Заказчик не разместил на официальном сайте план закупок

Зачем и как поставщику работать с планом‑графиком закупок

Ежедневно в Единой информационной системе (ЕИС) размещаются десятки тысяч госзакупок, и многие поставщики начинают свое утро с поиска интересных предложений и анализа документации. Изучив информацию, поставщик решает, стоит ему принимать участие в закупке или нет.

Часто уже на стадии знакомства с техническим заданием (ТЗ) поставщик понимает, что в лучшем случае выиграет с минимальной маржой, а в худшем — вообще не сможет принять участие в закупке.

Перед тем, как закупка публикуется на сайте ЕИС, она не менее 10 дней содержится в плане-графике, а до этого как минимум полгода заказчик готовит ТЗ.

Проще всего выиграть тендер поставщику, который уже проработал ТЗ с госзаказчиком, например, на поставку определенного оборудования. Любой другой потенциальный поставщик, нашедший закупку, скорее всего столкнется с массой проблем: не поймет, какое именно оборудование нужно, либо не сможет его поставить из-за ограниченных сроков или из-за того, что кто-то это оборудование уже закупил. Осуществить поставку необходимого товара сможет только тот поставщик, который знал о закупке заранее и имеет товар на складе.

Если бы поставщик заранее знал о закупке, у него был бы шанс выиграть. На самом деле такая возможность есть — государство обязывает заказчиков планировать закупки и размещать план закупок и план-график в ЕИС.

План-график и план закупок как инструменты планирования

Умение работать с планом-графиком и планом закупок облегчает поиск потенциальных закупок. Именно в этих документах содержится информация о том, что заказчик будет покупать в будущем:

  • в этом году — в плане-графике;
  • в течение 3-х лет — в плане закупок.

В планах-графиках содержится вся информация о потенциальных закупках, оценив которую, участник может понять, интересна ли ему конкретная закупка и есть ли смысл в ней участвовать. В этом документе есть и данные о стоимости, и об объекте закупки, и о виде процедуры и многое другое.

Поскольку план-график формируется на один год и является основанием для осуществления закупки в текущем году, то при отсутствии закупки в плане-графике заказчик не имеет права ее проводить. Если он все же попытается это сделать, то будет оштрафован.

Любой госзаказчик, который осуществляет закупки в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, должен учитывать условия выделения финансирования. Поэтому ему необходимо:

  • предварительно разбить годовые назначения на периоды в соответствии с государственными или муниципальными планами и программами;
  • помнить о том, что бюджетные средства выделяются строго по целевому назначению;
  • принять во внимание, что финансирование производится по мере выполнения работ и услуг, выделение бюджетных средств поквартально или ежемесячно (учитываются ранее отпущенные деньги, факт выполнения заданий, их количественные и качественные характеристики);
  • соблюдать финансовую дисциплину.

План-график размещается на официальном сайте, что регулируется Приказом Минэкономразвития РФ № 761, казначейства РФ N 20Н от 27.12.2011. И план-график, и план закупки должны быть представлены в ЕИС, где они становятся доступны для ознакомления потенциальным участникам закупки.

Как планирование закупок работает на практике

Госзаказчики обязательно информируют рынок о том, что будут закупать в каждом месяце в течение года. Это позволяет потенциальному поставщику подготовиться к закупке.

Так, если он обнаружил интересную для себя закупку, которая будет проводиться через четыре месяца в Приморском крае, он может заранее запланировать командировку на Дальний Восток, посмотреть на объект, обсудить закупку с заказчиком. План-график позволяет формально познакомиться с госзаказчиком, изучить его потребности.

Найдя интересную закупку в плане-графике, поставщик вправе предложить свою продукцию заказчику в рамках закона. Тогда заказчик может пойти навстречу и прописать в ТЗ технические характеристики конкретного поставщика. Когда закупка будет проводиться и размещаться в ЕИС, поставщик уже будет знать, что в ТЗ описано оборудование, которое он производит.

Работать с планами-графиками и при необходимости встречаться с госзаказчиком, чтобы предложить ему свои товары, работы и услуги (ТРУ), не нарушая закон, нужно. Это увеличивает шансы на победу в закупке.

Особенности плана-графика

При составлении плана-графика обосновываются:

Ведение плана-графика включает размещение документа на официальном сайте и дублирование его в бумажной версии. Причем вариант на бумаге подписывает руководитель заказчика, и она хранится в соответствии с установленными требованиями. Кроме того, бумажная версия формируется после каждого изменения в плане-графике на сайте ЕИС.

Каждое изменение в плане-графике имеет юридическую силу.

В план закупок включаются все закупки, о которых будет размещено извещение, в которых поставщики будут приглашены участвовать и в результате которых с единственным поставщиком будет заключен контракт.

Часто возникает вопрос, нужно ли включать малые закупки у единственного поставщика в план-график. Да, нужно. Однако для закупок до 100 000 руб. (п. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) и 400 000 руб. (п. 5 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) предусмотрен упрощенный вариант. Необходимо указывать в плане-графике не каждый контракт, а общую годовую сумму закупок по видам расходов.

В план-график входит:

  • идентификационный код закупки;
  • наименование объекта;
  • НМЦК;
  • размер аванса;
  • этапы оплаты;
  • описание объекта закупки (неполное, как в ТЗ, но дает общее представление о том, что будет закупаться);
  • единица измерения и ее код по ОКЕИ;
  • количество товара, объем работы и услуги (всего/финансовый год);
  • периодичность или количество этапов;
  • размер обеспечения заявки/обеспечения исполнения контракта.

Этой информации достаточно для того, чтобы участник решил, нужно ли ему участвовать в закупке, и повысил свои шансы на победу. Поставщик может отложить деньги для обеспечения заявки, продумать логистику и подготовить транспорт в зависимости от количества товара.

Изменения в плане-графике

Госзаказчик имеет право вносить изменения в план-график за 10 дней до даты размещения извещения. На это есть несколько причин, и они, как правило, связаны с изменением:

  • плана закупок;
  • объема или стоимости ТРУ при подготовке к закупке, из-за чего поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с НМЦК, предусмотренной планом-графиком закупок, невозможна;
  • даты закупки, способа определения поставщика, этапа оплаты, сроков исполнения контракта (например, заказчик решает вместо электронного аукциона проводить электронный запрос котировок, потому что его стоимость меньше 500 000 руб.).

Есть и другие причины появления изменений в плане-графике:

  • заказчик отменяет закупку;
  • образуется экономия от использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований в соответствии с законодательством (госзаказчик провел десяток закупок, и закупки упали на большую сумму — заказчик подсчитывает все деньги, вносит изменения в план-график и указывает, что он проводит дополнительные аукционы);
  • ФАС выдала предписание, и закупка выставляется заново;
  • по итогам обязательного общественного обсуждения закупки заказчик решает ее не проводить в связи с нецелесообразностью либо изменением НМЦК;
  • возникли непредвиденные обстоятельства, которые нельзя было учесть на дату утверждения плана-графика;
  • высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местная администрация установили дополнительные основания для внесения изменений в планы-графики закупок.

План-график составляется обязательно, даже если в течение года не планируется никаких закупок. В этом случае формируется нулевой план-график, который позволяет поставщику не отслеживать закупки определенного заказчика в течение всего года.

4 распространенные ошибки в плане-графике

  • План-график обрывается

Это значит, что план-график формируется на месяц, квартал или полгода, и позже в него вносятся изменения. Таким образом, нарушается функция этого документа — предоставление возможности всем желающим ознакомиться с закупками заказчика в течение года.

  • Нарушаются сроки утверждения плановых документов

Бывает так, что план-график сформирован, но утверждают его намного позже. За нарушение сроков утверждения плановых документов грозит штраф от 5 000 руб. до 30 000 руб. (ст. 7.29.3 КоАП).

  • Не учитываются малые закупки

Часто заказчики забывают включить в план-график закупки до 100 000 руб. и объединяют их в одну категорию закупок без детализации объектов закупок внутри категории.

Поставщику важно видеть, какую сумму заказчик будет тратить на единственного поставщика в этом году, чтобы понять, стоит ли встретиться с госзаказчиком и предложить свои товары и услуги.

  • Некорректно указана НМЦК

Перед размещением закупочной документации нужно проверить соответствие НМЦК рыночным условиям, чтобы исключить занижение или завышение цены контракта.

Поиск закупки в ЕИС через план-график

В ЕИС по каждому заказчику можно найти план-график, также доступен поиск заказчиков по словам. Но при всей видимой простоте поиск закупок представляет собой трудоемкий процесс, так как поставщику приходится анализировать и отслеживать много заказчиков и позиций.

Как именно осуществлять поиск закупок в ЕИС?

На сайте ЕИС выберите раздел «Планы-графики закупок (44-ФЗ)» и воспользуйтесь опцией «Расширенный поиск». Если вы введете в поле поиска слово «кровать», то система выдаст вам результаты, по которым видно, что закупка загружена в план-график, он структурирован, указано, какой заказчик разместил план-график. Также имеются номер плана закупки, сведения о закупке, изменения в плане.

Кликнув на номер плана-графика, вы перейдете на страницу, где указаны общие сведения плана-графика, позиции плана-графика и другая важная информация. Перейдите в раздел «Сведения плана-графика», чтобы уточнить наименование объекта закупки, НМЦК, а также сроки начала осуществления закупки и окончания исполнения контракта.

Обратите внимание на то, что поле «Поиск позиции плана-графика» раскрывается с помощью оранжевой стрелки. Эта опция позволяет классифицировать закупку по ОКПД2, внести код позиции КТРУ, а также сортировать через наименование объекта закупки или по НМЦК. В поле «Наименование объекта закупки» можно искать слово по корню или усеченной основе. Допустим, для слова «кровать» использовать усеченный вариант «кров». Так можно выйти, например, на закупку о «поставке кроватей медицинских механических функциональных».

После этого можно проверить «Общие сведения позиции». На этом этапе нужно найти «Описание объекта закупки».

Описания в плане закупок и плане-графике — это предварительные записи, поэтому нельзя быть абсолютно уверенным в том, что эти позиции будут выставлены для проведения закупки. Заказчик имеет право вносить изменения в план-график — у него могут измениться потребности и тип закупки.

Как упростить поиск закупок в плане-графике

С помощью системы Контур.Закупки можно быстрее искать закупки в плане-графике. При этом алгоритм работы у нее такой же, как и в ЕИС.

Читайте также:  Изменение цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Так, например, чтобы не перебирать плановые документы нескольких известных заказчиков одного региона, достаточно сделать поиск по заказчикам всей страны. Для этого достаточно зайти в сервис Контур.Закупки, ввести в поисковую строку объект закупки — и вы увидите всех, кто планирует начать закупки в ближайшее время.

Искать можно по ключевым словам — названию объекта или ОКПД2. Можно выбрать «закупки, которые планируются», виды процедуры — например, «только котировки», конкретного заказчика и площадку (некоторые организации проходят аккредитацию только на определенных площадках), начальную цену, дату проведения закупки.

Например, можно осуществлять поиск по словам «компьютер», «свет», «звук», если компания занимается таким видом оборудования. В результате выходит порядка 10 000 планируемых закупок на год — речь идет о закупке либо компьютеров, либо звукового или светового оборудования. Можно сразу увидеть название закупки, критерии отбора закупки, сумму и дату, когда она была размещена. Искать можно и по критериям «выше 1 млн рублей» или «до 300 000 рублей».

Анализ заказчика в Контур.Закупках

Даже если обеспечение, предмет контракта и объект закупки подходят, в некоторых закупках сложно победить, потому что заказчики стараются не допустить чужих поставщиков в свои закупки. Они делают ТЗ «для своих» и маскируют название закупки так, чтобы ее сложно было найти в ЕИС по ключевым словам. Система Контур.Закупки учитывает это и предлагает анализ заказчика, в результате которого можно проверить, сколько закупок провел госзаказчик и сколько у него поставщиков.

Если крупная организация работает с 5-6 поставщиками, и у каждого из них по сотне контрактов, то это, скорее всего, указывает на коррупцию.

Чтобы тщательнее проанализировать заказчика, можно отдельно рассмотреть планируемые закупки, завершенные, отмененные, на этапе работы комиссии и подачи заявок. По завершенным закупкам становится понятно, подавались ли жалобы в ФАС.

Всю информацию по закупкам можно выгрузить в Excel. Если закупка понравилась, ее можно добавить в «Избранное» и сортировать по месяцам, сложности, объекту закупки, важности.

Когда размещать план закупок и план-график на 2020 год

Публикация плана закупок на 2020 год

План закупок являлся основным документом планирования. План-график формировался в строгом соответствии с ним. Заказы размещались в ЕИС, только если они указывались в закупочном плане. С 01.10.2019 план закупок официально отменен, а статья 17 44-ФЗ утратила силу (71-ФЗ от 01.05.2019).

Остаток 2020 года (ноябрь и декабрь) закупочная деятельность ведется по старым правилам: заказ включается в оба плановых документа. На 2020 план закупок не составляется и не публикуется.

Срок размещения плана-графика на 2020 год

План-график функционально стал ключевым плановым документом. В нем отражаются все планируемые на три года (отчетный и два плановых) заказы. Форма и содержание документа существенно изменились.

Предельный срок для утверждения плана-графика — 10 рабочих дней со дня:

  1. Доведения лимитов бюджетных обязательств до государственного (муниципального) заказчика.
  2. Утверждения плана ФХД бюджетного, автономного учреждения, плана (программы) ФХД унитарного предприятия.
  3. Доведения лимитов бюджетных обязательств до бюджетного, автономного учреждения, унитарного предприятия или иного юрлица, которому переданы полномочия заказчика в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Такие лимиты поступают на счет, предназначенный для учета операций по переданным полномочиям.

Не путайте его с периодами для размещения плана-графика в ЕИС. Предельные сроки размещения плана закупок и плана-графика на 2020 год по 44 ФЗ не прописали. Утвержденный план-график публикуется с применением функций Единой информационной системы, ГИС «Электронный бюджет» или муниципальных информационных сервисов. После формирования план-график автоматически передается на контроль (ч. 5 ст. 99 44-ФЗ).

Если проверка выдает замечания, их надлежит исправить и отправить скорректированный план-график на повторный контроль. Если проверяющий орган не выявил нарушений, то утвержденный заказчиком план-график размещается в Единой информационной системе в течение 1 рабочего дня с момента его направления для размещения (п. 14, 15 Правил из ПП РФ № 1367 от 12.12.2015).

До 31.03.2019 проверка проводится только на соответствие объемов финансирования, доведенного заказчику, и величины финансовых средств, затрачиваемых на закупочную деятельность (ч. 7 ст. 2 71-ФЗ). С 01.04.2019 контроль коснется следующих направлений (ч. 5 ст. 99 44-ФЗ):

  • непревышение объема финансирования закупок, включенных в план-график, над доведенными до заказчика средствами;
  • соответствие сведений об ИКЗ;
  • соблюдение лимитов по заказам, которые не размещаются в ЕИС по нормам 44-ФЗ.

Изменения коснулись всего процесса планирования. Заказчики формируют новые плановые документы в течение 10 рабочих дней после утверждения регистра финансово-хозяйственной деятельности, а система автоматически публикует корректный план-график в положенный срок. По новым правилам проводится и размещение закупок после опубликования плана-графика. Заказы размещаются не через 10 дней (как раньше), а через 1 день после публикации планового регистра (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ). Ждать и терять время больше не придется.

Сроки размещения плана закупок по 223-ФЗ

Обязанность формировать, утверждать и размещать его в ЕИС определена ч. 2 ст. 4 223-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932. Предельный срок размещения утвержденного плана закупки в ЕИС по 223 ФЗ — 10 календарных дней с даты утверждения, но не позднее 31 декабря текущего календарного года (Постановление от 10.09.2012 № 908). Утверждению подлежит единый электронный документ с возможностями поиска, копирования любой части текста и сохранения регистра другими пользователями.

Ответственность за просрочку с план-графиком

Нарушение сроков публикации грозит наказанием:

  • для заказчиков контрактной системы — наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 30 000 рублей (ст. 7.29.3 КоАП);
  • для отдельных видов юридических лиц: на должностное лицо — в размере от 2000 до 5000 рублей (ст. 7.32.3 КоАП);
  • для юридических лиц — от 10 000 до 30 000 рублей (ст. 7.32.3 КоАП).

Федеральный закон № 223 предусматривает отсутствие ответственности заказчика, если просрочка вызвана длительными (более одного рабочего дня) техническими неполадками в ЕИС, при условии, что информация по плановому документу опубликована на сайте заказчика в установленный законом период, а в ЕИС — в течение одного рабочего дня после устранения неполадок (ч. 13 ст. 4 закона 223-ФЗ).

Закупки по 223-ФЗ: что заказчик должен размещать в ЕИС

    On 10.01.2019 0 Комментарии 223-ФЗ, ЕИС, Конкурс, Статьи

Как известно, закон 223-ФЗ является рамочным и дает заказчикам много свободы. Тем не менее в отношении документов, которые они обязаны размещать в ЕИС, закон довольно строг. Давайте разберемся, какие документы и отчеты следует публиковать, и что будет, если этого не делать.

Что и когда нужно размещать в ЕИС

В отношении документов, подлежащих размещению в системе, установлены различные сроки. В следующей таблице мы собрали информацию о том, что и когда нужно размещать в ЕИС заказчикам по 223-ФЗ, а также указали соответствующие нормы законодательства.

Таблица. Сроки размещения документов в ЕИС (по 223-ФЗ)

ДокументСрок размещенияНорма закона
Положение о закупке (в т.ч. изменения)Не позднее 15 дней со дня утвержденияч. 1 ст. 4 223-ФЗ
План закупок (в т.ч. изменения)10 календарных дня с даты утверждения, но не позднее 31 декабряп. 14 раздела 3 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 № 908
В отношении конкурса / аукциона:
  • извещение о закупке,
  • документация о закупке,
  • проект договора
Не менее, чем за 20 дней до дня окончания подачи заявокч. 2 ст. 3 223-ФЗВ отношении иных способов закупки:

  • извещение о закупке,
  • документация о закупке,
  • проект договора
В сроки, предусмотренные Положением о закупкеч. 3 ст. 3 223-ФЗИзменения, вносимые в извещение и документацию о закупкеНе позднее, чем в течение 3 дней со дня принятияч. 11 ст. 4 223-ФЗРазъяснения документации о закупкеПротоколы, составляемые в ходе закупкиНе позднее чем через 3 дня со дня подписанияч. 12 ст. 4 223-ФЗОтказ от проведения закупкиВ сроки, предусмотренные Положением о закупкеИная информация о закупкеСведения о количестве и общей стоимости договоров (4 вида отчетов)Ежемесячно, до 10 числа каждого месяца, следующего за отчетнымч. 19 ст. 4 223-ФЗИнформация и документы о заключении договора с поставщикомНаправляются в Реестр в течение 3 рабочих дней со дня заключения договорач. 2 ст. 4.1 223-ФЗИнформация и документы об изменении, исполнении или расторжении договораВ течение 10 днейч. 2 ст. 4.1 223-ФЗГодовой отчет о закупках у МСПДо 1 февраля года, следующего за отчетнымч. 21 ст. 4 223-ФЗ

Что можно не публиковать

Однако размещению в ЕИС подлежит не вся информация о закупках по 223-ФЗ. В частности, не размещаются такие данные:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. О закупках в рамках гостайны.
  2. Если в отношении закупки принято решение правительства в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона 223-ФЗ.
  3. О закупках стоимостью не более 100 тыс. рублей.
  4. Для заказчиков, чья годовая выручка за отчетный год составила более 5 млрд рублей — о закупках, стоимостью не более 500 тыс. рублей.

Не разместили информацию? Готовьтесь к штрафам!

Для заказчиков по 223-ФЗ и их должностных лиц предусмотрены довольно большие штрафы за нарушение порядка и сроков публикации документов в ЕИС:

  1. Если информация не размещена, то штраф для заказчиков составит 100-300 тыс. рублей, а для должностных лиц – 30-50 тыс. рублей.
  2. Если информация размещена с нарушением срока, штраф для заказчиков составит 10-30 тыс. рублей, а для должностных лиц 2-5 тыс. рублей.

Важно знать! Иногда бывает, что заказчик не успевает разместить информацию в срок из-за технических сбоев в ЕИС. В этом случае крайний срок отодвигается на 1 рабочий день с момента устранения всех неполадок в работе системы.

О размещении ежемесячных отчетов в ЕИС:

Особенности планирования закупок с 01.01.2015 г. Порядок внесения изменений в структурированный вид плана закупки (в рамках 223-ФЗ)

В связи с необходимостью формирования 01.01.2015 года плана закупок в структурированном виде у многих заказчиков возникают вопросы, связанные с заполнением формы структурированного плана закупок, предлагаемого функционалом Официального сайта (www.zakupki.gov.ru).

Читайте также:  Проведение экспертизы результатов по контракту силами заказчика по 44 ФЗ

В данной статье пошагово описываются правила и порядок формирования плана закупок, а также внесения изменений.

Требования нормативно-правовых актов по планированию закупок

Согласно п.2 ч.4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), заказчик размещает в единой информационной системе (далее – ЕИС) план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в ЕИС такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 г. № 932 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – ПП РФ№932).

Порядок размещения на Официальном сайте плана закупок, изменений, вносимых в план закупок устанавливается Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. № 908 «Об утверждении положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» (далее – ПП РФ№908).

Что включается в план закупок, степень детализации

План закупки может формироваться с учетом таких сведений, как курс валют, биржевые индексы и другие сведения, на основании следующих программ, определяющих деятельность заказчика:

  • производственная программа (учитываются все закупки, формирующие смету затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг));
  • ремонтная программа (план ремонтов);
  • инвестиционная программа (включая техническое перевооружение и реконструкцию, в том числе в области информационных технологий, новое строительство);
  • иные программы.

Согласно ПП РФ №932, в случае если период исполнения договора превышает срок, на который утверждаются планы закупок (долгосрочные договоры), в планы закупок также включаются сведения на весь период осуществления закупки до момента исполнения договора. Т.е. в столбце «Планируемая дата или период размещения извещения о закупке (мес, год)», должны быть указаны дата или период, когда закупка была размещена, например:

При этом в случае если извещение о закупке размещалось в 2014 году, Официальный сайт не позволяет вносить в структурированный план закупок такую информацию.

Система выдает следующее сообщение:

Сведения о закупках, которые не включаются в план закупок

В план закупки не включаются следующие сведения:

  • Сведения о закупке товаров, работ, услуг составляющие государственную тайну (Ст.5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» определен перечень сведений, составляющих государственную тайну).
  • Сведения о закупке, по которой принято решение Правительства РФ (ПП РФ от 14.06.2012 г. № 591 «Об утверждении правил подготовки и принятия актов Правительства РФ об определении конкретной закупки, перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте»).

Заказчик вправе не включать в план закупок:

  • Информация о закупках стоимостью до 100 000 рублей, а в случае, если годовая выручка за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд. рублей – стоимостью до 500 000 рублей.

Некоторые Заказчики не включают в план закупок и не публикуют информацию о закупках, содержащих коммерческую тайну, при этом законного основания для этого нет, поскольку законодательством определен «закрытый» перечень того, что не включается в план закупки.

Кто подписывает план закупок

Согласно утвержденной формы план закупок должен быть подписан руководителем или уполномоченным лицом заказчика.

Структурированный вид плана закупок

Согласно п.15 ПП РФ №908 для размещения плана закупки представитель заказчика формирует с помощью функционала Официального сайта план закупки (структурированный вид плана закупки) или размещает в закрытой части официального сайта электронный вид плана закупки, п.15 в части размещения электронного вида плана закупки действует до 31 декабря 2014 года. Т.е. руководствуясь данной нормой заказчик с 01.01.2015 года размещает план закупки в структурированном виде, форме, которая предлагается к заполнению Официальным сайтом.

Согласно п.16 ПП РФ № 908, в случае необходимости, представитель заказчика может вместе со структурированным видом плана закупки разместить план закупки в виде графического образа его оригинала. Данная норма не является обязательной.

План закупки считается размещенным надлежащим образом после размещения на Официальном сайте:

    структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки

  • структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана.
  • Сроки размещения плана закупок, внесения изменений

    Размещение плана закупки товаров, работ, услуг, информации о внесении в него изменений на ОС осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений.

    Размещение плана закупки на официальном сайте осуществляется не позднее 31 декабря текущего календарного года. Некоторые считают, что последним днем для размещения плана закупок в 2015 году было 12 января. Данное мнение неверно, последним днем было 31 декабря 2014 года.

    Согласно ПП РФ №932 (п.9 Правил) в случае если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения на Официальном сайте извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений. При этом, что законодателем подразумевается под внесением изменений, не понятно. Если день внесения изменений равен моменту принятия решения о внесении изменений (утверждение руководителем изменений), то схема включения информации о проведении конкурса или аукциона в план закупки в ЕИС выглядит следующим образом:

    • 20.02.15 вносим изменения в план закупок – утверждаем у руководителя
    • 20.02.15 публикуем в ЕИС информацию о проведении конкурса
    • 29.02.15 (в течение 10 дней с момента «внесения изменений») публикуем план закупок с перечнем изменений на Официальном сайте.

    Согласно ч.9 ст. 8 Закона о закупках с 01.01.2013 года до 01.01.2015 года планы закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещаются заказчиками в ЕИС на трехлетний срок. Заказчики разместили планы закупки инновационной продукции с 01.01.2013-31.12.2015, при этом согласно ч.3 ст. 4 Закона о закупках с 01.01.2015 года такой план размещается заказчиком в ЕИС на период от пяти до семи лет, при этом разместить его до 31.12.2014 г. на срок с 01.01.2015-31.12.2019 Официальный сайт не позволяет, выводя информацию о том, что план закупок инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств действует до 31.12.2015 г. При направлении официального запроса в службу технической поддержки Официального сайта, сообщается, что обязанность размещать такой план появляется только с 2015 года.

    Сроки формирования плана закупок представлены в таблице:

    Критерии отнесения закупаемой продукции к категории инновационной и (или) высокотехнологичной устанавливаются федеральными органами исполнительной власти.

    Как заполнять структурированный вид плана закупки на Официальном сайте

    Публикуется ли на официальном сайте извещение о произведенной вне плана-графика закупке на сумму до 100 тыс. руб.?

    Заказчик планирует осуществить закупку у тепловых сетей (монополист) на сумму до 100 тыс. руб. Закупка не предусмотрена планом-графиком.
    Обязан ли заказчик разместить на официальном сайте извещение об осуществлении закупки?

    По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции. Указанная в вопросе закупка не может быть осуществлена по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Сведения о закупке должны быть отражены в плане-графике, а извещение об осуществлении закупки заказчик обязан разместить на официальном сайте.

    В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или осуществляют закупки у единственного контрагента. Способ определения контрагента заказчик, в силу ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, выбирает в соответствии с положениями гл. 3 этого Закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. А в силу ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона.

    Таким образом, закупка у единственного контрагента допускается Законом № 44-ФЗ в качестве исключений, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 1 ст. 93 этого Закона. Так, согласно п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ допускается закупка у единственного контрагента услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам). Кроме того, на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 возможно осуществление закупки у единственного контрагента товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», в том числе услуг по передаче тепловой энергии (п. 1 ст. 4 данного Закона).

    Согласно ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 1 — 3, 6 — 8, 11 — 14, 16 — 19 ч. 1 ст. 93, заказчик размещает в Единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

    Системный анализ ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ показывает, что каждый из пунктов указанной части является самостоятельным основанием для осуществления закупки. Применение большинства указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ случаев обусловлено наличием определенных особенностей товаров, работ, услуг, специальным правовым регулированием какого-либо рынка, специальным статусом контрагента, особенностью ситуации, в которой находится заказчик, и т.п. И только п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, устанавливающий возможность закупки на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., и п. 5 этой части допускают закупку у единственного контрагента в отсутствие специальных оснований в зависимости только от суммы каждого контракта и общей суммы закупки на основании данных пунктов. Из этого, на наш взгляд, следует, что основанием для закупки у единственного контрагента по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., является как раз отсутствие каких-либо специальных оснований, предусмотренных иными пунктами данной части. Заказчик не вправе выбирать основание закупки у единственного контрагента между пунктами, предусматривающими «общие» основания (п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), и пунктами, предусматривающими специальные основания (прочие пункты ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, в том числе п. 1 или п. 8 этой части). Ведь исполнение публично-правовых, установленных законом обязанностей не может быть поставлено в зависимость от воли обязанного лица (решения считать закупку осущест­вленной на основании иной нормы).

    Читайте также:  Дополнительное соглашение к государственному контракту об увеличении объема работ по 44-ФЗ

    В связи с изложенным мы полагаем, что каждое из оснований, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, является самостоятельным, и закупка услуг по передаче тепловой энергии либо услуг по теплоснабжению, даже если сумма контракта не превышает 100 тыс. руб., должна осуществляться на основании, соответственно, п. 1 или п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, что предполагает размещение извещения на официальном сайте об осуществлении такой закупки.

    В заключение отметим, что, если соответствующая закупка не предусмотрена планом-графиком, заказчик не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки обязан внести соответствующие изменения в план-график размещения заказов на 2015 год, руководствуясь Порядком, утвержденным приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н, а также Особенностями, утвержденными приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20.09.2013 № 544/18н, после чего разместить на официальном сайте в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки.

    223 ФЗ. Статья 4. Информационное обеспечение закупки

    1. Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению на официальном сайте не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

    2. Заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    3. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается заказчиком на официальном сайте на период от пяти до семи лет.

    4. Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

    5. При закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

    6. Положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению на официальном сайте дополнительная информация.

    7. Заказчик дополнительно вправе разместить указанную в настоящей статье информацию на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

    8. Извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

    9. В извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, следующие сведения:

    1) способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);

    2) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;

    3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;

    4) место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

    5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

    6) срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;

    7) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

    10. В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

    1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

    2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

    3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

    4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

    5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

    6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

    7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

    8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

    9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

    10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

    11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

    12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

    13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

    11. Изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае, если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней.

    12. Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

    13. В случае возникновения при ведении официального сайта федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение официального сайта, технических или иных неполадок, блокирующих доступ к официальному сайту в течение более чем одного рабочего дня, информация, подлежащая размещению на официальном сайте в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке, размещается заказчиком на сайте заказчика с последующим размещением ее на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня устранения технических или иных неполадок, блокирующих доступ к официальному сайту, и считается размещенной в установленном порядке.

    14. Размещенные на официальном сайте и на сайте заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом и положениями о закупке информация о закупке, положения о закупке, планы закупки должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

    15. Не подлежат размещению на официальном сайте сведения о закупке, составляющие государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи. Заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

    16. Правительство Российской Федерации вправе определить:

    1) конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте;

    2) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте.

    17. Порядок подготовки и принятия актов Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

    18. Размещение заказчиками на официальном сайте информации о закупке осуществляется без взимания платы. Порядок размещения на официальном сайте информации о закупке устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок регистрации заказчиков на официальном сайте устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на ведение официального сайта.

    19. Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте:

    1) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;

    2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);

    3) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи.

    Ссылка на основную публикацию