Закупка бензина по Закону 44-ФЗ

Как правильно закупать бензин по ФЗ №44

Закупка бензина по ФЗ №44 – это процедура, отличающаяся особыми правилами. С 11 апреля 2018 года эти правила были изменены. Рассмотрим детально все аспекты процедуры.

Основная информация

Бензин приобретается заказчиками, в распоряжении у которых есть парк автотранспорта. Закупка должна проводиться на основании ФЗ №44 «О контрактной системе» от 5 апреля 2013 года. Изменения в законе были утверждены Постановлением №19 от 13 января 2014 года.

Выбор метода установления поставщика

При подборе метода закупки нужно использовать положения части 2 статьи 59 ФЗ №44. В этом акте указано, что фирма должна организовывать аукцион для продукции и услуг, включенных в перечень Распоряжения №471 от 21 марта 2016 года. Топливо принадлежит к ОКПД 2.19.20.21. Подобная продукция включается в аукционный перечень. А потому заказчик должен осуществлять торги через организацию электронных торгов. Но фирма также может использовать эти методы (часть 2 статьи 59 ФЗ №44):

  • Запрос котировок.
  • Оформление контракта с одним исполнителем.
  • Запрос предложений.

То есть заказчик может приобрести бензин по одному из четырех методов. Следует подобрать наиболее удобную схему.

Формула стоимости бензина

С 2018 года при оформлении бумаг и оформлении контракта нужно предусмотреть условие о максимальной стоимости и используемой при расчете цены формуле. Раньше стоимость бензина в контракте была твердой. То есть ее нельзя было менять в процессе реализации положений договора. Однако теперь на основании части 2 статьи 34 ФЗ №44 это положение изменилось. Если соответствующее положение отсутствует в контракте, он признается незаключенным на основании пункта 1 статьи 432 ГК РФ. Обычно используется эта математическая запись:

Формула обозначает, что стоимость топлива определяется через сложение произведений отпускных стоимостей за единицу поставок. В формуле используются эти значения:

  • ЦК – стоимость контракта, которая не может быть больше максимального значения стоимости контракта.
  • Цi – отпуская стоимость за единицу продукции в периоде поставки, которая указана в товарной накладной.
  • Vi – размеры поставляемой продукции в периоде поставки.
  • i – индекс суммирования, составляющий значение (Цi ∙ Vi) за месяц поставки.
  • n – заключительное значение, равное значению суммируемых значений за два месяца.

То есть заказчику больше не требуется фиксировать условие о твердой стоимости контракта. Если возникнут расхождения между стоимостью поставки и стоимостью контракта, договорные отношения не разрываются. Компания может использовать альтернативные формулы, которые будут наиболее удобны. Максимальная стоимость контракта устанавливается на основании части 2 статьи 70, части 17 статьи 83, части 2 статьи 83.2 ФЗ №44.

К СВЕДЕНИЮ! При организации закупки следует пользоваться актуальным каталогом продукции, содержащимся в Единой информационной системе.

Внесение существенных положений

Итак, сначала назначаются и проводятся торги. Затем выбирается победитель. С ним оформляется контракт на поставку бензина. На этапе подготовки бумаг, нужных для закупки, требуется внести в документы эти условия:

  • Сроки. Здесь нужно прописать те периоды, когда фирме потребуется топливо. Можно установить определенную регулярность поставок.
  • Порядок поставки. Заказчик может выбирать один из трех вариантов, которые будут наиболее выгодны: самостоятельный вывоз, поставка за счет исполнителя, использование пластиковой карты.
  • Условие о максимальной стоимости контракта. В этом же положении указывается формула, по которой определяется цена.
  • Особенности оплаты. Нужно прописать метод, а также порядок оплаты. К примеру, это может быть внесение аванса, платеж с отсрочкой, передача денег по факту поставки.
  • Регламент сдачи-приемки товара. Здесь нужно утвердить отгрузочные бумаги и бумаги на бензин (к примеру, это может быть паспорт качества).
  • Ответственность за нарушение положений договора. Мера ответственности определяется в зависимости от пожеланий участников контракта.
  • Срок действия отношений по контракту. В этом же положении имеет смысл прописать возможность оформления дополнительного контракта.

Все это является существенными условиями контракта. То есть эти положения должны обязательно содержаться в договоре.

Закрытие контракта

Контракт признается выполненным тогда, когда весь литраж бензина, указанный в договоре, был поставлен исполнителем и оплачен заказчиком. Подтверждающими бумагами являются подписанные акты сдачи-приемки. Данные об исполнении контракта и оплаты по нему нужно разместить в Единой системе.

Учет приобретенного топлива выполняется на базе топливных карт. В них фиксируется объем купленного бензина в литрах. Карточки эти предоставляются ответственному сотруднику. Исполнитель должен каждый месяц направлять заказчику счет-фактуру по тратам. К ней прикладывается отчет об истраченном бензине.

Договор закрывается на базе этих бумаг:

  • Отчеты лица, ответственного за топливную карту (к ним нужно прикрепить чеки и путевые листы).
  • Отчеты о потреблении от исполнителя контракта.
  • Товарные накладные, на основании которых отпускается бензин.

Формы всех перечисленных документов не установлены в законодательном порядке. Они могут разрабатываться держателем контракта самостоятельно. Разработанные формы нужно закрепить в учетной политике.

Ответственность

Если в контрактной документации не будут указаны все условия, на заказчика накладывается штраф на основании части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Эта статья применяется тогда, когда были выявлены ошибки, допущенные при оформлении закупочных бумаг. Размер штрафа для должностного лица равен 3 000 рублей.

Какие требования можно выставлять при приобретении бензина

Требования, которые можно или нельзя фиксировать в контракте, в законодательстве не перечислены. Однако их можно определить самостоятельно исходя из судебной и деловой практики. Рассмотрим различные ситуации:

  • Заказчик указал в контракте требование о том, что АЗС должна располагаться поблизости к исполнителю. Выставлять такое требование возможно в том случае, если это не мешает нормальной конкуренции. Оно актуально в том случае, если заказчик желает сократить траты на поставку ресурса. Близость АЗС к исполнителю позволяет уменьшить траты на перевозку канистр бензина. В контракте можно указать, что станция должна располагаться в рамках определенного диапазона. То есть, заказчик должен зафиксировать определенные географические рамки. Однако перед фиксацией этого положения в договоре нужно проверить, есть ли в очерченных границах другие АЗС. Если они отсутствуют, то требование нельзя вписать в договор. В этом случае положение будет нарушать правило об обязательном наличии конкуренции. Данная ситуация приведена в решении УФАС Краснодара №407-Т/2016 от 9 января 2017 года.
  • Заказчик указал в контракте требование о том, что станция должна принадлежать исполнителю. Оно признано незаконным, так как нарушает правило о запрете на ограничение количества участников аукциона. Данная ситуация приведена в постановлении Арбитражного суда №Ф05-1470/2016 от 10 марта 2016 года.

Требования, содержащиеся в контракте, не должны нарушать положения ФЗ №44.

Как закупить топливо: пошаговая инструкция

Закупка бензина по 44-ФЗ осуществляется теми заказчиками, которые имеют в своем фонде автотранспортные средства. Закупка ГСМ по 44-ФЗ с последними изменениями производится в соответствии с ПП РФ № 19 от 13.01.2014 с учетом нормативов, вступивших в силу в 2020 году (ПП РФ № 387 от 31.03.2018).

Как покупать бензин по 44-ФЗ, рассмотрим более детально далее в статье.

Выбираем способ определения поставщика

Закупка ГСМ по 44-ФЗ нормируется ч. 2 ст. 59 44-ФЗ.

Для того чтобы определиться со способом проводимой госзакупки, необходимо воспользоваться регламентом, установленным Федеральной контрактной системой. Согласно данному положению, организация-заказчик в обязательном порядке проводит электронный аукцион для тех ТРУ, которые входят в аукционный перечень (РП РФ № 471-р от 21.03.2016).

Закупка ГСМ по новым правилам подразумевает использование новых кодов общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности. В нашем случае объектом госзакупки выступает топливо. Данная позиция относится к ОКПД 2 19.20.21, который входит в аукционный перечень, поэтому заказчик обязан провести торги путем ЭА.

Однако организация также вправе воспользоваться следующими способами закупок (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ):

  • запрос котировок;
  • запрос предложений, запрос предложений в электронной форме (начиная с 01.07.2018);
  • заключение контракта с единственным поставщиком.

Таким образом, закупка бензина по 44-ФЗ 2020 года может проводиться одним из четырех вышеуказанных способов приобретения топлива.

Прописываем формулу цены бензина

Теперь, начиная с 11.04.2018, при подготовке закупочной документации и заключении договора с победителем закупки необходимо включать обязательное условие о максимальном значении цены. В обязательном порядке применяется формула цены контракта на поставку бензина. Если ранее при заказе топливной продукции по ОКПД2 19.20.21 указывалось, что цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе исполнения договорных отношений, то в настоящий момент в документации и контракте условие о цене необходимо прописывать следующим образом (ч. 2 ст. 34 44-ФЗ):

«Максимальное значение цены Контракта (ЦКmax) представляет собой цену Контракта, предложенную Поставщиком по результатам электронного аукциона (протокол подведения итогов электронного аукциона № ___ от «___» _______ 2020 г.) и составляет ________ рублей, в том числе НДС _____% ___ рублей (или без НДС).

Оплата по настоящему Контракту осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика за фактически поставленный товар на основании счета, счета-фактуры (при наличии) и товарной накладной, подписанной Сторонами, по следующей формуле цены Контракта…»

Если данные условия не включены в ЗД и в контракт, то контрактные отношения будут считаться незаключенными (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Самая понятная и наиболее распространенная формула цены на бензин 44-ФЗ такова:

Она означает, что цена топлива, которую оплачивает заказчик за установленный контрактными отношениями период, вычисляется путем суммирования произведений отпускных цен за единицу и объемов поставки за период поставки.

Читайте также:  Неустойка по 44-ФЗ

Эту математическую запись удобно применять в случае, если предельная стоимостная величина одного литра бензина является фиксированной.

Таким образом, в положениях госконтракта указывается как ЦК и формула ее определения, так и предельная (максимальная) цена единицы (литра) ГСМ.

Представим пример формульного расчета.

Организация-заказчик заключила госконтракт на сумму 500 000 рублей. Количество приобретаемого товара — бензина АИ-92 — 12 000 литров. Соответственно, ПМЦ одного литра составляет 500 000 / 12 000 – 41,7 руб. Период поставки составляет 6 месяцев — с июля по декабрь 2020 года. Следовательно, в течение одного месяца организация использовала 2000 литров. В июле-октябре закупаемый ГСМ стоил 41,7 руб., а в ноябре и декабре — 41 руб. Соответственно, стоимость топлива по контракту, согласно формуле, будет такой:

ЦК = Ц1 × V1 + Ц2 × V2 + Ц3 × V3 + Ц4 × V4 + Ц5 × V5 + Ц6 × V6.

ЦК = 41,7 руб. × 2000 л. + 41,7 руб. × 2000 л. + 41,7 руб. × 2000 л. + 41,7 руб. × 2000 л. + 41 руб. × 2000 л. + 41 руб. × 2000 л. = 333 600 + 164 000 = 497 600. Экономия — 2400 руб.

Так как у заказчика больше нет необходимости прописывать условие о неизменности ЦК, то теперь в случае выявления расхождения между стоимостной величиной поставки и максимальной ценой контракта договорные отношения можно не изменять и не расторгать.

В соответствии с действующим законодательством, организация-заказчик вправе использовать любую удобную для него формулу ЦК.

Подробнее о существующих формулах можно прочесть в нашей статье «До 11 апреля госзаказчикам необходимо найти формулу бензина».

Отметим, что в скором времени начнет действовать Постановление Правительства № 1074 от 08.09.2018, посредством которого ФАС утвердит официальную формулу для расчета бензина. Однако в настоящий момент единой формулы нет, и заказчик вправе воспользоваться наиболее удобной для него математической записью.

Максимальная ЦК устанавливается в соответствии с ч. 2 ст. 70, ч. 17 ст. 83 и, начиная с 01.07.2018, ч. 2 ст. 83.2 44-ФЗ — на уровне ценового предложения победителя закупочных процедур, с которым в итоге и заключается контракт.

При планировании закупок топлива НМЦК рассчитывается по общему правилу — на основании положений ст. 22 44-ФЗ.

Работаем с каталогом товаров (КТРУ)

Закупка топлива осуществляется в соответствии с действующим в Единой информационной системе каталогом товаров, работ, услуг — КТРУ.

Сведения с подробно описанными характеристиками объекта закупки размещены в ЕИС и применяются с 01.04.2018.

Характеристики, которые описывают конкретное топливо в каталоге, — это октановое число и экологический класс. Для того чтобы закупаемый бензин соответствовал стандартам качества, в закупочной документации также можно указать конкретный ГОСТ с целью соблюдения единых требований к качеству и безопасности ГСМ. ГОСТ для топлива утвержден Постановлением Госстандарта № 404 от 09.12.1997.

В КТРУ приведены две единицы измерения топлива — литры и кубические дециметры. Заказчик вправе выбрать одну из них. При этом не допускается использование наименований, значений и характеристик ТРУ, которые не зафиксированы в каталоге. За нарушение данной нормы организации-заказчику грозит штраф в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ в сумме 3000 рублей на должностное лицо (Решение Мордовского УФАС № 414 по делу № 356 от 27.06.2018).

Прописываем специальные условия в проекте контракта

После того как закупка бензина будет завершена и по результатам конкурентной процедуры определится победитель, с таким участником заключается договор на поставку топлива (бензина, ГСМ).

Также возможна закупка ГСМ у единственного поставщика — по нормам п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Еще на этапе подготовки закупочной документации в проект контракта необходимо включить ряд специальных условий в соответствии со спецификой закупаемой продукции:

  1. Срок поставки — те периоды, в которые у заказчика возникает необходимость в потреблении топлива.
  2. Порядок поставки. Существуют 3 возможных варианта: самовывоз, поставка за счет исполнителя, по пластиковым (топливным) картам.
  3. Условие о максимальной ЦК и формуле цены.
  4. Способ и порядок оплаты — авансирование, платеж с отсрочкой или по факту поставки.
  5. Регламент сдачи-приемки продукции. В данном пункте необходимо утвердить отгрузочные документы и документацию, подтверждающую качество топлива (паспорт качества, сертификат соответствия).
  6. Наступление ответственности за нарушение сторонами условий договора.
  7. Срок действия контрактных отношений и возможность (невозможность) заключения дополнительного соглашения в случае возникшей потребности со стороны заказчика.

Закрываем контракт

Договор будет считаться исполненным, когда весь объем топлива будет поставлен продавцом и оплачен заказчиком и все документы сдачи-приемки подписаны обеими сторонами. Информацию об исполнении и об оплате в обязательном порядке необходимо разместить в ЕИС.

Учет топлива у организации-заказчика ведется на основании топливных карт, в которых отражается объем приобретенного топлива в литрах. Карточка выдается ответственному сотруднику. Поставщик должен ежемесячно предоставлять заказчику счет-фактуру по произведенному расходу и прикладывать отчет о потреблении.

Контракт закрывается на основании следующих документов:

  • отчетов держателя топливной карты (прикладываются чеки и путевые листы);
  • отчетов о потреблении от поставщика;
  • товарных накладных на отпуск топлива.

Также актом приемки и внутренней экспертизы могут являться чеки от поставщика.

Все вышеуказанные документы не имеют закрепленных строгих бланков отчетности и могут быть разработаны заказчиком самостоятельно.

Инструкция: как закупать бензин и ГСМ по новым правилам

Закупка бензина по 44 ФЗ актуальна для тех заказчиков, в фондах которых имеется автотранспорт. Эта сфера регулируется ПП России № 19 от 13 января 2014 года с учетом последних изменений, которые действуют с 2020 года (ПП № 387 от 31 марта 2018 года).

Допустимые способы отбора исполнителя

Правовые нормы, регулирующие, как покупать бензин по 44 ФЗ, содержатся в ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе. Выбрать способ закупки поможет специальный регламент, установленный контрактной системой федерального уровня. Если определенные ТРУ занесены в аукционный перечень, приведенный в РП № 471-р от 21 марта 2016 года, то компания-заказчик обязательно должна использовать для них формат электронного аукциона.

Закупка ГСМ по новым правилам обязует участников использовать коды из классификатора ОКПД 2, а именно — 19.20.21 (топливо). Эта позиция включена в аукционный перечень, следовательно, заказчику придется проводить торги в формате электронного аукциона.

Но закупка бензина по 44 ФЗ 2020 года возможна и в другом формате (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ):

  • запрос котировок;
  • заключение сделки с единственным поставщиком;
  • запрос предложений в электронном виде.

Как прописать формулу цены

С 11.04.2018 при составлении закупочной документации и заключении сделки с победителем следует обязательно прописывать договоренность о максимальной цене. Должна использоваться и формула цены на бензин 44-ФЗ. Если до этой даты при заказе топлива с кодом 19.20.21 по ОКПД2 указывалось, что цена контракта задается твердо и меняться каким-либо образом в процессе исполнения контрактных обязательств не может, то теперь в документации и самом договоре информация о цене должна прописываться по правилам ч.2 ст. 34 44-ФЗ:

При отсутствии этих сведений в контракте и закупочной документации, договорные отношения будут признаны незаключенными (следует из п. 1 ст. 432 ГК РФ).

По самой понятной и распространенной формулой цены на топливо цена бензина, оплачиваемая заказчиком за обговоренный в контракте период, может рассчитываться как сумма произведений цен отпуска единицы продукции и объемов поставки:

Такая модель удобна для применения, когда предельная стоимость одного литра топлива — величина фиксированная. Закупка ГСМ по 44 ФЗ с последними изменениями предполагает указание в контракте как цены контракта и формулы для ее определения, так и предельной цены за единицу (литр) ГСМ.

Пример расчета по формуле

Заказчик заключил договор на сумму 550 000 руб. Количество закупаемого бензина АИ-95 — 12 000 литров.

Получается, что ПМЦ одного литра — 550 000 / 12 000 = 45,8 руб.

В качестве периода поставки указаны 6 месяцев — январь-июнь 2020 года. По расчетам, за один месяц компания-закупщик использует 2 000 литров топлива. В январе-апреле закупаемый бензин стоил 45,2 руб., а в мае и июне — 45,8 руб. Поэтому стоимость товара по контракту будет такой:

ЦК = 45,2 руб. X 2 000 л. + 45,2 руб. X 2 000 л. + 45,2 руб. X 2 000 л. + 45,2 руб. X 2 000 л. + 45,8 руб. X 2 000 л. + 45,8 руб. X 2 000 л. = 361 600 + 183 200 = 544 800 рублей.

Экономия — 5 200 рублей.

Как прописать НМЦК

НМЦК устанавливается по с ч. 2 ст. 70, ч. 17 ст. 83 и ч. 2 ст. 83.2 44-ФЗ как ценовое предложение победителя процедур. С ним в итоге и заключается сделка.

НМЦК рассчитывают по общему правилу, руководствуясь ст. 22 44-ФЗ.

Заказчики больше не должны прописывать в контракте условие о неизменности цены контракта. При выявлении расхождений между стоимостью поставки и МЦК, текст договора не нужно будет менять.

В ближайшее время начнет действовать ПП № 1074 от 08 сентября 2018 года, в котором ФАС зафиксировал официальную формулу для расчета ГСМ. На текущий момент единой формулы еще нет, и заказчики вправе применять ту, которая им наиболее удобна.

Читайте также:  Как обосновать начальную максимальную цену контракта по 44-ФЗ

Как работать с каталогом ТРУ

Такой продукт, как топливо, должен закупаться в соответствии с размещенным в ЕИС каталогом товаров, работ, услуг, сокращенно — КТРУ. Этот реестр применяется с 01.04.2018.

Из характеристик в каталоге приводятся только экологический класс и октановое число. Для закупки качественного бензина можно дополнительно прописать, что он должен соответствовать ГОСТ Р 51105-97.

Основанием для применения ГОСТа может выступать необходимость соблюдать единые требования к качеству и безопасности топлива для автомобилей.

В КТРУ приводятся две единицы измерения ГСМ и топлива — это дм3 и литры. Заказчик выбирает одну из них. Недопустимо указывать наименования, значения и характеристики продукции, не зафиксированные в каталоге. За нарушение этого требования грозят штрафные санкции в размере 3 000 руб. на должностное лицо (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП России).

О специальных условиях

Допускается закупка ГСМ у единственного поставщика (согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). В проекте договора необходимо также прописать специальные условия:

  1. Сроки поставки. Это периоды времени, в которые у госзаказчика возникает потребность в поставках топлива.
  2. Порядок поставки. Есть три варианта: самовывозом, по топливным картам, за счет исполнителя.
  3. Информация о формуле цены и максимальной цены.
  4. Как производится оплата: авансированием, перечислением денег по факту поставки либо с отсрочкой.
  5. Как будет производиться сдача-приемка продукции. В этом пункте обговариваются отгрузочные документы, а также бумаги, подтверждающие качество топлива (сертификат соответствия и паспорт качества).
  6. Ответственность сторон за несоблюдение условий контракта.
  7. Сроки действия договора, возможно ли заключение дополнительных соглашений в случае необходимости со стороны заказчика.

Как закрывается контракт

Договор можно считать исполненным к моменту, когда топливо в полном объеме поставлено продавцом и оплачено заказчиком и подписаны двумя сторонами документы сдачи-приемки. Вся информация об оплате и исполнении обязательно должна размещаться в ЕИС.

Учет ГСМ заказчик ведет на основании топливных карт. В этих документах отражают объемы в литрах. Карточки выдаются ответственным сотрудникам. Поставщик раз в месяц направляет заказчику счет-фактуру с информацией о произведенном расходе, а также прикладывает к ней специальный отчет о потреблении.

Для закрытия контракта необходимы документы:

  • товарные накладные на отпуск топлива;
  • отчеты о потреблении от исполнителя;
  • отчеты держателей топливных карт.

В качестве акта приемки можно использовать и чеки от поставщика. Каких-либо унифицированных форм для всех перечисленных документов не предусмотрено, поэтому организации вправе разрабатывать их самостоятельно.

Как производится закупка топлива по 44-ФЗ, и кто устанавливает максимальные цены на топливо для нужд госзаказчиков?

Закупка топлива и смазочных материалов (ГСМ) государственными и муниципальными заказчиками регулируется:

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Дополнительное регулирование закупок топлива, как стратегического ресурса, в ряде случаев необходимого для поддержания жизнеобеспечения граждан, призвано обеспечить его бесперебойные поставки и исключить манипулирование ценой топлива сторонами контракта. В частности, ч. 1 ст. 76 закона 44-ФЗ гласит, что если суд признал госконтракт на поставку топлива для нужд жизнеобеспечения недействительным, или контракт был расторгнут до исполнения по другой причине, заказчик имеет право быстро закупить топливо через запрос котировок вне зависимости от установленной ранее цены контракта.

Гражданский кодекс регулирует общие условия заключения и исполнения контракта, как гражданско-правовой сделки. В частности, рамочный контракт, предполагающий по условиям ст. 429.1 ГК обозначение общих условий договора с их уточнением отдельными договорами, к закупкам не применяется, поскольку положения ст. 34 44-ФЗ требуют, чтобы контракт сразу включал существенные условия (фиксированную цену, предмет закупки и т. д.).

Способы закупки топлива

Топливо значится в списке товаров, закупать которые заказчик обязан путем проведения электронного аукциона, согласно Распоряжению Правительства 471-р. При этом в ч. 2 ст. 59 закона 44-ФЗ сказано, что товары из перечня Распоряжения 471-р заказчики также могут приобретать методами:

  • запроса котировок;
  • запроса предложений;
  • закупки у единственного поставщика.

Таким образом, для определения поставщика топлива неприменим только аукцион в стандартной (не электронной) форме, а также конкурентные переговоры и другие особые способы определения поставщиков.

Процедура закупки и образец контракта

Обеспечение заказчика топливом по 44-ФЗ происходит в следующем порядке:

  1. Определяются способ выбора поставщика и начальная цена контракта.
  2. Проводится закупочная процедура и определяется победитель.
  3. Составляется проект контрактаи размещается в ЕИС.
  4. Победитель направляет возражения по условиям проекта контракта, согласовываются существенные условия.
  5. Стороны подписывают контракт, и он считается вступившим в силу.
  6. Производятся поставки топлива, и заказчик организует приемку товара.
  7. При соответствии характеристик топлива заявленным в условиях закупки заказчик подписывает акт приемки и перечисляет поставщику оплату.
  8. Стороны истребуют друг с друга неустойки при наличии нарушений со стороны контрагента, и контракт закрывается.

Проект контракта на поставку топлива должен включать в себя:

  • реквизиты заказчика и исполнителя;
  • код закупки и предмет контракта;
  • формула цены и порядок расчетов;
  • обязательства сторон;
  • сроки поставок;
  • порядок приемки и экспертизы качества топлива;
  • порядок обеспечения контракта;
  • гарантии и ответственность.

Предметом контракта является обеспечение заказчика топливными ресурсами и сопутствующим обслуживанием за плату. К обязательствам поставщика относятся осуществление поставок по условиям контракта, предоставление проб для контроля качества, а также своевременное информирование заказчика о возможных сбоях на АЗС поставщика. При этом заказчик обязан своевременно перечислять плату за топливо и организовывать приемку товара в соответствии с условиями контракта.

Существенные условия вносятся в контракт на основании закупочной документации и заявки победившего участника закупки. К таким условиям относятся цена топлива, способы и сроки поставки и приемки товара, а также порядок предоставления поставщику налогового вычета, если он имеет право на такой вычет.

Исполнение контракта может происходить за один или несколько этапов. При этом контракт считается полностью исполненным, когда топливо будет поставлено и принято по акту приемки в объемах, указанных в контракте или дополнительном соглашении, а средства перечислены поставщику.

Закрытие контракта происходит на основании следующих документов:

  • товарных накладных;
  • актов приемки;
  • экспертных заключений о качестве (при необходимости).

После отгрузки последней партии топлива заказчик подписывает товарную накладную для поставщика, потом составляет и подписывает акт приемки, потом дается платежное поручение на перечисление оплаты.

Истребование неустоек может происходить и после закрытия контракта в порядке арбитражного судопроизводства.

Регулирование цен на топливо

Постановление Правительства №19 гласит, что при закупке топлива в закупочной документации необходимо указывать формулу цены и максимальное значение цены для топлива. С 7 августа 2019 года начальная максимальная цена на топливо для госзакупок устанавливается ФАС по согласованию с Минэкономразвития (Постановление №1074).

В результате принятых нововведений цена на топливо определяется так:

  1. ФАС определяет максимальную цену топлива для данной закупки.
  2. В закупочную документацию вносится величина максимальной цены и формула цены для расчета.
  3. Определяется победитель закупки, и в контракте фиксируется формула цены и ее значение за единицу топлива.

Формулы цены

Обычно используется следующая формула цены на топливо:

С = Л * К, где:

  • Л – стоимость одного литра (или кубического дециметра) топлива;
  • К – количество закупаемых литров.

Если закупаются твердотопливные элементы, то они измеряются в тоннах. При закупке нескольких видов ГСМ (например, два вида бензина и смазочное масло) используется формула цены:

С = Л1 * К1 + Л2 * К2 + … + ЛхКх, где:

  • Л1…Лх – цены каждого вида закупаемых ГСМ;
  • К1…Кх – число литров каждого вида.

Как устанавливается НМЦК

Начальная максимальная цена топлива устанавливается ФАС исходя из среднерыночных цен и рыночной конъюнктуры, поэтому чрезмерное снижение цены в ходе торгов может служить признаком коррупционного сговора или отсутствия реальной возможности исполнить заказ. В ч. 9 ст. 37 закона 44-ФЗ сказано, что если в результате торгов цена на топливо станет ниже начальной на 25% и более, то поставщик, предложивший такую цену, должен предоставить письменное обоснование такой цены, а также подтвердить наличие технической возможности выполнить требуемые поставки.


Готовьтесь, ФАС России подготовило специальный порядок расчёта НМЦК при закупках топлива в рамках Закона № 44-ФЗ

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2018 г. № 1074 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин» ФАС России назначена ответственной за установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок топлива моторного (в т.ч. автомобильного бензина).

Данный порядок подлежит согласованию с Минфином России.

Проект определяет единые правила расчета заказчиками начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – НМЦК) при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин, для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, его надо применять не только к конкурентным закупкам, но и закупкам у единственного поставщика.

Порядок не применяется в отношении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в которых направлено до дня вступления в силу приказа, утвердившего Порядок.

Читайте также:  Отчетность при закупках по 223 ФЗ

Порядок выделяет формулы определения НМЦК в зависимости от места поставки товара: с поставкой от нефтеперерабатывающего завода, с поставкой от нефтебазы, с поставкой от АЗС.

Согласно формулам, указанным в Порядке заказчикам не придется использовать цены из коммерческих предложений.

При расчете НМЦК используется:

  • средняя цена единицы планируемого к закупке моторного топлива, которая определяется как среднеарифметическое годовое значение ежедневных территориальных биржевых индексов (ПР) АО «СПбМТСБ», в соответствии с количеством биржевых торговых дней, рассчитываемых в соответствии с Методикой расчета и публикуемых на официальном сайте АО «Санкт-Петербургская международная Товарно-сырьевая Биржа» (далее – АО «СПбМТСБ») в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.spimex.com) в разделе «Главная»/«Индексы»/«Индексы нефтепродуктов»/ «Значения территориальных индексов»/«Значение индексов», единица измерения – руб. за тонну;
  • средняя цена единицы планируемого к закупке моторного топлива, рассчитанная как среднеарифметическое годовое значение ежедневных территориальных внебиржевых индексов цен АО «СПбМТСБ», рассчитываемых в соответствии с Методикой расчета и публикуемых на официальном сайте АО «СПбМТСБ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.spimex.com) в разделе «Индексы»/«Территориальные»/«Значение индексов», единица измерения – руб. за тонну, единица измерения – руб. за тонну;
  • средняя потребительская цена на нефтепродукт в субъекте (субъектах) Российской Федерации, планируемого для потребления, опубликованная в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Росстата (gks.ru) или официальном сайте единой межведомственной информационной статистической системы (www.fedstat.ru), единица измерения – руб. за литр;
  • индекс потребительских цен (инфляции), рассчитываемый Министерством экономического развития Российской Федерации и публикуемый на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.economy.gov.ru) в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации за 12 месяцев;
  • стоимость доставки единицы продукции от – станции отгрузки от места производства до места потребления моторного топлива. Стоимость доставки, выполняемой с использованием инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО «Российские железные дороги», рассчитывается в соответствии с Прейскурантом № 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами», утвержденным постановлением ФЭК России от 17.06.2003 № 47-т/5. Список станций отправлений опубликован на официальном сайте АО «СПбМТСБ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.spimex.com) в разделе «Главная»/«Индексы»/«Индексы нефтепродуктов»/«Сводные цены на местах производства»/«Перечень мест производства нефтепродуктов»;

Определение первых двух средних цен единицы моторного топлива осуществляется от места производства, расположенного на соответствующей территории производства (Европейская часть, Урал и Сибирь, Сибирь и Дальний Восток), к месту потребления.

Определение ближайшего к месту потребления нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) может осуществляться с использованием информационной карты, расположенной на официальном сайте АО «СПбМТСБ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.spimex.com).

Используемые формулы могут не привести к заключению контракта, поскольку цена может не устроить поставщиков, и они не подадут заявки, но на этот случай Порядок предоставляет возможность увеличить НМЦК на 0,5% при объявлении повторной закупки.

НМЦК рассчитывается по формулам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, по средним ценам единицы планируемого к закупке моторного топлива сложившимся за предыдущий период, соответствующий планируемому сроку поставки товара по контракту (месяц, квартал, полугодие, год).

В случае признания закупки с начальной (максимальной) ценой контракта, рассчитанной по средним ценам единицы планируемого к закупке моторного топлива сложившимся за предыдущий период, соответствующий планируемому сроку поставки товара по контракту (месяц, квартал, полугодие, год), несостоявшейся, поскольку на участие в закупке не подано ни одной заявки, при объявлении повторной закупки цена единицы планируемого к закупке моторного топлива повторно увеличивается на 0,5%. При этом цена единицы планируемого к закупке моторного топлива не должна превышать максимального значения биржевой цены моторного топлива.

Таким образом, утверждаемый ФАС России Порядок в корни меняет поход к обоснованию НМЦК на поставку топлива, заставляя заказчиков отказаться от применения коммерческих предложений от поставщиков и сведений из реестра контрактов.

    Проект приказа + Методика.docx Зарегистрируйтесь или водйтие для скачивания файла

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ ЗАКУПОК ТОПЛИВА МОТОРНОГО с 01.07.2019 г.

Изменения в правилах закупок топлива моторного (включая автомобильный и авиационный бензин) в рамках Закона № 44-ФЗ с 01.07.2019 г.

Обращаем внимание заказчиков и уполномоченных органов на следующие изменения в правилах закупок топлива моторного (включая автомобильный и авиационный бензин), которые произошли в связи с внесением изменений в Закон № 44-ФЗ о контрактной системе Федеральным законом от 01.05.2019 г. № 71-ФЗ:

Изменение № 1:

С 01.07.2019 г. согласно новой редакции пункта 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в извещении о закупке ОБЯЗАТЕЛЬНО указывается формула цены и максимальное значение цены контракта в случаях, установленных в соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Такие случаи установлены в настоящее время в Постановлении Правительства РФ от 13 января 2014 г. № 19 “Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта”.

К ним, в частности, относится заключение контракта на поставку топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин.

Таким образом, с 01.07.2019 г. формула цены и максимальное значение цены контракта на поставку топлива обязательны не только в документации, но и в извещении об осуществлении закупки (например, извещении о проведении электронного аукциона и извещении о проведении запроса предложений в электронной форме на поставку топлива).

ВАЖНО: Автору затруднительно себе представить, как Федеральное казначейство и операторы электронных площадок смогут реализовать данное нововведение об обязательности указания формулы цены контракта в извещении в ЕИС и на ЭТП. Поэтому во избежание нарушений данной нормы закона из-за возможных ограничений функционала ЕИС и ЭТП по указанию в извещении формулы цены контракта и максимального значения цены контракт целесообразно формировать извещение об осуществлении закупки помимо функционала ЕИС также и в виде отдельного электронного документа.

Изменение № 2:

С 01.07.2019 г. действует часть 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе,согласно которой положения Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта применяются к максимальному значению цены контракта, если самим 44-ФЗ не установлено иное.

Это означает, что максимальное значение цены контракта применятся по отношению к любой норме Закона № 44-ФЗ, где используется термин «начальная (максимальная) цена контракта».

В соответствии с частью 18 статьи 34 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с 44-ФЗ заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке.

До 01.07.2019 г. заказчикам при закупках топлива было затруднительно воспользоваться данной нормой Закона № 44-ФЗ, поскольку формула цены привязывается к максимальному значению цены контракта, а не к начальной (максимальной) цене контракта.

Однако, с учётом того, что теперь максимальное значение цены контракта приравнивается к начальной (максимальной) цене контракта, то заказчик по согласованию с поставщиком вправе увеличить количество поставляемого топлива на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и максимальным значением цены контракта, указанным в извещении и документации о закупке на поставку топлива.

Изменение № 3:

С 01.07. 2019 года заказчикам необходимо очень внимательно относится к формулировкам контракта на поставку топлива моторного в части касающихся его качества.

Настоятельно не рекомендуется при описании требований к качеству поставляемого топлива использовать формулировки в проекте контракта:

– «объём предоставления гарантий качества».

Дело в том, что при использовании этих формулировок для описания требований к качеству поставляемого топлива, заказчик, руководствуясь частью 1 статьи 96 и частью 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, обязан устанавливать с 01.07.2019 г. в извещении и документации о закупке наряду с требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта поставщиком топлива также и требования о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств.

Гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением поставщиком топлива банковской гарантии или внесением денежных средств в размере, не превышающем 10 % от начальной (максимальной) цены контракта.

При этом в случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке топлива, а значит и его оплата, не могут производиться заказчиком без предоставления поставщиком топлива гарантийных обязательств (см. 7.1 ст. 94 ФЗ-44).

Естественно, с учётом особенностей функционирования рынков топлива в субъектах РФ такой заказчик, который бездумно пропишет у себя в контракте требования о «гарантии качества» и «объёме предоставления гарантий качества» элементарно останется без топлива, так как поставщики топлива, с высокой долей вероятности, откажутся поставлять топливо с предоставлением обеспечения гарантийных обязательств.

Возникает вопрос: а как же прописывать требования к качеству поставляемого топлива?

Ответ: абсолютно также как они и раньше прописывались (пояснение: новая редакция Закона № 44-ФЗ не устанавливает запрета на описание качественных характеристик объекта закупки), но без использования фраз «гарантии качества», «срок предоставления гарантии качестве товара», «объём предоставления гарантий качества».

Ссылка на основную публикацию