Заключение контракта с единственным поставщиком по 44 ФЗ (подрядчиком, исполнителем) на поставку газа

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКУПКАХ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА 2020

1-е изменение: с 08 января 2020 года изложен действует новая редакция пункта 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе

Суть изменений:

Абзацем 1 подпункта а) статьи 1 федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ в пункте 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ перечень объектов недвижимого имущества дополнен земельными участками.

Таким образом, с момента вступления в силу этой поправки допускается заключение контрактов на аренду земельных участков без проведения конкурентных процедур закупок.

Эта поправка вступила в силу с 08.01.2020 года.

2-е изменение: с 08 января 2020 года изложен в новой редакции пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе

Суть изменений:

Так, обновлённая редакция данного пункта выглядит следующим образом:

1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

23) заключение контракта на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, на оказание услуг по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из данного пункта следует, что заказчик имеет право заключить контракт с единственным, исполнителем подрядчиком в отношении следующих работ и услуг:

1) по техническому обслуживанию зданий;

2) по эксплуатационному контролю зданий, сооружений;

3) по содержанию и ремонту общего имущества в здании либо одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику на ЛЮБОМ законном основании;

4) по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом устанавливается следующее ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ применения данного основания закупки у единственного исполнителя:

– осуществление такой закупки без проведения конкурентных закупок допускается только в случае, «если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации».

То есть речь идёт об оказании вышеперечисленных услуг 3-м лицам, пользующимися нежилыми помещениями в здании, в котором находятся нежилые помещения, принадлежащие заказчику.

Пример 1:

Заказчик-балансодержатель заключает договоры на оказание услуг с поставщиками коммунальных ресурсов или с исполнителем на техническое обслуживание в отношении всего здания, в котором находятся нежилые помещения других организаций (например, других государственных и муниципальных учреждений).

В этом случае заказчик сможет воспользоваться обновлённой редакцией пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ для заключения таких контрактов.

Кроме того, теперь заказчик имеет право при отсутствии возможности заключения контракта непосредственно с подрядчиком, исполнителем перечисленных в пункте 23 работ, услуг заключить контракт, предусматривающий оплату стоимости указанных работ, услуг пропорционально размеру площади помещений, принадлежащих ему на любом законном основании, в общей площади здания, с лицом, заключившим в соответствии с законодательством Российской Федерации договор (контракт) на выполнение этих работ либо оказание данных услуг.

Пример 2:

Заказчик-арендатор арендует нежилые помещения в частном здании. Собственником-арендодателем здания заключены договоры с поставщиками коммунальных ресурсов, перечисленных в пункте 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, а также с подрядчиками на выполнение работ по содержанию и ремонту помещений, переданных заказчику.

В этом случае заказчик-арендатор на основании пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ сможет возместить по контракту расходы такого собственника-арендодателя на поставку коммунальных ресурсов и на содержание и ремонт здания пропорционально площади помещений, переданных заказчику в общей площади здания.

Исходя из вышеизложенного, новая редакция пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе существенно облегчает положение заказчиков, подпадающих под указанные в ней ситуации.

В ранее действовавшей редакции этого пункта речь шла только об услугах, оказываемых в отношении помещений, переданных заказчику исключительно в безвозмездное пользование или оперативное управление, если такие услуги оказываются в пользу третьих лиц, пользующихся помещениями в том же самом здании.

Проблема новой редакции пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе

По мнению автора, законодателем была допущена следующая техническая ошибка:

– при формулировании условия применения этой нормы закона во фразе «если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику…» забыли указать фразу про выполняемые работы.

Между тем, исходя из буквального толкования новой редакции пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, в ней речь идёт не только об услугах, но и работах.

В частности, в этой норме закона прямо указаны работы «по содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику…».

Однако, условия о том, что такие работы должны выполняться в пользу третьих лиц в отличие от услуг в новой редакции этой нормы нет.

По мнению автора, это позволяет проводить работы по содержанию и ремонту одного или нескольких помещений, принадлежащих заказчику или переданных ему на любом законном основании, без проведения конкурентных процедур закупок в рамках 44-ФЗ (на основании буквального толкования данного пункта).

Такой вот вольный или невольный новогодний «подарок» от законодателя, которым могут пользоваться заказчики до тех пор, пока этот пробел в законе не будет закрыт.

Данные изменения вступили в силу с 08.01.2020 года.

Вопрос: Организация заключает контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию газопровода, сумма контракта – менее 100 тыс. руб. Услуги оказываются монополистом. На основании какого пункта (п. 1, п. 4 или п. 8) части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ необходимо заключить контракт? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2015 г.)

Организация заключает контракт на оказание услуг по техническому обслуживанию газопровода, сумма контракта – менее 100 тыс. руб. Услуги оказываются монополистом.

На основании какого пункта (п. 1, п. 4 или п. 8) части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ необходимо заключить контракт?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации контракт может быть заключен без проведения конкурентных процедур только на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – контрагент) или осуществляют закупки у единственного контрагента. В силу ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 этого Закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона.

Таким образом, закупка у единственного контрагента допускается Законом N 44-ФЗ в качестве исключений, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 1 ст. 93 этого Закона.

Одно из таких исключений предусмотрено п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Согласно этой норме у единственного контрагента может осуществляться закупка товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях” (далее – Закон N 147-ФЗ), а также услуг центрального депозитария. Сферы деятельности субъектов естественных монополий перечислены в п. 1 ст. 4 Закона N 147-ФЗ, в соответствии с которым в сферу деятельности субъектов естественных монополий входит оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам. Оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов не относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий*(1). Поэтому заключение контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию газопровода на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ неправомерно. Сказанное подтверждает судебная практика (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.03.2015 N Ф08-10585/14 по делу N А61-1375/2011). Аналогичного мнения по схожим вопросам придерживаются специалисты некоторых ведомств (Вопрос: Дайте разъяснение, вправе ли казенное учреждение заключить контракт на техническое обслуживание оборудования газовой котельной согласно п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе? (“Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере”, N 2, март-апрель 2015 г.)).

Пунктом 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрено еще одно основание для заключения контракта с единственным контрагентом. В соответствии с указанным пунктом может быть заключен контракт на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

Цены на услуги по техническому обслуживанию газопроводов государственному регулированию не подлежат (письмо ФАС России от 23.06.2010 N АГ/19556). Сказанное подтверждает многочисленная судебная практика (смотрите, например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.06.2014 N 02АП-3496/14, постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2014 N Ф07-10606/13, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2015 N 10АП-1707/15, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2012 N 07АП-1218/12). Затраты газораспределительных организаций на оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов и газового оборудования и аварийно-диспетчерскому обеспечению не должны включаться в себестоимость услуг по транспортировке газа, а также в розничную цену газа (Информационное письмо Федеральной службы по тарифам от 23.06.2005 N СН-3765/9 “О расходах на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования”).

Таким образом, заключение контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию газопровода на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ также неправомерно.

Учитывая, что стоимость услуг в рассматриваемой ситуации менее 100 тыс. руб., полагаем, контракт без проведения конкурентных процедур может быть заключен только на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

15 сентября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

*(1) Аналогичной позиции придерживаются суды (смотрите, например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2013 N 07АП-1607/13, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 N 13АП-13232/15). Более того, решением Верховного Суда РФ от 10.12.2013 N АКПИ13-826 признаны недействующими пункты Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 “О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования”, в части, наделяющей исключительным правом осуществлять деятельность по техническому обслуживанию, ремонту и замене внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования только газораспределительную организацию, осуществляющую транспортировку газа по договору с поставщиком газа. Соответственно, оказывать услуги по техническому обслуживанию газопроводов могут не только субъекты естественных монополий, но и иные организации.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.

Основные преимущества услуги Правового консалтинга:

Удобство использования – в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.

Гарантия качества – служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.

Оперативность – срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.

Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел “Правовая поддержка” (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.

Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу “Правовая поддержка” Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.

Письмо Минфина России от 20.02.2018 № 24-05-09/10720 “О заключении контракта на закупку услуг по газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа) с единственным поставщиком”

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом заказчик не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и является исчерпывающим.

Пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлена возможность заключения контракта с единственным поставщиком на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.

Таким образом, пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлена совокупность условий, при которых заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем):
1) предметом контракта является оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения;
2) контракт заключается на оказание вышеуказанных услуг по регулируемым ценам (тарифам).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации” (далее – Закон о газоснабжении):
газоснабжение – одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа;
газ – природный газ, нефтяной (попутный) газ, отбензиненный сухой газ, газ из газоконденсатных месторождений, добываемый и собираемый газо- и нефтедобывающими организациями, и газ, вырабатываемый газо- и нефтеперерабатывающими организациями.

На основании изложенного, по мнению Департамента, заказчик вправе заключить контракт на услуги по газоснабжению (за исключением оказания услуг по реализации сжиженного газа) с единственным поставщиком на основании пункта 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в случае если газоснабжение осуществляется по ценам (тарифам), регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положения о государственном регулировании цен на газ и отдельных тарифов установлены Главой VI Закона о газоснабжении, а также соответствующими подзаконными нормативными правовыми актами.

Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Минфина России, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), в связи с чем заявитель вправе рассмотреть вопрос об обращении в ФАС России по вопросам в сфере регулирования цен (тарифов).

Закупка у единственного поставщика по 44‑ФЗ: что нужно учитывать

Закупка у единственного поставщика — один из способов определения поставщика, который позволяет приобрести товары у известного заказчику продавца без конкурентных торгов в максимально короткие сроки. В статье рассмотрим особенности проведения закупки у единственного поставщика и разберем актуальные примеры.

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителей организаций «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак. часов.

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 50 различных оснований, среди которых наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товаров, работ или услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тыс. рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной или в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • случаи, когда открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, повторный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений признаны несостоявшимися (п. 25-25.3 ч. 1 ст. 93).

Остановимся на некоторых типах закупок у единственного поставщика.

Малые закупки

Заказчик может разово закупать у единственного поставщика любые товары, работы, услуги на сумму не более 300 тыс. рублей. Закон № 44-ФЗ устанавливает условие: годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 2 млн рублей или 5% совокупного годового объема закупок заказчика (если 5% более 2 млн руб.) и не должен составлять более 50 млн рублей. Указанные ограничения не применяются в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений.

Важно: закупки на сумму до 300 тыс. рублей не ограничены правилом об одноименных товарах.

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 тыс. рублей. В апреле этого же года он вправе закупить необходимый товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 300 тыс. рублей.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что такие закупки не будут иметь признаки « дробления » и годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Закупки малого объема очень популярны среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, их не нужно отражать в плане-графике в полном объеме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24–25.3 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Важно: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 54.1, 59), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст. 87.1, ст. 83.1).

Согласовывать закупку у единственного поставщика с контрольным органом по итогам несостоявшихся процедур, как правило, не нужно. Исключение — несостоявшийся запрос предложений в электронной форме (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у единственного поставщика

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при конкурентных процедурах.
  4. Заказчику не нужно выделять большие ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у единственного поставщика

  1. Заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе.
  2. Заказчику сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, в открытом конкурсе в электронной форме, из-за отсутствия конкуренции.
  3. ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Но далеко не все обстоятельства попадают под определение форс-мажоров.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Обратиться к ГК РФ (ст. 401), определяющему, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие случаи, например некачественное выполнение обязанностей или плохие погодные условия (если они не являются аномальными), к ним не относятся.

Далее — несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на Закон № ФЗ-44 (п. 9 ч. 1 с. 93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ, при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести конкурентную закупку.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (п. 6 9, 34, 50 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ) заказчик обязан уведомить контрольный орган в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К уведомлению нужно приложить копию заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено. Как правило:

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливает докладную записку.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий орган организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

В некоторых случаях при осуществлении закупки у единственного поставщика (по п. 3, 6, 9, 11, 12,18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчик обязан определить и обосновать цену контракта (ч. 4 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

При осуществлении такой закупки обоснование цены включается в текст контракта.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. Поставщикам до заключения контракта нужно внимательно вычитать его текст, проанализировать информацию, обратить внимание на детали.
  4. И для заказчика, и для поставщика важно, чтобы контракт был заключен с соблюдением всех установленных условий и ограничений, иначе заключение контракта будет признано неправомерным.

Регистрируйтесь на онлайн-курс « Управление государственными и муниципальными закупками » . Программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Заключение контракта с единственным поставщиком по 44 ФЗ (подрядчиком, исполнителем) на поставку газа

О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками
Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

Закупка коммунальных услуг – это то, без чего не может обойтись любое учреждение. И за десятилетия существования системы регламентированных закупок заказчика уже трудно чем-либо удивить. Но 2019 год богат на закупочные новеллы, часть из которых вступила в силу летом текущего года, а часть еще только вступает в «свои права».
Рассмотрим отдельные вопросы закупок услуг коммунальной сферы с учетом актуальной редакции Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и подзаконных актов.

Основания для закупки

В связи со спецификой функционирования рынка коммунальных услуг бюджетным учреждениям предоставлено право заключать контракты без проведения конкурентных процедур. В частности, ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусматривает большой набор оснований для заключения контракта с единственным поставщиком. В отношении коммунальных услуг предусмотрены следующие специальные пункты указанной нормы для заключения контракта:

пункт 1 – закупка услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ). Статьей 4 указанного закона перечислено 12 сфер деятельности естественных монополий. В отношении коммунальных услуг для заказчиков интерес представляют следующие:
– услуги по передаче электрической энергии;
– услуги по передаче тепловой энергии;
– водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;
пункт 8 – оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам (тарифам);
пункт 29 – заключение договора энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком электроэнергии.

И отметим еще одно основание, которое опосредованно можно отнести к основаниям закупки коммунальных услуг, – это пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Указанная норма предусматривает право заказчика заключать контракт на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.
В перечисленных случаях ограничения по цене контракта не установлены, но есть ограничения по предмету контракта – установлен перечень услуг, которые можно закупать. Обратите внимание, так называемые малобюджетные заказчики имеют право закупать коммунальные услуги по универсальному основанию – пункт 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Новости

Наталья БУРЫЛЕВА, юрист по закупкам экспертно-правового отдела.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Актуально для специалиста по закупкам

1 мая были опубликованы поправки в Закон № 44-ФЗ. Законы о реформе контрактной системы предусматривают глобальные изменения в части обоснования и планирования закупок, заключения контрактов с единственным поставщиком, закупочных процедур, заключения и изменения госконтрактов. Большинство положений вступит в силу 1 июля 2019 года.

В этом материале рассмотрим новшества в закупках у единственного поставщика. В следующих статьях мы подробно расскажем, как будут планировать и проводить закупки заказчики, изменять и исполнять контракты, а также другие важные поправки, внесенные 1 мая в Законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Часть из новшеств заработает с 1 июля, другая – через 90 дней после публикации закона (с 31 июля), также часть правок вступит в силу с 01.10.2019 г.

С 1 июля можно будет заключать контракты по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму до 300 тыс. руб. Годовой лимит таких закупок не изменится.

С 31 июля 2019 года вступят в силу поправки в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ:

Учреждениям культуры и образования и другим заказчикам, перечисленным в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, увеличили единовременный и годовой лимит для закупок у единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Такие организации смогут заключать контракт с единственным поставщиком на сумму до 600 тыс. руб. Для годового лимита таких закупок предусмотрели два варианта:

  • не более 5 млн руб.;
  • не более 50% совокупного годового объема закупок и не более 30 млн руб.

При этом возможность пользоваться п. 5 и п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ появится у таких заказчиков, как «дом (центр) народного творчества» и «дом (центр) ремесел».

По пункту 13 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ можно будет закупать:

  • произведения литературы и искусства, а также права на эти произведения определенных авторов;
  • исполнения конкретных исполнителей, а также права на такие исполнения; фонограммы конкретных изготовителей.

При условии – единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы.

Увеличат сумму закупки лекарств по решению врачебной комиссии

Через 90 дней после публикации закона заключить контракт на поставку лекарств по решению врачебной комиссии можно будет на сумму до 1 млн руб. На данный момент эта сумма составляет двести тысяч рублей.

С 31 июля заказчикам не нужно будет размещать в ЕИС извещения об осуществлении закупок у единственного поставщика

Любую закупку у единственного поставщика можно будет провести без размещения извещения, в том числе закупки коммунальных услуг и услуг монополистов.

Обосновывать заключение контракта с единственным поставщиком придется реже

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, должна будет обосновываться исключительно в случаях, предусмотренных п. п.3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (в этих случаях контракт должен будет содержать обоснование цены контракта).

Перечень случаев, когда обоснование не нужно, дополнят контракты:

  • на поставку культурных ценностей для пополнения государственных фондов;
  • на закупку произведений искусства определенных авторов и исполнителей и прав на них;
  • на закупку печатных или электронных изданий определенных авторов у издателей, если им принадлежат исключительные права или исключительные лицензии;
  • на услуги по созданию, исполнению произведений литературы или искусства, изготовление или поставку декораций, костюмов, театрального реквизита, необходимых для исполнения произведений.

В план закупок на 2020 г. и далее не нужно вносить информацию о закупках у единственного поставщика

Это связано с тем, что начиная с планирования на 2020 г. план закупок не формируется. Чтобы осуществить планирование закупок на 2020 г. и далее, сформируйте только план-график (ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

При формировании плана-графика на 2020 г. учтите:

  • не нужно обосновывать закупки по ст. 18 Закона № 44-ФЗ и Правилам обоснования закупок (п. 6 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ);
  • Правительство РФ вправе установить особенности включения в план-график информации о закупках у единственного поставщика (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

Можно будет реже привлекать экспертов к приемке исполнения контрактов

Внешняя экспертиза при приемке исполнения контракта с единственным поставщиком будет необязательна, если осуществляется закупка культурных ценностей для пополнения госфондов или произведений искусства определенных авторов и исполнителей.

В целом, внесенные правительством поправки в Федеральный закон можно оценить положительно. Надеемся, это сделает работу специалистов в сфере закупок проще и удобнее.

Читайте также:  Административная ответственность за нарушения 44-ФЗ
Ссылка на основную публикацию