Заключение контракта по 44 ФЗ с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в рамках договора управления многоквартирным

Заключение контракта по 44 ФЗ с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в рамках договора управления многоквартирным

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Муниципальный заказчик является собственником нежилого помещения в многоквартирном жилом доме. В соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд муниципальный заказчик планирует заключить муниципальный контракт с управляющей компанией на ремонт имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 22 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности.
Однако п. 4 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
31 декабря 2016 года истекает срок договора управления многоквартирным домом, который не был подписан заказчиком. На очередном собрании собственники помещений намерены выбрать эту же управляющую компанию.
Вправе ли заказчик, не дожидаясь проведения общего собрания собственников, заключить контракт с управляющей компанией на основании п. 4 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ?

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Письмо Минфина России от 16.11.2017 № 24-02-08/76787 “О заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в рамках договора управления многоквартирным домом”

Пунктом 7 статьи 3 Закона о контрактной системе установлено определение понятия “заказчик” в контексте Закона о контрактной системе, в соответствии с которым заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности.

Согласно частям 1, 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями ЖК РФ, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, в случае, установленном пунктом 22 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик вправе заключить контракт на управление многоквартирным домом с управляющей организацией как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае если общим собранием собственников помещений многоквартирного дома принято решение о выборе указанной управляющей организации и заключении с ней договора оказания услуг по управлению указанным домом.

Вместе с тем Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность заключения заказчиком, который по роду деятельности является управляющей организацией, контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в рамках договора управления многоквартирным домом в интересах его жителей на основании пункта 22 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе и частью 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

При этом частью 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона о закупках.

Департамент сообщает, что согласно пункту 2 части 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе в случае, если предприятием заключен контракт в соответствии с Законом о контрактной системе, то при привлечении соисполнителей применяется Закон о закупках, но исключительно в объемах, необходимых для исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе. При этом предприятие в целях исполнения иных контрактов (договоров), заключенных не в порядке, установленном Законом о контрактной системе, для привлечения соисполнителей руководствуется положениями Закона о контрактной системе.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКУПКАХ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА 2020

1-е изменение: с 08 января 2020 года изложен действует новая редакция пункта 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе

Суть изменений:

Абзацем 1 подпункта а) статьи 1 федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ в пункте 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ перечень объектов недвижимого имущества дополнен земельными участками.

Таким образом, с момента вступления в силу этой поправки допускается заключение контрактов на аренду земельных участков без проведения конкурентных процедур закупок.

Эта поправка вступила в силу с 08.01.2020 года.

2-е изменение: с 08 января 2020 года изложен в новой редакции пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе

Суть изменений:

Так, обновлённая редакция данного пункта выглядит следующим образом:

1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

23) заключение контракта на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, на оказание услуг по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из данного пункта следует, что заказчик имеет право заключить контракт с единственным, исполнителем подрядчиком в отношении следующих работ и услуг:

1) по техническому обслуживанию зданий;

2) по эксплуатационному контролю зданий, сооружений;

3) по содержанию и ремонту общего имущества в здании либо одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику на ЛЮБОМ законном основании;

4) по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом устанавливается следующее ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ применения данного основания закупки у единственного исполнителя:

– осуществление такой закупки без проведения конкурентных закупок допускается только в случае, «если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации».

То есть речь идёт об оказании вышеперечисленных услуг 3-м лицам, пользующимися нежилыми помещениями в здании, в котором находятся нежилые помещения, принадлежащие заказчику.

Пример 1:

Заказчик-балансодержатель заключает договоры на оказание услуг с поставщиками коммунальных ресурсов или с исполнителем на техническое обслуживание в отношении всего здания, в котором находятся нежилые помещения других организаций (например, других государственных и муниципальных учреждений).

В этом случае заказчик сможет воспользоваться обновлённой редакцией пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ для заключения таких контрактов.

Кроме того, теперь заказчик имеет право при отсутствии возможности заключения контракта непосредственно с подрядчиком, исполнителем перечисленных в пункте 23 работ, услуг заключить контракт, предусматривающий оплату стоимости указанных работ, услуг пропорционально размеру площади помещений, принадлежащих ему на любом законном основании, в общей площади здания, с лицом, заключившим в соответствии с законодательством Российской Федерации договор (контракт) на выполнение этих работ либо оказание данных услуг.

Пример 2:

Заказчик-арендатор арендует нежилые помещения в частном здании. Собственником-арендодателем здания заключены договоры с поставщиками коммунальных ресурсов, перечисленных в пункте 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, а также с подрядчиками на выполнение работ по содержанию и ремонту помещений, переданных заказчику.

В этом случае заказчик-арендатор на основании пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ сможет возместить по контракту расходы такого собственника-арендодателя на поставку коммунальных ресурсов и на содержание и ремонт здания пропорционально площади помещений, переданных заказчику в общей площади здания.

Исходя из вышеизложенного, новая редакция пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе существенно облегчает положение заказчиков, подпадающих под указанные в ней ситуации.

В ранее действовавшей редакции этого пункта речь шла только об услугах, оказываемых в отношении помещений, переданных заказчику исключительно в безвозмездное пользование или оперативное управление, если такие услуги оказываются в пользу третьих лиц, пользующихся помещениями в том же самом здании.

Проблема новой редакции пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе

По мнению автора, законодателем была допущена следующая техническая ошибка:

– при формулировании условия применения этой нормы закона во фразе «если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику…» забыли указать фразу про выполняемые работы.

Между тем, исходя из буквального толкования новой редакции пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, в ней речь идёт не только об услугах, но и работах.

В частности, в этой норме закона прямо указаны работы «по содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику…».

Однако, условия о том, что такие работы должны выполняться в пользу третьих лиц в отличие от услуг в новой редакции этой нормы нет.

По мнению автора, это позволяет проводить работы по содержанию и ремонту одного или нескольких помещений, принадлежащих заказчику или переданных ему на любом законном основании, без проведения конкурентных процедур закупок в рамках 44-ФЗ (на основании буквального толкования данного пункта).

Такой вот вольный или невольный новогодний «подарок» от законодателя, которым могут пользоваться заказчики до тех пор, пока этот пробел в законе не будет закрыт.

Данные изменения вступили в силу с 08.01.2020 года.

Заключение контракта по 44 ФЗ с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в рамках договора управления многоквартирным

Внимание!
Для поиска необходимой информации в справке воспользуйтесь кнопкой “Оглавление”, которая располагается слева над основным оглавлением справочника.

Внимание!
Федеральным законом от 02.12.2019 г. N 401-ФЗ исключены нормы Федерального закона от 24.07.2008 г. N 161-ФЗ, которыми регламентировались порядок и условия заключения договора безвозмездного пользования или аренды земельного участка, благодаря которым заказчики могли приобрести стандартное жилье на основании п. 39 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Справочный материал актуализирован.

Исчерпывающий перечень оснований закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) содержится в ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).

Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) удобны для заказчика, поскольку не требуют проведения сложных торговых процедур, составления многостраничной документации и соблюдения иных требований, характерных для конкурентных способов закупки.

В то же время, являясь неконкурентными, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) ограничены законодательством по предмету, по цене, по субъектному составу (как в отношении заказчика, так и поставщика, подрядчика, исполнителя) и т.д.

В связи с этим у заказчика часто возникает вопрос о том, вправе ли он в конкретном случае приобрести товар, заказать выполнение работы или оказание услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В случае отказа от закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), когда такая закупка возможна, заказчик потеряет много времени на проведение торговой процедуры, не говоря уже о том, что она может по различным причинам не состояться.

Штраф!
Принятие решения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 тыс. рублей (ч. 1 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее – КоАП РФ).

Принятие решения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если в соответствии с законодательством о контрактной системе такая закупка должна осуществляться путём проведения конкурса или аукциона, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. рублей (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

В справочном материале рассмотрены и разъяснены все основания закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), которыми может воспользоваться заказчик.

Справочная информация позволит заказчику принять верное решение о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), избежать привлечения к административной ответственности за неправильный выбор способа закупки и не потерять время на проведение торговых процедур, если возможно заключить прямой договор.

Закупка товара, работы или услуги у субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

Закупка товара, работы или услуги у субъектов естественных монополий, а также услуг центрального депозитария
(п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ)

Дополнительная информация
Закупки товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, подробно рассмотрены в справочном материале “Закупки у субъектов естественных монополий по 44-ФЗ”.

Закупка услуг центрального депозитария по данному основанию может осуществляться только у небанковской кредитной организации, которой Банком России присвоен статус центрального депозитария (ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 414-ФЗ “О центральном депозитарии”, далее – Федеральный закон от 07.12.2011 г. N 414-ФЗ).

Заказчик может найти сведения о юридическом лице, которому присвоен статус центрального депозитария, на официальном сайте Банка России (ч. 6 ст. 22 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 414-ФЗ).

Центральный депозитарий оказывает следующие услуги:
– хранение сертификатов ценных бумаг и (или) учёт и переход прав на ценные бумаги;
– расчёты по результатам сделок, совершённых на торгах организаторов торговли по соглашению с такими организаторами торговли и (или) клиринговыми организациями, осуществляющими клиринг таких сделок;
– раскрытие информации эмитентами, управляющими компаниями инвестиционных фондов и иными лицами;
– присвоение международных идентификационных кодов российским ценным бумагам;
– осуществление банковских операций и сделок;
– клиринговая деятельность.

При этом такие услуги оказываются с учётом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 414-ФЗ

Такой вывод следует из содержания ст. 23, 27 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 414-ФЗ и ст. 7 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”.

Следовательно, заказчик вправе применить п. 1 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при закупке указанных услуг у организации, обладающей статусом центрального депозитария.

Закупка для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определённого указом или распоряжением Президента РФ, постановлением или распоряжением Правительства РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

Закупка для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определённого указом или распоряжением Президента РФ, постановлением или распоряжением Правительства РФ
(п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ)

Обратите внимание, что закупки по данному основанию осуществляются только для государственных нужд (федеральных нужд или нужд субъекта РФ).

В указанных правовых актах Президента РФ и Правительства РФ наряду с единственным поставщиком обязательно определяется предмет контракта.

Например, Распоряжением Президента РФ от 11.06.2016 г. N 167-рп ООО “ELEKON” было определено единственным исполнителем осуществляемых Российской академией наук в 2016 г. закупок работ и услуг, связанных с капитальным ремонтом башенных часов.

В рассмотренном примере дополнительно определён заказчик и период времени, в течение которого он может осуществлять соответствующие закупки.

То есть закупку работ и услуг, связанных с капитальным ремонтом башенных часов у ООО “ELEKON” на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ была вправе осуществить только Российская академия наук и только в 2016 г. При этом закупка иных товаров, работ, услуг по данному основанию не допускалась.

Кроме того, актами Президента РФ и Правительства РФ должен быть определен предельный срок контракта, а также предусмотрена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь субподрядчиков или соисполнителей с указанием объема обязательств, которые должны быть исполнены лично. Соответственно, указанные условия должны быть отражены заказчиком в контракте.

Дополнительно в актах Президента РФ и Правительства РФ об определении единственного поставщика (подрядчика исполнителя) может быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта.

Например, Распоряжением Правительства РФ от 28.03.2018 г. N 520-р АО “Национальная иммунобиологическая компания” определена единственным поставщиком лекарственных препаратов, полученных из плазмы крови человека и животных.

Кроме того, Распоряжением Правительства РФ от 28.03.2018 г. N 520-р:
– конкретизирован предмет контракта (перечень лекарственных препаратов, полученных из плазмы крови человека и животных);
– определены заказчики, которые вправе осуществлять закупки лекарственных препаратов у АО “Национальная иммунобиологическая компания” на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (Минздрав России, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральная служба безопасности и другие);
– установлен период времени, в течение которого указанные заказчики вправе осуществлять закупки лекарственных препаратов у АО “Национальная иммунобиологическая компания” на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (2018 и 2019 г.);
– определена методика расчёта цены контракта.

Таким образом, актами Президента РФ и Правительства РФ не только определяется единственный поставщик (подрядчик, исполнитель), но и устанавливаются условия осуществления закупки, которые заказчик обязан соблюдать.

Выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

Внимание!
При осуществлении закупки работ по данному основанию заказчику потребуется: определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ).

По данному основанию заказчик вправе заключить контракт на выполнение работ по заблаговременной подготовке к обеспечению защиты государства от вооружённого нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации”, далее – Федеральный закон от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ).

Полный перечень мероприятий, которые составляют содержание мобилизационной подготовки, содержится в ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ. В него входят, например:
– создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил РФ и населения в военное время (п. 11 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ);
– подготовка техники, предназначенной для поставки в Вооруженные Силы РФ при объявлении мобилизации (п. 13 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ);
– подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время (п. 16 ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.02.1997 г. N 31-ФЗ);
– и другие мероприятия.

Например, на основании п. 3 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ может быть заключен контракт на ремонт и сервисное обслуживание вооружения и военной техники, предназначенной для поставки в Вооруженные Силы РФ при объявлении мобилизации.

Таким образом, по данному основанию заказчик вправе заключать контракты только для выполнения работ в рамках указанных мероприятий по мобилизационной подготовке.

Закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ)

Закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей
(п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ)

Закупка у единственного поставщика: порядок проведения и рекомендации

В некоторых ситуациях закупка у единственного поставщика является самым выгодным методом определения поставщика. Но всегда нужно помнить про ряд нюансов, которые нужно соблюдать, чтобы у ФАС не возникло вопросов. Кроме того, Оксана Шипунова прокомментирует некоторые особенности закупки у единственного поставщика с точки зрения эксперта и практика.

Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе — это рассмотрение самых актуальных тем. Вы сможете освежить знания, узнать все нововведения или разобраться, как правильно участвовать в электронных торгах.

Выбор способа определения поставщика по 44-ФЗ

Все способы определения поставщика подразделяются на:

  • конкурентные (конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений;
  • неконкурентные (закупка у единственного поставщика).

Чаще всего неконкурентный способ закупки — это право заказчика. Исключение составляют ситуации:

  • по результатам рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе принято решение об отказе в допуске к участию всех участников закупки, подавших заявки, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в закрытом аукционе, его участником, закрытый аукцион признается несостоявшимся (ч. 9 ст. 89, п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, электронном аукционе или запросе котировок признанными несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации».

Если только одна заявка признана соответствующей Закону № 44-ФЗ и документации, то в этом случае контракт заключается с единственным поставщиком в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта или цену контракта, предложенную участником закупки. Обращение заказчика о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком направляется в федеральный орган исполнительной власти в течение 10 дней с даты подписания протоколов, содержащих информацию о признании определения поставщика закрытым способом несостоявшимся. При этом срок согласования не должен быть более 10 рабочих дней с даты поступления обращения. Контракт с единственным поставщиком заключается в срок не более 20 дней с даты получения заказчиком согласования.

Согласование заключения контракта и содержание обращения

Согласование проводится в следующих органах:

  1. В целях обеспечения федеральных нужд — в ФАС России.
  2. В целях обеспечения нужд субъекта РФ — в органе исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.
  3. В целях обеспечения муниципальных нужд — в органе местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок.

Какие документы нужны для согласования?

  1. Дата и номер извещения об осуществлении закупок, размещенного в ЕИС.
  2. Копии протоколов, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
  3. Копия документации о закупке, а также разъяснений и изменений к ней (если такие изменения или разъяснения были сделаны заказчиком).
  4. Копии заявок на участие в конкурсе, повторном конкурсе, запросе предложений.

Порядок согласования установлен в Приложении № 2 к Приказу Минэкономразвития России от 31.03.2015 № 189. Для того чтобы согласовать заключение контракта, заказчику нужно подготовить и направить в контрольный орган обращение.

  1. Направление обращения (≤ 10 дней с даты протокола). Заказчик признал соответствующей одну заявку или подана только одна заявка. Здесь важно в течение 10 дней направить пакет документов в контролирующий орган.
  2. Прием обращения (возврат ≤ 5 рабочих дней). Если какой-то документ отсутствует или есть какие-то ошибки, то обращение возвращается не позднее 5 рабочих дней. Обращение направляется повторно после устранения ошибок.
  3. Рассмотрение обращения (≤ 10 рабочих дней с даты поступления). Если обращение соответствует требованиям закона, то ему присваивается номер, начинается рассмотрение.
  4. Заключение контракта (≤ 20 дней с даты согласования). Минимального срока нет, указан только максимальный. Согласование получено, контракт может быть подписан и заключен по факту быстрее, если в этом есть необходимость.

Возврат обращения осуществляется:

  • в случае непредставления документов и (или) информации, предусмотренных Приказом №189;
  • в случае направления обращения, содержащего вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного контрольного органа.

Обратите внимание: если все документы присутствуют, то комиссия не вправе возвращать обращение.

Решение о согласовании принимается, если нет ошибок в заявке и закупка проведена по требованиям закона. Могут быть незначительные нарушения: к примеру, не указаны сведения о контрактной службе заказчика. Такое нарушение не влияет на результат. Если нарушения повлияли на результат, то это влечет за собой отказ в заключении контракта и возбуждение дела об административном правонарушении. Иные основания не предусмотрены!

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации».

Сложности могут возникнуть с определением срока направления обращения. Закон № 44-ФЗ указывает на то, что обращение о согласовании единственного поставщика (тот самый комплект документов) направляется не позднее 10 рабочих дней с даты публикации протокола о подведении итогов процедуры. Возврат обращения возможен, если не предоставлен полный пакет документов. Отказ в согласовании возможен, если выявлены нарушения, повлиявшие на исход процедуры. Если обращение направлено по истечении 10 дней со дня публикации протокола, то возвратить заявку не могут, так как нарушений нет и предоставлен полный пакет.

Ввиду того, что электронный аукцион и запрос котировок предполагают выбор победителя только по одному критерию — цене, дополнительная проверка и согласование не требуются.

По итогам рассмотрения, если все в порядке, то в пределах 10 рабочих дней контролирующий орган может принять одно из трех решений:

  1. Решение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (с указанием выявленных нарушений, которые не повлияли на результат).
  2. Решение об отказе о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, если по результатам рассмотрения представленного обращения или прилагаемых к нему документов выявлены нарушения, которые повлияли на результат.
  3. Решение о согласовании, но могут быть зафиксированы факты нарушения в действиях заказчика и материалы будут передаваться на административное производство в отношении должностных лиц, которые эти нарушения допустили.

Основание для закупки у единственного поставщика

На данный момент оснований для упрощенных закупок предусматривается 49: они достаточно разнородны — от обычного приобретения товаров/работ/услуг (ТРУ), до заключения контракта на лечение граждан за пределами РФ или закупок для целей контрразведки/безопасности.

Чаще же всего на практике используются следующие пункты:

  • объект закупки относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий и услуг центрального депозитария;
  • закупка для государственных нужд, определенная указом (распоряжением) Президента РФ;
  • сумма закупки не превышает 100 тысяч (закупка малого объема). В этом случае годовой объем закупок не должен быть выше 2 млн. рублей, либо не должен быть выше 5% совокупного годового объема закупок, при этом не более 50 млн. рублей;
  • закупка, при которой исполнителем может быть только орган исполнительной власти или подведомственный ему орган;
  • закупка на оказание услуг по водоотведению, водоснабжению, газоснабжению, теплоснабжению, энергоснабжению, подключению и присоединению к сетям инженерно-технического обеспечения, по ввозу, вывозу и хранению психотропных веществ и наркотических средств;
  • закупка вследствие чрезвычайных ситуаций, аварий техногенного и природного характера, для оказания медицинской помощи;
  • закупка для осуществления управления многоквартирным домом;
  • принятие заказчиком решения о заключении контракта с ЕП, в том случае если определение поставщика закрытым способом было признано несостоявшимся;
  • оказание услуг для направления работника в служебную командировку.

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Закупки у монополистов и центрального депозитария

Контракт заключают, используя п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Требуется размещение извещения в единой информационной системе (ЕИС).

  • Писать отчет-обоснование: не нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.
  • Не требуется привлечение экспертов или каких-либо экспертных организаций, включение в контракт расчета и обоснования цены.
  • Нет необходимости уведомлять контрольный орган.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « Закупка у единственного поставщика: основания, порядок проведения, рекомендации».

Для того чтобы найти нужный заказчику субъект, необходимо обратиться к Реестру субъектов естественных монополий, выбрать соответствующую заказчику область местонахождения и посмотреть какая организация на данной территории является субъектом естественной монополии. Важно понимать, что отсутствие информации о конкретном хозяйственном объекте в реестре, абсолютно ни о чем не говорит. Важно, чтобы данный субъект действительно работал на рынке, который признается монопольным (чтобы хозяйствующий субъект осуществлял те виды деятельности, которые указаны в Законе № 147-ФЗ). Учитывая, что реестр ведется не очень добросовестно и по заявительному принципу, мы рискуем столкнуться с ситуацией, когда субъект естественной монополии ведет свою деятельность, но не обратился, для включения в реестр, либо обратился, но информацию не успели обработать. Здесь важнее показатели финансово-хозяйственной деятельности потенциального единственного поставщика и можно ли эту деятельность отнести к естественно монопольной.

Пример закупки электроэнергии у субъекта естественной монополии

Закупки у субъектов естественных монополий, включая электроэнергию, регулируется Законом от 17.08.1998 № 147-ФЗ. К ним относятся:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, газа по трубопроводам;
  • ж/д перевозки;
  • услуги портов, аэропортов, транспортных терминалов, инфраструктуры внутренних водных путей;
  • общедоступные электро- и почтовая связь;
  • передача электроэнергии, тепловой энергии; водоснабжение и водоотведение по централизованным коммунальным системам;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • ледокольная проводка судов (включая лоцманскую) на Североморском пути.

Отдельным пунктом в ст. 93 Закона № 44-ФЗ выделена покупка электроэнергии у гарантирующего поставщика. Таким образом, услуги по группе ОКПД2 35.14.10 «Услуги по торговле электроэнергией» необходимо покупать у единственного поставщика на основании п. 29 ч. 1 ст. 93, а услуги по группе 35.12.10.110 «Услуги по передаче электроэнергии» — п. 1 ч. 1 ст. 93. В обоих случаях заказчик обязан выкладывать на портал госзакупок отчёты об исполнении, если суммы контрактов будут превышать 100 тыс. рублей. Но по услугам энергоснабжения не надо будет выкладывать отчёт, если данные услуги закупаются для других лиц, пользующихся нежилыми помещениями, если эти помещения переданы заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление (ч. 9 ст. 94, п. 23 ч. 1 ст.93 Закона № 44-ФЗ).

Закупка у поставщика, которого определил Президент РФ

Контракт заключают на основании п. 2 ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

  • Размещать извещение в ЕИС: нужно.
  • Писать отчет-обоснование: не нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно (если этого не требует правовой акт).
  • Привлечение экспертов или экспертных организаций: не требуется.
  • Включать в контракт расчет и обоснование цены: не обязательно.
  • Уведомить контрольный орган: не нужно.

Заказчик вправе не проводить конкурентную закупку, если Президент или Правительство РФ своим правовым актом утвердили конкретного поставщика товара, работы, услуги. Например, Указ Президента РФ от 01.01.2016 № 1.

Закупки на сумму, не превышающие 100 000 рублей или «малые закупки»

Такой контракт заключают, пользуясь п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

  • Размещать извещение в ЕИС: не нужно.
  • Писать отчет-обоснование: не нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.
  • Помощь специальных экспертов или подобных организаций: не требуется.
  • Сведения о расчете НМЦК: не обязательно.
  • Уведомить контрольный орган: не нужно.

Заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком на сумму, которая не будет превышать 100 000 руб.

Закупка работ, услуг, которые оказывают органы исполнительной власти

Такой контракт заключают, пользуясь п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

  • Размещать извещение в ЕИС: нужно.
  • Писать отчет-обоснование: нужно.
  • Предусмотреть обеспечение контракта: не обязательно.
  • Помощь специальных экспертов или подобных организаций: не требуется.
  • Сведения о расчете НМЦК: обязательно.
  • Уведомить контрольный орган: нужно.

Заказчики могут проводить закупку у единственного поставщика только тех услуг или работ, которые оказывает государственный орган, а также подведомственное ему учреждение или унитарное предприятие.

Например, заказчик имеет право заключить контракт:

  • на обязательную охрану объектов правоохранительными органами в соответствии с перечнем, который утвержден распоряжением Правительства РФ от 02.11.2009 № 1629-р (п. 33 письма Минэкономразвития РФ от 30.09.2014 № Д28и-1889);
  • госохрану объектов в соответствии со списком, который утвержден постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 № 587 (письма Минэкономразвития РФ от 11.03.2015 № Д28и-646, от 10.03.2015 № Д28и-617, от 06.03.2015 № Д28и-546);
  • проведение работ по экспертизе и оценке ценности документации различного рода. Контракты такого типа заключают с Госархивом России (письмо Минэкономразвития РФ от 01.06.2015 № Д28и-1729);
  • выдача уникальных регистрационных номеров в системе подвижной спутниковой связи «ИНМАРСАТ» (INMARSAT), учет используемых на территории Российской Федерации абонентских станций данной системы и сим-карт к ним. Контракты такого типа заключают с ФГУП «Морсвязьспутник» (письмо Минэкономразвития РФ от 12.10.2015 № Д28и-2934).

Также заказчик имеет право заключить контракт с Федеральным медико-биологическим агентством как с единственным поставщиком. Контракты такого типа заключают заказчики, руководствуясь перечнем организаций, которые обслуживает ФМБА России. Он утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 № 1156-р.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

В каких случаях заказчик может провести закупки у единственного поставщика и в чем особенности процедуры?

Закупки у единственного поставщика – это неконкурентный способ выбора исполнителя контракта. При такой форме закупки сам заказчик может направить выбранному им исполнителю предложение подписать контракт. Другой вариант заключения договора – когда поставщик сам направляет предложение заказчику, а тот соглашается на подписание контракта на предложенных условиях.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Понятие закупки у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика – неконкурентный способ закупки, при котором контракт подписывается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения конкурентного отбора поставщика. Такая закупка является правом, а не обязанностью заказчика по 44-ФЗ.

Контракт с единственным поставщиком подписывается по нормам ст. 93 44-ФЗ и с учетом изложенных здесь ограничений. Данная статья регулярно подвергается корректировкам.

Преимущества и недостатки

Процедура закупки у единственного поставщика обладает как присущими ей достоинствами, так и недостатками. Она достаточно популярна у заказчиков, так как гарантирует возможность подписания контракта с подходящим исполнителем и косвенно позволяет рассчитывать на качественное исполнение контракта.

Нередко закупки у единственного поставщика позволяют достичь финансовой экономии за счет снижения затрат на проведение закупочных мероприятий и оплате труда персонала. Особенно это ощутимо при закупках малого объема.

При этом не лишено подписание контракта с единственным поставщиком и недостатков. Так, заказчик упускает возможность снизить цену контракта или добиться наилучших условий его реализации. При выборе в пользу подписания контракта с единственным поставщиком заказчик вынужден брать на себя повышенные риски привлечения внимания со стороны контролирующих инстанций, ведь неконкурентные способы закупки нередко сопровождаются коррупционными схемами и злоупотреблениями при расходовании бюджетных денег.

Когда допускается

Случаи, когда закупка у единственного поставщика является приемлемой и соответствующей правовым нормам, перечислены в ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Закупать товары, работы и услуги у единственного поставщика по другим основаниям недопустимо.

Приведем перечень случаев, когда закупка у единственного поставщика будет правомерной:

  1. Контракт подписывается по п. 1 ч. 1 ст. 93 и предполагает закупки монополистов либо центрального депозитария. При закупках услуг естественных монополий заказчик вправе не использовать конкурентные процедуры вроде конкурса и аукциона. Предметы контракта, которые относят к монополиям, прописаны в п. 1 ст. 4 ФЗ-147 от 1995 года. К услугам центрального депозитария относят, в частности, хранение сертификатов ценных бумаг, передача прав на них, открытие депо счета.
  2. Закупка у поставщика, которого определил Президент. Контракт подписывается по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В данном случае заказчик может не проводить конкурентные формы закупок, если Президентом или Правительством были определены единственные поставщики, например, по Распоряжению Президента от 2019 года №295-рп. Типовыми пунктами данных контрактов является предмет, обязанность заказчика выполнить определенные действия, максимальные сроки. При подготовке типового контракта государственные органы приводят расчет и обоснование цены (на основании ст. 22 44-ФЗ). Так, Правительство РФ определило ООО «С» в качестве единственного поставщика стентов для коронарных артерий металлических; стентов для коронарных артерий; катетеров (баллонных стандартных) для коронарной ангиопластики; аспирационных катетеров для тромбэктомии (на основании Распоряжение от 12 мая 2015 года №855-р).
  3. Закупка услуг мобилизационной подготовки (по п. 3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Заказчиками подобного рода услуг могут выступать федеральные органы власти, перед которыми стоят задачи по мобилизации (на основании ст. 12 31-ФЗ от 1997 года). При таких работах осуществляется развитие и сохранность мобилизационных объектов, готовятся технические средства для поставки в ВС, обеспечивается сохранность страхового фонда, в котором представлены сведения по вооружению и военным техсредствам. Полный список работ указан в п. 3 ст. 2 31-ФЗ.
  4. Закупки малого объема на сумму до 300-600 тыс. р. по пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. По данному основанию заказчик может закупать любые товары, работы и услуги на сумму до 300 тыс. р. у единственного поставщика. При этом годовой объем таких закупок не может превышать 2 млн р. или 5% от СГОЗ и в последнем случае не должен превышать более 50 млн р. в год. Если закупка производится государственными или муниципальными учреждениями (такими, как зоопарки, цирки, музеи, библиотеки и пр.), годовой объем закупок в данном случае не может быть более 5 млн р. или 50% СГОЗ заказчика (но в пределах 30 млн р.).
  5. Закупка товаров, работ и услуг, которые могут оказывать только органы исполнительной власти. Контракт в данном случае подписывается с опорой на п. 6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Заказчики вправе закупать у единственного поставщика услуги органа государственной власти, подведомственного учреждения и унитарного предприятия, руководствуясь возложенными на них полномочиями. Например, заказчик вправе подписать контракт на обязательную охрану объектов правоохранительными органами по перечню из Распоряжения Правительства от 2009 года №1629-р или контракт на охрану по списку, утвержденному Постановлением Правительства от 1992 года №587. Подобные контракты подписываются с ФГУП «Охрана», подведомственному ГУ МВД. Экспертные и оценочные услуги в части документации различного рода можно закупить у такого единственного поставщика, как Госархив (по письму МЭР от 2015 года №Д28и-1729). Универсальные регистрационные номера в системе спутниковой связи «Инмарсат» выдаются в ФГУП «Морсвязьспутник» (письмо МЭР от 2015 года №Д28и-2934). Организации, которые обслуживает ФМБА по Распоряжению Правительства №1156-р от 2006 года, могут заключить с ним контракт на неконкурентной основе.
  6. Закупка российского вооружения. Такие контракты заключаются на основе п. 7 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Заказчик может закупить у единственного поставщика военную технику российского производства или иностранное вооружение, не имеющее российских аналогов. Такую технику должен производить единственный производитель, а контракт подписывается с компанией из реестра единственных поставщиков вооружения. Если у заказчика есть сомнения по указанному поводу, то он может обратиться в антимонопольную службу с запросом на получение выписки из реестра. Такой запрос будет предоставлен в течение 5 дней.
  7. На основании п. 8 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ у единственного поставщика закупают услуги по хранению, ввозу и вывозу психотропных веществ, а также услуги по регулируемым ценам. Под требования данного пункта статьи 93 подпадает закупка коммунальных услуг, услуг теплоснабжения, водоотведения, газоснабжения, подключения к инженерным сетям и пр. Также заказчик может подписать контракт с управляющей компанией, выбранной по результатам конкурса или по решению собственников.
  8. Закупка происходит в результате аварии, чрезвычайной ситуации либо медицинского вмешательства (в случае экстренной или неотложной помощи) по п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. О такой закупке нужно оповещение ФАС.
  9. Заказчик по 44-ФЗ вправе подписать контракт с единственным поставщиком на закупку культурных ценностей для пополнения госфондов, музеев, архивов, библиотек, кинофонда и пр. (на основании п. 10 ч. 1 ст. 93 44-Ф). Это, например, художественные промыслы, результаты научных исследований, территории и объекты, которые являются уникальными в историко-культурном отношении (по Основам законодательства РФ о культуре, утвержденного ВС от 1992 года №3612-1). Предметом контракта могут стать музейные предметы и коллекции, рукописи и архивные документы.
  10. Закупки у предприятий УИС осуществляют с опорой на п. 11 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Контракт с учреждением УИС, как единственным поставщиком, допускается только в том случае, если предмет контракта входит в Специальный перечень от Постановления Правительства №1292 от 2013 года. Например, туда входят отдельные продукты питания, одежда и обувь, мебель и строительные услуги.
  11. Если закупается учреждение, которое привлекает осужденных к труду, то оно вправе закупаться на неконкурентной основе по п. 12 ч. 1 ст.93 44-ФЗ. В числе таких учреждений исправительные колонии общего режима, колонии-поселения, колонии особого режима для пожизненно осужденных и пр.
  12. Закупка произведений искусства и литературы у единственного поставщика по п. 13 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ возможна при условии подтверждения поставщиком исключительных авторских прав на произведение.
  13. Если не состоялась закрытая или открытая закупка, то заказчик, руководствуясь пп. 24, 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ вправе подписать контракт с единственным поставщиком.

В перечень других частных случаев, при которых допускается закупка у единственного поставщика, входят:

  1. Закупки печатных и электронных изданий.
  2. Приобретение билетов на культурно-массовые мероприятия: в цирк, зоопарк, кинотеатр и пр.
  3. Услуги по участию в мероприятиях.
  4. Услуги авторского контроля и надзорных мероприятий.
  5. Закупки по организации визитов иностранных делегаций.
  6. Закупка лекарств по врачебному предписанию.
  7. Услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту нежилого помещения.
  8. Услуги энергоснабжения.
  9. Приобретение недвижимости, жилья экономкласса.
  10. Услуги по организации командировок.
  11. Закупки для выборов.
  12. Приобретение изделий народных промыслов.
  13. Запрос предложений на лечение гражданина за пределами РФ, признанный несостоявшимся.
  14. Закупки услуг по утилизации и обезвреживанию отходов.
  15. Закупки товаров, работ и услуг для внешней разведки и ФСБ.
  16. Закупки товаров, работ и услуг по специальному инвестконтракту.
  17. Прочие случаи.

Пошаговая инструкция процедуры

Цена государственного контракта, который подписывается с единственным поставщиком, должна быть обоснованной. Завышение цены контракта станет поводом для возникновения претензий у контролирующих инстанций в лице ФАС. Для расчета НМЦК (цены контракта) используется несколько методов с учетом ст. 22 44-ФЗ.

Каждый метод обладает своими возможностями для применения. Основным является метод сопоставимых рыночных цен. Для его использования заказчику необходимо запросить несколько цен от поставщиков либо использовать цены из открытых источников информации (например, из печатных изданий, сведений с официального сайта, из ценовых мониторингов и отчетов и пр.). Представленные цены от поставщиков не должны иметь отклонения более 33%. На основании цен определяется средневзвешенное значение, которое и выступает в качестве цены контракта.

Также заказчик может применять тарифный метод при закупках тарифицируемых государством услуг естественных монополий, проектно-сметный метод при заказе строительных работ и пр.

Расчет и обоснование цены контракта должны прилагаться к контрактам, подписанным с единственным поставщиком на основании п. 3, 6, 9, 11, 12, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37, 38, 39, 40, 41, 46, 49 ч. 1 ст. 93.

Алгоритм закупки у единственного поставщика

Подписание контракта с единственным поставщиком предполагает прохождение следующего алгоритма:

  1. Заказчик готовит приказ об осуществлении закупки у единственного поставщика.
  2. Готовится обоснование соответствия закупки требованиям документации.
  3. Готовится обращение о согласовании возможности подписания контракта с единственным поставщиком.
  4. Разрабатывается и утверждается проект контракта.
  5. Выполняется расчет и обоснование цены контракта.
  6. До июля 2019 готовился отчет с обоснованием подписания контракта с единственным поставщиком и нецелесообразностью конкурентных процедур. На основании ч. 3 ст. 93 44-ФЗ извещение о закупках у единственного поставщика не размещается.
  7. Подписание контракта с единственным поставщиком при необходимости проходит процедуру согласования в ФАС.
  8. Поставщик предоставляет документ, который подтверждает внесение им обеспечения исполнения контракта. На основании ч. 2 ст. 96 44-ФЗ заказчик обязан прописать требование об обеспечении исполнения контракта при осуществлении закупки у единственного поставщика на основании п. 4-11, 13-15, 17, 20-23, 26, 28-34, 40-42, 44-48, 51, 52 ч. 1 ст. 93.
  9. Подписывается контракт с единственным поставщиком.
  10. О факте подписания контракта уведомляется ФАС.

На основании Распоряжения Правительства от 2018 года №824-р заказчики могут осуществлять закупки малого объема (по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) у единственного поставщика на сайте ЕАТ «Березка». Помимо этого, заказчики могут использовать в работе Портал поставщиков Москвы, РТС-Маркет или ОТС-Маркет и пр.

Заказчик обязан направить уведомление о подписании контракта с единственным поставщиком в контролирующую инстанцию не позднее 1 рабочего дня после его подписания. Такой контролирующей инстанцией выступает ФАС. К уведомлению прилагается копия подписанного контракта и обоснование его подписания.

Случаи согласования заключения контракта контрольным органом

В некоторых случаях подписание контракта с единственным поставщиком должно сопровождаться с согласованием закупки с контролирующей инстанцией.

Обращение в ФАС в целях согласования закупки у единственного поставщика нужно, если конкурентный способ закупки признан несостоявшимся (по п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Например, если заявку на участие подал только один участник, или все остальные заявки на участие в закупке были отклонены.

Порядок согласования возможности подписания контракта с единственным поставщиком был утвержден Приказом МЭР от 2015 года №189 «Об утверждении Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком». В Приказе определено содержание обращения о согласовании, а также то, куда оно направляется. Сроки для рассмотрения обращения составляют не более 10 рабочих дней. При отказе в согласовании закупки ФАС обязана обосновать принятое решение.

Проверка контрактов, заключенных с единственным поставщиком

Уведомление контролирующей инстанции о подписании контракта с единственным поставщиком в сроки не позднее рабочего дня после подписания контракта нужно, чтобы ФАС смогла проверить, не были ли допущены нарушения при применении норм ст. 93 44-ФЗ.

При выявлении злоупотреблений со стороны заказчика ФАС может признать закупку недействительной, как и подписанный по ее результатам контракт. Если заказчики слишком часто закупаются у единственных поставщиков, то они станут предметом особого внимания со стороны ФАС.


Читайте также:  Неустойка по 44-ФЗ
Ссылка на основную публикацию