Заказчик отказался заключить договор с победителем закупки

Может ли заказчик по 223-ФЗ отказаться от заключения договора

    On 08.09.2017 0 Комментарии 223-ФЗ, Гособоронзаказ, Статьи, ФАС

Бывает, что закупка в рамках корпоративного заказа проведена, победитель определен, но заказчик поменял планы. Объект закупки перестал быть нужным либо требования к нему серьезно изменились. В любом случае заключать договор заказчику невыгодно. Может ли он от этого отказать?

Рамочный закон 223-ФЗ не содержит положений об особенностях отказа от заключения контракта в одностороннем порядке. А значит, в этих вопросах следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса. Из них следует, что в случае отказа от заключения контракта решение заказчика можно обжаловать. Это подтверждает и практика антимонопольных органов.

Так, в одном из решений Московского УФАС заказчику, отказавшемуся после проведения торгов от контракта, было предписано завершить процедуру. А именно заключить контракт с тем поставщиком, который победил на торгах. Эта позиция нашла поддержку и в Арбитражном суде Москвы. В итоге заказчику заключить договор пришлось, однако могло быть и хуже. Например, информация о заказчике могла быть передана в правоохранительные органы для проверки его участия в сговоре.

Таким образом, отказавшись от контракта, заказчик может быть не только принужден к его заключению, но и заподозрен в коррупции. Поэтому в Положении о закупке необходимо грамотно и корректно прописать основания, сроки и процедуру отказа от продолжения закупки и от заключения контракта. Кроме того, в документации и извещении каждой закупки следует указывать на то, что заказчик имеет право на отказ в одностороннем порядке в соответствии со своим Положением. Четкие правила и точное их соблюдение подтвердят, что заказчик действовал чисто. Хотя от подозрений и возможных проблем такое поведение все равно не убережет.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Значит ли это, что заказчик обязан в любом случае заключать договор с победителем закупки по 223-ФЗ? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно — слишком много нюансов. Единой позиции нет даже у контролирующих органов. В своей практике они принимали разные решения.

Например, позиция Минэкономразвития такова. Если поставщик был определен не в результате торгов, а Положение о закупке заказчика предусматривает возможность отказа, то не заключать договор с победителем правомерно (письмо от 25.04.2016 № Д28и-1013). Из этого следует, что если процедура содержала признаки торгов, то отказываться от заключения договора с победителем нельзя. Вывод подтверждается решение Московского УФАС от 18.04.2016 № 1-00-665/77-16. А в решении от 08.07.2015 № 1-00-1072/77-15 тот же орган формулирует свою позицию так: отказываться от заключения договора с победителем закупки неправомерно.

Однако во многих случаях отказ от заключения контракта следует не просто так — для этого есть основания, причем весьма веские. Например, в своем решении от 05.11.2015 № 1-00-1848/77-15 Московское Управление ФАС указало следующее. Если сделка является для заказчика крупной, а он не получил согласия собственника, то отказ от заключения контракта правомерен.

Но порой ФАС может признать незаключение контракта нарушением и при наличии оснований. В подтверждение приведем такой случай. Заказчик по гособоронзаказу отказался от продолжения процедуры до определения поставщика, но после вскрытия конвертов. Свои действия он мотивировал тем, что в этот период изменилось законодательство об оборонном заказе. А поскольку проект договора в закупочной документации поправки не учитывал, то заказчик решил привести его в соответствие с новыми требованиями. Однако ФАС признала его действия неправомерными и предписала продолжить закупку с той стадии, на которой она остановилась. То есть вернуться к моменту выбора победителя и заключить с ним договор.

Правда, контракт по этой закупке так и не был заключен, и причиной того стал недосмотр самого контролирующего органа. В предписании не было сказано, что заказчик должен был дать участникам возможность предоставить новые документы, подтверждающие обеспечение заявки. Рассмотрение жалобы заняло определенное время, да и сам заказчик не торопился исполнять предписание ФАС. К тому моменту, когда закупка была возобновлена, истек срок действия обеспечения всех заявок. В итоге ни одна из них не соответствовала документации, поэтому закупка не состоялась.

Надо сказать, что это уберегло заказчика от попадания в абсурдную ситуацию. Если бы ФАС обязала его принять новое обеспечение заявок, то он был бы вынужден заключить контракт. Парадокс в том, что этот контракт был бы составлен с нарушением требований закона 275-ФЗ о гособоронзаказе.

ОТКАЗ ОТ ПОДПИСАНИЯ КОНТРАКТА ПО 44 ФЗ

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

КАК ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОДПИСАНИЯ КОНТРАКТА

ПОМНИТЕ:

НАПРАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ В ФАС ОБ ВАШЕЙ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ, ЭТО ОБЯЗАННОСТЬ ЗАКАЗЧИКА, А НЕ ЕГО ПРАВО. НЕ ИСПОЛНИВ ЭТУ ОБЯЗАННОСТЬ ОН БУДЕТ НАКАЗАН, ОШТРАФОВАН ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ КОДЕКСУ РФ.

В основном такое желание возникает в следующих случаях.

  1. В момент заключения контракта, участник закупки вдруг обнаруживает в аукционной документации требования, которые он не сможет выполнить, или эти требования делают контракт невыгодным.

В основе этой ситуации лежит невнимательность участника закупки на стадии изучения технического задания, контракта или извещения.

Часто причинами возникновения желания не заключать контракт, являются технические ошибки, при расчёте рентабельности и минимальной цены, до которой можно снизится на аукционе. Иногда причиной является ошибки технических сотрудников в процессе торгов.

  1. Иногда возникает ситуация, когда цены на товары или материалы резко и непрогнозируемо, растут, в результате изменения курса доллара или экономической ситуации, что ведет к нерентабельности исполнения контракта.
  2. Бывают ситуации, когда на этапе заключения контракта, в приложениях к контракту, заказчик выдвигает дополнительные требования, пожелания, что с большой долей вероятности ведет к непредсказуемым и многолетним арбитражным тяжбам. Как вариант, ситуация, когда в приложениях к контракту, заказчик опускает какую-либо критически важную часть технического задания, что ведет к неоднозначности и размытости критериев добросовестного исполнения контрактов.
  3. Азарт участника Госзакупки, в процессе самих торгов, Выигрыш нескольких аукционов, при финансовых и технических возможностях, исполнить меньше выигранного. Иногда начинающие участники подают заявки в тренировочных целях и внезапно выигрывают аукцион, так как на таких условиях больше не нашлось желающих участвовать в закупке.
  4. Бывают случаи, когда заказчик недвусмысленно даёт понять, что не желает видеть вас поставщиком, и благоприятного завершения и закрытия контракта не будет.
  5. Возникновение сложностей с производством товара у единственного производителя, типа пожара, банкротства и так далее.

В таких ситуациях у участника закупки возникает естественное желание избежать подписания контракта.

В такой ситуации у участника закупки имеются четыре варианта поведения.

  1. Первый вариант, это просто отказаться от подписания контракта, оказаться в реестре РНП, на два года, потеряв при этом обеспечение контракта. Вариант честный и справедливый, потому что вы своим поведением доставляете заказчику большое количество сложностей и проблем.
  2. Второй, это заключить контракт, и затем расторгнуть его по соглашению сторон. Вариант, возможен в ситуации чётких, предварительных договорённостей с заказчиком, вариант сопряжён с возможными проверками заказчика, в обоснованности расторжения контракта. Риск в этой ситуации берет на себя заказчик.

Иногда заказчики идут на это, видя невозможность исполнения контракта, по не зависящим от поставщика обстоятельствам. В случае если заказчик, аффилирован с другим участником закупки и горит желанием вас наказать, такой вариант скорее всего «соскочить» не пройдёт.

Третий вариант работает в случае, если срок предусмотренный законом о контрактной системе, еще не окончился.

В этой ситуации участник закупки может пожаловаться на себя в УФАС, обосновав то, что он не соответствует требованиям заказчика, и заявка была допущена с нарушением закона.

Этот способ ведет к 3-м неприятным последствиям:

А) Заказчик в результате вашей жалобы попадает под внеплановую проверку, и рискует получит штраф. Заказчик должен готовить документы, с разъяснением ситуации, ответ на жалобу, участвовать в комиссии УФАС, по рассмотрению жалобы.

Даже если УФАС, не найдет нарушений в вашем допуске, при проверке закупки УФАС может найти другие нарушения, в документации и заказчик может пострадать.

Б) Вы должны понимать, что как бы ни сложилась ситуация с жалобой в УФАС, отношения с заказчиком вы испортите.

Поход в УФАС, подготовка документов к защите своей позиции, не является любимым занятием заказчика.

В случае отмены результатов аукциона, проблем у заказчика будет ещё больше.

В) УФАС может признать вашу жалобу необоснованной, в иных случаях даже при серьезных аргументах в неправомерном допуске в целях воспитания участников закупки. В этой ситуации вам придётся заключать контракт с заказчиком, который к вам мягко говоря не расположен. При этом исполнение контракта будет сопряжено с определёнными трудностями.

При этом велика вероятность потерять обеспечения контракта, попасть в РНП, и долгое время отбивать свои обоснованные затраты через арбитраж.

Четвертый вариант, это не подписывать контракт, обосновав это технической невозможность подписать контракт в регламентированные сроки, с доказательством вашей добросовестности и наличием желания подписать и исполнить контракт. Заказчик при этом подписывает контракт с участником, занявшим второе место, а вам придётся доказывать свою добросовестность и наличие непредвиденных обстоятельств непреодолимой силы. В этом случае необходимо заручиться, серьезными обоснованиями ваших доводов, и юридически грамотно сформулировать обстоятельства, с учетом практики конкретного УФАС.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ЗАКАЗЧИК РЕШИЛ ВКЛЮЧИТЬ ВАС В РНП.

Причин такой ситуации, и вариантов развития событий может быть несколько.

ВЫ, НЕ ИМЕЯ НАМЕРЕНИЙ ЗАКЛЮЧАТЬ КОНТРАКТ ПОБЕДИЛИ В АУКЦИОНЕ.

Такое могло произойти в двух случаях:

  1. На электронный аукцион, заявки были поданы несколькими участниками, но ни один из них не подавал предложений по цене. В такой ситуации, заказчик, после проверки вторых частей заявок, должен заключить контракт, с участником, который первым прислал заявку, и заявка которого признана соответствующей всем требованиям аукционной документации.

Чтобы избежать такой ситуации, обязательно отзывайте заявки, в случае если передумали участвовать.

Обязательно отслеживайте происходящее с аукционом, если заявку не отозвали. Тревожным звоночком является, то что Вам не вернули на счёт обеспечение с электронной площадки.

  1. В случае, когда вы оказались единственным, кто подал заявку. Не смотря на то что Вы не подавали ценовых предложений, вы автоматически становитесь победителем, и будете обязаны заключить контракт.
  2. В ситуации, когда вы оказались 2-м номером на аукционе, а победитель не стал заключать контракт, в этой ситуации вы имеете право отказаться от заключения контракта. В случае запроса котировок у Вас такой возможности нет, будучи вторым номером, в запросе котировок вы должны заключить контракт, в случае отказа первого номера.
Читайте также:  Аванс 30% по государственному контракту по 44 ФЗ

КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТА.

  1. После победы в аукционе вы не успеваете с подготовкой обеспечения контракта.

Пишите заказчику протокол разногласий, ссылаясь на какое-либо формальное основание.

Созвонитесь с заказчиком и честно, объясните ему причины возникновения протокола, и своём желании заключить контракт.

  1. После того как заказчик разместил проект контракта на площадке, и вы не подписали его в регламентированный срок, заказчик связался с Вами и сообщил Вам об этом. Это может быть косвенным подтверждением в том, что заказчик заинтересован заключить с Вами контракт, и Вас есть шанс решить эту ситуацию. Попросите заказчика, чтобы он заново открыл контракт для подписания участником. У него есть такая возможность, вместе с тем он не обязан этого делать и пойдя вам на встречу он наживает сильную головную боль.

Способы заказчика перевывесить контракт

2.1 Заказчик, может сослаться на какое-либо уточнение или мелкую техническую ошибку.

2.2 Заказчик может от своего имени вывесить протокол разногласий и снова разместить проект контракта на площадке.

  1. После того как Вы, в регламентированный срок не подписали контракт, заказчик передал о Вас сведения в УФАС, на предмет отправки в РНП. В этой ситуации Вам придется объяснять Вашу позицию в УФАС. Будьте готовы юридически грамотно доказать свою правоту.
  2. Самыми распространёнными проблемами при заключении контракта, являются ошибки, связанные с предоставлением обеспечения исполнения контракта.

Недоплата в случае демпинга, снижения более 25%, нарушение требований заказчика к оформлению банковской гарантии, сроку её действия и. так далее.

Эти ошибки являются основанием для отказа заказчика от заключения с вами контракта и информированию УФАС, на предмет включения в РНП.

НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ОШИБКИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРАКТА.

  1. После снижения в торгах свыше 25%, была прикреплена платёжка, с обеспечением, указанным в информационной карте закупки.

В законе о контрактной системе, в рамках обеспечения антидемпинговых мер, вам было необходимо перечислить в полтора раза больше указанного, или прикрепить документы подтверждающие Вашу добросовестность.

  1. Предоставленные Вами документы о добросовестности в соответствии с антидемпинговым мероприятиями, по каким-то причинам не устроили заказчика.
  2. Перечислили меньшую сумму, в связи с технической ошибкой.
  3. Ошибки в предоставленной банковской гарантии, ошибки с формой, сроками, суммой и другими требованиями закона о контрактной системе.

В Москве, отклонение из-за несоответствия банковской гарантии, каким-либо требованиям, стало последним трендом в развития борьбы с неугодными подрядчиками.

  1. Не успели вовремя оформить БГ. (Нужно всегда иметь актуальную информацию от банков, о своём лимите гарантий)

ОБ УЧАСТНИКЕ, ЗАНЯВШЕМ ВТОРОЕ МЕСТО.

Внимание: с 1 июля 2019 г. вступили изменения в 44 ФЗ, несколько меняющие нижеизложенный порядок заключения контракта со вторым участником!

В соответствии с частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе, в случае, если победитель электронного аукциона, признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе предложить заключение контракта, участнику этого аукциона, который предложил цену, такую же как победитель аукциона, или его предложение по цене, следует после условий, предложенных уклонившимся победителем.

В случае если второй участник, соглашается заключить контракт, он признаётся победителем.

Заказчик при этом в проект контракта, включает условия, предложенные новым победителем.

Согласно части 15 статьи 70 Закона о контрактной системе, участник, признанный победителем, согласно части 14 статьи 70 44-ФЗ имеет право подписать контракт или отказаться от заключения контракта.

Законодательство даёт право участнику, который является вторым после победителя отказаться от заключения контракта, даже в том случае, если он дал согласие и признан победителем аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупки, которые уклонились от заключения контракта или исполнителях, поставщиках, подрядчиках, с которыми расторгнут контракт, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, или по решению суда.

Таким образом, учитывая взаимосвязанные положения части 15 статьи 70 и статьи 104 Закона о контрактной системе, участник, предложению или заявке которого, присвоен 2-й номер, не подлежит включению в РНП, по основанию отказ или уклонение от заключения контракта, так как такой случай не указан в перечне оснований для направления в УФАС информации о включении участника закупки которому присвоен второй номер в реестр недобросовестных поставщиков.

Эта позиция подтверждена судебной практикой и письмом Минэкономразвития РФ за № Д28и-1968 от 10 июля 2015 г.

Отказ от заключения договора по инициативе заказчика

Ситуация, когда заказчик разыгрывает закупочную процедуру, но уже после вскрытия конвертов обнаруживает, что его потребность в закупке несколько изменилась, либо потребность эта в принципе пропала — не редкость. Однако, если заказчик отказывается от проведения закупочной процедуры, отказывается от заключения договора, он очень сильно рискует. Подробности – в нашей статье.

Онлайн-курс « Закупки по 223-ФЗ . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа).

В Законе № 223-ФЗ нет отдельных положений, касающихся одностороннего расторжения контракта . В данном случае единственным правовым регулирующим документом является ГК РФ. Но сама возможность расторжения является спорной, так как основная цель закупки — это все-таки заключение договора. Поэтому, в силу п. 5 ст. 448 ГК РФ, «в случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения». То есть, действия заказчика могут быть обжалованы и практика Московского УФАС говорит о тех неприятных последствиях, которые могут наступить.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

ОАО «Корпорация «Комета» по результатам проведения запроса предложений выбрала победителя закупки, но отказалось заключать с ним договор. Московский УФАС вынес решение, по которому заказчик признан нарушившим часть 1 статьи 3 Закона 223-ФЗ. Заказчику выдано предписание о завершении процедуры. Под завершением процедуры понимается заключение контракта с тем победителем, который отобран в рамках конкурентной борьбы. Позиция Московского УФАС подтверждается судебными решениями и Арбитражный суд г. Москвы признал мнение Московского УФАС абсолютно обоснованным. В данном случае ситуация закончилась тем, что заказчик был вынужден заключить договор с победителем закупки, но иногда последствия могут быть более печальными. Например, материалы в отношении данного заказчика могут быть переданы в правоохранительные органы для обнаружения сговоров и согласованных действий между участниками закупки, либо между самим заказчиком и участником закупочной процедуры.

Во избежание подобных ситуаций заказчик обязан грамотно и корректно написать процедуру отказа от проведения закупочной процедуры после вскрытия конвертов, дабы минимизировать риски привлечения к ответственности в части нарушения процедуры проведения закупки. Риски в части подозрений по коррупционным составляющим в любом случае останутся, но по крайней мере процедура у вас будет максимально чистая и прозрачная.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Интересен пример из практики, который удивляет позицией контролирующего органа. Один из заказчиков работает по гособоронзаказу. В период проведения закупки, до определения победителя, но уже после вскрытия и рассмотрения заявок, были внесены изменения в законодательство об оборонном заказе, связанные с введением отдельных счетов. Проект договора заказчика не содержал обязанности применять отдельный счёт. Заказчик принял решение отказаться от закупочной процедуры из-за необходимости привести в соответствие свою документацию и проект договора с новыми требованиями законодательства. Действия заказчика были обжалованы в центральный аппарат ФАС России.

Антимонопольный орган вынес решение о не обоснованных действиях заказчика, так как отказ от закупочной процедуры был произведён с нарушением положения о закупке, уже после вскрытия конвертов и рассмотрения заявок. Заказчика заставили вернуть закупочную процедуру на ту стадию, где было принято решение отказаться от заключения договора с победителем.

В данной ситуации заказчика спасла незначительная ошибка контролирующего органа, который в своём предписании не подробно и не полно описал действия, которые обязан совершить заказчик. Контролирующие органы не обязали заказчика дать право участникам представить новое обеспечение заявок. Пока рассматривалась жалоба, пока заказчик медленно, но верно, приступал к исполнению предписаний, которые он получил, обеспечение заявок истекло. Закупку реанимировали, но на момент подведения итогов не было ни одной заявки, в отношении которой было действующее обеспечение. Заказчик закрыл данную закупочную процедуру в связи с тем, что ни один из участников не соответствовал требованиям закупочной документации. Если бы антимонопольный орган прописал подробно все действия, который обязан совершить заказчик, получилась бы нелепая ситуация. С одной стороны, заказчик исполняет предписания антимонопольного органа, с другой стороны, договор, который был бы заключен по итогам данной закупки, нарушал требования Закона 275-ФЗ об оборонном заказе.

Основания и сроки отказа стоит четко зафиксировать в положении о закупке, а в извещении, документации каждый раз указывать на право отказаться от проведения закупки, либо заключения договора, после определения победителя закупочных процедур. В этом случае шансов у заказчика отстоять свою позицию при возникновении спорной ситуации гораздо больше.

А вот у госорганов в ситуации, если заказчик отказывается от заключения договора с победителем закупки, целых 4 позиции:

  • Позиция 1. Отказ от заключения договора с победителем закупки правомерен, если закупка осуществлялась не путем проведения торгов и возможность отказа предусмотрена положением и (или) документацией о закупке (Письмо Минэкономразвития России от 25.04.2016 № Д28и-1013).
  • Позиция 2. Отказ от заключения договора с победителем закупки неправомерен, если порядок проведения процедуры закупки отвечает признакам торгов (Решение Московского УФАС России от 18.04.2016 № 1-00-665/77-16).
  • Позиция 3. Отказ от заключения договора с победителем закупки правомерен, если сделка является для заказчика крупной и не получено согласие собственника на ее совершение (Решение Московского УФАС России от 05.11.2015 № 1-00-1848/77-15).
  • Позиция 4. Отказ от заключения договора с победителем закупки неправомерен (Решение Московского УФАС России от 08.07.2015 № 1-00-1072/77-15).
Читайте также:  Комиссия отклонила заявку в связи с отсутствием подтверждения квалификации участника

В каких случаях заказчик и поставщик могут отказаться от заключения контракта по 44-ФЗ? Возможные последствия отказа

Отказ от подписания государственного контракта может быть инициирован как заказчиком, так и поставщиком. Заказчик вправе отказаться от подписания договора при наличии веских оснований, тогда как поставщик в большинстве случаев будет считаться уклонившимся от подписания контракта и попадает в реестр недобросовестных поставщиков.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Отказ поставщика от заключения контракта

При подаче заявки на участие поставщику всегда следует помнить о том, что он может стать победителем и ему придется подписывать государственный контракт. Заявка участника может оказаться единственной, остальные заявки могут быть отозваны или отклонены. Поэтому если поставщик посчитал условия контракта невыгодными, то ему стоит заранее побеспокоиться об отзыве своей заявки.

Если поставщик победил в конкурсе, аукционе или запросе предложений, то он берет на себя обязательство подписать контракт. Такая ситуация не всегда запланирована: поставщик мог подать заявку на участие в электронном аукционе не с целями последующего исполнения контракта, а чтобы увидеть данную процедуру изнутри (как подаются заявки и конкурируют между собой участники).

По нормам 44-ФЗ поставщик даже может не участвовать в торгах, не сделать ни одной ставки, но все равно победит в закупке, и заказчик отправит ему госконтракт на подписание. В ходе электронного аукциона такое возможно, если никто не принял участие в торгах (побеждает заявка, поданная первой по времени), или когда все остальные вторые части заявок были отклонены.

В запросе предложений может победить поставщик, который сделал лучшее предложение по цене на первом этапе, даже если он не улучшал свое ценовое предложение на втором этапе закупки. В конкурсе не предусмотрено дополнительных этапов и заявки оцениваются сразу на соответствие требованиям и предложенным условиям.

Такие причины, как изменение условий реализации контракта (например, резкое изменение курса валюты, который делает поставку импортного товара невыгодным) или выявление условий, которые не может исполнить поставщик в рамках госконтракта, не являются вескими основаниями для отказа в реализации контракта.

Заставить подписать контракт заказчик поставщика не вправе, но если победитель не подпишет контракт в положенные сроки, то ему грозит:

  1. Утрата обеспечения заявки на участие.
  2. Попадание в реестр недобросовестных поставщиков. Включение в реестр сделает практически невозможным дальнейшее участие в государственных и муниципальных закупках, так как требование об отсутствии участника в реестре содержится практически во всех закупках для государственных и муниципальных нужд.

Чтобы этого не допустить, поставщику стоит внимательно следить за ходом закупки, всеми изменениями в закупочную документацию и своевременно отзывать при необходимости свою заявку на участие.

К уклонистам от подписания государственного контракта, в отношении которых применяются все установленные контрактной системой санкции, приравниваются также те участники, которые не уложились в установленные временные рамки для подписания государственного контракта, не внесли установленное закупочной документацией обеспечение по контракту или не направили заказчику нужные для подписания контракта документы.

По результатам запроса котировок обязанность подписать контракт может быть возложена на участника, который занял второе место, а не только на победителя закупки (если победитель откажется от подписания). За отказ в подписании контракта ему грозит попадание в РНП.

Таким образом, во всех конкурентных закупках подписать контракт обязан только победитель, для других участников этот вопрос решается по их усмотрению. Тогда как в запросе котировок применяется другой порядок, и контракт обязан подписать и участник, ставший вторым.

Процедура отказа от контракта

Поставщик может отказаться от подписания контракта на законных основаниях и без применения к нему санкций в ограниченных случаях. Например, если основанием для отказа послужили судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы. К числу последних по нормам Гражданского кодекса можно отнести стихийные бедствия, катаклизмы, катастрофы, забастовки, войны и пр.

Порядок действий поставщика зависит от причины отказа от подписания договора

  1. Если у поставщика возникли обстоятельства непреодолимой силы, то он уведомляет об этом заказчика в течение 1 дня в письменном формате. Форма уведомления является произвольной и должна содержать причину отказа от подписания договора и реквизиты закупки. Документ передается лично заказчику или направляется ему почтой.
  2. Если поставщику удалось договориться с заказчиком о необходимости отказа от реализации контракта, то он может первоначально подписать договор, а затем стороны расторгнут его по соглашению сторон.
  3. Если поставщик не хочет подписывать договор из-за неточностей, которые содержит договор, то ему следует в установленные для подписания сроки направить заказчику протокол разногласий. Заказчик может согласиться с поставщиком и внести изменения в контракт.

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков

Для заказчика передача сведений о поставщике, который уклонился от подписания контракта, является обязательной.

Если поставщику удастся доказать, что в неподписании контракта нет его вины, то его исключат из реестра. Для того чтобы оспорить попадание в реестр, поставщику нужно обратиться с жалобой в ФАС или направить исковое заявление в суд.

Отказ заказчика от заключения контракта

Основания для отказа заказчика от контракта законодательно ограничены и включают в свой состав:

  1. Поставщик своевременно не предоставил обеспечение исполнения государственного контракта. В таком случае заказчик не только вправе, но и обязан отказать поставщику в подписании контракта. Частной причиной для отказа может стать и предоставление поставщиком банковской гарантии, которая не соответствует требованиям 44-ФЗ (например, она выдана банком, который не содержится в установленном реестре организаций, выдающих гарантии для реализации государственных контрактов).
  2. Заказчик пришел к выводу, что победитель не соответствует требованиям закупки (единым или дополнительным), только после проведения закупки. Такая ситуация встречается весьма часто: так как поставщику достаточно только задекларировать свое соответствие требованиям, а на проверку всей информации заказчику может не хватить времени.
  3. Есть еще один частный случай для отказа от подписания контракта на законных основаниях. При закупке лекарственных средств, если предельная цена лекарств не была зарегистрирована в специальном реестре, либо цена по реестру оказалась ниже предложенной поставщиком, а тот не хочет идти на уступки и снижать цену.

Перечень указанных оснований для отказа от подписания договора является исчерпывающим.

Сведения в РНП передаются заказчиком только по первому основанию для отказа от контракта. В остальных случаях с поставщиком просто не подписывают контракт и возвращают ему обеспечение заявки в течение 5 дней после того, как протокол был опубликован.

Заказчик может отказать участнику в подписании контракта, если станет известно, что участник не соответствует обязательным требованиям. К ним относят следующие:

  1. В отношении участника закупки не была инициирована процедура банкротства или ликвидации компании-участника. Также деятельность данной организации не может быть приостановлена по нормам КоАП по ст. 3.12.
  2. У участника не может быть задолженности за предыдущий год по налогам и сборам, а также прочим обязательным платежам. Отказать в подписании закупки заказчик вправе, если долги участника перед бюджетами всех уровней превысили 25% балансовой стоимости активов. В случае если участник подал заявление о признании налоговой задолженности, не обоснованной до подачи заявления, то он считается исполнившим требования законодательства, и заказчик не может уклониться от подписания контракта.
  3. Если результатом исполнения контракта является приобретение прав интеллектуальной собственности, то у исполнителя должны быть такие права.
  4. Руководящий состав поставщика не должен иметь судимости за экономические преступления, либо судимость должна быть снята или погашена.
  5. Между участниками закупки и государственными заказчиками должны отсутствовать связи, которые является причиной конфликта интересов.

Правовыми нормами, закрепленными Правительством, могут устанавливаться дополнительные требования к поставщикам, при несоблюдении которых заказчик может отказаться от контракта. Обычно такие требования предъявляются при закупках в форме конкурса. Так, заказчиком могут быть установлены следующие требования:

  1. О наличии у поставщика должного объема финансовых ресурсов, которые нужны для исполнения контракта.
  2. О наличии основных средств и оборудования, а также прочих материальных ресурсов, без которых недопустимо качественное выполнение работ и услуг.
  3. О наличии в штате квалифицированного персонала, который допускается задействовать в процессе выполнения работ.
  4. О наличии положительной деловой репутации или должного опыта работы.

Если исполнителем были предоставлены недостоверные сведения по своему соответствию дополнительным требованиям, то заказчик имеет право отказаться от подписания контракта с победителем.

Также если заказчик установил требование об отсутствии поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, то включение победителя в такой реестр после торгов дает заказчику право на законных основаниях отказаться от подписания контракта.

Заказчик может предъявить дополнительные требования при специфичных закупках (например, при подписании контракта на оказание аудиторских услуг).

Все требования в обязательном порядке должны быть перечислены в извещении о проведении закупки или конкурсной документации. Отсутствие в тендерных документах полного спектра требований является нарушением и не дает заказчику права отказать в подписании договора по не указанным им требованиям.

Процедура отказа от подписания контракта

При наличии у заказчика веских оснований для отказа подписать контракт он обязан действовать в порядке, установленном в ч. 11 ст. 31 44-ФЗ. Алгоритм действий будет следующим:

  1. При принятии решения об отказе заказчик обязан сформировать соответствующий протокол и разместить его в ЕИС в течение рабочего дня с даты подписания данного документа. В протоколе перечисляют дату и время его подготовки, реквизиты исполнителя и перечень оснований для отказа в подписании контракта. К нему также прилагаются подтверждающие документы.
  2. Уведомление участнику в виде копии экземпляра протокола об отказе от подписания контракта направляется в течение 2 рабочих дней после подписания протокола.
  3. При необходимости заказчик возвращает победителю обеспечение заявки.

Если поставщик не внес обеспечение, то он признается уклонившимся автоматически и заказчику не нужно придерживаться перечисленного выше порядка действий. Заказчик может предложить второму участнику подписать с ним контракт.

Право исполнителя контракта на обжалование отказа заказчика

На основании 44-ФЗ заказчик наделен правом отказа от подписания контракта с победителем уже после завершения торгов. При этом отказ от закупки допустим в исключительных случаях.

Читайте также:  Инструменты на электронных площадках, позволяющих получить консультационные услуги по 44 ФЗ

Жалоба в антимонопольный орган передается в случае, если еще не истекли сроки для подписания контракта. Если указанные сроки прошли, то обжаловать действия заказчика можно только в судебном порядке.

Жалоба передается в письменном виде и содержит все необходимые сведения относительно того, почему победитель закупки считает действия заказчика противоправными. К ней необходимо приложить комплект подтверждающих документов: в частности, копию протокола определения победителя или протокола отказа от подписания контракта.

Последствия для заказчика

В случае если заказчик на законных основаниях отказался подписывать государственный контракт, то никаких последствий для него не наступает. При уклонении заказчика от подписания договора ему грозит наказание по нормам КоАП. К ответственности его привлекает ФАС по результатам внеплановой проверки. К незаконному уклонению заказчика от подписания контракта приравнивается неразмещение в ЕИС проекта государственного контракта в установленные законом сроки или пропуск сроков для подписания договора со своей стороны.

Таким образом, заказчик по положениям 44-ФЗ наделен правом отказаться от подписания контракта, но в строго ограниченных случаях. Помимо этого, отказ должен быть мотивирован и содержать указание на причины принятого решения. Поставщику в большинстве случаев за отказ от подписания контракта после признания его победителем грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков. Поставщик может отказаться от подписания контракта на законных основаниях только при наличии обстоятельств непреодолимой силы или по решению суда.


Отказ от заключения контракта заказчиком по 44-ФЗ

Бывает так, что уже после подведения итогов закупки, например электронного аукциона, у заказчика возникают непредвиденные обстоятельства, и он принимает решение не подписывать контракт. Однако сделать он это может только в определенных Федеральным законом № 44 случаях, иначе такие действия будут считаться противоправными и могут быть оспорены в соответствующих инстанциях.

В каких ситуациях заказчик вправе отказаться от заключения контракта

Случаи, в которых заказчик имеет право на отказ от подписания контакта, четко определены 44-ФЗ. Их несколько:

    Предоставление победителем заведомо ложной информации или несоответствие основным требованиям, определенным документацией (часть 9,10 статьи 31). Бывает так, что на этапе рассмотрения заявок у заказчика не хватает времени на то, чтобы проверить все документы и сведения, предоставленные участником. Если какие-то несоответствия выявляются уже после определения победителя, это является поводом для неподписания контракта. Так, например, может «всплыть» наличие задолженности по налогам, осуществление процедуры банкротства и другие моменты.

На основании этих же статей заказчик вправе отказаться заключать контракт с победителем, если данные о нем содержатся в реестре недобросовестных поставщиков, (требование об отсутствии должно быть установлено документацией).

  • Несоответствие участника дополнительным требованиям, установленным документацией. Помимо основных требований к участнику, документацией могут быть установлены еще и дополнительные – их перечень четко не определен 44-ФЗ и регламентируется дополнительным правовыми актами (Постановления Правительства и так далее). Выявления несоответствия им также является для заказчика причиной отказаться от контракта.
  • Непредоставление победителем обеспечения исполнения контракта. В этом случае заказчик не просто имеет право, он обязан отказаться от контракта с данным поставщиком.
  • Отказ от заключения контракта осуществляется заказчиком до того момента, когда он будет подписан. Если это сделали обе стороны, то вступают в силу положения, касающиеся его расторжения.

    В случае, если по результатам аукциона, конкурса или другой процедуры победителем признан единственный участник, заказчик также обязан подписать с ним контракт – отказ может быть только по перечисленным выше причинам.

    Порядок отказа от заключения контракта

    Если у заказчика есть весомые основания для отказа от подписания контракта, он обязан действовать в порядке, установленном частью 11 статьи 31 44-ФЗ, за исключением случая, когда победителем не предоставлено обеспечение. В такой ситуации он автоматически признается уклонившимся. В остальных заказчик обязан действовать по следующему алгоритму.

      При выявлении причин, препятствующих подписанию контракта, заказчик обязан, первую очередь, разместить в единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru протокол об отказе заключения контракта – на это отводится один рабочий день. В нем должны быть указаны дата и время составления, реквизиты исполнителя и основание – причины по которым заказчик отказывается заключать контракт. Необоснованный отказ является противозаконным и его всегда можно оспорить.

    К протоколу также могут прилагаться документы, подтверждающие основания для отказа.

  • Далее заказчик должен направить один из экземпляров победителю – для ознакомления – на это дается два рабочих дня, отсчет начинается с момента подписания.
  • После того, как документ составлен, опубликован и направлен заинтересованной стороне, заказчик обязан вернуть победителю обеспечение заявки. Закон отводит на это не так много времени – 5 рабочих дней.
  • Обжалование отказа в контролирующих органах

    Если победитель считает, что заказчик отказался подписывать контракт без веских причин или допустил нарушения при реализации процедуры (в частности, не вернул в срок обеспечение исполнения заявки), он вправе обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу. Делать это нужно до истечения срока подписания контракта – в противном случае обжаловать действия заказчика можно будет только в судебном порядке.

    Жалоба должна быть подана в письменной форме и содержать всю необходимую информацию. В частности, на основании чего победитель считает действия заказчика необоснованными. Не лишним будет приложить соответствующие документы. Как правило, это копия протокола отказа от заключения контракта, составленная с нарушениями.

    Таким образом, заказчик, в соответствии с нормами 44-ФЗ, действительно имеет право отказаться от заключения контракта с победителем, но только в установленных законом случаях. Кроме того, отказ всегда должен быть мотивированным, с четким указанием причин. В случае, если победитель считает отказ необоснованным, важно четко и решительно отстаивать свои права в соответствующих инстанциях – заказчик тоже бывает не прав!

    Заключение контракта с участником, занявшим второе место. Основания и новые возможности

    БКС-Тендер / Статьи / Заключение контракта с участником, занявшим второе место. Основания и новые возможности

    Закон №44-ФЗ О контрактной системе предоставляет несколько возможностей заключения контракта с участником закупки, занявшим второе место.

    До недавнего времени эти возможности были связаны только с заключением контракта со вторым участником именно на этапе его заключения. Перечислим их:

    1) уже после публикации итогового протокола по закупке о признании победителем участника с лучшим предложением закупочная комиссия заказчика обнаруживает, что участник предоставил в своей заявке недостоверную информацию либо ранее была рассмотрена не полная информация о таком участнике, и он не соответствует требованиям закупочной документации.

    В таком случае заказчик публикует протокол отказа от заключения контракта и имеет право направить предложение о заключении контракта участнику закупки, занявшему второе место. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта заказчиком включаются условия исполнения данного контракта, предложенные этим участником.

    Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта.

    Участник закупки, занявший второе место и признанный победителем электронной процедуры, вправе подписать проект контракта, разместить протокол разногласий, либо отказаться от заключения контракта.

    2) победитель электронной процедуры признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта. Уклонившимся победитель может быть признан, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Закона №44-ФЗ, он не направил заказчику подписанный проект контракта, обеспечение исполнения контракта или не направил протокол разногласий.

    В таком случае заказчик публикует протокол признания победителя уклонившимся и имеет право направить предложение о заключении контракта участнику закупки, занявшему второе место. Этот участник признается победителем такой процедуры, и в проект контракта включаются условия исполнения контракта, предложенные участником, занявшим второе место.

    Проект контракта направляется заказчиком этому участнику в срок, не превышающий пяти дней с даты признания победителя такой процедуры уклонившимся от заключения контракта. Участник закупки, занявший второе место вправе подписать проект контракта, разместить протокол разногласий, либо отказаться от заключения контракта.

    Таким образом, заключение контракта для участника, занявшего второе место, является правом, но не обязанностью. Далее рассмотрим новую возможность заключения контракта со вторым участником.

    Новая возможность заключения контракта со вторым участником

    Изменения в Закон №44-ФЗ, вступившие в силу с 1 июля 2019 года, дают новые полномочия заказчикам. Ранее, в случае расторжения контракта с победителем закупки, заказчик был обязан проводить процедуру закупки заново. С 1 июля 2019 года заказчик больше не обязан проводить заново процедуру закупки, теперь он может напрямую предложить исполнение контракта участнику закупки, занявшему второе место после победителя.

    Условия заключения контракта с участником, занявшим второе место, следующие:

    1. контракт должен быть заключен по результатам конкурса, запроса котировок, запроса предложений, и любой электронной процедуры;
    2. контракт расторгается заказчиком по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта с занесением по решению ФАС информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
    3. участник закупки, занявший второе место, должен дать согласие на заключение контракта и предоставить заказчику обеспечение контракта. Это не является его обязанностью.

    С учетом, того, что большая доля закупок проводится заказчиками, которые видят в качестве исполнителей контракта только «своих» участников, а комиссии многих подразделений ФАС России относятся к вопросу занесению в реестр недобросовестных поставщиков формально, не углубляясь в подробности исполнения контракта и нарушения самих заказчиков – стоит признать, что это изменение несет больше «минусов», чем «плюсов».

    У недобросовестных, коррупционных заказчиков, появляется еще одна мотивация для организации произвола. Если раньше, при расторжении контракта с «нежелательным» поставщиком или подрядчиком им приходилось проводить процедуру заново и было не ясно кто ее выиграет, то теперь, зная, что второе место занял «их» участник – такой заказчик будет с заключения контракта предпринимать попытки его расторгнуть с победителем по «добровольному» согласию или с внесением в реестр недобросовестных поставщиков.

    Безусловно, будут ситуации, когда победителем контракта будет явно недобросовестный исполнитель, пропускающий все сроки и допускающий другие нарушения, а на втором месте окажется квалифицированный исполнитель, готовый контракт исполнить. Но данный пример будет работать только в условиях работы с добросовестными заказчиками, строго исполняющими нормы и дух закона.

    Ссылка на основную публикацию