Закрытый запрос котировок для закупки по 223-ФЗ

Как провести запрос котировок по 223-ФЗ с 1 июля 2018 года

Что такое запрос котировок по 223-ФЗ

Запрос котировок по 223-ФЗ — это конкурентная процедура, в ходе которой выбирается поставщик, победивший остальных участников путем предложения наименьшей цены за договор. При этом участник такой закупки должен соответствовать условиям, которые выдвинул заказчик. Этот вид торгов — одна из самых быстрых и простых процедур, поэтому является наиболее привлекательной для любого организатора торгов и идет вне конкуренции с любым другим видом тендеров.

Эта процедура может быть открытая, закрытая, а также специальные правила предусмотрены для торгов исключительно среди субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Когда проводится запрос котировок по 223-ФЗ

Заказчик в положении о проведении закупок закрепляет условия, когда он вправе провести запрос котировок в электронной форме.

При этом если по положению невозможно осуществить процедуру в электронной форме для определенной категории товаров, то такое решение заказчика можно оспорить в контрольных органах.

Одновременно с этим организатору стоит учесть, что если закупаемая продукция включена в перечень, который утвержден Постановлением Правительства № 616 от 21.06.2012, то такая закупка проходит исключительно в электронной форме.

Аналогичное правило действует на процедуру по 223-ФЗ, когда поставщик определяется только среди субъектов МСП.

Как составить документацию в 2020 году

В соответствии с ч. 9 ст. 3.2 Закона о закупках отдельными видами юрлиц, заказчик вправе не готовить полностью документацию. Он может внести дополнительные данные в извещение и проект договора.

Извещение о запросе котировок — это документ, который объявляет о начале отбора исполнителей для заключения договора по результатам торгов.

Заказчик в своем сообщении об объявлении запроса котировочных цен обязан отразить все сведения, которые поможет исполнителю разобраться во всех нюансах и понять, соответствует ли он требованиям или нет. В частности, в соответствии с ч. 10 ст. 3.2, ч. 9 ст. 4 закона № 223-ФЗ, в нем указываются следующие данные:

  1. Сведения о заказчике.
  2. Сведения о предмете договора и его условиях.
  3. Сведения о закупке.
  4. Форма заявки на участие.

Дополнительно можно закрепить такие положения:

  • этапы проведения процедуры при условии, что они прописаны в положении (ч. 24 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ). Например, этап — предквалификационный отбор;
  • размер обеспечения котировочной заявки при условии, что он установлен положением, НМЦД больше 5 млн руб. (ч. 25-27 ст. 3.2 закона № 223-ФЗ);
  • требование об отсутствии информации об участвующих в ЗК в реестре недобросовестных поставщиков, согласно 223-ФЗ и Закону о контрактной системе (ч. 7 ст. 3 закона № 223-ФЗ);
  • требование об обеспечении исполнения договора. При этом необходимо указать, в частности, размер такого обеспечения и порядок его предоставления;
  • сведения о порядке и сроках внесения изменений в извещение;
  • сведения о порядке и сроках ответа на запросы о разъяснении положений извещения.

Сроки публикации извещения

Не менее 5 рабочих дней на подачу заявок, ч. 21 ст. 3.2.

Не менее 4 рабочих дня на подачу предложений.

При этом начальная (максимальная) цена договора не может превышать 7 млн руб., п. 4 ч. 3 ст. 3.4.

При этом заказчик обязан пригласить поучаствовать в ЗК закрытым способом не меньше двух участников, которые способны исполнить условия договора. Вместе с приглашением заказчик также направляет документацию, статья 3.5.

Закрытый запрос котировок для закупки по 223-ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Положением заказчика предусмотрено проведение процедур как в электронном, так и в бумажном виде, но в соответствии с ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ конкурентные закупки осуществляются следующими способами: торги, конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений), что не подразумевает проведение запроса котировок в бумажном виде.
Возможно ли проведение открытого запроса котировок в бумажном виде в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ после 01.07.2018?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке проведение запроса котировок не в электронной (в бумажной) форме.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) конкурентные закупки осуществляются следующими способами:
1) путем проведения торгов (конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс), аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок), запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений));
2) иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям ч. 3 данной статьи.
Как видим, перечень способов конкурентных закупок, установленный ч. 3.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, является открытым. Таким образом, заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке проведение запроса котировок, не являющихся закрытыми, не в электронной форме, с использованием документации на бумажных носителях. Сказанное подтверждают нормативные акты, принятые на федеральном и региональном уровнях (смотрите, например, п. 13 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования “Астраханский государственный технический университет, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 03.07.2018 N 458, п. 4.5 Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для автономных учреждений Удмуртской Республики, утвержденного приказом Министерства финансов Удмуртской Республики от 11.09.2018 N 10н).
Также отметим, что редакция положения о закупке, учитывающая изменения, внесенные в Закон N 223-ФЗ Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ, должна быть утверждена и размещена в ЕИС заказчиками не позднее 1 января 2019 года (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ). С 1 июля 2018 года и до 1 января 2019 года (если положение о закупке не будет приведено в соответствие с действующей редакцией Закона N 223-ФЗ ранее) заказчик вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в положении о закупке в редакции, соответствующей нормам Закона N 223-ФЗ, действовавшим до 1 июля 2018 года (смотрите также п. 5 письма Минфина России от 25.06.2018 N 24-06-08/43650).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

25 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Обязательные конкурентные закупки по 223-ФЗ в 2019 году

Последние два года были богатыми на изменения в законе 223-ФЗ: расширено понятие «торги», изменен порядок действий заказчика. Давайте разберемся с нововведениями и начнем с видов и форм конкурентных закупок, обязательных для заказчика.

Что нового в 223-ФЗ

До вступления в силу изменений закона 223-ФЗ заказчик обязан был в положении о закупке прописать лишь два способа: конкурс или аукцион. Другие способы можно было использовать и вносить в положение на свое усмотрение.

«Согласно поправкам к закону, с 1 июля 2018 года минимальный набор процедур, которые должны быть установлены в положении о закупках конкретного заказчика, — это закупка у единственного поставщика и четыре конкурентные процедуры: конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок», — поясняет новшества Станислав Грузин, эксперт в сфере закупок по 223-ФЗ, 44-ФЗ, автор вебинара «Проведение конкурентных способов закупок по 223-ФЗ».

Что такое конкурентная закупка

В законе 223-ФЗ перечислены следующие признаки:

    Информация о конкурентной закупке:

— размещается в ЕИС и доступна неограниченному числу потенциальных участников;

— высылается адресно двум и более участникам, если закупка закрытая.

  • Закупка проводится на условиях конкурентной борьбы поставщиков товаров (услуг, работ) за право заключить контракт. И это главное отличие от закупки у единственного поставщика.
  • В условиях заказчик описывает предмет закупки по правилам, описанным в ст. 3 закона 223-ФЗ.
  • «Заказчик не может указывать в описании предмета закупки любые идентифицирующие признаки: товарный знак, знак облуживания, знак производителя, место происхождения товара — без уточнения «или эквивалент», за исключением случаев, указанных в законе. Если заказчик хочет купить товар с конкретным товарным знаком, в этом случае речь может идти только о проведении неконкурентной процедуры», — уточняет Станислав Грузин.

    Описанным выше условиям соответствуют две большие группы закупок.

    Первая группа — торги — и есть те конкурентные закупки, которые должны быть указаны в положении о закупках. Теперь при проведении запроса котировок и запроса предложений заказчик не может отказаться от заключения договора, как это было до изменений закона 223-ФЗ.

    «Закон позволяет заказчику использовать и иные конкурентные способы закупки кроме обязательных. Все ограничивается фантазией конкретного заказчика, могут быть любые другие процедуры: запрос цен, запрос оферт, конкурентные отборы и так далее», — объясняет Станислав Грузин.

    Виды торгов по 223-ФЗ

    После внесения изменений в законе 223-ФЗ появилось отдельное определение для каждого из видов торгов.

    Конкурс

    Определение, которое дано в законе, тяжелое и непонятное. Если сформулировать проще, конкурс — это закупка, в которой побеждает участник, предложивший лучшие условия исполнения договора. При этом заявка исполнителя должна отвечать требованиям закупки.

    Аукцион

    Это вид закупки, где победителем становится тот, кто предложит наименьшую цену договора, сниженную на шаг аукциона. Эта величина устанавливается в документации.

    Если в ходе аукциона цена снижается до нуля, то участники аукциона начинают бороться уже за право заключить договор. Победителем станет тот, кто предложит не самую низкую, а самую высокую цену для заказчика на право заключить договор. Иными словами, не заказчик оплачивает исполнителю работы, а исполнитель платит за то, чтобы получить заказ.

    Запрос котировок

    Это торги, в которых побеждает участник, чья заявка содержит наименьшую цену договора. Обратите внимание: согласно новой редакции 223-ФЗ заказчик не разрабатывает документацию о закупке. Заявка участника должна соответствовать извещению о проведении запроса котировок.

    Запрос предложений

    Это форма торгов, при которой заказчик организовывает тендер и заключает договор с тем участником, чье предложение больше прочих удовлетворяет критериям тендера.

    Формы проведения закупок

    Закрытые закупки можно проводить в случаях (ст. 3.5 закона 223-ФЗ):

    1. Если в проекте договора содержится государственная тайна.
    2. Если координационный орган Правительства РФ принял решение в соответствии с п. 2 или 3 ч. 8 ст. 3.1 закона 223-ФЗ.
    3. Если в соответствии с ч. 16 ст. 4 закона 223-ФЗ решено, что закупка не размещается открыто. Основанием могут стать распоряжения Правительства РФ и иные подзаконные акты.

    В остальных случаях процедура должна быть открытой и все данные о ней должны размещаться в ЕИС.

    Как открытые, так и закрытые торги могут быть электронными и бумажными (неэлектронная форма закупок). Но есть нюансы.

    В положении должно быть прописано, что торги проводятся в электронной форме на ЭТП, которые соответствуют требованиям 223-ФЗ. Если не указано, что определенный вид закупки проводится на бумажных носителях, автоматически она должна проходить на ЭТП. Подача заявки на флеш-карте, диске, по электронной почте больше не признается электронной формой процедуры.

    Закупки для представителей малого и среднего предпринимательства могут проходить только в электронном формате. Это положение закреплено в ч. 2 ст. 3 закона 223-ФЗ и действует с 1 июля 2018 года.

    О порядке проведения обязательных конкурентных закупок читайте в нашей следующей статье.

    Запрос котировок как форма конкурентной закупки по Федеральному закону 223-ФЗ и ключевые нюансы его проведения

    Федеральный закон №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусматривает несколько форм закупочных процедур, которые должны быть использованы государственным или муниципальным заказчиком в обязательном порядке. Одной из таких процедур является запрос котировок, который должен проводиться теперь ввиду последних изменений в указанный закон предпочтительно в электронном виде.

    • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
    • +7 (499) 110-33-98 –Москва
    • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

    Нормативная основа проведения запроса котировок

    С нормативной точки зрения, проведение запроса котировок, как закупочной процедуры в рамках удовлетворения нужд государственных и муниципальных заказчиков, регулируется на основании пункта 1 части 3.1 статьи 3, а также на основании частей 20 и 21 статьи 3.2 Федерального закона №223-ФЗ.

    Кроме указанных норм федерального законодательства, регулирование проведения запроса котировок происходит на основании специально принятого в рамках организации-заказчика Положения о закупках, которое заказчик обязан принять для регулирования своей закупочной деятельности.

    Начальная максимальная цена контракта или договора, которая устанавливается для объявления данной закупочной процедуры, не превышает десять миллионов рублей.

    Понятие и особенности процедуры

    В соответствии с частью 20 статьи 3.2 Федерального закона №223-ФЗ под запросом котировок понимается конкурентная неторговая процедура, которая проводится государственным или муниципальным заказчиком с целью определения максимально выгодных условий исполнения контракта или договора.

    Запрос котировок на основании установленных в отношении данной процедуры требований действующего законодательства представляет собой достаточно короткую процедуру по времени, так как от момента ее объявления путем публикации извещения и документации (в тех случаях, когда такая публикация необходима) в Единой информационной системе в сфере закупок до момента, пока будет подписан контракт, проходит период от двадцати до двадцати пяти дней (верхний предел увеличен быть не может, даже если исполнитель не подписывает контракт или договор, работая с протоколами разногласий, так как он может быть признан уклоняющимся от подписания соглашения).

    Еще одной особенностью данной процедуры, которую должен учитывать заказчик, выбирая ее, является то, что она может быть проведена и в несколько этапов с использованием предквалификационного отбора. Возможность использования такого дополнительного этапа в случаях, если речь идет о необходимости дополнительной оценки потенциальных исполнителей, если предусмотрена сложная по своей сути закупка (например, из-за сложного, с технической точки зрения, предмета закупки), должна быть зафиксирована в Положении о закупочной деятельности самого заказчика.

    Заказчику дано право выбирать наиболее удобную для себя форму: открытую, закрытую (при соблюдении условия о ненарушении действующего законодательства в сфере закупок), одно- или многоэтапную.

    Использование закрытой формы процедуры на сегодняшний день встречается достаточно редко, так как проведение закрытого запроса котировок требует специального согласования с контролирующими органами в сфере закупок. Поэтому государственные и муниципальные заказчики используют данную форму запроса котировок только в том случае, если речь идет о необходимости обязательной защиты информации о самой закупке или о ее предмете (например, если предмет закупки относится к сведениям, охраняемым законодательством о государственной тайне).

    Порядок проведения

    Порядок проведения запроса котировок различается для заказчика и исполнителя, однако, для обеих сторон, участвующих в процедуре, он будет состоять из определенных этапов. Особенности содержания этих этапов можно увидеть в таблице ниже.

    Сроки
    Стандартные срокиСреди субъектов МСПВ закрытой форме
    Номер этапаДействия заказчикаДействия участника закупки
    Этап №1Подготовка извещения для публикации в Единой информационной системе в сфере закупок. Документация в свете последних изменений в Федеральный закон №223-ФЗ готовится только в особых случаяхПрохождение регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок, получение аккредитации на электронных торговых площадках, оформление электронной цифровой подписи квалифицированного типа
    Этап №2Публикация сведений в ЕИС (если такая публикация предусмотрена действующим законодательством в сфере закупок) либо рассылка приглашений к участию в закупочных мероприятиях тем участникам, которых заказчик хотел бы видеть на процедуреОценка информации, полученной от заказчика посредством размещения информации в ЕИС или посредством изучения полученного приглашения к участию
    Этап №3Получение заявок на основании использования функционала электронных торговых площадокНаправление заказчику заявки на участие в процедуре в электронной форме через специальный сервис электронной торговой площадки
    Этап №4Рассмотрение поданных заявок на предмет возможности допуска их авторов к собственно закупочной процедуреИмеет право присутствовать на вскрытии и рассмотрении заявок, но без вмешательства в ход такой процедуры
    Этап №5Принятие решения о возможности допуска участников, подавших заявки на участие, к итоговым переговорам относительно возможности заключения контракта или договораНа данном этапе исполнитель готовит документы, которые могут быть затребованы от него заказчиком в случае принятия решения о допуске к участию в закупочной процедуре
    Этап №6Проведение переговоров о возможных условиях заключения контракта или договора, если такие переговоры предусмотрены Положением о закупочной деятельности заказчика или вызваны сложившейся ситуациейЗаявляет свою позицию относительно возможных условий заключения контракта или договора
    Этап №7Заключение контракта или договора на тех условиях, которые были сформулированы сторонами соглашения

    Необходимые документы

    Для того чтобы проведенный запрос котировок мог быть признан состоявшимся, а его результаты – соответствующими действительности, необходимо правильно подготовить документы.

    От заказчика

    От заказчика потребуется подготовка следующих документов:

    • извещение о проведении процедуры. В нем указываются сведения о самом заказчике, дате и месте проведения процедуры, предмете закупки;
    • документация. Как уже говорилось выше, она готовится только в тех случаях, когда это требование прямо установлено различными федеральными и региональными нормативно-правовыми актами. В документации даются подробные технические и качественные характеристики предмета закупки, описываются требования к потенциальным участникам закупки, а также дается примерный перечень тех документов, которые потребуется составить потенциальному участнику закупки в рамках пакета документов;
    • проект контракта. В этом документе заказчик отражает основные условия исполнения взятых на себя обязательств по контракту тем лицом, которое будет признано победителем процедуры.

    От исполнителя

    Если говорить о пакете документов, который должен быть подготовлен исполнителем, то он выглядит следующим образом:

    • анкета, которая предусматривает предоставление полных идентифицирующих сведений о потенциальном участнике закупочной процедуры (в ней указываются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на налоговый учет (КПП), дата такой постановки, сведения о финансовых реквизитах, которые могут быть использованы для произведения взаиморасчетов заказчика с исполнителем);
    • документы, которые смогут подтвердить право потенциального исполнителя на заключение контракта, например, если он не является производителем товара;
    • декларация соответствия поставляемого товара требованиям документации о закупке, в том числе подтверждающая качество такого товара;
    • согласие потенциального участника на исполнение обязательств по контракту или договору на тех условиях, которые были установлены в ходе проведения такой закупочной процедуры;
    • ценовое предложение, которое готов реализовать исполнитель в ходе признания его победителем закупки;
    • декларация о ненахождении в Реестре недобросовестных поставщиков;
    • согласие на проведение крупной сделки с указанием ценовых пределов такой сделки, а также с указанием сведений о том, каков срок действия такого согласия;
    • декларация или справка об отсутствии судимостей за преступления в сфере экономической деятельности и государственных и муниципальных закупок у руководителя организации-участника запроса котировок и руководителя финансового подразделения;
    • иные документы, перечень которых заказчик формулирует самостоятельно, но таким образом, чтобы они не ущемляли права участников процедуры.

    Основания для отмены процедуры

    Государственный или муниципальный заказчик вправе отменить проведение запроса котировок по одному или нескольким пунктам на основании своего личного решения. Такая отмена может быть осуществлена по причине того, что у заказчика резко изменились приоритеты в удовлетворении своих нужд, либо произошло перераспределение финансирования.

    Если заказчик не успел принять решение об отмене процедуры, он имеет право отказаться от заключения контракта или договора, но только в том случае, если возникли обстоятельства непреодолимой силы, которые регулируются и признаются Гражданским кодексом Российской Федерации.


    Особенности открытого запроса котировок по Закону № 223‑ФЗ

    Открытый запрос котировок по 223 ФЗ является одним из самых популярных конкурентных способов закупки, которым пользуются заказчики по Закону № 223‑ФЗ[1], в том числе и унитарные предприятия. До вступления в силу с 01.07.2018 изменений в данном законе правила применения этого способа заказчики определяли в своих положениях о закупке полностью самостоятельно. Однако общая унификация закупочных правил по Закону № 223‑ФЗ оказала воздействие и на особенности проведения порядок запроса котировок. Об этих особенностях пойдет речь в нашей статье

    Итак, по новым, унифицированным правилам запрос котировок отнесен к числу конкурентных процедур, которыми должны пользоваться заказчики при своих закупках (п. 1 ч. 3.1 ст. 3 Закона № 223‑ФЗ).

    Согласно ст. 3.2 Закона № 223‑ФЗ в контексте этого закона под запросом котировок понимается форма торгов, при которой их победителем признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора (ч. 20). Другой нормой этой статьи предусмотрено, что извещение о проведении запроса котировок размещается в ЕИС не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие (ч. 21). Наконец, в отличие от других способов конкурентных закупок, при запросе котировок в электронной форме не используется документация о закупке (только извещение) – в извещении же о закупке приводится и форма заявки (ч. 9 и 10).

    Отметим, что по отдельной норме Закона № 223‑ФЗ документация о закупке не применяется (по крайней мере не размещается в ЕИС) в отношении не только запроса котировок в электронной форме, но и любого запроса котировок, то есть и «бумажного» варианта такой закупки тоже (ч. 5 ст. 4).

    Каких‑то других общих норм именно в отношении запроса котировок, в том числе по допустимому размеру НМЦД, в Законе № 223‑ФЗ нет – во всем остальном проведение запроса котировок регулируется общими правилами конкурентных закупок (ст. 3.2 – 3.4 данного закона) и положением о закупке конкретного заказчика.

    Однако если речь идет о запросе котировок, который заказчик проводит в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства (он обязательно проводится в электронной форме), дополнительные нормы для этого случая в Законе № 223‑ФЗ все же присутствуют.

    Во-первых, извещение должно размещаться в ЕИС не менее чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока подачи заявок, причем НМЦД не должна превышать 7 млн руб. (при превышении указанного размера должен применяться иной способ – например, электронный аукцион). Об этом говорится в п. 4 ч. 3 ст. 3.4 Закона № 223‑ФЗ.

    Во-вторых, имеются требования к содержанию заявки на участие в запросе котировок. Она должна содержать (ч. 8 ст. 3.4 Закона № 223‑ФЗ):

    1. Предложение участника запроса котировок в электронной форме о цене договора.

    2. Предусмотренное одним из следующих пунктов согласие участника запроса котировок в электронной форме:

    • на выполнение работ или оказание услуг, указанных в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, на условиях, предусмотренных проектом договора (если осуществляется закупка работ или услуг);
    • на поставку товара, который указан в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме и в отношении которого в таком извещении содержится указание на товарный знак, на условиях, предусмотренных проектом договора и не подлежащих изменению по результатам запроса котировок в электронной форме;
    • на поставку товара, который указан в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме и конкретные показатели которого соответствуют значениям эквивалентности, установленным данным извещением (если участник запроса котировок в электронной форме предлагает поставку товара, который эквивалентен товару, указанному в таком извещении), на условиях, предусмотренных проектом договора.

    3. Иную информацию и документы, предусмотренные извещением о проведении запроса котировок в электронной форме.

    В-третьих, установлено, что заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения (при других способах заявка состоит из двух частей и ценового предложения) (ч. 19 ст. 3.4 Закона № 223‑ФЗ).

    Обратите внимание: если заказчик не учитывает эту норму в своем положении о закупке и в извещении о закупке требует от участника порядок запроса котировок две части заявки, а функционал используемой электронной площадки в соответствии с требованиями Закона № 223‑ФЗ предоставляет заказчику только одну часть заявки и заказчик на этом основании отклоняет заявку, в данном случае участник закупки вводится в заблуждение, что является нарушением как Закона № 223‑ФЗ, так и федерального законодательства о защите конкуренции [2] .

    Отметим, что в данном случае согласно гражданскому законодательству участник закупки, заявка которого была отклонена, имеет право обратиться в суд с иском о признании торгов и договора, заключенного по их результатам, недействительными (ст. 449 ГК РФ).

    Ключевым моментом при запросе котировок является формирование извещения о закупке, поскольку только один этот документ должен определять все условия закупки (документации о закупке в запросе котировок нет). По Закону № 223‑ФЗ извещение о любой конкурентной закупке (в том числе, соответственно, и о запросе котировок) должно включать в себя (ч. 9 ст. 4):

    1. Способ осуществления закупки (в нашем случае – запрос котировок по 223 ФЗ).

    2. Наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика.

    3. Предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также
    краткое описание предмета закупки в соответствии с установленными в Законе № 223‑ФЗ требованиями (при необходимости). Отметим, что указанные требования относятся к описанию предмета закупки в документации о закупке, а не в извещении (ч. 6.1 ст. 3 [3] , но используемая формулировка «при необходимости» как раз
    и означает, что в случае запроса котировок, где документация о закупке отсутствует, описание предмета закупки должно включаться в извещение (больше о предмете договора заказчику написать просто негде, вот и возникает эта необходимость). Таким образом, описание предмета закупки в извещении о закупке должно быть осуществлено по следующим правилам:

    а) указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

    б) в описание не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам, которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

    в) при использовании в описании указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев:

    • несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
    • закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
    • закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;
    • закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров РФ или условиями договоров заказчиков в целях исполнения ими обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

    1. Место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги.

    2. Сведения о НМЦД, либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

    3. Срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление данной документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа.

    4. Порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).

    5. Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при осуществлении запроса котировок в электронной форме).

    6. Иные сведения, определенные положением о закупке. К ним в извещении о запросе котировок может относиться то, что в соответствии со своим положением о закупке заказчик считает необходимым сообщить потенциальному участнику запроса котировок в этом единственном закупочном документе:

    • порядок получения разъяснений от заказчика (ч. 2 – 4 ст. 3.2);
    • требования к обеспечению заявки (ч. 25 – 27 ст. 3.2);
    • требование об отсутствии сведений об участнике закупке в реестре недобросовестных поставщиков (ч. 7 ст. 3);
    • порядок заключения договора (ч. 15 ст. 3.2);
    • проект договора (ч. 5 ст. 4);
    • сведения об обеспечении исполнения договора (п. 2 ч. 26 ст. 3.2);
    • условия и порядок отмены закупки (ч. 5 – 7 ст. 3.2).

    Отметим, что по букве закона заказчик в раздел «Иные сведения» извещения о закупке должен вносить только те сведения, внесение которых в извещение требуется положением о закупке самого заказчика. Поэтому важно обеспечить, чтобы в этом положении внесение необходимых сведений в извещение было предусмотрено (в частности, в тех нормах положения, которые касаются правил проведения запроса котировок). Это в интересах не только потенциальных участников закупки, но и самого заказчика – иначе ему придется тратить много времени на предоставление разъяснений, ведь очевидно, что потенциальный участник закупки заинтересуется такими значимыми вопросами, как, например, требования к обеспечению заявки, обеспечению исполнения договора. В принципе, при определении перечня этих «иных» сведений можно ориентироваться на номенклатуру сведений, которые согласно нормам Закона № 223‑ФЗ должны включаться в документацию о закупке (ч. 10 ст. 4) (разумеется, без дублирования информации, которая отражается в других пунктах извещения).

    Примечательно, что нередко на практике заказчики при запросе котировок размещают в ЕИС документ, который называют «документацией запроса котировок» и который содержит объемную и разнообразную информацию о закупке [4] . Но формально более правильным решением является все-таки оформление всех условий и правил проведения конкретного запроса котировок именно в виде единого извещения, как вариант – извещения и приложений к нему (техническое задание, проект договора, форма заявки и др. [5] ).

    [1] Федеральный закон от 18.07.2011 № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    [2] См. Решение Курского УФАС от 30.01.2019 по делу № 03‑01/01‑2019.

    [3] Часть 6.1 ст. 3 Закона № 223‑ФЗ.

    [4] В качестве примера см. в ЕИС закупку № 31907622295.

    [5] В качестве примера см. в ЕИС закупку № 31907653932.

    Запрос котировок по 223-ФЗ – пошаговая инструкция

    Запрос котировок, который проводится в рамках действия 223-ФЗ имеет ряд преимуществ для заказчика. Он не накладывает на закупщика обязанностей по заключению контракта и проведению сделки. Кроме того, организатор вправе самостоятельно определять перечень документов, которые придется предъявить поставщику для участия в процедуре.

    Что нужно помнить перед тем, как участвовать в закупке

    Каждая организация, которая планирует поучаствовать в запросе котировок по 223-ФЗ должна помнить следующие особенности процедуры:

    1. В качестве участника может выступать любое юридическое или физическое лицо, которое соответствует требованиям, установленным закупочной документацией. Некоторые закупки допускают привлечение поставщиком субподрядчиков.
    2. Во время оценки заявок заказчик не имеет права предъявлять к поставщику требования, которые не прописаны в закупочной документации. Критерии оценки предложений равнозначны для всех участников.
    3. Заказчик имеет право установить требование об отсутствии участника в Реестре недобросовестных поставщиков, сформированном на основании статьи 5 223-ФЗ, а также 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
    4. Допускается проведение запроса котировок, в котором могут принимать участие только субъекты малого и среднего предпринимательства.

    Перед подачей заявки ознакомьтесь со всеми положениями 223-ФЗ. Это поможет избежать спорных ситуаций. Вы сможете грамотно отстаивать свою позицию.

    Порядок участия поставщика в запросе котировок

    Запрос котировок – это одна из самых быстрых закупочных процедур. Как правило, на формирование заявки поставщику отводится не более 7 дней. Последовательность участия в процедуре выглядит следующим образом:

    1. Поиск извещения. Заказы на суммы свыше 100 тысяч рублей организатор обязан размещать не только на выбранной им электронной площадке, но и на Общероссийском Официальном Сайте zakupki.gov.ru. Если закупка предполагает НМЦК ниже 100 тысяч рублей и запрос котировок проводится не в электронной форме, то есть заявки принимаются исключительно на бумажном носителе, то извещения могут быть размещены только на сайте самого заказчика.

    2. Изучение закупочной документации. При этом особое внимание необходимо уделять не только функциональным характеристикам закупаемого товара или услуг, но и особенностям поставки. Изучите сроки и место поставки товара или предоставления услуг, порядок и сроки оплаты выполненных работ, порядок оценки заявок участников, особенности формирования цены контракта.

    3. Определение соответствия требованиям. После того, как вы выяснили, что закупка удовлетворяет вашим потребностям, определите, отвечает ли ваша компания заявленным требованиям. Заказчик может установить ограничения участия в области субъектов малого и среднего предпринимательства, предъявить требования к наличию у поставщика материально-технических ресурсов, отсутствию негативных отзывов со стороны других заказчиков, а также судебных решений, вынесенных не в пользу участника.

    4. Изучите перечень документов, необходимых для подачи заявки. Такой список каждый организатор разрабатывает самостоятельно. При этом в каждой документации должна быть прописана инструкция по составлению заявки, приведены образцы форм необходимых документов. Вам наверняка придется предоставлять полный пакет Уставных документов организации, сведения об учредителе, акционерах и директоре компании, выписку ЕГРЮЛ или ЕГРИП, справку об отсутствии задолженности по налогам и сборам, а также бухгалтерскую отчетность за последний отчетный период и последние три года. Особое внимание обратите на оформление сведений о поставляемых товарах или услугах.

    5. После того как вы собрали все документы, проверьте правильность их оформления. Если вы предоставляете оригиналы, то на них обязательно должна присутствовать печать организации, а также подпись с расшифровкой руководителя. На копиях также должна присутствовать печать компании, а также подпись руководителя рядом с надписью «Копия верна». Документы, предоставленные вам Налоговой инспекцией или другими органами можно оставлять в первозданном виде.

    6. Дальнейшие действия будут зависеть от того, в каком виде необходимо предоставить заявку заказчику:

    • На бумажном носителе. В этом случае все документы необходимо разложить в том порядка, в каком они перечислены в закупочной документации, составить их опись. Сшейте документы в единый том и скрепите печатью. Пронумеруйте все страницы. Поместите подготовленную заявку в непрозрачный конверт. Как правило, особенности оформления самого конверта также приведены в закупочной документации. Если их нет, пользуются универсальными нормами. На конверте обязательно указывается наименование заказчика, номер извещения запроса котировок, а также время, до которого нельзя вскрывать заявку.
    • В электронном виде. Все документы необходимо отсканировать и прикрепить в соответствующую форму на электронной торговой площадке. Если документов слишком много, то их предварительно лучше заархивировать.

    Поле этого вам останется только дождаться даты рассмотрения заявок и формирования протокола. Все сроки должны быть прописаны в закупочной документации.

    Если вы не согласны с действиями организатора во время проведения закупки, за вами остается право подать жалобу в ФАС. Это возможно, если заказчик не разместил сведения о крупной закупке на ООС, предъявил к участнику требования, не установленные документацией или нарушил иные нормы 223-ФЗ. По вашей жалобе будет назначено заседание комиссии, в ходе которого контролирующий орган, выслушав доводы обеих сторон, вынесет решение.

    Читайте также:  Выбор способа осуществления закупки по 44 ФЗ и определении НМЦК на осуществление регулярных пассажирских перевозок
    Ссылка на основную публикацию