Заказчик не определил в положении основания недопуска к участию в закупке

Антимонопольный орган не вправе отменить закупку из-за требования о наличии у участников закупки определенных сертификатов качества

Антимонопольный орган предписал госзаказчику аннулировать закупку, поскольку в закупочной документации содержалось требование о наличии сертификата качества, выданного в рамках одной из двух систем качества. При наличии такого сертификата участнику закупки предоставлялось 20% (баллов) по критерию «квалификация участника закупки», а при отсутствии — 0%. ВС РФ признал решение антимонопольного органа незаконным.

Реквизиты судебного акта

УФАС России по Санкт-Петербургу

Суть дела

СПб ГКУ «ФКСР» (далее — заказчик) разместило извещение о проведении запроса предложений на право заключения контракта на выполнение работ по завершению строительства поликлиники. ООО «НордСтрой 3» (компания, которая хотела участвовать в закупке) обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика в части установления в закупочной документации порядка оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки». Индекс деловой репутации исчислялся в соответствии с требованиями национального стандарта для строительных организаций — ГОСТ Р 66.1.03-2016, утвержденного приказом Росстандарта от 17.02.2016 № 54-ст (далее — ГОСТ Р 66.1.03-2016). Соответствие участника закупки этому ГОСТу можно было подтвердить в рамках одной из двух систем добровольной сертификации, указанных в закупочной документации. Если участник не подтверждал свою деловую репутацию сертификатом одной из этих систем сертификации, то он мог и дальше участвовать, но получал «0» за критерий «квалификация участников закупки» (вместо 20%).

УФАС России признала заказчика нарушившим п. 3 и 7 ч. 6 ст. 83 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Антимонопольный орган предписал устранить нарушение путем аннулирования закупки. ООО «СтройАктив», которое победило в закупке, с этим решением не согласилось и подало заявление о признании решения и предписания незаконными.

Позиция судов

Суды первой и апелляционной инстанций признали решение и предписание антимонопольного органа незаконными. Они исходили из того, что заказчик с учетом своих нужд и потребностей, а также объекта закупки имел право установить с целью оценки показателя «деловая репутация» требование о предоставлении сертификата качества одной из двух конкретных систем качества.

Суды сочли, что такое требование не препятствовало участию в конкурсе, не предрешало исхода закупки, не создавало преимуществ конкретному лицу. Оно было направлено на выбор победителем закупки лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика. При этом содержание показателя «деловая репутация участника закупки» по нестоимостному критерию «квалификация участников закупки» и порядок его оценки в документации о закупке были раскрыты полностью.

Суд кассационной инстанции отменил эти судебные акты и отказал победителю закупки в признании решения и предписания антимонопольного органа незаконными. Он решил, что установление в закупочной документации в качестве предмета оценки по показателю «деловая репутация» только «индекса деловой репутации» (рассчитанного органами двух конкретных систем добровольной сертификации) противоречит ч. 2 ст. 8 Закона № 44-ФЗ и п. 3 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Суд округа указал, что заказчик сформировал документацию о закупке таким образом, что участники закупки, имеющие опыт успешного выполнения работ по предмету закупки и высокую деловую репутацию, были лишены возможности представить документы, подтверждающие их квалификацию в производстве строительных работ, поскольку заявка такого участника была бы необоснованно оценена в «0» баллов. Данное обстоятельство поставило таких участников закупки в неравное положение с теми участниками закупки, которые хоть и могут обладать меньшим опытом работ, но имеют преимущество при оценке заявок лишь по основанию наличия сертификата соответствия, содержащего «индекс деловой репутации». Вместе с тем наличие сертификата соответствия само по себе не указывает на более высокий уровень квалификации такого участника закупки и не свидетельствует о предложении с его стороны лучших условий исполнения контракта.

Позиция ВС РФ

СКЭС ВС РФ отменила постановление кассации и оставила в силе судебные акты первой и апелляционной инстанций, подтвердив, что решение антимонопольного органа незаконно.

ВС РФ указал, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб антимонопольным органом должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.

Суд отметил, что ГОСТ Р 66.1.03-2016 относится к общепринятым для строительной деятельности документам. Его соблюдение может разумно ожидаться от лиц, претендующих на заключение госконтракта. То обстоятельство, что заказчик определил две конкретные системы добровольной сертификации (разработанные двумя организациями), результаты оценки которых принимаются для оценки заявок участников закупки по указанному показателю, само по себе не свидетельствует об ограничении доступа к участию в закупке.

В данном случае установление в закупочной документации требования к участникам закупки о предоставлении сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.03-2016 было направлено на определение наиболее квалифицированного исполнителя по заключаемому контракту. Следовательно, как таковое отсутствие у организации сертификата соответствия на дату опубликования извещения о проведении запроса предложений не могло служить основанием для вывода о неправомерном включении такого требования в закупочную документацию, поскольку при установлении порядка оценки по нестоимостным критериям заказчик не обязан применять в качестве показателей оценки именно те показатели, которыми обладает конкретный потенциальный участник закупки.

В предписании антимонопольный орган не установил обстоятельства, которые бы свидетельствовали о том, что выбор заказчиком двух конкретных систем добровольной сертификации, результаты оценки которых принимаются для оценки заявок участников, направлен на предоставление преимуществ участникам закупки. Антимонопольный орган должен был представить доказательства, подтверждающие направленность действий заказчика на ограничение равного доступа к закупке, однако не представил.

Кроме того, компания, которая пожаловалась в антимонопольный орган, не участвовала в закупке. То есть отсутствовали основания полагать, что эта компания не стала победителем закупки вследствие угрозы применения к ней спорного критерия оценки, и, соответственно, говорить о нарушении ее прав и законных интересов действиями заказчика (положениями документации о закупке).

Таким образом, своими действиями антимонопольный орган создал основания для аннулирования закупки только для целей ее повторного проведения, что способно привести к тому, что госнужды длительное время останутся не удовлетворенными.

Как отстранить участника: пошаговая инструкция

Отстранение участника от участия в закупочных процедурах

На основании действующего законодательства в сфере госзакупок заказчик может отстранить поставщика от участия в процедуре закупки при обнаружении несоответствия поставщика требованиям заказа, установленным согласно частям 1, 1.1, 2 и 2.1. ст. 31 44-ФЗ, либо если членами закупочной комиссии было обнаружено предоставление недостоверных сведений 44-ФЗ (ч. 9 ст. 31 44-ФЗ).

Таким образом, если участник торгов предоставил организации-заказчику недостоверную информацию или данные, несоответствующие требованиям, установленным в извещении и документации, то закупочная комиссия вправе его отстранить на любом этапе заказа. Отстранение по иным причинам не допускается (Письмо Минэкономразвития № Д28и-3072 от 15.10.2015).

Многие заказчики спрашивают, законно ли отстранение заявки на участие в электронном аукционе? Разберемся в этом вопросе подробнее.

Случаи отстранения участника закупочных процедур можно классифицировать следующим образом:

  1. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе (ч. 4 ст. 67 44-ФЗ) на этапе рассмотрения первых частей заявок в случае предоставления недостоверной или несоответствующей требованиям аукционной документации информации.
  2. Признание заявки на участие в аукционе не соответствующей требованиям АД (ч. 6 ст. 69 44-ФЗ) на этапе рассмотрения вторых частей заявок при несоответствии участника аукциона либо предоставленной им информации установленным требованиям либо при указании в заявке недостоверной информации.
  3. Отказ в допуске участнику (ч. 9 ст. 31, ч. 6.1 ст. 66 44-ФЗ) на любом этапе проведения аукциона, в том числе и в момент заключения контракта. Недопуск производится по факту выявления несоответствий АД и предоставления недостоверной информации.
  4. Отказ от заключения контракта (ч. 9 ст. 31 44-ФЗ) на этапе от момента определения победителя до заключения контракта. Причины отстранения аналогичны предыдущим пунктам.
  5. Отказ в допуске на участие в электронном конкурсе (ст. 53) при несоответствии поставщика либо поданной им информации требованиям, установленным документацией о конкурсе в электронной форме.
  6. Отстранение участника электронного конкурса на любом этапе процедуры по факту выявления недостоверности предоставленной им информации (ч. 2 ст. 51 44-ФЗ).

Таким образом, согласно положениям ст. 66, 67, 69, организация-заказчик вправе отстранить недобросовестного участника на любом этапе проведения электронного аукциона.

Какие сведения признаются недостоверными

В законе о контрактной системе 44-ФЗ не прописаны критерии для признания информации недостоверной, однако правоприменительная практика определяет два случая подтверждения недостоверности предоставленных участником закупки сведений.

В первую очередь сведения признаются недостоверными в том случае, когда они не соответствуют действительности. Примером может служить факт указания в закупочной документации технических характеристик тех или иных ТРУ, которые не соответствуют реальным характеристикам. Еще один яркий пример — указание в заявке лицензии, которая либо просрочена, либо вообще ему не выдавалась. В таких случаях закупочная комиссия должна отстранить участника на любом этапе процедуры на основании обнаружения недостоверности предоставленных в заявке данных.

Второй случай — в заявке указаны противоречащие друг другу данные. Пример: указание в первой части поданной заявки характеристик ТРУ, которые не соответствуют подтвердительной документации на данные ТРУ.

Источниками получения данных о достоверности (недостоверности) указанных сведений могут служить:

  • открытые и общедоступные средства информации, такие как интернет;
  • официальные письма от производителей продукции или иных уполномоченных лиц.

Формирование протокола

44-ФЗ также не определяется порядок формирования протокола об отстранении от участия в закупочных процедурах. Более того, законом не установлена обязанность заказчика направлять протокол отстранения поставщику и размещать его в ЕИС.

Для составления протокола заказчик может воспользоваться нормами и правилами, определенными для формирования протокола о подведении итогов закупки.

В данном документе необходимо указать информацию о времени и месте его формирования, регистрационные сведения о юридическом лице, в отношении которого закупочная комиссия приняла решение отстранить, а также изложить все факты, которые послужили основанием для принятия такого решения.

Если протокол формируется на основании ч. 6.1 ст. 66 44-ФЗ, то есть по факту выявления недостоверности предоставленных участником аукциона данных, то заказчик может воспользоваться нормами ч. 11 ст. 31 44-ФЗ и направить сформированный протокол поставщику не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой принятия решения об отстранении, и в аналогичный срок разместить протокол в ЕИС.

Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

Re: Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

beards » 28 май 2014, 13:37

Ранее не встречал такой формулировки “прописана в ФЦП”, возможно что-то упустил. Вопрос: есть у Заказчика такая возможность или можно подаваться с аналогом, а дальше при отклонении сносить процедуру или требовать допуска и рассмотрения?

Re: Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

Ансвет » 28 май 2014, 13:44

Re: Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

Тигренок Кусь » 28 май 2014, 13:53

Re: Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

Ансвет » 28 май 2014, 13:57

Re: Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

beards » 28 май 2014, 14:10

Re: Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

Тигренок Кусь » 28 май 2014, 14:35

Re: Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

Олег Иванов » 28 май 2014, 14:44

Положение прочитал еще перед постом, нет там аналога/эквивалента и пр.

Прочитал на форуме несколько веток о позиции ФАСов по этому поводу. Для себя сделал вывод, что можно подаваться и жаловаться при необходимости.

Если есть другие мнения, рад буду услышать.

Re: Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

beards » 28 май 2014, 14:47

Re: Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

beards » 28 май 2014, 14:48

Читайте также:  Заказчик запретил привлечение субподрядных организаций к исполнению договора

Re: Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

Masbi » 28 май 2014, 14:54

Re: Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

Masbi » 28 май 2014, 15:00

Re: Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

Тигренок Кусь » 28 май 2014, 15:19

Олег Иванов писал(а): Положение прочитал еще перед постом, нет там аналога/эквивалента и пр.

Прочитал на форуме несколько веток о позиции ФАСов по этому поводу. Для себя сделал вывод, что можно подаваться и жаловаться при необходимости.

Если есть другие мнения, рад буду услышать.

Re: Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

Тигренок Кусь » 28 май 2014, 15:21

Re: Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

ustas » 28 май 2014, 15:29

Re: Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

Тигренок Кусь » 28 май 2014, 15:33

Re: Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

beards » 28 май 2014, 16:47

Re: Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

Тигренок Кусь » 29 май 2014, 08:02

Re: Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

ZZ11 » 27 июн 2014, 14:00

Re: Возможные причины для недопуска к участию в закупочной процедуре

SimonFin » 28 июн 2014, 12:14

Честный закупщик должен бороться с коррупцией.
Она обычно выражается в том, что технари находят фирму с эксклюзивными условиями и завышают цену на все.
Соответственно перед тем как слушать технарей надо проверить эту фирму, обладает ли она активами или нет.
Если там есть живые люди, активы и т.п., то они вполне могут выполнить работы в два раза дешевле.
Я бы им так и написал в письме, что есть подозрение что они ошиблись, что просите еще раз подтвердить что ошибок нет.
Что они понимают, что все надо будет делать в четком соответствии с ТЗ либо попадут в черный список.

либо еще вариант, они помойка идут в паре с тем кто занял второе место.
откажутся у вас от подписания и вы по высокой цене подпишетесь с тем кто занял второе место.
цель отбить у всех желание торговаться увидев сразу низкую цену

Статья 10. Требования, предъявляемые к участникам процедур закупки. Отказ в допуске к участию в процедуре закупки

Статья 10. Требования, предъявляемые к участникам процедур закупки. Отказ в допуске к участию в процедуре закупки

1. Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным Заказчиком в соответствии с настоящим Положением о закупке и закупочной документацией.

2. Участник закупки должен соответствовать следующим требованиям:

а) предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к участникам процедур закупки;

б) обладать необходимыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации разрешениями (лицензиями, допусками, свидетельствами, аттестатами, правами и т.п.) для поставки товара, выполнения работ или оказания услуг, являющихся предметом заключаемого договора;

в) непроведение ликвидации участника закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки – юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

г) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в закупке;

д) отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;

е) иным требованиям, установленным в документации или извещении процедуры закупки.

3. Заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона N 223-ФЗ от 18.07.2011 г. “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Информация об изменениях:

Приказом министерства здравоохранения Саратовской области от 29 декабря 2016 г. N 2346 часть 4 статьи 10 настоящего приложения изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

4. В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, Заказчик устанавливает приоритет товарам российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

С 1 января 2017 года Заказчик, во исполнение постановления Правительства от 16 сентября 2016 года N 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами” (далее – Постановление), устанавливает приоритет товарам российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. При этом условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений:

а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

б) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами “г” и “д” пункта 6 постановления, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом “в” настоящего пункта, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;

е) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

ж) указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;

з) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившимся от заключения договора;

и) условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Приоритет, установленный в соответствии с Постановлением, действует до отмены вышеуказанного Постановления в установленном законом порядке.

5. Участник закупки должен обладать профессиональной компетентностью, техническими, кадровыми и финансовыми ресурсами, надежностью, опытом и репутацией, а также людскими ресурсами, необходимыми для исполнения договора, оборудованием и другими материальными возможностями, системами управления и охраны труда, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, если указанные требования содержатся в закупочной документации.

При этом в закупочной документации устанавливаются четкие параметры определения и предельные показатели достаточности и необходимости обладания участниками указанными ресурсами и характеристиками для исполнения предполагаемого договора, позволяющие однозначно определить соответствие или несоответствие участника процедуры закупки установленным требованиям.

6. Перечень основных документов, для подтверждения соответствия участника требованиям закупочной документации и представляемых участниками закупки в составе заявки:

1) анкета, содержащая фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), ИНН, КПП, ОГРН, номер контактного телефона и другие установленные закупочной документацией сведения;

2) документы, подтверждающие полномочия лица на осуществление действий от имени Участника:

– копия решения о назначении или об избрании и приказ о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо (руководитель) обладает правом действовать от имени Участника без доверенности.

В случае если от имени Участника действует иное лицо, также предоставляется доверенность (оригинал) на осуществление действий от имени Участника, заверенная печатью Участника и подписанная руководителем Участника или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенная копия такой доверенности. В случае если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем Участника, заявка должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.

3) копии учредительных документов Участника, заверенные нотариально или заверенные печатью и подписью уполномоченного лица Участника (для юридических лиц), нотариально заверенную копию паспорта гражданина Российской Федерации (для физических лиц);

4) полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения извещения о закупке оригинал или нотариально заверенную или заверенные печатью и подписью уполномоченного лица Участника (для юридических лиц) копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуальных предпринимателей);

5) иностранные участники закупки предоставляют надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении закупки;

6) копии документов, подтверждающих соответствие участников требованиям, установленным в закупочной документации, в соответствии с ч. 2 настоящей статьи (в случае привлечения субпоставщиков, соисполнителей, субподрядчиков в отношении них также предоставляются копии документов, подтверждающих их соответствие пп. а)-д) ч. 2 настоящей статьи);

7) копии бухгалтерского баланса вместе с отчетом о прибылях и убытках за последний завершенный финансовый год, предшествующий подаче Заявки, или копии налоговых деклараций по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с отметкой налогового органа о приеме, за аналогичный период, в случае, если участник применяет упрощенную систему налогообложения, заверенные печатью и подписью уполномоченного лица Участника, в случае если данное требование установлено в документации;

8) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица.

В случае, если для данного участника поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющиеся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в процедуре закупки, обеспечения исполнения договора не являются крупной сделкой, участник процедуры закупки представляет соответствующее письмо.

Читайте также:  Указание фирменного наименования юрлица и страны происхождения товара в заявке на участие в электронном аукционе

9) документы (копии документов) и сведения, подтверждающие соответствие участников требованиям, установленным в закупочной документации, в соответствии с ч. 5 настоящей статьи, если такие требования установлены в закупочной документации;

10) иные документы предусмотренные извещением и (или) закупочной документацией, в том числе документ подтверждающий предоставление обеспечения заявки на участие в закупке и требования к форме и оформлению такого документа.

Информация об изменениях:

Приказом министерства здравоохранения Саратовской области от 29 декабря 2016 г. N 2346 статья 10 настоящего приложения дополнена частью 6.1, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

6.1. Заказчик вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупки, которые указываются в закупочной документации.

7. Заказчик не вправе предъявлять к участникам процедуры закупки, к закупаемой продукции и условиям исполнения договора требования, которые не указаны в закупочной документации, а также не вправе осуществлять оценку и сопоставление заявок участников процедуры закупки по критериям и в порядке, не предусмотренным закупочной документацией.

8. Требования, предъявляемые к участникам процедуры закупки, к закупаемой продукции, а также условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок участников процедуры закупки, установленные в документации, применяются в равной степени ко всем участникам процедуры закупки, к предлагаемой ими продукции и к условиям исполнения договора.

9. Не допускаются к участию в процедуре закупки поставщики (подрядчики, исполнители) в следующих случаях:

1) непредставление документов, определенных закупочной документацией, а равно наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки (соисполнителях, субподрядчиках, субпоставщиках, если требования к предоставлению документов о соисполнителях (субподрядчиках, субпоставщиках) были установлены в закупочной документации) или о товарах, работах услугах на поставку, выполнение, оказание которых проводится закупка;

2) несоответствия участника процедуры закупки (соисполнителей субподрядчиков, субпоставщиков, если требования к последним были установлены в закупочной документации), требованиям, установленным в закупочной документации;

3) поданная участником закупки заявка не соответствуют требованиям закупочной документации, в том числе наличие в такой заявке предложения о цене договора, превышающего начальную (максимальную) цену договора, установленную в закупочной документации, несоответствие предложения о качественных технических характеристиках товара, работ, услуг, их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размеру, упаковке, отгрузке товара, результатам работ и иным показателям, установленным в закупочной документации;

4) невнесение денежных средств, в качестве обеспечения заявки, в случае установления соответствующего требования в закупочной документации, непредставления документа или копии документа, подтверждающего внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки;

5) наличия сведений об участнике процедуры закупки в реестре недобросовестных поставщиков, если такое требование установлено в закупочной документации.

10. При выявлении разночтений в заявке участника закупки действуют следующие правила:

1) при наличии разночтений между суммой, указанной словами, и суммой, указанной цифрами, преимущество имеет сумма, указанная словами;

2) при наличии разночтений между ценой, указанной в заявке и ценой, получаемой путем суммирования итоговых сумм по каждой строке, преимущество имеет итоговая цена, указанная в заявке;

3) при несоответствии результата произведения цены за единицу продукции и количества продукции исправление арифметической ошибки производится исходя из преимущества общей итоговой цены, указанной в заявке.

>
Общие условия проведения процедур закупок (ст.ст. 11 – 15)
Содержание
Приказ министерства здравоохранения Саратовской области от 30 декабря 2015 г. N 1895 “Об утверждении Положения о закупках.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Основания, причины и последствия признания закупки несостоявшейся по нормам федерального закона 223-ФЗ

С учетом того, что в 223-ФЗ в отличие от 44-ФЗ не регламентирована последовательность действий для заказчиков по результатам признания закупки несостоявшейся, то такой порядок должен быть указан ими во внутреннем Положении о закупках. Разработка и утверждение такого Положения является обязанностью заказчика.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Требования к Положению о закупке

В законе 223-ФЗ предусмотрены более лояльные условия для закупок товаров, работ и услуг, чем при закупках в рамках контрактной системы. В законе о закупках для отдельных юрлиц не определены способы закупок (конкурентные или неконкурентные), которые должны использоваться заказчиками по 223-ФЗ, условия и порядок применения закупочных процедур. Все эти правила, которые жестко регламентируются в 44-ФЗ, по 223-ФЗ заказчик разрабатывает и утверждает самостоятельно. Для этого заказчиком разрабатывается Положение о закупках. После утверждения Положения заказчик должен неукоснительно его придерживаться, иначе ему грозит ответственность.

Подобные требования к заказчикам отвечают нормам ч. 2 ст. 2 ФЗ-223 и разъясняющему Письму Минэкономразвития от 2011 года №Д28-317. При подготовке Положения о закупке заказчиком учитываются требования 223-ФЗ, нормы Конституции и Гражданского кодекса, а также прочих специальных законов.

В частности, заказчику следует учитывать разновидности конкурентных процедур (например, конкурса или аукциона и пр.), которые определены в ч. 3.1 ст. 3 223-ФЗ, общий регламент проведения закупок по ст. 3.2 223-ФЗ.

При разработке Положения заказчику необходимо ориентироваться и на положения Постановления Правительства от 2012 года №616. В нем утвержден список товаров, которые можно приобретать только в электронном виде (например, проведение закупок у СМП).

Разница между несостоявшимися и недействительными торгами

Следует проводить различия между недействительными торгами по нормам ст. 449 ГК и несостоявшимися торгами по п. 5 ст. 447 ГК. Недействительными считаются торги, которые проведены с нарушением законодательства либо повлекли недействительность договора, подписанного по итогам торгов. Несостоявшиеся торги отвечают всем правовым нормам, и по их результатам допускается подписание договора с единственным поставщиком.

В каких случаях закупка будет признана несостоявшейся

В 223-ФЗ не определены условия и основания признания конкурентной закупки несостоявшейся, как и последствия от того, что закупка не состоялась. Данные вопросы должны решаться заказчиком с учетом принятого у него Положения о закупках и норм Гражданского кодекса.

Но практика показывает, что заказчики по аналогии с 44-ФЗ указывают такие же основания признания закупки несостоявшейся. В их числе следующие:

  1. Ни одна заявка не была признана соответствующей требованиям закупочного законодательства.
  2. Не поступило ни одной заявки.
  3. Была подана только одна заявка.
  4. Только одна заявка была признана соответствующей требованиям.

Хотя подобные формулировки не являются обязательными для внесения в Положение о закупках по 223-ФЗ, но они достаточно логичные и исчерпывающие.

Указанные четыре основания для признания закупки несостоявшейся подходят для проведения закупок через запрос котировок или запрос предложений, тогда как применительно к конкурсу или аукциону могут быть предусмотрены дополнительные основания, связанные со спецификой этих форм закупки.

Несостоявшийся конкурс

Конкурс может быть признан несостоявшимся:

  1. Если по окончании срока подачи заявок на участие не поступило ни одной заявки.
  2. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе комиссия отклонила все заявки.
  3. В ходе предквалификационного отбора стало понятно, что ни один участник не соответствует установленным требованиям.
  4. Когда сроки подачи заявок на участие в конкурсе истекли, выяснилось, что была подана только одна заявка, и ее признали соответствующей требованиям.
  5. Только одну заявку признали соответствующей требованиям по результатам рассмотрения заявок.
  6. По итогам предквалификационного отбора только один участник признан соответствующим требованиям, и заявка такого участника соответствовала требованиям.

Несостоявшийся аукцион

Аукцион признается несостоявшимся, если по окончании срока подачи заявок на участие не поступило ни одной заявки, а также если:

  1. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе комиссия по закупкам была вынуждена отказать всем участникам в допуске к торгам.
  2. В течение определенного временного промежутка после начала аукциона ни один из участников не подал предложение по цене договора.
  3. По окончании сроков подачи заявок на участие в аукционе была подана только одна заявка от участника, которая соответствовала требованиям.
  4. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе аукционная комиссия приняла решение о признании одного участника, подавшего заявку на участие в аукционе, его участником.

Как определяются последствия процедуры в Положении о закупке

Последствия признания закупки несостоявшейся определяются по 223-ФЗ в Положении о закупке заказчика. На основании п. 1 ст. 447 ГК договор, заключение которого определяется через проведение торгов, подписывается с победителем. При неконкурентной или несостоявшейся закупке победителей быть не может, поэтому Гражданский кодекс не указывает на обязанность заказчика подписать договор с единственным поставщиком по 223-ФЗ.

Если торговая закупочная процедура была признана несостоявшейся, то это предполагает принятие заказчиком ряда мер:

  1. Выявление причин признания закупки несостоявшейся.
  2. Подготовка итогового протокола и его публикация на официальном сайте по закупкам.
  3. Принятие решения о последствиях официального признания закупки несостоявшейся (например, подписание договора с единственным поставщиком, проведение повторной закупки, изменение способа закупки).

Заказчик предусматривает возможности выбора последствий признания процедуры несостоявшейся в своем Положении о закупке. В частности, заказчик может принять такие решения:

  1. О закупке и подписании договора с единственным поставщиком. Это может быть оправдано, если проводить новые закупочные процедуры нецелесообразно, например, по причине исчерпания лимитов на проведение закупочной процедуры; если у заказчика есть основания полагать, что проведение новой закупки не приведет к изменению круга участников закупки.
  2. О заключении договора – если предоставленная заявка и участник, который подал заявку, соответствуют требованиям извещения и документации.
  3. О продлении сроков приема предложений участников.
  4. О проведении повторной закупки тем же способом.
  5. О проведении повторной закупки иным способом: например, вместо конкурса – в виде запроса предложений.

Порядок заключения договора по результатам несостоявшихся закупок

Заключение договора по 223-ФЗ происходит с учетом действующего Положения о закупках заказчика. Но действуют некоторые общие требования к подписанию такого договора. Заключить его можно не менее, чем через 10 дней после завершения торгов, иначе заказчик нарушит общие нормы 223-ФЗ.

При заключении контракта по нормам 223-ФЗ заказчику следует согласовать с подрядчиком:

  1. Условия, которые Гражданский кодекс считает существенными для договоров подобного типа.
  2. Условия, которые по 223-ФЗ подлежат согласованию для отдельных типов договоров.
  3. Условия, которые одна из сторон отнесла к существенным условиям договора.
  4. Прочие договорные условия: стоимость, порядок разрешения спорных ситуаций и пр.

К существенным условиям договора по Гражданскому кодексу относят предмет договора по п. 1 ст. 432 ГК, сроки поставки товара по ст. 457 ГК или конечный срок выполнения работ либо оказания услуг по ст. 708, 783 ГК.

Заказчик заключает договор с единственным участником закупки, предложение которого было признано соответствующим требованиям закупки в случае, если:

  1. Данного участника допустили к участию в закупке.
  2. Договор подписывается на условиях закупочной документации и проекта договора.
  3. Договор подписывается по той цене, в объеме и на условиях, перечисленных таким единственным участником в заявке (применительно к аукциону по стоимости, согласованной сторонами, не превышающую начальную цену договора) или на более предпочтительных условиях для заказчика (в частности, тех, которые были достигнуты по результатам переговоров сторон).
  4. В план закупок не вносятся изменения.

Обычно в данном случае заказчик обязан заключить контракт с единственным поставщиком.

Тогда как при соблюдении следующих условий заказчик вправе подписать договор с единственным поставщиком, хотя и не обязан этого делать:

  1. Возможность подписания договора предусмотрена Положением о закупке.
  2. Соответствующее решение было принято уполномоченными лицами заказчика.
  3. Возможность внесения изменений в план закупок из-за изменения способа закупки.
  4. Договор подписывается с учетом требований, установленных закупочной документацией, но допускается несущественное изменение договорных условий: перенос сроков, изменение условий оплаты и пр.
  5. Необходимость публикации в ЕИС извещения о закупке у единственного поставщика.

Процедура подписания договора по результатам признания закупки несостоявшейся в остальном проводится по общим правилам:

  1. Оформляется итоговый протокол по результатам закупки. Со дня размещения итогового протокола у сторон есть не более 20 дней на подписание соглашения.
  2. Составляется проект договора и направляется поставщику.
  3. Поставщик изучает поступивший проект договора и в установленные сроки должен его подписать.
  4. Если поставщик выявил несоответствия, то он направляет заказчику протокол разногласий. Количество протоколов разногласий, которыми могут обмениваться стороны по 223-ФЗ, никак не ограничивается.
  5. По результатам согласования происходит подписание договора.
  6. В течение 3 дней после подписания договор вносится в реестр по ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ.
Читайте также:  Закупка бензина по Закону 44-ФЗ

Таким образом, закупка признается несостоявшейся, если в рамках процедуры не удалось определить поставщика на конкурентных началах, тогда как сама процедура закупки при этом полностью соответствовала правовым нормам. По правилам 223-ФЗ заказчик определяет основания признания закупки несостоявшейся и последствия этого самостоятельно и фиксирует их в собственном Положении о закупках. Стандартными последствиями признания закупки несостоявшейся по нормам 223-ФЗ становятся подписание договора с единственным поставщиком, продление сроков проведения закупки и приема заявок, проведение новой закупки в той же или альтернативной форме.


Требования, ограничивающие количество участников закупок

Один из видов мошенничества в закупках по 223-ФЗ — установление незаконных требований к участникам, снижающих конкуренцию. ФАС может обязать заказчиков внести изменения в ТЗ и выписать штраф.

Масштабные объемы госзакупок по 223-ФЗ становятся причиной различных уловок и махинаций со стороны заказчиков. Они могут не вовремя размещать план закупок на сайте zakupki.gov, ограничивать конкуренцию в конкурсных документах, устанавливать нереалистичные сроки выполнения работ или поставки товара. Наиболее полный список мошеннических схем в закупках по 223‑ФЗ мы анализировали в предыдущей статье. Теперь остановимся на требованиях, которые могут ограничивать количество участников закупок. Как правило, они зависят от требований ФАС и вида закупки.

Требования, которые нельзя измерить

223-ФЗ запрещает устанавливать неизмеряемые требования (п. 4 ч. 1 ст. 3 № 223-ФЗ). Закон требует, чтобы они устанавливались четко и не вели к ограничению круга потенциальных поставщиков.

В качестве примера можно рассмотреть закупку № 31503176512, где заказчик установил следующие требования к продукции:

  • наличие необходимых лицензий или свидетельств о допуске на поставку товаров или выполнение работ, подлежащих лицензированию;
  • наличие необходимых сертификатов на продукцию;
  • наличие профессиональной компетентности, финансовых и трудовых ресурсов, опыта, необходимого для исполнения договора на поставку продукции;
  • финансовое состояние участника, не влекущее за собой риски невыполнения обязательств по договору (расчет выполняется по методике оценки финансовой устойчивости компаний-партнеров ПАО «Сбербанк»).

Решение ФАС от 03.02.2016 №223-ФЗ-23/16 на основе рассмотрения жалобы на эту закупку свидетельствует о ряде недостатков в формулировке требований:

  • документация не позволяет установить, на какие товары, работы и услуги нужны свидетельства и лицензии;
  • документация не проясняет, какие сертификаты на продукцию нужно представить в составе заявки на участие в конкурсе;
  • непонятно, что подразумевает заказчик под профессиональной компетентностью;
  • непонятно, какие финансовые и трудовые ресурсы, оборудование и другие материальные возможности необходимы для исполнения договора.

Заказчика заставили внести изменения в документацию и сделать требования измеряемыми.

Чрезмерная детализация и избыточность

Например, при закупке № 31503187329 на оказание услуг по комплексной уборке помещений заказчик установил следующие требования: среди поставляемых материалов должны быть мешки из ПНД/ПНВ толщиной 50-60 мкм размером 500-70*600-1100 мм черного, синего, зеленого или красного цвета (при этом предмет контракта — уборка помещений, а не закупка мешков).

Согласно Решению московского отделения УФАС (01.02.2016 по делу № 1-00-162/77-16), данное требование избыточно, потому что не влияет на качество выполняемых работ (предмет конкурса), ограничивает круг участников (многие допустят ошибки при заполнении формы) и ограничивает конкуренцию при проведении конкурса. Следовательно, отклонять заявки на основании такого несоответствия неправомерно. Заказчика заставили изменить ТЗ.

Документы от производителя в составе заявки, подтверждающие возможность участника распространять товар

Еще один пример требований, которые ограничивают участников закупки: если участник не производит товар, который хочет поставить, то в составе заявки должны быть документы от производителя, подтверждающие возможность участника распространять товар.

Об этом нарушении свидетельствует Решение ФАС от 14.01.2016 №223-ФЗ-8/16 по закупке № 31503101859 — установленное в документации требование излишне и нарушает ч. 1 ст. 2 № 223-ФЗ.

На основании такого требования в документации заказчика можно подавать жалобу в ФАС.

Отсутствие сведений в реестре недобросовестных поставщиков

Требование о том, чтобы об участнике закупки не было сведений в реестре недобросовестных поставщиков, тоже неправомерно. Достаточно обратить внимание на Решение ФАС от 21.01.2016 №223-ФЗ-15/16 по закупке № 31503170267. ФАС посчитала, что требование не основано на положениях 223-ФЗ и ограничивает количество потенциальных участников конкурса, нарушая ч. 7 ст. 3 № 223-ФЗ.

Установление перечня банков, приемлемых для обеспечения заявок и надлежащего исполнения обязательств по договору

Часто заказчики прописывают пул банков, от которых они готовы принимать платежи. Согласно Решению ФАС от 29.01.16 № 223-ФЗ-30/16 по закупке № 31503022681, представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам конкурса, либо на качество исполнения таких обязательств. Это противоречит п. 2 ч. 1 ст. 3 № 223-ФЗ и нарушает ч. 1 ст. 2.

Банковская гарантия от любого другого банка ничем не хуже и не влияет на работу. Заказчика обязали внести изменения в документацию.

Согласование привлечения субпоставщиков и субисполнителей

Такое требование, как обязательное предварительное согласование с заказчиком привлечения субпоставщиков, не допускает коллективного участия, потому что заказчик его в итоге не согласует. На самом деле коллективное участие уже разрешено 223-ФЗ и Гражданским кодексом.

Это подтверждает и Решение ФАС от 30.12.2015 № 223-ФЗ-454/15 по закупке № 31502831355: требование ограничивает возможность участия в закупке на стороне одного участника нескольких юридических лиц и противоречит положению о закупке и ч. 1 ст. 2 № 223-ФЗ.

Запрет на привлечение субподрядчиков из числа МСП

Согласно Решению ФАС России от 25.01.2016 № 223-ФЗ-11/16 по закупке № 31503011696, это требование противоречит п. 2 ч. 1 ст. 3 и нарушает ч. 1 ст. 2 № 223-ФЗ.

Пороговые требования для участника

Например, заказчик может предъявить требование о наличии собственной или партнерской сервисной сети или ее запуске в течение 3-х месяцев, опыте техобслуживания и ремонта не менее 3-х лет.

По Решению ФАС России от 02.02.2016 №223-ФЗ-32/16 по закупке № 31502730907, требования ко всем участникам закупки применяются не в равной степени. Не у каждого участника закупки есть партнерская сервисная сеть в России и не каждый может организовать ее за три месяца. Это противоречит п. 4 ч. 1 ст. 3 закона о закупках, п. 1.2 положения о закупке, а также нарушает требования ч. 1 ст. 2, п. 9 ч. 10 ст. 4 № 223-ФЗ.

Заказчику пришлось убрать это требование из документации.

Наличие у участника закупки лицензии МЧС

Требование заключается в том, что сам участник закупки должен иметь лицензию МЧС на монтаж, техобслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Предоставление лицензии субподрядной организации не допускается.

Если согласно 44-ФЗ сам участник закупки должен иметь такую лицензию, то в рамках 223-ФЗ возможно коллективное участие, поэтому такая лицензия может быть только у одного из участников.

Решение Хабаровского УФАС России от 02.07.2015 № 64 по делу 8-01/115 по закупке № 31502278317 указывает на то, что это требование не позволяет привлекать субподрядчиков, то есть ограничивает конкуренцию при проведении электронного аукциона и нарушает ч. 1 ст. 17 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Требование «аналогичные договоры»

Часто заказчик в качестве основного критерия устанавливает опыт работы на основании аналогичных выполненных ранее договоров без расшифровки аналогичности. То есть он не проясняет требование.

Согласно Решению Мурманского УФАС от 09.02.2016 по делу № 07-03пр/16-12 по закупке № 31603195860, порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, потому что невозможно определить, что подразумевается под «аналогичными договорами». Заказчика заставили поправить документацию и расшифровать этот критерий.

Отсутствие зависимости между предложением участника и присваиваемыми баллами по критерию «квалификация участника»

Поставщик должен представить все документы, подтверждающие, опыт работы или финансовую состоятельность, чтобы получить сто баллов. Если какого-то документа не хватает, участник получает ноль баллов, потому что система не позволяет участникам получить промежуточные баллы.

По Решению Московского УФАС России от 13.11.2015 по делу № 1-17-1682/77-15 по закупке № 31401740302, бинарная система оценки заявок участников по критерию «квалификация участника» предусматривает присвоение участникам конкурса либо максимально предусмотренного балла, либо ноль баллов. Участники конкурса не могут получить промежуточные баллы, которые соответствуют их уровню квалификации.

Заказчика заставили расширить критерии квалификации участника и количество баллов.

Необоснованный критерий оценки о наличии определенного опыта работы у участника

В закупке № 31502890545 заказчик установил порядок оценки заявок, одним из критериев которого был опыт предоставления услуг воздушного патрулирования и перевозок организация системы «Транснефть». Удельный вес критерия составил 0,15.

Заказчик не смог доказать, что опыт работы с Транснефтью лучше опыта работы перевозок с другой компанией.

По Решению ФАС России от 12.01.2016 № 223-ФЗ-458/16, установление критерия оценки «опыт предоставления услуг воздушного патрулирования и перевозок организациям системы «Транснефть» противоречит п. 3.3 положения о закупке, п. 2 ч. 1 ст. 3 223-ФЗ и нарушает ч. 1 ст. 2 223-ФЗ.

Заказчика заставили внести изменения в документацию. В описании заявки остался опыт воздушного патрулирования и перевозок, но без указания конкретной компании.

Проектной документации нет в ЕИС (часто встречается при закупке строительных работ)

В соответствии с п. 4.1 приложения № 9 подрядчик обязуется выполнить комплекс работ в объеме и в сроки, предусмотренные договором. Он также должен сдать соответствующий указанным в проектно-сметной документации показателям объект заказчику в надлежащем состоянии и в установленный срок.

Согласно п. 5.1 приложения № 9 документации заказчик передает подрядчику утвержденную проектно-сметную документацию по объекту в двух экземплярах в течение 5 рабочих дней с момента подписания договора.

Подрядчик при выполнении комплекса работ не вправе отступать от проектно-сметной документации без письменного согласия заказчика.

Согласно Решению ФАС от 30.09.2015 по делу № 223-ФЗ-269/15 (закупка № 31502579591), заказчик дает проектно-сметную документацию только после подписания договора, но при этом поставщик должен идти на эту закупку, не видя проектно-сметную документацию, подписаться под тем, что он выполнит все в нужные сроки и в полном объеме.

Действия заказчика были квалифицированы как нарушение п. 3 ч. 9 ст. 4 и п. 1 ч. 10 ст. 4 № 223-ФЗ. Его заставили разместить проектно-сметную документацию и наложили штраф.

Документы о запросе предложений не соответствуют № 223-ФЗ

Заказчик заказал поставку оборудования по проекту «Реконструкция производственной и испытательной базы». ФАС решила, что документы не соответствуют требованиям заказчика о закупках отдельных видов юрлиц. Название, количество и характеристики оборудования не указаны в ТЗ. В проекте договора не установлен порядок работ.

Заказчику выписали штраф в размере 2 000 руб.

Допущение предложений участников в обход правил

Когда такое происходит, победителя определяют неправильно.

Один из примеров: заказчик провел открытый запрос предложений на поставку автотранспорта, участник закупки, не являющийся победителем, обратился с жалобой в УФАС на то, что заказчику поставят автомобиль классом ниже заявленного в документации.

Комиссия провела проверки и признала жалобу обоснованной. Закупка была аннулирована.

Данные на сайте ООС и на ЭТП отличаются

Заказчик указал разное время проведения аукциона на выполнение работ по техобслуживанию и текущему ремонту автомобилей Nissan: в ЕИС — 10.00, а на ЭТП — 9.00.

Во время внеплановой проверки ФАС принимает решение о ненадлежащем размещении информации о времени проведения аукциона, что нарушает № 223-ФЗ. Заказчику был выписан штраф в 10 000 руб.

Неправомерные требования к коллективному участнику закупки

ФГУП разместило извещение на поставку оборудования по проекту «Реконструкция производственной и испытательной базы». Поставщик предъявил требования к отдельному поставщику, чтобы допустить коллективного участника до подписания договора.

Заказчика оштрафовали на 5 000 руб.

Решение ФАС: заказчики не вправе предъявлять отдельные требования, не указанные в документации, к участникам, входящим в состав коллективного участника. Поставщики в целом, как группа, должны соответствовать требованию: например, у одного из них есть лицензия, у другого — финансовые средства.

Ссылка на основную публикацию