Заключение дополнительных соглашений к договору, заключенному ГУП в рамках законодательства о закупках

Заключение дополнительных соглашений к договору, заключенному ГУП в рамках законодательства о закупках

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Муниципальное унитарное предприятие (заказчик) заключило договор поставки угля со сроком действия с сентября 2016 года по 31.05.2017 (отопительный сезон). Договор был заключен в соответствии с правилами, предусмотренными Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ).
Согласно изменениям в законодательстве с 2017 года заказчик обязан руководствоваться Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ).
В настоящее время появилась необходимость приобретения дополнительного количества угля, в связи с чем планируется заключение дополнительного соглашения к договору.
Каким законом следует руководствоваться при заключении дополнительного соглашения – Законом N 223-ФЗ или Законом N 44-ФЗ?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При заключении после 01.01.2017 соглашения о приобретении дополнительного количества товара по договору, заключенному до 2017 года, муниципальное унитарное предприятие должно руководствоваться правилами, установленными Законом N 44-ФЗ.

Обоснование позиции:
С 01.01.2017 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ (далее – Закон N 321-ФЗ), согласно которым муниципальное унитарное предприятие (далее также – унитарное предприятие, МУП), осуществляющее закупки товаров, работ и услуг, признается заказчиком, обязанным по общему правилу руководствоваться требованиями Закона N 44-ФЗ (п. 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, ст. 4 Закона N 321-ФЗ). Исключение составляют закупки, осуществляемые за счет грантов и субсидий, а также привлечение иных лиц на основании договора в целях исполнения контракта, заключаемого МУП в качестве исполнителя. Эти закупки МУП вправе осуществлять в соответствии со своим положением о закупке в рамках требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) (ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития России от 18.08.2016 N Д28и-2133).
При этом ни Закон N 44-ФЗ, ни Закон N 321-ФЗ не содержат специальных положений о том, какие нормы должны применяться после 01.01.2017 к договорам унитарных предприятий, заключенным ими до указанной даты в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Полагаем, что в данной ситуации следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, на нормах которого основан и Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), и Закон N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона).
В соответствии с п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (п. 2 ст. 4 ГК РФ). Согласно же п. 2 ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Отсюда можно сделать вывод, во-первых, что договоры, заключенные унитарными предприятиями до 01.01.2017, сохраняют свое действие и после указанной даты. Аналогичные разъяснения даны в письмах Минэкономразвития России от 06.10.2016 N Д28и-2686, от 10.10.2016 N Д28и-2748.
Во-вторых, можно сделать вывод, что к правам и обязанностям сторон, возникающим после 01.01.2017, должны применяться уже нормы Закона N 44-ФЗ. Поскольку дополнительное соглашение изменяет или прекращает гражданские права и обязанности по ранее заключенному договору, то оно само подпадает под понятие гражданско-правового договора, содержащееся в п. 1 ст. 420 ГК РФ. Поэтому к нему применяются те же правила, которые установлены законодательством в отношении гражданско-правовых договоров. Согласно же п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения. Это означает, что дополнительные соглашения к договорам, заключенным МУП до 01.01.2017, после этой даты должны заключаться в соответствии с теми нормами, которые действуют на момент их заключения, то есть, как правило, в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Наконец, можно заметить, что распространение действия Закона N 44-ФЗ на закупки, осуществляемые унитарными предприятиями, направлено на повышение уровня конкуренции и эффективности расходования бюджетных средств при осуществлении закупок государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, на пресечение существующей негативной практики вывода закупок за счет бюджетных средств из-под конкурентных процедур Закона N 44-ФЗ (письма Минэкономразвития России от 12.01.2017 N Д28и-90, от 10.01.2017 N Д28и-91). В контексте норм Закона N 44-ФЗ под закупкой понимается любое подлежащее оплате приобретение заказчиком товаров, работ или услуг на основании гражданско-правовых договоров (п. 3 ч. 1 ст. 1, п.п. 2, 3 ст. 3, ч. 1 ст. 94 этого Закона). В этой связи возмездное приобретение дополнительного количества угля на основании соглашения, которым МУП и его контрагент вносят изменения в договор поставки, заключенный в 2016 году, после 01.01.2017 может рассматриваться как новая закупка, которая должна подчиняться требованиям Закона N 44-ФЗ. Исключение, как мы полагаем, может представлять только случай, когда дополнительное количество товара приобретается за счет грантов или иных средств, указанных в п. 1 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. При оплате товара за счет таких средств МУП может не применять правила Закона N 44-ФЗ, а руководствоваться положением о закупке, разработанным в соответствии с Законом N 223-ФЗ и размещенным до начала года в единой информационной системе.
Таким образом, мы полагаем, что, заключая после 01.01.2017 соглашение, направленное на приобретение дополнительного количества товара по договору поставки, который был заключен до 2017 года, унитарное предприятие по общему правилу должно руководствоваться требованиями Закона N 44-ФЗ.
Тем не менее заметим, что из некоторых разъяснений Минэкономразвития России по вопросам применения унитарными предприятиями правил Закона N 44-ФЗ после 01.01.2017 следует возможность иного правового подхода к этому вопросу. Так, представители этого министерства указывали на правомерность пролонгации унитарным предприятием договора, заключенного до 2017 года, на новый срок без осуществления процедур, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. При этом связанное с такой пролонгацией увеличение количества (объема), цены закупаемых товаров, работ, услуг не рассматривается как нарушение требований Закона N 44-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 08.11.2016 N Д28и-2915). Однако письменного мнения Минэкономразвития России по ситуации, аналогичной изложенной в вопросе, мы не обнаружили. Полагаем, что МУП не лишено права обратиться в указанное министерство или в ФАС России для получения соответствующих разъяснений (пп. 5.3.1.12 пп. 5.3 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

7 февраля 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Правила оформления дополнительного соглашения к государственному контракту по 44-ФЗ

Дополнительное соглашение является не менее важным документом, чем сам государственный контракт. Он позволяет сторонам вносить изменения и дополнения в действующий договор на законных основаниях. 44-ФЗ также допускает возможность подписания дополнительного соглашения между сторонами при необходимости.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
Читайте также:  Извещение о проведении электронного аукциона — образец

Что такое дополнительное соглашение

Дополнительное соглашение представляет собой документ, который вносит изменения в заключенный по итогам проведения закупки контракт.

Дополнительное соглашение выступает неотъемлемой частью государственного контракта. Сразу после его подписания соглашение вступает в силу.

Соответственно, вступают в силу изменения, которые внесены в ранее подписанное сторонами обязательство. Госконтракт не следует путать с дополнительными документами, которые требуются для исполнения работ по контракту (например, техзадание на выполнение работы и пр.).

Согласно п. 1 ст. 451 ГК, изменение и расторжение ранее подписанных договоров допустимо, если обстоятельства, при которых договоры были подписаны, существенно изменились, альтернативный порядок действий договором не предусмотрен, и это невозможно было предусмотреть в момент подписания договора.

В каких случаях заключается

44-ФЗ разрешает сторонам изменять или дополнять подписанные сторонами обязательства посредством подписания дополнительного соглашения. Следовательно, дополнительное соглашение подписывается в двух основных случаях:

  1. Для внесения корректировок в действующий государственный контракт.
  2. Для изменения дополнений в подписанный контракт или исключение из него отдельных положений.

Хотя в 44-ФЗ нет указания на то, что может считаться существенным условием, но, согласно требованиям, предусмотренным Гражданским кодексом, такими являются предмет договора, объем или количество товара, сроки поставки и цена.

Согласно п. 2 ст. 35 44-ФЗ, существенные условия не подлежат изменению по п. 2 ст. 35 44-ФЗ. Но в ст. 95 указанного закона предусмотрены случаи, когда это допустимо. Так, изменение существенных условий подписанного государственного контракта допускается в следующих ситуациях:

  1. Если госконтрактом или закупочной документацией предусмотрена подобная возможность.
  2. Если изменяется государственный контракт с единственным поставщиком, то дополнительно нужно учесть, чтобы соблюдались такие условия: уменьшение цены по контракту не должно предполагать корректировки количества товара, либо количество товара увеличивается не более, чем на 10% или, наоборот, уменьшается на это же количество.
  3. Если были внесены коррективы в цены и тарифы на определенного рода товары и услуги.
  4. Если был пересмотрен лимит по бюджету для заказчика на основании п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса.
  5. Если изменению подлежит заключенный контракт на лечение российского гражданина с иностранной компанией (в указанном случае стоимость услуг можно менять как в большую, так и меньшую сторону).
  6. Если допсоглашение подписывается к контракту, по которому поставляются товары и услуги с тарифным регулированием на законодательном уровне (например, был подписан договор энергоснабжения).

Госзаказчики прописывают в контракте условие о его твердой цене. Изменить такого существенное условие, как цена, можно на законных основаниях в двух случаях:

  1. Если снижение цены контракта не повлечет за собой изменения в объеме поставки и в качестве оказываемых услуг.
  2. Если уменьшается (увеличивается) количество поставляемой продукции не более, чем на 10%, при этом пропорционально меняется стоимость по контракту на 10%.

Законодательство содержит некоторые дополнительные условия для внесения изменений в крупные контракты (цена исполнения по которым превышает законодательно установленные лимиты):

  1. Федеральные контракты на сумму более 10 млрд руб. сроком на 3 года допускается изменять только по решению Правительства.
  2. Контракты на обеспечение потребностей бюджета РФ на сумму свыше 1 млрд р. и сроком на 3 года – изменяются по решению исполнительных властей, когда без изменения существенных условий контракта исполнить его не представляется возможным.
  3. Контракты с ценой более 500 млн р. сроком на 1 год для исполнения муниципальных контрактов – корректируются по решению местной администрации.

Правила оформления

Дополнительное соглашение к госконтракту подписывается в той же форме, что и сам контракт. То есть для того чтобы иметь юридическую силу, допсоглашение обязательно имеет письменную форму.

Условия дополнительного соглашения определяются по соглашению сторон, но в документ следует включить следующие условия:

  1. Дата и номер подписания соглашения.
  2. Место его подписания.
  3. Реквизиты государственного контракта, неотъемлемой частью которого является соглашение.
  4. Указание на стороны государственного контракта (сама преамбула копируется из контракта – только фраза «заключили настоящий договор» изменяется на «заключили настоящее дополнительное соглашение»).
  5. Перечень изменений и дополнений с указанием сроков и стоимости по каждому пункту.
  6. На основании чего вносятся данные изменения, ссылка на изменяющие пункты государственного контракта (например, «п. 5 Контракта № .. изложить в следующей редакции….»).
  7. Реквизиты сторон и их подписи (при наличии контракт скрепляется печатями сторон)

Допсоглашение оформляется и подписывается в двух экземплярах по одному для каждой из сторон. Измененные пункты госконтракта утрачивают силу сразу после подписания допсоглашения. Остальные условия государственного контракта остаются в силе и обязательны для применения.

Таким образом, дополнительное соглашение к государственному контракту заключается при необходимости внести коррективы в подписанный договор либо для отмены отдельных его положений. Отдельно от основного государственного контракта дополнительное соглашение не имеет юридической силы. Без оформления соглашения в письменном виде стороны не могут изменить заключенный контракт.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Заключение договора по 223-ФЗ: правовые основы

В нашей статье читайте о правовых основах заключения договора по 223-ФЗ и как заключить сам договор. Кроме того, эксперт Оксана Шипунова прокомментирует, какие существуют нюансы при заключении договора по 223-ФЗ.

Правовые основы заключения договора

Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Договоры , которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие. Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется. Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме.

Рамочный договор по 223 — ФЗ

Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

  • предусматриваются открытые условия;
  • не указывается точные показатели цены и объема;
  • отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения. Если же вы не перепроведёте закупку и не заключите новый договор по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой. Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки.

Возмездные договоры по 223 — ФЗ

Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.

Договор возмездного оказания услуг содержит :

  • Предмет договора (п.1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ),
  • Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Когда заказчик заключает договор, например, дарения или любой другой безвозмездный договор, на основании которого он приобретает продукцию, при этом не расходуя денежные средства, то такой документ договором не признается. Сюда можно отнести не только договор дарения и договор бартера. Например, компания меняет синий карандаш на красный карандаш. Денежные средства при этом не расходуются, поэтому данная процедура не является закупкой. Обратите внимание, не рекомендуется переводить основную массу своих потребностей на бартеры. Каждый раз, когда вы будете пользоваться подобным правом, данным для совершения таких сделок, у контролирующих органов будут возникать вопросы на предмет целесообразности проведения данной процедуры. Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика.

Существенные условия договора

Согласно п.1. ст. 432 ГК РФ «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.» Договор считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения о существенных условиях. Закрытого перечня таких условий законодательство не содержит. Поэтому существенными условиями договора возможно считать те условия, которые названы существенными непосредственно в тексте самого договора.

Читайте также:  Заказчик разместил на официальном сайте протоколы без печати

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ» :

Контролирующие органы считают, что все условия, прописанные в договоре, являются существенными. Если стороны сочли бы их не существенными, они не стали бы их фиксировать в договоре. Соответственно, любой параметр, любое условие в вашем договоре, не только цена, объём, срок и, непосредственно, сам предмет закупки, но и условия поставки, порядок оплаты, порядок страхования, формирование акта приёмки и передачи, любые моменты, которые зафиксированы в договоре, являются его существенными условиями.

Положение о закупке

Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 — ФЗ регулируется Положением о закупке. Совершать действия, не предусмотренные Положением, заказчик не может. Положение может представлять из себя несколько документов, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства. Все эти документы должны быть размещены в единой информационной системе.

В Положении о закупке необходимо прописать последовательность действий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, и включить в него:

  • комплект документов, который подлежит направлению в рамках заключения договора,
  • правила направления документов,
  • сроки направления,
  • права и обязанности, которые возникают у сторон по мере совершения тех или иных действий, предусмотренных Положением.

Если в Положении и документации о закупке не прописан порядок действий одной из сторон, либо прописан порядок действий не в полном объёме, у победителя всегда есть возможность уклониться от заключения договора, но он не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

По поводу комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, можно сказать следующее. Каждый заказчик определяет этот комплект документов сам для себя. Способы отправки документов могут быть любыми. Можно отправить договор обычной почтой с уведомлением, электронной почтой, факсом и другими средствами. Но все-таки наилучшими способами направления документов являются: либо почта с уведомлением, либо личное вручение своему контрагенту. Для подтверждения исполнения своих обязанностей в полном объёме, заказчику необходимо удостовериться, что проект контракта получен контрагентом, а лицо, которое приняло комплект документов, поставило подпись об их получении, уполномочено совершать те или иные действия со стороны контрагента.

Онлайн-курс « Закупки по 223-ФЗ . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Дополнительное соглашение к госконтракту по 44-ФЗ: для чего оно необходимо и как его подготовить?

В статье мы поговорим о таком понятии, как дополнительное соглашение к государственному контракту. Тема полезна для обеих сторон закупочной деятельности: для организаторов торгов и исполнителей. Рассмотрим случаи применения этого документа и его правильное составление.

Что такое дополнительное соглашение?

Не стоит недооценивать важность дополнительного соглашения: по 44-ФЗ его посредством вносятся правки и дополнения в действующий контракт. Данный документ равен государственному контракту, и согласно 44-ФЗ он подписывается сторонами при необходимости.

Дополнительное соглашение (ДС) — это документ, в который вносятся корректировки в заключенный по результатам осуществления закупки контракт, и является его неотъемлемой частью. Соглашение приобретает юридическую силу и начинает работать после подписания основного документа. ДС не следует путать с другими дополнительными документами для исполнения обязательств по договору (например, техническое задание и др.).

Право внесения корректировок указано не только в 44-ФЗ, но и в ГК РФ (ст.451). Согласно п.1 ст.451 ГК, изменение и расторжение ранее подписанных договоров возможно при существенных изменениях обстоятельств, действовавших в момент подписания договоров, а альтернативный порядок действий договором не был предусмотрен, и это невозможно было предусмотреть во время подписания контракта.

Также с помощью допсоглашения можно отменить госконтракт. Делается это по взаимному согласию, а не вследствие невыполнения своих обязательств сторонами.

Когда применяется?

Случаи заключения допсоглашения регламентируются 44-ФЗ:

  1. Внесение поправок в текущий госконтракт.
  2. Корректировка дополнений в основном контракте или исключение из него некоторых пунктов.
  3. Перед составлением дополнительного соглашения необходимо помнить, что необоснованное изменение существенных позиций госконтракта грозит штрафом для должностных лиц — 20 тыс. р., а для юридических – до 200 тыс. р. Административная ответственность установлена ч.4 ст.7.32 КоАП РФ.

Несмотря на то, что 44-ФЗ не дает перечня существенных условий, но по ГК РФ к ним относятся предмет договора, объем или количество товара, сроки поставки и цена.

В ст.95 44-ФЗ предусмотрены обстоятельства, позволяющие вносить изменения в существенные условия:

1. Такая возможность указывается заранее в контракте или закупочной документации, в случае сотрудничества с единственным поставщиком – в контракте:

— уменьшение НМЦК без изменения предусмотренных в договоре количества и качества предмета закупки;

— увеличение (кроме работ по строительству, реконструкции, сносу, капремонту, работ по сохранению культурного наследия) или уменьшение количества товара или объема услуг не более чем на 10%;

— внесение изменений в пределах 10% условий договоров по строительству, реконструкции, сносу, капремонту, работам по сохранению культурного наследия. Данный пункт приобрел законную силу 01.05.2019 г. (71-ФЗ).

2. Исполнение контракта невозможно без внесения поправок, и он заключен в рамках:

— федеральных нужд (срок действия – не менее 3-х лет, НМЦК не менее 10 млрд.; руб., а для договора по клиническим исследованиям – не менее 40 млн. руб.);

— нужд субъектов РФ (не менее 3-х лет, НМЦК не менее 1 млрд. руб.);

— муниципальных нужд (не менее 1 года, НМЦК не менее 500 млн. руб.).

Решение о корректировках принимают Правительство РФ, органы исполнительной власти и местные администрации соответственно.

3. Изменение тарифов на продукцию/услуги в соответствии с законодательством.

4. Уменьшение бюджетных обязательств для заказчика на основании п.6 ст.161 Бюджетного кодекса.

5. Изменение позиций контракта, заключенного с иностранной компанией, связанных с лечением российского гражданина (в этом случае можно вносить изменения в стоимость, как в большую, так и меньшую сторону).

6. Корректировка условий договора по строительству, реконструкции, капремонту, сносу, работ по сохранению культурного наследия, если без данных изменений невозможно исполнение контракта. В этом случае составляется письменное обоснование согласно решению Правительства РФ, высшего исполнительного органа, местной администрации при закупке в рамках федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно, и при условии, что такое изменение не увеличит срок работ или НМЦК больше чем на 30%.

7. Исправление условий договора по строительству, реконструкции, капремонту, сносу, работ по сохранению культурного наследия в случае невозможности выполнения обязательств в указанный срок, допустимо однократное изменение срока выполнения работ. В этом случае осуществляется новый порядок внесения обеспечения исполнения контракта.

8. Изменение в документе, подписанном с единственным поставщиком согласно п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Порядок составления + образец

Законодательством не разработан строгий образец ДС, поэтому руководствоваться следует актуальными примерами, опубликованными в открытом доступе в сети интернет.

Дополнительное соглашение подписывается по тем же правилам, что и действующий контракт. В документ вносятся следующие позиции:

  1. Дата и номер документа.
  2. Место подписания.
  3. Реквизиты госконтракта, который дополняет соглашение.
  4. Указание сторон (преамбула копируется из контракта – только формулировку «заключили настоящий договор» необходимо поменять на «заключили настоящее дополнительное соглашение»).

  1. Список корректировок с указанием сроков и стоимости по каждому пункту.
  2. Основания для внесения поправок, сноска на изменяющие пункты контракта (например, «п. 3 Контракта № … изложить в следующей редакции…»).

  1. Реквизиты сторон и их подписи (при наличии печатей у сторон необходимо их поставить).

Допсоглашение составляется и подписывается в количестве 2 штук для каждой из сторон. Исправленные пункты перестают действовать сразу после подписания документа. Остальные условия государственного контракта остаются действующими и обязательны для выполнения.

В каких случаях допускается подписание дополнительного соглашения к государственному контракту по 44-ФЗ? Правила оформления соглашения

Заключение дополнительного соглашения оформляется к уже подписанному государственному контракту по 44-ФЗ. Оно может потребоваться для изменения условий договора, а также для того, чтобы убрать несколько пунктов или включить дополнительные параметры.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург
Читайте также:  Закупки ГУП (МУП) и возможность изменения срока окончания работ и продления срока действия контракта по

Когда допускается вносить изменения в государственный контракт

Возможность внесения изменений в контракт опирается на положения ст. 451 Гражданского кодекса. В п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса декларируется условие, по которому изменение или расторжение договора допускается, если обстоятельства, на которые опиралось соглашение, существенно изменились и это нельзя было предусмотреть в момент подписания договора.

Стороны не вправе изменять существенные условия в подписанном ранее государственном контракте. Перечень исключений указан в ст. 95 44-ФЗ. В частности, для подписания дополнительного соглашения такая возможность должна быть предусмотрена документом.

При внесении изменений в госконтракт должны соблюдаться некоторые дополнительные условия:

  1. Если цена контракта снижается без изменения объема и качества товара и работы.
  2. Если заказчиком предложено снижение или увеличение поставки или выполненной работы, но не более, чем на 10%.
  3. Если изменились регулируемые цены на товары, работы и услуги (например, в договоре энергоснабжения).
  4. Если предметом контракта является медицинское обслуживание гражданина за пределами РФ (стоимость таких услуг может изменяться в большую и меньшую сторону с учетом медицинских назначений).
  5. Если исполнение государственного контракта по текущим условиям стало невозможно.
  6. При уменьшении лимитов бюджетных обязательств. Данное обстоятельство для подписания допсоглашения опирается на п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса. При пересмотре лимитов госзаказчик должен согласовать новые условия заключенного до этого обязательства.

Также подписание дополнительного соглашения возможно:

  1. По решению Правительства, если исполнение федерального контракта на 3 года и более по цене более 10 млрд руб. без изменения условий контракта не допускается.
  2. По решению высшего исполнительного органа власти российского региона, когда исполнение госконтракта для нужд региона на срок 3 года при цене более 1 млрд руб. невозможно.
  3. По решению местной администрации, если исполнение муниципального контракта на срок более года при цене от 500 млн р. без изменения условий невозможно.

Дополнительное соглашение к контракту следует оформить при изменении реквизитов поставщика. Еще один частный случай оформления допсоглашения – необходимость расторжения государственного контракта.

До 2017 года действовало правило, согласно которому, допускалось изменять срок исполнения контракта, его цену, количество услуг, товаров и работ, если срок исполнения завершился в 2016 году. То есть допускалось подписание дополнительного соглашения на изменение суммы договора или допработы.

Что не допускается изменять в контракте

В государственном контракте не допускается изменять поставщика. Исключением являются случаи, когда новый поставщик выступает правопреемником старого. Если заказчик изменяется, то все подписанные в контракте права и обязанности могут перейти к нему.

В отношении изменения цены есть определенные исключения. Государственный контракт содержит условие о твердой цене, но изменять ее можно в следующих случаях:

  1. Допускается снижение цены контракта без изменения качества и объема.
  2. Допускается увеличение количества поставляемой продукции не более, чем на 10% при пропорциональном изменении цены контракта.

В указанных случаях цену, как существенное условие контракта, допускается скорректировать на законных основаниях.

Обязательные условия по договору не допускается исключать из дополнительного соглашения или изменять их. Это, в частности:

  • ответственность сторон при неисполнении или некачественном исполнении обязательств по контракту;
  • порядок и сроки оплаты по контракту;
  • порядок и сроки приемки работы;
  • сроки возврата денежных средств, которые исполнитель вносил, как обеспечение.

Порядок формирования дополнительного соглашения

В дополнительное соглашение в обязательном порядке включается:

  1. Наименование организаций.
  2. ФИО тех, кто действует от имени поставщика и заказчика, а также документы, на основании которых они действуют (устав, доверенность и пр.).
  3. Перечень правок и дополнительных требований, которые вносятся в государственный контракт.
  4. Указание на то, что остальные условия по государственному контракту остаются неизменными.
  5. Реквизиты, подписи и печати сторон.

К оформлению дополнительного соглашения предъявляют ряд общих требований:

  1. В шапке дополнительного соглашения указываются реквизиты основного документа (государственного контракта, условия которого подлежат изменению).
  2. Номер дополнительного соглашения.
  3. Преамбула дополнительного соглашения копируется из текста государственного контракта.
  4. Указывается место подписания документа.
  5. Документ составляется в письменном виде в двух экземплярах.

Отдельно от контракта допсоглашение не имеет юридической силы. В случае расторжения государственного контракта соглашение так же утрачивает силу.

Включение в реестр контрактов

На основании ч. 3 ст. 103 44-ФЗ заказчику необходимо передать сведения о подписании дополнительного соглашения в реестр контрактов в течение 5 дней после его заключения.

Таким образом, дополнительное соглашение – это единственная юридическая возможность изменить условия подписанного госконтракта по 44-ФЗ. Дополнительное соглашение обязательно составляется в письменной форме в количестве двух экземпляров. Оно содержит скорректированные сведения госконтракта или исключаемые из контракта пункты. Также через допсоглашение вносятся измененные реквизиты поставщика, и расторгается контракт. Не допускается вносить изменения в существенные условия контракта и исключать обязательные пункты договора.


Заключение дополнительных соглашений к договору, заключенному ГУП в рамках законодательства о закупках

Вопрос: О закупках ГУП (МУП) с 01.01.2017 и расторжении договоров, заключенных в соответствии с законодательством о закупках отдельными видами юрлиц.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 8 ноября 2016 г. N Д28и-2915

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу осуществления закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями в соответствии с принятым Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц” (далее – Закон N 321-ФЗ) и сообщает.

Законом N 321-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) и в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ), касающиеся закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий, которые вступают в силу с 1 января 2017 года.

Так, с 1 января 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия будут являться заказчиками по смыслу Закона N 44-ФЗ и смогут воспользоваться правом осуществления закупок в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ только в случаях, установленных частью 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 321-ФЗ).

Таким образом, заказчикам в организационно-правовой форме “государственное (муниципальное) унитарное предприятие” с 1 января 2017 года независимо от видов осуществляемой ими деятельности необходимо при осуществлении закупок руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ.

По вопросу о необходимости расторжения заключенных и действующих на основании Закона N 223-ФЗ договоров отмечаем следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

В связи с изложенным при заключении и исполнении договора правомерно внесение изменений в договор относительно объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки. Внесение иных изменений, изменяющих существенные условия договора, по мнению Департамента, неправомерно.

Учитывая изложенное, если договором, заключенным по итогам закупки, предусмотрено право пролонгации такого договора и при этом в случае пролонгации не изменяются существенные условия договора (за исключением объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг и сроков исполнения договора), то продление срока действия договора без проведения повторной закупочной процедуры не противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ. При этом заказчику необходимо внести изменения в договор в части сроков его исполнения и разместить информацию о продлении срока действия договора в единой информационной системе в течение 10 дней со дня внесения таких изменений в договор.

В случае если заказчиком не внесены соответствующие изменения в договор и информация о продлении срока действия договора не размещена в единой информационной системе, договор признается исполненным.

Таким образом, заказчик не обязан расторгать договор, заключенный в соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ и предусматривающий пролонгацию на следующий год, в связи с вступлением в законную силу Закона N 321-ФЗ с 1 января 2017 года.

Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России – федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ
08.11.2016

Ссылка на основную публикацию