Заказчик предусмотрел в положении закрытые способы закупки

Выбираем поставщика закрытым способом

Виды закрытых процедур

Выделяют всего два вида закрытых способов определения поставщика:

  1. Конкурс (в том числе двухэтапный и с ограниченным участием).
  2. Аукцион.

Другими способами провести закрытую процедуру заказчик не имеет права.

Когда применяются

С 01.01.2019 конкурентные способы определения поставщика перевели в электронный вид. А в п. 44 ст. 112 44-ФЗ указано, что это правило не распространяется на закупки, которые прописаны в ст. 84 44-ФЗ. Эта статья регулирует закрытые способы определения поставщика:

1. Закупки, содержащие государственную тайну, при одном из условий:

  • заказ для федеральных нужд;
  • сведения о гостайне содержатся в документации или контракте.

2. Страхование, транспортировка и охрана предметов:

  • ценности госфонда драгоценных металлов и камней РФ;
  • музейные предметы и коллекции, ценные издания, рукописи, архивные документы, имеющие историческое, художественное, культурное значение и передаваемые или принимаемые заказчиками от физических или юридических лиц.

3. Закупки для обеспечения деятельности судей, судебных приставов в случаях:

  • уборка помещений;
  • услуги водителей.

4. Закупки органов власти федерального уровня, которые вырабатывают и реализуют госполитику в области обороны, управления и обеспечения безопасности. Перечень таких органов утвержден Постановлением Правительства № 1428 от 27.11.2017. В него попали:

  • Минобороны;
  • ФСБ;
  • Служба внешней разведки.

По этому основанию закупаются подведомственные этим органам власти учреждения и унитарные предприятия.

В Постановлении Правительства № 223 от 28.02.2019 указано, что эти заказчики проводят закрытые закупки в электронном виде. Этим же Постановлением утверждены особенности проведения закрытых электронных процедур и порядок аккредитации на специализированной электронной площадке — АСТ ГОЗ.

Как провести: пошаговая инструкция

Шаг 1. Разрабатываем документацию.

Определяем круг потенциальных участников и поясняем, почему проводим закупки не в открытой форме.

К примеру, в закупках, которые содержат гостайну, заказчик запрашивает в ФСБ выписку из реестра лицензий на работу с гостайной. ФСБ предоставляет список подходящих организаций.

Шаг 2. Согласовываем заказ.

Заказчик обращается с заявлением о проведении процедуры в ФАС. Она согласовывает применения закрытых способов определения поставщиков в порядке, который утвержден Приказом Минэкономразвития № 189 от 31.03.2015.

Шаг 3. Публикуем извещение и приглашаем участников.

Как публиковать сведения в ЕИС, смотрите в ч. 3 ст. 85 и ч. 4 ст. 86 закона о контрактной системе (только в случае закупок, которые содержат гостайну, сведения о которой есть в документации или проекте контракта). Заказчик публикует извещение и по запросу заинтересованных лиц направляет им документацию, соблюдая требования о защите государственной тайны.

В других случаях, по ч. 4 ст. 85, ч. 5 ст. 86 44-ФЗ, претендентов из утвержденного списка заказчик уведомляет о проводимой закупке, отображая порядок получения документации. По требованию приглашенных участников им предоставляется документация.

Шаг 4. Вскрываем, рассматриваем, оцениваем заявки или торги по аукциону.

Победителя определяют по правилам, которые установлены в статьях 85 и 86 ФЗ № 44.

Протоколы аналогичны открытым торгам и составляются с учетом положений ст. 52, 53, 56, 57.

Процедура аукциона проводится не в электронной форме, а путем оглашения аукционистом цены контракта, снижаемой на «шаг аукциона» (5%), и поднятия участниками карточек в случае согласия заключать контракт по озвученной цене с учетом положений ст. 90 44-ФЗ.

Составленные протоколы направляются на рассмотрение контролирующему органу и не публикуются в ЕИС.

Шаг 5. Подписываем контракт.

Контракт заключается на условиях, которые указаны в документации, по цене победителя. В случае заключения с единственным поставщиком (в соответствии с ч. 24, 25 ст. 93) заказчик согласовывает сделку с ФАС по правилам, которые установлены в Приказе Минэкономразвития № 189 от 31.03.2015.

Ответственность

При проведении закрытых способов определения поставщика Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрена административная ответственность (ч. 2, 2.1, 3 ст. 7.29):

  • проведение закрытой закупки в непредусмотренных 44-ФЗ случаях, нарушение порядка согласования — штраф до 50 000 руб.;
  • размещение оборонного заказа путем проведения закрытых торгов без согласования контролирующего органа — штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Заказчик предусмотрел в положении закрытые способы закупки

Предусмотрите в положении конкурентные и неконкурентные способы закупки. Обязательно включите торги – конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений. Конкурс и аукцион делят на открытый, закрытый, электронный, а запрос предложений и запрос котировок – на закрытый и электронный. Другие конкурентные способы закупки установите на свое усмотрение. Неконкурентная закупка – это закупка у едпоставщка или другой способ. Если планируете проводить закрытые процедуры, также включите их в положение о закупке. Закрытые закупки проводят в форме закрытого аукциона, закрытого конкурса, закрытого запроса предложений и закрытого запроса котировок. Об этом сказано в частях 3–3.2 статьи 3, в части 1 статьи 3.5 и в статье 3.6 Закона № 223-ФЗ.

Внимание: если учредитель или собственник имущества разработал типовое положение о закупке, применяйте способы из типового положения. Правило касается бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий. Об этом сказано в части 2.1 статьи 2 Закона № 223-ФЗ.

К дополнительным способам, которые можно предусмотреть в положении о закупке, относят:

  • конкурентные переговоры;
  • двухэтапные процедуры закупки;
  • предварительный квалификационный отбор;
  • переторжку;
  • преддоговорные переговоры.

Совет: чтобы определиться со способами закупки, воспользуйтесь нормами Закона № 44-ФЗ, типовыми положениями и примером.

Предварительный квалификационный отбор.

Цель предварительного квалификационного отбора – сформировать список поставщиков, которых заказчик пригласит участвовать в последующих закупках.
Заказчики проводят разовый или периодический отбор. Разовый отбор выполняют в рамках конкретной процедуры, например конкурса с ограниченным участием. А вот периодический отбор проводят раз в год, полгода или квартал по определенному направлению, например по ремонту оборудования. В отборе участвуют любые заинтересованные лица. В результате заказчик формирует список квалифицированных поставщиков на определенный срок, например на год. В течение года заказчик проводит конкурсы, аукционы, запросы предложений и другие закупки только среди участников из списка.
Порядок, в котором проведете предквалификационный отбор, установите в положении о закупке.

Конкурентные переговоры.

Это вид закупки, когда победителя выбирают среди двух и более исполнителей по цене или по другим критериям оценки. Для этого заказчик проводит переговоры. Переговоры проводят одним из двух способов: одновременно со всеми участниками или с каждым по отдельности. Заказчики используют конкурентные переговоры, если нужно выбрать поставщика в короткие сроки.
В положении о закупке пропишите причины, по которым заказчик проводит конкурентные переговоры. Например: «…при сложности закупаемых товаров, работ или услуг имеются различные пути удовлетворения потребностей заказчика, или если заказчик не может точно определить характеристики и спецификацию товаров, работ, услуг, или у заказчика появляются другие затруднения при закупке товаров, работ, услуг, которые нельзя решить без переговоров с участниками закупки».
Ограничьте ситуации, когда применяете конкурентные переговоры, ценой договора или другим образом. Например, пропишите: «Организатор закупки вправе использовать конкурентные переговоры, если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 2 000 000 руб.».

Двухэтапные процедуры.

Проводите двухэтапные процедуры, когда закупаете:

  • сложную продукцию, поэтому нужно предварительно изучить предложения рынка;
  • товары, которые технически совершенствуются быстрыми темпами, и у вас нет информации о последних разработках.

На первом этапе участники закупки представляют только технические предложения. Цену договора и другие критерии оценки заявок не указывают. Когда заказчик получил все технические предложения, он проводит переговоры с участниками. После этого заказчик вправе уточнить или изменить техническое задание.
На втором этапе участники закупки представляют окончательное техническое предложение. В заявке указывают цену контракта и другие условия договора, по которым заказчик оценит предложения претендентов.
В положении о закупке уточните, при каких процедурах возможна двухэтапность.

Переторжка.

Это процедура, когда участники закупки добровольно изменяют свои первоначальные предложения. Заказчик вправе провести переторжку, только если предусмотрел такую возможность в положении о закупке, а также в документации и извещении.
Заказчик проводит переторжку после того, как разместит результаты оценки заявок. Участники закупки, которые подавали предложения, вправе:

  • сделать новое предложение и учесть при этом заявки других кандидатов;
  • участвовать в конкурентных переговорах.

Переторжку можно проводить не только по цене, но и по другим условиям договора, по которым заказчик оценивает заявки.

Преддоговорные переговоры.

Это процедура, когда заказчик предлагает победителю закупки, с которым заключает договор, пересмотреть свое предложение.
В результате преддоговорных переговоров победитель вправе:

  • дополнительно снизить цену товаров, работ, услуг;
  • увеличить количество товаров на сумму, которую заказчик сэкономил, когда проводил закупку.

Должны ли заказчики по 223-ФЗ публиковать в ЕИС приказ о выборе способа закупки?

Да, но только если обязанность публиковать в ЕИС приказ заказчик предусмотрел в положении о закупке.
Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчика публиковать в ЕИС приказ о выборе способа закупки. Однако заказчик должен руководствоваться положением о закупке, когда проводит процедуры. Поэтому, если в положении о закупке заказчик предусмотрел обязанность публиковать приказ, правило нужно соблюдать (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

Зависит ли объем закупок каждым конкретным способом от совокупного годового объема закупок ?

Нет, заказчик не должен высчитывать процент от СГОЗ, когда определяет, в каком объеме проведет закупки тем или иным способом. В Законе № 223-ФЗ не установлено таких ограничений.
Заказчик сам решает, какими способами проводить закупки и в каком объеме. Свой выбор он фиксирует в положении о закупке. Однако прописывать в положении объем закупок тем или иным способом Закон № 223-ФЗ не обязывает (ст. 2 Закона № 223-ФЗ).

В положении о закупке заказчик вправе определить случаи, когда заключит контракт с единственным поставщиком. При этом ограничение в процентах от СГОЗ допустимо вообще не устанавливать. Например, вы вправе не прописывать, что 5 процентов всех ваших закупок за год составляют контракты с единственным поставщиком, а 10 процентов – запрос котировок и т. д. Преимущественных способов закупки в Законе № 223-ФЗ также нет (ч. 3.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Читайте также:  К критериям оценки заявок отнесено наличие аттестованных сотрудников

Каким способом закупать компьютеры по мере необходимости, если стоимость каждой закупки не превышает 100 000 руб.?

Вы вправе выбрать любой способ закупки, который предусмотрели в своем положении (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ).
Например, проведите конкурентную процедуру в электронной форме с условием, что заключите договор на год. Тогда в течение года поставщик будет поставлять вам оборудование по заявкам. В документации о закупке и проекте договора установите:

  • предельную начальную (максимальную) цену договора, в рамках которой проведете закупку;
  • ассортимент;
  • начальную (максимальную) цену за единицу продукции и начальную (максимальную) цену по всему ассортименту;
  • максимальное количество каждой позиции;
  • условие, что продукцию поставят по заявкам заказчика (ст. 509 ГК);
  • условие, что победит участник, который предложит самую низкую начальную (максимальную) цену по всему ассортименту;
  • условие, что победитель снизит цену единицы продукции пропорционально снижению начальной (максимальной) цены по всему ассортименту;
  • условие, что победитель поставит товар в рамках предельной начальной (максимальной) цены договора.

Когда предусмотреть закрытые способы закупки

  • сведения о закупке составляют гостайну и заказчик включил такие сведения в документацию о закупке или проект договора;
  • Правительство решило, что сведения о закупке заказчик не размещает в ЕИС;
  • объект закупки включен в отдельный перечень Правительства, поэтому заказчик не размещает информацию в ЕИС;
  • координационный орган Правительства решил не размещать в ЕИС сведения о закупке;
  • координационный орган Правительства внес товар в перечень продукции машиностроения, сведения о закупках которой не размещают в ЕИС.

Такой вывод следует из части 1 статьи 3.5 Закона № 223-ФЗ.

Правительство утвердило перечни товаров, работ, услуг, сведения о которых заказчики не размещают в ЕИС:

  • распоряжение Правительства от 24.12.2015 № 2662-р;
  • распоряжение Правительства от 23.04.2013 № 671-р;
  • распоряжение Правительства от 30.06.2015 № 1247-р
  • распоряжение Правительства от 27.09.2016 № 2027-р;
  • распоряжение Правительства от 20.01.2018 № 51-р.

Какие закупки проводить в электронной форме

Все конкурентные закупки проводите в электронной форме, если в положении о закупке не предусмотрите случаи, когда проводите бумажные закупки. Конкурентные закупки у МСП закупайте в электронной форме в любом случае. Об этом сказано в части 2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
Заказчик обязан провести закупку в электронной форме, если приобретает продукцию из специального перечня, который Правительство утвердило постановлением от 21.06.2012 № 616, далее. Об этом сказано в части 4 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. 1
Для заказчиков предусмотрено три исключения, когда продукцию из перечня, утвержденного постановлением № 616, не нужно закупать в электронной форме.

Исключение 1. Заказчик закупает продукцию, информацию о которой не нужно размещать в ЕИС (ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Исключение 2. Продукция нужна заказчику, потому что:

  • произошла авария;
  • случилось действие непреодолимой силы;
  • необходимо срочное медицинское вмешательство;
  • произошла природная или техногенная чрезвычайная ситуация;
  • необходимо предотвратить угрозу аварии, непреодолимой силы, чрезвычайной ситуации, срочного медицинского вмешательства.

Исключение 3. Заказчик проводит закупку у единственного поставщика. При этом в положении о закупке предусмотрите, какие товары, работы или услуги вы вправе закупать у единственного поставщика. Входит продукция в перечень № 616 или нет, не важно.
Такие исключения предусмотрены в пункте 2 Постановления № 616.

Внимание: если закупите продукцию из перечня, утвержденного Постановлением № 616, не в электронной форме, контролеры накажут штрафом

Для организации штраф составит от 100 000 до 300 000 руб., для должностного лица – от 10 000 до 30 000 руб. (ч. 1 ст. 7.32.3 КоАП).
Если должностное лицо нарушит Постановление № 616 дважды, наказание возрастет до штрафа в 40 000–50 000 руб. или дисквалификации на срок от 6 до 12 месяцев (ч. 2 ст. 7.32.3 КоАП).
Как провести конкурентную закупку в электронной форме, читайте в рекомендации.

Каким способом закупить текущий ремонт здания культурного наследия по № 223-ФЗ?

Способ закупки ремонтных работ определите самостоятельно в положении о закупке. Проводить электронную закупку не обязательно, поскольку текущий ремонт здания не входит в перечень, утвержденный Постановлением № 616 (ч. 3, 4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Должен ли заказчик проводить электронные торги, если только часть продукции указана в перечне продукции из Постановления № 616 ?

Да, должен. Если закупаете продукцию, которая включена в Перечень из постановления Правительства от 21.06.2012 № 616, торги проведите в электронной форме. Заказчик вправе не проводить электронные торги в исключительных случаях, которые перечислены в части 2 Постановления № 616. Случай, когда только часть закупаемой продукции указана в перечне, не подпадает под исключения.

Что такое закрытые закупки

    On 15.06.2017 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Конкурс, Процедура закупки, Статьи, ФАС

Закрытые закупки — это процедуры не для всех. Проводиться они могут как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Какие правила для этого определены в указанных законах и какая между ними разница?

Объекты закупки

В рамках государственного и муниципального заказа закрытые процедуры определения поставщика осуществляются при закупке объектов, указанных в статьях 84-92 закона 44-ФЗ. Помимо товаров, работ и услуг, составляющих государственную тайну, закрытыми способами закупаются услуги сопровождения ценностей Государственного фонда, музеев и так далее (страхование, охрана и транспортировка). Закупку транспортных и клининговых услуг для судей и судебных приставов также необходимо проводить через закрытые процедуры.

Принципиальная разница между закрытыми закупками по 44-ФЗ и 223-ФЗ заключается в том, что последний закон помимо закупок, связанных с гостайной, разрешает заказчику самому сформировать перечень объектов, которые он будет закупать через закрытые процедуры. Заказчик должен включить этот перечень в свое Положение о закупке. Нарушать его он не может. Таким образом, если заказчик по 223-ФЗ объявил закрытую закупку объекта, для которого в его Положении о закупке не предусмотрен закрытый способ, то налицо нарушение законодательства.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Процедура закупки

Закон 44-ФЗ строго ограничивает виды процедур, которые могут проводиться закрытым способом. Разрешены закрытый аукцион, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием и закрытый двухэтапный конкурс.

Закон 223-ФЗ таких ограничений не устанавливает — поставщик в рамках закрытой закупки может определяться любым способом.

Этап согласования

Согласованию подлежат закрытые закупки лишь в рамках государственного заказа — заказчик направляет в ФАС список приглашенных поставщиков. Закрытые закупки по 223 -ФЗ согласованию не подлежат.

Публикация

Закон 44-ФЗ требует, чтобы в случае проведения закрытых закупок заказчики публиковали в ЕИС только извещение. Закупочная и прочая документация, включая итоговые протоколы, в системе не публикуется.

А вот заказчики по 223-ФЗ свои закрытые закупки публиковать в ЕИС должны. Исключение составляют те, объекты которых связаны с государственной тайной. Кроме того, можно не публиковать так называемые малые закупки, стоимость которых не превышает:

  • для заказчиков с объемом годовой выручки 5 млрд рублей и более — 500 тыс. рублей;
  • для прочих заказчиков — 100 тыс. рублей.

Как поставщики узнают о закрытых закупках?

Заказчик проводит исследование рынка и определяет, какие организации удовлетворяют его требованиям. В рамках государственного заказа обязательным является наличие лицензии ФСБ.

Заказчик сам оповещает поставщиков, которыми заинтересовался, о проведении закупки. Остальные участники узнают о проведении закрытой процедуры при публикации извещения о ней в ЕИС. На практике чаще всего работа ведется с поставщиками, с которыми в прошлом был положительный опыт.

Заказчики по 223-ФЗ может воспользоваться своим правом провести предквалификационный отбор. Победитель определяется среди тех, кто этот отбор прошел.

Правила проведения

223-ФЗ никак не регламентирует особенности проведения закрытой процедуры — все правила заказчик прописывается в своем Положении о закупке. А вот закон 44-ФЗ подробно описывает проведение таких закупок. От открытых процедур они отличаются следующими моментами:

  • общение между участником и заказчиком может проводиться только в письменном виде;
  • документы по закупке не попадают в открытый доступ, а направляются только приглашенным участникам в случае, если они сделают такой запрос;
  • при вскрытии конвертов аудио- и видеосъемка не ведется.

Выводы

Итак, общее в закрытых закупках по двум законам заключается в том, что попасть на них поставщик со стороны не может. Поучаствовать удастся лишь в том случае, если заказчик сам направит приглашение. Например, если поставщик предоставляет уникальные услуги и имеет мало конкурентов. Но чаще всего — если он уже работал с этим заказчиком и хорошо себя зарекомендовал. Главное же отличие в том, что по 44-ФЗ закрытые закупки строго регламентированы, тогда как 223-ФЗ практически все оставляет на усмотрение заказчика.

Энциклопедия решений. Способы закупки по Закону N 223-ФЗ, условия их применения. Положение о закупке

Способы закупки по Закону N 223-ФЗ, условия их применения с 1 июля 2018 года. Положение о закупке

Редакция Закона N 223-ФЗ, действующая с 1 июля 2018 года, дает понятия “конкурентной закупки” через определения требований к таковой (ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ) и “неконкурентной закупки”, как закупки, не соответствующей таким требованиям (ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), а также перечисляет способы конкурентной закупки (п. 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Однако перечень способов конкурентной закупки не является закрытым и заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке иные способы конкурентной закупки, соответствующие требованиям , установленным ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (п. 2 ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), и различные способы неконкурентной закупки (ч. 3.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Также Закон N 223-ФЗ определяет некоторые рамки выбора способа, вида процедуры закупки, однако выбор того или иного конкретного способа, вида процедуры зависит, в основном, от условий положения о закупке .

Читайте также:  Основания для закупки у единственного поставщика по 223 ФЗ

Внимание

Согласно ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона N 223-ФЗ в редакции, действующей с 1 июля 2018 года , утверждены и размещены в единой информационной системе (далее – ЕИС) не позднее 1 января 2019 года . Положения о закупке, которые не будут приведены в соответствие с новой редакцией Закона N 223-ФЗ к указанной дате, после нее будут считаться не размещенными в ЕИС, что в силу ч. 5.1 ст. 8 Закона N 223-ФЗ повлечет обязанность применения заказчиком при закупках положений Закона N 44-ФЗ в пределах, определенных указанной нормой. Закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до даты размещения положения о закупке, приведенного в соответствие с действующими с 1 июля 2018 года требованиями, завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

Определение закупки как таковой в Законе N 223-ФЗ по-прежнему отсутствует, однако системный анализ его норм, в частности, ч. 5 ст. 1, ч. 5.1 ст. 3, ч. 8 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ показывает, что под закупкой в нем понимается процедура выбора поставщика, подрядчика, исполнителя (далее – контрагента) для заключения с ним договора на приобретение товаров, работ, услуг .

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки.

Конкурентной закупкой является согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о ней сообщается заказчиком одним из следующих способов:

– путем размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) извещения о ее осуществлении (далее – извещение), доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о закупке (далее – документация) (пп. “а” п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

– посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке не менее чем 2 лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки (пп. “б” п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

2) обеспечивается конкуренция между ее участниками за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в ней, окончательных предложениях ее участников (п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);

3) описание ее предмета осуществляется с соблюдением требований ч. 6.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ (п. 3 ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Эти требования рассмотрены в отдельном материале.

Для конкурентной закупки в электронной форме (далее – электронная конкурентная процедура) дополнительные требования вытекают из ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ:

– она должна проводиться на электронной площадке, соответствующей требованиям ч. 2 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ (из ч. 2 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ следует, что понятие “электронная площадка” употребляется в этом Законе в том же смысле, что и в Законе N 44-ФЗ – сайт в сети “Интернет”, на котором проводятся конкурентные способы определения контрагентов);

– обмен информацией и документами между заказчиком и ее участниками должен осуществляться через оператора электронной площадки (ч. 1 ст. 3.3 Закона N 223-ФЗ).

В ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ перечислены некоторые способы конкурентных закупок, которые все определены как торги : конкурс; аукцион; запрос котировок; запрос предложений, тут же, однако, оговаривается, что положением о закупке могут быть предусмотрены и иные способы, соответствующие вышеописанным условиям. Из упоминания в скобках в перечислении форм торгов некоторых их разновидностей – открытый, закрытый, в электронной форме, и того, что определения этих форм торгов, данные в ч.ч. 16, 18, 20, 22 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ соответственно, их не учитывают, можно сделать вывод, что под каждым способом закупки понимается целая группа видов процедур закупки. В связи с этим полагаем, что виды процедур закупки, предусмотренные положением о закупке, подпадающие под вышеуказанные определения, могут быть квалифицированы как относящиеся к соответствующему способу закупки, даже если они будут поименованы иначе .

Вопросы определения конкурентных закупок и условий их применения подробнее рассмотрены в отдельных материалах.

Неконкурентной закупкой в силу ч.ч. 3, 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ признается не только закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее – контрагент), но любая закупка, не соответствующая вышеперечисленным требованиям . Способы неконкурентной закупки устанавливаются положением о закупке и закон не ограничивает заказчика в возможности их определения (см. также отдельный материал по данному вопросу). Причем при буквальном прочтении вышеуказанных норм неконкурентной будет признаваться и та закупка, условия проведения которой будут почти совпадать с условиями конкурентной закупки , в том числе предусмотренной законом, без соответствия хотя бы одному из указанных выше требований . Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Условия применения способов, видов процедур закупки

Условия применения способов, видов процедур закупки Закон N 223-ФЗ регламентирует только для отдельных случаев, только в отношении конкурентных процедур и только “рамочно” (см. также отдельный материал по данному вопросу).

Так, путем проведения электронных конкурентных процедур должны осуществляться закупки, проводимые только среди субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) (ч. 2, п. 2 ч. 8 ст. 3, ч. 2 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ, постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352) и закупки товаров, работ и услуг, включенных в соответствующий перечень утвержденный на основании ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616. В первом случае закупки осуществляются только путем проведения в электронной форме конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений с учетом требований ст. 3.4 Закон N 223-ФЗ, а во втором закупки могут проводиться в электронной форме любым конкурентным способом . При этом в первом случае выбор конкретной электронной конкурентной процедуры в конкретной ситуации регламентирован только рамочно, а во втором – не регламентирован вовсе. Соответственно, таковой выбор определяется положением о закупке, а во-втором случае, кроме того, установлены исключения, частично определяемые положением о закупке. Подробнее вопросы, связанные с закупками у МСП и “перечневых” ТРУ рассмотрены в отдельных материалах.

Внимание

В соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 Закона N 223-ФЗ все прочие конкурентные закупки осуществляются в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке. Иными словами, чтобы закупка в какой-либо ситуации проводилась каким-либо конкурентным способом, но не в электронной форме, положение о закупке должно содержать четкое, недвусмысленное указание об этом.

Закрытым способом конкурентная закупка может проводиться только (но не обязательно!) в предусмотренных ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ случаях, когда сведения о ней не подлежат размещению в ЕИС . По нашему мнению, в таких случаях проведение закупки конкурентным закрытым способом либо у единственного поставщика по сути обязательно. Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Требованиям Закона N 44-ФЗ относительно выбора способа закупки обязаны подчиняться только заказчики, которые не разместили в ЕИС свое утвержденное положение о закупке или положение о закупке которых признается не размещенным в силу закона (п. 2 ч. 8.1 ст. 3, п. 2 ч. 5.1, ч. 6 ст. 8 Закона N 223-ФЗ). Подробнее этот вопрос рассмотрен в отдельном материале.

В остальном Закон N 223-ФЗ не ограничивает заказчика в установлении в положении о закупке любых условий применения тех или иных способов закупки, в том числе никак не ограничивает сумму закупки у единственного контрагента или каким-либо определенным конкурентным или неконкурентным способом по одной закупке или определенным периодом времени (хотя постоянная закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг у единственного контрагента может быть расценена как нарушение – см. отдельный материал по данному вопросу). Установленное п. 1 ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ право заказчика не размещать сведения о закупке в ЕИС если ее сумма не превышает 100 тыс. руб. или, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд. руб., – 500 тыс. руб., связано именно с суммой закупки, а не со способом ее осуществления, равно как и наоборот.

Таким образом, положение о закупке с учетом вышеописанных требований может устанавливать перечень видов процедур закупки, конкурентных и неконкурентных, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом, и условия их применения в зависимости от суммы закупки, видов товаров, работ, услуг, видов договоров об их приобретении, отнесения контрагента к той или иной категории субъектов и т.п. в том или ином сочетании по усмотрению самого заказчика (полагаем, что актуальными остаются письма Минэкономразвития России от 02.09.2011 N Д28-317, Минфина России от 17.09.2012 N 02-11-04/3751, раздел 6, п. 3 раздела 7 разъяснений, направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12, отражающие ту же позицию).

Одновременно из ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, определяющей положение о закупке как правовой акт, следует, что исполнение норм положения о закупке, утвержденного и размещенного в ЕИС заказчиком, обязательно для него . Соответственно, выбор конкретного способа закупки в любой конкретной ситуации должен соответствовать условиям положения о закупке.

Положение о закупке утверждается органами управления самого заказчика, указанными в ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ (перечень этих органов рассмотрен в отдельном материале). Исключения составляют случаи обязательного применения типовых положений о закупке и присоединения к положениям о закупке “материнских” организаций, которые рассмотрены в отдельных материалах.

Общие требования к порядку проведения конкурентных закупок установлены ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, а к порядку проведения электронных конкурентных закупок – также ст.ст. 3.3, 3.4 Закона N 223-ФЗ и также рассмотрены в отдельных материалах. Требования к порядку проведения неконкурентных процедур законом не установлены совсем, такой порядок устанавливается исключительно положением о закупке.

Обязательные конкурентные закупки по 223-ФЗ в 2019 году

Последние два года были богатыми на изменения в законе 223-ФЗ: расширено понятие «торги», изменен порядок действий заказчика. Давайте разберемся с нововведениями и начнем с видов и форм конкурентных закупок, обязательных для заказчика.

Читайте также:  Образец приказа о проведении электронного аукциона

Что нового в 223-ФЗ

До вступления в силу изменений закона 223-ФЗ заказчик обязан был в положении о закупке прописать лишь два способа: конкурс или аукцион. Другие способы можно было использовать и вносить в положение на свое усмотрение.

«Согласно поправкам к закону, с 1 июля 2018 года минимальный набор процедур, которые должны быть установлены в положении о закупках конкретного заказчика, — это закупка у единственного поставщика и четыре конкурентные процедуры: конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок», — поясняет новшества Станислав Грузин, эксперт в сфере закупок по 223-ФЗ, 44-ФЗ, автор вебинара «Проведение конкурентных способов закупок по 223-ФЗ».

Что такое конкурентная закупка

В законе 223-ФЗ перечислены следующие признаки:

    Информация о конкурентной закупке:

— размещается в ЕИС и доступна неограниченному числу потенциальных участников;

— высылается адресно двум и более участникам, если закупка закрытая.

  • Закупка проводится на условиях конкурентной борьбы поставщиков товаров (услуг, работ) за право заключить контракт. И это главное отличие от закупки у единственного поставщика.
  • В условиях заказчик описывает предмет закупки по правилам, описанным в ст. 3 закона 223-ФЗ.
  • «Заказчик не может указывать в описании предмета закупки любые идентифицирующие признаки: товарный знак, знак облуживания, знак производителя, место происхождения товара — без уточнения «или эквивалент», за исключением случаев, указанных в законе. Если заказчик хочет купить товар с конкретным товарным знаком, в этом случае речь может идти только о проведении неконкурентной процедуры», — уточняет Станислав Грузин.

    Описанным выше условиям соответствуют две большие группы закупок.

    Первая группа — торги — и есть те конкурентные закупки, которые должны быть указаны в положении о закупках. Теперь при проведении запроса котировок и запроса предложений заказчик не может отказаться от заключения договора, как это было до изменений закона 223-ФЗ.

    «Закон позволяет заказчику использовать и иные конкурентные способы закупки кроме обязательных. Все ограничивается фантазией конкретного заказчика, могут быть любые другие процедуры: запрос цен, запрос оферт, конкурентные отборы и так далее», — объясняет Станислав Грузин.

    Виды торгов по 223-ФЗ

    После внесения изменений в законе 223-ФЗ появилось отдельное определение для каждого из видов торгов.

    Конкурс

    Определение, которое дано в законе, тяжелое и непонятное. Если сформулировать проще, конкурс — это закупка, в которой побеждает участник, предложивший лучшие условия исполнения договора. При этом заявка исполнителя должна отвечать требованиям закупки.

    Аукцион

    Это вид закупки, где победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену договора, сниженную на шаг аукциона. Эта величина устанавливается в документации.

    Если в ходе аукциона цена снижается до нуля, то участники аукциона начинают бороться уже за право заключить договор. Победителем станет тот, кто предложит не самую низкую, а самую высокую цену для заказчика на право заключить договор. Иными словами, не заказчик оплачивает исполнителю работы, а исполнитель платит за то, чтобы получить заказ.

    Запрос котировок

    Это торги, в которых побеждает участник, чья заявка содержит наименьшую цену договора. Обратите внимание: согласно новой редакции 223-ФЗ заказчик не разрабатывает документацию о закупке. Заявка участника должна соответствовать извещению о проведении запроса котировок.

    Запрос предложений

    Это форма торгов, при которой заказчик организовывает тендер и заключает договор с тем участником, чье предложение больше прочих удовлетворяет критериям тендера.

    Формы проведения закупок

    Закрытые закупки можно проводить в случаях (ст. 3.5 закона 223-ФЗ):

    1. Если в проекте договора содержится государственная тайна.
    2. Если координационный орган Правительства РФ принял решение в соответствии с п. 2 или 3 ч. 8 ст. 3.1 закона 223-ФЗ.
    3. Если в соответствии с ч. 16 ст. 4 закона 223-ФЗ решено, что закупка не размещается открыто. Основанием могут стать распоряжения Правительства РФ и иные подзаконные акты.

    В остальных случаях процедура должна быть открытой и все данные о ней должны размещаться в ЕИС.

    Как открытые, так и закрытые торги могут быть электронными и бумажными (неэлектронная форма закупок). Но есть нюансы.

    В положении должно быть прописано, что торги проводятся в электронной форме на ЭТП, которые соответствуют требованиям 223-ФЗ. Если не указано, что определенный вид закупки проводится на бумажных носителях, автоматически она должна проходить на ЭТП. Подача заявки на флеш-карте, диске, по электронной почте больше не признается электронной формой процедуры.

    Закупки для представителей малого и среднего предпринимательства могут проходить только в электронном формате. Это положение закреплено в ч. 2 ст. 3 закона 223-ФЗ и действует с 1 июля 2018 года.

    О порядке проведения обязательных конкурентных закупок читайте в нашей следующей статье.

    Особенности закрытых тендеров и закупок для государственных нужд

    Автор Сергей в 22 июля 2018 . Опубликовано Готовые фирмы с лицензией ФСБ

    Особенности закрытых закупок предполагают не только сложности, но и дополнительные плюсы, ради которых компаниии оформляют лицензию ФСБ на гостайну. Это достаточно высокие цены контрактов, ограниченная конкуренция, возможность быстро заработать репутацию опытного и надежного участника рынка, чтобы в дальнейшем выйти и на открытые госзакупки с уже солидным списком выполненных заказов.

    Компании с лицензией на гостайну, положительной историей участия в закрытых тендерах, хорошей репутацией и солидными оборотами автоматически становятся одними из первых, кому направляются приглашения на участие в закрытых торгах и конкурсных процедурах. Именно поэтому стоит рассмотреть вариант получения лицензии на гостайну, если фирма работает в сфере оказания услуг по строительству, охране, перевозке людей и грузов, IT-обслуживанию и аналогичных областях, востребованных в том числе на режимных объектах и объектах, относящихся к судебной системе и системе ФССП.

    Особенности закрытых тендеров

    Закрытые закупки предусмотрены как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ. И если первый предусматривает закрытые конкурсные процедуры в силу специфики объектов закупки или самого заказчика товара и услуги, то ФЗ-223 допускает проведение закрытого тендера по инициативе отдельного заказчика, даже если контракт не связан с государственной тайной. Для этого заказчик должен предусмотреть исчерпывающий перечень товаров и услуг, подлежащих закупке таким способом, в своём Положении о закупках, и в дальнейшем не выходить за рамки такого перечня. Объявление закрытого конкурса в отношении товаров или услуг, не предусмотренных в Положении, является нарушением закона и карается штрафом.

    ФЗ-44 также вводит ограниченный перечень процедур, которые проводятся закрытым способом:

    • закрытый аукцион;
    • закрытый конкурс;
    • закрытый конкурс с ограниченным участием;
    • двухэтапный закрытый конкурс.

    Еще одно ограничение для заказчика — необходимость согласовать закупку с ФАС, направляя туда по каждому конкурсу или аукциону список приглашенных поставщиков.

    Для заказчиков по ФЗ-223 таких особенностей нет, поставщика и исполнителя закрытых работ можно определять в ходе любой процедуры.

    Как поставщики узнают о закрытых закупках?

    Для закупок, совершаемых по ФЗ-44, предусмотрено лишь извещение о таких тендерах, которые публикуются в Единой информационной системе (ЕИС). Остальная документация, в том числе итоговые протоколы, документация по поставкам и требования к поставляемой продукции, не размещаются в ЕИС. Таким образом, закрытые тендеры по государственной тайне становятся доступны лишь приглашенным поставщикам.

    В соответствии с 223-ФЗ заказчик товаров и услуг публикует тот же перечень документов, что и при обычных процедурах торгов, за исключением случаев, когда поставки связаны с государственной тайной или сумма закупки невелика. Такими малыми закупками являются те, чья стоимость ниже 100 000 рублей, а для заказчиков с годовым финансовым оборотом более 5 млрд. рублей «малой» считается закупка стоимостью до 500 000 рублей.

    Итак, заказчик самостоятельно изучает участников рынка, которые соответствуют требованиям закупки и способны выполнить поставку, и высылает им предложение. Для претендентов на участие поставки в рамках госзаказа потребуется лицензия на гостайну.

    На практике заказчик предпочитает работать с теми фирмами, с которыми уже был положительный опыт сотрудничества у него самого или партнёров по бизнесу.

    Если заказ объявляется в рамках ФЗ-223, заказчик может воспользоваться правом провести предквалификационный отбор, оставив для участия в конкурсе только те компании, которые прошли данный этап.

    Особенности процедуры торгов

    Для государственного заказчика процедура закрытого тендера прописана детально в ФЗ-44. От тех же, но открытых конкурсов и аукционов, закрытые тендеры отличаются следующим:

    • ограничение на публикацию извещения;
    • заказчик сам определяет круг избранных участников;
    • требования к поставщикам направляются только по их запросу;
    • всё общение и обмен документацией между заказчиком и участниками закрытых закупок ведётся в письменном виде и не выкладывается в открытый доступ;
    • при вскрытии конвертов запрещена видео- или аудиозапись процесса.

    Закрытые процедуры для участников по ФЗ-223 каждый заказчик прописывает в своём Положении о закупках. Такие правила не должны противоречить законодательству и незаконно ограничивать конкуренцию.

    Итак, участвуют в закрытых закупках только те, кого изначально выбрал сам заказчик. Фирмы и предприниматели «со стороны» не допускаются к закрытым тендерам.

    Чтобы попасть в число приглашенных участников, фирма должна иметь лицензию ФСБ на гостайну, безупречную репутацию, хорошую историю участия в закрытых тендерах. Если есть лицензия, но фирма только выходит на рынок, есть шанс попасть в число участников при малом количестве конкурентов или если товар и услуга достаточно уникальны, а компания предоставляет продукцию очень высокого качества.

    Нужна лицензия ФСБ для участия в закрытых закупках или фирма, подготовленная к участию в таких тендерах? Обращайтесь, мы вышлем вам список готовых к продаже компаний.

    Комментарии (1)

    Дмитрий

    25 января 2019 в 15:42 | #

    Здравствуйте! Хотел бы узнать как получить лицензию ФСБ на Гос. тайну для действующего ООО

    Ссылка на основную публикацию