Вопросы, связанные с электронными площадками и осуществлением конкурентных закупок в электронной форме по 44 ФЗ

Вопросы, связанные с электронными площадками и осуществлением конкурентных закупок в электронной форме по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Обзор документа

Распоряжение Правительства РФ от 12 июля 2018 г. № 1447-р Об утверждении Перечня операторов электронных площадок, предусмотренного частью 3 статьи 24.1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, частью 11 статьи 3.4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ и Перечня операторов специализированных электронных площадок, предусмотренного частью 3 статьи 24.1 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок, предусмотренный частью 4 статьи 3.5 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ

В соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и Федеральным законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” утвердить:

перечень операторов электронных площадок, предусмотренный частью 3 статьи 24.1 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, частью 11 статьи 3.4 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, согласно приложению N 1;

перечень операторов специализированных электронных площадок, предусмотренный частью 3 статьи 24.1 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок, предусмотренный частью 4 статьи 3.5 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, согласно приложению N 2.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к распоряжению Правительства
Российской Федерации
от 12 июля 2018 г. N 1447-р

Перечень
операторов электронных площадок, предусмотренный частью 3 статьи 24.1 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, частью 11 статьи 3.4 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”

1. Акционерное общество “Агентство по государственному заказу Республики Татарстан”

2. Акционерное общество “Единая электронная торговая площадка”

3. Акционерное общество “Российский аукционный дом”

4. Акционерное общество “ТЭК – Торг”

5. Акционерное общество “Электронные торговые системы”

6. Закрытое акционерное общество “Сбербанк – Автоматизированная система торгов”

7. Общество с ограниченной ответственностью “РТС – тендер”

8. Общество с ограниченной ответственностью “Электронная торговая площадка ГПБ”

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к распоряжению Правительства
Российской Федерации
от 12 июля 2018 г. N 1447-р

Перечень
операторов специализированных электронных площадок, предусмотренный частью 3 статьи 24.1 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, операторов электронных площадок для осуществления закрытых конкурентных закупок, предусмотренный частью 4 статьи 3.5 Федерального закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”

Закрытое акционерное общество “Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа”

Обзор документа

Утверждены перечни операторов электронных площадок для проведения государственных (муниципальных) и корпоративных закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Напомним, что с 1 июля 2018 г. определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по 44-ФЗ конкурентными способами производится в обычной или электронной форме по выбору заказчика. С 1 января 2019 г. – только в электронной форме.

Кроме того, с 1 июля 2018 г. корпоративные заказчики проводят конкурентные закупки по 223-ФЗ с участием субъектов малого и среднего предпринимательства также в электронной форме.

Проведение электронных процедур обеспечивается на электронной площадке оператором электронной площадки.

В утвержденные перечни включено 8 операторов электронных площадок и 1 оператор специализированной электронной площадки и площадки для закрытых конкурентных закупок.

Письмо Минфина России от 01.03.2018 № 24-06-07/12919 “О некоторых вопросах, связанных с функционированием операторов электронных площадок и осуществлением конкурентных закупок в электронной форме”

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 7.7 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н (зарегистрирован в Минюсте России 12.07.2012 N 24894), Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению организации. Кроме того, в Минфине России, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Минфин России не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкованию норм, терминов и понятий.

Вместе с тем по вопросам, изложенным в обращении, Департамент полагает возможным сообщить следующее.

1. Законом N 504-ФЗ и Законом N 505-ФЗ приняты поправки в Закон N 44-ФЗ и Закон N 223-ФЗ в части функционирования операторов электронных площадок и осуществления закупок в электронной форме.

Принятыми поправками предусмотрен единый перечень операторов электронных площадок в целях осуществления закупок в рамках Закона N 44-ФЗ и при осуществлении закупок в рамках Закона N 223-ФЗ, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Во исполнение положений Закона N 504-ФЗ Правительство Российской Федерации до 1 июля текущего года утвердит единые и дополнительные требования к операторам электронных площадок, электронным площадкам и к функционированию электронных площадок, порядок подтверждения соответствия электронной площадки, оператора электронной площадки единым и дополнительным требованиям, осуществит отбор операторов электронных площадок и утвердит их перечень.

Согласно положениям принятых законов в указанный перечень операторов электронных площадок Правительством Российской Федерации будут включены операторы, соответствующие установленным единым и дополнительным требованиям.

Таким образом, вышеуказанные требования, порядок подтверждения соответствия будут утверждены актами Правительства Российской Федерации, после чего заявитель вправе рассмотреть вопрос о принятии решения об обращении для включения в перечень в порядке и на условиях, которые будут утверждены Правительством Российской Федерации.

2. Согласно статье 6.1 Закона N 223-ФЗ ведомственный контроль за соблюдением требований Закона N 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации (уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации), муниципальными органами в отношении соответственно подведомственных им федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных учреждений, а также федеральных государственных унитарных предприятий, государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, муниципальных унитарных предприятий, в отношении которых указанные органы осуществляют права собственника.

Таким образом, ведомственный контроль осуществляется исключительно в отношении указанных в статье 6.1 Закона N 223-ФЗ отдельных юридических лиц.

3. В соответствии с частью 3 статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ аккредитация на электронной площадке участника конкурентной закупки в электронной форме для участия в конкурентной закупке в электронной форме осуществляется в порядке, установленном оператором электронной площадки.

При этом Закон N 505-ФЗ не содержит специальных положений в отношении взимания платы при аккредитации, предусмотренной частью 3 статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ. Согласно части 2 статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором электронной площадки, с учетом положений Закона N 223-ФЗ.

Вместе с тем согласно части 18 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства получают аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ.

В силу части 2 статьи 24.2, части 4 статьи 84.1 Закона N 44-ФЗ не допускается взимание с участников закупки платы за аккредитацию на электронной площадке, специализированной электронной площадке.

Кроме того, в силу части 10 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ проведение конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется заказчиком на электронной площадке, функционирующей в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом N 44-ФЗ, и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации и предусматривающими в том числе требования к проведению такой конкурентной закупки.

При этом частью 4 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ установлено, что допускается взимание платы за участие в электронной процедуре, закрытой электронной процедуре с участника соответствующей процедуры и (или) лица, с которым заключается контракт, и (или) за проведение электронной процедуры, закрытой электронной процедуры с заказчика, если Правительством Российской Федерации установлено право операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок взимать такую плату, в том числе порядок ее взимания, а также определены предельные размеры такой платы.

Читайте также:  Образец заявки на участие в электронном аукционе по Закону N 223-ФЗ

4. Положениями статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ установлены особенности функционирования электронной площадки для целей проведения конкурентной закупки в электронной форме.

Частью 1 указанной статьи установлено, что при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме направление участниками такой закупки запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении конкурентной закупки и (или) документации о конкурентной закупке, размещение в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) таких разъяснений, подача участниками конкурентной закупки в электронной форме заявок на участие в конкурентной закупке в электронной форме, окончательных предложений, предоставление комиссии по осуществлению конкурентных закупок доступа к указанным заявкам, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений участников конкурентной закупки в электронной форме, формирование проектов протоколов, составляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, обеспечиваются оператором электронной площадки на электронной площадке.

Под оператором электронной площадки понимается являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью или непубличного акционерного общества, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц либо количество голосующих акций, которыми владеют указанные граждане и лица, составляет не более чем двадцать пять процентов, владеющее электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования оборудованием и программно-техническими средствами, и обеспечивающее проведение конкурентных закупок в электронной форме в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ.

Функционирование электронной площадки осуществляется в соответствии с правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором электронной площадки, с учетом положений статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ.

По вопросу взаимодействия электронной площадки с ЕИС Минфин России сообщает, что в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 N 442 уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС, а также в части поддержки пользователей ЕИС, определено Федеральное казначейство.

5. Согласно части 2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона N 223-ФЗ. При этом конкурентные закупки, участниками которых с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляются в электронной форме. Конкурентные закупки в иных случаях осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке.

Частью 1 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ установлено, что конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

При этом положения статьи 3.3 Закона N 223-ФЗ применяются при осуществлении конкурентной закупки исключительно в электронной форме, а положения статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ – при осуществлении конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Изучаем способы проведения закупок по 44-ФЗ

Кто может стать участником

Сегодня все вопросы, связанные с размещением государственного заказа, регламентирует Закон о контрактной системе — 44-ФЗ.

Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. К закупкам не допустят только тех, кто зарегистрирован в офшорных зонах. Перечень этих зон регулярно обновляется Минфином. На начало 2020 года в этот список входило 42 государства.

Разберем подробнее, какие варианты размещения заказа предусмотрены для заказчика в контрактной системе, а также в каких он сам может принять участие.

Способы размещения заказов по 44 ФЗ

Для бюджетного учреждения доступны:

  • конкурентные (например, конкурс);
  • неконкурентные (например, закупки у единственного поставщика);
  • дистанционные (электронный аукцион);
  • для ограниченного круга (закрытый конкурс)

процедуры определения поставщика.

Все эти способы выбора победителя более 12 лет назад ввел закон о размещении заказов № 94-ФЗ. Однако в настоящее время они скорректированы 44-ФЗ.

Все варианты размещения государственного заказа (они же способы выбора поставщика) можно представить такой схемой.

Неконкурентный способ выбора исполнителя

Из перечисленных выше способов размещения заказа только закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом отбора исполнителя. В законе 94-ФЗ он разрешался в 37 случаях. По правилам, действующим на начало 2020 года, таких случаев 54.

К услугам единственного поставщика прибегают, когда закупают товары и услуги у субъектов естественных монополий, работы у авторов художественных произведений или правообладателей, заключают контракты по распоряжениям правительства или президента. Полный перечень представлен в ст. 93 закона 44-ФЗ.

Закупка у единственного поставщика требует меньше организационных, временных и материальных затрат по сравнению с конкурентными способами. Поэтому контролирующие органы следят за тем, чтобы заказчики не злоупотребляли такой возможностью.

Конкурентные способы выбора исполнителя

Наиболее распространенный конкурентный способ закупки — электронный аукцион. Такой вид отбора является дистанционным (проводится на электронных площадках), не ограничен по цене и проводится в соответствии со ст. 59 закона «О контрактной системе». Он является обязательным, если для нужд государства закупают услуги, работы или товары, перечисленные в Распоряжении Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. В их числе:

  • продукты и напитки;
  • табачные изделия;
  • текстиль и одежда;
  • кожа и изделия из кожи;
  • древесина и изделия из нее (кроме мебели);
  • бумага и изделия из нее;
  • нефтепродукты;
  • уголь;
  • химические продукты и вещества.

Также возможно размещение заказа путем проведения конкурса. Это еще один конкурентный метод выбора поставщика. Он может быть открытым или с ограниченным участием, а также двухэтапным. Самым распространенным из них можно считать открытый конкурс. Сейчас в документации обязательно устанавливать требование об обеспечении заявки. Принимать его надо как в форме банковской гарантии, так и в виде реальных денежных средств. Кроме того, по сравнению с 94-ФЗ, отличаются:

  • минимальные сроки подачи заявок (не тридцать дней, а двадцать);
  • сроки, на которые возможно продление периода приема предложений (не менее 10 дней, вместо не менее 20);
  • порядок заключения контракта, если была подана или осталась одна заявка (требуется согласование).

При проведении запроса котировок важным моментом является начальная максимальная цена контракта (НМЦК). Когда она превышает полмиллиона рублей, заказчику запрещен выбор поставщика таким методом. Это правило могут нарушать только заказчики, которые работают на территории иностранного государства.

Что касается запроса котировок, то после вступления в силу 44-ФЗ у заказчика появилась возможность вносить изменения в извещение. Главное ограничение — эти корректировки не должны быть связаны с объектом закупки. Кроме того, теперь вскрытие заявок проходит публично.

Наглядно особенности каждого варианта выбора исполнителя покажем на схеме.

Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Способы закупок — это механизм выбора поставщика в ходе госзакупки. Он может быть как конкурентным, так и с отсутствием конкуренции. Собрали различия в одной таблице.

Какие есть варианты закупок по 44-ФЗ

Таблица способов определения поставщика по 44-ФЗ наглядно демонстрирует все разновидности.

Конкурентные способы закупки по 44 ФЗНеконкурентные
Конкурсы (в т. ч. электронные)Закупки у единственного поставщика
Аукционы
Запросы котировок (в т. ч. электронные)
Запросы предложений (в т. ч. электронные)
Закрытые способы (в т. ч. электронные)

Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ

Для удобства предложена таблица способов закупок по 44-ФЗ.

ВидПодвидОписание процедурыКак определяют победителя
КонкурсыОткрытыйКак и другие конкурсы, открытый проводится в «живом» виде. Какие-либо ограничения по ценам отсутствуют. Это самый распространенный подвид. Ко всем участникам предъявляются одинаковые требования. Конкурс адресован неопределенному кругу поставщиков. Извещение о процедуре должно публиковаться в ЕИС.Побеждает поставщик, предложивший наилучшие условия.
С ограниченным участиемПрименяется при госзакупках сложных, а также инновационных товаров и услуг. Победитель должен пройти предквалификационный отбор. Круг лиц, выступающих в качестве адресатов, неограничен, требования ко всем участникам едины.
ДвухэтапныйПомимо основных требований, заказчик вправе добавлять дополнительные. Победителем оказывается тот, чьи условия окажутся наилучшими по результатам второго этапа. Двухэтапные конкурентные процедуры по 44-ФЗ проводятся в целях заключения госконтракта на проведение научных экспериментов, различных исследований, изысканий и т. д., а также при необходимости обсудить с компаниями-участниками характеристики объекта. Конкурс адресуется неопределенному кругу лиц.
ЗакрытыйКонкурсное предложение адресуется ограниченному кругу поставщиков, соответствующих определенным требованиям. Применяются, когда присутствует государственная тайна либо нужно перевозить средства госфонда, либо при поиске водителей и персонала для обслуживания судей и судебных приставов. С 01.07.2018 этот список был дополнен закупками для федеральных органов исполнительной власти, составляющих и реализующих государственную политику в сфере обороны, обеспечения безопасности, и закупками для подведомственных им учреждений и ГУП. Полный перечень таких заказчиков утвержден ПП № 223 от 28.02.2019. В него попали Министерство обороны, СВР и ФСБ.
Закрытый с ограниченным участием
Закрытый двухэтапный
Электронные конкурсыЭлектронные конкурсные процедуры по 44 ФЗ — это аналог «бумажных».Проводятся по аналогии с «бумажными» процедурами. Заказчики в обязательном порядке применяют с 01.01.2020.
АукционыОткрытый в электронной формеОткрытые аукционные конкурентные процедуры закупок — это самая популярная форма. В качестве критерия для выбора победителя выступает предложенная ими цена. Процедура проводится без какого-либо ограничения по сумме. Перечень закупок, обязательный для этой формы торгов, устанавливается Правительством. Открытые аукционы проводятся на электронных площадках. В настоящий момент их восемь.Побеждает поставщик, чья цена в ходе торгов с пошаговым снижением стала наименьшей.
ЗакрытыйЗа получение документации об этом виде аукциона может устанавливаться определенная плата. Ее назначает заказчик, а информация об этом должна указываться в приглашениях приняться участие в аукционе. В Распоряжении Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждается специализированная площадка для таких торгов — АСТ «ГОЗ».
Запросы котировокИспользуются, когда НМЦК назначена менее 500 000 рублей. Проводятся посредством передачи поставщиками конвертов с ценами заказчику. В качестве участников может выступать неопределенный круг лиц. Извещение о процедуре должно размещаться в ЕИС.Побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену.
Электронные запросы котировокС 01.01.2020 электронные запросы котировок обязаны проходить в цифровой форме. В качестве оснований для выбора этого вида закупок выступают те же, что и для «бумажного» варианта. В соответствии с ч. 45 ст. 112 44-ФЗ, в 2020 году годовой объем госзакупок «бумажных», электронных запросов котировок или одновременно тех и других в совокупности не должен превышать 10% СГОЗ, а также не должен быть более 100 млн рублей.
Запросы предложенийЭто тоже закупки конкурентным способом по 44 ФЗ. Используются при госзакупке лекарственных препаратов для пациентов по медицинским показаниям, спортивной экипировки и инвентаря для Олимпийских и Паралимпийских игр в случае признания повторного круга несостоявшимся. Участниками может быть неопределенный круг лиц. Информация о процедуре должна размещаться в ЕИС. Еще одно название запроса предложений — мини-конкурс.Побеждает та компания, у которой в окончательном предложении будут отражены самые идеальные условия.
Электронные запросы предложенийС 01.01.2020 они перешли на дистанционный метод определения победителя. Наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений можно выбрать после того, как признали:

  • электронный аукцион несостоявшимся по ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
  • открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися по ч. 4 ст. 55.1 закона о контрактной системе.

Как видите, процедур много, но таблица видов закупок по 44 ФЗ будет хорошим помощником не только тем, кто только начинает разбираться с нюансами госзакупок, но и опытным участникам контрактной системы.

Неконкурентные способы

Существует только один неконкурентный способ закупки по 44-ФЗ — у единственного поставщика. Она предусматривает возможность заключения госконтракта без организации процедуры по отбору компании-победителя (так записано в ст. 93 44-ФЗ). Список случаев является закрытым. В нем 55 различных оснований, в их числе:

  • покупка лекарств;
  • ликвидация аварий;
  • и др.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

В настоящее время по 223-ФЗ применяются разнообразные способы закупок конкурентного типа. Вплоть до 01.07.2018 в законодательстве закреплялись только два вида таких процедур: конкурс и электронный аукцион. Но после того, как в силу вступили изменения к Положению о проведении закупок, заказчиков обязали самостоятельно прописывать алгоритмы проведения аукционов, конкурсов, а также запросов предложений и запросов котировок по 223-ФЗ. Для заказчика установлено право задавать в Положении прочие способы выбора поставщика. Например:

  • редукцион (представляет собой аукцион на повышение);
  • многолотовый аукцион и др.

Заказчику необходимо прописать все условия для проведения процедур, начиная с оснований и заканчивая вариантами развития событий при признании их несостоявшимися. Для неконкурентных способов по 223 ФЗ четкого перечня процедур нет. Юридические лица могут их определять самостоятельно. Заказчиков ограничивают только правовые акты о защите конкуренции.

Виды закупок по 44-ФЗ и способы их проведения

Закон о контрактной системе предусматривает конкурентные и неконкурентные способы закупок.

В закупках на конкурентной основе (аукцион, запрос цен, конкурс, запрос предложений) участвуют независимые поставщики. Тендер получает участник, предложивший наиболее выгодные условия для заказчика.

В неконкурентных закупках заказчик обращается с предложением к единственному поставщику. Применение такого способа имеет строгие ограничения по сумме и условиям закупки.

Как проходят конкурентные закупки

  1. Заказчик описывает, какие товары, работы или услуги ему нужны, и определяет условия проведения закупки. Эту информацию он публикует в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).
  2. Все, кто хочет получить контракт, подают заявки на участие в тендере. Участником закупки может стать любое физическое и юридическое лицо.
  3. Заказчик рассматривает каждую заявку, после чего он может отклонить ее или допустить до дальнейшего участия в торгах.
  4. Определяется победитель закупки.

В зависимости от способа проведения закупки, победителем может стать:

  • поставщик, предложивший наименьшую цену (аукцион, запрос цен);
  • поставщик, предложивший наилучшие условия исполнения контракта (конкурс, запрос предложений).

Аукцион и запрос цен

Если заказчик планирует получить товар, работу или услугу по максимально низкой цене и у него нет особых требований к условиям исполнения контракта, он может провести аукцион или запрос цен.

Аукцион — способ закупки, при котором заказчик объявляет начальную максимальную цену контракта (НМЦК), а участники поочередно понижают свои ценовые предложения до тех пор, пока не определится участник с наименьшей ценой. Электронные аукционы проходят на электронных торговых площадках (ЭТП). Для участия в такой закупке поставщик должен иметь усиленную квалифицированную электронную подпись и аккредитацию на ЭТП. Запрос цен — упрощенная форма аукциона без проведения торгов. Участники указывают свои ценовые предложения сразу в заявках, а победителем становится участник с наименьшей ценой. Если наименьшую цену предложили несколько участников — побеждает тот, кто подал заявку раньше.

Условия проведения запроса цен:

  • НМЦК — не выше 500 тыс. руб.;
  • годовой объем закупок, которые проводились при помощи запроса цены, — не превысит 10% годового объема всех закупок заказчика и составит не больше 100 млн руб.

Конкурс

Когда заказчику недостаточно оценить предложенные товары, работы или услуги только по цене, проводится конкурс. Конкурс — способ закупки, при котором заявки участников оцениваются сразу по нескольким параметрам. Победителем становится участник, который предложит наилучшие условия исполнения контракта.

Параметры оценки конкурсных предложений:

  • цена;
  • сроки;
  • квалификация исполнителя;
  • качество, потребительские характеристики;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт;
  • гарантия и т.д.

Как проводится конкурс?

  1. Поставщик формирует заявку и предоставляет ее заказчику.
  2. Если заявка оформлена правильно и участник соответствует требованиям документации, заявка допускается до оценки.
  3. Заказчик оценивает заявки по обозначенным параметрам и определяет победителя закупки.

В настоящее время все конкурсные процедуры проходят в электронной форме.

Что такое конкурс с ограниченным участием?

Это конкурс, для участия в котором поставщики проходят предквалификационный отбор. Такой конкурс допустим только при закупке технически сложных, инновационных или специализированных товаров, работ и услуг.
Чтобы пройти предквалификационный отбор, поставщик должен соответствовать требованиям заказчика:

  • иметь опыт поставки указанных товаров, работ или услуг в течение трех лет до дня подачи заявки на участие в конкурсе;
  • располагать необходимым для выполнения контракта оборудованием;
  • обладать правом на результаты интеллектуальной деятельности и т.д.

Когда можно провести двухэтапный конкурс?

Конкурс, при котором заказчик может внести изменения в предмет закупки и выбрать победителя на основе вторых предложений участников, называется двухэтапным. Такой способ закупки можно выбрать, только если соблюдены два условия:

  1. цель конкурса — заключение контракта на выполнение изысканий, проектных работ, научных исследований, экспериментов, поставку высокотехнологичной продукции; заключение энергосервисного контракта либо создание произведений литературы или искусства;
  2. заказчику нужно уточнить у участников характеристики объекта закупки.

Запрос предложений

Способ закупки без проведения торгов, при котором предложения участников оцениваются по нескольким параметрам, называется запрос предложений. От конкурса этот способ отличается тем, что заказчик выбирает среди заявок наилучшее предложение и оглашает его, предоставляя участникам возможность скорректировать и подать заявки во второй раз. После этого происходит оценка предложений и выбор победителя.

Как проходят неконкурентные закупки

Закупать товар, работу или услугу у единственного поставщика можно только в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93, при условии, что:

  • НМЦК — не выше 300 тыс. руб;
  • годовой объем закупок, которые проводились при помощи запроса предложений, — не превысит 2 млн руб. или 5% годового объема всех закупок заказчика и составит не больше 50 млн руб. в год.

Краткий обзор изменений в Федеральном законе № 44-ФЗ

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2018 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
1. Подпункт “г” пункта 13, подпункт “а” пункта 14, подпункт “ж” пункта 77, подпункты “а” и “б” пункта 79 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
2. Пункт 11, подпункты “а”, “в” пункта 12, пункт 41 статьи 1 и часть 2 статьи 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2019 года.
3. Пункт 42, подпункт “б” пункта 49 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2020 года.
4. По 30 июня 2018 года включительно при проведении электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок в порядке, действовавшем до 1 июля 2018 года. При этом блокирование, прекращение блокирования указанных денежных средств осуществляются на лицевых счетах участников закупок, которые открыты на счете оператора электронной площадки для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок.

Основные положения 504-ФЗ:

Электронные процедуры
1. Конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс),
  • аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион),
  • запрос котировок;
  • запрос предложений.

В электронной форме проводятся:

  • открытый конкурс,
  • конкурс с ограниченным участием,
  • двухэтапный конкурс,
  • электронный аукцион,
  • запрос котировок,
  • запрос предложений.

В случаях, установленных решением Правительства РФ, в электронном виде могут проводиться также закрытые процедуры (закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион).
2. В электронных процедурах, закрытых электронных процедурах, запросах котировок и запросах предложений лоты выделяться не могут.
3. Проведение электронных процедур – на электронных площадках, закрытых электронных процедур – на специализированных электронных площадках.

Оператором электронной площадки обеспечивается:

  • направление участниками закупок запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке,
  • подача участниками закупок заявок на участие в закупке, предложений о цене контракта, окончательных предложений,
  • предоставление комиссии по осуществлению закупок доступа к указанным заявкам,
  • сопоставление предложений о цене контракта участников закупки,
  • формирование протоколов,
  • заключение контракта с победителем закупки.

4. Сроки внедрения электронных процедур –

  • с 1 июля 2018 года все заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения вправе применять новые электронные способы закупок в случаях, установленных Правительством РФ.
  • с 1 января 2019 года все заказчики, уполномоченные органы и уполномоченные учреждения обязаны проводить электронные процедуры. С этой же даты устанавливается запрет на проведение открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в обычной, бумажной форме).

5. Вводятся положения, регламентирующие проведение открытого конкурса в электронной форме.
Срок размещения извещения в ЕИС – не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.
Заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта.
Участники закупки, допущенные к участию в открытом конкурсе в электронной форме, вправе подавать окончательные предложения о цене контракта (только один раз, через электронную площадку). Итоговые ценовые предложения участников направляются заказчику только после рассмотрения вторых частей заявок.
6. Вводятся положения, регламентирующие проведение открытого конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме.
7. Вводится минимальная величина снижения НМЦК в ходе электронного аукциона – не менее 100 рублей (с учетом действующего диапазона от 0,5% до 5% НМЦК).
8. Вводятся положения о проведении запроса котировок в электронной форме. Годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 миллионов рублей, НМЦК нее должна превышать 500 тысяч рублей.
Срок размещения извещения в ЕИС – не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок.
9. Вводятся положения о проведении запроса предложений в электронной форме. Срок размещения извещения и проекта контракта в ЕИС – не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения такого запроса.
10. Заключение контракта по итогам электронных процедур производится в соответствии с единым порядком и сроками в специальном разделе Закона №44-ФЗ.
Заказчик размещает в ЕИС и на ЭП посредством ЕИС проект контракта, участник подписывает его на электронной площадке, заказчик размещает подписанный контракт в ЕИС и на ЭП с использованием ЕИС.
С момента размещения в ЕИС подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
11. Установлены особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме на специализированной электронной площадке.

12. С 1 июля 2018 года вводится использование усиленной квалифицированной электронной для подписания электронных документов вместо усиленной неквалифицированной. Заказчики обеспечиваются ими Федеральным Казначейством до 31 декабря 2018 года, участники закупок применяют их с 1 июля 2018 года.
13. ЕИС будет содержать единый реестр участников закупок. В него будут вноситься информация и документы участников, зарегистрированных в ЕИС. Реестр будет вестись, начиная с 1 января 2019 года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.
14. В целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС создается и эксплуатируется ГИС, обеспечивающая:
1) мониторинг доступности (работоспособности) ЕИС, электронной площадки и хранение информации о такой доступности (работоспособности);
2) фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке;
3) хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной электронной подписью.
ГИС будет фиксировать действия, бездействие участников контрактной системы в сфере закупок, осуществляемые в ЕИС, начиная с 1 октября 2019 года.
15. Сначала все участники регистрируются в ЕИС, затем – аккредитуются на электронных площадках (не позднее рабочего дня со дня регистрации в ЕИС). Все документы предоставляются участником при регистрации в ЕИС, оператор ЭП не вправе ничего требовать при аккредитации.
Аккредитация осуществляется ЭП посредством информационного взаимодействия с ЕИС и иными ГИС.
Документы, информация, предоставляемая при регистрации, порядок и сроки регистрации в ЕИС будут отдельно определены Правительством РФ. Не допускается регистрация офшорных компаний в ЕИС в качестве участников закупок.
Регистрация участника закупки в ЕИС и аккредитация участника закупки на электронной площадке осуществляются сроком на 3 года.
С 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС.
С 1 января 2019 года аккредитация участников закупок на электронных площадках осуществляется после регистрации таких участников в ЕИС.

Иные положения

16. При определении объема закупок у СМП и СОНКО в расчет совокупного годового объема закупок включаются закупки по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (пункты 25 – 253 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ) – с 1 января 2019 года.
17. Вводится новое единое требование к участникам закупки – отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством РФ.
18. В случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) он вправе заключить контракт с иным участником закупки, который предложил такую же, как и победитель такой закупки, цену контракта или предложение о цене контракта, которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем.
19. Если обращение с жалобой в антимонопольный орган поступит от физического лица, не соответствующего требованиям к участникам закупки, и права и законные интересы которого не нарушены такими действиями (бездействием), положениями документации, извещения, то такое обращение рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», а не в порядке, установленном главой 6 Закона №44-ФЗ.
20. Увеличен срок направления информации заказчиками в реестр контрактов – с трех до пяти рабочих дней.
Скачать Федеральный закон от 31.12.2017 N 504-ФЗ

Читайте также:  Техническое задание при государственных и муниципальных закупках по 44 ФЗ
Ссылка на основную публикацию