Возможность участника закупки аннулировать отзыв заявки на участие в открытом конкурсе по 44 ФЗ

Энциклопедия решений. Отзыв и изменение заявки на участие в “бумажном” конкурсе по Закону N 44-ФЗ

Отзыв и изменение заявки на участие в конкурсе по Закону N 44-ФЗ

В соответствии со ст. 43 Закона N 44-ФЗ участник конкурса (далее – участник) вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в конкурсе (далее – заявка) до истечения срока подачи заявок с учетом положений этого Закона. В этом случае участник не утрачивает право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок. Заметим, что из этой нормы следует, что закон разграничивает изменение заявки и отзыв заявки. Изменение заявки не предполагает отзыв участником открытого конкурса ранее поданной заявки. По смыслу ст. 43 Закона N 44-ФЗ изменение поданной заявки означает, например, уточнение, замену отдельных сведений, содержащихся в документах, представленных в составе заявки (например, изменение предложения о цене единицы товара, который является объектом закупки – ч.ч. 2, 3 ст. 51 Закона N 44-ФЗ), а не подачу новой заявки.

Закон не устанавливает каких-либо требований к наличию оснований для изменения или отзыва заявки, поэтому участник вправе изменить или отозвать заявку до окончания срока подачи заявок просто при наличии такого желания.

Отметим, что в настоящее время актуальным остается вопрос о дополнении заявки сведениями и документами, изначально в ней не содержавшимися.

В судебной практике распространен подход, в соответствии с которым участник не вправе дополнить заявку сведениями и документами, которые отсутствовали в первоначальной заявке, если с учетом отсутствия таких сведений и документов первоначальная заявка должна быть признана не отвечающей требованиям, предъявляемым Законом N 44-ФЗ и конкурсной документацией. Такое дополнение не является изменением заявки в контексте правил ст. 43 Закона N 44-ФЗ. В этом случае участник закупки вправе подать новую заявку, однако для соблюдения требования ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ он должен отозвать первоначальную заявку (см., например, постановление АС Поволжского округа от 20.05.2016 N Ф06-8352/16, оставленное без изменения определением ВС РФ от 13.09.2016 N 306-КГ16-10763, постановление АС Уральского округа от 16.02.2015 N Ф09-9930/14, постановление Девятого ААС от 02.03.2015 N 09АП-2016/15). Реже суды высказывают и противоположную точку зрения. Так, в постановлении АС Западно-Сибирского округа от 27.12.2016 N Ф04-6027/16 указано, что Закон N 44-ФЗ не запрещает участникам вносить изменения в свою заявку путем замены документа и/или дополнения документами до истечения срока подачи заявок.

Позиция Минэкономразвития России по данному вопросу отражена в письме от 30.12.2015 N Д28и-3858. Представители ведомства полагают, что изменения в заявку в соответствии со ст. 43 Закона N 44-ФЗ являются документами, дополняющими уже поданную заявку. Документы, поданные в составе изменений в заявку, являются частью заявки. При этом необходимость подавать повторно полный комплект документов при внесении изменений в заявку в соответствии с требованиями документации о закупке отсутствует.

ФАС России по данному вопросу разъяснений не давал. В приведенной выше судебной практике можно увидеть различные мнения представителей региональных УФАСов. В постановлениях АС Поволжского округа от 20.05.2016 N Ф06-8352/16, АС Западно-Сибирского округа от 27.12.2016 N Ф04-6027/16 представители антимонопольного органа по вопросу дополнения заявки документами, которые не содержались в первоначальной заявке, придерживаются такой же позиции, как и специалисты Минэкономразвития России. В постановлении АС Уральского округа от 16.02.2015 N Ф09-9930/14 специалисты антимонопольного органа занимают противоположную позицию.

По мнению Минэкономразвития России, высказанному в письмах от 30.12.2015 N Д28и-3858 и от 28.12.2016 N Д28и-3532, в целях оценки заявок, в которые вносились изменения и которые могут содержать одинаковые условия, датой подачи заявки считается дата подачи последних изменений в заявку. Полагаем, данную точку зрения справедливой, поскольку иной подход создавал бы необоснованные преимущества недобросовестным участникам, которые могли бы подать “недоработанные” заявки, а затем изменять условия, улучшая свое предложение.

Закон N 44-ФЗ не устанавливает требований к порядку оформления изменения и отзыва заявки. При проведении открытого конкурса конкурсная документация должна содержать порядок и срок отзыва заявок, порядок возврата заявок (в том числе поступивших после окончания срока подачи заявок), порядок внесения изменений в заявки (п. 7 ч. 1 ст. 50 Закона N 44-ФЗ). Полагаем, что это относится и к конкурсной документации, составляемой при проведении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса и соответствующих закрытых конкурсов (ч. 3 ст. 56, ч. 3 ст. 57, ч.ч. 2, 11, 15 ст. 85 Закона N 44-ФЗ).

В любом случае, по нашему мнению, по смыслу положений ст. 51 Закона N 44-ФЗ к порядку подачи изменений заявок на участие в открытом конкурсе должны предъявляться требования, аналогичные тем, которые установлены для подачи самих заявок (ч.ч. 4, 6, 10-12 ст. 51 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, как и сама заявка, изменения в ранее поданную заявку должны быть подписаны участником открытого конкурса, представлены также в запечатанном конверте, зарегистрированы заказчиком при их поступлении и т.д.

При этом содержание изменений в заявке должно позволять установить, что участником открытого конкурса представлено именно изменение к первоначально поданной заявке, а не новая заявка. Это вытекает из правила, установленного ч. 7 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, согласно которой участник открытого конкурса вправе подать только одну заявку в отношении каждого предмета открытого конкурса (лота). В ином случае все заявки этого участника, поданные в отношении одного и того же лота, конкурсной комиссией не рассматриваются и возвращаются этому участнику (ч. 4 ст. 52 Закона N 44-ФЗ).

Если вопрос об оформлении изменений заявки не решен в конкурсной документации, участник закупки может, например, указать на конверте, что он представляет изменения в ранее поданную заявку.

Если порядок отзыва заявок недостаточно урегулирован конкурсной документацией, полагаем, следует руководствоваться примерно теми же правилами. То есть участник должен направить в том же порядке, что и заявку, уведомление в свободной форме об отзыве ранее поданной заявки, необходимым и достаточным образом указав идентифицирующие такую заявку признаки.

Как подать (изменить, отозвать) заявку на участие в закупках по контрактной системе

После того как организация составит заявку, ее нужно подать заказчику (оператору электронной площадки, если речь идет об электронном аукционе). Порядок и сроки определяют закон и документация о закупке.

Закон устанавливает две формы подачи заявки:

Выбор между ними делает участник. Исключение составляет электронный аукцион, где заявку подать можно только в электронной форме.

Как подать заявку в письменном виде

Заявку в письменной форме можно подать:

Заказчик в документации о закупке не вправе указывать конкретный способ, который должен использовать потенциальный участник, чтобы подать заявку. Ведь такое ограничение может сузить круг потенциальных участников, что противоречит основным принципам системы закупок.

Адрес, по которому нужно передать заявку, заказчик устанавливает в извещении о закупке.

Совет: Заказчик должен зарегистрировать каждую заявку (ч. 6 ст. 51, ч. 3 ст. 77, ч. 7 ст. 88 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее – Закон № 44-ФЗ). Поэтому организации разумно запросить расписку в получении заявки с ее регистрационным номером.

Такая расписка послужит доказательством того, что:

  • организация подала заявку и
  • заказчик зарегистрировал ее под определенным номером (это особо ценно для тех случаев, когда очередность важна для определения победителя).

Способ оформления заявки зависит от того, в каком именно виде закупки организация решила принять участие.

Заявка на участие в конкурсе и закрытом аукционе

Закон устанавливает схожие правила для подачи заявок на участие в открытом конкурсе (ст. 51 Закона № 44-ФЗ), конкурсе с ограниченным участием (ст. 56 Закона № 44-ФЗ), двухэтапном конкурсе (ст. 57 Закона № 44-ФЗ) и закрытом аукционе (ч. 4 ст. 88 Закона № 44-ФЗ).

Так, заявка организации должна отвечать следующим требованиям:

  • все листы прошиты и пронумерованы (если заявка большая, то прошивается и пронумеровывается каждый том);
  • содержит опись входящих в ее состав документов (если заявка подается в томах, то описать нужно каждый том);
  • скреплена печатью потенциального участника, если он – юридическое лицо, у которого есть печать;
  • подписана потенциальным участником или лицом, уполномоченным им;
  • вложена в запечатанный конверт, который не позволяет просматривать ее содержание до вскрытия.

Заказчик не вправе устанавливать иные или дополнительные требования к оформлению заявки.

Внимание! Если организация нарушит требования к оформлению заявки, то заказчик сможет отклонить заявку на участие в конкурсе.

Нарушения в оформлении (например, отсутствие прошивки, приложение описи не в составе заявки, а отдельным документом и т. д.) – возможные основания для того, чтобы заказчик отклонил заявку как не соответствующую требованиям Закона № 44-ФЗ и конкурсной документации (см., например, постановления Арбитражного суда Уральского округа от 10 марта 2015 г. № Ф09-733/15 по делу № А71-6214/2014, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2015 г. по делу № А14-11137/2014).

Исключение сделано только для нумерации всех листов заявки (тома заявки) на участие в конкурсе. Если организация ненадлежащее исполнила это требование, то заказчик не сможет отклонить заявку (ч. 4 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

Заявка на участие в запросе котировок и запросе предложений

Организация должна подать заявку в запечатанном конверте. Причем если она участвует в запросе котировок, то конверт нужно подобрать такой, который не позволяет просматривать содержимое до вскрытия.

Такие правила установлены частью 2 статьи 77 и частью 8 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

Иных требований закон не устанавливает. Вот поэтому организации нужно внимательно ознакомиться с документацией о закупке и исполнить ее требования.

Так, заказчик, например, может потребовать, чтобы:

  • заявка и все приложения были сшиты;
  • все листы заявки и документов, которые прилагаются, были пронумерованы и скреплены печатью участника (для юридического лица) и подписаны участником или уполномоченным им лицом (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 января 2016 г. № Ф01-5478/2015, Ф01-5099/2015 по делу № А11-1788/2015).

Нарушение таких требований может повлечь отклонение заявки, поскольку она не будет соответствовать документации о закупке.

Как подать заявку в электронном виде

Сейчас подать заявку в электронном виде можно только для участия в электронном аукционе. Причем для этого предварительно нужно пройти аккредитацию на электронной площадке .

Заявка делится на первую и вторую часть. Обе части организация подает одновременно, подписав электронной подписью .

Документы, которые организация прилагает к заявке, подаются либо в электронном формате, либо в виде скан-копий.

В отношении остальных видов закупок возможность подать заявку в электронном виде появится до конца 2016 года (абз. 2 п. 2 постановления Правительства РФ от 23 января 2015 г. № 36 «О порядке и сроках ввода в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок»). Потенциальные участники смогут сделать это через ЕИС . В настоящее время такая опция недоступна. Поэтому пока заявки можно подать только в письменном виде .

Внимание! Нельзя подать заявку на участие в закупке по электронной почте. Закон не предусматривает такого порядка. Заказчик не допустит поданную по электронной почте заявку к участию в закупке (письмо Минэкономразвития России от 14 августа 2015 г. № Д28и-2348, постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 января 2015 г. № Ф01-5914/2014 по делу № А17-2592/2014, от 20 января 2016 г. № Ф01-5708/2015 по делу № А38-1275/2015).

Читайте также:  Заказчик не разместил протокол в нерабочий день

Внимание! При проведении некоторых видов закупок подавать заявку в электронной форме запрещено. Так, заявку на участие в закрытых способах определения поставщика организация вправе подать только в письменной форме .

Такие правила установлены статьей 85 и частью 4 статьи 88 Закона № 44-ФЗ.

В какой срок нужно подать заявку

Срок, до истечения которого нужно успеть подать заявку, зависит от вида закупки и обязательно указан в извещении и (или) документации о проведении закупки:

  • открытый и закрытый конкурс, запрос предложений, закрытый аукцион – до вскрытия конвертов или открытия доступа к электронным заявкам (ч. 10 ст. 51, ч. 7.1 ст. 83, ст. 85, ч. 6 ст. 88 Закона № 44-ФЗ);
  • запрос котировок – в срок, который указан в извещении о проведении (ч. 3 ст. 77 Закона № 44-ФЗ);
  • аукцион – до даты и времени окончания срока подачи, который указан в извещении о проведении аукциона (ч. 7 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Если потенциальный участник подаст заявку после установленного срока, то она не будет принимать участия в закупке. Заказчик вернет опоздавшую письменную заявку подавшей организации. К опоздавшим электронным заявкам доступ не открывается.

Можно ли подать заявку с неполным комплектом приложений, а потом передать недостающие документы?

Такая передача означает, что организация дополняет заявку, а это законом не предусмотрено (постановления Арбитражного суда Уральского округа от 16 февраля 2015 г. № Ф09-9930/14 по делу № А76-8552/2014, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2016 г. № 11АП-17492/2015 по делу № А49-7674/2015).

Если необходимо дополнить заявку, то организации нужно отозвать поданную, а потом вновь подать.

Как изменить и отозвать заявку

По общему правилу закон разрешает организации изменить или отозвать свою заявку.

Для этого нужно соблюсти порядок, который указан в документации о закупке. Так, изменения подают в тех же форме и виде, что и первоначальная заявка. Например, если организация подала заявку в письменном виде, то изменения также нужно подписать, вложить в запечатанный конверт и т. п. При этом заказчик должен зарегистрировать их и выдать расписку по требованию организации.

Если необходимо отозвать заявку для участия в электронном аукционе, то организация направляет оператору электронной площадки уведомление об этом через личный кабинет (ч. 14 ст. 66 Закона № 44-ФЗ).

Внимание! Уведомление об изменении или отзыве необходимо подать до истечения срока подачи заявок. Более того, чтобы изменение и отзыв были действительны, заказчик должен успеть получить их до истечения этого срока. Например, изменения, отправленные почтой, заказчик должен получить прежде, чем закончится срок подачи заявок. Такое правило установлено в статье 43 Закона № 44-ФЗ.

Внимание! Изменение заявки может повлиять на результаты конкурса. Если несколько организаций подали заявки с одинаковыми условиями, победителем признается та, чья заявка поступила раньше (ч. 7 ст. 53 Закона № 44-ФЗ). В ситуации, когда организация вносит изменения в заявку, она считается поданной в момент, когда были внесены последние изменения (письмо Минэкономразвития России от 11 июня 2015 г. № Д28и-1758).

Может ли организация изменить заявку, внеся недостающие документы?

Изменить можно только заявку, которая:

  • надлежащим образом оформлена;
  • подана с соблюдением требований закона и документации о закупке;
  • подлежит допуску к участию в закупке.

Внесение недостающих документов означает, что заявка не отвечает вышеприведенным требованиям, то есть изменить ее нельзя. См. также Можно ли подать заявку с неполным комплектом приложений, а потом передать недостающие документы .

В такой ситуации организация вправе отозвать заявку и подать новую, соответствующую требованиям закона и документации о закупке.

Однако для отдельных видов закупок установлены специальные правила, а именно:

  • при проведении электронного аукциона организация не может изменить заявку, только отозвать и вновь подать (ст. 66 Закона № 44-ФЗ). Но это никак не повлияет на результат аукциона, если участник совершит данные действия в срок, указанный в документации;
  • при запросе котировок организация может изменить или отозвать заявку только в случае, если в закупочную документацию внесены изменения (ч. 1 ст. 77 Закона № 44-ФЗ).

Отзыв заявки на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок по 44-ФЗ

Как осуществить отзыв заявки на участие в конкурсе, если заявка уже подготовлена и подана, но у поставщика изменилась ситуация, отсутствует возможность оказать услуги, поставить товар по тем условиям, которые обозначены в заявке? Какие особенности отзыва заявки на участие в аукционе, разберем подробно в данной статье.

Содержание статьи:

1. Причины отзыва заявки

В практике участия в госзаказе возможно возникновение ситуаций, при которых у поставщика возникает необходимость отозвать свою заявку. По своей сути отзыв заявки — это уведомление заказчика о том, чтобы поданная поставщиком документация не рассматривалась на закупочной процедуре.

Рассмотрим возможные причины для отзыва заявки:

Во-первых, отзыв заявки из-за изменений, которые внес заказчик после отправки пакета документов поставщиком. Это самая распространённая причина, так как в некоторых случаях поставщик отправляет заявку намного раньше срока окончания приема документов. Если в документацию внесены существенные изменения, например, в техническое задание или в существенные условия договора, то поставщику не остается ничего кроме как отозвать свою заявку.

Во-вторых, техническая ошибка, допущенная поставщиком в заявке. В некоторых случаях, поставщик может внести изменения в поданную заявку, но в некоторых случаях целесообразно отозвать ранее поданную заявку и подать новую. В случае, если времени на осуществление таких действий еще достаточно.

В-третьих, обращения участников размещения заказа с просьбой отозвать ранее поданную заявку.Такой вариант также возможен, учитывая российские реалии. Не секрет, что некоторые заказчики сотрудничают с определенными поставщиками на постоянной основе.В некоторых случаях подготавливают требования в закупочной документации под своего поставщика, но не всегда этого достаточно для того, чтобы свой поставщик победил. Для того, чтобы снизить уровень конкуренции на определенной процедуре и как следствие уменьшить падение по цене поставщики прибегает к тактике обзвона участников закупки с предложением отозвать заявку или поставить выше цену, за оплату или аналогичные услуги для такого участника в будущем.

В-четвертых, у участника может измениться потребность в оказании услуг, поставки товара и возможность, в принципе оказать услуга, поставить товары с учетом требований закупочной документации. Например, поставщик выиграл крупный контракт и физически не может оказать услуги или поставить товары в требуемые сроки. Возможно, изменилась экономическая ситуация и стоимость продукции значительно возросла, в связи с чем поставщик может сработать в минус.

2. Отзыв заявки на участие в аукционе

Заявка подготовлена и подана на электронный аукцион, каким образом поставщик может отозвать такую заявку? Поскольку подача заявки осуществлялась в электронном виде, то и отзыв заявки на участие в аукционе осуществляется поставщиком также в электронном виде.

Отзыв заявки на участие в аукционе осуществляется участником через функционал ЭТП. Для отзыва заявки участник направляет извещения оператору площадки до срока окончания приема заявок. Рассмотрим, процедуру отзыва заявки на примере ЭТП Сбербанк АСТ:

  • Поставщику необходимо зайти в раздел «Мои заявки на участие»
  • Затем нажать на пиктограмму «Отозвать»
  • Выбрать сертификат Электронной подписи
  • Нажать на кнопку «Подписать и сохранить»

После того, заявка имеет статус отозванной. Поставщик может данную заявку подкорректировать и снова отправить заказчику, если срок приема документов не истек.

3.Отзыв заявки на участие в конкурсе

Поставщик имеет право на отзыв заявки в соответствии со статьей 43 44-ФЗ. Рассмотрим особенности отзыва заявки на участие в конкурсе.

Причины для отзыва заявок мы с Вами рассмотрели в первой части статьи. Разберем технологию и последовательность действий поставщика для отзыва своей заявки.

Во первых, Отзыв заявки на участие в конкурсе осуществляется в бумажном виде (или посредством ЕИС или ЭТП, если подача заявок осуществлялась в электронном виде). Рекомендуется после отправки письма заказчику об отзыве также и продублировать письмо по факсу. Не рекомендуется направлять письма об отзыве почтой, так как в этом случае письмо может вовремя не дойти до заказчика. Лучше направить такие документы курьером.

Во вторых, Отзыв заявки должен быть осуществлен до момента окончания приема документов. Также поставщику рекомендуется получить расписку или иной документ, подтверждающий получение заказчиком письма об отзыве заявки (чтобы избежать возможных инсинуаций на этот счет).

В третьих, После отзыва заявки поставщик имеет право откорректировать заявку и снова отправить заказчику.

В четвертых, При отзыве заявки до момента окончания заявки поставщик не лишается денежных, средств внесенных в качестве обеспечения заявки.

Для того, чтобы поставщику не приходилось вносить изменения в ранее отправленную заявку следует отслеживать изменения, вносимые заказчиком в ЕИС. Также рекомендуется отправлять заявку на конкурс после срока, когда заказчик уже не может внести изменения в закупочную документацию (то есть 5 дней до даты окончания приема документов, ст. 50 44-ФЗ).

4.Отзыв заявки на участие в запросе котировок

При запросе котировок участник имеет возможность отозвать заявку только в том, случае если заказчик внес изменения в закупочную документацию (ч. 1 ст. 77 Закона №44-ФЗ). На практике у поставщика может возникнуть потребность осуществить отзыв заявки на участие в запросе котировок и в ситуации, когда заказчик никаких изменений в документацию не вносит.

В этом случае у поставщика имеется возможность создать ситуацию, при которой заказчик должен будет обязан такую заявку отклонить. В соответствии с ч. 4 ст. 78 Закона № 44-ФЗ поставщик имеет право подать только одну заявку, в случае если поставщиком на одну процедуру подано две и более заявок, то заказчик должен все такие заявки отклонить. Это своего рода «лайвхак» для поставщика, который таким своеобразным манером может осуществить отзыв заявки на участие в запросе котировок. То есть поставщик имеет возможность подать еще одну котировочную заявку, например с другой суммой и заказчик должен будет все заявки такого поставщика отклонить. Подать вторую заявку поставщик должен до момента окончания приема документов.

Поставщику обязательно необходимо знать и учитывать особенности отзыва заявок на различные процедуры, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Похожие статьи:

Тендероведение
0 19489

Тендероведение
0 30874

Новости тендеров и госзакупок
0 4373

Новости тендеров и госзакупок
0 4071

Новости тендеров и госзакупок
0 3324

Открытый конкурс по 44‑ФЗ: как заказчик определяет победителя?

Открытый конкурс — это способ закупки, в котором имеет значение цена, опыт и квалификация участников. Побеждает тот, кто предложил лучшие условия исполнения контракта. По каким правилам проводят конкурс и по каким критериям оценивают заявки?

Можно объявить закупку в любом случае, за исключением этих:

  • Объект закупки входит в аукционный перечень,
  • Закупают технически сложные, инновационные, высокотехнологичные или другие специализированные товары,
  • Объект закупки — гостайна.
Читайте также:  Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (к участию в аукционе допущено два и

Процедура в среднем занимает 1–1,5 месяца. Но с 1 октября 2018 можно провести конкурс и в электронном виде — это немного быстрее.

ЭтапСроки
Публикация закупки в ЕИСНе меньше, чем за 20 дней до вскрытия конверта с заявками
Прием, регистрация заявокУчастник подает только одну заявку. Если нужно внести изменения, то старую заявку отзывают.
Вскрытие конвертов с заявками и составление протоколаВремя и место заказчик прописывает в конкурсной документации. Процедуру нужно провести в 1 рабочий день.
Оценка заявокЗаказчик рассматривает заявки не дольше 20 дней со дня вскрытия конвертов. Если закупка на выполнение работ в сфере культуры, науки или искусства, то заказчик может рассматривать заявки до 30 дней. После этого публикует в ЕИС итоговый протокол.
Подведение итоговПобедителем открытого конкурса становится участник, который предложил лучшие условия для исполнения контракта по критериям заказчика.
Заключение контракта с победителемНе раньше, чем через 10 дней, но и не позже чем через 20 дней со дня размещения протокола рассмотрения заявок в ЕИС.

Что заказчик публикует в извещении?

Заказчик обязан прописать в документах:

  • Сведения о своей организации, условия контракта, идентификационный код закупки, размер обеспечения заявки и контракта.
  • Требования к участникам и исчерпывающий перечень документов, которые они предоставляют.
  • Способы получения конкурсной документации (курьером, почтой, по электронной почте), срок, место и порядок предоставления конкурсной документации.
  • Место, дату и время вскрытия конвертов с заявками.
  • Преимущества. Например, для предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
  • Запреты и ограничения допуска товаров.
  • Реквизиты счета для обеспечения заявок и исполнения контракта.

Изменения в закупке и запрос разъяснений

Заказчик может вносить изменения столько раз, сколько потребуется, но не имеет права менять объект закупки или увеличивать размер обеспечения заявки. Последнее изменение он может внести не позже пяти дней до окончания подачи заявок.

В тот же день, когда заказчик внес изменения, он размещает обновления в ЕИС и продлевает срок подачи заявок. С даты размещения изменений до окончания срока подачи заявок должно быть не меньше 10 рабочих дней.

Любой участник открытого конкурса может направить запрос разъяснений заказчику в письменной форме. Он должен прийти заказчику не позднее чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок. У заказчика есть 2 рабочих дня, чтобы ответить.

В течение одного рабочего дня заказчик размещает такие разъяснения в ЕИС с указанием предмета запроса, но не указывая автора запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.

Как готовить и оформлять заявку?

Общие требования ко всем участникам закупок установлены в ст. 31, 44-ФЗ. Требовать от участника другие документы и информацию, кроме указанных в статье, заказчику нельзя. Посмотрим, какие документы нужно готовить, чтобы участвовать в конкурсе:

  • Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (оригинал или нотариально заверенная копия) не старше 6 месяцев.
  • Документ, который подтверждает полномочия руководителя юрлица (копия решения о назначении или об избрании, копия приказа о назначении физического лица на должность).
  • Решение об одобрении крупной сделки.
  • Копии учредительных документов.
  • Декларация соответствия.
  • Документы, которые подтверждают добросовестность участника открытого конкурса, если он снизил НМЦ на 25% и ниже.
  • Документы, которые подтверждают, что внесено обеспечения заявки: платежное поручение банка или включенная в реестр банковская гарантия.
  • Предложение участника открытого конкурса по критерию «Квалификация участников» и «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».
  • Другие документы, который поставщик может приложить по своему усмотрению.
  • Опись документов. Все листы «бумажной» заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы.

Подписанную заявку запечатывают в конверт, через который нельзя увидеть его содержание. На самом конверте можно не указывать сведения о своей компании — заказчик примет и зарегистрирует конверт и без этой информации.

Как заказчик оценивает заявки?

Общий порядок оценки есть в ст. 32, 44-ФЗ, а подробные критерии описаны в правилах из постановления правительства № 1085. Критерии делятся на две группы:

  • Стоимостные. К ним относятся цена контракта, расходы на эксплуатацию и ремонт, стоимость жизненного цикла товара и расходы, которые заказчик понесет по энергосервисному контракту.
  • Нестоимостные. Это качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, квалификация и опыт участника.

При выборе победителя заказчик обязан использовать не меньше двух критериев. Один из них — цена. Сумма значимости всех критериев — 100 процентов. Заказчик может сам указывать значимость критериев, но должен учитывать их максимальную и минимальную величину из постановления №1085.

Например, в постановлении прописан особый порядок оценки заявок при закупке строительных работ. Заказчик обязан предусмотреть показатель «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема». Доля этого показателя должна быть не меньше 50% от всех остальных нестоимостных критериев.

Комиссия не может применять критерии оценки заявок, которых нет в документах закупки (ч. 4 ст. 32 44-ФЗ).

Посмотрим пример конкурса, в котором выбрали оператора ЕИС на первую половину 2017 года с НМЦ закупки 82 500 000 рублей.

В постановлении №1085 указана предельная значимость критериев в закупках на обслуживание государственных информационных систем:

  • Цена контракта имеет «вес» 30%,
  • Квалификация участника — 70%.

Нестоимостный критерий, или квалификацию, заказчик разбил на две части:

  • «Качественные характеристики объекта закупки» — 25%,
  • «Квалификация специалистов и деловая репутация участников закупки» — 45%.

Требованиям соответствовали заявки от 5 компаний. Подробные параметры, по которым заказчик оценивал участников, можно посмотреть в протоколе рассмотрения и оценки заявок. Итог получился таким:

УчастникЦена в рубляхБаллы за цену (max 30)Качество услуги (max 25)Квалификация (max 45)Итоговый балл
1. Телемаркет78 345 00015,51251858,51
2. Систематика66 000 00018,412510,4453,85
3. Сбербанк-АСТ80 000 00015,19251858,19
4. МЦФЭР80 000 00015,19254585,19
5. Инфоколл40 500 0003030

Из подробных параметров в протоколе видно, что решающую роль в победе МЦФЭР сыграл опыт выполнения подобных работ за последние три года. Так как у других поставщиков такого опыта нет, выиграть закупку кому-то другому получится, только если заказчик расставит другие приоритеты.

Принимая участие в конкурсах, смотрите, не перевесит ли один критерий, в котором вы не очень сильны, все остальные преимущества.

Когда открытый конкурс признают несостоявшимся?

Есть две такие ситуации:

  • Не подали ни одной заявки,
  • Есть только один участник, заявка которого соответствует всем требованиям.

Если нет ни одной заявки, заказчик проводит повторный конкурс. Если и он не состоится, то запрос извещений. Если подана одна заявка, которая соответствует всем требованиям, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком.

Может ли заказчик отменить открытый конкурс?

Это можно сделать не позже, чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок. Заказчик размещает извещение об отмене процедуры в ЕИС на следующий день или в день, когда он принял решение об отмене конкурса.

Если заказчик пропустил этот срок, то отменить процедуру можно, только если возникли обстоятельства непреодолимой силы (п. 3, ч. 401 ГК РФ). Закрытого списка нет, поэтому заказчик прописывает их в документах закупки — например, закрытие границ, военные действия, объявление карантина, природные катаклизмы и т.д.

Когда заключат контракт?

Контракт заключается не раньше 10 дней и не позже 20 дней с даты публикации в ЕИС итогового протокола. Контракт заключается только после того, как победитель обеспечит исполнение контракта.

Другие способы закупок, о которых мы уже писали:

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Минфин пояснил, может ли участник госзакупки отменить отзыв заявки.

Закон N 44-ФЗ не позволяет аннулировать отзыв заявки.

Минфин высказал это мнение в отношении открытого конкурса, однако, полагаем, оно также применимо к аукционам, запросу котировок и запросу предложений.

Вопрос: О возможности участника закупки аннулировать отзыв заявки на участие в открытом конкурсе; об оплате контракта, заключенного с физлицом.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 29 декабря 2017 г. N 24-02-07/88359

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в части возможности участника закупки аннулировать отзыв заявки на участие в открытом конкурсе, а также в части оплаты контракта, заключенного с физическим лицом, в рамках компетенции сообщает следующее.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые указаны в конкурсной документации, а также в месте и до истечения срока, которые указаны в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с положениями статьи 43 Закона о контрактной системе участник конкурса, участник аукциона, участник запроса котировок, участник запроса предложений вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений Закона о контрактной системе. В этом случае участник конкурса, участник аукциона не утрачивают право на внесенные в качестве обеспечения заявки денежные средства. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.
При этом Департамент обращает внимание, что положениями Закона о контрактной системе возможность участника закупки аннулировать отзыв заявки на участие в открытом конкурсе не предусмотрена.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, в случае заключения контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик обязан включить в контракт условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Электронный конкурс: этапы и особенности

    On 24.07.2019 0 Комментарии 44-ФЗ, ЕИС, Закупки у единственного поставщика, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, РНП, ФАС, Электронные закупки, ЭТП

С середины июля 2018 года закон 44-ФЗ разрешает проводить конкурс в электронной форме. Самое время заказчикам и поставщикам узнать что это такое.

Бумажный и электронный конкурс: в чем разница

Ошибочно считать, что открытый конкурс в электронной форме является цифровым братом-близнецом привычный бумажной процедуры.

Различие между ними есть, и заключается оно не только в форме подачи заявок. Разница в следующем:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. Сроки (таблица 1).
  2. Состав заявки. В электронном конкурсе она составляется в двух частях + предложение о цене.
  3. Новый этап — переторжка. Участники могут уменьшить цену своих предложений.
  4. Больше протоколов — четыре вместо одного. Три составляет заказчик, один — ЭТП.

Таблица 1. Сравнение сроков открытого бумажного и электронного конкурса

ЭтапБумажный конкурсЭлектронный конкурс
Срок на подачу заявок со дня размещения извещения о закупкеНе менее 20 днейНе менее 15 раб. дней
Вскрытие конвертов /

Рассмотрение первых частей заявок1 раб. деньНМЦК 1 млн — 5 раб. дней

наука, культура, искусство — 5 раб. днейПереторжка–1 раб. деньРассмотрение и оценка заявок /вторых частейНе более 20 дней (в отдельных случаях+ 10 раб. дней)НМЦК 1 млн — 3 раб. дня

наука, культура, искусство — 5 раб. днейРазмещение протокола в ЕИС1 раб. деньЗаключение контрактаНе ранее 10 дней, не позднее 20 днейНе ранее 10 дней

Этапы электронного конкурса

Сначала все как обычно: необходимо разместить извещение о проведении процедуры. Что указать в извещении? Адрес площадки, на которой электронный конкурс будет проводиться, единые требования для поставщиков, процедурные сроки. По желанию можно установить требование о том, чтобы поставщик не числился в РНП.

Важно, чтобы последний день срока подачи заявок не приходился на нерабочий (пункт 3 части 3 статьи 54.2 закона).

Далее процесс происходит в несколько этапов:

  1. Участник составляет заявку в двух частях, а также ценовое предложение, и все это направляет оператору ЭТП.
  2. Оператор передает заказчику первые часть заявки.
  3. Заказчик рассматривает первые части и направляет оператору протокол.
  4. Оператор сравнивает ценовые предложения участников, допущенных заказчиком к конкурсу. Участники уведомляются об этом. Оператор проводит переторжку.
  5. Оператор направляет заказчику вторые части заявок участников.
  6. Заказчик рассматривает вторые части и формирует протокол.
  7. Оператор составляет собственный протокол по итогам переторжки и направляет его заказчику.
  8. Заказчик подводит итоги и формирует итоговый протокол, в котором располагает заявки по цене.

Далее рассмотрим ключевые этапы для заказчика.

Первые части заявок

После публикации извещения дается 15 рабочих дней на сбор заявок. Далее их первые части оператор передает заказчику, и тот должен их оценить. Срок рассмотрения заявок зависит от начальной цены контракта. Более подробно действия заказчика на этом этапе показаны на схеме.

Участник направил заявку в 2-х частях и ценовое предложение (15 рабочих дней)

Оператор передал первые части заказчику
(не позже 1-го рабочего дня)

2. Характеристики товара или страна его происхождения не соответствуют требованиям
2. Недостоверная информация (документы) по части 11 статьи 24.1, частям 4 и 6 статьи 54.4
5. Участник не предоставил сертификат СТ-1 или другой документ, который подтвердит соответствие запрету для импорта

Когда вторые части заявок рассмотрены, заказчик составляет протокол. Он должен быть подписан всеми членами комиссии, после чего направлен оператору для размещения на ЭТП и в ЕИС. В ответ в течение 1 часа оператор должен направить заказчику протокол, составленный по результатам переторжки. В нем будут содержаться окончательный ценовые предложения поставщиков.

Подведение итогов

Теперь на руках заказчика есть все для выбора победителя. Нужно расставить заявки в зависимости от цены — наиболее выгодное предложение занимает первое место. Случается, что участники предлагают одинаковую цену — в таком случае выше располагается заявка, которая подана раньше.

Когда заявки ранжированы, составляется итоговый протокол. Его следует подписать всем членам комиссии и опубликовать в ЕИС. В этот же день протокол направляется на ЭТП.

Электронный конкурс не состоялся

Есть три основания признать открытый конкурс в электронной форме несостоявшимся. Какие именно — смотрите на следующей схеме.

Из-за чего электронный конкурс признается несостоявшимся

2. Все заявки отклонены по первой либо второй частиЗаключить контракт с единственным поставщиком (пункт 25.1 части 1 статьи 93)

Заключение контракта

Однако вернемся к ситуации, когда электронный конкурс состоялся — его итоговый протокол размещен в ЕИС. Пришла пора заключать контракт.

Заказчик должен разместить на ЭТП и в информационной системе проект контракта без своей подписи. Это нужно сделать в течение 5 дней после публикации итогового протокола. Предварительно в проект контракта выносятся данные исполнителя, цена, параметры объекта закупки, условия сделки из заявки победителя.

Важно! В остальном контракт должен полностью соответствовать проекту, размещенному вместе с закупочной документацией.

У победителя есть 5 дней на то, чтобы отреагировать. Он должен либо внести обеспечение и подписать контракт, либо подать протокол разногласий. Обратите внимание, что с недавних пор протокол подавать можно только один раз.

В протоколе разногласий исполнитель излагает свои замечания. Заказчик должен рассмотреть их в течение 3 рабочих дней. А если нужно, то в этот же срок внести исправления в контракт. Если замечания не могут быть учтены, следует разместить старый проект контракта, а также документ, содержащий указание на причину этого.

Важно! Контракт заключается не раньше, чем через 10 дней после подведения итогов конкурса.

Наглядно заключение контракта показано следующей схеме.

Заказчик публикует итоговый протокол

5 дней

Заказчик публикует проект контракта без подписи

5 дней5 днейПобедитель направляет протокол разногласий3 рабочих дня3 рабочих дняЗаказчик рассматривает протокол и размещает новый или старый контракт3 рабочих дня3 рабочих дня
Читайте также:  Уведомление об отзыве заявки на участие в запросе котировок по 44 ФЗ
Ссылка на основную публикацию