Включение в реестр контрактов информации о расторжении контракта при ликвидации юрлица по 44 ФЗ

Включение в реестр контрактов информации о расторжении контракта при ликвидации юрлица по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Исполнитель по договору был ликвидирован. Официального документа о ликвидации организации в адрес заказчика направлено не было.
Заключить соглашение о расторжении контракта не представляется возможным, так как исполнитель прекратил свое существование в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ 23.11.2018. Контракт не исполнен по вине исполнителя.
Может ли заказчик расторгнуть контракт в одностороннем порядке (условиями контракта предусмотрена возможность одностороннего отказа) в случае ликвидации исполнителя? Можно ли расценивать действия исполнителя, как ненадлежащее исполнение условий контракта, и расторгнуть контракт в одностороннем порядке?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Расторжение контракта в приведенной ситуации невозможно, так как его действие уже прекращено в связи с ликвидацией контрагента.

Обоснование позиции:
Согласно ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В последнем случае необходимо соблюсти процедуру, установленную ч.ч. 12-14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, по смыслу которых односторонний отказ возможен лишь в случае нарушения контрагентом условий контракта либо недобросовестности контрагента и при наличии существующего контрагента.
Так, например, указанной процедурой предусмотрено направление контрагенту решения заказчика об одностороннем отказе; отмена заказчиком указанного решения в случае устранения контрагентом нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения, с компенсацией заказчику затрат на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. К тому же расторжение контракта в связи с односторонним отказом заказчика сопровождается включением информации о контрагенте в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ)*(1).
В связи с этим отметим, что согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. В свою очередь, согласно ст. 419 ГК РФ ликвидация юридического лица служит основанием для прекращения обязательств, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).
Таким образом, в приведенной ситуации обязательства, предусмотренные контрактом, прекращены в связи с ликвидацией юридического лица после внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении контрагента (п. 9 ст. 63 ГК РФ).
Как показывает практика, суды отказывают в удовлетворении требования о расторжении договора, заключенного с ликвидированным на момент предъявления такого требования юридическим лицом, так как такое требование может быть заявлено только в отношении действующего обязательства. В случае же ликвидации юридического лица договор считается прекращенным (смотрите, например, постановление АС Уральского округа от 12.08.2014 N Ф09-3949/14 по делу N А60-42574/2013, постановление АС Поволжского округа от 13.04.2016 N Ф06-7452/16 по делу N А65-14639/2015, постановление АС Центрального округа от 04.12.2017 N Ф10-5305/17 по делу N А35-2918/2017, постановление Девятнадцатого ААС от 29.08.2017 N 19АП-5033/17, постановление АС Московского округа от 24.10.2018 N Ф05-21096/17 по делу N А40-52741/2017).
Таким образом, на наш взгляд, расторжение контракта в приведенной ситуации, в том числе в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, невозможно, так как его действие уже прекращено в связи с ликвидацией контрагента. Законом N 44-ФЗ прямо не урегулирован порядок действий заказчика в случае “закрытия” подобных контрактов в ЕИС. Отметим, что данным законом не предусмотрена и обязанность заказчика в любом случае расторгать контракт. Поэтому, полагаем, само по себе нерасторжение контракта по причине ликвидации юридического лица не является нарушением требований Закона N 44-ФЗ.
Отметим, что, по мнению представителей Минэкономразвития России, при ликвидации юридического лица контракт может быть расторгнут по соглашению сторон или по решению суда, а также путем одностороннего отказа от контракта, если такая возможность им предусмотрена (смотрите письмо от 27.04.2017 N Д28и-1885, письмо от 09.11.2015 N Д28и-3292). О возможности расторжения договоров по причине ликвидации юридического лица свидетельствует немногочисленная судебная практика (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 28.07.1999 N КГ-А40/2211-99). Однако, на наш взгляд, подобная позиция необоснованна.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

18 января 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите также Энциклопедию решений. Общий порядок расторжения контракта при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Особенности ведения реестра контрактов по 44-ФЗ

Особенности ведения реестра контрактов по 44-ФЗ

На кого возлагается обязанность по направлению сведений в реестр контрактов? Как правильно внести данные по контракту? Что изменилось в порядке ведения реестра контрактов по 44-ФЗ в 2019 году?

Из этой статьи вы узнаете:

  • На кого возлагается обязанность по направлению сведений в реестр контрактов
  • Как правильно внести данные по контракту
  • Что изменилось в порядке ведения реестра контрактов по 44-ФЗ в 2019 году

Перед учреждениями и организациями, которые выступают в роли государственных и муниципальных заказчиков, нередко встает вопрос: как осуществляется ведение реестра контрактов по 44-ФЗ и каковы их обязанности по передаче сведений в этот документ?

Все контракты, которые заключаются с исполнителями для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, подлежат отражению в соответствующем реестре.

Заказчикам необходимо соблюдать установленные законодательством сроки: данные о заключении, изменении, исполнении или расторжении контракта должны быть переданы в течение пяти дней после совершения юридически значимых действий. Предлагаем подробно рассмотреть все нюансы, связанные с внесением сведений в реестр.

Кто обязан направлять сведения в реестр контрактов

Федеральный закон № 44 предусматривает перечень лиц, обязанных приобретать товары, работы и услуги по определенной процедуре на конкурсной основе. В него входят:

  • государственные или муниципальные заказчики;
  • бюджетные учреждения при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия в аналогичном случае;
  • автономные учреждения, испытывающие потребность в товарах, работах, услугах;
  • юридические лица, приобретающие товары, работы и услуги для своей деятельности, обязанные представлять информацию об этом в реестр на основании договора о предоставлении инвестиций;
  • юридические лица, закупающие товары, работы и услуги в соответствии с ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, если заказчиком им передано полномочие по передаче данных в реестр.

Датой заключения контракта считается день его подписания заказчиком, датой исполнения – число, указанное в документе об оплате (включая выплату аванса) или в акте о приемке товара, работы или услуги. Нередко встречаются ситуации, когда оплата и приемка осуществляются в несколько этапов. Данные в реестр в таком случае передаются в течение пяти дней со дня создания каждого платежного поручения или подписания очередного акта.

Если заказчик предъявлял претензию в связи с неудовлетворительным качеством поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, пятидневный срок исчисляется со дня перечисления исполнителем средств в возмещение ущерба. Днем поступления данных о СМП и СОНКО считается дата, когда они получены от таких юридических лиц или предпринимателей.

Датой изменения (расторжения) контракта признается дата:

  • подписания соответствующего дополнительного соглашения, проставленная в документе. Кроме того, таковой считается дата, когда соглашение подписала последняя из заключающих его сторон;
  • изменения (расторжения) по решению суда, а именно указанная в нем дата вступления в силу;
  • расторжения при одностороннем отказе от его исполнения – 11-й день после дня уведомления второй стороны, осуществленного в соответствии с законом.

Таким образом, заказчик направляет для включения в реестр информацию о заключенных, измененных, исполненных (в том числе частично) и расторгнутых контрактах. Перечень сведений, подлежащих передаче, напрямую зависит от того, в связи с каким событием они направляются.

В случае заключения контракта в этот список входят:

  • данные о заказчике;
  • источник финансирования;
  • способ закупки;
  • реквизиты протокола, содержащего итоги закупки;
  • дата заключения и номер контракта (если он присвоен этому документу);
  • сведения об объекте закупки, в том числе о лекарственных препаратах;
  • цена контракта и размер аванса;
  • цена за единицу товара или услуги;
  • информация об исполнителе;
  • данные о гарантии качества (если это необходимо);
  • идентификационный код закупки;
  • срок исполнения.

Если при исполнении контракта задействуются в качестве третьего участника субъекты, относящиеся к СМП и СОНКО, сведения о договоре с ними также должны быть предоставлены для включения в реестр.

Внесение данных по контракту

Информация передается в электронном виде в Казначейство России. Последовательность действий такова:

1. Через личный кабинет заказчика в ЕИС или через единый портал бюджетной системы РФ входим в систему«Электронный бюджет».

2. Выбираем требуемую форму для внесения данных.

3. На странице реестра нажимаем кнопку «Создать информацию о контракте», если передаются данные о заключенном контракте.

Когда необходимо включить в реестр информацию об изменении, исполнении или расторжении контракта, для начала требуется выбрать именно его во вкладке «Исполнение».В выпадающем меню нажимается «Внесение изменений» или «Исполнение (расторжение) контракта». Появится страница, на которой можно вводить новые данные.

Не все изменения, требующие внесения в реестр, перечислены в частях 1, 5 – 7 статьи 95 Закона N 44-ФЗ. Системой «Электронный бюджет» предусмотрены операции по корректировке информации об изменении контракта только при наличии основания, содержащегося в этих нормах. В противном случае используйте обычное внесение исправлений.

4. Заполняем форму веб-интерфейса.

Необходимо ввести соответствующие данные в каждое поле, отмеченное «звездочкой», только так система разрешит вам сформировать данные и добавить их в реестр. При возникших затруднениях воспользуйтесь инструкцией «Руководство пользователя. Подсистема управления закупками в части формирования сведений реестра контрактов и реестра банковских гарантий», размещенной на сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru (вкладка «Документы», раздел «Обучающие материалы», подраздел «Руководства пользователя по 44-ФЗ»).

5. При необходимости присоединить документы добавляем их.

Бумажные варианты сканируем, обращая внимание на формат файла: документ должен быть доступен к просмотру при помощи распространенных и общедоступных программ.

Читайте также:  Составление и размещение в ЕИС отчета об исполнении контракта

6. Подписываем сведения и отправляем их в реестр.

Нажимаем «Подписать и разместить».Используем электронную подпись лица, которое имеет полное право действовать от имени заказчика. Как правило, оформляется собственная электронная подпись для сотрудника, который постоянно занимается подготовкой информации для передачи в реестр. На него возлагается вся ответственность за ее достоверность и полноту.

7. При необходимости вносим исправления в сведения

Казначейство России проверяет все данные, подлежащие размещению в реестре. Если этим ведомством обнаружены ошибки, понадобится внести коррективы, иначе сведения просто не попадут в реестр. При самостоятельном выявлении недочетов заказчики тоже обязаны как можно скорее внести исправления. Своевременная реакция на обнаруженные ошибки позволит уполномоченному сотруднику избежать административной ответственности.

Чтобы подкорректировать данные, вам потребуется:

  • Сформировать исправленные сведения в системе «Электронный бюджет». Заходим в личный кабинет заказчика в ЕИС, находим в реестре нужный контракт, в карточке которого на вкладке «Документы» нажимаем «Создать информацию об изменении контракта». На открывшейся странице есть вкладка «Общая информация», где в блоке «Тип изменения» выбираем «Исправление сведений». Заново заполняются только те поля, в которых найдены ошибки. Аналогично поступают при необходимости прикрепить документы к правильным сведениям.
  • Прикрепить или заменить документы при необходимости. Если при первом заполнении полей не были присоединены документы или ошибочно в реестр направили не те сканкопии, это делается в ходе внесения исправлений.
  • Подписать и направить исправления в реестр. Проверяем новый вариант передаваемых в реестр данных, корректность прикрепления документов, заверяем их электронной подписью уполномоченного лица. На исправление обнаруженных ошибок заказчику дается один рабочий день после получения протокола Казначейства России.

Порядок ведения реестра контрактов по 44-ФЗ с 2019 года

Приказом Министерства финансов от 19.07.2019 № 113н внесены изменения в порядок формирования сведений, направляемых заказчиками в реестр. В частности, коррективы затронули процесс описания объекта закупок. Новые правила ведения реестра контрактов по 44-ФЗ действуют с 29 сентября 2019 года.

Минфин был вынужден издать этот документ в связи с назревшей необходимостью внесения изменений в Закон о закупках. На сегодняшний день Казначейству России для корректного ведения реестра требуется больше информации.

Надо сказать, что практически все данные, которые необходимо указывать заказчикам, использовались при оформлении закупочной документации и ранее. Сюда входит информация об объекте почтовой связи и абонентском ящике. Не изменился и порядок определения цены контракта. Это говорит о том, что действия инициаторов закупок приводятся в соответствии с нормами Закона № 44-ФЗ, большинство норм входило в утративший силу приказ Минфина № 136н.

Практически все сведения для передачи в Казначейство России формируются в автоматическом режиме. Разберем новшества, установленные приказом № 113н:

1. Вид ЭП. Используемая заказчиком для заверения документов и передаваемых данных электронная подпись должна соответствовать требованиям Закона № 44-ФЗ.

2. Формат документов. Для передачи информации в Казначейство Министерством финансов и другими государственными органами определены форматы электронных документов.

3. Информация о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Изменения затронули перечень кодов и наименований способа. В связи с введением электронных закупок список кодов расширен, например, появились такие, как 11013 – открытый конкурс в электронном виде и 13013 – запрос котировок в электронной форме. Изложение части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ потребовало обновления кодов по закупкам у единственного поставщика.

4. Сведения о дате подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и реквизитах документа, подтверждающего основание заключения контракта. Коды и наименования документов, на основании которых заключается контракт, тоже не остались без изменений. Дату подведения результатов определения поставщика (подрядчика, исполнителя),когда закупка осуществляется у единственного поставщика, теперь требуется указывать и для несостоявшихся электронных процедур.

5. Новшества коснулись формирования данных об объекте закупки, о стране происхождения товара и производителе по исполненным контрактам. Сведения должны подаваться и о других характеристиках закупки, в приказе содержится полный список сведений, которые Федеральное казначейство требует от заказчика.

6. Цена контракта. Чтобы объем информации, направляемой в реестр, полностью соответствовал тем изменениям, которые внесены в 44-ФЗ, Минфин установил новый перечень данных по вопросу цены контракта. Поскольку у заказчиков появилась возможность осуществлять закупки по цене за единицу товара, от них требуется указывать сведения о максимальном значении цены. Если проводились торги на право заключения контракта, следует указать предложение о цене. К новшествам относится также необходимость отразить в документации дополнительную информацию при указании цены контракта либо ее максимального или ориентировочного размера,цены за единицу, размеров аванса и обеспечения в иностранной валюте.

7. Сведения о сроке исполнения контракта. Их состав остался прежним, изменения затронули порядок представления. В приказе предусмотрена необходимость указания информации о сроке для каждого этапа исполнения контракта. Хотя в приказе № 136н подобного положения не было, на практике данные об отдельных этапах отражались в системе и ранее.

8. Внесены коррективы в состав сведений о месте нахождения или жительства и почтовом адресе поставщика (подрядчика, исполнителя). В перечень включены новые данные– об объекте почтовой связи и абонементном ящике. Если иностранные юр. лицо и гражданин пребывают на территории РФ, ими также передаются аналогичные данные. В противном случае включается информация по стране постоянной регистрации. Исключение составляют поставщики культурных ценностей и производители работ такого типа.

9. Сведения об изменении контракта. Поскольку изменениями в 44-ФЗ расширен список случаев, при которых разрешается существенно менять условия контракта в ходе исполнения, приказом № 113н предусмотрены новые коды и наименования причины изменений:

  • когда объем и вид работ в соглашениях на осуществление строительных работ и сохранение объектов культурного наследия меняется не более чем на 10 % (увеличивается или уменьшается);
  • когда корректируется цена контракта в размере роста ставки НДС, а также по контрактам с единственным поставщиком по пунктам 1, 8, 22, 29, 32, 34, 51 части 1 статьи 93 44-ФЗ.

Коды и наименования документов, ставших основанием для внесения изменений в условия контракта, тоже приведены в соответствие с 44-ФЗ.

10. Информация о расторжении контракта и признании его недействительным теперь также представляется в расширенном объеме. Если соглашение признается недействительным, необходимо указать реквизиты документа, на основании которого принято такое решение.

11. Абсолютным новшеством можно назвать необходимость указывать данные о договоре поставщика (подрядчика, исполнителя) с исполнителем, субподрядчиком, которые относятся к категориям субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

12. Внесены коррективы в порядок представления данных об исполнении контракта и его отдельных этапов. В частности, теперь требуется указать:

  • стоимость исполненных обязательств в соответствии с актом приемки;
  • сведения об излишне оплаченной сумме заказчиком. В этом случае в обязательном порядке прописываются:
  • реквизиты документа-основания для возврата излишне уплаченной суммы;
  • размер уплаченной и возвращенной суммы, а также дата осуществления возврата.

Изменения коснулись состава дополнительных сведений при передаче данных о закупках лекарственных препаратов. Теперь заказчики обязаны отразить информацию о цене за потребительскую упаковку, включая ставку и размер НДС.

Кроме того, в перечень сведений добавлено количество потребительских упаковок лекарственного препарата, поставленных в рамках исполнения соглашения. Коррективы затронули и дополнительные сведения, которые должны быть представлены, если операции по оплате осуществлялись в иностранной валюте. Это касается стоимости исполненных обязательств, сумм оплаты контракта, банковской гарантии, размера излишне уплаченной заказчиком суммы и ее возврата заказчику.

13. В приказе № 133н есть еще одно новшество. Теперь обязательна передача данных о списании заказчиком сумм неустойки (штрафа, пени), которые были начислены поставщику (подрядчику, исполнителю), но не были списаны в 2015 и (или) в 2016 годах.

Преимущества применения контрактной системы для удовлетворения государственных и муниципальных нужд очевидны. Благодаря ей поддерживается стабильность правовых и экономических отношений в бюджетной системе РФ, обеспечивается конкуренция между исполнителями, прозрачность процедур, минимизируются риски коррупции при осуществлении госзакупок.

В каких случаях допускается расторжение контракта по соглашению сторон в рамках 44-ФЗ?

Несмотря на то что процедура заключения госконтракта достаточно длительная и ей предшествует целый ряд организационно сложных этапов, после подписания договора сторонам может потребоваться расторгнуть договор в согласительном порядке. Такая возможность закреплена за ними ч. 8 ст. 96 44-ФЗ.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

В каких случаях допускается расторжение контракта по соглашению сторон

В ч. 8 ст. 95 44-ФЗ предусмотрено 4 основания для расторжения ранее подписанного контракта:

  1. По соглашению сторон.
  2. По инициативе поставщика.
  3. По инициативе заказчика.
  4. По решению судебного органа.

Более 90% подписанных ранее контрактов расторгается в согласительном порядке.

Хотя 44-ФЗ о контрактной системе предусматривает возможность расторжения госконтракта в двустороннем согласительном порядке, но детально данная процедура здесь никак не регламентирована. Здесь подробно описываются только действующие правила расторжения договора в одностороннем режиме по желанию заказчика или подрядчика.

Поэтому расторгнуть договор по соглашению сторон можно с опорой на нормы Гражданского кодекса. Непосредственный порядок расторжения госконтракта может быть прописан в самом тексте договора. Но указанный пункт договора не является обязательным: если он отсутствует, то это не лишает стороны права оформить соглашение о расторжении договора.

Расторгнуть госконтракт по обоюдному согласию сторон с учетом положений гражданско-правового законодательства возможно в таких случаях:

  1. Поставщик не имеет возможности исполнить свои обязательства по независящим от него причинам. В гражданско-правовом законодательстве такие ситуации получили название форс-мажора. К ним относятся землетрясения, забастовки, войны и пр.
  2. У заказчика пропала потребность в закупке товаров и услуг по данному договору.
  3. Исполнение госконтракта невозможно из-за влияния внешних факторов.
  4. Заказчику не выделили соответствующие финансовые средства из бюджета, вследствие чего оплата товаров и услуг не представляется возможным.
  5. При истечении срока контракта, если заказчик не выбрал полный объем предполагаемого к поставке товара.
  6. Поставщик утратил возможность исполнить свои обязательства, а заказчик согласился отказаться от госконтракта.

Заказчик лишен права расторжения госконтракта по взаимному согласию при нарушении поставщиком существенных условий договора. Например, если поставщик неоднократно нарушил сроки поставки товара или поставил товары ненадлежащего качества. В такой ситуации заказчик обязан расторгнуть договор в одностороннем порядке либо по судебному решению, начислить штрафные санкции в адрес поставщика и передать информацию о нем в реестр недобросовестных поставщиков.

По пояснениям Минэкономразвития, приведенным в письме от 2017 года №Д28и-130, госконтракт не допускается расторгнуть частично. В случае если товар был поставлен в неполном объеме, то заказчик должен принять его на условиях договора и оплатить по фактическому количеству.

Порядок расторжения

Согласно ст. 452 Гражданского кодекса, расторжение госконтракта по соглашению сторон оформляется в письменном виде. При этом процесс расторжения госконтракта может учитывать только общие рекомендации Гражданского кодекса. Сама процедура расторжения договора состоит из следующих этапов:

  1. Одна из сторон госконтракта разрабатывает текст дополнительного соглашения к договору.
  2. Проект дополнительного соглашения направляется второй стороне для ознакомления. В случае согласия с его положениями заказчик или поставщик подписывают документ. К проекту соглашения обычно прилагают сопроводительное письмо с предложением расторгнуть контракт.
  3. Соглашение подписывает вторая сторона, и оно приобретает юридическую силу. С этого дня госконтракт считается расторгнутым.

Хранить дополнительное соглашение о расторжении договора необходимо вместе с документацией о госзакупке в течение не менее 3 лет.

Порядок и сроки размещения информации в ЕИС

Сведения о расторгнутом госконтракте в течение 3 дней подлежит внесению в реестр контрактов. В реестре отображаются сведения о дате прекращения госконтракта, основаниях для его расторжения и реквизиты данного документа. Причину признания договора недействительным в согласительном порядке сторонами заказчику прописывать в реестре не следует. Здесь достаточно указать код «01».

Читайте также:  В документации о закупке работ установлены требования к используемому товару

Такая отчетность не публикуется заказчиками, если закупка производилась в неконкурентном формате на сумму до 100 тыс. р. у единственного поставщика, либо если товары, работы и услуги приобретались на территории иностранного государства, содержат признаки гостайны.

Составление соглашения

Соглашение о расторжении госконтракта составляется в той же форме, что и сам контракт. Он обязательно имеет письменную форму и заверяется подписями или печатями сторон (при их наличии). В остальном вопрос содержания соглашения о расторжении госконтракта никак не регламентируется законом о контрактной системе. Проект соглашения может разработать как представитель контрактной службы заказчика, так и подрядчика.

Исходя из положений гражданско-правового законодательства, в допсоглашении должны быть прописаны следующие сведения:

  1. Реквизиты заказчика (наименование, адрес, контактные сведения).
  2. Реквизиты поставщика (наименование, фактический и юридический адреса, ИНН и КПП, контакты).
  3. Номер и дата подписания государственного контракта.
  4. Количество поставленного и оплаченного товара, услуги или работы на момент расторжения.
  5. Стоимость неисполненных обязательств по госконтракту.
  6. Причина расторжения госконтракта (со ссылками на ч. 8 ст. 95 44-ФЗ, а также ч. 1 ст. 450 ГК РФ, которые дают право расторгнуть договор через подписание письменного соглашения).
  7. Ссылка на пункт госконтракта, в котором регламентируется порядок расторжения договора в согласительном порядке (если такой имеется).
  8. Сроки для возврата перечисленного аванса или обеспечительных мер (но сроки для возврата денежных средств после расторжения договора могут быть прописаны в самом госконтракте).
  9. Отсутствие у сторон взаимных претензий.
  10. Дата, с которой документ вступает в силу (или фраза о том, что документ приобретает юридическую силу с момента его подписания).
  11. Реквизиты, подписи сторон.

Указанные пункты не являются исчерпывающими и могут быть дополнены по решению сторон.

Документ готовится в двух экземплярах: по одному для каждой стороны.

Последствия расторжения

Последствия расторжения госконтракта по согласию сторон прописаны в ст. 453 Гражданского кодекса. Данная процедура предполагает, что стороны более не имеют претензий друг к другу, и все их обязательства по госконтракту аннулируются. При этом заказчик вправе потребовать исполнения гарантийных обязательств поставщиком в части товаров, работ и услуг, которые были ранее поставлены в рамках госконтракта и оплачены заказчиком. При этом стороны не могут потребовать возврата ранее исполненных обязательств.

Хотя иногда заказчики принимают меры, чтобы оставить обеспечение себе, так как по правилам Гражданского кодекса оно возвращается только после полного исполнения всех обязательств. Но суды в таком случае обычно встают на сторону поставщика и обязывают заказчика вернуть средства, так как вины в неисполнении условий договора у исполнителя нет. Ведь в данном случае действия заказчика подпадают под определение неосновательного обогащения по п. 1 ст. 1102 ГК.

Таким образом, расторжение договора при наличии соглашения между двумя сторонами выступает наиболее предпочтительным вариантом. Оно разрешается сторонам ст. 95 44-ФЗ. Под расторжением госконтракта по соглашению сторон понимается прерывание его исполнения до выполнения всех обязательств по контракту. Данная процедура подразумевает, что в процессе исполнения сторонами своих обязательств условия изменились, и исполнение условий контракта стало невыгодным. Расторжение госконтракта в согласительном порядке не имеет негативных последствий для поставщика и заказчика. В случае если одна из сторон не соглашается подписывать допсоглашение, то второй придется обратиться в суд.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Каков порядок ведения реестра контрактов по 44-ФЗ? Требования, предъявляемые к содержанию реестра

Реестр контрактов по 44-ФЗ – это официальная база данных, который ведется в рамках контрактной системы. Она содержит сведения обо всех подписанных контрактах в рамках 44-ФЗ.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Что такое реестр контрактов по 44-ФЗ и где его найти

Реестр контрактов ведет Федеральное казначейство на основании информации, передаваемой заказчиками. Включение сведений в реестр контрактов по 44-ФЗ является обязанностью заказчиков, и они не вправе ею пренебрегать.

Реестр контрактов доступен для ознакомления всеми заинтересованными лицами и располагается в открытом доступе в ЕИС. Ознакомиться с реестром контрактов можно здесь.

Реестр контрактов применяется всеми участниками контрактной системы для учета всех подписанных сделок. Помимо реестра контрактов по 44-ФЗ, в ЕИС представлен реестр договоров по 223-ФЗ.

В реестр государственных и муниципальных контрактов заказчиками вносятся сведения о заключении контракта, его изменении, расторжении контракта и исполнении.

Нормативное регулирование

Процедура формирования и ведения реестра контрактов должна опираться на положения следующих нормативно-правовых актов:

  1. Статья 103 44-ФЗ.
  2. Приказ Минфина №113н от 2019 года, который упразднил действие Приказа №136н от 2014 года в части формирования реестра.
  3. Постановление Правительства от 2013 года №1084.
  4. Приказ Минфина №130н от 23.12.2013 для закрытых закупок.

Как найти нужный контракт в реестре

В реестре контрактов предоставляется возможность поиска контракта на основании предложенных фильтров. Поиск нужного контракта можно вести по номеру реестровой записи, наименованию заказчика либо по ИКЗ.

При необходимости заинтересованное лицо может установить дополнительные фильтры:

  • по цене контракта;
  • по уровню бюджета;
  • по субъекту заказчика;
  • по номеру контракта;
  • по дате размещения сведений и пр.

В этом случае поставщикам необходимо предоставить подтверждение их добросовестности и передать заказчику ссылки на три успешно реализованных контракта без взыскания штрафных санкций.

Включаемые сведения

Сведения, которые передаются в реестр контрактов, перечислены в ч. 2 ст. 103 44-ФЗ.Они включают:

  • наименование заказчика;
  • источник финансирования;
  • способ выбора поставщика;
  • дата подведения итогов закупки;
  • дата подписания контракта;
  • объект закупки и цена контракта;
  • сведения о поставщике: его наименование, ИНН, местонахождение и пр.;
  • сведения об изменении условий контракта;
  • копия подписанного контракта;
  • сведения об исполнении контракта: стоимости выполненных работ, размере неустоек, заключении по результатам экспертизы работ и пр.;
  • информация о расторжении контракта с указанием оснований для его расторжения;
  • ИКЗ;
  • документ о приемке;
  • решение врачебной комиссии;
  • прочие документы, согласно реестру.

В случае нарушений при работе с реестром контрактов, который предусмотрен в ст. 103 44-ФЗ, заказчику грозит административная ответственность в виде штрафа в размере 20 тыс. р. (по ч. 2 ст. 7.31 КоАП).

Как внести сведения в базу

Сведения о подписанных контрактах передаются в Казначейство посредством системы «Электронный бюджет». Порядок внесения сведений в реестр будет следующим:

  1. Заказчик авторизуется в личном кабинете в ЕИС.
  2. Здесь он выбирает опцию «Сформировать информацию о контракте» и затем приступает к заполнению реестра.
  3. Заполняется вкладка с общей информацией о контракте: источнике финансирования, сведениях о заказчике, номере закупки, способе отбора поставщика и пр. Для автоматического заполнения указанных полей нужно найти извещение о проведении закупки. Поля в разделе с общей информацией в дальнейшем становятся недоступными для дальнейшего редактирования.
  4. В блоке с общими данными должны найти отражение реквизиты документа, который выступает основанием для заключения контракта по результатам конкурентной закупки, подписания контракта с единственным поставщиком или применения закрытого способа закупки. Здесь прописывается дата заключения контракта и способ указания цены контракта, наличие аванса. Далее указывается количество этапов (если реализация контракта разделена на этапы), а также дата исполнения условий контракта.
  5. На следующем этапе записи присваивается свой номер в реестре (автоматически).
  6. Когда сведения во все ячейки включены, то файл нужно проверить и сохранить.
  7. В блоке с дополнительной информацией указываются сведения об обеспечении исполнения контракта и сведения о достигнутой экономии при подписании энергосервисного договора.
  8. Во вкладке «За счет бюджетных средств» указываются источник финансирования и КБК, аналогичная информация указывается для вкладки «За счет внебюджетных средств», аналогичная информация — для соглашений, заключаемых по внебюджету.
  9. Указывается информация об объекте закупки на основании выбранной позиции в плане-графике.
  10. Заполняются сведения о поставщиках на основании выписок из ЕГРИП, ЕГРЮЛ.

По завершении формирования сведений о контракте заполняется вкладка «Документы». Для этого нужно отсканировать определенные документы и прикрепить файлы к форме или приложить их электронную версию, если закупка проводилась электронно.

Сроки для передачи информации

Сроки для передачи сведений в реестр контрактов составляют 5 рабочих дней с даты их заключения, изменения, расторжения или окончательного исполнения и приемки результатов работ, оказанных услуг, поставленного товара (на основании ч. 3 ст. 103 44-ФЗ).

Заказчик должен внести изменения в реестр в течение дня, если Казначейство выявит ошибки в переданных сведениях. Если заказчик сам обнаружил ошибочные сведения, то ему нужно в кратчайшие сроки их исправить. Для исправления нужно откорректировать поля с некорректными сведениями, затем подписать и отправить их на проверку.

После включения сведений в реестр контрактов по 44-ФЗ Казначейство передает заказчику извещение о включении реестровой записи в базу контрактов.

Изменения порядка ведения реестра контрактов с 2019-2020 гг.

Начиная с сентября 2019 года, в действующий порядок ведения реестра контрактов по 44-ФЗ были внесены масштабные поправки. Связано это с тем, что начал действовать Приказ Минфина от 2019 года №113н, который существенным образом изменил порядок обмена информацией между заказчиками и Федеральным казначейством для ведения реестра.

Основная масса требований отмененного Приказа Минфина №136н нашла отражение в Приказе №113н. Стоит отметить, что требования к заказчикам в части передаваемых сведений по контрактам во многом остались прежними: большая часть информации в реестре заполняется автоматически. Основными нововведениями в порядке ведения реестра стали:

  1. Используемая заказчиком для подписания документов электронная подпись теперь оформляется по правилам 44-ФЗ.
  2. Документы, которые передаются в Казначейство, должны быть только электронными.
  3. При описании способа определения поставщика используют новые коды и наименования закупки. Их обновление связано с переходом на электронные закупки. Так, электронному запросу котировок соответствует код 13013, электронному конкурсу – 11013 и пр. Поменялись также коды при закупках у единственного поставщика из-за изменений в части оснований подписания контракта.
  4. Изменились также коды и наименования документов, которые служат основанием для подписания контракта (это, например, протокол подведения итогов электронного аукциона). Дату подведения итогов определения поставщика нужно теперь указывать и по несостоявшимся закупкам в электронном виде, если контракт подписывается с единственным поставщиком.
  5. При формировании информации об объекте закупки теперь сформирован перечень новых сведений, которые нужно указывать в реестре. Информация о стране происхождения или производителе товара передается в реестр только при ее наличии.
  6. В графе с ценой контракта теперь можно указывать сведения о максимальном значении цены контракта, так как заказчикам разрешили проводить закупки с указанием цены за единицу. Также в реестр может передаваться информация о размере аванса, если он предусмотрен, и размере обеспечения в иностранной валюте.
  7. Сведения о сроках исполнения контракта теперь при необходимости указываются и применительно к отдельному этапу исполнения контракта. По сути, данная графа в реестре контрактов была предусмотрена и раньше, но в Приказе №136н она не отображалась.
  8. Новая информация теперь вносится в раздел с указанием места проживания исполнителя и его почтового адреса: в ЕИС появились разделы для указания объекта почтовой связи и абонементного ящика и пр.
  9. В связи с увеличением количества оснований для внесения изменений в существенные условия контракта при его исполнении в реестре были предусмотрены новые коды. Например, при увеличении цены контракта из-за роста ставки НДС или объема работ при строительных подрядах.
  10. Расширен перечень сведений в разделе с информацией о расторжении контракта. Теперь сюда вносится информация как по расторжению контракта, так и по признанию его недействительным.
  11. Появилось новое требование о необходимости формировать данные о договоре поставщика с соисполнителем из числа СМП.
  12. Требования к формированию сведений об исполнении также изменились. В данном разделе теперь допускается указывать сведения об излишне уплаченной сумме заказчиком.
  13. По новому Приказу появилась возможность указать информацию о списании суммы неустойки (штрафа или пени, начисленных поставщику), если они не были списаны в 2015-2016 годы.

С января 2020 года в реестр включается информация о признании контракта недействительным в судебном порядке.

Перечень передаваемых сведений, как и раньше, будет зависеть от хода реализации контракта: одна информация передается при расторжении контракта, другая – при его успешном завершении.

Читайте также:  Установление ограничений на участие в закупке и требований к ее участникам, а также указании в

Перечень сведений для проверки Казначейством с 2020 года

Перечень информации, которую будет проверять Казначейство при формировании записи в реестре контрактов, теперь изменился. Поправки были внесены в Постановление Правительства от 2013 года №1084 через Постановление Правительства от 2019 года №1400.

Казначейство по-прежнему рассматривает поступившие документы от заказчика в течение 3 рабочих дней, но состав сведений для проверки подвергся изменениям. С 2020 года сотрудник Казначейства будет проверять такие данные:

  1. Заказчиком сформирована и направлена документация по установленным правилам.
  2. ИКЗ и цена контракта отвечают сведениям из закупочной документации.
  3. Перечень документации, переданной заказчиком, соответствует правилам.
  4. Информация не противоречит друг другу.
  5. Цена контракта и ИКЗ отвечают сведениям в документации.
  6. Корректно указаны коды товаров, работ и услуг, сроки исполнения контракта, количество поставляемой продукции, страна происхождения товара, наименование заказчика, объект закупки.

До начала 2020 года действие п. 10 и пп. «в» п. 14 Постановления Правительства №1084 приостановлено, и Казначейство не проверяет некоторые сведения, которые указал заказчик. Это срок исполнения контракта, количество товара, единица измерения, исполнение и расторжение контракта, условия бюджетного обязательства.

Таким образом, в реестре контрактов по 44-ФЗ содержится полный спектр информации по подписанным соглашениям в рамках контрактной системы. На заказчиков по 44-ФЗ возлагается обязанность по передаче сведений в реестр контрактов в течение 5 дней после его подписания, изменения, расторжения или успешного исполнения и приемки результатов работ, оказанных услуг, поставленных товаров. За ведение реестра, проверку включенной в него информации, отвечает Федеральное казначейство. Перечень информации, передаваемой в реестр, определяется по нормам 44-ФЗ и Правительственными Постановлениями. Нарушение заказчиком действующего порядка передачи сведений в реестр контрактов грозит ему штрафными санкциями в размере 20 тыс. р.


Блог Ларисы Поповой

Закупай без нарушений!

Информация в реестр контрактов (продолжение)

В предыдущей статье было рассмотрено, какую информацию в реестр контрактов заказчик направляет при заключении и изменении контракта. Теперь рассмотрим документы и информацию, которые необходимо направлять в реестр при расторжении, исполнении контракта и сведения о субподрядчиках (при привлечении).

Сведения при расторжении контракта (не позднее 5 рабочих дней после расторжения).

Заказчик направляет в реестр контрактов сведения об основании, на котором расторгли контракт:

  • название;
  • реквизиты;
  • дата, когда разорвали контракт;
  • сумма ущерба при наличии;
  • дата, когда закончились обязательства контрагента, которые обеспечивала банковская гарантия.

Заказчик должен обязательно прикрепить документ, на основании которого расторгли контракт.

При расторжении по соглашению сторон – это дополнительное соглашение о расторжении, подписанное обеими сторонами.

В одностороннем порядке – решение об одностороннем отказе заказчика или поставщика исполнять контракт.

По решению суда – судебный акт.

Сведения при исполнении контракта (не позднее 5 рабочих дней после исполнения).

При исполнении контракта (приемки и оплаты), заказчик направляет в реестр контрактов информацию о приемке, оплате и гарантийных обязательствах.

Приемка и экспертиза:

  • Название и реквизиты документов о приемке, в том числе по этапам (например, акт оказанных услуг или платежное поручение)
  • Название и реквизиты документов о приемке, которыми будет подтверждено, что поставщик не исполнил контракт или исполнил с нарушениями
  • Копия документов о приемке
  • Количество поставленных товаров, объем работ или услуг
  • Единица измерения продукции по ОКЕИ
  • Страна происхождения или сведения о производителе товара
  • Заключение по результатам экспертизы товара, работы или услуги, отдельного этапа исполнения контракта (в случае, если заказчик привлек эксперта, экспертную организацию).
  • Наименование, номер и дата платежки
  • Информация о том, что платежка отвечает документам о приемке
  • Наименование валюты, в которой оплачивали контракт
  • Сумма оплаты контракта согласно платежке с авансом, если предусмотрели аванс
  • Сведения о неустойке, если начислили штрафы и пени.
  • Название и реквизиты документа о том, что наступил гарантийный случай или поставщик исполнил обязательства по гарантии
  • Количество продукции, которую поставщик поставил по гарантии (при наличии)
  • Информация о прекращении обязательств поставщика, которые обеспечены банковской гарантией, – укажите дату, когда закончились обязательства

С 7 ноября 2019 года заказчик обязательно вносит сведения о стране происхождения товара, если применялись требования национального режима к объекту закупки.

Если закупали лекарства, заказчик дополнительно указывает:

  • цену за потребительскую упаковку лекарства, в том числе ставку и сумму НДС;
  • серию препарата;
  • срок годности;
  • количество поставленных потребительских упаковок.

Изменения в контракте подтверждается соглашением об изменении, решением об одностороннем отказе. Нельзя подтвердить, что стороны исполнили контракт, актом сверки взаиморасчетов.

Публиковать сведения в реестр контрактов необходимо и по результатам приемки, и после оплаты (в течение 5 рабочих дней).

Сведения о субподрядчиках СМП и СОНО (не позднее 5 рабочих дней после исполнения).

Заказчик направляет в реестр контрактов информацию о договорах с субподрядчиками или соисполнителями из числа СМП и СОНО. Правило действует, если в контракте прописано обязательство для поставщика привлекать по субподряду субъекты малого бизнеса и социально ориентированные некоммерческие организации. В течение пяти рабочих дней, после получения, заказчик направляет в Федеральное казначейство информацию о субподрядчике:

  • наименование, фирменное наименование;
  • место нахождения;
  • ИНН;
  • дату, номер, предмет и цену договора.

Какие контракты не надо включать в реестр контрактов

Заказчик не включает в реестр информацию о контрактах, заключенных с единственным поставщиком в случаях, указанных в части 1 статьи 103 закона № 44-ФЗ.

По п.4 ч.1 ст.93 – до 300000 тыс. рублей.

По п.5 ч.1 ст.93 – до 600000 тыс. рублей.

По п.23 ч.1 ст.93 – на услуги по содержанию и ремонту нежилых помещений в безвозмездном пользовании или оперативном управлении у заказчика.

По п.42 ч.1 ст.93 – на работы, которые связаны со сбором и с обработкой первичных статистических данных.

По п.44 ч.1 ст.93 – на услуги доступа к базам данных, когда заказчик – библиотека, образовательная и научная организация.

По п.45 ч.1 ст.93 – с национальными и федеральными библиотеками на доступ к базам данных.

По п.46 ч.1 ст.93 – на закупки за счет средств на оперативно-розыскную работу в части контрактов с физическими лицами.

По п.52 ч.1 ст.93 – на товары, работы и услуги в целях государственной охраны.

Нарушения при работе с реестром контрактов

Заказчик может получить административный штраф, если допустит нарушения при работе с реестром контрактов, а именно:

  • внесет недостоверные сведения;
  • не направит необходимые информацию и документы;
  • направит сведения и документы несвоевременно.

Штраф для должностного лица – 20 000 руб. согласно части 2 статьи 7.31.

Хочется пожелать всем работать без нарушений.

Односторонний отказ от исполнения контракта 44 ФЗ

Виды расторжения

Процесс проведения закупки начинается с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора. Но факт заключения контракта не означает, что он будет успешно исполнен. Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и победителя, и каждый участник договора может быть не согласен с выдвинутыми в его адрес претензиями. Можно обратиться в суд, но процесс разбирательства займет много времени, что не всегда на руку потерпевшей стороне. Поэтому важно знать, что еще можно предпринять в такой ситуации, возможен ли односторонний отказ.

В соответствии со ст. 95 44-ФЗ расторжение контракта предусмотрено в случаях:

  • по решению суда;
  • расторжение контракта по соглашению сторон 44-ФЗ;
  • односторонний отказ.

Причины одностороннего отказа

В одностороннем порядке расторжение контракта допускается по 44-ФЗ при соблюдении следующих условий (ст. 95): нарушение является существенным (предусмотрено ГК РФ) и ущерб от него превышает выгоду от заключения договора, а в договоре прописана возможность одностороннего отказа.

В соответствии со ст. 523 ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

  • исполнитель поставил товары ненадлежащего качества и не устранил недостатки в необходимый период;
  • неоднократно нарушал сроки поставки, выполнения работ, оказания услуг, а также их оплаты;
  • заказчик не закупает товары или услуги в объемах или срокам, которые установлены в договоре.

Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация.

Односторонний отказ по инициативе заказчика

Шаг 1. Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях. В течение 3 рабочих дней информация также размещается в Единой информационной системе (далее — ЕИС) (ч. 12 ст. 95).

Шаг 2. Информировать исполнителя. Это нужно сделать в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения. Датой уведомления будет считаться день, когда получено подтверждение вручения поставщику документа о решении или информация о том, что он отсутствует по его адресу, или по истечении 30 дней после размещения в ЕИС.

Шаг 3. Расторгнуть контракт или отменить решение. В первом случае информация о расторжении размещается в ЕИС в течение 1 рабочего дня (п. 26 ст. 95). Но это можно сделать только через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика. Если в течение этого срока исполнитель исправляет нарушения и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, тот обязан отменить процедуру одностороннего расторжения и продолжить сотрудничество. При этом необходимо составить решение об отмене. Имейте в виду, что это правило действует только один раз.

Шаг 4. Направить сведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В течение 3 рабочих дней после того как расторжение вступит в силу, заказчик передает информацию об одностороннем отказе в ФАС для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Одностороннее расторжение по инициативе поставщика

Процесс такой же, как и со стороны заказчика, требуется оформить аналогичные документы. Для этого можно использовать образцы, которые мы привели выше.

Шаг 1. Принять решение и уведомить об этом заказчика. В течение 3 рабочих дней уведомление направляется с подтверждением вручения.

Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.

Односторонний отказ — относительно оперативный процесс. Благодаря ему заказчик и поставщик могут отстоять свои интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора. При этом потерпевшая сторона может потребовать возмещение понесенного ущерба. Однако не злоупотребляйте правом на односторонний отказ. Помните, что попытки уклониться от исполнения договора через неправомерное одностороннее расторжение легко выявляются в ходе арбитражного процесса.

Ссылка на основную публикацию