Закупка банковских услуг по 44 ФЗ

Закупка банковских услуг по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Согласно постановлению Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 “Об осуществлении банковского сопровождения контрактов”, Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” по условиям контракта организация должна заключить с банком договор банковского сопровождения контракта. Банк в свою очередь осуществляет мониторинг по открытому отдельному счету.
Организация как Подрядчик обязана все расчеты вести по данному счету, в том числе закуп сырья и т.п. Это очень большой объем расчетов (контракт на 240 млн. руб., в отношении которого применяется режим простого банковского сопровождения). У исполнителя несколько контрагентов, в числе которых есть и поставщики, и субподрядчик (с которым заключен договор на 41 млн. руб.). Для расчета каждый поставщик товара должен открыть отдельный счет, чтобы с ним рассчитались со своего обособленного счета на открытый им специально для этой сделки счет.
Существуют ли ограничения к выводу средств, оплаченных за работы по договору? Как вести расчеты по данному счету, какие есть ограничения? Можно ли не всем контрагентам открывать специальный счет для расчетов, а с некоторыми контрагентами вместо одного контракта заключить несколько мелких контрактов на сумму до 400 тысяч, чтобы не открывать счета?

Рассмотрев вопрос мы пришли к следующему выводу:
Режим простого банковского сопровождения контракта не предполагает ограничений при определении целей расходования денежных средств, предоставляемых исполнителю в рамках исполнения контракта. При этом всем соисполнителям по соответствующему контракту необходимо открыть отдельный расчетный счет. “Дробление” договоров с соисполнителями с целью избежания данной обязанности может повлечь неблагоприятные последствия для исполнителя.

Обоснование вывода:
1. Прежде отметим, что согласно ч. 26 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 этого Закона. Случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, определяют соответственно правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация (ч. 2 ст. 35 Закона N 44-ФЗ). Правила осуществления банковского сопровождения контрактов утверждены постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 (далее – Правила, Постановление).
В п. 3 Постановления определены случаи банковского сопровождения контрактов для обеспечения федеральных нужд. В п. 4 Постановления установлены минимальные размеры НМЦК, с учетом значения которых высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации определяют случаи банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд по общему правилу и минимальные значения, до которых такие пределы могут быть понижены решениями указанных органов.
Осуществление расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке (ч. 3 ст. 35 Закон N 44-ФЗ). Согласно пп. “а” п. 2 Правил банковское сопровождение контракта представляет собой обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее – исполнитель) и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями (далее – контрагенты-соисполнители), проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных Правилами. В соответствии с п. 3 Правил банковское сопровождение контракта в дополнение к проведению банком мониторинга расчетов в случаях и порядке, которые определены Правилами, может предусматривать оказание банком иных услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям сопровождаемого контракта. Такое сопровождение именуется расширенным банковским сопровождением. Сопровождение, предусматривающее только мониторинг расчетов, принято именовать простым банковским сопровождением.
2. В п. 6 Правил приведены обязательные условия контракта, заключаемого с условием о простом банковском сопровождении. В числе таких обязательных условий – взаимные обязанности исполнителя и заказчика осуществлять расчеты, связанные с исполнением обязательств по сопровождаемому контракту на отдельном счете, открытом в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта (далее – отдельный счет). Обязательным условием заключаемого контракта является также обязанность исполнителя осуществлять расчеты с использованием отдельного счета с соисполнителями по договорам, заключаемым в рамках исполнения соответствующего контракта*(1). Исполнитель обязан предоставлять и заказчику, и банку сведения, перечисленные в абзаце четвертом пп. “а” п. 6 Правил, о привлекаемых им в рамках исполнения обязательств по сопровождаемому контракту соисполнителях.
Пунктами 13 и 14 Правил установлен перечень обязательных условий, которые должны содержаться в договоре о банковском сопровождении контракта, в том числе: порядок и сроки открытия отдельного счета поставщику, соисполнителям; порядок и сроки зачисления и списания денежных средств с отдельного счета; условия и возможности списания по требованию заказчика денежных средств с отдельного счета, открытого поставщику, в размере предоставленного аванса на условиях, определенных сторонами в сопровождаемом контракте, в случае если сопровождаемым контрактом не предусмотрено предоставление обеспечения его исполнения. При этом ни Правилами, ни Законом N 44-ФЗ режим использования отдельного счета в рамках банковского сопровождения контракта, который бы в том числе предусматривал ограничения и полный запрет на совершение ряда операций, не установлен. Минфин России в письме от 05.05.2015 N 02-02-04/25683 разъясняет, что в случаях простого банковского сопровождения контракта банк не выполняет функции по контролю осуществляемых операций, обеспечивая только предоставление заказчику информации об указанных платежах в порядке, согласованном заказчиком и поставщиком.
Также отметим, что, притом что ни Закон N 44-ФЗ, ни Правила не содержат как таковых ограничений или запрета на заключение исполнителем по контракту нескольких договоров с одним и тем же соисполнителем на поставку одноименных товаров, выполнение одних и тех же работ, оказание идентичных услуг, это, по нашему мнению, не исключает возможность предъявления претензий со стороны контролирующих органов в случае реального дробления предмета договора с соисполнителем с целью несоблюдения требований об открытии отдельного счета для расчетов с ним в рамках контракта, установленных Правилами*(2).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
– Энциклопедия решений. Банковское сопровождение контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) Следует отметить, что в письме от 05.05.2015 N 02-02-04/25683 Минфин России разъясняет, что открывать отдельный расчетный счет в рамках исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ необходимо только тем соисполнителям, которым для исполнения своих обязательств по договору с исполнителем необходимо проводить операции, отражаемые на расчетных счетах (например, приобретать товары для поставки). В отсутствие же соответствующей необходимости отдельный счет не открывается. Однако, на наш взгляд, буквальное толкование императивной нормы п. 6 Правил о расчетах с соисполнителем с использованием отдельного счета не предполагает указанной возможности. Иных разъяснений или правоприменительной практики с аналогичной позицией нами не найдено.
*(2) Правоприменительной практики по данной проблеме обнаружить не удалось. Однако, на наш взгляд, в подобной ситуации не исключено применение подхода, выработанного по вопросу о закупке одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика. Смотрите подробнее об этом в материале: Энциклопедия решений. Закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика.

Закупка банковских услуг по 44 ФЗ

1

Пройдите аккредитацию на электронной торговой площадке

1

Пройдите аккредитацию на электронной торговой площадке

2

Заполните заявление на открытие счёта и принесите его вместе с комплектом документов в ближайшее отделение банка, обслуживающее корпоративных клиентов

2

Заполните заявление на открытие счёта и принесите его вместе с комплектом документов в ближайшее отделение банка, обслуживающее корпоративных клиентов

3

Банк со своей стороны проинформирует оператора электронной площадки об открытии специального счёта участника закупок

3

Банк со своей стороны проинформирует оператора электронной площадки об открытии специального счёта участника закупок

Открытие специального счёта участника закупок

Не выходя из дома или офиса в 3 клика за 5 минут

Открытие специального счёта участника закупок

Не выходя из дома или офиса в 3 клика за 5 минут

Создайте заявку на дистанционное открытие счёта в Сбербанк Бизнес Онлайн

Подпишите заявку онлайн с помощью смс или токена

Отправьте заявку в банк

Перейти в Сбербанк Бизнес Онлайн ›

Автоматическое пополнение специального счёта

Если на специальном счёте не хватает средств для обеспечения заявки на участие в торгах, банк пополнит его автоматически.

  • Недостающие средства спишутся с любого расчетного счета, открытого согласно Договору-Конструктору, на котором есть необходимая сумма
  • Счёт определится автоматически по наличию нужной суммы в полном объёме
  • Дополнительное распоряжение владельца счёта не потребуется *
  • Сервис предоставляется бесплатно **

* Если вы хотите отказаться от сервиса, вам необходимо предоставить заявление в отделение Сбербанка по месту обслуживания специального банковского счета участника закупок.
** Плата за внутрибанковский перевод денежных средств взимается в соответствии с действующими тарифами банка.

Документы для открытия специального счёта

  • Условия открытия и обслуживания специального счёта с 28.11.2019
  • Условия открытия и обслуживания специального счёта с 01.11.2019
  • Заявление о присоединении c 05.11.2019
  • Документы для открытия специального счёта
  • Заявление о присоединении c 06.10.2019
  • Условия открытия и обслуживания специального счёта с 01.09.2019
  • Условия открытия и обслуживания специального счёта с 15.08.2019 по 01.09.2019
  • Заявление о присоединении с 01.09.2019 по 06.10.2019
  • Заявление о присоединении с 19.08.2019 по 01.09.2019
  • Заявление о присоединении с 15.05.2019 по19.08.2019
  • Условия открытия и обслуживания специального счёта с 11.06.2019
  • Условия открытия и обслуживания специального счёта с 28.05.2019
  • Условия открытия и обслуживания специального счёта с 15.04.2019
  • Условия открытия и обслуживания специального счёта с 25.01.2019
  • Условия открытия и обслуживания специального счёта с 14.01.2019
  • Заявление о присоединении с 15.05.2019 по 01.09.2019
  • Заявление о присоединении с 15.04.2019 по 15.05.2019
  • Заявление о присоединении до 15.04.2019
  • Заявление о присоединении с 28.03.2019
  • Заявление о присоединении с 01.04.2019
Читайте также:  Осуществление закупок по 44 ФЗ унитарным предприятием при заключении договоров займа

Тарифы и операционное время

С полным перечнем тарифов и операционным временем можно ознакомиться по ссылке.

Часто задаваемые вопросы

Что делать, если специальный счет не видно в личном кабинете оператора электронной площадки?

Проверьте и актуализируйте ИНН и КПП вашей организации:

  • В Сбербанк Бизнес Онлайн войдите в раздел «Моя организация» и проверьте данные. Для актуализации воспользуйтесь услугой «Внесение изменений в юридическое дело»), после этого банк направит обновленные данные всем электронным площадкам.
  • Чтобы актуализировать данные в личном кабинете электронной площадки, воспользуйтесь инструкцией вашей электронной площадки.

Какой пакет документов необходим для открытия специального счёта?

Стандартный список документов для открытия счёта и другая информация размещены на нашем сайте.

Для открытия второго или последующего счёта участника закупок вам достаточно заявления о присоединении, повторное предоставление пакета документов не требуется.

Как долго открывается счёт?

Открытие специального счёта занимает столько же времени, сколько открытие обычного расчётного счёта.

Где можно открыть специальный счёт?

Счёт можно открыть только в офисе, где вы обслуживаетесь.

Могу ли я открыть обычный счёт, чтобы потом его перевели в специальный?

Вы можете дистанционно зарезервировать счёт на сайте банка и обратиться в отделение для открытия специального счёта в любой день, начиная с 24.09.2018.

Могу ли я перевести свой расчётный счёт в специальный, чтобы использовать его для закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

Поскольку в 44-ФЗ и 223-ФЗ готовятся изменения в части режима использования специальных счетов (ограниченный перечень операций), банк открывает клиентам новые счета, чтобы впоследствии не делать этого дважды.

Нужно ли иметь аккредитацию на электронной площадке для открытия специального счёта?

Для открытия специального счёта необходимо быть аккредитованным на любой из электронных площадок, которые выбраны для работы по 44-ФЗ и 223-ФЗ (см. список). При открытии специального счёта банк проверяет у клиентов наличие действующей аккредитации.

Когда банк информирует операторов электронных площадок по открытию/закрытию специального счёта участника закупок?

Банк направляет информацию об открытии/закрытии специального счёта участника закупок всем уполномоченным операторам электронных площадок в день открытия/закрытия специального счёта участника закупок.

С какими операторами электронных площадок взаимодействует ПАО Сбербанк в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ?

ПАО Сбербанк взаимодействует со всеми операторами электронных площадок, утверждёнными распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 г. №1447-р:

  • Акционерное общество “Агентство по государственному заказу Республики Татарстан”
  • Акционерное общество “Единая электронная торговая площадка”
  • Акционерное общество “Российский аукционный дом”
  • Акционерное общество “ТЭК-Торг”
  • Акционерное общество “Электронные торговые системы”
  • Закрытое акционерное общество “Сбербанк-Автоматизированная система торгов”
  • Общество с ограниченной ответственностью “РТС-тендер”
  • Общество с ограниченной ответственностью “Электронная торговая площадка ГПБ”
  • Общество с ограниченной ответственностью “Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа”

Что необходимо предоставить для подтверждения аккредитации на электронной площадке?

Предоставлять ничего не нужно, банк проверит наличие аккредитации автоматически при открытии счёта. Вам достаточно иметь действующую аккредитацию на любой из электронных площадок.

Достаточно ли иметь аккредитацию на любой из электронных площадок или нужна аккредитация на конкретной?
Обязательна ли аккредитация в Единой информационной системе госзакупок?

Вам достаточно иметь аккредитацию на любой из уполномоченных площадок, а начиная с 01.01.2019 — в Единой информационной системе госзакупок (ЕИС).

Сколько специальных счетов можно открыть?

Нет ограничений по количеству открываемых специальных счетов. Вы можете открыть у нас любое количество счетов или использовать один счёт для участия в торгах на любой из электронных площадок.

Как мне сообщить на электронную площадку реквизиты своего счёта?

В момент открытия вашего счета банк автоматически направит его реквизиты на все электронные площадки, работающие по 44-ФЗ и 223-ФЗ. После открытия специального счёта в ПАО «Сбербанк» вы сможете принимать участие в торгах на любой из площадок.

Какие продукты и услуги я могу подключить к специальному счёту?

Режим счёта позволяет подключить любые продукты и услуги банка, за исключением бизнес-карт и пакетов услуг.

Раздел «Тарифы»

Какие тарифы предусмотрены по специальному счёту для 44-ФЗ и 223-ФЗ?

Открытие и ведение счёта — бесплатно, остальные операции — согласно стандартным тарифам банка. На остатки по счёту банк начисляет 0,01% годовых, в том числе на сумму заблокированных денежных средств. За обработку запросов на блокировку средств на счёте клиента для участия в закупке будет взиматься комиссия 50 рублей* за каждый запрос площадки, остальные запросы площадок обрабатываются бесплатно**.

* Исключение составляют бюджетные организации, для которых тариф будет 0 рублей.
** Разблокировка, разблокировка с перечислением в бюджет, списание платы электронной площадки за проведение конкурса.

Могу ли я подключить пакет услуг (в том числе «Лёгкий старт»)?

Пакеты услуг на специальные счета для работы по 44-ФЗ и 223-ФЗ не распространяются, каждый такой счёт обслуживается в рамках стандартного тарифного сборника. При этом открытие и ведение счёта — бесплатно.

Если компании необходимо открыть несколько специальных счетов, сколько это будет стоить?

Специальные счета открываются бесплатно.

Сколько стоит СМС-информирование об операциях по 44-ФЗ и 223-ФЗ?

СМС-информирование о результатах обработки запросов Операторов электронных торгов предоставляется бесплатно (услуга подключается только к мобильным телефонам, дополнительно указанным в заявлении при открытии специальных счетов по 44-ФЗ и 223-ФЗ).

Банк экспертных заключений

Если у Вас появились вопросы в области бухгалтерского учета, налогообложения, права или кадров и Вам нужен ответ на основании законодательной базы с ссылками на первоисточники, смело обращайтесь к нам. Опытные специалисты практики подготовят ответ с обоснованием и выводами по Вашему вопросу.

Должна ли проводиться заказчиком закупка путем проведения конкурентных процедур услуг у кредитных организаций (банков) по перечислению средств на счета граждан пособий, субсидий и других льгот, если счета в банках выбрали сами граждане?

Ответ:

«Закупка услуг кредитных учреждений по перечислению гражданам пособий и субсидий должна проводиться заказчиком посредством проведения электронного аукциона в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ.» (Письмо Минэкономразвития России от 12.01.2017 № Д28и-34).
«Таким образом, закупки на оказание финансовых услуг заказчик осуществляет путем проведения аукциона в электронной форме, а в случае если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тысяч рублей, то заказчик вправе осуществлять такую закупку путем проведения запроса котировок.
Кроме того, указанные услуги возможно закупить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с учетом ограничений, установленных Законом о контрактной системе для таких закупок» (Письмо Минфина России от 29.11.2017 № 24-01-10/79406).

Обоснование:

Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами, установлены ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О защите конкуренции» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды заключают независимо от суммы сделки договоры с финансовыми организациями только по результатам открытого конкурса или открытого аукциона, проводимых в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», для оказания следующих финансовых услуг:

  1. привлечение денежных средств во вклады (депозиты);
  2. открытие и ведение банковских счетов, осуществление расчетов по этим счетам;
  3. доверительное управление ценными бумагами;
  4. негосударственное пенсионное обеспечение.

Учитывая приведенные нормы законодательства, автономные учреждения являются заказчиками и обязаны осуществлять закупки в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, в следующих случаях:

  • закупки осуществляются за счет средств, полученных из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ);
  • государственные или муниципальные заказчики передали указанным лицам свои полномочия на осуществление закупок на безвозмездной основе на основании соглашений (ч. 6 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

В первом случае к закупкам не применяются положения Закона № 44-ФЗ, касающиеся особенностей исполнения контрактов (ч. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 15 Закона № 44).

Такой позиции придерживается Минфин России в Письме Минфина России от 01.12.2017 № 24-02-07/80566.

Федеральный закон № 44-ФЗ не применяется к отношениям, перечисленным в ч.2 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ и является закрытым перечнем. При этом, оказание финансовых услуг к таким отношениям не относится.

«Таким образом, заказчиками при осуществлении закупок товаров, работ, услуг подлежит применению Закон о контрактной системе, за исключением случаев, прямо установленных данным законом.

На основании изложенного при заключении договора на оказание финансовых услуг заказчики обязаны руководствоваться положениями Закона о контрактной системе» (Письмо Минфина России от 29.11.2017 № 24-01-10/79406).

Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии со способами, установленными ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Кроме этого, согласно ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона. Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

  1. существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
  2. критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.
Читайте также:  Как проверить банковскую гарантию в рамках Закона 44-ФЗ

Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 12.02.2018), в котором под кодом 64 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) указаны «Услуги финансовые, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению».

«Таким образом, закупка услуг кредитных учреждений по перечислению гражданам пособий и субсидий должна проводиться заказчиком посредством проведения электронного аукциона в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ» (Письмо Минэкономразвития России от 12.01.2017 № Д28и-34).

Аналогичная позиция высказывалась Минэкономразвития России ранее (Письмо Минэкономразвития России от 08.07.2015 № Д28и-2046).

«Таким образом, закупки на оказание финансовых услуг заказчик осуществляет путем проведения аукциона в электронной форме, а в случае если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тысяч рублей, то заказчик вправе осуществлять такую закупку путем проведения запроса котировок.

Кроме того, указанные услуги возможно закупить у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с учетом ограничений, установленных Законом о контрактной системе для таких закупок» (Письмо Минфина России от 29.11.2017 № 24-01-10/79406).

Автор: При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс
ООО «ИК Ю-Софт» Региональный центр Сети КонсультантПлюс

Если Вы не нашли ответа на свой вопрос, обращайтесь к нам за консультацией. Мы с удовольствием ответим на Ваш вопрос на основании проверенных документов, включенных в Систему Консультант Плюс

Деятельность банков в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.02.2017 2017-02-19

Статья просмотрена: 253 раза

Библиографическое описание:

Егорцева Е. В. Деятельность банков в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 240-242. — URL https://moluch.ru/archive/141/39805/ (дата обращения: 07.02.2020).

В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием банков в контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд. Производятся классификация и исследование механизмов участия банков в контрактной системе с учетом сложившегося правового регулирования.

Ключевые слова: банк, банковское сопровождение контракта, контрактная система, финансовые услуги

Контрактная система закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд играет важную роль в развитии отечественной экономики. Поэтому ее функционирование не может не затрагивать деятельность банков.

1 января 2014 года в силу вступил Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту — Закон № 44-ФЗ). Его принятие не только существенно изменило систему государственных и муниципальных закупок, но и повлияло на функционирование всей отечественной экономики.

Отметим, что для науки экономическая сущность проблем контрактной системы представляет, как минимум, не меньший интерес, нежели правовая сущность. [2; С. 3]

На основании вышесказанного, необходимо проанализировать роль банков в рамках контрактной системы в сфере закупок, установив механизмы их участия в ней.

Важно отметить, что отдельные нормы Закона № 44-ФЗ связаны с регулированием деятельности банков. В первую очередь, это нормы о банковском сопровождении контрактов (статья 35 Закона № 44-ФЗ). Согласно указанной статье Правительство Российской Федерации устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.

Случаи осуществления банковского сопровождения контрактов согласно указанной статье определяют в пределах своих предметов ведения Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация.

Также необходимо упомянуть содержащиеся в Законе № 44-ФЗ правовые нормы об обеспечении исполнения контракта в форме банковской гарантии.

Важно отметить, что общий объем выдаваемых банковских гарантий составляет более чем одну третью от общего объема закупок. [1; С. 8] Данный факт красноречиво свидетельствует о важном значении банковского сектора в существовании и работе отечественной контрактной системы.

Определение банковской гарантии в контрактной системе следующее: это обязательство, выданное банком по просьбе поставщика товаров, работ или услуг, государственному или муниципальному заказчику, по которому гарант (банк) обязуется произвести бенефициару (заказчику) платеж в случае ненадлежащего исполнения принципалом (поставщиком) условий контракта. [1; С. 3]

Банковская гарантия представляет собой способ обеспечения исполнения обязательств. В контрактной системе ее роль очевидна: выступать в качестве способа гарантирования государством надлежащего исполнения контрактов, по которым закупаются товары, работы и услуги для государственных и муниципальных нужд.

Отличительной особенностью банковской гарантии от иных способов обеспечения исполнения обязательств (включая также предусмотренное в Законе № 44-ФЗ внесение денежных средств на счет заказчика) является наличие особого субъекта (банка).

Следует отметить, что хотя банковские гарантии и являются широко распространенным способом обеспечения исполнения контракта, практика их применения в рамках контрактной системы выявила определенные сложности. Так, в научной литературе обращается внимание на ряд практических проблем, осложняющих выдачу банковских гарантий участникам закупочных процедур в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Среди таковых перечисляются:

  1. Низкий уровень заинтересованности представителей банковского сектора в предоставлении банковских гарантий в связи с существованием более прибыльных вариантов использования средств.
  2. Наличие строгих требований к получателям банковских гарантий, установленных Центральным банком РФ.
  3. Неготовность банков обслужить поток желающих получить банковские гарантии в целях участия в закупочных процедурах.
  4. Неравномерное территориальное развитие инфраструктуры некоторых банков. [5; С. 122]

Таким образом, банковские гарантии хотя и значимы с точки зрения функционирования контактной системы, однако не являются при этом безупречно действующим на практике механизмом обеспечения исполнения государственных и муниципальных контрактов.

Помимо прочих, следует выделить еще одно направление деятельности банков, регулируемое нормативными актами в сфере контрактной системы. А именно, согласно Постановлению Правительства РФ № 901 от 10.10.2013 «О требованиях к финансовой устойчивости банков, в которых оператором электронной площадки открываются счета для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок, и требованиях к условиям договоров о ведении счетов, заключаемых оператором электронной площадки с банком, для учета денежных средств, внесенных участниками закупок в качестве обеспечения заявок», существуют требования к финансовой устойчивости банков, в которых операторы электронных площадок обязаны открывать счета для учета средств, которые вносятся участниками закупок для обеспечения своих заявок. Указанное Постановление принято для минимизации рисков в финансовой сфере. [3; С. 244–249]

Среди требований, перечисленных в указанном Постановлении, особо отметим следующие:

  1. Банк должен участвовать в системе обязательного страхования вкладов физических лиц.
  2. Банку не должно быть запрещено Центральным банком РФ отрывать счета и вклады физических лиц.
  3. На последнюю отчетную дату банк должен иметь собственные средства в размере не менее чем 15 млрд. рублей.

Также отметим, что в научной литературе обращается внимание на тот факт, что Постановление устанавливает требования к условиям договоров между банком и электронной площадкой. [4; С. 28] Данное обстоятельство обусловлено необходимостью обеспечить эффективную работу банков и гарантировать их ответственность за функционирование счетов, открываемых для электронных площадок.

Отметим также, что распространенной в последние годы стала практика закупки финансовых услуг по предоставлению кредитов субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям. В таких закупках банки участвуют с целью стать исполнителями по контрактам на оказание финансовых услуг. Задача банка, в зависимости от способа проведения закупки, или предложить наиболее выгодную цену своих услуг, или цену и иные условия оказания услуг, которые в совокупности будут наиболее выгодны для заказчика.

Отметим также, что закупки могут осуществляться заказчиками с привлечение кредитных средств банков, что также делает банки заинтересованными в механизмах и результатах проведения закупок для государственных и муниципальных нужд.

Например, А. И. Мифтахов отмечает, что в соответствии с Законом № 44-ФЗ осуществляются закупки в рамках проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства через федеральные целевые программы и с привлечением кредитных ресурсов Внешэкономбанка. [6; С. 76]

Таким образом, Закон № 44-ФЗ в совокупности с другими нормативными правовыми актами предусматривает широкий спектр механизмов участия банков в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Полагаем, что можно выделить следующие такие механизмы:

  1. Банковское сопровождение государственных и муниципальных контрактов.
  2. Выдача банковских гарантий как способ обеспечения исполнения контрактов поставщикам (подрядчиками, исполнителями).
  3. Открытие счетов в целях функционирования электронных торговых площадок, работающих в рамках контрактной системы.
  4. Участие в качестве исполнителей в закупках финансовых услуг (в первую очередь, услуг по предоставлению кредитов) для государственных и муниципальных нужд.
  5. Кредитное финансирование закупок для государственных и муниципальных нужд.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что банки занимают важное место в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Они не только обеспечивают ее деятельность, но и принимают активное участие в ее функционировании.

  1. Дегтяренко, К. Н. Роль банковской гарантии в сфере госзаказа / К. Н.Дегтяренко, А. В. Матвеев// APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. — № 3. — 2015. — С. 1–10.
  2. Демин, А. А. Институциональные преобразования системы размещения государственного заказа в Россиигосзаказа / А. А. Демин, Н. К. Демина // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. — № 1. — 2008. — С. 2–22.
  3. Зинчик, Н. С. Налоговое стимулирование как инструмент повышения инвестиционной активности промышленных предприятий // Вестник ИНЖЭКОНА. — № 7 (42). — 2010. — С. 244–249.
  4. Крылова, Е. Б. Отдельные аспекты финансирования государственных и муниципальных закупок в России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — № 2–1 (22). — Т. 6. — 2015. — С. 24–29.
  5. Мельников, В. В. Применение банковской гарантии как инструмента обеспечения участия в процедурах государственных закупок / В. В. Мельников, В. А. Тюрина // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). — № 3. –Т. 5. — 2014. — С. 116–123.
  6. Мифтахов, А. И. Специфика использования государством банковских механизмов финансирования // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. — № 7–8 (51). — 2015. — С. 74–78.
Читайте также:  Закупка унитарным предприятием услуг обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности по 44 ФЗ

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам). Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков. Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
  • Единая электронная торговая площадка;
  • Российский аукционный дом;
  • ТЭК — Торг;
  • Электронные торговые системы;
  • Сбербанк — Автоматизированная система торгов;
  • РТС — тендер;
  • Электронная торговая площадка ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. рублей. С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ ПО 44 ФЗ. Все, что нужно знать о банковских гарантиях для торгов

  • в качестве обеспечения заявки на участие в электронной закупке;
  • в качестве обеспечения исполнения контракта.
  1. сумму банковской гарантии, подлежащую уплате банком заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком в соответствии со статьей 96 ФЗ-44;
  2. обязательства поставщика, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  3. обязанность банка уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  4. условие, согласно которому исполнением обязательств банка по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  5. срок действия банковской гарантии, который с учетом требований статьи 96 ФЗ-44 должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;
  6. отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам поставщика, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  7. установленный Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии:
    • расчет суммы, включаемой в требование по банковской гарантии;
    • платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
    • документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
    • документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего требование по банковской гарантии (доверенность) (в случае, если требование по банковской гарантии подписано лицом, не указанным в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени бенефициара);
  8. право заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком обязательств, обеспеченных банковской гарантией, представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения контракта, в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком, но не превышающем размер обеспечения исполнения контракта;
  9. право заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с предварительным извещением об этом банка;
  10. условие о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств банком по банковской гарантии, несет банк.
  • гарантии, оформляемые по шаблону банка;
  • гарантии, оформляемые по шаблону заказчика.

Мищенко Галина Викторовна
руководитель проекта ЕЦГЗ,
руководитель отдела консультирования и правовой поддержки
ЮТЦ «Ориентир»

12.02.2019 г.

Данный материал является авторским. Исключительные права на него принадлежат ЕЦГЗ.

В соответствии со ст. 1229 ГК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 1274 ГК РФ использование данного материала или его составных частей в целях размещения его на других сайтах допускается только с письменного разрешения правообладателя .

Напоминаем, что использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Ссылка на основную публикацию