Закупка офисных товаров по Закону 44-ФЗ

Как закупить офисную бумагу и другие канцтовары

    On 23.08.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, Объекты закупок, Электронный аукцион

Одна из насущных нужд многих заказчиков — канцелярские товары. Их используют все и всегда, поэтому закупаются они часто и в больших количествах. Посмотрим, как можно провести такую закупку.

Контракт с единственным поставщиком

Излюбленный способ закупать канцтовары — проводить малую закупку. Подразумевается контракт стоимостью до 100 тыс. рублей, заключенный с поставщиком по выбору заказчика, то есть без проведения конкурентной процедуры. Заведения культуры, образования и некоторые другие могут закупать канцтовары, а также иные объекты, аналогичным способом при стоимости контракта до 400 тыс. рублей.

О том, как провести малую закупку у единственного поставщика, мы уже писали. Процедура проводится однотипно вне зависимости от того, каков ее объект.

Запрос котировок

Еще одна возможность относительно просто приобрести нужные канцтовары — провести запрос котировок. Закон 44-Ф3 требует, чтобы цена контракта в этом случае не превышала 500 тыс. рублей. Есть дополнительное условие — таким способом должно закупаться не более 10% от общего объема закупок в стоимостном выражении в год. При этом общая стоимость контрактов, ежегодно заключенных в результате запроса котировок, не должна превышать 100 млн рублей.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Закупка таким способом может проводиться в бумажной или электронной форме. Заказчику следует направить запросы трем и более поставщикам канцелярских товаров.

Электронный аукцион

Если сумма, на которую планируется закупить канцелярию, превышает 500 тыс. рублей, целесообразно провести электронный аукцион. Многие считают, что это единственный способ, поскольку канцелярские товары входят в аукционный перечень из распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Это справедливо лишь отчасти. В этом перечне фигурирует бумага и бумажные изделия а, а все остальное — нет.

Вместе с тем не секрет, что электронный аукцион проводить проще, чем, например, открытый конкурс. Поэтому многие заказчики останавливаются именно на этом способе закупки канцелярских принадлежностей. К тому же, как правило, бумага составляет немалую долю потребности.

Техническое задание

В ТЗ заказчик должен прописать характеристики закупаемого объекта. Допустим, это бумага для офисной техники. В техзадании заказчику следует указать такие характеристики бумаги:

  • формат — А4;
  • плотность не менее 80 г/кв.м;
  • толщина не более 104 мкм;
  • белизна — CIE, не менее 146%;
  • яркость — ISO С/2º, не менее 95%;
  • непрозрачность — не менее 91%;
  • количество единиц товара в упаковке — не менее 5 ед;
  • цвет белый;
  • в пачке не менее 500 листов;
  • количество — 600 упаковок.

Как обосновать закупку

Закупка канцтоваров обосновывается в плане закупки. При этом нужно придерживаться формата из постановления Правительства от 05.06.2015 № 555. В обосновании в обязательном порядке должны содержаться данные о наименовании объекта закупки, ее индивидуальный код, а также указание на потребности, которые будут удовлетворены за счет приобретения этого объекта. Следует также заполнить и все остальные поля формы обоснования, если это применимо к данной закупке.

Например, в регионе действует программа помощи детям из малоимущих семей. В ее рамках региональное Управление образования проводит закупку канцелярских принадлежностей для школьников. В этом случае в форме обоснования нужно указать название этой программы.

Но чаще всего канцтовары приобретаются заказчиком для собственных ежедневных нужд. В таком случае в качестве обоснования можно указать, что эти товары приобретаются для обеспечения деятельности организации.

Возможные ошибки заказчиков

Довольно часто заказчики поступают так: берут цены канцелярских товаров с интернет-ресурсов и используют их для обоснования НМЦК. Правильно ли это? Все зависит от ситуации.

Если сведения, размещенные на указанных сайтах, имеют характер публичной оферты, то использовать их для расчета начальной цены можно. Это следует из пункта 2 части 18 статьи 22 Закона № 44-ФЗ. В соответствии со статьей 494 Гражданского кодекса, публичной офертой является предложение, из которого покупателю понятно количество и стоимость товара. Если же на сайте указано, что предложение не является публичной офертой, то на такие цены опираться неправомерно.

Подобную ошибку заказчики совершают не только в отношении канцтоваров. Она является весьма распространенной. К такому выводу Казначейство пришло в своем обзоре о частых нарушения в закупках.

Также стоит упомянуть о том, что при закупке канцелярских товаров нельзя выдавать авансы. Существует распоряжение Правительства от 16.01.2018 № 21-р — в нем определены списки товаров, закупка которых проводится без авансирования. В текущем году, как и в прошлом, канцтовары вошли в этот список.

Инструкция: закупаем бумагу для офисной техники по 44-ФЗ

Выбор способа закупки

Приобрести офисную бумагу можно как конкурентными способами закупки, так и у единственного поставщика. Если поставка бумаги для офисной техники планируется на сумму, не превышающую 300 000 рублей (по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ) или 400 000 рублей (по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ), то организация-заказчик имеет право заключить договор с единственным поставщиком.

С 31.07.2019 изменится максимальная цена для заказов бумаги по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ: лимит вырастет до 600 000 рублей.

Для закупок бумажной продукции у единственного поставщика есть еще один важный нюанс: с 01.03.2019 все заказчики федерального уровня и поставщики офисной бумаги обязаны заключать соглашения на торговой площадке ЕАТ «Березка». Для региональных и муниципальных заказчиков это пока не является обязанностью, но они вправе использовать Единый агрегатор торговли для приобретения бумаги.

Выбор конкурентного способа заказа зависит от ОКПД2 — бумага офисная относится к аукционному перечню, утвержденному Распоряжением Правительства № 471-р от 21.03.2016. Это означает, что заказ такой продукции должен осуществляться через электронный аукцион (ч. 2 ст. 59 44-ФЗ).

Можно закупить бумажную продукцию не только электронным аукционом, но и электронным запросом котировок, электронным запросом предложений или у единственного поставщика. Это значит, что по коду ОКПД2 бумага для офисной техники — 17.12.14.110 — допустимо применение всех способов закупок, кроме конкурсных процедур.

Соблюдение национального режима

Применение национального режима в закупках бумаги обусловлено статьей 14 44-ФЗ. К определенной продукции, изготовленной в иностранных государствах, должен применяться национальный режим наравне с товарами, произведенными в Российской Федерации. Регламентируют правила нормативно-правовые акты Правительства РФ.

Узнать, применяется ли к закупаемым товарам, работам и услугам национальный режим, можно по коду ОКПД2. В Приказе Минфина № 126н от 04.06.2018 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» приводятся коды продукции по видам экономической деятельности:

  • 17.12.73.110 — бумага мелованная для печати;
  • 17.23.14 — бумага и картон прочие, используемые для письма или печати или прочих графических целей, тисненые, гофрированные или перфорированные. Эта группа включает 5 вложений по конкретным разновидностям товаров.

Требования о национальном режиме прописываются в закупочной документации. Заказчик должен потребовать от участников закупки задекларировать страну-производителя закупаемых бумажных изделий. Для этого участнику госзаказа достаточно указать в заявке страну-изготовителя. Чтобы не ограничить конкуренцию для потенциальных поставщиков, нельзя требовать другие документы и сертификаты, подтверждающие страну происхождения товаров. Закупочной комиссии этого подтверждения достаточно для допуска такого участника к торгам.

Разработка технического задания

Объектом закупки является бумага для офисной техники, поэтому техническое задание составляется по общим правилам, установленным в статье 33 44-ФЗ. Закупка производится по ГОСТ Р 57641-2017 от 07.09.2017 «Бумага ксерографическая для офисной техники. Общие технические условия». Этот норматив вступил в силу с 01.03.2018.

Офисная бумажная продукция приобретается для работы с такими видами оргтехники:

  • принтеры;
  • факсы;
  • копировальная и множительная техника;
  • издательское оборудование.

Все стандарты качества по бумажной продукции предписываются ГОСТ Р 57641-2017. В госстандартах определяются требования к формату листов и размерам рулонов, к качественным характеристикам в зависимости от марки продукции, к самим маркам бумажной продукции (А, В, С) и их условным обозначениям.

Когда потребности заказчика отличаются от стандартов, определенных ГОСТ, необходимо привести обоснование закупки бумаги. В техническом задании указываются особые требования заказчика к объекту закупки.

При формировании технического задания специалист организации-заказчика должен использовать каталог товаров, работ и услуг — КТРУ. Применение позиции КТРУ в плановых документах и закупочной документации возможно с момента вступления в силу конкретной позиции. Для офисной бумаги эта дата — 01.08.2019. Если заказчику необходимо закупить иной вид бумажной продукции, дату вступления в силу для определенной позиции можно посмотреть в нужном разделе каталога.

Рассмотрение заявок

Заявки допускаются только после проверки соответствия предложения участника закупки требованиям технического задания и закупочной документации. Закупочная комиссия рассматривает первые и вторые части заявок, после чего определяет победителя. Для электронного аукциона и запроса котировок победителем признается тот участник, который предложит наименьшую цену на поставляемый товар.

Читайте также:  Порядок отмены закупки в соответствии с 223 ФЗ

По факту рассмотрения первых частей заявок определяется соответствие участников заказа требованиям закупочной документации и технического задания. Если предложение потенциального поставщика не соответствует условиям документации, то такая заявка отклоняется. Если исполнитель не указал страну-производителя продукции, то его отклонять не нужно. Товар такого участника будет рассматриваться как иностранный продукт.

Все допущенные поставщики принимают участие в аукционе и направляют заказчику вторые части заявок. На этом этапе применяются условия национального режима для бумажной продукции, указанной в Приказе № 126н. Механизм применения национального режима используется в соответствии с выбранным способом определения поставщика. Для запроса котировок или предложений результаты процедуры будут подведены следующим образом.

Победителем будет признан участник, который поставляет бумагу российского производства, к его ценовому предложению применяется понижающий коэффициент. Для электронного аукциона действует другой механизм. Победителем признается участник, который больше всех снизил цену в ходе торгов. Дальше действует такое правило: если победитель аукциона поставляет бумагу, изготовленную в России, его окончательное ценовое предложение не изменяется. Если бумажная продукция произведена в иностранном государстве, окончательная цена снижается на 15%.

Заключение контракта

Соглашение между победителем и участником проводится по правилам, закрепленным в статье 83.2 44-ФЗ. В проект контракта вносятся все итоговые данные закупки: наименование поставщика, его продукт со всеми характеристиками и цена поставки офисной бумаги. Контракт направляется на подписание участнику. Соглашение будет считаться заключенным, когда заказчик его подпишет и разместит в ЕИС.

Закупка оборудования по 44-фз бюджетным учреждением

Бюджетное учреждение намерено выкупить оборудование, которым пользуется на правах аренды (сканер для сканирования больших карт, которые в настоящее время не производят). Собственник оборудования согласен продать сканер по цене 300 тыс. руб. Средства, которыми располагает учреждение, – только бюджетные.
В соответствии с каким законом учреждению необходимо осуществить закупку – Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”?

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3, ч.ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ за счет любых средств, за исключением средств, перечисленных в ч. 2 указанной статьи, закупки за счет которых при соблюдении определенных условий могут осуществляться в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Случаи, когда заключение заказчиками договоров на приобретение товаров, работ, услуг не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ, перечислены в ч. 2 ст. 1 этого Закона. Договоры, направленные на приобретение указанного в вопросе имущества, в этот перечень не включены. Следовательно, если в рассматриваемой ситуации такое имущество планируется приобрести не за счет средств, перечисленных в ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, закупка может быть осуществлена исключительно в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – контрагент) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также – контрагента). В силу ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 этого Закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Согласно ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона.

Закупка у единственного контрагента допускается Законом № 44-ФЗ в исключительных случаях, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 1 ст. 93 этого Закона. Большинство таких случаев предполагают наличие для такой закупки специальных оснований. И только нормы п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ допускают закупку у единственного контрагента по выбору заказчика в зависимости только от суммы закупки и доли в совокупном годовом объеме закупок (далее – СГОЗ), без дополнительных оснований, приведенных в иных пунктах. Так, на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при определенных условиях возможно осуществление закупки на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. Пункт 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ допускает возможность закупки на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей, при соблюдении установленного данной нормой лимита. Однако воспользоваться п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ вправе только категории заказчиков, обозначенные в указанной норме. Бюджетное учреждение в рассматриваемом случае к таковым не относится.

Иных оснований, которые бы позволяли заключить договор, направленный на приобретение указанного в вопросе имущества, без предварительного проведения конкурентных процедур (в том числе то обстоятельство, что соответствующее имущество может быть приобретено только у конкретного лица), ст. 93 Закона № 44-ФЗ не предусматривает. Поэтому при описанных обстоятельствах для определения продавца оборудования формально заказчик обязан использовать конкурентные способы. Заключение договора без использования таких способов является нарушением Закона № 44-ФЗ.

Как уже отмечено, в силу ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ приоритетным способом определения контрагента для целей осуществления закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ является открытый конкурс. Вместе с тем ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ (далее – Перечень), за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона № 44-ФЗ.

Актуальный Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, включает позицию “Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (кроме кодов 26.60.11.120, 26.60.11.114, 26.60.11.119, 26.60.12.129, 26.70.22.150) – класс “26” по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК034-2014 (КПЕС 2008) (далее – Классификатор), принятому и введенному в действие приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Именно к этому классу отнесены сканеры (код 26.20.16.150 Классификатора). Поскольку указанный код не включен в приведенный выше перечень исключений, в рассматриваемой ситуации закупка должна быть осуществлена путем проведения не конкурса, а электронного аукциона либо иных конкурентных процедур, упомянутых в ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ. Из таких процедур в рассматриваемой ситуации закупка может быть осуществлена только путем проведения запроса котировок (при условии соблюдения ограничений, установленных ч. 2 ст. 72 Закона № 44-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 83 и ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ указанная в вопросе закупка может быть осуществлена также путем проведения запроса предложений. Это возможно, если электронный аукцион будет признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67 и ч. 13 ст. 69 Закона № 44-ФЗ в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным ч. 13 ст. 69Закона № 44-ФЗ в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным ч. 15 ст. 70 Закона № 44-ФЗ (в связи с уклонением или отказом победителя аукциона от заключения контракта).

Наконец, если электронный аукцион, запрос котировок или запрос предложений будут признаны несостоявшимися по основаниям, указанным в ч.ч. 1, 2, 3, 3.1 ст. 71, ч.ч. 1, 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83 Закона № 44-ФЗ, закупка может быть осуществлена у единственного контрагента на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Ответ подготовил: Чашина Татьяна, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам). Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков. Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.

Читайте также:  Проведение запроса котировок

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
  • Единая электронная торговая площадка;
  • Российский аукционный дом;
  • ТЭК — Торг;
  • Электронные торговые системы;
  • Сбербанк — Автоматизированная система торгов;
  • РТС — тендер;
  • Электронная торговая площадка ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. рублей. С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Заказчик

Поставщик

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

ЭТП

Федеральные органы власти

  1. Министерство финансов — регулирует и принимает нормативные акты (до тех пор пока не принят новый нормативный акт, действуют документы, утвержденные предыдущим регулятором — Минэкономразвития)
  2. ФАС — контролирует и наказывает
  3. Рособоронзаказ — регулирует оборонные заказы и объекты гостайны
  4. «Росатом»
  5. «Роскосмос»

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).
Читайте также:  Приказ о проведении запроса котировок при закупке по 44 ФЗ

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали.

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Планы закупок*

Планы-графики

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.

В описании каждой закупки есть:

  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете.Формируются на финансовый год.Планы можно менять.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

С 1 июля 2019 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС.

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить контракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь.

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

Инструкция по закупкам канцтоваров по 44 ФЗ

Особенность закупок канцтоваров по контрактной системе по 44 ФЗ

В большинстве случаев закупка канцтоваров по 44-ФЗ производится в неконкурентной форме. Это значит, что весь объем продукции предоставляет единственный поставщик, которого выбирали без какого-либо конкурса.

Особенности закупок канцтоваров по контрактной системе, по 44 ФЗ, подразумевают использование неконкурентной формы сделок. Она является упрощенной, с ней все операции проводятся легче и быстрее, чем в прочих случаях. Для покупателей канцтоваров именно она зачастую является идеальной, потому что она подходит в случаях, когда:

  • вся сумма сделки — не более 100 тыс. руб.
  • если заказчиком выступает учреждение сферы образования, то данный показатель может доходить даже до 400 тыс. руб.
  • заключению договора предшествовали не увенчавшиеся успехом конкурсы поставщиков.

Как написать заявку на закупку канцтоваров

Приняв решение об использовании именно упрощенной неконкурентной формы проведения закупки, заказчик должен задаться вопросом о том, как написать заявку на канцтовары грамотно. Для этого ему следует тщательно проанализировать свои нужды. Это поможет максимально точно и правильно составить заявку на получение канцтоваров. Она оформляется в определенной законом форме, заполняется и направляется поставщику в виде электронного документа. Многие покупатели и производители называют такую заявку техническим заданием. Описанная нами ниже инструкция по закупкам канцтоваров по 44 ФЗ поможет даже начинающему сотруднику быстро и легко составить лучшее ТЗ для своей сделки.

Создание документов данного типа — это весьма ответственная задача, т.к. от их качества и информативности напрямую зависит удобство и точность работы поставщиков, степень удовлетворения ими потребностей и просьб покупателей. Каждый заказчик обязан знать, как оформить заявку на канцелярские товары по статье 44 Федерального закона.

Составление технического задания на поставку канцелярских товаров

Что же обязательно должно присутствовать в техническом задании на поставку канцелярских товаров? Прежде всего, это должность и фамилия непосредственного покупателя, а также цель, ради достижения которой проводится закупка. Эти данные приводятся в самой «шапке» документа. Обязательным является также перечисление технических параметров покупаемых изделий, можно указать и желаемую марку канцтоваров. Сейчас многие фирмы-поставщики, стремясь упростить процедуру закупки для своих заказчиков — государственных учреждений, сами создают для них готовые формы заказов. Там они приводят таблицы с названиями, техническими характеристиками канцтоваров, возле нужных из них покупатели могут просто ставить галочки. С такими готовыми формами приобретение канцелярских принадлежностей по ФЗ 44 становится легче и быстрее.

После создания перечня закупаемых товаров заказчик должен указать точный адрес, по которому канцтовары должны быть привезены после заключения контракта.

Обоснование закупок канцелярских товаров по 44 ФЗ: форма составления

Согласно действующим правилам, необходимым этапом проведения закупки является обоснование ее целесообразности. Обычно его проводят на самом первом, подготовительном этапе сделки, одновременно с составлением плана закупки. Для этого используется специальная форма обоснования закупок канцелярских товаров по 44 ФЗ. В ней указывают причины выбора моделей покупаемых канцтоваров, их количества, расценок, даже самого поставщика. Очень важно для проводящего закупку пояснить в документе важность проведения сделки, соответствие свойств отобранных товаров цели, ради которой они покупаются.

Технические характеристики канцелярских товаров в кодах госклассификаторов

Как для учреждений, нуждающихся в регулярном проведении закупок канцтоваров, так и для фирм, производящих и продающих такие изделия, важно знать, как деятельность, посвященная им, отражается в ОКВЭД и ОКПД. Это — разработанные государственными регулирующими органами классификаторы, в которых собраны коды, необходимые для проведения бухгалтерских операций.

Между названными классификаторами существует принципиальная разница. Так, ОКВЭД содержит коды видов проводимой предприятиями экономической деятельности, а ОКПД — коды самих товаров и услуг, предлагаемых фирмами. Иными словами, он конкретно определяет, что относится к канцелярским товарам по статье 44 Федерального закона. Как видим, содержание обоих классификаторов не однотипно, при проведении операций из них одно дополняет другое.

Что касается области производства канцтоваров, то для них ОКВЭД предлагает свои коды, подразделяя товары:

  • по материалу изготовления (бумага и картон, стекло и хрусталь, пластмасса, металл );
  • назначению (письмо, хранение аксессуаров, пр.);
  • способу реализации (оптом, в розницу).

ОКПД предлагает свою классификацию и свои коды с учетом важных технических характеристик канцелярских товаров из бумаги, металла, пластмасс. Их продают оптом и в розницу в специальных торговых точках.

Компании, занимающиеся сбытом канцтоваров, должны знать тонкости составления их потенциальными заказчиками заявок на закупку продукции. Тогда они смогут сформировать для них самые выгодные предложения, создать лучшие и наиболее удобные формы для заявок на закупку бумаги по 44 ФЗ, а также всех других видов канцтоваров. Это поможет им удержать уже имеющихся покупателей, а также привлечь новых.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: Яндекс.Дзен, «Вконтакте», Facebook, Twitter, Одноклассники

Ссылка на основную публикацию