Включение в контракт условия о признании контракта расторгнутым в одностороннем порядке, если поставщик просрочил на

Включение в контракт условия о признании контракта расторгнутым в одностороннем порядке, если поставщик просрочил на

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Заказчиком расторгнут в одностороннем порядке контракт, заключенный по результатам электронных процедур по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” в связи с полным неисполнением подрядчиком обязательств по контракту. УФАС России подтверждено соблюдение заказчиком процедуры одностороннего расторжения контракта, но принято решение о невключении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что в его действиях отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта.
Заказчиком направлено требование о взыскании штрафа, подрядчик не исполнил его.
Есть ли основания для взыскания штрафа в судебном порядке?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик вправе требовать уплаты штрафа, а в случае неисполнения данного требования обратиться с соответствующим требованием в суд, независимо от наличия решения ФАС России об отказе во включении сведений о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков.

Обоснование позиции:
В случае просрочки исполнения контрагентом обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, далее – Закон N 44-ФЗ). Из приведенной нормы следует, что направление требования является обязанностью, а не правом заказчика. Аналогичная точка зрения изложена в письме Минэкономразвития России от 27.01.2017 N Д28и-290, п. 2 письма Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867.
Таким образом, в случае невыполнения подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, заказчик обязан предъявить требование об уплате штрафа*(1).
Информация о контрагенте, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП) (ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). При этом в ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в РНП вносится информация о контрагентах, с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контрактов в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Решение о включении (невключении) сведений в РНП о контрагенте при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта на основании ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ принимается ФАС России в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и контрагентом документов и доказательств*(2).
Обязанность заказчика предъявить требование об уплате штрафа не обусловлена фактом включения сведений о контрагенте в РНП.
Включение сведений о контрагенте в РНП является дополнительной мерой ответственности и не исключает взыскание неустойки (смотрите, например, постановление Седьмого ААС от 28.08.2015 N 07АП-7025/15, постановление АС Западно-Сибирского округа от 12.11.2015 N Ф04-25516/15, постановление Девятого ААС от 13.09.2016 N 09АП-40451/16). В свою очередь, само по себе наличие решения ФАС России об отказе во включении сведений о контрагенте в РНП не свидетельствует о невозможности предъявления заказчиком требования об уплате неустойки (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 22.06.2016 N 17АП-6174/16, постановление АС Северо-Западного округа от 29.08.2018 N Ф07-8627/18 по делу N А21-8956/2017).
Таким образом, в приведенной ситуации заказчик вправе требовать уплаты штрафа, а в случае неисполнения данного требования обратиться с соответствующим требованием в суд, независимо от наличия решения ФАС России об отказе во включении сведений о контрагенте в РНП.
Однако с учетом требований ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, согласно которой сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны, окончательное решение по вопросу о взыскании штрафа в приведенной ситуации может принять только суд.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Ответственность поставщика (штраф, пеня) по контракту по Закону N 44-ФЗ;
– Энциклопедия решений. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

11 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что СК по экономическим спорам ВС РФ в определении от 09.03.2017 N 302-ЭС16-14360 высказана позиция о том, что односторонний отказ заказчика от исполнения контракта по причине неисполнения поставщиком своих обязательств по поставке товара не препятствует взысканию с поставщика пени за просрочку исполнения обязательств по поставке. Соответственно, заказчик в такой ситуации вправе взыскать с поставщика как штраф за нарушение условий контракта в целом, так и пеню. В этом случае, по мнению ВС РФ, просрочка исполнения обязательств по поставке имеет место с момента наступления срока поставки до момента расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика. Такой же вывод содержится в п. 36 Обзора ВС РФ от 28.06.2017. На наш взгляд, данная позиция применима к любым контрактам, а не только к контрактам на поставку товара.
*(2) Типовые ситуации о включении/невключении сведений о контрагенте в РНП рассмотрены в письме ФАС России от 12.03.2019 N ИА/18794/19.

Расторжение контракта в одностороннем порядке по 44‑ФЗ и ГК РФ

Одностороннее расторжение контракта — почти всегда конфликт. У заказчика есть право расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Возможно ли злоупотребление со стороны заказчика?

Согласно ч. 8 ст. 95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).

В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (ч. 12–22, ст. 95 № 44-ФЗ):

  1. Обязательное уведомление второй стороны.
  2. Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?

Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч. 23, ст. 95 № 44-ФЗ).

Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?

Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

Хотите знать все о процедурах заключения контракта по 44-ФЗ и договора по 223-ФЗ? Записывайтесь на экспресс-курс «Договоры в регламентированных закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ». Учитесь с пользой.

Односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ: причины и условия

  1. Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч. 2, ст. 450, ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.
  2. В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч. 4, ст. 34 № 44-ФЗ). Пени и штрафы за нарушение сроков оплаты также должны быть указаны в контракте (ч. 5, ст. 34 № 44-ФЗ).

В соответствии с этими пунктами поставщик сможет потребовать возмещения ущерба.

И все-таки, при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?

Закон № 44-ФЗ говорит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством. Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные Федеральные законы в той части, в какой они не противоречат Закону № 44-ФЗ. «Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч. 1, ст. 2, № 44-ФЗ).

Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?

Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95).

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Возможны и другие способы уведомления поставщика, например через электронную почту. Главное, чтобы такие способы обеспечивали фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (ч. 12 ст. 95).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95).

Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95). Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95). Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну-единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено подобное право заказчика (ч. 19 ст. 95). Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше. Стороны вправе потребовать возмещения ущерба по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95.

Регистрируйтесь на вебинар «Контракты по 44‑ФЗ: новые правила и актуальные проблемы » , чтобы узнать, как снизить риски при одностороннем расторжении контракта.

Не устроило качество услуг — заказчик расторгает контракт? Не всегда

По условиям контракта поставщик принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).

Заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.

На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.

Поставщик направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру — односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Согласно пункту 10.3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон. Поставщик считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.

Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).

Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику?

Поставщик направил заказчику письмо о приостановлении им исполнения контракта, но не указал основания такого приостановления.

При рассмотрении дела суд установил, что поставщик фактически не приступил к выполнению своих обязательств по контракту. В силу ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В связи с тем что поставщик фактически не приступил к исполнению своих обязательств, заказчик правомерно рассмотрел данное письмо в качестве одностороннего отказа от исполнения контракта, которое было предусмотрено контрактом, и направил в ответ свое решение о том, что он также в одностороннем порядке готов расторгнуть контракт.

В соответствии с ч. 14 ст. 95 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения. Но в течение указанного в законе срока поставщик к оказанию услуг не приступил и не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия данного решения.

Читайте также:  Допуск к торгам, отказ в допуске, отказ от заключения контракта, если сведения в заявке участника

Поэтому суд признал расторжение контракта правомерным (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-6651/2014).

Подрядчик нарушил сроки

Контрактом предусмотрено выполнение подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и их последовательность в соответствии с техническим заданием. Срок начала работ установлен с 18.06.2012, окончание — не позднее 19 месяцев со дня заключения контракта, в том числе подготовка рабочей и сметной документации, строительство и сдача в эксплуатацию жилых домов.

Согласно п. 4.2.2 контракта подрядчик обязался выполнить рабочую документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство, согласовать ее с заказчиком и компетентными органами и передать заказчику.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств в определенные контрактом сроки истец обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

Применительно к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ существенным нарушением его условий является нарушение сроков выполнения работ. Как установлено судом, исходя из дат оформления документов на передачу части рабочей документации, данные работы по подготовке рабочей и сметной документации выполнены подрядчиком с нарушением срока, установленного контрактом.

При этом в полном объеме рабочая документация подрядчиком на момент рассмотрения спора в суде не изготовлена.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком сроков изготовления указанной документации, то есть существенном нарушении условий контракта (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).

Также было установлено, что заказчиком был соблюден досудебный порядок — ответчику было предложено расторгнуть вышеуказанный контракт. Требование о расторжении контракта удовлетворено.

Отказ от приемки

Согласно контракту поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).

Согласно п. 3.3 товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.

Согласно п. 9.1 договора поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора, то есть в срок до 11.04.2014.

Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014, в которой поставщику было отказано по мотиву недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствием в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.

В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.

Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.

Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.

Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.

Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта, и тем более основанием для одностороннего расторжения контракта.

Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщиком были нарушены сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок. Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014). Они были признаны правомерными, поскольку заказчик расторг контракт по основанию, которое не предусмотрено ни в законе, ни в контракте.

Вывод

Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное — придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.

Основной курс для специалистов заказчика. « Управление государственными и муниципальными закупками». Пройдите курс и получите удостоверение о повышении квалификации 120 часов.

Нюансы одностороннего расторжения государственных контрактов

На сегодняшний день, участились случае злоупотребления государственными заказчиками, предоставленной им Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) , возможности одностороннего расторжения контрактов с подрядчиками.

Односторонне расторжение контракта влечет для подрядчика – включение в РНП (реестр недобросовестных поставщиков), т.е. потерю репутации компании и как следствие потерю возможности участия в государственных торгах, проводимых по нормам 44-ФЗ и 223-ФЗ, сроком на срок 2 года, а также несет для подрядчика финансовые потери в виде наложенных заказчиком штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контракта.

С целью повышения правовой грамотности подрядчиков, считаю весьма полезным обозначить основные нюансы порядка расторжения контракта, которые чаще всего нарушаются стороной заказчика и как следствие, дают грамотным, с правовой точки зрения, подрядчикам возможность оспорить расторжение контракта в судебном порядке.

Правовые основания для расторжения контракта стороной заказчика

В соответствии с п. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В рамках контрактов, заключаемых по итогам проведения торгов по Закону о контрактной системе, чаще всего устанавливаются следующие основания для расторжения контракта в одностороннем порядке:

  • выполнение работ ненадлежащего качества, если недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
  • неоднократное (от двух и более раз) нарушение сроков и объемов выполнения работ, предусмотренных контрактом, включая график выполнения работ (календарный план);
  • подрядчик не приступает к исполнению контракта в срок, установленный контрактом, или нарушает график выполнения работ, предусмотренный контрактом, или выполняет работы так, что окончание их выполнения к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным, либо в ходе выполнения работ стало очевидно, что они не будут выполнены надлежащим образом в установленный срок;
  • если отступления в выполнении работ от условия контракта или иные результаты выполненных работ в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
  • в случае, если по результатам экспертизы выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций, в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта;
  • если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам данной закупки, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем по результатам проведения данной закупки;
  • в случае если подрядчик отказывается от согласования новых условий контракта при наступлении обстоятельств, установленных законодательством или контрактом.

Нюансы порядка расторжения контракта

Расторжение контракта в одностороннем порядке должно осуществляться с обязательным и четким соблюдением заказчиком, требований частей 8-26 статьи 95 Закона о контрактной системе.

На протяжении нескольких лет, суды и антимонопольные органы придерживались мнения о том, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, как это и требуется в соответствии с ч. 12 и ч. 13 ст. 95 44-ФЗ, не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).

Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

При этом, согласно ч. 26 ст. 95 44-ФЗ информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.

Суды и антимонопольные органы, при проверки соблюдения заказчиком процедуры расторжения контракта, всегда в первую очередь проверяли направление копии решения в адрес подрядчика именно по почте заказным письмом и уже потом проверяли отправку решения иными способами связи (телеграммой, по электронной почте и т.п.).

Вместе с тем, АС Северо-Западного округа в постановлении от 20.02.2018 по делу № А56-23404/2017, высказал иное мнение, которое вероятно изменит правоприменительную практику по данному вопросу.

Теперь позиция суда с сводится к тому, что из положений норм Закона № 44-ФЗ следует , что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта нужно разместить в ЕИС и направить контрагенту наиболее оперативным способом (заказным письмом, курьерской службой, электронной почтой, телеграммой, факсом или нарочным способом).

Невыполнение заказчиком всех действий, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что исполнителю доставлено решение об одностороннем отказе. Сходное мнение высказывал Верховный суд в рамках п. 16 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года.

Возможность оспаривания факта одностороннего расторжения контракта

Согласно ст. 715 ГК РФ что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняют работу настолько медленно, что окончание её к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и требовать возмещения убытков.

Согласно п. 3 ст. 715 ГК РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда, либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика.

Вместе с тем, в случае если, на момент одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта Подрядчиком не было фактически допущено нарушений условий заключенного контракта, что подтверждается тем фактом, что Заказчиком за весь период с начала производства работ по контракту не предъявлялись никакие претензии к качеству, срокам и объемам работ, выполняемых подрядчиком по контракту, то у Подрядчика есть все законные основания для оспаривания факта расторжения контракта в следующем порядке.

В соответствии с п.13 ст.95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно п.14 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.

В случае, если Заказчик, в нарушение положений ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе оспариваемое Решение в добровольном порядке не отменит, что чаще всего и происходит на практике, то целесообразно обратиться с иском в арбитражный суд о признании решения об одностороннем расторжении контракта незаконным.

Так, в силу статей 153 и 154 Гражданского кодекса Российской Федерации решение об одностороннем расторжении Контракта являются односторонней сделкой, поскольку оно направлено Подрядчику с целью прекращения прав и обязанностей сторон по заключенному Контракту.

Ввиду отсутствия правовых оснований для одностороннего отказа от исполнения Контракта, вышеуказанное решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта является недействительным на основании статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Вышеуказанная позиция Подрядчика о недействительности сделки об одностороннем отказе от исполнения контракта, подтверждается в том числе и сложившейся судебной практикой.

  • Решение Арбитражного суда Московской области от 02.09.2015 года по делу № А41-19584/15,
  • Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2015 N 05АП-2733/2015 по делу № А51-36302/2014,
  • Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2015 № 05АП-7303/2015 по делу № А59-5337/2014,
  • Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17.08.2016 N Ф08-5679/2016 по делу № А32-47266/2015,
  • Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 2 декабря 2014 года по делу № А41-21330/14,
  • Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 04.06.2015 № Ф02-1516/2015, Ф02-2038/2015 по делу № А19-9488/2014,
  • Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.09.2016 № Ф08-5010/2016 по делу № А32-40941/2015,
  • Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.12.2015 N Ф09-10026/15 по делу № А47-13731/2013,
  • Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.04.2016 № Ф03-664/2016 по делу № А51-4759/2015).
Читайте также:  Специальный счет для зачисления денежных средств по обеспечению исполнения контракта по 44 ФЗ

Включение в контракт условия о признании контракта расторгнутым в одностороннем порядке, если поставщик просрочил на

Опишите, пожалуйста, свою ситуацию, и мы сформируем для Вас коммерческое предложение. В нем будет указаны объем услуг, цены и сроки.

Для подробного коммерческого предложения может понадобиться более точная информация. Тогда наш специалист свяжется с Вами!

  • Главная forward arrow

Оспаривание одностороннего отказа заказчика от исполнения контрактов

Заказчикам и подрядчикам: когда можно расторгнуть контракт, заключенный по 44-ФЗ, в одностороннем порядке?

При осуществлении закупок стороны должны соблюдать нормы гражданского законодательства. ГК РФ регулирует, в том числе, и вопросы прекращения обязательств по инициативе одной из сторон соглашения. Федеральный закон N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее-ФЗ № 223) не содержит отдельных положений об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контрактов, процедура по ФЗ № 223 полностью регламентируется нормами ГК РФ.

Другой порядок применяется для прекращения отношений сторон по инициативе заказчика в закупках по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее-ФЗ № 44). Этот закон содержит ряд отдельных положений об отказе Заказчика исполнять контракт.

В соответствии с ч. 8 ст. 95 ФЗ № 44 контракт может быть расторгнут:

  • по судебному решению
  • по соглашению сторон
  • при одностороннем отказе стороны от исполнения контракта

Заказчики довольно часто пользуется возможностью одностороннего отказа от исполнения контракта в рамках 44-ФЗ.

Такое решение заказчика несет неблагоприятные последствия для второй стороны контракта:

  • включение в реестр недобросовестных поставщиков
  • лишение возможности принимать участие в закупках на 2 года после занесения сведений в реестр
  • штрафные санкции

Согласно ч. 9 ст. 95 ФЗ № 44 заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, если такое условие было закреплено в контракте.

Таким образом, закон связывает возможность отказа Заказчика исполнять контракт с наличием таких обязательных условий:

  1. Указанное право Заказчика должно быть закреплено в тексте контракта.
  2. Отказ от исполнения контракта допускается при наличии предусмотренных нормами ГК РФ и ФЗ № 44 оснований.

Для одностороннего отказа Заказчика в рамках контрактов, заключаемых по ФЗ № 44, чаще всего устанавливаются такие основания:

  • отказ поставщика передать товар (принадлежности к нему)
  • существенное нарушение требований к качеству товара
  • выполнение работ ненадлежащего качества, при невозможности устранить недостатки в допустимый срок
  • передача некомплектного товара
  • нарушение поставщиком сроков поставки товаров, сроков выполнения работ
  • отказ Подрядчика от согласования новых условий контракта, при наступлении обстоятельств, предусмотренных контрактом, или установленных законом
  • наличие подтвержденных экспертизой нарушений условий контракта
  • установление факта несоответствия Подрядчика требованиям к Подрядчикам в рамках проведения закупки, предоставление недостоверных сведений о соответствии требованиям о закупке

Анализ положений ФЗ № 44 позволяет сделать вывод: законодатель предоставляет Заказчику возможность отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке преимущественно в случаях, когда его контрагент допускает нарушения обязательств по контракту.

Также из положений ФЗ № 44 следует, что прекращение отношений сторон должно осуществляться в четком соответствии с требованиями статьи 95 рассматриваемого закона.

Если подрядчик считает, что заказчик принял решение об одностороннем отказе неправомерно, в суде ему придется доказывать отсутствие оснований для расторжения договорных отношений.

Основная масса споров связана со следующими случаями:

  1. Оспаривание отказа по причине ненадлежащего качества товара/оказанной услуги/выполненной работы

Например, если Заказчик принял решение об одностороннем отказе по причине ненадлежащего качества поставленного товара, а Поставщик уверен в надлежащем качестве товара, отстоять свою позицию поставщику поможет экспертиза. Если Заказчик не проводил экспертное исследование, поставщик может запросить его проведение. Если экспертиза проводилась, но не подтвердила нарушение условий контракта, Поставщик сможет сослаться в суде на результаты исследования. В соответствии с частью 11 статьи 95 ФЗ № 44, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа.

Решение по делу № А24-3035/2015 Арбитражного суда Камчатского края.

Суд признал односторонний отказ от исполнения контракта как одностороннюю сделку, недействительным, поскольку ответчик не доказал факт нарушения Подрядчиком условий контракта.

2. Оспаривание отказа по части 15 статьи 95 ФЗ № 44

В определенных частью 15 ст. 95 ФЗ № 44 случаях заказчик обязан расторгнуть контракт:

  • если поставщик или товар не соответствовали требованиям, установленным в документации о закупке на момент заключения контракта
  • если поставщик предоставил недостоверные сведения о своем соответствии, или соответствии товара этим требованиям, что позволило ему стать победителем

При отказе заказчика от исполнения контракта по указанным основаниям, если исполнитель с таким решением не согласен, в суде нужно доказать, что он или поставляемый товар соответствовали требованиям документации о закупке, а предоставляемая на момент подачи информация была достоверной.

Нередки случаи, когда заказчик принимает решение об одностороннем отказе на том основании, что исполнитель, или его товар перестали отвечать требованиям документации о закупке уже в процессе исполнения контракта. В таком случае у исполнителя есть все шансы оспорить решение заказчика.

Разъяснения на эту тему давались Федеральной антимонопольной службой. Так, в пункте 1 Письма ФАС России от 06.08.2015 N АЦ/40483/15 разъясняется:

Если в момент заключения государственного (муниципального) контракта Исполнитель перестал соответствовать требованиям, установленным документацией о закупке, положения части 15 статьи 95 ФЗ № 44 не могут применяться, при условии, что на момент подачи заявки участник предоставил достоверную информацию о своем соответствии требованиям документации о закупке.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.12.2015 N Ф07-3118/2015 по делу N А05-4534/2015

Заказчик заключил с Исполнителем муниципальный контракт на приобретение объектов недвижимости. В процессе исполнения контракта Исполнитель был признан банкротом. Учитывая указанное обстоятельство, Заказчик пришел к выводу о том, что Исполнитель перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам закупки, и установленным в документации о закупке. Заказчик ссылался на тот факт, что согласно документации об аукционе одним из требований к участникам размещения заказа, являлось отсутствие судебного решения о признании участника размещения заказа банкротом.

В результате рассмотрения дела суд вынес решение, в котором указал, что требования части 15 статьи 95 ФЗ № 44 не распространяются на отношения сторон контракта при возникновении в период исполнения контракта каких-либо обстоятельств, которые уже не могут повлиять на определение Исполнителя.

3. Отмена решение об отказе после устранения нарушений

Если Исполнитель устранил нарушения, из-за которых Заказчик решил отказаться от контракта, Заказчик должен отменить решение в случаях:

  • если оно еще не вступило в силу
  • если Исполнителем компенсированы расходы на экспертизу
  • если нарушения устранены Исполнителем в десятидневный срок с момента получения уведомления Заказчика об отказе

Указанные правила установлены частью 4 статьи 95 ФЗ № 44. Также разъяснения по этому вопросу дано в письме Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2700.

Если Исполнитель не будет уведомлен должным образом, решение об отказе не вступит в законную силу, следовательно, контракт не будет расторгнут.

Важно отметить, что сегодня складывается новая практика относительно надлежащего уведомления Исполнителя об отказе Заказчика от исполнения контрактов. Порядок уведомления определен частью 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. В течение длительного времени антимонопольные органы, и суды признавали в качестве надлежащего уведомления Исполнителя решение Заказчика, направленное по почте (после размещения в ЕИС) заказным письмом по адресу Исполнителя, указанному в контракте, либо с помощью факсимильной связи, электронной почты и иных методов доставки, при которых возможно получить подтверждение получения Исполнителем уведомления. Датой надлежащего уведомления считается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении уведомления Исполнителю, либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии Исполнителя по указанному в контракте адресу.

Заказчик разместил решение о расторжении в ЕИС, а затем доставил решение контрагенту нарочным. Арбитражный суд признал такой способ уведомления надлежащим и указал в решении, что уведомление об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта должно быть передано Исполнителю наиболее оперативным образом.

В случае несогласия с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, исполнитель вправе обратиться в суд с иском о признании односторонней сделки недействительной, а также заявить о принятии обеспечительных мер.

В соответствии со ст. 90 АПК РФ суд может принять меры, направленные на обеспечение иска, или имущественных интересов заявителя, на любой стадии арбитражного процесса. Обеспечительные меры допустимы в случае, когда их неприятие может причинить заявителю значительный ущерб.

Так, последствием одностороннего отказа Заказчика от контракта становится включение исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.

Применение этой санкции констатирует факт недобросовестного поведения Исполнителя, который своими действиями намеренно и умышленно нарушил положения законодательства о контрактной системе.

Основное неблагоприятное последствие включения в реестр – невозможность участвовать в процедурах определения поставщика в течение двух лет с момента внесения информации в реестр. Нахождение в таком реестре причинит значительный ущерб.

Для предупреждения такой ситуации исполнитель может оспорить отказ Заказчика в суде, и параллельно заявить об обеспечительной мере в виде приостановления внесения записи в реестр до вступления судебного акта в силу. Суды часто удовлетворяют такие требования.

Как следует из решения Алтайского республиканского УФАС России по делу № РНП 04-106/17 антимонопольным органом принято решение о не включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в связи со следующим.

Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, уведомил об этом Исполнителя, решение об отказе вступило в законную силу. Также Заказчик предоставил в УФАС сведения в отношении Подрядчика по факту неисполнения им условий государственного контракта, для включения в Реестр недобросовестных поставщиков.

Исполнитель направил в антимонопольный орган возражения на заявление о включении в Реестр. В возражениях он сослался на свое несогласие с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта, и обращение в Арбитражный суд с иском о признании односторонней сделки о расторжении контракта недействительной. Исковое заявление принято к производству (дело № А02- 2486/2017). Вместе с иском Подрядчик направил в суд заявление о принятии обеспечительных мер. Суд определил приостановить действие решения Заказчика об одностороннем отказе до вступления судебного акта по делу в законную силу.

Рассмотрев заявление Заказчика о включении сведений в Реестр, возражения Поставщика, и учитывая принятое судом решение УФАС пришло к выводу об отсутствии в данном случае оснований для включения сведений об Исполнителе в Реестр недобросовестных поставщиков до принятия судом решения о правомерности одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.

Любопытно, что после вынесения УФАС решения подрядчик, достигший своей цели, от иска в суде отказался.

Также в качестве обеспечительных мер в иске о признании одностороннего отказа недействительной сделкой могут быть заявлены приостановление вступления в силу уведомления о расторжении, запрет на одностороннее расторжение.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе исполнять контракт, однако, может это сделать только в четком соответствии с нормами действующего законодательства.

Попытки прекратить договорные отношения посредством неправомерного отказа от исполнения выявляются в ходе судебных процессов. Если подрядчик своевременно воспользуется доступными инструментами защиты своих прав, шансы на успешное разрешение спора для него значительно повышаются.

Из смысла статьи 95 ФЗ № 44 следует, что односторонний отказ является мерой реагирования Заказчика на нарушение Поставщиком принятых обязательств.

Для предупреждения возможного конфликта Исполнителю изначально следует относиться к исполнению контракта добросовестно, а также обеспечивать себя доказательствами своего добросовестного поведения, которые могут быть использованы в судебном разбирательстве в случае недобросовестного поведения Заказчика.

Порядок одностороннего отказа от исполнения договора по 44-ФЗ заказчиком и поставщиком

Заказчик и подрядчик по 44-ФЗ имеют право принять решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения контракта по основаниям, которые предусмотрены законодательством о контрактной системе, а также Гражданским кодексом.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Какими правовыми нормами регулируется

Право на односторонний отказ заказчика от исполнения договора предусмотрено в ст. 95 44-ФЗ, где регламентирован порядок расторжения госконтракта. Согласно указанной правовой норме, выделяют три способа расторжения контракта при недобросовестных действиях как со стороны заказчика, так и поставщика:

  1. По судебному решению.
  2. По соглашению сторон.
  3. В одностороннем порядке.

Согласно ч. 8 ст. 95 44-ФЗ, расторжение контракта должно опираться на нормы гражданско-правового законодательства. В ч. 12-22 ст. 95 ФЗ-44 указано на обязательные этапы расторжения: это уведомление второй стороны и 10-дневный период для устранения недостатков.

Кто может расторгнуть контракт в одностороннем порядке

Право на односторонний отказ от исполнения госконтракта закреплено за заказчиком и поставщиком, исполнителем или подрядчиком по нему. Для того чтобы указанное право могло реализоваться, необходимо одновременное соблюдение двух условий:

  1. Возможность отказа от договора в одностороннем порядке должна быть прописана в тексте контракта.
  2. Основания для отказа от госконтракта в одностороннем порядке должны содержаться в Гражданском кодексе.
Читайте также:  Допуск к участию в электронном аукционе участника закупки, предложившего медицинские изделия одного вида, но разных

Для расторжения договора речь должна идти о существенных нарушениях, а ущерб от него должен превышать выгоду от продолжения исполнения контракта.

Основания для расторжения

Основания для расторжения контракта в одностороннем порядке зависят от вида контракта. Так, в отношении договора подряда могут применяться положения ч. 3 ст. 708 Гражданского кодекса. Основанием для отказа в данном случае может стать просрочка при выполнении работ или иных установленных законом сроков. В ч. 2 ст. 405 Гражданского кодекса сказано, что если просрочка должника привела к утрате интереса кредитора в исполнении контракта, то он может отказаться от госконтракта и потребовать возмещения убытков.

Для договоров, которые предусматривают поставку товара, по ст. 523 Гражданского кодекса право на полный или частичный односторонний отказ от исполнения договора допускается, если речь идет о существенном нарушении договора. В ч. 2 указанной статьи сказано, что под существенными нарушениями понимаются:

  1. Поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не подлежат устранению в приемлемые сроки.
  2. Неоднократный срыв сроков поставки.

Указанные нарушения позволяют отказаться от исполнения контракта заказчику. Что касается поставщика, то для него такими основаниями могут стать неоднократные нарушения сроков оплаты заказчиком, если заказчик не закупает товары, работы и услуги в объемах по договору.

В случае если у заказчика были основания для отказа от договора, но он не реализовал данную возможность, ему грозит административная ответственность.

Порядок расторжения контракта заказчиком

Односторонний отказ от расторжения контракта по инициативе заказчика предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Заказчик проводит экспертизу поставленного товара или оказанной услуги на предмет нарушений.
  2. Принимается решение об одностороннем отказе. Решение обязательно фиксируется в письменной форме и содержит указание на то, кто его принимал и на каких основаниях.
  3. Принятое решение подлежит размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней по ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.
  4. О принятом решении информируют подрядчика в течение 3 рабочих дней после его принятия. В качестве даты уведомления поставщика будет выступать день вручения ему уведомления (получения подтверждения его вручения), получения информации об отсутствии поставщика по указанному адресу после того, как прошли 30 дней после размещения данных в ЕИС. Уведомление об отказе от госконтракта передается по адресу, который указан в тексте договора, одним из следующих способов: телеграммой; факсом; электронной почтой; с помощью иного средства доставки, которое позволяет получить письменное свидетельство вручения документа.
  5. У заказчика есть альтернатива: расторгнуть госконтракт или отменить решение. Это допускается сделать как минимум через 10 дней после получения уведомления поставщиком. Указанные сроки даются поставщику на то, чтобы реабилитироваться: исправить недостатки по контракту и компенсировать затраты заказчику.
  6. Заказчику нужно опубликовать сведения о расторжении в ЕИС в течение рабочего дня по п. 26 ст. 95 44-ФЗ. Это правило не распространяется на контракты, которые содержат гостайну.
  7. Далее необходимо направить сведения в ФАС для включения сведения о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Сделать это необходимо в течение 3 дней после вступления решения в силу. Передача сведений в реестр является не правом, а прямой обязанностью заказчика. В случае если не передаст эту информацию, или она окажется недостоверной, на заказчика будет наложен штраф в размере 20 тыс. р.

Включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков при исполнении госконтракта не влияет на его права и обязанности по уже подписанным контрактам и не может служить основанием для отказа заказчиков от сотрудничества с ним. Избежать попадания в РНП поставщик может только при добросовестном исполнении своих обязанностей либо если ему удастся оспорить принятое заказчиком решение в судебном порядке. Таким образом он сможет восстановить свою деловую репутацию и продолжить участие в закупках, которые реализуются по 44-ФЗ.

После того как контракт был расторгнут, заказчик может провести закупку вновь. Заключать контракт с поставщиком, который оказался на втором месте по результатам торгов, заказчик не может.

Привлечение заказчика к ответственности допускается на основании проведенной проверки сотрудниками ФАС. Она может быть инициирована после поступившей жалобы на действия заказчика от поставщика.

Порядок оформления решения

Решение о расторжении контракта не имеет унифицированной формы и разрабатывается заказчиком по своему усмотрению.

В текст такого решения следует включить:

  1. Наименование, реквизиты и контактные данные поставщика.
  2. Место заключения документа.
  3. Дата его подготовки.
  4. Какие нарушения были допущены поставщиком, которые стали основаниями для принятого решения.
  5. Принятое заказчиком решение о расторжении с указанием реквизита госконтракта.
  6. Ответственное лицо.
  7. Дата подготовки документа.

К решению прилагается экспертное заключение, которое подтверждает факт существенных недостатков в товаре (если это применимо).

Решение обычно готовится ответственным специалистом закупочной комиссии или контрактным управляющим.

Порядок расторжения контракта поставщиком

Одностороннее расторжение госконтракта по инициативе поставщика осуществляется по схожему алгоритму:

  1. Принимается решение о расторжении договора.
  2. В течение 3 дней уведомляется заказчик о принятом решении.
  3. Поставщик отказывается исполнять госконтракт или отменяет принятое решение через 10 дней после надлежащего уведомления.

Поставщик может обратиться в судебные инстанции для возмещения ему убытков от недобросовестных действий заказчика.

Возможна ли отмена решения

Отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта допустимо, но только единожды.

В данном случае нужно составить письменное решение об отмене и разместить его в ЕИС.

Таким образом, односторонний отказ является оперативным способом расторжения госконтракта. Он позволяет заказчику и поставщику отстоять свои интересы и законные права при нарушении одной из сторон договорных условий. При этом сторона, потерпевшая от недобросовестных действий второй стороны, вправе затребовать компенсации убытков и возмещения ущерба. При расторжении госконтракта в одностороннем порядке заказчику следует придерживаться строгого алгоритма действий. Он в обязательном порядке уведомляет поставщика о своем решении, а у того есть 10 дней на устранение недостатков. При несоблюдении установленного порядка заказчику грозит административная ответственность в виде штрафов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Односторонний отказ от исполнения контракта после истечения срока его действия

Доброго дня, может ли заказчик подать на односторонний отказ от исполнения контракта, если контракт уже прекратил свое действие и не осталось никаких обязательств по нему кроме взаиморасчетов?

Контракт исполнен не был.

10. Вступление Контракта в силу, порядок прекращения и расторжения

10.1. Настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами, и действует до «25» декабря 2016 года, а в части взаиморасчетов до полного исполнения принятых Сторонами по настоящему Контракту обязательств.

10.2. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.

10.3. Заказчик или Поставщик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. Заказчик и Поставщик при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта обязаны руководствоваться положениями статьи 95 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

10.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик не соответствует требованиям к участнику закупки, предусмотренным документацией, или он предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Поставщика.

Ответы юристов ( 3 )

  • 10,0 рейтинг
  • 9454 отзыва эксперт

может ли заказчик подать на односторонний отказ от исполнения контракта, если контракт уже прекратил свое действие и не осталось никаких обязательств по нему кроме взаиморасчетов?
Вадим

Вадим, а какой в этом смысл, поясните пожалуйста? Контракт не исполнен, срок его завершился. Взыскать штрафы или неустойку можно и за пределами его срока. Причем тут односторонний отказ?

В рнп могут включить?

Почему то ФАС в своем письме к нам ссылается именно на односторонний отказ Заказчика, хотя заказчик решил отказаться уже за пределами сроков контракта

На мой взгляд заказчик такую возможность упустил. Основания прямо указаны в законе, а односторонний отказ от договора после истечения его срока невозможен.

Нарушение сроков поставки. Односторонний отказ был 16 января 2017, за пределами сроков и поставки и действия контракта. Он беспредметный по сути
Вадим

Проблема мне видится в другом. Вот требует закон для включения в РНП односторонний отказ — заказчик его и изобразил. То есть спорить с ситуацией придется Вам, при этом еще и не с заказчиком, а с ФАС.

  • 10,0 рейтинг
  • 7541 отзыв эксперт

Вадим, добрый вечер! Согласно ч.8 ст. 95 44-ФЗ

8. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

законодательством, в частности Гражданским кодексом односторонний отказ, например при договоре поставики допускается при

1. Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
2. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.

В рнп могут включить? Почему то ФАС в своем письме к нам ссылается именно на односторонний отказ Заказчика, хотя заказчик решил отказаться уже за пределами сроков контракта
Вадим

да, могут, согласно ст. 104 44-ФЗ

2. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Отмечу, что вопрос включения в РНП не решается автоматически, УФАС собирает комиссию и рассматривает вопрос с участием заказчика и исполнителя, т.е. возможность представить и отстаивать свою позицию у вас будет

Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062
«О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»

12. Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов,осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 настоящих Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.

Нарушение сроков поставки. Односторонний отказ был 16 января 2017, за пределами сроков и поставки и действия контракта. Он беспредметный по сути
Вадим

Вообще в силу ст. 523 ГК для поставки существенным является именно неоднократное нарушение сроков, т.е. более одного раза, если нарушение было 1 раз формально нет основания для расторжения в одностороннем порядке из за нарушения срока

Согласно ч. 8 ст. 95 № 44-ФЗ

расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

согласно ст 95 44 ФЗ

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом.

Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 N 18
«О некоторых вопросах, связанных с применением Положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки»

7. В случаях, когда моменты заключения и исполнения договора не совпадают, а сторонами не указан срок поставки товара и из договора не вытекает, что она должна осуществляться отдельными партиями, при разрешении споров необходимо исходить из того, что срок поставки определяется по правилам, установленным статьей 314 Кодекса (статья 457).Статья 314. Срок исполнения обязательства
1. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
2. В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условия, позволяющие определить этот срок, а равно и в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, обязательство должно быть исполнено в течение семи дней со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не вытекает из обычаев либо существа обязательства. При непредъявлении кредитором в разумный срок требования об исполнении такого обязательства должник вправе потребовать от кредитора принять исполнение, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства или не явствует из обычаев либо существа обязательства.

У вас контракт всё ещё действует в части исполнения обязательств, поэтому не вижу оснований для одностороннего отказа от его исполнения если только были существенные нарушения со второй стороны. в контракте такое условие формально есть.

Ссылка на основную публикацию