) предмет мероприятия ведомственного контроля (проверяемые вопросы), в том числе период времени, за который проводится проверка деятельности заказчика;

в) вид мероприятия ведомственного контроля (выездное или документарное);

г) дата начала и дата окончания проведения мероприятия ведомственного контроля;

д) должностное лицо, уполномоченное на осуществление мероприятия ведомственного контроля;

е) запрос о предоставлении документов, информации, материальных средств, необходимых для осуществления мероприятия ведомственного контроля;

ж) информация о необходимости обеспечения условий для проведения выездного мероприятия ведомственного контроля, в том числе о предоставлении помещения для работы, средств связи и иных необходимых средств и оборудования для проведения такого мероприятия.

3.3. Уведомление направляется не позднее, чем за десять рабочих дней до дня начала проверки.

3.4. Срок проведения мероприятия ведомственного контроля определяется распоряжением начальника управления культуры и не может составлять более чем 15 календарных дней. Он может быть продлен только один раз не более чем на 15 календарных дней по распоряжению начальника управления культуры.

4. Должностное лицо, осуществляющее ведомственный контроль

4.1. Ведомственный контроль проводится должностным лицом, указанным в приказе о проведении проверки.

4.2. Полномочия должностного лица, направленного на проведение проверки, подтверждается служебным удостоверением.

Пункт 4.3 вступает в силу с 1 января 2017 года.

4.3. Должностное лицо, уполномоченное на осуществление проверок в рамках ведомственного контроля, должно иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

5. Обязанности должностного лица, осуществляющего ведомственный контроль

5.1. При проведении мероприятия ведомственного контроля должностное лицо, уполномоченное на осуществление ведомственного контроля, обязано:

а) осуществлять проверку в строгом соответствии с периодом и сроками, указанными в распоряжении (приказе);

б) обеспечить сохранение информации, составляющей государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, связанной с деятельностью субъекта проверки;

в) периодически или по мере необходимости докладывать руководителю контрольного органа о ходе проведения проверки, выявленных фактах нарушений, обстоятельствах, требующих немедленного реагирования, в том числе о случаях непредставления субъектом проверки истребованных документов, пояснений и объяснений;

г) принимать к рассмотрению устные и письменные пояснения и объяснения от должностных лиц субъекта проверки по вопросам, возникающим в ходе проверки;

д) при подготовке отчетов по проверке соблюдать объективность, обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения;

е) излагать результаты проверки на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных заверенными копиями документов, процедурами фактического контроля, объяснениями ответственных лиц;

ж) использовать полученные при проведении проверок данные только для выполнения должностных функций

6. Права должностного лица, осуществляющего ведомственный контроль

6.1. При проведении мероприятия ведомственного контроля должностное лицо, уполномоченное на осуществление ведомственного контроля, имеет право:

а) в случае осуществления выездного мероприятия ведомственного контроля на беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания заказчика (в необходимых случаях на фотосъемку, видеозапись, копирование документов) при предъявлении им служебного удостоверения и уведомления с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;

б) на истребование необходимых для проведения мероприятия ведомственного контроля документов с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;

в) на получение необходимых объяснений в письменной форме, в форме электронного документа и (или) устной форме по вопросам проводимого мероприятия ведомственного контроля.

7. Оформление результатов ведомственного контроля

7.1. По результатам проведения мероприятия ведомственного контроля в сроки, установленные распоряжением (приказом) о проведении мероприятия ведомственного контроля, составляется акт проверки о проведенном мероприятии ведомственного контроля, который подписывается должностным лицом органа ведомственного контроля, ответственным за проведение ведомственного контроля (далее – акт).

7.2. При выявлении нарушений по результатам мероприятия ведомственного контроля должностным лицом разрабатывается и утверждается план устранения выявленных нарушений, который является составной частью акта.

7.3. Акт представляет собой документ, содержащий подробную информацию о прохождении процедуры контроля и информацию об итогах проверки, и состоит из вводной, мотивировочной и резолютивной частей.

Вводная часть акта должна содержать:

а) сведения о муниципальном учреждении;

б) сроки проведения проверки, дату, номер распоряжения (приказа) о проведении проверки;

в) период проверки, дату, номер и дату распоряжения (приказа) о проведении мероприятия ведомственного контроля;

г) должность и Ф.И.О. уполномоченного лица, проводившего проверку.

Мотивировочная часть акта проверки должна содержать:

а) обстоятельства, установленные при проведении проверки и обосновывающие выводы должностного лица, проводившего проверку;

б) нормы законодательства, которыми руководствовалось должностное лицо, проводившее проверку при принятии решения;

в) сведения о соблюдении требований законодательства о контрактной системе, оценка этих нарушений при их наличии.

Резолютивная часть акта проверки должна содержать:

а) выводы должностного лица, проводившего проверку, о наличии (отсутствии) со стороны лиц, действия (бездействие) которых проверяются, нарушений законодательства о контрактной системе со ссылками на конкретные нормы законодательства о контрактной системе, которые были установлены в результате проведения проверки;

б) выводы должностного лица, проводившего проверку, о необходимости привлечения лиц к ответственности, целесообразности передачи информации и документов для возбуждения дела об административном правонарушении, применении других мер по устранению нарушений, передаче материалов в правоохранительные органы;

в) сведения о плане устранения выявленных нарушений.

7.4. Руководитель учреждения знакомится с актом под роспись не позднее дня, следующего за днем составления акта.

При наличии замечаний или возражений руководитель учреждения вправе представить письменные возражения или замечания в течение пяти рабочих дней со дня ознакомления с актом, которые подшиваются к материалам проверки и направляются начальнику управления культуры.

7.5. Не позднее чем через семь рабочих дней с даты подписания акта должностным лицом, проводившим проверку прошнурованный и пронумерованный акт, а также отчет с основными выводами представляются начальнику управления культуры для рассмотрения и принятия соответствующего решения.

7.7. Решение начальника управления культуры, по результатам рассмотрения акта, отчета и материалов проверки направляется руководителю учреждения для исполнения.

7.8. Руководитель учреждения несет персональную ответственность за несвоевременное устранение нарушений и недостатков, указанных в акте.

Информация руководителя учреждения о принятых мерах по устранению нарушений и недостатков, указанных в акте, направляется начальнику управлению культуры, в срок не позднее одного месяца с момента принятия решения по результатам рассмотрения акта.

7.9. В случае выявления по результатам проверок действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения, материалы проверки подлежат направлению в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а в случае выявления действий (бездействия), содержащих признаки состава уголовного преступления, – в правоохранительные органы.

7.10. Материалы по результатам мероприятий ведомственного контроля, в том числе план устранения выявленных нарушений, акт о проведенном мероприятии ведомственного контроля, отчет о проверке с основными выводами, а также иные документы и информация, полученные (разработанные) в ходе проведения мероприятий ведомственного контроля, хранятся не менее трех лет в архиве управления культуры.

Ссылка на основную публикацию