Заказчик установил требование представить в составе заявки сертификат товара

Подтверждение качества и требования к сертификации продукции в закупках по 44-ФЗ

В статье обсудим: что такое обязательная и добровольная сертификация продукции, а так же каким стандартам должна соответствовать продукция в государственных и муниципальных закупках.

Обязательная сертификация продукции в Российской Федерации

Сертификация продукции — это форма подтверждения соответствия продукции установленным требованиям безопасности в соответствии с техническим регламентом, стандартом ГОСТ Р или международным стандартом.

Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации осуществляется:

  • Федеральным Законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»,
  • Федеральным Законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон « О техническом регулировании » ),
  • нормативными актами правительства и ведомств, отвечающих за эту сферу.

Международные стандарты, региональные стандарты и своды правил, стандарты и своды правил иностранных государств, иные документы по стандартизации иностранных государств применяются в соответствии с международными договорами РФ.

Государственные стандарты (ГОСТ) были разработаны еще в период СССР и в дальнейшем были закреплены и изменены, как национальные государственные стандарты (ГОСТ Р). С момента принятия Закона «О техническом регулировании» начат переход на сертификаты соответствия и декларациям о соответствии. Система стандартов ГОСТ Р все больше и больше применяется для добровольной оценки качества продукции.

Оценка соответствия продукции для целей реализации на территории ЕАЭС осуществляется по Техническим Регламентам Таможенного Союза (ТР ТС).

Продукция, подлежащая обязательной сертификации в России, описана в номенклатуре продукции, см. перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982. В системе сертификации России обязательной сертификации подлежат обычно товары и услуги, которые влияют на безопасность людей. В таких случаях оформляется обязательный сертификат соответствия или декларация соответствия, которые выдаются на бланке установленного образца.

Сертификаты выдаются аккредитованными органами по сертификации на основании проведенных сертификационных испытаний продукции, анализа состояния производства и других необходимых процедур.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Обязательные декларации соответствия

Декларирование — это альтернативный способ подтверждения качества продукции и услуг. Декларация соответствия — официальный документ, подтверждающий качество продукции. Номенклатура продукции, соответствие которой должно быть подтверждено декларацией о соответствии также определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982.

Кроме обязательных сертификатов соответствия системой стандартизации предусмотрены обязательные декларации соответствия. Декларирование соответствия также является формой обязательного подтверждения соответствия продукции установленным требованиям безопасности и наряду с обязательной сертификацией имеет такую же юридическую силу, как сертификат соответствия.

Декларацию о соответствии принимает юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на территории РФ на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям нормативных документов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям нормативных документов.

Форма сертификата соответствия ГОСТ Р и декларации соответствия ГОСТ Р утверждены Постановлением Госстандарта от 17 марта 1998 г. № 12.

Если продукция не подлежит обязательной сертификации, то для подтверждения качества можно оформить добровольный сертификат ГОСТ Р.

Добровольная сертификация продукции в Российской Федерации

Добровольный сертификат соответствия в системе ГОСТ Р оформляется производителем или поставщиком продукции для того, чтобы подтвердить документально качество продукции. Такая продукция может быть конкурентными преимуществами при реализации.

Сертификат соответствия ГОСТ Р или ТР ТС оформляется специально аккредитованными органами по сертификации.

Существует несколько вариантов сертификации продукции. Выбор варианта обусловлен видом продукции, ее количеством и целей сертификации. В целом, сертификат может быть оформлен на контракт, партию или на серийное производство.

В настоящее время при проведении процедур добровольной сертификации в системе ГОСТ Р следует руководствоваться следующими документами (см. разъяснения по вопросу добровольной сертификации в системе ГОСТ Р министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.12.2016):

  • Постановление Госстандарта России от 5 августа 1997 г. № 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации»;
  • Постановление Госстандарта России от 21сентября 1994 г. № 15 «Об утверждении «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации»;
  • Постановление Госстандарта России от 17 марта 1998 г. № 12 «Об утверждении правил по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе»;
  • Постановление Госстандарта России от 4 ноября 2000 г. № 76 «О введении в действие Системы добровольной сертификации продукции Госстандарта России (пункт 10).

Требование соответствия продукции стандартам в государственных и муниципальных закупках

Закон № 44-ФЗ предусматривает, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки обязан принимать во внимание правило использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами.

При этом, если заказчиком не используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Описание объекта закупки может включать в себя, в том числе, требования подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Это означает, что заказчик вправе требовать от участников представить сертификаты, декларации, если по законодательству товар подлежит обязательной сертификации, декларированию (см. письмо Минэкономразвития России от 22.06.2016 № Д28и-1710). В таком случае участник обязан будет предоставить заказчику соответствующий сертификат соответствия или декларацию соответствия.

Требование заказчика соответствия объекта закупки документам добровольной сертификации (ГОСТ Р) должно быть обязательно обосновано в описании закупки, иначе это может быть воспринято, как ограничение конкуренции. Если такое требование есть, участник обязан будет предоставить соответствующий сертификат.

Применение диапазонных значений (отклонений) ГОСТ в документах закупки

В соответствии с законом № 44-ФЗ при описании объекта закупки заказчик устанавливает значения характеристик объекта. При этом показатели могут быть указаны в виде диапазона. В то же время, участник в заявке обязан привести конкретные показатели. Однако, формулировки закона читаются неоднозначно, когда показатели имеют диапазон отклонений, допускаемый ГОСТ или техническими условиями. Поэтому Минэкономразвития выпустило несколько разъясняющих писем.

Например, Письмо Минэкономразвития России от 01.08.2016 № Д28и-2011. В аукционной документации можно указать ГОСТ, не раскрывая его содержание, поскольку такие действия не противоречат закону № 44-ФЗ. Однако если заказчик ссылается на технические условия, то в документации нужно привести их подробное описание. Это обосновано тем, что условия, в отличие от ГОСТа, утверждает изготовитель товара или исполнитель услуг, работ.

Или Письмо Минэкономразвития России от 17.08.2016 № Д28и-2118. В случае, когда заказчик не использует показатели, предусмотренные законодательством о техническом регулировании и стандартизации, он должен обосновать в документации применение других значений. Подготовить обоснование следует и заказчику, который сузил значения показателей из ГОСТ.

Если заказчик в документации сослался на ГОСТ и не привел более никаких показателей, участнику аукциона достаточно привести в первой части заявки только согласие на поставку товара. Если заказчик не ограничился ссылкой на ГОСТ и указал в документации об электронном аукционе параметры товара, соответствующие ему, участник должен указать в заявке характеристики товара. Ссылку на ГОСТ участник в первой части заявки приводить не должен, поскольку ГОСТ не является конкретным показателем товара и не позволяет понять его характеристики (Письмо Минэкономразвития России от 30.09.2016 № Д28и-2640).

Правомерно ли требование заказчика о наличии в заявке сертификатов на продукцию?

Ольга Беляева

Является ли требование предоставления данных документов в составе второй части заявки законным? Может быть, достаточно их предоставить при поставке, а в заявке подтвердить соответствие мебели ГОСТам?

Ответ: Статьей 2 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе на положениях ГК РФ. Кроме того, государственные и муниципальные контракты представляются собой гражданско-правовые договоры (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ). С учетом этого ответ на Ваш вопрос должен быть основан не только на нормах специального законодательства, но и на общих требованиях ГК РФ, установленных для договора купли-продажи (§ 1 гл. 30 ГК РФ).

Пунктом 2 ст. 456 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Передача товара без необходимых документов является ненадлежащим исполнением продавцом обязанности по договору (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.04.2011 г. по делу № А45-14652/2010, постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.06.2012 по делу № А56-29603/2011).

Таким образом, документы на товар подлежат передаче покупателю именно в тот момент, когда ему передается сам товар (постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.10.2015 г. по делу № А40-6612/15). При этом следует подчеркнуть два важных следствия из приведенной нормы: − документы на товар передаются одним контрагентом (продавцом) другому контрагенту (покупателю); − иной момент передачи документов может быть установлен самим договором. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (ч. 4 ст. 24 Закона № 44-ФЗ). Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона № 44-ФЗ).

Аукцион представляет со- бой одну из форм торгов, а торги, в свою очередь, являются способом заключения договора (п. 1, 4 ст. 447 ГК РФ).

Следовательно, на момент объявления аукциона заказчик не состоит в договорных отношениях с участниками закупки, нет таких отношений у него и с участниками аукциона. Договор купли-продажи (государственный или муниципальный контракт) в период приема заявок, а также в период проведения аукциона еще ни с кем не заключен.

Таким образом, правовых оснований требовать представления копии сертификатов в составе заявки на участие в электронном аукционе нет.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификат соответствия – это документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме: 1) декларирования соответствия; 2) обязательной сертификации (ст. 20 Закона о техническом регулировании). В отношении мебели обязательное подтверждение соответствия в настоящее время не предусмотрено законодательством РФ. Следовательно, требование предоставить сертификат соответствия на товар, не подлежащий обязательной сертификации, неправомерно. Такая позиция сформирована в настоящее время и в судебной практике (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.09.2013 г. по делу № А45-25990/2012, постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.03.2015 г. № Ф05-2641/2015 по делу № А40-42196/14). Кроме того, нужно отметить, что международные обязательства Российской Федерации на сегодняшний день не позволяют установить обязательное подтверждение соответствия мебели ввиду следующего. Согласно п. 7 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (протокол № 9 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г.) со дня вступления в силу технического регламента Союза продукция, в отношении которой государствами-членами установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений продукции при проведении обязательного подтверждения соответствия и которая включена в единый перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с выдачей сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме, допускается к обращению на территории Союза, если она прошла установленные процедуры подтверждения соответствия на территории государства- члена с соблюдением следующих условий:
– проведение сертификации органом по оценке соответствия, включенным в единый реестр органов по оценке соответствия Союза;
– проведение испытаний в испытательных лабораториях (центрах), включенных в единый реестр органов по оценке соответствия Союза;
– оформление сертификатов соответствия и деклараций о соответствии по единой форме.

Читайте также:  План-график в сфере закупок по контрактной системе

В настоящее время действует единый перечень, утв. решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 г. № 620, и мебель исключена из него по решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.05.2014 г. № 69.

Что касается добровольной сертификации, то установление подобных требований для участников аукциона – это очевидное нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ. Данная норма устанавливает запрет на установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в аукционе.

Требование заказчиками сертификатов систем менеджмента качества в корпоративных закупках (Исютин-Федотков Д.В.)

Дата размещения статьи: 16.03.2017

В ряде закупок заказчики требуют от участников представить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию систем менеджмента качества (далее – СМК) поставщика (подрядчика, исполнителя). Практика свидетельствует, что такие действия заказчиков в целом правомерны. Тем не менее при наличии определенных обстоятельств данное требование к участникам закупки не всегда положительно оценивается антимонопольным органом. Анализ решений, вынесенных по результатам обжалования действий заказчиков, устанавливавших в документации о закупке рассматриваемые требования, свидетельствует о том, что требования заказчиков могут быть квалифицированы как:

– правомерные, если это не запрещено положением о закупке заказчика;

– неправомерные, если такое требование является одновременно обязательным и квалификационным;

– неправомерные, если в документации о закупке не указана сфера действия сертификата.

При установлении в документации о закупке требования приложить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК участника, заказчик должен учитывать ряд обстоятельств:

– Закон N 223-ФЗ не содержит запретов на установление заказчиком требований к участникам о необходимости в составе заявки представлять копии документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК. Заказчик самостоятельно в положении о закупке устанавливает критерии и порядок оценки и сопоставления заявок для проведения процедур закупок товаров, работ, услуг и осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые указаны в документации и предусмотрены положением о закупке ;

– в соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции;

– качества, свойства, сфера применения и иные существенные характеристики закупаемых товаров, работ, услуг должны однозначно позволять заказчику аргументировать необходимость установления требования о наличии СМК у участников;

– заказчик в документации о закупке должен четко и понятно для всех устанавливать требование о наличии СМК у участников, т.е. с указанием области сертификации, а также дальнейшего порядка оценки сертификата закупочной комиссией.

См. также письмо Минэкономразвития России от 07.10.2015 N ОГ-Д28-13054 // Режим доступа: http://zakupki-inform.ru/44-fz/pisma-i-raz-yasneniya-po-44-fz/pismo-minekonomrazvitiya-rossii-ot-07-10-2015-og-d28-13054.html.

Рассмотрим на конкретных примерах позиции антимонопольного органа.

Позиция 1. Установление заказчиком в документации о закупке требования приложить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК участника, правомерно.

Решение Архангельского УФАС России от 03.12.2012 по делу N 46т-12.

Требование о представлении сертификата по стандарту ISO 9001:2008 было установлено заказчиком в виду выполнения ремонтных работ в общежитиях. Сертификат по стандарту ISO 9001:2008 подтверждает, что деятельность участника закупки по предоставлению услуг соответствует требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008). В этом стандарте установлены требования к построению, организации и функционированию системы менеджмента качества в организации, что позволяет обеспечить стабильное качество предоставляемых услуг (выполнение ремонтных работ).

Общежития являются особо значимыми социальными объектами. К данным объектам предъявляются повышенные требования со стороны контролирующих и иных органов, в результате чего для участников закупки было установлено требование о наличии сертификата по стандарту ISO 9001:2008, который будет гарантировать выполнение работ с качеством, соответствующим международным стандартам.

Требование о представлении участниками закупки указанного сертификата не является действием, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции в нарушение ст. 17 Закона N 135-ФЗ, а направлено на привлечение квалифицированных участников закупки. Указанное требование предъявляется в равной степени ко всем участникам закупки без исключений и преференций, что, по мнению Архангельского УФАС России, соответствует п. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.

Требование аукционной документации о наличии сертификата по стандарту ISO 9001:2008 установлено в соответствии с Положением о закупках. Указанное требование нельзя назвать неизмеряемым, оно предъявляется в равной степени ко всем участникам закупки и, как следствие, не противоречит принципам и положениям Закона N 223-ФЗ.

В указанном выше примере заказчик обосновал комиссии антимонопольного органа необходимость наличия СМК у участника через важность предмета закупки. С нашей точки зрения, закупая товары, работы, услуги, к которым предъявляются повышенные и обоснованные требования по качеству, безопасности, заказчики вправе устанавливать требование о наличии СМК у участников.

Решение Краснодарского УФАС России от 30.12.2015 по делу N 353-Т/2015.

Требование в части предъявления к участнику закупки наличия копии сертификатов ISO 9001:2008 и ISO 14001:2004 (от производителя либо представителя производителя), выданных на собственную фабрику/завод-производитель резиновых элементов (а не на офис, осуществляющий продажи), гарантирует заказчику закупки качество предмета закупки, а также возможность контроля изготовления предмета закупки непосредственно на заводе. Наличие действующих договорных отношений с официальным представителем, дилером товаров, работ, услуг по предмету закупки, в том числе полной цепочки: участник закупки – субподрядчик (соисполнитель) – производитель (исполнитель) – является гарантией качества товара и его безопасности при эксплуатации.

Вышеуказанное относится также и к требованию о наличии копии сертификата ISO 9001:2008 (от производителя либо представителя производителя), выданного на собственное проектное бюро/компанию по разработке и проектированию систем отбойных устройств (а не на офис, осуществляющий продажи), как необходимому условию качества товара. Обратное исключало бы возможность подтвердить квалификацию лиц, проектировавших отбойные устройства.

Касательно требования о предоставлении подтверждения (сертификат) “GermanlscherLloyd” согласно нормам PIANC (ПМАКС) к отбойным устройствам установлено, что PIANC – (Permanent International Associationon Navigation Congress) – Постоянная международная ассоциация конгрессов по судоходству (ПМАКС) – неполитическая, некоммерческая техническая организация. Цели Ассоциации – содействие развитию морского и речного судоходства, поощрение прогресса в конструировании, проектировании, строительстве, модернизации, содержания и эксплуатации речных и морских путей, подходов к портам, каналов, речных и морских портов, прибрежных районах. Сертификат PIANC является требованием заказчика по причине схватывания большего количества специальных тестов и анализа характеристик с учетом применения практики использования отбойных устройств. Наличие у завода сертификата PIANC подтверждает, что отбойное устройство будет проанализировано и испытано необходимое количество раз и опробовано в требуемом объеме, определенном организацией, которая специально создана для данных работ.

В указанном примере наличие сертификатов СМК напрямую связано с качеством товара, равно как и в другом деле, когда для заказчика были важны требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы .

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 14.08.2015 по делу N Т02-412/15.

Заказчики должны понимать, что установление в документации о закупке требования приложить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК, будет правомерным, если предмет закупки требует наличия такой СМК у потенциальных участников и заказчик может пояснить необходимость такого требования. Если заказчик не может аргументировать наличие рассматриваемого требования в документации о закупке, то антимонопольный орган обоснованно признает установленное заказчиком требование как ограничивающее возможность участия в закупке.

Решение Московского областного УФАС России от 09.12.2015 по делу N 07-32-8298эп/15.

Осуществление закупки путем проведения запроса предложений на поставку наборов столовых приборов для обеспечения рейсов “А”.

Заявитель в жалобе указывает, что установленное заказчиком требование о том, что система менеджмента качества поставщика должна соответствовать требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) нарушает его права.

Комиссия установила, что в пункте 2.2 технического задания документации запроса предложений заказчик установил требование к участникам закупки, что система менеджмента качества поставщика должна соответствовать требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) с предоставлением соответствующих документов.

Вместе с тем ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008) является добровольным и необязательным для применения на территории Российской Федерации.

Иного обоснования включения данного требования к участникам закупки заказчиком не представлено.

Следовательно, установленное требование ограничивает возможность участия в закупки лиц, не применяющих систему менеджмента качества соответствующую требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008).

Позиция 2. Установление в документации о закупке требования приложить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК правомерно, если предъявление такого требования не запрещено положением о закупке.

Позиция антимонопольного органа очевидна. Некоторые заказчики в своих положениях о закупке запретили устанавливать в качестве отборочного критерия наличие сертификата добровольных систем сертификации. Соответственно, появление рассматриваемого требования в документации о закупке ФАС России расценит как нарушение.

Решение Архангельского УФАС России от 25.07.2014 по делу N 35т-14.

Заказчик включил в документацию о закупке требование о представлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям международных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий.

Читайте также:  Внесение изменений в запрос котировок по 44 ФЗ

В соответствии с Положением о закупке организатор (заказчик) не вправе устанавливать в качестве отборочного критерия наличие сертификата добровольных систем сертификации.

Таким образом, комиссия Архангельского УФАС России принимает довод заявителя жалобы о необоснованности внесения заказчиком в условия документации требований о представлении сертификатов соответствия требованиям международных стандартов.

Позиция 3. Установление в документации о закупке требования приложить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК, неправомерно, если такое требование является одновременно обязательным и квалификационным.

Позиция антимонопольного органа понятна. Если заказчик одновременно указанное требование устанавливает как обязательное (“входное”) для допуска к процедуре закупке, а потом оценивает дополнительно как квалификационный критерий, то это обоснованно расценивается как ограничение круга участников закупки.

Решение ФАС России от 11.02.2016 по делу N 223ФЗ-53/16.

В документации о закупке заказчиком установлено, что участник закупки должен обладать системой менеджмента качества деятельности по предмету конкурса. В подтверждение наличия системы менеджмента качества деятельности по предмету конкурса участник в составе заявки представляет:

– действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями (при их наличии), а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным) или иным стандартам (при наличии) либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.

На заседании комиссией ФАС России установлено, что данное требование является подтверждением опыта и установление данного опыта в качестве допуска к участию в закупочной процедуре является ограничением круга участников закупки. Изучив материалы дела, комиссия ФАС России пришла к выводу, что установление вышеуказанных требований в качестве обязательных требований к участникам конкурса и отказ в допуске участникам конкурса в случае несоответствия им ограничивает круг участников закупки, противоречит Положению о закупке и нарушает ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с документацией о закупке наличие у участника системы менеджмента качества деятельности по предмету открытого конкурса сертифицированной на соответствие требованиям стандарта ISO, иным стандартам является также критерием оценки, за который участнику присваивается максимальное количество баллов (10% от количества присвоенных баллов по критериям N N 1, 2).

Установленный заказчиком порядок оценки заявок по критерию наличия системы менеджмента качества не позволяет объективно присвоить заявке максимальное количество баллов.

Позиция 4. Установление в документации о закупке требования приложить в составе заявки копию документа, подтверждающего добровольную сертификацию СМК, неправомерно, если отсутствует четкое указание сферы действия сертификата.

При установлении каких-либо требований к участникам закупки и документам, предъявляемым в составе заявок, заказчики должны описывать их четко и понятно. В указанном ниже примере заказчик не определил сферу действия сертификата, т.е. не определил, на какие именно работы (услуги) сертификат соответствия СМК необходимо представить участнику закупки в составе заявки на участие в закупке.

Решения ФАС России от 10.02.2016 N 223ФЗ-36/16, от 05.02.2016 N 223ФЗ-38/16.

В документации о закупке установлено, что участник должен иметь систему менеджмента качества поставки и/или производства контрольно-измерительного оборудования. В подтверждение наличия системы менеджмента поставки и/или производства контрольно-измерительного оборудования участник в составе заявки должен представить:

– действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO (с приложениями (при их наличии), а также с приложением документов, подтверждающих прохождение ежегодного инспекционного контроля, если прохождение такого контроля является обязательным) либо распоряжение, приказ, иной организационно-распорядительный акт, подтверждающий введение на предприятии собственной системы менеджмента качества, с приложением положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.

Вместе с тем положения документации не определяют, на какие именно работы (услуги) участником закупки должен быть представлен в составе заявки сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO.

Таким образом, требование к участникам о наличии СМК с подтверждением в составе заявки соответствующим сертификатом может повлечь за собой определенные риски для заказчиков, если:

– в положении о закупке заказчика установлен исчерпывающий перечень требований к участникам и требования о наличии СМК нет в таком перечне;

– в положении о закупке заказчика установлен прямой запрет на требование сертификатов СМК от участников;

– предмет договора не предполагает наличия СМК у участника закупки, а у заказчика нет обоснования необходимости требовать сертификаты СМК как на этапе закупки, так и на этапах обжалования действий заказчика;

– в документации о закупке смешиваются обязательные требования (например, к опыту) через сертификацию СМК и требования по критериям, оцениваемые также через наличие СМК;

– в документации о закупке не определена область сертификации СМК, т.е. заказчик устанавливает требование о наличии сертификата СМК, но не указывает, какой именно необходим сертификат и в какой сфере.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Письмо Минэкономразвития № Д22-1110 от 2010-07-15

Орган выпустивший документ

Министерство Финансов РФ, Федеральная Налоговая Служба, Министерство экономического развития, Министерство здравоохранения и социального развития

Тип документа

Письмо, Приказ

Уточните год

2011, 2010, 2009

Уточните месяц

Декабрь, Ноябрь, Октябрь, Сентябрь, Август, Июль, Июнь, Май, Апрель, Март, Февраль

Не нашли ответ? БЕСПЛАТНАЯ консультация!15.07.2010
№ Д22-1110

О неправомерности требования заказчика о представлении в составе заявки копий сертификатов соответствия на поставляемый товар, а также отказа в допуске к участию в торгах участникам размещения заказа по причине отсутствия в составе заявки сертификатов; о внеплановой проверке при нарушении законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов.

Вопрос: О неправомерности требования заказчика о представлении в составе заявки копий сертификатов соответствия на поставляемый товар, а также отказа в допуске к участию в торгах участникам размещения заказа по причине отсутствия в составе заявки сертификатов; о внеплановой проверке при нарушении законодательства РФ и (или) иных нормативных правовых актов РФ о размещении заказов.

Ответ: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 15 июля 2010 г. N Д22-1110

Департамент развития конкуренции рассмотрел обращение по вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон), и сообщает свое мнение. 1 и 2 вопросы. В ч. 3 ст. 25, ч. 2 ст. 35 Закона закреплены исчерпывающие перечни документов и сведений, которые должна содержать заявка на участие в конкурсе, аукционе. Требования, предъявляемые к котировочной заявке, содержатся в ст. 44 Закона. Согласно положениям Закона заявка на участие в конкурсе (аукционе) должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта, а также в случаях, предусмотренных конкурсной документацией (документацией об аукционе), копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать представления указанных документов, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром. Требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных пп. “а” – “в” п. 1, п. п. 2 и 3 ч. 3 ст. 25 Закона, ч. 2 ст. 35 Закона документов и сведений, не допускается. В соответствии со ст. 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Из этого следует, что сертификаты соответствия на поставляемый товар должны представляться одновременно с передачей товара, при условии, что это требование предусмотрено условиями исполнения государственного контракта и законодательством Российской Федерации. Таким образом, требование заказчика о представлении в составе заявки копий сертификатов соответствия на поставляемый товар, а также отказ в допуске к участию в торгах участникам размещения заказа по причине отсутствия в составе заявки указанных сертификатов являются неправомерными. Вопросы 3, 4. В соответствии со ст. 8 Закона участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Таким образом, юридическое лицо, претендующее на заключение контракта, но еще не подавшее заявку на участие в торгах, обладает статусом участника размещения заказа и в соответствии со ст. 57 Закона имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном гл. 8 Закона, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа. Статьей 17 Закона предусмотрено, что в случае поступления информации о нарушении законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов осуществляется внеплановая проверка уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов органом местного самоуправления муниципального района, городского округа.

Заместитель директора Департамента развития конкуренции А.Т.КАТАМАДЗЕ 15.07.2010

Сертификат соответствия на продукцию в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ

По нормам действующего законодательства товар, поставляемый в рамках заключенного государственного контракта, должен иметь надлежащее качество. Существует два вида документов, подтверждающих безопасность продукции и ее соответствие техническим регламентам: декларация о соответствии и сертификат соответствия. Для некоторых изделий получение таких бумаг является обязательным. Поэтому поставщикам важно понимать, попадает ли их продукция под требования обязательной сертификации и как получить сертификат.

Сертификатом называют документ, подтверждающий соответствие товара требованиям качества и безопасности. Он выдается специализированными сертификационными центами. Оформляется на стандартизированном бланке.

Специалисты проводят экспертизу продукции в условиях лаборатории, а также изучают техническую документацию. По результатам исследований и выдается сертификат.

Порядок проведения сертификации продукции регламентируется нормами 162-ФЗ от 29.06.2015 и 184-ФЗ от 27.12.2002г. Отдельные аспекты регулируются постановлениями Правительства России и ведомств, компетентных в этой сфере.

На что выдается сертификат

Существует несколько схем получения сертификатов соответствия:

  1. На серийную продукцию. Инициировать оформление документа в этом случае должен производитель.
  2. На конкретный контракт. В такой ситуации сертификацию проходят только изделия, предназначенные для исполнения договорных обязательств. Подать заявление на оформление сертификата может как производитель, так и продавец. Главное, чтобы компания являлась резидентом РФ.
  3. На партию. Проверке подлежит только конкретная партия выпускаемой продукции. Эту схему целесообразно применять в случае, когда дальнейшее изготовление изделий не планируется.

Данные обо всех оформленных сертификатах заносятся в единый реестр. Он размещен в открытом доступе на сайте Федеральной службы аккредитации. Приведена информация о товаре, сроке действия документа, проведенных испытаниях. Сведения могут появляться в перечне с задержкой до 10 суток.

Преимущества сертификации

Получение сертификата на продукцию обеспечивает производителю преимущества перед конкурентами. Они заключаются в следующем:

  1. Организация получает подтверждение полной безопасности своей продукции. Это означает, что она сможет реализовываться ее детским учреждениям и больницам.
  2. Повышается конкурентоспособность товара. Клиенты охотнее приобретают изделия, имеющие сертификаты соответствия, так как уверены в их качестве.
  3. Компания сможет поставлять свою продукцию за границу.
  4. Производитель получает возможность принимать участие в тендерах и поставлять продукцию в рамках государственных контрактов, что значительно расширит рынок сбыта.

Сертификация продукции также положительно сказывается на деловой репутации организации.

Виды сертификации

  • Обязательная. Она применяется к изделиям, перечень которых определен Правительством России. Такая сертификация проводится на основании лабораторных испытаний образцов товара. Если проверка не пройдена, то торговать продукцией запрещено.
  • Добровольная. Проводится по инициативе производителя. Если компания хочет доказать покупателям качество и безопасность своей продукции, она может получить на не сертификат соответствия. Это поможет также избежать возможных сложностей при участии в тендерах.

Государственный заказчик вправе требовать от поставщика предоставления сертификатов соответствия только на товар, подлежащий обязательной сертификации. Эта норма подтверждена письмом Минэкономразвития № Д28и-1710 от 22 июня 2016 года. Запрашивать документы, подтверждающие добровольную сертификацию заказчик вправе, только если это обосновано в описании закупаемого объекта. В противном случае такие действия могут быть расценены, как попытка ограничения конкуренции.

Порядок получения

  1. Сбор пакета документов. В него входят копии уставных документов заявителя, свидетельств о присвоении ИНН и ОГРН, техническая документация на продукцию. Оформляется заявление.
  2. Документы вместе с образцами товара передаются в центр сертификации.
  3. Специалисты проводят лабораторные испытания и выносят свое заключение.
  4. В случае положительного решения на бланке оформляется сертификат. Если выявляется несоответствие изделия требованиям, то в сертификации отказывают.
  5. Готовая бумага выдается заявителю.

Полученный таким способом документ действует от 1 до 5 лет, в зависимости от схемы его получения. Долгосрочные сертификаты целесообразно получать на продукцию, выпускаемую серийно.

Какую информацию содержит сертификат

  1. Наименование выдавшего документ органа.
  2. Данные о заявителе.
  3. Сведения о продукции с указанием названия, чтобы имелась возможность отличить ее от аналогов.
  4. Данные о техническом регламенте, согласно которому выпускается товар.
  5. Перечень документов, послуживших основанием для выдачи сертификата.
  6. Использованная схема сертификации.
  7. Сведения о результатах проведенных испытаний.
  8. Срок действия.

Документ заверяется подписью руководителя сертификационного центра и визируется печатью. После его оформления данные заносятся в единый реестр.

Как проверить сертификат соответствия

В последнее время все чаще на рынок стали поступать товары, сопровождающиеся поддельными сертификатами соответствия, в связи с чем для заказчиков актуален вопрос проверки их подлинности.

Поле того как сертификационный центр выдает заключение о соответствии предоставленного товара требованиям качества и безопасности, он обязан передать сведения об этом в Федеральную службу по аккредитации. Та в свою очередь заносит информацию о выданном сертификате в единую базу данных. Она представлена в открытом доступе на официальном сайте ведомства. Чтобы изучить ее нужно следовать следующему алгоритму:

  1. Перейти на сайт fsa.gov.ru.
  2. С главной страницы перейти во вкладку «Реестры».
  3. В открывшемся перечне выбрать пункт №2 Сертификаты соответствия.
  4. В окошко, расположенное под надписью «Номер сертификата», ввести номер документа, имеющегося на руках. Искать можно и по другим параметрам: заявитель, изготовитель, дата выдачи и так далее.
  5. После того, как нужный сертификат найден, изучают графу «Статус». Если в ней проставлен зеленый кружок – документ действителен, оранжевый – действие приостановлено, красный – аннулирован.

Если с момента выдачи сертификата прошло меньше 10 суток, то сведения о нем могут отсутствовать в реестре. Это связано с задержками передачи информации от сертификационного центра в Росаккредитацию. В этом случае достаточно проверить информацию позднее.

В ситуации, когда поисковый запрос введен верно, а сведений о выданном сертификате в реестре не нашлось, нужно обратиться в службу поддержи. Ее контактные данные указаны на сайте. Если отсутствие данные подтвердится, нужно составить жалобу в контролирующие органы.

Правомерно ли требование заказчиком

В пункте 3 части 5 статьи 66 44-ФЗ указано, что в составе второй части заявки участник обязан предоставить копии документов, удостоверяющих соответствие товара требованиям законодательства. Им как раз и может стать сертификат соответствия. Однако в этом же пункте сказано, что неправомерно требовать предъявления указанных документов, если они передаются вместе с товаром.

Из этого следует вывод, что для закупок, проводимых в рамках 44-ФЗ требование о наличии в заявке копий сертификатов незаконно. При этом в случае победы в тендере поставщик обязан предоставить вместе с товаром всю сопроводительную документацию.

Согласно части 2 статьи 2 223-ФЗ в документации о закупке могут содержаться требования к товару, порядок заключения и исполнение контрактов, а также иные положение. К разряду иных можно отнести и требования о предоставлении сертификатов соответствия на товар. При этом предъявлять к потенциальным поставщикам требования, не прописанные в положении о закупке, нельзя.

Из этого можно сделать вывод, что при проведении процедур в рамках 223-ФЗ заказчик может потребовать от участников предоставления в заявке сертификатов. Но такое требование должно быть обосновано и указано в закупочной документации.

Заказчик установил требование представить в составе заявки сертификат товара

Вопрос: О неправомерности требования заказчика представить в составе заявки сертификаты соответствия на поставляемый товар и отказа в допуске к участию в торгах по причине отсутствия в заявке данных сертификатов; об отсутствии у организации, не представившей в составе заявки на участие в торгах, предмет которых подлежит лицензированию, копию лицензии, права быть поставщиком товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 марта 2009 г. N Д05-1188

Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел обращение о разъяснении положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон) и сообщает свое мнение.

1. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 25 Закона заявка на участие в конкурсе должна содержать предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг и иные предложения об условиях исполнения государственного или муниципального контракта, а также в случаях, предусмотренных конкурсной документацией, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным согласно законодательству Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставления указанных документов в случае, если согласно законодательству Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.

Аналогичные требования при оформлении заявки на участие в аукционе установлены в п. 2 ч. 3 ст. 25 Закона, заявка на участие в аукционе должна содержать сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, о качестве работ, услуг. В случаях, предусмотренных документацией об аукционе, также копии документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным согласно законодательству Российской Федерации, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким товару, работам, услугам. При этом не допускается требовать предоставления указанных документов в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такие документы передаются вместе с товаром.

Согласно ст. 456 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Следовательно, сертификаты соответствия на поставляемый товар должны предоставляться одновременно с передачей товара при условии, что это требование предусмотрено условиями исполнения государственного контракта и законодательством Российской Федерации.

Таким образом, требование заказчика о предоставлении в составе заявки копии сертификатов соответствия на поставляемый товар, а также отказ в допуске к участию в торгах участникам размещения заказа по причине отсутствия в составе заявки указанных сертификатов является неправомерным.

2. Согласно пп . “б” п. 3 ч. 3 ст. 25 Закона заявка на участие в конкурсе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона, а именно соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.

В случае если в соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” товары, работы, услуги, являющиеся предметом торгов, подлежат лицензированию, то заказчик вправе установить требование о предоставлении в составе заявки копии лицензии на производство и реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, выданной участнику размещения заказа.

Если участник размещения заказа в составе заявки на участие в торгах, предмет которого подлежит лицензированию, не предоставил копию лицензии или предоставил копию лицензии, в которой нет разрешения на производство и реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов, а также если входящая в состав заявки копия лицензии выдана организации, не являющейся участником размещения заказа, такая заявка подлежит отклонению. Таким образом, такая организация не может быть поставщиком товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

регулирования в экономике

Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение – найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим “обидчикам” с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Читайте также:  Приказ о проведении запроса котировок при закупке по 44 ФЗ
Ссылка на основную публикацию