Возможность осуществления денежного требования по контракту другому лицу по 44 ФЗ

Проект контракта по 44‑ФЗ: обязательства по новым правилам

Как важная составляющая любой закупочной процедуры, проект контракта включает все обязательные и существенные условия будущей поставки. Он имеет определенную структуру, и заказчику нужно учитывать определенные требования к составлению этого документа, поскольку участникам торгов придется его изучать.

В проекте контракта вы не увидите цену — она формируется уже после того, как пройдут торги, также в нем не указываются конкретный предмет контракта и реквизиты поставщика, так как они становятся известны после подведения итогов, и информация из заявки победителя копируется в предмет контракта.

При этом заказчик, планируя закупку, уже имеет представления о технических характеристиках товара, условиях, времени и месте проведения закупки, сроках и порядке исполнения обязательств.

Что заказчик обязан включить в проект контракта

На первом этапе

Проект контракта всегда есть в комплекте документов закупки, чтобы его могли изучить участники торгов.

На первом этапе в проект контракта не включаются условия, которые становятся известны только тогда, когда определится победитель.

При этом заказчик включает условия об ответственности сторон, порядок и сроки оплаты, вопросы обеспечения, подробный порядок приемки и любые другие важные для него моменты.

На втором этапе

После подведения итогов закупки уточняется цена, реквизиты поставщика и объект закупки, и заказчик вносит их в проект контракта.

Далее победитель подписывает контракт, вносит обеспечение и возвращает контракт на подпись заказчику.

Последний, кто подписывает контракт, — заказчик. Он должен убедиться в том, что поставщик выполнил все обязательства этого этапа.

Что представляет собой контракт по структуре

  • Информация о заказчике и контрагенте и реквизиты закупки (в преамбуле)
  • Информация о закупке
  • Руководители заказчика и участник закупки, которые имеют право подписывать контракт
  • Подробное описание объекта закупки в предмете контракта

Указываем цену контракта

В цену входят все расходы поставщика: стоимость товара, упаковки, маркировки, погрузки, доставки и разгрузки, таможенные пошлины и другие расходы, которые связаны с исполнением обязательств.

Дополнительные расходы, которые несет поставщик, не влияют на цену в контракте.

Важно понимать, что:

  • в проекте контракта фиксируется цена, предложенная поставщиком;
  • цена не меняется весь срок действия контракта;
  • в некоторых случаях разрешается указать формулу цены, максимальное значение общей цены контракта или цену за единицу товара, работы или услуги;
  • обязательно указывается источник финансирования.

Указываем порядок проведения приемки

В контракте должны быть указаны сроки и порядок проведения приемки (иногда это довольно сложные мероприятия), порядок взаимодействия сторон, контактные лица. Хорошее дополнительное условие — уведомление о готовности к приемке.

Исполнение обязательств по приемке нужно фиксировать в отдельном документе. Чаще всего для этого используют акты приемки товаров, результатов выполненных работ или оказания услуг.

Указываем порядок и сроки оплаты

Срок расчетов — не более 15 рабочих дней для поставщика СМП и не более 30 дней для остальных поставщиков. Он всегда отсчитывается от даты подписания акта приемки ТРУ.

В контракте нужно подробно описать порядок расчетов: авансы, поэтапная оплата.

Указываем обеспечение контракта

Важно указать размер обеспечения, способы обеспечения контракта: денежную сумму или банковскую гарантию (способ всегда выбирает поставщик), а также сроки и порядок возврата обеспечения.

Указываем срок действия контракта

В проекте контракта достаточно указать срок действия контракта, сроки всех обязательств внутри контракта и условие, что окончание срока действия контракта не освобождает стороны от ответственности за нарушение условий.

Указываем порядок изменения и расторжения контракта

Здесь важны основания для изменения условий контракта (если объект закупки простой, порядок исполнения контракта несложный, сроки небольшие, заказчик часто не включает этот пункт) и порядок одностороннего расторжения контракта (по желанию заказчика).

Указываем условия контракта

Здесь важно зафиксировать:

  • права и обязанности сторон (конфликты по этому пункту сложно разрешаются, поэтому лучше всего формулировать этот пункт максимально подробно);
  • требования по качеству;
  • условия о соблюдении технологий;
  • условия доставки;
  • требования о вводе в эксплуатацию, монтаже, наладке;
  • условия о документах, предоставляемых поставщиком вместе с товаром или после выполнения работ и оказания услуг;
  • обстоятельства непреодолимой силы;
  • заключительные положения;
  • реквизиты и контактные данные поставщика и заказчика.

Ответственность за неисполнение обязательств по новым правилам

В случае неисполнения обязательства по контракту участникам закупки грозят неустойки в виде пени или штрафов (Постановление Правительства РФ от 02.08.2019 № 1011). Поэтому при подготовке проекта контракта важно учитывать новые условия и отражать их в контрактах.

Пени начисляются, если поставщик не уложился в сроки, установленные для исполнения обязательств.

Размер пени за просрочку обязательств во всех случаях рассчитывается по ключевой ставке Центробанка РФ 1/300 за каждый день просрочки:

Пени = количество дней просрочки * цена контракта * (ставка рефинансирования * 1/300)

Если срок исполнения обязательств по контракту истек 10 сентября 2019 года, а в действительности обязательства выполнены 19 сентября 2019 года, то при стоимости контракта в 100 000 руб. расчет пени будет таким:

9 * 100 000 * (0,07 * 1/300) = 210 руб.

Все пени рассчитываются по ключевой ставке 1/300, если нет дополнительного законодательного регулирования. Исключения распространяются на случаи, когда другими законами установлены другие ставки пени. Например, контракты ОСАГО подчиняются отдельной ставке.

Электроснабжение оплачивается по ставке 1/130

В ситуации, когда заказчик оплатил услуги по передаче электроэнергии не в полном объеме или не вовремя, он выплачивает компании пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ от требуемой суммы за каждый день просрочки.

Штрафы

Штрафы действуют в отношении нарушений, не связанных со сроками. Они скорее зависят от статуса поставщика и срабатывают в том случае, если он пренебрегает условиями контракта.

Раньше заказчику нужно было указывать в контракте помимо фиксированного процента штрафа еще и его сумму. Так как заказчик не мог предвидеть, как снизится начальная максимальная цена контракта в результате торгов, он не знал фиксированной суммы штрафа до конца закупки и оставлял пустую графу, чтобы рассчитать сумму штрафа от цены контракта, когда она станет известна.

Теперь размеры ответственности сторон за несоблюдение обязательств больше не нужно указывать в виде фиксированной суммы. Достаточно показать процент от цены контракта, определяемый в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

Так теперь будут выглядеть положения контракта, связанные со штрафом:

  • Если цена контракта не выходит за рамки суммы в 3 млн руб., размер штрафа — 3 % цены контракта.
  • Если цена контракта варьируется в пределах от 3 до 10 млн руб., размер штрафа — 2 % цены контракта.

Штрафы для малого и социального бизнеса

В одном размере установлены штрафы за неисполнение (ненадлежащее исполнение) контрагентом своих обязательств, если закупка была только для СМП и СОНКО:

  • 1 % цены контракта или его этапа;
  • не менее 1 000 руб. и не более 5 000 руб.

Новое ограничение суммы неустойки

Если раньше суммы неустоек часто превышали суммы контрактов, и судебная практика была довольно жесткой, то сейчас сумма неустойки не должна быть больше цены контракта.

С 14 августа 2019 в сумме неустойки не учитываются пени, только штрафы.

Общая сумма начисленных штрафов и для заказчика, и для поставщика не должна превышать общую сумму контракта.

Перестановка слагаемых. Допустима ли замена стороны при исполнении госконтракта

В ходе исполнения госконтрактов, заключенных по результатам торгов, как у заказчика, так и у поставщика (исполнителя, субподрядчика) иногда возникает потребность перевода своих обязательств или переуступки своих прав другим лицам. Причины для этого могут быть самыми разными – от банального отсутствия средств на счету у заказчика до долговых обязательств поставщика перед кем-либо. Однако потребность потребностью, но самое главное, чтобы подобные действия не вступали в противоречие с законодательством в сфере госзакупок. Рассмотрим два случая из практики, наглядно демонстрирующие возможные механизмы разрешения таких ситуаций.

Возможен ли, согласно Закону № 44-ФЗ, перевод долга по оплате муниципального контракта на главного распорядителя бюджетных средств, если на расчетный счет заказчика – муниципального казенного учреждения наложен арест органом Казначейства? Заказчиком (муниципальным казенным учреждением) заключены муниципальные контракты в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В настоящее время на расчетный счет учреждения наложен арест органом Казначейства. Позволяет ли Закон № 44-ФЗ осуществить перевод долга по оплате муниципального контракта заказчика другому лицу – главному распорядителю бюджетных средств, в связи с тем что на расчетный счет учреждения наложен арест органом Казначейства (чтобы произвести оплату выполненных работ по контракту с расчетного счета главного распорядителя)?

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», ограничивая возможность перемены поставщика (подрядчика, исполнителя) по заключенному государственному (муниципальному) контракту (ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ), допускает возможность перехода прав и обязанностей заказчика. Часть 6 ст. 95 Закона №44-ФЗ устанавливает, что в случае перемены заказчика права и обязанности заказчика, предусмотренные контрактом, переходят к новому заказчику. При этом порядок перехода прав и обязанностей заказчика по контракту данным законом не урегулирован.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях гражданского и бюджетного законодательства.

Отметим, что в ч. 6.6 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавшего до 1 января 2014 года, содержалось положение, аналогичное по содержанию ч. 6 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, и ФАС России, давая разъяснения по применению данной нормы, указала, что вопрос перемены лица в контракте регулируется нормами законодательства РФ, регламентирующего соответствующие правоотношения (см. тему 3 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, подготовленного Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2012 года).

Перемена лиц в обязательстве регулируется гл. 24 ГК РФ. Исходя из п. 1 ст. 382 ГК РФ, она происходит либо по закону (в результате наследования, реорганизации юридического лица, регресса, суброгации и т.п.), либо по договору уступки права требования, перевода долга. Поскольку в рассматриваемой ситуации передача прав и обязанностей напрямую законом не предусмотрена, она может происходить только по договору, при этом такая замена должна производиться с соблюдением как правил об уступке требования (параграф 1 гл. 24 ГК РФ), так и правил о переводе долга (параграф 2 гл. 24 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования), если это не противоречит закону, иным правовым актам или договору. Согласие должника на уступку не требуется (если иное не предусмотрено законом или договором), следует лишь уведомить его о состоявшейся уступке. Перевод должником своего долга на другое лицо осуществляется также в письменной форме (если договор, из которого возник долг, также заключался в письменной форме) и допускается лишь с согласия кредитора (ст. 391 ГК РФ).

Исходя из этого, по нашему мнению, соглашение (договор) о перемене заказчика по договору (контракту) может быть заключено между первоначальным заказчиком и новым заказчиком с предварительным получением согласия поставщика (исполнителя). Следовательно, возможно оформить и трехстороннее соглашение между прежним и новым заказчиками и поставщиками товаров (исполнителями услуг). Отметим, что позиция о возможности передачи прав и обязанностей заказчика по контракту на основании трехстороннего соглашения, правда, в период действия Закона № 94-ФЗ, также была высказана Минэкономразвития России в письме от 05.06.2009 № Д05-2813.

Таким образом, нормы Закона № 44-ФЗ и гражданского законодательства не содержат ограничений на заключение казенным учреждением договора перевода долга своих обязательств по оплате муниципального контракта другому заказчику.

Вместе с тем особенности правого положения казенных учреждений, определенные в ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, предполагают, что финансовое обеспечение деятельности таких учреждений осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п. 2 указанной статьи). Обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает и закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (ст. 70 БК РФ).

Из п. 2 ст. 72 и п. 5 ст. 161 БК РФ следует, что заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств (за исключением случаев, установленных п. 3 ст. 72 БК РФ), если иное не установлено самим Бюджетным кодексом РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Следует напомнить, что лимит бюджетных обязательств представляет собой объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (и плановом периоде). Текущий финансовый год – год, в котором осуществляются исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (и плановый период). Плановый период – два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом (ст. 6 БК РФ).

Иначе говоря, возможность заключения соглашения о переводе долга казенного учреждения по оплате предоставленных по муниципальному контракту товаров (работ, услуг) другому лицу (в том числе являющемуся главным распорядителем бюджетных средств) будет решаться с учетом требований сметно-бюджетной дисциплины, а также принципов результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленных бюджетным законодательством (см., например, ст. 28, 34 БК РФ).

Из этого следует вывод, что заключение подобного соглашения возможно с учетом ограничений, установленных бюджетным законодательством.

Не является ли ничтожным договор уступки прав денежного требования по еще не исполненному государственному контракту, если он заключен подрядчиком с другим лицом до 1 июня 2015 года? Подрядчик по государственному контракту, работы по которому до сих пор исполняются, до 1 июня 2015 года заключил с другим лицом договор уступки прав денежного требования, которое возникнет к заказчику в будущем (универсальное правопреемство). Не является ли такой договор цессии ничтожным (с учетом положений п. 7 ст. 448 ГК РФ)? Допускается ли с 1 июня 2015 года уступка права требования по контрактам, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?

Читайте также:  Договор аренды по 44-ФЗ

К сожалению, однозначно ответить на вопрос нельзя. И вот почему. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» основан на положениях ГК РФ (п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ). Однако общие положения ГК РФ, в том числе правила гл. 24 этого кодекса, применяются к отношениям в сфере контрактной системы в части, не урегулированной Законом № 44-ФЗ и не противоречащей этому закону.

Согласно ч. 5 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, при исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый контрагент является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (аналогичная норма содержалась в ч. 6.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, регулировавшего соответствующие отношения до 2014 года). Из приведенной нормы буквально следует, что не допускается не только передача договора (ст. 392.3 ГК РФ) контрагентом, то есть полная замена стороны по контракту (см. также письмо Минэкономразвития России от 05.03.2010 № Д22-231), но и передача другому лицу предусмотренной контрактом обязанности контрагента по поставке товара, выполнению работы, оказанию услуги (то есть перевод долга).

При этом запрета на уступку контрагентом возникшего у него из контракта права требования к заказчику Закон № 44-ФЗ не содержит. И хотя Минфин России неоднократно указывал на то, что цессия по государственным (муниципальным) контрактам не допускается (письмо от 11.03.2015 № 02-02-08/12916, от 29.05.2012 № 02-11-05/1904), в судебной практике подобные соглашения (во всяком случае заключенные в период до 1 июня 2015 года) рассматриваются как не противоречащие Закону № 44-ФЗ (например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 №07АП-9886/14, постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 № 19АП-3261/15, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 № 03АП-2049/15, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2015 № 17АП-14998/14).

Федеральным законом от 08.03.2015 № 42-ФЗ, вступившим в силу с 1 июня 2015 года, ст. 448 ГК РФ дополнена п. 7. Согласно этой норме, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

К сожалению, формулировка приведенной нормы допускает возможность неоднозначного толкования, а практика ее применения на сегодняшний день не сформирована.

С одной стороны, положения п. 7 ст. 448 ГК РФ, возможно, могут восприниматься как не допускающие именно одновременную уступку прав и перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора (то есть как запрет на передачу победителем торгов договора, заключенного на торгах). Более того, на сегодняшний день нет уверенности и в том, что положения ст. 447–449 ГК РФ вообще применимы к отношениям, регулируемым Законом № 44-ФЗ. Это связано, в частности, с тем, что ряд предусмотренных этими статьями норм не соответствует порядку, предусмотренному Законом № 44-ФЗ (см., в частности, п. 4 ст. 447, п. 5, 8 ст. 448 ГК РФ).

С другой стороны, буквально напрашивается вывод о том, что из п. 7 ст. 448 ГК РФ все же следует установление запрета на заключение лицом, договор с которым заключен на торгах, соглашений, направленных как на перевод долга, так и на уступку прав, возникших у него из этого договора. Ни положения ст. 447 – 449 ГК РФ, ни положения Закона № 44-ФЗ не содержат условий, которые позволяли бы не распространять установленный п. 7 ст. 448 ГК РФ на отношения по государственным (муниципальным) контрактам. При таком подходе следует признать, что с 1 июня 2015 года любые соглашения об уступке прав из контрактов, которые, в свою очередь, были заключены по результатам конкурентных процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ, победителями этих процедур должны квалифицироваться как ничтожные (ст. 168 ГК РФ, п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25). В связи с изложенным представляется, что до формирования в право применительной практике единообразного подхода к вопросу о соотношении п. 7 ст. 448 ГК РФ и положений Закона № 44-ФЗ уступка участниками закупок прав по контрактам сопряжена с очевидными рисками.

Что касается указанного в вопросе соглашения, то поскольку оно заключено до 1 июня 2015 года, п. 7 ст. 448 ГК РФ, скорее всего, не может рассматриваться в качестве основания для его недействительности, а значит, и не препятствует его исполнению. Иными словами, после 31 мая 2015 года соответствующее соглашение продолжает оставаться основанием для перехода права требования, которое возникнет в будущем, к новому кредитору. Однако правоприменительной практики, где рассматривались бы похожие ситуации, обнаружить не удалось.

ВС РФ: исполнитель может уступить третьему лицу право требовать оплату по госконтракту.

Частично исполненный контракт стороны расторгли по соглашению. Впоследствии подрядчик передал право требовать оплату по контракту другому лицу, но заказчик не заплатил новому кредитору.

Верховный суд отметил, что Закон N 44-ФЗ запрещает только перемену исполнителя контракта. Передавать право требовать оплату по контракту другому лицу не запрещено.

ГК РФ не позволяет победителю торгов уступать права и переводить долг, если по закону заключить договор можно только на торгах. Однако уступки денежного требования этот запрет не касается, пояснил ВС РФ. Когда заказчик исполняет обязательства по оплате, личность кредитора не имеет для него существенного значения.

Минфин в 2016 году посчитал иначе : цессия недопустима для контрактов, заключенных по 44-ФЗ.

Теперь лучше ориентироваться на позицию Верховного суда.

Текст Определения Верховного суда РФ от 20.04.2017 по делу N 307-ЭС16-19959

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 марта 2017 г. N 307-ЭС16-19959

Судья Верховного Суда Российской Федерации Р.А. Хатыпова, изучив материалы истребованного дела и кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “МВМ ГРУПП” (далее – общество “МВМ ГРУПП”) на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2016 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.10.2016 по делу N А26-10174/2015 Арбитражного суда Республики Карелия,

общество “МВМ ГРУПП” обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к администрации Петрозаводского городского округа (далее – администрация) о взыскании 11 561 827 руб. 79 коп. задолженности по оплате работ, выполненных по муниципальному контракту N 0106300010514000057-0142294-02 от 03.06.2014 (далее – муниципальный контракт, контракт), 2 068 796 руб. 38 коп. неустойки за период с 04.10.2014 по 03.02.2016, 994 753 руб. 58 коп. штрафа согласно пункту 8.9 контракта.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 17.02.2016 иск удовлетворен частично, с администрации в пользу общества “МВМ ГРУПП” взыскано 11 561 827 руб. 79 коп. задолженности за период июль – сентябрь 2014 года; 2 068 796 руб. 38 коп. договорной неустойки за период с 04.10.2014 года по 03.02.2016 года, в остальной части иска отказано.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2016, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.10.2016, решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.02.2016 отменено, в удовлетворении иска отказано.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2016 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.10.2016, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на существенное нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм материального и процессуального права.

20.01.2017 дело N А26-10174/2015 истребовано из Арбитражного суда Республики Карелия.

По смыслу части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о наличии оснований для передачи жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как установлено судами, 03.06.2014 между администрацией (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью “ЛСМ Ленстроймонтаж” (подрядчик, далее – общество “ЛСМ Ленстроймонтаж”) по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме заключен муниципальный контракт на выполнение работ по текущему содержанию мостов, в том числе наплавного моста через пролив Логмозерский, автодорог общегородского и районного значения, тротуаров, остановок, лестничных спусков в границах Петрозаводского городского округа.

Цена контракта составляет 49 737 678 руб. 85 коп. (пункт 2.1).

Срок действия контракта определен с момента его подписания до 15.04.2015 (пункт 6.1).

Дополнительным соглашением от 03.10.2014 стороны расторгли контракт по соглашению сторон на основании части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), прекратив действие контракта с 01.11.2014.

Пунктом 2 указанного дополнительного соглашения стороны установили, что подрядчиком выполнены, а заказчиком приняты работы в следующем объеме: за июнь 2014 года – на сумму 5 406 837 руб. 94 коп., за июль 2014 года – на сумму 4 598 329 руб. 32 коп., за август 2014 года – на сумму 4 911 244 руб. 31 коп., за сентябрь 2014 года – на сумму 4 114 558 руб. 19 коп. Работы, выполненные в июне 2014 года, оплачены заказчиком в полном объеме в сумме 5 406 837 руб. 94 коп. В соответствии с пунктами 8.5, 8.6 контракта в связи с просрочкой выполнения подрядчиком работ и несвоевременным устранением недостатков работ стороны уменьшили сумму, подлежащую оплате за выполненные в период с июля по сентябрь 2014 года работы, до 11 561 827 руб. 79 коп.

Впоследствии между обществом “ЛСМ Ленстроймонтаж” (цедент) и обществом “МВМ Групп” (цессионарий) 06.07.2015 заключен договор уступки прав (цессии) N 10-С-15 (далее – договор цессии, договор уступки), в соответствии с которым цедент передает, а цессионарий принимает права требования к должнику задолженности в размере 11 561 827 руб. 79 коп. по оплате работ, выполненных по заключенному между цедентом и администрацией муниципальному контракту.

По договору цессии цессионарию также переданы права, обеспечивающие исполнение материального обязательства по оплате выполненных работ, в том числе право на пеню, штраф в полном объеме за весь период действия муниципального контракта (пункт 1.1 договора цессии).

06.07.2015 года общество “МВМ Групп” уведомило должника о состоявшейся уступке путем направления уведомления.

Претензией от 01.10.2015 года общество “МВМ Групп” обратилось к администрации с требованием оплатить новому кредитору сумму задолженности по муниципальному контракту, договорной неустойки и штрафа.

Ссылаясь на то, что задолженность за выполненные по муниципальному контракту работы не погашена, допущена просрочка по оплате выполненных работ, общество “МВМ Групп” обратилось в суд с настоящим иском.

В силу статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Пунктом 2 статьи 168 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ) предусмотрено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно пункту 7 статьи 448 ГК РФ в редакции Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ “О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 42-ФЗ), вступившего в силу 01.06.2015, если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено в соответствии с законом.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества “МВМ Групп” о взыскании задолженности и неустойки, руководствовался статьями 330, 382, 384, 702, 711, 763 ГК РФ, положениями Закона N 44-ФЗ и исходил из доказанности наличия задолженности по оплате выполненных подрядчиком по муниципальному контракту работ, факта просрочки их оплаты.

Читайте также:  Внесение изменений в договор, заключенный по 223 ФЗ

Отклоняя ссылку администрации на пункт 7 статьи 448 ГК РФ, суд первой инстанции указал, что наличие у администрации перед обществом “ЛСМ Ленстроймонтаж” задолженности по оплате выполненных работ не может свидетельствовать о ничтожности договора уступки права требования, так как в рассматриваемом случае уступлено не право исполнения муниципального контракта в части выполнения работ, а право требования оплаты за уже выполненные работы, которые приняты заказчиком без замечаний и возражений. Ни бюджетное, ни гражданское законодательство не содержат прямых запретов на уступку или передачу права требования по государственному (муниципальному) контракту третьим лицам после выполнения подрядных работ по государственному (муниципальному) контракту, то есть после его фактического исполнения.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в иске, сослался на императивную норму пункта 7 статьи 448 ГК РФ, запрещающую победителю торгов уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам. Как указал суд, заключая 06.07.2015 договор цессии, общество “ЛСМ Ленстроймонтаж” и общество “МВМ Групп” не могли не знать о существующих ограничениях; правоотношения сторон возникли после 01.06.2015 в связи с подписанием договора уступки 06.07.2015, в связи с чем в рассматриваемом случае подлежат применению положения пункта 7 статьи 448 ГК РФ. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к выводу о ничтожности сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Соглашаясь с выводами суда апелляционной инстанции, суд округа отметил, что в рассматриваемом случае подрядчик осуществил уступку прав требования задолженности, неустойки и штрафа по контракту до момента его расторжения; поскольку обязательства администрации по оплате работ возникли из контракта, установленный в пункте 7 статьи 448 ГК РФ запрет препятствовал подрядчику в совершении уступки права.

Заявитель в кассационной жалобе указывает, что применение судами апелляционной и кассационной инстанций положений пункта 7 статьи 448 ГК РФ в редакции Закона N 42-ФЗ, как нормы, устанавливающей запрет на уступку права (требования), возникшего из муниципального контракта, заключенного и исполненного до 01.06.2015, не основано на пункте 2 статьи 2 Закона N 42-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона N 42-ФЗ положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Заявитель также ссылается на пункт 83 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2016 N 7 “О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств”, в соответствии с которым положения Гражданского кодекса Российской Федерации в измененной Законом N 42-ФЗ редакции не применяются к правам и обязанностям, возникшим из договоров, заключенных до дня вступления его в силу (до 1 июня 2015 года). При рассмотрении споров из названных договоров следует руководствоваться ранее действовавшей редакцией Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом сложившейся практики ее применения (пункт 2 статьи 4, абзац второй пункта 4 статьи 421, пункт 2 статьи 422 ГК РФ).

Как полагает заявитель, при рассмотрении споров, связанных с исполнением государственных контрактов, следует исходить из пункта 5 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, которая является специальной нормой, устанавливающей исключительно запрет на перемену поставщика (исполнителя, подрядчика) и не препятствующей совершению уступки прав (требований) из контракта по оплате.

Кроме того, заявитель обращает внимание на то, что на момент заключения договора цессии стороны расторгли муниципальный контракт дополнительным соглашением от 03.10.2014.

Заявитель, ссылаясь на то, что действие Закона N 42-ФЗ не распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, положения пункта 7 статьи 448 ГК РФ в редакции Закона N 42-ФЗ применяются только к контрактам, заключенным после этой даты, при заключении, исполнении контракта и дополнительного соглашения от 03.10.2014 администрация и общество “ЛСМ Ленстроймонтаж” исходили из допустимости цессии, считает возможной уступку прав требования к заказчику и после 01.06.2015.

Приведенные доводы жалобы заявителя о существенном нарушении судами апелляционной и кассационной инстанций норм права, которые повлияли на исход настоящего дела, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу заявителя с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ, судья Верховного Суда Российской Федерации

кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “МВМ ГРУПП” на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2016 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.10.2016 по делу N А26-10174/2015 Арбитражного суда Республики Карелия передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Назначить судебное заседание по рассмотрению указанной кассационной жалобы на 13 апреля 2017 года на 11 часов 30 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).

Существенные условия контракта по 44-ФЗ

Общие существенные положения договора по 44-ФЗ

В ч. 13 ст. 34 прописано, что такое существенные условия контракта по 44 ФЗ — это одновременно общие обязательные условия договора по Гражданского кодексу для того или иного договора и специальные, которые прописаны в 44-ФЗ. По контрактному законодательству, в проекте контракта отражают такие обязательные условия контракта по 44 ФЗ:

  1. Порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом.
  2. Цена контракта и итоговая цена каждого этапа, устанавливаемая пропорционально снижению НМЦК (максимального значения цены контракта) участником закупки, с которым заключается контракт (если контракт исполняется поэтапно).
  3. Ответственность заказчика и поставщика.
  4. Порядок и сроки оплаты товара, работы, услуги. Если госконтракт заключают с участником закупки, к которому применены антидемпинговые меры, аванс не выплачивается. Срок оплаты составляет не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке по ч. 7 ст. 94 44-ФЗ. Исключение — закупки с ограничениями для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций по ч. 8 ст. 30 44-ФЗ и ситуации, когда иной срок оплаты устанавливает Правительство для обеспечения обороноспособности и безопасности государства или он определен в специальных нормах.
  5. Порядок и сроки приемки заказчиком товаров, работ, услуг и порядок и сроки оформления результатов такой приемки.
  6. Уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы уплачивает заказчик. Например, если поставщик — физлицо, заказчик выступает в роли налогового агента и уменьшает цену госконтракта на налог на доход физических лиц (НДФЛ).
  7. Обеспечение исполнения контракта (сроках возврата обеспечения, если победитель перечислил деньги, в т. ч. его части, и т. п.), за исключением ряда случаев, которые указаны в ч. 27 ст. 34 и ч. 1 ст. 96 44-ФЗ.
  8. Порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установили такое требование).
  9. Предоставление нового обеспечения исполнения контракта, если у банка, который предоставил банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, отозвали лицензию на проведение банковских операций. Срок его предоставления — один месяц со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить новое обеспечение. За каждый день просрочки исполнения этого обязательства начисляются пени в размере, определенном ч. 7 ст. 34 44-ФЗ. Размер такого обеспечения уменьшают в порядке и случаях, которые установлены ч. 7-7.3 ст. 96 44-ФЗ.
  10. Источник финансирования.

В 2020 году заказчики — получатели средств федерального бюджета в случаях, которые указаны в Федеральном законе № 459-ФЗ от 29.11.2018, включают в госконтракт существенное положение о казначейском сопровождении целевых средств, а в ряде случаев и о казначейском обеспечении обязательств.

Существенные положения в зависимости от вида контракта

Собрали в таблицу, что является существенными условиями контракта по 44 ФЗ в рамках тендеров на поставку, оказание услуг, выполнение работ.

  1. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам услуг.
  2. Место оказания услуг.
  3. График оказания услуг.
Существенные условия в проекте госконтракта на поставку товараСущественные условия в проекте госконтракта на выполнение работСущественные условия в проекте госконтракта на оказание услуг
  1. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам товара.
  2. Условие о соответствии товара изображению, если требование об этом установлено в документации.
  3. Требования к состоянию товара (новый или бывший в употреблении, в ремонте).
  4. Указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств, а если его нет — на химические, группировочные наименования, если госконтракт заключается на поставку лекарств.
  5. Требования к гарантии, гарантийному обслуживанию и сроку действия. В закупках машин и оборудования такие требования предъявляются в обязательном порядке, и устанавливается обеспечение гарантийных обязательств.
  6. Сведения о количестве и месте доставки товара.
  7. Информация о сроке поставки товара.
  8. Порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом.
  1. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам работ.
  2. Если закупаете строительные работы по п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, когда документация по требованиям этой нормы включает проектную документацию, не переносите в госконтракт информацию о качественных, функциональных, экологических характеристиках объекта закупки.
  3. Место выполнения работы.
  4. Срок завершения работы.

Большая часть госконтрактов состоит из существенных условий. Вот пример, как заполняют раздел о предмете договора:

Как изменить существенные положения договора по 44-ФЗ

Закон о контрактной системе позволяет изменить то, что относится к существенным условиям контракта по 44 ФЗ, но в строго определенных случаях. Помните, что изменяют существенные положения только на этапе исполнения, а не заключения договора. Случаи, когда их меняют, прописаны в ст. 95 44-ФЗ. В госконтракте корректируют:

  1. Снижение цены без изменения объемов.
  2. Увеличение или уменьшение количества товара, работ, услуг не более чем на 10%.
  3. Изменение регулируемых цен (тарифов) согласно актам РФ.
  4. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, которые связаны с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ.
  5. Улучшение качественных, технических и функциональных характеристик товара.
  6. Другие основания, которые указаны в ст. 95 44-ФЗ.

Факт изменений существенных положений фиксируют в дополнительном соглашении. Подробнее об изменении существенных условий читайте в статье «Как подписать дополнительное соглашение к госконтракту».

А существенные условия контракта, не подлежащие изменению по 44-ФЗ, — это те положения, для изменения которых нет правовых оснований. Например:

  1. Страна происхождения товара, если запрет прописан в нормативных актах в рамках национального режима по ч. 6 ст. 14 44-ФЗ.
  2. Поставщик, кроме уступки третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства (п. 17 обзора судебной практики Президиума Верховного Суда от 28.06.2017).
  3. Предмет сделки.
  4. Другие условия, если не соблюдаются условия по ст. 95 44-ФЗ.

Оплату по госконтракту может получить третье лицо

Верховный суд РФ считает, что исполнитель может уступить третьему лицу право требовать оплату по госконтракту. Ранее, в 2016 г., Министерство финансов РФ заявляло, что для контрактов, заключенных по 44-ФЗ, цессия недопустима. После появления прецедента в конце апреля 2017 г., следует ориентироваться на позицию Верховного суда.

Закон 44-ФЗ запрещает только перемену исполнителя контракта. Передавать право требовать оплату по контракту другому лицу не запрещено. Гражданский кодекс РФ не позволяет победителю торгов уступать свои права, если по закону заключить договор можно только на торгах. Однако уступки денежного требования этот запрет не касается.

Ярослав Вахитов, руководитель проекта МЭЛТОР, рассказал Т94: «Уступка прав денежного требования (цессия) по фактически выполненным контрактам возможна, так как личность исполнителя для заказчика уже не имеет значения. Соответствующие разъяснение дал 20 апреля Верховный суд. У администрации Петрозаводского городского округа был муниципальный контракт с «ЛСМ Ленстроймонтаж». До окончания срока его расторгли по соглашению сторон. Затем подрядчик уступил права требования долга по оплате контракта на 11,5 млн руб. обществу «МВМ ГРУПП». Разногласия возникли из-за применения п. 7 ст. 448 Гражданского кодекса. Эта норма запрещает победителю торгов «уступать права и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора». Верховный суд разъяснил, что поставщик (подрядчик, исполнитель), выполнивший свои обязательства по контракту, заключенному в соответствии с 44-ФЗ, имеет право передать другому лицу право требовать с заказчика оплату. Запрет, предусмотренный Гражданским кодексом применяться не может, поскольку при исполнении заказчиком обязанности по уплате денежных средств личность кредитора не имеет существенного значения для должника».

Казалось бы, все довольно просто и понятно. Однако, если обозначенное Верховным судом право исполнителя на уступку прав денежного требования не будет четко закреплено и разъяснено в законе, о нем постоянно будут забывать или стараться обойти.

Ситуацию разъясняет Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center: «Исполнитель может уступить третьему лицу право требовать оплату по госконтракту. Такое право у подрядчиков должно быть. И так в госконтракте подрядчик является самой слабой и незащищенной стороной. Неплохо было бы такое право закреплять в госконтракте. Не потому, что право без этого будет недействительно, а чтобы у второго кредитора не возникло проблем с взысканием задолженности. Если же возникнут такие проблемы, то подрядчику придется за меньшие деньги переуступать это право требования денег. Кроме этого, неплохо было бы закрепить такое право и в самом законе о контрактной системе. Например, за поставщиком такое право можно закрепить при просрочке платежа более чем на 30 дней. В целом же это полумера: если переуступать только право требования денег за госконтракт, то подрядчик останется в накладе. Получается, мало того, что поставщик должен сбивать цену на аукционе, так еще и уступать из невыплаченных денег процент второму кредитору, у которого есть свои интересы. Поэтому, чтобы не ставить подрядчика в неудобные условия, нужно закреплять за самим подрядчиком право требовать от заказчика хотя бы деньги за просрочку, либо закреплять за кредитором право взыскивать не только деньги по контракту, но и пени, и штрафы. И для заказчика это будет стимулом, и для подрядчика будет меньше финансовых рисков. Если же они расторгли контракт по соглашению сторон, то выход один: поставщик требует сумму, пропорциональную исполненным обязательствам. Ситуации, когда по соглашению сторон прописывается отказ поставщика от финансовых требований заказчика, в принципе быть не должно. По умолчанию, должен работать принцип справедливости: сколько заработал — столько и получил либо сам, либо от своего поручителя. Личность кредитора существенного значения не имеет для заказчика при исполнении обязательства по оплате. При этом цессия недопустима для контрактов, заключенных по 44-ФЗ. В отличии от 44-ФЗ, в 223-ФЗ можно не прописывать такое право на уровне закона. Грубо говоря, по 44-ФЗ работают субъекты власти, для них все, что не закреплено в законе, то не разрешено. А по 223-ФЗ действуют коммерческие субъекты, и для них все, что не запрещено, то разрешено».

Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, уточняет: «Уступка третьему лицу права требовать оплату по госконтракту — это всем известный принцип факторинга. Сейчас передача требований набирает популярность. Для многих предпринимателей это выход: например, когда нет возможности долго замораживать оборотные деньги. Подобная схема имеет право на жизнь. Личность кредитора никакого значения для заказчика не имеет. Если произошла переуступка, то какая разница, кому платить. Сейчас идет дискуссия о том, чтобы внести изменения в 44-ФЗ и предусмотреть в контрактной системе принцип факторинга. В конечном итоге в законе будет прописано право переуступки. При этом участники закупки обязательно должны отражать право требовать оплату третьему лицу в госконтракте. Пока все это не прописано в законе, цессия допустима на усмотрение заказчика. Но на практике заказчики не будут этим заниматься, так как у них формально не прописано таких полномочий, это нужно регламентировать».

Итак, пока в 44-ФЗ не приняты соответствующие изменения, подрядчикам придется вооружаться мнением Верховного суда и стараться донести его до заказчиков. Однако, нельзя не отметить, что без взаимного стремления выстроить здоровые деловые отношения даже поправки в 44-ФЗ помогут слабо. Чтобы соблюдалась буква закона, обе стороны должны хотеть ее соблюдать, а чтобы работы по контракту выполнялись, обеим сторонам следует прилагать для этого все усилия. Только тогда вопросы о переуступке прав требования денег будут подниматься редко и решаться легко.

Авторы: Ангелина Жукова, Олеся Кривцова

Поделиться ссылкой:

Похожее

Один комментарий к “Оплату по госконтракту может получить третье лицо”

Вопрос Цессии конечно интересен, однако есть конкретная ситуация по 44 -фЗ из которой должностное лицо вышло с судимостью и обязанностью возместить ущерб более 1 000 000 руб.. Приговор вступил в силу, но будет обжаловаться в ВС и ЕСПЧ
Ситуация скорей криминальная, чем гражданско-правовая. Один из университетов заключил контракт на ремонт кровли общежития. При это умышленно была завышена смета по площади работ. Спустя неделю директор подрядчика зарегистрировал ещё одно ООО с аналогичным названием, так как подрядчик увяз в долгах и не хотел светить поступления. В результате сговора должностных лиц Университета и директора 2 фирм (подрядчика и двойника) документы стали поступать от двойника: акты, счета, гарантийные письма. Обманным путём была получена подпись не уполномоченного лица — и.о.проректора по АХЧ на акте выполненных работ от двойника. Акт был подписан не уполномоченным лицом, но и.о.ректора проигнорировал, что у и.о.проректора нет права подписи, и дал распоряжение произвести оплату. Каких либо писем от подрядчика о перечислении денег третьему лицу- двойнику не было. Фактически деньги были похищены поскольку работы не были выполнены в полном объёме и акт не надлежащим образом был оформлен и не имел юридической силы, поскольку двойник не являлся подрядчиком и стороной договора. И.о. проректора осужден, хотя очевидно что ущерб причинён другими лицами, которые знали что деньги перечисляют без законных оснований. На сегодняшний день контракт остаётся не исполненным обеими сторонами, на в ЕИС всё выложили как положено, не смотря на то, что документы не имеют отношение к контракту. Всё что мог сказать о судебной практике по перечислению денег третьим лицам. Всем удачи и внимательности при работе с договорами и деньгами. Был бы благодарен за распространение информации о судебной практике.

Правила осуществления банковского сопровождения контрактов на основании положений Федерального закона №44-ФЗ

Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок» предусмотрен один из весьма действенных инструментов финансового контроля за исполнением заключенных государственных и муниципальных контрактов. Данным инструментом является банковское сопровождение заключенных контрактов и договоров. Использование данного инструмента предусмотрено положениями статьи 35 указанного закона.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Понятие банковского сопровождения контрактов по 44-ФЗ

Банковское сопровождение контракта – это специальная деятельность финансово-кредитного учреждения, обладающего соответствующей лицензией, направленная на осуществление контроля исполнения заключенного ранее государственного или муниципального контракта. В ходе такого контроля происходит проверка имеющихся документов исполнителя по контракту относительно проводимых расчетов, а также направление результатов проверки государственному или муниципальному заказчику. В процессе осуществления банковского сопровождения контракта заказчику дано право контроля за проводимыми по контракту платежами со стороны исполнителя.

В настоящее время используются простое и расширенное банковские сопровождения, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе».

Когда следует использовать банковское сопровождение для контрактов

Постановлением Правительства Российской Федерации №963, принятым 20 сентября 2014 года, установлены случаи, когда использование банковского сопровождения независимо от его формы является обязательным. К числу таких случаев относятся:

  • заключение контракта, характеризуемого как контракт жизненного цикла. Под такими контрактами понимаются такие закупки, в которых потенциальному исполнителю предлагается выполнить целый комплекс работ или оказать услуги от момента проектирования будущих результатов по контракту до момента сдачи полученных итоговых результатов (например, при строительстве автомобильных дорог, мостов, многоквартирных домов и т. д.);
  • если итоговая цена заключаемого контракта превышает десять миллиардов рублей вне зависимости от используемых закупочных процедур;
  • проводится закупка у единственного поставщика при условии, что такой поставщик определен специальным распоряжением или иным правовым актом Правительства Российской Федерации, а в содержании такого определяющего акта содержится указание на обязательность осуществления банковского сопровождения.

Однако со всеми банками может быть заключен договор банковского сопровождения.

Требования к банкам

Раздел 2 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №963, устанавливает определенные требования, которые должны быть предъявлены к банкам, осуществляющим банковское сопровождение по заключенным государственным и муниципальным контрактам. К числу основных требований относятся:

  • капитал финансово-кредитной организации не должен быть менее одного миллиарда рублей;
  • опыт работы на рынке оказания финансово-кредитных услуг составляет не менее пяти лет;
  • в отношении конкретной организации не должно проводиться со стороны Центрального банка мер, направленных на финансовое оздоровление;
  • установленные на отчетные даты нормативы по взаимодействию с Центробанком полностью соблюдаются и исполняются на протяжении не менее, чем последних шести месяцев;
  • финансово-кредитная организация находится в реестре пользователей специальной системы передачи финансовых сообщений Банка России при осуществлении казначейского сопровождения контракта, а также пользуется такой системой.

Простое банковское сопровождение

Как уже говорилось выше, в настоящее время используются два варианта банковского сопровождения контрактов – простое и расширенное. Простое банковское сопровождение регулируется подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства № 963. В соответствии с его положениями использование простого банковского сопровождения осуществляется в случаях:

  • заключения государственного или муниципального договора или контракта «жизненного цикла», если его начальная максимальная цена не превышает десяти миллиардов рублей;
  • установленная начальная максимальная цена контракта превышает десять миллиардов рублей вне зависимости от того, о какой процедуре определения поставщика идет речь, равно как и вне зависимости от того, производится ли закупка у единственного поставщика, который был определен специальным правовым актом Правительства Российской Федерации или Президентом РФ;
  • если при проведении закупочной процедуры установлено ограничение по участию только юридических лиц, которые в силу своей деятельности попали под международные санкции и с целью специального учета были внесены Правительством Российской Федерации в специальный реестр.

Например, для Ленинградской области обязательное банковское сопровождение должно быть установлено для всех контрактов, начальная максимальная цена контракта составляет не менее одного миллиарда рублей.

Расширенное банковское сопровождение

Банковское сопровождение в его расширенном типе применяется в случаях, предусмотренных положениями подпункта «б» пункта 3 указанного выше Постановления Правительства. В соответствии с содержанием данного подпункта расширенное банковское сопровождение используется в следующих случаях:

  • речь идет о работах по осуществлению строительства и реконструкции тех объектов, которые относятся к объектам капитального строительства. Такое сопровождение осуществляется в случае заключения контракта с единственным поставщиком в случае, если в самом контракте не установлено требование о внесении обеспечения исполнения контракта;
  • закупка проводится на основании установленных государственных программ, если начальная максимальная цена контракта более пятнадцати миллиардов рублей, но в рамках самой государственной программы сформулировано требование об установлении расширенного банковского сопровождения;
  • в отношении контрактов, которые заключаются по решению Правительства Российской Федерации, если в отношении такого контракта предусмотрено проведение казначейского сопровождения;
  • проводится закупка у поставщиков, которые подпали под санкции, в результате чего были включены в специальный реестр Постановлением Правительства, а начальная максимальная цена заключаемого соглашения превышает сумму в пятнадцать миллиардов рублей;
  • федеральными государственными органами, а также органами государственной власти субъектов федерации принято решение, оформленное в виде соответствующего правового акта, о необходимости установления требования об обязательном банковском сопровождении заключаемого государственного контракта.

Содержание договора банковского сопровождения контрактов

Обязанность заключения договора банковского сопровождения ложится на плечи и заказчика, и исполнителя по контракту. Такая обязанность, равно как и перечень тех условий, которые должны содержаться в тексте договора, содержатся в Правилах банковского сопровождения контрактов, утвержденных Постановлением Правительства №963.

К числу основных условий, характерных для договора простого банковского сопровождения, относятся:

  • сведения о том, в какие сроки и в каком порядке исполнитель должен открыть в указанном банке специальный счет для проведения всех расчетов между исполнителем, его субподрядчиками по исполнению контракта и государственным или муниципальным заказчиком;
  • правила, по которым будет осуществляться зачисление и списание денежных средств по специально открытому для осуществления сопровождения счету;
  • если у контракта нет сопровождения, то в тексте договора сопровождения контракта должны быть указаны положения о том, в каком порядке будет реализовываться возможность заказчика проводить авансовые списания средств с указанного счета;
  • перечень обязанностей банка, среди которых необходимо указать ежемесячное предоставление заказчику выписки со счета с указанием всех проведенных на нем операций, а также отчеты о проделанных операциях. Кроме того, потребуется предоставить сведения о проводимых мероприятиях по идентификации участников исполнения подписанного соглашения. Также указанным договором на банк возлагается обязанность направлять в Федеральное Казначейство сведения о выполняемых мероприятиях по сопровождению, если направление такой информации предусмотрено специальными правовыми актами Правительства РФ;
  • дополнительно указываются сведения о том, в каком порядке будет происходить расторжение или изменение договора сопровождения.

Если речь идет о расширенном сопровождении, то в договор включаются также дополнительные положения:

  • о стоимости услуг, которые будет предоставлять банк по такому договору. Данный размер вознаграждения рассчитывается на основании положений пункта 4 указанных выше Правил;
  • о необходимых к указанию сведений в направляемых платежных документах, а также сроках и порядке проводимых проверок таких платежных документов (включение и перечень данных условий потребуется согласовать с самим заказчиком по исполняемому контракту);
  • о перечне документов, которые будут подтверждать проведение того или иного платежа, а также порядок предоставления таких платежей;
  • о сроках проведения проверочных мероприятий самим банком тех документов, которые подтверждают факт выполнения определенного этапа исполнения контракта, а также порядок такой проверки;
  • об основании и порядке выдвижения отказа банка в удовлетворении заявки на проведение оплаты;
  • об обязанности банка предоставлять заказчику и контролирующим органам (в частности, Федеральному Казначейству) отчеты о проведенном мониторинге исполнения контракта и о результатах такого мониторинга. Такая обязанность возлагается на сопровождающую соглашение финансово-кредитную организацию в тех случаях, когда такое требование установлено правовыми актами Правительства Российской Федерации. На подготовку таких отчетов дается не более пяти рабочих дней;
  • о мерах ответственности, которые могут быть применены к банку в случае, если отказ провести платеж на основании предоставленных платежных документов какой-либо из сторон подписанного ранее соглашения об обеспечении государственных или муниципальных нужд будет признан неправомерным.

Так как стоимость договора сопровождения контракта финансово-кредитной организацией является существенным условием договора, данному разделу следует уделить особое внимание. Расчет суммы, которую придется заплатить банку, происходит на основании стоимости обслуживаемого контракта и выглядит следующим образом:

  • если стоимость контракта находится в диапазоне от 500 млн до 1 млрд рублей, то банк вправе взять за свои услуги до 1,15% от цены обслуживаемого контракта;
  • если диапазон стоимости контракта составляет от 1 до 5 млрд рублей, то в качестве вознаграждения банку может быть выплачено не более 1,12% от цены контракта;
  • при цене в диапазоне от 5 до 10 млрд рублей банку придется заплатить не более 1,09% от общей стоимости соглашения;
  • если цена находится в диапазоне от 10 до 15 млрд рублей, то сумма вознаграждения не может превышать 1,05% от такого показателя по соглашению;
  • если цена контракта превысила 15 млрд, то банк не сможет получить более 1% в качестве вознаграждения за свои услуги.

Читайте также:  Претензионный порядок в рамках Закона N 44-ФЗ
Ссылка на основную публикацию