Заключение контракта с физическим лицом по 44 ФЗ

Контракт с физическим лицом по 44-ФЗ

Контракт на закупку товаров или услуг для государственных нужд может заключаться как с юридическими, так и с физическими лицами. Такая норма предусмотрена частью 4 статьи 3 44-ФЗ. При этом заказчик обязан соблюсти все требования законодательства в части оформления такой закупки.

В каких случаях может заключаться договор с физическим лицом

Основным принципом 44-ФЗ становится исключение ситуаций необоснованного ограничения конкуренции среди поставщиков, работающих на территории нашей страны. Поэтому контракт на закупку материально-технических ресурсов или услуг может заключаться с коммерческими компаниями, индивидуальными предпринимателями или физическими лицами. Физлица могут становиться участниками конкурентных процедур или единственными поставщиками.

Выделяют ситуации, при которых заключение договора с физическим лицом недопустимо:

  1. Оформление сделки купли-продажи, по которой в соответствии со статьей 492 и 506 ГК России предусмотрено, что сторонами могут выступать исключительно компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
  2. Заключение договора на выполнение кадастровых работ.
  3. Предоставление кредитного лимита.

Несмотря на то, что физические лица могут выступать поставщиком по государственным заказам в большинстве случаев их доля минимальная. Во многом это обусловлено сложностью работы на официальном сайте госзакупок и ЭТП, проблемами с составлением и подачей заявок и другими аспектами.

Может ли физическое лицо выступать в роли единственного поставщика

У каждого заказчика есть право проводить закупки товаров и услуг на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей у единственного поставщика. Именно такой тип закупки чаще всего применяется при оформлении договорных отношений с физическими лицами.

Приобретение товаров или услуг у одного поставщика разрешено на общую сумму не более 2 миллионов рублей в год или 5% от СГОЗ. Каждый заказчик вправе сам выбрать этот предел из предложенных двух вариантов, исходя из собственной выгоды.

Оформление договора с единственным физическим лицом оказывается целесообразным при приобретении услуг уборщицы, экскурсовода, преподавателя и тому подобное. Известны случаи, когда физлицо выступало в роли поставщика культурных ценностей, предметов искусства.

Такие закупки оказываются выгодными как для поставщика, так и для заказчика. Процедура предельно проста, ее реализация не занимает много времени. Заказчику не придется размещать закупочную документацию в ЕИС и составлять отчеты об исполнении контракта. Поставщику в свою очередь нет необходимости готовить заявку и проходить аккредитацию на ЭТП.

Какие документы должно предоставить физическое лицо в составе заявки

Перечень документов, которые потенциальный поставщик обязан предоставить в составе заявки, прописывается в закупочной документации. Заявка, поданная физическим лицом, будет иметь следующие особенности:

  1. Вместо информации о фактическом и юридическом адресе поставщика указывается ФИО физического лица и адрес его прописки и проживания.
  2. Поставщики обязаны предоставлять выписку из ЕГРЮЛ. Вместо нее физическое лицо обязано приложить копию своего паспорта.
  3. Указание ИНН в составе заявки является обязательным только для юридических лиц. Поэтому требовать такой информации от физического лица заказчик не имеет права.

В остальном процесс оформления и подачи заявки для физических и юридических лиц не различается. Заказчик рассматривает и оценивает предложения всех участников на равных условиях.

Правила оформления договорных обязательств

Принцип оформления договора (и его расторжение) с физическим лицом в точности такой же, как и с любой коммерческой организацией. При этом необходимо учитывать некоторые особенности:

  1. Для граждан, являющихся резидентами РФ, НДФЛ находится на уровне 13%. В противном случае он устанавливается на уровне 30%.
  2. Согласно части 13 статьи 34 44-ФЗ при заключении договора с физическим лицом в него непременно должно быть включено условие о снижении суммы, которая подлежит уплате физлицу на размер равный налоговому платежу, связанному с исполнением контракта. Не упоминание такого пункта в тексте документа может служить основанием для признания его недействительным.
  3. Если контракт заключается с единственным поставщиком, который является физическим лицом, по правилам части 15 статьи 34, то условие о снижении цены контракта на сумму налоговых обязательств может и не прописываться. При этом факт не указания в контракте такого пункта не освобождает заказчика от исполнения обязательств налогового агента.
  4. При заключении контракта с физическим лицом на заказчика накладывается обязанность по уплате страховых взносов. В пенсионный фонд нужно будет перечислить 26%, а в фонд ОМС – 5,1%. Такое требование установлено 212-ФЗ. Чтобы поставщик отчетливо понимал, что эти суммы будут вычитаться из финальной цены контракта, заказчику рекомендовано прописать это в закупочной документации.

Если вопреки требованиям законодательства заказчик перечисляет поставщику всю сумму, предусмотренную контрактом, и не уплачивает налог – он привлекается к ответственности в соответствии со статьей 123 Налогового Кодекса РФ – на организацию накладывается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Заказчик должен помнить, что договора, заключенные с физическими лицами, не принимаются во внимание при определении объема закупок, проводимых среди СМП. Физические лица не относятся к разряду субъектов малого предпринимательства.

Любое физическое лицо может принять участие в конкурентной закупочной процедуре или выступить в роли единственного поставщика. Достаточно изучить все требования законодательства и дорога к государственным закупкам будет открыта. Однако всегда следует помнить об ответственности за ведение незаконной предпринимательской деятельности и если вы собираетесь участвовать в закупках и заключать контракты на регулярной основе – лучше будет зарегистрироваться в виде индивидуального предпринимателя.

Особенности заключения госконтракта с физическим лицом по 44-ФЗ

Осуществляя закупки в рамках контрактной системы, заказчики время от времени сталкиваются с необходимостью заключения контрактов с физическими лицами. Такие случаи возникают нечасто, а суммы контрактов невелики, однако они попадают под действие Закона № 44-ФЗ и имеют некоторые особенности.

Физическое лицо или индивидуальный предприниматель?

На практике многие заказчики имеют крайне туманное представление о различиях между физическим лицом и индивидуальным предпринимателем, а некоторые и вовсе уверены, что это одно и то же. Разумеется, это не так, несмотря на то, что в обоих случаях речь идет не о какой-либо организации, а об одном конкретном человеке.

Согласно нормам Гражданского Кодекса РФ, физическое лицо обязано пройти регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя лишь в том случае, когда его деятельность соответствует целому ряду определенных признаков. Вот лишь некоторые из них:

  • наличие налаженных устойчивых связей с поставщиками и покупателями;
  • изготовление или приобретение какого-либо имущества с целью получения прибыли;
  • наличие взаимосвязи между совершенными сделками за определенный период времени.

Способы заключения контракта с физическим лицом

Заключить контракт с физическим лицом можно как конкурентным способом, так и напрямую, воспользовавшись положениями статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Законодательство не содержит никаких ограничений, применяемых в отношении закупок у физических лиц.

На практике суммы таких контрактов как правило невелики, а потому их обычно заключают в рамках пунктов 4 и 5 статьи 93 закона о контрактной системе. Однако есть случаи, когда сумма контракта может быть существенной, а в роли исполнителя в подавляющем большинстве случаев окажется именно физическое лицо:

  • оказание творческих услуг;
  • оказание услуг экскурсовода;
  • оказание преподавательских услуг.

Закон не ограничивает участие физических лиц в конкурентных процедурах. При этом комиссии следует учитывать тот факт, что заявка, подаваемая таким участником, будет иметь некоторые отличия.

Особенности содержания заявки физического лица на участие в закупке

Мы не будем останавливаться на конкретных форматах проведения закупок – состав и содержание заявок для каждой процедуры регламентируется законом о контрактной системе. Поговорим о том, какие отличия будет иметь заявка на участие, поданная физическим лицом.

Так, например, вместо наименования, юридического адреса или адреса местонахождения будут указаны ФИО и место жительства. Вместо выписки из ЕГРЮЛ – копии документов, удостоверяющих личность.

Отдельное внимание стоит уделить ИНН – законом предусмотрено его указание лишь для учредителей юридического лица, а потому требовать его обязательное предоставление от физического лица комиссия не в праве.

Учет НДФЛ при заключении контракта с физическим лицом

Учет НДФЛ – это важная часть заключения контракта с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, цена контракта должна быть уменьшена на сумму НДФЛ.

На практике заказчики часто забывают о данном требовании, в то время, как проверяющие органы всегда обращают свое внимание на цену и условия контракта.

Гражданско-правовые или трудовые отношения?

Очень часто заказчики сталкиваются с ситуацией, когда проверяющие органы квалифицируют контракт, заключенный с физическим лицом, как трудовой договор. Обычно это происходит в том случае, если исполнитель подчиняется правилам внутреннего распорядка организации-заказчика, а заказчик в свою очередь определяет порядок оказания услуги.

При этом следует помнить о том, что в том случае, когда у проверяющих органов возникают сомнения в отношении того, как следует квалифицировать тот или иной контракт с физическим лицом, а заказчик в свою очередь не может предоставить неоспоримые доказательства гражданско-правовых отношений, договор будет считаться трудовым.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый ОКПД2 и многое другое! Подробнее.

Вопрос-ответ: Госконтракт с физлицом

Каковы особенности заключения государственного контракта с физическим лицом, если он не имеет статуса ИП?

При заключении договора с физлицом без статуса ИП учреждению стоит обратить внимание на следующие моменты.

Необходимо предусмотреть осуществление учреждением функции налогового агента в отношении налога на доходы физических лиц (НДФЛ) – 13% для налоговых резидентов РФ и 30% в отдельных случаях для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ (п. п. 1 и 3 ст. 224 НК РФ).

В соответствии с налоговым законодательством налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по расчету, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ. А на заказчиков, которые являются российскими организациями, в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получает доход, как раз возложена в данном случае функция налогового агента (п. 1 ст. 24 и п. 1 ст. 226 НК РФ).

Примечательно, что в Законе о контрактной системе прямо говорится: при заключении контракта с физлицом, кроме индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт вносится обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Читайте также:  Закупки в целях ликвидации последствий чрезвычайных либо аварийных ситуаций по 44 ФЗ

Таким же образом можно поступать заказчикам и по Закону N 223-ФЗ – положение об уменьшении оплаты по контракту на размер налогового платежа в случае заключения контракта с физическим лицом без статуса ИП необходимо закрепить в контракте, а кроме того, при использовании конкурентных способов закупки – и в документации о закупке как часть сведений о порядке оплаты работ или услуг (п. 6 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). А если в составе документации размещается проект контракта, то положение надо закрепить и в этом проекте. Необходимость последнего действия обусловлена тем, что учреждение-заказчик не может знать заранее, будет ли среди участников закупки физическое лицо без статуса ИП. А само это лицо, принимая решение об участии в закупке, должно понимать, что размер предлагаемой им цены контракта будет уменьшен на размер налогового платежа.

К сведению. Договоры, заключаемые учреждениями в рамках Закона о контрактной системе с физлицами без статуса ИП (как по результатам торгов, так и в случае закупки у ЕП), не учитываются при определении объема закупок, которые заказчики должны осуществлять у субъектов малого предпринимательства , поскольку указанные лица к данным субъектам не относятся.

Необходимо также предусмотреть выполнение учреждением функции плательщика страховых взносов.

Отметим, что существует мнение, согласно которому в рамках Закона о контрактной системе заказчику необходимо уменьшать подлежащую уплате сумму только на размер НДФЛ, поскольку именно данный налог (а не страховые сборы) относится к понятию “налоговые платежи”. Однако уплата страховых взносов не может “повиснуть в воздухе” и, как говорилось выше, ответственность за это возлагается на заказчика.

Конечно, не исключено, что физическое лицо без статуса ИП, участвуя в торгах, укажет в своей заявке предложение о цене, считая, что именно столько денег оно и должно получить от заказчика. При этом оно не будет учитывать, что заказчику еще нужно нести расходы по уплате НДФЛ и социальных взносов. А потому когда победителем торгов становится такое лицо, чтобы у заказчика не возникло ситуации, в которой ему в лучшем случае придется столкнуться с непониманием со стороны победителя, а в худшем – нести дополнительные расходы, выходящие за рамки начальной цены контракта, рекомендуется в документации о закупке сразу же указывать, что в предложение о цене участника закупки, являющегося физическим лицом без статуса ИП, должны входить НДФЛ и страховые взносы.

А при заключении контракта в нем необходимо указывать сумму выплаты по НДФЛ и отдельно – сумму страховых взносов, при этом соответствующее положение должно быть и в проекте контракта, входящем в документацию о закупке.

Если же закупка осуществляется у ЕП, то здесь обычно сначала физическое лицо без статуса ИП, с которым заказчик ведет прямые переговоры, обозначает заказчику ту сумму выплаты, которую он хочет получить “чистыми”. Затем заказчик в своем расчете “накручивает” на эту сумму НДФЛ и страховые взносы, определяя общую итоговую “цену вопроса”, которую ему придется заплатить самому физлицу и государству для привлечения такого лица к выполнению нужной работы или оказанию необходимой услуги. А потому в данном случае все обходится, как правило, без неприятных для той или иной стороны неожиданностей.

Обзор подготовлен специалистами Л инии Консультирования ГК “Земля-СЕРВИС

Как участвуют в госзакупках физлица, СМП и СОНКО

Госучреждение не может просто взять и потратить деньги из бюджета РФ. Бюджетники обязаны планировать и обосновывать все покупки. Заказчиками по 44-ФЗ выступают школы, университеты, больницы, муниципалитеты и т. д. Участвовать в госзакупках могут не только крупные поставщики. Часть контрактов заказчики обязаны заключать с представителями СМП, СОНО и даже физлицами. Разберем особенности участия в госзакупках физлиц и малого бизнеса.

Как участвовать в госзакупках и тендерах

Конечно, это сокращенная и упрощенная пошаговая инструкция участие в госзакупках и тендерах. Но она поможет понять, как проходит процесс.

Шаг 1. Найти подходящую госзакупку.

Шаг 2. Провести аналитику.

Нужно внимательно рассчитать все возможные расходы, оценить риски.

Шаг 3. Подготовить документы для участия.

Шаг 4. Подписать контракт.

Выигрывает тот, кто предложил минимальную цену. Победитель обязан подписать и исполнить контракт, иначе его внесут в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Попадание в этот список на 2 года блокирует участие в государственных закупках.

Шаг 5. Исполнить контракт и получить деньги.

Где искать госзакупки

Все тендеры, независимо от типа, собраны в Единой информационной системе — это официальный сайт госзакупок (zakupki.gov.ru). Регистрация в ЕИС — первое, что нужно для участия в госзакупках.

Здесь есть удобный сервис поиска с множеством параметров. Помимо сведений о закупках, заказчик размещает все документы с нужной потенциальному поставщику информацией. Не читайте документы по «диагонали». В документации заказчик рассказывает все, что он хочет получить, и на каких условиях готов заключить сделку. Эти данные есть в проекте будущего контракта. Организаторы торгов также публикуют необходимые формы для участия в процедурах. Пользуйтесь ими, так риск совершить ошибку меньше.

Что понадобится для участия

Если нашли интересные госзакупки, то придется подготовить условия для участия:

Где подавать заявку на участие в госзакупках

С 2020 года заказчики обязаны проводить госзакупки в электронном виде. Если информация о них собрана в ЕИС, то сами торги проходят на восьми электронных площадках. Поэтому заявку нужно подавать на одной из них. Заказчик обязан выбирать из восьми платформ:

  1. ЕЭТП.
  2. «РТС-тендер».
  3. «Сбербанк-АСТ».
  4. «Электронные торговые системы».
  5. ГУП «Агентство по госзаказу РТ».
  6. «Российский аукционный дом».
  7. «ТЭК-Торг».
  8. ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Для участников закрытых процедур и гособоронзаказа создали специализированную торговую платформу — ЭТП «АСТ-ГОЗ».

Особенности участия физических лиц

В п. 4 ст. 3 закона о контрактной системе указано, что физлица могут участвовать в госзакупках наравне с другими претендентами. Гражданский кодекс тоже позволяет физлицу заниматься предпринимательской деятельностью без регистрации как ИП. А госзаказчику вовсе безразлично, зарегистрировано ли у исполнителя юрлицо или он выступает как ИП или просто физическое лицо. Главное — цена контракта и качество его исполнения. Участие в тендерах этой категории лиц 44-ФЗ отдельно не регулирует.

Сфера того, что доступно именно физлицу, достаточно широкая. Вот самые простые примеры:

  • поставка товаров, то есть купить дешево, продать заказчику дороже и заработать на разнице. Закупают все, что угодно: живых кур, канцелярию, сигвеи, летом 2017 года покупали даже спиннеры;
  • услуги по организации праздников, поездок, мероприятий;
  • разработка сайта, их поддержка и наполнение контентом;
  • несложный ремонт;
  • недвижимость (можете продать свою квартиру или выступить посредником, как риелтор).

Вот один из множества примеров — муниципалитет Меленковского района купил у физлица квартиру для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей.

Особенности заключения контракта с физическими лицами

Условия оплаты

При заключении контракта с физическим лицом (исключение — индивидуальный предприниматель и иное лицо, занимающееся частной практикой) сумма контракта, которая подлежит уплате, будет уменьшена на размер налоговых платежей (ч. 13 ст. 34). Основная ставка налога на доходы физических лиц составляет 13 %. Эта сумма рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет налоговым агентом, то есть заказчиком.

Незаконная предпринимательская деятельность

Особого внимания заслуживает ст. 171 Уголовного кодекса РФ. Не допускается осуществлять предпринимательскую деятельность без регистрации или без лицензии в случаях, когда она обязательна. А если причинен крупный ущерб или доход превысит 2 250 000 руб., последует штраф в размере до 300 000 рублей или в размере дохода за период до 2 лет, или работы на срок до 480 часов, либо арест на срок до 6 месяцев. Поэтому поставщику необходимо внимательно отнестись к подаче заявок на процедуры, если он не имеет регистрации. Если совокупный объем сделок превысит 2 250 000 руб,. ему грозит уголовное разбирательство.

Что недоступно физлицам

Каких-то запретов персонально для физиков в госзакупках нет. Но есть тендеры, в которых они не могут участвовать из-за того, что не являются ИП или ООО.

Во-первых, физлица не могут владеть лицензиями (это доступно только ИП или юрлицу). Как следствие, им недоступны закупки товаров или услуг, которые требуют наличия у поставщика лицензий.

Во-вторых, иногда требуется, чтобы у исполнителя был так называемый допуск саморегулируемых организаций (допуск СРО). Его также могут получить только ИП или юрлица.

Во-третьих, закупки для субъектов малого предпринимательства (СМП). Физлица к ним не относятся. Всегда проверяйте, не установил ли заказчик ограничение «только для СМП». Если да, вашу заявку отклонят без рассмотрения.

Особенности участия СМП и СОНКО

Особенности участия субъектов малого предпринимательства при закупках закреплены в ст. 30 закона о контрактной системе. В этой статье указано, что зак азчики обязаны осуществлять госзакупки у СМП и СОНКО в объеме не менее 15 % совокупного годового объема. Участие в тендерах, которые проводятся для данных категорий лиц, диктует ряд требований к поставщику.

К СМП по 209-ФЗ от 24.07.2007 относятся организации, которые удовлетворяют следующим требованиям:

  • суммарная доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных объединений, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25 %, а не являющихся СМП не превышает 49 % и др., согласно пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек;
  • доход за предшествующий календарный год не превышает 800 млн руб.

К СОНКО (ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ) относятся организации, которые осуществляют деятельность, предусмотренную п. 1 ст. 31.1 закона № 7-ФЗ, к примеру:

  • социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий;
  • охрана окружающей среды и защита животных;
  • профилактика социально опасных форм поведения граждан и др.

Индивидуальные предприниматели по умолчанию относятся к СМП. Им для участия нужна только выписка из ЕГРИП и сканкопия всех 20 страниц паспорта.

Факт того, что участник принадлежит к СМП, необходимо подтвердить декларацией участника. С 2018 года в электронных госзакупках она предоставляется автоматически при подаче заявки. Вместо декларации заказчику можно отправить и выписку из реестра СМП. Как ее получить, подробно рассказано в статье «Проверяем принадлежности организации к СМП».

Читайте также:  Отказ от заключения контракта по 44 ФЗ с лицом, сведения о котором содержатся в реестре

Особенности заключения контрактов с субъектами СМП и СОНКО

Госзакупки для данных категорий проводятся при цене договора, не превышающей 20 млн руб.

Есть особенность и по срокам оплаты. По закону он должен быть не более 15 рабочих дней с даты подписания документа о приемке (подробнее читайте в статье «Порядок и сроки оплаты по ФЗ-44»).

Есть привилегии по оплате за победу. Если госзакупки проходили с ограничениями для СМП и СОНКО, то такая плата составит 1 % от НМЦК, но не больше 2000 рублей (включая НДС). Это закреплено в ч. 4 ст. 24.1 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства № 564 от 10.05.2018, п. 2.1 Письма Минфина № 24-06-08/79659 от 06.11.2018. Однако электронные площадки вправе самостоятельно утвердить свои тарифы, которые не могут превышать показатели, установленные законодательством (подробнее читайте в статье «Площадки установили плату за победу»).

Заказчику не обязательно привлекать СМП и СОНКО напрямую. У него есть возможность установить для любой закупки (независимо от ее стоимости) требование привлечь такие организации к исполнению контракта в качестве субподрядчиков. При этом требуется указать объем такого привлечения. А победитель несет ответственность за неисполнение этого условия. В этом случае важно помнить, что с 18.10.2017 вступило в силу ПП от 07.10.2017 № 1226, которое меняет правила, установленные ПП № 1466 от 23.12.2016. Теперь заказчик должен закреплять объем привлечения субподрядчиков из числа СМП и СОНО в виде фиксированного процента, который не может быть меньше 5 %. А срок, в течение которого победитель должен перечислить таким соисполнителям деньги, должен быть не более 15 рабочих дней (раньше — 30 календарных).

Что касается особенностей закупок среди СМП в рамках 223-ФЗ, то эту тему подробно разобрали в статье «Закупки у СМП по 223-ФЗ с 01.07.2018: пошаговая инструкция».

Видео: все, что нужно знать физлицу, чтобы участвовать в госзакупках

Участие в закупках физических лиц без статуса ИП

Автор: К. Г. Чагин

Закупочное законодательство предоставляет возможность участия в закупках автономных учреждений не только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, но и физическим лицам без статуса ИП. Рассмотрим различные аспекты участия таких лиц в закупках и заключения с ними договоров.

Когда допускать до участия, а когда – нет.

Как известно, один из принципов осуществления закупок в рамках Закона № 223-ФЗ – отсутствие необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Следовательно, изначальный запрет для физического лица без статуса ИП участвовать в закупке либо уклонение от заключения договора с ним только из-за того, что это лицо – не юридическое и не ИП, станет нарушением данного принципа. Причем физические лица без статуса ИП вправе выступать и в роли участников закупки при применении конкурентных способов (например, конкурса, аукциона или запроса предложений), и в роли единственных подрядчиков или исполнителей (но не поставщиков – об этом далее).

Отметим, что норма законодательства, позволяющая физлицам участвовать в закупках, как правило, все же находит свое отражение и в положениях о закупке, утвержденных конкретными заказчиками, куда она просто переписывается.

Но существуют случаи, когда недопущение физических лиц без статуса ИП к участию в закупке обосновано. В частности, речь идет о заключении договора поставки товаров или договора розничной купли-продажи, когда в силу гражданского законодательства поставщиком-продавцом или продавцом может выступать только лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (ст. 492 и 506 ГК РФ). А значит, физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, не имеет правовых оснований быть поставщиком товаров.

В отношении отдельных видов деятельности тоже могут существовать законодательные нормы, содержащие запреты физическим лицам без статуса ИП выполнять те или иные работы. Например, специалист, занимающийся кадастровой деятельностью (кадастровый инженер), вправе осуществлять ее либо в качестве ИП, либо в качестве работника юридического лица на основании трудового договора с ним.

А вот когда производится закупка работ или услуг и с подрядчиком или исполнителем заключается договор подряда, возмездного оказания услуг, договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, участие в закупке физлиц без статуса ИП вполне возможно. Гражданское законодательство не содержит здесь никаких положений, ограничивающих круг потенциальных подрядчиков и исполнителей (гл. 37 – 39 ГК РФ). Кроме того, физическое лицо без статуса ИП может быть и арендодателем по договору аренды (гл. 34 ГК РФ) – например, если заказчик арендует жилое или нежилое помещение, транспортное средство.

Для сравнения отметим: в федеральном законодательстве о контрактной системе, которое считается более «строгим», нежели Закон № 223-ФЗ, возможность участия физических лиц без статуса ИП в закупках тоже прописана – и даже более четко. Как и в Законе № 223-ФЗ, в Законе № 44-ФЗ указанные лица входят в число участников закупок. Кроме того, здесь говорится об особых условиях заключения контракта (договора) с физлицом в части налоговых особенностей, в перечне случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) фигурируют отдельные пункты, касающиеся заключения контракта именно с такими лицами (например, на оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода или гида) (п. 4 ст. 3, ч. 13 ст. 34, ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Норма законодательства, позволяющая физлицам участвовать в закупках, как правило, находит отражение в положениях о закупке, утвержденных конкретными заказчиками.

Конечно, вряд ли можно ожидать, что физические лица без статуса ИП станут проявлять какую-то большую активность в участии в закупках. Это связано с содержанием, характером, сроками и объемом закупок, которые могут быть непосильны для таких лиц. В частности, сложно представить, что отдельный человек возьмется провести ремонт производственного цеха. Кроме того, названным лицам, вероятно, труднее нести необходимые для участия в закупке издержки – предоставлять обеспечение заявок и контрактов, оплачивать получение сертификатов электронных подписей для участия в торгах на электронных площадках и т. д.

Однако в тех случаях, когда физлицо без статуса ИП способно выполнить нужную заказчику работу или оказать необходимую услугу с соблюдением нормативно-правовых условий, а также готово нести требуемые издержки по участию в закупке, отказывать ему в этом праве нет никаких оснований. Ну а если данное лицо еще и одержит победу в торгах, заказчик неминуемо должен будет заключить с ним договор. Хотя на практике физические лица без статуса ИП чаще всего выступают в роли подрядчиков или исполнителей при осуществлении заказчиками закупок у единственного подрядчика (исполнителя). Участие же таких лиц в закупках, проводимых конкурентными способами, и тем более победа в них – явление гораздо более редкое.

Особенности заключения договора.

При заключении договора с физическим лицом без статуса ИП заказчику нужно обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, необходимо предусмотреть осуществление заказчиком функции налогового агента в отношении НДФЛ: 13% для налоговых резидентов РФ и в отдельных случаях – 30% для лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ (п. 1 и 3 ст. 224 НК РФ). Согласно налоговому законодательству налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ, а на заказчиков – российские организации, в результате оформления отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получает доход, в данном случае как раз и возложена функция налогового агента (п. 1 ст. 24 и п. 1 ст. 226 НК РФ). Примечательно, что в федеральном законодательстве о контрактной системе для аналогичного случая существует норма, согласно которой при заключении контракта с физическим лицом (кроме индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица) в контракт вносится обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физлицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Таким же образом можно поступать и заказчикам, работающим по Закону № 223-ФЗ. Положение об уменьшении оплаты на размер налогового платежа в случае заключения договора с физлицом без статуса ИП необходимо закрепить в договоре, а при использовании конкурентных способов закупки и в документации о ней (в силу п. 6 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ как часть сведений о порядке оплаты работ или услуг). Если же в составе документации размещается проект договора, названное положение нужно указать и здесь. Необходимость последнего действия обусловлена тем, что заказчик не может заранее знать, будет среди участников закупки физическое лицо без статуса ИП или нет, а само физлицо, принимая решение об участии в закупке, должно иметь представление о том, что размер предлагаемой им цены договора будет уменьшен на сумму налогового платежа.

В случаях, когда физлицо без статуса ИП способно выполнить нужную заказчику работу или оказать необходимую услугу с соблюдением нормативно-правовых условий, а также готово нести требуемые издержки по участию в закупке, отказывать ему в этом праве нет никаких оснований.

Во-вторых, нужно прописать исполнение заказчиком функции плательщика страховых взносов. В силу федерального законодательства объектом обложения такими взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а плательщиками этих взносов в числе прочих называются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 420 НК РФ). Базовые тарифы страховых взносов составляют 22% в ПФР и 5,1% в ФФОМС (взносы в ФСС по договорам гражданско-правового характера не платятся) (пп. 2 п. 3 ст. 422, ст. 426 НК РФ). Причем базой страховых взносов считается сумма начисленных выплат, то есть база включает в себя и НДФЛ. Например, если размер выплаты с учетом НДФЛ составляет 100 тыс. руб., общий размер расходов заказчика по данному договору на основе базовых тарифов составит 127,1 тыс. руб. (100 тыс. руб. + 100 тыс. руб. х 27,1%), а сам подрядчик или исполнитель получит «на руки» 87 тыс. руб. (100 тыс. руб. – 100 тыс. руб. х 13%).

Конечно, не исключено, что физическое лицо без статуса ИП, участвуя в торгах, укажет в своей заявке предложение о цене, считая, что именно столько денег оно и должно получить от заказчика. Оно не будет учитывать, что заказчику еще необходимо нести расходы по уплате НДФЛ и страховых взносов. Поэтому чтобы у заказчика, определившего в качестве победителя торгов физлицо, не возникло ситуации, в которой ему в лучшем случае придется столкнуться с непониманием со стороны победителя, а в худшем – понести дополнительные расходы, выходящие за рамки начальной цены договора, рекомендуем в документации о закупке сразу же указывать, что в предложение о цене участника, являющегося физическим лицом без статуса ИП, должны входить НДФЛ и страховые взносы. А при заключении договора в нем необходимо прописывать сумму выплаты с НДФЛ и отдельно – сумму страховых взносов. Соответствующее положение должно быть и в проекте договора.

Читайте также:  Применение типовых форм контрактов по 44-ФЗ

Если же закупка осуществляется у единственного подрядчика или исполнителя, здесь, как правило, сначала физическое лицо без статуса ИП, с кем заказчик ведет прямые переговоры, обозначает ту сумму выплаты, которую хочет получить «на руки», а затем уже заказчик в своем расчете «добавляет» к данной сумме НДФЛ и страховые взносы, определяя итоговую «цену вопроса», которую придется заплатить как самому физлицу, так и государству для привлечения данного лица к выполнению нужной работы или оказанию необходимой услуги. В этом случае обычно все обходится без неприятных для сторон неожиданностей.

Важно отметить, что в отношении физических лиц, занимающихся частной практикой, существуют свои особенности заключения договоров. Данные лица не имеют статуса индивидуального предпринимателя, но в силу налогового законодательства самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ (пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ) – как и страховые взносы (пп. 2 п. 1 ст. 419, п. 1 ст. 430 НК РФ). К названным лицам федеральное законодательство относит частных нотариусов, адвокатов, учредивших собственные адвокатские кабинеты, граждан, занимающихся народной медициной, арбитражных управляющих, оценщиков (если выбран именно такой способ осуществления этой деятельности), частных детективов, патентных поверенных. Если закупка проводится в отношении названных видов деятельности, на заказчика не возлагаются обязанности налогового агента и плательщика страховых взносов.

Обработка персональных данных физлица.

Надо учесть аспект, связанный с обработкой персональных данных физического лица без статуса ИП, с которым заключается договор. Согласно федеральному законодательству персональными данными считается любая информация, относящаяся к физическому лицу (субъекту персональных данных), а обработкой таких данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием или без использования средств автоматизации, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных. При этом лицо, осуществляющее обработку данных, является оператором. Обработка личных данных допускается лишь в определенных случаях, к числу которых относятся ситуации, когда имеется согласие гражданина на обработку его персональных данных, осуществляется обработка персональной информации, подлежащей опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом, либо когда обработка необходима для осуществления и выполнения возложенных законодательством РФ на оператора функций, полномочий и обязанностей (пп. 1, 2, 11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Подписание договора с физлицом без статуса ИП в рамках Закона № 223-ФЗ влечет дополнительные административные издержки для заказчика по сравнению с заключением договора с юрлицом или индивидуальным предпринимателем.

Согласно требованиям федерального законодательства заказчик вносит в реестр договоров (ведется Федеральным казначейством) установленные сведения, которые в случае заключения договора с физическим лицом без статуса ИП содержат в том числе персональные данные этого лица – фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства и ИНН. Таким образом, указанное действие относится к понятию «обработка персональных данных» (посредством размещения личной информации в реестре договоров доступ к ней предоставляется третьим лицам), а заказчик выступает в роли оператора. Получать согласие субъекта персональных данных на их обработку здесь не требуется, поскольку данная ситуация как раз подпадает под описанный выше случай, когда рассматриваемое действие оператора осуществляется в связи с возложением на него законодательством РФ соответствующей обязанности. Кроме того, эта ситуация может быть отнесена и к случаям, когда осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в силу федерального закона.

Однако существует и противоположное мнение. В частности, если рассматривать реестр договоров как «общедоступный источник персональных данных», личные сведения о физлице могут размещаться здесь только с его письменного согласия (ч. 1 ст. 8 Закона № 152-ФЗ). И тогда для соблюдения обозначенного положения законодательства заказчикам необходимо включать в документацию о закупке требование о предоставлении физическим лицом в составе заявки на участие своего письменного согласия на обработку персональных данных. Подобного мнения придерживаются, например, Минфин и Минэкономразвития.

Поэтому во избежание возможных конфликтных ситуаций с контрольными органами заказчикам все-таки рекомендуется запрашивать у физических лиц без статуса ИП их письменное согласие на обработку персональных данных, если сведения о договоре, который заключается с ними как с единственным подрядчиком (исполнителем) или может быть заключен с ними по результатам торгов, должны размещаться в реестре договоров. Отметим: если договор заключается на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (а именно такие на практике чаще всего подписываются с физлицами без статуса ИП), у заказчика нет обязанности размещать сведения об этих договорах в реестре. Следовательно, никаких дополнительных условий, связанных с темой персональных данных, тут вообще не возникает.

Физлицо – не предприниматель.

Договоры, заключаемые заказчиками с физическими лицами без статуса ИП (как по результатам торгов, так и в случае закупки у единственного подрядчика или исполнителя), не учитываются при определении объема закупок, которые заказчики осуществляют у субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку физлица к названным субъектам не относятся. Иными словами, за счет договоров с этими лицами заказчику не удастся «нарастить» фактический объем целевых закупок у малых и средних предпринимателей до уровня, требуемого соответствующим нормативным правовым актом (см. сноску 16 к настоящей статье).

Нельзя не признать, что подписание договора с физическим лицом без статуса ИП в рамках Закона № 223-ФЗ влечет дополнительные административные издержки для заказчика по сравнению с заключением договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Однако, как уже говорилось ранее, заказчик не вправе необоснованно ограничивать участие физлиц в своих закупках, а заключение договора с этими лицами вполне укладывается в существующее правовое поле при условии соблюдения установленных требований.

В чем состоят отличия контракта от договора по 44-ФЗ, и в какой ситуации подписывается контракт?

В практике государственных закупок был прецедент, когда муниципальный заказчик подписал с поставщиком договор на сумму до 100 тыс. р., а казначейство признало это наименование неправомерным, так как, по его мнению, следовало подписывать не договор, а контракт.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Контракт и договор по 44-ФЗ

Контракты и договоры регулируются не только 44-ФЗ, но и Гражданским кодексом.

Под договором понимается соглашение, которое было достигнуто двумя или более лицами в части установления, прекращения или изменения гражданских прав и обязанностей (согласно ст. 420 ГК). Аналогичное определение приводится и в отношении контракта. Согласно Главе 30 ГК, контракт является разновидностью договора, который направлен для удовлетворения государственных нужд.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 ФЗ-44 «О контрактной системе….», данный закон регулирует вопросы заключения гражданско-правовых договоров, предметом которого выступает поставка товаров, выполнение определенных работ и оказание услуг от лица РФ, российского субъекта или муниципальных органов власти, а также бюджетным учреждением или юрлицом. Согласно далее следующему примечанию, далее по тексту 44-ФЗ будет применяться термин «контракт».

Но стоит отметить, что по Гражданскому кодексу некоторые виды договоров именуются в законодательстве именно контрактами, чтобы их можно было отличать от прочих договоров. В частности, по ч. 1 ст. 2 ГК в качестве государственных и муниципальных контрактов можно рассматривать договоры, которые заключаются государственными и муниципальными заказчиками при выполнении заказов на поставку товаров по п. 1 ст. 525 ГК или исполнение подрядных работ по п. 1 ст. 763 ГК.

Бюджетный кодекс также рекомендует использовать термин «контракт» применительно к государственным или муниципальным заказчикам.

Общее и различия между договором и контрактом

Договор и контракт обладают одинаковой структурой и включают такие сведения, как наименование сторон, предмет контракта, ответственность сторон, условия поставки, порядок оплаты, возникновение обстоятельств непреодолимой силы, прочие условия и пр.

Отличие договора состоит в том, что он распространяется и на устные договоренности сторон.

Особенностями госконтракта по 44-ФЗ являются следующие моменты:

  1. Одной из сторон является госзаказчик.
  2. Сроки подписания четко регламентированы 44-ФЗ (например, для аукциона – не ранее 10 дней после публикации итогового протокола).
  3. Условия обязательно включают неизменность цены и ее твердое значение, ответственность поставщика за срыв контракта, сроки оплаты и порядок ее внесения, требования обеспечения, порядок приемки, условия отказа от контракта и пр.

Для некоторых видов контрактов в ЕИС сегодня содержится 9 обязательных для применения документов при проведении закупки в соответствующей отрасли: на поставку медизделий, оказание выставочных услуг, обслуживание автотранспорта и пр.

Когда стороны подписывают договор, а когда – контракт

В 44-ФЗ не содержится каких-либо дополнительных указаний и требований о том, что документ с условиями исполнения госзаказа требуется именовать именно «контрактом» или «договором».

При этом исходя из положений ст. 431 ГК и пп. 1,6 ст. 13 АПК при рассмотрении спора по договору в судебном порядке суд будет учитывать существо отношений, которые он регулирует. То есть не будет иметь значения, договор ли подписан сторонами или контракт, ни прочая терминология.

Согласно рекомендациям Минэкономразвития по письму №Д28и-1889 от 2014 года, при выборе формы оформления сделки по 44-ФЗ следует придерживаться таких наименований:

  • бюджетным учреждениям – подписывать гражданско-правовые договоры;
  • муниципальным образованиям – муниципальные контракты;
  • органам госвласти, внебюджетным фондам, казенным учреждениям – государственные контракты.

Таким образом, наименование договора, который подписывается сторонами в рамках 44-ФЗ, не имеет принципиального значения. Он может именоваться как «договором», так и «контрактом». Более важным для сторон является соблюдение порядка заключения договора, а не правильный выбор формы сделки.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Ссылка на основную публикацию