Заказчик разместил на официальном сайте протоколы без печати

Утверждены правила размещения информации о закупках для отдельных категорий юридических лиц

Правительство РФ Постановлением от 10.09.2012 N 908 утвердило Положение о размещении на официальном сайте информации о закупке (далее – Положение). Положение было принято во исполнение Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон о закупках). Положение определяет правила и порядок размещения на официальном сайте сведений о закупках товаров, работ и услуг организациями, подпадающими под действие названного Закона.

Согласно Закону о закупках некоторые организации обязаны осуществлять большинство закупок товаров, работ или услуг публично, посредством размещения информации о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт). Напомним, что под действие Закона о закупках подпадают:

– юрлица, подконтрольные государству или муниципальным образованиям (в частности, госкорпорации, госкомпании, унитарные предприятия, хозяйственные общества, доля участия РФ, ее субъекта, муниципального образования в которых в совокупности превышает 50 процентов);

– субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере снабжения коммунальными ресурсами и (или) в сфере захоронения твердых бытовых отходов;

– дочерние общества перечисленных юрлиц, если доля участия таких лиц в уставном капитале дочернего общества превышает 50 процентов;

– дочерние общества названных дочерних обществ, если доля участия подобных материнских обществ в уставном капитале дочерних превышает 50 процентов.

Согласно данному Закону все указанные юрлица (далее – заказчики) обязаны публиковать документы, положения о закупке, ежегодные планы закупок, а также сведения о каждой своей закупке на сумму свыше 100 тыс. руб. (свыше 500 тыс. руб., если годовая выручка заказчика более 5 млрд руб.).

До 1 октября 2012 г. они имеют право размещать информацию о закупках на своих интернет-сайтах (ч. 3 ст. 8 Закона о закупках, Постановление Правительства РФ от 30.06.2012 N 662 [1] ). С 1 октября информация должна будет размещаться на официальном сайте (ч. 3 ст. 8 Закона о закупках). Порядок ее размещения и был установлен Положением.

Размещение сведений на сайте включает два этапа – “закрытый” и “открытый”

Заказчики будут размещать информацию на официальном сайте следующим образом. Сначала необходимо разместить все документы в закрытой части официального сайта, доступ к которой ограничен. Получить доступ в такую часть сайта лицо может только при помощи квалифицированного сертификата электронной подписи и после прохождения регистрации, правила которой утверждены Приказом Минэкономразвития России N 647, Казначейства России N 22н от 14.12.2010 [2] .

Затем заказчик должен будет разместить информацию в общедоступной части сайта. Для этого в закрытой части нужно подписать документ, содержащий данную информацию, квалифицированным сертификатом ключа подписи. Владельцем сертификата ключа подписи должно быть лицо, которое уполномочено на размещение от имени заказчика информации на официальном сайте.

Только после совершения всех этих процедур сведения признаются размещенными.

Обращаем внимание, что сведения, размещенные с помощью средств программно-аппаратного комплекса официального сайта, имеют приоритет перед сведениями в электронном виде (с возможностью поиска по тексту и копирования текста после скачивания с сайта) или графическом виде (графический образ оригинала документа) в случае их несовпадения.

Отметим, что государственные, муниципальные и иные заказчики также обязаны размещать информацию о своих закупках на сайте www.zakupki.gov.ru. Это установлено Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 94-ФЗ).

С 1 октября ранее принятые заказчиками положения о закупках должны быть размещены на официальном сайте

На официальном сайте заказчикам требуется размещать три вида документов:

1. Положение о закупке.

Это положение содержит сведения, определенные в ч. 2 ст. 2 Закона о закупках.

Заказчики обязаны были принять и разместить положение о закупке в течение трех месяцев после вступления в силу Закона о закупках (ч. 4 ст. 8 названного Закона). После размещения такого положения заказчики должны осуществлять все свои закупки в соответствии с данным положением (соблюдая при этом обязательные требования Закона о закупках). Заказчики, которые не выполнили требование о размещении положения о закупке, обязаны до его размещения руководствоваться нормами Закона N 94-ФЗ.

Согласно Положению представителю заказчика для размещения положения о закупке необходимо сформировать в закрытой части сайта документ, содержащий:

– наименование положения о закупке;

– наименование заказчика в соответствии с учредительными документами, его ИНН и ОГРН;

– даты утверждения и вступления в силу положения о закупке, а также наименование органа, утвердившего его.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о закупках положение должно быть размещено на официальном сайте в течение 15 дней с момента утверждения.

Обращаем внимание, что положения о закупке, утвержденные до 1 октября 2012 г., с наступлением этой даты должны быть размещены на официальном сайте. Участник закупки сможет обжаловать закупку, осуществленную без размещения положения о закупке на официальном сайте, если заказчик не применит нормы Закона N 94-ФЗ (п. 3 ч. 10 ст. 3 Закона о закупках).

В данном документе должен содержаться план закупок товаров, работ и услуг на календарный год. Согласно Положению размещение такого плана заказчик должен осуществить не позднее 31 декабря текущего календарного года. Порядок формирования плана закупок товаров, работ, услуг, порядок и сроки его размещения на официальном сайте, а также требования к форме устанавливаются Правительством РФ. Соответствующие документы еще не приняты.

3. Документы, относящиеся к осуществлению определенной закупки: извещения о проведении закупки (с проектом договора) и документация о закупке.

Заказчик обязан размещать все изменения, вносимые в извещение и документацию, и протоколы, составляемые в ходе закупки. При этом в открытом доступе остаются все предыдущие версии текста измененных документов.

Положением о закупке может быть предусмотрено размещение иной информации.

Соотношение некоторых положений Закона о закупках и Закона N 94-ФЗ

Участникам закупок стоит учитывать, что заказчики, осуществляющие закупки в соответствие с Законом о закупках, и заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Законом N 94-ФЗ, руководствуются разными документами. Так, в соответствии с Законом о закупках заказчики утверждают положение о закупке, в котором регламентируют свою закупочную деятельность, определяют правила размещения заявок, отбора участников, заключения и исполнения контрактов. В отличие от них, государственные и муниципальные заказчики обязаны руководствоваться только нормами Закона N 94-ФЗ.

Еще одно отличие касается сроков размещения информации. Отметим, что Законом о закупках установлены иные, чем это предусмотрено Законом N 94-ФЗ, сроки для внесения изменений в извещение и документацию о закупке, для размещения разъяснений и протоколов. Так, изменения, вносимые в извещение о закупке и (или) в документацию о закупке, а также разъяснения положений такой документации должны размещаться в течение трех дней со дня принятия решения о внесении изменений или предоставления разъяснений. В Законе N 94-ФЗ для конкурса и электронного аукциона установлен однодневный срок для размещения изменений (если изменение допустимо) и такой же срок для размещения разъяснений с момента их принятия.

Заказчик разместил на официальном сайте протоколы без печати

В этом постановлении суд сформулировал правовую позицию, согласно которой, если размещённое контрольным органом в единой информационной системе в сфере закупок решение не подписано всеми членами комиссии УФАС, то оно является недействительным.

То есть если УФАС не разместил скан своего решения в ЕИС со всеми подписями членов комиссии, то оно является недействительным независимо от того есть ли такие подписи в оригинале решения, находящегося в деле.

Обращаю внимание читателей на то, что таких решений без подписей членов Комиссии УФАС в единой информационной системе большинство, то есть все они могут быть признаны недействительными.

Свою позицию суд мотивировал следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона № 44-ФЗ любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 данного закона, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

В силу положений части 8 статьи 106 Закона № 44-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы по существу антимонопольный орган принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 указанного Закона.

Пунктом 3.38 Административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент) установлено, что полный текст решения изготавливается в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня рассмотрения жалобы. Решение подписывается принявшими его членами Комиссии .

Читайте также:  Формирование и размещение планов закупок и планов-графиков закупок по 44 ФЗ

Копия решения по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика при проведении аукциона в электронной форме также направляется соответствующему оператору электронной площадки.

После изготовления и подписания полного текста решения, но не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения, текст решения размещается контрольным органом в единой информационной системе в сфере закупок.

Судебными инстанциями установлено, что решение УФАС не подписано всеми принявшими его членами комиссии, в частности отсутствует подпись члена комиссии Ш.

Пояснение: суд имеет в виду скан решения, размещённого УФАС в единой информационной системе.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что неподписание решения всеми принявшими его членами комиссии антимонопольного органа влечет недействительность такого решения, соответственно порочность выданного на его основании предписания, суды обоснованно признали оспариваемые ненормативные правовые акты незаконными, в связи с чем в силу части 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворили заявленные требования.

Довод жалобы о наличии в материалах дела подписанного оригинала решения отклоняется судом округа, как не опровергающий вышеуказанный вывод судов. В материалах дела отсутствуют доказательства о размещении контрольным органом в единой информационной системе в сфере закупок подписанного текста решения .

Что касается довода УФАС о неправомерности применение судами Административного регламента, поскольку в силу части 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ он не входит в законодательство о контрактной системе в сфере закупок, то суд не согласился с ним по следующим основаниям.

Судебной коллегией признается ошибочным суждение антимонопольного органа о необоснованном применении судами Административного регламента, поскольку исходя из пункта 1.2 указанного нормативного правового акта, он определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов и порядок взаимодействия между ними при осуществлении полномочий по рассмотрению жалоб, в том числе на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, ее членов.

Пунктами 1.4, 1.5 Административного регламента также установлено, что управление исполняет государственную функцию, в том числе и в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Предметом государственного контроля является соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением процессуального законодательства.

Комментарий:
По данному основанию можно признать незаконными большинство решений ФАС России и её территориальных органов.

*Верховным Судом Российской Федерации отказано Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Некопируемая документация: что делать?

Письмо Минэкономразвития подтвердило, что заказчики могут публиковать закупки, информацию в которых нельзя искать и копировать. Документ всколыхнул волну обсуждений среди поставщиков — они надеялись, что в ЕИС это будет запрещено. Стоит ли жаловаться на такие закупки и на чьей стороне ФАС, рассказывает аккредитованный преподаватель «Сбербанк-АСТ» Марина Савукова.

В чем проблема?

Заказчики размещают документацию:

Это затрудняет или делает участие в торгах невозможным:

  1. нельзя найти закупку по ключевым словам. Например, когда название закупки очень общее, а конкретные данные находятся внутри документации,
  2. невозможно скопировать текст, чтобы использовать при подготовке заявки. Это сильно усложняет работу с закупками из сферы строительства или с закупками с длинным перечнем товаров,
  3. невозможно искать информацию по документу,
  4. из-за плохого качества изображений сложно разобрать требования заказчика.

Не все форматы документов можно прочитать с помощью специальных программ: таблицы при преобразовании рассыпаются, схемы и картинки не распознаются.

Если документ небольшой, его легко перепечатать вручную. Но если это строительная смета с характеристиками материалов на 100 страниц, подготовить заявку на аукцион или конкурс будет очень сложно. Часто такой подход заказчика — просто способ оградить своего поставщика от конкурентов.

Позиция госорганов

1. Министерство экономического развития

Ведомство ссылается на 44-ФЗ, в котором есть только одно требование к документам — нельзя брать плату за доступ к информации. Если заказчик разместил закупку, в которой невозможно искать и копировать фрагменты текста, это не ограничивает доступ к ней, а значит не противоречит закону.

2. Федеральная антимонопольная служба

Представители службы ссылаются на нормы 44-ФЗ и учитывают статьи положения о пользовании официальным сайтом. Документ устанавливает такие требования к информации:

  • должна быть доступна пользователям бесплатно и круглосуточно,
  • размещается в таком формате, чтобы можно было искать и копировать фрагменты текста средствами браузера,
  • ее можно прочитать без дополнительных программных или технологических средств,
  • нормативные правовые и другие акты (договоры, протоколы, образцы форм) можно сохранять на компьютер, искать и копировать их фрагменты.

Что на практике?

В реестре есть много жалоб на формат документации. Посмотрим, на что, например, жалуются поставщики и какие решения выносит ФАС.

1. Изображения в документах Word

«Размещение информации в виде изображений исключает возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра (в данном случае Microsoft Office Word) и приводит к ограничению конкуренции».

«Рассматриваемая документация позволяет осуществить любому участнику закупки копирование отдельных ее частей (например, в виде одной страницы), что соответствует пункту 3 Приказа Минэкономразвития от 16.11.2009 №470 «О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти». Следовательно, заказчик, разместив документацию об электронном аукционе подобным образом, требований действующего законодательства не нарушил».

Жалоба признана необоснованной.

2. Документация в формате PDF

«Документация об электронном аукционе, а именно файл «ТЗ Ремонт 4 этажа Поликлиники», содержит ограничения для ознакомления — отсутствует возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя, поскольку данный файл размещен в формате pdf».

«Комиссия установила, что указанная информация размещена заказчиком в виде допустимого файла формата «pdf» и читаема в полном объеме, т.е. является доступной, позволяющей ознакомиться с ней без применения дополнительных программных или технологических средств. То обстоятельство, что документация об аукционе защищена от копирования произвольного фрагмента текста также не затрудняет возможности для просмотра и ознакомления с размещенной информацией».

Жалоба признана необоснованной.

3. Документация в формате.rar

«Документация размещена в формате, не позволяющем ознакомиться с текстом».

«Комиссией Дагестанского УФАС России было установлено, что файлы с техническим заданием, содержащие требования к товарам используемым при выполнении работ, размещены в формате, не позволяющем осуществить полноценное ознакомление с их содержанием. При этом использование данного текста необходимо для заполнения заявки, в связи с чем указанные действия Заказчика нарушают ч. 4 ст. 4 и ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе».

Жалобу признали обоснованной. При этом комиссия ссылалась на те же нормы, что и другие региональные ФАС, которые вынесли противоположное решение.

Что делать поставщику?

  • Если заказчик скрывает объект закупки в сканах или защищенных PDF-файлах, поиск по ключевым словам в документации не даст результатов. На помощь придут сервисы, которые ищут по названию закупки, по объектам и описаниям кодов ОКПД. Также ищите сразу по коду или по отрасли. Список кодов ОКПД 2.
  • Если к закупке приложена документация со сканами плохого качества, запросите у заказчика первоисточник документа. Если заказчик бездействует, сразу обратитесь в ФАС.

На практике ФАС признает необоснованными большое количество жалоб на формат документов, но все же жаловаться на закупочную документацию нужно. Чем больше будет прецедентов, тем больше шансов, что законодатели запретят заказчикам публиковать документы, в которых невозможно искать или копировать данные. А как подать жалобу, мы писали в этой статье.

А как часто вы сталкиваетесь с такой ситуацией? Какие приемы используете, чтобы легко найти закупку или подготовить заявку?

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Что такое протокол закупочной комиссии, когда он составляется, и каков порядок публикации документа?

Правовое регулирование закупок товаров, работ и услуг осуществляется на основании Конституции РФ, ГК РФ, Закона от 18.07.2011 №223-ФЗ, а также других нормативных актов и Положения о закупке (п. 1 ст. 2 №223-ФЗ).

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Формирование закупочного протокола в соответствии с Законом №223-ФЗ

Положение создается для регулирования закупочной деятельности заказчика, в нем указываются требования и порядок осуществления всех этапов закупки. В ходе осуществления конкурентной закупки формируются протоколы в соответствии со ст. 3.2 Закона №223-ФЗ.

Что такое закупочный протокол, и кто его создает

Для определения среди участников исполнителя заказчик создает закупочную комиссию (п. 8 ст. 3.2 №223-ФЗ). Для этого руководителем организации, являющейся инициатором проведения закупки, издается соответствующий приказ о создании комиссии. Такое решение в обязательном порядке должно сопровождаться созданием Положения о закупочной комиссии.

В приказе и Положении утверждается состав комиссии с указанием ее председателя и его заместителя. Каждый участник знакомится с документом под роспись.

Читайте также:  Закупка по 44 ФЗ МУП услуг по транспортировке воды и стоков

Если проводится неконкурентная закупка, то заказчик может создать протокол о ее проведении у единственного поставщика. Законодательство не устанавливает обязательных требований к такому документу, заказчик может самостоятельно прописать требования в Положении.

В каких случаях составляется

Протоколы делятся на два типа:

  • по результатам этапа;
  • по итогам процедуры.

Так, в протоколе, созданном по завершении этапа процедуры, должны быть указаны следующие сведения:

  • дата подписания документа;
  • число полученных на участие заявок, а также дата и время регистрации каждой из них;
  • результат рассмотрения зарегистрированных предложений;
  • количество отказов по заявкам с указанием причин;
  • оценка полученных заявок и вынесение решения об их соответствии установленным Положением о закупке требованиям;
  • если процедура закупки не состоялась, причины, по которым это произошло;
  • другая информация, если этого требует положение о закупке.

По окончании процедуры создается итоговый протокол, в котором указывается такая информация:

  • дата заключения;
  • общее количество заявок, дата и время получения каждой из них;
  • указание номеров заявок в порядке убывания в зависимости от степени выгодности предложения (при наличии двух заявок с одинаковыми условиями первой будет та, которая поступила раньше);
  • результаты проведения анализа полученных предложений с указанием информации об отклоненных заявках;
  • окончательные выводы комиссии с указанием итогового решения по закупке.

Кроме вышеперечисленных сведений, в Положении о закупке может быть указан заказчиком и более широкий перечень сведений, которые необходимо отобразить в документе. Так, допускается наличие такой информации:

  • способ проведения закупки;
  • информация об организаторе (заказчике) процедуры;
  • начальная (максимальная) стоимость договора;
  • объем товаров, работ и услуг, подлежащих исполнению;
  • сроки исполнения.

Все документы, которые были составлены в процессе проведения процедуры (протоколы, заявки участников и их предложения и прочие), должны храниться в организации не менее трех лет с даты принятия решения (п. 12 ст. 3.2 закона №223-ФЗ).

Размещение в Единой информационной системе (ЕИС)

В соответствии с п. 5 ст.4 Закона №223-ФЗ все протоколы, которые были созданы в процессе проведения закупки товаров, работ или услуг, должны быть размещены в Единой информационной системе. Порядок размещения информации установлен Постановлением правительства РФ от 10.09.2012 №908.

Порядок и сроки публикации

Чтобы разместить в ЕИС информацию, представитель заказчика в закрытой части портала выбирает необходимую форму протокола на основании требований Положения о закупке. Также документ может быть прикреплен в виде скана.

Для формирования протокола потребуется выполнить следующие действия:

  1. Войти в личный кабинет, выбрать интересующую закупку и перейти на режим работы комиссии, нажав на соответствующее поле “Перевод на этап работы комиссии”.
  2. Для составления протокола в меню следует выбрать опцию: “Сведения о закупке”.
  3. Из предложенных вкладок меню выбрать”Протоколы” и нажать кнопку “Создать протокол”.
  4. Выбрать тип создаваемого протокола.
  5. В открывшемся окне заполнить поля (место и время проведения, сведения о комиссии, дополнительную информацию) и нажать кнопку “Далее”.
  6. В открывшейся вкладке “Список заявок” добавить заявки участников, указав дату получения и цену, и нажать кнопку “Далее”.
  7. В окне “Сведения о заявке” указать более детальную информацию о предложении участника и нажать кнопку “Завершить”. Сведения отобразятся в “Списке заявок”.
  8. Прикрепить документы в электронной форме. Для этого нужно нажать на “Обзор” и кнопку “Прикрепить”.
  9. Чтобы завершить работу с протоколом, следует нажать “Завершить формирование сведений”. После этого созданный протокол можно редактировать, опубликовать или удалить.
  10. Для публикации необходимо выбрать опцию “Опубликовать” и подтвердить это действие в открывшемся окне.

Документ считается опубликованным после того, как он был размещен в общедоступной части официального портала в виде созданного протокола и его графической копии.

Если в этот срок возникли какие-либо технические проблемы, из-за которых отсутствовал доступ к сайту, то заказчик размещает протокол на сайте своей организации. В течение 1 дня с момента устранения неполадок на портале ЕИС заказчик должен разместить протокол в системе, что не будет считаться нарушением порядка (п. 13 ст. 4 №223-ФЗ).

Ответственность за нарушение порядка и сроков публикации

За нарушение порядка проведения закупок предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 7.30 КоАП РФ. Так, за нарушение сроков размещения информации в ЕИС последует такое наказание:

  • если установленные законодательством сроки нарушены не более, чем на 2 дня, должностным лицам выписывается штраф в размере 5 000 руб., а юридическим лицам – 15 000 руб.;
  • если сведения не были опубликованы спустя 2 дня и более после установленного срока, то в этом случае для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 30 000 руб., а для юридических лиц – 100 000 руб.

Если закупка производится у единственного поставщика, или проводится запрос котировок, то за нарушение сроков размещения информации в ЕИС предусматривается другая ответственность:

  • если просрочка не более 1 дня – штраф для должностного лица 3 000 руб., а для юридического лица 10 000 руб.;
  • если более 1 дня – 15 000 руб. и 50 000 соответственно.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Как составить протоколы по 223-ФЗ в 2020 году

Протоколы в конкурентных закупках по 223-ФЗ

По ходу конкурентной процедуры заказчик готовит и публикует в ЕИС протоколы. Делать это нужно по каждой конкурентной закупке, независимо от ее типа и формы. Разделяют протоколы подведения итогов:

Они формируются для любого конкурентного способа заказа как в электронной, так и в бумажной формах:

Порядок составления протоколов этапа закупки и протокола подведения итогов по 223 ФЗ регламентируется ч. 13-14 ст. 3.2 223-ФЗ (вступил в силу с 01.07.2018) и Постановлением Правительства РФ № 908 от 10.09.2012.

Протоколы в закупках у единственного поставщика

В неконкурентных закупках заказчик может подготовить протокол закупки у единственного поставщика. Обязательных требований к этому документу нет, пропишите их в Положении о закупке. Такой протокол размещается в ЕИС не позднее чем через три дня после подписания (ч. 12 ст. 4 223-ФЗ).

Кто готовит протоколы

Протоколы готовит комиссия по закупкам. В протоколах отражается решение закупочной комиссии о соответствии заявок требованиям документации, а также о присвоении заявкам значения по каждому из критериев. Для создания комиссии по осуществлению закупок по нормативам закона № 223 руководитель организации-заказчика должен оформить свое решение в виде соответствующего приказа. Положение о закупочной комиссии по 223-ФЗ 2020 является неотъемлемым приложением к такому распоряжению. Этот локальный документ регулирует работу комиссии по осуществлению закупок в рамках 223-ФЗ — требования и порядок деятельности, права и обязанности участников. В приказе и положении оговаривается состав участников комиссии, назначается председатель и его заместитель. Все члены комиссии в обязательном порядке должны проставить свои подписи о том, что они ознакомлены с документом, утверждающим правила функционирования формируемого подразделения. Заказчик должен помнить, что все положения регистра должны быть составлены в соответствии с нормами и правилами действующего законодательства.

Содержание и сроки публикации протоколов

С 01.07.2018 в Федеральный закон № 223 были введены значительные изменения. Появились нормы, которые касаются сроков и содержания протокольной документации. Нововведения применяются как к документам, составляемым в ходе госзакупок (отдельных этапов), так и к итоговым регистрам. Представим изменения в таблице.

В документ необходимо включать следующие сведения:

  • реквизиты (дата подписания);
  • количество и дата (время) регистрации поданных в ходе закупки заявок;
  • результат рассмотрения поданных заявок с указанием отклоненных и причин их отклонения;
  • результат оценки заявок и итоговое решение комиссии по каждой заявке;
  • причины признания процедуры несостоявшейся (при необходимости);
  • иная информация, согласно положению о закупке.

В регистр необходимо включать следующую информацию:

  • дата подписания;
  • общее число поданных заявок с указанием даты и времени их регистрации;
  • номера по порядку заявок по убыванию степени их выгодности;
  • результаты рассмотрения заявок, окончательных предложений с указанием всех отклоненных и причин их отклонения;
  • результаты оценки запросов участников заказа, окончательных предложений с указанием решения комиссии по каждой заявке, предложению;
  • указание причин признания процедуры несостоявшейся (при необходимости);
  • иные сведения, согласно положению о закупке.
ПротоколСроки публикацииОсновная информацияЗаконодательная норма
По результатам этапаНе позже 3 дней с даты подписания (ч. 12 ст. 4). В случае технических неполадок — в течение 1 рабочего дня с момента устранения неисправностей (ч. 13 ст. 4).Ч. 13 ст. 3.2 223-ФЗ.
ИтоговыйНе позже 3 дней с даты подписания (ч. 12 ст. 4). В случае технических неполадок — в течение 1 рабочего дня с момента устранения неисправностей (ч. 13 ст. 4).Ч. 14 ст. 3.2 223-ФЗ.

Документы, составленные в ходе проведения и по итогам закупок, должны храниться в учреждении не менее трех лет (ч. 12 ст. 3.2).

Скачать примеры протоколов

Учтите обязательные требования к таким документам и составьте свой шаблон для вашей процедуры. Мы подготовили примеры, которые можно взять за основу. Скачайте их по ссылкам.

Как разместить протокол в ЕИС

Чтобы разместить в Единой информационной системе протоколирующие документы, подготовленные в процессе торгов (на каком-либо этапе), либо итоговые, пользователю необходимо войти в личный кабинет и выбрать надлежащий документ из имеющихся в перечне форм. Заказчик также может скорректировать бланк, предложенный ЕИС, в соответствии с нормативами своего Положения о закупке. Итоговый должен быть подписан всеми членами закупочной комиссии организации-заказчика.

Документы подлежат размещению в двух видах: в электронном (сформированном при помощи функционала ЕИС) и в графическом (отсканированный бумажный документ).

Ответственность за неразмещение протоколов

Если не разместить в ЕИС протоколы, то грозит административная ответственность по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП. Должностных лиц по этой статье оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 рублей. Что касается юридических лиц, то для них санкции установлены в размере от 100 000 до 300 000 рублей.

Как работать с шаблонами протоколов

Пользователи имеют возможность работать со справочником шаблонов по протоколам в личном кабинете ЕИС. При переходе в раздел «Шаблоны» нужно выбрать позицию по шаблонам протоколов.

Специалист может воспользоваться существующими шаблонами, введя в строку поиска нужные параметры, либо создать новый со всеми необходимыми для заказчика условиями.

Для поиска нужного шаблона в поисковой строке надлежит указать определенные параметры и выбрать действие «Найти». Для создания нового шаблона протокола выбирается соответствующее действие и заполняется специальная форма.

Пользователь указывает наименование документа, способ закупки и тип протокола, затем сохраняет форму. После сохранения откроются вкладки для ввода информации по форме.

Специалист вводит сведения и сохраняет документ при переходе к следующей вкладке. После того как все позиции будут заполнены, появится новый шаблон. При необходимости шаблоны можно копировать, редактировать или удалять, выбирая соответствующую команду в контекстном меню.

Как сформировать протокол

Разберем, как создать протоколирующий документ в ЕИС на примере протокола вскрытия конвертов.

В поле просмотра перечня протоколов специалист заказчика выбирает искомый бланк и нажимает «Создать».

В первую очередь вводятся общие данные по протоколирующему документу — основание для его формирования (извещение), место вскрытия конвертов, члены комиссии, в отдельных случаях информация о несостоявшейся закупке. Если по данному типу формы задан шаблон, заказчик вправе им воспользоваться.

После внесения сведений в первый блок и сохранения формы пользователь переходит во второй раздел — «Список заявок». Здесь перечислены все заявки, поданные по определенному лоту. Если сведения об участнике не содержатся в РНП, то напротив его наименования будет стоять специальный знак — зеленая галочка. Для всех заявок доступно редактирование или удаление.

Далее пользователь заполняет раздел «Требования к составу документов лота…». Здесь необходимо выбрать действие «Добавить документ» и указать наименование такого регистра.

Аналогичным образом приводится и список критериев.

Для всех заявок доступно редактирование или удаление. Новую заявку можно добавить, выбрав соответствующее действие и указав все обязательные поля в открывшейся форме. Если участник закупки относится к МСП, это также необходимо отметить в форме.

После того как все заявки будут внесены, пользователь переходит к загрузке документов в последней вкладке.

ДОКУМЕНТЫ «БЕЗ ПЕЧАТИ» или почему ООО и АО могут не ставить печать

В связи с возникающими до настоящего времени вопросами относительно необходимости проставления печати на документах организации представляем соответствующие разъяснения.

1. В настоящее время хозяйственные общества вправе не иметь печати. Еще 7 апреля 2015 года вступил в силу закон, позволяющий ООО и АО отказаться от использования печати [1] .

Принятый федеральный закон снял с них такую обязанность и сделал применение печатей правом общества. В законах об ООО и АО теперь используется следующая формулировка: «Общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Федеральным законом может быть предусмотрена обязанность общества использовать печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества» [2] . До вступления указанного закона в силу законодательство обязывало организации иметь круглые печати с указанием наименования и места нахождения.

Поправки внесены в законы о хозяйственных обществах и, соответственно, к индивидуальным предпринимателям отношения не имеют. Законодательство, как и прежде, не обязывает ИП иметь печать. Вопрос об изготовлении и использовании печати ИП решают самостоятельно.

Действующим законодательством предусмотрены случаи, когда применение печати является обязательным «при ее наличии» (См. Приложение 1).

Если печать есть, то надо записать это в устав. Желательно, чтобы из устава хозяйственного общества можно понять, есть ли у общества печать. Так, если общество намерено использовать печать, в его уставе будет соответствующая формулировка. В этом случае на общество распространяется обязанность проставлять печать в определенных случаях, предусмотренных законом (См. Приложение 1). В остальных случаях общество проставляет печать по своему усмотрению.

Если же общество отказывается от печати, то для удобства заинтересованных лиц можно прямо прописать в уставе: «Общество не имеет печати».

Необязательность печати на первичных учетных документах. Требования, которым должны соответствовать первичные учетные документы, перечислены в п.2 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Среди обязательных реквизитов не упоминается оттиск печати организации. Это означает, что налоговая инспекция не сможет предъявить претензии по причине отсутствия оттиска печати в первичных учетных документах.

Такой вывод подтверждается письмом Минфина РФ от 6 августа 2015 г. N 03-01-10/45390.

Необязательность печати на договорах. Печать компании, даже при её наличии, может не ставиться на договоре. Достаточно подписи лица, совершившего сделку (ст. 160 ГК РФ). Обязательна она будет только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. В таких случаях проставлять печать на документах обязаны только те общества, которые не отказались от применения печати.

Кроме того, стороны отдельного договора могут самостоятельно взять на себя обязательство проставлять оттиск печати на подписываемых документах. Таким образом, во избежание наступления негативных последствий следует проверить все действующие договоры и продолжать использовать печать там, где этого требует договор.

Выводы:

1) ООО и АО вправе, но не обязаны иметь печать.

2) Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества. Отсутствие таких сведений означает, что общество не имеет печати.

3) Первичные учетные документы можно оформлять без печати.

4) Даже если печать есть, ее можно не проставлять на договорах.

Приложение 1

случаи, когда применение печати является обязательным

при ее наличии

Акт о несчастном случае на производстве

Двойное складское свидетельство

  • от имени организации в суд
  • , выдаваемая от имени организации

ФЗ от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ч. 2 ст. 54 ).

Доверенности от имени организации (при обжаловании действий таможенного органа),

копии аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности, «бумажная» отчетность, выписка из системы учета товаров, представляемых должностным лицам таможенных органов.

ФЗ от 27.11.10 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (ч. 6 ст. 39 , п. 6 ч. 3 ст. 90 , п. 2 ч. 5 ст. 177 , п. 1 ст. 184 )

Доверенность , прилагаемая к заявкам на участие в открытом конкурсе, закрытом аукционе, доверенность, в целях получения аккредитации участников электронного аукциона, заявка на участие в закрытом аукционе.

ФЗ от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг…» (ст. ст. 51 , 61 , 88 ).

Журнал учета проверок

ФЗ от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юр. лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора)…» (ч. 10 ст. 16 ).

Копии учредительных документов при представлении в регистрирующий орган

ФЗ от 21.07.97 № 122-ФЗ «О гос. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (п. 4 ст. 16 ).

Копии извещения об уплате авансового платежа

ФЗ от 22.11.95 № 171-ФЗ «О гос регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции…» (подп. 5 п. 1 ст. 10.2 ).

Выписки по счету депо, закладные об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства.

ФЗ от 16.07.98 № 102-ФЗ «Об ипотеке» (абз. 5 п. 3 ст. 16 , абз. 5 п. 1 ст. 17 , п. 2 ст. 25 ).

Решения об эмиссии ценных бумаг, сертификаты эмиссионной ценной бумаги, решения о выпуске российских депозитарных расписок

ФЗ от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (п. 1 ст. 17 , абз. 11 ч. 4 ст. 18 , п. 10 ст. 27.5-3 ).

Документы, содержащие сведения о доле РФ, субъекта РФ или муниципального образования в уставном капитале юридического лица, документы, представляемые претендентами на покупку имущества.

ФЗ от 21.12.01 № 178-ФЗ «О приватизации гос. и мун. имущества» (абз. 4 п. 1, абз. 1 п. 2 ст. 16 ).

Постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69 «Об утверждении инструкции по заполнению трудовых книжек», п. 2.2, 2.3.

[1] Федеральный закон от 06.04.15 № 82-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ».

[2] п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 2 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Читайте также:  Проведение запроса предложений в электронной форме
Ссылка на основную публикацию