Внесение изменений в планы закупок по Закону N 223-ФЗ

Энциклопедия решений. План закупки по Закону N 223-ФЗ

План закупки по Закону N 223-ФЗ

План закупки товаров, работ, услуг (далее – план закупки) в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ размещается заказчиком в единой информационной системе (далее – ЕИС) на срок не менее чем 1 год. По нашему мнению, это указание означает, что план закупки должен содержать информацию о закупках, которые заказчик планирует осуществить в течение не менее чем 1 календарного (поскольку не указано иного) года, следующего за годом утверждения плана закупки. Обращаем внимание, речь идет о сроке именно не менее 1 года, то есть заказчик вправе по своему желанию подготовить план закупок и на больший срок. Отсюда, на наш взгляд, также следует, что план закупки должен быть размещен в ЕИС до начала календарного года, закупки в течение которого предусмотрены таким планом.

Порядок формирования плана закупки, порядок и сроки размещения его в ЕИС, требования к форме такого плана согласно ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время на основании этой нормы постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 утверждены Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) (далее – Правила) и Требования к форме плана закупки товаров (работ, услуг) (далее – Требования).

Содержание плана закупки определяется п. 1 Требований и рассматривается в отдельном материале.

При этом в п.п. 5, 10 Правил указывается, что сроки подготовки плана закупки, а также порядок подготовки заказчиком проекта плана закупки определяются заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами РФ (в том числе требованиями, предусмотренными Правилами), локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг). Это соответствует общему принципу регулирования закупок по Закону N 223-ФЗ, по которому большая часть регулирования отводится на усмотрение заказчика.

Соответственно, требования к процессу планирования, изложенные в п. 6 Правил, являются рекомендательными , что видно из указания самого этого пункта, что план закупки может формироваться с учетом перечисленных в нем факторов.

Вместе с тем в ряде случаев, для отдельных заказчиков устанавливаются дополнительные требования к содержанию планов закупки и необходимость их согласования с органами или организациями, определенными законом. Эти особенности рассмотрены в отдельном материале.

Из п.п. 2, 4 Правил следует, что в план закупки включаются сведения о закупке всех товаров (работ, услуг) , необходимых для удовлетворения потребностей заказчика, которые заказчик намеревается осуществить в период, на который составляется план закупок, за исключениями, оговоренными в п. 4 Правил . Данный пункт предусматривает, что:

– в план закупки не включаются (обязательно) с учетом ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которой принято решение Правительства РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ;

– в плане закупки могут не отражаться с учетом ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ сведения о закупке, если стоимость товаров (работ, услуг) не превышает 100 тысяч рублей или, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 миллиардов рублей, – 500 тысяч рублей. Решение о включении или невключении информации о таких закупках в план закупок принимается заказчиком по его усмотрению.

Согласно п. 7 Правил план закупки должен иметь помесячную или поквартальную разбивку. В случае если период исполнения договора превышает срок, на который утверждаются планы закупки (долгосрочные договоры), в планы закупки также включаются сведения на весь период осуществления закупки до момента исполнения договора (п. 3 Требований).

Перечень случаев, когда осуществляется корректировка плана закупки , то есть внесение в него изменений, данный в п. 8 Правил, не является исчерпывающим (закрытым). Согласно указанному пункту корректировка плана закупки может осуществляться в следующих случаях:

– изменение потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора (пп. “а” п. 8 Правил);

– изменение более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленного в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки (пп. “б” п. 8 Правил);

– в иных случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика (пп. “в” п. 8 Правил).

По мнению Минэкономразвития России, изложенному в письме от 16.03.2017 N Д28и-1362, вносить изменения в план закупки необходимо, если изменяется дата (период) размещения извещения о закупке в ЕИС.

Согласно п. 9 Правил в случае если закупка осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений. Сроки внесения в план закупки изменений при проведении закупок иными способами не установлены, и, исходя из вышеописанного общего принципа, определяются заказчиком самостоятельно в положении о закупке.

Обращаем внимание, что законом предусмотрена административная ответственность за нарушение предусмотренных законодательством в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в ЕИС информации о закупке, размещение которой предусмотрено законодательством (ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ), и неразмещение такой информации (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Планирование закупок по Закону № 223-ФЗ

В статье разберем, как и в какие сроки формировать план закупок по 223-ФЗ заказчикам, можно ли вносить изменения в опубликованный план, а также какие существуют особенности в планировании закупок инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств.

Онлайн-курс « Закупки по 223-ФЗ» . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа). Положение о закупке — это ключевой документ, который описывает весь процесс закупок в конкретной организации, выступающей заказчиком приобретаемых товаров, работ или услуг. Это основа закупочной деятельности.

Что содержится в плане закупок по 223-ФЗ

Планирование закупок заказчиками заключается в разработке и опубликовании в ЕИС следующих документов:

  1. План закупки товаров, работ, услуг сроком не менее 1 года.
  2. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств сроком на 5-7 лет.

План закупки товаров, работ, услуг представляет собой информационную базу для всех лиц, заинтересованных в участии в закупках, проводимых заказчиком, поскольку содержит сведения о потребностях заказчика, ценах предполагаемых закупок и их сроках.

План закупки помогает спланировать участие в закупках, проводимых заказчиками. Грамотно сформированный план закупки способствует расширению числа участников закупок и, как следствие, эффективному расходованию средств.

Порядок формирования плана закупки, порядок и сроки размещения в ЕИС такого плана, требования к форме такого плана установлены Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932.

План должен содержать информацию о заказчике, порядковый номер закупки, минимально необходимые требования к объектам закупок, единицы измерения, сроки и планируемые сроки проведения закупки, сведения о НМЦК, сроки исполнения договора и другие сведения, определённые Законом № 223-ФЗ и Постановлением № 932.

В публикуемом заказчиком плане закупок предусматривается поквартальная или помесячная разбивка. Сроки и порядок подготовки плана закупки определяются Заказчиком самостоятельно, как правило, в Положении о закупке. В то же время следует учитывать, что размещение плана закупок (внесение изменений) в ЕИС должно быть произведено в течение 10 календарных дней с даты его утверждения (внесения изменений).

Размещение плана закупок в ЕИС осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Однако, не все закупки в обязательном порядке включаются в план закупок. Не включаются закупки:

  • составляющие государственную тайну;
  • по которым принято решение Правительства РФ;
  • потребность в которых возникает вследствие аварии, ЧС, обстоятельств непреодолимой силы.

Кроме того, в плане закупки могут не отражаться сведения о закупке товаров (работ, услуг) в случае, если их стоимость не превышает 100 000 рублей, а в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб., – сведения о закупке товаров (работ, услуг), стоимость которых не превышает 500 000 рублей.

Планирование осуществляется «попозиционное», отдельной строкой на каждую планируемую процедуру закупки. При заполнении позиций плана закупок прописывайте минимальные требования к объекту закупки, не просто отсылая к техническому заданию (см. Письмо Минэкономразвития РФ от 30.05.2014 № Д28и-830). Это позволит отличить одну закупку со сходным предметом от другой, избегая жалоб участников.

Изменения плана закупок по 223-ФЗ

Зачастую заказчики сталкиваются с изменением потребности в проведении закупок или изменении стоимости планируемых к приобретению ТРУ более чем на 10%. В этом случае необходимо провести корректировку плана закупки и изменённый план закупки также разместить в ЕИС.

План закупки можно менять неограниченное количество раз. При этом основания для внесения изменений заказчик разрабатывает самостоятельно. При внесении изменений в план закупки в ЕИС необходимо будет разместить документ с перечнем внесенных изменений.

Если закупка осуществляется путём проведения конкурса или аукциона, изменения в план закупки вносятся в срок не позднее размещения в ЕИС извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений. Для других способов закупки такие ограничения законодательно не предусмотрены. Вместе с тем, целесообразно установить вне зависимости от способа закупки единые сроки и порядок формирования, корректировки плана закупки.

Читайте также:  Комиссия отклонила заявку, содержащую не заверенный участником документ

При формировании плана закупок у заказчика могут возникнуть практические вопросы. Например, нужно ли формировать план закупки, если все закупки планируется осуществлять до 100 000 рублей? Да, в любом случае необходимо сформировать оба плана, заполнив их нулевыми значениями (Письмо Минэкономразвития России от 22.05.2015 № ОГ-Д28-7458).

Или, если заказчик будет заключать долгосрочный договор, как правильно спланировать закупку? В этом случае сведения о таком договоре отражаются однократно, только в плане закупок того года, в котором состоится закупка, при этом в плане закупок должен быть отражён объём закупки на весь период договора.

Особое место в системе планирования закупок по Закону № 223-ФЗ занимает поддержка малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 определены квоты закупок у СМСП для определённой группы заказчиков:

Вносим изменения в план закупок по 223-ФЗ: как работает механизм

Организации бюджетной сферы или с большой долей участия в них государства работают, в основном, по Федеральному закону о закупках. Иногда ситуация меняется и требует внести изменения в план закупок по 223-ФЗ. Расскажем, как это сделать.

Механизм

Чтобы внести изменения в план закупок по 223-ФЗ, нужно:

  1. выяснить, есть ли такая необходимость;
  2. понять, какие коррективы можно вносить в план;
  3. внести изменения в план закупок по 223-ФЗ;
  4. разместить изменения в общей базе данных (единой информационной системе – ЕИС).

Основания

В некоторых случаях возникает необходимость скорректировать план закупки. Например, когда до подписания сделки:

  • заказчик захотел приобрести иные или дополнительные товары (работы, услуги), его устраивает другой срок поставки и исполнения контракта, порядок закупки, изменились требования к предмету и т. п.;
  • на подготовительном этапе расценки на товар подросли минимум на 10 процентов, в итоге запланированных финансов не хватает;
  • основание скорректировать план возникло из положения о закупке или иного распорядительного документа по организации (приказа и т. п.).

Заметим, что во втором случае Минэкономразвития России обязывает внести изменения в план закупок по 223-ФЗ (письмо № Д28и-1364).

На практике потребность сделать изменения в план закупок по 223-ФЗможет возникнуть из-за возможных или уже случившихся форс-мажоров (ЧС, аварии и др.), когда организация вдруг стала исполнителем по госконтракту. Если сорвалась ранее запланированная закупка, это тоже повод перекинуть деньги на новую закупку и скорректировать ее предмет в большую сторону.

А вот когда изменения в план закупок по 223-ФЗ не делают (см. таблицу):

СитуацияПример
Изменились основные условия уже заключенного договораНапример, объем поставки, стоимость, срок исполнения. Минэкономразвития считает, что в этом случае нет смысла что-то менять.
Данные о закупке закон не разрешает включать в планКогда закупка связана с гос. тайной
Данные о закупке можно не включать в планЦена сделки не превысит 100 тыс. руб.
Из-за ЧС или ее угрозы пришлось сделать закупкуСведения о закупке можно включить в план постфактум

Что можно менять

На практике изменения в план закупок по 223-ФЗ могут касаться:

  • его дополнения сведениями об очередной закупке;
  • изъятия из него данных о несостоявшейся закупке;
  • изменения параметров уже спланированной закупки;
  • корректировки общего числа запланированных на год закупок и других показателей, которые есть в разделе плана, в котором фигурирует малый и средний бизнес.

Заказчик всегда сам определяет, какие конкретно коррективы нужно ввести в план для каждого случая.

По мнению Минэкономразвития (письмо № Д28и-1001), не следует вносить в план новую позицию в двух случаях:

  1. спланированная закупка не состоялась и нужна повторная;
  2. договор пришлось заключить с единственным исполнителем.

В этих случаях нужно скорректировать данные о ранее спланированной закупке: график ее хода и (или) сведения о порядке закупки.

Как внести

Для изменения в план закупок по 223-ФЗ нужно пройти два основных этапа (см. таблицу):

ЭтапПояснение
1Внести в план коррективы и принять его новую версиюЭто делают, когда изначально план закупки размещен в электронном или графическом отображении
2Составить отдельный документ с перечислением всех измененийОбычно такая обязанность лежит на уполномоченном сотруднике. Форма – любая, но электронная.

Интересно, что Закон о закупках № 223-ФЗ не содержит особых правил внесения в план корректив. Поэтому нужно руководствоваться положением предприятия о закупках и (или) другими внутренними документами заказчика. Если и таковых нет, то действует принцип аналогии: как утверждали план, так вносите изменения в план закупок по 223-ФЗ. Если это бы приказ руководителя, то этим же документом вносите изменения.

ПРИМЕР
Ситуация: данных о закупке в плане нет. Она проведена путем конкурса или аукциона.
Решение: скорректировать план нужно ДО размещения в ЕИС извещения о закупке.

Вообще настоятельно рекомендуем при любом способе закупок корректировать план до размещения извещения. Ведь правило информационной открытости закупок никто не отменял.

Как разместить

Теперь о том, как разместить изменения в план закупок по 223-ФЗ в ЕИС. Организация должна (см. таблицу):

ДействиеКомментарий
1Внести коррективы в структуру плана в ЕИС или в его электронную версиюЗависит от того, в какой форме изначально опубликован план закупки
2Опубликовать скорректированную версию графического формата плана закупкиЕсли вдобавок была опубликована его скан-копия
3Разместить документ с изменениямиПеречислить все сделанные изменения

Обратите внимание: новую версию плана и список изменений нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного сотрудника заказчика. Это будет означать, что изменения легализованы надлежащим образом.

Помните: на публикацию в ЕИС изменений в план закупки по 223-ФЗ закон дает 10 календарных дней с дня их внесения.

Если вы вообще не опубликовали изменения либо запоздали с этим, организация может попасть на штраф. В первом случае он составит от 100 до 300 000 рублей, во втором – от 10 до 30 000 рублей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Порядок внесения изменений в план закупок по 223-ФЗ и сроки размещения изменений в Единую информационную систему

В статье 4 ФЗ-223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусмотрена обязанность заказчиков по планированию своих закупок и размещению планов в ЕИС. Также заказчикам предоставлена возможность корректировки указанных в плане закупок сведений.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Правовое регулирование

План закупок по 223-ФЗ содержит сведения обо всех запланированных заказчиком закупках на предстоящий год, кроме тех, которые содержат государственную тайну. Заказчик может не включать закупки в план на сумму менее 100 тыс. р. или менее 500 тыс. р. (если выручка заказчика за прошлый год составила более 5 млрд р.).

При формировании плана закупок заказчик опирается на свои индивидуальные потребности в товарах, работах и услугах. При этом заказчик должен ориентироваться на утвержденные программы: ремонтную программу, производственную программу (где учитываются все закупки для целей производства и реализации товаров), инвестиционную программу (где учитываются траты на техническое перевооружение).

План закупок формируется на календарный год за исключением плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств. Такие планы разрабатываются на сроки 5-7 лет.

При внесении изменений в план закупок необходимо учитывать положения:

  1. 223-ФЗ.
  2. Локального Положения о закупках.
  3. Постановления Правительства №932 от 2012 года, которое регулирует порядок разработки плана и требования к его содержанию.
  4. Постановления Правительства №908 от 2012 года, которое содержит правила размещения информации в ЕИС.

Порядок внесения изменений в план закупок должен регулироваться Положением о закупках, разработанным заказчиком. Поэтому перед утверждением Положения заказчику следует продумать регламент корректировки плана.

Случаи внесения изменений в план закупок

Количество корректировок плана закупки законодательно не регулируется, они вносятся по мере необходимости. В качестве причин для корректировок плана закупок могут выступать:

  1. Изменение потребностей в товарах, работах и услугах.
  2. Изменение стоимости закупаемых товаров, работ и услуг.
  3. Возникновение необходимости закупить товары, работы и услуги, которые не предусмотрены планом.
  4. Изменений сведений о закупках.

Какие изменения могут быть внесены

В самом 223-ФЗ перечень оснований для внесения изменений в план закупок не регламентирован.

В п. 8 Правил формирования плана закупок, утвержденного Постановлением Правительства №932 от 2012 года, говорится, что необходимость изменения плана закупок возникает:

  1. При изменении потребностей заказчика в товарах, работах и услугах. При этом изменяться могут разные параметры закупок: способ выбора исполнителя, сроки приобретения товаров, работ и услуг, срок исполнения договора.
  2. При изменении стоимости товаров, работ и услуг на 10% и более от планируемой.
  3. В прочих случаях, которые заказчик определил и зафиксировал в локальном положении о закупках.

Внесение изменений в план закупок может понадобиться из-за корректировок инвестиционной и производственной программ предприятия, при изменении бюджета закупки, объема финансирования и при проведении повторной процедуры закупки и пр.

Отсутствие каких-либо оснований для корректировки плана заказчиком может вызвать определенные сложности при необходимости внесения изменений в утвержденный план: например, при изменении кода ОКВЭД или переводе закупки в электронный формат.

При внесении изменений в план закупок заказчику следует учитывать сроки размещения сведений о закупках в форме торгов в ЕИС (если закупка проводится в форме аукциона или конкурса).

Читайте также:  Требования к обеспечению заявки на участие в закупке по 44-ФЗ

Порядок оформления

Порядок внесения изменений в план закупок по 223-ФЗ необходимо прописать в Положении о закупках. Такой порядок может варьироваться у разных заказчиков. Типовая схема внесения изменений в план закупок предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Отдел заказчика, у которого возникла потребность во внесении изменений плана, формирует обоснование принятого решения. В качестве основания может выступать, например, изменение потребностей в определенных товарах, работах и услугах.
  2. Письменное обоснование для внесения изменений в плен передается в закупочную комиссию, работающую на базе заказчика. Данная комиссия рассматривает обоснованность внесения изменений и решает, есть ли необходимость менять план.
  3. При положительном решении комиссии издается приказ руководителя о корректировках плана закупок по 223-ФЗ.

Формирование приказа

Хотя законодательно не прописана обязанность заказчика по формированию приказа об изменении плана закупок, подготовка такого документа желательна. Дело в том, что в Постановлении Правительства №908 от 2012 года значится обязанность заказчика в размещении в ЕИС документа с изменениями в план закупок. Именно приказ может выступать таким документом.

В приказе о внесении изменений в план закупок нужно прописать:

  1. Дату подготовки.
  2. Основания для внесения изменений в план закупок со ссылкой на Положение.
  3. Сущность изменений с указанием на информацию, которой нужно дополнить план, а также на ту информацию, которая исключается из плана.

Приказ не имеет унифицированного формата, и заказчик может включать в него иные сведения по своему усмотрению, в частности, назначить ответственное лицо за реализацию приказа.

Размещение измененного плана закупок в ЕИС

После утверждения корректировок в план закупок (например, через издание приказа) заказчику необходимо их разместить в ЕИС. Скорректированная информация в ЕИС размещается с учетом требований Постановления Правительства №908.

На размещение плана закупки у заказчика есть 10 календарных дней. Этот срок начинает отсчитываться с даты утверждения приказа руководителем заказчика и внесения изменений в план закупки.

После внесения изменений заказчик может размещать извещение о новой запланированной закупке в ЕИС, не дожидаясь истечения 10-дневных сроков.

Порядок внесения

При внесении изменений в структурированный вид плана в ЕИС заказчику нужно прописать обоснование внесения изменений в документацию. Это, например, увеличение стоимости товаров, работ и услуг на 10% и более от запланированного ранее уровня.

Размещение в ЕИС происходит по следующему алгоритму:

  1. Заказчик выбирает нужный документ в реестре планов в личном кабинете.
  2. В контекстном меню заказчик выбирает опцию «Создать проект изменений».
  3. В ЕИС открывается вкладка «Общая информация». В ней уже заполнены все ячейки сведениями из плана. В соответствующие корректируемые поля плана вносятся изменения.
  4. Заказчиком заполняется поле «Основание внесения изменений», нажимается кнопка «Далее».
  5. Заказчик загружает актуальную редакцию плана закупок и документ с основаниями внесения корректив.
  6. Остается нажать кнопку «Завершить».

На основании п. 4 Постановления Правительства №908 изменения в план закупок считаются внесенными после их подписания ЭЦП.

Удаление информации допускается только после получения предписания органа исполнительной власти, контролирующего закупки, или по судебному решению.

Какие документы нужно опубликовать

Для размещения сведений о внесенных изменениях в план закупок заказчику необходимо (на основании пп. 18-19 Постановления Правительства №908):

  1. Разместить в закрытой части ЕИС структурированный план закупки (обновленную версию плана закупки) или электронный вид плана закупки.
  2. Вместе со структурированным видом плана закупки размещается его графический образ (при необходимости).

В результате сведения в плане, которые составлены с помощью сайта, должны совпадать с данными, которые представлены в электронном документе с изменениями. Если они отличаются, то приоритет имеет информация в ЕИС.

Изменение плана-графика

В рамках 44-ФЗ заказчики формируют не только план закупок, но и более детальный план-график. Но в 223-ФЗ предусмотрены более лояльные требования к заказчикам. Этот закон не предусматривает разработку плана-графика и его публикацию в ЕИС. По этой причине в план-график по 223-ФЗ не вносятся изменения, так как этот документ не формируется и не размещается в ЕИС.

Административная ответственность за нарушение порядка изменений плана

За нарушение сроков размещения измененного плана закупок по 223-ФЗ в отношении заказчика может быть установлена административная ответственность в виде штрафа. Ответственность наступает по нормам КоАП РФ.

По ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП предусмотрено более строгое наказание. Ответственность по указанной статье наступает при неразмещении информации в ЕИС о плане закупок (в том числе его корректировок). Для должностного лица заказчика наказание составляет 30000-50000 р., для юрлица – 100000-300000 р.

В данной статье КоАП говорится о неразмещении информации о закупках в ЕИС. План закупок относится к такой информации о закупках, поэтому на процедуру его размещения и распространяются положения Административного кодекса.

Таким образом, внесение изменений в план закупок по 223-ФЗ предполагает прохождение следующих этапов: определение оснований для внесения изменений, оформление изменений в виде приказа, размещение измененного плана в ЕИС. План закупок рекомендовано поддерживать в актуальном состоянии и при необходимости корректировать его. Количество корректировок законодательно не ограничивается. Изменения могут касаться структурированного документа и публикации электронного вида плана закупки (его электронного образа). Это прописано в п. 18,19 Постановления Правительства №908 от 2012 года. План-график по 223-ФЗ не формируется.


Порядок внесения изменений в план закупок по 223-ФЗ и подготовки закупочного плана

223-ФЗ предусматривает возможность внесения изменений в план закупок, который размещен заказчиком в ЕИС. Порядок внесения корректив и оснований для поправок должны содержаться в Положении о закупке.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Какими правовыми нормами регулируется

Внесение изменений в план закупок должно опираться на следующие документы:

  • Положения 223-ФЗ;
  • Постановление Правительства №932 от 2012 года, которое содержит правила формирования закупочного плана;
  • внутреннее Положение о закупках, действующего у заказчика;
  • иные нормативно-правовые акты.

План в обязательном порядке публикуются в ЕИС, согласно п. 10 ст. 8 223-ФЗ. Сроки его размещения содержатся в разделе 3 Постановления Правительства №908 от 2012 года.

В план закупок попадают все планируемые заказчиком мероприятия по приобретению товаров, работ и услуг, кроме тех, которые составляют государственную тайну и которые проводятся в виде неконкурентных закупок. При этом заказчик наделен правом самостоятельно решать, нужно ли включать в закупочный план малые закупки, сумма которых находится в пределах 100 тыс. р. и реализуемых неконкурентным способом у единственного поставщика.

План по умолчанию формируется на 1 год, но в отношении инновационной продукции его составляют на долгосрочный период в 5-7 лет.

В каких случаях можно внести изменения в план закупок

Корректировки в план закупок по 223-ФЗ необходимо сделать при возникновении оснований, на которые указано в Постановлении Правительства №932 и Положения о закупках. Количество корректировок, которые допускается вносить в документ в течение года, никак не ограничивается. Поправки вносятся по мере необходимости неограниченное число раз.

В п. 8 Постановления Правительства №932 от 2012 года указано на следующие основания для внесения корректировок в закупочный план-график:

  1. При изменении потребности заказчика в товарах, работах и услугах, включая сроки их закупок, способы определения поставщика по контракту и сроки исполнения договора.
  2. В случае изменения стоимости товаров, работ и услуг при закупках более, чем на 10% от той, которая была запланирована.
  3. В иных случаях, которые заказчик прописал в Положении о закупке и иных документах.

При подготовке Положения о закупке заказчику рекомендовано как можно более полно прописать перечень допустимых оснований.

Какие изменения могут быть внесены

С учетом содержания плана закупок заказчику по 223-ФЗ разрешается вносить правки в следующие пункты:

  • порядковый номер госзакупки (последовательная нумерация с начала года);
  • предмет госконтракта;
  • минимальные требования к товарам, работам и услугам;
  • объем и количество закупаемых товаров;
  • сведения о цене договора;
  • дата проведения закупки;
  • сроки исполнения договора;
  • способ проведения закупки.

Если закупку предполагается провести через конкурентные торговые закупки в виде конкурса и аукциона, то изменять план допускается только до того, как были размещены сведения о закупке в ЕИС.

Порядок оформления

Порядок внесения изменений в документацию может быть прописан в Положении о закупках. Алгоритм действий обычно предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Подразделение заказчика, у которого возникла потребность в изменении закупочного плана, готовит его официальное обоснование. Данный документ составляется в свободной форме, но содержит основание для корректировок: например, возникновение потребности в дополнительных товарах и услугах.
  2. Письменное обоснование передается в закупочную комиссию, которая действует на базе заказчика. Именно она принимает решение, соответствует ли внесение изменений правовым нормам и нужно ли менять план закупки.
  3. В случае признания корректировок обоснованными издается приказ руководства о внесении изменений. Он должен быть подписан руководителем заказчика. Приказ должен содержать следующие сведения: дата его подготовки, основания для изменений, сущность изменений с указанием данных, которые надо добавить или удалить.

С учетом Постановления Правительства №908 от 2012 года при публикации сведений об изменениях в ЕИС они должны публиковаться вместе с документом, в котором прописаны основания и полный перечень корректировок. Именно приказ, изданный заказчиком, и может стать таким документом.

Порядок размещения в ЕИС

После того как корректировки были сделаны и утверждены в приказе, заказчик должен разместить обновленный план в ЕИС. На это ему отводится 10 календарных дней после его утверждения.

Читайте также:  Заключение заказчиком договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены

Когда поправки вносятся в структурированный вид плана, то в ЕИС требуется указать причину внесения изменений. Например, возрастание стоимости товаров и услуг.

Сведения в ЕИС размещаются следующим образом:

  1. Выбирается документ в реестре и в контекстном меню выбирается опция «Создать проект изменений».
  2. Открывается вкладка «Общая информация», в которой должны содержаться все ячейки из текущего закупочного плана. В соответствующее поле вносятся все необходимые коррективы.
  3. Заполняется поле «Основание для внесения изменений».
  4. После заполнения всех полей нужно нажать кнопку «Далее» и заполнить все вкладки.
  5. Когда все правки были внесены, то в систему нужно загрузить актуальную редакцию закупочного плана и документ-основание (решение о внесении корректировок) или иное.
  6. Остается нажать кнопку «Далее» и заполнить все оставшиеся вкладки.
  7. После внесения изменений в систему загружается актуальная редакция плана и документ-основание (решение заказчика о корректировке или приказ).

Заказчику рекомендовано строго следить за соблюдением установленных сроков для публикации сведений и всегда поддерживать план в актуальном состоянии.

Сроки для привлечения к административной ответственности по нормам КоАП составляют 1 год со дня обнаружения противоправного деяния. Наказание наступает на основании проверки, проведенной сотрудниками антимонопольной службы.

За нарушение сроков размещения корректировок в план закупок по 223-ФЗ заказчику привлекается к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.32.3. Размер штрафа для должностного лица здесь установлен в размере 2000-5000 р. Тогда как юридическим лицам штрафы устанавливаются в размере 10-30 тыс. р.

За неразмещение положенной информации величина штрафных санкций возрастает. По ч. 5 ст. 7.32.2 на должностных лиц налагается штраф 30-50 тыс. р., для юридических лиц – 100-300 тыс. р.

Изменение плана-графика

Закон о контрактной системе 44-ФЗ более жестко регламентирует закупочную процедуру, чем 223-ФЗ. В 44-ФЗ закреплены обязанности заказчика публиковать в ЕИС не только план закупок, но и план-график, который его детализирует. При этом по 223-ФЗ не предусмотрена подготовка плана-графика с последующим его размещением в ЕИС.

Таким образом, по 223-ФЗ за заказчиком закреплено право на корректировку плана закупок. Все изменения должны отображаться на официальном сайте государственных закупок ЕИС. Указанный документ допускается изменять по основаниям, прописанным в Постановлении №932 или Положении о закупках. Что касается плана-графика, то заказчиками по 223-ФЗ они не готовятся и не размещаются.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Что меняется в закупках по 223-ФЗ с 2020 года

Скачать постановление правительства № 1001 от 01.08.2019 об изменении объема закупок у МСП
Скачать постановление правительства № 1205 от 18.09.2019 об изменении срока оплаты по договорам с МСП
Скачать приказ Минфина № 92н от 10.06.2019 об уточнении перечня сведений для работы с реестром договоров
Скачать приказ госкорпорации «Росатом» № 1/23-НПА от 22.10.2019 о критериях инновационной и высокотехнологичной продукции

Изменения в 223-ФЗ с 01.01.2020

Вот обзор изменений 223 ФЗ, которые вступают в силу в следующем году.

С 01.11.2019 вступил в силу Федеральный закон № 263-ФЗ от 02.08.2019, он изменил ч. 3.1 ст. 4 223-ФЗ. Теперь план закупок на 2020 год формируется на срок не менее 3 лет.

С 01.01.2020 вступает в силу постановление правительства № 1001 от 01.08.2019. Оно увеличит минимальный объем закупок юрлиц у субъектов малого и среднего бизнеса (МСП) по 223-ФЗ. Общий годовой объем тендеров у МСП станет не меньше 20%. А доля стоимости договоров с МСП в закупках, в которых участвовали только эти субъекты, станет 18%, а не 15%, как сейчас.

С 01.01.2020 вступает в силу постановление правительства № 1205 от 18.09.2019. Заказчикам придется переводить оплату по договорам, которые заключены с субъектами МСП, в течение 15 рабочих дней.

С 05.01.2020 вступает в силу приказ Минфина № 92н от 10.06.2019. Он вносит изменения в данные, которые заполняют в работе с реестром договоров. Заказчики будут вносить:

  • наименование признака, который отражает включение заказчика в перечень по п. 2 ч. 8.2 ст. 3 223-ФЗ (если есть такой);
  • дату, когда компанию включили в реестр СМП (для субъектов МСП). Информация о дате сформируется автоматически после указания ИНН и КПП в соответствии со сведениями реестра МСП.

Если в договоре участвуют несколько подрядчиков, субподрядчиков, такую информацию придется заполнять для каждого.

Какие планируются изменения

Минпромторг выложил на сайте проектов нормативных актов проект постановления правительства, которое вносит изменения в правила о приоритете товаров российского происхождения по постановлению правительства № 925 от 16.09.2016. Ведомство планирует с 01.01.2020 запретить заказчикам покупать по 223-ФЗ иностранные устройства хранения данных.

С апреля 2020 года планируют установить минимальную долю закупок российского производства, которая будет касаться отдельных видов юридических лиц. Уведомление о разработке таких изменений опубликовал Минпромторг на сайте проектов нормативных актов.

Изменения в 223-ФЗ в 2019 году

С 03.12.2019 вступил в силу приказ госкорпорации «Росатом» № 1/23-НПА от 22.10.2019, который утвердил критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции или высокотехнологичной продукции для формирования плана закупки.

А вот изменений 223 ФЗ от 1 июля 2019 года нет. В федеральном законе № 70-ФЗ от 01.05.2019 прописали изменения для тендеров по 223-ФЗ, которые вступили в силу с 31.07.2019. С этой даты заказчики расходуют по 223-ФЗ деньги, которые подарили, в том числе пожертвования, или достались по завещанию, при условии, что они внесли изменения в положение о закупках и прописали в нем такое право. Это нужно было сделать до 01.10.2019.

С 27.07.2019 формально вступило в силу постановление правительства № 878. С этой даты заработали новые правила ведения реестра радиоэлектронной продукции и положения о приоритете отечественной радиоэлектроники в закупках по 223-ФЗ. Но фактически реестр появился на сайте Минпромторга только с 16.09.2019. Соответственно, и изменения в правилах о преференциях для отечественной радиоэлектроники применяют с этой даты.

Изменения в 223-ФЗ с 01.07.2018

Изменения в 223-ФЗ внесла ст. 3 федерального закона № 505-ФЗ от 31.12.2017. А в статье 4 говорится о том, когда и какие положения начинают применяться. Часть правил действует с момента опубликования закона № 505. Другая часть вступила в силу с 01.07.2018.

По п. 3 ст. 4 № 505-ФЗ, заказчики обновляли, утверждали и размещали в ЕИС положение о закупках до 01.01.2019. Если этого не сделали, документ не имеет силы.

В положении о закупке предусматривали как конкурентные, так и неконкурентные способы закупок. Причем для первых в приоритете закон ставит электронные торги (иное заказчик прописывает в документах сам). Если такие процедуры проводятся для субъектов малого и среднего предпринимательства, то допускаются только электронные закупки.

К конкурентным тендерам относят такие :

  • конкурсы;
  • аукционы;
  • запросы предложений;
  • запросы котировок.

Заказчики дополняют список в положении по нормам 223-ФЗ.

Для участников прописали правила, по которым они направляют запросы о разъяснениях. На ответ и размещение его в ЕИС заказчикам дается 3 рабочих дня. Отменяют торги до окончания подачи заявок. После этого момента отказываются от проведения закупки только при наступлении форс-мажорных обстоятельств.

В электронном виде конкурентные закупки проводятся на электронных площадках и в соответствии с новым порядком и особенностями для СМП.

В отношении неконкурентных процедур (в т. ч. закупок у единственного поставщика) заказчик прописывает в положении их способы, порядок проведения и перечень случаев, когда они применимы.

В документацию включают сведения о технических и качественных характеристиках закупаемой продукции, а при использовании товарного знака дополняют позицию фразой «или эквивалент». Исключения здесь составляет, например, приобретение запасных частей к технике.

Начальную цену контракта в ряде случаев заменяют на цену за единицу продукции или формулу, по которой вычисляют общую стоимость закупаемых товаров, работ или услуг. В этом случае указывают и максимальную цену контракта.

Изменения в 223-ФЗ с 31.12.2017

Вот перечень изменений с 31.12.2017:

  1. Скорректировали сферу влияния закона.
  2. Изменили порядок обжалования.

Теперь заказчики, помимо прочего, закупают товары, работы и услуги для коммерческого использования.

А вот на приобретение продукции у поставщиков, которые для заказчика являются взаимозависимыми в соответствии с Налоговым кодексом, действие закона уже не распространяется. Положение о закупках содержит обоснованный перечень таких компаний.

Вводят типовое положение о закупках. Принимает его, публикует в ЕИС, изменяет и устанавливает список заказчиков, для которых оно действует, орган власти, который наделен функциями и полномочиями учредителя бюджетного (автономного) учреждения или обладает правом собственности имущества унитарного предприятия. В таком документе устанавливают дату, до которой положение заказчики приводили в соответствие с типовым.

Информация о приобретении финансовых услуг (в т. ч. кредиты, займы, депозитные вклады) и о заключении и исполнении договоров на владение или пользование недвижимостью (аренда, субаренда, купля-продажа и т. п.) не публикуются в ЕИС.

В 223-ФЗ введена статья 6.1 о ведомственном контроле за соблюдением норм законодательства. Такая функция возложена на орган власти, выступающий в роли учредителя, например, государственного учреждения.

Новшества в порядке обжалования:

  1. Жалуются на действие (бездействие) не только заказчика, но и оператора электронной площадки или закупочной комиссии.
  2. Оспаривает в ФАС действия (бездействие), совершенные после окончания приема заявок, только тот участник, который подал заявку.
  3. Жалобу ФАС рассматривает только на основании доводов, непосредственно относящихся к предмету обжалования.

Ссылка на основную публикацию