Величина изменения цены госконтракта по 44 ФЗ при увеличении (уменьшении) количества товара, объема работы или

Величина изменения цены госконтракта по 44 ФЗ при увеличении (уменьшении) количества товара, объема работы или

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

При заключении и исполнении контракта согласно статье 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон 44-ФЗ) изменения существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
Согласно части 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ по предложению заказчика существует возможность увеличить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшить предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
В ходе выполнения работ по капитальному ремонту объекта были выявлены скрытые работы, которые не входят в ведомость объемов работ и сметный расчет аукционной документации. Выполнение скрытых работ необходимо для исполнения контракта (речь идет, например, о демонтаже потолочных конструкций, который необходим, чтобы установить новые потолочные плиты).
Можно ли увеличить объем выполняемых работ на 10% при условии, что документацией об аукционе и проектом контракта такая возможность предусмотрена?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Согласование внесения в контракт условия о выполнении подрядчиком дополнительных скрытых работ должно признаваться правомерным, если под дополнительными работами понимаются дополнительные объемы работ, предусмотренных контрактом.
Если же скрытые работы не относятся к предусмотренным контрактом видам работ, правомерность согласования их выполнения может быть поставлена под сомнение.

Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях в том числе Гражданского кодекса РФ. Контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Поэтому отношения по такому контракту регулируются нормами Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ. Так, к контрактам на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений применяются правила Гражданского кодекса РФ о договоре строительного подряда (п. 2 ст. 740 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия в том числе об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы (п. 1 ст. 766 ГК РФ).
Пунктом 2 ст. 767 ГК РФ определено, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с уменьшением средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, определенных в этой норме. В частности, если возможность изменения условий контракта на выполнение работ была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного подрядчика – контрактом, по предложению заказчика предусмотренный контрактом объем работ может быть увеличен не более чем на 10%. По соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ и цены контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% цены контракта (пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заметим, что понятие объема работ, выполняемых по договору (контракту), не раскрывается ни в Гражданском кодексе РФ, ни в Законе N 44-ФЗ, в связи с чем правило пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно понимать двояко: как допускающее только возможность одновременного увеличения в одинаковой пропорции всех видов работ по контракту либо как позволяющее увеличить не более чем на 10% в том числе объем конкретного вида работ, предусмотренного технической документацией, с пропорциональным увеличением цены этой работы исходя из сметной стоимости единицы работы. Второго из приведенных подходов придерживаются представители Минэкономразвития России, отмечая, что в случае необходимости увеличения предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта допускается увеличение объема по каждому виду работ, предусмотренных сметной документацией, либо по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. В случае увеличения предусмотренного контрактом объема работ заказчику необходимо изменить смету по тем позициям, которые нужно увеличить с соответствующим изменением общей цены контракта (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 10.04.2017 N Д28и-1591, от 22.02.2017 N Д28и-1227, от 23.09.2016 N Д28и-2529, от 01.03.2016 N Д28и-524, от 16.11.2015 N Д28и-3363).
Однако, как следует из пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в любом случае речь идет о тех видах работ, которые предусмотрены контрактом. Это подтверждается положением указанного подпункта, которое допускает возможность при согласовании сторонами дополнительного объема работ по контракту пропорционально увеличить цену контракта исходя из установленной в контракте цены единицы работы. Очевидно, что цены таких единиц устанавливаются контрактом (сметой, являющейся частью контракта) дифференцировано по видам работ. Поэтому в порядке, предусмотренном пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, цену контракта, а следовательно, и объем работ невозможно увеличить в случае, если заказчик и подрядчик согласуют выполнение вида работ, в отношении которого цена единицы работы в контракте отсутствует.
Этот вывод подтверждается разъяснениями Минэкономразвития России, в которых указывается, что положения пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ распространяются только на товары, работы, услуги, предусмотренные контрактом. В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом N 44-ФЗ, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (смотрите письма Минэкономразвития России от 07.12.2016 N Д28и-3208, от 16.09.2016 N Д28и-2465, от 27.07.2016 N Д28и-1898, от 22.06.2016 N Д28и-1675, от 18.04.2016 N Д28и-1055, от 17.03.2016 N Д28и-642, от 28.12.2015 N Д28и-3749, от 04.12.2015 N Д28и-3634, от 18.08.2015 N Д28и-2497). Такие же разъяснения дает Минфин России (смотрите письмо от 26.09.2017 N 24-03-08/62479). Суды также отмечают, что нормы ст. 95 Закона N 44-ФЗ не допускают изменения состава и видов работ по контракту (постановление Пятого ААС от 19.08.2016 N 05АП-5050/16).
Нельзя не отметить, что в судебной практике сформирован также и несколько иной правовой подход к оценке правомерности выполнения подрядчиком и оплаты заказчиком дополнительных работ по контракту на выполнение строительных работ в ситуации, когда при исполнении контракта подрядчиком обнаруживаются не учтенные в технической документации работы, без выполнения которых контракт не может быть исполнен. В связи с этим судьи обращают внимание на п. 3 ст. 743 ГК РФ, согласно которому подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам (п. 5 ст. 743 ГК РФ). При этом под дополнительными понимаются работы, необходимость проведения которых обнаруживается подрядчиком в ходе проведения строительных работ и которые отсутствуют в технической документации, то есть таких работ, без проведения которых продолжение строительства невозможно (постановление АС Дальневосточного округа от 27.02.2017 N Ф03-6571/16).
Исходя из приведенных норм, суды приходят к выводу о том, что увеличение объема работ по контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате, заказчиком также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата (п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом ВС РФ 28.06.2017), смотрите также постановления Пятого ААС от 26.10.2017 N 05АП-7195/17 и от 07.09.2017 N 05АП-5328/17, Четырнадцатого ААС от 19.10.2017 N 14АП-7594/17, Семнадцатого ААС от 06.10.2017 N 17АП-11517/17).
С вышеописанной точки зрения согласование сторонами контракта выполнения дополнительных работ, в том числе не предусмотренных технической документацией, является правомерным, если такие работы объективно не могли быть учтены в документации при заключении контакта и без выполнения этих работ исполнить обязательства по контракту невозможно.
Однако заметим, что эта позиция формулируется судами применительно к спорам по требованиям об оплате согласованных заказчиком и выполненных подрядчиком работ. Вопрос о правомерности действий заказчика по внесению в контракт изменений, связанных с выполнением дополнительных работ, с точки зрения ограничений, установленных ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в приведенных нами судебных актах специально не рассматривался. Поэтому нельзя исключить вероятности того, что антимонопольный орган в подобной ситуации придет к выводу о том, что заказчик нарушил законодательство о контрактной системе и имеются основания для применения к заказчику и его должностным лицам, виновным в правонарушении, соответствующих административных санкций (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, смотрите также решение Смоленского областного суда от 02.08.2016 по делу N 21-362/2016).
Поэтому мы полагаем, что, если упомянутые в вопросе скрытые работы контрактом (ведомостью объемов работ, иной технической документацией, являющейся частью контракта) не предусмотрены, их выполнение может быть квалифицировано не как увеличение объема работ по контракту, а как закупка новых работ, недопустимая в рамках того же контракта, что, вполне возможно, повлечет за собой негативные правовые последствия для заказчика и его должностных лиц.
Если в рассматриваемом случае заказчик примет решение не вносить в контракт изменения, связанные с выполнением скрытых работ, выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, может быть дополнительная закупка таких работ (в том числе у единственного подрядчика при соответствии критериям, указанным в п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) либо расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) и последующее осуществление новой закупки работ, не выполненных до момента расторжения контракта, включая упомянутые скрытые работы.

Читайте также:  При наличии приказа о назначении руководителя заявка отклонена из-за неподтверждения его полномочий

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
– Энциклопедия решений. Изменение объемов и (или) содержания работ и цены по контракту по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

14 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Увеличение количества поставляемого товара по 44-ФЗ

44-ФЗ предусматривает два случая, в которых стороны по согласованию могут изменить предусмотренное изначально количество поставляемого товара/объема выполняемых работ/объема оказываемых услуг (далее по тексту под словом товары будут пониматься и работы, и услуги, в зависимости от предмета закупки и конкретной ситуации) и, в прямой пропорции ему, цену, по которой заключается контракт.

Статья 95 (подпункт б, пункт 1, часть 1) – увеличение или уменьшение объема закупаемых товаров не больше чем на десять процентов с изменением в прямой пропорции цены, по которой был заключен контракт.

Статья 34 (часть 18) – увеличение объема закупаемого товара на сумму, не превосходящую разности между начальной максимальной и фактически сложившейся по результатам торгов ценой контракта, учитывая сформировавшуюся стоимость единицы товара.

Увеличение до НМЦК

Сразу же стоит отметить, что в части 18 статьи 34 44-ФЗ говорится только об увеличении объемов поставляемого товара. Уменьшение в рамках этого случая невозможно. Кроме того, такое право должно быть определено еще на начальном этапе, в документации. В этом случае количество товара и сумма контракта могут быть увеличены до начальной цены (НМЦК).

Процедура осуществляется на этапе заключения контракта и не требует подписания дополнительного соглашения. Согласование проходит в следующем порядке:

  • при формировании проекта контракта заказчик направляет победителю торгов официальное ходатайство, с просьбой увеличить объем поставляемого товара на разрешенную законом сумму. При этом цена единицы рассчитывается по результатам торгов – как частное от деления итоговой цены контракта на количество закупаемого товара;
  • победитель дает свое согласие на увеличение количества поставляемого товара. В случае, если он отказывается – контракт заключается на определенных результатами торгов и документацией условиях. Также от предложения можно отказаться – согласие на дополнительную поставку это право, но никак не обязанность победителя!
  • проект контракта публикуется и подписывается сторонами с учетом вносимых изменений, с приложением документов, подтверждающих факт согласования (двусторонняя переписка).

Сразу же стоит отметить несколько моментов. Во-первых, цена за единицу товара определяется исходя их результатов торгов, а не из начальных условий!

Еще один момент, который интересует многих заказчиков и участников – что делать с закупками, где спецификация состоит из нескольких пунктов. 44-ФЗ не предусматривает каких-либо ограничений на этот случай, следовательно, вполне можно увеличить количество поставляемого товара по одной или нескольким позициям, если в приложенной спецификации четко определяется цена за единицу каждого из вида товаров.

Увеличение или уменьшение количества закупаемого товара не более чем на десять процентов

В этом случае возможность внести изменения также должна быть оговорена заранее, в документации. Все правки осуществляются только по согласованию сторон. Однако количество товара и, соответственно, цена изменяется уже после заключения контракта. Следовательно, требуется оформление дополнительного соглашения. Механизм в этом случае выглядит так:

  • ходатайство заказчика об изменении количества поставляемого товара (естественно, не более чем на десять процентов) и, соответственно, цены контракта (в прямой пропорции);
  • ответ победителя закупки;
  • в случае положительного ответа – заключение дополнительного соглашения и публикация изменений на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.

Вопрос об изменениях в рамках одной позиции в этом случае еще более сложен. Минэкономразвития в письме № Д28и-2476 от 21 сентября 2016 года дает официальные разъяснения по этому вопросу, где четко указано, что изменение количества возможно не только по всему контракту, но и по отдельной позиции, при этом итоговая цена не должны изменяться более чем на десять процентов.

Ранее, в письме № ОГ-Д28-8176 от 20 июня 2016 года, этим же министерством был отмечен еще один интересный факт: “ограничения количества внесений необходимых изменений в контракт в случае увеличения или уменьшения количества товара не более чем на десять процентов законодательством не предусмотрено”. Таким образом, если следовать этому письму, то количество товара по отдельной позиции можно увеличивать/уменьшать несколько раз, составив несколько дополнительных соглашений (при этом, соответственно, оно увеличится или уменьшится более чем на десять процентов). Главное, чтобы цена в итоге не была увеличена или уменьшена более чем на десять процентов.

В любом случае, главное на что нужно обращать внимание – чтобы возможность увеличения или уменьшения количества товара была прописана в документации, иначе это действие будет незаконным и повлечет за собой штрафные санкции!

ФЗ-44. Изменение объемов в контракте без увеличения стоимости контракта

Имеется муниципальный контракт по текущему ремонту дороги. В смете данного контракта имеются позиции “фрезерование” на сумму 1000 рублей и “устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси” на сумму 1100 рублей. Подрядчик заявляет, что для лучшего качества конечного результата работ следует работы по “фрезерованию” не выполнять, а на сумму, которая была заложена для данного вида работ (1000 рублей) сделать дополнительно работы по “устройству выравнивающего из асфальтобетонное смеси”, то есть последняя позиция будет стоить 2100 рублей, а первая позиция оплачиваться не будет.

Лично я считаю, что данные манипуляции подпадают под существенное изменение условий контракта. В конечном счете позиции меняются местами, увеличения стоимости контракта нет.

1) увеличение до 10% объемов распространяется на весь контракт в целом или на отдельные позиции сметы тоже?

2) стоит ли делать так как просит подрядчик?

Ответы юристов ( 1 )

1) увеличение до 10% объемов распространяется на весь контракт в целом или на отдельные позиции сметы тоже?

Какая именно формулировка указана в Вашем контракте? По общему правилу в ФЗ-44: ст. 95 1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях: б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. В ФЗ не указано, что именно увеличивать или уменьшать на 10% всю смету или позицию (на Ваше усмотрение)

Лично я считаю, что данные манипуляции подпадают под существенное изменение условий

Это возможно в части ст. 95 ФЗ-44

2) стоит ли делать так как просит подрядчик?

Это технический вопрос, по производству работ. Согласовывайте с подрядчиком, просите письменное разъяснение почему это необходимо. Без Вашего согласие, внести изменения у подрядчика не получится.Вам сами решать стоит ли это делать или нет. Только технический специалист может сказать (если в Вашем учреждении такой специалист имеется-проконсультируйтесь с ним)

А разве может позиция изначально стоить 1100 рублей, а по окончании работ 2100 рублей? У проверок появяться вопросы почему в таком случае делали текущий ремонт, а не капитальный.

А разве может позиция изначально стоить 1100 рублей, а по окончании работ 2100 рублей? У проверок появяться вопросы почему в таком случае делали текущий ремонт, а не капитальный.

Если увеличился объем работ в одной позиции и уменьшился в другой позиции, то это возможно. Главное, чтобы в 10% уложиться. Но, что у Вас в договоре именно указано? 10% от договора или 1 позиции? Просто цена (если это товар, например, увеличиться не может) при неизменении количества шт. товара.

В контракте сказано согласно ст. 95 фз-44 и все

11. Изменение и расторжение Контракта

11.1. Изменение существенных условий Контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению Сторон в случаях, предусмотренных ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

11.2 Настоящий Контракт может быть расторгнут:

– по соглашению Сторон;

– в судебном порядке;

– в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством и (или) настоящим Контрактом.

11.3. Заказчик вправе обратиться в суд в установленном законодательством Российской Федерации порядке с требованием о расторжении настоящего Контракта в следующих случаях:

11.3.1. При существенном нарушении условий Контракта Подрядчиком

11.3.2.Нарушения Подрядчиком сроков окончания работ, более чем на пять рабочих дней.

11.3.3.Установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных Исполнителем на этапе размещения заказа, указанного в преамбуле настоящего Контракта.

11.3.4. Установления факта проведения ликвидации Подрядчика – юридического лица или наличия решения арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства.

11.3.5.Установления факта приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

11.4.Сторона, которой направлено предложение о расторжении Контракта по соглашению сторон, должна дать письменный ответ по существу в срок не позднее 5 (пяти) календарных дней с даты его получения.

11.5.Расторжение Контракта производится Сторонами путем подписания соответствующего соглашения о расторжении.

11.6. Заказчик вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения Контракта и, соответственно, расторгнуть Контракт по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, а также в следующих случаях:

– задержка Подрядчиком начала работ более чем на 3 (три) дня по причинам, не зависящим от Заказчика;

– нарушение Подрядчиком условий настоящего Контракта, ведущих к снижению качества работ, предусмотренного действующего законодательства РФ.

11.7. Подрядчик вправе потребовать расторжения настоящего Контракта в следующих случаях:

– при остановке Заказчиком выполнения работ по причинам, не зависящим от Подрядчика, на срок, превышающий месяц;

Читайте также:  Заказчик не разместил на официальном сайте план закупок

– при утрате Заказчиком возможности дальнейшего финансирования работ.

11.8 Решение Заказчика об одностороннем внесудебном отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

11.9 В случае расторжения настоящего Контракта по инициативе любой из Сторон, Стороны производят сверку расчетов, которой подтверждается объем фактически выполненных Подрядчиком работ.

11.10 При исполнении контракта не допускается перемена Подрядчика, за исключением случая, если новый Подрядчик, является правопреемником Подрядчика по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

11.11 В случае перемены Заказчика права и обязанности Заказчика, предусмотренные Контрактом, переходят к новому Заказчику.

11.12. Заказчик вправе провести экспертизу выполненной работы (этапы исполнения Контракта) с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.

Как уменьшить цену контракта

Когда можно уменьшить цену госконтракта

Ст. 95 44-ФЗ содержит конкретный перечень случаев, когда заказчик имеет возможность уменьшить цену договора:

  1. Неизменный объем поставляемых товаров, работ, услуг (ТРУ). Без уменьшения объема работ снизить цену контракта можно, но это наиболее редко встречаемая ситуация на практике. Ведь изначально поставщик предложил свой минимум на торгах. Однако следует учитывать этот случай при поставке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которые имеют свой предел стоимости. Победитель, указав в заявке конкретное торговое наименование, должен поставить ценник не выше того, который зафиксировало государство (п. 2 ч. 10 ст. 31 содержит обязанность заказчика отказаться от заключения контракта при отказе победителя снизить расценки).
  2. Изменение объема поставляемых ТРУ. Заказчик вправе предложить участнику уменьшить количество поставляемого товара не более чем на 10%. При этом и расценки будут снижены пропорционально объему. В этом случае необходимо учитывать, что уменьшение происходит исходя из стоимости единицы ТРУ, которая определяется как частное от деления первоначальной цены договора на предусмотренное количество.
  3. Наличие обстоятельств, не позволяющих сторонам выполнить условия договора по независящим от них причинам. Этот случай предусматривает соблюдение ряда условий, а именно: контракт заключен для федеральных нужд или нужд субъекта РФ со сроком исполнения не менее 3 лет или для муниципальных нужд со сроком исполнения не менее 1 года, и цена составляет или превышает размер, установленный Постановлением Правительства № 1186 от 19.12.2013. Для госконтрактов, которые обеспечивают федеральные нужды, такой размер составляет 10 млрд руб., региональные — 1 млрд руб., а для местных — 500 млн. Исключение — федеральный госконтракт, который включает выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения. Для такой сделки планку установили в размере 40 млн рублей.
    В перечисленных случаях на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации по договорам для обеспечения нужд соответствующего уровня возможно изменение стоимости контракта.
  4. Изменение регулируемых цен. Маловероятный случай, когда тарифы на электрическую, тепловую энергию, услуги связи и пр. снижены. Очевидно, что при данных обстоятельствах государство не должно переплачивать денежные средства. Пропорционально снижению тарифа стороны снижают стоимость контракта.
  5. Уменьшение ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств. Не редкий случай, когда у заказчика просто снижают объемы финансирования. Для сторон договора это можно назвать форс-мажорными обстоятельствами, ведь они происходят независимо от их воли и желания. Как и в вышеперечисленных ситуациях, расчет снижения должен осуществляться пропорционально уменьшенному объему, и заказчик обеспечивает согласование с поставщиком нового количества товара. Для этого используйте Методику сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта. Она утверждена Постановлением Правительства № 1090 от 28.11.2013.
  6. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ. Если пациент идет на поправку, то, возможно, ему больше не потребуются определенные лекарственные препараты. В таком случае перечень медицинских средств сокращается, и стоимость контракта снижается.

Постановление Правительства № 1090 от 28.11.2013

Что нужно сделать, чтобы уменьшить стоимость

Чтобы снизить цену контракта, заказчику следует придерживаться определенного алгоритма.

Шаг 1. Проверка положений документации и договора.

Необходимо уточнить условия объявленной закупки. К примеру, изначально при публикации заказчик может предусмотреть в документации и контракте раздел «Информация о возможности изменить условия» и использовать следующую формулировку, позволяющую уменьшать стоимость.

Шаг 2. Анализ причины изменения.

Заказчик должен проанализировать, подходит ли его случай под установленный законом о контрактной системе.

Шаг 3. Уведомление поставщика о планируемом снижении стоимости.

В целях оперативного разрешения вопроса о возможности изменения цены заказчику целесообразно направить поставщику сопроводительное письмо, указывающее на предложение изменить стоимость договора (уточним, что в некоторых случаях это не право поставщика снизить расценки, а его обязанность: предел стоимости лекарственных препаратов, уменьшение регулируемых тарифов и др.).

Как оформить сопроводительное письмо, какую информацию в него включать — приведено в отдельной статье «Как правильно написать сопроводительное письмо к документам при осуществлении закупок».

Шаг 4. Составить дополнительное соглашение.

Необходимо документально зафиксировать взаимное согласие сторон об уменьшении стоимости договора.

Форма соглашения нормативно-правовыми актами не урегулирована, можно указать следующие данные:

  • контактные данные заказчика и поставщика;
  • вывод о взаимном решении об уменьшении цены с указанием пункта документации и контракта;
  • указание на нормы договора, подлежащие изменению (цена, объем);
  • реквизиты и подписи.

Соглашение составляется в письменной форме в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для заказчика и поставщика.

Образец дополнительного соглашения об уменьшении цены контракта

В соответствии с ч. 3 ст. 103, если были внесены изменения в условия договора, заказчик публикует данные сведения в ЕИС в течение 5 рабочих дней с даты внесения таких изменений.

Изменение цены договора по 44-ФЗ

Изменение цены договора по 44-ФЗ: как правильно это сделать

Как определяется цена договора по 44-ФЗ? Изменение цены договора по 44-ФЗ. Насколько можно менять цену договора. Последние дополнения 44-ФЗ, позволяющие изменять условие договора.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Как определяется цена договора по 44-ФЗ
  • Изменение цены договора по 44-ФЗ
  • Насколько можно менять цену договора
  • Последние дополнения 44-ФЗ, позволяющие изменять условие договора

Изменение цены договора по 44-ФЗ законодательно запрещено, так как стоимость контракта является существенным условием и не подлежит изменению. Но такой запрет справедлив для общих оснований и не распространяется на исключения, которые прописаны в законе отдельно.

Помимо самой возможности изменить цену договора, важно понимать, насколько возможно такое увеличение. В этой сфере существуют устойчивые мифы, по которым заказчик может произвольно менять стоимость в определенных границах. В нашей статье мы разберем, насколько эти утверждения верны, и приведем последние изменения в законодательстве, влияющие на условия договора по 44-ФЗ.

Как определяется цена договора по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ использует для определения цены контракта термин «начальная максимальная цена договора». Он обозначает предельную сумму, по которой допускается заключение соглашения между заказчиком и исполнителем. Данный показатель обязательно вносится в план-график, извещение и касающуюся закупки документацию.

Определение суммы договора в госзакупках является очень важной задачей, так как от ее грамотного исполнения зависит эффективность расходования государственных средств.

Для расчета НМЦК заказчик должен применить один из установленных законом методов. Однако заключение соглашения происходит на сумму и на условиях, предложенных победителем тендера, так как его стоимость всегда оказывается меньше первоначальной.

Закон устанавливает для цены договора такое правило: она является твердой, сохраняется неизменной до выполнения условий соглашения.

Закон 44-ФЗ предполагает такие методы расчета НМЦК:

  • анализ рынка;
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Обычно заказчики отдают предпочтение первому подходу, также известному как сопоставление цен. В данном случае необходимо сравнить и изучить стоимости похожих договоров или отдельных видов товара. Всю необходимую информацию берут из:

  • открытых источников;
  • каталогов и брошюр;
  • статистических отчетов;
  • ответов коммерческих фирм.

Изменение цены договора по 44-ФЗ

Интересующий нас закон устанавливает достаточно строгие правила относительно изменения условий закупок, допуская поправки лишь в особых ситуациях.

Изменение цены договора по 44-ФЗ до его подписания.

По закону заказчики могут менять НМЦК, а также другие условия документации. Однако при этом необходимо исправить обоснование начальной стоимости. Подобные корректировки допускаются, если заказчик выявил ошибку в расчетах, получил предписание ФАС либо произошло изменение тарифов.

При этом обязательно увеличивается срок подачи заявок. Когда конкурс проходит в электронном формате, вносить поправки в документацию разрешается не позже, чем за пять дней до завершения подачи заявок. А сам срок должен быть увеличен таким образом, чтобы у участников осталось минимум 10 дней на предоставление документов.

Изменение цены после заключения договора.

Закон позволяет заказчику изменить сумму договора в пределах увеличения НДС, если соглашение изначально не устанавливает увеличенный НДС. Нужно отметить, что такая поблажка давалась только до 1 октября 2019 г., а сам контракт необходимо было подписать до 1.01.2019 г. Повышение размера выплат допускалось при соблюдении четырех правил. В первую очередь с такими действиями должны быть согласны обе стороны контракта. Также документ должен быть подписан до 2019 года, а приемка назначена на срок после 1.01.2019 г. В тексте документа обязательно прописывается прежняя ставка НДС, а цена договора может подвергаться изменению исключительно в пределах установленных ограничений.

В качестве другого повода для изменения цены контракта по 44-ФЗ может выступать уменьшение регулируемых цен на продукцию. Тогда заказчик договаривается с исполнителем, снижает сумму, а количество товара остается прежним. Стоит оговориться, что такой ход необходимо прописать в договоре.

Изменить сумму соглашения можно при снижении лимитов. Если по своим расчетам заказчик не сможет расплатиться с поставщиком, он имеет право снизить стоимость пропорционально количеству ТРУ (товаров, работ, услуг). Подробности можно уточнить в постановлении Правительства от 28.11.2013 № 1090.

Снижение цены договора происходит, когда превышена установленная правительством сумма. Данное условие распространяется на госконтракты, договоры для нужд субъектов, если их срок действия не менее трех лет, и также на муниципальные соглашения продолжительностью более года.

Отдельно стоит сказать об изменении цены договора по 44-ФЗ в сфере строительства, капремонта и реконструкции. Если правки в проектную документацию привели к тому, что невозможно произвести работы на прежних условиях, сумму можно менять. Однако срок и размер оплаты не должны вырасти более чем на 30 %.

Соглашение об изменении цены контракта 44-ФЗ.

После внесения поправок необходимо подготовить приложение к контракту и прописать в нем:

  • наименования сторон;
  • список корректировок в договоре;
  • указание на то, что остальные положения документа остаются неизменными;
  • подписи участников соглашения, подкрепленные печатями.

Факт изменения суммы также отражают в ЕИС. В реестре контрактов на вкладке «Исполнение» в контекстном меню контракта нужно нажать «Внести изменения». Далее необходимо выбрать тип внесенных правок в разделе «Общая информация» и указать основание для данного действия. В качестве основы должен быть представлен конкретный пункт закона 44-ФЗ и его формулировка. Для этого нужно просто выбрать из списка нужный вариант, сохранить изменения. На передачу сведений о внесенных изменениях в Федеральное казначейство дается пять рабочих дней со дня внесения корректировок.

Читайте также:  Декларация участника о соответствии требованиям законодательства и документации о закупке по 44 ФЗ - образец

Насколько можно менять цену договора

Бытует мнение, что заказчик имеет право самостоятельно изменять размер оплаты договора в пределах определенного процента. Это не совсем так: 44-ФЗ устанавливает возможность повышения стоимости контракта на 10 %, но лишь при условии пропорционального увеличения количества товаров, работ и услуг. То есть заказчик не может поднять стоимость на 10 %, сохранив прежний объем ТРУ. Иными словами, рост цены будет вторичным по отношению к корректировке объема поставки.

Нужно отметить, что увеличение объема ТРУ может происходить и без роста цены.

Заказчик не может поднять цену на 10 %, увеличив поставку отдельной позиции. Например, из 100 заказанных позиций увеличить стоимость только одной. При этом нельзя изменять поставляемую номенклатуру продукции – запрещается исключать из списка одни товары и вносить другие. При неделимой закупке производится корректировка цены сразу всех товаров. Как и в предыдущих случаях, право изменить контракт должно быть прописано в самом договоре и закупочной документации. А любые поправки вносятся только при достижении соглашения между сторонами.

Можно снизить цену в пределах 10 % за счет пропорционального сокращения ТРУ. В таком случае поправки вносятся по тем же правилам, что и при повышении суммы контракта.

При пересмотре объема поставки, который, например, может быть вызван сокращением лимитов бюджетных обязательств, нужно помнить об установленных правилах. Так, необходимо поставить товары, важные для жизнеобеспечения граждан. То есть выполнить условия соглашения на поставку продуктов питания, лекарств, топлива, услуг медицинской помощи, пр.

Сокращение объемов происходит аналогично снижению размера оплаты контракта. В таком случае исполнитель не должен лишиться прибыли. Отметим, что последняя не может быть более 1 % от расходов на покупку полуфабрикатов и 20 %, когда речь идет о любых других затратах. Долю снижения объема ТРУ определяет поставщик, он должен предоставить расшифровку расходов на поставку, расчет, обоснование своей прибыли.

Последние дополнения 44-ФЗ, позволяющие изменять условие договора

С 1.07.2019 г. ч. 1 ст. 95 дополнена подпунктом «В», по которому изменение договора при достижении договоренности между участниками может производиться:

в) При внесении изменений в объем/виды работ, направленных на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капитального строительства, проведение мероприятий, направленных на сохранение объектов культурного наследия. При этом предел изменения суммы оплаты по договору составляет 10 %.

Если цель соглашения состоит в обеспечении потребностей на федеральном уровне в течение трех лет, сумма равна или выше цены, установленной Правительством страны, текст соглашения может подвергаться изменениям, если без этого работы не будут выполнены.

На аналогичных условиях допускаются изменения в тексте договора, призванного обеспечить нужды субъекта на протяжении трех лет и более, если сумма оплаты равна/выше размера, установленного на правительственном уровне.

Если контракт заключен для обеспечения нужд муниципального образования на год и более, его цена равна или превышает фиксированную на государственном уровне сумму, в документ могут вноситься изменения, чтобы сделать возможным реализацию.

С 01.07.2019 г. ч. 1 ст. 95 допускает изменение существенных условий договора в случаях, которые не были предусмотрены закупочной документацией и/или самим текстом соглашения.

Поправки в закон коснулись контрактов продолжительностью более года по выполнению работ в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, проведения работ с целью сохранения объектов культурного наследия. Сумма оплаты соглашения должна быть равна/превышать установленный законом размер. Если при работе по такому договору возникли серьезные проблемы с исполнением его условий, допускается внесение изменений в проект, само соглашение.

Но нужно понимать: чтобы прибегнуть к данной норме, требуется обоснование в письменном виде, основанное на решении Правительства, исполнительного органа власти субъекта, для нужд которого организована закупка. Кроме того, в результате изменения допускается увеличение продолжительности работ и/или размера оплаты максимум на 30 %. Чтобы данная норма закона «О контрактной системе» четко исполнялась, в постановлении № 948 от 20.07.2019 г. зафиксирован порог в 100 миллионов рублей.

Когда продолжительность работы по контракту увеличивается по вине подрядчика, условия договора могут измениться, если отсутствуют неисполненные требования по погашению неустоек, штрафов, пеней.

Благодаря добавленному в закон пункту, стали возможны изменения существенных условий контрактов на закупку ТРУ, при условии, что в соглашении прописан только один исполнитель. Речь идет о закупках у естественных монополий, закупках коммунальных услуг, услуг по снабжению энергоресурсами, по управлению МКД, пр.

С 01.07.2019 г. в ст. 95 была добавлена часть 17.1, в которой оговаривается возможность подписания контракта с другим исполнителем, если договор с предыдущим утратил свою силу:

17.1. Если стороны договариваются о расторжении контракта, либо это происходит в судебном порядке, при отказе одной из сторон от совместной работы, право выполнения работ передается участнику, занявшему второе место в тендере.

Если причиной для расторжения соглашения стал отказ поставщика от исполнения, новый договор подписывается после того, как виновник вносится в реестр недобросовестных подрядчиков.

С нормами по изменению, расторжению договора можно ознакомиться в ст. 95 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

В каких случаях можно поменять цену состоявшейся закупки по 44‑ФЗ?

Цену состоявшейся закупки менять нельзя — это одна из аксиом 44-ФЗ. Но все же есть ситуации, когда контракт подписывают не по той цене, которую предложил победитель, или цену меняют во время исполнения контракта. Посмотрим, когда это возможно.

При заключении контракта

Заказчик хочет закупить больше товара на сумму экономии

Если заказчик провел конкурс или аукцион на покупку товара и сэкономил, то по ч.18 ст.34 44-ФЗ он имеет право увеличить объем поставки на сумму экономии, соблюдая эти условия:

  1. Заказчик увеличивает только объем товара (не услуги и работы)
  2. Итоговая цена закупки должна остаться в рамках НМЦ.
  3. Эта возможность должна быть заранее прописана в документах закупки.
  4. Цену за единицу товара рассчитывают, разделив итоговую цену контракта на количество изначально купленного товара.

Если эти условия соблюдены, заказчик отправляет победителю аукциона официальное письмо с просьбой увеличить объем поставляемого товара, не выходя за рамки НМЦ.

Победитель может согласиться или отказаться увеличивать объем поставляемого товара:

  • Если он отказывается, контракт заключают на условиях, определенных результатами торгов и документацией.
  • Если соглашается, стороны подписывают контракт на новых условиях без допсоглашения. Заказчик публикует в ЕИС контракт, приложив документы, подтверждающие согласование новой цены с победителем.

В этой закупке можно посмотреть, что победитель снизил цену закупки почти на 60% процентов, и в итоге заказчик купил на сумму экономии тринадцать сплит-систем одного из видов вместо запланированных четырех.

Еще раз об НДС

Может ли заказчик снизить цену контракта на сумму НДС, если в закупке победил поставщик на упрощенке? Однозначного правила, которого должен придерживаться заказчик, нет. Подписание контракта часто заканчивается спором, который ФАС в разных регионах может решить и в пользу заказчика, и в пользу победителя на УСН.

Министерство финансов, которое регулирует рынок госзакупок, выпустило 2 ноября 2017 письмо № 03-07-11-72354, где сказано: “Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается”.

Позиция Верховного суда

Если заказчик указал цену с НДС, контракт нужно заключить на этом условии. При этом победитель сохраняет право получить полную сумму и не обязан платить НДС. Главное в такой ситуации — не выставлять заказчику счет-фактуру с НДС. Заказчик не может отказаться оплачивать контракт, если не получит такой документ. Минфин отмечал, что платить налог не нужно, даже если заказчик выделит НДС в платежном поручении. Документ: Определение ВС РФ от 23.09.2019 N 306-ЭС19-15999.

Оптимально, когда заказчик заранее в документах закупки прописывает условия, на которых будет заключать контракт с победителем, применяющим УСН. Если такого условия нет, рекомендуем уточнить это в запросе на разъяснения.

После заключения контракта

Заказчик увеличивает или уменьшает количество товара

Такое право предусмотрено 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ. Правила изменения цены мы оформили в таблицу:

Уменьшить на 10%Увеличить на 10%
Возможно в закупках у единственного поставщика и во всех конкурентных закупках, кроме запрос котировок
Заказчик предусматривает возможность в документации о закупке, а при закупке у единственного поставщика — в контракте с ним
Только на этапе исполнения контракта по соглашению сторон
Если НМЦ закупки неделима, то изменить можно только все позиции закупки: например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно, то можно изменить объем отдельных позиций, например: 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей.
Заказчик обязательно пропорционально снижает ценуСтороны могут увеличить цену, о чем договариваются дополнительно. Цену единицы товара рассчитывают делением цены всего контракта или отдельной позиции на количество товара

Например, в закупке лечебной грязи видно, что заказчик изменил объем и цену товара на 10%. В карточке контракта есть соглашение об этом с победителем.

Заказчику урезали бюджет

Это условие распространяется только на казенные учреждения. Например, объявляя закупку, заказчик ориентировался на утвержденный бюджет, но на практике ему перечислили меньше денег. В этом случае он согласует с исполнителем уменьшение цены контракта или количества товара (постановление правительства № 1090 от 28.11.2013):

  • Если поставщик согласен, то снижает цену контракта до суммы доведенных на закупку денег.
  • Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.

Изменение долгосрочных контрактов

Если исполнение контракта невозможно по независящим от сторон обстоятельствам, их условия можно менять. Эти виды контрактов перечислены в постановлении правительства № 1186:

  • федеральные контракты от 10 млрд рублей (кроме клинических исследований лекарственных препаратов),
  • региональные контракты 1 млрд рублей,
  • муниципальные контракты 500 млн рублей,
  • федеральные контракты на 40 млн рублей на выполнение клинических исследований лекарственных препаратов.

В крупных закупках на строительство

Можно увеличить цену контракта до 30%. Это возможно при таких условиях:

  1. Срок исполнения контракта > 1 года.
  2. Цена равна или превышает предельный размер, установленный Правительством РФ.
  3. Возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых его невозможно исполнить.
  4. Получено письменное обоснование изменения цены от Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ или местной администрации.
  5. Срок исполнения контракта не изменится (в него не закладывается время на получение положительного заключения экспертизы проектной документации).

Изменились тарифы

Если изменились цены на товары, работы, услуги в соответствии с законодательством России. По этому основанию, например, могут изменить цену контракта у единственного поставщика на коммунальные услуги или обслуживание многоквартирного дома (пп. 8 и 22 части 1 статьи 93 44-ФЗ).

Лечение за рубежом

Можно поменять цену контракта на лечение граждан РФ в иностранной организации, если по каким-то причинам меняется объем услуг или их стоимость.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Ссылка на основную публикацию