Заказчик включил в план обобщенную информацию о нескольких процедурах закупок

Гайд для заказчиков

Из нашего гайда вы узнаете, что нужно сделать, чтобы провести закупку по 44-ФЗ: от планирования до заключения контракта.

1. Зарегистрироваться в ЕИС и на электронных торговых площадках

Для этого нужна электронная подпись, которую заказчики получают бесплатно в федеральном казначействе. Казначейство разместит заявку на регистрацию в Единой информационной системе. Владельцу подписи с правами администратора останется зайти в ЕИС и в личном кабинете настроить права доступа остальным сотрудникам. После этого можно публиковать закупки. Оператор ЕИС зарегистрирует заказчика и на 8 федеральных ЭТП госзакупок.

2. Назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу

44-ФЗ разрешает ограничиться одним контрактным управляющим, если объем закупок в год не выше 100 млн. руб. Во всех других случаях нужна контрактная служба минимум из двух сотрудников. Это может быть специальный «закупочный» отдел. Или обязанности контрактной службы можно распределить между сотрудниками разных подразделений.

Например, бухгалтер составляет планы-графики. Главный инженер готовит техзадание, отвечает на запросы разъяснений и принимает качество товара. Секретарь собирает заявки с отделов, готовит и размещает документы в ЕИС. Руководитель контролирует работу, отвечает на претензии ФАС и подписывает контракты.

Все работники контрактной службы должны иметь профильное высшее или дополнительное образование по 44-ФЗ. Если в службе есть «недотягивающие» до требований сотрудники, то они должны пройти повышение квалификации (108 часов для сотрудников, 40 — для руководителей). Это можно сделать очно или дистанционно в организации, у которой есть лицензия на образовательную деятельность.

3. Разработать и разместить в ЕИС планы и планы-графики закупок

Госзаказчики имеют право проводить только запланированные закупки. В течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета на год необходимо опубликовать в ЕИС обобщенный план закупок и подробный план-график. С 2020 года документов по планированию станет меньше: план закупок отменят. В план-график включают (ч. 3 ст. 21 44-ФЗ):

  • Идентификационный код закупки,
  • Название закупки с указанием всех характеристик,
  • Количество товара/ объем работ,
  • Обоснование закупки, НМЦ и способа закупки,
  • Дополнительные требования к участникам закупки,
  • Размер обеспечения заявки и контракта,
  • Сроки закупки и работ по контракту: дату объявления, этапы, сроки исполнения.

Также заказчик обязан:

  • Включать в план-график срок окончания контракта: сюда входит экспертиза, приемка и оформление документов;
  • Указывать дату и причину любых изменений в плане-графике;
  • Указывать точные сроки полной оплаты.

За ошибки в планировании депутаты ввели штрафы вплоть до дисквалификации должностных лиц. После изменения плана-графики необходимо выдержать паузу в 1 день, прежде чем приступать к любому этапу закупки (объявление, изменение документации, подписание контракта).

Воспользуйтесь бесплатным сервисом Контур.Снаб, чтобы подобрать позиции в справочнике ОКПД-2 и КТРУ, рассчитать и составить план сроков каждого этапа закупки.

4. Учесть нормирование и запреты в сфере госзакупок

Заказчики должны не только планировать закупки, но нормировать и обосновывать их (ч.1, ст.19, 44-ФЗ).

Расходы на конкретного сотрудника нормированы. Например, врачу полагается 2 хлопчатобумажных халата в год, а руководителю — не больше 2 кресел в год. Чтобы определить нормативы цены, устанавливается среднерыночная стоимость единицы продукции.

Эти требования закреплены в федеральных, региональных и муниципальных нормативных актах. Работники контрактной службы должны их знать.

Нужно следить за качеством закупаемых товаров. Специалисту надо разбираться в свойствах товара, потому что от этого зависит его пригодность и долговечность.

В некоторых закупках заказчик должен устанавливать преференции поставщикам. Например, на часть товаров распространяется национальный режим. Это значит, что заказчик должен предоставить преимущества российским поставщикам.

И, наконец, на закупку некоторых товаров установлены запреты. Например, нельзя закупать иностранное программное обеспечение, если есть его российский аналог.

5. Подготовить и разместить в ЕИС закупочную документацию

Корректно описать закупку

При описании закупки можно использовать только термины, которые предусмотрены в технических регламентах и документах из национальной системы стандартизации. Если это невозможно, придется обосновать, почему при закупке нужно применять нестандартные требования и терминологию. Смысл стандартизации в том, чтобы минимизировать риск описать закупки «под своих» поставщиков.

В закупке нужно указать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. При этом техническое задание должно быть нейтральным, не ограничивать конкуренцию. Нельзя устанавливать конкретные параметры товара, только диапазон «не менее» и «не более», или чрезмерные требования к товарам. Исключение из правил: если у товара нет аналога или это запчасти к уже имеющемуся оборудованию.

Соблюсти сроки размещения

При запросе котировок заказчик размещает закупку и проект контракта не меньше чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок. Этот срок можно сократить до 4 дней, если сумма меньше 250 000 рублей или закупаются продукты питания, ГСМ, жизненно необходимые лекарства.

При электронном аукционе сроки подачи заявок зависят от цены закупки. Если начальная цена контракта больше 300 млн рублей, у вас есть не меньше 15 календарных дней. Если начальная цена контракта не превышает 300 млн рублей (2 млрд в закупках на стройку), то срок подачи заявок составляет не меньше 7 календарных дней.

Заявку на конкурс нужно разместить за 20 дней до окончания срока приема заявок, если он проводится на бумаге, и за 15 дней, если в электронной форме.

Можно изменить извещение. Сроки в разных процедурах разные:

  • Для аукциона — не позже чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок;
  • Для конкурса — не позже чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок;
  • Для запроса котировок — не позже чем за 2 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок.

Заказчик обязан отвечать на запросы на разъяснения от поставщиков и размещать их в ЕИС для доступа всем участникам закупки в течение двух дней. При проведении запроса котировок заказчик не обязан отвечать на запрос разъяснений.

Еще заказчик вправе отменить любую закупку, кроме запроса предложений:

  • если это конкурс или аукцион, не позже чем за пять дней до окончания срока подачи заявок,
  • если запрос котировок, не позже чем за два дня до окончания срока подачи заявок.

Сроки в бумажных и электронных процедурах отличаются, будьте внимательны.

6. Провести закупку

Есть 10 видов закупок. Некоторые из них имеют лимиты, которые нужно распределять на весь год.

Например, мелкую закупку у единственного поставщика можно провести на сумму не выше 300 000 рублей. Годовой объем таких закупок — не больше 5% от всех закупок в год и не больше 50 миллионов (все ситуации, когда можно закупиться у единственного поставщика, описаны в ч. 1 93 ст, 44-ФЗ). Организации с бюджетом меньше 40 миллионов рублей могут закупать у единственного поставщика на сумму до 2 миллионов.

Конкурентные способы закупок делятся на 4 основные группы: запросы котировок и предложений, конкурсы и аукционы.

  • Запрос котировок можно провести, если НМЦ не превышает 500 тыс. руб. Годовой объем таких закупок не должен превышать 100 млн. рублей в год и 10% совокупного годового объема закупок.
  • Запрос предложений можно провести в строго определенных 44-ФЗ случаях (ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
  • Самый сложный метод определения поставщика — конкурс (они бывают открытые, закрытые, с ограниченным участием и двухэтапные). Зато можно выбрать поставщика по нескольким критериям: не только по низкой цене, а по качеству товара, квалификации и опыту участников.
  • Большой объем товаров входят в аукционный перечень. То есть закупать их можно только на электронных торговых площадках. Это, например, канцелярские товары, продукты, бумага, нефть, металлы, строительные работы и ремонт.

Если неправильно выбрать способ закупки, заказчику грозит штраф 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ). С 1 января 2019 года все закупки за редким исключением нужно проводить в электронном виде.

7. Подписать контракт

Если требуется обеспечение закупки, контрактный управляющий должен убедиться, что деньги пришли на счет или проверить наличие банковской гарантии в Реестре банковских гарантий в ЕИС. На 17 видов услуг уже разработаны типовые контракты, которые госзаказчики должны применять. В остальных случаях проект контракта составляет контрактная служба. Поставщик может лишь предложить протокол разногласий, который заказчик принимает или нет, обосновывая свою позицию.

8. Внести сведения об уклонившихся от подписания контракта в РНП

Обязанность заказчиков — направлять в ФАС сведения об участниках:

  • Уклонившихся от заключения договора,
  • С которыми расторгнуты договоры по решению суда.

Обращаться нужно в письменном или в электронном виде в центральный аппарат ФАС России или территориальные органы ФАС по месту нахождения заказчика.

9. Принять товар и оплатить контракт

Сейчас в ч. 8 ст. 30 44-ФЗ указан предельный срок оплаты по контрактам. Для СМП и СОНО он составляет не больше 15 рабочих дней после того, как заказчик подписал документ о приемке. Для остальных — 30 календарных дней. Если не уложиться в установленный законом срок, можно получить штраф 50 тыс. рублей, а за повторное нарушение — дисквалификацию.

Такой же срок действует для возврата обеспечения контракта, если поставщик предоставлял его деньгами.

10. Разместить отчетность

  1. Документы о приемке — после каждого этапа или полного исполнения контракта. Если контракт расторгнут или изменен, об этом тоже отчитываются, прикладывая соотвествующие документы. На это есть 7 рабочих дней после подписания документа.
  2. Отчет об объеме закупок у СМП и СОНО. Этот отчет размещается в ЕИС ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным. Он содержит информацию об уже заключенных контрактах: уникальные номера записей из реестра контрактов. Часть 11 ст. 7.30 кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает штраф в размере 50 тысяч рублей, если закупить у СМП меньше положенного объема.
  3. Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.
  4. Отчет по мониторингу реализации крупных проектов с государственным участием.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Форум о госзакупках и тендерах Good-tender

Главная Решение вопросов заказчиков по 44-ФЗ Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

Чтобы начать, вы должны Войти или Зарегистрироваться

Сообщений с 1 по 25 из 62

Тема: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

здравствуйте, можно ли выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок? к примеру у нас запланировано 2 млн на стройматериалы, и потребность в них будет в течении года, то люки то обои то двери и тд, в начале года мы точно не знаем что в каком количестве нам понадобиться строиматериалов, как быть?

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

Можно, в случае если у Вас стоит несколько ОКПД2 (0000) или если планируете закупить по одному ОКПД внесенному в ПЗ

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

В дополнение к комментарию Елены: Но ориентируйтесь на первые 4 цифры, чтобы они были одинаковыми во всех закупках в ПГ, если в ПЗ стоит “Несколько кодов. “.

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

В дополнение к комментарию Елены: Но ориентируйтесь на первые 4 цифры, чтобы они были одинаковыми во всех закупках в ПГ, если в ПЗ стоит “Несколько кодов. “.

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

В дополнение к комментарию Елены: Но ориентируйтесь на первые 4 цифры, чтобы они были одинаковыми во всех закупках в ПГ, если в ПЗ стоит “Несколько кодов. “.

вы в курсе что проставляя этот бессмысленный и безпощадный “несколько окпд” нарушаете постновление о формировании ИКЗ”?? нули в ИКЗ ставятся только в особые закупки.

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

ой, не постановление а приказ МЭР

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

вы в курсе что проставляя этот бессмысленный и безпощадный “несколько окпд” нарушаете постновление о формировании ИКЗ”?? нули в ИКЗ ставятся только в особые закупки.

я зачем-то пристально изучал одну таблицу в ПФХД и пришёл к следующему мнению.
Да, очень важный момент-у меня средства ФОМС.
Так вот, в этой таблице, нет ничего иного, как группировка по обобщённым кодам (номер таблицы не помню, вроде 2.1). Поэтому считаю, что в структурированной форме в ЕИС неслучайно дана такая возможность “Неск.кодов. “.
Это моё частное мнение. Если я не прав, подскажите, пожалуйста.

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

я зачем-то пристально изучал одну таблицу в ПФХД и пришёл к следующему мнению.
Да, очень важный момент-у меня средства ФОМС.
Так вот, в этой таблице, нет ничего иного, как группировка по обобщённым кодам (номер таблицы не помню, вроде 2.1). Поэтому считаю, что в структурированной форме в ЕИС неслучайно дана такая возможность “Неск.кодов. “.
Это моё частное мнение. Если я не прав, подскажите, пожалуйста.

не прав. эта кнопка в ПЗ – “несколько кодов ОКПД” – что-то непонятное и необъяснима. Минэконом нам всем доступно разъяснил, что должны быть указаны первые четыре цифры. Нахера ЕИС придумал такую возможность халтурить и прописывать нули – мне не понятно. ИКЗ с нулями вместо окпд2 допустимо только в особых закупках, о чем нам и толдычит письмо МЭр.
Хотя знаешь, мне некогда следить за беспонтовыми и бесконечными нововведениями. может че поменялось?=)

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

я зачем-то пристально изучал одну таблицу в ПФХД и пришёл к следующему мнению.
Да, очень важный момент-у меня средства ФОМС.
Так вот, в этой таблице, нет ничего иного, как группировка по обобщённым кодам (номер таблицы не помню, вроде 2.1). Поэтому считаю, что в структурированной форме в ЕИС неслучайно дана такая возможность “Неск.кодов. “.
Это моё частное мнение. Если я не прав, подскажите, пожалуйста.

группировка не обобщённым кодам, а вообще по направлениям, так что ли

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

я зачем-то пристально изучал одну таблицу в ПФХД и пришёл к следующему мнению.
Да, очень важный момент-у меня средства ФОМС.
Так вот, в этой таблице, нет ничего иного, как группировка по обобщённым кодам (номер таблицы не помню, вроде 2.1). Поэтому считаю, что в структурированной форме в ЕИС неслучайно дана такая возможность “Неск.кодов. “.
Это моё частное мнение. Если я не прав, подскажите, пожалуйста.

формирование ПФХД им формирование ПЗ – это разное законодательство и разная опера. зачем вы их сравниваете

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

группировка не обобщённым кодам, а вообще по направлениям, так что ли

ПФХД если экономисты финансисты начнут по кодам ебашить, мы бы щас все сидели и жадли когда нам навояют ПФХД.

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

ПФХД если экономисты финансисты начнут по кодам ебашить, мы бы щас все сидели и жадли когда нам навояют ПФХД.

риснку утверждать (если снова не прав, то не разносите): если в ПФХД расходы сгруппированы по обобщенным направлениям в этой таблице 2.1, (которая, кстати, и является одним из определяющих факторов при прохождении контроля в рамках ст.99), и, в итоге, всё сводится к сумме Согласованного финансирования, то разве заказчик не имеет права обобщить закупку в ПЗ четырьмя первыми цифрами ОКПД 2?

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

риснку утверждать (если снова не прав, то не разносите): если в ПФХД расходы сгруппированы по обобщенным направлениям в этой таблице 2.1, (которая, кстати, и является одним из определяющих факторов при прохождении контроля в рамках ст.99), и, в итоге, всё сводится к сумме Согласованного финансирования, то разве заказчик не имеет права обобщить закупку в ПЗ четырьмя первыми цифрами ОКПД 2?

так вы не обощаете общими цифрами вы оставляете нули

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

так вы не обощаете общими цифрами вы оставляете нули

я? Я не выставляю нули! Я в ПЗ ставил четыре цифры ОКПД. А девушка Екатерина в комментарии просто как пример 0000 привела, видимо.

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

так вы не обощаете общими цифрами вы оставляете нули

я прошу: только не подумайте, что я пытаюсь Вам доказать исключительную правильность своих рассуждений.

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

я прошу: только не подумайте, что я пытаюсь Вам доказать исключительную правильность своих рассуждений.

увереней! я не всегда прав!)

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

Не-е, я за эти 9 месяцев (скоро рожу, наверное, судя по сроку), понял одно: прежде чем задавать вопрос и/или пытаться в именно в 44-ФЗ уяснить какие-то моменты, то лучше это сделать путём обозначения своих попыток докопаться до истины.
Кстати, Вы однажды на этом настаивали, иначе вопрос будет выглядеть глупым и, в лучшем случае, на него не будет ответа.
Вот я сейчас написал свой комментарий, Вы выразили сомнения. Я снова буду думать.
Спасибо Вам!

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

Не-е, я за эти 9 месяцев (скоро рожу, наверное, судя по сроку), понял одно: прежде чем задавать вопрос и/или пытаться в именно в 44-ФЗ уяснить какие-то моменты, то лучше это сделать путём обозначения своих попыток докопаться до истины.
Кстати, Вы однажды на этом настаивали, иначе вопрос будет выглядеть глупым и, в лучшем случае, на него не будет ответа.
Вот я сейчас написал свой комментарий, Вы выразили сомнения. Я снова буду думать.
Спасибо Вам!

Да чего тут думать – все правильно говоришь – в ПЗ ОКПД – 4 первых цифры. Самый наглядный пример канцелярка, чистящие, моющие средства, бумага. Это очень сложно, поэтому даже в ПЗ и ПГ Минфина, МЭР, Минкультуры нет сейчас канцелярки и прочего – одна бумага. В ПЗ делаешь позицию – например «Приобретение хозяйственных товаров для нужд…» – бах с первыми 4 числами ОКПД. Далее в ПГ это раскрываешь, с учетом, что первые 4 цифры совпадают – спецификация, но уже полный код ОКПД (средства для пола, средства для стекол и т.д). Плюх. Или я чего-то не понял.

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

Да чего тут думать – все правильно говоришь – в ПЗ ОКПД – 4 первых цифры. Самый наглядный пример канцелярка, чистящие, моющие средства, бумага. Это очень сложно, поэтому даже в ПЗ и ПГ Минфина, МЭР, Минкультуры нет сейчас канцелярки и прочего – одна бумага. В ПЗ делаешь позицию – например «Приобретение хозяйственных товаров для нужд…» – бах с первыми 4 числами ОКПД. Далее в ПГ это раскрываешь, с учетом, что первые 4 цифры совпадают – спецификация, но уже полный код ОКПД (средства для пола, средства для стекол и т.д). Плюх. Или я чего-то не понял.

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

Да чего тут думать – все правильно говоришь – в ПЗ ОКПД – 4 первых цифры. Самый наглядный пример канцелярка, чистящие, моющие средства, бумага. Это очень сложно, поэтому даже в ПЗ и ПГ Минфина, МЭР, Минкультуры нет сейчас канцелярки и прочего – одна бумага. В ПЗ делаешь позицию – например «Приобретение хозяйственных товаров для нужд…» – бах с первыми 4 числами ОКПД. Далее в ПГ это раскрываешь, с учетом, что первые 4 цифры совпадают – спецификация, но уже полный код ОКПД (средства для пола, средства для стекол и т.д). Плюх. Или я чего-то не понял.

Луций, позвольте всё-таки, я Вам скажу свою точку зрения насчёт ПЗ. Просто меня в некоторой степени “давит” авторитет Константина, т.к. я написал ему несколько ответов на один и тот же вопрос, а Вам пока что не написал, поэтому пока ещё чувствую себя свободно)))). Но – до первого Вашего ответа.
Итак.
ПЗ, по моему мнению (я средства ОМС), не совсем уж такой проблемный момент. Для нас он предоставляет некую свободу действий, в разумных пределах, конечно же. Эта свобода действий заключается только в одном: непревышении утвержденного объёма финансирования, которое у нас предусмотрено в соответствии с БК РФ только по одному коду вида расходов 244.
Соответственно, мы можем “крутить” этим объёмом финансирования как угодно. Но! В рамках разумного: между тремя составляющими: товары, работы, услуги.
Константин написал (что очень правильно), что это бессмысленный код, но я считаю, что эта кнопка “Несколько кодов. ” в ЕИС как раз-таки даёт право в ПЗ включить закупки в эти три группы без указания конкретных кодов ОКПД2. А вот уже в ПГ мы спокойно их разобьем по каждой конкретной закупке и никаких проблем.
Собственно говоря, я спокойно и изменения вношу в оба плана.
Примерно это я хотел рассказать.
Прошу сильно не критиковать, мои рассуждения построены на теории и практике, но это только лишь рассуждения, а не утверждения))))))

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

Согласна с вами. Я по канцелярке так и сделала

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

Луций, позвольте всё-таки, я Вам скажу свою точку зрения насчёт ПЗ. Просто меня в некоторой степени “давит” авторитет Константина, т.к. я написал ему несколько ответов на один и тот же вопрос, а Вам пока что не написал, поэтому пока ещё чувствую себя свободно)))). Но – до первого Вашего ответа.
Итак.
ПЗ, по моему мнению (я средства ОМС), не совсем уж такой проблемный момент. Для нас он предоставляет некую свободу действий, в разумных пределах, конечно же. Эта свобода действий заключается только в одном: непревышении утвержденного объёма финансирования, которое у нас предусмотрено в соответствии с БК РФ только по одному коду вида расходов 244.
Соответственно, мы можем “крутить” этим объёмом финансирования как угодно. Но! В рамках разумного: между тремя составляющими: товары, работы, услуги.
Константин написал (что очень правильно), что это бессмысленный код, но я считаю, что эта кнопка “Несколько кодов. ” в ЕИС как раз-таки даёт право в ПЗ включить закупки в эти три группы без указания конкретных кодов ОКПД2. А вот уже в ПГ мы спокойно их разобьем по каждой конкретной закупке и никаких проблем.
Собственно говоря, я спокойно и изменения вношу в оба плана.
Примерно это я хотел рассказать.
Прошу сильно не критиковать, мои рассуждения построены на теории и практике, но это только лишь рассуждения, а не утверждения))))))

и тогда вопрос – а нафига вообще нужен пз? Ставите 0000, там все закупки, что не войдут в специальные по 4, 5, 23 и что там ещё? Что мешает или ограничивает,совесть и лень заказчика?

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

Луций, позвольте всё-таки, я Вам скажу свою точку зрения насчёт ПЗ. Просто меня в некоторой степени “давит” авторитет Константина, т.к. я написал ему несколько ответов на один и тот же вопрос, а Вам пока что не написал, поэтому пока ещё чувствую себя свободно)))). Но – до первого Вашего ответа.
Итак.
ПЗ, по моему мнению (я средства ОМС), не совсем уж такой проблемный момент. Для нас он предоставляет некую свободу действий, в разумных пределах, конечно же. Эта свобода действий заключается только в одном: непревышении утвержденного объёма финансирования, которое у нас предусмотрено в соответствии с БК РФ только по одному коду вида расходов 244.
Соответственно, мы можем “крутить” этим объёмом финансирования как угодно. Но! В рамках разумного: между тремя составляющими: товары, работы, услуги.
Константин написал (что очень правильно), что это бессмысленный код, но я считаю, что эта кнопка “Несколько кодов. ” в ЕИС как раз-таки даёт право в ПЗ включить закупки в эти три группы без указания конкретных кодов ОКПД2. А вот уже в ПГ мы спокойно их разобьем по каждой конкретной закупке и никаких проблем.
Собственно говоря, я спокойно и изменения вношу в оба плана.
Примерно это я хотел рассказать.
Прошу сильно не критиковать, мои рассуждения построены на теории и практике, но это только лишь рассуждения, а не утверждения))))))

Согласен, авторитет Константина «давит всех в группе», Константин, хватит давить своим авторитетом или как он у тебя там называется этот авторитет, всех в группе. Ну, задолбал уже – давишь и давишь! Я, честно говоря, уже ничего не понял. У нас в группе есть специалист по ПФХД и его применению в работе – Галина Смирнова. Думаю, она ответит. Не дергайся – все ОК, все узнаешь и сделаешь правильно.

Re: Выставлять несколько позиций с одной позиции плана закупок

и тогда вопрос – а нафига вообще нужен пз? Ставите 0000, там все закупки, что не войдут в специальные по 4, 5, 23 и что там ещё? Что мешает или ограничивает,совесть и лень заказчика?

не совсем так.
Опять же, вернёмся к форме “бюджетные учреждения”, к порядку их финансирования и к ПФХД.
Да, в ПФХД есть аналитика в части расходов даже по КОСГУ.
Но также есть таблица, где эти расходы ” свернуты”, что, собственно говоря, соответствует финансированию. Ведь нам финансирование поступает без разбивки по целевым статьям, а “общей кучей”.
А насчёт лени. Лично у меня её нет. Только усталость присутствует)

Заполняем план-график: пошаговая инструкция

Когда заработают изменения

09.10.2019 на портале правовой информации опубликовали постановление № 1279 от 30.09.2019, которое устанавливает новый порядок формирования, утверждения план-графика закупок на 2020 год по 44-ФЗ, изменения его и размещения в ЕИС.

Изменения вступят в силу с 17.10.2019, а Постановления Правительства о планировании закупок № 1043 от 21.11.2013, № 552, № 553, № 554 от 05.06.2015 и № 1168 от 29.10.2015 утратят силу с 01.01.2019.

Планируется, что объем финобеспечения по КБК или КВР автоматически обеспечится системой «Электронный бюджет» для федеральных бюджетных учреждений – с 01.04.2019, а для региональных и муниципальных – с 01.10.2019.

Кто формирует

План-график нового образца формируют:

  • госзаказчики, которые выступают от имени России;
  • федеральные, региональные и местные бюджетные учреждения. Исключение — закупки по ч. 2 и 6 ст. 15 44-ФЗ;
  • федеральные, региональные и местные унитарные предприятия. Исключение — процедуры по ч. 21 и 6 ст. 15 44-ФЗ;
  • федеральные, региональные и местные автономные учреждения в процедурах по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ;
  • государственные бюджетные учреждения, государственные автономные учреждения, государственные унитарные предприятия федерального, регионального и местного уровней, другие юрлица, если таким организациям передаются полномочия заказчика.

Как формируется

План-график нового образца формируют, когда:

  • составляют и рассматривают проекты законов (решений) о бюджетах;
  • планируют финансово-хозяйственную деятельность таких заказчиков.

Планы-графики госзаказчиков, которые выступают от имени России, субъекта или муниципального образования, формируются на основании обоснований (расчетов) плановых сметных показателей. Эти показатели формируются при составлении бюджетной сметы таких заказчиков, как получателей бюджетных средств по требованиями Минфина в рамках Бюджетного кодекса.

Планы-графики федеральных, региональных и местных бюджетных учреждений, за исключением закупок по ч. 2 и 6 ст. 15 44-ФЗ, формируются на основании обоснований (расчетов) плановых показателей выплат. Эти выплаты формируются при составлении планов финансово-хозяйственной деятельности таких заказчиков по требованиям Минфина по федеральному закону о некоммерческих организациях.

Планы-графики федеральных региональных и местных автономных учреждений в закупках по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ формируются на основании решения (согласованного в установленном порядке проекта такого решения) о предоставлении средств из бюджетов бюджетной системы на осуществление капитальных вложений в объекты госсобственности.

Когда утверждается

Новый план-график утверждается в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем:

  • доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие или исполнение обязательств по бюджетному законодательству;
  • утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения или плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • доведения объема прав в денежном выражении на принятие или исполнение обязательств по бюджетному законодательству на лицевой счет, который предназначен для учета операций по полномочиям, переданным получателю бюджетных средств.

Как заполнить на 2020 год: пошаговая инструкция

Объединенный план-график нового образца содержит информацию:

  • о госзакупках, которые разместят;
  • о приглашениях участвовать в определении поставщика, которые планируют направить в очередном финансовом году или плановом периоде;
  • о госзакупках у единственных поставщиков, контракты с которыми планируются заключить в этом периоде.

Вот инструкция как составить план график и план закупок на 2020 год.

Шаг 1. Заполняем раздел I. В нем указывается такая информация о заказчике:

  • полное наименование;
  • ИНН и КПП;
  • код по классификатору предприятий и организаций;
  • код организационно-правовой формы по классификатору;
  • код формы собственности по классификатору форм собственности;
  • место нахождения с указанием кода территории населенного пункта по классификатору ОКТМО, телефон и адрес электронной почты.

В документе, который содержит информацию о госзакупках, осуществляемых в рамках переданных бюджетному, автономному учреждению, государственному, муниципальному унитарному предприятию, иному юридическому лицу полномочий госзаказчика, указывается полное наименование, место нахождения, телефон и адрес электронной почты такого учреждения, унитарного предприятия или юридического лица.

Вот пример заполнения план-графика.

2. Заполняем раздел II. Инструкция заполнения план-графика закупок по 44-фз на 2020 год начинается с заполнения графы 2. В ней указывайте идентификационный код закупки в порядке, который установлен в ч. 3 ст. 23 44-ФЗ.

В графе 3 и 4 план-графика указывают код по ОКПД2 с детализацией не ниже группы товаров, работ, услуг. Вписывают один или несколько таких кодов.

В графу 5 план-графика вписывают наименование объекта.

В графе 6 план-графика заполняют планируемый год размещения извещения о закупке или приглашения принять участие в определении поставщика или заключения контракта с единственным поставщиком.

В графах 7-11 план-графика указывают объем финансового обеспечения (планируемые платежи) для закупок на финансовый год. В этой графе по строке «Всего для осуществления закупок» указывается общий объем финансового обеспечения, который предусмотрен для осуществления закупочных процедур в текущем финансовом году, плановом периоде и последующих годах.

В графу 12 план-графика вписывают информацию об обязательном общественном обсуждении закупки (указывают «да» или «нет»).

В графе 13 план-графика указывается информация об уполномоченном органе или уполномоченном учреждении, который определяет поставщика в случае проведения централизованных процедур по ст. 26 44-ФЗ.

В графе 14 план-графика содержится информация об организаторе совместного конкурса или аукциона.

Какие процедура указывать отдельной строкой

В п. 18 постановления правительства № 1279 указано, что в план-график в форме отдельной закупки включается информация:

  • о строительных работах, реконструкции объекта капитального строительства по каждому такому объекту;
  • о подписании энергосервисного контракта (отдельно от госзакупок которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по ценам (тарифам), которые установлены законодательством и от закупок электроэнергии, мазута, угля, топлива, который используют для преобразования в энергию);
  • о каждом лоте;
  • о процедурах, которые планируете провести по п. 7 ч. 2 ст. 83, п. 3 ч. 2 ст. 83.1 и п.п. 4, 5, 23, 26, 33, 42 и 44 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, в размере годового объема финансового обеспечения соответствующих закупок. Графы 3, 4, 12, 14 не заполняются. А для наименования объекта закупки достаточно сослаться на положение Федерального закона, на основе которого проводите такие закупки.

Как изменить план-график на 2020 год

В ч. 8 ст. 16 44-ФЗ прописано, что план-график меняется если нужно, чтобы он:

  • соответствовал изменением, которые внесли в требования к товарам, работам, услугам (в т. ч. предельной цене) или нормативным затратам по ст. 19 44-ФЗ;
  • соответствовал изменениям, которые внести в доведенный до заказчика объем денежных прав на принятие или выполнение обязательств по бюджетному законодательству, поправка в показатели планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности госучреждений, ГУП и МУП, корректировкам в решения или соглашений о предоставлении субсидий;
  • реализовал решение, которое принято после обязательного общественного обсуждения госзакупки по ст. 20 44-ФЗ;
  • отразил экономию, которая возникла в процессе определения поставщика.

Постановление № 1279 дополняет список оснований для изменения плана-графика. Меняйте его, когда:

  • уточняете сведения об предмете торгов
  • исполняете предписания контрольных органов;
  • признаете, что определение поставщика не состоялось;
  • расторгаете госконтракт.

Изменения и сроки публикации в ЕИС

Изменения в план-графике допустимы, но если он опубликован в ЕИС, их требуется отразить в ней в течение 3 рабочих дней с даты утверждения.

За нарушение сроков публикации плана-графика и допущенные ошибки предусмотрены штрафы в по КоАП РФ (ст. 7.29.3). Например, если:

  • НМЦК не обоснована или обоснована неправильно, ответственному должностному лицу грозит штраф от 20 000 до 50 000 руб.;
  • нарушены порядок или форма обоснования НМЦК, штраф составит 10 000 руб.

Как было до изменений 2020 года

Процесс составления документов планирования закупок заказчиков, которые работают по 44-ФЗ, заключается в том числе и в правильном оформлении плана заказов и плана-графика. Форма состояла из 14 столбцов, а теперь работники контрактной службы или контрактным управляющим заполняют 32 или 33, в зависимости от типа заказчика.

Бланк формы плана-графика 2020 года

Формы плана-графика, утвержденные на 2020 год, выглядят так. Для федеральных заказчиков:

Какие сведения включаются в состав плана закупок по 223-ФЗ и какие закупки здесь указывать не нужно?

Законодательство 223-ФЗ обязывает заказчиков ежегодно размещать план закупок в ЕИС. При его подготовке заказчикам следует учитывать перечень обязательной информации, которая подлежит включению в закупочный план, и той, которую можно здесь не указывать.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Что не включается в состав плана закупок

После принятия Постановления Правительства от 2015 года №1217 «О внесении изменений…» вступили в силу некоторые коррективы относительно правил формирования закупочного плана и требований к его форме.

План предполагает поквартальную или помесячную разбивку по закупочным мероприятиям.

Заказчику не стоит забывать, что план по закупке инновационной продукции составляется по особой форме, и к нему предъявляются отдельные требования. Заказчик по 223-ФЗ должен опубликовать в ЕИС две разновидности плана:

  1. По закупкам товаров, работ и услуг на период не менее 1 года.
  2. По закупкам инновационной и высокотехнологичной продукции на срок 5-7 лет.

Оба документа размещаются в системе в течение 10 дней после их утверждения, но не позднее 31 декабря года, который предшествует закупкам.

Согласно положениям ч. 15 ст. 4 223-ФЗ, заказчик вправе не включать в закупочный план следующую информацию:

  1. Сведения о закупках товаров, работ и услуг, которые составляют государственную тайну, а также сведения по закупкам, в отношении которых принято Правительственное решение по ч. 16 ст. 4 223-ФЗ.
  2. Сведения о закупках товаров, работ и услуг при стоимости товаров в пределах 100 тыс. р. либо в пределах 500 тыс. р. для крупных заказчиков, чья выручка за текущий финансовый год превышает 5 млрд р.
  3. Сведения о закупаемых товарах, работах и услугах, потребность в которых возникает вследствие чрезвычайных ситуаций и непредвиденных ситуаций (например, аварий и природных катаклизмов).

В ходе работы у заказчика может возникнуть потребность внесения корректировок. Он вправе изменять документ неограниченное число раз по мере необходимости.

Так, если заказчик предполагает только несколько небольших закупок на сумму до 100 тыс. р. на следующий год, то ему все равно следует сформировать планы (текущий и инновационный). При этом они заполняются нулевыми значениями. Это следует из Письма Минэкономразвития России от 2015 года №ОГ-Д28-7458.

Неразмещение плана или нарушение сроков грозит заказчику административной ответственностью. Неразмещение в ЕИС сведений о закупке, если ее размещение было предусмотрено законом, грозит заказчику штрафом в размере 30-50 тыс. р. для должностных лиц и 100-300 тыс. р. – для юрлица. За нарушение сроков ответственность наступает по ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП и составляет 2-5 тыс. р. для должностных лиц и 10-30 тыс. р. для юрлица.

Сведения по крупным долгосрочным контрактам указываются следующим образом: при долгосрочных договорах заказчику не нужно каждый год дублировать эту закупку в плане или прописывать в нем только тот объем денежных средств, которые предполагается потратить на текущий год, указывается вся сумма на весь период договора.

Необходимые сведения

Закупочный план формируется заказчиком на основании инвестиционной, ремонтной и производственной программ. Именно они определяют объем потребности в товарах, работах и услугах.

В закупочный план по 223-ФЗ включаются следующие данные:

  • сведения о заказчике (наименование компании, адрес ее расположения, телефон и электронная почта);
  • порядковый номер проводимой закупки (он присваивается каждой закупке последовательно с начала года);
  • предмет контракта с указанием идентификационного кода закупки;
  • минимальные требования к объектам закупок (функциональные, качественные, технические характеристики);
  • единицы измерения, согласно общероссийскому классификатору ОКЕИ;
  • объем закупаемых товаров в натуральном исчислении;
  • сроки проведения закупки;
  • сведения о НМЦК;
  • регион поставки товаров и оказания услуг;
  • дата размещения извещения о закупке;
  • сроки исполнения договора;
  • способ закупки: конкурентные или неконкурентные через закупку у единственного поставщика, открытые и закрытые (в дальнейшем каждый участник сможет ознакомиться со способами закупки и их регламентом более подробно в Положении о закупках);
  • проводится ли закупка в электронной форме или нет (большинство закупок имеет электронный формат, а бумажные формы используются в исключительных случаях);
  • иные сведения по 223-ФЗ и Постановлению №932.

Для каждой планируемой закупки отводится отдельная графа.

Особое место в планировании занимают закупки среди субъектов малого предпринимательства по 223-ФЗ. Дело в том, что законодательство лимитирует минимальный процент закупок у таких компаний среди заказчиков. За исполнением законодательства в части лимитов по закупкам осуществляется контроль органами исполнительной власти и субъектами РФ. Это касается заказчиков, которые перечислены в Распоряжении Правительства №2258-р от 2015 года и 717-р от 2016 года. Мониторинг проводится в отношении утвержденных планов этими заказчиками, которые заполняют раздел об участии в закупках субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, законодательство 223-ФЗ позволяет заказчику публиковать в плане сведения не обо всех закупках. В него можно не включать сведения о закупках, которые имеют признаки государственной тайны, информацию о малых закупках на сумму не более 100 тыс. р. (500 тыс. р. – для крупных заказчиков) и непредвиденных закупках, если потребность в них возникла из-за ЧС и аварийных ситуаций.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Планы закупок по 44-ФЗ: правила формирования, утверждения и ведения + образцы форм

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы знаете планирование закупок согласно ст.16 44-ФЗ предусматривает формирование плана закупок на трехлетний период и плана-графика на один год. Причем эти два документа должны формироваться и использоваться в работе одновременно. Т.е. в 2016 году заказчики начнут готовить эти документы на период 2017-2019 г.г. В этой статье мы с вами подробно поговорим о планах закупок. Разберемся, что они собой представляют, какую информацию в себе содержат, а также где и кем размещаются. Материал статьи будет полезен, как заказчикам, так и участникам закупок.

Содержание:

1. Что такое план закупок?

План закупок — это документ, содержащий в себе перечень нужд (товаров, работ, услуг), в которых нуждается государственный (муниципальный) заказчик, а также информацию о средствах, выделенных для обеспечения этих нужд.

Общие требования к планам закупок установлены статьей 17 44-ФЗ.

План закупок составляется заказчиком на 3-и года (п.4 ст.17 44-ФЗ). В том случае, если срок закупки превышает три года, информация вносится в план закупок (далее — ПЗ) на весь период закупки. Первые ПЗ заказчиков должны быть сформированы на период 2017-2019 г.г.

Требования к форме ПЗ и порядок размещения таких планов в единой информационной системе (ЕИС) устанавливаются Правительством РФ. Также Правительством РФ устанавливаются:

  • порядок формирования, утверждения и ведения ПЗ для обеспечения федеральных нужд;
  • требования к порядку формирования, утверждения и ведения ПЗ в субъектах РФ и муниципальных образованиях ( Примечание: Эти требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг»)

2. Какая информация должна содержаться в плане закупок?

Согласно ч.2 ст.17 44-ФЗ в ПЗ должна содержаться следующая информация:

1. идентификационный код закупки ( Примечание: Данный код формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством РФ, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию);

2. цель осуществления закупки;

3. наименование объекта и (или) наименования объектов закупки;

4. объем финансового обеспечения для осуществления закупки;

5. сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

6. обоснование закупки ( Примечание: Обоснование закупки заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, а также законодательству РФ и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок. Обоснование закупки является приложением к плану закупок. Правила обоснования, а также формы обоснования закупок определены Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования»);

7. информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);

8. информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги;

9. дополнительная информация, предусмотренная для включения в ПЗ Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями.

Примечание: План закупок вы можете сделать автоматически в программе «Эконом-Эксперт».

3. Форма плана закупок

Нормативное правовое регулирование планирования закупок осуществляется по уровням бюджетного финансирования. Т.е. форма, порядок формирования, утверждения, размещения ПЗ устанавливаются для заказчиков каждого уровня бюджетного финансирования соответственно:

  • для заказчика федерального уровня (Правительством РФ);
  • для заказчиков уровня субъекта РФ (высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ);
  • для муниципальных заказчиков (местными администрациями).

Таким образом, заказчикам федерального уровня при подготовке ПЗ необходимо руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. № 552 «Об утверждении Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд».

Утвержденная Постановлением № 522 Форма плана закупок в формате excel (скачать образец) (xls, 39 Кб).

А для заказчиков уровня субъекта РФ и муниципальных заказчиков необходимо руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1043 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг», а также порядком ведения ПЗ, утвержденным субъектом РФ (местной администрацией).

Т.е. субъекты РФ и муниципальные образования устанавливают порядок формирования, утверждения и ведения ПЗ на своем уровне с учетом требований Постановления № 1043, и имеют возможность корректировать следующие параметры:

  • сроки формирования ПЗ;
  • основания для внесения изменений в ПЗ (помимо тех, что предусмотрены Правительством РФ);
  • дополнительные сведения, включаемые в формы ПЗ.

Утвержденная Постановлением № 1043 Форма плана закупок в формате excel (скачать образец) (xls, 39 Кб).

План закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями ст. 17 44-ФЗ в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства РФ и утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ (ч.7 ст.17 44-ФЗ).

План закупок формируется бюджетным учреждением в соответствии с требованиями ст. 17 44-ФЗ при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и утверждается в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (ч.8 ст.17 44-ФЗ).

4. Внесение изменений в планы закупок

Согласно ч.6 ст. 17 44-ФЗ ПЗ подлежат изменению при необходимости:

1) приведения их в соответствие в связи с изменением целей осуществления закупок и требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

2) приведения их в соответствие изменениям, вносимым в федеральный бюджет (бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты) на текущий финансовый год и плановый период;

3) реализации федеральных законов, решений, поручений, указаний Президента РФ, решений, поручений Правительства РФ, законов субъектов РФ, решений, поручений высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальных правовых актов, которые приняты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом или решением о бюджете;

4) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки;

5) использования в соответствии с законодательством РФ экономии, полученной при осуществлении закупки;

6) в иных случаях, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок.

5. Публикация плана закупок

Утвержденный ПЗ подлежит размещению в единой информационной системе (ЕИС) в течение 3-х рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну (ч.9 ст.17 44-ФЗ).

Также заказчики вправе размещать ПЗ на своих сайтах в сети интернет (при их наличии), а также опубликовывать в любых печатных изданиях (ч.10 ст.17 44-ФЗ).

О том, как составить план закупок и план-график закупок на 2016 год рассказывается в этом видео:

Вот мы с вами и рассмотрели, что собой представляют планы закупок по 44-ФЗ. Надеюсь, что данная информация была для вас нужной и полезной. До встречи в следующих выпусках.

Планирование закупок на 2020 год: правила для автономных учреждений

Автор: Зайцева Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

От масштаба закупочной деятельности заказчиков, работающих по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ, напрямую зависит круг их обязанностей в части планирования закупок. Чем больше этот масштаб, тем больше обязанностей. Любое автономное учреждение должно утвердить и опубликовать до конца 2019 года два плана закупок (ежегодный и «инновационный»), а вот остальные требования надо выполнять далеко не всем АУ. Расскажем, что предписывают существующие и новые нормы.

Для всех автономных учреждений, руководствующихся Федеральным законом № 223-ФЗ, действует общее правило: будущие закупки отражаются в двух документах – ежегодном плане и плане закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств. Согласно ч. 2 и 3 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ первый утверждается на срок не менее года, второй – на срок от пяти до семи лет. Оба плана должны размещаться в единой информационной системе (ЕИС). Это надо сделать в течение 10 календарных дней с даты утверждения документа, но до 31 декабря текущего календарного года (п. 14 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908).

Дополнительные требования, распространяющиеся и на этап планирования, нужно учесть крупным заказчикам, закупающим обязательные объемы продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства. К этой группе относятся автономные учреждения, которые по результатам закупок за предшествующий год заключили договоры на сумму свыше 250 млн руб. (абз. 10 п. 2 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352). Объемы целевых закупок необходимо отражать в планах на следующий год.

Наконец, еще больше процедур планирования должны соблюдать так называемые отдельные и конкретные заказчики, подпадающие под действие Постановления Правительства РФ от 29.10.2015 № 1169. Для них предусмотрены специальные формы контроля, в рамках которых проверяются планы закупок либо проекты планов.

Ежегодный план закупки

В нем надо отражать все закупочные потребности автономного учреждения, поскольку договоры с исполнителями должны заключаться только по результатам закупок, осуществляемых в соответствии с планом (ч. 5.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ). Но из этого правила есть несколько исключений: заказчик все же может подписывать договоры по результатам закупки, не включенной в план, при возникновении потребности в ней:

при иных чрезвычайных ситуациях природного или техногенного характера;

вследствие непреодолимой силы;

при необходимости срочного медицинского вмешательства;

для предотвращения угрозы возникновения указанных ситуаций.

Помимо закупок срочного характера, в плане не отражаются закупки, поименованные в ч. 15, 16 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ, – сведения, которые составляют государственную тайну или в отношении которых Правительство РФ приняло решение о неразмещении в ЕИС. Кроме того, в силу п. 4 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 № 932, заказчики вправе не вносить в план закупки стоимостью менее 100 тыс. руб. (при годовой выручке свыше 5 млрд руб. – менее 500 тыс. руб.).

Остальные приобретения надо отразить в ежегодном плане – либо при его первоначальном формировании, либо при внесении изменений. В частности, это касается иных закупок, информация о которых может не публиковаться в ЕИС на основании ч. 5, 15 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ.

Один из таких случаев – закупка у единственного поставщика стоимостью более 100 (500) тыс. руб. Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ заказчик может не публиковать в ЕИС информацию о данной закупке (извещение, закупочную документацию, проект договора и пр.). Однако вносить закупки у единственного поставщика в ежегодный план все же надо – никаких исключений для этого случая Правила № 932 не предусматривают.

То же самое относится к двум другим видам закупок, перечисленным в п. 2, 3 ч. 15 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ:

закупка услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов;

закупка, связанная с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.

Заказчики тоже вправе не размещать в ЕИС сведения об этих приобретениях, но в п. 4 Правил № 932 они не указаны. Следовательно, отражать их в плане закупки нужно, а вот формировать и раскрывать иную информацию (извещения, документацию и т. д.) не обязательно.

Форма плана утверждена приложением к Требованиям № 932 и предусматривает помесячную или поквартальную разбивку закупок. Процедура и сроки утверждения ежегодного плана должны быть прописаны в положении о закупке.

План закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарств

К обязанностям заказчиков относятся утверждение и опубликование в ЕИС не только ежегодного, но и «инновационного» плана (письма Минэкономразвития РФ от 23.03.2016 № ОГ-Д28-3721, от 22.06.2015 № Д28и-1718, от 22.05.2015 № ОГ-Д28-7458). Если у автономного учреждения нет закупок, которые включались бы в «инновационный» план или их стоимость меньше 100 (500) тыс. руб., допускается разместить пустой план – это преду­смотрено функционалом ЕИС (Письмо Минэкономразвития РФ от 01.08.2016 № Д28и-2046).

А вот если у заказчика нет потребности в инновационной, высокотехнологичной продукции, но он собирается закупать лекарственные средства, пустым «инновационным» планом ограничиться нельзя. В нем потребуется отразить информацию о закупке лекарств (Письмо Минэкономразвития РФ от 29.01.2015 № Д28и-207).

Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной, высокотехнологичной продукции определены федеральными министерствами в своих сферах регулирования (ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ), но до 01.12.2019 эти критерии должны быть доработаны. Правительство РФ, приняв Постановление от 15.06.2019 № 773, установило единые требования к названным критериям – в соответствие им и должны быть приведены нормативные акты федеральных органов власти.

Теперь критерии должны учитывать не только новизну продукции и использование при ее изготовлении передовых технологий (техники), но и экономическую эффективность применения продукции. Эффективность может выражаться в следующем:

прогнозируемая совокупная стоимость владения инновационной, высокотехнологичной продукцией в заданном периоде ее эксплуатации ниже совокупной стоимости владения товаром, ранее применявшимся заказчиком, либо соответствует уровню, приемлемому для заказчика, если аналогичный товар ранее им не применялся;

применение продукции снижает затраты на достижение целевого эффекта, требуемого заказчику.

Автономным учреждениям надо использовать новые критерии при отнесении товаров, работ, услуг к инновационной, высокотехнологичной продукции и формировании «инновационного» плана. А потому важно уже сейчас учесть требования Правительства РФ и отследить изменения в соответствующих нормативных актах федеральных министерств.

Закупки у малых и средних предпринимателей

Крупные автономные учреждения, заключившие по результатам закупок за 2019 год договоры на сумму более 250 млн руб., в 2020 году должны проводить целевые закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (правила работы прописаны в Положении № 1352). Объемы таких закупок нужно предусмотреть при планировании закупочной деятельности на следующий год.

Обратите внимание: с 01.01.2020 объемы закупок у предпринимателей увеличатся. Правительство РФ Постановлением от 01.08.2019 № 1001 внесло изменения в Положение № 1352. Это надо учесть при составлении плана закупки на 2020 год.

Согласно п. 5(1) Положения № 1352 годовой объем планируемых закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, должен теперь составить не менее 18 % (вместо 15 %) совокупного годового стоимостного объема планируемых закупок. По итогам года стоимостный объем договоров, заключенных по результатам закупок исключительно у предпринимателей, тоже должен достигнуть 18 %, а объем договоров, заключенных по результатам всех закупок у предпринимателей, – 20 % (вместо 18 %) (п. 5 Положения № 1352). Невыполнение данной обязанности квалифицируется как нарушение. Автономному учреждению придется с 1 февраля и до конца года, следующего за прошедшим (когда было допущено нарушение), руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ в части определения поставщика. Точные границы применения законодательства о контрактной системе установлены в ч. 8.1 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ.

Но закупки, осуществляемые только среди малых и средних предпринимателей, нельзя проводить, не имея специального перечня товаров, работ, услуг (п. 8 Положения № 1352). Заказчику нужно утвердить этот документ, а потом опубликовать в ЕИС и на своем сайте (п. 10 Положения № 1352).

Перечень, являющийся основанием для целевых закупок, необходим как при планировании, так и при совершении закупочных процедур. Минэкономразвития в Письме от 16.03.2017 № Д28и-1362 указывало, что заказчик не вправе приобретать у предпринимателей продукцию, не включенную в перечень. А вот привлекать к участию в закупке такой продукции любых лиц (в том числе малых и средних предпринимателей) можно.

Формы контроля при планировании целевых закупок

Крупные заказчики, обязанные закупать продукцию у субъектов малого и среднего предпринимательства, на этапе планирования таких закупок подвергаются контролю со стороны уполномоченных органов. Речь идет об оценке соответствия проектов планов требованиям об участии в закупках предпринимателей и мониторинге соответствия утвержденных планов названным требованиям (ч. 1, 2 ст. 5.1 Федерального закона № 223-ФЗ).

Нормы об оценке и мониторинге соответствия должны выполнять разные заказчики (попасть одновременно в обе группы нельзя), но, по сути, все крупные АУ, руководствующиеся Положением № 1352, подвергаются той или иной форме контроля. Обязанность закупать продукцию у предпринимателей возникает у автономных учреждений при достижении годовой стоимости договоров в 250 млн руб., а такие объемы характерны только для федеральных и региональных АУ. Для муниципальных АУ указанный масштаб не характерен, а значит, на них не распространяется обязанность совершать целевые закупки. В свою очередь, нормы ч. 5.1 Федерального закона № 223-ФЗ и Постановления № 1169 тоже адресованы крупным заказчикам, в том числе федеральным и региональным автономным учреждениям. От уровня их подчинения и масштаба закупочной деятельности зависит то, какие контрольные мероприятия проводятся в их отношении.

Покажем эту взаимосвязь на схеме.

В отношении федеральных АУ оценку и мониторинг соответствия проводит Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства, в отношении региональных АУ – органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации. Все процедуры проводятся с использованием функционала ЕИС.

Отметим, что оценке соответствия подвергаются заказчики, поименованные в двух специальных перечнях (ч. 1, 3 ст. 5.1 Федерального закона № 223-ФЗ). В первый список в числе прочих вошли федеральные автономные учреждения, во второй включены в том числе региональные АУ. А мониторинг соответствия проводится в отношении отдельных категорий заказчиков, которые охарактеризованы обобщенно (организационно-правовая форма юридического лица, «пороговое» значение по объему выручки или годовой стоимости заключенных договоров), – списка с конкретными наименованиями юрлиц здесь нет.

Оценка соответствия проектов планов

Согласно ч. 1 ст. 5.1 Федерального закона № 223-ФЗ и Положению о проведении оценки соответствия, утвержденному Постановлением № 1169, данная процедура проводится в отношении проектов следующих документов:

плана закупки товаров, работ, услуг;

плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств;

изменений, вносимых в названные планы (если корректируется раздел об участии в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства).

Для этого автономные учреждения должны заполнить последние разделы ежегодного и «инновационного» планов – об участии предпринимателей в закупках. Раздел предназначен лишь для заказчиков, подпадающих под действие Постановления № 1169, – остальным заполнять его не нужно (Письмо Минэкономразвития РФ от 08.06.2016 № Д28и-1494).

Обратите внимание: для заказчиков, которые проходят оценку соответствия, расширен горизонт планирования закупок у малых и средних предпринимателей (поправка в ч. 3.1 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ внесена Федеральным законом от 02.08.2019 № 263-ФЗ). Теперь соответствующий раздел плана закупки надо формировать на три года вперед (вместо одного). Данное требование относится и к заказчикам, подвергающимся мониторингу соответствия.

Все этапы процедуры оценки прописаны в Постановлении № 1169. Так, до утверждения планов (их изменений) проекты посредством ЕИС направляются контролирующему органу. Он проверяет:

соблюдение годового объема закупки, который планируется осуществить по результатам закупки исключительно у предпринимателей (в 2020 году эта доля должна быть не менее 18 % годового стоимостного объема);

соответствие позиций проекта плана, отражающих закупки исключительно у предпринимателей, утвержденному заказчиком перечню товаров, работ, услуг, закупка которых проводится у таких предпринимателей.

Если замечаний нет, уполномоченный орган выдает положительное заключение, которое заказчик тоже должен опубликовать в ЕИС (после этого можно утвердить план закупки). Если замечания есть, надо исправлять проект документа и подавать его на повторную оценку. Иначе уполномоченный орган выдаст отрицательное заключение.

Впрочем, заказчик вправе утвердить план закупки, проект которого подавался на оценку, и с отрицательным заключением. Но понадобится разместить в ЕИС перечень товаров, работ, услуг, выбранных для приостановки реализации плана. В перечень может войти любая продукция (не только та, которую предполагается закупать у предпринимателей), однако приостановить придется 18 % годового стоимостного объема планируемых закупок.

Мониторинг соответствия планов

В силу ч. 2 ст. 5.1 Федерального закона № 223-ФЗ, Положения о проведении мониторинга соответствия, утвержденного Постановлением № 1169, предметом контроля в том числе становятся:

2) план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств;

3) изменения, внесенные в такие планы (если уточняется раздел об участии предпринимателей в закупке).

Планы закупки размещаются в ЕИС до 31 декабря текущего года (п. 14 Положения № 908), о чем уполномоченный орган уведомляется посредством функционала ЕИС (с 1 января следующего года). В течение следующих пяти рабочих дней уполномоченный орган проводит мониторинг – проверяет те же параметры, что и при оценке соответствия. При этом раздел плана, посвященный закупкам у малых и средних предпринимателей, должен охватывать не один год, а три года.

Положительное заключение свидетельствует о том, что заказчик исполнил требования законодательства об участии предпринимателей в закупках. Он может осуществлять закупки в запланированных объемах. Уведомление о несоответствии выдается для устранения замечаний к плану, а отрицательное заключение становится основанием для приостановки реализации плана в объеме 18 % годовой стоимости запланированных закупок. Как и при оценке соответствия, здесь заказчик тоже должен разместить в ЕИС перечень товаров, работ, услуг, выбранных в целях приостановки закупок.

Заключение

У автономных учреждений с разным масштабом закупочной деятельности процедуры планирования будут разными. Если АУ небольшое, ему надо сформировать, утвердить и разместить в ЕИС два плана – ежегодный и «инновационный». Если же стоимость договоров, заключенных по результатам закупок за 2019 год, достигнет 250 млн руб., обязанностей прибавится. При планировании понадобится соблюдать объемы целевых закупок у малых и средних предпринимателей и отчитываться за эти объемы перед уполномоченным органом – проходить оценку либо мониторинг соответствия.

Читайте также:  Исполнение контракта поставщиком по Закону 44-ФЗ
Ссылка на основную публикацию