Заказчик не указал в наименовании закупки конкретный предмет договора

Энциклопедия решений. Описание объекта закупки и формирование предмета контракта

Описание объекта закупки и формирование предмета контракта

Из п. 1 ч. 1 ст. 33, а также п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ следует, что под объектом закупки в этом Законе понимаются непосредственно товары, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта. Однако правила описания объекта закупки не следует путать с формированием предмета контракта. Ни одна из норм Закона N 44-ФЗ не требует, чтобы предметом контракта являлся только один объект закупки, и не устанавливает требования к совмещению разных объектов закупки в рамках предмета одного контракта. Единственное исключение – указание п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, что в случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством РФ, а также указанные лекарственные средства и лекарственные средства с торговыми наименованиями. Во всех прочих случаях Закон N 44-ФЗ формирование предмета контракта не регламентирует.

Поскольку Закон N 44-ФЗ основан на нормах, в том числе, Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), к регулируемым им отношениям применяются нормы Гражданского кодекса РФ, если самим Законом N 44-ФЗ не предусмотрено иного. В соответствии же с принципом свободы договора, зафиксированным в п. 2 ст. 1, п.п. 1, 2, 4 ст. 421 ГК РФ, стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом договор и свободно определить любые его не противоречащие закону условия, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Как было сказано выше, свободу определения условия контракта о его предмете Закон N 44-ФЗ не ограничивает.

Определенные ограничения на формирование предмета закупки вытекают только из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон N 135-ФЗ), которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок или запроса предложений. Включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ, для должностных лиц заказчика.

В связи с тем, что законодательством не раскрывается понятие функциональной и технологической взаимосвязи товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, поскольку это является вопросом в большей степени техническим и (или) организационным, в случае возникновения спорной ситуации окончательный ответ на вопрос, совместимы ли товары, работы, услуги, включенные в контракт, технологически и функционально между собой, может только суд.

По нашему мнению, единственным относительно объективным критерием технологического и функционального единства может выступать обоснование того, что поставка одних товаров (выполнение работ, оказание услуг) невозможна, затруднительна или, по крайней мере, экономически нецелесообразна без одновременной или последовательной поставки других товаров (выполнения работ, оказания услуг). Полагаем, что это подтверждается судебной практикой, сложившейся еще в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 94-ФЗ). Тогда Президиумом ВАС РФ в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 была сформулирована правовая позиция, что основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений. Данной позиции суды придерживаются и сейчас (см., например, постановление Восьмого ААС от 06.04.2015 N 08АП-2580/15, а также постановление АС Западно-Сибирского округа от 26.02.2015 N Ф04-16571/15).

Заметим, что, с нашей точки зрения, возможность совмещения в предмете одного контракта поставки оборудования и работ по его установке и монтажу, услуг по обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, прямо следует из ч. 4 ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В случае же объединения проектных и строительных работ по одному объекту, напротив, невозможность объединения, на наш взгляд, вытекает из самого характера технологической взаимосвязи (подробнее данный вопрос рассматривается в отдельном материале).

Закон N 44-ФЗ также не ограничивает предусмотренную п. 3 ст. 421 ГК РФ возможность заключить смешанный договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами. При этом ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 22.07.2011 N Ф02-3010/11 указал, что наличие признаков смешанного договора не может безусловно свидетельствовать об отсутствии технологической и функциональной взаимосвязи в смысле, придаваемом Законом N 135-ФЗ. Безусловно, при этом могут быть другие свидетельства нарушения требований ч. 3 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, однако в отсутствие такого спора суды рассматривают смешанные контракты как правомерные (см., например, постановления Пятого ААС от 13.10.2014 N 05АП-12262/14, АС Московского округа от 02.02.2015 N Ф05-16726/14).

Равным образом Закон N 44-ФЗ не содержит запрета на разделение закупки связанных между собой товаров, работ, услуг на предметы нескольких работ, ограничений на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, аналогичных введенным в Закон N 94-ФЗ для предотвращения необоснованного дробления единого заказа на одноименные товары с целью ухода от обязанности проведения торгов (см. постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 2518/11). В Законе N 44-ФЗ ограничения на закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя установлены иным образом, путем установления предельной общей суммы закупок на основании норм, допускающих заключение контракта с единственным контрагентом в зависимости только от суммы. Вместе с тем это, по нашему мнению, не исключает предъявления претензий со стороны контролирующих органов в случае реального дробления предмета закупки, раздельной закупки идентичных или технологически и функционально дополняющих друг друга товаров, работ, услуг. Данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Решение по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/4-18

по делу о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок № 05-02/4-18

24.01.2018 г. г. Курган

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее – Комиссия Курганского УФАС России)

рассмотрев жалобу ИП П. на действия Заказчика ГБУ «Курганская областная клиническая больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов (извещение № 0343200010717000469), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

09.01.2018 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ИП П. на действия Заказчика – ГБУ «Курганская областная клиническая больница» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов (извещение № 0343200010717000469).

В жалобе Заявитель указал, что при описании объекта закупки Заказчик установил такие требования к техническим характеристикам товара, которые соответствуют товару только одного производителя, что ограничивает доступ к участию в аукционе других производителей товаров и компаний, специализирующихся на поставке продукции конкретных производителей товаров. По мнению заявителя на уникальность требуемого к поставке товара указывает характеристика системы защиты изделия «защитная металлическая клипса». Полагает, что Заказчиком предъявлены необоснованные требования к товару, что ведет к ограничению числа участников закупки.

Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласен. Просит признать жалобу заявителя необоснованной.

Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России жалоба рассмотрена по существу заявленных требований и проведена внеплановая проверка. 25.12.2017 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение электронного аукциона на поставку расходных материалов (извещение № 0343200010717000469).

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 047 193,30 рублей.

Заказчиком является ГБУ «Курганская областная клиническая больница».

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.01.2017 подано 6 заявок, все участники закупки, подавшие заявки допущены к участию в аукционе.

На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами “или эквивалент” либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В разделе 28 аукционной документации «Техническое задание» Заказчик установил требования к показателям товара, подлежащего поставке, в том числе по позициям 5,7,9,11,13 о наличии защитной металлической клипсы.

На рассмотрении жалобы по существу представитель Заказчика пояснил, что, требование, к поставляемому товару о наличии защитной металлической клипсы установлено в соответствии с потребностью Заказчика.

В соответствии с требованиями Административного регламента, ч.1 ст.99 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок не вправе давать оценку заданным заказчиком потребностям и нуждам при осуществлении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Кроме того, заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

При составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Читайте также:  Нужно ли составлять документацию о закупке стоимостью не более 100 тыс. руб. по закону 223

Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.

Указанная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).

Согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Рассмотрев аукционную документацию Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что при описании объекта закупки заказчиком не были использованы товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также иные запрещенные законом требования, заказчиком указаны лишь необходимые функциональные, технические, качественные характеристики товаров, что позволяет сделать вывод о соблюдении заказчиком требований о наименовании и описании объекта закупки, установленных статьями 64, 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, предметом аукциона является поставка товара, а не его изготовление. Заказчик не предъявляет дополнительных требований ни к производителю товара, ни к участнику закупки.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участник закупки – любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее – офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика вне зависимости от того, является ли такой участник производителем товара, являющегося объектом данной закупки.

Товар может быть предложен Заказчику различными поставщиками товара, круг которых не ограничен, что подтверждается коммерческими предложениями, полученными Заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта.

Указание Заказчиком определенных требований к товару обусловлено потребностями Заказчика и не свидетельствует о том, что включение рассматриваемых требований в аукционную документацию влечет ограничение количества участников закупки, так как товар соответствующего качества и свойств может быть предложен несколькими поставщиками.

Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что Заявитель имеет равные возможности с другими хозяйствующими субъектами участвовать в закупке, целью которой является обеспечение нужд заказчика, и предложить необходимый товар на условиях, предусмотренных аукционной документацией.

Поскольку основной целью законодательства о закупках является удовлетворение потребностей заказчиков, а не интересов хозяйствующих субъектов, то указанные в техническом задании параметры товара, и отсутствие такого товара у отдельных производителей либо иных хозяйствующих субъектов не является ограничением количества участников аукциона.

Доказательств того, что требования к закупаемому товару указаны лишь в целях обеспечения победы в аукционе конкретному хозяйствующему субъекту или для исключения участия в торгах конкретного потенциального участника, при рассмотрении жалобы по существу не представлено.

Включение в аукционную документацию требований, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, предлагаемые товары которых не отвечают таким требованиям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. Спорные требования являются одинаковыми для всех участников аукциона, не создают преимущества кому-либо из них и не могут ограничивать доступ к участию в торгах.

Кроме того, возможное сужение круга участников закупки, само по себе не может расцениваться как нарушение Закона о контрактной системе. Принцип запрета необоснованного ограничения круга участников торгов, Заказчиком не нарушен.

На основании вышеизложенного, отсутствуют основания полагать, что установленные заказчиком требования к поставляемому товару не позволяют гарантировать существование конкурентной среды при осуществлении данной закупки.

Комиссия Курганского УФАС России пришла к выводу, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок, исходя из потребностей заказчика. Установленное ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе требование Заказчиком соблюдено. Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности Заказчика относительно требований к поставляемому товару.

Довод Заявителя признан Комиссией Курганского УФАС России необоснованным.

В результате проведения внеплановой проверки нарушений в действиях Заказчика Комиссией Курганского УФАС России не выявлено.

Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 № 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,

Признать жалобу ИП П. необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.

10 распространенных ошибок заказчиков по 44-ФЗ

Законодательство постоянно меняется и нельзя быть уверенным на 100%, что, проводя закупку, сделал все правильно. В статье мы собрали наиболее распространённые ошибки заказчиков, которые встречаются на практике и которые нужно учиться не допускать.

Чаще всего ошибки совершаются при формировании закупочной документации, в частности, при описании объекта закупки. От того, насколько правильно составлена закупочная документация, зависит исход закупки. Остановимся на наиболее распространённых ошибках заказчиках, допускаемых ими на этапе формирования документации.

1. Избыточные требования при описании объекта закупки

Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние требования. Например, указывают характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях — «температура начала кристаллизации», «индекс вязкости», «плотность», «содержание серы в %».

Для того, чтобы испытать товар, участник закупки должен его сначала произвести или купить. При этом Закон № 44-ФЗ не обязывает претендента на контракт иметь в наличии товар на складе в момент проведения торгов.

Поэтому не следует включать в техзадание требования к химическому составу, компонентам товара, технологии его производства, и показатели, значения которых можно определить по результатам испытаний (как правило, указание на то, что данный показатель определяется испытанием, имеется в ГОСТе).

Соответствующие разъяснения есть в письме ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16. Позиция ФАС России поддержана решением Верховного суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287.

Пример: Решение ФАС России от 08.06.2018 по делу № 18/44/105/640 (номер закупки в ЕИС 0315100000318000106)

2. Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки

Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о наличии в составе закупочной документации инструкции по заполнению заявки. При этом требования непосредственно к содержанию инструкции отсутствуют.

В этой связи некоторые заказчики пренебрегают разработкой данного раздела и ограничиваются формальным наличием инструкции в тексте документации.

На этот счет уже сложилась позиция ФАС России, которая считает ненадлежащую инструкцию нарушением Закона № 44-ФЗ.

Положения инструкции должны быть понятными и непротиворечивыми. Так, инструкция должна содержать, в том числе указание на разделы документации, в которых содержатся показатели, в отношении которых участники подают свои предложения, порядок их заполнения.

Требования к инструкции по заполнению заявки изложены ФАС России в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Пример: Решение ФАС России от 13.09.2016 по делу № К-1462/16 (номер закупки в ЕИС 0158200002016000011)

3. Составление документации, создающей преимущества отдельным поставщикам

Данное нарушение проявляется в двух основных формах:

  • установление в техническом задании требований к поставке товара с определенными характеристиками, которым отвечает товар «нужных» поставщиков (это могут быть требования к весу, упаковке, габаритам, комплектности);
  • использование в документации критериев оценки, необоснованно создающих преимущества определенным поставщикам (успешный опыт поставок на территории одного населенного пункта, наличие на праве собственности оборудования и материальных ресурсов).

Такие требования свидетельствуют об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам закупки, что может послужить основанием для рассмотрения действий заказчика на соответствие требованиям не только Закона № 44-ФЗ, но и требованиям антимонопольного законодательства (статья 17 Закона № 135-ФЗ).

Пример: Решение Тюменского УФАС России от 18.05.2018 по делу № ФКС18/156 (номер закупки в ЕИС 0167200003418002162).

4. Требование о поставке товара определённого производителя без сопровождения словом «или эквивалент» и отсутствие параметров эквивалентности

Иногда в документации о закупке заказчики указывают наименование производителя, страны происхождения и торговую марку товара без слов «или эквивалент».

Это допустимо только в тех случаях, когда заказчик обоснует необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые уже им используются.

В иных случаях, указание на торговую марку товара без сопровождения слов «или эквивалент» является прямым нарушением Закона № 44-ФЗ.

Также заказчик обязан установить параметры эквивалентности — максимальные и минимальные значения показателей, а также какие показатели менять нельзя. Не установив параметры эквивалентности, заказчик нарушает Закон № 44-ФЗ.

Важно! Если не написано по каким параметрам определять эквивалентность, то любой товар можно считать эквивалентом.

Пример: Решение ФАС России от 13.12.2017 № КГОЗ-424/17 (номер закупки в ЕИС 0548100000217000022).

5. Некопируемая документация

Проблема заключается в том, что заказчики размещают документацию в формате «*.pdf», рисунках, файлах с расширением «*.exe» и в других форматах, которые не позволяют участнику закупки осуществить поиск и копирование техзадания.

Невозможность копирования текста вынуждает участников закупки самостоятельно перенабирать текст, что приводит к опечаткам в заявке и влечёт риски не заполнить заявку в установленные сроки.

Позиция ФАС России — документация в некопируемом/нередактируемом формате нарушает Закон № 44-ФЗ, ограничивает конкуренцию, указывает на «заточку» закупки под «нужного» поставщика.

По данному поводу есть письма ФАС России от 16.11.2016 № ИА/79173/16 и Минэкономики России от 23.05.2016 № Д28и-1299, от 22.02.2017 № Д28и-1121.

Пример: Решение ФАС России от 02.08.2017 по делу № К-986/17 (номер закупки в ЕИС 0158100017017000043).

6. Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме

Неразмещение проектно-сметной документации в полном объеме — нарушение. Нежелание размещать всю проектно-сметную документацию заказчики иногда мотивируют стремлением не запутать участников закупки или отсутствием в этом необходимости, поскольку выполняется лишь часть работ в рамках сметы.

Однако, размещение не всей проектно-сметной документации ограничивает возможность подготовки заявки на участие в электронном аукционе и влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

Такой позиции придерживаются специалисты ФАС России (письмо № АЦ/14427/16 от 09.032016), Минэкономразвития России (письмо от 20.04.2017 № Д28и-1623). Аналогичная позиция содержится и в Обзоре Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017.

Пример: Решение ФАС России от 10.05.2017 № 432 (номер закупки в ЕИС 0119200000117001503).

Другой ряд распространённых ошибок связан с необоснованным отклонением заявок участников. Здесь можно остановиться на следующих ошибках:

Читайте также:  Порядок банковского сопровождения контрактов по 44 ФЗ

7. Отклонение заявки участника в связи с отсутствием указания товарного знака

Отклонение заявки по причине отсутствия указания на товарный знак является неправомерным. Даже если заказчик считает, что у товара не может не быть товарного знака (например, при закупке компьютерной техники), он не имеет права требовать от участника закупки его указания.

Обязательной к указанию является только страна происхождения (при применении заказчиком нацрежима).

Марку или торговое наименование товара участнику закупки необходимо указывать только при их наличии.

Если участник закупки правильно оформил первую часть заявки, отклонение такой заявки на основании того, что участник не указал товарный знак, нарушает положения Закона № 44-ФЗ.

Пример: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 22.06.2018 по делу № 44-3106/18 (номер закупки в ЕИС 0372200152418000003)

8. Отклонение заявки участника, когда есть согласие на поставку товара, но не указаны его характеристики

Заявка отклоняется комиссией заказчика, если содержит согласие, но в ней отсутствуют конкретные показатели товара.

Однако, если заказчик указал в документации товарный знак, фирменное наименование, страну происхождения товара, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить только согласие на поставку товара.

Указание конкретных показателей товара необходимо в том случае, если участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, или же заказчиком не установлены требования к показателям товара и его товарному знаку.

Письма Минэкономики России от 17.03.2016 № Д28и-666 и от 30.12.2015 № ОГ-Д28-16596.

Пример: Решение ФАС России от 06.02.2018 № ПГОЗ-001/18 (номер закупки в ЕИС 0373100056017000620)

9. Отклонение за наличие в РНП по 223-ФЗ

Заказчики, не желая работать с неблагонадежными поставщиками, устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупке в Реестре недобросовестных поставщиков.

В ЕИС размещено 2 реестра — по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ. Несмотря на схожее предназначение и единое место расположения — это два разных реестра. И в силу прямого указания в Законе № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки об отсутствии сведений в Реестре по Закону № 223-ФЗ и отклонять участника закупки по данному основанию.

Пример: Решение Рязанского УФАС России от 18.05.2017 по делу № 220-03-3/2017 (номер закупки в ЕИС 0859300019617000450)

10. Изменение объемов поставки и сроков исполнения контракта

Заказчики иногда используют право увеличить объёмы поставляемого товара. Здесь возникают ошибки, касающиеся того, насколько можно увеличить данные объёмы поставки. Увеличение объёмов поставки возможно на этапе заключения и исполнения контракта.

Увеличение объёмов поставки на этапе заключения контракта допустимо при наличии в закупочной документации соответствующего условия.

Важно! Достижение увеличения цены контракта осуществляется только за счет объема поставки. Цена товара за единицу должна оставаться неизменной, а всё удорожание контракта не должно превысить его НМЦК.

Что касается удорожания контракта в рамках его исполнения, то оно также достигается исключительно за счет увеличения объёмов поставки, но не более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным.

При этом даже если объем поставки вырос, сроки поставки товара и сроки оплаты товара изменению не подлежат.

Позиция по данному вопросы имеется в письме Минфина от 26.10.2017 № 24-03-08/70438.

Пример: Решение Брянского УФАС России от 06.07.2018 по делу № 124 (номер закупки в ЕИС 0527600006718000017).

Что писать в наименовании объекта закупки по 44-ФЗ

У каждой закупки должно быть свое наименование, которое должно давать краткое представление о том, что именно приобретается и для каких целей. В статье мы расскажем о ряде требований, которые предъявляются к наименованиям объектов закупки, а эксперт Оксана Шипунова даст рекомендации, как правильно назвать нашу потребность.

Как составляется наименование объекта закупки

Ранее заказчики могли по своему усмотрению составлять наименования объектов закупок. Никаких требований не предъявлялось. С 1 января 2017 года в силу вступили поправки в Закон № 44-ФЗ. С этого момента, наименование закупаемого объекта должно выбираться в соответствии с каталогом товаров и услуг ( ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ) . Обязанности по составлению такого каталога и актуализации информации в нем возложены на федеральный орган исполнительной власти.

Каталог товаров работ и услуг представляет собой хранилище шаблонов, которые помогут заказчику составить наименование приобретаемого объекта. Каждый шаблон содержит код каталога, наименование объекта, перечень характеристик, а также иную сопутствующую информацию.

Комментирует Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, ведущая вебинара « Описание объекта закупки по 44-ФЗ: что нужно знать с учетом последних изменений»:

«Каталог, как бы хорош не был, на сегодняшний день — инструмент половинчатый. К сожалению, в него включена очень маленькая часть потенциальных потребностей заказчика. Но нужно понимать, что полноценно каталог заработал с января 2017 года, поэтому еще будет пополняться.

Если мы называем свою потребность так, что поставщику не понятно, что же мы покупаем, мы существенно снижаем привлекательность своей закупки.

Когда мы придумываем каверзное наименование объекта закупки, мы рискуем: запутаться в наименованиях и использовать в разных документах разные наименования, либо в одном документе. Кроме того, разумное наименование нам необходимо для того, чтобы мы могли помочь заказчикам формировать НМЦ (мы можем пользоваться реестром контрактов как источником ценовой информации). И, зачастую, разумное наименование предопределяет параметры, которые мы будем использовать при описании потребности, например, к какому коду классификатора мы отнесем, как назовем, так и будем закупать: и с точки зрения способов, и с точки зрения требований к участникам процедуры, и с точки зрения применения национального режима».

Наименование закупаемого объекта должно быть указано во всех основных документах:

  1. План-график. Прописывается не только само наименование, но и описание закупаемого объекта ( ч. 3 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). При этом сокращать информацию запрещено. Она должна быть указана в полном объеме.
  2. Извещение. Наименование прописывается в шапке извещения и в его тексте. Это позволит быстро находить необходимую процедуру.
  3. Документация о закупке. Прописывается независимо от типа закупочной процедуры, в том числе и закрытого типа.

В последствии наименование приобретаемого объекта должно быть указано и в заключаемом контракте.

На что обратить внимание

Запомните, запрещено размещать в ЕИС извещения, наименование приобретаемого объекта в которых не совпадает с планом-графиком ( ст. 21 ч. 12 Закона № 44-ФЗ). Сначала необходимо внести корректировки в план-график, указав соответствующий ОКПД2, и только спустя 10 десять дней после этого можно будет проводить закупку. Если заказчик провел закупку, наименование которой не совпадает со сведениями из план-графика, то последует штраф: для должностного лица он составит 15 тысяч рублей, а для юридического — 50 тысяч рублей.

Иногда недобросовестные заказчики пытаются исказить наименование закупаемых объектов, чтобы потенциальные поставщики не смогли отыскать в ЕИС закупку. Делать это категорически запрещено, так как это явное ограничение конкуренции. За это заказчик тоже будет привлечен к ответственности. Поэтому необходимо быть предельно внимательными при составлении наименований.

Правила и требования к описанию объекта закупок по нормам законодательства о контрактной системе в сфере закупок

От правильного описания объекта закупки зависит результативность торгов, а также отсутствие претензий со стороны контролирующих инстанций по 44-ФЗ. Описание объекта закупки является обязательной составной частью любой закупочной документации.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Правила описания объекта закупки

Правила описания объекта закупки прописаны в ст. 33 44-ФЗ. Статья состоит из 6 частей и содержит требования, которые необходимо прописать в отношении объекта закупки, а также те, которые недопустимо указывать в закупочной документации.

Обязательные требования к объекту закупки указываются для того, чтобы поставщики могли однозначно его идентифицировать. Недопустимые требования прописаны в 44-ФЗ в целях предотвращения ограничения конкуренции и злоупотреблений со стороны заказчика.

Данные, включаемые в описание объекта закупки

Заказчик максимально подробно перечисляет потенциальные требования к объекту закупки, чтобы поставщик мог понять, какую продукцию желает получить заказчик.

На основании ч. 1 ст. 33 44-ФЗ при описании объекта закупки необходимо прописать следующие характеристики объекта закупки:

  • качественные;
  • технические;
  • функциональные;
  • эксплуатационные (при необходимости).

Качественные характеристики предполагают совокупность свойств и признаков объекта, описывающих его, и соответствие ожиданиям заказчика.

Технические свойства предмета торгов – это конкретные параметры, определяющие регламент и порядок действий в процессе поставки, выполнения работ или оказания услуг.

Функциональные требования к объекту закупки указывают на его способность выполнять свою базовую функцию. Заказчик указывает назначение товара и условия его применения по назначению.

К эксплуатационным характеристикам относят показатели надежности и работоспособности. Это, например, долговечность, прочность, экономические и гигиенические параметры и пр.

Информацию о необходимых характеристиках товаров заказчик может получить из ГОСТов, ранее подписанных контрактов, из коммерческих предложений, общедоступных источников информации и пр.

Обычно описание объекта закупки входит в состав техзадания, которое выступает неотъемлемой частью закупочной документации. Хотя обязательная разработка данного документа законом не предусмотрена.

При описании объекта закупки заказчик вправе дополнять его спецификациями, планами, эскизами, чертежами, результатами работ и тестирования. Требования могут дополнительно распространяться на методы испытаний, упаковки, маркировки и документы. Дополнительно в документации заказчик может привести изображение поставляемого товара, которое позволяет его однозначно идентифицировать поставщику и сделать окончательное ценовое предложение.

Если у заказчика есть образец или макет объекта закупки, то он должен включить в документацию место и время осмотра образца участниками закупки.

Отдельные требования предъявляются к описанию закупаемых лекарств. В закупочной документации указываются международные непатентованные наименования лекарств. При их отсутствии заказчик может прописать группировочные либо химические наименования. Торговые наименования заказчик вправе прописать только в ограниченных случаях (при закупках по п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).

Одним из нововведений 2019 года стало то, что при закупках работ по строительству и реконструкции заказчику теперь необходимо приложить проектную документацию (если только она требуется в данной закупке или по требованиям закупки не нужно ее разработать). Если заказчик прилагает закупочную документацию, то это считается должным исполнением требований к описанию объекта закупки.

На основании ч. 4 ст. 33 44-ФЗ заказчик имеет право установить требования следующего характера:

  • к гарантийному обслуживанию;
  • к эксплуатационным затратам;
  • к монтажу и наладке товара;
  • к обучению лиц, которые занимаются обслуживанием и использованием товара.

Правила описания отдельных объектов закупок и закупок в рамках гособоронзаказа могут быть прописаны в специальных нормативно-правовых актах.

Если поставщику остались непонятны отдельные пункты закупочной документации в части описания объекта, то он вправе подать запрос на ее разъяснение. Заказчик обязан будет предоставить официальный ответ и при необходимости изменить закупочную документацию.

Какие данные не допускается указывать

В описании объекта закупки на основании п. 1 ч. 1. ст. 33 44-ФЗ не допускается указывать:

  • товарные знаки;
  • фирменные наименования;
  • знаки обслуживания;
  • патенты;
  • промышленные образцы;
  • полезные модели;
  • наименование страны происхождения товара;
  • иные требования к товарам, работам и услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупок.

Допустимо использовать в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент».

Законодательно также прописаны условия, когда заказчик вправе указывать конкретный товарный знак:

  • если производится закупка расходных материалов и запасных частей к используемому заказчиком оборудованию;
  • при необходимости обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком.

При проведении закупок лекарств предметом одного контракта не могут выступать лекарства с разными международными наименованиями или с разными химическими и группировочными наименованиями при условии превышения НМЦК предельного значения, установленного Правительством.

Читайте также:  Использование каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по 44 ФЗ

Согласно ч. 3 ст. 33 44-ФЗ, в закупочную документацию не допускается включение требований (в том числе в составе качественных и технических характеристик) следующего рода:

  • к производителю товара;
  • к участнику закупки, в том числе к квалификации и наличию у него опыта работы;
  • к деловой репутации участника закупки;
  • к наличию производственных мощностей у участника закупки;
  • к наличию технологического оборудования у участника;
  • к наличию у участника трудовых и финансовых ресурсов для исполнения контракта, кроме тех случаев, когда такие требования могут быть установлены, например, при проведении конкурса или аукциона по нормам Постановления Правительства от 2015 года №99.

Способы избежать ошибок при ведении закупок

При описании объекта закупки заказчику нужно придерживаться следующих правил:

  1. Под описание товара должны подходить минимум две модели производителей. Некоторые заказчики описывают характеристики так подробно, что под него может подойти только один конкретный товар, или вовсе не подходит ни один.
  2. Указывать можно только те параметры, которые поставщик может установить без проведения лабораторных испытаний или привлечения специализированного оборудования.
  3. Нужно правильно подобрать наименование объекта закупки.
  4. При закупках товара, в отношении которого есть действующий ГОСТ, заказчику достаточно сослаться на номер стандарта. При указании ГОСТа нужно учитывать, чтобы требования в технической документации ему не противоречили.
  5. Заказчику следует учесть все особенности закупаемой продукции, включая ее маркировку.
  6. При описании следует учитывать только объективные формулировки, следует избегать субъективных формулировок «не хуже» либо «не лучше».
  7. Нужно отслеживать правильность указания единиц измерения. Например, указание «мм» вместо «м» может привести к неприятным сюрпризам при поставке товара поставщиком.
  8. При указании товарного знака нужно не забыть на указание возможности поставить эквивалент.
  9. Копировать сведения из открытых источников нужно с осторожностью. Информация в них может соответствовать определенной модели или противоречить.

Ошибки при подготовке описания объекта закупки встречаются весьма часто, и нередко дела по данному вопросу становятся предметом разбирательств в антимонопольной службе или в суде. Наиболее распространенными ошибками заказчиков являются три:

  1. Указание на товарный знак без возможности поставки эквивалента.
  2. Неуказание конкретных характеристик товара.
  3. Установление противоречивых или избыточных требований к товарам.

Информация из каталога обязательна для применения в отношении товаров, работ и услуг, которые находятся в перечне с указанной в каталоге даты. По умолчанию сроки для применения информации составляют 30 дней со дня утверждения.

Установление противоречивых и избыточных требований в описании

Установление противоречивых требований к объекту закупки выступает нарушением ч. 1 ст. 50 44-ФЗ. Кроме того, ФАС может найти в действиях заказчика нарушение норм КоАП.

Такая характеристика, как цвет товара, нередко рассматривается, как избыточная. Весьма велики риски ее оспаривания в суде и ФАС. Но если для заказчика цвет принципиален, то заказчик может цвет указать. Например, один из участников закупок пожаловался в ФАС на заказчика, который установил требование о поставке хирургических нитей синего цвета. Но заказчик смог отстоять свою правоту, указав, что синий цвет контрастен по отношению к органам человека и его наиболее удобно использовать в процессе операции. Тогда как требование по поставкам ручек с серебристыми колпачками уже будет воспринято, как нарушение.

Неуказание конкретных требований к техническим характеристикам

На основании ч. 2 ст. 33 44-ФЗ в документацию о закупке нужно включить требования к объекту закупки, которые позволяют четко определить соответствие товара, работы и услуги установленным требованиям. При этом заказчик указывает предельные или минимальные значения подобных показателей или те, которые не могут изменяться. Отсутствие таких требований является нарушением норм ст. 33 44-ФЗ.

Заказчик не вправе указывать показатели, которые отсутствуют у аналогичных товаров. Требования к предмету закупки должны отвечать реальным потребностям заказчика. Например, в одной из закупок заказчик установил требование о том, что ширина наградной ленты должна быть не менее 22 см. Это не позволило поставить товары, отвечающие запросам заказчика многим поставщикам (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС №1037/03 от 2015 года).

Пример корректного описания объекта закупки: «бумага офисная», «формат А4», «плотность от 80 г/кв. м», «белизна от 146%», «в пачке 500 листов».

Менее рискованным для заказчика является указание числовых параметров, сопровождающееся словами «не более», «не менее» и пр. В этом случае контролирующие инстанции приходят к выводу о возможности предоставить эквивалентные товары.

Неуказание в описании объекта закупки слов «или эквивалент»

При описании некоторых товаров применяются исключения из правил. Например, заказчик не установил в документации возможность поставки эквивалента. В суде он пояснил, что оборудование не совместимо для работы с товарами другой марки. Суд встал по этому вопросу на сторону заказчика. Таким образом, указание на эквивалент можно не включать, если имеющиеся у заказчика материальные ценности не совместимы с товарами другой идентификации.

Контролирующие инстанции сочтут способ описания объекта закупки соответствующим законным требованиям, если нет другого способа, который смог бы обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта.

Другим исключением из общих правил описания объекта являются ситуации, когда при выполнении работ, оказании услуг планируется использовать определенные товары, не являющиеся предметом контракта.

Арбитражными судами при оценке правомерности требований, установленных заказчиком, учитываются:

  1. Не указывают ли приведенные требования к товару на единственного производителя или поставщика, если на рынке работают несколько участников.
  2. Повлекут ли установленные требования ограничения участников закупки.
  3. Были ли поданы заявки на участие в закупке.
  4. Поступали ли запросы на разъяснение документации.
  5. Обусловлены ли требования к объекту необходимостью обеспечения работы с имеющимся оборудованием у заказчика.

Таким образом, описание объекта закупки становится обязательной частью любой документации о закупках. Такое описание входит в состав закупочной документации и позволяет однозначно определить качественные, технические и функциональные характеристики товара, который закупается. Полный спектр требований к товарам и услугам закреплен в ст. 33 44-ФЗ.


Как назвать объект закупки по 44-ФЗ?

    On 07.05.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, ЕИС, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки у единственного поставщика, КТРУ, Объекты закупок, Статьи, ФАС

Подыскивая тендеры, сначала поставщики обращают внимание на наименование закупки. Именно от него будет зависеть, захочет ли потенциальный исполнитель получить более подробную информацию о процедуре, чтобы решить вопрос своего участия. В статье дадим ключевую информацию о формировании наименования объекта закупки по 44-ФЗ.

Каталог товаров, работ и услуг в ЕИС

До 2017 года как заказчики были вольны называть объекты закупки на свое усмотрение. Зачастую это приводило к недопониманию со стороны поставщиков, а иной раз играло на руку недобросовестным заказчикам. В итоге все пришло к тому, что наименование объекта закупки было решено стандартизировать.

В связи с этим с 1 января 2017 года в ЕИС появился Каталог товаров, работ и услуг (КТРУ) со стандартными наименованиями и описаниями объектов закупки. За его ведение отвечает орган исполнительной власти, на который возложен контроль в сфере закупок. Сейчас таким органом является Министерство финансов.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Если объект внесен в Каталог

В закон 44-ФЗ было внесено изменение, которое обязало заказчиков при подготовке закупки использовать КТРУ. Казалось бы, проблема решена — нужно просто взять название из Каталога. Однако работа по его наполнению очень трудоемкая и движется медленно. В перспективе в него попадут абсолютно все товары, работы и услуги, которые могут закупаться в рамках госзаказа. Но пока до этого еще далеко. В первую очередь, в КТРУ вносят лекарственные препараты и медицинские изделия.

Для объектов закупки, которые уже внесены в Каталог, наименование и описание необходимо брать из него.

Если объект в Каталоге отсутствует

Как мы упоминали выше, большинство объектов закупки в Каталог пока не включено. Чтобы составить их наименования, целесообразно обратиться к различным классификаторам и стандартам. В частности, к ОКПД 2, который и лежит в основе КТРУ. Также можно воспользоваться другими классификаторами, в том числе международными.

Если информация об объекте закупки в стандартах не найдена, на помощь заказчику приходит принцип разумности и понятности. Не стоит делать название слишком общим и коротким, но в то же время не нужно в нем расписывать детали и ключевые моменты технического задания. Из описания поставщик должен сразу понять, какой товар или группа интересует заказчика, однако без лишних подробностей, которые могут сбить его с толку.

Если заказчик испытывает потребность в каком-то единственном предмете, то его следует указать в названии. Например, если нужно приобрести транспортное средство, такую закупку целесообразно озаглавить «Поставка легкового автомобиля».

Нередко заказчик закупает в рамках одной закупки целую товарную группу. В таком случае в названии лучше упомянуть ее наименование. Например, закупку предметов для обеспечения работы офиса можно озаглавить «Поставка канцелярских товаров». Из этого названия сразу понятно, о какой группе идет речь. А вот о том, что именно из канцелярских принадлежностей и в каком количестве необходимо заказчику, поставщик сможет узнать из описания.

Почему важно сформировать правильное наименование

Из-за некорректного наименования сложности могут быть и у заказчика, и у поставщика. Вот основные причины того, почему объект закупки важно назвать правильно и понятно:

  1. Удобно искать. Поставщик попросту не сможет найти закупку, если название указано неточно. Значит, конкуренция и шанс получить лучшую цену снижается.
  2. Легко понять потребность заказчика. Если название объекта будет слишком заковыристым, это может оттолкнуть поставщика, даже если он обнаружит закупку. У него сложится впечатление, что разобраться в ТЗ он тем более не сможет.
  3. Проще предложить цену. Четкое и ясное наименование объекта закупки поможет при формировании ценового предложения.Например, можно отыскать в реестре контрактов закупки с таким же объектом и оценить уровень цен.
  4. Проще определить параметры закупки. Правильно сформированное название объекта поможет определиться со способом проведения, с требованиями к участникам, с необходимостью применять национальный режим.
  5. Меньше вопросов от ФАС. Запутанное название может стать причиной жалобы на заказчика. Дело в том, что в своих попытках ограничить конкуренцию недобросовестные заказчики иногда специально вносят путаницу в документацию и наименование объекта. Поставщик может расценить, что заказчик ставил перед собой именно такую цель, и пожаловаться в ФАС.

О важности придерживаться сформированного наименования

Во всех документах закупки следует указать одинаковое наименование объекта, а именно:

  1. В плане-графике, помимо наименования, следует указать описание объекта. Информация должна быть представлена в полном объеме.
  2. В извещении необходимо прописать наименование объекта закупки в шапке и в тексте. При этом оно должно совпадать с тем, что указано в плане -графике.
  3. В документации о закупке также должно быть наименование объекта и его детальное описание.
  4. В контракте, когда он будет заключен, необходимо указать название закупаемого объекта.

Важно! Нельзя указать в плане-графике одно наименование, а затем «немного изменить» его для извещения. Прежде придется внести изменение в план-график. Если этого не сделать, должностное лицо может быть оштрафовано на 15000 рублей, а юридическое — на 50000 рублей. Проводить процедуру можно будет только спустя 10 дней после того, как внесены изменения в план-график.

Ссылка на основную публикацию