Заключение контракта по 44 ФЗ с единственным поставщиком об оказании дополнительных услуг почтовой связи, включая

Вопрос: Заключается договор на предоставление услуг телефонной связи и доступа в Интернет с ОАО “Ростелеком”. На основании какой статьи Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ нужно заключить договор на приобретение услуг связи у единственного поставщика? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2015 г.)

Заключается договор на предоставление услуг телефонной связи и доступа в Интернет с ОАО “Ростелеком”.

На основании какой статьи Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ нужно заключить договор на приобретение услуг связи у единственного поставщика?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Приобрести услуги телефонной связи, относящиеся к услугам общедоступной электросвязи, которые входят в сферу деятельности субъектов естественных монополий, возможно у единственного исполнителя на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Прочие услуги из упомянутых в вопросе (в частности доступ в Интернет) необходимо приобретать по результатам конкурентных процедур определения исполнителя. При этом в ряде случаев закон позволяет заключить договор с единственным контрагентом, если торги признаны несостоявшимися.

Прежде всего напомним, что из ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) следует, что заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее также – контрагент) только в случаях, названных в ч. 1 ст. 93 указанного Закона.

Пункт 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ допускает возможность заключения с единственным контрагентом договора об оказании услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам). Однако согласно п. 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83, под сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения. Телефонные линии к сетям инженерно-технического обеспечения не отнесены (см. также письмо Минэкономразвития России от 08.10.2014 N Д28и-2130). Соответственно, осуществлять закупку услуг связи на основании данного пункта неправомерно.

Вместе с тем согласно п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного контрагента может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях” (далее – Закон N 147-ФЗ). Перечень видов деятельности, относящихся к сферам естественных монополий, дан в п. 1 ст. 4 Закона N 147-ФЗ и является исчерпывающим, закрытым. В него включены услуги общедоступной электросвязи и услуги общедоступной почтовой связи. Перечень таких услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637, из услуг общедоступной электросвязи в него включены: предоставление междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети, доступа к сети местной телефонной связи, местного телефонного соединения, предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа и предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных. Однако, например, услуги сотовой и международной связи, предоставления доступа к Интернету, поскольку они не включены в Перечень, не относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (см., например, письмо ФАС России от 10.09.2009 N АЦ/31448, письма Минэкономразвития России от 22.12.2009 N Д22-1626, от 25.09.2008 N Д05-4072, от 31.01.2008 N Д04-213, от 09.06.2007 N Д04-2177, а также постановления Арбитражного суда Свердловской области от 06.06.2005 N А60-37220/2004-С8, ФАС Поволжского округа от 06.12.2004 N А55-4612/2004-43).

Таким образом, можно сказать, что услуги связи делятся на те, которые относятся к сфере естественных монополий, и иные, которые могут оказываться и другими субъектами (“конкурентные” услуги).

При этом ни Закон N 147-ФЗ, ни какой-либо иной закон не устанавливают для субъектов естественных монополий ограничений на осуществление иных видов деятельности. При этом коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, – хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, включая акционерные, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы – вправе осуществлять любые не запрещенные законом виды деятельности (п. 1 ст. 49, п. 2 ст. 50 ГК РФ). Соответственно, многие субъекты естественных монополий, то есть хозяйствующие субъекты, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере естественной монополии (абзац третий ст. 3 Закона N 147-ФЗ), могут осуществлять также и иные, не относящиеся к этой сфере виды деятельности. Следовательно, говорить о том, что услуги того или иного хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии, относятся к сфере естественной монополии, поскольку они оказываются этим субъектом, нельзя.

Закупка же услуг связи, которые не относятся к сфере естественной монополии, может быть осуществлена по итогам конкурентных способов определения контрагента (ч.ч. 1, 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ) либо у единственного исполнителя, но только на основании п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Аналогичная позиция высказана в разъяснениях ФАС России от 04.02.2011, которые давались относительно размещения заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, однако, на наш взгляд, сохраняют свою актуальность, поскольку регулирование услуг связи в сфере естественной монополии с тех пор принципиально не менялось.

К организациям, оказывающим как услуги, относящиеся к сфере естественной монополии, так и “конкурентные” услуги, насколько нам известно, относится и ОАО “Ростелеком” (см. информацию по ссылке: http://www.fstrf.ru/about/activity/reestr/36, а также постановление Тринадцатого ААС от 29.03.2013 N 13АП-1374/13).

Соответственно, на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ у ОАО “Ростелеком” может осуществляться закупка только услуг связи, которые относятся к сфере естественной монополии, а именно: услуг по предоставлению междугородного телефонного соединения абоненту (пользователю) сети, доступа к сети местной телефонной связи, местного телефонного соединения, предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа и предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных. Закупка конкурентных услуг (услуг международной связи и предоставления доступа к Интернету) должна осуществляться конкурентными способами либо у единственного исполнителя, но при наличии для этого оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Заметим, что основание заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в этой ситуации применено быть не может, так как цена договора превышает установленный этой нормой суммовой предел одной закупки (100 тысяч рублей). Единственным основанием, позволяющим приобрести эти услуги у единственного исполнителя при указанной в вопросе цене договора, по нашему мнению, может быть п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, позволяющий заключить договор с единственным контрагентом в случае признания торгов несостоявшимися.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

10 марта 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования – в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества – служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность – срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел “Правовая поддержка” (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу “Правовая поддержка” Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

Решение по делу № 21/З-2018

«15» января 2018 года

Резолютивная часть решения оглашена «12» января 2018г.

Решение изготовлено в полном объеме «15» января 2018г. г. Кемерово

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:

Председателя комиссии: – заместителя руководителя Кемеровского УФАС России;

Членов комиссии: – начальника отдела контроля в сфере закупок;

– главного специалиста – эксперта отдела контроля в сфере закупок,

рассмотрев дело № 21/З-2018, возбужденное по признакам нарушения заказчиком – Управлением Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона № 0139100002517000163 «Пересылка почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления)», и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

28.12.2017г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ФГУП «Почта России», в лице УФПС Кемеровской области – филиала ФГУП «Почта России» (вх. № 8656 от 28.12.2017г.) на действия заказчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области при проведении электронного аукциона № 0139100002517000163 «Пересылка почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления)».

По мнению заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям закона о контрактной системе, а именно: в извещении о проведении электронного аукциона заказчиком неверно указан объем закупаемых услуг. Кроме того, заказчик включил в одну закупку лицензируемый и нелицензируемый виды деятельности, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ.

В процессе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:

25.12.2017г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ заказчиком – Управлением Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области были размещены извещение о проведении электронного аукциона № 0139100002517000163 «Пересылка почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления)» и аукционная документация.

Начальная максимальная цена контракта – 4 222 100 ,00 рублей.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно требованиям пункта 2 статьи 42 ФЗ № 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Читайте также:  Обязательное общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ

В извещении о проведении электронного аукциона заказчиком установлены следующие требования к услугам:

Наименование товара, работы, услуги Код позиции КТРУ Характеристики товара, работы, услуги Единица измерения Количество Цена за ед.изм. Стоимость

Наименование характеристики Значение характеристики Единица измерения характеристики

Пересылка почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления) 53.10.13.110

УСЛ ЕД 1.00 4222100.00 4222100.00

Таким образом, заказчиком определена единица измерения услуг – условная единица, при этом отсутствует описание состава одной условной единицы, что рассматривается Комиссией кемеровского УФАС России как необъективное описание объекта закупки и противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ №44-ФЗ.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Постановление Правительства РФ № 87 от 18.02.2005 утвержден Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи (далее – Перечень).

Пункт 4 данного Перечня включает:

– прием почтовых отправлений;

– обработка почтовых отправлений;

– перевозки почтовых отправлений;

– доставка (вручение) почтовых отправлений;

– почтовый перевод денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи). Оказание услуг, предусмотренных настоящим перечнем, может сопровождаться предоставлением иных услуг, технологически неразрывно связанных с указанными услугами и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.

В Техническом задании аукционной документации (Приложение № 1 к государственному контакту) «На пересылку почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления)» установлены требования к оказанию услуг почтовой связи по обработке, пересылке простых и регистрируемых почтовых отправлений, включая печать, упаковку и предпочтовую подготовку отправлений:

– передача пакетов документов для оказания услуг исполнителю в формате электронного сообщения по защищенному каналу связи (с помощью средств VipNet) в pdf-файлах, содержащих электронные копии документов, подготовленные для двухсторонней распечатки и конвертования в конверты;

– пакет документов включает в себя копии процессуальных документов судебных приставов – исполнителей, подписанных электронной цифровой подписью, копии процессуальных документов судебных приставов – исполнителей без электронной цифровой подписи, реестр документов, списки формы 103;

– прием, обработка и доставка пакетов документов для оказания услуг Заказчику Исполнитель распечатывает документы, производит их конвертование и осуществляет передачу для дальнейшего отправления получателям в день получения пакетов документов;

– исполнитель должен обеспечить подготовку почтового отправления: изготовить, упаковать, нанести календарный штемпель (автоматическая упаковка печатных материалов в конверт исполнителя, имеющий размеры: шириной не менее 110 мм и не более 114 мм, длиной не менее 220 мм и не более 229 мм, с окошком, таким образом, чтобы в окошке конверта были видны фамилия, имя, отчество и/или наименование юридического лица, полный почтовый адрес получателя документов);

– сортировка письменной корреспонденции;

– пересылка письменной корреспонденции. Вручение заказных отправлений должно осуществляться адресатам лично, их законным представителям либо кому — либо из проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи с их согласия с фиксацией даты, времени доставки отправления и указанием фамилии, инициалов лица, его получившего.

Кроме того, в Техническом задании установлено, что «Исполнитель обязан иметь лицензию на оказание услуг почтовой связи, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».

Поскольку заказчик установил передачу документов в формате электронного сообщения по защищенному каналу связи для осуществления исполнителем предпочтовой подготовки почтовых отправлений, можно сделать вывод о наличии неразрывной технологической связи оказания услуг по предпочтовой подготовке и услуг почтовой связи по обработке, пересылке простых и регистрируемых почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа.

Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что услуги по печати, упаковке и предпочтовой подготовке отправлений не являются услугам почтовой связи как таковыми, на их оказание не требуется лицензия. Услуги по печати, упаковке и предпочтовой подготовке отправлений не связаны неразрывно с услугами по приемке, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, на оказание которых требуется лицензия.

Таким образом, включение в один лот лицензируемый вид деятельности (услуги почтовой связи по обработке, пересылке простых и регистрируемых почтовых отправлений) и нелицензируемый вид деятельности (услуги по печати, упаковке, предпочтовой подготовке отправлений) влечет за собой ограничение заказчиком количества участников закупки, что свидетельствует о нарушении заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ №44-ФЗ.

Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Кемеровского УФАС России,

1. Признать жалобу ФГУП «Почта России», в лице УФПС Кемеровской области – филиала ФГУП «Почта России» на действия заказчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области при проведении электронного аукциона № 0139100002517000163 «Пересылка почтовых отправлений (включая расходы на упаковку почтового отправления)» обоснованной.

2. Признать заказчика – Управление Федеральной службы судебных приставов по Кемеровской области нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 ФЗ № 44-ФЗ Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела № 21/З-2017 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Заключение контракта по 44 ФЗ с единственным поставщиком об оказании дополнительных услуг почтовой связи, включая

Виталий21 » 14 сен 2015, 16:04

Марина писал(а): — Федеральным Законом №44-ФЗ «О контрактной системе…» предусмотрены различные основания для заключения контракта с единственным поставщиком. Услуги местной, внутризоновой, междугородной связи включены в Перечень услуг общедоступной электросвязи, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005г. №637, и являются услугами в сфере деятельности субъектов естественных монополий. В связи с этим у заказчика при закупке указанных услуг имеется право заключить с исполнителем контракт на основании п.1 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ как с субъектом естественных монополий. При заключении контракта необходимо знать, что тот или иной контракт может подпадать под несколько допустимых оснований (если например, сумма контракта составляет не более 100 тыс. рублей, такой договор можно заключить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ). Таким образом, заказчик может оказаться перед выбором основания для заключения контракта по Закону №44-ФЗ. По принятии решения о выборе того или иного основания следует учитывать следующее. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №44-ФЗ, законодательство РФ о контрактной системе основывается на положениях Гражданского кодекса РФ, основным принципом которого является принцип «дозволительной направленности», согласно которому разрешено делать все, что не запрещено законом. Нормами законодательства, в том числе Закона №44-ФЗ право заказчика на выбор одного из нескольких оснований для заключения контракта не ограничено. В связи с чем, заказчик вправе по своему внутреннему усмотрению выбрать одно из нескольких удобных для него оснований для заключения контракта. Следовательно, заключение контракта на оказание услуг местной, внутризоновой, междугородной связи на основании п.4 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ (контракт на сумму не более 100 тыс.рублей) возможно и нарушением Закона №44-ФЗ являться не будет. В тоже время необходимо помнить, что заключение контракта на указанные услуги возможно и на основании п.1 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ. Поскольку сумма контрактов, заключаемых на основании п.4 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ ограничена (не более 5% от совокупного годового объема закупок или не более 2 млн рублей), заказчику выгоднее «поберечь» данное основание для других контрактов, если конечно совокупный годовой объем закупок составляет более 2 млн рублей (то есть когда заказчик не сможет заключить все контракты на основании п.4 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ).

Отвечал:
Свиридов Дмитрий, Начальник юридического отдела в сфере закупок Государственного заказчика, Генеральный директор ООО «Контрактный эксперт». Опыт работы в области антимонопольного права – 10 лет.
(Нашла у себя шпаргалку, может пригодится. )
Еще вы должны найти в интернете(убей,но не помню на каком сайте) вашу компанию,что они являются монополистами.

Re: Ростелеком

sviv » 14 сен 2015, 20:40

Re: Ростелеком

Олег Сергеевич » 22 сен 2015, 12:04

У нас аналогичная ситуация с Мегафоном, вчера пришло письмо от УФАСа. Пока обдумываем обоснование.

Re: Услуги связи 2015 год

Alexey_21 » 28 окт 2015, 15:49

Re: Услуги связи 2015 год

Виталий21 » 28 окт 2015, 16:14

Re: Услуги связи 2015 год

Alexey_21 » 28 окт 2015, 18:09

Сохранить телефонный номер

Valex » 30 ноя 2015, 18:22

Подскажите пожалуйста, у нашей организации подключено 10 фиксированных телефонных номеров, в тех. документации указали, что хотим получать звонки на имеющиеся у нас номера. У нас данные номера находятся в рекламе и во всякий информационных источниках и замена для нас будет критична.
Мы очень хотим их сохранить!
Сейчас нам пришел запрос-разъяснение, в котором говориться следующее:

Приказом Мининформсвязи России от 17.11.2006г. № 142 утверждены и введены в действие Российская система нумерации и Российский план нумерации.
Пунктом 18 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2004 № 350 (далее – Правила распределения ресурсов нумерации), установлено, что оператор связи, получивший ресурс нумерации, обязан не допускать использование выделенного ему ресурса нумерации в целях оказания услуг телефонной связи другими операторами связи.
Таким образом, каждый оператор телефонной связи имеет номерную емкость согласно выделенному ресурсу нумерации и вправе оказывать услуги связи только с использованием выделенной ему номерной емкости.
Использование оператором связи ресурса нумерации с нарушением российской системы и плана нумерации, равно как и использование одним оператором номерной емкости другого оператора связи не допускается и служит основанием для изъятия выделенного ранее ресурса нумерации.
Исходя из вышеизложенного, просим Вас внести изменения в документацию в части сохранения номерной емкости и обеспечения прием звонков на имеющиеся номера заказчика.
Как нам быть?

Re: Сохранить телефонный номер

1year » 30 ноя 2015, 19:10

Valex писал(а): Подскажите пожалуйста, у нашей организации подключено 10 фиксированных телефонных номеров, в тех. документации указали, что хотим получать звонки на имеющиеся у нас номера. У нас данные номера находятся в рекламе и во всякий информационных источниках и замена для нас будет критична.
Мы очень хотим их сохранить!
Сейчас нам пришел запрос-разъяснение, в котором говориться следующее:

Приказом Мининформсвязи России от 17.11.2006г. № 142 утверждены и введены в действие Российская система нумерации и Российский план нумерации.
Пунктом 18 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2004 № 350 (далее – Правила распределения ресурсов нумерации), установлено, что оператор связи, получивший ресурс нумерации, обязан не допускать использование выделенного ему ресурса нумерации в целях оказания услуг телефонной связи другими операторами связи.
Таким образом, каждый оператор телефонной связи имеет номерную емкость согласно выделенному ресурсу нумерации и вправе оказывать услуги связи только с использованием выделенной ему номерной емкости.
Использование оператором связи ресурса нумерации с нарушением российской системы и плана нумерации, равно как и использование одним оператором номерной емкости другого оператора связи не допускается и служит основанием для изъятия выделенного ранее ресурса нумерации.
Исходя из вышеизложенного, просим Вас внести изменения в документацию в части сохранения номерной емкости и обеспечения прием звонков на имеющиеся номера заказчика.
Как нам быть?

Читайте также:  Заключение и оплата контракта, если участник закупки (ее победитель) применяет УСН по 44 ФЗ

у вас оператор не относится к субъектам естественных монополий?

Минфин рассказал, как закупать почтовые марки

Как закупать почтовые марки?

Минфин рассказал, как заказчикам закупать почтовые марки по правилам закона № 44-ФЗ. В письме от 28 августа 2017 г. N 24-02-05/55137, с текстом которого вы можете ознакомиться ниже, приведена позиция по этому вопросу.

Письмо от 28 августа 2017 г. N 24-02-05/55137

Минфин России, рассмотрев обращение по вопросу об осуществлении закупки почтовых марок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе), в рамках компетенции сообщает следующее.

Статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее — Закон о почтовой связи) определено, что государственные знаки почтовой оплаты (далее — ГЗПО) — это почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи.

В соответствии с пунктом 24 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (далее — Правила оказания услуг почтовой связи), для подтверждения оплаты услуг почтовой связи по пересылке простой и заказной письменной корреспонденции, оказываемых организациями федеральной почтовой связи, применяются ГЗПО.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее — Закон о естественных монополиях), а также услуг центрального депозитария.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба, согласно которому предоставление услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи, а значит, является видом деятельности, отнесенным к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Кроме того, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 20.04.2017 N 541/17 «Об утверждении тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемую ФГУП «Почта России» установлены предельные максимальные уровни тарифов на виды отправлений и услуг, осуществляемые ФГУП «Почта России», в число которых входит отправка простой и заказной корреспонденции.

На основании изложенного Минфин России сообщает, что заказчик вправе заключать контракты на оказание услуг по отправке простой и заказной корреспонденции с использованием ГЗПО с ФГУП «Почта России» как единственным поставщиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку указанные услуги являются услугами общедоступной почтовой связи и относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

При этом Минфин России обращает внимание, что в случае если ГЗПО являются самостоятельным объектом закупки (то есть не в составе услуг по отправке простой и заказной корреспонденции), такая закупка проводится в общем порядке, установленном Законом о контрактной системе, с применением способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных статьей 24 Закона о контрактной системе.

Комментарий к Письму от 28 августа 2017 г. N 24-02-05/55137

Министерство разъяснило, что значение имеет предмет контракта. Если приобретаются услуги связи при оказании которых используются почтовые марки, то такая закупка может относиться к услугам монополистов, а контракт можно заключить по п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ .

Если же марки приобретаются как отдельный объект, то их закупка осуществляется по общим правилам 44-го закона с учетом установленных законом способов определения поставщика .

Кофе-пауза: Древняя Греция за 18 минут


Закупка у единственного поставщика: порядок проведения и рекомендации

В некоторых ситуациях закупка у единственного поставщика является самым выгодным методом определения поставщика. Но всегда нужно помнить про ряд нюансов, которые нужно соблюдать, чтобы у ФАС не возникло вопросов. Кроме того, Оксана Шипунова прокомментирует некоторые особенности закупки у единственного поставщика с точки зрения эксперта и практика.

Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе — это рассмотрение самых актуальных тем. Вы сможете освежить знания, узнать все нововведения или разобраться, как правильно участвовать в электронных торгах.

Выбор способа определения поставщика по 44-ФЗ

Все способы определения поставщика подразделяются на:

  • конкурентные (конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений;
  • неконкурентные (закупка у единственного поставщика).

Чаще всего неконкурентный способ закупки — это право заказчика. Исключение составляют ситуации:

  • по результатам рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе принято решение об отказе в допуске к участию всех участников закупки, подавших заявки, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в закрытом аукционе, его участником, закрытый аукцион признается несостоявшимся (ч. 9 ст. 89, п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, электронном аукционе или запросе котировок признанными несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации».

Если только одна заявка признана соответствующей Закону № 44-ФЗ и документации, то в этом случае контракт заключается с единственным поставщиком в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта или цену контракта, предложенную участником закупки. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком направляется в федеральный орган исполнительной власти в течение 10 дней с даты подписания протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика закрытым способом несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более 10 рабочих дней с даты поступления обращения. Контракт с единственным поставщиком заключается в срок не более 20 дней с даты получения заказчиком согласования.

Согласование заключения контракта и содержание обращения

Согласование проводится в следующих органах:

  1. В целях обеспечения федеральных нужд — в ФАС России.
  2. В целях обеспечения нужд субъекта РФ — в органе исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
  3. В целях обеспечения муниципальных нужд — в органе местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.

Какие документы нужны для согласования?

  1. Дата и номер извещения об осуществлении закупок, размещенного в ЕИС.
  2. Копии протоколов, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  3. Копия документации о закупке, а также разъяснений и изменений к ней (если такие изменения или разъяснения были сделаны заказчиком).
  4. Копии заявок на участие в конкурсе, повторном конкурсе, запросе предложений.

Порядок согласования установлен в Приложении № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189. Для того чтобы согласовать заключение контракта, заказчику нужно подготовить и направить в контрольный орган обращение.

  1. Направление обращения (≤ 10 дней с даты протокола). Заказчик признал соответствующей одну заявку или подана только одна заявка. Здесь важно в течение 10 дней направить пакет документов в контролирующий орган.
  2. Прием обращения (возврат ≤ 5 рабочих дней). Если какой-то документ отсутствует или есть какие-то ошибки, то обращение возвращается не позднее 5 рабочих дней. Обращение направляется повторно после устранения ошибок.
  3. Рассмотрение обращения (≤ 10 рабочих дней с даты поступления). Если обращение соответствует требованиям закона, то ему присваивается номер, начинается рассмотрение.
  4. Заключение контракта (≤ 20 дней с даты согласования). Минимального срока нет, указан только максимальный. Согласование получено, контракт может быть подписан и заключен по факту быстрее, если в этом есть необходимость.

Возврат обращения осуществляется:

  • в случае непредставления документов и (или) информации, предусмотренных Приказом №189;
  • в случае направления обращения, содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного контрольного органа.

Обратите внимание: если все документы присутствуют, то комиссия не вправе возвращать обращение.

Решение о согласовании принимается, если нет ошибок в заявке и закупка проведена по требованиям закона. Могут быть незначительные нарушения: к примеру, не указаны сведения о контрактной службе заказчика. Такое нарушение не влияет на результат. Если нарушения повлияли на результат, то это влечет за собой отказ в заключении контракта и возбуждение дела об административном правонарушении. Иные основания не предусмотрены!

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации».

Сложности могут возникнуть с определением срока направления обращения. Закон № 44-ФЗ указывает на то, что обращение о согласовании единственного поставщика (тот самый комплект документов) направляется не позднее 10 рабочих дней с даты публикации протокола о подведении итогов процедуры. Возврат обращения возможен, если не предоставлен полный пакет документов. Отказ в согласовании возможен, если выявлены нарушения, повлиявшие на исход процедуры. Если обращение направлено по истечении 10 дней со дня публикации протокола, то возвратить заявку не могут, так как нарушений нет и предоставлен полный пакет.

Ввиду того, что электронный аукцион и запрос котировок предполагают выбор победителя только по одному критерию — цене, дополнительная проверка и согласование не требуются.

По итогам рассмотрения, если все в порядке, то в пределах 10 рабочих дней контролирующий орган может принять одно из трех решений:

  1. Решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (с указанием выявленных нарушений, которые не повлияли на результат).
  2. Решение об отказе о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения, которые повлияли на результат.
  3. Решение о согласовании, но могут быть зафиксированы факты нарушения в действиях заказчика и материалы будут передаваться на административное производство в отношении должностных лиц, которые эти нарушения допустили.

Основание для закупки у единственного поставщика

На данный момент оснований для упрощенных закупок предусматривается 49: они достаточно разнородны — от обычного приобретения товаров/работ/услуг (ТРУ), до заключения контракта на лечение граждан за пределами РФ или закупок для целей контрразведки/безопасности.

Чаще же всего на практике используются следующие пункты:

  • объект закупки относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий и услуг центрального депозитария;
  • закупка для государственных нужд, определенная указом (распоряжением) Президента РФ;
  • сумма закупки не превышает 100 тысяч (закупка малого объема). В этом случае годовой объем закупок не должен быть выше 2 млн. рублей, либо не должен быть выше 5% совокупного годового объема закупок, при этом не более 50 млн. рублей;
  • закупка, при которой исполнителем может быть только орган исполнительной власти или подведомственный ему орган;
  • закупка на оказание услуг по водоотведению, водоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению, энергоснабжению, подключению и присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по ввозу, вывозу и хранению психотропных веществ и наркотических средств;
  • закупка вследствие чрезвычайных ситуаций, аварий техногенного и природного характера, для оказания медицинской помощи;
  • закупка для осуществления управления многоквартирным домом;
  • принятие заказчиком решения о заключении контракта с ЕП, в том случае если определение поставщика закрытым способом было признано несостоявшимся;
  • оказание услуг для направления работника в служебную командировку.

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Закупки у монополистов и центрального депозитария

Контракт заключают, используя п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Требуется размещение извещения в единой информационной системе (ЕИС).

  • Писать отчет-обоснование: не нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.
  • Не требуется привлечение экспертов или каких-либо экспертных организаций, включение в контракт расчета и обоснования цены.
  • Нет необходимости уведомлять контрольный орган.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации».

Для того чтобы найти нужный заказчику субъект, необходимо обратиться к Реестру субъектов естественных монополий, выбрать соответствующую заказчику область местонахождения и посмотреть какая организация на данной территории является субъектом естественной монополии. Важно понимать, что отсутствие информации о конкретном хозяйственном объекте в реестре, абсолютно ни о чем не говорит. Важно, чтобы данный субъект действительно работал на рынке, который признается монопольным (чтобы хозяйствующий субъект осуществлял те виды деятельности, которые указаны в Законе № 147-ФЗ). Учитывая, что реестр ведется не очень добросовестно и по заявительному принципу, мы рискуем столкнуться с ситуацией, когда субъект естественной монополии ведет свою деятельность, но не обратился, для включения в реестр, либо обратился, но информацию не успели обработать. Здесь важнее показатели финансово-хозяйственной деятельности потенциального единственного поставщика и можно ли эту деятельность отнести к естественно монопольной.

Пример закупки электроэнергии у субъекта естественной монополии

Закупки у субъектов естественных монополий, включая электроэнергию, регулируется Законом от 17.08.1998 № 147-ФЗ. К ним относятся:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, газа по трубопроводам;
  • ж/д перевозки;
  • услуги портов, аэропортов, транспортных терминалов, инфраструктуры внутренних водных путей;
  • общедоступные электро- и почтовая связь;
  • передача электроэнергии, тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение по централизованным коммунальным системам;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • ледокольная проводка судов (включая лоцманскую) на Североморском пути.
Читайте также:  Протокол об отказе от заключения государственного (муниципального) контракта с победителем определения поставщика - образец

Отдельным пунктом в ст. 93 Закона № 44-ФЗ выделена покупка электроэнергии у гарантирующего поставщика. Таким образом, услуги по группе ОКПД2 35.14.10 «Услуги по торговле электроэнергией» необходимо покупать у единственного поставщика на основании п. 29 ч. 1 ст. 93, а услуги по группе 35.12.10.110 «Услуги по передаче электроэнергии» — п. 1 ч. 1 ст. 93. В обоих случаях заказчик обязан выкладывать на портал госзакупок отчёты об исполнении, если суммы контрактов будут превышать 100 тыс. рублей. Но по услугам энергоснабжения не надо будет выкладывать отчёт, если данные услуги закупаются для других лиц, пользующихся нежилыми помещениями, если эти помещения переданы заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление (ч. 9 ст. 94, п. 23 ч. 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ).

Закупка у поставщика, которого определил Президент РФ

Контракт заключают на основании п. 2 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

  • Размещать извещение в ЕИС: нужно.
  • Писать отчет-обоснование: не нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно (если этого не требует правовой акт).
  • Привлечение экспертов или экспертных организаций: не требуется.
  • Включать в контракт расчет и обоснование цены: не обязательно.
  • Уведомить контрольный орган: не нужно.

Заказчик вправе не проводить конкурентную закупку, если Президент или Правительство РФ своим правовым актом утвердили конкретного поставщика товара, работы, услуги. Например, Указ Президента РФ от 01.01.2016 № 1.

Закупки на сумму, не превышающие 100 000 рублей или «малые закупки»

Такой контракт заключают, пользуясь п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

  • Размещать извещение в ЕИС: не нужно.
  • Писать отчет-обоснование: не нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.
  • Помощь специальных экспертов или подобных организаций: не требуется.
  • Сведения о расчете НМЦК: не обязательно.
  • Уведомить контрольный орган: не нужно.

Заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком на сумму, которая не будет превышать 100 000 руб.

Закупка работ, услуг, которые оказывают органы исполнительной власти

Такой контракт заключают, пользуясь п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

  • Размещать извещение в ЕИС: нужно.
  • Писать отчет-обоснование: нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.
  • Помощь специальных экспертов или подобных организаций: не требуется.
  • Сведения о расчете НМЦК: обязательно.
  • Уведомить контрольный орган: нужно.

Заказчики могут проводить закупку у единственного поставщика только тех услуг или работ, которые оказывает государственный орган, а также подведомственное ему учреждение или унитарное предприятие.

Например, заказчик имеет право заключить контракт:

  • на обязательную охрану объектов правоохранительными органами в соответствии с перечнем, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р (п. 33 письма Минэкономразвития РФ от 30.09.2014 № Д28и-1889);
  • госохрану объектов в соответствии со списком, который утвержден постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 (письма Минэкономразвития РФ от 11.03.2015 № Д28и-646, от 10.03.2015 № Д28и-617, от 06.03.2015 № Д28и-546);
  • проведение работ по экспертизе и оценке ценности документации различного рода. Контракты такого типа заключают с Госархивом России (письмо Минэкономразвития РФ от 01.06.2015 № Д28и-1729);
  • выдача уникальных регистрационных номеров в системе подвижной спутниковой связи «ИНМАРСАТ» (INMARSAT), учет используемых на территории Российской Федерации абонентских станций данной системы и сим-карт к ним. Контракты такого типа заключают с ФГУП «Морсвязьспутник» (письмо Минэкономразвития РФ от 12.10.2015 № Д28и-2934).

Также заказчик имеет право заключить контракт с Федеральным медико-биологическим агентством как с единственным поставщиком. Контракты такого типа заключают заказчики, руководствуясь перечнем организаций, которые обслуживает ФМБА России. Он утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 № 1156-р.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Особенности закупок отдельных видов услуг связи для учреждений

Автор: Лобанова О. Л., консультант-эксперт по закупкам Государственной академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова

Быть всегда на связи – особенно это актуально в эпоху цифровизации и электронизации системы государственного управления. Как закупить то, к чему все привыкли, – услуги связи, почтовые услуги, услуги по предоставлению доступа к Интернету (далее – услуги связи)? Какие услуги и каким образом можно закупать в условиях действия Закона о контрактной системе[1] – рассмотрим в рамках настоящей статьи.

В зависимости от объема и вида закупаемых услуг связи у заказчиков есть несколько вариантов действий.

Во-первых, если объем таких закупок не превышает 300 тыс. руб., то заказчик имеет право использовать так называемое общее основание для закупки у единственного поставщика (ЕП[2].

Во-вторых, если объем потребности превышает указанный стоимостный порог, то заказчик осуществляет закупки ряда услуг связи посредством проведения конкурентных процедур (например, аукциона, запроса котировок в электронной форме).

В-третьих, если услуги связи подпадают под монополистический вид деятельности, то вне зависимости от объема закупаемых услуг у заказчика имеется право на заключение контракта непосредственно с поставщиком таких услуг напрямую, как с ЕП.

Особенности закупок отдельных видов услуг связи.

На что заказчикам необходимо обратить внимание при закупке услуг связи рассмотрим далее. И начнем с простого – с основания для закупки у ЕП.

Закупка общедоступных услуг связи.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчик имеет право заключить контракт (договор) с единственным поставщиком (исполнителем) в случае закупки услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом № 147-ФЗ[3] В свою очередь, в ст. 4 Закона № 147-ФЗ установлено, что услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи относятся к монополизированной сфере, следовательно, их закупка допустима без проведения конкурентных процедур, то есть напрямую с единственным поставщиком. Таким образом, для заказчиков важно понимать, какие виды услуг связи относятся к категории «общедоступные».

В соответствии с Постановлением № 637[4] к общедоступным услугам связи относятся:

предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи;

предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа;

предоставление междугородного, местного, внутризонового телефонного соединения абоненту сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.

Например, по рассматриваемому основанию заказчики могут заключить контракт (договор) с ПАО «Ростелеком» как с единственным поставщиком на предоставление доступа к сети местной телефонной связи.

К категории «услуги общедоступной почтовой связи» относятся и пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), и передача внутренней телеграммы (Постановление № 637). В данном случае заказчик имеет право заключить контракт (договор) с АО «Почта России» как с единственным поставщиком перечисленных видов услуг.

Подчеркнем: список общедоступных услуг связи является закрытым и исчерпывающим, следовательно, не указанные в нем услуги недопустимо закупать на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (как у единственного поставщика). Например, услуги международной связи, сотовой связи или доступа к Интернету заказчики будут закупать либо путем проведения конкурентных процедур, либо на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (если объем закупки не превышает 300 тыс. руб.).

Закупка исключительных услуг связи.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе заказчики имеют право заключать с ЕП контракт на услуги, оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, ГУП, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ.

В рамках рассматриваемой в статье темы (и в п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе) речь идет прежде всего о таких видах почтовой связи:

федеральная фельдъегерская связь;

фельдъегерско-почтовая связь федерального органа исполнительной власти в области обороны;

специальная связь федерального органа исполнительной власти, осуществляющего управление деятельностью в области связи[5].

Например, Указом № 897[6] утвержден перечень органов, служебные отправления которых доставляются органами федеральной фельдъегерской связи. В этот перечень входят Генпрокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры; Судебный департамент при ВС РФ, управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ; Центризбирком РФ, избирательные комиссии субъектов РФ.

Таким образом, для данной категории заказчиков фельдъегерская служба будет являться единственным исполнителем по передаче служебных отправлений (вне зависимости от цены заключаемого контракта).

В случае закупок услуг связи, которые не подпадают под закупки у ЕП, заказчик вынужден проводить конкурентную процедуру. Из всего многообразия способов закупок в электронной форме заказчик может выбрать две альтернативы:

либо запрос котировок в электронной форме (если объем закупок не превышает 500 тыс. руб.);

либо вне зависимости от объема закупки – аукцион в электронной форме.

Обратите внимание: при закупке услуг связи, которые по классификатору ОКПД[7] включены в код 61 «Услуги телекоммуникационные», заказчик не вправе выбрать в качестве способа закупки конкурс в электронной форме. Это связано с законодательными ограничениями. Рассматриваемая позиция (код 61 по ОКПД 2) внесена в перечень, утвержденный Распоряжением № 471-р[8]. Им определен перечень товаров, работ, услуг (ТРУ), в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион. Правда, в ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе предусмотрены исключения из этого правила. В частности, заказчик имеет право закупать ТРУ из перечня, утвержденного Распоряжением № 471-р, путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у ЕП с учетом требований Закона о контрактной системе. Как видим, в перечне исключений конкурс не поименован как допустимый способ закупки услуг связи.

Конкретизируем, какие услуги связи включены в перечень, утвержденный Распоряжением № 471-р:

61.10 – услуги телекоммуникационные проводные (фиксированной телефонной связи; операторов связи в сфере проводных телекоммуникаций; передачи данных по проводным телекоммуникационным сетям; телекоммуникационные проводные в сети «Интернет»; и т. д.);

61.20 – услуги телекоммуникационные беспроводные (подвижной связи; операторов связи в сфере беспроводных телекоммуникаций; передачи данных по беспроводным телекоммуникационным сетям; и т. д.);

61.30 – услуги спутниковой связи;

61.90 – услуги телекоммуникационные прочие.

Установление объема закупаемых услуг.

На подготовительном этапе закупки услуг связи заказчику необходимо определиться с объемом закупок в стоимостном выражении (в рублях), в физическом выражении (количестве), а также понять, как эти величины взаимозависимы. Можно назвать два типичных вопроса, с которыми приходилось сталкиваться автору статьи: как определить, сколько услуг связи потребуется в будущем году, и какие единицы указывать при закупке услуг связи? В отношении первого вопроса – заказчикам необходимо проанализировать закупки аналогичных услуг в предшествующие периоды, например за последние три года, и по аналогии установить объем закупки на текущий срок с учетом доведенных лимитов бюджетных обязательств (или показателей плана финансово-хозяйственной деятельности).

При определении единиц измерения при закупке услуг связи необходимо ориентироваться на порядок формирования цены контракта. Например, если условиями контракта предусматривается абонентская плата, то целесообразнее указывать единицу измерения «месяц»; если абонентской платы нет, а осуществляется тарификация по минутам – единицей измерения будет «минута». Например, при закупке услуг связи на год на 6 абонентских номеров и при наличии абонентской платы порядок формирования цены контракта будет следующим:

Наименование ТРУ

Единица измерения

Количество

Размер платы в месяц с НДС, руб.

Размер оплаты в год с НДС, руб.

Услуги связи (на 6 абонентских номеров)

Если по данным видам услуг связи позиции включены в каталог товаров, работ, услуг, размещенный в ЕИС (далее – КТРУ), необходимо оперировать единицами измерения, предусмотренными КТРУ. Напомним: правила использования заказчиками информации, включенной КТРУ при осуществлении закупок, утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145. Например, услуги связи, которые подпадают под код 61.10.11 (ОКПД 2), включены в КТРУ и имеют одинаковые единицы измерения:

Вид услуги

Код позиции КТРУ

Единица измерения

Внутризоновая телефонная связь

Междугородная телефонная связь

Международная телефонная связь

Местная телефонная связь

В частности, видно, что при закупке услуг связи должна устанавливаться в качестве единицы измерения «условная единица». В целях определения и обоснования цены заключаемого контракта заказчик для себя принимает правило, например: «одна условная единица = 12 месяцам оказания услуг на 6 абонентских номеров». То есть заказчик вводит «расшифровку» понятия «условная единица».

При закупке почтовой связи (коды по ОКПД 2 – 53.10.10.000 и 53.20.10.000) у заказчиков есть варианты указания единиц измерения:

Ссылка на основную публикацию