Возможность осуществления закупок по 44 ФЗ при отсутствии средств на счетах заказчика

Гайд для заказчиков

Из нашего гайда вы узнаете, что нужно сделать, чтобы провести закупку по 44-ФЗ: от планирования до заключения контракта.

1. Зарегистрироваться в ЕИС и на электронных торговых площадках

Для этого нужна электронная подпись, которую заказчики получают бесплатно в федеральном казначействе. Казначейство разместит заявку на регистрацию в Единой информационной системе. Владельцу подписи с правами администратора останется зайти в ЕИС и в личном кабинете настроить права доступа остальным сотрудникам. После этого можно публиковать закупки. Оператор ЕИС зарегистрирует заказчика и на 8 федеральных ЭТП госзакупок.

2. Назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу

44-ФЗ разрешает ограничиться одним контрактным управляющим, если объем закупок в год не выше 100 млн. руб. Во всех других случаях нужна контрактная служба минимум из двух сотрудников. Это может быть специальный «закупочный» отдел. Или обязанности контрактной службы можно распределить между сотрудниками разных подразделений.

Например, бухгалтер составляет планы-графики. Главный инженер готовит техзадание, отвечает на запросы разъяснений и принимает качество товара. Секретарь собирает заявки с отделов, готовит и размещает документы в ЕИС. Руководитель контролирует работу, отвечает на претензии ФАС и подписывает контракты.

Все работники контрактной службы должны иметь профильное высшее или дополнительное образование по 44-ФЗ. Если в службе есть «недотягивающие» до требований сотрудники, то они должны пройти повышение квалификации (108 часов для сотрудников, 40 — для руководителей). Это можно сделать очно или дистанционно в организации, у которой есть лицензия на образовательную деятельность.

3. Разработать и разместить в ЕИС планы и планы-графики закупок

Госзаказчики имеют право проводить только запланированные закупки. В течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета на год необходимо опубликовать в ЕИС обобщенный план закупок и подробный план-график. С 2020 года документов по планированию станет меньше: план закупок отменят. В план-график включают (ч. 3 ст. 21 44-ФЗ):

  • Идентификационный код закупки,
  • Название закупки с указанием всех характеристик,
  • Количество товара/ объем работ,
  • Обоснование закупки, НМЦ и способа закупки,
  • Дополнительные требования к участникам закупки,
  • Размер обеспечения заявки и контракта,
  • Сроки закупки и работ по контракту: дату объявления, этапы, сроки исполнения.

Также заказчик обязан:

  • Включать в план-график срок окончания контракта: сюда входит экспертиза, приемка и оформление документов;
  • Указывать дату и причину любых изменений в плане-графике;
  • Указывать точные сроки полной оплаты.

За ошибки в планировании депутаты ввели штрафы вплоть до дисквалификации должностных лиц. После изменения плана-графики необходимо выдержать паузу в 1 день, прежде чем приступать к любому этапу закупки (объявление, изменение документации, подписание контракта).

Воспользуйтесь бесплатным сервисом Контур.Снаб, чтобы подобрать позиции в справочнике ОКПД-2 и КТРУ, рассчитать и составить план сроков каждого этапа закупки.

4. Учесть нормирование и запреты в сфере госзакупок

Заказчики должны не только планировать закупки, но нормировать и обосновывать их (ч.1, ст.19, 44-ФЗ).

Расходы на конкретного сотрудника нормированы. Например, врачу полагается 2 хлопчатобумажных халата в год, а руководителю — не больше 2 кресел в год. Чтобы определить нормативы цены, устанавливается среднерыночная стоимость единицы продукции.

Эти требования закреплены в федеральных, региональных и муниципальных нормативных актах. Работники контрактной службы должны их знать.

Нужно следить за качеством закупаемых товаров. Специалисту надо разбираться в свойствах товара, потому что от этого зависит его пригодность и долговечность.

В некоторых закупках заказчик должен устанавливать преференции поставщикам. Например, на часть товаров распространяется национальный режим. Это значит, что заказчик должен предоставить преимущества российским поставщикам.

И, наконец, на закупку некоторых товаров установлены запреты. Например, нельзя закупать иностранное программное обеспечение, если есть его российский аналог.

5. Подготовить и разместить в ЕИС закупочную документацию

Корректно описать закупку

При описании закупки можно использовать только термины, которые предусмотрены в технических регламентах и документах из национальной системы стандартизации. Если это невозможно, придется обосновать, почему при закупке нужно применять нестандартные требования и терминологию. Смысл стандартизации в том, чтобы минимизировать риск описать закупки «под своих» поставщиков.

В закупке нужно указать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. При этом техническое задание должно быть нейтральным, не ограничивать конкуренцию. Нельзя устанавливать конкретные параметры товара, только диапазон «не менее» и «не более», или чрезмерные требования к товарам. Исключение из правил: если у товара нет аналога или это запчасти к уже имеющемуся оборудованию.

Соблюсти сроки размещения

При запросе котировок заказчик размещает закупку и проект контракта не меньше чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок. Этот срок можно сократить до 4 дней, если сумма меньше 250 000 рублей или закупаются продукты питания, ГСМ, жизненно необходимые лекарства.

При электронном аукционе сроки подачи заявок зависят от цены закупки. Если начальная цена контракта больше 300 млн рублей, у вас есть не меньше 15 календарных дней. Если начальная цена контракта не превышает 300 млн рублей (2 млрд в закупках на стройку), то срок подачи заявок составляет не меньше 7 календарных дней.

Заявку на конкурс нужно разместить за 20 дней до окончания срока приема заявок, если он проводится на бумаге, и за 15 дней, если в электронной форме.

Можно изменить извещение. Сроки в разных процедурах разные:

  • Для аукциона — не позже чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок;
  • Для конкурса — не позже чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок;
  • Для запроса котировок — не позже чем за 2 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок.

Заказчик обязан отвечать на запросы на разъяснения от поставщиков и размещать их в ЕИС для доступа всем участникам закупки в течение двух дней. При проведении запроса котировок заказчик не обязан отвечать на запрос разъяснений.

Еще заказчик вправе отменить любую закупку, кроме запроса предложений:

  • если это конкурс или аукцион, не позже чем за пять дней до окончания срока подачи заявок,
  • если запрос котировок, не позже чем за два дня до окончания срока подачи заявок.

Сроки в бумажных и электронных процедурах отличаются, будьте внимательны.

6. Провести закупку

Есть 10 видов закупок. Некоторые из них имеют лимиты, которые нужно распределять на весь год.

Например, мелкую закупку у единственного поставщика можно провести на сумму не выше 300 000 рублей. Годовой объем таких закупок — не больше 5% от всех закупок в год и не больше 50 миллионов (все ситуации, когда можно закупиться у единственного поставщика, описаны в ч. 1 93 ст, 44-ФЗ). Организации с бюджетом меньше 40 миллионов рублей могут закупать у единственного поставщика на сумму до 2 миллионов.

Конкурентные способы закупок делятся на 4 основные группы: запросы котировок и предложений, конкурсы и аукционы.

  • Запрос котировок можно провести, если НМЦ не превышает 500 тыс. руб. Годовой объем таких закупок не должен превышать 100 млн. рублей в год и 10% совокупного годового объема закупок.
  • Запрос предложений можно провести в строго определенных 44-ФЗ случаях (ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
  • Самый сложный метод определения поставщика — конкурс (они бывают открытые, закрытые, с ограниченным участием и двухэтапные). Зато можно выбрать поставщика по нескольким критериям: не только по низкой цене, а по качеству товара, квалификации и опыту участников.
  • Большой объем товаров входят в аукционный перечень. То есть закупать их можно только на электронных торговых площадках. Это, например, канцелярские товары, продукты, бумага, нефть, металлы, строительные работы и ремонт.

Если неправильно выбрать способ закупки, заказчику грозит штраф 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ). С 1 января 2019 года все закупки за редким исключением нужно проводить в электронном виде.

7. Подписать контракт

Если требуется обеспечение закупки, контрактный управляющий должен убедиться, что деньги пришли на счет или проверить наличие банковской гарантии в Реестре банковских гарантий в ЕИС. На 17 видов услуг уже разработаны типовые контракты, которые госзаказчики должны применять. В остальных случаях проект контракта составляет контрактная служба. Поставщик может лишь предложить протокол разногласий, который заказчик принимает или нет, обосновывая свою позицию.

8. Внести сведения об уклонившихся от подписания контракта в РНП

Обязанность заказчиков — направлять в ФАС сведения об участниках:

  • Уклонившихся от заключения договора,
  • С которыми расторгнуты договоры по решению суда.

Обращаться нужно в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС России или территориальные органы ФАС по месту нахождения заказчика.

9. Принять товар и оплатить контракт

Сейчас в ч. 8 ст. 30 44-ФЗ указан предельный срок оплаты по контрактам. Для СМП и СОНО он составляет не больше 15 рабочих дней после того, как заказчик подписал документ о приемке. Для остальных — 30 календарных дней. Если не уложиться в установленный законом срок, можно получить штраф 50 тыс. рублей, а за повторное нарушение — дисквалификацию.

Такой же срок действует для возврата обеспечения контракта, если поставщик предоставлял его деньгами.

10. Разместить отчетность

  1. Документы о приемке — после каждого этапа или полного исполнения контракта. Если контракт расторгнут или изменен, об этом тоже отчитываются, прикладывая соотвествующие документы. На это есть 7 рабочих дней после подписания документа.
  2. Отчет об объеме закупок у СМП и СОНО. Этот отчет размещается в ЕИС ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным. Он содержит информацию об уже заключенных контрактах: уникальные номера записей из реестра контрактов. Часть 11 ст. 7.30 кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает штраф в размере 50 тысяч рублей, если закупить у СМП меньше положенного объема.
  3. Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.
  4. Отчет по мониторингу реализации крупных проектов с государственным участием.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Мы являемся муниципальным бюджетным учреждением. По 44-ФЗ можно у нас считать внебюджетные средства в СГОЗ? можно ли внебюджетные средства расходовать в электронных закупках по 44 ФЗ?

Совокупный годовой объем закупок (СГОЗ) – это средства, предназначенные для оплаты в течение года товаров (работ, услуг), которые закупаются в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе по контрактам прошлых лет.

Такой показатель нужен, чтобы заполнить некоторые документы, рассчитать годовой объем ряда закупок, определить, необходимо ли создание контрактной службы.

В данный показатель не включаются средства на оплату контрактов по Закону N 223-ФЗ

СГОЗ нужен при заполнении следующих документов:

– планов-графиков, подготавливаемых на основании ст. 21 Закона N 44-ФЗ;

– отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

СГОЗ используется при расчете:

– минимального объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ);

– максимального объема закупок путем проведения запроса котировок (ч. 2 ст. 72 Закона N 44-ФЗ);

– максимального объема закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным в п. п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;

– максимального объема закупок путем проведения запроса котировок в электронной форме (ч. 2 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).

СГОЗ для государственных и муниципальных заказчиков

Сумма лимитов денежных средств, выделенная на закупки таких заказчиков, утверждается в бюджетной смете (п. 2 ст. 221 БК РФ).

СГОЗ для бюджетных учреждений

Финансовое обеспечение на закупки таких учреждений утверждается в плане финансово-хозяйственной деятельности, который составляет бухгалтерия учреждения или финансовое подразделение. На это указано в п. 2 разд. 1 Требований к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденных Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.

Для определения СГОЗ контрактному управляющему (сотруднику контрактной службы) нужно взять в расчет средства на оплату контрактов, которые вы заключили или планируете заключить по Закону N 44-ФЗ на соответствующий год.

Эта информация указывается в Таблице 2.1 плана финансово-хозяйственной деятельности этого учреждения.

Обратите внимание, что в плане финансово-хозяйственной деятельности отдельной графой могут быть указаны денежные средства на оплату договоров, которые заключены или будут заключены по Закону 223-ФЗ. Эти суммы в расчете СГОЗ не учитывайте.

В течение года СГОЗ может поменяться. Например, будет уменьшено или увеличено финансирование по одному из видов расходов.

Читайте также:  Приемочная комиссия по 44 ФЗ, как ее создать

Обратите внимание, что СГОЗ не изменится, если:

  • при проведении закупки у вас образовалась экономия;
  • контракт расторгнут или исполнен не на полную сумму.

На это указано в Письмах Минэкономразвития России от 21.04.2017 N Д28и-1632, от 09.12.2014 N Д28и-2708.

Рекомендуем вам узнавать, например, раз в квартал, не поменялся ли СГОЗ, или закрепить приказом порядок информирования контрактной службы (контрактного управляющего) об изменении утвержденных лимитов на закупки.

Если СГОЗ был перерассчитан, внесите соответствующие изменения в план-график. Учтите их также при расчете минимально необходимого объема закупок у СМП и СОНКО, максимального объема закупок до 300 тыс. руб. и (или) 400 тыс. руб. и (или) максимального объема запроса котировок в электронной форме.

Для бюджетных учреждений есть двоякая система применительно подсчета СГОЗ. Первое, если в соответствие со ст.15 44-ФЗ для трех видов закупок принято Положение о закупках, то эти закупки учитываются по 223-му закону и эти закупки к контрактной системе отношения не имеют, не учитываются и в СГОЗ. Если Положение о закупках не разработано, или учредитель отказал в его утверждении, эти средства учитываются по 44-ФЗ. Этот объем средств входит с СГОЗ, от них отсчитывается 5%, они учитываются и при определении необходимости создания контрактной службы (100 млн.). Если бюджетное учреждение не имеет положения о закупке согласно Закону № 223-ФЗ, то внебюджетные средства расходуются по правилам Закона № 44-ФЗ. Следовательно, внебюджетные средства должны быть учтены в составе совокупного годового объема закупок.

Применительно расходования внебюджетных средств сообщаем следующее. Заказчик вправе осуществить закупку, финансируемую одновременно за счет субсидии на выполнение госзадания и внебюджетных средств, при соблюдении определенных условий.

Согласно ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 и 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Следовательно, по общему правилу все закупки бюджетное учреждение осуществляет по Закону N 44-ФЗ, за исключением тех, которые предусмотрены в ч. ч. 2 и 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ при наличии положения о закупке, размещенного до начала года в ЕИС, учреждение вправе осуществлять в соответствующем году закупки за счет “внебюджетных” средств в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ в случае, если заказчики не разместили утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Закона N 44-ФЗ. Следовательно, если положение о закупке не размещено или размещено, но из сферы действия положения о закупке “выведены” отдельные закупки (например, закупки услуг аренды, банковские услуги т.д.), то независимо от источника финансирования такие закупки осуществляются заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ (см. также письмо ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12 (п. 5)).

Таким образом, согласно законодательству РФ, может возникнуть ситуация, когда закупка, финансируемая за счет “внебюджетных” средств, осуществляется в соответствии с Законом N 44-ФЗ. При этом: “При проведении закупки за счет бюджетных и иных средств одновременно (смешанное финансирование) бюджетным учреждениям необходимо при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ” (письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2887).

Утверждая положение о закупке и определяя сферу его действия, заказчик самостоятельно определяет, будет ли он расходовать “внебюджетные” средства по Закону N 223-ФЗ или все (или часть) такие закупки (таких закупок) будет (будут) осуществляться в соответствии с Законом N 223-ФЗ.

Заказчики и участники закупок в контрактной системе в сфере госзакупок

1.1. Государственные и муниципальные заказчики

1.2. Бюджетные учреждения

1.3. Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия

1.4. Лица, осуществляющие закупки за счет бюджетных инвестиций

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) устанавливает порядок осуществления закупок отдельными видами юридических лиц, которые признаются в целях реализации названного Закона заказчиками.

В Законе N 44-ФЗ определен перечень юридических лиц, которые обязаны осуществлять закупки согласно требованиям данного Закона (п. п. 5 — 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). К этим лицам относятся государственные и муниципальные заказчики, а также иные юридические лица, которые в отдельных случаях вправе или обязаны осуществлять закупки в соответствии с порядком, предусмотренным Законом N 44-ФЗ.

1.1. Государственные и муниципальные заказчики

Понятие государственных и муниципальных заказчиков определено в п. п. 5, 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ.

Государственными заказчиками являются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени РФ или субъекта РФ и уполномочены принимать от их имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а именно (п. 5 ст. 3 Закона N 44-ФЗ):

1) государственные органы (в том числе органы государственной власти);

2) Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;

3) органы управления государственными внебюджетными фондами;

4) государственные казенные учреждения.

Муниципальными заказчиками признаются осуществляющие закупки юридические лица, которые действуют от имени муниципального образования и уполномочены принимать от его имени бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством РФ, а именно (п. 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ):

1) муниципальные органы;

2) муниципальные казенные учреждения.

Государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять все виды закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг согласно требованиям, установленным в Законе N 44-ФЗ. Исключения из этого правила предусмотрены ч. 2 ст. 1 указанного Закона. Так, Закон N 44-ФЗ не регулирует правоотношения, связанные:

— с оказанием услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с которыми РФ заключила международные договоры;

— закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите согласно Федеральному закону от 20.08.2004 N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральному закону от 20.04.1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

1.2. Бюджетные учреждения

Бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств (п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Однако если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, либо в целях привлечения третьих лиц для исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение является исполнителем, то оно вправе (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ) осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ). Для этого бюджетному учреждению необходимо:

1) принять решение об осуществлении закупок в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ. Такое решение целесообразно оформить приказом;

2) утвердить и разместить в единой информационной системе (ЕИС) положение о закупках для нужд заказчика согласно требованиям Закона N 223-ФЗ.

Решение о порядке осуществления закупок (в соответствии с Законом N 44-ФЗ или Законом N 223-ФЗ) должно быть принято до начала года, в течение которого планируется их осуществление, и не может быть изменено в указанном году.

О порядке утверждения положения о закупке, а также об осуществлении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ см. Вопросы о закупках при применении Федерального закона N 223-ФЗ.

1.3. Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия

Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, в следующих случаях:

— закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);

— государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании договоров, соглашений (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

Автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия обязаны руководствоваться нормами Закона N 44-ФЗ в части следующих правоотношений:

1) планирование закупок;

2) определение поставщика (подрядчика, исполнителя; далее — поставщик);

3) заключение контрактов;

4) мониторинг закупок и аудит в сфере закупок;

5) контроль в сфере закупок.

Не распространяются на автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие особенности исполнения, изменения и расторжения контрактов.

1.4. Лица, осуществляющие закупки за счет бюджетных инвестиций

Юридические лица, не являющиеся государственными и муниципальными заказчиками, бюджетными и автономными учреждениями, а также государственными и муниципальными предприятиями, являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, если (ч. 5 ст. 15 данного Закона):

— закупка осуществляется за счет предоставленных им бюджетных инвестиций;

— закупка осуществляется в рамках реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства.

На указанные выше юридические лица распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие деятельность заказчика, однако только в пределах, определенных в рамках конкретных договоров об участии РФ, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

2. УЧАСТНИКИ ЗАКУПОК

2.1. Требования к участникам закупки

2.2. Преимущества, предоставляемые при осуществлении закупки

Согласно п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки признается любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Вместе с тем указанный Закон предусматривает ряд обязательных требований, которым должен соответствовать участник закупки, и преимуществ, которые могут предоставляться отдельным категориям лиц.

2.1. Требования к участникам закупки

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования ко всем ее участникам. Данные требования предусмотрены ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. К ним относятся:

1) правомочность участника закупки заключать контракт (п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Под правомочностью участника закупки целесообразно понимать предусмотренную законом и учредительными документами возможность участника осуществлять юридически значимые действия (правоспособность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, дееспособность иных физических лиц). Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, т.е. внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 49, п. 8 ст. 51 ГК РФ). Индивидуальный предприниматель вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе принимать участие в закупках, с момента его государственной регистрации (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, для участия в закупках должно быть дееспособным (ст. 21 ГК РФ), т.е. совершеннолетним (или не достигшим восемнадцатилетнего возраста, но состоящим в браке либо эмансипированным в порядке ст. 27 ГК РФ) и не лишенным дееспособности в установленном законом порядке;

2) непроведение ликвидации участника закупки (п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Под ликвидацией юридического лица понимается прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей к другим лицам в порядке правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ);

3) отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность лица в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Признание лица несостоятельным (банкротом) влечет за собой открытие конкурсного производства — процедуры, направленной на соразмерное удовлетворение требований кредиторов;

4) неприостановление деятельности участника закупки на дату подачи заявки (п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Административное приостановление деятельности является одним из видов административных наказаний, предусмотренных ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ, и заключается во временном прекращении осуществления отдельных видов деятельности. Административное приостановление деятельности назначается судьей, а в отдельных случаях — уполномоченными должностными лицами;

5) отсутствие у участника недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). При этом учитываются недоимки, задолженности за прошедший календарный год, размер которых превышает 25% балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Не учитываются при определении размера недоимки, задолженности суммы, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством РФ, которые реструктурированы в соответствии с законодательством РФ, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством РФ. Участник закупки считается отвечающим данному требованию, в том числе если он в установленном порядке подал заявление об обжаловании недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика не принято;

Читайте также:  Заявка на участие в открытом конкурсе от коллективного участника по 44 ФЗ

6) отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, а также о его учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, руководителе (п. 6 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

7) отсутствие у участника закупки — физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята) (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

8) неприменение в отношении участника закупки — физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации (п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).

Указанные виды уголовного и административного наказания предусмотрены ст. 47 УК РФ и ст. 3.11 КоАП РФ соответственно. При определении соответствия участника указанному требованию принимается во внимание наличие факта лишения лица права заниматься деятельностью, которая связана с поставкой товара (выполнением работы, оказанием услуги), являющейся объектом закупки.

Кроме того, в определенных случаях к участникам закупки предъявляются и другие требования.

Таблица. Требования к участникам, предъявляемые в определенных случаях

Возможность осуществления закупок по 44 ФЗ при отсутствии средств на счетах заказчика

Дата документа15.04.2019
МеткиСтатья

ОБЗОР НАРУШЕНИЙ ДЛЯ ЗАКАЗЧИКОВ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

Е.Н. Михайлова,
руководитель Департамента методологии внутреннего финансового контроля (Санкт-Петербург)

Представляем вниманию обзор рисков нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок как для обеспечения государственных и муниципальных нужд учреждений, так и отдельными видами юридических лиц, выявляемых при проведении контрольных мероприятий государственного финансового контроля Счетной палаты РФ, ФАС России и Федерального казначейства, а также комплексных проверок контрольно-ревизионных департаментов главных распорядителей и учредителей учреждений в условиях постоянного изменения закупочного законодательства.
По итогам контрольных мероприятий за 2017 год объем нарушений при осуществлении государственных (муниципальных) закупок и закупок отдельными видами юридических лиц составил 2317 нарушений (годом ранее – 898 нарушений).

Уровни контроля закупок

Система государственного и муниципального контроля обеспечивается «по горизонтали» по уровням бюджета и исходя из контроля источника закупок за счет средств, выделенных из бюджета соответствующего уровня, а именно:

контрольные органы федерального уровня контролируют заказчиков федерального уровня и финансирование (софинансирование) закупок, осуществляемых за счет средств федерального бюджета;
контролеры субъектовые и муниципальные – соответственно контролируют заказчиков регионального и муниципального уровня и финансирование (софинансирование) закупок за счет средств регионального или муниципального бюджетов.

К таким органам относятся ФАС, Федеральное казначейство, региональные и муниципальные финорганы, органы исполнительной власти субъектов, местные администрации. Полный перечень органов контроля приведен в ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.
Главные внутренние контролеры в Единой информационной системе ( ЕИС ) – органы казначейства и финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, а также органы управления государственными внебюджетными фондами.
При этом, например, Федеральное казначейство – орган, уполномоченный на осуществление контроля закупок следующих субъектов контроля:

государственных заказчиков, осуществляющих закупки от имени Российской Федерации за счет средств федерального бюджета согласно Бюджетному кодексу РФ;
федеральные бюджетные учреждения, в том числе осуществляющие закупки от имени учреждения;
федеральные автономные учреждения, осуществляющие закупки от имени учреждения, и федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие закупки за счет средств субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности.

Правила казначейского контроля утверждены постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1367. Обратите внимание что с 1 апреля 2019 года вступила в силу новая редакция правил (основание: постановление Правительства РФ от 21.12.2018 № 1618).

Классификация нарушений, выявленных в сфере закупок

Нарушаемые нормы российского закупочного законодательства, а также нарушения, выявленные при проверке соблюдения законодательства в сфере закупок, можно разделить на две группы:
1-я группа – нарушения при осуществлении закупок по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ);
2-я группа – нарушения по закупкам, осуществляемым отдельными видами юридических лиц по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).
Кроме постоянного изменения закупочного законодательства, связанного с его совершенствованием, только по состоянию на конец 2017 года отмечается наличие одной тысячи разъяснений Минэкономразвития, ФАС, Минфина России, а также принято 130 подзаконных актов (по данным аудиторского отчета Счетной палаты на площадке Московского финансового форума – 2018).
Предлагаем ознакомиться с типовыми нарушениями, которые указывались в актах контролирующих органов при проверках за 2017 год, но представляют актуальность и по сей день (с учетом изменений в законодательстве).

Типовые нарушения по Закону № 44-ФЗ

1. Отсутствие контрактной службы; отсутствие положения о контрактной службе при наличии контрактной службы, документов о профессиональном образовании в сфере закупок у контрактных управляющих или работников контрактной службы; несоответствие должностной инструкции контрактного управляющего требованиям типового положения (нарушение статьи 38 Закона № 44-ФЗ и приказа Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе»).
2. Отсутствие (не создана) комиссии по осуществлению закупок либо при фактическом наличии комиссии отсутствие документов, определяющих (регламентирующих) порядок ее работы (нарушение статьи 39 Закона № 44-ФЗ).
3. Не соблюдены требования к формированию, утверждению и ведению плана закупок товаров, работ, услуг (нарушение статей 13, 18, 19, 20, 22, 23 Закона № 44-ФЗ, постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 552).
4. Несоблюдение требований к обоснованию закупок и их обоснованности (нарушение статей 13, 18, 19, 22 Закона № 44-ФЗ, постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 555).
5. Несоблюдение требований к нормированию в сфере закупок (нарушение статьи 19 Закона № 44-ФЗ, приказа Минобрнауки России от 28.12.2015 № 1528 «Об утверждении требований к закупаемым Министерством образования и науки Российской Федерации и подведомственными ему бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)»).
6. Несоблюдение требований к определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (нарушение статьи 22 Закона № 44-ФЗ).

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Специальный счет для участия в торгах в электронной форме: особенности, перечень банков для открытия, алгоритм использования

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы «Азбука тендеров»! Специальный счет — явление новое, а, следовательно, вопросов по работе с ним возникает немереное количество. Вот огромный список вопросов, на которые мы постараемся в полной мере ответить в настоящей статье:

  • Специальный счет. Цель использования, необходимость открытия.
  • Условия для открытия спецсчета (пошаговый алгоритм).
  • Перечень банков, утвержденных Правительством РФ, для открытия спецсчетов.
  • Перечень электронных площадок, осуществляющих взаимодействие с банками.
  • Требования к договору открытия спецсчета.
  • Требования к условиям соглашения между оператором ЭТП и банком.
  • Правила взаимодействия участника закупки, оператора ЭТП и заказчика при предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения заявки.
  • Случаи разблокирования денежных средств на спецсчете банком.
  • Операции, осуществляемые банком на спецсчете.
  • Размер обеспечения заявки.
  • Условия возврата заявки оператором ЭТП.
  • Преимущества и недостатки пользования спецсчета.

Что такое специальный счет?

Специальный счет — это отдельный расчетный счет, открытый участником закупок в одном из утвержденных банков с целью внесения обеспечения заявок на участие в государственных закупках.

Предполагаемый поставщик, перед тем как подавать свое предложение на участие в тендере, должен будет побеспокоиться о наличии необходимой суммы, указанной в закупочной документации, на спецсчете для внесения обеспечения заявки.

Примечание: Открывать спецсчет необязательно, если НМЦК менее 1 млн. руб., т.к. заказчик не может требовать обеспечение заявки при такой цене контракта.

В письме Минфина от 31.08.2018 г. говорится о необходимости открытия спецсчетов для внесения обеспечения заявок участникам закупок (по 44-ФЗ), а также для закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц среди СМСП (по 223-ФЗ).

Денежные средства для обеспечения заявок вносятся на специальные счета для участия в закупках, проводимых в электронной форме в соответствии с ч.10 ст.44 44-ФЗ.

Согласно ч.13 ст.44 44-ФЗ между оператором ЭТП и банком заключается соглашение о взаимодействии. Но не каждый банк вправе это сделать, а только тот, который включен в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Итак, чтобы открыть спецсчет, участнику нужно соблюсти несколько условий:

  1. Проанализировать целесообразность открытия данного счета. Не стоит забывать, что в закупках до 1 млн. руб. обеспечение заявки не требуется, а значит, спецсчет не понадобится;
  2. Проверить банк на наличие в утвержденном Правительством РФ перечне (перечень размещен ниже);
  3. Выбрать самый надежный банк по своему усмотрению;
  4. Собрать пакет необходимых документов и написать заявление на открытие.

Для юридических лиц:

  • Учредительные документы (устав или учредительный договор).
  • Протокол об избрании руководителя или приказ о назначении на должность ответственного лица.
  • Карточка с образцами подписей и печати.
  • Документы, удостоверяющие личности тех, кто будет распоряжаться деньгами на счете.
  • Свидетельство о регистрации.
  • Свидетельство о постановке на учет.

Для индивидуальных предпринимателей:

  • Свидетельство о регистрации.
  • Свидетельство о внесении в ЕГРИП.
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговой.
  • Паспорт ИП.
  1. Подписать договор.

Примечание: Открывать спецсчет для участия в конкурентных закупках по 223-ФЗ необходимо только субъектам малого и среднего предпринимательства. Участие происходит на тех же электронных площадках и по тем же условиям, как и при 44-ФЗ.

Перечень банков, имеющих право открытия спецсчетов (Распоряжение Правительства РФ от 13.07.2018 г. № 1451-р)

  1. Публичное акционерное общество «Сбербанк России»;
  2. Банк ВТБ (публичное акционерное общество);
  3. «Газпромбанк» (Акционерное общество);
  4. Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк»;
  5. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «АЛЬФА-БАНК»
  6. «МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК» (публичное акционерное общество);
  7. Публичное акционерное общество Банк «Финансовая Корпорация Открытие»;
  8. Акционерное общество «Райффайзенбанк»;
  9. Публичное акционерное общество РОСБАНК;
  10. Акционерное общество «Всероссийский банк развития регионов»;
  11. Публичное акционерное общество «Промсвязьбанк»;
  12. Акционерное общество «Акционерный Банк «РОССИЯ»;
  13. ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «БАНК «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»;
  14. Публичное акционерное общество «Совкомбанк»;
  15. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество);
  16. Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк» (акционерное общество);
  17. Акционерное общество «ОТП Банк»;
  18. Акционерное общество «ЮниКредит Банк».

Важно: Распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 г. № 213-р исключена из списка позиция 16. Перечень банков дополнен позициями 19-21:

  1. Публичное акционерное общество Банк «Возрождение;
  2. Акционерное общество «Тинькофф Банк»;
  3. Акционерный коммерческий банк «АК БАРС» (публичное акционерное общество).

Важно: Распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 г № 214-р в перечень добавлена позиция 22:

  1. Акционерное общество Банк «Северный морской путь».

Таким образом, принимая во внимание, что «РосЕвроБанк» из списка исключен, делаем вывод, что в настоящее время актуальный список состоит из 21 банка, имеющего право открытия спецсчетов.

Перечень ЭТП, которые могут осуществлять взаимодействие с утвержденными банками по 44-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 г. № 1447-р)

  1. АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»
  2. АО «Единая электронная торговая площадка»
  3. АО «Российский аукционный дом»
  4. АО «ТЭК – Торг»
  5. АО «Электронные торговые системы»
  6. ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»
  7. ООО «РТС – тендер»
  8. ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»

По 223-ФЗ согласно Распоряжению № 1447-р, кроме ЭТП по 44-ФЗ, такое взаимодействие может осуществлять еще одна электронная площадка

Читайте также:  Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок по 44 ФЗ

ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа».

Требования к договору специального счета и порядок пользования (Постановление правительства РФ от 30.05.2018 г № 626)

В договор в том числе должны входить:

  • перечень операций, осуществляемых банком по спецсчету на основании предоставляемой информации;
  • случаи и срок прекращения блокирования банком денежных средств участника закупки;
  • сведения, регламентирующие ответственность банка перед участником закупки за соблюдение сроков прекращения блокирования его денежных средств на специальном счете, в отношении которых осуществлено блокирование в целях обеспечения заявки;
  • сведения об использовании денежных средств участника для обеспечения заявок, находящихся на его спецсчете;
  • сведения о начислении процентов за пользование денежными средствами, определение размера процентов. Начисление должно производится даже в период блокирования;
  • право оператора ЭТП предъявлять распоряжения о переводе денежных средств к специальному счету при взимании платы с участника закупки в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 24.1 44-ФЗ;
  • согласие участника закупки на передачу банком оператору ЭТП сведений об открытии и закрытии спецсчета.

Примечание: С 1 января 2019 г. договор заключается с участником закупки, информация и документы которого включены в единый реестр участников закупок.

Требования к условиям соглашения о взаимодействии оператора ЭТП с банком

Соглашение должно содержать в том числе условия:

  • об осуществлении взаимодействия в электронной форме и о его порядке;
  • о предоставлении банком оператору ЭТП сведений об участнике закупки, которому таким банком открыт либо закрыт спецсчет;
  • о порядке и случаях блокирования банком денежных средств на специальном счете, согласно ч. 10 ст. 44 44-ФЗ. А также прекращения блокирования на основании информации, направляемой оператором ЭТП в банк согласно ч. 2 ст. 24.1 44-ФЗ;
  • об ответственности оператора ЭТП перед банком за своевременность и достоверность информации;
  • о предоставлении оператором ЭТП в банк распоряжения о переводе денежных средств, согласно ч. 4 ст. 24.1 44-ФЗ.

Правила взаимодействия участника закупки, оператора ЭТП и заказчика в случае предоставления участником закупки банковской гарантии в качестве обеспечения заявки на участие в закупке в электронной форме

  • при подаче заявки участник одновременно с помощью функционала ЭТП направляет оператору сведения об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий, согласно ч.8 ст.45 44-ФЗ;
  • оператор ЭТП взаимодействует с реестром банковских гарантий, чтобы проверить наличие в нем банковской гарантии, согласно с ч.2 ст.24.1 44-ФЗ;
  • при направлении вторых частей заявок на участие в электронных торгах оператор ЭТП направляет заказчику информацию об уникальном номере реестровой записи из реестра банковских гарантий, представленную участником.

Примечание: Возможность предоставлять обеспечение заявок в форме банковской гарантии появится у поставщиков только с 1 июля 2019 г. Поэтому для участия в закупках в первом полугодии 2019 года всё равно придётся открыть специальный счёт.

Деньги, внесенные для обеспечения заявки, при проведении торгов в электронной форме «замораживаются» на спецсчете участника. Блокирование денежных средств на спецсчете прекращается в течение 1 рабочего дня в следующих случаях:

  • подписан протокол рассмотрения и оценки заявок, а протокол подведения итогов размещен на сайте единой информационной системы (ЕИС). Победителю же деньги возвращаются или «размораживаются» после заключения контракта;
  • отменена процедура определения поставщика;
  • отклонена несоответствующая заявка;
  • заявка отозвана участником до конца срока подачи заявок;
  • заявка получена после окончания срока подачи;
  • участник отстранен от участия в определении поставщика или победитель отказался от заключения контракта, руководствуясь ч. 9-10 ст. 31, 44-ФЗ;
  • заказчик получил решение контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

Операции, осуществляемые банком на спецсчете

  • блокирование и прекращение блокирования денежных средств согласно законодательству. Цель — ограничение прав участника распоряжаться по своему усмотрению денежными средствами, находящимися на его специальном счете в размере обеспечения заявки, в течение установленного срока согласно ст. 44 44-ФЗ;
  • перечисление суммы обеспечения заявки на счет, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  • перечисление в соответствующий бюджет РФ.

Каждый оператор ЭТП должен заключит соглашение о взаимодействии с каждым банком, согласно установленному Правительством РФ перечню. А банк, в свою очередь, получает право открывать спецсчет участникам после заключения данного соглашения. Банк несет ответственность за операции, производимые им по спецсчету.

Взаимодействие между ЭТП и банком происходит в электронной форме. Оператор несет ответственность за достоверность и своевременность информации в соответствии с соглашением.

Денежные средства участнику не возвращаются, если он вносится в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) согласно ст.104 44-ФЗ.

Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе

  • 0,5% — 1% при НМЦК – 1 млн. руб. – 20 млн. руб.;
  • 0,5% — 5% при НМЦК более 20 млн. руб.;
  • не более 2%, если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы либо организация инвалидов, при НМЦК более 20 млн. руб.

Примечание: Денежные средства для обеспечения заявок могут использоваться только для данного участника. При этом закон не запрещает участнику иметь спецсчета в нескольких банках.

Способ блокирования денег применяется, только при наличии на спецсчете незаблокированных средств. Обеспечение заявки можно также внести путем банковской гарантии, согласно ч.29 ст.44-ФЗ.

Участник дает согласие на блокирование необходимой суммы путем подачи заявки на участие в закупке. При этом в случае наличия в реестрах банковских гарантий, согласно ст.45 44-ФЗ, сведения о банковской гарантии, выданной участнику закупки для обеспечения заявки на участие, блокирование денежных средств не осуществляется.

Оператор ЭТП направляет в банк информацию об участнике и сумме обеспечения заявки в течение 1 часа с даты и времени окончания срока подачи заявок, кроме случаев предусмотренных ст.45 44-ФЗ. Банк в течение 1 часа с момента получения информации производит блокирование денежных средств на специальном счете участника в размере обеспечения заявки. При этом блокирование не происходит в случае отсутствия на спецсчете незаблокированных денежных средств в размере обеспечения заявки.

Условия возврата заявки оператором ЭТП

  • отсутствие незаблокированных денежных средств на спецсчете, либо приостановление операций по спецсчету в соответствии с законодательством;
  • отсутствие информации о банковской гарантии, выданной участнику для обеспечения заявки, в реестрах банковских гарантий.

Преимущества и недостатки использования спецсчета

Если на спецсчете участника находятся денежные средства, то банком начисляются проценты за пользование ими, в том числе во время их блокирования для обеспечения заявки. Размер таких процентов определяется договором специального банковского счета, заключаемым участником закупки.

В случае просрочки возврата денежных средств участник имеет право потребовать уплаты пеней. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка РФ от не возвращенной в срок суммы или от суммы, блокирование которой должно быть прекращено.

Вышесказанное, несомненно, является выгодным условием для участника закупки. Однако, в этой схеме есть и недостатки. Электронным площадкам Правительство РФ дало право взимать плату с участника за победу в закупках, проводимых в электронной форме:

  • 1% от НМЦК, но не более 5 тыс. руб.;
  • 1% от НМЦК, но не более 2 тыс. руб. (для СМСП и СОНКО).

Как работать со спецсчетом по 44-ФЗ и 223-ФЗ в 2020 году

Специальный счет в банке по 44-ФЗ

Один из самых горячих вопросов этого лета: спецсчет по 44-ФЗ в банке — что это? С 01.07.2018 вступила в силу новая редакция закона о контрактной системе. В ней появилось такое понятие, как спецсчет для обеспечения госконтрактов 44-ФЗ. В работе с ними участвуют 3 стороны:

Как работает спецсчет для участия в закупках

30.08.2018 все операторы торговых платформ отчитались, что подписали соглашения о взаимодействии с каждым банком из перечня, утвержденного Распоряжением Правительства № 1451-р от 13.07.2018. Таким образом, поставщики уже могут самостоятельно открывать спецсчета, 44-ФЗ требует делать это только в утвержденных банках.

Перед тем как подать заявку для участия в закупке, потенциальный поставщик должен удостовериться, что спецсчета для обеспечения заявок содержат необходимую сумму. Во-первых, сам факт подачи предложения означает согласие на блокировку средств. Во-вторых, при отсутствии необходимой суммы оператор ЭТП отклонит заявку.

Далее работа строится следующим образом:

  1. Оператор направляет в банк сведения об участнике и размере обеспечения. Срок — 1 час с момента окончания приема предложений.
  2. Банк блокирует средства в размере обеспечения. Срок — 1 час после получения уведомления от оператора.

Также оператор ЭТП должен проверить в реестре (ст. 45 44-ФЗ) наличие банковской гарантии, выданной поставщику именно под действующий тендер. Даже если свободных денег у поставщика нет, но при этом в реестре есть запись о выданной гарантии для обеспечения заявки, то участник будет допущен к торгам. Свободные деньги в этом случае также не блокируются.

На разблокирование средств со спецсчета для торгов с 1 июля 2020 года у банка будет 1 рабочий день после получения от оператора ЭТП уведомления о том, что поставщик не принял участие в торгах (об отзыве предложения, отказе в допуске и т. д. (ч. 21-24 ст. 44).

Как открыть специальный счет для участия в закупках

Подробнее о порядке и об условиях открытия спецсчетов во всех банках можно узнать из статьи «Как открыть спецсчет для 44-ФЗ».

Особенности по 223-ФЗ

Специальный счет для участия в закупках с 1 июля 2020 года появился и в 223-ФЗ. Участник тоже вносит средства для обеспечения заявок на спецсчет. А оператор ЭТП, как и в 44-ФЗ, обязан информировать кредитную организацию о состоянии заявки и сумме для блокировки.

Основное отличие от правил закона о контрактной системе в том, что в 223-ФЗ такие требования касаются закупок только для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Заказчику заблокированная сумма переходит в случае, когда участник уклоняется или отказывается от заключения сделки либо не предоставляет обеспечение договора.

Требования к банкам

Мы выяснили, что банки для открытия спецсчетов для участия в тендерах 44-ФЗ утвердило Правительство Распоряжением № 1451-р от 13.07.2018. Соответственно, процедуру открытия спецсчета по 44-ФЗ можно пройти только в следующих банках:

  1. Сбербанк России.
  2. Банк ВТБ.
  3. Газпромбанк.
  4. Российский Сельскохозяйственный банк.
  5. АЛЬФА-БАНК.
  6. Московский кредитный банк.
  7. Банк «Финансовая Корпорация Открытие».
  8. Райффайзенбанк.
  9. Росбанк.
  10. Всероссийский банк развития регионов.
  11. Промсвязьбанк.
  12. Акционерный Банк «РОССИЯ».
  13. Банк «Санкт-Петербург».
  14. Совкомбанк.
  15. Российский национальный коммерческий банк.
  16. Акционерный коммерческий банк «РосЕвроБанк».
  17. ОТП Банк.
  18. ЮниКредит.

В целом порядок заключения соглашений между банком и участником закупки устанавливает Постановление № 626 от 30.05.2018. В комментарии к проекту этого документа Минфин отметил, что из него убрали ограничение по количеству спецсчетов. В тексте самого ПП № 626 точная цифра также не названа. Напрашивается вывод о том, что поставщик вправе осуществить более чем одно открытие спецсчета по 44-ФЗ.

Уже на сайтах банков стали появляться образцы договоров и соглашений. Например, ВТБ отвечает на вопрос: спецсчета для учета госзаказов — что это и как с ним работать в образце договора, который представлен на сайте банка.

Какие операции будут проходить на спецсчете

Основная задача, ради которой придумали спецсчет для участия в закупках, — размещение денег для обеспечения заявок. Далее в зависимости от хода торгов средства либо возвращают участнику, либо переводят заказчику.

Кроме того, банк обязуют начислять проценты поставщикам за пользование их деньгами. Причем это касается и средств, заблокированных для обеспечения заявок. Размер подобных выплат устанавливается в договоре, который заключает с банком участник закупки (ч. 26 ст. 44).

Наконец, согласно ПП № 564 от 10.05.2018, с победителя тендера оператор ЭТП будет взимать плату в следующем порядке:

  1. 1 % от НМЦК, но не более 5000 руб.
  2. 1 % от НМЦК, но не более 2000 руб. (закупки только для СМП и СОНКО).

Плата не взимается в случае, когда победитель уклонился от заключения сделки, и контракт заключают со вторым участником.

Вместе с тем допускается, что плата за победу будет направляться участником напрямую на счет торговой площадки.

Ссылка на основную публикацию