Возможность отклонения заявки участника закупки из-за несоответствия требованиям ГОСТа при отсутствии требования о соответствии ГОСТу

Отклонение заявки при несоответствии продукции

Вопрос:
В электронном аукционе у Заказчика был указан номер ГОСТа и Заказчик отклонил заявку из-за того, что заявка не соответствует требованиям документации, а именно предложена продукция, ГОСТ которой не соответствует требуемому в Описании объекта закупки. Заявка участника отклонена по ст.67.ч.4.п.2 44-ФЗ. Заказчик указал номер ГОСТа 7826-93, а участник предложил бумагу соответствующую ГОСТу Р 50444-92 подходящую по всем параметрам к медицинскому аппарату. Правомерно ли отклонение данной заявки, ведь указав конкретный ГОСТ Заказчик ограничил конкуренцию и необоснованно ограничивает перечень производителей бумаги? Есть ли какие либо решения ФАС с мнением по отклонению заявки участника в связи с несоответствием продукции конкретному ГОСТу указанному в документации?
Ответ:
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.04.2010 № 65-ст с 15.06.2010 введен в действие ГОСТ Р 50444-92 «Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие медицинские условия».
Настоящий стандарт распространяется на изделия медицинской техники, предназначенные для применения в медицинской практике, а также на составные части этих изделий, имеющие функциональное медицинское назначение и изготовляемые отдельно.
ГОСТ 7825-93 «Ленты и диски диаграммные регистрирующих приборов» введен в действие постановлением комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации от 22.03.1995 № 81.
Указанный ГОСТ распространяется на ленты и диски, изготавливаемые из диаграммной бумаги по ГОСТ 7717, предназначенных для записей показателей регистрирующих приборов.
Также указанный стандарт распространяется на ленты и диски других видов, аналогичных бумаге по ГОСТ 7717 и не ухудшающих качество диаграммной продукции.
При изучении указанных ГОСТов можно сделать вывод о том, что ГОСТ 7717 более скрупулезно определяет предмет, который требуется приобрести в рамках контрактной системы закупок для государственных и муниципальных нужд.
ГОСТ Р 50444-92 не содержит требуемых конкретных технических характеристик товара в отличии от ГОСТ 7826-93. При чем указание в ГОСТе 7826-93 на то, что данный стандарт распространяется на ленты и диски других видов, аналогичных бумаге по ГОСТ 7717 и не ухудшающих качество диаграммной продукции- в своем роде не подразумевает ограничения конкуренции, а напротив допускает предложение аналогичной продукции других производителей.
Кроме того, в соответствии ч.4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1)непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2)несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Приказом Росстандарта от 23.11.2013 № 1146-ст «Об утверждении национального стандарта» утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 1.0-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» с датой введения в действие с 1 июня 2013 г. (далее ГОСТ-1.0-2012).
Указанный стандарт определяет условия применения ГОСТов в Российской Федерации.
В 4-ом разделе ГОСТ 1.0-2012 установлен принцип применения данного ГОСТа, в том числе в случае определения обязательности исполнения требований стандартов в рамках контрактных (договорных) обязательств.
Пунктом 8.3 ГОСТ Р 1.0-2012 установлено, что применение, в том числе национального стандарта Российской Федерации, может стать обязательным для организации любой формы собственности на основании:
– организационно-распорядительного документа этой организации или вышестоящей организации (или органа власти, которому подчиняется организация);
– нормативной ссылки на стандарт (свод правил) в собственных стандартах организации или технической документации;
– соглашений или договоров (контрактов) со ссылкой на стандарт (свод правил);
– указания обозначения стандарта в маркировке продукции и/или в сопроводительной документации.
Следует обратить внимание, что согласно подп. 2 ч. 1 ст.33 (Правила описания объекта закупки) Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта должен руководствоваться перечисленными в настоящей статье правилами, в том числе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
При описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничивать количество участников закупки (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2014 по делу № А56-25358/2014).
Согласно данному постановлению арбитражного суда решение антимонопольного органа о нарушении заказчиком законодательства о закупках признано недействительным, поскольку в аукционной документации заказчик указал требования к качественным характеристикам товаров со ссылкой на государственный стандарт, тем самым проинформировал участников закупки о требованиях к товарам, используемым при выполнении работ на стадии исполнения контракта.

Ответ подготовлен экспертами Линии консультаций Атлант-право

Телефон: +7 495 925 52 95
Линия консультаций: +7 495 223 06 80
Задать вопрос на “Линию консультаций”
Факс: +7 495 925 52 95
e-mail: info@atlant-pravo.ru

Юридический адрес: 115088, г. Москва, ул. 1-я Дубровская, дом 13а
Строение 2, офис 302 © Атлант-право, 2002 – 2020

За что отклоняют заявки в 2020 году

Электронный аукцион не только подразумевает снижение начальной цены контракта поставщиками в ходе проведения торгов, но также требует квалифицированного подхода при проверке заявок на соответствие требованиям законодательства. Предлагаемые поставщиком товары, работы и услуги должны удовлетворять требованиям заказчика, а сам участник должен обладать необходимой квалификацией и опытом. В этой связи актуален вопрос о правилах, по которым участников допускают к электронным аукционам и которые влияют на уровень конкуренции и количество состоявшихся процедур.

Отклонение по первым частям заявок, 44-ФЗ

Основания отказа перечислены в ч. 4 ст. 67 44-ФЗ:

  • непредоставление информации, которая предусмотрена ч. 3 ст. 66, или предоставление недостоверной информации;
  • несоответствие информации (ч. 3 ст. 66) требованиям документации.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе (то есть отклонение заявки) по другим причинам не допускается.

Ч. 3 ст. 66 содержит информацию, которую участник должен предоставить в составе первых частей в зависимости от вида контракта.

1. Поставка товара.

Если в документации содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, поставщик должен подтвердить согласие на поставку товаров от предложенного заказчиком производителя или конкретные показатели, которые покажут эквивалентность товара другого производителя. В противном случае возможно отклонение заявки.

Если в документации не содержится указание на желаемого производителя или другие подобные индивидуальные признаки продукта, поставщик должен указать все три составляющие (иначе возможно отклонение):

  • конкретные показатели, которые соответствуют значениям, установленным документацией;
  • указание на уникальные признаки (при наличии);
  • наименование страны происхождения товара.

2. Выполнение работы или оказание услуги.

В этом случае требуется явное согласие на условия, которые установлены в документации.

3. Выполнение работы или оказание услуги, для которых используется товар.

Если в документации содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения, от поставщика требуется согласие на выполнение работ и услуг и на использование предложенного заказчиком конкретного товара или согласие на выполнение работ, услуг и конкретные показатели, которые покажут эквивалентность указанным требованиям, указание на средство индивидуализации (при наличии), наименование страны происхождения.
Если таких условий не установлено, претендент указывает информацию по первым трем пунктам (без исключений):

  • согласие на выполнение работ, услуг;
  • конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией;
  • наименование страны происхождения товара;
  • указание на средство индивидуализации (при наличии).

Если участник не выполнил это условие, его предложение постигнет отклонение.

Отклонение по вторым частям заявок, 44-ФЗ

Ч. 6 ст. 69 устанавливает причины отклонения по вторым частям:

  • непредставление документов и информации согласно п. 1, 3–5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 (смотрите статью «Документы для тендера»);
  • несоответствие условиям, которые установлены документацией;
  • недостоверная информация;
  • несоответствие участника аукциона требованиям, которые установлены в соответствии с ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 44-ФЗ.

Отстранение

В любой момент до заключения контракта заказчик должен отстранить участника от процедуры определения поставщика в следующих случаях:

  1. Участник закупки не соответствует общим требованиям, которые изложены в ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (к примеру, не обладает действующими лицензиями, сертификатами, проводится ликвидация, имеется решение арбитражного суда о признании организации банкротом, участник не соответствует дополнительным требованиям о наличии соответствующего опыта работ и пр.).
  2. Участник предоставил недостоверную информацию о том, что он соответствует указанным условиям. К примеру, предоставленная лицензия о соответствии оказалась подделкой (ч. 9 ст. 31).
  3. При закупке жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств предельная цена не зарегистрирована или предлагаемая цена превышает их предельную отпускную при условиях, которые указаны в п. 2 ч. 10 ст. 31.
  4. Выявлена недостоверность информации, которая содержится в документах, указанных в ч. 3 и 5 ст. 66 (первые и вторые части) согласно ч. 6.1 ст. 66. К примеру, содержащиеся в первой части характеристики являются недостоверными согласно ГОСТу, указанному в техническом задании.

Ответственность членов комиссии

Стоит учитывать, что не только необоснованный отказ в допуске на участие в аукционе влечет наложение административной ответственности согласно п. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, но и необоснованный допуск заявки, в случае если она должна быть отклонена, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5000 рублей и не более 30 000 рублей. Причиной разбирательств контролирующих органов может стать как жалоба в ФАС на отклонение заявки, так и внеплановая проверка.

Комиссия отклонила заявку участника конкурса из-за несоответствия требованиям документации

Суды: не надо отклонять заявку, в которой нет последних цифр ГОСТа, но указаны верные характеристики

Комиссия отклонила заявку участника конкурса из-за несоответствия требованиям документации. Нарушениями она посчитала следующее:

— был указан ГОСТ 15150 вместо ГОСТ 15150-69;

— некоторые характеристики были представлены в формате «не менее», а не в виде конкретных показателей;

— часть характеристик не совпадали с данными на сайте производителя.

Контрольный орган, а затем и суды признали отклонение заявки неправомерным. Суды посчитали несущественным отсутствие двух последних цифр номера ГОСТа, так как они указывают на дату принятия стандарта. Сведения о товаре, отраженные в заявке со ссылкой на ГОСТ, соответствовали характеристикам, приведенным в документации.

Суды не согласились с тем, что заявку отклонили, поскольку в ней не представлены конкретные показатели. В инструкции по заполнению заявки заказчик указал: участник может использовать «не более» и «не менее», если это предусмотрено нормативными документами, технической документацией или информацией производителя товара. Участник предложил в заявке характеристики в соответствии с техпаспортом на товар.

Читайте также:  Об определении размера неустойки (штрафа, пени) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по

Суды также напомнили: Закон N 44-ФЗ не требует проверять заявку на соответствие данным сайтов. Отсутствие на сайте производителя товара с конкретными характеристиками не означает, что такого товара вообще нет.

Определение Верховного Суда РФ от 30.08.2019 N 307-ЭС19-14090

Подготовлен проект о ведении реестра организаторов отдыха и оздоровления детей

Минпросвещения разработало общие принципы формирования и ведения реестра организаций, которые обеспечивают отдых детей и их оздоровление, а также типовой реестр таких организаций. В реестр будут включать по заявлению руководителя организации или индивидуального предпринимателя. В заявлении, в частности, нужно будет указывать:

— наименование и адрес организации;

— перечень услуг, которые компания оказывает в сфере организации отдыха и оздоровления;

— информацию о наличии санитарно-эпидемиологического заключения;

— сведения о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности либо договора об оказании медицинской помощи, заключаемого между компанией, организующей отдых детей и их оздоровление, и медицинской организацией.

К заявлению потребуется приложить учредительные документы, заверенные руководителем организации.

Требование о наличии организации или индивидуального предпринимателя в реестре, возможно, придется учитывать заказчикам при закупке таких услуг. Напомним, что создание реестра предусмотрено законопроектами о поправках к КоАП РФ и другим законам. На данный момент проекты законов прошли первое чтение.

Если законы примут, компании и индивидуальные предприниматели, которые занимаются организацией отдыха детей и их оздоровления, должны будут представить сведения для включения в реестр до 1 мая 2020 года. В противном случае с 1 июня 2020 года им запретят оказывать услуги по обеспечению отдыха и оздоровления детей.

Проект приказа Минпросвещения России (https://regulation.gov.ru/projects#StartDate=10.9.2019&EndDate=11.9.2019&npa=94782)

Планируют иначе оценивать участников закупок спортивного оборудования и инвентаря

Минспорт предложил пересмотреть предельные величины значимости критериев оценки заявок для закупок спортивного оборудования и инвентаря. Если изменения утвердят, стоимостные критерии будут составлять не меньше 40%, а нестоимостные — не больше 60%.

Сейчас при таких закупках заказчики устанавливают значимость критериев в соответствии с едиными предельными величинами, предусмотренными для большинства товаров: стоимостные — минимум 70%, нестоимостные — максимум 30%. Предполагается, что новшества помогут закупать более качественные товары.

Общественное обсуждение проекта продлится до 23 сентября.

Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=94744)

ФАС разработала проект порядка определения НМЦК для закупок моторного топлива

В проекте определено, как будут рассчитывать НМЦК и цену контракта с единственным поставщиком для закупок моторного топлива, в том числе автомобильного и авиационного бензина.

Порядок предусматривает варианты расчета цены для поставки топлива от нефтеперерабатывающего завода, от нефтебазы и от АЗС. Если на участие в закупке не подадут ни одной заявки, повторную закупку проведут с НМЦК на 0,5% выше прежней.

Порядок не будут применять к закупкам, начатым до его вступления в силу. Публичное обсуждение проекта продлится до 3 октября.

Проект приказа ФАС России (https://regulation.gov.ru/projects#npa=94702)

Минпромторг планирует обновить ряд типовых контрактов с учетом изменений Закона N 44-ФЗ

Новые проекты разработаны для типовых контрактов:

— на ремонт электронного и оптического оборудования;

— услуги выставочной и ярмарочной деятельности;

— диагностику, техобслуживание и ремонт автотранспортных средств;

— поставку продукции радиоэлектронной и судостроительной промышленности, авиационной техники, автотранспортных средств, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного.

В них учли майские поправки к Закону N 44-ФЗ и измененные правила определения штрафов.

Обновленные типовые контракты будут использовать для закупки тех же позиций, что и актуальные типовые контракты: перечень кодов по ОКПД2 в информационных картах остался неизменным.

Минпромторг уточнил: перечисленные типовые контракты не нужно будет применять для закупок по государственному оборонному заказу.

Общественное обсуждение проектов продлится до 19 сентября.

Проект приказа Минпромторга (https://regulation.gov.ru/projects#npa=94642)

Проект приказа Минпромторга (https://regulation.gov.ru/projects#npa=94644)

Тенденции развития рынка торгов в электронной форме

(Ершов Д.В.) («Предпринимательское право». Приложение «Право и Бизнес», 2019, N 3)

ОТКЛОНЕНИЕ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ в 2019 году

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

Отклонение участника закупки за не предоставление паспортных данных лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, правомерно?

В связи со вступлением в силу с 01 июля 2018 года изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон №44-ФЗ) весьма коллизионная ситуация сложилась с допуском вторых частей заявок на участие в электронных аукционах.

Согласно ч. 16 ст. 68 Закона №44-ФЗ О Госзакупках, в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола аукциона, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, а также информацию и электронные документы участников закупки, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 Закона №44-ФЗ.

В ч. 11 ст. 24.1. Закона №44-ФЗ установлено требование о том, что оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, обеспечивает предоставление заказчику сведений о фамилии, имени, отчеству (при наличии) и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При этом Закон №44-ФЗ, не указывает, откуда именно оператор должен взять указанную информацию, особенно паспортные данные. В числе сведений и документов, предоставляемых участниками закупок при аккредитации на электронной площадки согласно ч. 2 ст. 61 Закона №44-ФЗ, они не значатся. Нет их и в числе тех сведений, что содержатся в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Вместе с тем, не предоставление указанных сведений является основанием для признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона №44-ФЗ.

Отклонение заявки за не предоставление паспортных данных лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, подтверждается административной практикой.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

Так в решении УФАС по Краснодарскому краю по делу № ЭА – 1374/2018 от 13 августа 2018 года сделан вывод о том, что комиссия по закупкам действовала правомерно, признав несоответствующей требованиям документации аукциона второй части заявки, которая не содержала паспортных данных лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

При этом как указано в решении до даты окончания срока подачи заявки оператором электронной площадки участнику закупки было направлено уведомление о предоставлении паспортных данных лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица.

Надо отметить, что операторы не указывают в таких уведомлениях на то, что участник обязан предоставить такие сведения, а лишь рекомендуют.

Возможность отклонения заявки за не предоставление паспортных данных отмечена в решении УФАС по Архангельской области по делу № 263оз-18 от 13 августа 2018 года, поскольку заявка Заявителя (участника закупки) не соответствует требованиям, предусмотренным частью 11 статьи 24.1 ФЗ «О контрактной системе».

В свою очередь Центральный аппарат ФАС России в решении от 26 июля 2018 года № 18/44/105/944 занял иную позицию, указав, что в силу требований частей 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона также не установлено, что в составе информации и документов в рамках первой и второй части заявки на участие в Аукционе Заявитель (участник закупки) обязан представлять паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Оператор электронной площадки пояснил, что до 01.01.2019 Заявитель (участник закупки) не имел возможности представить Оператору электронной площадки паспортных данных в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, поскольку пункт 10 Постановления Правительства РФ от 08 июня № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки», предусматривающий информационное взаимодействие электронных площадок, специализированных электронных площадок с единой информационной системой, иными государственными информационными системами вступит в силу лишь с 01.01.2019 года.

ЧТО ДЕЛАТЬ УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ

Таким образом, участникам электронных процедур следует, во избежание отклонения их заявок, направить через личные кабинеты операторам электронных площадок следующую информацию: фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В свою очередь заказчикам следует выяснять позицию УФАС их региона, чтобы действия их комиссии не были признаны нарушением законодательства о контрактной системе.

Письмо Минфина России от 13.03.2019 № 24-03-08/16222 “Об особенностях информационного взаимодействия площадок и заказчиков в случае, если участник не зарегистрирован в ЕИС”

Пунктом 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, установлено, что разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Министерством в случаях, если на Министерство возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению. При этом обязанность по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также по толкованию норм, терминов и понятий на Минфин России не возложена.

Вместе с тем Департамент сообщает, что согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Читайте также:  При наличии приказа о назначении руководителя заявка отклонена из-за неподтверждения его полномочий

Частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе установлено, что оператор электронной площадки обязан направить заказчику информацию и электронные документы участников закупки, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.

Согласно части 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, в соответствии с требованиями, установленными частью 2 статьи 24.1 Закона о контактной системе, обеспечивает предоставление заказчику в сроки и случаях, установленных Законом о контрактной системе, в том числе, копии учредительных документов участника закупки (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), выписку из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица).

Так, обязанность представления заказчику информации и документов, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, в целях их рассмотрения аукционной комиссией возложена на оператора электронной площадки. Вместе с тем необходимо учесть следующее.

В соответствии с частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются, в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.

Таким образом, а также учитывая положения части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе:

1) оператор электронной площадки в случаях, установленных Законом о контрактной системе для направления документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, в отношении участников закупок, аккредитованных до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе, направляет заказчику информацию и документы таких участников, включенные в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе;
2) аукционная комиссия в соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе рассматривает вышеуказанные информацию и электронные документы, направленные оператором электронной площадки.

При этом аукционная комиссия самостоятельно принимает решение об отклонении заявки, руководствуясь положениями документации об электронном аукционе и Законом о контрактной системе.

Дополнительно Департамент обращает внимание, что в случае если при осуществлении закупок товаров, работ, услуг нарушаются права и законные интересы участников закупки, любой участник закупки вправе обжаловать действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, либо в судебном порядке.

Подготовка заявки на участие в тендере с учетом ГОСТов

С применением ГОСТов при описании объекта закупки в документации заказчика и в заявке поставщика связано немало вопросов и споров. Давайте разберемся, как на самом деле правильно применять ГОСТы и подготовить заявку с учетом такого стандарта.

ГОСТ в документации заказчика

С 1 июля 2016 года в Закон № 44-ФЗ внесли изменения, направленные на то, чтобы применение ГОСТов и техрегламентов при госзакупках стало общим правилом. Заметьте — именно общим правилом, а не прямой обязанностью.

Что такое обязательная и добровольная сертификация продукции, а так же каким стандартам должна соответствовать продукция в государственных и муниципальных закупках читайте в статье « Применение ГОСТ и заявки на участие в государственных и муниципальных торгах».

Дело в том, что согласно новой редакции п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ заказчики, с одной стороны, должны использовать ГОСТы при описании объекта закупки, в то время как раньше такой обязанности на них не возлагалось. C другой стороны, в этом пункте так же как и прежде говорится, что если заказчик не пользуется ГОСТами и техрегламентами, то он должен обосновать необходимость использования других показателей. Выходит, что возможность обойтись без ГОСТа при описании объекта закупки у заказчиков как была, так и осталась.

Судите сами, вот сравнение старой и новой редакций п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ.

Старая редакцияНовая редакция
использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.
Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, законодательством РФ о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

Сказанное подтверждается и в комментариях Минэкономразвития России. Так, по мнению Департамента развития контрактной системы министерства, из п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ по-прежнему следует, что при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребностям.

Заказчик при формировании документации о закупке вправе не указывать ссылку на определенный ГОСТ, однако в таком случае ему придется приводить обоснование необходимости использования других показателей.

По мнению Департамента, при описании объекта закупки заказчику целесообразно указать ссылку на конкретный ГОСТ. При этом указывать недействующий или несуществующий ГОСТ заказчик не вправе (письмо Минэкономразвития от 16.12.2016 № Д28и-3517).

В другом письме Департамент добавляет, что указание в документации об электронном аукционе на конкретные ГОСТы без подробного раскрытия в составе такой документации содержания ГОСТ не противоречит положениям Закона № 44-ФЗ. Но тут же делает оговорку: учитывая, что технические условия утверждаются изготовителем продукции, в документацию об электронном аукционе следует включить подробное описание соответствующих условий (письмо Минэкономразвития России от 01.08.2016 № Д28и-2011).

Таким образом, из всего изложенного можно сделать следующие выводы: ссылаться на ГОСТ заказчик:

в) ему это рекомендуется делать;

г) ограничиться только данной ссылкой ему все же нельзя, и наряду с ссылкой на стандарт нужно указывать конкретные параметры и характеристики товара, в наибольшей степени удовлетворяющие его потребностям.

ГОСТ в содержании заявки

Содержание заявки в отношении ГОСТа зависит то того, как в документации о закупке при описании объекта закупки использован ГОСТ. Варианты возможны разные, и по многим из них существуют разъяснения Минэкономразвития России и практика применения с участием ФАС России.

1. Если заказчик указал на конкретный ГОСТ, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить согласие на поставку товара, указанного в документации.

Если заказчик в документации об электронном аукционе указал параметры, соответствующие определенному ГОСТу, то участник такого электронного аукциона в первой части заявки должен указать характеристики товара в соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, который он предполагает поставить (письмо Минэкономразвития России от 30.09.2016 № Д28и-2640).

Пример

Участник пожаловался на то, что в техническом задании заказчик установил избыточные требования к составу воды, потребовав, чтобы ее технические и химические показатели были следующими: должны отсутствовать пленки нефтепродуктов, жиров, масел; отсутствовать окрашивающие примеси; максимально допустимое содержание растворимых солей не должно превышать 5000 мг/л, ионов S04-2 — не более 2700 мг/л, С1-1 — максимум 1200 мг/л, взвешенных частиц — до 200 мг/л, окисляемость воды — не более 15 мг/л, водородный показатель (рН) – от 3 до 12,5 и мн. др.

Управление ФАС пришло к выводу, что такие требования могли ввести участников аукциона в заблуждение, так как подробное изложение в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок химического состава веществ, механических свойств из которых состоит товар, ограничивает возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.

Однако суды не согласились с УФАС и признали действия заказчика обоснованными. Они решили, что требования закона к содержанию документации об аукционе соблюдены, поскольку в ней указана обязанность участника закупки выполнять требования ГОСТов. При этом Государственные Стандарты Российской Федерации всегда содержат перечень нормативных документов, список сопряженных ГОСТов и СНиПов, документация которых также применяется в определенном ГОСТе и заказчик не требовал от участников закупки указывать конкретный номер того или иного ГОСТа, если указание на него отсутствует в документации, а просил, чтобы товар (материал), в принципе, соответствовал ГОСТу, регламентирующему определенный вид товара (материала).

При составлении требований к техническим и функциональным характеристикам товаров, заказчик руководствовался требованиями, указанными в ст. 33 Закона № 44-ФЗ, и использовал исключительно техрегламенты, стандарты (ГОСТ) и технические условия, регламентирующие строительные материалы. То есть, исходя из требований аукционной документации, участники закупки должны указать показатели материалов в соответствии с требованиями ГОСТ, а именно: указать в пределах, указанных в аукционной документации (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.04.2016 № Ф08-1656/2016).

2. Если заказчик в документации сослался на определенный ГОСТ с диапазоном значений, то нужно учитывать, что нормы ст. 33 и 66 Закона № 44-ФЗ прямо устанавливают обязанность участника закупки указывать в составе первой части заявки на участие в аукционе конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией). При этом положениями Закона № 44-ФЗ не установлено изъятий из вышеуказанных норм, в том числе в случае, если ГОСТ предусматривает не конкретный показатель, а диапазон (допуск) (письмо Минэкономразвития России от 10.03.2015 № Д28и-441).

Читайте также:  Планирование закупок юрлицами по 44 ФЗ, реализующими инвестиционные проекты по строительству, реконструкции и техническому перевооружению

Однако в другом письме министерство пишет обратное: если заказчиком в аукционной документации установлено требование к товару в виде диапазона значений, то заказчик не вправе отклонить на основании п. 2 ч. 4 ст. 66 Закона № 44-ФЗ первую часть заявки на участие в электронном аукционе, содержащую конкретный числовой показатель товара или диапазон значений с допустимыми отклонениями, установленными ГОСТ или ТУ, входящий в диапазон значений показателя товара, установленный в аукционной документации (письмо Минэкономразвития России от 28.05.2015 № Д28и-1564).

Именно эта позиция подтверждается на практике. Причем с ней согласны и в ФАС, о есть, служба полагает, что если в ГОСТ указан диапазон значений, то и в заявке не требуется указывать конкретные показатели, а нужно лишь попасть в указанный диапазон.

Пример

Участник, которому отказали в допуске к участию в электронном аукционе по основанию отсутствия конкретных характеристик материалов: щебень фракции 10 — 70 мм, гравий фракции 10 — 70 мм, подал жалобу со ссылкой на то, что составил заявку согласно требований ГОСТ 8267-93, как того требовал заказчик.

Управление установило, что согласно данному ГОСТу щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм.

Таким образом, щебень и гравий согласно указанного ГОСТ указываются в диапазонном значении.

В заявке участника также содержатся характеристики в щебня и гравия в диапазонном значении, что подтверждается представленными участником письмами организаций, имеющих возможность поставить щебень и гравий фракции 10 — 70 мм, а также результатами определения физико-механических свойств щебня строительной лаборатории, согласно которым показатели, характеризующие фракции щебня и гравия не могут быть конкретными.

Таким образом, заявка соответствовала требованиям ГОСТ 8267-93 и документации об аукционе (Решение Иркутского УФАС России от 19.09.2016 № 625).

3. Если в документации нет указания на конкретный ГОСТ, при этом в заявке приведены конкретные показатели товара, не соответствующие определенному ГОСТ, но соответствующие значениям документации об аукционе, то такому участнику не может быть отказано в допуске к участию в аукционе по основанию, предусмотренному ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 10.02.2016 № Д28и-249).

Об этом же написано в Обзоре практики ФАС: действия заказчика, установившего в документации об аукционе, конкурсной документации требования о соответствии товара ГОСТу, но не указавшего конкретное наименование ГОСТа, а также не установившего надлежащую инструкцию по заполнению заявок, позволяющую сопоставить описываемый товар и ГОСТ, нарушают п. 4 ч. 1 ст. 50, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе (Обзор разъяснений законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. (апрель 2016 года) // СПС КонсультантПлюс. 2016).

Пример

Участник, заявку которого отклонили, подал жалобу, так как, по его мнению, аукционная комиссия нарушила требования Закона № 44-ФЗ, отклоняя заявку, полностью соответствующую требованиям технического задания аукционной документации.

УФАС установило, что в техническом задании заказчиком установлено требование выполнения работ с материалами, полностью соответствующих «требованиям ГОСТ». При этом аукционная документация не содержит конкретного указания на реквизиты таких нормативных документов по спорным пунктам техзадания (тогда как по некоторым иным пунктам техзадания соответствующие значения используемых ГОСТ имеются).

Таким образом, в рассматриваемом случае руководствоваться конкретным ГОСТ, указанным впоследствии представителем заказчика (ГОСТ 6402-70, ГОСТ 18288-87), участникам закупки не представляется возможным (Решение Кемеровского УФАС России от 25.05.2015 № 08/5205 по делу № 168/З-2015).

Сомневаетесь — уточните

Минэкономразвития России напоминает, что положениями Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что любой участник электронного аукциона вправе направить заказчику запрос о разъяснении положений документации в части указания конкретных характеристик, ГОСТов до направления согласия участника такого аукциона на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе (письмо от 04.10.2016 № Д28и-2705).

Пример

Вот наглядный пример из недавнего решения ФАС:

«Согласно разъяснению положений документации об Аукционе от 20.12.2016 размещенному в ЕИС: «Уважаемый Заказчик! Поясните, пожалуйста, в чем измеряются (какая единица измерения) в пункте 3 «Труба напорная из полиэтилена (ГОСТ 18599-2001)» ОТВЕТ: В соответствии с ГОСТ 18599-2001 «длина трубы» измеряется в «метрах». Вместе с тем, согласно ГОСТ 18599-2001 показатель «длина трубы» измеряется в «миллиметрах».

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС пришла к выводу о том, что требования к содержанию заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержат положений, определяющих в соответствии с какими именно нормативными документами необходимо указывать единицы измерения (Решение ФАС России от 27.12.2016 по делу № К-2069/16).

Письмо Минфина России от 25.09.2017 № 24-04-07/61931 “О возможности отклонения заявки участника закупки из-за несоответствия требованиям ГОСТа при отсутствии требования о соответствии ГОСТу в документации о закупке”

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных действий при рассмотрении заявок на участие в закупках.

Вместе с тем сообщаем позицию по существу вопроса заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе. При этом в силу части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 указанной статьи, не допускается.

В соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не представлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

В соответствии с частью 10 статьи 83 Закона о контрактной системе участники запроса предложений, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении запроса предложений, отстраняются и их заявки не оцениваются.

Таким образом, Закон о контрактной системе предусматривает рассмотрение комиссией заказчика по осуществлению закупок поступивших заявок на предмет соответствия требованиям извещения о закупке, документации о закупке, Закона о контрактной системе.

В отношении указания заявителя на то, что документация не содержит указания на ГОСТ, послуживший основанием для отклонения заявки, Минфин России сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении объекта закупки заказчик указывает показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

При этом, если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ “О стандартизации в Российской Федерации” документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации (далее – документы национальной системы стандартизации), – национальный стандарт Российской Федерации, в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации, и предварительный национальный стандарт Российской Федерации, а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники.

В соответствии с пунктом 7.1 ГОСТ Р 1.5-2012, утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 г. N 1147-ст, обозначение национального стандарта Российской Федерации состоит из индекса “ГОСТ Р”, регистрационного номера и отделенного от него тире года утверждения стандарта.

Отмечаем, что Законом о контрактной системе установлена обязанность применения указанных в пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе технических регламентов, документов национальной системы стандартизации. При этом в случае неприменения таких документов документация о закупке должна содержать соответствующее обоснование.

Дополнительно сообщаем, что в отношении соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части проведения процедуры закупки, описания объекта закупки, порядка выбора победителя, соответствия поданной заявки заявитель вправе обратиться в контрольный орган в сфере закупок, в том числе в ФАС России, полномочия которого определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 “Об определении полномочий Федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”, в случаях, в порядке и по основаниям, установленным пунктом 4 части 3 статьи 102, пунктом 2 части 15 статьи 99, главой 6 Закона о контрактной системе.

Ссылка на основную публикацию