Закупка малого объема (до 100 тыс. руб. или 500 тыс. руб.) по 223-ФЗ

Закупка малого объема (до 100 тыс. руб. или 500 тыс. руб.) по 223-ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Каков допустимый процент закупок у единственного поставщика (до 100 000 рублей, т.е. именно те закупки, которые не размещаются в ЕИС) от общего объема закупок по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” в течение года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Формально, если заказчик в своем положении о закупке не установил предельный объем закупок у единственного поставщика, которые он вправе осуществить в течение года, то указанный объем не ограничен.
В то же время, учитывая цели регулирования Закона N 223-ФЗ, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) будет обоснована, если у заказчика есть объективные причины не проводить конкурентную процедуру. В случае отсутствия объективных причин для осуществления закупки неконкурентным способом при наличии конкурентного рынка на закупаемые товары, работы, услуги действия заказчика по проведению закупок могут быть признаны ограничивающими конкуренцию.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) не содержит перечень случаев, когда закупка товаров (работ, услуг) может осуществляться у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика, далее также – контрагент). Исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки, а также порядок ее подготовки и осуществления устанавливаются положением о закупке (ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ). Закон также не ограничивает право заказчика осуществлять закупки у единственного контрагента в зависимости от цены договора, заключаемого с одним контрагентом, от общей суммы закупок, осуществляемых таким способом в течение какого-либо периода времени, а также от количества договоров, которые могут быть заключены без осуществления конкурентных закупок (смотрите в связи с этим решение ФАС России от 13.01.2017 N 17/2317/17). Отсутствуют в законодательстве и нормы, которые устанавливают допустимый процент закупок от всего объема закупок в течение года, которые заказчик имеет право осуществить неконкурентным способом.
Как отмечают судьи, проведение закупки способом закупки у единственного поставщика, с соблюдением всех требований действующего законодательства само по себе не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон N 135-ФЗ) (постановление Одиннадцатого ААС от 31.01.2019 N 11АП-19980/18). Поэтому формально единственным документом, ограничивающим или допускающим возможность осуществления неконкурентных закупок, является утвержденное заказчиком положение о закупке, и заказчик вправе самостоятельно решать, когда и в каких случаях осуществлять закупку у единственного поставщика. Соответственно, если заказчик в своем положении о закупке не установил предельный объем закупок у единственного поставщика*(1), которые он вправе осуществить в течение года, то указанный объем не ограничен.
Однако необходимо помнить, что одним из принципов, которыми должны руководствоваться заказчики при закупках товаров, работ и услуг, является отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Целями регулирования Закона N 223-ФЗ являются в том числе эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 этого федерального закона). Суды подчеркивают, что действия заказчика при определении объекта закупки должны соответствовать этим целям (постановление АС Северо-Кавказского округа от 12.05.2017 N Ф08-2606/17).
Согласно позиции, изложенной в п. 9 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018, для целей экономической эффективности закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры. При этом, как отмечено в этом же пункте, указание в положении о закупке на иные способы закупки не свидетельствует об отсутствии нарушения со стороны заказчика, поскольку сам факт допустимости закупки у единственного поставщика на конкурентном рынке без каких-либо ограничений является неправомерным.
Иными словами, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) будет обоснована, если у заказчика есть объективные причины не проводить конкурентную процедуру. В случае отсутствия объективных причин для осуществления закупки неконкурентным способом при наличии конкурентного рынка на закупаемые товары, работы, услуги действия заказчик могут быть признаны ограничивающими конкуренцию (решение УФАС по Омской области от 22.07.2016 N 05/06-16, решение УФАС по Омской области от 29.03.2019 N 05-04/1-19, решение УФАС по Челябинской области от 23.11.2018 N 9-03/18, решение УФАС по Пермскому краю от 02.03.2016 N 002093, постановление АС Центрального округа от 21.03.2019 N Ф10-1840/18 по делу N А62-2816/2017, постановление Восьмого ААС от 07.03.2019 N 08АП-201/19, постановление Третьего ААС от 21.07.2016 N 03АП-3481/16).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Ответ прошел контроль качества

29 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Смотрите, например:
– приказ Социального управления г. Пензы от 16.11.2018 N 98 о/д “Об утверждении типового положения о закупках товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”;
– приказ Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 31.07.2019 N СЭД-32-01-04-91 “Об утверждении Типового положения о закупке для автономных учреждений Пермского края, бюджетных учреждений Пермского края и унитарных предприятий Пермского края, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”;
– приказ Республиканского агентства по государственным закупкам Республики Бурятия от 14.12.2018 N 276 “Об утверждении типового положения о закупке товаров, работ, услуг для бюджетных учреждений Республики Бурятия, автономных учреждений Республики Бурятия, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.

Закупки малого объема по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Малой принято называть закупку, которая проводится по упрощенной схеме. То есть законодательно разрешено по таким процедурам не публиковать документацию в ЕИС. В подавляющем большинстве случаев это закупка у единственного поставщика. Оба закона 44-ФЗ и 223-ФЗ малыми признают закупки на сумму менее 100 тысяч рублей.

Особенности малых закупок в рамках 44-ФЗ

Правила проведения таких закупок устанавливаются 93 статьей 44-ФЗ. Общий объем малых закупок в год не должен превышать 2 миллионов рублей. В некоторых случаях этот предел устанавливается в виде 5% от совокупного объема закупок организации, но эта сумма не может превышать 50 миллионов рублей. Это правило не применяется к организациям, ведущим сельскохозяйственную деятельность. Для таких компаний лимит годовых сделок отсутствует.

Выделяется и ряд организаций, для которых малой считается закупка на сумму до 400 тысяч рублей. В этом случае годовой лимит закупок устанавливается на уровне 50% от общего объема закупок в год. Эта цифра не может превышать 25 миллионов рублей. К таким заказчикам относят:

  1. Муниципальные учреждения культуры.
  2. Зоопарки, планетарии, парки отдыха, заповедники, ботанические сады.
  3. Учреждения, ведущие концертную деятельность.
  4. Телерадиовещательные организации.
  5. Архивы, библиотеки.
  6. Физкультурно-спортивные организации.
  7. Музеи.

Полный перечень таких организаций прописан в пункте 1.5 93 статьи 44-ФЗ. При расчете общего годового объема закупок принимают во внимание только оплаченные за этот период контракты.

Отступления от норм возможны и для организаций исполнительной власти. Они вправе устанавливать годовой лимит малых закупок самостоятельно.

В рамках КоАП России действует ответственность заказчика за превышение лимитов по таким закупкам. Может быть наложен штраф в размере не менее 30 тысяч рублей. Поэтому для заказчика важно тщательно контролировать свои расходы и правильно планировать закупки.

Порядок проведения малой закупки в рамках 44-ФЗ

Проведение малой закупки начинается с выявления потребности заказчика. Организатор должен определить важный для него объект закупки, который он может закупить у единственного поставщика, рассчитать цену и подготовить проект контракта.

Заказчик формирует приглашение для участника, которого планирует привлечь к поставке. Если потенциальный поставщик соглашается на предложенные условия, заключается контракт. При этом в договоре обязательно должно быть прописано основание, на котором выбран именно этот метод закупки.

При осуществлении малых закупок закон снимает с заказчика обязательство по обоснованию цены контракта, предоставлению отчета о невозможности использовать прочие методы закупки, демонстрации итогов каждого этапа процедуры. Кроме того, организатор может вообще нигде не размещать информацию о проводимой процедуре, в том числе и в ЕИС. Это остается его добровольным правом.

В 2019 году был введёт в действие Единый агрегатор торговли Берёзка, малые закупки должны проводится с использованием его функционала.

Отличие малых закупок по 223-ФЗ

В соответствии с частью 15 статьи 4 223-ФЗ малой признается закупка, сумма которой не превышает 100 рублей. Это справедливо для организаций, годовая выручка которых не превышает 50 миллиардов рублей. В противном случае малой признается закупка на сумму до 500 тысяч рублей. Информацию о таких закупках организатор не обязан размещать в ЕИС.

Читайте также:  Включение в банковскую гарантию условия о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета

Каждый заказчик вправе самостоятельно определять перечень закупок, к которым может применять упрощенный порядок проведения процедуры. Обоснование ее проведения служит внутренний документ компании, например, приказ или распоряжение. Годовые лимиты также определяются в индивидуальном порядке.

Сведения о таких закупках допускается не вносить в план закупок. При этом сведения о заключенных таким образом контрактах необходимо прописывать в ежемесячных отчетах.

Закупки малого объема позволяют заказчикам быстро приобрести необходимые товары и услуги. Но при этом придется внимательно следить за обще годовыми расходами.

Поведай о малом: Договор свыше 100 тыс. руб. должен быть опубликован в ЕИС

Малые закупки порой просто маскируют нарушения.

Если стоимость договора по 223-ФЗ превышает 100 тыс. руб., то сведения о закупке должны быть размещены в Единой информационной системе (ЕИС). Зачастую сумма бывает превышена из-за заключения допсоглашения, предусмотренного договором. В каких случаях нужно публиковать сведения о малой закупке в ЕИС и какие возможны нарушения на таких торгах, рассказали эксперты Т94.

“Согласно 223-ФЗ, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке до 100 тыс. руб., — напомнил Сергей Фахретдинов, руководитель комитета “Деловая Россия” по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. – Также, в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб”.

Как сообщили Т94 в пресс-службе Министерства экономического развития РФ, считается, что в этих случаях заказчиком осуществляются мелкие закупки, и целесообразность проведения конкурентных торговых процедур отпадает. Также заказчик вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке, когда заключаются несколько договоров в рамках одной закупки, суммарная стоимость которой в конце финансового года превышает 100 тыс. руб. По словам Сергея Фахретдинова, такой возможностью нередко пользуются заказчики. Ведь в этом случае не нужно показывать закупку. Провести ее можно у единственного поставщика, что гораздо проще, чем при конкурентных процедурах.

Но существует и противоположная ситуация, когда закупка, наоборот, не разбивается на несколько мелких, а небольшие, но различные, товарные группы объединяется в одну крупную закупку. Госзаказчикам легче провести закупку по одному лоту у крупного интегратора-поставщика, нежели искать возможных поставщиков среди малого и среднего бизнеса, поясняет Сергей Фахретдинов. В МЭР отмечают, что прямые закупки у поставщика до 100/500 тыс. руб. заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них отображаются в ежемесячном отчете и полугодовом отчете для Федеральной службы государственной статистики.

“Закон о закупках не регламентирует ценовой порог закупки у единственного источника, заказчик делает это самостоятельно в положении о закупке, руководствуясь положениями статьи 2 закона. Если положением о закупке предусмотрена возможность закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика на сумму, например, до 250 тыс. руб., то сведения о таких закупках, если они превышают 100 тыс. руб., а годовая выручка заказчика за предыдущий год не превышает 5 млрд руб., также должны публиковаться в ЕИС”, — пояснили в министерстве.

Для популяризации закупок до 100 тыс. руб. необходимо создать подобие “электронного магазина”, где процедура будет понятной, простой и автоматизированной, предлагает Сергей Фахретдинов. “Информационная открытость создаст конкурентную среду среди поставщиков и широкий выбор для заказчиков”, — отмечает эксперт.

Если говорить о допсоглашениях, которые могут быть предусмотрены договором, то они заключаются по мере необходимости. Информация же о малых закупках подлежит размещению в ЕИС, в случае, когда они осуществляются на конкурентной основе, подчеркивают в Минэкономразвития.

Примеров нарушений на торгах по малым формам закупок в министерстве не назвали. Рассказали только, что часто бывают случаи, когда разбивают одну крупную закупку на несколько мелких, но не для того, чтобы ее скрыть, а для того, чтобы оплачивать контракт “траншами” в несколько этапов.

Что касается закона о контрактной системе, где есть пункт о таких малых закупках, то о нем Т94 подробно рассказал Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих академии при Президенте РФ. “44-ФЗ также не обязывает заказчика размещать в ЕИС информацию о закупках до 100 тыс. руб. Но заказчику необходимо вести учет и регистрацию всех контрактов, хранить всю документацию. В конце финансового года по таким закупкам необходимо будет отчитаться путем составления отчетов, которые размещаются в ЕИС”, — говорит эксперт.

Согласно закону о контрактной системе, при осуществлении закупки у единственного поставщика заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении такой закупки не позднее, чем за пять дней до даты заключения контракта. Но на закупку до 100 тыс. руб. это требование не распространяется. Кроме этого, в госзакупках действует постановление, где говорится, что заказчики размещают отчет об исполнении госконтракта и о результатах отдельного этапа его исполнения в ЕИС в сфере закупок. Но также на закупку до 100 тыс. руб. это требование не распространяется.

По словам Николая Баранова, заключать дополнительные соглашения госзаказчикам невыгодно, им проще провести новую закупку. Но если подписание соглашения случилось, то сведения о закупке нужно публиковать в ЕИС постфактум, ограничение только по лимитам таких закупок. За всем этим процессом и соблюдением лимитов должен следить контрактный управляющий.
Относительно нарушений в рамках контрактной системы, эксперт отметил, что заказчик может быть привлечен к ответственности за намеренное дробление до 100 тыс. руб. той закупки, которую можно было провести конкурентным способом — например, идентичных товаров, работ, услуг. В таком случае Федеральная антимонопольная служба может обязать заказчика провести закупку иначе.

Итак, в случае не размещения информации о закупке в ЕИС, нарушителю грозит штраф. Для должностных лиц по 223-ФЗ он составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а для юрлиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Меры наказания подробно описаны в Кодексе об административных правонарушениях. В Минэкономразвития говорят, что обычно информацию о мелких закупках не утаивают, это вредит репутации заказчика. Эксперты отмечают, что и в рамках контрактной системы заказчики редко скрывают закупки, немногим превышающие 100 тыс. руб. Чаще всего они попадаются на нарушении лимитов. В этом случае заказчик может быть привлечен к административной ответственности и оштрафован на сумму свыше 30 тыс. руб. Чтобы избежать наказания рублем, заказчику необходимо отслеживать потраченные суммы и вести отдельный реестр для таких контрактов.
Автор: Ангелина Жукова.

Изменения по 44 ФЗ с 1 июля коснулись закупок до 100 тыс. руб. (их увеличили до 300 тыс. руб.). Касается ли это Муниципального бюджетного учреждения? Может ли оно законно закупать на суммы до 300 тыс. руб.?

Пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно положениям статьи 3 Закона N 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд предусматривает совокупность действий, осуществляемых в установленном указанным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.

При этом заказчиками являются государственные или муниципальные заказчики либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки и уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, положения Закона N 44-ФЗ распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками, предусмотренными статьей 3 указанного Федерального закона.

Бюджетные учреждения относятся к заказчикам, которые обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, если такие закупки производятся за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств (п. 7 ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, на бюджетное учреждение, работающее по 44-ФЗ распространяются нововведения в указанный закон, регламентирующие, что заключая контракт по пункту 4 части 1 статьи 93 44-ФЗ, возможно осуществление закупки на сумму, не превышающую 300 тысяч рублей.

О том как определить возможно ли заключение контракта контракт по пункту 4 части 1 статьи 93 44-ФЗ поговорим ниже.

Как определить, возможна ли закупка до 300 тыс. руб.

Чтобы определить, возможно ли провести закупку до 300 тыс. руб., вам необходимо:

  • определить СГОЗ;
  • рассчитать предельный годовой объем закупок до 300 тыс. руб.

Такой объем установите самостоятельно с учетом того, что он не может превышать 2 млн руб. или 5% СГОЗ, но в пределах 50 млн руб. (Письмо Минэкономразвития России от 01.10.2014 N Д28и-1937).

Обратите внимание, что в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений эти ограничения не действуют. А если вы проводите закупки для нужд госорганов, созданных для обеспечения деятельности Президента РФ или Правительства РФ, рассчитывайте лимиты отдельно для каждого госоргана;

  • сложить цены всех контрактов до 300 тыс. руб., которые вы уже заключили в этом году или планируете обязательно заключить;
  • вычесть полученную сумму из предельного годового объема.

Если вы получили результат, который превышает цену планируемой закупки, вы можете ее провести. Если же нет – не можете, так как вы превысите предельный объем закупок.

Вы планируете закупить бумажные конверты формата А4 на сумму 150 тыс. руб. у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, однако при составлении плана-графика не учли эту закупку.

Вы определили, что ваш СГОЗ составляет 35 460 тыс. руб., и установили, что за год вы можете провести закупки до 300 тыс. руб. на общую сумму 2 млн руб.

Читайте также:  Осуществление закупок по 44 ФЗ ГУП (МУП) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Далее вы берете все контракты до 300 тыс. руб., которые вы уже заключили или планируете заключить по плану-графику в этом году, и складываете их цены. Допустим, вы получили 1 млн 900 тыс. руб. Если вычесть эту сумму из 2 млн руб., мы получим 100 тыс. руб. Это сумма, на которую вы дополнительно можете заключить контракты до 300 тыс. руб. до конца года.

Мы видим, что цена планируемого контракта превышает наш остаточный лимит в 100 тыс. руб. В этой ситуации мы можем:

  • закупить конверты у ЕП на меньшую сумму;
  • выбрать конкурентный способ закупки;
  • снизить цену или изменить способ закупки иного товара, который вы изначально хотели закупить до 300 тыс. руб., а конверты А4 закупить у единственного поставщика на сумму 150 тыс. руб.

Обратите внимание, что вам нужно будет внести изменения в план-график: включить в него закупку конвертов и при необходимости скорректировать другие закупки.

Закупки сверх указанных пределов повлекут штраф за неправильный выбор способа определения поставщика.

Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс.

ЗАКУПКИ МАЛОГО ОБЪЁМА (ДО 100 И 400 ТЫС)

Закупка малого объема – это осуществление заказчиком закупки работы, товара или услуги на сумму, которая не превышает трехсот или четырехсот тысяч рублей. По-другому закупку малого объема еще называют заключением прямого контракта. Это значит, что заказчик не проводит никаких конкурсных процедур и сам определяет исполнителя.

Когда можно закупать до 300 тыс. рублей?

Федеральный закон № 44-ФЗ дает заказчику право на заключение контракта до 300 тысяч рублей в том случае, если годовой объем закупок по этому основанию не превышает 2 млн. руб. или не превышает 5% от СГОЗ и не составляет более 50 млн. рублей.

Данная процедура закупки является одной из самых быстрых и простых в документации для заказчика. Например, необходимо заключить договор на техническое обслуживание транспортного средства, оказание услуг экспертов, курьерские услуги и т.д.

Проще всего осуществить закупку малого объема. Закупать можно до тех пор, пока у заказчика имеются на то лимиты денежных средств, однако, не стоит забывать об ограничениях. К примеру, если субъект, с которым заказчик намеревается заключить контракт, является монополистом, например «Почта России», и даже если закупка будет по сумме до 300 тысяч рублей, контракт необходимо заключать по основанию, предусмотренному п.1.ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Когда можно закупать до 600 тыс. рублей?

Такую закупку могут осуществлять заказчики, являющиеся государственным или муниципальным учреждением культуры, основной деятельностью которых является сохранение и популяризация объектов культурного наследия, а также иные государственные или муниципальные образовательные учреждения и иные учреждения, перечисленные в п.5.ч.1.ст.93. При этом сумма контракта не должна превышать 600 тысяч рублей, годовой объем закупок не должен быть выше 5 млн. руб или не должен превышать 50% СГОЗ заказчика и не составляет более чем 30 млн. руб

Устанавливать обеспечение контракта, составлять расчет и обоснование цены, как и в случае с закупкой до 300 тысяч, не нужно.

Как проводить закупки малого объема?

Как и заключение любого контракта, начать необходимо с выявления потребности в заключении такого контракта. Заказчик определяет объект закупки, цену контракта, его условия. Затем доводит эту информацию до планируемого исполнителя. В случае принятия предложения, обе стороны согласовывают и подписывают контракт.

Важной деталью заключения контракта до 300 тысяч рублей является включение в контракт основания, согласно которому заказчик осуществляет закупку, в данном случае это будет п.4.ч.1.ст. 93 44-ФЗ.

Закон не обязывает заказчика размещать в ЕИС информацию о закупках малого объема, это является его правом. Однако заказчику необходимо вести журнал регистрации контрактов и хранить всю документацию, так как в конце финансового года по таким закупкам необходимо будет отчитаться, путем составления отчетов, которые размещаются, в том числе и в ЕИС.

Какова ответственность за превышение объема закупок?

В случае превышения заказчиком допустимых лимитов, он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ. Штрафы по данной статье начинаются от 30 000 рублей. Для того чтобы их избежать, заказчику необходимо отслеживать потраченные суммы и вести отдельный реестр для таких контрактов.

Как контролировать лимиты по закупкам малого объема?

Контролировать ограничения по закупкам малого объема можно вручную или автоматически. Автоматический контроль ограничений по п.4 и п.5 ч.1 ст. 93 Закона 44-ФЗ возможен в специализированных программах для госзаказчиков. Одна из таких программ — «Эконом-Эксперт».

«Эконом-Эксперт» показывает, сколько закупок до 100 и 400 тыс. запланировано, какие проводятся, а какие проведены. Эта информация сопоставляется с допустимыми ограничениями. В случае нарушения заказчик увидит нарушение в специальном отчете «Контроль по 44-ФЗ».

Закупка малого объема: договор или контракт?

Федеральный закон № 44-ФЗ в п.3.ч.1.ст.1 достаточно четко регулирует этот вопрос. Гражданско-правовой договор, в котором поставка товара, оказание услуги или выполнение работ являются его предметом, и заключается такой договор от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования, бюджетного учреждения или иного юридического лиц в соответствии с нормами, предусмотренными ч.1., ч.4., ч.5. ст. 15, является контрактом.

ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО 44-ФЗ:

ЗАПИСАТЬСЯ НА БЕСПЛАТНУЮ ДЕМОНСТРАЦИЮ ПРОГРАММЫ «ЭКОНОМ-ЭКСПЕРТ»:

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:

Как получить бесплатные материалы по 44-ФЗ?

Чтобы получить полезную информацию, а также получать полезные материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

One thought on “ ЗАКУПКИ МАЛОГО ОБЪЁМА (ДО 100 И 400 ТЫС) ”

Огромное спасибо все очень четко, понятно и доступным языком.

Итоги исследования «Малые закупки. Три рубля — не деньги?!»

В июне завершено первое всероссийское исследование процессов закупок малых объемов, организованное «Фогсофт» и «Тендеры.ру» при поддержке Аналитического центра «Интерфакс ProЗакупки».

Более полусотни специалистов поделились опытом малых закупок в своих организациях, а эксперты проекта проанализировали более тысячи ответов участников исследования*.

*Реализация проекта: 20 марта — 20 июня 2017 г.
Участники исследования: 51

Целевая аудитория. Государственные и муниципальные компании, предприятия и учреждения, закупки которых регулируются 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также коммерческие компании. В исследовании приняли участие организации различных сфер деятельности, форм собственности, масштаба. В том числе руководство и специалисты отделов закупок и снабжения.

Цели и задачи проекта. Повысить эффективность системы снабжения, найти работающие решения, рассказать о новых инструментах оптимизации, оценить актуальность проблемы закупок малых объемов в стране.

Методика. Исследование основывается на данных опроса и анкетирования представителей организаций, опроса экспертов, анализа и обобщения данных.

Малые закупки (МЗ). Малые закупки/быстрые закупки/ закупки малых объемов — закупка товаров, накладные расходы на приобретение которых сравнимы или превышают стоимость товара. Как правило, под малыми закупками подразумевают приобретение канцелярии, расходников, средств бытовой химии и т.д. (так называемой «мелочевки», «малоценки»).
В соответствии с 44-ФЗ, закупка малого объема — приобретение работ, товаров или услуг на сумму, не превышающую 100 или 400 тыс. руб. Заключать прямые контракты можно в том случае, если годовой объем закупок по этому основанию не превышает 2 млн. руб. или 5% от совокупного годового финансового объема всех закупок (и не могут быть более 50 млн. руб.). В рамках 223-ФЗ к закупкам малого объема можно отнести не требующие публикации в ЕИС закупки до 100 тыс. руб. (для организаций с годовой выручкой более чем 5 миллиардов рублей — до 500 тыс. руб.).

Эксперты

Георгий Сухадольский — эксперт по закупкам Экспертного совета при Правительстве РФ, генеральный директор НП «Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок», руководитель Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки».
Кирилл Кузнецов — руководитель Центра эффективных закупок «Тендеры.ру».Один из ведущих российских специалистов и преподавателей по регламентации закупочной деятельности, эксперт в области государственных и корпоративных закупок. Ведущий эксперт РАНХиГС при Президенте РФ, Эксперт Экспертного совета при Правительстве РФ и др.
Сергей Юров — директор департамента специальных проектов компании «Фогсофт». Эксперт в области создания систем электронной торговли, автоматизации торгово-закупочной деятельности. Автор практических статей по оптимизации закупок, приверженец стратегических методов управления закупками и разумного подхода к применению инноваций в работе.
Наталья Беликова — профессиональный закупщик. Общий стаж работы порядка 17 лет (энергетика, транспорт, нефтяная отрасль), из них более 10 лет — в качестве руководителя. Консультант регионального Центра профессионального образования ФГБОУ ВО БГУ (лекции с собственной разработкой по оценке предложений снижающей трудоемкость процесса); член профессиональной ассоциации РФ «Институт внутренних аудиторов».
Арина Гоцуляк — директор Союза экспертов тендерной стратегии (г. Екатеринбург), активно практикующий эксперт-универсал по закупкам в рамках 44ФЗ,223 ФЗ, а также коммерческим закупкам. Специализация — стартапы МСП, введение и раскрутка компаний-поставщиков в тендерной системе РФ, аутсорсинг тендерной службы компании-поставщика.
Виктор Дон — руководитель центра консультаций Информационного портала закупок zakupki-portal.ru. Квалифицированный юрист-практик, консультант в области корпоративных и бюджетных закупок и продаж государственного и муниципального имущества, эксперт информационного портала в сфере имущественных торгов www.torgi.gov.ru, генеральный директор ООО «Балтийский тендерный центр».
Татьяна Трефилова — проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ ДПО «Институт развития дополнительного профессионального образования», профессор кафедры государственных и корпоративных закупок.

Резюме

Кирилл Кузнецов
Для заказчиков, работающих по 44-ФЗ, тема оптимизации закупок малых объемов подавляется задачей провести закупки без нареканий контролирующих органов, неважно с какими трудом и ресурсозатратами. И без изменений законодательства тут едва ли можно ждать перемен.
Заказчики коммерческого сектора и многие из работающих по 223-ФЗ рассматривают (и используют) возможности облегчения процесса и снижения ресурсозатрат для таких закупок. Однако основные решения пока в выборе одного или нескольких постоянных поставщиков, редко — в использовании электронных магазинов, так как существующие на рынке реализации пока вызывают нарекания.
Многим участникам опроса уже существующие методические и технические решения просто не знакомы.

Читайте также:  Оплата товаров, работ, услуг при расторжении контракта по соглашению сторон по 44 ФЗ

Георгий Сухадольский
В целом исследование получилось вполне любопытным, а то что это первое подобное исследование, придает ему еще большую ценность. Из него явно видны многие болевые точки при закупках малого объема (малых закупках).
В частности, подтверждается ключевое предположение о недостаточной эффективности процедур закупок, избыточных процедурных трудозатратах, приводящих к существенному увеличению расходов организации, в отдельных случаях — кратно по отношению к цене самой закупаемой продукции. Наиболее же очевидные решения по уменьшению процедурных трудозатрат (долгосрочные контракты, автоматизация) — в большинстве случаев либо не рассматриваются организацией, либо требуют первичных, пусть и небольших, но инвестиций — на которые также нет ресурсов. Причем это усугубляется негативным опытом попыток применения ЭТП или иных программных продуктов.
Однако для «законодателей моды» малые закупки составляют лишь небольшую часть в их бюджете, и потому не являются приоритетными для оптимизации. А организации муниципального уровня, наиболее страдающие от избыточности и сложности требуемых законодательством или региональным руководством процедур — не в состоянии донести свою озабоченность до лиц, принимающих решения.
Выражаю надежду, что данное исследование даст толчок изменениям в теме малых закупок, и ситуация «переплатили почти в 5 раз, зато соблюли местное законодательство» и «от нас ничего не зависит, за нас все решают вышестоящие организации» (цитаты ответов респондентов) начнет меняться.
Большое спасибо инициаторам исследования!

Сергей Юров
Малые закупки — это область закупок, которой незаслуженно уделяется мало внимания. А ведь это источник бестолковых затрат и, соответственно, существенной потенциальной экономии. Законодательство довольно лояльно относится к малым закупкам. С другой стороны, существуют классические практики, которые могут быть применены.
Начали появляться первые решения для автоматизации малых закупок. Можно ожидать, что в ближайшее время количество инструментов малых закупок на рынке будет расти, будут расширяться имплементируемые ими практики и подходы. Это будет стимулировать применение соответствующих практик в организациях, создавая спрос. Сформируется спираль бурного развития этой отрасли. Остается пожелать, чтобы законодательство не отставало и не препятствовало этому развитию…

Наталья Беликова
Изучение вопроса осуществления мелких закупок, в очередной раз показало, что проблем в этой области достаточно. Рассуждать на этот предмет необходимо с нескольких точек зрения, для чего следует условно разделить респондентов (потребителей) по направлениям, в зависимости от правового регулирования их деятельности в сфере закупок:
– крупные организации, подпадающие под действие Федеральных законов о закупках. В структуре таких компаний имеются специальные подразделения, ответственные за закупки, а проведение мелких закупок поручают отдельным сотрудникам. Закупочная деятельность таких компаний, в том числе в части мелких закупок, четко регламентирована, продумана и, как правило, эффективна.
– небольшие организации, подпадающие под действие Федеральных законов о закупках, которые зачастую не имеют собственных закупочных подразделений в силу организационно-штатных ограничений, либо имеют одного — двух специалистов, которые нередко совмещают иные должности. Мелким закупкам, в данном случае, не уделяется должного внимания, как правило, какая-либо технология проведения или перспективы развития в этой части отсутствуют.
– организации, не подпадающие под действия законов о закупках, но предпочитающие развиваться в части закупочной деятельности, действовать в ногу со временем (автоматизировать и совершенствовать процесс закупок).
В результате исследования мнения участников рынка можно сделать вывод, что настало время создания комплексной системы управления мелкими закупками, основой для которой может служить как опыт проведения мелких закупок лидерами закупочной отрасли, так и предложения практиков обозначенной сферы. Учитывая направления, о которых я упоминала выше, система должна быть адаптирована к закупочной деятельности каждого из перечисленных выше потребителей (в результате использования определенных критериев, показателей, фильтров).
Следующим шагом в процессе исследований может быть разработка основы такой системы, позволяющей вывести мелкие закупки на конкурентный уровень, расширить возможности прямого контакта между участниками рынка — продавцом и покупателем, в том числе посредством популяризации электронных магазинов, позволяющих минимизировать расходы и трудозатраты заказчиков. Что на самом деле важно (особенно для небольших организаций, где нет подразделений, отвечающих за экономическую безопасность сделок), так это использование некого надежного интернет-ресурса, автоматизирующего закупки, который бы позволил проводить оперативную проверку контрагентов с точки зрения должной осмотрительности. Большая часть респондентов (участников исследования) не проводит изучения поставщиков в этой части, что, разумеется, является отрицательным показателем и существенным фактором риска убытков.
Как мне кажется, вопрос систематизации и автоматизации мелких закупок, напрямую зависит от руководителя закупочного подразделения (специалиста). В том случае, если руководитель (специалист), отвечающий за закупочную деятельность в организации является прогрессивной личностью, он сам найдет решения в оптимизации данной деятельности, однако, таких руководителей не так много, как хотелось бы. Кроме того, часть специалистов по закупкам в принципе слабо информирована, поэтому, задача, связанная с расширением возможности получения информации и знаний конечным потребителем должна быть одной из главных. Одним из способов информирования и ориентирования как специалистов, обозначенных выше, так и руководителей организаций (принимающих стратегические решения в области закупок) может быть воздействие через учебные организации — центры профессионального образования и повышения квалификации, а также соответствующие органы государственной власти в регионах.
Думаю, что сочетание перечисленных аспектов, может быть эффективным. Обозначенное выше — всего лишь размышления, возникшие в ходе анализа мнений, заявленных участниками проекта и я рада тому, что приняла участие в таком перспективном мероприятии.
Татьяна Трефилова: «Общий вывод по результатам проведенного анализа анкет заказчиков: проблема проведения малых закупок существует. Такие закупки нередко составляют более 50% годового объема закупок. Автоматизация данных закупок крайне низка. В тоже время внедрение автоматизированных механизмов, в том числе позволяющих поставщикам регистрировать цены, позволило бы сократить время на проведение таких закупок».

Арина Гоцуляк: «Полагаю, что самым полезным выводом, который можно вынести из данного исследования, является низкий уровень технической оснащенности заказчиков. Тренд на автоматизацию закупочных процессов. Электронный документооборот, специализированное программное обеспечение, системы синхронизации и хранения данных позволили бы контрактным службам заказчиков высвободиться из-под ворохов бумаг, отчетов и актов, чтобы эффективнее работать с поставщиками и тем самым минимализировать риски недоброкачественных поставок продукции или услуг».

Ответы на вопросы исследования

Должности участников исследования:

  • специалист по закупкам, снабжению – 6
  • руководитель контрактной службы – 5
  • начальник отдела закупок, снабжения – 5
  • экономист – 5
  • юрисконсульт – 2
  • работник контрактной службы – 2
  • разное – 13
  • нет ответа (прочерк) – 13

Георгий Сухадольский: «Можно отметить, что основную часть участников исследования составляют не руководители, определяющие стратегию закупок, а сотрудники, напрямую связанные с реализацией тех или иных функций в сфере закупок».

Сергей Юров: «Несмотря на то что большинство участников опроса являются рядовыми исполнителями, радует, что в ряде организаций закупки в соответствии с мировыми тенденциями переходят на стратегический уровень — уровень заместителя директора».

Кирилл Кузнецов: «Тема эффективности закупок малых объемов актуальна как для специалистов по закупкам, так и финансового блока…»

Отрасль, сфера деятельности, количество сотрудников вашей организации?

  • здравоохранение (6, до 500 чел.)
  • образование, наука (6) – до 1500
  • производство (2, до 3000 чел.)
  • промышленность (5)
  • транспорт (3, до 2 000 чел.)
  • коммунальные услуги (5, до 600 чел.)
  • культура (4, до 100 чел.)
  • банковская отрасль, инвестиции (2, до 500 чел.)
  • бюджетное учреждение (7, до 110 чел.)
  • разное (9¸от 11 до 3500 чел.)

Георгий Сухадольский: «В большей или меньшей степени охвачены практически все отрасли, разве что помимо государственных органов»

Понятие малых закупок в организациях

Что в вашей организации подразумевается под малыми закупками?

  • закупки до 100 тыс. руб., до 400 тыс. руб. (в соответствии с законодательством) – 40
  • другие ответы – 8
  • нет ответа (прочерк) — 3

Георгий Сухадольский: «Как и можно было предположить, выделяется три разновидности ответов:
– как в законодательстве: определили порог 100 /400 тысяч рублей, так и можно считать, что это малые закупки;
– независимо от суммы все равно тратим время и усилия на конкурентные процедуры;
– можно выделить конкретную номенклатуру, которую и отнести по стоимости к малым закупкам.
Самый простой и типовой ответ — конечно же, отнести к малым закупки до 100 / 400 тысяч рублей».

Сергей Юров: «Большинство участников опроса выделяют малые закупки в соответствии с законодательством. В первую очередь, это говорит о том, что законодательное регулирование является слишком жестким и не позволяет выделять данную товарную категорию в соответствии с потребностями бизнеса. С другой стороны, это является показателем того, что стратегическое управление закупками и, как частный его случай, управление товарными группами, только начинает входить в практику российских предприятий».

Кирилл Кузнецов: «Как правило, закупки малых объемов в закупочных правилах заказчиков отдельно не регулируются либо относятся к данной категории по принципу «цена договора не превышает… (как правило — 100 тыс. руб.)», без экономических обоснований. В основном такие закупки осуществляются по тем же правилам, что и остальные, но отдельные заказчики используют упрощенные механизмы (в т. ч. закупку у единственного поставщика) и электронные площадки (электронные магазины)».

Татьяна Трефилова: «В 44-ФЗ к понятию «малой закупки» респонденты преимущественно относят закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 «Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)». Это подтверждается и тем фактом, что объем таких закупок в год респондентами указывается в пределах 2 миллионов рублей. Именно такой объем малых закупок разрешен одним из вариантов указанного пункта. В 223-ФЗ специалисты относят к таким закупкам, как правило, закупки, сведения о которых не подлежат размещению в единой информационной системе в соответствии частью 15 статьи 4 «Информационное обеспечение закупки».

Каковы объемы малых закупок в вашей организации (в год)?

Ссылка на основную публикацию