Закупка автомобиля по 44 ФЗ

Как закупить автомобили или техобслуживание: пошаговая инструкция

Если организации необходимо провести тендеры на автомобили или их техническое обслуживание по 44 ФЗ, то ответственный специалист заказчика должен следовать определенному алгоритму. В первую очередь ему надлежит корректно определить объект заказа. Затем контрактный управляющий организации-заказчика рассчитывает начальную максимальную цену контракта и нормирует предстоящий тендер авто. Далее необходимо выбрать соответствующий способ определения поставщика, подготовить закупочную документацию и составить подробное техническое задание. После тщательной подготовки заказчиком проводятся непосредственно закупки авто в соответствии с 44 ФЗ, ремонт автомобиля либо закупки технического обслуживания. Разберем каждый этап подробно.

Предмет заказа

Для того чтобы провести вышеуказанные тендеры — транспорт, ТО или ремонт, — заказчику необходимо определиться с объектом госзаказа. Согласно действующему законодательству в области регулирования контрактной системы, организация-заказчик не вправе ограничивать конкуренцию среди участников торгов путем указания конкретной марки автотранспортного средства, даже если приведено слово «эквивалент».

Исключением являются только ситуации, при которых легковой транспорт не является предметом контракта, а лишь используется при оказании конкретных работ или услуг.

Закупка автомобилей по 44 ФЗ должна производиться в строгом соответствии со статьей 33, а именно п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ. Таким образом, предмет заказа должен иметь объективный характер. При его описании нужно учесть технические, эксплуатационные и качественные характеристики.

Нормирование

Любая проводимая закупка транспортных средств должна быть нормирована организацией-заказчиком (ст. 19 44-ФЗ). Если заказчик является бюджетным учреждением, то правила нормирования для него устанавливает вышестоящий орган или учредитель.

Каждая закупка автомобиля в 2020 году должна проводиться с ограничениями по предельной НМЦК. В соответствии с ПП РФ № 927 от 02.09.2015, при приобретении автомобилей необходимо руководствоваться следующими требованиями-ограничениями:

  • ценовое — до 2,5 миллионов рублей;
  • ограничение по мощности — до 200 лошадиных сил.

Таким образом, закупка транспорта не должна проводиться с учетом излишних потребительских свойств. Применяя положения 44 ФЗ о нормировании, организации-заказчики избегают приобретения предметов роскоши.

Порядок нормирования для заказчиков, действующих на федеральном уровне, регламентирует ПП РФ № 479 от 19.05.2015. Посредством правительственного постановления вводятся федеральные перечни конкретизированного формата, в том числе и по легковым автомобилям с нормированием стоимостных, мощностных и составных характеристик авто.

Выбор способа определения поставщика

Закупка легкового автомобиля или его обслуживания должна производиться в соответствии с 44 ФЗ, поэтому заказчик может осуществить госзаказ как конкурентными способами, так и у единственного поставщика в том случае, если стоимость заказа не превышает 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) либо 400 000 рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93).

В том случае, если закупаются товары и услуги без возможности торговать цену единицы продукции, то исключается проведение запроса котировок, так как победителем ЗК признается участник с наименьшим ценовым предложением (ч. 1 ст. 72 44-ФЗ). Если участнику необходимо провести торги по ремонту и техническому обслуживанию ТС, то ему надлежит воспользоваться электронным аукционом (с учетом положений ч. 5 ст. 68 44-ФЗ) либо провести запрос котировок следующим образом:

  • рассчитать максимальное количество услуг и запасных частей на основании установленных ЛБО и среднерыночной цены за единицу продукции;
  • определить максимальный объем запчастей в извещении;
  • в проекте контракта отметить условия о том, что услуги по ТО будут проводиться в соответствии с заявками заказчика и что услуги, не определенные в извещении, не оказываются, не принимаются и не оплачиваются.

Закупочная документация

Разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями действующего законодательства. Заказчик должен установить единые требования к участникам торгов (ст. 31 44-ФЗ), которые являются исчерпывающими.

Для того чтобы корректно составить закупочную документацию и техническое задание, необходимо учитывать ряд следующих положений:

  1. Организация-заказчик должна предоставлять преимущество российскому производству при проведении госзакупок в соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 44-ФЗ. Согласно ПП РФ № 656, устанавливается запрет на допуск легковых автомобилей, происходящих из иностранных государств, которые закупаются для обеспечения нужд заказчика.
  2. При определении объекта закупки не допускается отсылка к конкретным товарным знакам и наименованиям.
  3. Если технической документацией допускаются обслуживание и ремонт автотранспорта только официальным дилером, то установление в документации о закупке такого условия исполнения контракта будет правомерно (Письмо Минэкономразвития № Д28и-2008 от 07.04.2017).
  4. Если закупаются услуги по ремонту и ТО легкового автомобиля, объем которых заранее просчитать нельзя, то заказчик должен руководствоваться условиями п. 2 ст. 42 и частей 5 и 17 ст. 68 44-ФЗ. В извещении должны быть указаны НМЦК и общая начальная цена запчастей и материалов, а также перечень всех запчастей, которые могут понадобиться при исполнении контракта. При закупочных процедурах снижается общая цена, а не НМЦК.
  5. При закупке услуг по ТО не допускается указание конкретного места оказания услуг, так как это условие ограничивает конкуренцию и нарушает требования 135-ФЗ и п. 2 ст. 42 44-ФЗ. Для соблюдения законодательных норм надлежит указывать границы территориального округа либо расстояние в километрах (Письмо Минэкономразвития № Д28и-699 от 20.02.2017).

Закупка автомобиля по 44-ФЗ

Когда речь заходит о государственных закупках и необоснованных тратах на различные блага, то в первую очередь вспоминаются некачественные ремонты дорог, строительство огромных особняков-замков для госучреждений и приобретение люксовых автомобилей для доставки чиновников на работу и обратно. Законодательство о закупках меняется, становится жестче для обеих сторон этого процесса и подобные необоснованные траты государственных служащих на потеху общественности всплывают всё реже. Но это если посмотреть на процесс со стороны обывателя. А если со стороны заказчика и поставщика?

Тех, кто непосредственно связан с этими закупками и лавирует в этом котле ада между изменениями, штрафами и “хотелками” руководства. Работать становится всё сложнее и сложнее. Каждое новшество #наблаготрудящихся только усложняет все процессы. Так и с закупкой автомобилей. Последние летние изменения Закона о контрактной системе только прибавили вопросов к самому процессу.

ОБЪЕКТ ЗАКУПКИ

При составлении технического задания на приобретение транспортного средства НЕЛЬЗЯ указывать товарный знак и марку желаемого авто. Безусловно, было бы очень удобно прописать в закупке “к поставке необходим чёрный автомобиль Toyota Camry 2019 года выпуска в полной комплектации”. Раньше некоторые заказчики так и указывали – торговое наименование авто с припиской “или эквивалент”.

С некоторых пор такая формулировка при составлении технического задания противоречат законодательству. Поэтому необходимо максимально подробно указывать технические характеристики желаемого к поставке автомобиля: тип привода и кузова, количество дверей и мест для сидения, габаритные размеры, число передач, цвет кузова и прочее-прочее. Также нельзя забывать о дополнительных опциях: подушки безопасности, ABS, наличие аудио/видео-систем и кондиционера, комплект салонных ковриков, домкрат и т.д.

Логичнее всего брать эти характеристики с сайтов официальных дилеров или производителей тех автомобилей, которые вы желаете приобрести. Надежнее – писать официальный запрос дилеру/производителю и уже исходя из ответа составлять техническое задание.

Нельзя забывать и о нормировании – предельный потолок цены приобретаемых товаров, работ, услуг. При закупке автомобилей необходимо руководствоваться нормами Постановления Правительства №927 от 02 сентября 2015 года. В зависимости от уровня руководителя будет установлена и предельная цена авто. Но, например, общим для всех является требование о максимальном количестве лошадиных сил в легковом автомобиле – не более двухсот.

АУКЦИОННАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ

Приобретение автомобилей включено в обязательный аукционный перечень – Распоряжение Правительства РФ №471-р от 21 марта 2016 года. Поэтому вопроса о выборе способа закупки не стоит.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.

При подготовке документации необходимо прописать требования об ограничении допуска иностранных товаров по двум пунктам:

  • статья 14 Закона о контрактной системе;
  • Постановление Правительства РФ №656 от 14 июля 2014 года.

При рассмотрении поступивших заявок на участие заказчик рассматривает:

  • в первой части заявки – помимо согласия на поставку товара, должны быть указаны страна происхождения и конкретные показатели поставляемой продукции. Никаких слов “более/менее” и их вариаций в заявке участника не должно содержаться;
  • во второй части заявки – стандартные документы участника закупки (устав, ИНН и прочее), а также в ряде случаев сертификат СТ-1 и/или акт экспертизы торгово-промышленной палаты либо заверенная копия инвестиционного контракта. Если закупка попадает под требования, установленные в Постановление Правительства №656 и Приказе ТПП РФ №64 от 25.08.2014г.
Читайте также:  Дополнительное соглашение к государственному контракту об увеличении объема работ по 44-ФЗ

С 01 июля 2019 года в силу вступили требования о необходимости использования типового контракта при закупке автомобилей – Приказ Минпромторга России №998 от 23.03.2019г. При условии, что приобретаемый вами автомобиль попадает под коды ОКПД2 – 30.1, 30.3, 29.10, 26.51, 17.12, 31.01, 27.40, 28.25.

ПОСТАВКА АВТОМОБИЛЯ ПО 44-ФЗ

Завершающий этап работы в рамках любой закупки – это поставка и приём товара. Ведётся она в строгом соответствии с технической документацией и условиями контракта. Этим никого не удивить сегодня.

Обязательной частью этого этапа при закупке автомобилей будет экспертиза поставленного товара. Силами заказчика или с привлечением дополнительных ресурсов – это уже нюансы.

Помимо стандартного набора документов (акты приёма-передачи и товарные накладные) поставщик должен передать заказчику:

  • паспорт технического средства;
  • сервисную книжку;
  • инструкцию по эксплуатации;
  • ключи зажигания.

И, возможно, что-то ещё дополнительно – согласно технического задания заказчика.

ГАРАНТИИ

С последними изменениями Закона о контрактной системе спорным остаётся вопрос о предоставлении гарантий поставщиком при продаже автомобилей. При поставке автомобилей гарантийный срок исчисляется в двух показателях – количество лет эксплуатации или километров пробега. Например, 10 000 километров или 5 лет -в зависимости что наступит раньше.

Согласно новым изменениям в законодательстве о закупках при приобретении автомобилей необходимо предусмотреть предоставление поставщиком не только гарантий на поставленный товар, но и гарантийные обязательства к нему. В связи с этим вопросов по расчету гарантийного срока появилось ещё больше.

К сожалению, чёткого ответа на эти вопросы в законодательстве нет. Поэтому каждый заказчик действует по принципу “кто во что горазд”. Но все сходятся во мнении “если прописать как можно подробнее все нюансы в документации о закупке и проекте контракта, то при приёмке товара и его эксплуатации будет проще”.

Дата публикации: 07.08.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Закупка автомобиля по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Предприятие (заказчик) планирует закупать запчасти на автомобиль на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, ремонтировать который будет своими силами. Можно ли провести электронный аукцион или запрос котировок распространяется только на закупку запчастей?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик вправе заключить договор (контракт) на приобретение необходимых ему запасных частей одним из установленных Законом N 44-ФЗ способов. Указанная в вопросе закупка может быть осуществлена путем проведения аукциона в электронной форме, а при соблюдении предусмотренных законом условий также путем проведения запроса котировок в электронной форме либо у единственного контрагента на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Обоснование вывода:
По смыслу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), в частности ст.ст. 12, 13, ч.ч. 1 и 2 ст. 33 этого Закона, заказчик формирует предмет закупки самостоятельно, определяя, какие товары, работы, услуги (или их сочетание) в наибольшей мере отвечают его потребностям (смотрите письма Минэкономразвития России от 12.01.2017 N ОГ-Д28-771, от 16.01.2015 N Д28и-71, решение Свердловского УФАС России от 21.06.2017 N 935-з, постановление АС Западно-Сибирского округа от 28.07.2016 N Ф04-3087/16). Определенные ограничения на формирование предмета закупки вытекают только из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок.
Таким образом, заказчик вправе заключить договор (контракт) на приобретение необходимых ему запасных частей*(1).
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения контрагентов или осуществляют закупки у единственного контрагента. Заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 Закона N 44-ФЗ (смотрите подробнее в материале: Энциклопедия решений. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и условия их применения). При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Здесь же напомним, что с 1 января 2019 года все закупки конкурентными способами проводятся в электронной форме (ч. 2 ст. 24, ч. 43 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).
В силу ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) в случае закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р, а также в дополнительный перечень, утвержденный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ. В указанный перечень включена продукция, относящаяся к коду по ОКПД 2 29 “Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы”, который в свою очередь включает подкласс 29.3 “Части и принадлежности для автотранспортных средств”. Таким образом, закупка запасных частей к автомобилю по общему правилу должна осуществляться путем проведения электронного аукциона. Вместе с тем, как прямо указано в ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ, исключениями из приведенного правила являются закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме, а также запроса предложений (в определенных ч. 2 ст. 83.1 Закона N 44-ФЗ случаях) и закупки у единственного контрагента.
Таким образом, заказчик вправе осуществить закупку запасных частей к автомобилю путем проведения аукциона в электронной форме, а при соблюдении условий, предусмотренных ч. 2 ст. 82.1, п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, – путем проведения запроса котировок в электронной форме или у единственного контрагента.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимошенко Валерий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

4 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что если объектом закупки являются именно запасные части, то к такой закупке не должны применяться положения п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, касающиеся закупки работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

В чем состоят особенности закупки ОСАГО по нормам 44-ФЗ, и каковы требования к участникам закупки?

Закупка полисов автогражданской ответственности является достаточно распространенным предметом закупки по законодательству о контрактной системе и направлением расходования бюджетных денег. Она происходит по общим правилам 44-ФЗ и с учетом нормативных норм, которые регулируют рынок автострахования.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург
Читайте также:  Последствия непредоставления победителем электронного аукциона обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ

Особенности закупки ОСАГО

В 2019 году правила закупки ОСАГО по нормам 44-ФЗ существенно не поменялись.

Еще в 2018 году алгоритм страхования автогражданской ответственности был существенно скорректирован. Так, гражданам, подписавшим автостраховой договор, теперь дается две недели на его расторжение в упрощенном порядке. Компании, которые предлагают услуги ОСАГО (работающие по ОКВЭД 65.13), обязаны учитывать указания Центробанка от 2016 года №4192-У при работе на рынке автострахования.

Также с 2019 года начал действовать новый унифицированный бланк полиса автострахования. Он одинаков для бумажного и электронного полисов. В новом документе теперь есть специальный код QR. Он позволяет считывать дополнительные сведения о подписанном договоре.

В новом полисе автострахования раскрыта информация о расчете суммы премии и класса лиц, который допущен к управлению транспортного средства.

Как проводится закупка: алгоритм действий

Закупка автострахования гражданской ответственности в 2019 году должна проводиться по следующему алгоритму:

  1. Заказчик определяется с предметом закупки и детально описывает объект закупки.
  2. Рассчитывает начальную цену контракта.
  3. Определяет способ закупки.
  4. Закрепляет требования к проведению закупочных мероприятий и поставщику полиса ОСАГО.
  5. Оформляет договоренность со страховой компанией.

Выбор способа определения исполнителя контракта

При закупке автострахового полиса заказчик может выбрать:

  1. Неконкурентную форму закупки у единственного поставщика.
  2. Конкурентный способ отбора поставщика через конкурс или аукцион.

Закупка у единственного поставщика представляет собой простой и удобный способ закупить услуги автострахования. Основания для подписания подобного рода сделки закреплены в п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Обычно заказчики переходят к конкурентной форме закупки, только если лимиты на подписание контрактов с единственным поставщиком были исчерпаны.

При выборе конкурентной формы закупки заказчик может выбрать один из следующих способов отбора исполнителя:

  1. Электронный аукцион.
  2. Запрос котировок в электронном формате.
  3. Открытый конкурс в электронном формате.

У заказчика нет обязательств выбирать формат электронного аукциона для закупки полиса, так как код ОСАГО 65.12.21.000 не представлен в аукционном перечне (в перечне указаны товары, работы и услуги, которые необходимо закупать только посредством аукциона). Выбирать электронный аукцион имеет смысл, если приоритетным для заказчика являются максимальное снижение цены на полис и достижение бюджетной экономии.

Открытый конкурс в электронном формате является более сложным способом закупки. Предпочтение в его сторону отдают заказчики, которым нужно учесть не только ценовые параметры при закупке полиса. Через электронный конкурс можно подобрать компанию по качественным параметрам и оказываемым дополнительным услугам.

Еще в 2015 году у заказчиков возникало немало рисков при проведении закупки ОСАГО через запрос котировок и электронный аукцион. Обычно суды признавали подобную практику нарушением законодательных норм, например, решение Московского УФАС от 2015 года по делу №2-57-10216/77-15; решение Брянского УФАС от 2014 года по делу №467. Такая позиция была основана на том, что ранее в сфере ОСАГО действовали установленные Правительством тарифы. Суды и антимонопольные органы указывали на то, что при запросе котировок и в аукционе участники могли соревноваться только по цене, а это было бессмысленно. Участники все равно не вправе были снижать цену ниже той, которая была установлена Правительством. Смысл закупки терялся. Поэтому в своих решениях суды указывали на необходимость проведения конкурса для приобретения страховых услуг.

Затем правила расчета тарифов для страховых компаний были изменены через утверждение Банком России Указания №3384-У от 2014 года. В нем утверждались минимальные и максимальные лимиты тарифов, благодаря чему допускалась ценовая конкуренция между участниками закупки. Сегодня указанный документ от 2014 года утратил силу. Вместо него стало действовать Указание Центробанка от 04.12.2018 №5000-У. Сущность расчетов осталась прежней, что делает правомерным проведение закупки через запрос котировок или аукцион в электронном формате.

На практике закупки ОСАГО через запрос котировок и аукцион не проводятся в полноценном формате с проведением торгов и не позволяют достигнуть должного уровня конкуренции. Они сводятся к одному этапу: кто раньше других подал заявку на участие, соответствующую требованиям закупки, тот и побеждает. Причина заключается в том, что для всех страховых компаний установлены одинаковые коэффициенты. Разница в ценовом предложении может заключаться только в применении базовой ставки страхового тарифа (минимального или максимального). Поэтому все участники закупки рассчитывают страховые премии с учетом минимального значения тарифа, тогда как НМЦК обычно приведена по максимальному значению.

При запросе котировок побеждает участник, который подал заявку раньше других (на основании ч. 6 ст. 82.4 44-ФЗ). Тогда как при проведении электронного аукциона участник не может сразу снизить цену на минимальное значение. Снижать цену можно только в пределах шага аукциона. В этом случае конкуренция как таковая также отсутствует, и победит участник, который внес минимальное предложение по цене в ходе торгов первым.

С учетом вышеизложенного, хотя законодательство о контрактной системе не запрещает закупки через электронный аукцион или запрос котировок, заказчику рекомендуется пользоваться конкурсом для отбора поставщика.

К такому выводу, в частности, пришло в ходе проверки Хакасское УФАС от 2018 году по жалобе № 01/КС. Контроль за правильностью расчетов возложен в данном случае на Центробанк.

Особенности государственного контракта

В рамках 44-ФЗ заказчика обязывают прописывать в контракте условия его исполнения. При этом заказчикам необходимо при формировании государственного контракта указывать существенные условия с опорой на Закон об ОСАГО 40-ФЗ. Последний предъявляет свои требования к условиям договора.

Но в 44-ФЗ есть своя специфика при подписании контрактов. Так, на основании ч. 6 ст. 96 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен быть равен размеру аванса, если авансирование превышает 30%. Означает ли это, что заказчик обязан потребовать обеспечение от страховщика в размере 100% от уплаченной страховой премии? Свою позицию по указанному вопросу высказало Минэкономразвития в письме №Д28и-3102 от 2016 года. С учетом определения страховой премии по ст. 954 ГК министерство пришло к выводу, что страховая премия не является авансом. И в данном случае обеспечение исполнения контракта устанавливается таким образом, как это требуется в ФЗ-44 и вводится только при наличии аванса.

Аналогичные затруднения вызывает вопрос указания ответственности сторон. По 44-ФЗ заказчик должен прописывать ответственность по нормам Постановления Правительства №1042 от 2017 года. Тогда как в Законе об ОСАГО устанавливаются правила, которые отличаются от норм по 44-ФЗ. В данном случае закон об ОСАГО имеет приоритет перед 44-ФЗ и заказчику следует устанавливать ответственность по специальным нормам страхового закона. На аналогичную позицию указывает сложившаяся судебная практика.

Требования к участникам

При формировании закупочной документации заказчику не следует забывать о требованиях к участникам закупки. На основании п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ к участникам предъявляют требования о соответствии российскому законодательству.

Также требования к участникам закупки должны опираться на положения ст.31 44-ФЗ. С учетом указанной статьи все требования к участникам подразделяют на обязательные и дополнительные. К основным требованиям к участнику закупок страховых услуг можно отнести:

  1. Соответствие требованиям, которые предъявляют к участникам закупочных мероприятий.
  2. Отсутствие мероприятий, направленных на ликвидацию компании.
  3. Отсутствие решения суда о признании компании банкротом.
  4. Отсутствие решения суда о приостановке деятельности юрлица по нормам КоАП.
  5. Отсутствие недоимки по обязательным платежам в части налогов и сборов, которые превышают 25% от стоимости активов юрлица.
  6. Отсутствие судимости по экономическим преступлениям у руководящего состава (исключение составляют лица с погашенной судимостью или снятой по решению суда).
  7. Юридическое лицо не должно быть задействовано в коррупционных деяниях.
  8. Отсутствие конфликта интересов между заказчиков и исполнителем.

Также заказчик обычно включает требование об отсутствии сведений о компании в реестре недобросовестных поставщиков.

Начальная максимальная цена контракта

Рассчитывать НМЦК на государственный контракт при приобретении услуг по автострахованию допускается только в соответствии с установленными тарифами и нормами, закрепленными Указанием Центробанка от 2018 года №5000-У. Таким образом, заказчику в данном случае нет смысла применять метод сопоставимых рыночных цен и он может остановиться на тарифном методе определения НМЦК.

Хотя использование метода рыночных цен не допускается, но не всегда ФАС квалифицирует это, как нарушение, и привлекает поставщика к ответственности, например, если в результате нарушения обоснования НМЦК никак не изменились результаты закупки.

Расчет максимальной страховой премии, которая выступает в данном случае НМЦК, происходит по следующей формуле:

  • НМЦК = БСт (базовая ставка по тарифу, прописанная ЦБ для указанного типа ТС) х КР (региональный коэффициент, влияющий на стоимость страховки в зависимости от региона получения полиса) х КБМ (коэффициент «бонус-малус») х КВ (количество водителей, которые будут допущены к управлению) х КТС (коэффициент, который вводится с учетом мощности ТС) х КС (коэффициент сезонности) х КН (коэффициент, определяющий численность нарушений договора владельцем ТС) х КприцТС (коэффициент прицепа к ТС).
Читайте также:  Расторжение договора по соглашению сторон при закупках по Закону N 223-ФЗ

Размер НМЦК приводится отдельно по каждому типу транспортных средств, и в результате он суммируется.

Заказчику необходимо самостоятельно рассчитать НМЦК тарифным способом. Формула для расчетов приведена в п. 12 Приложения №4 к Указанию №5000-У. При расчетах НМЦК заказчику необходимо брать предельное значение ставки страхового тарифа. Если заказчик возьмет для расчета минимальную ставку, то ему грозит штраф (например, такое решение принято Северо-Осетинским УФАС от 2015 года по делу № А24-6-06/15).

Формула расчета и НМЦК обязательно должны присутствовать в закупочной документации. Неуказание формулы расчета может квалифицироваться, как нарушение закупочного законодательства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП, и грозит заказчику штрафом.

Формула от Центробанка также фиксируется в тексте контракта, что позволяет заказчику не указывать на то, что цена является твердой.

С учетом указанной формулы при описании объекта закупки заказчику необходимо прописать следующие сведения о страхуемых транспортных средствах:

  1. Марка и модель авто.
  2. ВИН-номер.
  3. Категория автотранспорта.
  4. Год выпуска.
  5. Государственный регистрационный знак.
  6. Мощность двигателя, л. с.
  7. Период использования автотранспорта.
  8. Дата старта страхового периода.

Указанные данные необходимы участникам для определения необходимых коэффициентов и для расчета цены контракта. Отсутствие таких сведений чревато для заказчика жалобами в антимонопольную службу со стороны участников.


Инструкция по закупке запчастей по 44-ФЗ

Закупка запчастей по 44-ФЗ — это приобретение запасных деталей для автомобиля или прибора, которые использует заказчик. Детали нужны, чтобы поддерживать оборудование в работоспособном состоянии или восстановить работу. Поэтому в таких закупках особые правила.

Особенности объекта закупки

Государственные заказчики приобретают запасные части и расходные материалы (ЗЧРМ) для техники. Перечислим особенности таких контрактов:

  • запасные части и материалы используются для ремонта или обслуживания техники;
  • техника находится на гарантии;
  • техника не на гарантии.

Формируем техническое задание

ФЗ-44 определяет этот раздел документации как «описание объекта закупки». Кроме термина ТЗ, используется: «техническая часть», «спецификация», «проектно-сметная документация».

Внесите в ТЗ такие данные:

  • номенклатуру закупаемых запчастей;
  • модель, маркировку и производителя;
  • требование по поставке оригинальной модели;
  • ссылку на модель оборудования (отдельного устройства), вместе с которым товар используется;
  • документацию производителя для обоснования запрета на использование аналога техническими условиями эксплуатации.

В описании объекта используйте установленные стандартами и техническими регламентами:

  • показатели;
  • требования;
  • условные обозначения;
  • терминологию.

Это облегчит контроль за количественными и качественными характеристиками поставки.

Вот пример отрывка ТЗ в закупке запасных частей к рудничному электровозу.

При описании объекта торгов запрещено указывать товарный знак или знак обслуживания без использования в описании словосочетания «или эквивалент» (п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Это прямое нарушение 44-ФЗ и закона «О защите конкуренции» (ст. 17 135-ФЗ от 26.07.2006).

При составлении ТЗ на поставку запасных частей и расходных материалов (ЗЧРМ) из этих правил есть исключения.

По формулировке «или эквивалент»Словосочетание «или эквивалент» не используется в ТЗ при необходимости оригинальных ЗЧРМ. Случаи перечислены в п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ:

  • несовместимость товаров с разными товарными знаками;
  • эксплуатация машин и оборудования заказчика в соответствии с технической документацией.

Объект описывается с указанием товарной марки. Правило действует для всего срока гарантийного обслуживания.

Закупка оригинальных запасных частей обусловлена высокой стоимостью оборудования, техническими рекомендациями по эксплуатации. Документация производителя об обязательном использовании оригинальных запасных частей прикрепляется.

Планируем объем

Потребность заказчика в ЗЧРМ относится к «закупкам без объема». По ним невозможно точно определить перечень и количество. В ТЗ включаются запасные части и материалы (Письмо Минфина № 24-02-07/79982 от 01.12.2017):

  • подлежащие обязательной замене;
  • требующие замены наиболее часто.

С 01.07.2019 заказчик сам определяет случаи закупок «без объема» (ФЗ-71 от 01.05.219).

При поставке запасных деталей в ЕИС указывается:

  • начальная цена единицы;
  • начальная сумма цен единиц товаров;
  • максимальное значение цены контракта.

Величины определяются требованиями к закупаемым ТРУ (ст. 19 44-ФЗ) и обоснованной по правилам ценой единицы товара (ст. 22 44-ФЗ).

Судебная практика

Госзаказчик вправе закупать автозапчасти с конкретными артикулами. Это подтверждается судебной практикой. Постановлением АС Поволжского округа по делу № А65-14098/2017 от 22.03.2018 закупка автозапчастей по 44-ФЗ по каталогу конкретного изготовителя признана обоснованной.

Суть спораВыводы судаСкачать Постановление
В документации заказчик указал определенные артикулы, которым должны соответствовать поставляемые автозапчасти.

Антимонопольный орган посчитал это ограничением конкуренции и нарушением 44-ФЗ.

По его мнению, эти артикулы соответствуют товару только одного производителя. А по каждой отмеченной заказчиком позиции предлагают эквиваленты с подходящими свойствами, но других производителей и с другими артикульными номерами.

Суд не согласился с УФАС и поддержал заказчика.

Когда заказчик прописал конкретные артикулы по каталогу запчастей изготовителя, он не ограничил конкуренцию, так как не потребовал поставить запчасти определенного производителя.

Закреплена только обязанность поставить запчасти, которые соответствуют конкретному артикулу.

44-ФЗ в закупке запчастей и расходных материалов к используемым машинам и оборудованию по документации на эти машины и оборудование не обязывает заказчика устанавливать возможность поставки эквивалента.

Скачать Постановление АС Поволжского округа по делу № А65-14098/2017 от 22.03.2018

Вот пример описания объекта в закупке запчастей для автомобилей по 44-ФЗ:

Закупки автомобилей

Не показано 9885 закупок. Войти или зарегистрироваться

Государственное бюджетное Профессиональное Образовательное учреждение «Добрянский Гуманитарно-Технологический Техникум Им. П. И. Сюзева»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нытвенский многопрофильный техникум»

ГБУЗ Пермского Края «Красновишерская Центральная Районная Больница»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Нытвенский многопрофильный техникум»

МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования Приморско-Ахтарского района»

МУП г.Новосибирска «Спецавтохозяйство»

Государственное Специализированное казенное учреждение Астраханской обл. «Центр Помощи Детям, Оставшимся без Попечения Родителей «Малышок»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 117»

Государственное бюджетное Общеобразовательное учреждение г. Москвы «Школа № 1362»

МУ «Комплекс Социальной Адаптации Граждан» г. Магнитогорска

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования г. Москвы «Дворец творчества детей и молодежи «Хорошево»

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования г. Москвы «Дворец творчества детей и молодежи «Хорошево»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Лицей № 1560»

АО «Сибирская Энергетическая Компания»

ООО «Терминально-Логистический Центр «Белый Раст»

АО «Барнаульская Тэц-3»

ГУП Чувашской Республики «Фармация» Министерства Здравоохранения Чувашской Республики

АО «Дорожное Эксплуатационное Предприятие № 122»

ОАО «Сыктывкарский Водоканал»

ООО «Завод Базальтовых Материалов»

АО «Омский НИИ Приборостроения»

Государственное Казённое учреждение Рязанской обл. «Управление Социальной Защиты Населения Рязанской Области»

Государственное Казённое учреждение Рязанской обл. «Управление Социальной Защиты Населения Рязанской Области»

Государственное Казённое учреждение Рязанской обл. «Управление Социальной Защиты Населения Рязанской Области»

Государственное Казённое учреждение Рязанской обл. «Управление Социальной Защиты Населения Рязанской Области»

Государственное Казённое учреждение Рязанской обл. «Управление Социальной Защиты Населения Рязанской Области»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москвы «Лицей № 1560»

ГБУ г. Москвы «Автохозяйство»

ГКУ Со «Кировский Цсон»

Государственное Казённое учреждение Рязанской обл. «Управление Социальной Защиты Населения Рязанской Области»

ГБУЗ Ямало-Ненецкого автономного округа «Лабытнангская городская больница»

ГБУ Брянской обл. «Комплексный центр социального обслуживания населения Севского района»

ГБУ Ямало-Ненецкого Автономного Округа «Центр Социального Обслуживания Населения «Милосердие» в Муниципальном Образовании Красноселькупский Район»

Государственное Профессиональное Образовательное учреждение «Топкинский Технический Техникум»

ГБУ ветеринарии края «Нытвенская станция по борьбе с болезнями животных»

ГБУ Ямало-Ненецкого Автономного Округа «Центр Социальной Помощи Семье и Детям «Луч Надежды» в Муниципальном Образовании Пуровский Район»

ГБУ ветеринарии края «Нытвенская станция по борьбе с болезнями животных»

ООО «Аграрная Группа – УК»

ГКУ Брянской обл. «Отдел Социальной Защиты Населения Красногорского Района»

АО «Аграрная Группа» Свинокомплекс «Томский»

СПб ГБУЗ «Николаевская больница»

Государственная Жилищная Инспекция Республики Дагестан

МУП «Актанышское Автотранспортное Хозяйство» Актанышского Муниципального Района

МУП «Актанышское Автотранспортное Хозяйство» Актанышского Муниципального Района

ГКУ Со «Кировский Цсон»

Государственное автономное Профессиональное Образовательное учреждение «Набережночелнинский Медицинский Колледж»

ГКУ Республики Дагестан «Центр Обеспечения Деятельности по Гражданской Обороне, Защите Населения и Территории Республики Дагестан От Чрезвычайных Ситуаций»

Ссылка на основную публикацию