Выбор способа осуществления закупки по 44 ФЗ и определении НМЦК на осуществление регулярных пассажирских перевозок

Выбор способа осуществления закупки по 44 ФЗ и определении НМЦК на осуществление регулярных пассажирских перевозок

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

По представлению прокуратуры администрацией района было принято решение об изменении вида регулярных перевозок по муниципальному маршруту с нерегулируемым тарифом на регулируемый тариф. Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 220-ФЗ) осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений Закона N 220-ФЗ.
Субсидии на осуществление перевозок в бюджете района не предусмотрено, плату за провоз пассажиров и багажа планируется оставлять в распоряжении подрядчика.
Возможно ли проведение муниципальной закупки по Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” в данном случае? Каким образом будет рассчитываться НМЦК?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По общему правилу закупка работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам, должна осуществляться путем проведения электронного аукциона в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, однако в некоторых случаях, при невысокой цене контракта (НМЦК) и небольшом объеме закупок она может осуществляться путем запроса котировок и у единственного поставщика. Вместе с тем однозначно ответить на вопрос о возможности проведения закупки указанных работ в соответствии с Законом N 44-ФЗ в описанной ситуации не представляется возможным.

Обоснование позиции:
Прежде всего напомним, что в рамках консультирования по вопросам применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд нами рассматриваются гражданско-правовые вопросы осуществления закупок, определенных Законом N 44-ФЗ. Вопросы же технического и административного характера, в том числе касающиеся обоснования цены, из сферы консультирования исключаются. Однако мы посчитали возможным изложить соображения общего характера относительно описанной в вопросе ситуации.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 220-ФЗ “Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 220-ФЗ) в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона N 220-ФЗ осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе, с учетом положений Закона N 220-ФЗ.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ и состоит в том числе из Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ).
Заказчики в соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного контрагента. При этом заказчики выбирают способ определения поставщика в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ и не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).
Пунктом 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион, утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р. В указанный перечень включена группа 49 ОКПД 2, включающая в том числе услуги по регулярным внутригородским и пригородным перевозкам пассажиров автобусным транспортом (ОКПД 2 49.31.21.110).
Таким образом, закупка работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам, должна осуществляться путем проведения электронного аукциона в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ (письмо Минфина России от 26 октября 2017 г. N 24-01-10/70490 “О рассмотрении обращения”, постановление Шестого ААС от 22 мая 2018 г. N 06АП-1852/18).
В то же время заказчик вправе осуществлять закупку указанных работ путем проведения запроса котировок, запроса предложений у единственного контрагента с учетом требований Закона N 44-ФЗ (ч.ч. 2, 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ, письмо Минфина России от 26 октября 2017 г. N 24-01-10/70490 “О рассмотрении обращения”). Напомним, по общему правилу заказчик вправе проводить запрос котировок при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) не превышает 500 тыс. руб., при этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб. (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ). А согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускается закупка у единственного контрагента в зависимости только от суммы закупки (цены заключаемого контракта) – до 100 тыс. руб. При этом годовой объем закупок не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб.
2. В силу ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Согласно ч. 7 ст. 14 Закона N 220-ФЗ если документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, или государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) предусматривается предоставление подрядчику субсидий в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, НМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, формируются с учетом указанных субсидий.
НМЦК и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются в соответствии с положениями ст. 22 Закона N 44-ФЗ. При этом согласно ч. 21.2 указанной статьи особенности определения НМЦК на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Минтрансом России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.10.2016 N 1028 утвержден Порядок определения НМЦК, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Порядок) (приказ Министерства транспорта РФ от 8 декабря 2017 г. N 513). Следовательно, расчет НМЦК в целях заключения контракта на выполнение указанных работ должен производиться в соответствии с Порядком.
Отметим, что указанный Порядок включает две основные формулы определения НМЦК. Как указано в п. 3 Порядка, выбор формулы зависит от того, кому перечисляется плата за проезд пассажиров и провоз багажа – заказчику либо контрагенту. При этом формула, применяемая во втором случае, включает размер субсидий, которые будут предоставлены подрядчику в целях компенсации недополученных доходов от предоставления льгот на проезд пассажиров или части затрат на выполнение предусмотренных контрактом работ. Таким образом, Закон N 220-ФЗ и Порядок предусматривают механизм компенсации “выпадающих” доходов подрядчиков при выполнении указанных работ.
В то же время обнаружить нормативный правовой акт Оренбургской области о назначении и размерах субсидий, предоставляемых подрядчикам в целях возмещения части затрат на выполнение таких работ, нам не удалось. Официальных разъяснений и правоприменительной практики по вопросу расчета НМЦК в том числе в целях заключения контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам, в случае нерентабельности организуемых автобусных маршрутов и отсутствия субсидирования, предусмотренного нормативными актами субъекта Федерации либо муниципального образования, нам найти также не удалось.
Таким образом, однозначно ответить на вопрос о возможности проведения закупки указанных работ в соответствии с Законом 44-ФЗ в описанной ситуации не представляется возможным.

Читайте также:  Неразмещение в ЕИС или на официальном сайте в составе документации о закупке проектно-сметной документации в

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

15 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Актуализирован порядок определения НМЦК при закупках услуг регулярных пассажирских перевозок в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Минтранс России во исполнение пункта 1 постановления Правительства РФ от 11 октября 2016 г. № 1028 утвердил новый Порядок определения НМЦК, а также цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее – Порядок). При этом приказ от 8 декабря 2017 г. № 513 признан утратившим силу с 12 июля (приказ Минтранспорта России от 30 мая 2019 г. № 158).

Как и ранее действовавший документ, Порядок включает две основные формулы определения НМЦК. Так, в соответствии с п. 3 Порядка, выбор формулы зависит от того, кому перечисляется плата за проезд пассажиров и провоз багажа:

Также предусмотрены приложения к Порядку, согласно которым определяется максимальная себестоимость 1 км пробега автобусов, трамваев и троллейбусов.

Порядок действует с 12 июля.

Напомним, в силу ч. 22 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – закон № 44-ФЗ) Правительство РФ вправе определить:

  • сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения НМЦК, начальной цены единицы товара, работы;
  • федеральные органы исполнительной власти, Госкорпорацию “Росатом”, Госкорпорацию “Роскосмос”, уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом Закона № 44-ФЗ.

В настоящее время в соответствии с ч. 22 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, помимо указанного Порядка, утвержден Порядок определения НМЦК при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения (приказ Минздрава России от 26 октября 2017 г. № 871н).

За несоблюдение порядка обоснования НМЦК должностные лица заказчика могут быть привлечены к административной ответственности, установленной ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП.

Комментирование будет доступно после регистрации на сайте.

Продолжение игр в «закупочное садо-мазо» с 505-ФЗ или о правовых последствиях неразмещения положения о закупке согласно новой редакции 223-ФЗ на примере Российской академии наук

Закон № 223-ФЗ о закупках: обзор изменений в 2020 году

Полезные материалы

Консультации

Имеем проблему, как не утвержденное Положение о закупках и не утвержденный план закупок – советом директоров. Соответственно попадаем под действие 44-ФЗ Руководством по иерархии стоящей ниже Совета директоров, сказано о проработке вопроса и перехода на 44-фз. Но возник стопор т.к. ранее работали по 223-ФЗ, зарегистрированы в ЕИСе, ключи Сбербанка-АСТ под 223-фз и т.д….. Подскажите пожалуйста: 1. Какие первые шаги мы вообще должны сделать, для того что бы начать корректно размещать закупки (по 44му)? 2. Необходимо ли регистрироваться (ключи) переделывать в ЕИС? 3. У нас имеется отдел подготовки и проведения конкурентных закупок, необходимо ли дополнительно вводить контрактную службу, контрактного управляющего (кто это)? 4. Без каких функций или шагов мы не сможем корректно работать (обучение не в счет – обучимся)? 5. Можем ли сейчас уже, заключать договора или приобретать товары, работы, услуги с единственным поставщиков в рамках 44-фз?

Добрый день! Нужно ли включать суммы выданные под отчет в СГОЗ, который указывается в отчете о закупках у СМП и СОНКО во 2-ом разделе 1-ой строки?

Добрый день! Мы работаем по 44 ФЗ. ЛБО было выделено недостаточно для заключения всех контрактов по коммунальным услугам, но организации услуги предоставляли с начала года, выставляли счета, но мы не оплачивали. Сейчас лимиты поступили. Как правильно заключить контракт, в ПГ и ПЗ срок действия какой нужно указать? А так же в самом Контракте?

Обоснование НМЦК на перевозки по 513 Приказу Минтранса России

Обоснование НМЦК на перевозки по 513 Приказу Минтранса России

SR41 » 15 ноя 2018, 02:45

Re: Обоснование НМЦК на перевозки по 513 Приказу Минтранса России

Тотсамыйчиновник » 15 ноя 2018, 06:23

Re: Обоснование НМЦК на перевозки по 513 Приказу Минтранса России

SR41 » 15 ноя 2018, 06:47

Я в курсе. О том и спрашивал, т.к. у нас выручка за проезд уходит подрядчику. Тариф регулируем. Соответственно субсидии по неприбыльным рейсам. Плюс система льготных проездных. Отсюда масса других вопросов, в т.ч. сумма полученной подрядчиками прибыли …..мы берем на веру, но есть города, где сумма прибыли ЗНАЧИТЕЛЬНО повлияла на НМЦК при расчете по 2-й формуле.

Re: Обоснование НМЦК на перевозки по 513 Приказу Минтранса России

Тотсамыйчиновник » 15 ноя 2018, 07:37

Re: Обоснование НМЦК на перевозки по 513 Приказу Минтранса России

SR41 » 15 ноя 2018, 08:22

. возмещение недополученных доходов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), осуществляющим перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования городского сообщения (кроме такси и маршрутных такси) по маршрутам регулярных перевозок по сниженным тарифам

Re: Обоснование НМЦК на перевозки по 513 Приказу Минтранса России

mzp » 16 ноя 2018, 10:12

Re: Обоснование НМЦК на перевозки по 513 Приказу Минтранса России

SR41 » 22 ноя 2018, 02:29

Re: Обоснование НМЦК на перевозки по 513 Приказу Минтранса России

SR41 » 29 ноя 2018, 04:51

Ап. Вопрос по-прежнему актуален.

Re: Обоснование НМЦК на перевозки по 513 Приказу Минтранса России

Zakupka_klg » 19 фев 2019, 15:56

Ап. Вопрос по-прежнему актуален.

Согласна, вопрос актуален до сих пор. Изменилась ли позиция при размещении закупок? Можем ли мы установить НМЦК, равную 1 рубль, если расчет сделан на много миллионов?!

Re: Обоснование НМЦК на перевозки по 513 Приказу Минтранса России

Zakupka_klg » 20 фев 2019, 15:48

У нас стремления к нулю абсолютно не получается. По формуле, в которой вычитается субсидия и плата за проезд, НМЦК выходит огромной.
А хотелось бы сэкономить бюджетные средства, но как это сделать в данном случае не понятно. Перевозчик готов возить за рубль, а мы не знаем как обосновать такую цену.

Re: Обоснование НМЦК на перевозки по 513 Приказу Минтранса России

SR41 » 24 май 2019, 01:51

У нас стремления к нулю абсолютно не получается. По формуле, в которой вычитается субсидия и плата за проезд, НМЦК выходит огромной.
А хотелось бы сэкономить бюджетные средства, но как это сделать в данном случае не понятно. Перевозчик готов возить за рубль, а мы не знаем как обосновать такую цену.

Абсолютно такая же ситуация. Предварительный расчет проверен минтрансом, согласны с нашими расчетами. Ждем их указания в рамках межведомственного соглашения.

Re: Обоснование НМЦК на перевозки по 513 Приказу Минтранса России

SR41 » 24 май 2019, 02:03

Re: Обоснование НМЦК на перевозки по 513 Приказу Минтранса России

SR41 » 09 июл 2019, 00:48

Выбор способа осуществления закупки по 44 ФЗ и определении НМЦК на осуществление регулярных пассажирских перевозок

Регистрация на площадке

Присоединитесь к более чем 500 000 пользователей. Это бесплатно.
Вы хотите зарегистрироваться на площадке как

Регистрация в качестве поставщика

  • Участники закупок в рамках 44-ФЗ – etp.roseltorg.ru
  • Участники торгов по капремонту ПП РФ № 615 – fkr2.roseltorg.ru
  • Участники закупок по 223-ФЗ с ограничением только для субъектов МСП – msp.roseltorg.ru
  • Секция для корпоративных закупок и закупок субъектов 223-ФЗ − com.roseltorg.ru
  • Секция ВТБ – vtb.roseltorg.ru
  • Секция Росгеология − rosgeo.roseltorg.ru
  • Секция Русгидро – rushydro.roseltorg.ru
  • Секция Ростелеком − rt.roseltorg.ru
  • Секция Россети – rosseti.roseltorg.ru
  • Секция для торгов по приватизации и аренде имущества (178-ФЗ) – 178fz.roseltorg.ru
Читайте также:  Заявка отклонена из-за непредставления документа, наличие которого требуется согласно документации

Этот тип регистрации позволяет принимать участие в процедурах ГК «Росатом», а также (при наличии соответствующей аккредитации) размещать заказы для нужд компании и подведомственных организаций (atom2.roseltorg.ru).

Данный тип регистрации позволяет принимать участие в процедурах ГК «Ростех».

Данный тип регистрации позволяет принимать участие исключительно в процедурах по родовому захоронению и реализации машино-мест без использования электронной подписи.

Регистрация в качестве заказчика

Вход в ГК «Ростех»

В рамках широкомасштабной технологической модернизации, проводимой АО «ЕЭТП», секция ГК «Ростех» подключена к Единому личному кабинету (ЕЛК) – новому сервису ЭТП, созданному для единого центра управления услугами и доступа к торгам через одну учетную запись.

Начиная с 28 октября 2019 г. публикация закупочных процедур будет осуществлена в новой версии секции ГК «Ростех», подключенной к Единому личному кабинету – https://rostec.roseltorg.ru (изменения не распространяются на закупки среди субъектов МСП, проводимые в торговой секции – https://msp.roseltorg.ru).

Старая версия секции останется доступной для участия в закупочных процедурах, опубликованных до 28 октября 2019 г. в секции https://opk.roseltorg.ru (изменения не распространяются на закупки среди субъектов МСП, проводимые в торговой секции – https://msp.roseltorg.ru).

Для осуществления первого входа в новую версию секции необходимо перенести действующую учетную запись в ЕЛК, следуя инструкции (это займет не более 5 минут).

Перенести учетную запись в ЕЛК

Если у Вас уже есть учетная запись в старой версии секции ГК «Ростех». После переноса данных Вы сможете войти в Единый личный кабинет и новую версию секции ГК «Ростех».

Войти через ЕЛК

Если Вы уже перенесли свою учетную запись или хотите аккредитоваться в секции впервые. Подать заявку на аккредитацию и отслеживать ее статус можно в Едином личном кабинете.

Войти в старую версию секции ГК «Ростех»

Если Вы являетесь организатором или участником процедур, опубликованных до 28 октября 2019 г. (или хотите управлять лицевым счетом, открытым в старой версии секции).

Ваш браузер устарел и больше не поддерживается!

Необходимо обновить до актуальной версии.

Об определении НМЦК при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа

1 июля 2019 г. на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) опубликован приказ Минтранса России от 30.05.2019 № 158 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Приказ Минтранса России № 158 разработан во исполнение положения постановления Правительства РФ от 11.10.2016 № 1028 «О сфере деятельности, в которой при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком», в соответствии с которым на Минтранс России возложены полномочия по определению порядка определения НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

В соответствии с опубликованным приказом утверждается порядок определения НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком с одновременным признанием утратившим силу ранее утвержденного приказом Минтранса России от 08.12.2017 № 513 и действующего в настоящее время аналогичного порядка.

Новый порядок определения НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом содержит уточненные формулы расчета, уточнение определений, используемых в формулах показателей, и порядок их применения, порядок направления заказчиками запросов цен, корректировки расчета максимальной себестоимости 1 км пробега автобусов, трамваев и троллейбусов.

Как обосновать НМЦК в 2020 году

Какие методы применяются для обоснования НМЦК и от чего зависит их выбор

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ (примеры будут представлены в статье) представляет собой расчетные действия заказчика по определению стоимости конкретной закупочной процедуры.

Обоснование НМЦК по 44-ФЗ регулируется статьей 22. В п. 1 ст. 22 44-ФЗ приводятся все возможные методы расчета:

  1. Метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка.
  2. Тарифный.
  3. Проектно-сметный.
  4. Нормативный.
  5. Затратный.

Начальная (максимальная) цена контракта рассчитывается задолго до осуществления самой закупки — еще на этапе планирования (ст. 18 44-ФЗ). Обоснование НМЦК в плане-графике является строго необходимым. Если заказчик нарушит данное требование и не предоставит в качестве приложения к плановой документации обоснование цены по покупке ЭЦП или любому другому государственному заказу, это грозит ему серьезными штрафными санкциями (Письмо Минфина РФ № 24-01-09/78284 от 22.11.2017).

За отсутствие расчета ответственный сотрудник может получить штраф в размере 1000 рублей, организация-заказчик — от 20 000 до 50 000 рублей (ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Таким образом, обоснование НМЦК в плане-графике на 2018, 2020 и последующие периоды является обязательным.

Заказчик самостоятельно определяет, каким способом рассчитать начальную цену контракта. Выбранные методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ в первую очередь зависят от закупаемого объекта и специфики предмета закупки.

К примеру, нормативный метод используется в случае заказа таких товаров, работ или услуг, реализация которых осуществляется в соответствии с законодательным нормативом. Проектно-сметный метод надлежит использовать при закупке строительных или ремонтных работ. Тарифный метод применятся для тех ТРУ, стоимость которых регулируется непосредственно государством. Предельный способ является основным для тех организаций-заказчиков, у которых на вышестоящем уровне закреплены предельные цены.

Приоритетным способом по умолчанию признается анализа рынка.

В случае, когда все вышеуказанные методы не могут быть использованы для расчета цены контракта, заказчик может применить затратный способ. При этом, согласно ч. 12 ст. 22 44-ФЗ, ответственному специалисту надлежит составить обоснование невозможности применения методов расчета НМЦК (Письмо Минфина РФ № 24-02-06/37730 от 16.06.2017).

Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Анализ рынка — это основной способ расчета НМЦК. Согласно ч. 6 ст. 22 44-ФЗ, сопоставление рыночных цен применяется в том случае, когда расчет не нужно выполнять с использованием нормативов, тарифов, смет или предельных цен. Документальное обоснование метода определения НМЦК в данном случае также нужно предоставлять вместе с планом-графиком.

Для того чтобы рассчитать начальную (максимальную) цену при помощи анализа рынка, специалисту организации-заказчика необходимо выполнить следующие действия:

  • выявить ТРУ, однородные или идентичные закупаемым, или же продукцию, которая может заменить предмет закупки;
  • исследовать конъюнктуру рынка и найти различные ценовые предложения;
  • указать однородность таких цен;
  • определить начальную цену контракта по формуле.

Далее разберем подробно, как провести расчет-обоснование цены государственного контракта.

Для определения однородных, идентичных или взаимозаменяемых товаров нужно проанализировать основные качественные, технические, технологические, функциональные и иные особенности объекта заказа.

Идентичные товар, работа или услуга — это ТРУ, имеющие аналогичные основные характеристики с предметом заказа. При выявлении таких характеристик можно воспользоваться Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минфина РФ № 567 от 02.10.2013 и положениями ст. 22 44-ФЗ.

Если же после исследования рынка идентичные товары, работы или услуги не были обнаружены, то необходимо определить однородные ТРУ, воспользовавшись положениями ч. 2 и 14 ст. 22 44-ФЗ.

Далее нужно найти информацию о ценовых характеристиках закупаемых ТРУ. Для получения сведений о цене заказчик может действовать следующим образом:

  1. Направить запросы о предоставлении коммерческих предложений как минимум 5 поставщикам, указав в своем запросе функциональные характеристики объекта и основные условия заказа. При этом заказчик и поставщики имеют возможность обмениваться такой информацией посредством электронной почты (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-1308 от 10.05.2016).
  2. Исследовать общедоступные источники, в том числе статистическую отчетность, размещенные в сети Интернет каталоги и ценовые предложения с официальных сайтов поставщиков (п. 2, 8 ч. 18 ст. 22 44-ФЗ).
  3. Воспользоваться сведениями из исполненных контрактов, размещенных в ЕИС (п. 7.3 методических рекомендаций из Приказа № 567).
  4. Опубликовать запрос цен в Единой информационной системе.

При необходимости организация-заказчик может воспользоваться несколькими инструментами поиска ценовых показателей одновременно.

После получения информации о ценах заказчику необходимо исчислить коэффициент вариации для определения однородности полученных цен в соответствии с данной формулой (п. 3.20 МР из Приказа № 567):

  • — средняя величина цены;
  • σ — среднеквадратическое отклонение.

Если расчетное значение коэффициента вариации будет в пределах 33 %, то такие ценовые предложения будут считаться однородными.

Читайте также:  Реестр закупок малого объема по 44-ФЗ

Обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (пример) можно скачать далее.

Как обосновать НМЦК тарифным методом

Расчет цены контракта тарифным методом необходим, если цена на предмет заказа подлежит государственному (муниципальному) регулированию (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Среди таких закупаемых объектов, отпускаемых по определенным тарифам, выделяют коммунальные услуги и услуги связи:

  • услуги водоснабжения и водоотведения (416-ФЗ от 07.12.2011);
  • теплоснабжение (ч. 1 ст. 8 190-ФЗ от 27.07.2010);
  • предоставление электроэнергии (п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ от 27.07.2003);
  • электросвязь, почтовая связь (ПП РФ № 637 от 24.10.2005).

Как сделать обоснование цены по 44-ФЗ — пример для тарифного метода приведен в п. 5.2 Методических указаниях из Приказа № 567. Для расчета цены контракта в данном случае тарифная единица услуги умножается на их количественный показатель (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Все актуальные тарифы можно найти на официальных сайтах поставщиков либо узнать у местных регулирующих организаций.

Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом

Проектно-сметный метод используется для следующих закупок (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ):

  1. Строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт. Все работы должны выполняться в строгом соответствии с проектной документацией.
  2. Сохранение памятников культурного и исторического наследия, за исключением научно-методического руководства, а также технического и авторского надзора за данными работами.

Непосредственным обоснованием цены контракта в данном случае является проектно-сметная документация, составленная согласно Методике применения сметных норм (Приказ Минстроя РФ № 1028/пр от 29.12.2016).

Заказчику следует помнить, что с 01.07.2019 будет действовать измененная редакция ч. 13 ст. 48 ГрК РФ . С этого момента проектная документация должна будет включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» в тех случаях, когда строительство, реконструкция или снос финансируются с привлечением бюджетных средств.

Образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ) для проектно-сметного метода можно скачать далее.

Как обосновать НМЦК нормативным методом

Нормативный способ используется в том случае, если вышестоящая организация или регулирующий орган установил для заказчика предельные ценовые величины на ТРУ (ч. 7 ст. 22 № 44-ФЗ).

Информация о предельных ценах находится в открытом доступе (ч. 6 ст. 19 44-ФЗ). С ней можно ознакомиться в Единой информационной системе в разделе «Планирование закупок» по следующей ссылке http://www.zakupki.gov.ru/epz/normalizationrules/quicksearch/search.html.

Обоснование-расчет цены контракта производится согласно п. 4.2 МР из Приказа № 567 — предельная цена на товар, работу или услугу умножается на необходимое заказчику количество закупаемых ТРУ.

Как обосновать НМЦК затратным методом

При заказе ТРУ, обладающих уникальными функциональными характеристиками, поставить которые могут лишь считанное количество исполнителей, заказчик может использовать затратный метод. То есть затратным способом рассчитываются те цены контракта, которые нельзя обосновать другими методиками (ч. 10 ст. 22 44-ФЗ).

Расчет в данном случае осуществляется путем суммирования совокупных прямых и косвенных издержек, образующихся при реализации конкретных ТРУ. Для информации о таких затратах заказчик может обратиться напрямую к поставщику.

К такому расчету нужно прилагать образец обоснования предлагаемой цены контракта, а также разъяснения о невозможности применения иных способов.

Какие закупки имеют особенности обоснования НМЦК

Не все начальные (максимальные) цены могут обосновываться вышеуказанными пятью методами расчета. Представим ряд закупок, не подпадающих под обычные правила обоснования НМЦК:

  1. Государственный оборонный заказ (ч. 21 ст. 22 44-ФЗ). Цены на ГОЗ рассчитываются посредством государственного регулирования (ПП РФ № 1465 от 02.12.2017).
  2. Энергосервисные контракты (ч. 19 ст. 108 44-ФЗ). Расчет осуществляется в соответствии с ПП РФ № 636 от 18.08.2010.
  3. Отдельные виды медицинского оборудования (ПП РФ № 881 от 03.11.2011), лекарственные препараты для медицинского использования (), одноразовых медицинских изделий из ПВХ (Приказ Минздрава РФ № 759н, Минпромторга России № 3450 от 04.10.2017).
  4. Стандартное жилье, приобретаемое у единственного поставщика (ч. 21.1 ст. 22 44-ФЗ, 161-ФЗ от 24.07.2008).
  5. Услуги по регулярным перевозкам пассажиров, багажа в автобусах и трамваях (ч. 21.2 ст. 22 44-ФЗ, ст. 14 220-ФЗ, Приказ Минтранса России № 513 от 08.12.2017).
  6. Заключение контрактов в регионах со встречными инвестиционными обязательствами (п. 3 ч. 3 ст. 111.4 44-ФЗ, пп. «в» п. 1 ПП РФ № 1166 от 12.11.2016).

Далее можно скачать образец — форма обоснования НМЦК на 2020 год по 44-ФЗ.

Также доступен для скачивания пример обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ.

Особенности осуществления закупок услуг по перевозке пассажиров автобусами для государственных и муниципальных нужд

Уважаемые заказчики!

Обращаем Ваше внимание на особенности осуществления закупок услуг по перевозке пассажиров автобусами для государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами относится к видам деятельности, на которые требуется получение лицензии.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) при осуществлении закупки заказчиком должны быть установлены единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

С целью соблюдения указанных требований при проведении закупки услуг по перевозке пассажиров автобусами для государственных и муниципальных нужд заказчиком должно быть установлено требование о наличии у участника закупки соответствующей лицензии, а также о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника такой закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ – копии лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Пунктом 5 приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» установлено дополнительное требование к участникам закупок по оказанию услуг по организованной перевозке групп детей автобусами.

Во исполнение указанных требований при закупке услуг по перевозке детей заказчиком должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок применяются типовые контракты, типовые условия контрактов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 15 Порядка разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 года № 606, типовые контракты, типовые условия контрактов подлежат применению в случаях, если извещения об осуществлении закупок размещены в единой информационной системе в сфере закупок (приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом направлены) или если контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случаях, не предусматривающих размещения в единой информационной системе извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по истечении 30 календарных дней после дня размещения типового контракта, типовых условий контракта в единой информационной системе в сфере закупок, но не ранее дня вступления в силу нормативного правового акта ответственного органа, утверждающего типовой контракт, типовые условия контракта.

В Единой информационной системе в сфере закупок 7 августа 2019 года размещены типовые контракты №1400700000419006 — №1400700000419008 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, и информационных карт типовых контрактов на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам, которые вступили в силу 7 сентября 2019 года.

Ссылка на основную публикацию