Заказчик установил требование к месту производства товара

10 распространенных ошибок заказчиков по 44-ФЗ

Законодательство постоянно меняется и нельзя быть уверенным на 100%, что, проводя закупку, сделал все правильно. В статье мы собрали наиболее распространённые ошибки заказчиков, которые встречаются на практике и которые нужно учиться не допускать.

Чаще всего ошибки совершаются при формировании закупочной документации, в частности, при описании объекта закупки. От того, насколько правильно составлена закупочная документация, зависит исход закупки. Остановимся на наиболее распространённых ошибках заказчиках, допускаемых ими на этапе формирования документации.

1. Избыточные требования при описании объекта закупки

Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние требования. Например, указывают характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях — «температура начала кристаллизации», «индекс вязкости», «плотность», «содержание серы в %».

Для того, чтобы испытать товар, участник закупки должен его сначала произвести или купить. При этом Закон № 44-ФЗ не обязывает претендента на контракт иметь в наличии товар на складе в момент проведения торгов.

Поэтому не следует включать в техзадание требования к химическому составу, компонентам товара, технологии его производства, и показатели, значения которых можно определить по результатам испытаний (как правило, указание на то, что данный показатель определяется испытанием, имеется в ГОСТе).

Соответствующие разъяснения есть в письме ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16. Позиция ФАС России поддержана решением Верховного суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287.

Пример: Решение ФАС России от 08.06.2018 по делу № 18/44/105/640 (номер закупки в ЕИС 0315100000318000106)

2. Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки

Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о наличии в составе закупочной документации инструкции по заполнению заявки. При этом требования непосредственно к содержанию инструкции отсутствуют.

В этой связи некоторые заказчики пренебрегают разработкой данного раздела и ограничиваются формальным наличием инструкции в тексте документации.

На этот счет уже сложилась позиция ФАС России, которая считает ненадлежащую инструкцию нарушением Закона № 44-ФЗ.

Положения инструкции должны быть понятными и непротиворечивыми. Так, инструкция должна содержать, в том числе указание на разделы документации, в которых содержатся показатели, в отношении которых участники подают свои предложения, порядок их заполнения.

Требования к инструкции по заполнению заявки изложены ФАС России в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Пример: Решение ФАС России от 13.09.2016 по делу № К-1462/16 (номер закупки в ЕИС 0158200002016000011)

3. Составление документации, создающей преимущества отдельным поставщикам

Данное нарушение проявляется в двух основных формах:

  • установление в техническом задании требований к поставке товара с определенными характеристиками, которым отвечает товар «нужных» поставщиков (это могут быть требования к весу, упаковке, габаритам, комплектности);
  • использование в документации критериев оценки, необоснованно создающих преимущества определенным поставщикам (успешный опыт поставок на территории одного населенного пункта, наличие на праве собственности оборудования и материальных ресурсов).

Такие требования свидетельствуют об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам закупки, что может послужить основанием для рассмотрения действий заказчика на соответствие требованиям не только Закона № 44-ФЗ, но и требованиям антимонопольного законодательства (статья 17 Закона № 135-ФЗ).

Пример: Решение Тюменского УФАС России от 18.05.2018 по делу № ФКС18/156 (номер закупки в ЕИС 0167200003418002162).

4. Требование о поставке товара определённого производителя без сопровождения словом «или эквивалент» и отсутствие параметров эквивалентности

Иногда в документации о закупке заказчики указывают наименование производителя, страны происхождения и торговую марку товара без слов «или эквивалент».

Это допустимо только в тех случаях, когда заказчик обоснует необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые уже им используются.

В иных случаях, указание на торговую марку товара без сопровождения слов «или эквивалент» является прямым нарушением Закона № 44-ФЗ.

Также заказчик обязан установить параметры эквивалентности — максимальные и минимальные значения показателей, а также какие показатели менять нельзя. Не установив параметры эквивалентности, заказчик нарушает Закон № 44-ФЗ.

Важно! Если не написано по каким параметрам определять эквивалентность, то любой товар можно считать эквивалентом.

Пример: Решение ФАС России от 13.12.2017 № КГОЗ-424/17 (номер закупки в ЕИС 0548100000217000022).

5. Некопируемая документация

Проблема заключается в том, что заказчики размещают документацию в формате «*.pdf», рисунках, файлах с расширением «*.exe» и в других форматах, которые не позволяют участнику закупки осуществить поиск и копирование техзадания.

Невозможность копирования текста вынуждает участников закупки самостоятельно перенабирать текст, что приводит к опечаткам в заявке и влечёт риски не заполнить заявку в установленные сроки.

Позиция ФАС России — документация в некопируемом/нередактируемом формате нарушает Закон № 44-ФЗ, ограничивает конкуренцию, указывает на «заточку» закупки под «нужного» поставщика.

По данному поводу есть письма ФАС России от 16.11.2016 № ИА/79173/16 и Минэкономики России от 23.05.2016 № Д28и-1299, от 22.02.2017 № Д28и-1121.

Пример: Решение ФАС России от 02.08.2017 по делу № К-986/17 (номер закупки в ЕИС 0158100017017000043).

6. Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме

Неразмещение проектно-сметной документации в полном объеме — нарушение. Нежелание размещать всю проектно-сметную документацию заказчики иногда мотивируют стремлением не запутать участников закупки или отсутствием в этом необходимости, поскольку выполняется лишь часть работ в рамках сметы.

Однако, размещение не всей проектно-сметной документации ограничивает возможность подготовки заявки на участие в электронном аукционе и влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

Такой позиции придерживаются специалисты ФАС России (письмо № АЦ/14427/16 от 09.032016), Минэкономразвития России (письмо от 20.04.2017 № Д28и-1623). Аналогичная позиция содержится и в Обзоре Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017.

Пример: Решение ФАС России от 10.05.2017 № 432 (номер закупки в ЕИС 0119200000117001503).

Другой ряд распространённых ошибок связан с необоснованным отклонением заявок участников. Здесь можно остановиться на следующих ошибках:

7. Отклонение заявки участника в связи с отсутствием указания товарного знака

Отклонение заявки по причине отсутствия указания на товарный знак является неправомерным. Даже если заказчик считает, что у товара не может не быть товарного знака (например, при закупке компьютерной техники), он не имеет права требовать от участника закупки его указания.

Обязательной к указанию является только страна происхождения (при применении заказчиком нацрежима).

Марку или торговое наименование товара участнику закупки необходимо указывать только при их наличии.

Если участник закупки правильно оформил первую часть заявки, отклонение такой заявки на основании того, что участник не указал товарный знак, нарушает положения Закона № 44-ФЗ.

Пример: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 22.06.2018 по делу № 44-3106/18 (номер закупки в ЕИС 0372200152418000003)

8. Отклонение заявки участника, когда есть согласие на поставку товара, но не указаны его характеристики

Заявка отклоняется комиссией заказчика, если содержит согласие, но в ней отсутствуют конкретные показатели товара.

Однако, если заказчик указал в документации товарный знак, фирменное наименование, страну происхождения товара, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить только согласие на поставку товара.

Указание конкретных показателей товара необходимо в том случае, если участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, или же заказчиком не установлены требования к показателям товара и его товарному знаку.

Письма Минэкономики России от 17.03.2016 № Д28и-666 и от 30.12.2015 № ОГ-Д28-16596.

Пример: Решение ФАС России от 06.02.2018 № ПГОЗ-001/18 (номер закупки в ЕИС 0373100056017000620)

9. Отклонение за наличие в РНП по 223-ФЗ

Заказчики, не желая работать с неблагонадежными поставщиками, устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупке в Реестре недобросовестных поставщиков.

В ЕИС размещено 2 реестра — по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ. Несмотря на схожее предназначение и единое место расположения — это два разных реестра. И в силу прямого указания в Законе № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки об отсутствии сведений в Реестре по Закону № 223-ФЗ и отклонять участника закупки по данному основанию.

Пример: Решение Рязанского УФАС России от 18.05.2017 по делу № 220-03-3/2017 (номер закупки в ЕИС 0859300019617000450)

10. Изменение объемов поставки и сроков исполнения контракта

Заказчики иногда используют право увеличить объёмы поставляемого товара. Здесь возникают ошибки, касающиеся того, насколько можно увеличить данные объёмы поставки. Увеличение объёмов поставки возможно на этапе заключения и исполнения контракта.

Увеличение объёмов поставки на этапе заключения контракта допустимо при наличии в закупочной документации соответствующего условия.

Важно! Достижение увеличения цены контракта осуществляется только за счет объема поставки. Цена товара за единицу должна оставаться неизменной, а всё удорожание контракта не должно превысить его НМЦК.

Что касается удорожания контракта в рамках его исполнения, то оно также достигается исключительно за счет увеличения объёмов поставки, но не более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным.

При этом даже если объем поставки вырос, сроки поставки товара и сроки оплаты товара изменению не подлежат.

Позиция по данному вопросы имеется в письме Минфина от 26.10.2017 № 24-03-08/70438.

Пример: Решение Брянского УФАС России от 06.07.2018 по делу № 124 (номер закупки в ЕИС 0527600006718000017).

Правомерно ли наличие требования как ограничение удаленности в километрах до станции технического обслуживания?

Наша организация занимается ремонтом и техническим обслуживанием автомобилей – автотехцентр.

Соответствует ли Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” установление требования как ограничение удаленности в километрах станции технического обслуживания ( Поставщик услуги) от места расположения парка автомобилей Заказчика ?

Допустим у организации в техническом задании указано удаленность от места нахождения Заказчика на расстояние не более 6 км , имеем ли мы право в случае победы на электронной площадки выполнять ремонт и тех.обслуживание , если автосервис находится в 7 до 20 км от организации ( заказчика ) и почему ?

Ответы юристов ( 4 )

  • 9,9 рейтинг
  • 5767 отзывов эксперт

Если Вы укажете недостоверную информацию, то контракт с Вами должен быть расторгнут.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Статья 95. Изменение, расторжение контракта
15. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях:
1) если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

Если Вы считаете, что указанными ограничениями создается конкурентное преимущество уже существующим станциям ТО, одной станции ТО, то можете подать жалобу в ФАС или оспорить результаты торгов.

С уважением! Г.А. Кураев

В дополнения соответствующие разъяснения Минэкономразвития.

Вопрос: Об указании в извещении о закупке места оказания услуг по мойке автотранспортных средств, поставке ГСМ, проведению предрейсовых медосмотров.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 мая 2015 г. N Д28и-1138
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении применения Федерального закона от 5 апреля N 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация в том числе о кратком изложении условий контракта, содержащая наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона N 44-ФЗ, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Следует отметить, что указание в документации о закупке конкретного места мойки автотранспортных средств, поставки ГСМ, адреса предрейсовых медосмотров водителей может привести к ограничению конкуренции участников закупки и нарушению требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования) или в километрах.
При этом заказчик должен достигнуть цели осуществления закупки, не создавая дискриминационных условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции.

Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
07.05.2015

Допустим у организации в техническом задании указано удаленность от места нахождения Заказчика на расстояние не более 6 км,
Игорь

Добрый день! Данное требование заказчика очевидно обусловлено определенными факторами, хотя конечно может быть и закупка под уже определенного поставщика. Другими словами, если в радиусе 6 км существуют ещё автосервисы, которые могут участвовать в закупке т.е. по условиям подходят, то тут не будет ограничения конкуренции которая как я понимаю Вас интересует.

Самое простое в Вашем случае- подать жалобу в ФАС с заявлением на нарушение 44-ФЗ, денег за это не возьмут, а законность такой закупки проверят.

имеем ли мы право в случае победы на электронной площадки выполнять ремонт и тех.обслуживание, если автосервис находится в 7 до 20 км от организации ( заказчика ) и почему?
Игорь

Так делать нельзя, с Вами расторгнут контракт, потеряете обеспечение и попадете в реестр недобросовестных поставщиков.

На практике часто случается. что в тех. задании ставятся ограничения по удалённости в километрах от заказчика до исполнителя при определении будущего исполнителя.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

Статья 33. Правила описания объекта закупки

1. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодексаРоссийской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень ипорядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.
2. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
4. Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
5. Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
6. Особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

Исходя из вышеуказанной нормы территориальная принадлежность и расстояние не может быт качественной характеристикой товара, работ и услуг и указываться может только по обоснованным причинам.

Читайте также:  Образец расписки в получении котировочной заявки

Так же согласно п. 5 ст. 24 вышеназванного закона

5. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

То есть соответственно заказчик обязан обосновать такие требования установленные в техзадании.

имеем ли мы право в случае победы на электронной площадки выполнять ремонт и тех.обслуживание, если автосервис находится в 7 до 20 км от организации ( заказчика ) и почему ?

На основании вышеизложенного руководствуясь перечисленными нормами

заключить контракт на выполнение услуг в случае победы в конкурсе

Обратиться с Жалобой в ФАС при отказе заключать с Вами контракт.

Оформление технического задания в сфере закупок

Начиная с 01.01.2014 для совершения закупок все учреждения должны применять положения Закона № 44-ФЗ. Отметим, что в данном законе прямо не предусмотрена обязанность заказчика составлять техническое задание. Однако техническое задание является одним из первых документов, который необходимо составить при любом виде закупки, так как в нем прописаны действия или услуги, которые нужно будет выполнить исполнителю.

При составлении технического задания руководствуются ст. 33 «Правила описания объема закупки» Закона № 44-ФЗ.

В частности, необходимо указать в техническом задании:

  1. Общую информацию о закупке.
  2. Описание объекта закупки.
  3. Требования к объекту закупки.
  4. Условия закупки.
  5. Особенности отдельных видов закупки.

Отметим, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Общая информация о закупке. Этот раздел, как правило, включает в себя:

1. Общие сведения о заказчике (о наименовании, местонахождении, режиме работы).

2. Общие сведения о закупке (о способе определения поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, цели закупки согласно ст. 13 Закона № 44-ФЗ, источнике финансирования, нормативно-правовой базе, на основании которой производится закупка).

3. Дополнительные пояснительные сведения.

Описание объекта закупки. Здесь указываются следующие характеристики объекта закупки:

  1. Функциональные. Необходимо установить основное назначение объекта закупки и условия его использования по назначению. Функциональное назначение объекта характеризуется, например, такими свойствами, как пищевая ценность (энергетическая, биологическая), эстетические свойства (форма, цвет, запах, совершенство производственного исполнения) и др.
  2. Технические. Заказчик может детализировать описание объекта закупки, привести конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, описать регламент и порядок действий при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг.
  3. Качественные. Указывается совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
  4. Эксплуатационные. Здесь можно прописать характеристики надежности и работоспособности объекта закупки, условия, обеспе­чивающие его эффективную эксплуатацию, к которым относятся в том числе прочность, долговечность, технические параметры, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики. В качестве эксплуатационных характеристик товара можно указать стадию его жизненного цикла использования по назначению.

Отметим, что все вышеперечисленные характеристики объекта закупки являются критерием оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (ч. 1 ст. 32 Закона №44-ФЗ).

При описании объекта закупки необходимо использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. К ним относятся ГОСТы, СНиПы и другие нормативно-технические документы.

Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Заказчик при описании объекта может использовать спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки согласно требованиям ГК РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства согласно требованиям технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Требования к объекту закупки. Здесь необходимо учитывать следующие положения ст. 33 Закона № 44-ФЗ:

1. Заказчик может дать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия данных товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пп. 1 п. 1).

2. В случае, если содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт, заказчику необходимо привести изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение (пп. 4 п. 1).

3. Поставляемый товар должен быть новым товаром. Это значит, что он не был в употреблении, в ремонте, не был восстановлен, у него не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства, в случае, если иное не преду­смотрено описанием объекта закупки (пп. 7 п. 1).

Условия закупки. В этом разделе следует указывать:

1. Обязательные для исполнения требования. В названных требованиях к результату закупки необходимо учитывать все исходные данные, а также требования, которые предъявляются федеральными законами, стандартами и сводами правил, специальными техническими условиями и регламентами.

2. Сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Отметим, что согласно п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ обязательно нужно проставить сроки завершения работ. Кроме этого, здесь должны быть указаны промежуточные сроки завершения отдельных этапов работ или приведен график оказания услуг, который поможет распределить объем оказываемых услуг по периодам.

3. Информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если заказчик установил требования о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт (пп. 5 п. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

4. Требования к поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Здесь можно прописать требования о наличии лицензии, допуска, разрешения и согласования (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Кроме того, в силу ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ при закупке отдельных видов товаров (работ, услуг) Правительство РФ устанавливает дополнительные требования к участникам закупок, в том числе к наличию финансовых, материальных и трудовых ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта (ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

5. Показатели, которые позволят определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг, установленные заказчиком. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и значения показателей, которые не могут изменяться (п. 2 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

6. Требование к расходам на эксплуатацию товара (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). Оно устанавливается для необходимости обосновать документально расходы, которые будут понесены заказчиком при эксплуатации закупленного товара. Величина расходов отражается в численной форме индивидуально для каждого товара с учетом нормальных эксплуатационных и нагрузочных условий работы. Данное требование является критерием оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (ч. 1 ст. 32 Закона № 44-ФЗ).

7. Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обу­чению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление этой гарантии осуществляется вместе с данным товаром (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Читайте также:  Установление в аукционной документации конкретных или чрезмерно детализированных требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара,

Какие требования может не содержать техническое задание?

1. Описание объекта закупки.Согласно пп. 1 п. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в описание не должны включаться требования или указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные на­именования, патенты, полезные модели либо указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что данные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

2. Требования к объекту закупки. Согласно п. 3 ст. 33 Закона № 44-ФЗне допускается включение следующих требований:

  • о наличии опыта работы к участнику закупки;
  • к деловой репутации участника закупки;
  • к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным законом. Это означает, что не допускается указывать требования, которые могут создать преимущественные условия участия для участников закупки (п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Особенности отдельных видов закупки.Согласно ч. 5 ст. 33 Закона №44-ФЗ для отдельных видов товаров, работ, услуг Правительством РФ могут быть установлены специальные правила описания закупок, например:

1. Закупка для нужд оборонного заказа. Особенности описания товаров, работ, услуг, входящих в состав государственного оборонного заказа для обеспечения федеральных нужд, могут быть установлены в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (ч. 6 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

2. Закупка лекарственных средств. При закупке лекарственных средств необходимо отражать следующую информацию (пп. 6 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ):

  • международные непатентованные наименования лекарственных средств или (при отсутствии таких наименований) химические, группировочные наименования;
  • при закупке лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов согласно п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона №44-ФЗ разрешается указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Данный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством РФ;
  • предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или (при отсутствии данных наиме­нований) с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством РФ, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии этих наименований – с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.

3. Закупка машин и оборудования. В силу ч. 4 ст. 33 Закона №44-ФЗ при закупке машин и оборудования в техническом задании, которое включается в документацию о закупке, необходимо установить следующие требования, если они предусмотрены технической документацией на товар: к гарантийному сроку, к объ­ему предоставления гарантий качества товара, к гарантийному обслуживанию, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, к осуществлению монтажа и наладки товара. При закупке новых машин и оборудования в техническом задании нужно установить требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика и сроку ее действия. Следует учитывать, что такая гарантия предоставляется вместе с товаром.

В заключение отметим, что техническое задание является обязательным документом для осуществления закупок. В техническом задании прописываются все требования к выполняемым работам и оказываемым услугам. Кроме этого, в нем учитывается вся нормативно-правовая база, на основании которой производится закупка. На основании технического задания поставщики работ (услуг) могут разработать наилучшее предложение для нужд заказчика.

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Какие требования к продукции может установить заказчик?

Для участия в закупке необходимо внимательно изучить закупочную документацию и проект контракта, поняв требования по квалификации поставщика (если они установлены), а так же к продукции. 44-ФЗ более четко определяет требования к описанию закупаемой продукции (техническому заданию).

Описание объекта закупки должно носить объективный характер. При этом указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). С 1 июля 2016 года при составлении описания объекта закупки законодательство требует использования: 1. показателей, 2. требований, 3. условных обозначений и терминологии, касающихся

 технических характеристик,  функциональных характеристик (потребительских свойств) ТРУ и  качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены  техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании,  документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, 4. иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком не используются установленные в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании и стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Иными словами, заказчик должен устанавливать требования, соответствующие ГОСТам, а если желает приобрести что-то выходящее за их рамки – обязан в документации обосновать это. Описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями ГК РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Заказчик не должен устанавливать требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, кроме отдельных, предусмотренных законом случаев. Товарный знак может использоваться: 1. Если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. 2. Если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

При этом обязательным является включение “или эквивалент”, за исключением • несовместимости товаров, на которых размещаются другие ТЗ, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, • случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с техдокументацией на указанные материалы и оборудование. Так же следует отметить, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара): • требований к производителю товара, • к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), • требования к деловой репутации участника закупки, • требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки специально предусмотрена 44-ФЗ.

Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.

Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с 44-ФЗ. Резюмируя вышесказанное, рекомендуем тщательно изучать документацию закупки, в случае неясностей – пользоваться правом запрашивать у заказчика разъяснения. Иногда недобросовестный сотрудник заказчика умышленно запутывает описание объекта закупки в документации и готовит трудночитаемую инструкцию по заполнению заявки. В этом случае следует пользоваться правом на направление запроса на разъяснение, а так же жалобу в контролирующий орган (в первую очередь – ФАС РФ).

Заказчик установил требование к месту производства товара

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Федеральной антимонопольной службы

по Костромской области

ул. Калиновская, 38, г. Кострома, 156013

тел. (4942) 35-67-48, факс (4942) 35-67-48

e – mail : to 44@ fas . gov . ru

________________ № _____________ ___

На № __________ от ________________

РЕШЕНИЕ № 12-10- 124 / 201 7

« 13 » сентября 201 7 г. г. Кострома

Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Костромского УФАС России ; Комиссия ) в составе:

Ревельцев О.В., заместитель руководителя управления;

Член ы Комиссии:

Степина А.К., старший государственный инспектор отдела контроля в сф ере закупок, торговли и рекламы;

Суясов А.И., специалист-эксперт отдела контроля в сф ере закупок, торговли и рекламы,

при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии : … >, рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя С . на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системных блоков ПК (извещение № 0 841300009017000995 ) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе ),

Согласно представленным материалам 30 . 0 8 .201 7 г. уполномоченным учреждением – МКУ г. Костромы «Агентство муниципальных закупок» на официальном сайте в сети Интернет http://www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение и аукционн ая документаци я о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системных блоков ПК (извещение № 0841300009017000995) (далее – Документация об аукционе) .

06.09 .2017 г. в адрес Костромского УФАС России от индивидуального предпринимателя С . (далее – ИП С .; Заявитель), поступила жалоба по вышеуказанной з акупке следующего содержания:

« Доводы: Нарушение части 3 статьи 33 44-ФЗ.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Требования Заказчика: РАЗДЕЛ 3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ, 3. Дополнительные требования .

3.1. Поставщик должен иметь сервисный центр на территории г. Костромы или договор с сервисным центром, расположенным на территории города Костромы. Адреса и телефоны сервисного центра в г. Костроме предоставляются при поставке Товара. Наличие сервисного центра на территории города Костромы необходимо для быстрого реагирования и обслуживания Заказчика в случае возникновения гарантийного случая, для минимизации рисков длительных простоев в работе Заказчика.

Заказчик, установив требование об обязательном на личии у участника аукциона сервисного центра в г. Кострома, связал поставку товара с наличием у участника закупки ресурса по оказанию услуг по ремонту поставляемого товара, что не соответствует требованиям части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе » .

В ходе заседания Комиссии Костромского УФАС России п редставители Заказчика доводы Заявителя не признали, представили письменные в озражения на доводы жалобы следующего содержания:

« Согласно пункту 3 «Дополнительные требования» раздела 3 «Техническое задание» документации об электронном аукционе Поставщик должен иметь сервисный центр на территории города Костромы или договор с сервисным центром, расположенным на территории города Костромы. Адреса и телефоны сервисного центра в г. Костроме предоставляются при поставке Товара. Наличие сервисного центра на территории города Костромы необходимо для быстрого реагирования и обслуживания Заказчика в случае возникновения гарантийного случая, для минимизации рисков длительных простоев в работе Заказчика. Сервисный центр должен бесплатно проводить диагностику неисправностей и работы в гарантийный период по восстановлению Товара. Замена неисправных компонентов в гарантийный период должна быть бесплатной.

Мнение заявителя относительно того, что заказчик, установив требование об обязательном наличии у участника аукциона сер висного центра в городе Костроме , связал поставку товара с наличием у участника закупки ресурса по оказанию услуг по ремонту поставляемого товара, что не соответствует требованиям части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), является ошибочным.

Законом о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень ограничений, который запрещает заказчику включать в документацию об аукционе следующие требования и указания: в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе отсутствует запрет включать в документацию требование о наличии у участника закупки сервисного центра или договора с сервисным центром, в целях гарантийного обслуживания товара.

В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар.

Читайте также:  Извещение о закупке по 44-ФЗ

Указание в технической части документации технических характеристик и требований к поставляемому товару, требований к гарантийному сроку и гарантийному обслуживанию товара, в том числе о наличии сервисного центра или договора с сервисным центром, является правом заказчика и позволяет определить поставщика, исполнение контракта которым будет в наибольшей степени отвечать целям проведения закупки. Наличие сервисного центра на территории города Костромы позволит обеспечить надлежащее гарантийное обслуживание и ремонт приобретаемого товара, необходимо для быстрого реагирования и обслуживания заказчика в случае гарантийного случая, для минимизации рисков длительных простоев в работе заказчика.

Требование о наличии у поставщика сервисного центра на территории города Костромы или договора с сервисным центром, расположенным на территории города Костромы, установлено с соблюдением требований статьи 33 Закона о контрактной системе, исходя из потребностей заказчика и специфики приобретаемого товара, и не повлекло за собой ограничения участников закупки.

Участником закупки может быть любое лицо, соответствующее требованиям, предусмотренным Законом о контрактной системе и аукционной документации. К тому же, законодательство Российской Федерации о контрактной системе не обязывает заказчика определять и описывать требования к предмету закупки таким образом, чтобы любое лицо могло принять участие в проводимой закупке. Между тем, на участие в данном аукционе поступили заявки от двух участников закупки, которые были рассмотрены аукционной комиссией, признаны соответствующ ими требованиям аукционной документации и допущены к участию в электронном аукционе, что подтверждает наличие конкуренции между участниками закупки.

На основании вышеизложенного, жалобу, поданную ИП Смуреевым Г. Е. на действия заказчика при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на поставку системных блоков ПК (извещение № 0841300009017000995), считаем необоснованной и не подлежащей удовлетворению » .

В ходе заседания Комиссии Заявитель уточнил свои доводы: он не согласен с установлением Заказчиком в Документации об аукционе требования о наличии у поставщика сервисного центра как на территории г. Костромы, так и на территории Российской Федерации.

Комиссия Костромского УФАС Ро ссии, рассмотрев доводы жалобы, возражения на доводы жалобы , выслушав представителей Заявителя и Заказчика, изучив представленные документы и материалы, соответствующие н ормативные правовые акты, приходит к следующим выводам.

  1. Довод Заявителя о нарушении Заказчиком части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе при установлении им в Разделе 3. «Техническое задание» Документации об аукционе требования о наличии у поставщика сервисного центра на территории г. Костромы Комиссия признает не обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей , технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара , поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Из вышеуказанной нормы следует, что частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе запрещается включение в документацию о закупке требования к наличию у участника закупки производственных мощностей , технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара , поставка которого является предметом контракта.

В данном случае Заказчик не нарушил часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, так как указанная здесь норма устанавливает запрет о наличии у участника производственных мощностей , необходимых для производства товара , поставка которого является предметом контракта , а в Документации об аукционе установлено требование к наличию у участника закупки сервисного центра для гарантийного обслуживания товара (т.е. есть для ремонта, но не для производства товара, как это указано в части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).

  1. При этом Комиссия Костромского УФАС считает, что Заказчик, установ ив в Разделе 3. «Техническое задание» Документации об аукционе дополнительные требования о наличии у поставщика товара сервисного центра на территории г. Костромы или договор а с сервисным центром, расположенным на территории города Костромы , нарушил пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в т ом числе, следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки , за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Из вышеизложенного следует, что Заказчик, установив в Разделе 3. «Техническое задание» Документации об аукционе дополнительное требование, а именно: «Поставщик должен иметь сервисный центр на территории г. Костромы или договор с сервисным центром, расположенным на территории города Костромы. Адреса и телефоны сервисного центра в г. Костроме предоставляются при поставке Товара. Наличие сервисного центра на территории города Костромы необходимо для быстрого реагирования и обслуживания Заказчика в случае возникновения гарантийного случая, для минимизации рисков длитель ных простоев в работе Заказчика», ограничил количество участников закупки.

Кроме того, с та тьями 469, 470, 475 Гражданского кодекса Российской Федерации определен порядок передачи товара, качество которого должно соответствует договору купли-продажи или который должен быть пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется; указаны сроки и условия гарантийного обслуживания ; прописаны последствия передачи товара ненадлежащего качества и другие нормы, определяющие гарантийное обслуживание закупаемого товара.

Однако Заказчик в дополнительных требовани ях Раздела 3. «Техническое задание» Документации об аукционе также указа л :

3.2. «Сервисный центр должен бесплатно проводить диагностику неисправностей и работы в гарантийный период по восстановлению товара…»

3.3. « Обслуживание товара должно по месту эксплуатации».

Комиссия на основании вышеуказанных статей Гражданского кодекса Российской Федерации считает, что в течение гарантийного срока товара диагностику, обслуживание и ремонт товара производится продавцом или изготовителем товара согласно условиям гарантии, указанных в гарантийном талоне, выдаваемом продавцом при поставке товара.

Разделом 5 «Качество товара и гарантийные обязательства» проекта муниципального контракта на поставку системных блоков ПК предусмотрены, в том числе, условия:

п.5.2 «Товар должен отвечать требованиям качества, безопасности и другим требованиям, предъявленным законодательством Российской Федерации и настоящим Контрактом»;

п.5.4 «…Предоставление гарантии осуществляется вместе с товаром…»

Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России , рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителей Заявителя и Заказчика, изучив материалы дела и нормативные правовые акты, приходит в выводу о том , что поставщик в соответствии с вышеупомянутыми статьями Гражданского кодекса Российской Федерации вправе проводить гарантийное обслуживание на территории Российской Федерации, а Заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 установил к описанию о бъекта закупки необъективные требования , а именно: о наличии у поставщика сервисного центра на территории города Костромы или договор с сервисным центром, расположенным на территории города Костромы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,

  1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Смуреева Г.Е. частично обоснованной .
  2. Признать в действиях з аказчика – МКУ города Костромы «СМЗ по ЖКХ» нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
  3. Выдать з аказчику – МКУ города Костромы «СМЗ по ЖКХ» обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Требования к товару по 44ФЗ в соответствии с ГОСТ

Заказчик самостоятельно принимает решение о том, какие требования к закупаемым товарам или используемым материалам должны быть установлены в документации. При этом Заказчик не обязан объяснять и обосновывать необходимость установления тех или иных требований, если они призваны обеспечить наиболее полное и качественное удовлетворение потребности учреждения.

Таким образом, 44-ФЗ предоставляет достаточно широкое правовое поле для Заказчика в сфере описания объекта закупки.

Варианты установления требований о соответствии ГОСТу

Существует несколько вариантов установления требований о соответствии товара ГОСТам. Прежде всего, техническое задание может содержать только указание на то, что товар должен соответствовать определенному стандарту, при этом Заказчик не указывает, какие именно конкретные характеристики товара необходимо предоставить участнику в составе заявки. Это один из самых простых вариантов, обеспечивающий наиболее полную конкурентную среду.

Кстати говоря, такой вариант является предпочтительным с точки зрения антимонопольного органа. И действительно, в данном случае возможность ограничения или введения в заблуждение участников ничтожно мала.

Вместе с тем, не стоит забывать, что некоторые ГОСТы содержат достаточно общие и емкие диапазоны характеристик материалов. Чаще всего ситуация такова, что Заказчик, помимо установления общего требования о соответствии стандарту прописывает более конкретные требования к материалу. Можно долго спорить о том, по каким причинам встречаются подробные и объемные технические задания, но, так или иначе, необоснованность таких требований доказать бывает достаточно сложно.

Однако и Заказчику не стоит чересчур увлекаться, поскольку при рассмотрении некоторых жалоб, антимонопольным органом принимается решение о чрезмерности и необъективностиустановленных требований, что ведет к ограничению количества участников закупки. Поэтому будьте готовы к тому, чтобы обосновать вашу потребность именно в тех показателях, требования к которым установлены в документации.

Показатели, отличные от ГОСТ. Вправе ли установить требование?

К сожалению, 44-ФЗ не содержит четких инструкций относительно того, каким именно образом Заказчик вправе варьировать требования к характеристикам, предусмотренным стандартами. Закон содержит достаточно расплывчатое указание на то, что если Заказчиком не используются установленные техническими и иными стандартами показатели, то документация должна содержать обоснование установления именно таких требований.

Органы власти в своих разъяснениях также расходятся во мнениях относительно правомерности и неправомерности в данном вопросе. Основываясь на судебных решениях можно прийти к выводу, что существуют три возможных варианта.

1. Требования к характеристикам, не предусмотренные ГОСТом

Установлены требования к характеристикам, не предусмотренные ГОСТом. Речь идет о том случае, когда помимо требования о соответствии ГОСТ Заказчик устанавливает требования к характеристикам, этим стандартом не предусмотренным вообще. В данном случае, исходя из позиции суда, основную роль играет формулировка как раз о той самой потребности Заказчика и о самостоятельном решении в части установленных требований. Если такое требование не ограничивает количество возможных производителей товара до единственного возможного, а также не противоречит иным установленным требованиям, нарушения законодательства отсутствуют.

2. Требования находятся в более узком диапазоне, чем предусмотрено ГОСТом

Требования к характеристикам товара в более узком диапазоне, чем это предусмотрено стандартом. В том случае, если ГОСТом или иным стандартом установлен некий допустимый диапазон, а Заказчик по собственной инициативе сужает его до некоторых пределов, документация должна содержать обоснование такого сужения. Разумеется, в данном случае следует иметь в виду, что некоторые диапазоны являются неизменными. Так, к примеру, очевидно, что размер фракции не является диапазоном, который можно изменить, как устанавливая требования, так и заполняя заявку.

Теперь, что касается самого обоснования. Законом не установлено, каким образом оно должно быть предоставлено, что именно должно содержать и насколько полно объяснять потребность. Ситуация аналогична разъяснениям к аукционной документации. То есть, отсутствует обязанность какого-либо документального подтверждения или подробного описания необходимости сужения показателей. Опять же не нужно забывать об ограничении. Если таковое отсутствует (и этот факт Заказчик может доказать), а также любое пусть даже формальное обоснование сужения диапазонов имеется в документации – Заказчик действует в рамках закона.

3. Допустимый диапазон выходит за рамки ГОСТа

Последний возможный вариант – когда допустимый диапазон выходит за рамки установленных стандартами требований. Разумеется, в этом случае техническое задание содержит требование о соответствии товара конкретному стандарту.

Так вот, судя по решениям судов выходить за рамки установленных стандартами требований, расширять их по собственному желанию нельзя и такое требование является нарушением законодательства о контрактной системе.

Подведем итоги

Подводя итог, следует еще раз напомнить об отсутствии четкой единой позиции относительно установления рассмотренных требований различными территориальными управлениями антимонопольного органа. Для того, чтобы минимизировать риски, Заказчику следует, прежде всего, руководствоваться разумностью при установлении требований. Не прописывайте те требования, которые откровенно неважны при выполнении работ или эксплуатации товара.

В ином случае всегда будьте готовы объяснить, почему Заказчику необходим товар, обладающий именно такой характеристикой и предъявить документальное подтверждение о том, что товар как минимум двух производителей соответствует совокупности требований.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее.

Ссылка на основную публикацию