Заказчик предусмотрел в положении неконкурентные способы закупок

Способы закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Способы закупок по 44-ФЗ

Для начала разберем способы закупок по 44-ФЗ, таблица наглядно показывает все возможные варианты.

КонкурентныеНеконкурентные
Конкурс (в т. ч. и электронный)Закупка у единственного поставщика
Аукцион
Запрос котировок (в т. ч. и электронный)
Запрос предложений (в т. ч. и электронный)
Закрытые способы (в т. ч и электронные)

Конкурентные способы закупок по 44-ФЗ

Как и все другие конкурсы, проводится в «живом» виде, ограничения по цене отсутствуют. Самый распространенный вариант. Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.

Отличаются тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна или необходимо транспортировать средства госфонда, или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.

С 01.07.2018 список дополнился закупками федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности, а также подведомственных им гос. учреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден постановлением правительства № 223 от 28.02.2019. В список попали Минобороны, ФСБ и СВР.

Аналогично «бумажным» процедурам. Заказчик вправе использовать этот способ с 01.07.2018. А в обязательном порядке госзаказчики начнут проводить электронные конкурсные процедуры с 01.01.2019.

С 01.07.2018 госзаказчики вправе проводить электронный запрос котировок, а с 01.01.2019 их обязаны проводить в цифровой форме.
Основания выбора электронного запроса котировок аналогичны «бумажному».

При этом в текущем году годовой объем закупок «бумажного», электронного запроса котировок или того и другого одновременно не должен в совокупности превышать 10 % СГОЗ и не должен составлять более ста миллионов рублей (ч. 45 ст. 112 44-ФЗ).

Используется для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Паралимпийских игр при признании повторного конкурса несостоявшимся.

Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос предложений еще называют мини-конкурс. Также это единственный сценарий отбора исполнителя по контракту, при котором допускается переторжка (возможность изменить предложение, например, цену, после вскрытия конвертов).

14.08.2018 вступил в силу Федеральный закон № 311-ФЗ от 03.08.2018. Он изменил порядок рассмотрения заявок в процессе проведения запроса предложений. Заказчику запретили устанавливать свои критерии и признали ч. 2 ст. 32 утратившей силу.

01.01.2019 начал действовать Федеральный закон № 267-ФЗ от 29.07.2018. Он пополнил список оснований для запроса предложений в электронной форме: проведение госзакупок жилых помещений для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей, у физических лиц. При этом физлица должны владеть этими жилыми помещениями на праве собственности

Начиная с июля 2020 года, госзаказчики могут проводить, а с 01.01.2018 должен произойти окончательный переход на дистанционный способ определения победителя.

Проводится по основаниям, закрепленным для бумажного запроса. При этом, наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений можно выбрать также после признания:

  • электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
    • открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.
ВидПодвидОписаниеПобедитель
КонкурсОткрытыйТот, кто предложит лучшие условия.
С ограниченным участиемИспользуется при заказах сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Адресаты — неограниченный круг лиц, требования ко всем едины.
ДвухэтапныйКроме основных требований, могут добавляться дополнительные. Побеждает тот, кто предложит лучшие условия по итогам второго этапа. Проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, экспериментов, изысканий и т. д., а также если необходимо обсудить с участниками характеристики объекта. Адресован для неопределенного круга лиц.
Закрытый с ограниченным участием
Закрытый двухэтапный
Электронные конкурсные процедурыАналогичны «бумажным»
АукционОткрытый в электронной формеСамая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. При этом перечень закупок, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством. Проводится на электронных площадках. В настоящее время их восемь.Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением.
ЗакрытыйМожет устанавливаться плата за получение документации о таком аукционе. Плату устанавливает заказчик, также информация о ней указывается в приглашении принять участие в процедуре. Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена специализированная торговая площадка для проведения торгов — АСТ «ГОЗ».
Запрос котировокИспользуется при условии, что НМЦК менее 500 000 рублей. Проводится путем непосредственной передачи конвертов с ценой заказчику. Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС.Тот, кто предложит самую низкую цену.
Электронный запрос котировок
Запрос предложенийТот, чье окончательное предложение будет отражать самые идеальные условия.
Электронный запрос предложений

Неконкурентные способы закупок

Есть только один подвид — закупка у единственного поставщика. В этом случае контракт заключается без проведения процедуры выбора победителя, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечень случаев закрытый, по состоянию на 2020 год есть 55 оснований.

Примерами могут служить:

  • приобретения услуг в компаниях-монополиях;
  • «прямые» контракты;
  • ликвидации аварий;
  • покупки лекарств;
  • признания конкурентных процедур не состоявшимися.

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

Используются разнообразные конкурентные способы закупки по 223-ФЗ. До 01.07.2018 законодательно было закреплено только два вида процедур: электронный аукцион и конкурс, которые обязательно закрепляются в Положении о проведении закупок. После вступления в силу изменений в положении заказчик обязательно должен прописать алгоритм проведения аукциона, конкурса, а также запроса предложений и запроса котировок по 223-ФЗ.

При этом заказчик имеет право установить в положении иные способы выбора исполнителя. Примерами могут быть редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. При этом заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.

Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.

Проведение неконкурентных способов закупок на основании Федерального закона №223-ФЗ и особенности закупок у СМП?

Действующее законодательство в сфере закупок предполагает возможности для государственных и муниципальных заказчиков проводить закупки как с соблюдением правил обеспечения свободной конкуренции на рынке, так и ограничивая такую конкуренцию. В последних случаях происходит использование технологий, направленных на закупки, в рамках которых торги не проводятся.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Что говорит о таких неконкурентных закупках Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и каким образом могут осуществляться такие закупки?

Особенности неконкурентных закупок по 223-ФЗ

В настоящее время все проводимые закупки, которые призваны обеспечивать государственные и муниципальные нужды, регулируются двумя законами – Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», получивший номер 44-ФЗ, а также Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», больше известным как Закон №223-ФЗ. Оба эти закона предусматривают как конкурентные, так и неконкурентные способы определения исполнителя по тем или иным контрактам.

Если Федеральный закон №44-ФЗ неконкурентные способы закупок регулирует очень подробно, то закон под номером 223-ФЗ такой тщательной регламентации для таких закупок не предусматривает – законодатель в рамках данного закона говорит только о некоторых особенностях, к числу которых следует отнести следующие:

  • в рамках Федерального закона №223-ФЗ в качестве неконкурентных закупок рассматривается только закупка у единственного поставщика. Другие варианты не предусмотрены, так как в приоритете у этого закона использование только конкурсных процедур, причем проводимых в электронном виде;
  • все проводимые неконкурентные закупки должны иметь тщательное отражение в рамках Положения о закупках, созданного внутри государственного или муниципального заказчика.

Других особенностей в рамках данного нормативного акта для неконкурентных закупок в настоящее время не предусмотрено.

Положение о закупках и неконкурентные процедуры

Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает требование для заказчика о необходимости создания специального Положения о закупках, которое будет регламентировать все проводимые закупочные процедуры.

Положение о закупках утверждается заказчиком при организации системы закупок в рамках своего юридического лица, проводящего такие закупки. Такое Положение может быть принято один раз в тот момент, когда формируется служба, которая будет заниматься закупками, либо может изменяться каждый год по решению руководителя самого заказчика в том случае, если это предусмотрено производственной необходимостью либо изменением особенностей функционирования конкретной организации.

В Положении о закупках должны быть отражены все те закупки, которые будет проводить заказчик для заключения контрактов и договоров, которые направлены на удовлетворение его нужд.

В рамках Федерального закона №223-ФЗ в качестве таковых признается только закупка у единственного поставщика. Однако следует понимать, что данный вид закупок не регламентирован в рамках действующего законодательства для закупок отдельными видами юридических лиц. Именно по этой причине необходимо, чтобы данный вид закупок был очень тщательно проработан в рамках создаваемого Положения о проведении закупок в рамках функционирования конкретного государственного или муниципального заказчика.

Кроме того, в рамках действующего законодательства о закупках некоторыми видами юридических лиц возможно проведение закупок малого объема путем проведения прямых торгов. Проведение такого типа неконкурентных закупок также должно быть отражено в Положении о проведении закупок. При этом в рамках данного документа необходимо указать, каким образом будут проводиться прямые торги. Такие закупки в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ могут быть реализованы только в отношении тех закупок, начальная максимальная цена договора для которых не превышает пятисот тысяч рублей (так как прямые торги в случае, если начальная максимальная цена договора не превышает ста тысяч рублей, могут не отражаться в плане закупок).

Планирование и проведение неконкурентных закупок

Проведение неконкурентных закупок с помощью использования 223-ФЗ осуществляется на основании принятого и утвержденного плана закупок. Планирование в данном случае является необходимым мероприятием для того, чтобы определить, когда и при каких обстоятельствах будут проводиться те или иные закупки. Кроме того, при осуществлении планирования проводимых закупок производится также и распределение количества проводимых закупок, которые должны быть осуществлены у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в рамках реализации принятых на федеральном уровне программ поддержки таких субъектов бизнеса.

Этим обусловлен тот факт, что все остальные закупочные процедуры представляют собой такие закупки, в ходе которых происходит борьба различных участников за право заключить договор или контракт. При этом такая борьба может происходить путем участия в электронной процедуре либо путем подачи заявок на заключение контракта или договора с указанием своих предложений по итоговым условиям для того, чтобы предложить заказчику максимально выгодные условия удовлетворения его нужд.

При проведении закупки у единственного поставщика в рамках Положения о закупках должна быть отражена информация о том, в каких случаях такие закупки могут проводиться, каким является максимальный порог для начальной максимальной цены договора при проведении такой закупочной процедуры (потребуется обосновать необходимость проведения закупки ценой до ста тысяч рублей, а для организаций с оборотом, превышающим установленный порог всех проводимых закупок, если такой порог сформирован на основании Постановлений Правительства Российской Федерации, до пятисот тысяч рублей), а также необходимость проведения закупки именно неконкурентным способом.

Мелкие закупки, которые проводятся в настоящее время на основании положений Федерального закона №223-ФЗ, должны быть тщательно регламентированы в рамках создаваемого Положения в силу того, что такие закупки производятся по механизму заключения договора или контракта с единственным поставщиком. Проведение мелких закупок с помощью использования механизма прямых торгов предусматривает необходимость для потенциального исполнителя подготовить специальную аналитическую записку, в которой будут отражены все необходимые условия для проведения закупок.

Поданные аналитические записки рассматриваются заказчиком, и итоговый контракт или договор заключается с тем исполнителем, который предложил лучший вариант. Однако такой механизм возможно реализовать только в отношении ограниченного числа закупок, которые осуществляются для заключения договоров и контрактов на получение различного рода финансовых услуг у специально аккредитованных на это финансовых учреждений, а также в отношении закупок, итогом которых становится выбор субподрядчика для выполнения какого-либо вида работ.

Максимальный срок для подписания не может превышать десяти дней с момента окончания самой закупочной процедуры либо размещения извещения о такой закупке в Единой информационной системе.

Особенности проведения закупок у СМП

Федеральный закон №223-ФЗ говорит о том, что при осуществлении различных закупок независимо от того, идет ли речь о конкурентном или неконкурентном способе определения исполнителя по контракту, необходимо проводить такие процедуры и заключать контракты и договоры, исполнителями в рамках которых будут выступать субъекты малого предпринимательства либо социально ориентированные некоммерческие организации.

Процесс осуществления таких закупок регулируется с помощью положений Постановления Правительства №11352, принятого 11 декабря 2014 года, «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Так, в частности, для реализации положений данного Постановления необходимо соблюдать требования, которые устанавливаются к общим размерам годовых закупок, которые проводятся в отношении таких закупок у СМП и СОНКО.

По общему правилу, которое действует в настоящее время для всех государственных и муниципальных заказчиков, осуществляющих закупки для удовлетворения своих нужд на основании положений Федерального закона №223-ФЗ, при осуществлении планирования закупок, которые будут проведены таким заказчиком, необходимо учитывать те установленные объемы для такого рода закупок, которые зафиксированы в рамках этого постановления.

Общий же объем таких закупок, которые проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, не должен быть меньше десяти процентов независимо от того, идет речь о проводимых конкурсах и аукционах либо о закупках у единственного поставщика.

Однако указанные особенности проведения закупочных процедур касаются только тех государственных и муниципальных заказчиков, чей годовой объем закупок превышает один миллиард рублей. В том случае, если годовой объем закупок меньше данной суммы, то Постановление Правительства дает возможность не исполнять его требования.

Однако придется ежемесячно сдавать отчет о том, какие закупки и когда были проведены, а также какое количество закупок с участием СМП и СОНКО было осуществлено. Кроме того, в рамках такого ежемесячного отчета производится предоставление информации о количестве заключенных и исполненных договоров и контрактов, осуществленных с участием субъектов малого предпринимательства.

Так как такие закупки подвергаются тщательной проверке контролирующими органами в сфере закупок, в частности, Федеральной антимонопольной службой, то заказчик при планировании и осуществлении таких закупок обязан помнить о том, каким образом он отразит не только в плане закупки у субъектов малого предпринимательства, но также и каким образом проведет такие закупки, а также будет контролировать исполнение контракта.

Проведение закупок неконкурентными способами, если такое проведение закупочных процедур происходит на основании Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», должно осуществляться в строгом соответствии с положениями этого нормативного акта. В том случае, если речь идет о закупках, которые проводятся у субъектов малого предпринимательства, для них могут быть реализованы как конкурентные, так и неконкурентные способы. При этом такие закупки будут проводиться не только в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ, но и в соответствии с положениями иных нормативных актов, например, Постановлений Правительства Российской Федерации.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Способы отбора поставщика

Определение поставщика путем проведения торгов (конкурс, аукцион, аукцион в электронной форме) или без проведения торгов (запрос котировок, закупка у единственного поставщика, товарные биржи).

Неконкурентные способы закупок

Закупки, в ходе которых не используется состязательность предложений независимых участников.

Закупка у единственного поставщика (источника)

Способ отбора, при котором заказчик вправе обратиться в процессе закупки к поставщику по своему выбору.

Для закупок у единственного поставщика по 44-ФЗ заказчик обязан обосновать, почему использование других способов определения поставщика невозможно.

Конкурентные способы закупок

Закупки, в ходе которых используется состязательность предложений независимых участников (конкурс, запрос цен, запрос предложений, конкурентные переговоры).

Аукцион

Способ отбора, при котором сначала подаются заявки без ценового предложения, потом проводится аукцион, в ходе которого участники озвучивают ценовые предложения и устанавливается лучшая цена.

Лучшая цена зависит от типа аукциона:

  • Аукцион с повышением начальной цены. Заказчик объявляет начальную цену лота, а участники торгов повышают цены каждый раз на шаг аукциона. Победителем становится участник с наивысшей ценой. Встречается в торгах имущества банкротов.
  • Аукцион с понижением начальной цены. Заказчик объявляет максимальую начальную цену лота, а участники торгов понижают цены каждый раз на шаг аукциона. В некоторых случаях заказчик может задать нижнюю границу цены. Победителем становится участник с наименьшей ценой.

Шаг аукциона
Шаг, с которым участники аукциона повышают или понижают цену. Для закупок по 44-ФЗ шаг аукциона находится в диапазоне от 0,5 до 5% от начальной цены контракта. Для остальных закупок шаг определяется заказчиком.

Электронный аукцион
Аукцион с понижением начальной цены, который проводится на электронной торговой площадке.

Открытый аукцион
Аукцион с понижением начальной цены, который проводится заказчиком в присутствии членов аукционной комиссии, участников аукциона или их представителей.

Конкурс (открытый конкурс)

Способ отбора, при котором подаются заявки на участия вместе с ценовыми предложениями, и победитель выбирается по нескольким критериям.

  • цена,
  • потребительские свойства, качество,
  • квалификация участника конкурса,
  • сроки,
  • гарантия.
  1. Поставщики подают заявки
  2. Заказчик вскрывает конверты
  3. Заказчик оценивает заявки по критериям.

Двухэтапный конкурс
Конкурс, при котором участники могут подать улучшенные предложения на втором этапе.

Конкурс с ограниченным участием
Конкурс, при котором участники проходят предквалификационный отбор. В ходе отбора оценивают соответствие поставщика требованиям.

Запрос котировок

Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила раньше других.

Запрос предложений

Способ отбора, при котором заказчик описывает требования к объекту закупки, а победителем становится участник с предложением, наиболее соответствующим требованиям заказчика.

Запрос цен (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Способ отбора, при котором подаются заявки вместе с ценовыми предложениями, и победителем становится участник, предложивший наиболее низкую цену контракта. При равенстве ценовых предложений победителем признается участник, чья заявка поступила ранее других.

Конкурентные переговоры (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Способ отбора, при котором организатор ведет переговоры с участниками (их должно быть не меньше двух) и определяет квалифицированного участника, предложившего наилучшие условия сделки. После переговоров заказчик заключает с ним договор.

Переторжка (закупки по 223-ФЗ и коммерческие закупки)

Процедура после проведения торгов, при которой участники могут ещё раз подать свои ценовые предложения с улучшенной ценой.

Неконкурентные – закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Разделы:

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. Однако указанное ограничение не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). Есть ли документ, в котором прописаны данные нужды, или каждое поселение утверждает их самостоятельно на Совете депутатов? Читать ответ

Как правильно рассчитать сумму закупок у единственного поставщика для образовательной организации? Читать ответ

Мы являемся общеобразовательной школой. Можем ли мы, согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму до 400 тыс. рублей, если в нашем уставе среди целей не указано “сохранение, использование и популяризация объектов культурных наследий”? Читать ответ

Образовательное учреждение вправе заключать договоры с единственным поставщиком до 100 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) но не более 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком. В тоже время, согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ образовательные учреждения могут заключать договоры до 400 тыс. рублей, но не более 50 % размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом-графиком. Возникает вопрос: если учреждения могут заключать договоры и до 100 тыс. и до 400 тыс., то как потом определить, по какому из оснований заключены такие договоры (например, если учреждение заключает договор на сумму 380 тыс. руб., а план-график на сумму 900 тыс. руб.)? Читать ответ

Как понимать ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ о том, что “в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта”? Правильно ли мы понимаем, что образовательное учреждение не сможет просто так (как это происходило по Закону № 94-ФЗ с договорами на сумму до 100 тыс. руб.) заключить договор до 400 тыс. руб. (ну и до 100 тыс. руб. по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) и ему необходимо будет дать обоснование невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика? Читать ответ

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ образовательная организация имеет право совершать закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 400 тыс. руб., но не более чем 50% размера средств предусмотренных на осуществление всех закупок в соответствии с планом графиком.

Учитываются ли при определении этих 50% закупки у естественных монополий (водоснабжение, тепло, электричество)? Читать ответ

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ возможно осуществление закупок у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком. Какая ответственность наступает, если превысить этот барьер в 5% и в каком нормативном акте она закреплена? Читать ответ

Мы – муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение. В 2014 году нам выделено порядка 2,5 млн руб. на текущий ремонт в связи с открытием дополнительных образовательных групп. Эти средства не включены в муниципальное задание. Каким законом нам руководствоваться при осуществлении закупок на оказание услуг по текущему ремонту? Читать ответ

Может ли муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей осуществлять закупки у единственного поставщика в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ? Читать ответ

Бюджетное общеобразовательное учреждение осуществляет закупку в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (до 400 тыс. руб.). Как можно обосновать эту закупку? Например, мы закупаем готовые обеды для школы у единственного поставщика на сумму 250 тыс. руб. Должны ли мы обосновывать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в документально оформленном отчете, размещаемом в единой информационной системе (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), или можно просто ссылаться на этот пункт закона? Если должны обосновывать, то как? В нашем городе нету организаций которые бы специализировались на приготовлении детского питания и мы заключаем договор с проверенным поставщиком (у индивидуального предпринимателя). Читать ответ

В учреждение доведены лимиты, согласно которым по статье “Закупки товаров, работ, услуг” доведены объемы финансирования на 2014 год в сумме 50 тыс. руб. Учреждению необходимо заключить договор на оказание услуг публикации официальных материалов, договор поставки канцелярских товаров и др. договоры.

Имеет ли право данное учреждение, применяя п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заключить договоры с несколькими единственными поставщиками при условии, что сумма по договору с каждым из поставщиков будет составлять не более 2,5 тыс. руб. (5% от 50 тыс. руб.) или же учреждение обязано применить конкурентные способы определения поставщика (запросы котировок, конкурс, аукцион, запрос предложений) на сумму не менее 47,5 тыс. и только сумму в 2,5 тыс. руб. имеет право использовать на закупки у единственного поставщика? Читать ответ

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, с единственным поставщиком можно заключить контракты в случае, если осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем 50 млн руб. в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений. Мы являемся городским поселением. Тем не менее, мы поселение, а не город и не район. Официальные (согласно Уставу) названия – поселок и поселок городского типа (равнозначные). Численность поселения составляет 9 тыс. жителей, оно является центром муниципального района. Относится ли к нам данный пункт о сельских поселениях? Читать ответ

Закупки на сумму до 100 тыс. руб. у единственного поставщика могут производиться только в случае, если совокупный годовой объем таких закупок не превышает 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком (пп. 4 п. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

А в 2014 году от чего считать этот объем? Включаются ли в план-график закупки у субъектов естественных монополий? Читать ответ

Необходимо ли включать закупки у единственного поставщика и естественных монополистов в расчет для определения доли участия субъектов малого предпринимательства в совокупном годовом объеме закупок? Читать ответ

Какой нормой Закона № 44-ФЗ (п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93) руководствоваться муниципальному бюджетному образовательному учреждению (школе) при заключении договора с единственным поставщиком? Читать ответ

Каким образом заключить государственный контракт об оказании услуг связи с единственным поставщиком? Читать ответ

Мы – бюджетная организация, регулярно закупаем уголь. Как нам обосновать цену при заключении контракта с единственным поставщиком, если в нашем населенном пункте есть только один поставщик угля? Читать ответ

Способы закупок по 223-ФЗ – конкурентные и иные

Федеральный закон №223 не имеет таких жестких рамок, как, например, Федеральный закон №44. Многие моменты, касающиеся закупочной деятельности, организация может определять самостоятельно в соответствующем положении, которое должно быть у каждого заказчика (размещается на сайте www.zakupki.gov.ru). В том числе и способы осуществления торгов. Однако частью 3 статьи 3 Федерального закона №223 определены виды закупок, которые должны присутствовать там в обязательном порядке – это аукцион и конкурс.

Обязательные способы закупок по 223-ФЗ

Итак, обязательных способов закупок в соответствии с требованиями Федерального закона №223 всего два – это аукцион и конкурс. Требованиях к их проведению заказчик устанавливается самостоятельно в положении о закупочной деятельности. Однако они не должны противоречить положениям закона. В частности – в области сроков, определенных частью 2 статьи 3 Федерального закона №223, где четко указано, что с момента публикации извещения на сайте до окончания приема подачи заявок должно пройти не менее 20 дней.

С обязательными способами связан один интересный момент. Заказчик, согласно закону, обязан включить информацию о них в соответствующее положение, а вот пользоваться или нет тем или иным способом он решает исключительно сам. Также как и то, на какой площадке проводить электронный аукционы, в каком виде организовывать конкурс – обычном или электронном.

Другие способы закупок по Федеральному закону №223

Сложность для поставщиков/подрядчиков/исполнителей, работающих с Федеральным законом №223, заключается в том, что помимо обязательных способов закупок заказчик вправе включить в положение любые другие. Поэтому прежде, чем подавать заявку на те или иные торги, нужно в обязательном порядке изучить установленные к ней конкретным заказчиком требования – от формы подачи до состава документов.

Среди всего многообразия способов закупок есть все же те, которые заказчики применяют и описывают в своих положениях чаще всего.

    Запрос котировок. Требования к заявкам и порядку проведения устанавливаются, как правило, аналогичные определенным Федеральным законом №44, мало кто хочет изобретать велосипед. Однако есть среди заказчиков те, которые придумывают свои правила. Например, проводят электронные запросы котировок. В этом случае заявка подается не в привычной для этого способа закупок бумажной форме, а в виде документа, заверенного электронной подписью на площадку, заранее выбранную заказчиком.

Для участников это может вызвать определенные сложности, главная из которых – необходимость регистрации. Ведь она занимает определенное время и часто процесс растягивается на несколько дней. Советы о том, что нужно все делать заранее, в данном случае не работают. Так как коммерческих площадок, на которых могут проводиться закупки по Федеральному закону №223, очень много.

Запрос предложений. Регламент запроса предложений у многих заказчиков схож с установленным Федеральным законом №44. Однако, как и в предыдущем случае, некоторые предпочитают отказываться от бумажного документооборота и полностью переходить на электронный.

Запрос цен. Еще один часто встречающийся среди заказчиков, работающих по Федеральному закону №223, способ закупок. Как правило – это “простая” закупка с не слишком высокой начальной ценой и минимальными требованиями к заявке.

Конкурентные переговоры. За этим способом закупки чаще всего скрывается довольно широкий список требований к участникам, а также поставляемым товарам/выполняемым работам/оказываемым услугам.

Охарактеризовать тот или иной необязательный способ закупок по Федеральному закону №223 сложно. Ведь каждый заказчик в положении устанавливает свой порядок и требования, с которыми нужно в обязательном порядке ознакомиться перед подачей заявки. Перечисленные выше 4 способа – это далеко не все разнообразие, встречающееся на Портале госзакупок (www.zakupki.gov.ru) и электронных площадках.

Неконкурентные способы закупок

В положении о закупочной деятельности заказчик вправе предусмотреть не только конкурентные, но и неконкурентные способы закупок. Самый распространенный из них – закупка у единственного поставщика. Однако встречаются и другие – прямая закупка, внеконкурентная закупка и так далее.

Их регламент, так же как и в случае с конкурентными закупками, определяется заказчиком самостоятельно. Поэтому привычный многим лимит “не более 100 тысяч рублей”, определенный Федеральным законом №44, здесь не действует.

Конкурентные и неконкурентные закупки: как заказчику закупить желаемый товар

Конкурентные и неконкурентные закупки: как заказчику закупить желаемый товар

Vitaly.B » 11 май 2019, 13:20

Появление в Законе № 223-ФЗ требований, ограничивающих возможности приобретения необходимых заказчику товаров, стало одной из главных проблем для правоприменителей. Ведь если другие изменения Закона № 223-ФЗ коснулись, главным образом, процедурных аспектов проведения закупок, то дополнительные требования к описанию предмета закупки затронули свободу потребительского выбора заказчика.

Но уже сейчас очевидно, что, несмотря на введение новых ограничений, значительная доля заказчиков фактически не намерена отказываться от закупки необходимых им товаров. В этой связи рассмотрим основные возможности Закона № 223-ФЗ, позволяющие приобрести заказчику желаемый товар.

1. Товарный знак без слов «или эквивалент» (исключения подп. «а» – «г» п. 3 ч. 6.1 Закона № 223-ФЗ)

Наиболее очевидной возможностью закупки товара желаемого товарного знака с помощью конкурентных закупок являются варианты, прямо предусмотренные подп. «а» – «г» п. 3 ч. 6.1 Закона № 223-ФЗ.

Пример
Согласно п. 1.3 Технического задания применение аналогов (эквивалентов) не рассматривается, поскольку смолы марки «Гранион» будут использоваться исключительно для досыпки в фильтры…Согласно СТО ВТИ 37.002-2005 не рекомендуется смешение ионитов-аналогов разных марок в одном фильтре… действия заказчика не противоречат нормам Закона № 223-ФЗ.[1]

Другой пример с несовместимостью программного обеспечения представлен в решении ФАС России от 10.10.2018 № 223ФЗ-760/18 (закупка № 31806865477), в котором была подтверждена правомерность действий заказчика:
«Потребность заказчика в продлении лицензии на право получения обновлений баз сигнатур… Kaspersky Total Security обусловлена окончанием срока действия текущей лицензии… данное программное обеспечение интегрировано с другими системами информационной безопасности заказчика…».

Со временем в практике могут появиться и менее очевидные примеры. Возможно, отдельные заказчики сумеют обосновать закупку необходимого товара, например, оборудования, наличием на складе значительного количества запасных частей и расходных материалов к нему с ограниченным сроком годности, которые в случае закупки товара иного товарного знака придется утилизировать.

В отношении закупок оригинальных запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию важно отметить, что данная необходимость должна быть обусловлена технической документацией на соответствующие машины и оборудование.

Пример
Заказчиком принято решение о закупке оригинальной термобумаги к видеопринтерам SONY, поскольку она указана в качестве расходного материала в руководстве по эксплуатации видеопринтеров SONY. Использование неоригинальной термобумаги влечет снятие видеопринтера с гарантии, установленной производителем.[2]

В отношении исполнения государственных и муниципальных контрактов примечательно то, что подп. «в» п. 3 ч. 6.1 Закона № 223-ФЗ не требует, чтобы закупаемый товар обязательно являлся предметом исполняемого государственного или муниципального контракта. Достаточно того, чтобы закупаемый товар требовался для исполнения государственного или муниципального контракта. При осторожном использовании этой особенности подп. «в» п. 3 ч. 6.1 Закона № 223-ФЗ заказчик также может заметно расширить возможности закупки желаемых товаров.

«Но важно понимать, что государственным (муниципальным) контрактом будет являться не всякий договор, заключенный в рамках Закона № 44-ФЗ, а только тот, который будет заключен с государственным (муниципальным) заказчиком. В частности, бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия, проводящие закупки по Закону № 44-ФЗ, государственными (муниципальными) заказчиками не являются, и могут заключать государственные (муниципальные) контракты только в случае, предусмотренном ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ»[3].

А вот закупка конкретных товаров для исполнения заказчиками договоров с юридическими лицами на основании подп. «г» п. 3 ч. 6.1 Закона № 223-ФЗ без наличия информации о таких товарах в заключенных договорах уже затруднительна. Также невозможно закупить по этому основанию конкретные товары, которые заказчик обязался использовать в рамках исполнения договоров, заключенных с физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Для этих целей разумно использовать иные варианты, предложенные в настоящем докладе.

2. Иные неконкурентные способы закупки

Интересные возможности закупки желаемых товаров предоставляют заказчику чч. 2, 3, 3.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, в соответствии с которыми заказчик наряду с конкурентными способами закупки и закупками и у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) вправе предусмотреть в положении о закупке иные неконкурентные способы закупки.

В рамках таких иных неконкурентных способов закупки, которые могут называться «тендером», «запросом оферт» и т. д., заказчик может продолжать приобретать продукцию желаемых товарных знаков, изготовителей, поскольку ч. 6.1 ст. 3 распространяется только на конкурентные закупки.

Для закупок малых объемов простейшим примером иного неконкурентного способа закупки может быть закупка с помощью электронных магазинов, функционирующих в настоящее время на платформах ряда электронных площадок или иных ресурсов. Разумеется, при выборе оферты в электронном магазине заказчик может сопоставлять цены только на желаемые им товары.

Имея в своем положении о закупке иные неконкурентные способы закупки, следует также обращать внимание на то, относится ли то или иное требование Закона № 223-ФЗ к закупкам вообще или только к конкурентным закупкам.

В частности, требования чч. 9, 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ к содержанию извещения и документации установлены только по отношению к конкурентным закупкам. Это означает, что в отношении иных конкурентных способов закупки заказчик также вправе избавить себя от обязанности использовать или обосновывать неиспользование технических регламентов, документов национальной системы стандартизации при подготовке описания предмета закупки.

Вместе с тем делать основной и единственной стратегией закупочной деятельности переход на иные неконкурентные способы закупки может быть рискованно. И вопрос не только в недостаточной «конкурентности» иных неконкурентных способов закупки, предусматривающих размещение информации в ЕИС и возможность подачи заявок на участие в таких закупках, но и в правовой позиции Верховного Суда РФ, которую могут взять на вооружение самые различные контролеры.

Извлечение
Офисная бумага как объект проведенной закупки имеет свои технические характеристики, которые определяются исходя из ее размера (формата), плотности, белизны, количества листов в пачке и пр. Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующих о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции.[4]

3. Обоснованное ограничение конкуренции в конкурентных закупках

Однако далее тот же самый п. 10 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 16.05.2018 говорит нам о случаях, когда указание в документации о закупке товарных знаков является допустимым.

Извлечение
Указание в закупочной документации товарного знака может быть признано допустимым в случаях, когда закупка эквивалентного товара приведет к дополнительным и подтвержденным затратам, превышающим возможную выгоду заказчика. Такие затраты, например, могут быть связаны с необходимостью переобучения персонала, увеличения затрат на разноплановое техническое обслуживание в связи с низким уровнем технологической совместимости различных производителей и др.

Рассматривая этот тезис в связке с п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, запрещающей необоснованное ограничение конкуренции[5], можно прийти к закономерному выводу о том, что заказчик может закупить продукцию необходимого товарного знака конкурентным способом закупки при наличии убедительного обоснования.

Пример
Комиссия Новосибирского УФАС России принимает во внимание довод о том, что заказчиком ранее использовалось навигационное оборудование указанной в документации о закупке торговой марки ГЛОНАСС. В ноябре 2018 года… заказчиком было принято решение об установке идентичного оборудования с целью обеспечения технологической совместимости, а также по причине того, что указанное оборудование за время его использования зарекомендовало себя с лучшей стороны…

Кроме того, в марте 2018 года по результатам электронного аукциона на некоторые транспортные средства заказчика было установлено оборудование, являющееся эквивалентом ранее установленному…Указанное оборудование на протяжении 2018 года не функционирует должным образом: …информация, поступающая с аппаратуры, искажается. В результате, ненадлежащая работа «эквивалентного» оборудования приводит к ежемесячным финансовым потерям заказчика.

Таким образом, действия заказчика, установившего в техническом задании требования к товарному знаку и модели оборудования, являются экономически обоснованными, не нарушают положения Закона № 223-Ф3, из которого следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к объекту закупки[6].

В других случаях обоснованными ограничением конкуренции признавалось указание конкретного товарного знака по причине требований конструкторской документации на изготовление самолета в рамках государственного оборонного заказа[7], необходимости повторного согласования проектной документации и дополнительных работ по переделке помещений в случае использования эквивалентных товаров[8].

В то же время в некоторых случаях участникам закупки удается доказать необоснованность требований заказчика, добившись внесения изменений в документацию о закупке.

Пример
Комиссия Калужского УФАС России установила, что технические характеристики предложенного участником закупки регенеративного патрона РП-100МТ полностью удовлетворяют потребности заказчика, кроме габаритного размера патрона и габаритного размера упаковки (деревянной обрешетки).
Согласно представленному участником закупки в материалы дела письму ОАО «Корпорация «Росхимзащита» от 13.02.2018 о взаимозаменяемости патронов РП-100 и РП-100МТ» данный размер имеет значение только для транспортной упаковки и к эксплуатации изделий отношения не имеет[9].

4. Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

Ограничения в части указания товарных знаков, страны происхождения, наименования изготовителя не коснулись закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Оставляя за рамками рассмотрения типовые положения о закупке, Закон № 223-ФЗ не ограничивает заказчиков в возможности установления в положении о закупке любых оснований закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Как справедливо отмечает Верховный Суд РФ в определении от 11.09.2017 № 308-КГ17-12196 по делу № А53-21994/2016, заказчик, осуществляя закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), действует в пределах своих прав, установленных Законом № 223-ФЗ. В результате предписание ФАС России о внесении изменений в положение о закупке в части ограничения оснований закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) было признано незаконным.

В п. 9 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 16.05.2018 закупкам единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) дается более сдержанная оценка:
«указание в положении о закупке на иные способы закупки не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны заказчика, поскольку сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным».
Но даже в отсутствие специальных оснований закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) заказчик вполне может поддаться соблазну разделить потребность на несколько договоров и с помощью множества договоров до ста (пятисот) тысяч рублей закупить необходимый товар.

Хотя в практике применения Закона № 223-ФЗ понятие «дробления закупок» не получило такого же широкого распространения, как в рамках Закона № 44-ФЗ, злоупотребление такими закупками может быть истолковано контролирующими органами как ограничение конкуренции.

Пример
Дробление закупок и оформление самостоятельных договоров с целью непроведения конкурентных процедур, а также избегание обязанности размещения сведений о заключенных договорах при проведении закупок лекарственных препаратов у единственного поставщика на суммы не более 100 000,00 руб. нарушает ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, и может являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) может привести к ограничению, устранению конкуренции[10].

5. Метод двух аналогов

При недоступности всех вышеуказанных вариантов заказчик может воспользоваться многолетней практикой, сформировавшейся в закупках по Закону № 44-ФЗ.

Суть похода сводится к тому, что характеристики закупаемого товара указываются в документации о закупке таким образом, чтобы потребностям заказчика соответствовал не только желаемый товар, но и еще один-два более дорогих аналога, которые по причине большей стоимости вряд ли будут предложены кем-либо из участников закупки.

Подобный подход в подавляющем большинстве случаев не подвергается нареканиям со стороны ФАС России.

Пример
Согласно жалобе приведенное описание полезной модели в документации соответствует товару марки «Шанс».
На заседании комиссии ФАС России представитель заказчика представил материалы и пояснил, что в техническом задании не применялось упоминаний в отношении товарных знаков, полезных моделей, при этом товары различных производителей, например: ООО «НПК Пожхимзащита» (товарный знак ШАНС), ООО «Прометей» (товарный знак СФ Прометей), ООО Химзащита» (товарный знак Зевс-У) соответствует требованиям документации»… Комиссии ФАС России не представляется возможным прийти к выводу об обоснованности довода жалобы [11].

При этом формальное соблюдение требований п. 2, 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, когда в документации о закупке отсутствуют товарные знаки либо товарные знаки сопровождаются словами «или эквивалент», однако указанные заказчиком характеристики товара соответствуют единственному товару, справедливо могут быть признаны ограничением конкуренции.

Пример
Заказчиком определены требования к техническим, функциональным характеристикам городского автобуса средней вместимости: «Низкопольный автобус МАЗ 206086 или “эквивалент”». При этом в таблице требований указаны характеристики, соответствующие конкретной модели автобуса – МАЗ 206086… Формальное соблюдение заказчиком требования о сопровождении словами «или эквивалент» указания на товарный знак при описании предмета закупки, по мнению комиссии Кировского УФАС России, не свидетельствует об отсутствии ограничения участия в закупке…
Действия заказчика нарушают ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции [12].

6. Управляемые торги

Управляемые торги, в отличие от предыдущих способов приобретения желаемого товара, направлены, главным образом, не на приобретение нужного товара, а на выбор поставщика, готового его поставить. И поскольку в этом случае заказчику придется предоставить преимущество кому-либо из участников закупки, реализация данного подхода представляется наиболее рискованной и наименее желательной для добросовестного заказчика.

Стоит обратить внимание, что Закон № 223-ФЗ после вступивших в силу изменений по-прежнему не вмешивается напрямую в установление требований к участникам закупки, критериев оценки заявок, которые при условии учета антимонопольной и судебной[13] практики могут помочь в достижении желаемых целей.

Интересные результаты в части снижения влияния ценовых критериев оценки заявок на выбор поставщика могут показать и антидемпинговые меры. Например, заказчик может использовать подход, существующий в ч. 7 ст. 37 Закона № 44-ФЗ, и установить различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев, когда:

1) снижение предложенной участником закупки цены договора не достигает 25 % начальной (максимальной) цены договора;
2) снижение предложенной участником закупки цены договора достигает или превышает 25 % начальной (максимальной) цены договора[14].

В результате значимость критерия оценки «цена договора» у участников закупки, давших снижение начальной (максимальной) цены договора хотя бы на 25 %, может быть понижена, например, до 10 % от общей суммы значимостей критериев оценки заявок. И цена договора перестанет играть существенную роль в определении победителя конкурса или запроса предложений.

А п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, как и раньше, предоставляет заказчику право определить требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявок.

Так, практика применения Закона № 223-ФЗ знает успешные для заказчиков случаи отклонения заявок за непредоставление конкретных показателей в отношении предлагаемых к поставке товаров[15].

А в некоторых случаях описание объекта закупки может намеренно усложняться, и для правильного указания конкретных показателей необходимо провести их вычисление в соответствии с ГОСТ.

Пример
Согласно техническому заданию материал «Песок для строительных работ» должен соответствовать требованиям, установленным ГОСТ 8736-93… Заказчиком были установлены требуемые параметры… так, параметр «модуль крупности» должен иметь требуемое значение «свыше 1,5 до 3,5 вкл.».
Заявитель в своей заявке установил данный требуемый параметр равным 2,9, однако исходя из требований пункта 3.5 ГОСТ 8735-88 значение параметра «модуль крупности» определяется по формуле… и должно принять итоговое значение, равное 2,84, что не соответствует значению, указанному заявителем[16].

Перечисленные в докладе варианты приобретения желаемого товара хотя и имеют общую цель (максимальное удовлетворение потребностей заказчика), но характеризуются различной степенью риска, который заказчик должен осознавать при выборе того или иного инструмента достижения необходимого результата.

Разумеется, далеко не всем заказчикам фактически доступны все перечисленные варианты: значительные ограничения могут накладывать типовое положение о закупке или положение о закупке «материнской компании», к которому присоединился заказчик, а также внутренняя закупочная политика заказчика.

Тем не менее, на данный момент Закон № 223-ФЗ предоставляет гораздо больше возможностей для закупки нужных товаров по сравнению с Законом № 44-ФЗ. И автор желает заказчикам успешно реализовать потенциал Закона № 223-ФЗ для приобретения необходимых товаров!

Читайте также:  Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения запроса предложений
Ссылка на основную публикацию